Формы аттракции. Исследование аттракции в социальной психологии и в психологии делового общения - сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дру

Аттракция (дословно - привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Причиной возникновения положительных чувств партнеров по общению нередко бывает их внешнее или внутреннее сходство. Так, водитель междугородного автобуса скорее поймет проблемы водителя большегрузного автомобиля, чем, скажем, мотоциклиста в раскрашенной кожаной куртке с иконой на груди. Подростки, со своей стороны, также гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция – привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия "аттракция". Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой – какова роль этого явления (и процесса, и "продукта" его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Исследование аттракции в социальной психологии – сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. До сих пор встречается точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных возникающих здесь этических затруднений.



Однако логика изучения межличностного восприятия заставила социальную психологию принять и эту проблематику, и в настоящее время насчитывается довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот "другой" оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли "экологических" характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях "помогающего" поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В отечественной социальной психологии исследования аттракции немногочисленны. Несомненно, интересна попытка рассмотреть явление аттракции в контексте тех методологических установок, которые разработаны здесь для анализа групп.



Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются. Но сразу важно обозначить их место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе

13. Об­щая характеристика различных типов стихийных групп: толпы, массы, публики.

Стихийная группа - это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, нации, профессии, возрастов и т.д. Такая группа может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но, тем не менее, может быть весьма активной. Такое образование никак нельзя считать «субъектом совместной деятельности», но и недооценивать его значение также нельзя. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения.

Прежде чем перейти к характеристике различных типов стихийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших орга­низованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание.

Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлении общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств, строится по принципу похожести «моих» взглядов и взглядов других людей. Исследование общественного мнения - важный ключ к пониманию состояния общества предшествующего формированию таких групп, весьма важно: динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения могут послужить в определенный момент стимулом для создания стихийной группы и ее массовых действий. Динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения между тем послужить в определенный момент стимулом для созда-ния стихийной группы и ее массовых действий. Общие черты различных типов стихийных групп позволяют говорить о сходных средствах коммуникативного и интерактивного процесса в этих группах. Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из разных источ-ников. Образовавшийся сплав суждений, и утверждений начинает функционировать в мас-се или толпе, играя роль побудителя к действиям. При этом утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действий. Возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая получена «здесь и теперь» без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно это и порождает спе-цифические формы общения и взаимодействия. (2, 238)

Стихийные группы (толпа, масса, публика). Особенности толпы: быстрый сбор, возбуждение и переход к действиям, возможность элементов организации, лидер и толпа; возможность агрессивных действий; преобладание эмоциональных реакций. Особенности массы: стабильность образования, организованность, разнородность, неустойчивость. Особенности публики: сбор для совместного времяпрепровождения, возможность неуправляемости. Специфика аудитории: управляемость. Побудители действий в стихийных группах (слухи, сплетни), действие личности без ощущения личного контроля над ситуацией.

Толпа образуется на улице по поводу самых различных событий: ДТП, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента (толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован). В то же время, особенно, если имеется повод для недовольства каким-либо социальным явлением (не привезли продукты, отказались выдавать деньги), толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например, к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникнуть элементы организованности (если находится человек, который может ее возглавить). Но, даже если такие элементы и возникли, он очень нестабильны: толпа может легко смести возникшую организованность.

Таким образом, основной фон поведения толпы - стихия, что часто приводит к агрессивным формам поведения.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса - не обязательно сиюминутное образование (как толпа). Она может быть достаточно организована (определенные слои населения собираются ради какой-либо акции - демонстрации, митинга и т.д.). Здесь роль организаторов более высока: они обычно выдвигаются не непосредственно в момент начала действий, а известны заранее: это - лидеры тех организованных групп, которые принимают участие в данном массовом действии. В действиях массы более четки конечные цели и тактика поведения. В то же время масса, как и толпа, достаточно разнородна, а поэтому достаточно неустойчива.

Публика - кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. В закрытых помещениях публика называется аудиторией. В публике элемент стихийности выражен слабее, так как она собирается ради общей и заранее определенной цели, а поэтому более управляема. Но в то же время здесь также действуют законы массы; достаточно какого-то инцидента, чтобы она стала неуправляемой (страсти болельщиков на футболе и их последствия).

Каков главный отличительный признак коммуникации в стихийной группе? Здесь возникает стихийная передача информации (вначале официальная, а затем неофициальная информация, самовоспроизводящиеся слухи и сплетни). В результате ситуация общения характеризуется тем, что личность действует практически без ощущения личного контроля над ситуацией. Утрачивается необходимость собственной интерпретации получаемой информации, происходит групповое стимулирование действий.

Способы воздействия в стихийных группах: заражение (психоз, экстаз) – передача эмоционального состояния, механизм многократного эмоционального взаимовоздействия; внушение (сообщение, убеждение, внушение), его персонофицированность, вербальность, доказательность, эмоционально – волевое воздействие; подражание как воспроизведение поведения других (концепция Тарда – подражание как фундаментальный принцип, как унификатор поведения, как источник прогресса). Виды подражания: логическое, вне логическое, внутреннее, внешнее, мода, обычай, этническое и классовое.

Функции общения.

1) прагматическая функция общения отражает его потреб-ностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью;

2) функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека;

3) функция подтверждения дает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя;

4) функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения;

5) функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений людей в интересах их совместной деятельности;

6) внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальная форма мышления человека.

Общение характеризуется прежде всего содержанием, которое может быть различным:

Передача информации или обмен ею;

Восприятие друг друга;

Взаимооценка партнеров.

Общение - процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, если исходить из критерия целеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения.

Контактная функция - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности.

Информационная функция - обмен сообщениями, прием и передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.

Побудительная функция - стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий.

Координационная функция - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

Функция понимания - адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр.

Эмотивная функция - возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.

Функция установления отношений - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид.

Функция управления - изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.

Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.

Инструментальная функция - общение как социальный механизм передачи информации и управления определенными действиями в связи с информацией.

Синдикативная функция - средство объединения людей.

Функция самовыражения - средство раскрытия своей психологической сущности.

Трансляционная функция - передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.

Экспрессивная функция - взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.

Функция социального контроля - регламентация поведения и деятельности. .

Функция социализации - формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

При изучении данной проблемы важно обратить внимание на отдельные аспекты процессуальной характеристики межличностного общения. Так, в общении как коммуникативном процессе, в каждом информационном сообщении имеется два вида информации, влияющие друг на друга и в совокупности создающие своеобразие и ту или иную степень успешности информационного обмена:

  • а) так называемая текстовая информация, включающая в себя информацию вербального и невербального характера: сюда входит все то, что и как говорит, делает коммуникатор;
  • б) персонифицированная информация, связанная с характером отношений реципиента к коммуникатору, которые могут быть положительными, нейтральными или отрицательными. Степень настроенности (или не настроенности) реципиента на коммуникатора (Лк) может быть разной, и это наглядно представлено на шкале отношений (рис. 28.5).

Рис. 28.5.

Ситуация, когда коммуникатор находится в правой стороне шкалы отношений в глазах, мнении реципиента, называется аттракцией (привлекательность, позитивная настроенность). В связи с этим для специалистов, имеющих дело с людьми, актуальной становится проблема аттракции - создания у реципиента позитивного настроя, положительного эмоционального отношения к себе.

Один из законов общения состоит в том, что люди легче принимают точку зрения, позицию, идеи и мысли того, к кому относятся положительно, испытывают позитивные эмоции, и, наоборот, при негативном настрое создается так называемый персонифицированный барьер восприятия и понимания информации. Вот почему одной из профессиональных задач юриста, педагога, руководителя, специалистов других профилей, работающих с людьми, является создание обстоятельств, при которых они, решая профессиональные проблемы, находились бы в правой стороне шкалы отношений в глазах, мнении партнеров по общению, т.е. создание аттракции.

Аттракция - особый вид социальной и социально-психологической установки на другого человека, в которой преобладает положительный эмоциональный компонент, это непроизвольное возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Аттракция - один из социально-психологических механизмов регуляции взаимоотношений людей.

При изучении данного социально-психологического феномена важно помнить, что механизмы возникновения аттракции находятся не в области сознания человека, а в сфере бессознательного. Человек может смотреть и не видеть, слушать кого-нибудь и не слышать. Все зависит от степени включенности в эти процессы его сознания. Но информация, воспринимаемая нашими органами чувств и не фиксируемая в нашем сознании, не пропадает бесследно, особенно если она значима для нас, затрагивает наши потребности и несет в себе достаточный эмоциональный заряд. Как бы минуя сознание, которое в это время может быть занято другой информацией, эмоционально насыщенная и потребностно значимая информация остается в сфере бессознательного и оттуда оказывает свое влияние, которое проявляется в виде эмоционально окрашенного и неосознанно направленного отношения к источнику информации.

Если индуцировать партнеру по общению информацию, имеющую для него положительное значение, способствующую удовлетворению его значимых потребностей и которая им не осознавалась бы, то у него непроизвольно возникают положительные эмоциональные состояния. В таком случае проявляется эффект положительного отношения к процессу общения и происходит перемещение коммуникатора вправо по шкале отношений.

Любой контакт с людьми не следует начинать с образования у них отрицательных эмоций. В таком случае происходит частичная или полная блокировка информационного воздействия.

В психологии восприятия информации известно, что люди лучше всего запоминают начало и конец разговора. Начало разговора создает базу для его основной части, а концовка оставляет в памяти общее отношение к этому разговору и к партнеру по общению. Психологически обоснованная тактика наказания и поведения в ситуации, когда нежелательно продолжение (и даже ведение) разговора, такая: необходимо создать у партнера динамику эмоциональных состояний, при которой начало и конец контакта, разговора были бы положительно эмоционально насыщены, а середина (основная часть) беседы, разговора может иметь и отрицательную эмоциональную направленность.

Наглядно это можно представить следующим образом (рис. 28.6).

Рис. 28.6.

В практической деятельности исключительно большое значение имеет умение специалиста создавать аттракцию у партнеров но общению. Это одна из его профессиональных обязанностей.

Приемы аттракции основаны на индуцировании партнеру по общению потребностно значимой и ведущей к успешной реализации этих потребностей информации.

Под аттракцией в психологии понимается восприятие одной личности другой, в результате которого возникает устойчивое положительное впечатление, происходит формирование привязанности. Формирование межличностной аттракции – процесс, который сопровождается рядом изменений в сознании. Как правило, настроение меняется в лучшую сторону, создается чувство некоторого родства и притяжения. Если человек все это испытывает, то можно сказать, что формирование межличностной аттракции произошло.

Межличностная аттракция подразумевает, что люди испытывают по отношению друг к другу взаимное притяжение. Они не стремятся понравиться или произвести дополнительное положительное впечатление. Все происходит само собой. Обычно, чем младше человек, тем ему проще проникнуться идеями и чувствами другой личности. С возрастом у нас начинают накапливаться различные предубеждения, страхи и сомнения относительно того, как можно вести себя с окружающими. Рассмотрим подробнее факторы формирования межличностной аттракции.

Факторы формирования аттракции

Эффект близости

Эффект близости можно назвать фактором, который помогает сформировать аттракцию. В большинстве случаев люди образуют дружеские связи, находясь в одном пространстве и времени. В иных условиях это сделать очень трудно. Исключение составляют случаи, когда людей связывает что-то общее, они имеют глубокую внутреннюю связь и просто вынужденно находятся друг с другом на расстоянии, при этом могут взаимодействовать. Эффект близости подразумевает, что человек, прежде всего, обращает внимание на тех людей, что находятся рядом с ним на протяжении большого количества времени. Он ориентируется на мнение большинства, стремится понравиться, произвести впечатление. Такой феномен становится особенно заметным в больших коллективах, где совершенно разные люди вынуждены контактировать друг с другом. Нахождение в одном пространстве способствует эмоциональному раскрытию личности. Рано или поздно люди начинают привыкать друг к другу, понемногу и осторожно общаются. Нахождение человека вблизи со временем обязательно располагает к нему. Так формируется межличностная аттракция.

Поддержка и одобрение

Каждый человек хочет, чтобы его уважали и принимали таким, какой он есть. Для достижения этой цели многие даже готовы прилагать существенные усилия, делать что-то, доказывать собственную значимость. Наличие поддержки – это фактор, который способствует формированию межличностной аттракции. Когда человека кто-то поддерживает, проникается к нему участием и вниманием, возникает ответное чувство притяжения. Мы, как минимум, начинаем испытывать благодарность, а как максимум, стремимся и сами быть полезными по отношению к тому, кто проявил к нам помощь. Одобрение действует похожим образом. В случае, если кто-то нас похвалил, то в будущем мы станем более благосклонно относиться к этому человеку, проявлять терпение и участие. Так действует феномен аттракции.

Взаимный интерес

Другим фактором, способствующим развитию аттракции, является чувство любопытства по отношению к тому человеку, который ее вызвал. Взаимный интерес, возникший на почве чего-нибудь, тоже способствует формированию межличностной аттракции. На самом деле только в этом случае люди действительно начинают, как следует слышать и понимать друг друга. Пока нет интереса к другой личности, внимание будет концентрироваться только на внутренних переживаниях. Общий помогает добиться расположения понравившейся личности и установить контакт.

Схожесть суждений

Данный фактор можно выявить только в процессе общения. Если возникает некоторое притяжение со стороны людей, то они нередко обнаруживают, что у них имеются схожие взгляды на жизнь. Общность взглядов, как правило, помогает людям подружиться, расположить их друг к другу. Чем больший уровень схожести обнаружен, те проще становится понять человека. Соответственно формирование межличностной аттракции происходит очень быстро. И напротив, разность жизненных позиций не может притягивать. Как правило, она только отталкивает людей друг от друга. Иногда люди умеют на интуитивном уровне понять, насколько близок или нет человек, который находится рядом. Не будь этого фактора, люди вряд ли могли бы понимать, на что им следует обращать внимание в первую очередь и не могли строить полноценные отношения.

Характер

Индивидуальный нрав человека тоже играет существенную роль в формировании аттракции. Это фактор, который просто нельзя не учитывать и не принимать во внимание, пытаясь строить отношения. Люди, имеющие одинаковый характер, гораздо лучше смогут понять друг друга, нежели те, кто имеет совершенно противоположный нрав. Похожий способствует глубокому установлению контакта, осознанию мотивов поступков оппонента, быстрой аттракции. Данный фактор действительно помогает людям находить нужного человека и выстраивать с ним гармоничные отношения. Симпатия, возникшая в первые минуты знакомства с человеком, у которого имеется похожий характер, может впоследствии перерасти в крепкую дружбу или стать началом зарождения любви.

Физическая привлекательность

Этот фактор в большинстве случаев имеет значение. Даже тогда, когда люди говорят о том, что для них не важна внешность собеседника, они все равно обращают на нее внимание. На самом деле иначе быть не может. Аттракция возникает тогда, когда мы начинаем испытывать приятные чувства по отношению к собеседнику, а вовсе не наоборот. Люди избегают неприятных личностей в грязной или рваной одежде, сторонятся неопрятных и имеющих внешние дефекты. Физическая привлекательность часто обусловливает и необъяснимое притяжение.

Таким образом, аттракция представляет собой притяжение одного человека к другому, которое возникает по каким-то значимым причинам и обстоятельствам . Факторы аттракции показывают, на основании чего люди имеют возможность подружиться, проникнуться внутренним миром друг друга.

Спросите себя: какого собеседника вам легче всего убедить в своей правоте – того, который вам симпатизирует или того, кто к вам относится с явной антипатией? Ответ очевиден. При прочих равных условиях, люди легче воспринимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-позитивное отношение и, наоборот, труднее принимают (и не редко отвергают) того человека, к которому испытывают эмоционально-негативное отношение.

Как управлять этим фактором и располагать к себе людей. Существует категория людей, которая умеет располагать к себе индивидов, практически сразу завоевывать доверие, вызывать к себе чувство симпатии.

В последние годы в советской и зарубежной психологии в качестве термина, родового для широкого круга феноменов эмоциональных отношений (имеется в виду их оценочный компонент), от симпатии, возникающей на самом первом этапе знакомства, до любовных переживаний, утвердился термин «аттракция» (синоним - «межличностная аттракция»). Впервые как официально признанное понятие этот термин встречается в международном справочнике психологических исследований Psychological Abstracts, который в 1965 г. выделил работы, посвященные проблеме аттракции, в специальный раздел.

Термин «аттракция» представляет собой кальку с английского слова attraction (дословно переводится как «привлекательность»), которое словарь Вебстера определяет как притяжение в физическом смысле, отмечая, что это одновременно и некоторая тенденция к объединению. Естественно, для уяснения психологического смысла термина и его соотношения с другими феноменами такого определения недостаточно. Обратимся к специальным психологическим словарям и энциклопедиям, а также к тем данным, которые были получены в эмпирических исследованиях психологов. Так, например, в «Кратком психологическом словаре» (1985, С. 26), аттракция определяется как «понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого», а в словаре Инглиша и Инглиш (1958) под аттракцией понимается такая особенность объекта, которая способствует вовлечению человека в совместную с этим объектом активность. В то же время отмечается, что, хотя аттракция приписывается объекту, на самом деле - это характеристика взаимодействия между человеком и объектом. Кроме того, термин «аттракция» может использоваться и для обозначения негативных чувств к партнеру. Таким образом, аттракция объекта определяется потребностями и желаниями человека, его оценивающего, не в меньшей степени, чем характеристиками самого объекта (Л.Я. Гозман, 1987).

К сожалению, и эти достаточно подробные дефиниции не дают адекватного представления о том, что понимают под аттракцией ее исследователи. Сами же они либо вообще не дают определения аттракции, либо дают определения чрезвычайно краткие, не согласующиеся не только друг с другом, но иногда даже с подходом к этой проблеме самого автора.


Например, ряд авторов (Ф.В. Бассин, 1971; Л.В. Благонадежина, 1956; В.К. Вилюнас, 1976; Л.С. Выготский, 1958; С.Л. Рубинштейн, 1973; П.В. Симонов, 1970; Г.X. Шингарев, 1971 и др.) рассматривают аттракцию как эмоцию, и в результате аттракция становится проблемой общей психологии, а не социальной. Однако специфика аттракции по сравнению с другими эмоциями состоит в ее предмете - аттракция есть эмоция, имеющая своим предметом другого человека (Л.Я. Гозман, 1987).

Кроме того, аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам (Г.М. Андреева, 1996). Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Е.В. Андриенко (2001, С. 205) указывает, что «аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства». В широком смысле под межличностной аттракцией понима­ется формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга.

Л.Я. Гозман (1987) считает, что этим термином может обозначаться как процесс формирования эмоционального отношения, так и результат этого процесса, то есть некоторое качество сформированного отношения. Кроме того, пишет ученый, даже если рассматривать аттракцию только как характеристику отношения, в ней все равно можно выделить как минимум два компонента:

§ Эмоция, направленная на другого человека.

§ Установка по отношению к другому как к единичному, уникальному объекту.

Итак, как видим, аттракция – термин достаточно многозначный. Под аттракцией понимают, прежде всего, чувство одного человека к другому. Как таковая она представляет собой частный случай в ряду эмоциональных явлений. Затем, аттракция - это отношение к другому человеку, т. е. она принадлежит и к классу социальных установок; наконец, аттракция - это оценка человека (хороший, симпатичный), следовательно, она представляет собой определенный компонент межличностного восприятия (Гозман).

С точки зрения Л.Я. Гозмана (1987), в современной психологической науке аттракция понимается и как:

§ притяжение в физическом смысле, стимулирующее некоторую тенденцию к объединению;

§ особенность объекта, который способствует вовлечению человека в совместную с этим объектом активность, что выражает характеристику взаимодействия между этим человеком и объектом;

§ эмоция, имеющая своим предметом другого человека, установка на другого человека;

§ эмоциональный компонент межличностного общения.

Среди людей, входящих в круг нашего общения, всегда есть те, кто нам нравится больше, те, кто нам нравиться меньше, и те, кто нам вообще не нравиться. Те есть наше восприятие других людей, как правило, сопровождается более или менее выраженным оценочным отношением к ним. Стремление нравиться другим людям и их взаимные чувства по отношению к нам составляют важную сторону социальной жизни, играют значительную роль в хорошем самочувствии любого человека.

Процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии получил название «межличностная аттракция» (от английского attract – привлекать, притягивать, пленять, прельщать).

Диапазон привлекательности одного человека для другого можно представить следующим образом:

Уровень аттракции

Эмоциональная оценка

Действие

Другой человек значит для вас все

Вы хотите постоянно быть вместе с ним

Очень нравится

Вы считаете этого человека своим другом

Вам нравится быть вместе, стоить совместные планы

Нравится

Этот человек вызывает у вас положительные эмоции

Вам приятно поговорить с этим человеком

Нейтральный

Этот человек не вызывает у вас ни положительных, ни отрицательных эмоций

Вы не ищете с ним встреч, но и не избегаете его

Не нравится

Этот человек в общем вызывает у вас негативные эмоции

Вы предпочитаете не разговаривать с ним

Очень не нравится

Он входит в список нежелательных лиц

Вы активно избегаете любых контактов с ним

Ненавижу

Когда вы видите этого человека или просто слышите его имя, вы выходите из себя

По крайней мере в мыслях, вы хотели бы причинить ему вред

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции, можно выделить внешние по отношению к процессу непосредственного межличностного взаимодействия (иногда их называют экологическими) и внутренние , то есть те, что возникают в процессе взаимодействия, или собственно межличностные детерминанты аттракции.

К внешним , то есть не связанным непосредственно с процессом взаимодействия, факторам аттракции можно отнести следующие: степень выраженности у человека потребности в аффилиации ; эмоциональное состояние партнеров по общению; пространственная близость .

Как мы уже отмечали, аффилиация – это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценным и значимым. Степень выраженности данной потребности у разных людей в значительной мере определяет характер их межличностных отношений. Если у личности слабо выражена данная потребность, то она производит впечатление необщительного, замкнутого, избегающего других человека. И наоборот, если данная потребность выражена в значительной степени, то человек постоянно ищет контактов с другими, стремится к людям, стремиться сделать так, чтобы его заметили.

Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции с том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающий людей. Экспериментально установлено, что человек, переживающий положительные эмоции, чаще и позитивно смотрит на других людей, проявляет к ним интерес. Для человека с негативным настроением, люди либо вообще не существуют (он их не видит), любо на окружающих переносится его негативное состояние.

Пространственная близость – еще одна внешняя детерминанта межличностного предпочтения. Действие этой переменной можно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность. Так, например, в детские годы круг друзей формируется из живущих рядом сверстников, зачастую и брачными партнерами становятся люди, любо живущие недалеко друг от друга, либо те, кто учатся и/или работают вместе. Пространственная близость влияет и на длительность отношений. Огромное количество дружеских отношений, влюбленностей, ухаживаний прекращается под воздействием пространственной разделённости (следствие тому поговорка «С глаз долой, из сердца – вон»). Другое объяснение связи между пространственной близостью и межличностной аттракцией предложил известный психолог Роберт Зайонц (1968): неоднократное использование какого-либо стимула увеличивает привлекательность этого стимула для воспринимающего. Иначе говоря, то, что знакомо, нравится больше, чем то, что незнакомо.

К внутренним , или собственно межличностным детерминантам аттракции можно отнести: физическую привлекательность партнеров по общению; демонстрируемый стиль общения ; фактор сходства между партнерами по общению; фактор дополнения ; выражение личного отношения к партнеру в процессе общения (фактор поддержки).

Связь между физической привлекательностью и аттракцией находится в сложных, опосредованных другими переменными зависимостях. Во-первых, взгляды на красоту субъективны, а во-вторых, в основе предпочтения красивых или некрасивых людей лежит не столько стремление в выборе партнера по общению самого красивого человека, сколько прогноз его реакций на себя. То есть, если человек уверен в себе, он выбирает наиболее красивых людей из возможных, а при отсутствии уверенности ориентируется на средний или даже низкий уровень физической привлекательности. Тем не менее, красота оказывает влияние на межличностную аттракцию. По данным многочисленных исследований, красивая внешность обеспечивает мальчикам и девочкам более высокую популярность, начиная уже с четырех лет.

Важным фактором межличностной аттракции является манера поведения в общении . Общение с одними людьми приносит нам большее наслаждение, чем с другими. Те, кто проявляют щедрость, великодушие, энтузиазм, нежность, живость, коммуникабельность, решительность, как правило, нравятся больше. Кто не демонстрирует данных черт воспринимают как скупых, холодных, апатичных, «агрессивно-эгоцентричных» или чересчур робких.

Фактор сходства , следующий фактор оказывающий влияние на межличностную аттракцию. «Приятный человек – это человек, который согласен со мной» – однажды сказал Дизраэли (премьер-министр Великобритании в конце 19 века). Три четверти века спустя это высказывание нашло подтверждение в научных исследованиях: нам нравятся, и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и напротив, нам не нравятся, и мы не нравимся людям, отличающимся от нас. Можно выделить некоторые факторы усиливающие воздействие сходства на аттракцию. Среди них:

    число вопросов, по которым люди достигают согласия;

    важность, значимость тех или иных взглядов;

    взаимность.

Дополнение . Всем нам доводилось встречать пары, в которых люди великолепно уживаются, несмотря на бросающиеся в глаза различия их характеров и взглядов. Теорию, подчеркивающую различия, а не сходство между людьми как основу межличностной аттракции, предложил американский психолог Р. Винч, назвав ее теорией дополняющих потребностей. Ее основное положение можно сформулировать так: при отборе брачных партнеров и даже друзей мы чаще выбирает тех, кто удовлетворяет наши потребности, а максимальное удовлетворение имеют место тогда, когда два человека скорее имеют дополняющие, а не сходные потребности.

Говоря о факторе поддержки , имеют ввиду выражение личного отношения к партнеру. Еще Аристотель писал, что люди любят тех, кто делает им добро и заботится о них. Аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь – на отрицательные. Мы с большей вероятностью будем положительно относиться к тем людям, кот нас хвалит, любит, сотрудничает с нами, чем к тем, кто нас критикует, ненавидит или является нашим конкурентом.

Таким образом, межличностная аттракция определяется действием целого ряда факторов. Положительное восприятие другого человека может зависеть от эмоционального состояния самого воспринимающего, от степени выраженности у человека потребности в аффилиации, от того, находится данный человек рядом с вами или он далеко от вас. Людям скорее нравятся те, кто имеет взгляды, образование, ценности, статус, сходные с их собственными; те, чье поведение и стиль общения поддерживают их самоуважение и достоинство.