Основные жизненные стратегии. Жизненная стратегия. "Сила в безразличии к «длинному» результату"

Психологическая теория деятельности была создана в отечественной психологии благодаря работам Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина и многих других. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А. Н. Леонтьева, в частности в его последней книге “Деятельность. Сознание. Личность” (1977).

Основные положения или принципы теории деятельности, новые по сравнению с предшествующими концепциями:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта (“размыкание” круга сознания).

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

3. Деятельность - это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

4. Действия человека предметны; они реализуют социальные - производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Понятие деятельности употребляется и для характеристики ориентировочного поведения животных (ориентировочно-исследовательская деятельность). Однако на всех ступенях своего развития деятельность животных сохраняет узко приспособительный инстинктивный характер, и они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую (или наглядно представляемую) сторону окружающих предметов и явлений.

Отличительные особенности деятельности человека:

2)деятельность определяется также способами достижения цели;

3)деятельность управляет поведением человека так, чтобы стимулировать и поддерживать активность, не сопровождающуюся непосредственным подкреплением;

4)осознаваемость цели и обусловленность действий по её достижению социальным опытом.

Виды деятельности человека (по С.Л.Рубинштейну): игра, учение, труд

Формы : внешняя (предметно-практическая) и внутренняя (скрытая от наблюдения)

Внутренняя психическая активность человека это - деятельность, которая имеет то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания. Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации. Под последним, как уже говорилось выше, понимается перенос внешних действий в умственный план.


Представления о строении деятельности, хотя и не исчерпывают полностью теорию деятельности, но составляют ее основу. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких “слоев”, или уровней: 1) видов деятельности; 2) уровень действий; 3) уровень операций и 4) самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Действие - основная единица анализа деятельности - это процесс, направленный на реализацию цели.

Цель - это образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Стоит заметить, что здесь имеется в виду сознательный образ результата, который удерживается в сознании все время, пока осуществляется действие, поэтому говорить о “сознательной цели” не имеет особого смысла: цель всегда сознательна.

Характеризуя понятие “действие”, может выделить следующие четыре момента:

Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания (о чем говорилось выше) в виде постановки и удержания цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала психология сознания, а “раскрывается” в действии;

Действие - это одновременно и акт поведения. Следовательно, теория деятельности сохраняет также достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность.

Итак, первые два пункта, по которым теория деятельности отличается от предшествующих концепций, состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. Это единство заключено уже в главной единице анализа - действии.

Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различается по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма (субъект).

Для Дж. Уотсона главным было понятие реакции. Реакция - значит “ответное действие”. Активное, иницирующее, начало здесь принадлежит стимулу. Но многие поведенческие акты, или действия, невозможно объяснить исходя лишь из анализа внешних условий (стимулов). Для человека слишком типичны действия, которые подчиняются не логике внешних воздействий, а логике его внутренней цели. Это не столько реакции на внешние стимулы, сколько акции, направленные на достижение цели с учетом внешних условий. Действие предполагает активное начало в субъекте (в форме цели).

Понятие действия “выводит” деятельность человека в предметный и социальный мир. “Представляемый результат” (цель) действия может быть любым, а не только и даже не столько биологическим, как, например, получение пищи, избегание опасности и т. д. Это может быть производство какого-то материального продукта, установление социального контакта, получение знаний и др. Таким образом, понятие действия дает возможность подойти к научному анализу человеческой жизни со стороны ее человеческой специфики. Такой возможности никак не могло предоставить понятие реакции, особенно врожденной реакции, из которого исходил Дж. Уотсон. Человек через призму системы Уотсона выступал преимущественно как биологическое существо.

Операции образуют по отношению к действиям следующий, нижележащий уровень. Согласно определению, операцией называется способ выполнения действия. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под “условиями” подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.

Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей. Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать и действия, и операции, реализующие их. О действии без операций, или о действии, абстрагированном от операций, можно говорить, пожалуй, только на этапе планирования.

Операции мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за протеканием действия. По существу, уровень операций заполнен уже рассматриваемыми ранее автоматическими действиями и навыками. Операции бывают двух видов:

Одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; они практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях.

Другие операции возникают из действий путем их автоматизации тезис и находятся на границе сознания. Они легко могут стать актуально сознаваемыми.

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологическое обеспечение психических процессов: способность к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Можно сказать, что психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка целей и задач.

Исходная форма активности живых организмов это - потребность. Анализ потребностей лучше всего начинать с их органических форм. В живом организме периодически возникают определенные состояния напряженности; они связаны с объективной нехваткой веществ (предмета), которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма. Состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит за его пределами и необходимо для нормального функционирования, и называются потребностями. Таковы потребности в пище, воде, кислороде и т. п.

Когда речь заходит о потребностях, с которыми рождается человек (и не только человек, но и высшие животные), то к списку элементарных биологических потребностей нужно добавить, по крайней мере, еще две. Это, во-первых, потребность в контактах с подобными себе, и, в первую очередь, с взрослыми индивидами (социальная потребность). Вторая потребность, с которой рождается человек и которая не относится к органическим, это потребность во внешних впечатлениях, или, в широком смысле, познавательная потребность. Исследования показали, что уже в первые часы жизни дети реагируют на зрительные, звуковые, слуховые воздействия и не только реагируют, но как бы исследуют их. В частности, более оживленные реакции у них появляются на новые раздражители.

Органические потребности обеспечивают существование человека как биологического существа, а контакт с людьми и познание мира оказываются необходимыми для становления его как человеческого существа.

Теперь обратимся к связи потребностей с деятельностью. Здесь необходимо выделить два этапа в жизни каждой потребности. Первый этап - период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность; второй этап - после этой встречи. На первом этапе потребность, как правило, не представлена субъекту, не “расшифрована” для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны же поведения потребностное состояние в этот период выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. Процесс “узнавания” потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности. В элементарных своих формах он известен как “механизм импринтинга” (т. е. запечатления). Пример импринтинга - пробуждение реакции следования у новорожденного гусенка при виде любого движущегося мимо него предмета, в том числе неживого: он начинает идти за ним, как за матерью (опыты К. Лоренца). В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности. Первая заключается в первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить данную потребность. Вторая черта - в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем ее предмете.

Итак, в момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности, её конкретизация и рождается мотив . Мотив и определяется как предмет потребности или опредмеченная потребность. Мотив - это то, ради чего совершается действие или, как правило, много разных действий. Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, и называется деятельностью или особым видом деятельности. Мотив – это побудительная причина деятельности, и деятельность обычно полимотивирована.

Мотивы можно разбить на два больших класса: к первому относятся осознаваемые мотивы, ко второму - неосознаваемые. Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. Существование таких мотивов характерно для зрелых личностей. И. П. Павлов в предисловии к своей работе “Лекции о работе коры больших полушарий” написал, что она плод его “неотступного двадцатилетнего думания”. Изучение законов высшей нервной деятельности было ведущим мотивом его жизни на протяжении нескольких десятков лет. Конечно, это был осознанный мотив, мотив-цель.

К другому классу относятся неосознаваемые мотивы. Этот класс значительно больше, и до определенного возраста в нем оказываются практически все мотивы. Работа по осознанию собственных мотивов очень важна, но и одновременно очень трудна. Она требует не только большого интеллектуального и жизненного опыта, но и большого мужества. По сути, это специальная деятельность, которая имеет свои мотив - мотив самопознания и нравственного самоусовершенствования. Если мотивы не осознаются, то они проявляются в сознании в особой форме - это эмоции и личностные смыслы. Если человека что-то волнует, значит это “что-то” затрагивает его мотивы. Психоаналитическое направление предлагает свои методы для осознаний неосознаваемых побуждений, о которых говорилось во второй главе настоящего пособия.

В концепции Б.Г.Ананьева в качестве видов деятельности выделяются труд, познание и общение. Ниже приведена схема, обозначающая основные уровни активности человека как субъекта деятельности.

Структура активности человека как субъекта деятельности по Б.Г.Ананьеву

Человек в процессах труда, познания и общения.

Деятельность Молярные уровни активности в системе

Действия «субъект-личность»

Макродвижения Молекулярные уровни активности

Микродвижения в системе

Спонтанно-двигательная активность «субъект-индивид»

Огромное значение в структуре активности Б.Г.Ананьев уделял молекулярным уровням, изучение которых с помощью микроструктурного анализа позволило выйти на механизмы психической регуляции поведения и деятельности человека.

Понятие «деятельность» в отечественной психологии играет центральную методологическую роль. Это значит, что, при описании сущности и процессуальных характеристик психики и личности сторонники подхода опираются на категорию «деятельность».

В современной отечественной психологии деятельностным подходом называют школу советской психологии, теоретический, методологический и эмпирический подход, который исследует психику и сознание человека в процессе их формирования в предметной деятельности. Некоторые теоретики деятельностного подхода рассматривают психику и сознание даже как специфические формы предметной деятельности.

Деятельность рассматривают как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» (Р. С. Немов). Деятельность обладает такими характеристиками:

творческий характер деятельности (то есть с помощью осуществления деятельности человек выходит за ограничивающие его рамки, может создать материальные и духовные ценности, способствующие историческому прогрессу),

— продуктивный характер деятельности (человек использует деятельность для создания новых способов удовлетворения потребностей),

— потребностный характер деятельности (порождая новые способы удовлетворения потребностей, человек развивает, усложняет свою мотивационно-потребностную сферу),

— опосредованность деятельности историческим развитием человечества (деятельность человека способна удовлетворять не только естественные, но и духовные, культурные потребности, потребности в знаниях и пр.),

— деятельность изначально, от рождения, не присуща человеку, а развивается в процессе воспитания и обучения.

Предпосылки формирования деятельностного подхода

Деятельностный подход возник в 20-е гг. XX века в период психологического кризиса 10-30-х гг. Сущность психологического кризиса проявилась в невозможности объяснения психических феноменов существующими теориями, в поиске новых направлений и методологических оснований исследования психики и сознания человека.

На Западе в период психологического кризиса родились такие направления, как психоанализ и бихевиоризм. В отечественной же психологической среде, достаточно обособленно развивающейся вследствие исторических условий того времени, зародился деятельностный взгляд на природу психического. В советской психологии произошел закономерный сдвиг с лабораторных исследований сознания человека на изучение трудовой деятельности. Это объясняется исторически обусловленным поиском философской опоры в марксистко-ленинской философии, в которой категория деятельности занимает ведущее место.

Человек как деятель (подход М. Я. Басова)

Впервые о деятельности как особой категории, которая не может быть отнесена ни каким другим формам активности, заговорил М. Я. Басов. В его теории впервые в качестве предмета исследования выступили не сознание и не поведение, а деятельность. Он намеренно использовал именно понятие «деятельность», а не «поведение», чтобы отделить свой подход от бихевиоризма и рефлексологии.

Он предложил не механически объединять сознание и поведение, а включить их в структуру деятельности. Деятельность, согласно автору, это особая структура, которая состоит из отдельных актов и механизмов, которые взаимосвязаны друг с другом задачей.

Центральной проблемой теории деятельности Басов видел развитие, формирование деятельности. Он предлагал рассматривать трудовую деятельность как высшую форму деятельности. Кроме труда, этапами формирования деятельности являются игра и обучение.

Деятельностная теория С. Л. Рубинштейна: сознание и деятельность едины

Предметом изучения психологии, С. Рубинштейн считает психику, но опосредованную предметным преобразованием действительности, то есть деятельностью.

Рубинштейном бы сформулирован принцип единства сознания и деятельности — один из базовых принципов отечественной психологии: сознание и психика формируется в деятельности, в деятельности же и проявляются. Другими словами, психика человека не может рассматриваться изолированно, как существующая независимо от внешнего мира субстанция. Рубинштейн полагал, что ошибкой бихевиористической концепции, которая тоже изучала деятельность и поведение, был излишне биологизированный подход к деятельности. Он же предлагает рассматривать единство сознания и поведения как обуславливающие друг друга.

Внутренняя психическая природа человека, на его взгляд, проявляется только по отношению к какому-либо объекту внешнего мира. Без соотношения переживания с объектом, который его вызвал, невозможно и само переживание.

С другой стороны, сущность человеческого поведения определяется внутренним содержанием психики человека (мотивами, целями). Так, единство сознания и поведения (деятельности) имеет своей основой единство сознания и бытия.

Развитие деятельностного подхода А. Н. Леонтьевым: структура деятельности

Взгляды психолога сформировались на базе культурно-исторического подхода Л. С. Выготского.

Предметом изучения психологии является деятельность, а психика является одной из форм предметной деятельности, поскольку она (психика) не может быть отделена от опосредующей ее деятельности.

В отличие от С. Рубинштейна, который настаивал на присутствии внутреннего плана в сознании изначально, А. Леонтьев утверждает, что внутреннее содержание сознания формируется только в процессе интериоризации практической деятельности – то есть внешняя по отношению к сознанию среда формирует сознание.

Структура деятельности включает две взаимосвязанные стороны. Мотивационно-потребностная сторона деятельности состоит из:

— мотива деятельности (немотивированной деятельности не существует, она может лишь обладать скрытым мотивом),

— цели деятельности (как образа результата деятельности),

— условий деятельности.

В свою очередь, существует оперционально-техническая сторона человеческой деятельности, включающая в себя:

— действия (процессы, которые подчинены сознательной цели),

— операции (составляющие такого действия, способы осуществления действия),

— психофизиологические основания деятельности.

Дальнейшие эмпирические разработки деятельностного подхода

В дальнейшем развитие теории деятельностного опосредования сознания развивалось в таких направлениях:

филогенетическом (А. Запорожец, К. Фабри),

историко-антропологическом (С. Рубинштейн, А. Леонтьев, П. Гальперин),

социогенетическом (А. Леонтьев, А. Лурия, М. Коул),

онтогенетическом (Д. Эльконин, В. Давыдов, А. Запорожец),

патопсихологическом (А. Лурия, Е. Хомская, Б. Зейгарник),

функционально-генетическом (Б. Теплов, Б. Ананьев, Н. Бернштейн).

Виды человеческой деятельности

Если в качестве основы классификации деятельности выбрать социальную активность, в которую неизбежно включается человек в своей жизни, то виды этой социальной активности и будут видами человеческой деятельности.

Игра – вид деятельности, который не предполагает получения в ее результате материального или идеального продукта, а имеющий своей целью вовлеченность в некий процесс. Игра является основным видом деятельности (так называемым, ведущим) у детей дошкольного возраста, и выполняет преимущественно развивающую функцию. К видам игр относят индивидуальную и групповую, предметные, ролевые, сюжетные игры и игры по правилам.

Обучение – это вид деятельности по приобретению знаний, умений и навыков. Оно является средством психологического развития человека. Обучение (или как процесс – учение) может быть специально организованным или происходить попутно (неорганизованное обучение). У взрослых людей процесс обучения может принимать форму самообразования.

Труд, согласно теории деятельности – это высший вид деятельности человека, обладающий характеристиками целесообразности, осознанности и направленный на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека и социума. Человеческий труд как вид деятельности имел результатом усовершенствование орудий труда. А эти улучшенные орудия труда явились условием повышения производительности труда, совершенствования промышленного производства, науки, техники, культуры и искусства.

В психологической теории деятельности к видам деятельности относят еще и общение (вид деятельности, который направлен на обмен информацией между людьми).

Хотя каждый из перечисленных видов деятельности (кроме общения) является ведущим в определенный возрастной период, все они сопровождают человека на протяжении его жизни, принимая специфические формы.

Таким образом, деятельностный подход сформировал научно-методологические основы отечественной психологии, выделив в качестве основной категории исследования деятельность, опосредующую психическую реальность и сознание человека. Теория деятельности имела огромное значение для развития многочисленных прикладных областей психологии, а именно детской психологии, социальной психологии, психологии труда, психологии управления, психологии различных видов профессиональной деятельности, патопсихологии и других.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии) (англ. activity approach ) - совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание , их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. п. психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне-практических ее форм. Предпосылки Д. п. складывались в отечественной психологии в 1920-е гг. Ими стали: 1) необходимость новой методологической ориентации, способной вывести психологию из кризиса, начавшегося в 1910-1920-х гг.; 2) сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных исследований абстрактных законов сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности; 3) исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности - одна из центральных. В 1930-е гг. складываются 2 наиболее проработанных варианта Д. п., представленных исследованиями психологических школ С . Л . Рубинштейна , с одной стороны, и А . Н . Леонтьева - с др. В настоящее время оба варианта Д. п. развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки.

Большую роль в методологическом обосновании Д. п. сыграли работы Рубинштейна 1930-х гг., где он сформулировал основополагающий теоретический принцип Д. п. - единства сознания и деятельности принцип . Параллельно, Леонтьевым и др. членами Харьковской школы теоретически и экспериментально разрабатывается проблема общности строения внешней и внутренней деятельности. Различия между 2 вариантами Д. п. отчетливо формулируются в 1940-50-е гг. и затрагивают в основном 2 круга проблем. 1. Это проблема предмета психологической науки. С т. зр. Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта как таковую, а «психику и только психику», правда, через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредований, в т. ч. через исследование деятельности. Леонтьев, напротив, считал, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, поскольку психика неотторжима от порождающих и опосредующих ее моментов деятельности, более того: она сама является формой предметной деятельности (по П . Я . Гальперину , ориентировочной деятельностью ).

2. Споры касались соотношения собственно внешне-практической деятельности и сознания. По Рубинштейну, нельзя говорить о формировании «внутренней» психической деятельности из «внешней» практической путем интериоризации : до всякой интериоризации внутренний (психической) план уже наличествует. Леонтьев же полагал, что внутренний план сознания формируется как раз в процессе интериоризации изначально практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. В то же время он утверждал, что при решении проблемы единства сознания и деятельности Рубинштейн не вышел за рамки критикуемой им же дихотомии: сознание по-прежнему рассматривается не в «деятельностном ключе», а как «переживания», «явления», как «внутреннее», а деятельность предстает как нечто принципиально «внешнее», и тогда единство сознания и деятельности выступает только как постулируемое единство, но недоказываемое. Леонтьев предлагал свой вариант «снятия» этой дихотомии: действительной противоположностью является противоположность между образом и процессом (последний может существовать как во внешних, так и во внутренних формах). Образ и процесс находятся в единстве, однако ведущий в этом единстве - процесс, связывающий образ с отражаемой действительностью (напр., обобщения формируются в процессе реального практического «переноса» одного способа действия в др. условия). Отсюда введение Леонтьевым понятий «сознание-образ» и «сознание-процесс», рассмотрение отношений между которыми еще во многом дело будущего.

Конкретно-эмпирические разработки принципа единства сознания и деятельности в Д. п. (при всех различиях в теоретическом его осмыслении) можно разделить условно на 6 групп по формам психического развития:

1) в филогенетических исследованиях разрабатывалась проблема возникновения психического отражения в эволюции и выделение стадий психического развития животных в зависимости от их деятельности (А. Н. Леонтьев, А . В . Запорожец , К. Э. Фабри и др.);

2) в историко-антропологических исследованиях в конкретно-психологическом плане рассматривалась проблема возникновения сознания в процессе трудовой деятельности человека (Рубинштейн, Леонтьев), психологические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (Гальперин);

3) в социогенетических исследованиях рассматриваются различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (А. Н. Леонтьев, А . Р . Лурия , М. Коул, представители Критической психологии и др.), однако проблемы социогенеза сознания еще недостаточно разработаны в Д. п.;

4) из наиболее многочисленных онтогенетических исследований в русле Д. п. выросли самостоятельные деятельностно ориентированные теории (теория периодизации психического развития в онтогенезе Д . Б . Эльконина , теории развивающего обучения В . В . Давыдова , теория формирования перцептивных действий А. В. Запорожца и др.);

5) функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности (развитие психических процессов в короткие временные отрезки) представлены работами не только школ Леонтьева и Рубинштейна, но и др. известных психологов (Б . М . Теплов , Б . Г . Ананьев , А . А . Смирнов , Н . А . Бернштейн и др.);

6) пато- и нейропсихологические исследования распада высших психических функций и роли конкретных форм деятельности в их восстановлении (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, Б . В . Зейгарник и др.).

В рамках перечисленных направлений исследований Д. п. был разработан ряд важнейших теоретических проблем психологии, в т. ч.: проблема макро- и микроструктуры человеческой деятельности (деятельность - действие - операция - функциональный блок ), проблема строения сознания-образа (чувственная ткань, значение , личностный смысл ), проблема интериоризации как важнейшего механизма формирования сознания, проблема периодизации психического развития с использованием разработанного в Д. п. понятия «ведущая деятельность» и др. На основе общепсихологических идей Д. п. разрабатываются деятельностно ориентированные теории в различных отраслях психологии (социальной, детской психологии , патопсихологии и др). (Е. Е. Соколова.)

Добавление ред.: В ситуации сов. «идеологического общежития», когда стали запрещаться не только многие научные направления, но целые отрасли и даже науки, Рубинштейн и Леонтьев поступили довольно остроумно и мудро, отдав психологию «на сохранение» философской категории деятельности, бесцеремонно приватизированной марксизмом. Психологи, которым категория деятельности не подошла, спрятались за ленинской «теорией отражения» (и зеркало корчит всезнайку . - О. Мандельштам). Категория деятельности служила для Рубинштейна и Леонтьева своего рода заказником, резервацией, средством идеологической защиты психологии, выживания ее как науки. Психика либо отождествлялась с деятельностью, либо деятельность выступала в качестве практически единственного объяснительного средства, синонима т. н. принципа детерминизма всей психики. В итоге психология оказалась внутри относительно безопасного, с идеологической т. зр. круга деятельности и/или «круга отражения», что и позволяло ей существовать. Оба, особенно Леонтьев, писали не самым простым языком, что закрывало на территорию Д. п. вход профанам. Они дискутировали друг с другом по частным вопросам. Под защитой Д. п. ряд замечательно философски и идеологически беззаботных ученых проводили психологические исследования. Действительным предметом их работ была не деятельность как таковая, а некоторые особые ее виды, да и то не в полном объеме, напр., игровая, учебная, трудовая, спортивная. При их изучении использовался и развивался концептуальный аппарат Д. п. Было предложено большое число концептуальных схем анализа деятельности, ни одна из которых не имеет явных преимуществ по сравнению с др.

Главным достижением Д. п. является то, что в его рамках сформировалось продуктивное направление - психология действия ,которое представляет собой квинтэссенцию Д. п. (см. Юдин Э . Г .). Изучению подверглись сенсорные, перцептивные, предметные, исполнительские, мнемические, умственные, аффективные и др. действия, а также их структурные компоненты: мотивы , цели, задачи , способы выполнения и условия осуществления.

Редукция психики к действию оказалась не хуже, а во многом лучше, чем редукция психики к рефлексам , реакциям , ассоциациям , гештальтам , поведению , отражению, познанию, переживанию, гуманизму, нейронам. Перечисленные формы редукции живы до сих пор.

Оценивая претензии Д. п. на создание психологической теории, приходится констатировать их чрезмерность. Деятельность сама нуждается в объяснении. По пути от сознания, личности, души , духа к деятельности психология делает первые шаги. Сейчас психология должна отдать долг и взять «на сохранение» Д. п., разумеется, отпустив на свободу свое сознание, освободившись от рабской зависимости от нее, от полной идентификации себя с ней. См. также Деятельность как методологическая проблема психологии . (В. П. Зинченко.)

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

Деятельностный подход в психологии или теория деятельности - относительно недавно созданная психологическая школа (1920-1930 гг.). Она являет собой совершенно новый подход к исследованию человеческой . Основан он на категории, называемой «Предметная деятельность».

Сущность деятельностного подхода в психологии

Теоретики деятельностного подхода рассматривают деятельность как один из видов активного существования человека, который, в первую очередь, направлен на творческое преобразование, познание окружающей действительности. Так, принято считать, что деятельности присущи следующие характеристики:

  1. От рождения у человека нет деятельности, она развивается на протяжении всего периода его , а также обучения.
  2. Осуществляя какую-либо деятельность личности удается выйти за рамки, ограничивающие ее сознание, создать как духовные, так и материальные ценности, что,соответственно, способствует историческому развитию, прогрессу.
  3. Деятельность удовлетворяет как естественные потребности, так и культурные, жажду знаний пр.
  4. Она обладает продуктивным характером. Так, прибегая к ней, человек создает все новые и новые способы, помогающие удовлетворить его потребности.

В теории деятельности принято считать, что сознание неразрывно связано с человеческой деятельностью. Именно последнее определяет первое, но не наоборот. Так, психолог М. Басов предложил именно поведение, сознание включить в ее структуру. По его мнению, деятельность являет собой совокупность механизмов, отдельных актов, что неразрывно связаны посредством задачи. Главной проблемой данного подхода Басов видел как формирование, так и развитие деятельности.

Принципы деятельностного подхода в психологии

С. Рубинштейн, один из основателей советской школы деятельностного подхода, опираясь на философскую теорию Маркса и труды Выготского, сформулировал главный базовый принцип этой теории. Он гласит, что только в деятельности зарождается и формируется как сознание человека, так и его психика и именно в деятельности они проявляются. Иными словами, нет смысла анализировать, рассматривать психику изолированно. Рубинштейн считал ошибочным в учениях бихевиористов (которые также изучали деятельность) то, что к ней они выдвигали биологизированный подход.

Деятельностный подход в психологии личности

Сторонники данного подхода утверждают, что личность каждого человека отображается в предметной деятельности, то есть в его отношении к миру. На протяжении всей своей жизнедеятельности человек принимает участие в различных видах деятельности. Это объясняется общественными отношениями, с которыми он связан посредством жизненных обстоятельств. Некоторые из них становятся решающими в его жизни. Именно это являет собой личностное ядро каждого.