Методика «Субъективный локус контроля» Роттера. Предрасположенность к самообвинению

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека. 2. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться к другу. 3. Болезнь - дело случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими изза того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим. 5. Осуществление моих желаний часто зависит везения. 6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов. 8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит мной. 9. Как правило руководство оказывается более эффективно, когда полностью контролируются действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий. 11. Когда я строю планы, то я в общем верю, что смогу осуществить их. 12. То, что многим людям кажется удачей или везением на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может помочь больше здоровью, чем врачи и лекарства. 14. Если люди не подходят другу, то, как бы они не старались наладить семейную жизнь они все равно не смогут. 15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

Ответ ДА: 2, 4, 11, 12, 13, 15 Ответ НЕТ: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14

Итак, проверим себя: насколько легко вами можно манипулировать. Быстро ли вы поддаётесь на уловки мошенников и других сомнительных личностей? В этом поможет тест под названием Локус контроля.

Выберите из парных утверждений одно и запишите свои ответы.

В тесте 29 парных утверждений. Из каждой пары нужно выбрать то, с которым вы больше согласны. Запишите ответы. Например: 1а, 2а, 3 б и так далее. Анализ результатов смотрите в конце теста.

1а. Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают.
1б. В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним.

2а. Многие неудачи происходят от невезения.
2б. Неудачи людей являются результатом их собственных ошибок.

3а. Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними.
3б. Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратить.

4а. В конце концов к людям приходит заслуженное признание.
4б. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными.

5а. Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно.
5 б. Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств.

6а. Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств.
6б. Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности.

7а. Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам.
7б. Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими.
8а. Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека.
8б. Только жизненный опыт определяет характер и поведение.

9а. Я часто замечал справедливость поговорки: «Чему быть – того не миновать».
9б. По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на стечение обстоятельств или везение!

10а. Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений.
10б. Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием.

11а. Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения.
11б. Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай.

12а. Каждый гражданин может оказывать влияние на важные решения властей в его регионе и даже выше.
12б. Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать.

13а. Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их.
13б. Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

14а. Есть люди, о которых можно смело сказать, что они нехорошие.
14б. В каждом человеке есть что-то хорошее.

15а. Осуществление моих желаний не связано с везением.
15б. Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому.

16а. Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств.
16б. Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни при чем.

17а. Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьезно на мировые события.
17б. Принимая активное участие в жизни общества или находясь в определенных организациях, люди могут управлять событиями в мире.

18а. Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств.
18 б. На самом деле такая вещь, как везение очень мало влияет на жизнь людей.

19а. Всегда нужно уметь признавать свои ошибки.
19б. Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок.

20а. Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет.
20 б. Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других.

21а. В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями.
21 б. Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых.

22а. Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить.
22б. Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить.

23а. Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение.
23 б. Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится.

24а. Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать.
24б. Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного.

25а. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
25б. Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни.

26а. Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим.
26б. Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься.

27а. Характер человека зависит главным образом от его силы воли.
27б. Характер человека формируется в основном в коллективе.

28а. То, что со мной случается – это дело моих собственных рук.
28б. Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли.

29а. Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
29б.В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

Обработка результатов:

Сосчитайте количество совпадений ваших ответов со шкалами интернальности и экстернальности, которые приведены ниже.

Экстернальность : 2а, 3б, 4б, 5б, 6а, 7а, 9а, 10б, 11б, 12б, 13б, 15б, 16а, 17а, 18а, 20а, 21а, 22б, 23а, 25а, 26б, 28б, 29а.

Интернальность : 2б, 3а, 4а, 5а, 6б, 7б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13а, 15а, 16б, 17б, 18б, 20б, 21б, 22а, 23б, 25б, 26а, 28а, 29б.

Итак, свои варианты ответов, вы сравнили со шкалами и посчитали. Одинакового количества ответов по обеим шкалами быть не может. По одной из шкал, ответов будет больше, чем по другой. Таким образом определяется — чего в вас больше интернальности или экстернальности, на что в жизни вы больше ориентированы: на случайности или на собственные усилия.

Что это означает?

Тест помогает определить являетесь ли вы сами хозяином своей жизни или предпочитаете плыть по течению или, как ещё говориться в народе, живёте по принципу «куда кривая выведет».

Высокий показатель преобладающих ответов по шкале интернальности соответствует высокому уровню контроля личности над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Чем больше количество ответов по этой шкале, тем сложнее вами манипулировать. Соответственно, тем меньше шансов попасть в депрессию

И наоборот, если количество ответов по шкале экстернальности преобладает над количеством интернальных ответов, вам есть над чем поработать. И работы предстоит тем больше, чем выше показатель экстернальности. Что уж говорить, если ваши ответы исключительно экстернальны. Тогда вам срочно к психологу — вы

Введение.. 3

Глава 1. Локус контроля как психологический фактор, характеризующий тип личности... 6

1.1 История возникновения методики со стороны теории социального научения Дж. Роттера.. 6

1.2 Характеристика типов личности с разным локусом контроля.. 10

1.3 Последователи Дж. Роттера и их методики.. 14

1.4 Конформность в исследованиях Соломона Эша.. 17

Вывод по главе 1.. 21

Глава 2. Эмпирическое определение взаимосвязи между локусом контроля и конформностью.... 22

2.1 Методы диагностики и ход исследования.. 22

2.2 Описание шкал.. 22

2.3 Процедура проведения опроса и обработки результатов.. 25

2.4 Определение уровня конформности.. 26

2.5 Обработка и сравнительный анализ результатов исследования.. 30

Вывод по главе 2.. 36

Заключение.. 37

Библиографический список.. 38


Введение

Локус контроля [лат . locus - место, местоположение, франц . contrôle - проверка] - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Это понятие предложено американским психологом Дж. Роттером. Начиная с его работ, многие исследователи, например С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Эткинд и др., проявляли интерес к личностной парадигме, связанной с оценкой того, внутренний или внешний локус контроля имеет индивид.

Измерение уровня субъективного контроля широко применяется в нашей стране в психологии мотивации (методика когнитивной ориентации), в исследованиях человеческого характера и его связи с поведением, при психологическом отборе в правоохранительных органах, в психологии управления и других сферах.

Для методики когнитивной ориентации имеет значение то, что у экстерналов мотивация более слабая, нежели у интерналов, и отсюда - склонность к конформизму и зависимости. Отмечается положительная корреляция между интернальностью и определением смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в его жизни зависит от его личных усилий и способностей, тем чаще он находит в собственной жизни смысл и лучше видит ее цели.



Для сторонников бихевиоральной теории и исследователей поведения интересно то, что анализ структуры локуса контроля позволяет открыть направленность к совершению действия индивидом, прогнозирование условий, способствующих или мешающих этому, зависимость поведения от подкреплений.

В работе с асоциальными группами методика может быть использована для выявления тревожных, дезадаптированных подростков с экстернальным локусом контроля. Это поможет своевременно оказать им помощь, пока состояние затянувшегося стресса не привело их к совершению противоправных деяний или суицидальных попыток. Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману и совершению аморальных поступков. Рассматривается также связь между уровнем субъективного контроля и поведением подростков и молодежи в криминогенных и посткриминогенных ситуациях.

В психологии управления может быть использованы отличия между интеральными и экстернальными личностями, они могут оказаться существенными с точки зрения их профессиональной деятельности. Так, например, экстерналы характеризуются большей подверженностью манипуляциям, они более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей. Интерналы, в отличие от экстерналов, продуктивнее трудятся не в команде, а в одиночестве. Они более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать.

Интернальные и экстернальные личности различаются и другими особенностями, например, самооценкой. Люди с интернальным локусом контроля думают о себе как о добрых, общительных, дружелюбных, решительных, невозмутимых, честных, самостоятельных личностях. А люди с экстернальным локусом контроля считают себя несамостоятельными, раздражительными, зависимыми, эгоистичными, нерешительными, неуверенными в себе, враждебными окружению.

Цель данного исследования состоит в определении взаимосвязи между локусом контроля и степенью конформности.

Для реализации данной цели попытаемся решить следующие задачи.

1. Исследовать понятие и особенности локуса контроля личности.

2. Выявить локализацию субъективного контроля у испытуемых и уровень их конформности.

3. Определить, имеется ли взаимосвязь между локализацией контроля человека и уровнем его конформности в межличностных отношениях.

Объектом исследования выступили студенты Вятского государственного гуманитарного университета в возрасте от 18 до 26 лет, в количестве 20 человек.

Предмет исследования является степень конформности у студентов с разным уровнем субъективного контроля.

Выдвинем гипотезу исследования. При экстернальном локусе контроля личности наблюдается высокая конформность, при интернальном локусе контроля - ее показатель низок.

Для реализации исследования примем следующие методы:

1. Теоретический анализ литературы.

2. Следующие методики:

a. Тест-опросник, разработанный Е.Ф. Бажиным и др., на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера (УСК);

b. Опросник Т. Лири “Диагностика межличностных отношений” (ДМО), адаптация Л.Л. Собчик.

Первый тест необходим для определения локализации контроля у испытуемых, второй - для выяснения преобладания конформных или неконформных тенденций в межличностных отношениях.


Глава 1. Локус контроля как психологический фактор, характеризующий тип личности

    Вы не способны обнаружить связь между своими поступками и последствиями , поэтому обычно задаётесь вопросом о том, за что Вас так наказывает судьба и почему другие люди такие бессердечные. И даже если удастся достигнуть успеха и сделать верный выбор, Вы опять-таки начнёте благодарить судьбу, Бога и прочие обстоятельства, никоим образом не давая себе признания, что сделали многое для этого результата. Вы ждёте, что другие люди заметят Вас и проявят активность. Но так ведь можно прождать очень долго, вступая в отношения только с теми, кто обратит на Вас внимание, не реализовывая интерес к тем, кто его вызвал. Порой Вы настолько без инициативны, что можете подвергнуть риску свою жизнь, ожидая, к примеру, что болезнь пройдет сама по себе, и не предпринимая попыток излечиться. Вам необходимо учиться брать ответственность в свои руки и перестать надеяться на случай, пора действовать. Посмотрите статью , она поможет сделать первые шаги.

    Ну что сказать, Вы знаете, в каких ситуациях можно попробовать приложить усилия, а в каких остаётся только ждать . Обычно Вы берётесь за реальные и посильные Вам задачи, поэтому редко испытываете разочарование, и, хоть на помощь других не рассчитываете, опираясь только на себя, где-то в глубине души всё равно надеетесь на то, что Вам повезёт, и какая-то неведомая сила защитит или принесёт успех. Стараетесь вести здоровый образ жизни, но иногда всё равно идёте на поводу у вредных привычек, за что испытываете вину и тревогу. Вы довольно-таки устойчивая личность поэтому, несмотря на трудности, будете идти до последнего, пока не добьётесь своего. Конфликты и разногласия Вас не пугают, поэтому мнение своё не поменяете из-за страха отвержения или агрессии, а всё потому, что Вы – зрелая и осознанная личность, способная подстраиваться под изменчивую среду. Единственное, чтобы сберечь здоровье от негативных последствий напряжения, рекомендую освоить техники расслабления, описанные в статье .

    Вы слишком требовательны непосредственно к собственной личности . При каждой неудаче вините только себя и думаете не над тем, как исправить ситуацию, а о том, что просчитались, ведь могли всё предусмотреть и сделать правильно. Но проблема в том, что Вы не всесильны, не стоит брать ответственность абсолютно за всё, что происходит в Вашей жизни. Порой какие-то события происходят независимо от того, подготовились мы к ним, или нет. И если кто-то не считает нужным общаться с Вами – предоставьте ему это право. Вы не можете заставить кого-то полюбить Вас или начать уважать. И если Вы заболели – не стоит себя наказывать за это, и уж тем более считать, что процесс выздоровления стопроцентно зависит от Вас. Вам просто стоит научиться различать, где есть доля Ваша ответственности, а где Вы насильно и необоснованно её на себя взваливаете. Облегчите себе жизнь, сбросив лишний груз, который Вы усердно тянете за собой, хотя, на самом деле, не нуждаетесь в нём. Чтобы это было проще сделать, Вам потребуется только полюбить себя, начать жалеть и изредка баловать. Посмотрите статью

Особенности проявления эгоизма у людей с разным уровнем субъективного локуса контроля

1.3 Методика «Субъективный локус контроля» Роттера

Понятие «Локус контроля» было введено в практическую психологию Дж. Роттером как личностная переменная, отражающая восприятие собственных действий и окружающего влияния на человека и своего позиционирования в этой системе. Таким образом, выделяют внешний (экстернальный) и внутренний (интернальный) локус контроля. Под внутренним локусом контроля подразумевают ожидания индивида относительно своих действий в конкретной ситуации и полученных результатов вследствие этих действий. Люди с экстернальным локусом контроля считают основной причиной событий в своей жизни внешние причины, которые не зависят от их действий.

По убеждению самого Роттера считать подкрепления единственно возможными и наиболее вероятными для определенного типа поведения не имеет смысла, поскольку цель самой методики заключается, в первую очередь, в определении причинно-наследственных связей появления подкрепления и собственных действий индивида.

Желание людей добиваться поставленных перед собой целей заключается в их положительных ожиданиях благоприятного исхода предпринятых мер, что, соответственно, подразумевает их готовность и возможность контролировать ситуации собственными действиями. В противном случае, даже если человек в действительности может непосредственно повлиять на исход дела, но не предпринимает каких-либо действий, поскольку уверен в негативном исходе, опираясь на полученный ранее опыт или веру в управление событиями его жизни высшими и независимыми от него самого силами.

Начало основательного исследования контроля началось в 50-60-ых годах прошлого века Уильямом Джеймсом и Э. Джерри Фаресом под руководством самого Дж. Роттера. Главными гипотезами, которые пытались проверить ученные в своей работе, были субъективные оценки контроля личностью. Они давно заметили тенденцию отказа от действий людей, которые получили ожидаемые результаты от действий, а также настойчивые попытки других индивидов добиваться желаемого даже при условии встречи нескольких препятствий на пути к достижению цели. Таким образом, причиной подобных действий служит уверенность человека в оправданности и конечном вознаграждении потраченных усилий или заблаговременное ожидание плохого результата.

С другой стороны, один и тот же человек может повести себя в разных ситуациях без соблюдения общей тенденции по установленному локусу контроля. Если в одном случае он решился на действия и предпринял некоторые меры для их осуществления, то в другой аналогичной ситуации он решил отказаться от каких-либо усилий. Такое поведение преимущественно свойственно людям, которые полагаются по большей части на успех и случайные события, позволяющие добиться желаемого результата. Таким образом, на ощущение контроля человека влияет его уверенность в достижении успеха и специфика самой ситуации.

Шкалу внешнего и внутреннего контроля, созданную Дж. Роттером, можно считать наибольшим успехом его карьеры. Эта разработка предназначается для определения силы взаимосвязи действий человека и внешних влияний и случайностей, а также последствиями предпринятых мероприятий. Шкала представляет собой 29 утверждений, которые выражаются в разных вариациях: с точки зрения уверенности человека в своих возможностях контролировать конкретную ситуацию и с точки зрения отсутствия у него каких-либо способностей для этой же ситуации.

Среди этих 29-ти утверждений 6 являются второстепенными и не учитываются в общем зачете. Их наличие в опроснике запланировано самим разработчиком для повышения его точности и достоверности, так как незначимые утверждения отвлекают некоторое внимание респондента. С другой стороны, методика определения локуса контроля по Роттеру может рассматриваться в виде пар утверждений, предназначенных для отображения:

а) согласованности поведения и последствий его;

б) компетентности в осуществлении этих действий.

Первый пункт подтверждает субъективность оценки ожидания положительных результатов, а второй - наличие у человека нужных способностей и навыков для осуществления некоторых действий и закономерного ожидания их успешности.

Также субъективность полученных результатов по тесту может отражаться в оценивании своих возможностей несоответствующему реальности и уверенности в положительном результате. Например, человек обладает всеми знаниями по определенному действию и при этом, надеясь на определенные не зависящие от него факторы, не может предпринять действие для достижения результата. С другой стороны, человек, который подобных навыков не имеет, готов просто взять на себя ответственность за выполнение определенной работы и при этом надеется на благополучный исход.

Таким образом, данная методика подходит для оценки готовности человека к определенным действиям на основании уверенности в своих возможностях. При этом не стоит использовать методику для прогнозирования и предугадывания поведения человека, так как (было показано выше), четкой определения закономерности в проявлении индивидом активности даже в похожих ситуациях этот тест не дает.

В табл. 2 приведены утверждения методики «Субъективного локуса контроля» Роттера. Для соотношения ответа к интернальному или экстернальному типу субъективного контроля необходимо воспользоваться ключом, который определяет принадлежность каждого из приведенных утверждений к внешнему или внутреннему влиянию на предпринимаемые действия.

Таблица 2. Методика «Субъективный локус контроля» Роттера

Утверждение а)

Утверждение б)

Дети попадают в беду потому, что родители слишком часто их наказывают.

В наше время неприятности происходят с детьми чаще всего потому, что родители слишком мягко относятся к ним.

Одна из главных причин, почему совершаются аморальные поступки, состоит в том, что окружающие мирятся с ними.

Аморальные поступки будут происходить всегда, независимо от того, насколько усердно окружающие пытаются их предотвратит.

В конце концов к людям приходит заслуженное признание.

К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными.

Мнение, что преподаватели несправедливы к учащимся, неверно.

Многие учащиеся не понимают, что их отметки могут зависеть от случайных обстоятельств.

Успех руководителя во многом зависит от удачного стечения обстоятельств.

Способные люди, которые не стали руководителями, сами не использовали свои возможности.

Как бы вы ни старались, некоторые люди все равно не будут симпатизировать вам.

Тот, кто не сумел завоевать симпатии окружающих, просто не умеет ладить с другими.

Наследственность играет главную роль в формировании характера и поведения человека.

Только жизненный опыт определяет характер и поведение.

Я часто замечал справедливость поговорки: "Чему быть - того не миновать».

По-моему, лучше принять решение и действовать, чем надеяться на судьбу.

Для хорошего специалиста даже проверка с пристрастием не представляет затруднений.

Даже хорошо подготовленный специалист обычно не выдерживает проверки с пристрастием.

Успех является результатом усердной работы и мало зависит от везения.

Чтобы добиться успеха, нужно не упустить удобный случай.

Каждый гражданин может оказывать влияние на важные государственные решения.

Обществом управляют люди, которые выдвинуты на общественные посты, а рядовой человек мало что может сделать.

Когда я строю планы, то я вообще убежден, что смогу осуществить их.

Не всегда благоразумно планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

Есть люди, о которых можно смело сказать; что они нехорошие.

В каждом человеке есть что-то хорошее.

Осуществление моих желаний не связано с везением.

Когда не знают как быть, подбрасывают монету. По-моему, в жизни можно часто прибегать к этому.

Руководителем нередко становятся благодаря счастливому стечению обстоятельств.

Чтобы стать руководителем, нужно уметь управлять людьми. Везение здесь ни причем.

Большинство из нас не могут влиять сколько-нибудь серьёзно на мировые события.

Принимая активное участие в общественной жизни, люди могут управлять событиями в мире.

Большинство людей не понимают, насколько их жизнь зависит от случайных обстоятельств.

На самом деле такая вещь, как везение, не существует.

Всегда нужно уметь признавать свои ошибки.

Как правило, лучше не подчеркивать своих ошибок.

Трудно узнать, действительно ли вы нравитесь человеку или нет.

Число ваших друзей зависит от того, насколько вы располагаете к себе других.

В конце концов неприятности, которые случаются с нами, уравновешиваются приятными событиями.

Большинство неудач являются результатом отсутствия способностей, незнания, лени или всех трех причин вместе взятых.

Если приложить достаточно усилий, то формализм и бездушие можно искоренить.

Есть вещи, с которыми трудно бороться, поэтому формализм и бездушие не искоренить.

Иногда трудно понять, на чем основываются руководители, когда они выдвигают человека на поощрение.

Поощрения зависят от того, насколько усердно человек трудится.

Хороший руководитель ожидает от подчиненных, чтобы они сами решали, что они должны делать.

Хороший руководитель ясно дает понять, в чем состоит работа каждого подчиненного.

Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

Не верю, что случай или судьба могут играть важную роль в моей жизни.

Люди одиноки из-за того, что не проявляют дружелюбия к окружающим.

Бесполезно слишком стараться расположить к себе людей: если ты им нравишься, то нравишься.

Характер человека зависит главным образом от его силы воли.

Характер человека формируется в основном в коллективе.

То, что со мной случается - это дело моих собственных рук.

Иногда я чувствую, что моя жизнь развивается в направлении, не зависящем от моей силы воли.

Я часто не могу понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

Методика проведения тестирования - обязательное прочтение для выбора двух вариантов одного утверждения. Даже, если кажется, что можно принять оба утверждения верными, необходимо сделать выбор в сторону более приемлемого и вероятного для конкретной ситуации.

Результаты обрабатываются по следующему ключу (табл. 3).

Таблица 3. Ключ к методике «Субъективный локус контроля» по Роттеру

Перевод полученной суммы «сырых» баллов производится с помощью следующей формулы:

где: - значение баллов по общей сумме экстернального и интернального локуса контроля;

Общее количество совпавших положительных и отрицательных ответов по шкале экстернального и интернального локуса контроля.

Люди, которых можно отнести к экстерналам по методике Роттера, отличаются внешней направленностью защитного поведения. Экстернал хочет быть вовлечен в любую внешнюю ситуацию и при этом у него нет 100% уверенности в ее благоприятном исходе. Однако, в случае такового, он не пропустит возможность продемонстрировать достижения окружающим. Любые неудачи и невозможность выполнения задания для людей с этим локусом контроля являются следствием неблагоприятного стечения обстоятельств и вмешательства случайных факторов. Они крайне редко берут ответственность за невозможность достижения цели на себя. При этом остро нуждаются в постоянной «подпитке» со стороны окружающих искренним сожалением и сочувствием в неудачах. Если экстерналу удается добиться успеха, то он не всегда сможет вспомнить тех людей, которые поддерживали его до данного момента. Кроме того, без подобной поддержки у экстернала качество работы и желание ее выполнять будет постоянно ухудшаться.

Поведение людей с интернальным локусом контроля указывает на их направленность внутрь себя - все действия, которые они совершают имеют различные последствия, зависящие исключительно от них самих. Причем, если интернал даже не совершил ошибку, а в ход событий вмешались какие-то внешние факторы, повлиявшие на успех конечного результата работы, то он будет искать дополнительные возможности предугадать и предупредить появление подобных факторов в будущем.

Можно сказать, что интерналам свойственно длительное обдумывание поступков и просчет их последствий с вероятностью успеха. При этом подобные экстерналам действия (подбросить монетку, кинуть кости, спросить у ребенка и т.п.) являются абсолютно недопустимыми и бессмысленными. Детальное изучение проблемы, тщательный сбор информации, длительная подготовка к принятию решения - вот неизменные атрибуты работы интернала. Экстернал, как правило, приняв какое-то решение, получив результат, продолжает работать в прежнем режиме. Для интернала неудача после глубокой подготовки может оказаться фатальной и вызвать серьезные последствия - депрессию, расстройства и большую подверженность стрессам.

По мнению Дж. Роттера, Р. Кеттела и Дж. Дигмана, интерналам в реальной жизни больше подходят ответственные должности с серьезными обязательствами. Как показывает практика, именно они преимущественно их и занимают. Отсутствие стремления к поставленным целям возникает из-за необязательности, безответственности, небрежности или апатичности. Причем стремлением к достижению желаемого движет упорядоченность, аккуратность, ответственность, старательность, планомерность и настойчивость.

Делись добром;)

Исследование атрибуции жизненных событий в младшем подростковом возрасте

Понятие “локус контроля” как личностной переменной, оказывающей влияние на поведение, было предложено Дж. Роттером , , американским психологом, принадлежащим к необихевиористской ориентации...

Особенности проявления эгоизма у людей с разным уровнем субъективного локуса контроля

Особенности проявления эгоизма у людей с разным уровнем субъективного локуса контроля

Постановка эксперимента. Аналогично методике «Шкала диспозиционного эгоизма» по К. Муздыбаеву, постановка проведения тестирования группы респондентов организовывалась таким же образом...

Построение методики изучения выраженности экстернальности - интернальности в письменной речи

В 1956 г. американским психологом, принадлежащим к необихевиористской ориентации, Дж. Роттером было введено понятие «локус контроля». Согласно его концепции социального научения...

Психологический портрет личности

19 Интерпретация результатов: 1) Шкала общей интернальности (5 стенов): результат попал в доверительный интервал, интерпретации не подлежит. 2) Шкала интернальности в области достижений (5 стенов): результат попал в доверительный интервал...

Степень конформности у людей с разным уровнем субъективного контроля

Итак, в первоначальном варианте теории субъективной локализации контроля Дж. Роттера выделялись лишь два типа локуса контроля: интернальный и экстернальный. Затем К. Уоллстоном была разработана трехмерная шкала локуса контроля...

Теоретические походы к проблеме изучения темперамента в психологии

Методы математически-статистической обработки данных: Для математического анализа данных использовалась программа STATISTICA 6.0 for Wind. Для корреляционного анализа результатов исследования был использован критерий Пирсона...

Типы личности в социальной психологии

В последние годы большое развитие и признание получила типология личности, связанная со шкалой «локуса контроля» Одна из важнейших характеристик личности - степень независимости...