Мнемотехника для развития связной речи дошкольников. Что такое мнемотехника? Список библиографической литературы
Восприятие больших объемов информации требует использования специальных техник, адаптированных к возрасту и особенностям обучающихся. Для детей действенна и интуитивно понятна методика «Мнемотаблицы». Она представляет собой разновидность мнемотехники, то есть алгоритма для запоминания, основана на создании связей объект/образ и фиксации последовательностей. Широко используются мнемотаблицы для развития связной речи – значимой части дошкольного образования малышей.
Под этим термином понимают совокупность приемов, используемых на практике для лучшего восприятия информации. Большая часть методик основана на последовательности:
- кодирование объекта как образ, при этом учитываются его значимые характеристики;
- связывание образа (образов) в последовательность;
- запоминание последовательности;
- фиксация в памяти.
При этом используются приемы, основанные на задействовании зрительной или слуховой памяти, ассоциации, рифмизация, созвучие слов и прочее. Правильное использование мнемотехники позволяет запомнить большие объемы структурированной и неструктурированной информации (последовательностей чисел, иностранных слов, правил грамматики, других сложных для «укладывания в памяти» данных).
Основа мнемотехники – создание яркого образа, основанного на зрительных, слуховых, тактильных, запаховых ощущениях. Чем ярче образ, чем точнее и полнее его связь с объектом, тем проще запоминание.
Мнемотехники в приложении к детскому восприятию
Детское мышление более образно, чем у взрослого человека. Поэтому использование мнемотаблиц как средства развития связной речи, логического мышления и образования по дошкольной программе оправданно и эффективно.
Адаптация к детской психике производится по такому принципу:
- упрощение визуальной (звуковой, тактильной) информации соответственно возрасту и особенностям восприятия ребенка;
- шифровка (кодирование) данных в удобный для запоминания вид;
- многократное (при необходимости) проговаривание алгоритма действий до полного запоминания.
Мнемотаблицами «кодируются» рассказы и стихи, данные о свойствах предметов и живых существ, профессиях, процессов. Яркость образов и их соответствие визуальному восприятию дошкольника влияют на скорость и эффективность запоминания.
Методика помогает:
- развить образное мышление;
- обогатить словарный запас;
- научить грамматически и логически правильно строить предложения;
- освоить технику пересказов литературных произведений и обучающей информации;
- облегчить разгадывание загадок и ребусов.
В каких случаях эффективно применение мнемотаблиц
Активное использования мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников успешно решает проблемы:
- недостаточного словарного запаса, лингвистической и грамматической правильности речи. Сюда относятся неприемлемые для общения в дошкольных и школьных учреждениях жаргонизмы, использование смешанных языков (если малыш растет в двуязычной среде), нелитературные выражения, неверное построение предложений;
- плохой дикции – заинтересованный благодаря интересной форме подачи, ребенок проговаривает информацию более старательно и четко. Это постепенно улучшает произношение слов и способствует выговариванию «глотаемых» звуков;
- неумения логически обосновать свои выводы и утверждения. На основе визуального ряда малыш (при условии предварительной тренировки) может доказать правильность логической связи;
- недостаточной культуры речи. Правильно построенные мнемонические таблицы облегчают запоминание таких моментов, как смена интонации, увеличение или уменьшение громкости голоса, ускорение или замедление темпа речи;
- неумения различать формы диалога или монолога.
Методика работоспособна для изучения иностранных языков или разграничения речи двуязычных детей, успешно используется для подготовки к школе.
Работу с мнемоническими таблицами облегчает игровая подача материала – это вызывает у детей интерес и снижает страх перед отсутствием быстрых результатов.
Практическое применение мнемотехники в работе с дошкольниками
Используемые в дидактической работе материалы различают на визуальные и смешанные. Первый тип – серии иллюстраций разного уровня качества изображений (любительские, в том числе детские, профессиональные), связанные единой идеей. Второй – визуальная информация, дополненная тактильной (текстура изображений), звуковой (музыкальное или словесное сопровождение) и запаховой (использование ароматизаторов).
Стандартные мнемотаблицы являются визуальными. Описание разных типов и сравнительное удобство использования представлены в таблице.
Тип мнемонической элементов | Особенности | Сфера применения, образ для запоминания | Пример |
Квадрат | Единичное изображение, цветное или черно-белое | Единый факт/процесс/предмет, связь его с произносимой информацией | Карточка с изображением птицы – произносится название |
Дорожка | Серия изображений (мнемонических квадратов), расположенных в ряд | Последовательность признаков/действий/фактов | Последовательное изображение сияющего солнца, капающей с сосульки воды, растаявшего снеговика: светит солнце, тает снег и лед, снеговик растаял |
Таблица | Серия изображений в несколько рядов | Последовательность признаков/действий/фактов развернутая, описание объекта по нескольким признакам.
Формирование диалога или монолога (стиха, сказки, загадки, другого) |
Серия картинок (девочка, мячик, река, слезы в первой строке таблицы, девочку гладят по голове, река, мячик вылетает из воды, девочка смеется) для запоминания стиха «Уронили в речку мяч» |
Важно: для детей 2…5 лет оптимально использование цветных иллюстраций в стилизованном варианте (упрощенные, «детские» рисунки без детализации), школьникам 1…3 классов подходят цветные и черно-белые изображения с разной точностью прорисовки. Для подростков и взрослых людей эффективны черно-белые (чтобы не отвлекать внимание на цвет) рисунки с юмористическим подтекстом.
Комплексные мнемотаблицы представлены:
- специальными развивающими плакатами и книгами (текстильными, лепными, отпечатанными на 3D-принтере);
- наборами карточек с объемными изображениями;
- компьютерными интерактивными программами со звуковыми эффектами.
Комплексные и визуальные мнемотаблицы не заменяют друг друга полностью, для обучения они используются в совокупности или поочередно.
Количество изображений в визуальном ряду зависит от возраста ребенка, сложности темы и логическому соответствию изобразительных образов кодируемой информации. Визуальный посыл должен быть понятен малышу, не содержать трудно запоминаемых деталей.
Навыки чтения формируются при наличии у ребенка интереса к подаваемой информации. Начало обучения возможно с использованием мнемотаблиц для развития связной речи по сказкам. При этом достигаются две цели: улучшение разговорных способностей и мотивация малыша на самостоятельное чтение.
Своеобразной мнемонической таблицей являются богато иллюстрированный сказки, где каждому фрагменту текста соответствует рисунок. Предпочтение отдают упрощенным для детского восприятия картинкам, выполненным в яркой и позитивной гамме цветов.
Навыки чтения с мнемоническими таблицами, запоминание стихов, изучение любой информации идет по общей схеме:
- взрослый выразительно читает (проговаривает) звуковой ряд, указывая на сопутствующие иллюстрации;
- вместе с дошкольником проводится разбор рисунков с привязкой к звуковому сопровождению;
- воспитатель проговаривает (читает) снова, ребенок по мере произнесения текста указывает на картинки;
- малыш сам проговаривает информацию, показывая соответствующие иллюстрации.
Таким образом удобно разгадывать загадки и ребусы – конечная часть текста (отгадка) не проговаривается, а показывается либо описывается иносказательно.
Как правильно подобрать мнемотаблицы для развития связной речи: картинки и текст
К иллюстративной и текстовой частям мнемонических таблиц предъявляются такие требования:
- иллюстрация должна описывать объект обобщенно, без ненужных подробностей. Пример: изображение мяча – цветное, с видимым объемом (реальным объемом в комплексных обучающих материалах), но швы и логотипы не показаны;
- свойства объекта должны быть раскрыты. Если речь идет о мяче, важно показать круглую форму, видимую упругость и гладкость, можно изобразить его подпрыгивающим или отскакивающим от пола/стены, продемонстрировать малый вес;
- идею изображения необходимо обсудить с детьми – если она им непонятна, важно пояснить сложные моменты, дать представление об объекте.
Интерактивные мнемонические таблицы расширяют возможности передачи свойств объекта. Пример: к начальному образу добавляются два-три других, из них необходимо выбрать правильный. Если параллельно идет озвучивание слов (текста), к визуальному запоминанию добавляется звуковое.
В качестве таких интерактивных таблиц используют караоке – дети быстро учатся соотносить текст (прочтенный, если уже умеют читать, или произнесенный ранее взрослым) с картинкой и звучанием музыки. Последовательная смена картинок способствует правильному запоминанию звукового ряда. На том же принципе основаны обучающие игры для малышей – здесь используются мнемодорожки и мнемотаблицы с количеством изображений от 2 до 10 (реже 10…20), звуковое сопровождение и повтор действий при ошибках до их исправления.
Дети, не посещающие дошкольные учебные заведения, нуждаются в развитии дома, силами родителей. Поскольку дидактические материалы трудно найти в открытом доступе (в печатном виде), имеет смысл скачать мнемотаблицы для развития связной речи, картинки распечатать или работать непосредственно с монитора. При втором варианте действий время работы ограничивают 30…40 минутами в день, для детей с плохим зрением – 15…20 минут. Оптимален вариант с распечаткой, это увеличивает допустимое время занятий и позволяет малышу самостоятельно рассматривать иллюстрации.
Работая с мнемоническими таблицами дома, важно учитывать:
- занятия проводятся в игровой форме, без принуждения и с перерывами на другие виды деятельности;
- взрослые тщательно проговаривают звуковую информацию, выделяя проблемные для сына или дочки звуки и сочетания звуков, сложные слова;
- мнемотаблицы используют для изучения алфавита, цифр, счета, окружающего мира, социальных «ритуалов» (алгоритм ухода за собой – умывания, одевания, сервировки стола и прочее);
- выполняемые дома упражнения дополняют занятиями во время прогулок – здесь мнемонические дорожки представляются в виде «наглядных пособий». Пример – вид кошки издалека, вид вблизи, поглаживание (для тактильного запоминания), узнавание образа по звуку (мяу, мур-мур, кис-кис).
Заключение
Использование мнемотаблиц для развития связной речи и учебы дошкольников дает позитивные результаты при планомерных и регулярных занятиях. Применение мнемотехник однократно или с большим интервалом неэффективно.
Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.
При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Решить такие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Планирование работы по лексической теме “Зима” в старшей логопедической группе(1-ый год обучения)
Понедельник.
Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.
1. Рассматривание мнемотаблицы. (рис.1)
2. Перекодирование информации.
У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
Заучивание стихотворения П.Воронько “Пирог” (рис.2)
Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог,
А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.
Отгадывание мнемозагадки.
1. Рассматривание мнемотаблицы (рис.3)
2. Подробное объяснение логопедом каждого пункта.
Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.
4.Игра “Снежная куча”. (рис. 3.1)Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.
- Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
- Есть слово длинное – снегопад.
- Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
- Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
- Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
- Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
- Есть слово – цветок – подснежник.
- Есть слово - птица - снегирь.
Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).
Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”
1.Чтение логопедом текста и демонстрация опорных картинок (рис.4).
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!
2. Ответы на вопросы по содержанию.
- Какое наступило время года?
- Где лежит снег?
- Какой снег?
- Какая погода на улице?
- Куда пошли дети?
- Как они оделись?
- Что делали дети на прогулке?
- Нравиться ли детям гулять зимой?
3. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
4. Пересказ текста ребёнком своими словами.
Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.
1. Рассматривание мнемодорожек (рис. 5).
2.Составление предложений о зиме по мнемодорожкам.
- Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
- Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
- В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
- Люди зимой делают кормушки для птиц.
- Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
- Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
- Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
- В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.
3. Рассматривание мнемотаблицы (рис.6).
4. Составление рассказа о зиме логопедом.
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
5.Составление рассказов о зиме детьми.
Снеговик (рис.7).
Давай дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза… шляпа… нос…метла…
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.
Н.Нищева “Ёлочка” (рис.8).
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Ирина Гурина (рис.9).
В зимнем небе, сделав круг,
Накренились сани вдруг!
И с подарками мешок
Выпал прямо на снежок!
Дед Мороз (рис.10).
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные.
Планирование работы по лексической теме “Весна” в старшей логопедической группе (1-ый год обучения).
Понедельник.
Работа с мнемотаблицей на слово “весна” (рис.11).
1. Перекодирование информации по данной таблице.
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.
Заучивание стихотворения “Весна – красна” (рис.12).
Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Весна – красна
Ты, весна, весна - красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.
1. Отгадывание мнемозагадки.
2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне (рис.13).
Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.
3. Отгадывание загадки детьми.
4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.
Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.
- Есть слово маленькое, ласковое – листочек.
- Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
- Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
- Есть слово, когда листья падают – листопад.
- Есть слово-дерево – лиственница.
Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).
Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.
1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы. (рис.14).
Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.
2. Ответы на вопросы по содержанию текста:
- Что делает весной солнце?
- Как солнце весной светит и греет?
- Что делают ручьи?
- Какие изменения происходят на реках?
- Что такое проталины?
- Как называются самые первые цветы?
- Что сделали насекомые?
- Что можно сказать про вербу?
3. Повторное чтение рассказа.
4. Пересказ текста детьми своими словами.
Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.
1.Рассматривание мнемодорожек.
2.Составление предложений по мнемодорожкам (рис.15 – 18).
- Весной солнце часто появляется на голубом небе.
- Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.
- Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.
- Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.
3.Рассматривание мнемотаблицы (рис.11).
4.Составление рассказа о весне логопедом.
Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.
Предлагаю стихи для заучивания с детьми на коррекционных часах.
Воробей (рис.19).
Воробей с березы
На дорогу прыг
Больше нет мороза
Чик-чирик.
А.Плещеев “Весна” (рис.20).
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С.Маршак “Радуга” (рис.21).
В небе гром, гроза
Закрывай глаза!
Дождь прошёл,
Трава блестит,
В небе радуга стоит.
- Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
- Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000.
- Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.
- Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
- Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
- Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002.
- Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
- Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005.
- Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62.
- Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.
Использование мнемотаблиц
в развитии связной речи у
дошкольников.
МДОУ «Детский сад №14
комбинированного вида»
Покаленко Наталия Юрьевна
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память. " width="640"
С помощью мнемотехники можно
решать следующие задачи:
Развивать связную речь.
Развивать у детей умение с помощью графической
аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки,
стихи.
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать,
выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы:
мышление, внимание, воображение, память.
Что такое мнемотехника?
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Последовательность работы с
мнемотаблицами:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания .
Мнемотехника строится от
простого к сложному:
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)
Описательный рассказ
Я кошка. Я умею ходить и бегать. Я умею лакать молоко. Я умею царапаться.
Я умею умываться язычком. Я умею играть в мячик. Я умею ловить мышей. Я умею мяукать: мяу!
Времена года
Наступила зима. Тучка – небо скрыто темными тучами.
Снежинки – часто идет холодный снег.
Девочки, мальчики – они гуляют на улице.
Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.
Коньки, санки – катаются на коньках и санках.
Наступила весна.
Солнце – пригревает сильней и становится тепло.
Снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.
Девочки, мальчики, кораблик – дети пускают кораблики по воде.
Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки,
из жарких стран возвращаются перелетные птицы.
Наступило лето.
строят из песка башни.
Наступило лето.
Солнце – ярко светит, греет, припекает.
Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч,
строят из песка башни.
Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.
Наступила осень.
Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.
Зонтик – часто идут дожди, дуют сильные ветры.
Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.
Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.
Отгадывание загадок
Под сосной,под ёлкой
Лежит мешок с иголками.
Круглая,а не мяч
Жёлтая,а не солнце
С хвостиком,а не мышь.
На полянке у дорожки
Красные горошки.
Кто мимо пройдёт
В рот себе кладёт.
Часто родители сталкиваются с тем, что в школе дети плохо запоминают информацию. Школьники слушают внимательно только то, что им интересно, а остальное пропускают мимо ушей. Память действует избирательно. Еще одна проблема, возникающая в школе, — неумение пересказать текст большого объема. В результате снижается успеваемость.
Тренировать память и учить ребят пересказывать тексты на разную тематику можно еще в дошкольном возрасте. Для этого материал представляется в виде опорных схем, или мнемотаблиц. Начинать обучение можно уже года в два, когда ребенок знает некоторые сказки и пытается их пересказать, но путает героев и последовательность событий. Мнемотаблицы для дошкольников сначала составляет взрослый по известным малышу сказкам.
Картинки в ячейках – герои сказок. Очень удобна в этой ситуации сказка «Колобок», где повторяются события, а герои меняются. Для самых маленьких подойдут мнемотаблицы из четырех – девяти ячеек. Несколько мнемотаблиц взрослый разбирает с малышом, анализирует, где спрятались герои сказок. Следующие мнемотаблицы для дошкольников рисуем вместе с ребенком. Дети быстро учатся составлять таблицы. Впоследствии ребята сами составляют таблицы к поданной информации, усложняя их и увеличивая количество ячеек.
В чем секрет мнемотаблиц?
Развитие памяти происходит за счет постоянной перекодировки словесной информации в зрительные образы и наоборот. В результате информация прокручивается в памяти несколько раз и поневоле запоминается.
Для дошкольников 4-6 года задания можно усложнять: внести в таблицу героев из других сказок и попросить малыша определить, какие герои лишние. Второй вариант – перепутать в одной таблице героев двух сказок и дать задание распределить их по двум таблицам. Третий вариант – разрезать несколько мнемотаблиц и затем их восстанавливать. Таких вариантов игр с мнемотаблицами, или таблицами для запоминания, может быть множество: восстановить недостающие картинки, переставить картинки в нужном порядке и т.д. Постепенно из разрезанных таблиц создается целая картотека. Карточки можно рассыпать и взрослый, читая сказку, просит ребенка отыскать нужную картинку.
С помощью мнемотаблиц можно изучать с ребенком любую тему, запоминать любой текст, например, темы по экологии, времена года, животных, птиц. Особенно удобны таблицы в процессе изучения времен года, когда необходимо запомнить их основные признаки. В школьном возрасте детям придется запоминать большие тексты, пересказывать их. Навык составления мнемотаблиц поможет им составить опорную схему любого текста на основе ассоциаций и зрительных образов. Такую схему всегда можно будет взять в школу и использовать в качестве подсказки.
Таким образом, мнемотаблицы полезно применять в занятиях с детьми дошкольного возраста для развития зрительной и слуховой памяти. Они полезны не только в индивидуальных беседах, но и в группах, когда работать с одним сюжетом сказки может несколько человек. Если вы не знаете, с чего начать составление своей первой таблицы, обратитесь к материалам, предложенным на нашем сайте. Здесь вы найдете примеры таблиц, которые можно взять за образец и для начала разобрать с малышом. Таблицы легко скачать на сайте, распечатать и применить на первых занятиях. Уверены, что последующие таблицы вы с успехом составите сами.
Подборка мнемотаблиц для дошкольников