Эмоциональное общение. Роль эмоций в общении. Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций

По определению Леонтьева - это та деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.

Неразрывно с теорией ведущего типа деятельности связана теория периодизации развития. В основе периодизации А. Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает:

1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого;

2) раннее детство с предметной деятельностью;

3) дошкольное детство с игрой;

4) школьный возраст с учением;

5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками;

6) юношество.

Периоды и стадии детского развития, по Д. Б. Эльконину, выглядят так:

1. Этап раннего детства (младенчество и ранний возраст - после 1 года);

2. Этап детства(дошкольного возраста и младший школьный возраст);

3. Этап отрочества (подростковый возраст и ранняя юность)

На каждом возрастном этапе психического развития ведущий вид деятельности имеет двойственную природу: с одной стороны ведущий вид деятельности имеет место быть в силу готовности психики ребенка к такой деятельности (например, врожденные безусловные рефлексы новорожденного позволяют ему взаимодействовать с матерью), с другой - ведущий вид деятельности одного этапа готовит «почву» для перехода ребенка на следующий, более высший, этап психического развития (например, игра развивает воображение, мышление и т.д., которые необходимы будут ребенку на этапе учебной деятельности).

Предметная деятельность – ведущая деятельность раннего возраста. К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Предпосылки ее формировались в младенческом возрасте.

Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов. Предметы начинают выступать для него не только как объекты, удобные для манипулирования, но и как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Открытие назначения предметов и отличает предметную деятельность ребенка раннего возраста от манипулятивной деятельности младенца. Функции же вещей и предметов открывает ребенку взрослый человек. Именно он, взрослый, может дать знания о назначении предметов и показать приемы их использования, участвуя в деятельности ребенка на правах организатора, помощника и старшего партнера.

Важная роль в овладении предметной деятельностью принадлежит деловому общению, которое способствует тому, что предметная деятельность приобретает статус ведущей в раннем возрасте. В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные предэталоны. Именно в предметной деятельности при переходе от ручных операций к орудийным в процессе освоения общественных способов употребления вещей происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления в простейших формах.

Специальные исследования (П. Я. Гальперин, С. Л. Новоселова и др.) показывают, что вначале мышление отстает от практической деятельности не только по общему развитию, но и по составу специальных операций, так как оно развивается из этой деятельности, перенимая от нее приемы и возможности.

В процессе предметной деятельности активно развиваются мыслительные операции анализа, сравнения, обобщения.

Работы Д. Б. Эльконина (1960), М. М. Кольцовой (1978) позволили выделить три основные ступени в развитии обобщений в возрасте от 1 года до 2,5 года.

Человек рождается, и с первым кормлением, с первыми материнскими прикосновениями и улыбками он начинает впитывать эмоции и чувства родных ему людей - будь то их искренняя радость при виде младенца или скрытое раздражение от его действий. Мать, угадывая желания ребенка, берет его на руки, разговаривает с ним - так начинается их общение.

Маленький ребенок абсолютно зависим от взрослых, он не может выжить без чувства безопасности, которое дают ему близкие люди. Именно поэтому он испытывает инстинктивную жизненную потребность принадлежать к семье, в которой родился. Ребенок должен чувствовать себя частью своей семьи. Создать понимающие и гармоничные отношения непросто. Еслиродители росли в доброжелательной атмосфере, то они, скорее всего,примут своих детей такими, какие они есть, и те всю жизнь будут чувствовать себя в «безопасном тылу». Но если в детстве человек страдалот невнимательности отца и матери, тогда в отношениях со своимидетьми он, скорее всего, будет воспроизводить жесткий стиль отношений, который когда-то испытал на себе.Ребенок чувствует любовь родителей и откликается на любые словаи действия родителей, приспосабливаясь к тому образу, который диктует ему семья.Безоговорочная любовь, которую дети питают к своим родителям,опирается на детскую логику: принадлежать к семье - значит быть похожим на тех, из кого она состоит.

Первые 6 месяцев ведущей формой общения является эмоционально-личностное общение (рис.1).В среднем к двум месяцам у ребенка возникает комплекс оживления, что знаменует собой переход от новорожденности к младенчеству.Л. С. Выготский считал комплекс оживления, который проявляетсяв зрительном и слуховом сосредоточении, улыбках, гулении, в оживлении моторики ребенка в ответ на появление взрослого, признакомсоциальной ситуации «Мы», в которой ребенок связан со взрослым.Внутреннее противоречие этой ситуации, по мнению Л. С. Выготского, состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом и неимеет средств специфического воздействия на него, кроме плача и двигательной активности.



В первые месяцы у ребенка возникает чувство привязанности к взрослому, которое делает его очень восприимчивым к общению. Любовь родителей к их детям не инстинктивна, и дети также не инстинктивно «влюбляются» в своих родителей сразу после рождения. Новорожденный и родители настраиваются друг на друга, обмениваясь взглядами, улыбками, голосовыми знаками. Таким образом, в первое полугодие жизни ребенка ведущим видом его деятельности являетсянепосредственно-эмоциональное общение .

Рис. 1. Эмоционально-личностное общение

Почему именно эмоционально-личностное общение должно быть ведущим на ранних стадиях развития ребенка?

Малыша привлекают только личность взрослого и его отношение к нему. Никакие качества взрослого он еще не выделяет. Ему все равно, какими знаниями обладает взрослый, как он выглядит и во что одет. Несмотря на примитивность такого общения, оно побуждается личностными мотивами, эмоциональностью взрослого. Средства общения носят экспрессивно-мимический характер. Внешне это выглядит как обмен взглядами, улыбками, как гуление со стороны ребенка и ласковый разговор со стороны взрослого, из которого младенец улавливает только внимание и доброжелательное отношение к себе.

Элементы эмоционального общения взрослого с младенцем следующие:

♦ происходит зрительный контакт «глаза в глаза»;

♦ произносятся ласковые слова;

♦ поются колыбельные песни;

♦ родители нежно прикасаются к младенцу.

Нередко одно появление матери поднимает настроение малыша.

Эмоциональное общение способствует хорошему настроению ребенка. Расположение духа ребенка и находящегося рядом с ним взрослого,как правило, взаимообусловлено. Спокойный ребенок , уход за которым не осложняет жизнь родителей, может способствовать формированиюдоброго и мягкого к нему отношения. В то же время взрослый чащеулыбается приятным, спокойным, улыбчивым детям. С другой стороны, раздражительный ребенок может нервировать родителей. Все этоне случайно. Замечено, что у живо реагирующих на окружающую обстановку детей обычно эмоционально реагирующие матери.Мать обычно отвечает за психическое развитие ребенка, и только от ее мудрости, умений и психического здоровья зависит психическое здоровье ее детей, их успехи и неудачи.

Потребность в общении у младенца возникает под воздействием опре-

деленных условий. Он испытывает острую нужду в уходе, в заботе взрослого, то есть у ребенка ведущей является потребность устранить дискомфорт и удовлетворить органические потребности. Поэтому новорожденный подает сигналы в виде крика, гримас, аморфных движений. Причем эти сигналы не адресованы конкретному взрослому, но воспринимает их в первую очередь самый близкий человек - его мать. Все ее действия направлены на ребенка, все ее поведение обусловлено его желаниями.

К 3 месяцам ребенок воспринимает лишь экспрессивную сторону

♦ улыбается;

♦ вокализирует;

♦ активно реагирует на происходящее вокруг него.

Несмотря на это, мать общается с ребенком так, как будто тот может адекватно реагировать на ее воздействие. Это выражается в том, что она:

♦ разговаривает с ним;

♦ ищет ответные знаки на свое обращение;

♦ удовлетворяет его потребности;

♦ оценивает его поведение: поощряет, порицает и т. д.

Самое обидное для испытывающего потребность в общении младенца, если взрослые не обращают на него внимания. Даже гнев мамы они воспринимают с радостью, так как чувствуют обращенность к себе. Потребность во внимании взрослого - основная потребность в общении - остается на всю жизнь. Мать должна чаще улыбаться, разговаривать с ребенком, ласкать его. Смысл любых слов доходит до ребенка в последнюю очередь. А вот сдвинутые на переносице брови, кулаки, грозное выражение лица для него очень показательны. Даже такие слова, как «Я люблю тебя», мало что значат. По крайней мере они не сопоставимы с грозным выражением лица.

Мать сразу начинает чувствовать любовь к своему малышу. У малыша же теплые чувства к ней формируются в течение первого года жизни. В этот период у младенца появляется доверие к ней и формируется привязанность к любимому человеку. Доверие появляется в процессе теплого, эмоционального общения. Ребенок утверждается в таком отношении к окружающему миру и спокойнее переносит возникающие маленькие неудобства (рис. 2).

Рис. 2. Фазы привязанности малыша ко взрослому

От 3 до 6–7 месяцев мать и ребенок существуют в диадном единстве (нормальный симбиоз) : ребенок не отделяет себя от матери и не воспринимает ее отдельно. Это важный этап в становлении отношений: в это время начинают возникать представления о своем физическом «Я», проявляться удовольствие или неудовольствие. Благодаря удовлетворению физических потребностей у младенца формируется его первый эмоциональный опыт.

В обобщенном виде процесс общения взрослого с младенцем можно представить в виде схемы (рис. 3).

Рис. 3. Общение с младенцем

Эмоциональное общение может быть оптимальным и чрезмерным

Рис. 4. Оптимальное и чрезмерное эмоциональное общение

Вторая половина младенчества характеризуется тем, что ребенку уже мало, чтобы взрослый лишь демонстрировал ему свою любовь, нежность, сопереживал ему и т. п. Теперь он требует перехода к другому виду общения.

Цели занятия:

  1. Учащихся знакомы с понятием "эмоциональное общение".
  2. У учащихся сформировано представление о основных видах эмоционального общения.
  3. Учащиеся владеют навыками психологической защиты от отрицательного эмоционального общения.

Эмоциональное общение - это общение, при котором эмоциональная информация, эмоциональный обмен, является ведущим в процессе общения.

2 основных вида эмоционального общения.

Положительное эмоциональное общение - поглаживания - это различные способы эмоциональной поддержки своего собеседника.

  1. Поддакивание . Например: да, да, ты прав; а как же иначе.
  2. Комплименты .
  3. Виды комплиментов:

      Косвенный.
    1. "Минус-плюс" - сначала маленький отрицательный, а затем огромный положительный. Например: "Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник, но для нас Вы великий специалист". Психологическое состояние схоже с балансированием над пропастью. Сначала - ужас от мысли о смерти, а потом радость - "жив!" Такой комплимент более эмоционален и больше запоминается. Но, отрицательного в нем должно быть меньше, а положительного - больше.
    2. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент. Но необходимо соблюдение следующих правил:
      1. Чтобы он выглядел не искусственно необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.
      2. Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы его сравниваем.
    3. Помощь критике. Например: "Иванов, ты просто подкупаешь меня своим постоянством! Ты никогда не приходишь на работу вовремя!" Т.е. по форме - это комплимент, а по содержанию - критика.

    Ответ на комплимент: "Это благодаря Вам!" Например: "Меня восхищает Ваше остроумие!" - "Трудно быть другим, находясь рядом с человеком, который шутит столь тонко, как Вы!"

  4. Дружеские жесты и мимика.
  5. Например, хлопок о плечу, обнимание, подмигивание.

  6. Эмоциональное заступничество.
  7. Например: "Чего Вы к человеку пристали? Он все делает правильно."

  8. Похвала (не за внешность).
  9. Проявление нежности.
  10. Например: "Ах, ты мой милый!"

  11. Проявление жаления (не жалости).
  12. Например: "Ах, ты бедненький!"

  13. Успокаивание.
  14. Например: "Не волнуйся, дорогой."

  15. Проявление содружества.
  16. Например: "Ничего мы это преодолеем!"

  17. Использование имени собеседника.
    1. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.
    2. Имя начальника. Например: "Интересно, откуда он меня знает?"
  18. Внушайте собеседнику сознание их значительности и делайте это искренне.
  19. Например, лучше всего обращаться с просьбой к человеку, начиная с такой фразы: "Извините за беспокойство!" Это даст вам выгодное положение, т.к. человек почти всегда занят или хочет чтоб так думали другие. Или другая фраза: "Я хотел бы с вами посоветоваться."

Правило: Общение протекает благоприятно и собеседники чувствуют себя комфортно, если число посланных "поглаживаний" соответствует числу полученных. Если их недостаточно или, слишком много - возникает чувство неуютности (или неуместности разговора).

Отрицательное эмоциональное общение, "укол" - это способ эмоционального общения, который направлен на наказание собеседника.

Виды уколов:

  1. Выражение демонстративного безразличия к своему партнеру по общению.
  2. Например: "Меня это не касается!", "Это твои проблемы", "Моя хата с краю", "Не буду я в этом участвовать!".

  3. Выражение демонстративной холодности. Например, "Это тебя должно волновать, а не меня!", "Я тебя не люблю, ты мне надоел" и т.д.
  4. Выражение демонстративного пренебрежения. Например, "Еще чего! Этому лентяю я помогать не собираюсь, я с таким не дружу!".
  5. Выражение демонстративного презрения. Например, "Как же я его ненавижу!", "Еще молоко на губах не обсохло!" и т.д.
  6. Насмешливые высказывания. Например, "Да что её слушать!", "Ну и дурак же ты!", "Это и ежу понятно!" и т.д.
  7. Высокомерные высказывания. Например, "Ты ничего не знаешь и не понимаешь!", "Я самый умный, а все остальные - дураки!" и т.д.
  8. Проявление ехидства. Например, "Ты сегодня такая красивая, как привидение!", "У тебя что, руки не туда пришиты?" и т.д.
  9. Грубые высказывания. Например, "Отстань!", "Сгинь с моих глаз!", "Дурак!".
  10. Унижения с помощью жестов, мимики, позы. Например, "У тебя не все дома!" и т.д.
  11. Стремление отмстить поступком на зло.

Желание наказать, как правило, во много раз сильнее полученной обиды. Поэтому нужно учиться защищаться от уколов

Психологическая защита.

Психологическая защита - это система психологических приемов, направленная на то, чтобы отрицательный психологический фактор потерял свою разрушительную силу для здоровья человека.

  1. Проанализировать причину, которая заставляет человека наносить уколы. (Если вы виноваты, постарайтесь показать своему собеседнику, что вы все поняли, осознали и помиритесь с ним. Если вы не виноваты - начинайте пользоваться приемами психологической защиты.
  2. Вызов состояния бесстрастия.
  1. Относится ли к положительному эмоциональному общению преподнесение различного рода подарков человеку?
  2. Какие способы защиты от уколов являются наиболее действенными с вашей точки зрения?

Выражение эмоций. Проблема их объективной индикации

Эмоция – один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов внутренней жизни человека (специфические субъективные переживания, ярко окрашивающие, то что человек ощущает, воображает, мыслит). Эмоции выполняют функцию выражения субъективных отношений к объективным явлениям. При выражении эмоций речь будет идти о единстве психических и телесных процессов. Это проблема и для физиолога и для психолога: проблема соотношения психических и телесных составляющих эмоционального состояния. Еще Дарвин заметил связь между эмоциями животного и человека (мимика и пантомимика), т.е. эмоция имеет поведенческие отражения. У человека появляется выражение эмоций в речи (речедвигательная активность). Эмоция способна оказывать большое влияние на функциональное состояние различных психических механизмов.эмоция лежит в основе форм реауирования: а) выразительные движения; б) эмоциональные действия; в) высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях; г) форма определенного отношения к окружающим.

Мимические выражения эмоций. Почему в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц? Дарвин: мимическое выражения образовалось из полезных действий (раньше имело приспособительное значение). Согласно Дарвину, мимика обусловлена врожденными механизмами. Отсюда следует, что определенные мимические реакции должны быть связаны с определенными эмоциями. Но экспериментально это подтвердить не удалось. Рисунки (фотографии) мимических реакций. Мнения людей по различным мимическим реакциям разошлись (хотя большинство правильно отражало эмоцию). Несмотря на расхождение в суждениях можно говорить о том, что испытуемые не называя правильной эмоции, все же называли очень близкую эмоцию (неожиданность – изумление). Мысль, что отдельные формы мимического выражения не являются качественно особыми и их можно представить в виде некоторого континуума, построив шкалу мимического выражения. Шкала Шлосберга: основные категории: 1) любовь, радость, счастье; 2) удивление; 3) страдание, страх; 4) решимость, гнев; 5) отвращение; 6) презрение. Шкала имеет круговую форму, чем больше расстояние между отдельными позициями, тем менее сходны соответствующие мимические выражения. Две координаты: удовольствие-неудовольствие (1-4); приятие-неприятие (2,5-5,5). Середина круга – нейтральность (0). Чем ближе к краю, тем интенсивней выражается эмоция. Новая ось: сон-напряжение. Первая ось – знак эмоции; вторая ось – готовность или закрытие рецепторов для принятия раздражения; третья ось – степень возбуждения.

Исследование подлинных эмоций. Как получить истинную эмоцию: Лэндис – жестокие эксперименты. На протяжении всего эксперимента человека фотографировали. Не было выделено мимики типичной для какой-либо эмоции (характерную для большинства людей). Но было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него репертуар мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях. Тогда попросили изобразить некоторые эмоции. Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых. Когда они переживали подлинные эмоции. Таким образом следует различать общепринятую мимику, как признанный способ выражения эмоций и спонтанное проявление эмоций (произвольная и непроизвольная мимика).Гудинаф: 10-летняя слепоглухая девочка – мимические схемы всех видов по шкале Шлосберга (предположение о врожденности этих схем).

Три фактора формирования мимического выражения: врожденные видотипичные мимические схемы; приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю; индивидуальные эксперессивные особенности.

Пантомимика, речь. Движения актера – уровень точности оценок, такой же как и при определении эмоционального выражения лица. Речь – эмоциональное состояние – возрастает сила голоса, изменяются высота и тембр. Врожденные и приобретенные компоненты выражения эмоций голосом. Врожденные: изменение силы голоса, дрожание голоса (возрастает усиление функциональных единиц, актуализированных к действию – усиление активации мышц, участвующих в голосовых реакциях). Пантомимика – сильный неожиданный звук – вздрагивание.

Межкультурные различия в выражении эмоций. Есть универсальные выражения эмоций, а есть специфические. Слезы – универсальный признак печали. Культурные нормы – когда, как, и как долго нужно плакать. Смех – радость и удовольствие. Может – презрение. Китай – смех-гнев. Япония – улыбка – знак уважения в любой ситуации. Смех как норма культуры чтобы скрыть отрицательную эмоцию. Радость – причинение себе боли. Взаимозависимость эмоций и их выражение.

Эмоция – своя внешняя организация реакций. При очень сильных эмоциях – организация нарушается – сильные сокращения групп мышц, либо некоторые мышцы отказываются действовать. Благодаря научению выражения эмоций становится организованным, а вместе с тем и относительно однородным у всех членов данной культуры. Выразительные движения – язык при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, переживания.

Измерения.

Физиологические показатели (изменение вегетативной системы). Изменение типового привычного реагирования (той или иной активности организма: дыхание, сердцебиение, потоотделение и т.д.). любая активность либо блокирована, либо изменена. КГР – ключевой признак эмоции (индикация эмоций). – это признак не только эмоции, но это составляющая часть ориентировочного рефлекса (т.е. она не специфична, мы не знаем какая эмоция переживается). Эта реакция – ответ на жизненно важный стимул.

Наенко, Овчиннокова: мышечно-двигательные изменения в условиях напряжения: эмоциональное напряжение – нарушение моторики, выраженной в общей мышечной скованности, в треморе и нарушении координации движений. Увеличение электр. Активности мышц, выраженные в амплитудных и частотных изменениях потенциалов. Тремор пальцев рук.

Вегетативные показатели напряженности : частота сердечных сокращений (увеличение), дыхание. Учащение дыхательных движений. Сопровождается уменьшением глубины дыхания, а так же укорочение фазы выдоха относительно вдоха. Кровяное давление – повышение. Рост этого показателя не только в ситуации обнаружения и устрашения аварии, но и в период ожидания критических событий, при возникновении чувства тревоги, .повышенного внимания. КГР – показатель сенсорного и умственного возбуждения, внимание, настороженность и высокая активность любого происхождения (увеличение числа спонтанных колебаний и в падении сопротивления кожи). ЭЭГ – увеличение амплитуды тета-ритма, увеличение высокочастотной активности.

Биохимические показатели эмоций. Резкие выбросы в кровь адреналина. Наенко, Овчиннокова: выбросы с мочей аскорбиновой кислоты, увеличение лейкоцитов в крови, колебания содержания эозинофилов в крови.

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Термин «эмпатия» введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.

Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Многие специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида может только усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним.

Возможны дефектные (ошибочные) применения эмпатии. Сюда относятся «эмпатическая слепота» (неосознаваемое неприятие тех чувств партнера по общению, которых индивид избегает в самом себе), неконтролируемое и неуместное использование эмпатии, в крайних случаях принимающее патологические формы, манипулятивное применение эмпатии (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения).

Лицевая экспрессия как средство невербального общения

Некоторые «недоразумения» в работах исследователей лицевой экспрессии заключаются в том, что описывается только какая-либо часть функций лицевой экспрессии, т.е. очень часто не разделяются выражение эмоций и изображение эмоций. И хотя оба этих процесса являются средствами невербального общения, в мимических реакциях они проявляются по-разному.

Исследования мимического выражения эмоций начались еще более 100 лет назад. Одной из первых была работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и у животного» (1872). Гипотеза Дарвина заключалась в том, что мимические движения образовались из полезных действий, т.е. то, что сейчас является мимическим выражением эмоций ранее являлось реакцией с определенным приспособительным значением. Непосредственно мимические движения

представляют собой либо ослабленную форму этих полезных движений (например, оскаливание зубов при страхе – остаточное явление оборонительной реакции).

Как пишет С.Г. Геллерштейн, разницы между мимикой взрослого человека и ребенка нет никакой, за исключением ее большего разнообразия у взрослых. У всех людей при выражении одних и тех же эмоций задействованы одни и те же группы мышц, следовательно мимические реакции являются врожденными. Если у ребенка нет каких-либо мимических реакций, то причиной этого является лишь то, что он не испытывает таких эмоций.

Но если считать, что мимические реакции являются полностью врожденными, то из этого следует, что каждый человек должен безошибочно «считывать» эмоции по мимике другого человека. Это утверждение было опровергнуто экспериментами Боринга и Титченера, в которых испытуемым предъявлялись карточки со схемами мимических отображений эмоций. Испытуемые испытывали большие затруднения в классификации этих схем, мнения оценивающих обнаружили довольно большие расхождения. К таким

экспериментальными исследованиями, направленным на проявление у испытуемого спонтанных эмоциональных реакций, относятся эксперименты Лэндиса. Чтобы вызвать спонтанные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел или экспериментатор приказывал испытуемому отрезать голову живой крысе. Затем по фотографиям, сделанным во время эксперимента, анализировались смещения групп лицевых мышц. В результате выяснилось, что найти «типичную» для всех людей мимику страха, гнева и других эмоций невозможно. Но также было установлено, что у каждого испытуемого есть

некоторый характерный для него набор мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях. Результаты данного исследования противоречат данным, полученным в других экспериментах. Последующие эксперименты Лендиса были направлены на то, чтобы объяснить эти противоречия. Лендис просил испытуемых изобразить некоторые эмоции, которые они ранее испытывали в эксперименте. Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствует общепринятым формам экспрессии, но совершенно не совпадает с естественными проявлениями тех же самых эмоций, испытанных в эксперименте. Я. Рейковский называет такую мимику конвенционной. Исследования Лендиса доказывают необходимость различения непроизвольных мимических реакций, которые по определению И.М.Сеченова, данному в «Физиологии нервной системы», являются «концом соответствующего рефлекса, осложненного психическими явлениями», и «произвольных выразительных действий, возникающих в результате намеренного сокращения мышц лица». В доказательство этого Рейковский приводит результаты эксперимента Гудинаф, которая обнаружила у слепоглухой девочки десяти лет хорошо сформированные «непроизвольные» мимические схемы почти всех видов. По наблюдениям других авторов у таких детей плохо формируются произвольные мимические реакции.

К. Изард разработал систему объективного кодирования мимических проявлений базовых эмоций. Изучив анатомию человеческого лица, он определил, какие именно мышцы и каким образом участвуют в определенных экспрессивных изменениях лица. Далее регистрировались начало и конец изменений в отдельных частях лица (область бровей, область глаз, область носа и щек, область рта), вызванные конкретным стимулом, и по определенной формуле устанавливалась эмоция, о которой свидетельствует данное мимическое изображение. Но эта методика навряд ли валидна в естественных условиях. Очевидно, что очень малое количество людей, которые имеют постоянный опыт общения (как вербального, так и невербального) знакомы с этой методикой. «Ни в каком другом возрасте коммуникационное значение эмоциональной экспрессии не выступает с большей очевидностью, чем в детстве». Особенно хорошо оно проявляется в момент общения новорожденного с матерью, когда выражение эмоции интереса свидетельствует об удержании ребенком внимания (на матери).

К. Изард постоянно подчеркивает, что в процессе научения и социализации человека прототипические выражения базовых эмоций модифицируются, и поэтому мы их наблюдаем довольно редко. Только в условиях очень интенсивной стимуляции (см. эксперименты Лендиса) мы демонстрируем развернутые мимические выражения.

П. Экман установил, что существуют семь основных лицевых выражений - конфигураций (схем) мимики, выражающих семь эмоций: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение (презрение) и интерес. Было показано, что все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Так, в исследовании Тайера и Шиффа испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировалось только положение губ и бровей.

Согласованность испытуемых была очень велика – опознание эмоций было почти стопроцентным. Если предъявлялись картинки, где были только брови, то и в этом случае одна «деталь» лица давала испытуемым возможность довольно точно определять эмоции. Например, «до предела» поднятые брови оценивались как выражение сильного недоверия; наполовину поднятые – удивления; слегка нахмуренные – задумчивости; сильно нахмуренные – гнева.

Восприятие конвенциональной мимической экспрессии настолько точно, что японскими психологами был предложено довольно интересное применение данной особенности человеческого восприятия – схематические изображения лица человека при переживании определенных эмоций в работе АЭС для скорейшей передачи информации оператору о состоянии системы (выяснилось, что такой способ более надежный, чем все цифровые, графические и цветовые способы).

Овладение таким средством невербального общения, как лицевая экспрессия, требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций тех людей, с которыми человек живет и работает. Казалось бы, невысокая степень однообразия классификации эмоций по фотографиям свидетельствует об обратном, но необходимо учитывать, что в естественных условиях наши

суждения об эмоциональном состоянии других людей основываются не только на мимических изменениях их лиц, но и на пантомимике, вокализации. Одно и то же мимическое выражение в различных ситуациях может идентифицироваться наблюдателем по-разному, т.е. когда мы говорим, что данный человек испытывает гнев, то в определенной степени это объясняется тем, что мы знаем контекст возникновения эмоции и, следовательно, можем ожидать от

него именно эмоции гнева.

При распознавании эмоций оказывается задействованной вся наличествующая информация о поведении наблюдаемого лица и ситуации, в которой он находится. Это подтверждают эксперименты, проведенные П. Экманом. Испытуемым предъявлялись фотографии одного и того же человека в двух эмоциональных состояниях: 1) в состоянии стресса; 2) в состоянии разрядки, когда этому человеку объясняли причины его стресса. Испытуемые должны были соотнести фотографии с этими двумя фазами. Оказалось, что если

на фотографии 2) также запечатлен психолог, проводящий беседу, то идентификация проходила более успешно. В противном случае правильность суждений не превышала уровня случайности.

Трудности и ошибки при оценке выражения эмоций объясняются несколькими причинами. На оценку оказывает влияние прежде всего собственное состояние наблюдателя. Например, при использовании в эксперименте Экмана мимической схемы «страдание», испытуемый (предварительно разгневанный экспериментатором), классифицировал предъявленную конфигурацию лица как гнев.

«Понимание языка эмоций требует не только знания общих норм выражения эмоций, типичных для данного общества. Оно требует еще способности и готовности анализировать специфический язык окружающих людей и обучаться ему. Далеко не каждый хочет и может осуществить такой анализ и усвоить индивидуальные языки эмоций. Это обусловлено разными причинами. Одни чрезмерно сосредоточенны на собственной личности и поэтому неспособны замечать и правильно оценивать состояние других людей. У других невнимание

к окружающим связано с чувством собственного превосходства. У третьих такие затруднения в овладении языком эмоций объясняются чувством тревоги. Это может быть тревога, связанная с эмоциями других людей (если в прошлом опыте данного лица они были по преимуществу отрицательными), или тревога, связанная с собственными эмоциями и побуждающая данное лицо избегать всего того, что могло бы вызвать у него эмоции; вследствие этого человек не

замечает проявления эмоций у других людей».

Не только понимание эмоционального состояния другого человека, но и выражение своего собственного может вызывать проблемы. Это может быть связано с тем, что человек не усвоил принятых в обществе форм выражения эмоций, или со страхом перед утратой самоконтроля (в основном у слишком эмоциональных людей), или с боязнью общественного порицания.

Существует ошибочное мнение, что степень эмоциональной экспрессивности (как врожденный фактор зависит от этнической принадлежности человека), но кросс-культурные исследования например, М. Коула (1998)) опровергают это утверждение. Например, китайцы или японцы, которых считают очень сдержанными в проявлении чувств, могут испытывать и проявлять очень сильные эмоции, «оплакивая смерть жены или ребенка». Бедность их лицевой экспрессии обусловлена скорее социальными нормами, принятыми в данных обществах, чем врожденными факторами.

Степень эмоциональной экспрессивности является одним из основных факторов организации межличностных отношений. Негативную реакцию окружающих может вызывать как чрезмерная экспрессивность, так и неумение показать собственное эмоциональное состояние. Я. Рейковский утверждает, что овладение своей эмоциональной экспрессией посредством научения является одной из основных задач и проблем в процессе социализации человека.

Эмоциональный интеллект

Впервые обозначение EQ - emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ - коэффициентом интеллекта - ввел в 1985 году клинический физиолог Рувен Бар-Он. В 1990 году Джон Мэйер и Питер Саловей ввели понятие «эмоционального интеллекта». Вместе с Дэниэлом Гоулманом, наиболее известным в нашей стране, эти ученые составляют «тройку лидеров» в исследованиях эмоционального интеллекта. Общее же количество ученых, занимающееся исследованиями в этой области, огромно. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть любую книгу Гоулмана и посмотреть, сколько страниц в конце занимают ссылки на проведенные исследования.

Как и в случае со многими другими научными понятиями, ученые по-прежнему не могут договориться о том, что же такое эмоциональный интеллект . Существует большое количество определений эмоционального интеллекта. Рувен Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ», например, определяет эмоциональный интеллект как «набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды» . Дэниэл Гоулман - как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими» . Поскольку тренер является скорее практиком, а не ученым, мы предпочитаем более короткое определение, с которым проще работать во время тренинга и которое, на наш взгляд, передает суть этого научного понятия. С нашей точки зрения, эмоциональный интеллект - это способность осознавать свои эмоции и эмоции другого, способность управлять своими эмоциями и эмоциями другого и на этой основе строить наше взаимодействие.
Освещая тему с прикладной точки зрения, имеет смысл говорить об эмоциональной компетентности, а не об эмоциональном интеллекте. Высокий эмоциональный интеллект сам по себе может и не являться надежным предсказателем успешности в работе. Однако он служит основой для компетенций, которые необходимы для успеха.
Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их. Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации. Именно анализ эмоциональных компетенций необходим для прогноза успешности в работе.

Эмоциональная компетентность связана с эмоциональным интеллектом и основана на нем. Определенный уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями. Например, способность четко распознать, что чувствует другой человек, дает возможность развить такие компетенции как способность влиять на других людей и воодушевлять их . Сходным образом, людям, которые лучше способны управлять своими эмоциями, легче развивать такие компетенции как инициативность и способность работать в стрессовой ситуации .
- Осознание своих эмоций
- Осознание эмоций других
- Управление своими эмоциями
- Управление эмоциями других людей

Общительность как социально-психологическое качество имеет свою эмоциональную сторону. Партнеры по общению практически постоянно «говорят» друг другу о своем эмоциональном состоянии, сами часто этого не осознавая. Эмоциональный обмен информацией возникает как результат потребности в выражении чувств, а также как проявление ожиданий почувствовать эмоциональное состояние партнера по общению. Основу этой потребности составляют коммуникативные и альтруистические (бескорыстные) эмоции.

Среди коммуникативных эмоций выделяют: желание делиться мыслями, переживаниями, чувства симпатии, уважения, расположения. Выражение этих чувств и потребности в их переживании сигнализируют партнеру о стремлении войти с ним в контакт.

К альтруистическим эмоциям относят бескорыстную» потребность приносить людям радость, потребность в сочувствии и сопереживании партнеру, потребность в оказании помощи и т. д.

Индивидуальные способы удовлетворения потребности в выражении чувств формируются под влиянием гласно или негласно существующих в обществе социальных ограничений, сложившегося стиля отношений, национальных и региональных традиций, а также экспрессивных способностей человека. Принято считать, что жители стран Скандинавии неулыбчивы и холодны в сравнении с населением Средиземноморского бассейна. Однако это вовсе не даст оснований полагать, что у шведов или норвежцев отсутствует потребность в эмоциональном проявлении своих чувств. Реакции хоккейных болельщиков во время матчей, национального клуба «Трэ Крунур» как раз свидетельствуют об обратном. Нередко за недружелюбным выражением лица может скрываться добрый и отзывчивый человек, который в силу сложившихся веками представлений о воспитанности, не считает нужным демонстрировать свое отношение к окружающим. Таким образом, способ выражения внутреннего состояния зависит не только от чувств, но и от арсенала средств экспрессии, которыми располагает индивидуальность.

Различают три основные причины неадекватной эмоциональной экспрессии. Одна из них - стремление отвергать либо игнорировать свои или чужие переживания, если они окажутся неприятными или нежелательными. Советы типа: «Успокойся, не расстраивайся, не нервничай» сводятся в общении к желанию избавиться от отрицательных: эмоций, исходящих от партнера, и при постоянном употреблении приводят к ограничению или искажению его» экспрессии.

Вторая причина связана с нежеланием партнеров обсуждать возникающие у них взаимные чувства. Например, ограничение и искажение экспрессии может быть вызвано барьером страха потерять контроль над развитием отношений с партнером. Ожидание иронии или пренебрежения по поводу открытого выражения чувств перед собеседником порождает скованность и дискомфорт в общении.

В-третьих, неадекватная эмоциональная экспрессия может явиться следствием неосознанности человеком своих чувств, следствием неприятия их в себе. Если один из партнеров подавляет в себе чувство, то он будет стараться его скрыть, а эмоциональная реакция будет искаженной.

Несмотря на обилие экспрессивных средств передачи информации, люди стараются передавать свои чувства в неявной, опосредованной форме. Этой цели служат различные речевые приемы, которые камуфлируют истинные переживания партнеров. Е. Мелибруда классифицирует их на группы.

Риторические вопросы , задаваемые одним из партнеров по общению, могут свидетельствовать об эмоциях возмущения, раздражения, досады и о желании вызвать у противоположной стороны ожидаемую реакцию. Например: «Ваша группа когда-нибудь перестанет опаздывать на занятия?» или «Как Вы смеете нарушать установленный график учебного процесса?»

Приказы и запреты ограничивают действия партнера, которые могут вызвать у собеседника нежелательные для него переживания. К таким приемам прибегают лица, обладающие правом контролировать поведение другого: старшие по возрасту, родители, педагоги, лечащие врачи, официальные лица, наделенные властью. Это может проявляться в репликах типа: «Прекратите шуметь в последних рядах!»; «Вы обязаны немедленно извиниться передо мной».

Ругань и проклятия - одна из форм переживания гнева и злости, но истинный их смысл заключается в сокрытии определенных чувств от других людей и в искажении чувств в сознании бранящегося. Например, испытывая чувство вины, человек разряжает внутреннее напряжение в словах, скрывающих от других его настоящие переживания. Вместо своих реальных чувств он демонстрирует замещающий их суррогат.

Выговоры и претензии используются общающимися для выражения недовольства, вызова жалости к себе, сочувствия. В них обычно содержатся неправомерные обобщения, начинающиеся со слов: «никогда», «всегда», «опять» и т. д. Обобщающее заявление «Вы всегда небрежно выполняете задания», как правило, вызывает протест со стороны партнера, на что следует ответ: «Не всегда, а только в этот раз». Выговоры и претензии отражают аккумулированные чувства, разряжающиеся на собеседника при, удобном случае. Они далеко не всегда адекватны реальной ситуации.

Ирония и сарказм используются общающимися сторонами для дискредитации партнера, провоцирования у него чувства стыда и неловкости. Говорящий иронией маскирует свои чувства и с ее помощью вытесняет истинные переживания, отвлекает от них внимание собеседника. Досада и раздражение педагога по поводу невыполненного обучаемым поручения могут быть выражены такими словами: «Я уверен, что не пройдет и года, как Вы все же справитесь с этим заданием».

Похвалы и порицания являются речевой формой эмоциональной экспрессии. В них содержатся наблюдения за другим человеком, выражающиеся в гиперболизации его качеств. За фразами: «Ваше поведение невыносимо» или «Самый рациональный вариант решения предложил Кова­лев» скрывается стремление говорящего в скрытой форме выразить свое отношение к адресату.

Описание искаженных эмоциональных реакций было бы неполным, если не упомянуть об употреблении людьми сравнений для обозначения своих чувств и физического состояния, например: «У меня такое ощущение, словно я обидел невинного ребенка» или «Я чувствую себя как загнанная лошадь». Прибегнув к таким сравнениям, человек контекстуально требует от партнера вчувствования в метафорически описанную ситуацию, т. е. требует сопереживания с ним.

Барьеры общения

Смысловой барьер в общении - это несовпадение смыслов происходящих событий для участников взаимодействия и в частности смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия .

К примеру, смысловой барьер во взаимоотношениях взрослых и ребенка возникает вследствие того, что ребенок, понимая правильность требований взрослых, не принимает этих требований, потому что они чужды его опыту, взглядам и отношениям. Зачастую смысловой барьер появляется вследствие неверной тактики воспитательных воздействий по отношению к ребенку.

Преодоление смысловых барьеров оказывается возможным, если педагог знает и принимает во внимание психологию учащегося, учитывает его интересы и убеждения, возрастные особенности, прошлый опыт, считается с его перспективами и трудностями.

Главная задача, решение которой необходимо для налаживания должного взаимопонимания детей и взрослых, может быть сформулирована следующим образом: научить детей пользоваться языком взрослых и научить взрослых понимать язык детей. Здесь имеется в виду не задача развития речи ребенка, о чем говорилось выше, не увеличение его словарного запаса или усвоение норм произношения и правописания. Использование и развитие языка не ограничивается формированием значений. Помимо общепринятой системы значений, слова, как и другие факты сознания человека, имеют личностный смысл, некоторую особую значимость, индивидуальную для каждого. Соотношение значений и личностного смысла было глубоко исследовано в трудах А.Н. Леонтьева. «В отличие от значений личностные смыслы... не имеют своего "надындивидуального", своего "не психологического" существования. Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами. Личностный смысл и создает пристрастность человеческого сознания». Личностный смысл, т.е. особую значимость для человека приобретает то, что связывает цели деятельности с мотивами ее осуществления , то, в чем оказываются запечатленными его потребности.

Одно и то же слово, действие, обстоятельство может иметь различный смысл для разных людей. Замечание учителя школьнику: «Опять ты подрался с Петровым на перемене» - имеет одно и то же значение для обоих. На уровне значений никаких затруднений во взаимопонимании общающихся нет: и тот, и другой понимают, о чем идет речь. Но личностный смысл их может быть разным. Для учителя драка в школе - нарушение дисциплины. Для ученика, быть может, это еще одна попытка пресечь издевательства Петрова над ним как более слабым.

У взрослых есть все основания добиваться, чтобы ребенок овладевал не только общеизвестными значениями слов, но и системой принятых ими личностных смыслов, ориентированных на соответствующие нравственные и мировоззренческие ценности. Это желание оправдано задачей найти общий язык с детьми, без чего трудно договориться и избежать конфликта. Не теряя из виду эту цель (усвоение детьми языка взрослого с проникновением в систему его личностных смыслом), взрослому следует пытаться проникнуть в глубины личностных смыслов ребенка. Важную роль при этом имеет умение поставить себя на место того, с кем общаешься, идентифицироваться с ним. Неумение и нежелание педагога проникать в систему личностных смыслов школьника - возможное основание межличностных конфликтов в сфере педагогического общения.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию общения в психологии.

2. Назовите основные стороны общения.

3. Каковы основные функции общения?

4. Какие виды и формы общения Вы знаете?

5. Опишите основные механизмы общения. Что такое каузальная атрибуция?