Кем было введено в социологию понятие аномия. Аномия – это особое состояние общества. Развитие теории социальной аномии Робертом Мертоном

Теория аномии – довольно известное понятие в психологии, социологии и других науках о человеке и обществе. Понятие аномии ввел Э. Дюркгейм, вслед за ним его стали изучать Т. Парсонс и Р. Мертон. Они понимали под этим явлением различные отклонения в поведении человека, которые приводят к тому, что он в конечном итоге может стать преступником. В связи с этим аномию изучает еще и криминалистика.

Происхождение

Большинство ученых задавались и до сих пор задаются вопросом: откуда происходит аномия, какие факторы становления личности влияют на то, что человек становится «неправильным» и нарушает общепринятые нормы. Отвечая на эти вопросы, Дюркгейм, например, считал, что понятие аномии – это определенное состояние социума, в котором нет необходимой морально-нравственной регуляции поведения людей.

Вернее сказать, она была, но потеряла свою актуальность, а новые нормы еще не прижились. Получается, что такое общество можно назвать в каком-то роде анархичным. Люди теряют веру друг в друга, а порой и в себя, испытывают постоянное нервное напряжение, подвержены стрессу, а в итоге приобретают отклоняющееся поведение. Ярким примером такого явления, как социальная аномия, является постперестроечное время в России – 90-е годы.

Причинами аномии социальной большинство ученых считают наличие большого количества общественных норм, которые противоречат друг другу, поэтому у людей – особенно это касается молодого поколения – происходит своего рода «нестыковка»: они не понимают, как вести себя правильно, а какое поведение будет являться отклоняющимся.

Роберт Мертон, изучая аномию, говорил, что аномия часто возникает не тогда, когда человек имеет большую свободу выбора, а тогда, когда он не может следовать определенным нормам. Примером такого поведения он считал то, что все американцы стремятся к богатству, но не у всех есть возможность достичь своей цели законным путем. Те, у кого это не получается, начинают делать это нелегально.

Но нельзя исключать и тот факт, что состояние аномии иногда бывает полезно для общества. В частности, это явление может выступать в качестве двигателя прогресса, а границы между нормальным и ненормальным поведением весьма подвижны, причем как во времени, так и в пространстве. Вспомните, если в прошлом веке наши бабушки едва ли могли представить женщину в брюках, то сегодня это вполне обычное явление.

Разложение, распад и преступность

Уже отмечалось, что преимущественно аномию изучает социология, в социологии Дюркгейм, к примеру, отождествлял это понятие с состоянием разлагающегося и деградирующего общества, где нет норм, раньше выступавших гарантами общественного порядка. Чаще всего аномия проявляется как:

  • Неустойчивость социальных норм.
  • Невозможность морали воздействовать на общество.
  • Отсутствие регуляторов поведения людей в переломные периоды.

Далее эта концепция аномии была несколько доработана Р. Мертоном. Он, как и его предшественник, утверждал, что аномия – это вполне закономерное явление, которое причиной своей имеет разрушение этических норм.

Если прежние нормы морали устарели или просто перестали восприниматься некоторой частью общества, а на смену им не пришли новые принципы, происходит подмена ценностей, и люди часто начинают вести себя противоправно. Причем явление аномии и девиантное поведение могут наблюдаться во всех слоях общества, но все-таки прежде всего это присуще молодому поколению.

Получается, что утратив общепринятые нормы, человек выбирает собственный стиль поведения и зачастую становится преступником. Причем социологический подход к феномену преступности весьма интересен.

Например, Дюркгейм считал ее вполне нормальным явлением, которое не дает обществу остановиться в своем развитии. И это явление искоренить практически невозможно – даже если общество избавится от маньяков, грабителей, киллеров и т.п., то вскоре преступные деяния появятся снова, но будут несколько иными, такими, которых раньше не было.

Если преступников не будет, то в обществе будет отсутствовать неправильная ролевая модель поведения, которая обязательно нужна для того, чтобы формировались нормальные члены общества. И вместе с тем Дюркгейм отмечал, что интенсивность асоциального поведения растет независимо от политического состояния общества или уровня развития его экономики, если соблюдаются два основных условия:

  • В социуме присутствует введенный для всех идеал какого-то общего блага.
  • Большая часть общества не имеет законных способов достижения идеала.

Социальный вакуум

Многие социологи утверждают, что аномия – это своего рода вакуум, который возникает на месте разрушенных ценностей, пока еще не появились новые. Причем каждую социальную патологию можно рассматривать именно как социальное явление, аномию.

Мертон, например, утверждал, что суицидальное поведение зависит в большей степени от внешних причин, а в меньшей – от внутренних особенностей человека или его психического состояния. Это наглядно прослеживается на примере сегодняшней ситуации в России, когда подростки, ведомые кем-то в сети Интернет, играют в опасные игры, находясь на грани суицида.

Вместе с тем по мере развития человечества количество аномальных социальных явлений отнюдь не снижается, а преступность постоянно растет вне зависимости от уровня развития общества, меняются лишь способы аномальных действий и реакция на них со стороны окружающих. Эти идеи стали развиваться в более поздних трудах других социологов – например, Л. Клозера, который утверждал, что причинами девиантного поведения являются социально-классовые различия, допустим, между революционерами и консерваторами.

Кстати, Мертону удалось ввести в социологическую науку представление о том, что к возникающим противоречиям люди могут адаптироваться, причем разными методами. Чаще всего это бывают:

  • Конформизм – абсолютное принятие одобряемых обществом целей.
  • Инновация – это когда цели принимаются, а вот способы их достижения люди отвергают.
  • Ретризм – избегание социальных норм, которое проявляется в пассивной форме. Самым ярким примером такого поведения является наркомания.
  • Ритуализм – явление, при котором люди воспроизводят лишь привычные им способы достижения целей.
  • Мятеж – активное неприятие социальных норм.

Социальный контроль

Изучая теорию социальной аномии, нельзя не отметить такое явление, как общественный контроль. Ведь это он призван воздействовать на отдельную личность и общество в целом для того, чтобы регулировать общественный правопорядок.

Социальный контроль можно подразделить на два вида – внутренний и внешний. Внешний представляет собой определенный набор механизмов, которые гарантируют соблюдение обществом норм поведения. Он может быть формальным или неформальным. Примером формального социального контроля служат законы и другие правовые акты, а неформального – общественные ценности и нормы морали.

Внутренний контроль в социологии принято называть самоконтролем. Он работает следующим образом: человек сам контролирует свое поведение, основываясь на общепринятых нормах. В процессе взросления каждый индивид настолько хорошо усваивает общественные правила, что они буквально впитываются в подкорку его головного мозга.

Если случается так, что человек вынужденно преступает через определенную черту, то впоследствии он начинает испытывать мучения совести. Отметим, что социальный контроль, по мнению ученых, на 70% состоит из самоконтроля. Получается, что именно самосознание каждого индивида определяет поведение в социуме в целом. Чем выше уровень самосознания граждан, тем меньше в обществе наблюдается проявлений девиантного поведения. Автор: Елена Рагозина

Концепция аномии Э. Дюркгейма

Первым из европейских социологов, кто начал специально разрабатывать проблему аномии, был Э. Дюркгейм. Согласно его концепции, аномия как противоположность стабильного социального порядка возникает тогда, когда государство и общество ослабляют свой контроль за повелением индивидов. Это происходит в эпохи промышленных, экономических и социально-политических кризисов. Занятая собой и собственными проблемами, государственная машина на время самоустраняется от решения насущных социокультурных, духовно-нравственных задач. В результате у индивидов исчезает чувство общности, а с ним и дух солидарности.

В условиях аномии существенно расширяются возможности для свободных волеизъявлений, в том числе для тех из них, что выходят за пределы цивилизованной нормативности. Распространяются эгоистические умонастроения, пропадает должное уважение к моральным и правовым нормам, ухудшается состояние нравов, возрастает число самоубийств и преступлений.

До тех пор пока разбушевавшиеся социальные стихии, предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия, любая регламентация оказывается несостоятельной. Тем более, что в такие периоды у большинства исчезает представление о различиях между справедливостью и несправедливостью, законностью и беззаконием, возможным и недопустимым.

Концепция аномии Р. Мертона

В XX в. значительный вклад в разработку концепта аномии внес американский социолог Р. Мертон, исследовавший дисфункциональные состояния общественных систем, возникающие в результате обострения социальных противоречий. В условиях кризиса и дисфункциональности общественной системы возрастает число индивидов, которые для решения своих жизненных задач и достижения имеющихся целей склонны использовать средства, ведущие к успеху кратчайшим путем. Чаше всего это оказываются противоправные средства.

Для Р. Мертона несоответствие между целями и средствами их достижения выступает одним из главных оснований состояния аномии. Он выделяет несколько основных типов отношения между целями и средствами в социальной деятельности индивидов и групп:

  • 1) законопослушное поведение, избирающее положительные цели и столь же положительно окрашенные средства их достижения;
  • 2) противоправное поведение, когда выбор положительных целей сопровождается присваиваемой субъектами свободой в выборе средств;
  • 3) ритуальное поведение, предполагающее сосредоточенность на средствах при полном забвении тех целей, которым они должны служить;
  • 4) эскапистское (убегающее) поведение, предполагающее негативное отношение и к социально значимым целям, и к средствам их достижения (характерно для алкоголиков, наркоманов, самоубийц);
  • 5) бунтарско-революционное поведение, отрицающее общепринятые, традиционные цели и средства и заменяющее их новыми целями и новыми средствами.

Для концепции Р. Мер гона характерно внимание к тому обстоятельству, что эффективность целепреследующей деятельности в большинстве случаев обусловлена способностью субъектов к нарушению морально-правовых норм.

Аномия - хаотическое состояние социальной системы

Понятие аномии обозначает одну из социальных модификаций онтологемы хаоса. Аномия может иметь первичный характер и представлять собой доправовое состояние с полным отсутствием порядка и "войной всех против всех".

Аномия может выступать также как исторически переходное кризисно-катастрофическое состояние общественных и личностных структур при сменах социально-нормативных систем.

В условиях переходной аномии обнаруживается динамика неуправляемого скольжения системы по наклонной. Состояние устойчивого равновесия сменяется состоянием неустойчивого равновесия, а затем обнаруживается уже полное отсутствие признаков равновесия и устойчивости.

С позиции синергетики аномия представляет собой бифуркационный период в развитии социально-правовой реальности. Нормативно-ценностная система оказывается не просто разомкнута вовне: оказываются стертыми все ее границы, и ее содержание начинает перемешиваться с содержанием вне нормативным, анормативным. Мировое целое как бы всасывает в себя нормативную реальность. Разнообразные социальные вихри разносят ее содержимое и растворяют его во вненормативном мире. В результате от нее ничего не остается, кроме хаоса из остатков норм и обломков структур. Социум сползает на нижележащую ступень, погружаясь из цивилизованного состояния в состояние варварства.

В условиях аномии следствия уже не соответствуют ни причинным воздействиям, ни социальным ожиданиям. Случайности занимают господствующее место, почти вытеснив то, что можно назвать необходимостью и законосообразностью. Система входит в состояние, которое трудно описать в терминах рациональности, ибо она как бы издает не вразумительные, членораздельные звуки, а исторгает какой-то устрашающий гул, в котором не прочитывается ничего, кроме метафизических "шума и ярости". Реальность, продолжающая оставаться разумной в своих некоторых составляющих, утрачивает эту разумность, когда берется как целое.

В нормативно-ценностных структурах образуются роковые разломы, приводящие к тому, что одни морально-правовые регуляторы уже не действуют, а другие, сменяющие их, еще не действуют. Разрушаются все прежние иерархии норм и ценностей. Перестают функционировать принципы соподчинения целого и его частей.

Социальные формы, в которых проявляется аномия - это резкое возрастание степени конфликтогенности социальных отношений, массовое падение нравов, разгул преступности, военные инциденты и т. п. Зло превращается в вездесущую и часто анонимную силу.

Обретает невиданную прежде интенсивность отрицательный, "противоестественный" социальный отбор, в результате которого лучшие из граждан оказываются на социальном "дне" или просто гибнут, а наверх всплывают, обретают богатство и власть худшие из них. Те социальные слои, группы, индивиды, которые в условиях стабильности пребывали на социальной периферии, теперь могут быть вытолкнуты силою обстоятельств и их случайных стечений в самый эпицентр событий и оказаться на ключевых ролях в различных сферах и структурах.

Аномия, как противоположность стабильного социального порядка, возникает там, где ослабевает контроль государства, общества и их институтов за поведением индивидов. Чаще всего это происходит в эпохи промышленных, экономических и социально-политических кризисов. Именно в такие эпохи начинают повсеместно возникать непредвиденные изменения дисфункционального характера, сопровождающиеся диссоциацией (медленным рассеиванием) структур и целостностей в социальном пространстве.

Государственная мегасистема утрачивает внутреннюю уравновешенность. В социальных процессах возрастает степень непредсказуемости происходящих изменений, повышается роль случайных факторов, широко распространяются антагонизированные умонастроения, существенно понижается ценность человеческой жизни как чужой (возрастает число преступлений и, в частности, убийств), так и своей (возрастает число самоубийств).

В пиковой фазе аномии распад социальных структур начинает происходить гораздо быстрее, чем прежде и приобретает лавинообразный характер. Абсолютное большинство индивидов не успевают приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям, выпадают из привычных социальных ячеек, что ведет к разрушению поведенческих стереотипов и падению нравов, моральным деформациям, экзистенциальным катастрофам.

В индивидуально-личностном измерении аномия имеет двоякое значение. С одной стороны, аномийное поведение контрадаптивно, то есть направлено против общепринятых стереотипов законопослушного поведения, подчиненного нормам морали и права. С другой - оно адаптивно, позволяя человеку в условиях общественного кризиса и резкого возрастания степени непредсказуемости социальных событий приспособиться к обстоятельствам, приняв тот же стереотип социально не нормированных действий, чреватых непредсказуемостью и вседозволенностью.

В нормативно-ценностных структурах морального и правового сознания могут происходить негативные перемены инволюционного характера. В результате индивиды как бы впадают в первобытную дикость. У них начинают проявляться различные формы варварского поведения, вплоть до антропофагии.

Говорить, будто все действительное в мире разумно, как считал Гегель, нельзя. В действительности, кроме того, что разумно.

присутствует много внеразумного. И разум не является единственным строителем социального мира. Аномия является как раз такой эпохой, когда в социуме господствует дух неразумия, оказывающийся также и духом разрушения.

Социальный хаос - это всегда распад, гибель, и поэтому он трагичен. В нем, в его вихрях и взрывах погибают те, кто вполне мог бы жить в обстановке порядка и стабильности. Поэтому хаос - это, говоря языком философа Якоба Беме, истинное "мучение" материи и духа. И очень немногим формам при этом удается устоять.

Социальных норм и предписаний и потому относительно высока частота отклоняющегося и саморазрушит, поведения вплоть до самоубийства; 2) отсутствие эталонов, стандартов сравнения с др. людьми, позволяющих оценить своё социальное положение и выбрать образцы поведения, что оставляет индивида в неопредел., «деклассированном» состоянии, без солидарности с конкретной группой; 3) несоответствие, разрыв между универсальными целями и ожиданиями, одобряемыми в данном обществе, и социально приемлемыми, «санкционированными» средствами их достижения, что в силу практич. недоступности для всех этих целей толкает многих людей на незаконные пути их достижения.

Термин «А.» ввёл Дюркгейм, который рассматривал её как постоянное и нормальное состояние «промышленного», т. е. капиталистич., общества. Поскольку это поощряет одинаковые для всех цели и ценности индивидуального успеха, то большинство людей, лишённых богатства, власти, высокого престижа, неизбежно оказываются в конфликте с социальными нормами или расценивают свою как неудавшуюся. Но А., порождая .тич. отклонения от социальных норм, подготовляет и ускоряет перемены в обществе.

Совр. бурж. социология значительно психологизи-ровала А. Она, в первую очередь, рассматривается как личных свойств и лишь затем - социальных условий. В социологии преступности, отклоняющегося поведения и массовых движении эмпирически изучаются такие противоречивые сознания аномич. личности, как беспомощности, изоляции, пустоты, безответственность и отсутствие моральной цели, с одной стороны, а с - , этноцснтризм и политич. экстремизм. Появление множества противоречивых определений А. делает это понятие весьма расплывчатым.

Дюркгейм Э., Самоубийство, пер. с франц. , СПБ , 1912 ; Социология преступности, пер. с англ. , М., 1966 ; Merton R.К., Social theory and social structure, Glencoe (111.) , 1957 ; Ano-mie and deviant behavior: a discussion and critique, ed. by M. Clinard, N. Y. , 1964 ; М с С l o s k у H., S с h a a r J., Psycfiological dimensions of anomy, «Amer. Sociol. Rev.», 1965 , v. 30, № 1; F r o m m E., Escape from freedom, N. ?., 1971.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНОМИЯ

(от греч. а – отрицательная частица и nomos – закон)

понятие социологии, введенное . социологом Э. Дюркгеймом и обозначающее любые виды «нарушений» в ценностно-нормативной системе общества. Среди них выделяют « », или отсутствие, пробных норм, неэффективность их влияния как средства воздействия на социальное , их расплывчатость, а также противоречивость между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, позволяющими обладать средствами достижения этих целей. В результате аномии часто слабо регулируются в обществе безграничные по своей природе человеческие желания, и отсутствие эффективных норм их регуляции делает индивидов несчастными, ведет к проявлениям девиантного поведения. Понятие «аномия» более всего подходит к различным переходным состояниям общества (периодам революций, реформ, эпохам «перестроек» и т. д.).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АНОМИЯ

АНОМИЯ (франц. anomie, англ. anomy, от греч. а- отрицательная частица, νόμος-закон)-состояние общества, в котором те или иные области социальной жизни, типы социальных отношений и поведения людей выпадают из сферы нормативного регулирования со стороны общества, когда отсутствуют необходимые для этого нормы или когда значительная часть граждан не считает обязательным следовать существующим нормам. АНОМИЯ фиксирует разрыв между целями и ожиданиями, одобряемыми в обществе, с одной стороны, и реальными средствами их реализации - с другой.

Термин “аномия” встречался уже в . 16 -нач. 17 в. как пренебрежение божественным законом. Как социологическая “аномия” была введена Э. Дюркгеймом. В отсутствии коллективных установлений, необходимых для нормального функционирования социальных структур, Дюркгейм видел не частный недостаток, а болезнь, поражающую промышленное общество. Поощряемые обществом ценности индивидуального успеха сталкиваются с неравенством членов общества в обладании средствами и ресурсами, необходимыми для его достижения, что порождает и аномию. Р. Мертон утверждал, что в высококонкурентном, сегментированном обществе существует атмосфера взаимного недоверия, социальной дезорганизации, когда общие ценности погружены в неразбериху частных интересов, а само общество представляет собой арену для “соперничающих обманов”. По мнению Мертона, аномия есть следствие рассогласования двух элементов ценностно-нормативной структуры общества: культурно предписанных и определенных целей и интересов людей, с одной стороны, и социально санкционированных путей и способов их осуществления-с другой. Акцент на цели, если он не уравновешивается соответствующим акцентом на социально предписанные методы и средства, приводит к тому, что поведение людей деморализуется, а общественная система дезинтегрируется. Согласно Т. Парсонсу, распространение аномии противоположно институционализации, означает разрушение любого нормативного порядка, основанного на институциональном закреплении ролевых ожиданий и соответствующих санкций.

В. М. Быченков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АНОМИЯ" в других словарях:

    аномия - (гр. а отрицательная частица, nomos закон) понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры … Большая психологическая энциклопедия

    Аномия - (фр. аnomie – заң, ұйымдасудың жоқтығы) – қоғамның құндылықтар жүйесіндегі түбегейлі дағдарыстарды білдіретін ұғым. Аномия әсіресе өтпелі қоғамдарда жиі кездеседі. Бұрынғы әдетке айналған бағдарлар жаңа талаптарға сәйкес құндылықтармен жылдам… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от французского anomie отсутствие закона, организации), Понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Современная энциклопедия

    - (греч.). Беззаконие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. аномия и, мн. нет, ж. (… Словарь иностранных слов русского языка

    аномия - и, ж. anomie f. отсутствие закона <гр. филос. Нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующегося разложением системы нравственных, социальных и т. п. ценностей. Крысин 1998. Понятие, введенное Э … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Аномия - (от французского anomie отсутствие закона, организации), понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Аномия – это состояние общественного или индивидуального нравственно-психического сознания, которое характеризуется развращением нравственных норм, распадом морально-ценностной системы. Понятие аномия предложено социологом из Франции Дюркгеймом Эмилем с целью трактовки отклоняющегося поведенческого реагирования, например, суицидальные намерения, противоправные деяния. Состояние аномии присуще социуму во времена смут, революций, перестроек, кризиса общества, вследствие противоречия между обнародованными целями и их неосуществимостью для превалирующей части субъектов, то есть в те периоды, когда большинство членов конкретного социума теряют доверие к наличествующим нравственным ценностям, моральным ориентирам и социальным институтам. Тесно связана проблема аномии с профессиональной деградацией, разочарованием в жизни и осуществляемой деятельности, отчуждением индивида от социума, неизменно сопутствующим описываемому явлению.

Социальная аномия

В ходе довольно резкой смены целей и морали определенного социума отдельные социальные категории перестают ощущать собственную причастность к этому обществу.

Понятие аномия являет собой процесс разрушения фундаментальных основ культуры, в частности этических норм. В результате происходит отчуждение таких категорий граждан. Кроме того, ими отвергаются новые социальные идеалы, нормы и морали, включая и социально провозглашенные образцы поведения. Вместо использования общепринятых средств достижения целей индивидуальной либо общественной направленности они выдвигают собственные, нередко, противоправные.

Состояние аномии, задевая при социальных встрясках все пласты населения, особо сильно воздействуют именно на молодежь.

Аномия это в социологии любые виды «отклонений» в ценностной и нормативной системе социума. Впервые ввел термин аномия Дюркгейм. Он считал аномией отсутствие закона, норм поведения, или их недостаточность. Дюркгейм акцентировал, что проблема аномии зарождается чаще в условиях динамичных реформ и в периоды экономических кризисов. Описываемое понятие провоцирует определенное психологическое состояние , характеризуемое чувством утраты жизненных ориентиров, зарождающееся, когда субъект становится перед необходимостью приводить в исполнение противоречащие друг другу нормы. Другими словами, такое состояние зарождается, когда прежняя иерархия разрушена, а новая еще не сформировалась. Пока общественные силы, которые в кризисные периоды предоставлены самим себе, не прибудут в равновесие, сравнительную ценность их невозможно учесть, следовательно, всякая регламентация на некоторое время обнаруживается несостоятельной.

Позднее данное явление понимается как состояние социума, вызванное избыточностью противоречивых норм (Мертон аномия). В подобных условиях индивид теряется, не понимая, каким именно нормам необходимо следовать. Рушится цельность нормативной системы, порядок регулирования общественных взаимоотношений. Люди в описанных условиях социально дезориентированы, они переживают тревогу, чувство обособленности от общества, что закономерно провоцирует реагирование, преступность, маргинальность и иные асоциальные феномены.

Дюркгейм видел причины аномии в противопоставлении «установившегося» и современного промышленного социума.

Проблема аномии вызвана переходным характером исторического периода, временным спадом моральной регуляции новых экономико-капиталистических отношений.

Аномия является продуктом неполного трансформации от механического единства к органическому единству, так как объективный фундамент последней (общественное распределение труда) прогрессирует интенсивнее, нежели отыскивает моральный базис в коллективном сознании.

Факторы возникновения аномии: столкновение двух категорий социально порождаемых феноменов (первой – интересы и потребности, второй – ресурс для их удовлетворения). Согласно Дюркгейму, предпосылкой личностной целостности является сплоченный и устойчивый социум. При общепризнанных порядках способности индивидов и их потребности обеспечивались довольно просто, поскольку их сдерживало на низком уровне соответствующее коллективное сознание, мешая развитию индивидуализма, личностному освобождению, устанавливая строгие пределы того, что мог добиваться субъект законным путем в данном социальном положении. Иерархический феодальный социум (традиционный) был константным, потому что ставил перед разными слоями различные цели и позволял каждому его члену ощущать собственное бытие осмысленным внутри ограниченного замкнутого слоя. Развитие общественного процесса провоцирует рост «индивидуализации» и одновременно с этим надрывает силу группового надзора, устойчивые моральные границы, присущие старому времени. Степень личностной свободы от традиций, групповых нравов, предрассудков, наличие индивидуального выбора познаний и средств действия резко расширяется в новых условиях. Относительно свободное устройство промышленного социума перестает определять жизнедеятельность индивидов и постоянно воссоздает аномию, подразумевающую отсутствие устойчивых жизненных идеалов, норм и шаблонов поведения, что ставит большинство людей в положение неопределенности, лишает коллективного единства, ощущения связи с определенной категорией и в целом со всем социумом. Все перечисленное ведет к увеличению в обществе отклоняющихся и саморазрушающих поведенческих реакций.

Социальная норма и социальная аномия

Одним из основополагающих понятий социологии является социальная норма, которая рассматривается в качестве механизма оценивания и регуляции поведенческого реагирования индивидов, категорий и социальных общностей. Социальными нормами именуются предписания, установки, ожидания надлежащего (социально одобряемого) поведения. Нормами являются некоторые идеальные шаблоны, обуславливающие то, что индивидам надлежит говорить, думать, ощущать и делать в определенных условиях. Система норм, которые действуют в конкретном социуме, образует целостную совокупность, различные структурные элементы которой взаимообусловлены.

Социальные нормы являются обязанностью одного индивида в отношении другого либо социального окружения. Они обуславливают формирование сети общественных отношений группы, социума. Также социальные нормы являют собой ожидания групп различной численности и в целом общества. Окружающий социум ожидает от каждого индивида, который придерживается норм, определенного поведенческого реагирования. Социальные нормы обуславливают развитие системы социальных взаимоотношений, включающей мотивацию, идеалы, устремленность субъектов действия, ожидание, оценивание.

Общественное состояние, заключающееся в потере его членами значимости социальных установок и идеалов, что провоцирует приумножение отклоняющегося поведения, именуется социальной аномией. Кроме того, она проявляется:

  • в отсутствии эталонов сравнения у людей, социального оценивания собственного поведения, что провоцирует «люмпенизированное» состояние и утрату группового единства;
  • в несоответствии социальных целей одобренным способам их достижения, что толкает индивидов в сторону нелегальных средств достижения в случае недостижимости законным путем поставленных целей.

Социологи, сопоставляя понятия аномия девиантное поведение, считали точкой пересечения их несоблюдение членами социума установленных им же норм. Основное отличие между терминами аномия девиантное поведение заключается в общественном масштабе факторов, спровоцировавших их проявление. Природа аномии намного глубже. Ее вызывают серьезные социальные трансформации, которые влияют на общество как единую систему и на его отдельных членов.

Теория аномии

Аномией называется состояние отсутствия норм права и беззаконие.

Аномия это в социологии состояние социальной безнормности, применимое к большим общностям и малым группам. Фундамент для зарождения теории аномии, которая объясняет причины преступности, заложил Дюркгейм.

Теория аномии Дюркгейма. Французский социолог утверждал, что социально отклоняющиеся поведенческие реакции и преступность представляют собой явления вполне нормальные. Поскольку, если в социуме отсутствует подобное поведенческое реагирование, то, следовательно, общество находится до болезненности под контролем. Когда ликвидирована преступность, прогресс прекращается. Противозаконные поступки являются платой за социальные трансформации.

Теория аномии Дюркгейма базируется на постулате, что социум без криминальности немыслимо. Поскольку, если перестанут совершаться деяния, которые в современном социуме считаются противозаконными, то в категорию преступные деяния придется зачислить какие-то «свежие» вариации поведенческих реакций. Дюркгейм утверждал, что «криминал» неистребим и неизбежен. Причина этого заключается не в слабости и природной людей, а в существовании в обществе бесконечного множества разнообразных видов поведения. Единство в человеческом социуме достигается лишь при условии использования конформистского прессинга против подобного разнообразия в поведенческом реагировании. Такой прессинг могут обеспечить наказания.

Дюркгейму утверждал, что преступления будут малочисленны и не масштабны в социуме, в котором достаточно человеческого единства и общественной сплоченности. Когда социальная солидарность разрушается, а обособленность его составных элементов увеличивается, возрастают отклоняющееся поведение и, следовательно, преступность. Так появляется аномия Дюркгейм считал.

В проблеме поддержания солидарности общества огромным значением, по Дюркгейму, обладает наказание преступников. Правильное понимание «законов» порядочности и честности представляет собой изначальный важнейший источник единства социума. Чтобы сберечь любовь к этой социальной структуре рядового гражданина необходимо наказание криминального элемента. При отсутствии угрозы наказания среднестатистический индивид может утратить собственную глубокую привязанность к определенному социуму и свою готовность принести ради сохранения такой привязанности необходимую жертву. Также, наказание правонарушителя служит видимым социальным подтверждением его «социальной уродливости».

Аномия примеры. Современная социологическая наука трактует аномию в качестве состояния, характеризуемого отсутствием самоидентичности, цели либо морально-этических ориентиров у отдельного субъекта или целого общества. Ниже приведены примеры ситуаций, указывающих на наличие явлений аномии в конкретном социуме:

  • состояние общественного беспорядка;
  • отдельные элементы социума не понимают жизненного смысла, для них главным является проблема выживания;
  • утрата уверенности в наступающем дне.

Преодоление аномии, в большинстве своем, характеризуется зависимостью от специфики причины аномии и типа конфликта, который ее породил. В ситуациях, когда социум не в состоянии сформировать новую нормативно-ценностную систему либо возвести в ранг общезначимой какую-либо частную, то он обращается к прошлому, ища в нем основания для солидарности.

В социологии феномен аномии изучался не только Дюркгеймом, позднее ее существенно развил социолог из Америки Мертон аномия согласно его представлениям, являет собой ориентации отдельных граждан и социальные ситуации, которые не соответствуют целям, определяемым культурой социума. По Дюркгейму описываемый феномен означает неумение общества управлять естественными импульсами и стремлениями индивидов. В свою очередь, Мертон полагал, что многие стремления субъектов необязательно будут «естественными», зачастую бывают определены просветительской деятельностью самого социума. Общественная система ограничивает способность отдельных социальных групп удовлетворять собственные стремления. Она «прессует» в обществе определенные личности, вынуждая их действовать противоправно.

Мертон рассматривал аномию в качестве крушения системы управления индивидуальными желаниями, вследствие чего индивид начинает желать большего, чем способен добиться в условиях конкретной социальной структуры. Он отмечает, что описываемое явление появляется от невозможности многих граждан следовать нормам, полностью принимаемым ими, а не от присутствия свободы выбора.

Аномия примеры можно привести на модели устройства современного Американского общества, где все граждане устремлены на богатство, те из них, которые не могут легальным путем достичь финансового благополучия, добиваются его нелегальными средствами. Поэтому, во многом отклонения зависят от набора институциональных средств и наличия культурных целей, которым следует и использует тот или иной субъект.

Состояние аномии – это абсолютное расхождение декларируемых и цивилизаторских целей с социально структурированными средствами их достижения. Применимо к отдельному члену социума аномия является искоренением ее моральных установок. При этом индивид теряет всякое чувство традиционности, преемственности, утрачивает все обязательства. Связь с социумом разрушена. Таким образом, без обновления духовности и нравственных ориентиров, радикальное преобразование общества, выработка новых ценностей и норм, преодоление аномии невозможны.

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Аномия: определение, причины, характеристики»

  • Введение
  • Понятие аномии, ее характеристики и сущность, теории «аномии»
  • Основные теории аномии:

Теория аномии Э. Дюркгейма

Теория аномии Р. Мертона

  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение.

Многим людям не знакомо понятие «аномия», но если объяснить, что оно собой выражает, многие подтвердят то, что они сталкивались с этим явлением в жизни и понимают что это. Так что же такое «аномия»? В своей курсовой работе, я постараюсь разобрать все аспекты выбранной мной темы.

«Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, а вместо соответствующих традициям средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные)». Явления аномии, затрагивает практически все население, в те периоды, когда происходят различные социальные перемены и потрясения, особенно сильно процессы аномии действуют на молодежь. Существует множество трактовок понятия аномия, но наиболее значительный вклад в изучение данного вопроса внесли известные социологи Эмиль Дюркгейм и Роберт Мертон.

Проблема аномии в современном обществе стоит достаточно остро. Поэтому цель моей работы – определить причины, характеристики и сущность понятия социальная аномия. Задачи моей работы: изучить основные подходы к содержанию понятия «аномия», описать виды, формы аномии. Объект исследования: аномия как социологическое понятие, его сущность. Предмет исследования: понимание аномии в различных научных теориях. В своей работе я рассмотрю основные существующие теории разработанные известными учеными Э. Дюркгеймом и Р. Мертоном, а так же рассмотрю исследование по проблеме аномии в современном российском обществе.

Понятие аномии, ее характеристики и сущность, теории «аномии».

Термин « anomos », стал известен еще в Древней Греции, он означал «безнормный», «беззаконный». Аномия у Еврипида была символом жестокости бытия. Проявление анархии и неумеренности видел в аномии Платон. В Ветхом Завете аномия связывалась с грехом и порочностью, в Новом Завете – с беззаконием.

Знаменитый социолог и один из основателей социологии Герберт Спенсер (1820-1903) также обращал свое внимание на то, что нравственные и правовые нормы не совершенны и то, что они оказывают влияние, деформируют жизнь человека. Он довольно критично относился к законодателям и государству, обвиняя их в том, что они не уважают нормы и законы, а это порождает социальную аномию.

Э. Дюркгейм (1858—1917) и Р. Мертон (1910—2000). Именно эти люди привнесли значительный вклад в то, чтобы закрепить в социологической науке понятие «аномия». В современной социологической литературе имеют место быть два по-разному пишущихся и неодинаково произносящихся термина «аномия» — anomie и anomia . Э. Дюркгейм и Р. Мертон использовали термин « anomie » для описания «состояния социальной (общественной) безнормности в применении к большим и малым общностям» 1 . «Современный американский социальный психолог и социолог Лео Сроул предложил понятие « anomia », которое восходит к его греческому произношению и обозначает состояние индивидуальной депривации (в отличие от аномии социальных систем в целом)» 2 . Это принципиально важное различие, ибо оно позволяет анализировать аномичные состояния с двух сторон – со стороны общностей и различных социальных групп и стороны личности. Более подробно теории Роберта Мертона и Эмиля Дюркгейма я рассмотрю в следующих главах.

В социологии имеется множество подходов к трактовке аномии. Так например известный психолог и социолог Э. Фромм рассматривая «больное общество» отмечает опасность аномии. Основная его идея заключается в том, что «главнейшим показателем болезни общества является равнодушие к человеческой личности».

Также можно отметить и разработку Р. Маккайвера. Согласно Маккайверу, «социальная аномия — это состояние сознания, при котором чувство социальной сплоченности — движущая сила морали индивида — ослабевает или полностью разрушается»; аномия есть «разрушение чувства причастности индивида к обществу» 3 . Маккайвер связывает это явление с тем, что у демократического общества есть три проблемные характеристики — конфликт культур, капиталистическая конкуренция и быстрый темп социальных перемен. Основываясь на трех этих характеристиках Маккайвер обозначил три типа аномии как сознания индивиов. Он считал, что индивиды аномичны, когда в их жизни нет цели, потому что отсутствуют ценности, что приводит к столкновениям разных культур и систем ценностей. «Теряя указывающий путь в будущее — компас, они утрачивают будущее» 4 . Так же индивиды аномичны, когда они используют возможности и собственные силы исключительно для себя. Человек теряет моральную ориентацию в конкурентном обществе. И последний случай, когда индивиды изолированы от значимых человеческих взаимоотношений и связей, когда они утратили прежние нормы и ценностные ориентации.

В современной социологической науке « аномия трактуется как состояние, которое характеризуется отсутствием цели, самоидентичности или этических, ценностей у отдельного человека или общества в целом, дезорганизация общественного сознания и поведения» 5 . Можно привести в пример ситуации, которые указывают на то, что в данном обществе существует явление аномми. Так, например, состояние социального беспорядка в обществе; состояние, при котором личность не осознает цель жизни («главное для нас — выжить»), потеря уверенности в завтрашнем дне, которое связано с процессами протекающими в данном обществе («мы живем только сегодняшним днем»), и многие другие. Аномия раскрывается в этом смысле как однозначно отклоняющееся состояние социальной структуры.

Следовательно, аномия представляет собой тотальное изменение индивидуальных или групповых ценностей и норм, все это приводит к «вакуумизации» социального пространства. Аномия близка в этом смысле к понятию «отчуждение». Значительные, резкие перемены в социальной, политической и экономической сферах разваливают порядок в обществе и социальные связи, человек оказывается лишенным ориентиров, ценностных установок, потерянным в пространстве. Индивид начинает испытывать кризис ожиданий, теряет надежды на будущее, ощущается отсутствие стремлений. Утрачивается ограничение нравственных рамок. В итоге человек оказывается в вакууме. Человек не может найти для себя долговременных устойчивых установок и ориентиров, он впадает в состояние апатии, вялости, усталости от жизни. Это ощущение усиливается, оно необратимо и непреодолимо. Возрастает пассивность, безынициативность, замкнутость, личность проходит процесс саморазрушения.

Понятие «аномия» тесно связано с такими понятиями как «одиночество» и «ценностный вакуум». Аномия создает благоприятную почву для возникновения одиночества. Одиночество далеко не всегда совпадает с аномией, но, в некоторой степени, соединяется с ней и обнаруживает многие смысловые переходы и пограничные зоны. Ученые Т. Джонсон и У. Садлер сравнивали характеристики явлений одиночества и аномии. В результате они пришли к выводу, что одиночество – есть некий предшественник аномии, если оно не временное и эпизодическое. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что аномия является более глубоким явлением нежели одиночество.

В учебнике «Социология» В.А. Бачинина можно найти классификацию масштабов аномии в обществе. По его мнению, в зависимости от площади пространств, которые охвачены разрушительными процессами, аномия может быть двух видов: очаговая или тотальная. Очаговая аномия, в отличие от тотальной, является неотъемлемой принадлежностью любого общества на протяжении истории существования этого общества. Очаговая аномия — это форма защиты некоторых «сфер свободы» даже в самых «закрытых» системах. В зависимости от того насколько жестким и тотальным является социальный контроль в обществе, процессы внутри этих «сфер» протекают более интенсивно и стремительно.

Особо важную роль в защите и сохранении таких очагов выполняет гражданское общество. Одной из его наиглавнейших задач состоит в том, чтобы поддерживать их существование, защищать от уничтожения их государством. Естественно это не относится к тем сферам, где базируются криминальные и опасные для жизни и здоровья граждан формы аномии.

Такие очаги беспорядка все-таки нужны для поддержания жизнеспособности общества. Это можно объяснить тем, что полная однородность и абсолютная упорядоченность делает систему неустойчивой, практически неспособной бороться с внешними разрушительными воздействиями. Наличие же очагов аномии с характерными для них множествами разнообразных девиаций образует широкое пространство социальной свободы для активных действий и энергичного самоутверждения социальных субъектов. В таких сферах возникают нестандартные жизненные модели, различные свежие находки и социальные новации.

Теория аномии Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм ввел в социологию понятие «аномия». Он использовал это понятие в двух своих главных работах – «О разделении общественного труда» (1863) и «Самоубийство. Социологический этюд» (1897).

Дюркгейм в своей работе «Разделении общественного труда» рассматривает аномию как «проявление отсутствия в обществе органической солидарности». То есть аномия – это ситуация, результат неполного перехода от механической солидарности традиционного общества к органической солидарности индустриального. Это объясняется тем, что моральное сознание развивается быстрее, чем общественное разделение труда, которое составляет основу этого общества. Противоречие между целями и возможностями их удовлетворения – основное условие возникновения аномии. Индивид ощущает свое неопределенное положение в обществе и теряет связь с социальной группой, а затем и с обществом. Это приводит к росту возможности возникновения отклоняющегося, саморазрушительного поведения.

Дюркгейм утверждал, что довольно часто девиации происходят вследствие отсутствия четких социальных норм. В этом случае «общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее» 6 .

Значительную роль в изучении аномии сыграла одна из самых известных работ Э. Дюркгейма «Самоубийство. Социологический этюд». Это произведение посвящено исследованию процесса суицида.

В этом исследовании Дюркгейм вскрыл социально-психологические причины самоубийств. Суицид совершенно уникальное и особое явление. Совершить его способны только люди. Дюркгейм описывает факторы внесоциального характера, которые способны оказать влияние на изменение статистики самоубийств в том или ином обществе: «психопатические состояния; расовые и наследственные особенности; сезонные колебания климатических условий; механизмы подражания» 7 .

Анализируя статистические данные Дюркгейм обращает внимание на некоторые особенности: уровень совершенных самоубийств в городах значительно выше, чем в селах; самоубийства чаще совершаются людьми исповедующими католицизм, нежели теми, кто следует католической вере; семьянины совершают гораздо меньше суицидов в отличие от одиноких людей, холостяков, причем, особенно высок этот процент среди разведенных; мужчины совершают самоубийства чаще чем женщины, и т.д. Из этого можно сделать вывод, что основным фактором самоубийств является, прежде всего, характер и сила социальных связей, свойственных той или иной социальной общности. Ослабление или даже разрыв социальных связей индивида может привести его к выводу о бесцельности своей жизни и принятию решения совершить суицид. Основываясь на исследованиях, Дюркгейм создает свою типологию самоубийств:

Эгоистическое самоубийство . Тип самоубийства, когда человек выходит на индивидуальный протест, в результате того, что не может сладить с группой.

Альтруистическое самоубийство (Дюркгейм называет его «эндемическим»). Тип самоубийства прямо противоположный эгоистическому самоубийству. Альтруистическое самоубийство происходит «в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает индивидуальность» 8 . К таким самоубийствам относятся, например, обычаи некоторых народов, когда старики совершают самоубийства, если жизнь становилась тягостной; в индуизме - самосожжение вдов на похоронах мужа. По мнению Дюркгейма, альтруистическое самоубийство, т.е. самоубийство во имя интересов группы, является результатом давления группы и социального одобрения.

Аномическое самоубийство . Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества. Аномия выступает здесь, как «социальное условие, характеризуемое взрывом норм, управляющих социальным взаимодействием», или «такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно» 9 . Такую ситуацию довольно часто можно наблюдать в переходные периоды, в различные эпохи реформ и социальных катаклизмов. Старым нормы, к которым привыкло общество, научилось им следовать, перестают существовать, а новые нормы еще как следует не закрепились. В подобной ситуации появляется ощущение, что ты находишься в неком «нормативном вакууме» и теряешь социальную ориентацию.

Также Дюркгейм отмечает, что в периоды экономических кризисов число самоубийств возрастает. Но и нарушения в других сферах жизни человека может вызвать всплеск суицидов, так например различные изменения в политической сфере (революции, смены режимов), социальной и духовной.

Дюркгейм отмечал, что аномия затрагивает и систему семейно-брачных отношений. Он отмечает, что существует зависимость статистических данных по разводам и данных по самоубийствам. Из этого можно сделать некоторые выводы о том, что процесс развода, который, тоже в некотором роде, является аномичным процессом, может являться одной из причин суицида.

Теория аномии Р. Мертона.

По стопам Эмиля Дюркгейма пошел и известный социолог Роберт Мертон, который так же посвятил некоторые свои работы изучению и дополнению, уже существующей, теории «аномии». Мертоном была разработана своя аномическая концепция девиации. Он считал, что основной причиной возникновения девиации является разрыв между институциональными культурными целями и доступностью средств для достижения этих целей 10 . Мертон выделяет два особо важных элемента социальной структуры. Первый элемент – это намерения и интересы, которые определяются культурой данного общества. Они являются «законными» целями - приемлемыми для данного общества и одобряемыми ими. Второй элемент регулирует средства достижения этих целей 11 . «Моя главная гипотеза, — утверждает он, — как раз в том и заключается, что отклоняющееся поведение с социологической точки зрения может быть рассмотрено как симптом рассогласования между культурно предписанными стремления и социально структурированными средствами их реализации» 12 .

Основываясь на своей гипотезе Роберт Мертон рассматривает 5 типов приспособления людей к заданным целям.

Конформность.

Конформность, в некотором роде, — единственный тип поведения, который не является отклоняющимся. От того, как сильно конформный тип поведения распространен в обществе зависит социальный порядок - устойчивость и стабильность социального развития. Когда большая группа людей ориентирована на принятые всеми культурные ценности, это означает, что эта группа есть единое общество.

Инновация.

Этот тип поведение возникает в том случае, когда индивид принял для себя общепризнанные культурные ценности как жизненные цели, но он считает что те средства достижения этих целей, которые существуют и доступны для него, неэффективны. Они не позволяют ему достичь желаемого в той мере, в какой ему этого хочется. Человек способен пойти на риск, обойти социальные нормы и применить для достижения цели некоторые запрещенные методы.

Стоит также отметить, что речь идет только об откровенно криминальных, переступающих закон, проявлениях поведения. Например, случаи, когда в своем стремлении к богатству и обогащению, человек не гнушается таких криминальных способов, как убийство, насилие. Примеры инновационного типа поведения в особенности можно наблюдать в сфере предпринимательства. Здесь границы между законным и незаконным, нравственным и аморальным подчас бывают весьма размыты 13 . «Вынужденно частное, а нередко и публичное восхищение "хитрыми, умными и успешными" людьми является продуктом культуры, в которой "священная" цель фактически объявляет священными и средства» 14 . В своей работе Роберт Мертон проводит интересный анализ противоречий такого типа в различных соц. слоях населения. Например, он считает, что многие законопослушные, пользующиеся уважением, граждане иногда обходят закон, если они уверены в том, что об этом никому никогда не будет известно или хотя бы трудно будет доказать факт того, что это нарушение было. «Изучение 1700 представителей среднего класса показало, что в число совершивших зарегистрированные преступления вошли и "вполне уважаемые" члены общества. 99% опрошенных подтвердили, что совершили как минимум одно из сорока девяти нарушений уголовного законодательства штата Нью-Йорк, каждое из которых было достаточно серьезно для того, чтобы получить срок заключения не менее одного года» 15 .

Так же существует множество примеров ситуаций, когда чьи-то действия следует рассматривать как девиантные, но они направлены на достижение общего блага. Но, иногда те кто совершают такие действия, применяют недопустимые, недозволенные средства.

Ритуализм.

Этот тип, по мнению Роберта Мертона, «предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления могут быть удовлетворены» 16 . Другими словами, человек может отказаться от своих целей и возможностей, если они приходят в противоречие для него. В данной ситуации, он предпочтет не отклонятся от соблюдения институциональных норм в пользу своих целей. В некотором смысле, ритуализм – это позиция очень осторожного человека. Характеризуется она тем, что человек боится подвергнутся социальным негативным санкциями и стремится во что бы то ни стало их избежать. Во-вторых, человек старается избежать различных неудач, опасностей, а в-третьих, он сильно привязан к уже устоявшимся институциональным нормам.

Из всего этого можно сделать некоторый вывод о том, что ритуализм в чем-то противоположен инновации. Если же инновация склонностью к рискованности, человек может решиться на то, чтобы нарушить существующие нормы, когда они являются препятствием на пути к их цели.

Ретритизм.

Этому типу девиации характерно стремление к уходу от действительности, к отчуждению. Для людей с такой ориентацией не приемлемы те социальные цели, которые доминируют в сознании людей, и социально одобряемые средства их достижения.
Таких людей называют «не от мира сего». Это отшельники, мечтатели, поэты. По статистике количество таких индивидов не может быть велико в обществе.

В традиционных обществах, в эпоху когда преимущественно господствовали религиозные верования, бывали случаи когда мужчины и женщины добровольно уходили от мира в монастыри. Они принимали постриг, накладывали на себя обет безбрачия, отказывались от множества земных благ. Такое благородное самопожертвование вызывало уважение, но все - таки примером для массового подражания стать не могло, потому что в таком случае прекратилось бы существование самого общества. Ситуация когда люди уходили в монастырь и в ту эпоху был девиантным, то есть отклоняющимся.

Примеры проявления массового ретритизма можно найти и в современной истории, так например во второй половине ХХ века в Америке и в Европе зародилось движение «хиппи». В деятельности этого движения достаточно ярко были выражены черты ретритизма.

Мятеж.

В обществах, которые находятся в состоянии глубокого кризиса и на грани переломов такой тип девиации как мятеж распространен наиболее широко. Мятеж представляет собой активный отказ от приспособления к нормам жизни, которые действуют в данный период времени. По определению Роберта Мертона, «мятеж представляет собой переходную реакцию, выражающуюся стремлением институционализировать во всем обществе, включая тех его членов, которые не разделяют мятежную ориентацию, новые ели и новые способы поведения. Мятеж стремится изменить существующие культурную и социальную структуры, а не приспособиться ним» 17 .

Мятеж, как кажется, встречается не очень часто, в тех обществах, которые находятся в достаточно стабильном положении. А вот в периоды различных социальных реформ и перемен этот тип поведения становится более массовым, но длиться не долго. В случае успешного установления новых реформ, различных норм и прочих новых соц. институтов, их сторонники, чьи взгляды в корне расходились с господствующими, уже не являются девиантными, потому что теперь их действия являются «нормальными». Если же эти социальные перемены потерпели неудачу и не прижились в обществе, то те члены общества, которые примкнули вначале к сторонникам этих новых реформ, возвращаются к старым социальным нормам.

Аномия в современном российском обществе.

Интенсивный рост девиантного (в том числе криминогенного) сознания и поведения населения является одной из наиболее опасных социальных явлений в современном российском обществе.

Характерные девиации сознания и поведения молодежи показывает и официальная статистика.

Статистика указывает на то, что все большие масштабы приобретает массовое отклоняющееся поведение молодого поколения. Не смотря на то, что доля совершенных молодыми людьми преступлений уменьшилась в 5-10 раз в общем зачете совершенных по стране преступлений, рост подростковой преступности все равно увеличивался.

«Уровень наркомании вырос в 15 - 17 раз, число венерических заболеваний среди подростков 14 - 15 лет увеличилось в 45 - 50 раз, увеличивается проституция среди несовершеннолетних. Социальные психологи предоставили статистические данные о том, что, государственные органы, при всем их нежелании заводить дела, готовят сейчас в 6 - 7 раз больше материалов о лишении родительских прав, чем это было в начале либеральных реформ» 18 . Сейчас более миллиона несовершеннолетних доставляют в правоохранительные органы, из этого числа приблизительно половина доставляется с формулировкой "за совершение правонарушений, влекущих меры административного и общественного порядка", что указывает, на присутствие девиантного поведения среди молодежи. Возрастает число беспризорных и безнадзорных детей, что приводит к таким последствиям как, увеличивающийся, с каждым днем, уровень тяжких и особо тяжких преступлений, которые совершают подростки. Изменилась и структура сроков заключения осужденных несовершеннолетних: вопреки тому, что наказания за преступления совершенные несовершеннолетними должны быть смягчены, наблюдается факт ужесточения наказаний применяемых к несовершеннолетним преступникам. Это отражает то, насколько все-таки тяжки деяния совершенные ими.

Все это говорит о том, что проблемы отклоняющегося поведения молодежи не могут быть решены только юридическими и правоохранительными мерами. Это напоминает нам о тяжких последствиях для воспитания российской молодежи, о том, что до сих пор не изжиты ошибки радикально-либерального развала страны.

Традиционная мораль и нравственность – вот те базовые элементы на которых основывалась отечественная система формирования сознания и поведения молодежи. Обучение и воспитание были едины. Ребенка обучали основам фундаментальных наук, их сочетали с опытом, применения их на практике. Реализации помогал опыт прошлого и настоящего с ориентацией на будущее.

В связи с этим, следует так же отметить то, насколько деструктивным оказался шквал осквернения отечественной истории в период конца 80-х годов, который обрушился на российскую среднюю и высшую школу. Он до сих пор продолжает извращать подлинную картину развития страны, а так же оказывать непосредственное влияние на само мировоззрение молодого поколения. Современные учебники и книги теперь же преподносят образы советской эпохи, которое основывалось на патриотизме и цивилизационно-социальных и правовых ценностей, в негативной манере, очерняя отечественную историю. В связи с этим и образуется дезориентированное молодое поколение. Деструктивное воздействие этой практики сочеталось с другими либеральными инициативами, которые действовали совместно. «Так, в начале 1990-х годов в учебные заведения нахлынула волна социологических и социопсихологических анкет сексуальной направленности» 19 . Данные анкеты были ориентированы на то чтобы вызвать у учащейся молодежи нездоровый интерес. «Клубничные» газеты и журналы, выпускающиеся многочисленным тиражом, телевизионные передачи, которые далеко отходили от традиционных моральных норм, порнофильмы, которые находились в свободном доступе – все это, безусловно, послужило причиной расцвета педофилии в России, проституции среди несовершеннолетних, развития аморальности среди молодежи. К этому надо добавить дурное влияние на молодежное сознание иррациональных концепций, которые были внедрены в нашей стране. О том разрушительном влиянии, которое оказывают все эти явления на процессы социализации подрастающего поколения уже давно известно и это давно доказано зарубежными социологами, но по непонятным причинам проигнорировано российскими властям.

Все это повлияло на разрушение ценностных ориентиров российской молодежи, которые основывались ранее на патриотизме, культурных интересах, нормах морали и нравственности.

В процессе социализации молодого поколения в доперестроичные времена одну из центральных ролей выполняли комсомольская и пионерская организации, многочисленные объединения по интересам. Не смотря на то, что они были ограничены идеологическими рамками, они формировали здоровые досуг молодого человека, и обеспечивали его кадрами и средствами. С фактическим уничтожением этих форм самодеятельности уже на первом этапе либерализации общества значительная часть детей и молодежи перешла, в так называемые, "субкультурные ниши", не всегда носящие позитивную окраску. Еще в начале 90-ых годов 20 века появились тревожные публикации о том, что повседневная российская реальность неуклонно подтверждает, что в стране уже третье десятилетие рождаются "потерянные поколения" молодых граждан. Первое из них, повзрослев, так и не выбралось из состояния "потерянности", оно превратилось в поколение 35 - 45-летнихю. Представители этого поколения на ином возрастном уровне воспроизвели свою

Жизненные позиции российских студентов (в % к числу опрошенных)*

Ответы, выражающие "согласие"

1997

1999

2007

В нашей стране столько неясного, что такому человеку, как я, трудно в ней разобраться.

73,4

81,9

83,2

Сегодня кажется, что все в жизни обесценивается.

73,5

73,7

80,8

Все живут сегодняшним днем и не заботятся о будущем

51,4

64,8

79,7

Ни в ком нельзя быть уверенным

57,8

60,5

Сейчас, когда будущее неясно, вряд ли стоит рожать детей.

43,4

55,4