Я помню чудное мгновенье образы. Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Я помню чудное мгновенье. Структурный анализ стихотворения

Тема любви в лирике Александра Сергеевича Пушкина занимает особое значение. Если у Некрасова, например, была Муза, которую тот отождествлял с крестьянкой, то у «солнца русского поэзии» Музы как таковой не было - зато была любовь, которая нужна поэту словно воздух, ведь без любви он не был способен творить. Так что Музами Пушкина становились вполне земные женщины, однажды покорившие поэта.

Стоит отметить, что Пушкин был влюблен много раз - зачастую его избранницами становились замужние женщины, например, Елизавета Воронцова или Амалия Ризнич. Несмотря на то, что все эти великосветские дамы попали в так называемый дон-жуанский список Пушкина, составленный им лично, он вовсе не предполагал близости поэта с его возлюбленными, за исключением духовной, нежной дружеской. Однако самой известной Музой Пушкина становится Анна Петровна Керн, которой посвящено бессмертное «Я помню чудное мгновенье…».

Эта женщина покорила поэта в Петербурге, в 1819 году на одном из светских раутов. На тот момент Керн уже рассталась с нелюбимым мужем, поэтому между ней и талантливым потомком «арапа Петра Великого» завязался роман, который высшее общество не в силах было осудить.

Но эпохальное стихотворение было создано намного позже, в 1825 году, когда Пушкин вновь встречает бывшую возлюбленную, и его чувства вспыхивают с новой силой. Подобно Катерине, ставшей лучом света в тёмном царстве, Анна Петровна оживила поэта, подарила ему наслаждение чувством любви, вдохновение, придала поэтические силы. Благодаря ей родилось на свет одно из самых прекрасных произведений русской любовной лирики.

Итак, история его создания вполне известна, что, впрочем, не мешает историкам литературы выдвигать иные предположения о возможном адресате нежного послания, включая даже некую крепостную девушку Настеньку, о которой, впрочем, ничего не известно дневникам Пушкина, его личным письмам и т.д.

Важно отметить, что стихотворение носит автобиографичный характер, поэтому в нём так легко прослеживаются эпизоды жизни великого поэта, однако полное отождествление лирического героя с автором, как и лирической героини с А.П. Керн, будет некорректным, так как образ последней, разумеется, идеализирован.

Несомненно, темой послания «Я помню чудное мгновенье…» является интимное откровение, любовное признание. Как уже было сказано, Пушкин нуждался в любви, не обязательно разделённой. Благодаря чувствам он способен был творить. При этом в стихотворении можно обнаружить и философскую тему значения любви в жизни человека.

«Я помню чудное мгновенье…» - сюжетное стихотворение. В нём лирический герой встречает прекрасную возлюбленную, которая оживляет в его душе лучшие чувства, но со временем теряет её. Вместе с девушкой уходят и романтические мечтания героя, вдохновение, сворачиваются крылья за спиной. С течением лет опустошение только усиливается, но вот прелестница снова появляется в жизни возлюбленного, вновь принося с собой прекрасное, одухотворённое.

Итак, если перенести этот сюжет на биографию его автора, то заметим, что в первой строфе описывается первая встреча с Керн в Петербурге. Второй и третий катрены повествуют о южной ссылке и периоде «заточения» в Михайловском. Однако происходит новая встреча с Музой, которая воскрешает лучшее в душе поэта.

Автобиографичность послания обусловливает его композицию. Средства художественной выразительности довольно скромны, но при этом живописны. Поэт прибегает к эпитетам («чистая » красота, «чудное » мгновенье, «мятежный » порыв бурь и т.д.), метафорам («гений чистой красоты », «пробужденье души »), олицетворению (одушевлён порыв бурь) . Особая выразительность и мелодичность достигается путём использования стилистических фигур, например, антитезы.

Так, герой живёт «без божества, без вдохновенья», которые воскресают, как только в его жизнь возвращается возлюбленная. В последнем катрене можно увидеть анафору, а во втором - ассонанс («звучал мне долго голос нежный»). Всё стихотворение написано с использованием приёма инверсии.

Лирическая героиня Пушкина представляет собой образ некоего неземного существа, ангельского, чистого и нежного. Недаром поэт сравнивает её с божеством.

«Я помню чудное мгновенье…» написано любимым Пушкиным 4-стопным ямбом с перекрёстным чередованием женской и мужской рифмы.

Удивительная нежность, трогательность послания к Керн делают романтическое произведение одним из лучших образцов любовной лирики - в мировом масштабе.

Цели: знакомство, анализ, выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», «Мадонна».

Оборудование: тексты стихотворений; романс «Я помню чудное мгновенье…»; книга А. П. Керн «Воспоминания о Пушкине»; портреты А. С. Пушкина, А. П. Керн, Н. Н. Гончаровой, М. Глинки; репродукции иконы Богоматери и картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Тип урока: комбинированный с видами искусства (музыкой, живописью).

Ход урока

1. Стихотворение « Я помню чудное мгновенье…»

Сегодня мы познакомимся с образцами любовной лирики А. С. Пушкина. Начнём наше знакомство со стихотворения «Я помню чудное мгновенье…».

Это стихотворение биографично. Оно вызвано встречами с Анной Петровной Керн, которая впоследствии написала замечательные воспоминания о Пушкине (показать книгу).

Анна Петровна прожила трудную жизнь. Ей не было и 17 лет, когда её обвенчали с пятидесятидвухлетним дивизионным генералом Керном. Анна Петровна покорилась воле родителей с отчаянием. Через 9 лет она оставила мужа. После его смерти Анна Петровна вторично вышла замуж. Жили они с мужем бедно, но в любви и согласии. Анна Петровна была незаурядной женщиной: обаятельной, умной, образованной, с литературными способностями.

Первая встреча Пушкина и А. П. Керн состоялась в 1819 году в Петербурге на балу. Пушкину понравилась Анна Петровна, он пытался оказать ей знаки внимания. Но она его не замечала, так как была поглощена тем, как И. А. Крылов выразительно читал одну из своих басен.

Спустя 6 лет, летом 1825 года, Анна Петровна приехала к тётушке в имение Тригорское. Пушкин в это время находился в ссылке в соседнем имении Михайловское. Он почти ежедневно являлся в Тригорское. В день отъезда Анны Петровны поэт подарил ей 1-ю главу «Евгения Онегина», куда был вложен листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…».

Спустя годы стихотворение получило второе рождение. Композитор М. Глинка познакомился с дочерью Анны Петровны Керн, полюбил её. Это стало источником вдохновения для создания романса. Прослушайте этот романс. Во время слушания обратите внимание на смену темпа музыки, интонации. Это поможет вам в анализе стихотворения.

Анализ стихотворения.

Из скольких строф состоит стихотворение? (Из шести)

На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (На три равные части по две строфы в каждой. О трёх разных этапах в жизни лирического героя. Каждому этапу соответствует разный темп музыки.)

Анализируем первую часть. Какому реальному событию она посвящена? (Первой встрече на балу.)

1 строфа .

Как оценена эта встреча? («Чудное мгновенье»)
Назовите эпитет. («Чудное».)
Перечислите сравнения. («Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты».)
Эти сравнения усиливают впечатление чего-то необычно прекрасного, возвышенного, но лишённого живых признаков.

2 строфа.

Что запомнилось поэту в этой встрече? («Голос нежный», «милые черты».)
Назовите эпитеты. («Нежный», «милые».)
Снова даны самые общие черты пленительного женского образа.
Когда поэт представлял «милые черты»? («В томленьях шумной суеты».)
Назовите эпитеты. («Безнадёжной», «шумной».)
В трудные минуты жизни воспоминание о милом облике помогало их пережить, согревало душу поэта.
Вторая часть – о годах лишений в жизни поэта. Замедленный темп в романсе.

3 строфа.

Как проходили годы? («Бурь порыв мятежный».)
Назовите эпитет. («Мятежный».)
Каков смысл этой метафоры? (Трудные годы испытаний, невзгод.)
Как эти годы повлияли на милый образ? («Забыл», годы заслонили. Со временем светлое воспоминание было утрачено.)
Каким эпитетом названы черты? («Небесные».)
Где стоят 4 эпитета в этих строфах? (В конце строк.)
Какое синтаксическое выразительное средство используется? (Инверсия.)
Зачем? (Признаки важнее.)

4 строфа.

О каком событии в жизни поэта? (О ссылке в Михайловском.)
Как проходила ссылка? («В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои». В провинции, далеко от городов, почти ни с кем не виделся, дни проходили медленно, однообразно.)
Что отсутствовало во время ссылки? («Без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви». Наступил период душевного угнетения. Само существование, казалось, теряло всякий смысл.)
В третьей части происходит духовное возрождение героя.

5 строфа .

Почему « душе настало пробужденье»? («Опять явилась ты». О встречах в Тригорском.)
Зачем повторяются сравнения? (Вторая встреча произвела такое же сильное впечатление, как первая.)

6 строфа.

Как изменилась жизнь героя? (Душевно ожил, жизнь стала полной.)
В чём общее и в чём различие последних двух строк в 4-й и 6-й строфах? (Используются те же существительные, но в 4-й строфе – с предлогом «без», а в 6-й – с союзом «и».)

Сформулируйте основную мысль стихотворения. (Любовь помогает лирическому герою переживать жизненные невзгоды, возрождает к полной жизни после душевного угнетения.)

Какие выразительные средства использует поэт? (Тропы: эпитеты, сравнения, метафора. Синтаксическое средство: инверсия.)

И в наше время стихотворение считается шедевром любовной лирики.

Работа над выразительным чтением стихотворения. Учитель выразительно читает стихотворение наизусть. Ученики в это время помечают в текстах паузы и слова с логическим ударением.

Какая интонация в каждой из трёх частей? (1-я, 3-я – радостная, 2-я – тревожная, печальная.)

Обратите внимание на произношение слова во 2-й строфе «безнадежный».

Выразительное чтение стихотворения двумя учениками.

2. Стихотворение «Мадонна»

Стихотворение написано в июле 1830 года, в преддверии женитьбы А. С. Пушкина на Н. Н. Гончаровой. Ей оно и посвящено.

Ученик читает выразительно наизусть стихотворение.

Кто такая Мадонна? (Образ западноевропейской религиозной живописи. В православии – Богоматерь.)

Перед вами 2 репродукции: 1-я – репродукция картины великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля «Сикстинская Мадонна», 2-я – репродукция иконы «Богоматерь Владимирская».

Что общее в этих иллюстрациях? (И Мадонна, и Богоматерь на руках держат младенца Иисуса.)

Какие отличия заметили? (Мадонна изображена во весь рост; в ногах у Мадонны 2 ангела; Мадонна больше похожа на земную женщину, а у Богоматери – строгий, неземной лик, её младенец старше.)

Какую картину желал бы иметь лирический герой? (Последняя строка 2-й строфы, 3-я строфа.)

Разберёмся в значениях слов. «Пречистая» - одно из обращений к Богоматери. «Божественный Спаситель» - Христос, младенец. «С величием» - внушая преклонение, уважение. «Он с разумом в очах», несмотря на младенческий возраст. «Под пальмою Сиона» - о первой христианской Церкви, собранной в горнице Сионской.

Найдите во 2-й строфе сравнение. («С холста, как с облаков».)

Обратите внимание на уточнение «без ангелов».

Итак, сделайте вывод о том, чьих признаков в стихотворении больше: Мадонны или Богоматери? (Богоматери.)

Пушкин в стихотворении поднялся над различиями западной и восточной церквей.

Каким образом исполнилось желание лирического героя? (Явилась земная женщина.)

Кто такой «Творец»? (Бог как создатель мира.)

Что значит «ниспослал»? (Подарил.)

Как понимаете выражение «чистейший образец»? (Сочетание чистоты и прелести, небесного и земного, святости и красоты.)

Современники отмечали, что облик Натальи Николаевны Гончаровой вызывал ассоциации с изображением Богоматери.

Вот такое возвышенное отношение было у поэта к любимой женщине.

Чувство благоговения выражено и отбором лексики. В стихотворении есть слова высокого и книжного стилей, устаревшие. Попробуйте их назвать. (Слова высокого стиля: «внимать», «с величием». Слово книжного стиля: «ниспослать». Устаревшие слова: «взирать», «ниспослать».) В стихотворении также много слов христианской тематики. О них мы говорили раньше.

По форме это стихотворение представляет собой сонет. Выясним его особенности.

Сколько строк в стихотворении? (14 строк.)

Сколько строф? (4 строфы.)

В сонете особая схема рифмы. Какая рифма в 1-й строфе? (а – б – б – а: опоясывающая.) Во 2-й строфе? (а – б – а – б: перекрёстная.)

По сколько строк в 3-й и 4-й строфах? (По 3 строки. Рифма: а –а – б, а – б –а.)

В какой строфе выражена основная мысль стихотворения? (В последней строфе.)

Сформулируйте основную мысль. (Возвышенное, благоговейное отношение к любимой женщине, благодарность судьбе за подаренное счастье.)

3. Подведение итогов урока: записи в тетрадях

«Я помню чудное мгновенье…» (1825)

Тема и жанр: любовная лирика.

Основная мысль: любовь помогает человеку переживать жизненные невзгоды, возрождает к полной жизни после душевного угнетения.

Выразительные средства:

  1. тропы: эпитеты, сравнения, метафора;
  2. синтаксическое средство: инверсия.

«Мадонна» (1830)

Тема и жанр: любовная лирика.

Основная мысль: возвышенное, благоговейное отношение к любимой женщине, благодарность судьбе за подаренное счастье.

Выразительные средства: сравнение, лексика высокого и книжного стилей, устаревшая.

Форма: сонет (14 строк, особая схема рифмы).

4. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».

Это стихотворение было написано поэтом в Михайловском в 1825 году. Оно посвящено и обращено к А.П.Керн (племяннице П.А.Осиповой), с которой Пушкин познакомился в С.-Петербурге в 1819 году. Поэт вручает это послание адресату в день отъезда Анны Керн из соседнего с Пушкиными имения – Тригорского 19 июля 1925 года.

Тема, жанр и композиция стихотворения «Я помню чудное мгновенье»

Разумеется, основная тема этого шедевра – любовь. Тем не менее, там также присутствуют и размышления молодого автора о философском значении каждого мгновения в человеческой жизни, о самоценности каждого такого мига.

Жанр этого произведения – любовное послание.

Композиционно стихотворение «Я помню чудное мгновенье» отображает биографию влюбленного автора. Так,

  • в первом и втором катрене можно проследить петербургский период Пушкина. Надо помнить, что поэт встретил эту даму впервые именно в 1819 году.
  • А уже в третьем катрене – отображен период южной ссылки автора.
  • В четвертом – «заточенье» в Михайловском, где тянулись дни поэта (без божества, без вдохновенья…)
  • Пятый и шестой – новая встреча и «пробужденье»

Это явление «гения чистой красоты» заново дарит поэту и восхищение, и упоение, и просветление, и, конечно, новые лирические откровения.

Пушкин выражает всесильность любви, которую невозможно уничтожить ни «грустью безнадежной», ни «тревогой мирской суеты». Чудесное мгновенье настоящей любви способно и воскресить, и подарить смысл жизни, оно очевидно сильнее любых страданий и невзгод.

Художественные средства стихотворения

Им Пушкин уделяет особенное внимание, в стихотворении «Я помню чудное мгновенье» не очень много, но они тщательно выбраны, что дает этой лирике одновременно и простоту, и изысканность.

Пушкинские эпитеты

«гений чистой красоты», «чудное мгновенье», «любимые черты»

и возвышенны, и удивительно гармоничны.

Простота образа у автора достигается, на первый взгляд, привычными, обычными словами, а вот особая стремительность и страстность передана посредством метафор. Любовь у поэта не уничтожается, лишь «прежние мечты» может развеять «бурь порыв мятежный».

А сам образ возлюбленной появляется у поэта « как мимолетное виденье». Эти эпитеты превращают героиню в неземное, чуть загадочное, особенное существо, но вместе с тем реальное и осязаемое.

Интересно, что образ «чистой красоты» Пушкиным был позаимствован у учителя поэта – В.Жуковского, что превращает его в этом стихотворении литературную цитату.

Отдельно следует отметить мелодичность произведения, которая достигается синтаксическими средствами –

В пушкинских строфах этого стихотворения наблюдается чередование рифм:

  • Женских – упоенье-заточенье
  • Мужских – красоты-суеты

Рифмовка – перекрестного вида, аллитерация представлена сонорными согласными «л», «м», «н».

Все это способствует особенной мелодике данного произведения. Общеизвестно, что это стихотворение особенно привлекало многочисленных музыкантов. Среди известных – романс , причем, посвященный Михаилом Ивановичем дочери той самой А.Керн.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье»написано любимым размером автора – четырехстопным ямбом. Каждый катрен является самостоятельной ритмической единицей, переход между ними мягкий, неярко выраженный сквозными рифмами, которые и объединяют все произведение в единую удивительную лирическую и мелодичную композицию стиха.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

«Я помню чудное мгновенье» одно из самых важных произведений в лирике А.С.Пушкина. Об этом стихотворении сегодня узнают еще со школьных парт, ибо оно не потеряло своей популярности. Стихотворение является откровенным признанием в безудержных чувствах поэта к Анне Керн, которая была известной личностью в Петербурге и слыла необычайной красавицей. Поэт написал этот шедевр в июле 1825 года, а опубликован он был другом Пушкина А.А. Дельвигом только в 1827 году в сборнике «Северные цветы».

Любовь и страсть - основные темы, которых касается автор в своих произведениях. На эту тематику отведено немало работ поэта. В данном стихотворении Пушкин описывает свое отношение к молодой красавице, которую увидел еще на светском приеме в 1819 году у Олениных. С тех пор в сердце Пушкина не было покоя, оно пылало страстью на протяжении долгих лет. Южная ссылка нарушила возможность видеть любимую, о чем поэт вспоминает в произведении. Но вернувшись в поселок Михайловское, он снова видит Анну Керн в близлежащем поместье Тригорское на приеме. Чувства воспылали с новой силой. К сожалению, отношений между молодыми людьми не сложилось, ведь Анна рассматривала Пушкина лишь как перспективного поэта. Пушкин даже делал ей предложение после того, когда она развелась с первым мужем, но получил отказ.

Главная тема стихотворения

Из первых строк стихотворения становится понятным, что оно переполнено светлыми, чистыми, искренними чувствами любви к женщине. Это главная тема произведения. Портретных характеристик предмета обожания Пушкина здесь нет. Он дает краткое описание своей возлюбленной: «гений чистой красоты». Стихотворение сложено из трех частей, каждая из которых описывает разный период времени с определенным настроением.

В первой части поэт упоминает те ощущения, который он пережил при встрече с любимой: «чудное мгновенье», «мимолетное виденье». Употребление нежных эпитетов дает возможность читателю проникнуться чувствами автора. Вторая часть стиха говорит об унылом периоде ссылки и заточения поэта, в котором он не мог ничего чувствовать, позабыв о милых чертах любимой женщины. Но в третьей части чувства воскресают с новой силой, душа поэта заново оживает. Он может переживать те же ощущения, что и раньше: «и жизнь, и слезы, и любовь». К автору снова возвращаются душевные силы, ведь любовь занимает главное место в его жизни.

«Я помню чудное мгновенье» можно по праву назвать одой любви к женщине, красота которой сравнима с гением, то есть духом, образцом, эталоном. Здесь описана любовь, которую не смогли унять ни годы разлуки, ни неволя, ни душевные терзания.

Структурный анализ стихотворения

Художественные средства, использованные автором, это употребление эпитетов. В стихотворении приведена единственная метафора, что приводит в замешательство критиков, ведь это не повлияло на эмоциональную насыщенность стихотворения и его лиричность. Поэт использует еще некоторые сравнения: «гений чистой красоты», « мимолетное виденье».

Композиция стихотворения делит его на три части. Они различаются эмоциональной насыщенностью. Упоминание первой строчки в начале и в финале стихотворения называется кольцевая композиция. Выбранный жанр произведения - форма послания, признания в чувствах. Стихотворение можно назвать автобиографическим, в нем четко выделены периоды жизни Пушкина: нахождение в Петербурге, Южная ссылка, пребывание в родовом поместье Михайловское. В тексте автор переплетает нежные чувства с философскими мыслями.

Стих написан в размере пятистопного ямба. Использована перекрестная рифмовка - с чередованием мужских и женских рифм. В каждой строфе прослеживается четкий смысл и завершенность мысли. Благодаря мелодичности и легкости восприятия, стихотворение не раз воспроизводилось как романс. Наиболее известным романсом является музыкальное произведение М.И. Глинки.

Данное стихотворение считается шедевром в поэзии. В нем раскрываются искренние чувства поэта, что дает возможность грядущим поколениям узнать о чувственности, нежности, смысле жизни, который кроется в любви. На примере стихотворения можно понять, что значит любить по-настоящему.