И знакомому совету я доверчиво внимал. Картинка к сочинению анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер. Повторное чтение стихотворения учеником

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Словарь: Полумрак – плохое освещение, почти темнота. Лампада – масляный светильник перед иконой. Зной – жара Межа – граница, полоса между полями Внимал – слушал Обвеянный – окруженный Забываться – засыпать Грезы – светлые мечты, сновидения.

Иван Алексеевич Бунин. Бунин родился в старинной дворянской семье. Детство писателя прошло на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. “ Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной”, - писал впоследствии Бунин. (1870 - 1953)

В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Нобелевская премия – международная премия, названная в честь их учредителя шведского инженера-химика Альфреда Нобеля, присуждается за выдающиеся работы в разных областях. Роман «Жизнь Арсеньева». Фотография портрета Нобелевского лауреата. И. Бунин.

Обратимся к отдельным строкам. Помню – долгий зимний вечер… Позабудь, что воет вьюга… Вспомни тихий шепот леса… Как мы назовем подчеркнутые слова? Антонимы. Что такое антонимы? Слова с противоположным лексическим значением. В данных строках противопоставлены слова, а картины? Зимний – летний пейзаж. Как в литературе называется этот прием? Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Картины. Зима ночь, мрак, тучи вечер долгий, зимний свет лампады - полумрак-тишина-буря Возникает чувство страха, беспокойства, настороженности. Глаголы: помню, льётся, плачет буря. Воспоминания детства свежи.

Мама На душе спокойно. Защита, забота. Что желает мама? Дитя задремало. Появляется мотив сна, связанный с отдыхом, забвением от страха, беспокойства. Позабудь, что воет вьюга… Позабудь, что ты со мной… Перенос из реальности

Лето “ шепот ветра» -он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая. Исчезает чувство беспокойства, страха. Глагол- внимал -. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время. Сновидение.

О чём это стихотворение? Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. Зимний пейзаж -тревожное и неспокойное состояние ребенка от того, что видит и слышит он. Летний пейзаж – легкое движение, ласковый шепот, от этого на душе становится легко и радостно, приходит покой, умиротворение. контраст

Выразительное чтение стихотворений И. Бунина. Спасибо за работу. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку литературы "Причуды матушки-зимы" (А. С. Пушкин "Зимнее утро").

Разработка представляет собой интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки. Дети познакомятся с пейзажной лирикой Пушкина, а именно со стихотворением "Зимнее утро". Вспомнят, что такое композиция, из...

Конспект урока литературы в 5 классе. Зимний вечер в творчестве А.С.Пушкина и в музыке.

Второй урок,проведенный в ходе эксперимента с целью выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина....

Иван Бунин, очевидно, природой был предназначен для литературного творчества. С детства он увлекался поэзией и сам писал стихи.

Это произведение было написано в 1887 году, когда писателю исполнилось семнадцать лет. В семнадцать лет, обычно не занимаются воспоминаниями о детстве, и поэтому мотив для написания этого стихотворения не понятен. Хотя, может быть, в момент написания, это было случайное воспоминание о матери и о тёплом уютном доме, где любые беды нипочём.

Сюжет стихотворения чрезвычайно прост: ночь, мама у постели ребёнка, за окном холодно, неуютно. Мама убаюкивает сына, просит его вспомнить о лете, а когда он проснётся, то всё будет хорошо. Лета завтра за окном, конечно, не будет, но для мамы главная задача, чтобы ребёнок спокойно уснул. Завтра он проснётся здоровым и весёлым и не важно: какая на рассвете будет пора года за окном, метёт ли вьюга, или сияет солнце. Главное – чтобы мальчик уснул. И правильно. Мама тоже устала. И мама тоже хочет спать.

Стихотворение, по сути своей, очень сентиментальное. Ничего выдающегося в этом стихотворении нет. Оно может стать темой для очередной колыбельной песни, но таких стихотворений миллионы. Вряд ли оно было популярным в те годы, когда было написано и издано. Возможно, значительно позже, когда Бунин стал известен во всём мире, стихотворению придали статус талантливости. Но, может быть, в нём есть литературная гениальность, новизна темы или философская прозорливость? Отнюдь.

Вот Пушкин был человеком попроще, чем Бунин и, вспоминая своё детство, писал: «…выпьем старая подружка бедной юности моей». Констатируем, не приводя в пример других поэтов, что тема не нова. Философии в стихотворении никакой нет. Стиль стихотворения совершенно обычный для того времени.

Но стихотворение написано складно. Для начинающего литератора довольно добротное стихотворение. Но каждое стихотворение несёт в себе больше эмоций, чем логики. И эмоционально оно должно вас в чём-то убедить. Вот, к примеру, Маяковский эмоционально писал: Левой! Левой! Левой! Почему левой? Потому что это «Левый марш», зовущий к революции.

В стихотворении Бунина противопоставлены друг другу: зимняя пурга за окном (но в доме уют) и тёплое лето, колосящаяся рожь и шелест берёз. Вспомни о лете, знай, что оно придёт, мой мальчик. Это основной эмоциональный ключ стихотворения – беда пройдёт, кончатся неудобства и всё будет хорошо.

Вариант №2

Для каждого ребенка мама является, безусловно, самым главным человеком в мире, рядом с которым всегда тепло, спокойно и уютно. По крайней мере, так должно быть. Ведь человек может быть счастливым, только если у него есть мама, которая заботиться и любит его таким, какой он есть.

Иван Алексеевич Бунин был человеком, очень привязанным к своей маме. Он всегда с особой нежностью и трепетом вспоминал зимние вечера, которые они проводили с ней вдвоем.

Стихотворение "Помню долгий зимний вечер...", написанное в 1877 году, как раз таки является одним из таких воспоминаний поэта. Он очень четко описал природную стихию, которая разыгралась за окном и тихий вечер, который он проводил с мамой.

В целом же это стихотворение, которое является очень простым по своему строению, но одновременно обладает глубоким и пронизывающим смыслом.

Что касается литературных приемов, то здесь можно встретить метафору, олицетворение, эпитеты и красочные прилагательные.

В заключение хотелось бы сказать, что даже память самого маленького ребенка откладывает лучшие моменты, проведенные вместе с мамой. Поэтому каждой маме, несмотря на различные жизненные трудности необходимо находить время для своих детей, ведь их детство будет длиться не вечно, и так важно не упустить каждый момент. Многим кажется это сложным, но все возможно, стоит только захотеть. Тем более, что мама может многое.

Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер Бунина

Стихотворение И.А. Бунина "Помню долгий зимний вечер" напоминает цепочку фрагментов из прошлого, которые вспоминаются автором с чувством легкости и тихой грусти.

Осознавая невозможность вернуть время назад, он стремится подробно восстановить в памяти эпизоды того зимнего вечера. События давних лет очень дороги лирическому герою. Мысленное воскрешение некоторых моментов происходит благодаря существованию человека и природы в их тесном взаимодействии. Испытанные переживания беспокойства и счастья происходят в вечернее время, зимой. Непогода, разыгравшаяся за окном, отсутствие яркого освещения в доме ("Тускло льется свет лампады") - все это могло вызвать мрачное настроение мальчика, скуку, чувство одиночества. Однако, ласковое обращение к нему матери с наставлением ("Позабудь, что воет вьюга... Вспомни тихий шепот леса") подбадривает, поднимает настроение.

Метель теперь видится ему в ином свете. На задний план уходят темные тона, завывание вьюги. Вкрадчивый, добрый голос родного человека внушает уверенность и успокоение. Мать предлагает мысленно вернуться в жаркие дни, вспомнить "полдневный летний зной".

Сопоставив летнюю картину по цветовой гамме ("золотые волны"), по динамике происходящих вокруг действий ("ходят медленно и плавно"), по звуковым характеристикам ("шепот леса") изображению зимнего пейзажа ("полумрак и тишина", "буря плачет",) лирический герой забывает о ненастье. На смену тревожному эмоциональному напряжению приходит то трогательное детское ощущение защищенности, которое во взрослой жизни способно спасти человека от бед.

Разговор о теплом времени года отвлекает мальчика от чувства страха, медленно погружая в сон. Томительное ожидание окончания вьюги создается за счет эпитетов (долгий, зимний). Благодаря олицетворениям, вечер представляется огромным воющим зверем, который пугает ребенка в начале стихотворения ("буря плачет", "волны ходят"). Устрашающий образ растворяется к концу произведения. Переход из зимы в лето происходит благодаря использованию женщиной глаголов повелительного наклонения ("позабудь", "вспомни").

Произведение построено на противопоставлениях. За счет антитезы ярко проявляется изображение зимы и лета, выделяются особенности каждого времени года ("плачет" - "шепот"). Нежный образ доброй мамы складывается из выражений, входящих в состав прямой речи с обращением "Дорогой мой". Внимая ее наставлениям, мальчик успокаивается, прислушиваясь к спокойному голосу.

Стихотворение "Помню долгий зимний вечер" - очередной образец возвышенной лирики поэта, в котором проникновение природных явлений в душу мальчика рождает неповторимые эмоции, способствует возникновению умиротворения, а обращение к прошлому становится во взрослой жизни для него источником побед и вдохновения.

Вариант №4

Иван Алексеевич Бунин с самого раннего детства писал стихотворения и другие произведения, которые в будущем стали очень популярными и любимыми многими. Именно с поэзии этот человек начал покорять Олимп литературного искусства.

Вообще стоит отметить, что у данного поэта очень большое количество популярных произведений, одним из которых является "Помню долгий зимний вечер...". Это стихотворение было написано в 1877 году.

Основной его темой стали детские воспоминания, а так же прекрасные ощущения, которые хотя бы раз в жизни испытывал каждый человек. Из самых первых строчек данного произведения можно понять, что во время описания действий за окном бушует настоящая буря. Природная стихия описана автором очень хорошо и доподлинно.

Нужно отметить, что данное произведение пронизано особой теплотой, нежностью и любовью. Основными героями данного стихотворения являются мать и сын, и их трепетные отношения. Согласитесь ведь, почти у каждого человека есть прекрасные воспоминания из детства, связанные с его родителями, в частности с мамой. Только мама может найти время для своего ребенка и провести с ним вечер, несмотря на различные дела, проблемы и так далее. Многие порой кажется, что для детей это не важно, но это вовсе не так. Дети, даже самые маленькие все чувствуют и понимают.

Чтобы произведение получилось, более красивы поэт использует литературные приемы. В частности здесь можно найти красивые эпитеты, красочные прилагательные, интересные метафоры и так далее.

В целом это очень и очень красивое произведения, читая которое у каждого на душе становится тепло и радостно.

В заключении хотелось бы сказать, что вы являетесь очень важным человеком для своего ребенка, поэтому, несмотря на любые жизненные обстоятельства, всегда находите время для них.

5, 6 класс кратко по плану, главная мысль

Картинка к стихотворению Помню долгий зимний вечер


Иван Алексеевич Бунин

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез -
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

Покорение вершин литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню - долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью, как в России, так и за ее пределами.

Покорение вершин литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню – долгий зимний вечер…». написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», - отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», - советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину. что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер … »

Аннотация. Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер … » обращён к эмоциональным, зрительным и слуховым ассоциациям младших школьников, включает работу со словом, художественными образами, созданными на его основе, предусматривает развитие творческого мышления и навыков выразительного чтения.

Стихотворение Бунина «Помню — долгий зимний вечер … », пронизанное особой теплотой дорогого сердцу автора воспоминания,
по-бунински живописно и сдержанно-эмоционально. Оно легко воспринимается младшими подростками, дополняется их воображением и
собственными воспоминаниями о детстве. Их детство ещё не кончилось, но ранняя его пора позади и видится пятиклассникам хоть и сквозь
дымку взросления, но достаточно ярко. Всё это превращает анализ стихотворения в тёплый и добрый разговор …

Предварим его небольшим вступительным словом об авторе.

Иван Алексеевич Бунин происходил из древнего дворянского рода, из которого вышли известные ПОЭТbI и учёНblе. Среди них поэтесса
Анна Бунина, которую Анна Ахматова называла своей прабабкой, поэт Василий Андреевич Жуковский, учёный Пётр Петрович Семёнов-Тян-
Шанский — географ, ботаник, государственный и общественный деятель.

Когда-то это был богатый и процветающий род, но к моменту рождения будущего поэта и писателя он оскудел, разорился, однако всё ещё хранил традиции семейного воспитания и дворянской культуры. И хотя жили Бунины в ветхом доме старинной усадьбы, где от каждого дождика протекала крыша, а зимой домик заметало снегом, в сердце поэта остались самые тёплые воспоминания об этом доме, где он любил слушать чтение матери и её рассказы, мечтать, глядя в окна на синеющие сумерки, рассматривать старенькие обои на стенах, которые в золотистом свете заходящего солнца превращались в волшебные картины …

Поэт вспоминает в стихотворении «Детская»:

От пихт и елей в горнице темней,
Скучней, старинней. Древнее есть что-то
В уборе их. И вечером красней
Сквозь них зари морозной позолота.
Узорно-лёгкой, мягкой бахромой
Лежит их тень на рдеющих обоях —
И грустны, грустны сумерки зимой

В заброшенных помещичьих покоях!
Сидишь и смотришь в окна из угла
И думаешь о жизни старосветской …
Увы! Ведь эта горница была
Когда- то нашей детской!

Зимой сумерки наступали быстро и тянулись долго, часто под завывание вьюги. Об одном из таких вечеров и рассказывает Бунин в
стихотворении «Помню — долгий зимний вечер … »:

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льётся свет лампады,
Буря плачет у окна.
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и весёлым
Завтра утром быть опять, —
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной.
Вспомни, как шумят берёзы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грёз —
Шёпот зреющих колосьев
И невнятный шум берёз …

Стихотворение начинается со слова «помню». На что настраивает нас это первое слово?
Что должно последовать за ним? (Мы понимаем, что далее последует воспоминание.)

В каком времени употреблён глагол? (В настоящем.) И что же помогает нам почувствовать настоящее время? Как вы думаете,
почему поэт использует глагол именно настоящего времени? Это даёт нам понять, что воспоминание поэта живое, яркое, что оно переживается и ощущается так, будто всё происходит сейчас.

Давайте внимательно прочитаем стихотворение, попробуем понять, что же так бережёт память поэта, почему это воспоминание
остаётся живым и тёплым.

После чтения стихотворения дети делятся своими впечатлениями, мыслями и приходят к выводу, что воспоминание такое яркое, потому
что оно связано с мамой, которая в долгие зимние вечера успокаивала, убаюкивала маленького сына.

Какие картины представлялись вам при чтении? Опишите их.

Ребята словесно рисуют полутёмную комнату, освещённую лишь светом лампады. Здесь нужно пояснить, что такое лампада, потому что пятиклассники думают, что это обычный светильник, что, естественно, обедняет восприятие стихотворения. Когда они узнают, что лампада — это светильник, зажигаемый перед иконой (Спасителя, Божьей Матери или святого), а не для освещения, комната, описываемая
в стихотворении,приобретает особенное значение не только для поэта, но и для них, читателей: становится уютнее, роднее, потому что покой её обитателей хранит намоленная, может быть, не одним поколением родовая икона…

В комнате мать и сын, беспокойно ворочающийся в своей кроватке. Мерцает, теплится лампадка, от неё мелкими бликами струится
тусклый свет, отражающийся на потолке. Ветер за окном такой, что колышет занавески на окнах и заставляет трепетать огонёк лампадки.
От этого образ на иконе словно оживает, и кажется, что Божья Матерь тоже наклоняется над встревоженным ребёнком …

Что же может беспокоить мальчика, как вы думаете?

Наверно, его тревожит вой ветра в трубе, шум вьюги за окном — он не может заснуть …

Каким же представляется вам этот зимний вечер? Опишите его.

Именно этот вечер пугает: вьюга заметает дом, швыряет в окна комья снега, стучит ставнями; пробегает по крыше, шевеля старую черепицу. Кажется, что дом словно маленький островок среди бурана, даже огонёк в его окнах порой не виден за плотной пеленой снега.

Что помогает нам почувствовать эпитет «долгий»?

Он передаёт томительное ожидание людей. Вечер кажется бесконечным: так долго бушует непогода, так долго не стихает ветер и не кончается вьюга … И так хочется тишины и покоя …

Какое настроение создаёт этот вечер? Что усиливает это настроение?

Долгая вьюга, злой ветер вызывают тоску, уныние, тревогу, чувство одиночества, оставленности, даже какой-то бесприютности. Особенно сильно это чувствует ребёнок. И усиливает страх шум за окном. Какие звуки могут доноситься в дом с улицы?

Это может быть дребезжание стёкол, царапание веток по ним, вой ветра, лай собаки, которую тоже беспокоит буря, звуки чего-то упавшего и, может быть, даже вой голодного волка …

Найдите в стихотворении строчки, которые описывают бурю. (Буря плачет у окна)

Какое чувство вызывает глагол «плачет»? (Тоску, уныние.)

Какой художественный приём использует здесь поэт? (Олицетворение, которое одушевляет бурю, делает её живым существом.)

Представь те, что рождают эти звуки в воображении ребёнка, в его душе. Наверно, ему представляются чудовища, которые окружают дом, может быть, заглядывают в окна, протягивают страшные лапы — и мальчику страшно …

Как пытается успокоить его мама? Перечитаем её слова, обращённые к сыну:

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и весёлым
Завтра утром быть опять, —
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной.
Вспомни, как шумят берёзы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

Каким чувством наполнены слова матери? Что важно передать в чтении?

Пятиклассники понимают, что в чтении надо передать нежность, любовь матери к ребёнку. Мама помогает сыну вспомнить о светлом летнем дне с шёпотом леса, весёлым шумом берёз и золотыми волнами колышущейся под ветром ржи.

Почему эти слова мама шепчет, а не говорит?

Она старается успокоить, убаюкать ребёнка, и шёпот помогает ей в этом. Ещё раз прочитаем эти строки, чтобы передать материнские чувства. Ребята читают очень хорошо и с удовольствием. Выслушаем несколько человек, оценим их чтение, а потом попросим найти в речи
мамы ключевые слова-антонимы. (Позабудь-вспомни.)

О чём должен позабыть мальчик? А о чём — вспомнить? Зачем?

Мама просит, чтобы сын забыл о зиме, о вое вьюги, о долгом зимнем вечере и даже о маме, а вспомнил лето, «тихий шёпот леса», «золотые волны ржи». Картины лета напомнят о том, что зима и непогода не вечны, что на смену им обязательно придут весна и лето с яркими красками и тёплым солнышком. Забыть зиму и вспомнить лето надо для того, чтобы успокоиться и заснуть.

Как противопоставлены в стихотворении зима и лето, вечер и день?

Найдите противоположные, контрастные друг другу образы. (Плач бури и «тихий шёпот леса», «полумрак», «тусклый свет» и пронизанные солнцем «золотые волны ржи», «долгий зимний вечер» и «полдневный летний зной»)

Как действуют на мальчика слова матери?

Объясните выражение «обвеянный мечтами, забываться начинал».

Ребёнок успокаивается, вспоминает лето, потихоньку засыпает и слышит во сне с «шёпот зреющих колосьев и не внятный шум берёз».

Именно так можно объяснить выражение «обвеянный мечтами, забываться начинал».

Как вы думаете, впервые ли слышит мальчик добрые слова матери? Обоснуйте.

Наверное, нет, потому что в стихотворении говорится:

и знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Видимо, тихие, ласковые мамины слова действовали безотказно не один раз, потому что к мальчику неизменно приходил «тихий
сон», С которым сливалось «убаюкиванье рёз» …

Теперь предложим учащимся посмотреть видеоролик, сделанный на основе стихотворения и произведений русской живописи (полотен И.шишкина, Ю.Клевера, В.Воробьёва, К.Крыжицкого, Е.Волкова и других художников) и сопровождающийся художественным чтением.

Дети смотрят его с удовольствием и на вопрос, понравился ли, отвечают радостно-утвердительно. Помогает ли он нам увидеть и услышать стихотворение?

— Мы будто сами оказываемся в бунинском доме в тревожный зимний вечери одновременно на просторе в летний день, когда много солнца и света, зелени и цветов … А теперь представим себе, что может сниться мальчику, «обвеянному мечтами». Что шепчут ему колосья? О чём шумят берёзы?

Опишите сон мальчика.

Ветер колышет спелые колосья, они шепчутся между собой, вспоминая недавний тёплый дождь. Колосья гордятся задержавшимися на них дождевыми капельками: они как алмазные ордена. Вот ползёт по колоску озабоченный муравей, ему хочется взять от колоска зёрнышко и отнести в свой муравейник. Ведь за летом придёт зима … Но одному муравьишке зёрнышко не утащить — надо идти за подмогой

База
стихотворений

Темы стихов

Авторы стихов

Наша группа

Помню - долгий зимний вечер.

Помню - долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады
Буря плачет у окна.

Так начинается стихотворение И. А. Бунина «Помню - долгий зимний вечер. » В нем отразились ранние детские впечатления поэта: о деревне, о ее людях, о быте и природе. Но прежде всего - это воспоминание о маме, которая зимними вечерами, укладывая его спать, успокаивала и согревала сына рассказами о теплом и веселом лете.

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал,

Вспоминает И. А. Бунин. Читая эти стихи, я тоже вспоминаю морозный зимний день. Было очень холодно, но снежные сугробы так манили покататься на санках и померить глубину выпавшего снега. Нас с сестрой отпустили погулять. Так весело было съезжать с горки и барахтаться в снегу, что мы забыли про мороз. Когда вернулись домой, сами были похожи на ледышки. Мама раздела нас, закутала в одеяло и принесла нам горячего молока. Мы с сестрой грели руки о горячие чашки, пили такое вкусное молоко, посматривали друг на друга и хохотали. Нам было так хорошо и весело. Наверное, оттого, что рядом - мама, а в доме тепло и уютно, а из кухни доносится вкусный запах пирожков.

Воспоминание о маме - это всегда воспоминание о тепле, уюте и спокойствии, которое приходит к нам в детстве и согревает всю жизнь.

Обсуждение анализа стихотворения

«Помню – долгий зимний вечер» И.Бунин

«Помню – долгий зимний вечер» Иван Бунин

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез –
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

Анализ стихотворения Бунина «Помню – долгий зимний вечер»

Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню – долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью как в России, так и за ее пределами.

Послушать стихотворение аБунина Помню долгий зимний вечер

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез —
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Я помню день, когда впервые — На третьем от роду году — Услышал трубы полковые В осеннем городском саду. И все вокруг, как по приказу, Как будто в строй вступило...
  2. Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и...
  3. Я помню, помню гениальность дня, и были радости, волненья, что без любви бы — не было меня, и без любви — уходит вдохновенье....
  4. Нива, моя нива, Нива золотая! Зреешь ты на солнце, Колос наливая, По тебе от ветру, — Словно в синем море, — Волны так и ходят, Ходят на просторе. Над тобою...
  5. Снегов немую черноту Прожгло два глаза из тумана, И дым остался на лету Горящим золотом фонтана. Я знаю — пышущий дракон, Весь занесен пушистым снегом, Сейчас порвет мятежным бегом Завороженной...
  6. «Потусклый месяц побледнел, Ночное небо голубеет, Петух в последний раз пропел, И ветер холоднее веет. Бог свет дает! Мороз скрыпит. Дорога чрез село лежит. Из хаты утренний дымок Над кровлей...
  7. Как живы в памяти моей Мои младенческие лета, Когда вдали от шума света Я возрастал среди полей, Среди лесов и гор высоких И рек широких и глубоких, Когда в невинной...
  8. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. В томленьях грусти безнадежной В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились...
  9. Не помню такого зловещего лета, — Один за другим уплывают гробы. Там первая женщина — мука поэта, Последняя женщина — шутка судьбы. И с первою — первая книга сгорела, С...
  10. Малость стемнело, девица поет, Машет платочком, ведет хоровод; Ходят над грудью и ленты и бусы. Парни опешили! Экие трусы! Будто впервые признали они Этих очей зоревые огни, Будто глядят на...
  11. Я не забыл мечты, Которые душа моя питала, Средь грозных ужасов и дикой красоты На берегах угрюмого Байкала. Я живо помню их: оне Везде унылого певца сопровождают — И в...
  12. А. А. Коринфскому В деревне, чуть заря вечерняя займется, Играет молодежь, сплетаясь в хоровод, Звучит гармоника, и песня раздается Такая грустная, что за сердце берет. Но грусть сроднилася с крестьянскою...
Вы сейчас читаете стих Помню — долгий зимний вечер, поэта Бунин Иван Алексеевич