Царь саргон аккадский. Кто такой Саргон Аккадский? Ранние годы Саргона

В начале года в прокате прошел фильм с Леонардо Ди Каприо в главной роли - "Выживший". Но как вы знаете, в основе фильма лежит реальная история, о которой и хотелось бы поговорить подробнее.

Хью Гласс – известный американский первопроходец, траппер и исследователь, навсегда вошедший в историю благодаря чудесному спасению из самого сердца американской тайги и дальнейшим приключениям.

Вот что о нем известно...

До наступления эры углеводородов, когда самыми ценными ресурсами в мире стали нефть и уголь, такую роль играл мех пушных зверей. Именно с добычей пушнины связано, например, освоение всей Сибири и Дальнего Востока России. В XVI-XVII веках в России месторождения серебра и золота были практически неизвестны, но торговать с другими странами было необходимо - именно это толкало русских людей все дальше на восток в поисках ликвидной валюты: ценных шкурок соболя, чернобурой лисы и горностая. Эти ценные шкурки назывались в то время «мягкой рухлядью».

Такой же процесс происходил и в США. С самого начала освоения Североамериканского континента европейские колонисты стали выкупать шкурки у индейцев и добывать их сами - это богатство целыми кораблями вывозилось в Старый Свет. Французы включились в пушную торговлю в XVI веке; англичане, установившие торговые посты у Гудзонова залива на территории современной Канады, и голландцы - в XVII. К XIX веку, когда началось бурное развитие промышленности, в Северной Америке уже сформировалась разветвленная сеть торговых компаний, занимавшихся добычей и продажей пушнины.

Долгое время промысел пушного зверя был одним из столпов американской экономики - задолго до золотой лихорадки в Калифорнии и на Аляске тысячи профессиональных охотников устремлялись в бескрайние леса северо-запада за мохнатым золотом. Их называли маунтинменами или трапперами. Они не только годами пропадали в лесу, расставляя силки и охотясь с огнестрельным оружием на зверей для собственной выгоды, но и выполняли другую немаловажную роль.

Это были первые белые люди в совершенно диких и неизведанных местах.

Именно они на протяжении своего пути заполняли дневники, карты, делали наброски и заметки о реках, по которым плыли, и о людях, с которыми доводилось встречаться. Впоследствии многие из них стали служить проводниками для научных экспедиций, сопровождать первые караваны переселенцев по Орегонской тропе; другие основывали торговые посты вдоль путей переселенцев или нанимались скаутами в армию США.

В период расцвета пушного промысла в 1820-х-1840-х годах маунтинменами могли называть себя около 3000 человек. Одним из них был Хью Гласс, ставший настоящей американской легендой.

Гласс родился в 1780 году в семье ирландских переселенцев, проживавших в штате Пенсильвания. С самой юности он испытывал тягу к приключениям, а дальние неизведанные земли притягивали юношу лучше любого магнита. И становится понятно почему: в США начиналась эра знаменитого покорения западных земель Северной Америки, когда каждый день всё новые группы первопроходцев и исследователей уходили всё дальше и дальше на запад. Многие из них не возвращались – стрелы индейцев, болезни, хищники и природные стихии делали своё дело, но богатство и загадка дальних земель не останавливала всё новых и новых фронтирменов (frontiersman).

Название фронтирмен (frontiersman) происходит от английского слова frontier. Фронтиром в 19 веке называлась зона между дикими неосвоенными западными землями и уже присоединенными восточными землями. Люди, проживавшие в этой зоне, как раз и назывались фронтирменами. Они работали в качестве охотников, проводников, строителей, исследователей и контактеров с различными индейскими племенами. Это была опасная и тяжелая работа, интересная, но полная лишений. По мере освоения диких земель, фронтир смещался на восток – к самому Восточному побережью, пока окончательно не перестал существовать.

Вероятно, ещё в юном возрасте Гласс ушел из дома и отправился на фронтир в поисках приключений и работы. Большинство сведений о его молодости отсутствуют, однако мы знаем, что с 1816 по 1818 год он состоял в команде пиратского корабля, который нападал на торговые суда, ходящие по рекам и вдоль морского побережья. Неизвестно, добровольно ли Гласс присоединился к отряду пиратов, или его захватили, не оставив другого выбора. Как бы то ни было, через 2 года во время очередного пиратского налета Гласс решил сбежать с корабля: он спрыгнул с корабля в воду и проплыл 4 километра до побережья Мексиканского залива. Не имея при себе никакого снаряжения, он день за днем шел на север, и, в конце концов, попал в плен к индейцам из племени пауни. Глассу повезло, что вождь племени разрешил ему остаться в племени и снабдил всем необходимым. Американец прожил с индейцами 3 года, приобретя навыки выживания в дикой местности и охоты на зверье, выучил язык пауни и даже взял себе в жены одну из девушек пауни. Через три года он в качестве посла от пауни отправился навстречу с американской делегацией, и после проведения переговоров решил не возвращаться к индейцам.

В 1822 году Гласс решил присоединиться к экспедиции известного предпринимателя Уильяма Эшли, который планировал исследовать притоки реки Миссури на предмет охотничьих угодий для новой пушной компании, организованную самим Уильямом Эшли и его бизнес-партнером Эндрю Генри. К экспедиции присоединилось множество известных фронтирменов и трапперов; решил попытать счастья и Хью Гласс. Приобретенный опыт и отличные физические данные показались Уильяму Эшли достаточными, и в начале 1823 года Гласс вместе с отрядом выступил в поход.

Через несколько недель исследователи, поднимавшиеся вверх по реке Миссури, попали в засаду враждебно настроенных индейцев из племени Арикара. 14 человек из отряда были убиты, а 11, включая Гласса, получили ранения. Уильям и Эндрю предлагали двигаться дальше, и как можно быстрее миновать опасный участок реки, но большая часть отряда считала, что впереди их будут поджидать большие силы индейцев, и продолжать путь по намеченному маршруту было бы равноценно самоубийству.

Отправив лодку с раненными товарищами вниз по реке до ближайшего форта, американцы стали дожидаться подкрепления. Наконец, в начале августа подошли дополнительные силы, которое атаковали Арикара и отбросили их к своим поселениям. С индейцами был заключен мир, и они обязались не препятствовать группе исследователей в дальнейшем. После этого пришедшие на подмогу добровольцы отправились обратно.
Так как противостояние с краснокожими привело к значительным задержкам, Уильям Эшли решил разделить своих людей на две группы и отправить их по двум разным маршрутам, чтобы наверстать упущенное и быстрее изучить местность. Более того, хотя с Арикара и был заключен пакт о ненападении, никто из американцев и не думал доверять индейцам, предпочтя уйти с намеченного маршрута по реке Миссури. Гласс попал во второй отряд, который возглавил Эндрю Генри. Они должны были покинуть реку Миссури и продолжить свой путь вдоль одного из её притоков – Гранд-ривер. Другой отряд сплавился вниз по реке и занялся установлением торговых связей с индейцами племени Кроу, чтобы хоть как-то возместить убытки от неудачного начала похода. Встретиться оба отряда должны были в форте Генри, находящимся выше по течению (см. карту).
Через некоторое время после разделения отряда, отряд Эндрю Генри стали беспокоить индейские войны племени Мандана: на протяжении всего пути они устраивали засады на американцев, держа их в постоянном напряжении. Смертельных случаев фронтирменам удалось избежать, но они были вымотаны и желали поскорее убраться из негостеприимных индейских земель.

В начале сентября 1823 года Гласс и его отряд занимался исследованием реки Гранд-ривер. Хью, выполнявший роль охотника, выслеживал оленя неподалеку от временного лагеря, как вдруг неожиданно наткнулся на медведицу и двух медвежат. Разъяренное животное бросилось на человека, нанеся множество страшных ран, и только подоспевшие на вопли товарищи смогли убить гризли, но Гласс к тому моменту уже потерял сознание.
Осмотрев раненного, все пришли к выводу, что Гласс едва ли протянет несколько дней. Как назло, именно в эти дни индейцы Мандана наиболее сильно досаждали американцам и буквально следовали за ними по пятам. Любая задержка в продвижении была равносильна смерти, а истекающий кровью Гласс сильно замедлил бы продвижение отряда. На общем собрании было принято сложное решение: Хью оставляли на месте вместе с двумя добровольцами, которые со всеми почестями похоронили бы его, а затем нагнали отряд.
Выполнить миссию вызвались Джон Фицджеральд (23 года) и Джим Бриджер (19 лет). Через несколько часов основной отряд снялся с лагеря и продолжил путь, а двое добровольцев остались с израненным Грассом. Они были уверены, что Хью умрет уже на следующее утро, однако и на следующий день, и через два, и через три дня он всё ещё был жив. Ненадолго приходя в сознание, Гласс снова засыпал, и так продолжалось несколько дней подряд.

Беспокойство двух добровольцев по поводу того, что их обнаружат индейцы, росло, а на пятый день перешло в состояние паники. Наконец, Фицджеральду удалось убедить Бриджера в том, что раненный в любом случае не выживет, а индейцы Мандана могут обнаружить их в любой момент, и кровавой расправы избежать не удастся. Они ушли утром шестого дня, не оставив умирающему ничего, кроме меховой накидки, и забрав его личные вещи… В дальнейшем они нагонят свой отряд и сообщат Эндрю Генри, что похоронили Гласса, после того как тот испустил дух.

Гласс очнулся на следующий день, лежа под меховой накидкой из-под убитого медведя. Не увидев рядом двух опекунов и обнаружив пропажу личных вещей, он сразу же понял, что произошло. У него был перелом ноги, многие мышцы были порваны, раны на спине гноились, а каждый вздох отдавался резкой болью. Движимый желанием жить и отомстить двоим беглецам, он решил во что бы то ни стало выбраться из глуши. Самым ближайшим населенным пунктом белых людей являлся форт Кайова, находившийся на расстояние около 350 км от места нападения медведя. Примерно определив юго-восточное направление, Гласс стал медленно ползти к намеченной цели.

В первые дни он проползал не более километра, питаясь по пути кореньями и дикими ягодами. Иногда на берега реки выносило мертвую рыбу, а один раз он нашел недоеденную волками тушу мертвого бизона. И хотя мясо животного было немного подгнившим, именно оно позволило получить Глассу необходимую для дальнейшего похода энергию. Сделав нечто вроде бандажа для ноги и найдя палку, о которую было удобно опираться во время ходьбы, он сумел увеличить скорость своего передвижения. Через две недели после начала своего пути, изможденный Хью встретил отряд дружественных индейцев племени Лакота, которые обработали его раны настоями трав, дали еду и, самое главное, каноэ, с помощью которого Гласс смог в итоге добраться до форта Кайова. Его путь занял около 3 недель.

Несколько дней Хью Гласс приходил в себя, залечивая свои ужасные раны. Узнав, что комендант форта решил отправить группу из 5 торговцев в деревню индейцев Мандана для восстановления дружественных отношений, Гласс сразу же присоединился к отряду. Деревня индейцев находилась как раз сверху по течению Миссури, и Хью надеялся, что, дойдя до форта Генри, он сможет отомстить Фицджеральду и Бриджеру. Шесть недель американцы пробивались сквозь сильное течение реки, и, когда до поселения индейцев остался день пути, Гласс решил оставить своих попутчиков, так как считал более выгодным дойти до деревни пешком, вместо того, чтобы на лодках против течения огибать большой речной изгиб, видневшийся впереди. Гласс понимал, что чем больше времени он сэкономит, тем быстрее найдет он сбежавших опекунов.

В это самое время к поселению Мандана приближались войны племени Арикара – индейцы постоянно воевали друг с другом, причем межплеменная ненависть часто была намного больше, чем ненависть к бледнолицым захватчикам. Именно это и спасло Гласса – воины двух племен заметили белого человека одновременно, и так вышло, что первыми около него оказались индейцы племени Мандана, сидящие верхом на лошадях. Решив позлить своих врагов, они сохранили американцу жизнь и даже в целости и сохранности доставили до ближайшего торгового поста Американской Пушной компании, находящегося около форта Тилтон.
Это интересно: торговцам, сопровождавшим Гласса, повезло гораздо меньше. Они попались индейцам Арикара, которые убили и оскальпировали всех пятерых.

В конце ноября Хью Гласс начал свой пеший 38-дневный поход из форта Тилтон по направлению к форту Генри. Зима пришла в эти края необычайно рано, реку сковал мороз, а по прерии гулял холодный северный ветер и ввалил снег. Температура ночью могла опускаться ниже 20 градусов мороза, но упрямый путешественник шел к своей цели. Достигнув, наконец, форта Генри в канун Нового года, Гласс предстал перед глазами удивленных членов своего отряда. Фицджеральд покинул форт несколько недель назад, но Бриджер все ещё находился здесь, и Гласс отправился прямиков к нему с твердой уверенностью застрелить предателя. Но, узнав, что молодой Бриджер недавно женился, а его жена ждет ребенка, Хью передумал и простил своего бывшего опекуна.

На несколько месяцев Гласс задержался в форте, чтобы переждать наступившие холода и выполнить задание Пушной компании – доставить шкуры в форт, располагавшийся ниже по течению Миссури. Трапперы в составе пяти человек отправились на выполнение задания в конце февраля. В один из дней они увидели индейского вождя в одеяниях племени Пауни, стоящего на берегу реки и дружественно приглашавшего их сойти на берег и отужинать в индейском поселении. Уверенные, что это действительно Пауни, которые были известны своим дружелюбием по отношению к бледнолицым, трапперы приняли приглашение. Вождь не знал, что Гласс долгое время прожил в племени Пауни и понимал индейские диалекты, поэтому, общаясь со своими приближенными, говорил на языке Арикара, уверенный, что американцы не смогут понять различий. Но Гласс понял, что краснокожие хотят их перехитрить, и на самом деле это Арикара, притворившись Пауни, заманивают их в ловушку.

Трапперы кинулись в разные стороны, но двое из них были сразу же убиты стрелами индейцев. Двое других, побежавшие в противоположном от Гласса направлении, скрылись в лесах и благополучно добрались до форта, а сам Хью в очередной раз остался в одиночестве в полном опасности лесу, который прочесывали озлобленные Арикара. Но закаленного бойца индейцам было не так просто поймать, и спустя несколько дней Гласс благополучно достиг знакомого форта Кайова, куда он уже приходил, израненный после нападения медведя. Там он узнал, что Фицджеральд вступил в ряды армии США и в данный момент находится в форте Аткинсон, ниже по течению реки.

На этот раз Гласс решил полностью сосредоточиться на мести своему бывшему товарищу, и в июне 1824 года достиг форта. Действительно, Фицджеральд находился в форте, но так как был солдатом армии США, за его убийство Глассу грозила смертная казнь. Возможно, именно это остановило Гласса от возмездия, возможно, что-то другое, но спустя некоторое время он отказался от своей мести и решил продолжить работать траппером и проводником на фронтире.

Такой человек, как Гласс, просто не мог спокойно встретить свою смерть, лежа дома под теплым одеялом. Индейская стрела воина Арикара нашла его спустя девять лет, когда он вместе с другими трапперами, отправился добывать пушного зверя в окрестностях реке Миссури.

Спустя несколько месяцев группа индейцев Пауни пришла к американцам для налаживания торговых связей. Один из индейцев в присутствие трапперов достал из сумки флягу и отпил. Трапперы увидели на фляге характерный рисунок, который когда-то сделал на своей фляге Хью Гласс. Индейцев Арикара, опять пытавшихся притвориться Пауни, расстреляли на месте.

Основано на реальных событиях, подчеркивают нам создатели фильма. Но часто, делая кино по реальным событиям, кинематографисты вольно обращаются с фактами. Некоторые события немного скучны и ими пренебрегают, какие-то события додумывают, чтобы придать фильму зрелищности и сделать сюжет захватывающим, интригующим, интересным. Реальная история «Выжившего» не столь эффектна, но также восхищает силой и жаждой жизни главного героя. А еще, на самом деле, он всех простил.

Действительно ли Хью Гласс был охотником на пушных зверей?

Да, охотником и первопроходцем. И это один из немногих фактов, которые известны о нем достоверно. В 1823 году он подписал документ, согласно которому должен был участвовать в исследовательской экспедиции «Меховая компания Скалистых гор» организуемой генералом Уильямом Генри Эшли, который разместил объявление о наборе членов экспедиции в газете «Missouri Gazette & Public Advertiser». Именно в этой экспедиции Гласс был атакован медведем.

Действительно ли Хью Гласс убедил охотников оставить свои лодки и продолжить путь не по реке?

Нет. После первого боя с индейцами племени арикара организаторы экспедиции генерал Эшли и майор Генри приняли решение идти через горы.

Действительно ли у Хью Гласса была жена из коренных американцев?

Мало что известно о жизни Гласса до нападения на него медведя. Гипотезой является и брак с индейской женщиной, в которую он якобы влюбился, когда жил в плену у индейцев. А в плен, согласно легенде, он попал, сбежав от пирата Жана Лафита. Хью Гласс был опытным охотником и исследователем. А где и как он приобрел эти навыки, можно только догадываться.


Одним из самых нашумевших фильмов прошлого года стал «Выживший» (The Revenant ) с Леонардо ди Каприо в главной роли. Ключевой сценой считается нападение медведицы на героя. Многие полагают, что в реальной жизни встреча со зверем неизменно оканчивается смертью. Однако фильм основан на реальной истории траппера Хью Гласса, который в XIX столкнулся гризли и выжил.




В начале XIX века в США шла активная охота за бобрами, т. к. в то время среди американцев и европейцев были популярными головные уборы из их меха. Хью Гласс (Hugh Glass) был одним из таких охотников. Несмотря на то, что это ремесло считалось прибыльным, оно таило в себе множество опасностей. Трапперы 1820-30-х годов считались людьми угрюмыми и умеющими выживать в тяжелых условиях дикой природы. Но история, случившаяся с Хью Глассом, стала легендой даже среди самих горцев.



В 1823 году Хью Гласс принял участие в очередной экспедиции по добыче мехов во главе с генералом Уильямом Генри Эшли. Группа путешествовала вдоль реки Миссури. Спустя некоторое время, пребывая в Южной Дакоте, охотники подверглись нападению индейцев ариканов. Это вынудило экспедицию разделиться надвое. Группа, в которую попал Хью Гласс, отправилась в путь к реке Йеллоустоун.



Опередив своих для разведки местности, Хью Гласс натолкнулся на разъяренную медведицу. Движимая инстинктом защиты своих детенышей, она напала на охотника. Услышав крики, остальные бросились на помощь и застрелили зверя. По другой версии траппер сам заколол медведицу сам. Хью Гласс получил серьезные ранения: его спина была покрыта рваными ранами, кожа на голове разорвана, нога сломана. Спутники были в полной уверенности, что Хью не протянет и до утра. Но они все-таки построили носилки и несли товарища в течение двух дней.



Охотники спешили, чтобы не попасть в засаду индейцев, но раненый очень замедлял их ход. Таким образом, они решили, что двое останутся с Хью и дождутся, пока он умрет, похоронят его по-христиански, а затем догонят остальных. Остались Джон Фицджеральд и Джим Бринджер.

Три последующих дня охотники ждали кончины своего товарища, но тот упорно отказывался умирать. Джон и Джим переживали, что остальные очень сильно отдалились от них, и Фицджеральд убедил Бринджера бросить Хью умирать. Мужчины вырыли неглубокую могилу, положили туда раненого, забрали его оружие и отправились догонять своих. Там они соврали, что охотник умер.



Несмотря на тяжелые увечья, Хью Гласс собрался с силами и начал двигаться к ближайшему поселению – Форт-Кайова на реке Миссури. Мужчина питался ягодами, кореньями, насекомыми и змеями. Один раз охотник сумел отогнать двух волков от детеныша зубра, которого он потом съел. Сил Хью придавала злость и жажда мести тем двоим, которые бросили его умирать.
По пути к форту Хью Глассу встретились индейцы из дружественного племени. Они сшили ему накидку на спину из медвежьей шкуры и дали еду и оружие.



Через шесть недель охотник достиг пункта назначения, где он оставался еще несколько недель, набираясь сил. После того, как Хью выздоровел, он задался целью найти Бриджера и Фицджеральда. Но финальной схватки не случилось. При встрече Хью Гласс простил Джима Бриджера, т. к. тот был еще совсем молодым. Джон Фицджеральд на тот момент уже вступил в ряды армии. Убить солдата - значит подписать и себе смертный приговор. Сам Хью Гласс умер спустя 10 лет во время схватки с индейцами на реке Йеллоустоун.
Леонардо ди Каприо смог мастерски передать образ героя, за что и удостоился премии Оскар. Его триумф праздновали миллионы поклонников, а эти позволят взглянуть на актера с другой стороны.
По материалам сайта: amusingplanet.com.

Какими далёкими кажутся кровь, боль и холод на экране, когда ты сидишь в тёплом кинозале и поглощаешь солёный попкорн под жужжание проектора… Но только не на «Выжившем». С этим фильмом так не получится - или ты ощутил страдание героев каждой клеточкой своего тела, или ты не смотрел «Выжившего». Третьего не дано. За гиперреализм этой киноленты стоит поблагодарить режиссёра фильма Алехандро Иньярриту, убеждённого, что в уютной киностудии шедевры такого уровня не снимаются. И вот съёмочная группа выходит на работу в -25, актёры бродят по колено в стылой воде, ДиКаприо ест сырую печень бизона. Всё это - ради того, чтобы мы поверили им, поверили фильму. А в чём же суть фильма «Выживший» и зачем были нужны все эти страдания? Давайте разбираться.

«Настоящий» Хью Гласс: история, которая вдохновила Иньярриту

Какой бы ужасной ни казалась история, которая легла в основу сюжета «Выжившего», увы, она произошла в действительности. Во всяком случае, Хью Гласс на самом деле существовал. Это был охотник, добывавший пушнину в Северной Америке в начале 19 века. Люди, на которых работал Гласс, описывали его как своенравного и волевого человека, которым тяжело управлять. Хью Гласс стал легендой после того, как на него напала медведица. В 1823 году Гласс присоединился к экспедиции за пушниной в Северную Дакоту. Исследуя берег Миссури, он наткнулся на медведицу с двумя медвежатами. Животное напало на охотника, содрало с него скальп, пронзило когтями горло и сломало ногу. На вопли Гласса сбежались его товарищи, и после нескольких выстрелов разъярённый зверь был убит.

Слева - исторический Хью Гласс, справа - Леонардо ДиКаприо в «Выжившем»

Хью Гласс был на волоске от смерти. Руководители экспедиции приказали двум её членам остаться с Глассом, чтобы они смогли похоронить товарища по-христиански. Однако через пару дней, осознавая, что с каждым часом экспедиция уходит всё дальше от них, старший - Джон Фицджеральд - убедил младшего, Джима Бриджера, оставить умирающего Гласса и поспешить за товарищами. Они опустили его тело в могилу и отправились восвояси. Когда тяжело раненый Хью Гласс пришёл в себя, он был совершенно один в глухом лесу. Напрягая все свои силы, он дополз до ближайшего ручья, где ему удалось набрать воды, а следующие шесть недель он провёл в нелёгком пути к ближайшему лагерю охотников.

Превратившись в легенду, эта история обросла множеством фантастических деталей, которые на своё усмотрение добавляли все, кому приходилось когда-либо пересказывать её. Она пришлась по душе многим, возможно, потому, что в ней отразился тот непоколебимый дух смелых первооткрывателей, бороздивших просторы Америки в те годы. Однако финал оказался неожиданным: найдя Фицджеральда и Бриджера, Хью Гласс… простил обоих. Иными словами, поступил по-христиански с теми, кто отказал ему в праве быть погребённым по христианским обычаям. Это немало расстроило сценаристов фильма «Выживший», которым пришлось придумывать дополнительную мотивацию для своего героя - он мстил своим обидчикам не за себя, а за того, кто был ему дороже собственной жизни - за своего сына.

Суть конфликта в фильме «Выживший» и образы персонажей

Команда капитана Генри, в которой состоят Хью Гласс, его сын-полукровка Хок, Джон Фицджеральд и юный Бриджер - захватчики, промышляющие на территориях индейцев. Эти люди по определению не могут быть «хорошими парнями». Но почему же на протяжении всего фильма мы сопереживаем Глассу и ненавидим Фицджеральда? Только ли выносливостью, физической силой и ловкостью Гласса мы восхищаемся, или есть что-то ещё? Сейчас мне придётся прибегнуть к некоторому упрощению, но оно поможет нам расставить акценты в событиях фильма и понять, почему одни герои вызывают симпатию, а другие - отвращение.

Отношение героев к природе

Если выстроить всех героев в ряд на некой воображаемой шкале от «плюса» к «минусу», где положение определяется по нескольким критериям, то самым важным, определяющим фактором я бы назвала близость героя к природе. И ближе всех к ней оказываются, конечно, индейцы. Испокон веков они живут на этих землях, разумно используя природные богатства, вкладывая свою мудрость в охоту, ловлю рыбы, разведение лошадей. Но представители западной цивилизации внесли беспорядок в эту размеренную жизнь, принеся с собой огнестрельное оружие, насилие, грабежи. Теперь индейцы уже не могут жить так, как прежде, они всегда находятся под угрозой уничтожения, им стало тяжело охотиться - и мы видим, как представители племени эрикари грабят отряд капитана Генри, чтобы захватить мясо и пушнину, которая понадобится им для обмена на лошадей у отряда французов.

Хью Гласс словно сливается с природой в этом кадре. Он умеет маскироваться и подкрадываться не хуже индейцев

Казалось бы, индейские племена обречены, ведь лукам не устоять против ружей. Но у индейцев есть то, чего нет у европейцев - они знают и понимают природу, они могут слиться с ней и подкрасться к лагерю бесшумно, они нападают, словно дикие звери. А следующий на нашей шкале близости к природе - это Хью Гласс. Он прожил несколько лет с индейским племенем пауни, научился их языку, он впитывал их мудрость вместе с притчами, которые рассказывала ему его жена, мать юного Хока. Он один понимает индейцев - вспомните, как ловко он обезвреживает одного из нападающих ри, скрывшегося в ветвях высокого дерева - там, где никто другой из отряда капитана Генри его бы не заметил. Ему удаётся выжить после столкновения с вооружёнными ри, преследующими его на лошадях. Само существование его сына является красноречивым свидетельством того, что Гласс чувствует себя ближе к индейцам, нежели к людям вроде Джона Фицджеральда или француза Туссена.

А как относится Гласс к суровой природе, в которой ему приходится выживать? Он умелый и ловкий охотник, по части маскировки в чаще он не уступает выросшим в этих лесах индейцам, он безошибочно прокладывает пути среди снега… А ещё он относится к животным и местным людям с благодарностью, хотя это чувство полностью лишено какой-либо сентиментальности. Когда погибает лошадь Гласса, в считанные минуты он оценивает своё положение и понимает, что единственный способ не замёрзнуть насмерть этой ночью - забраться в ещё тёплую тушу животного. Но, уходя утром, охотник прикасается к шкуре животного и замирает на мгновение - так он прощается с существом, чья гибель позволила ему выжить, так он отдаёт ему дань благодарности. Сравните это с рассказом Фицджеральда о том, как его отец встретил бога в виде белки, «зажарил его и съел». Такое хищническое отношение к природе неприемлемо для Гласса.

ДиКаприо и Иньярриту на съёмках фильма «Выживший»

Бескорыстие и алчность

Какие ещё характеристики помогают нам отличить истинных героев этой истории от жалких и ничтожных людей? Ещё одна черта, которой обладают «достойные» персонажи - это бескорыстие. Капитан Генри назначает награду в 100 долларов тому, кто останется с Глассом в его последние часы. Хок и Джим Бриджер в один голос отказываются от вознаграждения, так как спасти жизнь одного из самых важных членов отряда для них - дело чести. Совсем иначе ведёт себя Джон Фицджеральд, вначале прибирая к рукам тройную награду, а затем и вовсе разорив сейф, в котором хранятся доходы от всей экспедиции. Алчны и французы - они проворачивают бесчестные сделки с индейцами, несмотря на укоры вождя племени. Совсем другое, разумное отношение к материальным ценностям у капитана Генри - он понимает, когда нужно пожертвовать малым (оставить пушнину в лесу), чтобы сохранить нечто большее - жизни членов экспедиции.

Род и семья как высшая ценность для Гласса и индейской общины

Наконец, важно и то, какие цели ставят перед собой герои, к чему они идут. Для героев фильма «Выживший» в центре мироздания стоит род, семья. У Хью Гласса не было никого ближе его жены и сына. Когда его жену убили, Гласс застрелил обидчика, не посчитавшись с тем фактом, что тот был офицером. Гласс был при смерти, когда потерял последнее, что у него осталось - своего сына Хока. Он не мог покинуть этот свет, не отомстив Фицджеральду, и все жизненные силы он собрал не для того, чтобы вернуть себя к жизни, а для того, чтобы наказать виновного. Вспомните, что писал на камне, на стене пещеры Гласс - «Фицджеральд убил моего сына». Важнее этого страшного факта ничего не осталось в его жизни. Второй персонаж, для которого судьба его семьи важнее всего на свете - это индейский вождь, чьё племя без устали скитается по лесам в поисках дочери вождя Поваки. Для него каждый европеец - враг, потому что любой из них мог увести его дочь, причинить ей вред. И этим оправдана вся жестокость, с которой племя ри преследует отряд капитана Генри.

В своих снах и воспоминаниях Гласс постоянно возвращается к жене

О родных думает и сам капитан - отправившись на поиски Фицджеральда, он рассказывает Глассу, что забывает лицо жены. Но капитан Генри думает не только о жене, он силится сохранить жизни людей в своём отряде, помогает им справляться с ранениями - ведь он доктор. Отнюдь не эгоистичны и устремления юного Бриджера, преданного Хью Глассу. А вот Джон Фицджеральд ни о ком, кроме себя, не заботится - жажда наживы в нём сильнее здравого смысла, он готов подвергать риску себя и других, лишь бы заработать побольше, готов на предательство.

Многоязычие в фильме «Выживший» и проблема непонимания

Иньярриту не в первый раз обращается к теме непонимания между людьми - на эту тему он снял фильм «Вавилон», герои которого говорят на пяти разных языках. Вот и в «Выжившем» эта тема снова всплывает, хотя и не столь явно. Члены экспедиции капитана Генри говорят по-английски, французы объясняются на своём языке - но языков друг друга они не знают и не признают. «Ты по-нашенски можешь?», - язвительно спрашивают у прибившегося к лагерю охотников француза, который говорит по-английски с чудовищным акцентом. Кое-как члены французского отряда ведут переговоры с индейцами, прикрывая незнанием языка мошенничество и обман.

На наречии индейцев способен говорить только Хью Гласс. На этом языке он разговаривает со своим сыном, когда они одни. При посторонних же Гласс запрещает сыну открывать рот - он знает, что белые не будут слушать индейца-полукровку, для них он словно немой. На этом языке звучит притча, которую рассказывает Глассу жена. В звуках этого языка словно слышится мудрость природы, шёпот ветра и травы. Это в очередной раз подчёркивает связь Гласса с природой. В то же время он стремится уйти от праздных разговоров, говоря капитану Генри: «Я люблю тишину».

Хью Глассу и индейцу не нужно много слов, чтобы понимать друг друга

Лёжа на носилках в полуобморочном состоянии, Гласс не может произнести ни слова. Он вынужден молчать, когда на его глазах Фицджеральд убивает его сына Хока. В этот момент он сам словно индеец среди белых, которые не знают его языка. Но, встретив на дороге индейца, Гласс легко договаривается с ним. Он спасает себе жизнь, смиренно падая на колени перед хозяином этих мест. Жестами просит немного мяса. Их общение немногословно, но каждое слово имеет больше значения, чем праздная болтовня белых. Попав в лагерь французов, Гласс снова с помощью всего пары слов успевает договориться с пленной девушкой. Общение с индейцами даётся ему явно лучше, чем с белыми людьми.

Так в чём же смысл фильма «Выживший»?

Выше я расставила героев по местам на условной шкале от «положительных» к «отрицательным». Эти термины сами по себе не нравятся мне, а в отношении к этому фильму и вовсе кажутся неподходящими. Конечно, главный источник зла в этом фильме - предатель и убийца Джон Фицджеральд. Но кого из героев можно назвать безусловно положительным? Простодушного Джима Бриджера, который не сумел различить обман в словах Фицджеральда и стал предателем против собственной воли? Капитана Генри, снарядившего отряд в захватнический поход в земли индейцев? Или индейцев, веками воюющих друг с другом на этой земле? А может быть, Хью Гласса, сделавшего целью своей жизни кровавую месть?

На эти вопросы ответа я не даю. Скажу лишь, что этот фильм - и о моральном выборе, и об огромной разнице между ценностями разных людей, и о разных представлениях о справедливости, и о разных языках, на которых мы говорим… Многие из нас - особенно те, кто судит других слишком строго, подобно Джону Фицджеральду, зависть которого вызывают благородное происхождение капитана Генри и навыки Хью Гласса, - никогда не оказывались в критической ситуации и не осознают, насколько тяжело действовать и принимать решения в тех условиях, в которых живут герои фильма. Кого-то «Выживший» научит идти вперёд к своей цели, не давая себе шанса на проигрыш. Кого-то - быть внимательнее к другим и учиться слушать, не деля людей на «белых» и «краснорожих». А для кого-то смысл фильма «Выживший» окажется в чём-то совершенно ином. Но главное в том, что этот фильм заставил вас думать и искать ответы, а значит, съёмочная группа не напрасно трудилась в двадцатиградусные морозы, а веган ДиКаприо не зря вгрызался в печень бизона.

Рождение неизвестно
  • Азупирану [d] , Ирак
Смерть 2215 до н. э.
  • Аккад
Род династия Аккада Отец Ла"ибум [d] Мать Энитум [d] Супруга Ташлултум [d] Дети Римуш , Маништушу , Энхедуанна , Шу-Энлиль [d] и Ллаба"ис-такал [d] Саргон Древний на Викискладе

В современной историографии он обычно называется Саргоном Древним или Саргоном Аккадским . Правление Саргона, первого царя Аккада, произвело на шумеро-аккадцев столь яркое впечатление, что его личность долгое время считалась легендарной. Тем не менее сомнений в реальности этого персонажа нет: сохранились и подлинные надписи Саргона.

Биография

Происхождение Саргона

По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы . Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений. Ввиду такой настойчивости традиции, с большой долей уверенности можно утверждать, что Саргон действительно вышел из народа (собственно, из сотрудников царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём. По легенде, известной в новоассирийский и нововавилонский период , мать Саргона была жрицей, которая тайно родила ребенка и пустила его в тростниковой корзине по Евфрату. Корзина была выловлена водоносом, и Саргон был им воспитан и стал садовником, а позже царём (благодаря благосклонности богини Иштар):

Я - Шаррукен, царь могучий, царь Аккада,

Мать моя - жрица, отца я не ведал,
Брат моего отца в горах обитает,
Град мой - Азупирану, что лежит на брегах Евфрата.
Понесла меня мать моя, жрица, родила меня в тайне.
Положила в тростниковый ящик, вход мой закрыла смолою,
Бросила в реку, что меня не затопила.
Подняла река, понесла меня к Акки, водоносу.
Акки, водонос, багром меня поднял,
Акки, водонос, воспитал меня, как сына.
Акки, водонос, меня садовником сделал.

Когда садовником был я, - Иштар меня полюбила,
И [пятьдесят] четыре года на царстве был я.

- «Сказание о Саргоне (аккадский вариант)»

Подобный сюжет о спасении ребенка довольно распространён (в частности, библейское предание о Моисее) .

Шумерское сказание о Саргоне, сохранившееся в двух фрагментах, удачно дополняющих друг друга, говорит, что его отцом был Лаипум, однако сам Саргон никогда не называл имени своего отца:

- «Сказание о Саргоне (шумерский вариант)»

Шумерский текст легенды о Саргоне в сказочной форме повествует о противостоянии Саргона с царём Киша Ур-Забабой и с царём Урука Лугальзагеси .

Основание собственного царства

После поражения, которое нанёс Кишу Лугальзагеси , Саргон основал своё собственное царство. Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины - лугаля (3-й год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.). Выбирая столицу для своего государства, Саргон решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша , Акшака или Мари , а выбрал город без традиций, почти безызвестный. Город носил название Аккаде . Мы не знаем, где именно находился этот город, его руины до сих пор не были обнаружены. Судя по письменным источникам того времени, он располагался недалеко от Киша; согласно литературной традиции он стоял неподалёку от Вавилона . Таким образом, мы можем прийти к выводу о том, что он находился где-то на территории нома Сиппар . По этому городу и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом , а восточносемитский язык - аккадским . Ниппурский царский список гласит:

«Саргон, чьим отцом(?) был садовник, чашеносец Ур-Забабы, царь Агаде, построивший Агаде, правил 56 лет в качестве царя».

Победа над Лугальзагеси и подчинение юга страны

На 5-м году (ок. 2312/2311 год до н. э.) Саргон двинулся на юг, и начал военные действия против Лугальзагеси , и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

В 6-й год правления Саргона (ок. 2311/2310 год до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура ». Разбив войско Ура , Саргон двинулся против Уммы и Лагаша . Захватив Умму, Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша , дойдя до Персидского залива (Нижнего моря). Для того чтобы показать, что весь Шумер находится в его власти, Саргон совершил символический жест, который затем будут повторять и другие монархи, - омыл своё оружие в водах Персидского залива. Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьба правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты. Подводя итоги, Саргон говорит, что если считать этот поход, то он сражался в 34 битвах.

«Саргон, царь Аккаде, надзиратель (машким) Инанны , царь Киша, помазанный жрец (гуда-жрец) Ана , царь Страны , великий энси Энлиля , разорил город Урук, разрушил его стены; бился с мужами Урука, покорил их; бился с Лугальзагеси, царём Урука, взял его в плен [и] доставил его в шейных колодках к воротам Энлиля.
Саргон, царь Аккада, бился с мужами Ура, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены; разорил Э-Нинмар, разрушил его стены, разорил его территорию от Лагаша до моря, омыл своё оружие в море; дрался с мужами Уммы, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены.
Саргону, царю Страны, Энлиль не дал равных; [действительно] Энлиль даровал ему всю территорию от моря наверху до моря внизу. Аккадцы (дословно „сыны Аккаде“) получили энство [повсюду] от Нижнего моря и выше. Мужи Мари [и] мужи Элама служили Саргону, царю Страны [как своему господину].
Саргон, царь Страны, восстановил Киш [и] дал этот город им [людям Киша], в качестве места жительства.
Кто когда-либо разрушит эту надпись - пусть Уту выбьет [из-под] него основу; пусть лишит его семени».

Надпись на табличке

Поход на северо-запад, к Малой Азии

На 11-м году правления (ок. 2306/2305 год до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон, видимо, в Туттуле (ныне Хит) помолился Дагану (богу плодородия, которому поклонялись все обитатели местности в среднем течении Евфрата) и тот даровал ему «верхнюю землю». Были покорены крупный город Мари (о разрушении Мари говорит и сохранившаяся датировочная формула Саргона), страна Ярмути (точно не локализована, но несомненно находящаяся в Северной Сирии) и страна Эбла . Войска Саргона дошли до Кедрового леса (то есть гор Ливан или Аманос) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра). Как понятно по обоим названиям, Саргон стремился обеспечить свою державу древесиной и металлом, которые теперь можно было беспрепятственно и безопасно спускать по Евфрату в Шумер и Аккад.

«Саргон, царь Киша, одержал победу [над городами] в тридцати четырёх сражениях до самого моря [и] разрушил их стены. Он заставил суда из Мелуххи , суда из Магана [и] суда из Дильмуна причалить в бухте Аккаде.
Саргон, царь, простёрся перед Даганом [и] вознёс ему молитву; [и] он [Даган] даровал ему верхнюю землю, [а именно] Мари, Ярмути [и] Эблу, вплоть до Кедрового леса [и] до Серебряной горы.
Саргон, царь, которому Энлиль не позволил иметь равных, - 5400 воинов ежедневно едят перед ним хлеб.
Кто когда-либо сотрёт эту надпись - пусть Ан сотрёт его имя; пусть Энлиль лишит его семени; пусть Инанна …».

Надпись на табличке

Это всё, о чём нам рассказывают достоверные источники - надписи самого Саргона. Вскоре эти завоевания обросли легендами, из-за чего теперь мы не в состоянии отличить вымысел от исторических фактов. В них Саргон не только захватывает города, названия которых отсутствуют в надписях (например, Каркемиш), но и «переправился через Море захода солнца» (Средиземное море), чтобы завоевать «страну Тин» (возможно, в данном случае имеется в виду Кипр или какое иное приморское государство, располагающееся в южной части Малой Азии), и покоряет остров Крит . Из одного текста, найденного в Телль-Амарне в 1913 году и дополненного фрагментированным дубликатом из Ашшурского архива (так называемая эпическая песня «Царь битвы» ), мы узнаем теперь одну из существенных причин завоевательного похода Саргона на северо-запад. К Саргону, великому царю-завоевателю Аккада, обратилась за помощью семитская колония на далеком севере в «Галашу», то есть «Каниш » каппадокийских табличек. На неё напал царь города Бурушханда (Пурусханда), то есть Буруш-хатим тех же каппадокийских текстов. Саргон колеблется в виду дальности пути, трудности которого в тексте весьма ярко описываются. Некто Нур-Даган, который является главою делегации, указывает на беспомощность колонии, которая состоит не из воинов, а купцов, подчеркивает богатства своего края, упоминает и средства преодоления трудности долгого пути. После долгих бурных переговоров Саргон, наконец, собирает жителей Аккада, и на этом собрании Нур-Дагану удается восторженным выхваливанием мощи Аккада склонить Саргона к помощи далекой семитской колонии. Поход Саргона, очевидно, не ограничился разгромом Бурушханда, противника Ганиша, но вылился в завоевание Сирии, в полном её объеме.

Что из этого является подлинным историческим фактом, а что вымыслом неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев (так называемых тамкару ) вглубь Малоазиийского полуострова . Эти купцы появились там только через несколько столетий. Можно предположить, что со временем легендарная традиция превратила в завоевательные походы простые торговые экспедиции. Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат , немного ниже выхода этой реки из нагорной области. Однако не вызывает сомнения, что Саргон объединил под своей властью, территорию, простирающуюся от «Нижнего моря» (Персидского залива) до «Верхнего (Средиземного) моря», а это почти 1500 км. Некий безымянный писец взял на себя труд перечислить все шестьдесят пять стран и городов, входивших в бескрайнюю державу, созданную Саргоном. Была создана настоящая мифологическая «карта», куда наносились далёкие чудесные страны, по земле которых удалось пройти только этому царю, сделав его частью мира легенд.

Войско Саргона

Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную. Шумерские лугали , из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной. Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана , либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил. Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия в 5400 воинов, кормившаяся за счёт царя.

Походы в Элам и Северную Месопотамию

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на севере, западе и юге, он предпринял поход в Элам , где в это время существовало несколько небольших номов - государств, среди которых наиболее значительными были собственно Элам (или Адамдун) во главе с царём (шарру ) Луххишшаном и энси (ишшакку ) Санамсимурру (?) и Варахсе с правителем (шакканаку ) Сидгау. Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы , в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан , энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. О подчинении Элама и разрушении города Уруа говорят также датировочные формулы Саргона. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.

Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум (гутии) и Луллубум (луллубеи). К сожалению, надписи в период правления Саргона не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает датированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл» . В пророчествах упоминается завоевание Саргоном страны Субарту , расположенную где-то в среднем и верхнем течении Тигра и на запад от него. Враждебные племена из Субарту предпринимали нападения на Аккад. В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде . Непосредственные преемники Саргона контролировали территорию вокруг современного Киркука и Ассирию . Соответственно, можно предположить, что во время своего продолжительного правления Саргон сам покорил Северную Месопотамию, по меньшей мере до широты Мосула , так как тогда в этом регионе появились таблички с текстами, написанными на аккадском языке, а в Ниневии была обнаружена прекрасная бронзовая голова, которую большинство учёных считает изображением самого Саргона.

Обустройство государства

При Саргоне храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш , и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде » и титула южных гегемонов «царь Страны », он принял и титул северных гегемонов «царь множеств» или «повелитель вселенной» (шар кишшатим ), так теперь стали переводить по-аккадски шумерский титул «лугаль Киша ».

При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране, заботился о поддержании сухопутных и водных путей. По крайней мере так считала поздняя традиция, сохранившая приписывавшийся времени Саргона Древнего «псевдоити-нерарий» - список областей и городов якобы его царства с указанием расстояний между ними. Бесспорно, благоприятствовали международной торговле и наладившиеся при Саргоне связи с заморскими странами. Аккаде торговал не только с Сирией и Малой Азией, но и с Дильмуном, или Тельмуном (Бахрейном), Маганом (аравийским побережьем Персидского залива и Оманом) и Мелахой (северным побережьем Персидского залива и долиной Инда). Об этом нам сообщает подлинная надпись Саргона, скопированная древним писцом и в его копии дошедшая до нас: корабли из Индии подходили к самой пристани Аккаде, для чего, вероятно, пришлось провести некоторые работы на Евфрате и каналах. В шумерской историко-дидактической поэме о Саргоне и Нарам-Суэне об этих годах правления Саргона говорится как о времени наступившего в городе Аккаде изобилия еды и питья и заморских товаров, в числе которых упомянуты «огромные слоны, обезьяны и зверье дальних стран», какие-то особые собаки, «кони и тонкорунные бараны», и все они бродили, если верить поэме, прямо по улицам Аккаде. По словам поэмы, в Аккаде для торговли приходили и «не знавшие хлеба» западносемитские пастухи, и «люди черной страны» - Мелуххи, и эламиты, и субарейцы.

Дабы, словно птицы диковинные в небе,

Чужеземцы вокруг сновали,
Дабы жители Мархаша подчинились
Дабы обезьяны, слоны могучие, буйволы -
Звери невиданные -
На улицах просторных друг друга толкали бы, -
Псы породистые, сторожевые псы, козлы каменные,
Овцы горные длинношерстные, -
Инанна пречистая ночи не спала.
В те дни она житницы Аккада златом наполнила,
Зернохранилища сияющие серебром наполнила.
В склады зерновые медь очищенную, олово,
Пластины лазуритовые собирала грудами,
В ямах силосных запечатывала.

Инанна пречистая створки их широко распахнула,
И в Шумер добро само лодками потекло.
Марту, жители гор, те, что зерна не знают,
Отборных быков, горных козлов туда приводят.
Мелухиты, жители черных гор,
Диковины стран чужедальних привозят.
Эламиты и субарейцы, словно вьючные ослы,

Добро несут.

- «Проклятие Аккаде»

Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Почитание богов

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть, своего родового бога) и культ Забабы , бога Киша , но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре . В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество. Называя себя «помазанным жрецом Ану» и «великим энси Энлиля» , царь Аккада продемонстрировал, что не хочет нарушать древние и весьма уважаемые традиции. Свою дочь, носящую шумерское имя Эн-хеду-Ана , он отдал в жрицы - эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур ; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны . Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон , чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

Мятежи знати и зависимых территорий

Государство Саргона не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его. Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его» , причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.

В самом конце правления Саргона в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона . Саргон умер, так и не успев подавить это восстание.

В более поздней хронике, несомненно предвзятой, в которой, согласно распространенному в Вавилоне в поздний период представлению сказано, что Саргон осуществлял некоторые свои военные кампании против воли Мардука, верховного покровителя Вавилона, правление царя описывается следующим образом:

«Саргон, царь Аккаде, пришёл к власти во время правления Иштар и никогда не имел ни соперников, ни равных. Он распростёр свою грозную славу по всем землям. Он пересёк море на востоке. На одиннадцатом году он завоевал западную землю до самого дальнего предела. Он подчинил её одной власти. Он поставил статуи там и переправил добычу запада на баржах. Своим сановникам он приказал поселиться (вокруг его резиденции в пределах) пяти двойных часов (около 20 км), и во всех землях он поддерживал своё абсолютное верховенство. Он выступил на Казаллу и превратил Казаллу в груду развалин, так что не осталось там даже жердочки для птицы. Позже, когда он достиг старости, все земли снова восстали против него и осадили его в Аккаде. Саргон вышел на битву и нанёс им поражение. Он поверг их и одолел их большое войско. Затем, Субарту напали на Саргона в полную силу и призвали его к оружию. Саргон устроил засаду и полностью разбил их. Он одолел их большое войско и послал их имущество в Аккад. Из ям (под изваяниями богов) в Вавилоне он извлек землю, и на этой (земле) он построил (новый) Вавилон рядом с Аккадом. Из-за этого богохульства, которое он сотворил, великий владыка Марудк разгневался и уничтожил его народ голодом. С востока до запада подданные восстали против него и Мардук лишил его сна».

Правил Саргон 55 лет.

Сохранившиеся изображения царя

Внешние изображения
Победная стела Саргона. Лувр (Sb 1)


Участие в войнах: Война с Лугальзагеси. Подчинение юга страны. Поход на северо-запад Малой Азии. Поход в Элам
Участие в сражениях:

(Sargon of Akkad) Царь Аккаде, царь Аккада и Шумера

Поздняя аккадская поэма, известная науке под названием «Легенда о Саргоне» сообщает, что родиной Саргона был Азупирану («Шафрановый городок» или «Городок крокусов») на Евфрате.

По легенде, Саргон был выходцем из народных низов, считали, что он был приёмным сыном водоноса и состоял садовником и чашеносцем у кишского царя Ур-Забабы. Низкое происхождение Саргона стало впоследствии общим местом клинописных исторических сочинений.

Ввиду такой настойчивости традиции, мы едва вправе сомневаться в том, что Саргон действительно вышел из народа (собственно из членов персонала царского храмового хозяйства), либо в его деятельности или сопутствующей ей исторической обстановке было нечто, позволившее сложиться такому мнению о нём.

После поражения, которое нанёс Кишу Лугальзагеси , Саргон основал своё собственное царство. Начало царствования Саргона относится ко 2-му году правления Уруинимгины — лугаля (3-ий год его общего времени правления как энси и как лугаля) и к 20-му году правления Лугальзагеси (ок. 2316 г. до н. э.).

Выбирая столицу для своего государства, Саргон Древний решил не жить ни в одном из традиционных северных центров вроде Киша, Акшака или Мари, а выбрал город без традиций, почти безызвестный, возможно, находящийся в номе Сиппар. Город носил название Аккаде. По нему и область Ки-Ури стала с тех пор называться Аккадом, а восточносемитский язык — аккадским.

Вначале Саргон распространил свою власть на Верхнюю Месопотамию. На 3-ем году правления (ок. 2313 г. до н. э.) Саргон предпринял поход на запад, то есть в Сирию. Эн Эблы (город-государство населенный западными семитами и осуществляющий в здешних местах гегемонию), вероятно, признал власть Саргона и открыл ему дорогу к Средиземному морю.

На 5-ом году (ок. 2311 г. до н. э.) Саргон начал военные действия против Лугальзагеси и быстро разгромил его армию и армии подвластных ему энси. Лугальзагеси был, видимо, казнён, а стены Урука были срыты.

Такой успех Саргона объясняется тем, что он, по-видимому, опирался на более или менее добровольное ополчение. Традиционной тактике стычек между небольшими тяжеловооруженными отрядами, которые сражались в сомкнутом строю, Саргон противопоставил тактику больших масс легковооруженных, подвижных воинов, действовавших цепями или врассыпную.

Шумерские лугали, из-за отсутствия в Шумере достаточно гибких и упругих сортов дерева для луков, совершенно отказались от стрелкового оружия; Саргон, напротив, придавал большое значение лучникам, которые были способны издалека осыпать неповоротливые отряды щитоносцев и копьеносцев тучей стрел и расстраивать их, не доходя до рукопашной.

Очевидно, либо Саргон имел доступ к зарослям тиса (или лещины) в предгорьях Малой Азии или Ирана, либо в его время изобретён составной, или клееный лук из рога, дерева и жил.

Кроме народного ополчения, у Саргона была постоянная армия примерно в 6000 воинов, кормившаяся за счёт царя.

В 6-ой год правления Саргона (ок. 2310 г. до н. э.) против него выступила коалиция южных энси во главе с «человеком из Ура». Разбив войско Ура, Саргон двинулся против Уммы и Лагаша. Захватив Умму, Саргон занял временную столицу Лагаша город Э-Нинмар и подчинил всю территорию Лагаша, дойдя до Персидского залива (Нижнего моря).

Энси Уммы Мес-э был взят в плен, судьбы правителей Лагаша и Ура неизвестны. Стены всех трёх городов были срыты. Подводя итоги, Саргон говорит, что если считать этот поход, то он сражался в 34 битвах.

На 11-ом году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари, страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра).

Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы» , рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в Малой Азии с жалобой на притеснения чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца».

Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев вглубь Малоазиийского полуострова.

Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат, немного ниже выхода этой реки из нагорной области.

После того, как Саргон расширил и укрепил своё царство на западе, севере и юге он предпринял поход в Элам, где в это время существовало несколько небольших номов, среди которых наиболее значительными были собственно Элам во главе с царём Луххишшаном и энси Санамсимурру и Варахсе с правителем Сидгау.

Поход закончился успешно, Саргон взял города Уруа, Аван и Сузы, в плен были взяты правитель и судья Варахсе Сидгау, царь Луххишшан, энси Элама Санамсимурру, энси города Хухнура (вероятно совр. Маламир) Зина, энси области Гунилахи, наряду с другими значительными лицами. В числе добычи упоминается строительный лес. Однако Элам не был, видимо, превращен просто в область Аккадской державы, очевидно, что все пленные правители признали власть Саргона и были им оставлены на местах.

Предполагают, что после похода в северные области Элама, Саргон завоевал страны Кутиум и Луллубум.

К сожалению надписи, в период правления Саргона, не содержат прямых сведений о его походе в названные страны. Об этом говорят косвенные данные. Также Саргон вёл войну и со страной Симуррум (город-государство на реке Нижний Заб), на что указывает дотированная формула «год, когда Саргон на Симуррум пошёл».

При Саргоне Древнем храмовые хозяйства были слиты с царскими. Государство Саргона было первой попыткой создания централизованной деспотии, в которой неродовитая царская бюрократия вытеснила старую родовую аристократию, а органы самоуправления городов-государств (совет, народное собрание) были превращены в низовую администрацию. Саргон вновь отстроил город Киш, и помимо нетрадиционного титула «царь Аккаде» и титула южных гегемонов «царь Страны», он принял и титул северных гегемонов «царь множеств» , так теперь стали переводить по аккадски шумерский титул «лугаль Киша».

При Саргоне наблюдался расцвет торговли. Он ввёл единообразные меры площади, веса и т. п. по всей стране и заботился о поддержании сухопутных и водных путей.

По преданию корабли из Мелахи (Индии) поднимались при нём по реке до пристани города Аккаде, и среди диковинных товаров здесь можно было видеть слонов и обезьян. Однако этот расцвет торговли продолжался недолго.

Саргон хорошо понимал необходимость религиозного обоснования своей власти, поэтому естественно, что он опирался не только на культ Абы, бога города Аккаде (может быть своего родового бога) и культ Забабы, бога Киша, но и на общешумерский культ Энлиля в Ниппуре.

В его храме он соорудил несколько статуй и вероятно богато одарил храм, стремясь привлечь на свою сторону жречество.

Свою дочь, носившую шумерское имя Эн-хеду-Ана (букв. «Жрица обилия небес»), он отдал в жрицы — эн (по-аккадски энту) богу Луны Нанне в Ур; с тех пор стало традицией чтобы старшая дочь царя была энту Нанны.

Позднейшие утверждения нравоучительных вавилонских жреческих хроник, будто Саргон относился к богам с пренебрежением, несомненно, тенденциозны, как и утверждение, будто Саргон разрушил Вавилон, чтобы из его кирпичей строить пригород своей столицы; город Вавилон тогда не имел ровно никакого значения.

Государство Саргона Древнего не было прочным. Уже в конце его царствования начались брожения среди родовой аристократии. Энси Казаллу Каштамбила поднял мятеж против власти Саргона. Саргон подавил этот мятеж, захватил Казаллу и разрушил его.

Затем, по преданию, «старейшины (то есть знать) всей страны возмутились против него и в Аккаде осадили его», причём Саргон на старости лет должен был бежать и прятаться в канаве, хотя потом и одолел мятежников.

Враждебные племена из Сев. Месопотамии и Ассирии предпринимали нападения на Аккаде. В ходе успешного похода Саргон покорил Субарту, а захваченную добычу отправил в Аккаде.

В самом конце правления Саргона Древнего в Южной Месопотамии разразился голод, вызвавший новое восстание всей страны. Составители хроники приписывают этот голод гневу бога Мардука за разрушение Саргоном Вавилона. Саргон скончался, так и не успев покорить это восстание.