Мир человеческой души в лирике цветаевой. Сочинение на тему: Образ души поэта в лирике М. Цветаевой. Учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему: Марина Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества

Урок литературы в 9-м классе (по программе Кутузова А.Г.).

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством А.Ахматовой и М.Цветаевой;

  • показать особенности их творчества (связь с биографией);
  • подвести детей к осознанию темы женской поэзии, к осознанию форм выражения вечных женских чувств;
  • обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несут образы в стихотворениях А.Ахматовой и М.Цветаевой;
  • развивать умение филологического (литературного) анализа художественного текста.
  • Форма урока: усвоение нового материала.

    Тип урока: беседа

    Наглядность:

    • портреты А.Ахматовой и М.Цветаевой;
    • иллюстрации к их стихотворениям;
    • музыкальные иллюстрации к стихотворениям А.Ахматовой и М.Цветаевой;
    • картины художников Серебряного века;
    • карта анализа урока.

    Эпиграф :

    Всё понять и за всех пережить.

    М.Цветаева.

    ХОД УРОКА

    1.Организационный момент.

    2.Подготовка к восприятию.

    Звучит романс из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина “Метель”

    Женщина… Сколько о ней сказано и написано. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью и безграничной печалью.

    Сегодня мы поговорим о женщинах, которые достигли славы своим поэтическим талантом, даром Божьим. Они опровергли мнение о том, что поэзия – это привилегия мужчин, их род занятий. Для обаятельнейших женщин, о которых пойдёт разговор, поэзия – не прихоть, не случайность. Она – смысл их жизни, средство выражения своего “я”, отклик сердца на радости и горести бытия.

    3.Сообщение темы, целей и задач урока.

    Таков эпиграф, а тема нашего урока посвящена любовной лирике А.Ахматовой и М.Цветаевой “Если душа родилась крылатой”.

    Назвать цели урока.

    Звучит симфония №8 Ф.Шуберта.

    Век двадцатый. Век бурь, потрясений и потерь. Он принёс в литературу ещё два нетленных женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе перенесли тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие свои стихи.

    Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного, “прозаического”, содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения.

    Читает ученица:

    В то время я гостила на земле:
    Мне дали имя при крещенье – Анна,
    Сладчайшее для губ людских и слуха.
    Так дивно знала я земную радость
    И праздников считала не двенадцать,
    А столько, сколько было дней в году…

    Я родилась 11 июня 1889 года, в один год с Чаплиным, “Крейцеровой сонатой” Л.Толстого, Эйфелевой башней, и, кажется, Элиотом. Мой отец был в то время отставной инженер- механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село…

    Я к розам хочу в тот единственный сад,
    Где лучшая в мире стоит из оград.
    Где статуи помнят меня молодой,
    А я их под невскою помню водой.

    Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилёва. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой.

    Через полгода после женитьбы Н.С.Гумилёв отправился в Абиссинию.

    А в год развода Анна Андреевна подарила Гумилёву сборник стихов “Белая стая” с надписью: “Моему дорогому другу Н.Гумилёву с любовью. А.Ахматова. 10 июня 1918 г. Петербург”.

    И когда друг друга проклинали
    В страсти, раскалённой до бела,
    Оба мы ещё не понимали,
    Как земля для двух людей мала.

    Каждый из них пошёл навстречу своей трагедии. Н.С.Гумилёв был расстрелян в 1921 г. за участие в контрреволюционном заговоре.

    Удары сыпались градом. Одним из них было печально знаменитое постановление 1946 г. “О журналах “Звезда” и “Ленинград”, в котором Ахматову и её стихи буквально осыпали площадной бранью.

    Сын Анны Андреевны и Николая Степановича стал учёным, а не поэтом, но репрессий не избежал. Его арестовывали трижды: в 1935-м, 1939-м, и последний раз – в 1948-м обвинили в покушении на Жданова.

    Но умер Сталин. В жизни Ахматовой происходят перемены. 1955 г. – освобождение сына, в 1956-м – выход в свет сборника переводов.

    В декабре 1964 г. Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия “Этна-Таормина”.

    В июне 1965 г.(за год до смерти) в Англии Ахматовой вручают диплом почётного доктора Оксфордского университета.

    "И кто бы поверил, что я задумана так надолго, и почему я этого не знала… Прошлое обступает меня и требует чего-то…"

    Основными мотивами в лирике Ахматовой являются темы творчества, Родины, одиночества и конечно же любви…

    Одно из самых популярных стихотворений Ахматовой о любви – “Сероглазый король” - написано в 1910 году.

    О чём это стихотворение?

    (В нём – драма чувств, женская тоска по любимому, печаль от утраты, нежность к дочери.)

    Отметим тончайший психологизм стихотворения. Эта целая повесть о душевной драме героини. Психологизм поэзии Ахматовой, специфическая для её лирики “драматургичность” стиля отмечались и в отечественном, и в зарубежном литературоведении

    А чем необычен язык стихотворения “Сероглазый король”?

    (В строчки стиха включена прямая речь. Язык стихотворения представляет собой разговорную речь (“Знаешь, с охоты его принесли, / Тело у старого дуба нашли”; “Дочку мою я сейчас разбужу…”), но это язык раздумий.)

    Каким стихотворным размером написано стихотворение?

    (Трёхсложный размер – дактиль)

    Охарактеризуйте рифму в данном тексте.

    (Мужская – последний слог ударный, точная)

    Какие тропы использует Ахматова в своём стихотворении?

    (Эпитеты – безысходная боль, сероглазый король; метафору – шелестят тополя)

    Как раскрывается сюжетная ситуация в стихотворении?

    (Детали, события, разворачивающиеся в стихотворении, раскрывают сюжетную ситуацию, панораму жизни, говорят о любви, нежности, тоске, ревности, разлуке, смерти, печали, говорят о женском сердце.)

    В каких строчках выражена кульминация стихотворения?

    Да, а что мы называем кульминацией?

    (Порыв чувства – “Дочку мою я сейчас разбужу, / В серые глазки её погляжу”).

    А итог стихотворения?

    (Итог, подведённый “шелестящими тополями” : “Нет на земле твоего короля…”).

    Все элементы стихотворения живут, наполнены смыслом, всё существенно, всё к месту, ничего лишнего.

    Вспомним тезис Гегеля:

    “В художественном произведении нет ничего, что бы не имело отношения к содержанию”.

    В своей статье 1922 г. “Письма о русской поэзии” О.Мандельштам пишет:

    “Ахматова принесла в русскую литературу всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого с “Анной Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова…”

    Эти же слова можно отнести к творчеству Цветаевой.

    Моим стихам, написанным так рано,
    Что и не знала я, что я – поэт,
    Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
    Как искры из ракет,

    Ворвавшимся, как маленькие черти,
    В святилище, где сон и фимиам,
    Моим стихам о юности и смерти,
    - Нечитанным стихам! –

    Разбросанным в пыли по магазинам
    (Где их никто не брал и не берёт!),
    Моим стихам, как драгоценным винам,
    Настанет свой черёд.

    И, действительно, наступило это время…

    Читает ученица:

    Красною кистью
    Рябина зажглась.
    Падали листья.
    Я родилась.

    Спорили сотни
    Колоколов.
    День был субботний:
    Иоанн Богослов.
    Мне и доныне
    Хочется грызть
    Жаркой рябины
    Горькую кисть.

    “Четырёхлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и всё складывает слова в рифмы – может быть, будет поэт?”

    Отец Марины Цветаевой – профессор Московского университета Иван Владимирович. Ближайшим его сотрудником была жена – Мария Александровна, урождённая Мейн. Когда Марине исполнилось 11 лет – скончалась мать, а через 11 лет умер и отец.

    Звучит песня из кинофильма “Ирония судьбы…”. Муз. М.Таривердиева, сл. М.Цветаевой “Хочу у зеркала, где муть…”.

    На фоне “Лунной сонаты” Бетховена звучат слова.

    В 1910 г., ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи, выпустила Марина первый поэтический сборник “Вечерний альбом”. Его заметили. 5 мая 1911 года Макс Волошин знакомит Марину с её будущим мужем.

    Обвенчались Сергей Эфрон и Марина Цветаева в январе 1912 г., и короткий промежуток между встречей их и началом первой мировой войны был единственным в их жизни периодом бестревожного счастья”.

    “Я назвала её Ариадной,-вопреки Серёже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые находят, что это салонно. …Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью”.

    “Читаю весь свой стихотворный 1915 год – а всё мало, а все – ещё хотят. …Мне мой успех нужен, как прямой повод к Ахматовой. Всеми своими стихами я обязана Ахматовой”.

    О Муза плача, прекраснейшая из муз!
    О ты, шальное исчадие ночи белой!
    Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
    И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

    И мы шарахаемся, и глухое: ох!-
    Стотысячное – тебе присягает.- Анна
    Ахматова! – Это имя – огромный вздох,
    И вглубь он падает, которая безымянна.

    В певучем граде моём купола горят,
    И Спаса светлого славит слепец бродячий…
    - И я дарю тебе свой колокольный град,
    Ахматова! - и сердце своё в придачу.

    “Я сначала её хотела назвать … Анной (в честь Ахматовой). – Но ведь судьбы не повторяются!”

    “Наиболее трудным для меня оказался 1919-й, самый чёрный, самый чумной, самый смертный. Живу с Алей и Ириной в чердачной комнате. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля … весь запас.”

    Весной 1921 года Марина вместе с дочерью отправляется в Прагу к своему мужу.

    В 1939 году Цветаева восстановила своё советское гражданство и возвратилась на Родину. Тяжело дались ей 17 лет, проведённые на чужбине. Ранее вернулись на Родину Ариадна Эфрон и муж Сергей Яковлевич Эфрон, но вскоре были репрессированы.

    Захлёбываясь от тоски,
    Иду одна, без всякой мысли,
    И опустились и повисли
    Две тоненьких моих руки.

    Превратности эвакуации 1941 года забросили её в Чистополь, затем в Елабугу. Тут и настиг её “одиночества верховный час”.

    Звучит Прелюдия № 1 до-мажор Скрябина.

    Кто создан из камня, кто создан из глины,-
    А я серебрюсь и сверкаю!
    Мне дело – измена, мне имя – Марина,
    Я – бренная пена морская.

    Несмотря на все невзгоды красной нитью проходит через творчество Цветаевой тема любви.

    Рассмотрим стихотворение “С.Э.”, написанное в 1914 г.

    О чём это стихотворение?

    (О любви женщины.)

    Какова лирическая героиня в этом стихотворении?

    (Она воспевает своего героя, но в то же время декларирует свою неуловимость и непокорность. Задана ситуация вызова, бега, что в стихотворениях Цветаевой означает жизнь).

    Такой внутренний конфликт в любовной поэзии Цветаева называла “поединком своеволий”

    Существуют ли символы в данном стихотворении?

    (Он – символ рыцарства, её идеал, которому она будет всегда верна)

    Для любовной лирики Цветаевой характерна, как мы помним, трагическая ситуация “разрозненной пары”

    Определите рифму в данном тексте.

    (Рифма – женская и мужская (ударение на предпоследнем и на последнем слогах); перекрёстная (абаб)

    Какие тропы использует Цветаева в своём стихотворении?

    (Аксюморон – брови мучительно-великолепны, глаза прекрасно-бесполезны;
    сравнения – лицо подобно шпаге;
    метафора – под крыльями раскинутых бровей;
    метонимия + сравнение – глаза –две бездны – гипертроп;
    метафорическое сравнение – он тонок первой тонкостью ветвей)

    Вы заметили как напевны, как мелодичны стихи Марины Ивановны, неудивительно, что на её некоторые стихи написаны песни.

    Звучит песня “Мне нравится, что вы больны не мной …”

    4.Обобщение.

    Сегодня мы проанализировали стихотворения двух замечательных поэтесс – А.Ахматовой и М.Цветаевой. Чуть позже анализ этих стихотворений поможет нам при составлении словесной миниатюры.

    Вам понравились их стихи?

    А кто из вас ранее уже встречался с их стихотворениями?

    А теперь небольшое задание по группам:

    1 группа - составить словесную миниатюру “Моя Ахматова”, используя портретный ряд.

    2 группа - составить сиквейн на тему любви.

    3 группа - составить словесную миниатюру “Моя Цветаева”, используя портретный ряд.

    Звучит музыка.

    Заслушать 3-4 сиквейна.

    5.Подведение итогов .

    Понравился вам сегодняшний урок? Насколько уютно вы чувствовали себя на нём? (показать карточки) – рефлексия.

    Да, урок действительно получился красивым. Наверно потому что он был о любви, о женщинах…

    Женщины… Умные, красивые, талантливые. Всё понять и за всех пережить.(показать на доске эпиграф). Они горели сами и освещали путь другим. Поэзией, Любовью, Красотой.

    На фоне музыки звучат слова :

    О вы, служительницы Музы,
    Связав с поэзией все узы,
    Вы ей отдались до конца,
    Крепив, порой, перо борца.
    Любовь и верность воспевали,
    В уныние вы не впадали,
    Святое свято берегли –
    Иначе жить вы не могли.
    Пусть тьма всегда огня боится,
    Пусть всё прекрасное струится!
    Да будут жить стихи вовек,
    Пусть не умолкнет строчек бег!
    Пусть рифма слов не иссякает,
    Пусть быт восторг не заедает,
    Пусть радость душу теребит!
    Поэта сердце не сгорит!

    Сочинение

    Душа всегда была главным героем цветаевского творчества. Однажды её муж, Сергей Эфрон, сказал о ней: «Одна голая душа! Даже страшно». Невероятная открытость, откровенность - неповторимые черты лирики Цветаевой. Всё внимание поэта обращено к быстро меняющимся приметам душевного состояния. Серьезной внутренней коллизии в душе человека перед лицом окончательного выбора посвящено одно из наиболее сильных стихотворений поэта - «Тоска по родине! Давно…». Весь текст пронизывает одна идея: такому человеку, как героиня,

    * … все равно, каких среди
    * Лиц - ощетиниваться пленным
    * Быть вытесненной…

    Стихотворение, в сущности, и составляет набор аргументов и доказательств возможности существования человека вне родины, где угодно… Однако подлинный смысл таится в последнем четверостишии, которое переворачивает всё «вверх дном»:


    * И всё равно и всё - едино.
    * Но если на дороге куст

    Куст рябины как символ родины перевешивает на чаше весов нравственного выбора все предыдущие аргументы. Свобода и своеволие души, не знающей меры - вечная и дорогая тема для Цветаевой. В стихотворении «Уж сколько их упало в эту бездну…» героиня пытается разглядеть в дали лет тот день, когда ей будет суждено исчезнуть «с поверхности земли». Никому из смертных не миновать этого. Но как трудно представить, что когда - то наступит этот миг и -

    * застынет всё, что пело и боролось,
    * Сияло и рвалось

    Ведь героиня так дорожит всем, что есть «на ласковой земле», всем многообразием звуков, голосов, красок. И мысль о том, что после её ухода ничего не изменится вокруг, жизнь для других останется прежней - обыденной, полной забот, совершенно нестерпима для неё. Со свойственным ей максимализмом лирическая героиня обращается сразу «к нам всем». Это весьма характерный пример цветаевского гиперболизма чувствований: «что мне, ни в чем не знавшей меры. Чужие и свои?!» В искупление грядущей разлуки с землёй она просит любви - большей, чем та, что достается ей ныне. Но это просьба звучит крайне категорично и настойчиво: «Я обращаюсь с требованьем веры/ И с просьбой о любви». Героиня ждет, чтобы её любили - за независимый и гордый нрав, за достоинство и великодушие, за пережитые разочарования и боль, за сплав разнородных начал, причудливо соединившихся в её ранимом и любящем сердце - и, наконец, за неизбежный уход с земли, столь трагический для неё - «такой живой и настоящей».

    М. Цветаевой было суждено стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув в своём творчестве трагической истории XX века, она раскрыла трагедию мироощущения человеческой души.

    Тема поэта и Родины в стихотворении «Тоска по родине. Давно…». Марина Цветаева выросла в очень необычной семье - отец - искусствовед европейского масштаба, мать - пианистка. Росла она как бы вне окружающей реальности, поэтому творчество Цветаевой так своеобразно. Лирическая героиня Марины Цветаевой абсолютно тождественна личности поэта. Известно, что она считала, будто «я» стихотворений должно соответствовать биографическому «я», с его настроениями, чувствами и цельным мироощущением. Это значит, что стихотворения Цветаевой можно воспринимать как её собственную речь.

    Художник в творчестве Цветаевой - это, прежде всего, творец, противостоящий обыденному и бытовому, «всему остальному миру». Отсюда яркая поэтическая особенность Цветаевой - её стихотворения построены на контрастах вечного и сиюминутного, бытия и быта. Причём источником противоречий оказывается сама героиня, как, например, в стихотворении «Вы, идущие мимо меня…»:

    * сколько тёмной и грозной тоски
    * в голове моей светловолосой…

    Но главное противостояние в мире Цветаевой - это вечное противостояние поэта и черни, творца и мещанина. Цветаева утверждает право художника на свой собственный мир, право на творчество. Поэтический дар, по её мнению, делает человека крылатым, возносит его над житейской суетой, которая может убить поэта. В стихотворении «Думали - человек!» поэт, «светоносное солнце», убит бытом:

    * думали - человек!
    * И умереть заставили.
    * Умер теперь. Навек.
    * плачьте о мёртвом ангеле!

    Одно из наиболее характерных состояний Цветаевой-поэта - состояние одиночества, вызванное постоянным противостоянием. Даже в родной стране она чувствует себя эмигрантом - никто не может понять поэта:

    * Мне безразлично - на каком
    * Не понимаемой быть встречным!

    «Всякий поэт по существу эмигрант, даже в России», - пишет Цветаева. И в стихотворении «Тоска по родине! Давно», казалось бы, она доказывает, что может существовать где угодно:

    * Мне всё равно, каких среди
    * Лиц ощетиниваться пленным
    * Львом, из какой людской среды
    * Быть вытесненной - непременно - …

    Но всё же, несмотря на все отговорки, Цветаева тоскует по родине, это видно из последних строк стихотворения:

    * Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
    * И всё - равно, и всё - едино.
    * Но если по дороге - куст
    * Встаёт, особенно - рябина…

    Только касаясь темы родины, Марина Цветаева перестаёт протестовать и в полной мере отдается тоске по горячо любимой России.

    Если душа родилась крылатой 8230. По лирике Цветаевой

    М.И. Цветаева является поэтом исключительно яркого дарования даже для плодотворной в поэтическом отношении эпохи «серебряного века». Воспитанная в семье известного профессора-искусствоведа И.В. Цветаева, девушка получила не только весьма хорошее образование, но и с ранних лет обнаружила в себе непреодолимую тягу к творчеству.

    Поэзия М.И. Цветаевой отличается внутренней цельностью и особой, неповторимой, экспрессивной стилистической манерой. О чем бы ни писала эта талантливая дочь российской музы, она делала это с такой пронзительной искренностью, с такой по истине неземной силой, что всем было очевидно, что у нее талант от бога.

    М.И. Цветаева так рано осознала свое поэтическое дарование, что ей казалось, что она уже родилась вместе с ним.

    Небольшое по объему стихотворение «Если душа родилась крылатой…» содержит всего шесть строк, но оно выражает весь менталитет цветаевской лирической героини.

    Первые строки произведения подчеркивают первостепенность темы творчества для ее личности и судьбы. Духовный план существования противопоставлен материальному. Поэтическое сознание решает эту проблему выбора однозначно: никакие бытовые проблемы его не пугают. Поэт существует лишь в мире идей, в бесконечной борьбе за истину и справедливость.

    Стихотворение написано в 1918 г. Для России это время глобальных исторических потрясений: за плечами три революции, кровопролитная гражданская война.

    Цветаева лаконично, но в то же время объемно передает общественное противостояние того времени:

    Два близнеца - неразрывно-слитых:

    Голод голодных - и сытость сытых!

    Ощущая внутреннюю непримиримость этих двух образов, одновременно Цветаева видит и их сходство, даже называет их близнецами, ибо вооруженный протест и тех, и других одинаково страшен и беспощаден, жесток и дик для тонкого поэтического мировоззрения.

    Стихотворение «Если душа родилась крылатой…» родилось из противоречий, недоговоренностей. Знаменитые цветаевские тире подчеркивают эту фрагментарность. Многочисленные восклицания раскрывают ранимую душу лирической героини. Как ни хотела бы ее крылатая поэтическая душа спрятаться от страшных, несущих зло мировых событий, на деле это все-таки невозможно. В возгласе «что Чингисхан ей и что - орда!» больше боли, чем бравады.

    Реальный мир, диктующий человеку определенные законы бытия, приходит в столкновение с тонким миром души художественного склада. Цветаевская лирическая героиня не просто говорит, она кричит об этом.

    Стихотворение «Если душа родилась крылатой…» написано М.И.Цветаевой еще в довольно юном возрасте. Оно как бы предвосхищает череду испытаний, которые в последствии выпадут на долю поэта.

    М. Цветаева верила, что умрет на заре. Тема полета души в ее творчестве тесно связана с образом птицы, в которую воплощается эта душа после смерти:

    На заре - наимедленнейшая кровь,

    На заре - наиявственнейшая тишь.

    Дух от плоти косной берет развод,

    Птица клетке костной дает развод

    («На заре…»).

    В тридцатые годы М.И. Цветаева все чаще думает о смерти. Однако если в юности эти мысли воспринимались как закономерный жизненный этап, то теперь в лирике Цветаевой слышится неприятие жизни как таковой, звериная сущность которой предстала перед ней во всей неприглядной сути.

    Отказываюсь - быть.

    В Бедламе нелюдей

    Отказываюсь - жить

    С волками площадей, -

    Восклицает ее лирическая героиня.

    Крылатая душа поэта воспарила в небо раньше срока, но поэтические творения Марины Ивановны - птицы высокого полета, образцы тонкого художественного вкуса и неординарного дарования. Экспрессивность ее произведений, когда стих порой существует на грани плача и крика, не может никого оставить, безучастным, равнодушным. Ее творчество породило целую литературную традицию, в русле которой пишут прекрасные стихотворения Б.Ахмадулина, В.Долина и другие прекрасные современные поэтессы.

    Нельзя представить русскую литературу Серебряного века без восхитительных стихов М.И. Цветаевой. Она как никто другой умела выразить свои чувства и мысли, и донести их до читателя в понятной форме. Вот почему ее стихотворения любимы многими людьми и не только у нас в стране.

    Цветаева также как и остальные поэты чувствовала одиночество в толпе. Она выбивалась из круга своих современников и чувствовала себя чужой среди них. Точно также чувствовали себя Пушкин, Блок, Пастернак и другие поэты. Не зря поэтесса ощущала незримую связь с этими великими писателями.

    Душа поэта - это одинокая и мечущаяся душа, которая не может найти признания в современном обществе. Вот почему Цветаева многие свои стихи посвятила поэтам и поэзии в целом. Она любила мир и жизнь, но судьба уготовила для поэтессы непростую жизнь. Ей многое пришлось пережить, но она не разучилась искренне любить.

    Большинство стихотворений Цветаевой пронизано чувством одиночества. Поэту дан определенный дар - видеть красоту природы и жизни и показывать ее в своих стихах. Но зачастую этот дар не нужен окружающим людям. Произведения обретают свою ценность лишь спустя время.

    М.И. Цветаева умела видеть будущее, также как и многие другие поэты. Она верила, что когда-нибудь ее стихи будут нарасхват («Моим стихам… настанет свой черед»). Пусть не сейчас, но это время обязательно наступит. Это время пришло и до сих пор стихи Цветаевой имеют своих почитателей и поклонников.

    Одной из самых значимых фигур в русской поэзии XX ве­ка является Марина Ивановна Цветаева. Поэтесса очень рано, в шестилетнем возрасте, начала писать стихи. Разуме­ется, в этих детских пробах пера девочки, выросшей в уют­ном московском особняке и в поэтичной, но провинциальной Тарусе, трудно было найти богатство жизненных наблюде­ний или переживаний. Однако уже в этих опытах заметен был редкий поэтический талант.

    Все созданное за период с1913 по1916 годы Марина Цве­таева предполагала объединить в сборнике «Юношеские сти­хи», подготовленном к печати в 1919 году. Эта книга не вы­шла в свет, но, судя по письмам, он должен был стать этапным на ее творческом пути.

    Особое место в ранних и «юношеских» стихах занимает тема любви. В стихотворении «Следующей» Цветаева напут­ствует молодую душу и предлагает ей в качестве заповеди й девиза самое главное и значительное: быть вечно с любимым и одарять любовью. Как заклинание звучит голос молодой поэтессы: «Люби без мер и до конца люби!» Молодая героиня цветаевских стихов хочет навсегда остаться в памяти своего возлюбленного («Надпись в альбом»), если жизнь разлучает их. Она не жалеет признаний в своей страстной любви, но не торопится перейти от романтической сказки, от чистоты и безгреховности дружеских отношений к страсти («Дет­ская»). Чувство может стать слепым, выбор может оказаться ошибочным, но даже и тогда не нужно спешить с разлукой: ведь «без любви мы гибнем, Чародей!» («Только в очи мы взглянули...»).

    В стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех не­бес...» (1916) перед нами предстает лирическая героиня, ярко эмоциональная (об этом говорят восклицания послед­ней строфы), непреклонная, резкая (поэт использует много­численные тире, передающие эти свойства) и величественно-монументальная (она готова сражаться со всеми землями и небесами). В стихотворении чувствуются тот максимализм^ та безудержность и та страсть, которые станут столь харак­терными для лирики Цветаевой в последующие годы.

    Позже, в 1917 - 1922 годах, Марина Цветаева ищет свой путь в поэзии и пытливо вглядывается в новую действитель­ность, которая так резко менялась на ее глазах. Поэтессу по­ражает и угнетает воцарившийся хаос, повергает в растерян­ность развал сложившегося, устоявшегося и привычного мира. Цветаева остается совершенно одна и воспринимает это одиночество остродраматичесйи: «как луна - одна, в глазу окна», «я, крылатая, была проклятой».

    Заметно усиливается фольклорное начало творчества Цветаевой, единение ее стихов с народным творчеством. И это тоже характерно для романтиков - искать в фолькло­ре «душу нации», «душу Родины».

    Размышляя о своем художественном самоопределении, М. Цветаева громко говорит о высоком предназначении и ве­ликой роли поэта, вдохновенные слова которого светятся, словно зарницы и всполохи («В черном небе - слова начерта-аЬ1...»). Но свой труд она при этом склонна уравнять с трудом крестьянским: «В поте - пишущий, в поте - пашущий!» Знаменательно, что поэт пользуется объединяющим место-Имением «нам», сопрягающим не только поэтов-небожите-Лей, но и всех вечных тружеников. Схожее общее «мы» зву­чат и в стихотворении «Кавалер де Гриэ! Напрасно...», где Поэт переосмысляет роман аббата Прево о Манон Леско и ри­сует голодную толпу, выходящую лиз ночи вьюжной»:

    Вереницею вольной, томной
    Мы выходим из ваших комнат...

    Стихотворение это, кроме такого переосмысления сюже­та романа, примечательно и тем, что М. Цветаева по-прежне­му верна миру романтики.

    Как романтичное воспринимается и имя поэтессы - Ма­рина. И сама она была склонна осмыслять свое многозвучное имя, связывая его с морем (ведь по-латыни оно означает «морская»). На этом сопоставлении строится стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины...». Его обаяние заключается в глубине и сосредоточенности самосозерцания, которое и раньше было свойственно автору: в юношеские годы она написала на схожую тему стихотворение «Душа и имя». Но это вовсе не меланхолическое - в духе старых ро­мантиков - размышление о себе самой. Оно исполнено жи­вости, игры, динамики, подвижности, как те неостановимые волны, о которых идет речь в стихотворении. Ей не чуждо все человеческое, она способна даже на легкие увлечения, она не терпит «каменных» людей. Но не менее радостна она оттого, что создана не «из глины», что она не позволяет себе размяк­нуть, впасть в отчаяние, как иные, тем более - стать чем-то мнущимся и меняющим облик под влиянием чужой воли. Она - как волна, свободная, своевольная и непокорная.

    «Крылатая душа» поэта Марины Цветаевой ярко прояв­ляется в стихотворениях, посвященных теме Родины. Какие бы перемены ни происходили с Россией, как бы Цветаева к ним ни относилась, лейтмотивом ее творчества была безмер­ная любовь к Родине.

    В цикле «Стихи о Москве» возникает образ старой, сред­невековой столицы с куполами и церквями - «нерукотвор­ный град», который лирическая героиня подарила своему другу Осипу Мандельштаму. Россия в поэзии Цветаевой ас­социируется с рябиной, это дерево - своеобразный символ Родины: «Рябина! Судьбина русская».

    Самым щемящим произведением о России можно назвать стихотворение «Тоска по родине!..». Внутреннее состояние лирической героини, казалось бы, никак не зависит того, что она находится вдалеке от Родины. Героиню мучает одиноче­ство, она страдает от враждебности и непонимания окружаю­щего мира, ее «я» противопоставлено «людской среде», и не­важно, где это отъединение от мира происходит: на Родине или на чужбине. Все стихотворение представляет собой по­пытку лирической героини убедить саму себя в том, что ее душа - «родившаяся где-то». Однако чувство Родины не за­висит от рассудка, от голоса разума, оно существует незави­симо от воли человека, поэтому на фоне девяти строф, в кото­рых говорит голос разума, возникает последнее, в котором шепчет сердце:

    Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
    И всё - равно, и всё - едино.
    Но если по дороге - куст
    Встает, особенно - рябина...

    Многоточие в конце стихотворения указывает на то, что у героини больше нет слов, она захлебнулась от «тоски по Роди­не», оказавшейся совсем не «давно""разоблаченной морокой».

    Трудная жизнь и суровые обстоятельства наложили свой отпечаток на внешность М.И. Цветаевой («я серебрюсь») и на ее душевное состояние («непрестанно разбита»). И все же она остается крылатой птицей, находящейся «в полете», «весе­лой пеной», «бренной» и неизменно «высокой».