Как принять верное решение при выборе работы. Как принять правильное решение, если сомневаешься. Не решайте с момент эмоционального напряжения

НАТА КАРЛИН

Человек, находясь на распутье при принятии важного решения, руководствуется двумя крайностями – хорошо и плохо. Что наступит после того, как мы сделаем или не сделаем что-то важное? Обязательно конец света или воцарится мир и гармония? Почему мы бросаемся в крайности? Неужели нет золотой середины?

С раннего возраста, каждый человек регулярно становится перед выбором:

Брюки сегодня надеть или юбку?
с красавчиком или провести вечер с умным и интересным поклонником?
Пойти учиться в институт по призванию или послушаться родителей в выборе профессии?
Устроиться на интересную или доходную работу?

Продолжать можно бесконечно! Как же сложно принять правильное решение, когда выбор касается таких серьезных вещей, как выбор профессии или рабочего места.

Есть на свете люди, которые не сомневаются в правильности принятого решения. Им можно только позавидовать.

Фаталисты-пофигисты.

Эта категория людей невольно . Они не терзают себя выбором, плывут по течению в ту сторону, куда укажет «перст судьбы». Им проще протянуть руку, достать из шкафа то, за что схватились, и надеть это, не задумываясь. На свидание отправиться с тем, кто позвонит первым. В институт пойти учиться тот, который . Какая работа подвернется первая, на той и остаться до конца жизни. И, ведь, по-своему они абсолютно правы! Зачем терзать себя излишними сомнениями, если жизнь сама расставит все на свои места?

Интуиция.

Есть еще одна категория людей, которые никогда не сомневаются в правильности сделанного выбора. Это индивидуумы с развитым . Или те, кто считает, что это чувство у них есть. Они никогда не сомневаются в правильности принятого решения. Ведь, уверенность в том, что интуиция не подведет, их не покинет.

Но такие люди в меньшинстве, остальные мучаются, терзаются и сомневаются.

Когда сомневаешься в правильности принятого решения, поможет «квадрат Декарта»

На что полагается человек, когда не знает, как правильно поступить в данной конкретной ситуации?

Просчитать развитие событий до мелочей можно только в том случае, если воспользоваться теорией вероятности. И то, значение будет очень приблизительным. Однако мало кто из нас знает, как это сделать. Поэтому, доверившись воле случая, можно добиться лучших результатов, чем те, когда человек намерен «плыть против течения» только для того, чтобы доказать, что решение было верным.

Чтобы научиться правильно оценивать сложившуюся проблему и сделать решающий шаг, воспользуйтесь «квадратом Декарта».

Существует множество способов, которые могут показать все «за» и «против» в результате принятия того или иного решения. Например, можно разделить лист бумаги на две части. В первой колонке выписать плюсы, которые вы извлечете в результате принятого решения. Во второй – минусы.

Наиболее действенным методом считается «квадрат Декарта». Теперь уже лист бумаги делится на четыре части, в каждой из которых стоит вопрос, требующий развернутого ответа:

Положительные стороны от исполнения желаемого. (Что ожидает, если совершить намеченное);
Положительные стороны от неисполнения желаемого. (Что ожидает, если не совершить намеченное);
Отрицательные стороны от исполнения желаний. (Чего удастся избежать, если получить желаемое);
Отрицательные стороны от неисполнения желаемого. (Чего удастся избежать если не получить желаемого).

Ответив в каждом квадрате на заданные вопросы, вы быстро придете к правильному решению. Здесь нужно оценить и взвесить все плюсы и минусы, которые могут возникнуть в результате вашего решения, и принять единственно правильное.

Что влияет на поиск правильного решения

Что такое правильное решение? Это расстояние между отправной точкой (задача) и точкой, в которой человек получит удовлетворение своих потребностей и замыслов (решение). В этом процессе задействованы все составляющие личности человека: ум, воля, характер и мотивация. Все это, как помогает, так и мешает правильно принять решения. Оцените себя, попробуйте вспомнить, что конкретно движет вами в тот момент, когда требуется мобилизовать все усилия, чтобы сконцентрироваться на одной задаче. Отметайте лишнее, и отстраните от себя ненужное.

Подтверждение.

Находясь в поиске верного решения, человек взвешивает все составляющие предполагаемого успеха. Выбирайте исходя из фактов, не руководствуйтесь домыслами и призрачным «а вдруг». Игнорируйте сведения, которые вы считаете противоречивыми, ищите рациональное зерно.

Последовательность.

Каждое действие, которое вы предпринимаете для решения проблемы, должно быть последовательно.

Вектор размышлений о проблеме должен быть направлен в одну точку. Идите кратчайшим путем, не отвлекаясь на лирические отступления от темы.

Мобильность.

Имеется в виду способность человека на изменяющуюся ситуацию. С появлением новых фактов, которые противоречат выбранному вами решению, следует адекватно оценить ситуацию, и принять соответствующие меры.

Концентрация.

Во время принятия важного для вас решения, желательно абстрагироваться от других проблем. Усилия мозга нужно направить на конкретную задачу, от выполнения которой зависит душевное спокойствие, материальное благополучие или будущее в целом.

Избирательность.

Выбирайте действительно достойные внимания факты. Отметайте лишнюю информацию, не считайте важным то, что не стоит вашего внимания и усилий.

Жизненный опыт.

В принятии серьезных решений не стоит опираться только на собственный опыт. Советуйтесь с умными людьми, смотрите передачи, ищите советы в интернете или книгах.

Не ставьте во главу угла ваши способности. Успехи, которых вы добивались раньше – это совокупность вашего вклада, помощи окружающих и счастливого стечения обстоятельств. Делайте выводы из ошибок, старайтесь в будущем не «наступать на те же грабли».

Сконцентрируйтесь, выберите путь, которым вы пойдете к принятию решения, успокойтесь и действуйте. В вопросе осознания и разработки плана действий, не должно присутствовать излишней спешки, фанатизма и завышенных прогнозов по поводу результата. Эти моменты снижают эффективность процесса и придают победе горький привкус неудовлетворения.

Не сомневаться в вашем решении помогут 3 стратегии

Правильно принять решение поможет метод канадского профессора Генри Минцберга. По его мнению, существует три ступени к успеху:

Действие.

Этот процесс означает, что у вас не остается времени на раздумья. Существует такая категория принятия решений, которая подразумевает, что времени на раздумье просто нет. Действовать надо немедленно. Тогда вступают в силу установки, заложенные инстинктом самосохранения, личным опытом и ошибками других людей. Чтобы правильно оценивать подобные ситуации, научитесь извлекать уроки из всего, что преподносит вам жизнь. В конкретной ситуации часто спасает .

Процесс долгого обдумывания ситуации, присущ представителям западной культуры. Он подразумевает алгоритм из следующих действий:

И формулировка проблемы;
Систематизация полученных данных;
Корректировка направления;
Оценка параметров, влияющих на результат, и выбор необходимых средств для ;
Поиск альтернативных решений и вариантов развития событий;
Оценка возможных исходов развития событий;
Решение и действие.

Интуиция.

Люди, принимающие решения на интуитивном уровне, руководствуются наитием, которое они сами характеризуют, как некое «озарение», пришедшее внезапно. Случается так, что человек долгое время ищет ответ на конкретный вопрос, который не дает ему покоя. Он засыпает и просыпается с этой мыслью. В один прекрасный день, он понимает, что проблемы нет совсем, решение ее уже есть в голове. В подсознании каждого человека скрыта система знаний и жизненного опыта. В критический момент все процессы организма активизируются, что позволяет быстро ориентироваться в создавшейся обстановке.

Подразделяют четыре этапа принятия решений на интуитивном уровне:

Выявление проблемы и сбор информации о ней. В этом процессе задействовано мышление, эмоциональный аспект, личный опыт и влияние окружающей среды;
Сосредоточение всех мыслительных функций на осмыслении проблемы с целью прочувствовать глубину и возможность ее решения;
Инсайт (озарение), которое приходит на смену размышлениям;
Перепроверка фактов, сравнительный анализ результатов развития событий и итоговая корректировка.

Как принять решение, и не сомневаться больше

Так, что же считается самым главным фактором для правильного принятия решений? Конечно же, достаточное количество времени на обдумывание, систематизацию факторов, поиск правильного направления действий и выбор одного решения из нескольких возможных. Чтобы научиться принимать решения, о которых никогда не придется пожалеть, воспользуйтесь следующими советами:

Время и место.

Не действуйте спонтанно в принятии важных шагов. Наметьте время, когда вы сможете побыть в одиночестве.

Если на следующее утро вы проснетесь с чувством облегчения от того, что , действуйте! Если нет, то решение не верное, или не единственно верное.

Принятие судьбоносного решения, . У вас создается ощущение, что перед вами стоит стена, в которую вы уперлись лбом, и дальше прохода нет. Отстранитесь от проблемы на некоторое время. Например, сходите в кинотеатр, чтобы развеять . Отвлеките мозг от той нагрузки, которая заставляет его работать в режиме цейтнота. Но, как только почувствуете, что ощущение тяжести на душе прошло, возвращайтесь к проблеме с новыми силами.

Важно и нужно.

Задумайтесь над необходимостью того, чем вы сейчас заняты. Действительно это для вас представляет такую ценность, что стоит тратить усилия и нервы? Если вы стоите на правильном пути, то сомнения в необходимости решения этой проблемы нужно отмести. Если же нет, то вы должны четко решить для себя – какая выгода вами движет.

Приняв предварительное решение, не спешите действовать. Еще раз оцените варианты развития событий, сравните их с предыдущим опытом, вспомните промахи знакомых, только после этого приступайте к выполнению намеченного плана.

В тот момент, когда вы поймете, что ваше решение единственно возможное и правильное, вы почувствуете облегчение. Теперь все стало на свои места. Вам легче, но действовать предстоит строго по плану. Не забывайте, что от точности в последовательности действий, зависит результат, которого вы хотите добиться.

24 февраля 2014

Как принять решение если сомневаешься? Это очень важный вопрос. Ведь вся наша жизнь — это фактически вереница принятых решений по самым простым и самым сложным вопросам. И от каждого предыдущего решения зависит, какие последующие новые вопросы поставит перед нами жизнь и какие возможности откроются перед нами. Странно, что в школе столько времени уделили тригонометрии, но не дали никаких инструкций по такому важному вопросу…

У меня есть несколько верных помощников – проверенных методик, которые много раз выручали меня и помогали принять правильное решение. Некоторые методики я узнала на тренингах по личностному росту, некоторые — из трудов великих философов, а некоторые подсказала мне… моя бабушка.

Иногда становится немного страшно от того, насколько даже самое простое решение может изменить нашу судьбу . Вот пример из жизни:

Девушку пригласили на вечеринку среди недели. Она думала идти или не идти. Устала после работы. Плюс завтра утром важная презентация. Всё же РЕШИЛА пойти. И в результате встретила свою любовь. Вышла замуж, родила любимому детей. Она нашла своё счастье и часто задаёт себе вопрос, какой была бы её судьба, не пойди она на ту вечеринку.

Так от каждого нашего решения, даже самого маленького, зависит, каково будет продолжение сценария нашей жизни.

В этом контексте мне нравится фильм с Джимом Керри в главной роли Всегда говори «ДА» Если вдруг Вы Вы не видели этого фильма, очень советую посмотреть. Мало кто знает, что комедия основана на биографической книге британского писателя Дэнни Уоллеса , который 6 месяцев отвечал только «ДА» на все предложения. Писатель даже снялся в фильме в сцене «девичника» в эпизодической роли.

Итак, вернёмся к нашему главному вопросу: «Как принять правильное решение, если сомневаешься?» .

1-я методика «Интуиция».

Все последующие методики очень важны, но нельзя ни в коем случае принижать роль интуиции. Вы заметили, что чаще всего мы сразу знаем, чувствуем, как надо поступить. Я, например, говорю себе: «Прислушайся. Что говорит тебе твой желудок?». Нужно прислушаться к своему внутреннему голосу. Но если это не помогает, я использую несколько простых и проверенных методик.

На самом деле, это народная мудрость, которая является квинтэссенцией опыта многих предыдущих поколений наших предков. Они на протяжении тысячелетий подмечали те или иные причины и следствия. И передавали эти знания из поколения в поколение. Так вот, бабушка мне говорила, если сомневаешься, не знаешь, какое решение принять, спроси совета у 2-х самых близких людей . Бабушка говорила, что через них Ангелы сообщают тебе наилучшее для тебя решение.

Этот метод можно в какой-то степени назвать вытекающим из предыдущего метода: если твой Ангел не может «достучаться» с правильным решением до тебя через интуицию, то он передаёт его через самых близких тебе людей.

3-я методика «Квадрат Декарта для принятия решений».

Суть этой простой техники в том, что проблему или вопрос необходимо рассмотреть с 4-х разных сторон. Ведь зачастую мы зацикливаемся на одном вопросе: что будет, если ЭТО СЛУЧИТСЯ? Или, что я получу, если я ЭТО СДЕЛАЮ? Но надо задать себе не 1, а 4 вопроса:

  • Что будет , если это случится ? (плюсы от этого).
  • Что будет , если это НЕ случится ? (плюсы от неполучения этого).
  • Чего НЕ будет , если это случится ? (минусы от этого).
  • Чего НЕ будет , если это НЕ случится ? (минусы от неполучения этого).

Чтобы стало понятнее, можно задать вопросы немного по-другому:

4-я методика «Расширение выбора».

Это очень важная методика. Часто мы зацикливаемся только на одном выборе «ДА или НЕТ», «Сделать или Не сделать» и в своём упорстве забываем рассмотреть все другие варианты. Например, купить именно эту машину в кредит или нет. Если нет, то продолжать ездить на метро. Из-за того, что мы зацикливаемся только на варианте «ДА или НЕТ», мы забываем о других вариантах. Например, альтернативой езде на метро может быть покупка недорогой машины. И уже не в кредит.

5-я методика Хосе Сильва «Стакан воды».

Это удивительная, действенная, работающая методика. Её автор Хосе Сильва , получивший известность в мире за разработанный им Метод Сильва – комплекс психологических упражнений. Выполнять упражнение надо так. Перед сном взять стакан воды с чистой не кипяченной двумя руками (можно взять минеральную воду), закрыть глаза и сформулировать вопрос, который требует решения. Затем отпить примерно половину воды небольшими глотками, повторяя про себя приблизительно такие слова: «Это все, что мне нужно сделать для того, чтобы найти правильное решение». Открыть глаза, поставить стакан с оставшейся водой возле кровати и лечь спать. Утром допить воду и поблагодарить за правильное решение. Решение может явно «прийти» сразу утром после пробуждения, а может осенить среди дня. Решение придёт, как вспышка и станет совершенного не понятно, как можно было сомневаться. Вот же оно, правильное решение.

6-я методика «Придерживайся своих базовых приоритетов»

Методика основана на идеях философов Древней Греции. «Атараксия» - это невозмутимость, спокойствие. Она достигается, когда человек правильно распределяет систему ценностей. Ведь чаще всего человек неспокоен и страдает от того, что не получает желаемого.

Ключ к постижению счастья очень прост: нужно радоваться тому, что ты имеешь, и не желать того, чего иметь не можешь! (Олдос Хаксли)

Мудрые греки распределили ВАЖНОСТЬ ценностей и своих базовых приоритетов так:

  • Ценности природные и естественные , как, вода и еда.
  • Ценности естественные, но не вполне природные , продиктованные социальностью всех людей, например, ценность иметь высшее образование и другие подобные стереотипные ценности. От большинства таких ценностей можно освободиться.
  • Ценности не естественные и не природные . Это слава, успех, чинопочитание, богатство. Это мнение других, осуждение извне. Или, наоборот, излишняя похвала. С этими ценностями вообще можно легко распрощаться!

Так вот, когда Вы что-то хотите получить при принятии решения, проанализируйте по вышеуказанной классификации, действительно ли это нужно Вам или это не природные и не естественные ценности, навязанные Вам стереотипами общества. Не думайте о том, что подумают другие, но при этом будьте уверены в том, что Ваше решение никому не навредит.

7-я методика «Подождать».

При принятии важных и долгосрочных решений важно избавиться от эмоций . Например, в отношениях с любимыми людьми или если хотите сменить работу, но боитесь перемен.

Иногда, чтобы принять правильное решение, нужно просто подождать. Вы знаете, что с импульсивными желаниями часто трудно справиться. При этом, если подождать немного, желание может пропасть само по себе. И то, что казалось первейшей необходимостью ещё вчера, сегодня кажется совсем не нужным. Не зря говорят: «С этой мыслью нужно переспать».

Чтобы избавиться от эмоций , можно воспользоваться упражнением, которое называется «10/10/10». Надо ответить на вопрос «Как я отнесусь к этому через 10 часов/10 месяцев/10 лет?».

Резюме.

Вы получили ответ на вопрос, как принять решение если сомневаешься ? И сейчас Вам предстоит сделать Ваш выбор. Во время принятия решения важно:

  • отключить эмоции;
  • прислушаться к интуиции;
  • спросить совета у 2-х самых близких людей;
  • рассмотреть другие варианты, расширить выбор;
  • оценить все ЗА и ПРОТИВ по вопросам Квадрата Декарта;
  • оценить, не противоречит ли решение Вашим базовым принципам;
  • если возможно, отложить решение, подождать, «переспать с этой мыслью», используя методику «Стакан воды».

При всех прочих обстоятельствах, будьте всегда уверенны в себе и в своей мечте , не сдавайтесь, будьте оптимистом . Не думайте о том, что подумают другие, но при этом Ваше решение будет правильным только тогда, когда после его принятия, у Вас будет спокойно на душе и Вы будете уверены, что никому не причиняете зла и не идёте против своих принципов .

Не бойтесь, принимайте именно Ваше решение, даже если оно окажется неправильным, ведь «Никто не спотыкается, лёжа в постели» (японская мудрость)!

Желаю вдохновения и много сил для всех Ваших планов и решений!

Когда люди делятся сделанными в их жизни наихудшими решениями, они часто ссылаются на то, что выбор был сделан в приступе инстинктивных эмоций: , страсти, страха, алчности.

Наша жизнь была бы совсем другой, если бы в жизни действовало Ctrl+Z, которое отменяло бы принятые решения.

Но мы - не рабы своего настроения. Инстинктивные эмоции имеют свойство притупляться или вовсе сходить на нет. Поэтому народная мудрость рекомендует в случае, когда надо принять важное решение, лучше отправляться спать. Хороший совет, кстати. Его не помешает взять на заметку! Хотя для многих решений одного сна недостаточно. Нужна особая стратегия.

Один из эффективных инструментов, который мы хотели бы вам предложить, стратегию достижения успеха на работе и в жизни от Сьюзи Уэлч (Suzy Welch) - бывшего главного редактора Harvard Business Review, популярного автора, телекомментатора и журналиста. Она называется 10/10/10 и подразумевает принятие решений сквозь призму трех разных временных рамок:

  • Как вы будете относиться к этому спустя 10 минут?
  • Что будете думать об этом решении спустя 10 месяцев?
  • Какова будет ваша реакция на это через 10 лет?

Концентрируя свои внимание на этих сроках, мы дистанцируемся на некоторое расстояние от проблемы по принятию нами важного решения.

А теперь рассмотрим действие этого правила на примере.

Ситуация: у Вероники есть парень Кирилл. Они встречаются уже 9 месяцев, но их отношения сложно назвать идеальными. Вероника утверждает, что Кирилл - замечательный человек, и во многих отношениях он именно тот, кого она искала в течение всей жизни. Однако она сильно переживает, что их отношения не продвигаются вперед. Ей 30, она хочет семью и . Бесконечного количества времени на то, чтобы развивать отношения с Кириллом, которому под 40, у нее нет. За эти 9 месяцев она так и не встретилась с дочерью Кирилла от первого брака, и в их паре так и не прозвучало заветного «Я люблю тебя» ни с той, ни с другой стороны.

Развод с женой был ужасным. После этого Кирилл решил избегать серьезных отношений. Кроме того, он держит дочь в стороне от своей личной жизни. Вероника понимает, что ему больно, но ей тоже обидно, что такая важная часть жизни ее любимого закрыта для нее.

Вероника знает, что Кирилл не любит спешить с принятием решений. Но должна ли она в таком случае сама сделать шаг и сказать «Я люблю тебя» первой?

Девушке посоветовали воспользоваться правилом 10/10/10, и вот что из этого вышло. Веронику попросили представить, будто прямо сейчас она должна решить - признается ли Кириллу в любви на выходных или нет.

Вопрос 1: Как вы отнесетесь к этому решению спустя 10 минут?

Ответ: «Я думаю, я бы переживала, но в то же время гордилась собой, что рискнула и сказала это первой.»

Вопрос 2: Что бы вы подумали о своем решении, если бы прошло 10 месяцев?

Ответ: «Я не думаю, что буду жалеть об этом спустя 10 месяцев. Нет, не буду. Я искренне хочу, чтобы все получилось. Кто не рискует, то не пьет шампанского!»

Вопрос 3: Как вы отнесетесь к своему решению спустя 10 лет?

Ответ: «Независимо от того, как отреагирует Кирилл, через 10 лет решение признаться в любви первой вряд ли будет иметь значение. К этому времени либо мы будем счастливы вместе, либо я буду состоять в отношениях с кем-то другим.»

Заметьте, правило 10/10/10 работает! В результате мы имеем довольно простое решение :

Вероника должна взять на себя инициативу. Она будет гордиться собой, если сделает это, и искренне верит, что не пожалеет о содеянном, даже если с Кириллом итоге ничего не получится. Но без сознательного анализа ситуации по правилу 10/10/10 принятие важного решения казалось ей крайне сложным. Краткосрочные эмоции - страх, нервозность и боязнь быть отвергнутой - были отвлекающими и сдерживающими факторами.

Что же случилось с Вероникой после, - вероятно, поинтересуетесь вы. Она все-таки сказала «Я люблю тебя» первой. Кроме того, она постаралась сделать все, чтобы изменить ситуацию, и перестать чувствовать себя в подвешенном состоянии. Кирилл не признался ей в любви. Но прогресс оказался на лицо: он стал ближе к Веронике. Девушка верит, что он любит ее, что просто ему требуется еще немного времени, чтобы преодолеть свой и признаться во взаимности чувств. По ее мнению, шансы, что они будут вместе, достигают 80%.

В итоге

Правило 10/10/10 помогает вам одержать победу на эмоциональном поле игры. Чувства, которые вы испытываете сейчас, в эту минуту, кажутся насыщенными и резкими, а будущее - наоборот, расплывчатым. Поэтому эмоции, испытываемые в настоящем, всегда на первом плане.

Стратегия 10/10/10 заставляет сменить угол своего зрения: рассмотреть момент в будущем (например, через 10 месяцев) с той же точки, что вы смотрите в настоящем.

Этот метод позволяет представить ваши краткосрочные эмоции в перспективе. Речь вовсе не о том, что вы должны игнорировать их. Зачастую они даже помогают получить то, что вы желаете в той или иной ситуации. Но вы не должны позволить эмоциям возобладать над вами .

Помнить о контрасте эмоций необходимо не только в жизни, но и на работе. Например, если вы намеренно избегаете серьезного разговора с боссом, вы позволяете эмоциям взять верх над вами. Если вы представите возможность проведения беседы, то через 10 минут вы так же будете нервничать, а спустя 10 месяцев - будете ли вы рады, что решились на этот разговор? Облегченно вздохнете? Или будете чувствовать гордость?

А что, если вы хотите поощрить работу отличного сотрудника и собираетесь предложить ему повышение: будете ли вы сомневаться в правильности своего решения через 10 минут, будете ли вы сожалеть о содеянном спустя 10 месяцев (вдруг другие сотрудники почувствуют себя обделенными), и будет ли это повышение иметь какое либо значение для вашего бизнеса спустя 10 лет?

Как видите, краткосрочные эмоции не всегда приносят вред . Правило 10/10/10 предполагает, что рассмотрение эмоций в длительной перспективе - не является единственно верным. Оно лишь доказывает, что переживаемые вами краткосрочные чувства не могут стоять во главе стола при принятии вами важных и ответственных решений.

то делать, если вы руководитель и перед вами стоит сложный выбор? Помните, как в сказке: казнить нельзя помиловать, уволить нельзя оставить, и непонятно, где ставить запятую. В этой статье мы расскажем о нескольких способах принять правильное решение. Это поможет не только бизнесменам, но и обычным людям, попавшим в сложную ситуацию.

Если вы попали в западню

Обычно принятие трудного решения бывает необходимо в сложной жизненной ситуации. Стресс влияет на человека по-разному: кто-то замыкается в себе, кто-то тревожится и не спит ночами, кто-то истерит и срывается на близких. Неизменным остается одно: человек словно попадает в ловушку собственной психики, зачастую он не способен самостоятельно сделать выбор и действует под влиянием эмоций или близкого окружения. Время показывает, что импульсивные и непродуманные решения являются неэффективными и способны загубить ваш бизнес, карьеру, ваши отношения, в конце концов. Помните: все серьезные решения принимаются с холодной головой. Поэтому перед тем, как использовать на практике описанные ниже методы, сделайте вот что: выключите сердце и включите голову. Мы подскажем, как.

Есть несколько способов усмирить эмоции:

  • краткосрочный — правильно подышите. Сделайте 10 глубоких медленных вздохов — это поможет вам успокоиться;
  • среднесрочный — представьте, что в такую ситуацию попал ваш друг и спрашивает у вас совета. Что вы ему скажете? Наверняка отбросите все эмоции и постараетесь взглянуть на ситуацию отстраненно, объективно. Вот и попробуйте;
  • долгосрочный — возьмите тайм-аут. Просто отпустите ситуацию на время, займитесь другими делами, а спустя неделю или месяц вернитесь к ней. Так вы убьете двух зайцев: во-первых, отсечете импульсивные решения и не будете рубить сплеча. А во-вторых, нужное решение само созреет в вашей голове, как спелый плод — нужно только дать ему время.

Теперь, когда эмоции больше не влияют на ваш выбор, поговорим о восьми надежных методах принятия решения.

1. Метод плюсов и минусов

Воспользуйтесь старым добрым способом: возьмите лист бумаги и ручку, расчертите лист надвое. В левом столбце напишите все плюсы выбранного решения, в правом — соответственно, минусы. Не ограничивайтесь несколькими позициями: в списке должно быть по 15-20 пунктов. Затем подсчитайте, чего будет больше. Профит!

Суть метод а: даже если бесконечно прокручивать плюсы и минусы в голове, полной картины вы вряд ли увидите. Психологи советуют составлять письменные списки: это помогает упорядочить накопленную информацию, визуально увидеть соотношение плюсов и минусов и сделать вывод, основанный на чистой математике. Почему бы и нет?

2. Заводите себе привычки

Этот метод подходит, если вам сложно сделать выбор в бытовых вопросах. Например, повышать зарплату новому сотруднику или пока не стоит, ставить на сайт или другой компании. Что съесть на ужин, в конце концов, картошку фри или рыбу с овощами. Трудное решение, конечно, но все же не вопрос жизни и смерти. В этом случае полезно сознательно завести себе привычки и в дальнейшем следовать им. Например, введите железное правило: повышать зарплату работникам только по прошествии полугода работы в вашей компании. Покупать канцелярскую продукцию исключительно в фирме “Скрепка” — у них дешевле. Есть на ужин легкие и полезные блюда — сами вскоре спасибо скажете. Ну, с обратным звонком вы поняли, да.

Суть метода : следуя привычкам, вы будете принимать несложные решения на автомате, избавляя себя от ненужных раздумий, не тратя драгоценное время на ерунду. Зато потом, когда нужно сделать по-настоящему ответственный и важный выбор, вы будете во всеоружии.

3. Метод «Если - то»

Этот метод подходит для разруливания текущих проблем в бизнесе, коллективе, личной жизни. Например, ваш сотрудник невежливо разговаривает с клиентами и не реагирует на замечания. Вопрос: сразу уволить его или пытаться перевоспитать? Попробуйте воспользоваться приемом “если — то”. Скажите себе: если он еще раз позволит себе некорректное обращение с клиентом, вы лишите его премии. Если инцидент повторится — уволите.

Суть метода: как и в первом случае, это создание условных границ, в рамках которых вы и будете действовать. С души сразу свалится груз, и жить станет значительно легче. А самое главное — не придется тратить время на размышления и думы о судьбе нерадивого работника.

Его придумала известный американский журналист Сьюзи Уэлч. Правило таково: прежде чем принять трудное решение, остановитесь и ответьте на три вопроса:

  • что вы будете думать об этом спустя 10 минут;
  • как вы отнесетесь к своему выбору через 10 месяцев;
  • а что скажете через 10 лет?

Приведем пример. Возьмем молодого мужчину, который работает менеджером, работу не любит, но терпит, потому что деньги-то нужны. Мечтает уволиться, взять кредит и открыть свое дело — небольшой паб, но при этом отчаянно боится прогореть и потерять все, что имеет. В общем, классический случай, когда синицу в руках предпочитают журавлю в небе.

Нашему герою сложно сделать первый шаг — уволиться с ненавистной работы. Допустим, он делает это. Через десять минут он вряд ли успеет пожалеть о принятом решении. Через 10 месяцев он уже успеет взять в аренду помещение, оборудовать паб и принимать клиентов. А если не получится — уж работу менеджера он найдет в любом случае — так о чем жалеть? Ну а через 10 лет этот выбор вряд ли будет иметь вообще какое-то значение: или бизнес будет продолжаться, или наш герой будет работать на другом месте — одно из двух. Получается, если следовать правилу 10/10/10, принять решение уже не становится такой сложной задачей, ведь человек ясно представляет, что ждет его в дальнейшем.

Суть метода : при принятии трудного решения нас, как правило, обуревают эмоции: страх, тревога, или наоборот, радость и возбуждение. Человек чувствует это прямо здесь и сейчас, чувства заслоняют перед ним перспективы будущего. Помните, как у Есенина: “лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье”. Пока будущее представляется туманным и расплывчатым, выбор решения будет откладываться снова и снова. Составляя конкретные планы, представляя в деталях свои эмоции, человек рационализирует проблему и перестает пугаться неизвестного — ведь оно становится простым и понятным.

Читайте также: Три реальных истории.

5. Решайте в течение 15 минут

Как это ни парадоксально, но за 15 минут следует принимать самые важные, стратегические решения. Знакомая ситуация: в компании возникла серьезная проблема, которая требует немедленных действий, но суть в том, что правильного решения никто не знает. Например, конкуренты сделали гадость, и непонятно, что делать: ответить тем же или достойно выйти из ситуации. Или кризис ударил по вашей компании, и вы в замешательстве: переезжать в менее престижное место или сократить с десяток работников. Как тут сделать правильный выбор, да и есть ли он? И вы начинаете тянуть, не в силах принять решение, в надежде на то, что все само собой рассосется.

Если вы не знаете, какое решение верное — просто представьте, что правильного ответа в этой жизненной задачке нет. Дайте себе 15 минут и примите любое, вот абсолютно любое решение. Да, с первого взгляда это может показаться бредом. А как же планирование, а как же тестирование и проверка решений? Ок-ок, если вы можете быстро и с минимумом вложений проверить правильность решения — проверьте. Если для этого нужны месяцы времени и миллионы рублей — лучше откажитесь от этой идеи и сразу засекайте время.

Суть метода : стоит ли говорить, что если тянуть время, ничего не решается: кризисы не проходят, цена за аренду не снижаются, а конкуренты становятся еще зубастее. Одно непринятое решение тянет за собой другие, бизнес провисает и становится неэффективным. Как говорится, лучше сделать, чем пожалеть, чем не сделать и пожалеть.

6. Не ограничивайтесь узкими рамками

То самое, о чем мы писали в начале. Казнить или помиловать, покупать машину или нет, расширяться или подождать лучших времен. Одно из двух, пан или пропал, эх, была не была! Но кто сказал, что проблема имеет только два решения? Выбирайтесь из узких рамок, попробуйте взглянуть на ситуацию шире. Не обязательно организовывать масштабное расширение производства — достаточно запустить пару новых позиций. Вместо дорогого авто можно приобрести более скромный вариант, к проштрафившемуся сотруднику применить на первый раз меры дисциплинарного взыскания.

Суть метода : когда вариантов решения только два, больше шанс выбрать верное решение, и многие сознательно упрощают себе жизнь, деля ситуацию на да и нет, черное и белое. Но жизнь намного многообразнее: не бойтесь взглянуть ей в глаза и принять все возможные варианты. Решением может стать компромисс, отказ от обеих крайностей в пользу третьего, совершенно неожиданного решения или удачное совмещение двух вариантов. Так часто бывает, когда владелец небольшого бизнеса не может определиться, что ему делать: сидеть на телефоне, развозить заказы или заниматься только управленческой деятельностью. Начните совмещать — а потом увидите, что получается лучше всего. Это и будет оптимальным решением проблемы.

Принимать решения непросто. Когда вы стоите на перепутье, альтернативные варианты мешают сделать выбор. Если следовать разуму, правильное решение можно принять за считанные минуты. Дочитав статью до конца, вы узнаете о необычной технике, которая помогает тысячам бизнесменов и людей разных профессий и дают четкие методики, которые помогут понять, как принимать правильные решения в жизни.

Каждый момент нашей жизни зависит от решений, которые мы вынуждены принимать в той или иной ситуации. Принимать правильные решения важно, особенно в те минуты, когда необходимо дать новый импульс, направление и смысл своей жизни. Не важно, что это - работа или личная жизнь, развитие карьеры или бытовые вопросы. Эти решения меняют нашу жизнь, карьеру или отношения. Повернуть все на 360 градусов. Даже тогда, когда мы не выбираем, мы на самом деле принимаем решения. В той или иной степени.

С одной стороны, современное общество широко распространило мнение, что человек сам творец своего будущего, с другой же стороны - процесс выбора сопряжен с метаниями, головной болью и мыслями об ответственности при возможных последствиях. Иногда очень трудно сделать правильный выбор. Вас легко могут одолевать миллионы сомнений, которые тормозят процесс принятия решения. А внутренние конфликты, которые приходят извне, мешают разуму видеть верный путь. По этой причине люди скованы страхом - из-за возможных неудач и неправильного выбора.

Тем, кто хочет немедля взять свою жизнь в свои руки, повелевать ею, стоит взять на заметку несколько методов, которые помогут принимать решения в жизни.

Первый шаг заключается в том, чтобы войти в контакт со своим «я». Здесь важно «отключиться» от различных воздействий и влияний из внешнего мира - перестать слушать советы и рекомендации других людей.

Сердце подскажет правильный путь. Склонные к рационализации люди, конечно же, в минуты принятия важных решений будут бороться. Потому как чаще всего они предпочитают слушать мозг, анализировать преимущества и недостатки. В конечном итоге, это приводит к потере эмоционального импульса, который может оживить любой выбор. Выбирать, основываясь на рациональном подходе, полезно тогда, когда необходимо минимизировать риски.

Поэтому важно прислушиваться к внутреннему голосу, это дает возможность принимать правильные решения. Как правило, финансово обеспеченные и богатые люди всегда сталкивались со сложными ситуациями и выбором. Но они имели мужество и отвагу, принимая важные решения, идти против всех, но с улыбкой на лице и слушая свое сердце.

2. Прислушиваться к интуиции

Помимо сердца, есть часть собственной личности, которая называется интуиция.
Она дает нам бесконечное множество идей и информацию, которую можно использовать в дальнейших размышлениях. Например, вы замечали, когда вы встречаетесь с незнакомым человеком, неожиданно к вам будто бы приходит озарение и спонтанное решение. Здесь важно не упустить этот момент. Ведь это возможно, это тот знак, обозначающий, что вы идете по верному пути.

Даже когда вы не выбираете, все равно делаете выбор.

«Откладывать решение - это само по себе является решением.»

Фрэнк Баррон

Многие склонны полагать, что отказаться от принятия решения - это и есть выбор. Но на самом деле принимая решения и делая выбор, вы понимаете, что вы живы, только вы - хозяева своей судьбы. Поэтому важно взять на себя ответственность, преодолеть неуверенность и страхи и принять какое-то решение.

Даже в случае, когда у вас есть страх сделать неправильный выбор, в любом случае предпочтительнее его сделать. Это только ваш собственный накопленный опыт, который поможет в будущем принимать правильные решения.

3. Правильная постановка цели

Для того, чтобы сосредоточиться на своей цели и принимать решения правильно, необходимо заранее составить и разработать план для ее достижения. Отличным вариантом и упражнением для достижения своих целей является технология SMART. Так мысли быстрее упорядочатся, и вы сможете принять верное решение. Постарайтесь быть более конкретным и описывать все наиболее четко. Таким образом, четкая постановка цели, структурированный план помогут вам быстрее принять решение, которое является судьбоносным.

4. Составить список приоритетов

Прежде чем обратиться к другим за помощью, полезно попробовать разработать список и варианты выбора в виде иерархии. Например, первичные потребности - зарабатывать больше и менее значимые - близость места работы. Все это важно, когда вы принимаете решение бросить работу или поменять ее на другую.

Для принятия верного решения важно определить, какие вещи, вам мешают быть счастливым и, во-вторых, реализовать правильные стратегии, чтобы устранить барьеры. И если конечная цель - устранение этих внешних факторов, которые мешают нам спокойно жить, в таком случае, необходимо изменить способ думать, действовать.

5. Проанализировать плюсы и минусы

Как говорят мудрые: следуй своему сердцу. Однако, никогда не стоит забывать об аспектах рационального выбора. Необходимо правильно оценить возможные последствия. Поэтому необходимо расписать все «за» - «что вы получите, если сделаете тот или иной выбор» и все «против». Многие находят такое упражнения весьма полезным в поиске правильного решения. Так вы быстрее осознаете, какие препятствия и трудности перевешивают любые преимущества выбора и сможете принимать решения правильно.

7. Избегать поспешности в принятии решений

Следовать сердцу и интуиции, не значит принимать поспешные решения, руководствуясь сиюминутными эмоциями. Как правило, такие принятие таких решений продиктованы не разумом, а отчаянием, разочарованием, гневом или волнением. Важно принимать решения в моменты затишья, когда разум способен рассуждать спокойно и доходчиво.

Еще важно в такие моменты различать то, что действительно заслуживает ваших размышлений и то, что просто затуманивает ваши мысли.

Прислушиваться к чужому мнению хорошо, но в любом случае окончательное решение должно быть принято в полной автономии, ясном уме и сознании. Какой бы выбор вы ни сделали, всегда стоит помнить, что они не определяют весь ход жизни.

9. Техника «компас»

В этом поможет техника «компас». Об этой методике обычно рассказывают на курсах по бизнесу и менеджменту. Эта методика поможет взвесить все ваши решения, посмотреть на них иначе, нестандартно.

На самом деле метод «компаса» - это гораздо проще, чем может показаться. Для того, чтобы принять решение, вы должны:

  • Написать на бумаге пять простых вопросов.
  • Выбрать один из шести возможных вариантов альтернативных действий.

Для начала необходимо задать пять вопросов для принятия правильного решения.

Каждый раз, когда вам предстоит принять важное решение, возьмите лист бумаги, блокнот, цифровой или личный дневник. На чистой странице напишите следующие вопросы.

  1. Откуда вы? Здесь не имеет значение ваше место проживание, прописка и место жительства! Напишите на белом листе: Чем вы занимаетесь сегодня? Кем являетесь на данный момент? Где вы находитесь сейчас. Если вы на перепутье жизненных дорог - запишите некоторые решения и возможные события, которые могли бы изменить вашу жизнь.
  2. Что действительно для вас важно? Напишите в блокноте четыре вещи, которые никогда и не заставят сдаться. Какие ключевые моменты, переломные были в вашей жизни. Что помогло вам в жизни и из-за чего ваша жизнь больше не будет прежней.
  3. Что вас заставляет действовать и идти вперед? Что тебя мотивирует и для принятия конкретных решений?
  4. Кто те люди, которые важны для вас? Кто способен влиять на принятие жизненно важных решений? Кому вы доверяете? Кто заставляет идти на подвиги и действовать, творить, работать?
  5. Что вас останавливает? Что пугает в решении, которое следует предпринять? Какие препятствия, ситуации или люди мешают и держат по пути к намеченной цели?

Вы закончили отвечать на вопросы? Все расписали? Теперь переходим к следующему пункту - описание карты концепций. Для этого нам необходимо будет выделить ключевые слова, которые характеризуют все ваши ответы.

Следующий шаг - оценка числа вариантов действий. Для структуризации записей можно использовать как обычный блокнот, так и программу MindNode или приложение MindMeister.
Итак, записываем шесть альтернативных путей действий, предложенные модели принятия решений «компас». Ответы на все эти вопросы, помогут внести ясность и принять хорошо продуманное решение.

  • Решение, которое вас очаровывает и вдохновляет. Какое решение оказывает наибольшее влияние на вас? Допустим, в прошлом для вас самым главным были новые люди, полученный опыт. Вероятно и сегодня это правильный путь для вас. Знакомства с новыми людьми, расширение новых связей, нетворкинг, партнерства и поиск единомышленников.
  • Рациональный путь. Что вам предлагают люди, которым доверяете? Они более опытны и мудры?
  • Путь мечтателя. Это все про жизнь, которая очаровывает вас. Этот путь - не самый простой. Возможно, он соответствует вашим ценностям, устремлениям и убеждениям, но нужно учесть, что у вас должна быть мотивация, а ваши твердые убеждения помогут в достижении целей.
  • Решение, которое может быть наименее распространенным. Если ваши дни - скучны, они вас «душат» и дни напоминают «день сурка», тогда вам, возможно, стоит встать на нетрадиционный путь принятия решения.
  • Наиболее распространенное решение. Если вы - человек-консерватор, для вас главное обычаи и привычки, значит этот вариант для вас самый лучший. К примеру, вы состоите с кем-либо, к примеру, в отношениях (неважно личные, деловые, партнерские), вы понимаете, что должны сделать выбор: продолжать их или отправиться в новое приключение. Поэтому здесь важно оценить наши ценности и людей, которых мы любим. Если они никак не пересекаются, значит, возможно, пришло время разойтись. Такое происходит, когда необходимо идти на компромисс, делать выбор в пользу того, что действительно важно для нас, когда мы действуем из-за страха не оправдать ожидания человека, которого уважаем.
  • Обратный путь. Это своего рода шаг назад и редизайн ваших целей. Вам просто нужно свести счеты с прошлым, и тогда откроется новая ранее неизведанная дорога. К примеру, вы решаете вопрос: закрыть проект, который не дает ожидаемых результатов. В таком случае мы сталкиваемся с дилеммой? С одной стороны - как бросить, если уже один или два года мы живем и дышим любимым делом. С другой стороны - если проект не приносить результатов, мы вынуждены вкладывать время и другие ресурсы. Поэтому, когда нет достаточной мотивации, чтобы продолжать проект, нужно тщательно оценить обратные пути, то есть подумать о закрытии осуществляемого проекта.

Методика «компаса» помогает принять один или несколько вариантов правильного решения.

10. Метод «Квадрат Декарта»

Методика «Квадрат Декарта» позволит посмотреть на вопрос комплексно и поможет принять решение, не зацикливаясь на одном факторе.

Для того чтобы принимать решения по этому методу необходимо задать четыре вопроса, которые можно внести в матрицу для простоты восприятия. Вопросы:

  1. Что случится, если событие произойдет? (положительные стороны)
  2. Что случится, если событие не произойдет? (положительные стороны)
  3. Что не случится, если событие произойдет? (отрицательные стороны)
  4. Что не случится, если событие не произойдет? (отрицательные стороны, чего мы не получим)

Ответив на эти вопросы будет проще взвесить все за «за» и «против» и принимать правильные решение в важные моменты.

11. Метод «Стакан воды»

Этот метод разработал Хосе Сильва. Этот исследователь написал множество книг и изучал возможности управления разумом и судьбой, различные методы визуализаций и предсказаний.

Метод «Стакан воды» основан на утверждении, что вода «записывает» информацию. Последние исследования ученных это подтверждают. А поскольку человек состоит в основном из воды, то, вероятно, вода может помочь ответить на некоторые вопросы. Итак, рассмотрим метод.

Перед тем, как ложиться спать, нужно налить в стакан чистой воды. Затем взять стакан воды в руки, закрыть глаза, сконцентрироваться и задать вопрос, который требует принятия решения. Затем выпить пол стакана воды маленькими глотками, проговаривая «Это все, что потребуется, чтобы принять правильное решение». Затем открыть глаза, поставить стакан, в котором осталась вода недалеко от кровати и уснуть. После пробуждения нужно допить воду и поблагодарить за нахождение правильного решения. Ответ придет либо сразу, либо неожиданно в течение дня.

Итак, мы разобрали на примерах способы и методы, которые можно использовать при принятии важных решений.

Принимая важное решение, всегда учитывайте одну важную вещь: никогда не забывайте, кто вы и что вы хотите от жизни. Выбирайте, учитывая свои ценности и цели, не давайте нерешительности и страху лишить вас чего-то важного в жизни! И всегда помните: не бывает неправильных решений, вы всегда сможете найти способ исправить это! Теперь вы всего в одном шаге от принятия правильного решение, которое может быть поворотным в вашей жизни, так что не бойтесь принимать решения!