Методы гармонизации взаимоотношений в детской группе. Клуб волонтеров-медиаторов как средство гармонизации межличностных отношений младших подростков. Какие же дети больше всего страдают

Дата публикации: 09.04.17

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Клуб волонтеров-медиаторов как средство гармонизации межличностных отношений младших подростков»

Лопаткина Кристина Александровна,

педагог-психолог

Нижневартовск, 2017 год

1.Пояснительная записка

Современные стандарты образования предполагают воспитание человека нового поколения, владеющего рядом компетентностей. Признаки проявления компетентности чаще всего описы­ваются с помощью слов: «адаптивность», «достижение», «успешность», «понимание». По своей сути человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации. Данный проект является одной из ступеней воспитания человека нового поколения: умеющего мыслить, отвечать за свои поступки, конструктивно строить свои взаимоотношения с другими людьми, с активной жизненной позицией, способного транслировать свой опыт окружающим.

Таким образом, проект предполагает содействие гармонизации межличностных отношений младших подростков через профилактическую деятельность клуба волонтеров-медиаторов в рамках работы Школьной Службы Примирения.

Данный проект реализуется через : применение восстановительных технологий для разрешения конфликтных ситуаций в образовательном пространстве, использование активных методов обучения подростков (проблемных, поисково-конструктивных); организацию разнообразных форм деятельности (групповой, индивидуальной, фронтальной).

2.Актуальность

Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить - прежде всего себя, а затем обстоятельства.

«Процветающий» культ насилия в повседневной жизни, СМИ, социальных сетях; агрессивность, конфликтность, отсутствие чуткости, сострадания, глубинные деформации человеческого общения и многое другое оказывают крайне негативное влияние, прежде всего на детей и современных подростков. И как результат – ассертивность замещается агрессивностью.

Конфликтные ситуации происходят среди школьников очень часто, особенно среди подростков в силу их возрастных особенностей. Этот факт подтвердился, когда в школе был проведен анонимный опрос среди учащихся 5-8 классов на предмет возникновения конфликтов и их причин. На первом месте по результатам опроса стоят конфликты с друзьями и одноклассниками (57% и 48% соответственно), на втором месте конфликты с родителями (32%), и на последнем – с педагогами (12 %).

Наша школа не является исключением, и, как в целом в системе образования, в ней возникла внутренняя потребность в изменении подходов к решению конфликтных ситуаций в образовательной среде, взаимодействия внутри нее, поиске новых путей трансформации и развития.

Эти факты побудили к созданию в нашем образовательном учреждении Службы Школьного Примирения, которая осуществляет работу с конфликтными ситуациями, возникающими между участниками образовательного процесса основанной на применении метода школьной медиации.

В качестве ведущих в службе с помощью анкетирования были определены подростки 7-8 классов – волонтеры – медиаторы, которые осуществляют профилактическую деятельность по предупреждению конфликтов в школьной среде под руководством взрослого куратора, который, как и ребята, проходил специальное обучение.

Новизна проекта заключается в применении метода школьной медиации в образовательном пространстве, использовании восстановительной технологии для разрешения конфликтных ситуаций, привлечения подростков-волонтеров в работу Школьной Службы Примирения.

Цель проекта: гармонизация межличностных отношений младших подростков через профилактическую деятельность клуба волонтеров-медиаторов в рамках работы Школьной Службы Примирения.

Задачи проекта :

организовать деятельность клуба волонтеров-медиаторов в рамках Школьной Службы примирения в контексте имеющейся образовательной среды;

обучить волонтеров – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам; способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч;

  • осуществлять просветительскую, профилактическую деятельность, направленную на развитие культуры общения, толерантного поведения обучающихся, способствующую гармонизации межличностных отношений младших подростков;

Методы реализации проекта

- анкетирование,

Тренинговые занятия;

Ролевые игры;

Деловые игры;

Наглядно – практические;

- психотехнические упражнения;

КСО (коллективный способ обучения)

Метода школьной медиации

Гипотеза

Если обучить школьников – медиаторов эффективным стратегиям поведения, коммуникативным навыкам; способствовать развитию свойств и качеств личности, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч, тренингов, то это будет способствовать гармонизации межличностных отношений младших подростков в образовательном социуме.

3.Сроки и этапы реализации проекта

Подготовка и реализация проекта осуществляется с 2014 по 2017 год

4. Предполагаемый состав участников проекта

Проект рассчитан на различных субъектов образовательного пространства: обучающихся 5-8 классов, их родителей, педагогов.

5.Ресурсное обеспечение образовательного проекта.

Для реализации проекта используется следующее кадровое обеспечение:

  • заместитель директора по учебно-воспитательной;
  • социальный педагог;
  • педагог- психолог;
  • педагог-организатор;
  • классные руководители.

Материально-технические ресурсы: компьютер, проектор, интернет-ресурсы, компьютерный класс, сайт учреждения, мини-типография, актовый зал, видеокамера, цифровой фотоаппарат, канцелярские принадлежности, методическая литература по проблеме.

Минимальные требования к материально-техническому обеспечению: наличие персонального компьютера, принтера, сканера, выхода в сеть Интернет.

6. Ожидаемый результат

  • воспитание установок толерантного сознания подростков;
  • гармонизация межличностных отношений младших подростков в школьной среде

снижение конфликтогенности, профилактика девиантного поведения в школьном социуме;

улучшение микроклимата в классных коллективах;

обучение подростков навыкам конструктивного разрешения конфликтных ситуаций на основе примирительных встреч;

трансляция опыта через выпуск буклетов, памяток, видеороликов для педагогов и школьников;

Эффективность реализации образовательного проекта с точки зрения полученных результатов подтверждается количественными показателями:

1. Положительная динамика в сформированности толерантности подростков - 25 %.

2. Улучшение показателей психологического климата в классных коллективах 5-8 классов образовательного учреждения.

3. Положительная динамика сформированности коммуникативной компетентности подростков составила 32%.

4. Уменьшение агрессивных проявлений в поведении подростков на 17 %.

5. У подростков, родителей, педагогов отмечается заинтересованность в значимой деятельности.

Количественные показатели участников педагогического проекта.

Риски связаны:
- с недостатками в координации действий различных субъектов вне школы;

С недостаточной методической оснащённостью образовательного учреждения по проблеме.

7.Перспективы дальнейшего развития проекта.

  • вовлечение старших школьников в клубную деятельность;
  • расширение волонтерского движения;
  • увеличение количества учителей, родителей, представителей общественности в работе клуба;
  • разработка комплексных мер для активизации родителей в работе по проекту.

8 . Список использованной литературы

образование. 2014 №2. .

Основными условиями воспитания в детском доме являются: организация гармоничного образа жизни, налаживаие межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения,обеспечение для ребенка чувства безопасности, защищенности через сознание своей принадлежности к определенной группе, друзьям. Ребенок, познавая сложный мир человеческих взаимоотношений, учится сотрудничать со сверствниками, делиться положительными эмоциями. Но к сожалению не всем детям дан от природы дар общения. Многие дети испытывают трудности в процессе адаптации, а порой оказываются в роли мишени для выхода агрессии со стороны сверстников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Гармонизация межличностных

Отношений в детском коллективе»

подготовила воспитатель Чистореченского детского дома

Семенова Г.И.

2012 - 2013 учебный год

Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе

Основными условиями воспитания в нашем детском доме, являются организация гармоничного образа жизни, налаживание межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения, духа соревнования, обеспечение для ребёнка чувства безопасности, защищённости через осознание своей принадлежности к определённой группе, друзьям, нации. Взрослые, создают в нашем учреждении условия для гармоничного развития личности, самовыражения,помогают маленькому человеку осознать себя частью огромного мира людей, где у него есть свое место, свои права, обязанности. Ребенок, познавая сложный мир человеческих взаимоотношений, учится сотрудничать со сверстниками, делиться положительными эмоциями. В нашем детском доме появились дети других национальностей. Все они окутаны любовью и душевным теплом.

Рано или поздно ребенок оказывается среди сверстников, поэтому ему приходится опытным путём изучать межличностные отношения в детском коллективе и учиться зарабатывать себе авторитет. Некоторые дети совершенно спокойно адаптируются в любом новом обществе: сколько ни переводи их из школы в школу, сколько ни отправляй в детские лагеря, везде у них толпы приятелей и друзей. Но, к сожалению, далеко не всем детишкам дан от природы такой дар общения. Многие дети испытывают трудности в процессе адаптации, а порой и оказываются в роли мишени для выхода агрессии со стороны сверстников.

Если РЕБЕНОК НЕ ВПИСЫВАЕТСЯ В КОЛЛЕКТИВ

Достаточно завестись в классе, в группе одному, скажем так, вредному ребенку - и нездоровая атмосфера травли обеспечена. Такие дети испытывают потребность само утверждаться за счет других: кого-то обижать и унижать, настраивать одних детей против других (типа «Против кого дружить будем?») и т. д. В результате страдают самые уязвимые, доброжелательные, не привыкшие к направленному против них насилию, дети. Среди них может оказаться любой ребенок, поэтому при поступлении в новый коллектив воспитанника, первое время следует быть педагогам начеку.

Если вы чувствуете, что в группе, в школе у ребенка могут быть проблемы со сверстниками, лучше заранее провести с ним работу и рассказать, объяснить ребенку, чтобы он встретил сложные ситуации во всеоружии и вышел из них с достоинством? Однако, зачастую, и мы это неоднократно видели, что

1. Конфликты неизбежны

В жизни интересы людей неминуемо сталкиваются, поэтому нужно спокойно и философски относиться к возникающим между ними спорам, стараясь прийти к взаимовыгодному согласию. Со своей стороны воспитаннику нужно по возможности не нарываться на конфликт (не быть назойливым, не ябедничать и не жадничать, не хвастаться и не задаваться).

2. Понравиться всем невозможно

Как говорил Остап Бендер: «Я не червонец, чтобы всем нравиться». Внушите ребенку, что его необязательно должны все любить и не стоит пытаться всем непременно понравиться. Тем более недопустимо заискивать перед более авторитетными детьми и пытаться завоевать их уважение с помощью подарков, уступок и «подлизывания».

3. Всегда защищаться!

Ребенок должен знать, что агрессии нельзя безропотно уступать: если его обозвали или стукнули, надо обязательно дать сдачи. Христианская позиция непротивления «если тебя ударили по щеке - подставь другую» в детском коллективе неминуемо обрекает ребенка на травлю.

4. Сохранять нейтралитет

Идеальный вариант - иметь со всеми ровные отношения. Поэтому лучше всего не поддерживать бойкоты и не становиться на чью-то сторону в спорах. Необязательно делать это демонстративно: можно найти благовидный предлог («мне надо на занятия», «я не вправе вмешиваться в дела других).

Что должен знать воспитатель:

Как правило, если у ребенка действительно не ладится контакт со сверстниками, одними беседами тут не обойдешься и мы воспитатели должны еще на начальном этапе, как ребенок поступил в коллектив, предпринять все возможные меры, чтобы он вписался в социум. Необходимо наладить контакт между учителем и воспитателем, рассказать о проблемах своего воспитанника и сделать его своим союзником.

Сделайте так, чтобы ребенок внешне не очень выделялся среди других.

Если у ребенка нестандартная внешность, необходимо подготовить его морально к «нападкам» со стороны ребятни: психологи советуют заранее совместно придумать дразнилки и вместе посмеяться над ними, но это пройдет в младшем возрасте, а в старшем необходимо детям объяснить, что некрасивых детей, людей нет, что они не виноваты, в том, что у них имеются какие - то дефекты (зрение, глухота, хромота…) и что родителей не выбирают.

Если ребенок страдает нерешительностью и не умеет быстро реагировать в сложных ситуациях, можно с ним побеседовать и рассказать, как нужно себя вести, («у тебя отбирают вещи», «тебя дразнят» и т. п.) и разработать тактику поведения, и что касается детского дома, в этой ситуации воспитатель должен стать на защиту такого ребенка

Существует мнение, что « ДЕТИ САМИ РАЗБЕРУТСЯ» и взрослым не следует вмешиваться в дела детей: якобы ребенок должен сам научиться решать свои проблемы. Это справедливо далеко не для всех ситуаций. Во-первых , ребенок должен всегда чувствовать вашу моральную поддержку. Во-вторых , вам же будет спокойнее, если у него войдет в привычку делиться с вами своими переживаниями. Даже если вы не станете лично вмешиваться в какую-либо сложную ситуацию, вы сможете подсказать ребенку, как ему поступить.

Зачастую мы слышим такие слова: « Я СВОЕГО РЕБЕНКА В ОБИДУ НЕ ДАМ»

Что делать, если ребенка обидели сверстники и вам известно, кто это сделал? Казалось бы, самый простой путь - пойти и восстановить справедливость: самому наказать обидчиков. Ребенок узнает об этом и получит моральное удовлетворение. «Я хороший, они плохие». Только вот принесет ли такая тактика пользу? Не лучше ли попытаться решить проблему в корне: объяснить ребенку, что он может сделать для того, чтобы подобная ситуация не повторилась. Тогда в следующий раз он уже сможет самостоятельно справиться с обидчиками.

Если такая проблема возникает в семье то родителям мальчиков всегда хочется, чтобы их дети были «настоящими пацанами» и могли постоять за себя с помощью кулаков. Можно и нужно отдать мальчика в спортивную секцию, чтобы он изучил боевые приемы, но надо объяснить ему: он изучает их вовсе не для того, чтобы всякий раз использовать. Приемы самообороны могут дать ребенку уверенность в себе, но параллельно с этим вы должны научить его решать конфликты конструктивными способами, оставляя кулачные аргументы на крайний случай.

Какие же дети больше всего страдают?

Дети с нестандартной внешностью

Слишком толстые (или слишком худые)

Маленького или слишком высокого роста

Дети в очках (особенно в корректирующих - с одним закрытым глазом)

Рыжие

Чересчур кудрявые

Дети, имеющие неприятные для окружающих привычки

Постоянно шмыгающие носом (или ковыряющие в носу)

Неопрятно одетые, с грязными волосами

Дети, которые чавкают за едой, разговаривают с набитым ртом …

Дети, неадекватные в общении

Слишком назойливые и болтливые

Слишком робкие и застенчивые

Легко ранимые и обидчивые

Нытики

Хвастуны

Вруны

Дети, выделяющиеся из коллектива

Дети, одетые подчеркнуто лучше других

Любимчики учителей (а также дети, которых не любят учителя)

Ябеды и плаксы

Маменькины сынки

Слишком заумные («не от мира сего»)

ВИДЫ АГРЕССИИ И СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ

Есть несколько основных типов межличностных отношений в детском коллективе:

Игнорирование

На ребенка не обращают внимания, как будто его нет. Его не учитывают при каких-либо распределениях ролей, ребенок никому не интересен. Ребенок не знает телефонов одноклассников, никто не зовет его в гости. Он ничего не рассказывает о школе.

Что делать родителям?

Поговорить с классным руководителем, попытаться самому наладить контакт с детьми (свести их со своим ребенком)

Пассивное неприятие

Ребенка не принимают в игру, отказываются сесть с ним за одну парту, не хотят быть с ним в одной спортивной команде. Ребенок неохотно идет в школу, приходит с занятий в плохом настроении.

Что делать родителям?

Проанализировать причины (почему ребенка не принимают) и постараться ликвидировать их. Действовать через учителей и воспитателей.

Активное неприятие

Дети демонстративно не желают общаться с ребенком, не учитывают его мнения, не слушают, не скрывают презрительного отношения. Иногда ребенок вдруг резко отказывается идти в школу, часто плачет без причины.

Что делать родителям?

Перевести ребенка в другой класс (или в другую школу). Поговорить с учителями. Обратиться к психологу.

Травля

Постоянные насмешки, ребенка дразнят и обзывают, толкают и бьют, отнимают и портят вещи, запугивают. У ребенка появляются синяки и ссадины, часто «пропадают» вещи и деньги.

Что делать родителям?

Срочно перевести ребенка в другую школу! Отдать его в кружок, где он сможет максимально проявить свои способности и быть на высоте. Обратиться к психологу.


Бездитько Татьяна Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "детский сад№43-ЦРР"
Населённый пункт: г.Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Тренинговое занятие для родителей "Создание сказочной страны"
Тема: Гармонизация межличностных отношений
Дата публикации: 05.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Тренинговое занятие для родителей «Создание сказочной страны»

Программное содержание:

Установление контакта между родителями группы;

Создание позитивного настроения и сплоченности группы;

Поддержка и развитие творческого самовыражения;

Гармонизация внутреннего состояния;

Эмоциональное и мышечное расслабление;

Развитие умения адекватно выразить свое эмоциональное состояние.

Оборудование:

журналов,

карандаши

фломастеры, кисти, ножницы, клей; аудиокассета с записью спокойной музыки, цветная

бумага, карточки с изображением солнца.

Вводная часть.

Приветствие

Ведущий приветствует участников, предлагает начать занятие с того, что каждый

участникпо кругу назовет свое имя, а затем какого - нибудь сказочного героя на первую

букву своего имени. После этого ведущий спрашивает: "Какие черты вашего характера

схожи с чертами характера названного вами сказочного героя?"

(Проводится обсуждение)

Игра "Поменяйтесь местами …" (на разогрев участников)

Ведущий дает инструкции:

"Поменяйтесь местами те:

У кого голубые глаза;

У кого темные волосы;

Кто в брюках;

Кто мамы;

У кого хорошее настроение;

Кто любит получать подарки.

(Проводится обсуждение)

Основная часть.

Ведущий: " Новый год - это всегда сказка, начало какого - то нового периода в

жизни человека. И даже взрослые, после боя курантов, ждут, что свершится какое -либо

Каждый по - разному готовится к Новому году - кто - то шьет карнавальный

оформляет

квартиру,

традицией

сказочного праздника считается - украшение елки! Ведь это целый ритуал! Кто - то

каждый год покупает новую елочную игрушку, кто - то изготавливает украшения

своими руками …

В каждой семье есть свои традиции. А какие новогодние традиции существуют в

ваших семьях?

(Каждый участник рассказываете о своих семейных традициях)

"Путешествие" (медитация)

(Включается спокойная музыка)

поудобнее,

закройте

расслабьтесь…

Представьте, что вы превратились в снежинку - пушистую, хрупкую снежинку. И вы

летите со своими подружками над лесом. Но это необычный лес - все деревья в нем

стоят как будто хрустальные. Такое чувство, что дунешь на них и они рассыпятся.

Вот вы летите над полями, деревнями, городами и везде такие чудеса - будто кто -

то рассыпал драгоценные камни, и они переливаются всеми цветами радуги.

И вот вы увидели прекрасную Сказочную Страну! Вам захотелось подлететь к ней

и рассмотреть ее поближе. Вы были поражены ее красотой! Будто какой - то Великий

Волшебник создавал эту Сказочную Страну.

Вы облетаете эту страну с высоты и

восторгаетесь ее превосходством.

Все те приятные чувства, что вы получили от этой страны, остаются с вами и

возьмете их с собой, когда будете возвращаться.

А сейчас сделайте глубокий вдох… и выдох. Возьмите с собой всё то хорошее, что

было с вами. И потихоньку, открывая глаза, возвращайтесь к нам."

Ведущий: "Сейчас я предлагаю вам взять всё то хорошее, что вы приобрели во

время путешествия, и создать свою Сказочную Страну.

помощью цветных жетонов).

Все необходимые волшебные материалы вы можете найти на столах.

Группам предлагается, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, краски,

фломастеры, карандаши, создать коллаж "Сказочная Страна".

Для создания коллажа участникам дается 20 минут.

Ведущий: "Какие чудесные у вас получились страны! Каждый из вас внес в ее

создание частичку своего тепла, своей души. А сейчас придумайте название Сказочным

Странам. Для этого сложите начальные буквы своих имен и создайте одно новое имя.

Это и будет имя вашей Сказочной страны".

(Участники могут предложить другой вариант названия, но с условием, что

там будут начальные буквы их имен).

"Ну вот, теперь у вас есть собственные Сказочные Страны, в названии которой

частичка каждого имени присутствующих здесь".

Проводится обсуждение:

Какие чувства вы испытывали в процессе создания Сказочной страны?

Было ли сложно включиться в общую деятельность? Если да, то почему?

Удовлетворены ли вы своей работой?

Хочет ли кто - нибудь изменить что - либо в получившейся композиции?

Заключительная часть.

Упр. "Мой портрет в лучах солнца"

Родителям

раздаются

карточки

изображение

лучиками.

предлагает участникам в центре солнца написать свое имя и передать соседу слева.

Получившие карточки должны на одном из лучиков написать какое - либо качество

хозяина этой карточки и передать соседу слева. В итоге карточки доходят до своих

хозяев. Каждый читает про себя. Ведущий спрашивает: "Какие чувства испытываете? С

чем не согласны?"

Упр. "Откровенно говоря"

Участникам предлагается завершить предложение:

Во время занятий я поняла, что…

Самым полезным для меня было…

Я была бы более откровенной, если бы…

5) Мне не понравилось…

6) Больше всего мне понравилось как работала…

На месте ведущего я бы…

Подведение итогов.