Актуальные проблемы специального образования. Инновационные тенденции. Основные тенденции маркетинга инноваций. Успехи современного естествознания

Государственный контроль и надзор за деятельностью местного самоуправления

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Государственные гарантии прав местного самоуправления

Государственная поддержка местного самоуправления

Принципы и формы государственного регулирования деятельности местного самоуправления

Лекция 6. Местное самоуправление и государство

Вопросы:

Эффективность деятельности местного самоуправления в значительной мере определяется политикой государства по отношению к нему, системой взаимоотношений между органами государственной власти и местного самоуправления. Государство определяет общие направления своей политики по отношению к местному самоуправлению, обязательные как для федеральных органов, так и для субъектов РФ. Наиболее полно они были сформулированы в Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 15 октября 1999 года N 1370.

Рассматривая систему государственного регулирования деятельности местного самоуправления, следует учитывать, что органы местного самоуправления выступают в ней в качестве не только пассивной, но и активной стороны. Взаимодействие с органами государственной власти является одной из важных составных частей муниципальной политики. Органы местного самоуправления во взаимоотношениях с государством через свои союзы и ассоциации воздействуют на формирование государственной политики в области местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления наделены правом законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ, т.е. они имеют право вносить проекты законодательных актов субъектов РФ или изменений в действующие законодательные акты, подлежащие обязательному рассмотрению.

За рубежом, особенно в федеративных государствах, выработаны эффективная система взаимодействия между уровнями власти и методы преодоления неизбежно возникающих разногласий, в том числе в финансовой сфере. Так, в США создан специальный орган - Комиссия по межправительственным отношениям, куда входит равное число представителей от федеральной власти, властей штатов и местных властей. Органы местного самоуправления во взаимоотношениях с государством, через свои союзы и ассоциации воздействуют на формирование государственной политики в области местного самоуправления. При отсутствии согласия в этой комиссии серьезные решения по распределению финансовых средств по уровням власти не принимаются.



Государственное регулирование деятельности местного самоуправления охватывает широкий спектр воздействий, представленный на рис.

┌────────────────────────────────┐

│ Формы │

│ государственного регулирования │

│ местного самоуправления │

└──┬────┬────────┬────────┬────┬─┘

┌─────────────┴───┐│┌───────┴───────┐│┌───┴─────────────┐

│ Законодательное │││ Экономическое │││ Государственная │

│ регулирование │││ регулирование │││ поддержка │

└─────────────────┘│└───────────────┘│└─────────────────┘

┌──────┴───┐ ┌─────────┴───────┐

│ Контроль │ Государственные

│ и надзор │ гарантии прав

└──────────┘ └─────────────────┘

Рис. Формы государственного регулирования

местного самоуправления

Законодательное регулирование деятельности местного самоуправления осуществляется государством путем формирования правовой базы, включая законодательное определение территорий и границ муниципальных образований, предметов ведения и полномочий. Эти вопросы были рассмотрены в предыдущих разделах.

Экономическое регулирование деятельности местного самоуправления осуществляется путем наделения его имуществом и финансовыми средствами и использования механизмов налогового и бюджетного регулирования. Эти вопросы рассматриваются в разделе 1.11.

2.Государственная поддержка местного самоуправления

Органы государственной власти обязаны создавать необходимые условия для становления и развития местного самоуправления, содействовать населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государственная поддержка осуществляется посредством соответствующих федеральных и региональных программ.

В 1995 году Правительством РФ была принята первая Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления. Она в целом была выполнена. В 1999 году была утверждена вторая программа - Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Большинство ее пунктов также выполнено. В отдельных субъектах РФ были приняты и реализуются региональные программы государственной поддержки местного самоуправления. Существенными компонентами государственной поддержки местного самоуправления являются: методическая помощь, в частности разработка модельных нормативных актов и рекомендаций; информационное обслуживание; развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления.

В администрациях многих субъектов РФ имеются специальные структурные подразделения, ведающие вопросами местного самоуправления. Взаимодействие муниципальных образований с региональными органами власти осуществляется на основе договоров и соглашений, создания координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих.

Государственное регулирование и поддержка местного самоуправления на федеральном уровне реализуются благодаря системе федеральных органов, ведающих вопросами местного самоуправления. Они действуют в Правительстве РФ, в палатах Федерального Собрания РФ. В системе федеральных органов исполнительной власти курирование местного самоуправления возложено на Министерство регионального развития РФ, в составе которого есть соответствующие структурные подразделения.

Государственное регулирование и государственную поддержку местного самоуправления нельзя путать с вмешательством государства в собственные дела местного самоуправления, хотя провести здесь границу бывает трудно.

3.Государственные гарантии прав местного самоуправления

В соответствии с Федеральным законом 2003 года (ст. 3) федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. Они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Система государственных гарантий прав местного самоуправления включает в себя общие и специальные гарантии. Под общими гарантиями понимают законодательные нормы, гарантирующие соблюдение тех или иных прав. В качестве примеров можно привести такие законодательные положения, как недопустимость решения вопросов о территориях и границах муниципальных образований без учета мнения населения, недопустимость осуществления местного самоуправления органами государственной власти, социальные гарантии для муниципальных служащих, право на создание ассоциаций и союзов муниципальных образований, право муниципальных образований на собственную символику и т.д.

Специальные (юридические) гарантии определяют возможность юридической защиты общих гарантий, т.е. конкретные механизмы судебной и иной защиты тех прав и полномочий местного самоуправления, на которые распространяются общие гарантии.

Из этого следует, что (как сказано в ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления) органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления. Граждане, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд общей юрисдикции или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти, государственных должностных лиц, других органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, если эти акты нарушают права граждан на местное самоуправление. Серьезная работа по судебной защите конституционных прав местного самоуправления проводится Конституционным Судом РФ.

Обеспечение судебной защиты прав местного самоуправления, в свою очередь, требует реформы судебной системы, которая не справляется с огромным количеством дел, возникающих при практическом применении законодательства о местном самоуправлении. Многие судьи не имеют должной квалификации в вопросах муниципального права. Решению этой проблемы могли бы способствовать:

Создание во всех субъектах РФ уставных (конституционных) судов, а в судах общей юрисдикции субъектов РФ - коллегий по государственно-правовым вопросам;

Специализация судей по вопросам муниципального права;

Систематическое обобщение судебной практики по делам о защите прав местного самоуправления.

4.Ответственность органов и должностных лиц

местного самоуправления

Наряду с гарантией прав, Федеральный закон устанавливает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за свои действия:

За ненадлежащее исполнение своих функций;

За нарушение законодательства;

За нарушение законных прав и интересов физических и юридических лиц.

Ответственность в данном случае понимается как наступление неблагоприятных правовых и иных последствий для этих органов и должностных лиц за принимаемые ими противоправные решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей и функций. Закон предусматривает три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления:

Перед населением муниципального образования;

Перед государством;

Перед физическими и юридическими лицами.

Ответственность перед населением наступает в результате действий или бездействия органов и должностных лиц местного самоуправления, приведших к утрате доверия к ним со стороны населения. Результатом может быть досрочное прекращение полномочий выборных органов и должностных лиц и другие меры, определяемые уставом муниципального образования.

Ответственность перед государством наступает в случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции и законов РФ и субъектов РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. При этом ответственность за осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий наступает лишь в той мере, в какой они обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ предусматривает специальную процедуру реализации ответственности органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед государством. Законодательный орган субъекта РФ в отношении представительного органа муниципального образования, а глава высшего исполнительного органа субъекта РФ в отношении избранного главы муниципального образования имеют право на досрочное прекращение их полномочий. Это возможно в том случае, если судом будет признано несоответствие законодательству нормативных актов, принятых указанными органами и должностными лицами местного самоуправления, а совершенные противоправные акты не будут ими отменены в установленные сроки после решения суда.

Федеральный закон 2003 года предусматривает также возможность временного осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов РФ. Такая ситуация может возникнуть, если вследствие решений, действий или бездействия органов местного самоуправления муниципальное образование оказывается неплатежеспособным или если при реализации государственных полномочий органами местного самоуправления допускается нецелевое расходование бюджетных средств, полученных за счет субвенций. Нарушение действующего законодательства должно быть установлено судом.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает при нарушении ими чьих-либо законных прав и интересов, причинении имущественного и морального ущерба, невыполнении условий хозяйственных договоров и соглашений и т.д. Ответственность в этом случае наступает в соответствии с гражданским законодательством.

5.Государственный контроль и надзор за деятельностью

местного самоуправления

Не вмешиваясь в решение вопросов местного значения, государство в то же время не может не контролировать деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления. При этом в Российской Федерации (согласно ст. 8 Европейской хартии местного самоуправления) любой административный контроль должен:

Осуществляться только в формах и случаях, предусмотренных конституцией или законом;

Предназначаться лишь для обеспечения законности и конституционных принципов;

Осуществляться так, чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости защищаемых интересов.

Эти принципы не исключают контроля государства над выполнением органами местного самоуправления делегированных им государственных полномочий.

Общий надзор за соблюдением законодательства органами и должностными лицами местного самоуправления возложен на прокуратуру РФ. В случае выявления противоречащих закону правовых актов местного самоуправления прокурор соответствующего уровня обязан принести протест на эти акты принявшему их органу или должностному лицу. Он подлежит рассмотрению в 10-дневный срок или на ближайшем очередном заседании представительного органа муниципального образования. В случае отклонения протеста прокурор вправе обратиться в суд.

Соответствие законодательству устава муниципального образования контролирует орган юстиции, на который возложена его регистрация.

Уполномоченные органы государственной власти контролируют осуществление органами и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Контроль над деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления в отдельных сферах муниципальной деятельности осуществляют уполномоченные федеральные службы: финансового, санитарно-эпидемиологического, земельного, экологического, водного, рыбного, лесного и другого контроля и надзора.

В рамках своей компетенции федеральные службы вправе:

Направлять органам и должностным лицам местного самоуправления рекомендации и методические материалы по решению возложенных на них задач;

При выявлении нарушений или невыполнении возложенных на органы местного самоуправления задач и обязательств направлять им соответствующие предписания;

Издавать и направлять органам и должностным лицам местного самоуправления уведомления о возражении по их решениям и действиям (бездействию) и рекомендовать, исходя из соображений целесообразности и эффективности, в течение определенного срока отменить или изменить указанные решения и действия (бездействие);

Вносить представления в органы прокуратуры в случаях, если органы и должностные лица местного самоуправления не выполнят в установленные сроки направленных им рекомендаций.

Федеральные службы не имеют права вмешиваться в дела местного сообщества за пределами своей компетенции. Они также не вправе отдавать органам и должностным лицам местного самоуправления распоряжения по решению вопросов местного значения.

Судебный контроль призван обеспечить законность, непредвзятость, справедливость. Он является наиболее формализованным, строится исключительно на правовых аргументах и осуществляется всеми видами судов. Судебный контроль в отношении органов местного самоуправления необходим, чтобы обезопасить граждан и юридических лиц от ошибок и незаконных решений этих органов. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Самые распространенные случаи судебного обжалования решений органов местного самоуправления - введение различных не предусмотренных законодательством местных сборов, ограничения на ввоз или вывоз определенных товаров (например, алкогольной продукции), нарушения, наблюдаемые при приватизации объектов муниципальной собственности, выделении земельных участков под застройку и т.п. В качестве истцов в судах выступают физические и юридические лица, чьи законные права нарушаются решениями органов и должностных лиц местного самоуправления, а также прокуроры в случае отклонения их протестов.

6.Взаимоотношения органов местного самоуправления

с территориальными структурами

органов государственной власти

На территории муниципального образования действуют многочисленные территориальные подразделения федеральных органов государственной власти. Правовую основу их деятельности составляют отраслевые федеральные законы и ведомственные нормативные акты. Эти органы не вмешиваются в деятельность местного самоуправления, если это не входит в их должностные обязанности, а органы местного самоуправления не вмешиваются в деятельность органов государственной власти. Для решения общих задач между ними должно быть установлено взаимодействие. Муниципальное образование содействует государственным органам в аренде служебных помещений, выделении земельных участков, оказании социальных услуг для их работников (на средства последних). Решения органов местного самоуправления по вопросам местного значения обязательны для государственных органов и их работников как жителей муниципального образования. К числу соответствующих государственных структур относятся следующие:

1. Силовые, правоохранительные, фискальные органы, т.е. воинские части, военкоматы, суды, органы прокуратуры, МВД, ФСБ, МЧС, исправительно-трудовые учреждения, налоговые, казначейские, таможенные и другие органы, действующие в соответствии с поставленными перед ними задачами. Однако они обязаны согласовывать с органами местного самоуправления проводимые ими акции, способные повлиять на жизнедеятельность населения. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий может давать этим органам отдельные поручения (например, провести проверку, представить информацию и т.п.). Силовые органы информируют главу муниципального образования - при соблюдении необходимой служебной тайны - о состоянии безопасности и правопорядка на территории и о своих мероприятиях. Муниципальное образование оказывает содействие в их работе.

2. Инфраструктурные ведомства, включая естественные монополии (электроэнергетика, газоснабжение, железная дорога, почта, телеграф, средства телекоммуникации и т.п.). Большинство этих компаний стали акционерными, хотя государство сохранило решающее влияние на их деятельность, обладая нередко контрольным пакетом акций. Деятельность инфраструктурных ведомств оказывает огромное воздействие на жизнеобеспечение местных сообществ. Они могут выполнять отдельные поручения главы муниципального образования в пределах его компетенции. Но в целом органы местного самоуправления практически не могут оказывать существенное влияние на деятельность естественных монополий и их ценовую политику.

3. Федеральные службы, осуществляющие государственный контроль и надзор в отдельных сферах деятельности (в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, экологии и природопользования, транспорта, по тарифам, служба финансово-бюджетного надзора и др.). Их задача - проверять соблюдение законодательства и норм в соответствующих сферах всеми субъектами деятельности на территории муниципального образования, в том числе и самими органами местного самоуправления. Федеральные службы обязаны информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, выдавать нарушителям предписания об устранении нарушений. Органы местного самоуправления содействуют устранению нарушений и обязаны рассматривать адресованные им, а также муниципальным предприятиям и учреждениям предписания, а также принимать соответствующие меры. Некоторые федеральные службы наделены правом наложения штрафных и иных санкций в административном порядке.

4. Территориальные подразделения Федеральной службы по труду и занятости. Совместно с органами местного самоуправления они проводят большую работу по созданию и регулированию рынка рабочих мест, переподготовке кадров, учету граждан, нуждающихся в трудоустройстве, выплате пособий по безработице, снижая тем самым уровень социальной напряженности на местах.

5. Территориальные органы Государственного пенсионного фонда, работающие в тесном взаимодействии с муниципальными органами социальной защиты населения.

6. Территориальные органы Федеральной службы государственной статистики. Органы местного самоуправления обязаны безвозмездно предоставлять им всю необходимую информацию в установленном порядке. Со своей стороны органы местного самоуправления заинтересованы в получении от статистических органов сводной, обзорной и аналитической информации и могут устанавливать с ними договорные отношения.

7. По ряду сфер деятельности, где имеются общие интересы государства и местного самоуправления, существуют органы двойного подчинения. Примером является милиция. На нее возложена как задача борьбы с преступностью, которая является государственным делом, так и охрана общественного порядка, относящаяся по законодательству к вопросам местного значения. Во многих странах государственная и местная полиция разделены и имеют собственные полномочия. По российскому законодательству милиция является государственным органом, но местное управление (отдел) внутренних дел находится в двойном подчинении, считаясь подразделением местной администрации. Оно оперативно подчиняется главе местной администрации, в то время как финансирует местное управление внутренних дел, назначает и снимает его начальника руководитель органа внутренних дел субъекта РФ. Федеральным законом 2003 года предусматривается передача организации охраны общественного порядка на территориях муниципальных районов и городских округов органам муниципальной милиции, которая должна быть создана.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные формы государственного регулирования деятельности органов местного самоуправления?

2. На каких принципах должны строиться взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъекта РФ?

3. Кто и в каком порядке осуществляет общий надзор за соблюдением законодательства органами и должностными лицами местного самоуправления?

4. Какие органы государственной власти и по каким вопросам вправе осуществлять надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления?

5. За что наступает и в каком порядке реализуется ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами?

6. Каковы общие и специальные гарантии прав местного самоуправления?

7. Какие структуры федеральных органов государственной власти функционируют на территории муниципального образования и как должны строиться их взаимоотношения с органами местного самоуправления?

8. Объясните порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

9. Перечислите основные положения, которые должен содержать федеральный закон, закон субъекта РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

10. Какими нормативными правовыми актами осуществляется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями?

11. Каков порядок финансового обеспечения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления?

12. Каков порядок дополнительного использования органами местного самоуправления собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий?

13. Объясните, как вводятся в действие положения федеральных законов, законов субъекта РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями?

14. Как осуществляется контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий?

государственный местное самоуправление полномочие

Местное самоуправление является одной из форм народовластия, через которую осуществляется выражение власти народа.

Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

* Население осуществляет свое право на местное самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.

Таким образом, есть все основания говорить о самостоятельной разновидности власти народа, осуществляемой на местном уровне, т.е. о местной или муниципальной власти, которая, будучи публичной, не является государственной властью. Поэтому справедливо определить муниципальную и государственную власти как самостоятельные формы публичной власти, поскольку и та и другая есть выражение власти народа, каналы непосредственного осуществления которой совпадают и разнятся лишь пространственным территориальным уровнем их проявления. Государственная власть осуществляется на федеральном и региональном уровнях, муниципальная власть -- в городских, сельских поселениях и на других территориях муниципальных образований.

Самостоятельность муниципальной власти находит свое выражение в отделенности, обособленности местного самоуправления от государства и его структур, что прямо закреплено в ст. 12 Конституции РФ: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Структура этих органов, в соответствии со ст. 131 Конституции РФ, определяется населением самостоятельно. Свое правовое закрепление структура местной власти получает в уставе муниципального образования.

Самостоятельность местной власти проявляется также в обязанности для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.9

Самостоятельный характер местной власти выражается в наличии собственных предметов ведения местного самоуправления и полномочий, которыми обладают органы местной власти.

Самостоятельность местной власти тесно связана с конституционно установленными гарантиями местного самоуправления. В их числе:

  • * право на судебную защиту;
  • * право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти;
  • * запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами.

Будучи самостоятельной, местная власть несет ответственность за свою деятельность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.Исторический аспект исследования данного вопроса непосредственным образом связан с выявлением основных параметров соотношения государственных и самоуправленческих структур, их взаимодействия в процессе становления и развития государства, его выделения из общества и функционирования как относительно самостоятельного многопланового социального явления.

Касаясь истоков соотношения названных структур, связанных с проблемой происхождения государства, в научной литературе в последние годы все активнее обсуждается теория происхождения государства не только как результат борьбы антагонистических классов, но и в силу действия иных факторов, прежде всего задач управления. В этой связи, опираясь на данные истории, этнографии, археологии, которые, по мнению А. И. Ковлера, дают основание считать, что "происходило не некое поглощение государством институтов общинно-родового самоуправления, а поэтапное "огосударствление" институтов самоуправления в смысле их дальнейшего развития на собственной основе до размеров институтов государственного управления". Важнейшим фактором такого "огосударствления" стало усложнение задач управления разросшихся общностей -- племени, этнической группы, народности. Возникают обособленные функции управления и властвования. При этом в сферу управления естественным образом вживаются институты общинно-племенного самоуправления, причем в одних случаях -- в малых, компактных общинах -- управление и самоуправление выступают как тождественные понятия, в других -- больших по территории и населению общинах -- самоуправление выступает как автономия в рамках общей системы управления. Но и в том и в другом, случае самоуправление утрачивает свою самодовлеющую самостоятельность, подчиняясь основным целям и задачам политического властвования10.

Таким образом, с возникновением государственно-организованного общества самоуправление утрачивает свою изначальную самостоятельность и становится либо придатком государственной структуры, продолжением государственной власти на местном уровне, либо обособленным от государства институтом гражданского общества, оставаясь относительно самостоятельным от государственных институтов, но в любом случае действующим в рамках государственно-правовых предписаний.

На протяжении всей истории государственности прослеживается тесная органическая взаимосвязь между развитием государства и самоуправлением. В различных типах государства, на разных этапах эволюции существовали различные модели местного самоуправления, которые, в конечном счете, всегда следуют за государственным развитием, подчиняясь предписаниям, которые устанавливает государство, будь то в форме правовых норм либо в форме директивных указаний, и тем самым практически всегда зависят от типа государства, его устройства, формы правления и политического режима.

Такая взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал обусловлена более глубинными и объективными факторами, в числе которых степень социально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальных групп -- классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы или сотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенности геополитического положения, исторического развития, демографического состояния общества и др. Мы только называем эти факторы, поскольку их анализ выходит за рамки избранной темы.

Сложная природа местного самоуправления является объективной предпосылкой формирования противоречивых взглядов на природу этого института и его сущность.

Современное местное самоуправление, будучи формой самоорганизации населения, имеет признаки как государства, так и общественных институтов. Местное самоуправление в современных условиях имеет двойственную природу и по своей сути является общественно-государственным институтом.

Российская и зарубежная практика развития местного самоуправления свидетельствует о тесной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимопроникновении государственных и самоуправленческих начал. Анализ соотношения государства и местного самоуправления позволяет выявить ряд их общих признаков, в том числе: оба являются институтом общественного развития; каждый из них имеет территориальную организацию; имеют один источник власти -- народ; осуществляют публичную власть, одна разновидность которой -- государственная власть -- распространяется на всю территорию, другая -- муниципальная власть -- на территории местного самоуправления; осуществляют сбор налогов; осуществляют функции по обеспечению общественной безопасности и порядка -- одни (государственные структуры) в виде органов внутренних дел и других силовых структур, другие (самоуправленческие структуры) -- в виде муниципальных органов охраны общественного порядка; осуществляют правовое регулирование и управление, т.е. имеют собственные правовые акты, а также собственные аппараты управления.

Следует также иметь в виду общие социально-экономические, духовные и политико-правовые основы, на которых строятся российское государство и самоуправление, закрепленные ныне в ряде статей гл. 1 "Основы конституционного строя" Конституции РФ. Это -- демократический, правовой характер общества; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; провозглашение многонационального народа единственным источника власти в Российской Федерации; равенство прав, свобод и обязанностей граждан Российской Федерации на всей ее территории; социальная направленность политики Российской Федерации; единство экономического пространства; равная защита всех форм собственности; политическое и идеологическое многообразие; обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы; включение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской. Федерации в российскую правовую систему.

Далее: общие принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В их числе: народовластие; законность; гласность; выборность представленных органов, их самостоятельность и независимость друг от друга и от общественных объединений; разграничение предметов ведения и полномочий; учет общественного мнения; оптимальное сочетание централизации и децентрализации.

Местное самоуправление в широком понимании -- это институт самоорганизации общества. В силу своей двойственной природы, как общественной, так и государственной, оно может реализоваться в виде властного института. И именно в таком виде местное самоуправление существует сегодня в России и гарантируется действующей Конституцией. В то же время местное самоуправление может реализовываться в виде территориального общественного самоуправления. Наконец, местное самоуправление может существовать в сочетании как первого, так и второго.

Властная структура государства должна включать в себя как институт государственной власти, так и властную составляющую местного самоуправления. Речь идет о местном самоуправлении, предусмотренном Конституцией РФ. Вместе с тем остается принципиальный вопрос о соотношении государственного и общественного элемента в современном государстве, т. е. о соотношении государственной власти и местного самоуправления как институтов публичной власти.Становление государства резко меняет роль и место местного самоуправления в организации общественной жизни и в системе власти. Местное самоуправление начало длительный (на протяжении столетий и тысячелетий) период поиска своего места в государственной системе. С развитием государства формы и принципы организации управления на местах претерпевали изменения. Местное самоуправление принято рассматривать в аспекте расширительного толкования в качестве одной из возможных форм самоорганизации населения на локальном уровне, выражающейся в самостоятельном (т.е. относительно независимо от государства) решении местных вопросов. Хотя опыт государственного и общественного строительства демонстрирует хаотичность формирования современных форм и принципов реализации местного самоуправления, все же в этом процессе можно проследить определенную закономерность. В исследованиях отмечается, что этот процесс носил циклический характер, периоды расцвета которого сменялись периодами кризиса. И определяющую роль в этом процессе играло государство и уровень социально-экономического развития общества и государства в целом. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, на определенном этапе исторического развития наблюдалось огосударствление местной жизни. Государство в этот период было достаточно мощным для того, чтобы взять часть местных дел на себя. В другие же периоды, когда государство слабело, местное самоуправление брало на себя решение локальных, а также государственных вопросов, набирало силу, в то время как органы государственной власти сосредотачивались на решении главных государственных дел.

Подобное перераспределение полномочий в целом укрепляло государство и было основой его развития на новом качественном уровне.

Государство -- это сложная система, имеющая в своем составе социально-экономические и территориально-государственные формирования (субъекты Федерации), в пределах которых существуют более мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство воплощает в себе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и социальных групп, обусловленных проживанием на определенной территории.

В настоящее время организация самоуправления стала одной из важнейших политических задач.11

Самоуправление в политологии рассматривается как тип управления, при котором объект и субъект управления совпадают. Самоуправление, по мнению политологов, основывается на принципах свободы, равенства и непосредственного участия в управлении. Самоуправление традиционно рассматривается альтернативой государственному управлению.

Местное самоуправление -- важнейший элемент организации публичной власти. Его специфика, как отмечается в научной литературе, заключается в двойственной политической природе. С одной стороны, органы самоуправления интегрированы в единый государственный механизм управления страной. Местное самоуправление имеет действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, наделенный правом использовать "средства законодательно инсинуированного насилия", оно может самостоятельно формировать бюджет, устанавливать и собирать налоги. С другой стороны, местное самоуправление является важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ (использующей в числе прочих и механизмы прямой демократии). Поэтому ему свойственны: относительная независимость как от органов государственной власти, так и от внегосударственных структур (двоякого рода автономия); способность осуществлять коллективные акции по защите и достижению своих интересов (коллективное действие); отсутствие стремления присваивать себе функции по управлению политикой в целом (неузурпация чужих полномочий); готовность действовать в рамках сложившихся гражданских и правовых норм (гражданственность).

Возможность передачи органам местного самоуправления полномочий как федеральных органов, так и органов субъектов Федерации определяет роль органов местного самоуправления как одной из составляющих Российского федеративного государства.

Развитие местного самоуправления нуждается в поддержке федерального Центра, его политических решениях, опирающихся на гражданские инициативы населения. Становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего реализацию ряда норм Конституции РФ о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.

Cтановление местного самоуправления нуждается в разработке института осуществления им государственных полномочий прежде всего в социальной сфере -- наиболее близкой и болезненной для населения. Между тем вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями, в том числе и в социальной сфере, относятся к малоизученным12.

Между тем хроническое невнимание, едва ли не безразличное отношение к государственной власти, к жизни населения достигли критической отметки, позволяющей прийти к неутешительному, но, увы, аргументированному выводу о том, что государственная власть сегодня не выполняет свое социальное назначение. Конечно, местное самоуправление не в состоянии закрыть прорехи в государственной социальной политике.

Социальная сфера -- это то, где должно быть четкое и интенсивное взаимодействие государственной власти и местного самоуправления во имя интересов населения, каждого человека.

Задача местного самоуправления -- обеспечить социальный комфорт каждому члену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства -- о создании достойного уровня жизни человека.

Именно в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних условиях, когда парламентская демократия повсеместно развенчивает себя. По справедливому замечанию А. И. Ковлера, "представительная демократия все больше становится дорогостоящим ритуалом, государство отдает все больше сфер социального обеспечения на откуп частным компаниям"13. В этих условиях роль местного самоуправления, безусловно, должна возрастать.

Проблематичной остается управляемость в субъектах РФ. Практика выдвигает проблему усиления роли федеральных органов государственной власти в сфере влияния на деятельность органов местного самоуправления. И, вероятно, в этих целях было бы целесообразно установить формы контроля со стороны федеральных органов государственной власти за деятельностью должностных лиц муниципального образования, а также предоставить право федеральным органам государственной власти участвовать в решении отдельных вопросов местного значения, имеющих государственную важность, определив при этом предел государственного регулирования таких вопросов.

Полагаем не отвечающим социальному предназначению местного самоуправления утверждение о том, что оно якобы должно поставить пределы государственной власти14.

С нашей точки зрения, принципиально неверно противопоставлять местное самоуправление и государственность. Как показывает исторический опыт самоуправления в России и за рубежом, гарантом становления и развития местного самоуправления выступает государство.

Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства, общества, институтом прав и свобод человека и гражданина, необходимо подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из форм демократии -- как непосредственной, так и представительной.

Общественные начала в местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населения в решении вопросов управления государственно-общественными делами. Общественное в местном самоуправлении проявляется в непосредственном участии граждан в формировании и осуществлении ряда функций самоуправления (собрания, сходы, выборы, референдумы). Оно, равно как и государственное начало, закреплено в нормах Хартии, конституций, законов и других правовых актах.

Сочетание государственного и общественного в самоуправлении очень важно в практическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшие общественно-государственные задачи.

Таким образом, если смотреть на проблему широко, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем больше государство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением, тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общее управление.

Представляется необходимым:

  • * разграничить полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • * создать систему правовых гарантий, обеспечивающих защиту прав и интересов местного самоуправления от необоснованного вмешательства в их деятельность должностных лиц и органов государственной власти.

В число назревших вопросов, с нашей точки зрения, входит вопрос о предоставлении органам местного самоуправления права непосредственного обращения в Конституционный Суд РФ по вопросам собственной компетенции и законных прав граждан.

Необходимо также законодательно закрепить принципы и порядок взаимодействия территориальных структур федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Необходимо создать законодательный механизм, направленный на повышение статуса представительного органа местного самоуправления и его председателя.

Органы местного самоуправления самостоятельно решают отнесенные к их компетенции вопросы жизни и деятельности местных сообществ. Это позволяет федеральным и региональным органам сконцентрироваться на ответственных для них вопросах общего руководства, координации и контроля.

Муниципальная власть при наличии финансово-экономических гарантий, призванная удовлетворять основные, насущные потребности населения, может стать стабилизирующим фактором в случае социальных кризисов. Справедливо отмечается, что значение местного самоуправления в современных условиях России определяется его возможностями как интегрирующего фактора: оно объединяет людей, проживающих в границах муниципального образования, предоставляя равные возможности для решения общих проблем, независимо от социального статуса индивидов, их национальной принадлежности, политических пристрастий и проч. Оно может способствовать предотвращению национальных и религиозных конфликтов, так как строится не по этническому и конфессиональному признаку. Работа в органах местного самоуправления может стать механизмом отбора новой генерации российской политической элиты -- это будут молодые энергичные политики, управленцы, прошедшие "сито" муниципальных выборов, знающие реальные проблемы населения и продемонстрировавшие умение эффективно их решать.

Таким образом, анализ проблем соотношения общества, государства, местного самоуправления, личности позволяет сделать вывод о том, что местное самоуправление является относительно самостоятельным институтом гражданского общества, выступающим в качестве территориально-управленческой структурной части в системе гражданского общества15. В этом качестве местное самоуправление выступает как связующее звено в системе централизованного и децентрализованного управления. В рамках своих полномочий оно самостоятельно управляет местными делами, решает переданные ему отдельные государственные полномочия, используя различные формы самоорганизации и самореализации.

В качестве первой следует назвать увеличение доли новых товаров, продвигаемых на рынки, в общем их объеме, в связи с чем отмечается переход от сосредоточения организации маркетинга в специальном отделе или службе компании к ориентации на маркетинговые стратегии в деятельности всей фирмы или предприятия и утверждение инновационного маркетинга и менеджмента в его единстве.

Теперь в компаниях понимают, что маркетингом должны заниматься не только маркетологи, торговый персонал и работники отдела обслуживания; каждый работник компании может повлиять на покупателей при продаже товаров-новинок. Как следствие - современные компании в управлении ключевыми процессами начинают делать акцент на междисциплинарной командной работе.

Вторая тенденция развития современного маркетинга состоит в переходе компаний, банков и других бизнес-структур в своей маркетинговой деятельности, основанной на инновациях, от организации маркетинга по товарам и услугам к маркетингу по покупательским сегментам. Например, такой стратегии придерживается ростовская риэлтерская компания "Нирлан", сочетающая в своей деятельности активную куплю-продажу квартир и домов (с чего они начинали в 90-х годах), с продажей жилья в рассрочку, в сочетании с ипотекой и другими новыми схемами продаж и оплаты через кооператив "Новосел", а также с работой на целевом сегменте деловой недвижимости.

Третья тенденция состоит в растущей значимости для компаний-инноваторов стратегического маркетинга. Именно он нацеливает компанию на новационные и привлекательные экономические возможности и направления, адаптированные к ее ресурсам и преимуществам, обеспечивающие потенциал для роста рентабельности.

Как показал анализ, достаточно эффективный стратегический маркетинг, ориентированный на производство и реализацию товаров инновационного характера, реализуется компанией "Регата", одним из лидеров ростовского рынка водочных изделий. ТПА "Регата" освоила не только российский, но и ряд зарубежных рынков водки. Компания производит 29 марок водки и настоек, из которых за рубеж экспортируются "Белая березка" и "Red Army", относящиеся к классам премиум и суперпремиум соответственно. Продукция "Регаты" достаточно успешно продается в странах ближнего зарубежья (Азербайджан, Армения, Казахстан, Украина). Постоянный экспорт водки "Red Army" налажен в два штата США, где она пользуется, по выводам маркетологов компании, устойчивым спросом.

Реализуя инновационную стратегию, компания объединила два стратегических подхода: стратегию глобального маркетинга товаров класса "люкс" и стратегию технологической инновации (очистка водки проходит тройной путь на четырех фильтрах, в результате чего "Red Army", является единственной водкой в мире, которая готовится приблизительно две недели).

Четвертая тенденция современного маркетинга инноваций - переход от сохранения устойчивых и малоизменяющихся в течение ряда лет рыночных позиций к постоянному поиску новых. Реальное проявление этой тенденции можно проиллюстрировать весьма динамичным поведением на рынках ростовской компании "Атлантис-Пак", созданной в 90-х годах, но уже занимающей лидирующее положение в России и СНГ по продажам полиамидных колбасных оболочек. В 2004 г. по объемам производства этой продукции "Атлантис-Пак" вышел на первое место в мире.

Пятую выявленную тенденцию представляется правомерным сформулировать как все более расширяющееся ведение инновационного маркетинга в рамках Интернет-пространства. При этом проникновение данных технологий характерно практически для всех корпораций, предприятий и даже небольших фирмочек. Каждый из рыночных субъектов считает непременным атрибутом успешности маркетинга своей компании использование Интернет-технологий.

Такие технологии обусловили появление совершенно нового подхода к ведению бизнеса - электронной коммерции.

Приобретение товаров, услуг и информации у различных онлайновых поставщиков представляют собой е-закупки. При умелом подходе компании по всему миру сегодня экономят на этом миллионы долларов. Е-маркетинг развивается в направлении информирования покупателей, совершенствовании коммуникаций, продвижения и продажи товаров и услуг через Интернет. "Е" теперь присутствует в таких понятиях, е-финансирование, е-обучение, е-сервис. Как заметил известный маркетолог К. Келлер, "е" в конечном итоге исчезнет, так как практически весь бизнес станет онлайновым.

Конец XX-начало XXI веков отмечены созданием специализированных Интернет-компаний, реализующих новые товары и услуги исключительно через Интернет. Их цели : реализация в Интернете полного бизнес-цикла, ориентированного на получение прибыли от торгово-закупочной деятельности или от оказания услуг. Концепция: создание интерактивного сайта, обеспечивающего работу с клиентами (online-заказы, каталоги товаров и услуг, прайс-листы, информация и т.п.); налаживание системы поставок и складской системы, если это необходимо; организация системы доставки заказов; подключение к системам приема платежей через Интернет.

Подобные Интернет-магазины появились в конце 90-х годов и в России. Город Ростов-на-Дону также имеет данные бизнес-структуры (около 1% от общего их числа в общем количестве представленных), которые перманентно появляются и исчезают.

В связи с деятельностью таких компаний возникла проблема "мыльного пузыря" электронной коммерции. В конце 1990-х годов капитализация виртуальных фирм достигла астрономических величин. В некоторых случаях она даже превысила капитализацию таких компаний, как United Airlines и PepsiCo. Виртуальные фирмы считались основной угрозой традиционным организациям. Так было вплоть до 2000 года, когда инвестиционное безумие прекратилось так же резко, как и началось.

В настоящее время имевшее в 90-е годы представление о супервозможностях электронной коммерции и всесильности виртуальных компаний, таких как Интернет-провайдеры, коммерческие web-сайты, поисковые системы, транзакционные, информационные и прикладные web-сайты существенно трансформировалось в убеждение, что и в этих компаниях должен быть собственный хороший маркетинг и менеджмент, а сами они с успехом могут обслуживать как потребительские рынки, так и деловые.

Именно в сфере В 2В (бизнес-ту-бизнес), развитие рынков для которого является еще одной существенной тенденцией современной рыночной системы, такие компании делают наиболее значимые успехи. Деловые сайты (business-to- business, В 2В) по объемам коммерческих операций не только не уступают, но и опережают потребительские. С развитием таких сайтов во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями происходят кардинальные перемены. Компании пользуются деловыми аукционами, баннерными механизмами, онлайновыми каталогами товаров, бартерными сайтами и другими онлайновыми ресурсами.

В Канаде, например, именно через интернет-компании проходит значительная часть предоставляемых розничных кредитов. Эффективность совместной работы финансовых институтов с такими компаниями с использованием электронной подписи, обусловлена тем, что розничные кредиты - идеальный товар для Интернета: они стандартизированы, эта сфера различается разнообразием "покупателей", а объем транзакций велик, что позволяет зарабатывать на большом объеме операций.

Расширение Интернет-технологий способствовало формированию шестой тенденции в маркетинге - появлению и диверсификации сетевой экономики, обеспечивающей ускорение разработки и продаж на рынках новых товаров.

В новых условиях делового мира - при обострении конкурентной борьбы, когда увеличиваются объемы предложения и появляются новые виды товаров, - альянс является не просто одной из возможных форм развития, а, скорее, необходимостью. Как говорит Джим Келли, директор по маркетингу корпорации Coca-Cola, заключившей целый ряд глобальных партнерских соглашений, "на смену старой истине "не способен победить - присоединяйся" приходит "присоединяйся - и ты непобедим". Фактически все занимающиеся разработкой новых технологий программного обеспечения, телекоммуникаций, биотехнологий компании уже рождаются "глобальными".

Альянсы формируют даже гигантские транснациональные корпорации. Весьма активно сетевая экономика развивается в сфере торговли. Осуществляемый нашей кафедрой мониторинг и пилотные обследования позволяют сделать вывод о том, что более трети торгового оборота по продовольственным товарам, обуви и тканям в Ростове-на-Дону обеспечивается через сети появившихся в последние годы супермаркетов и специализированных магазинов довольно известных фирм. Именно в них реализуется значительная часть товаров-новинок.

С данной особенностью организации торговой сети связана и седьмая тенденция современного маркетинга , такая как ориентация на продажу товаров-новинок или традиционных их видов и марок, но существенно лучшего качества, с большим числом функций.

Для увеличения дохода для компаний все более актуализируется ориентир на новые товары и выход с ними на новые рынки. Инновационные разработки предопределяют будущее компании; новинки, приходящие на смену старым, или улучшенные версии товаров позволяют поддерживать или увеличивать объем продаж. Некоторые компании ставят разработку новых товаров превыше всего остального. 3M Company, одна из самых инновационных компаний в США, уделяет новым товарам огромное внимание. 3М выпускает более 50 тыс. наименований товаров, включая наждачную бумагу, клейкие ленты, фотопленки, волоконно-оптические соединители. В год компания вкладывает в исследования и разработки свыше $ 1 млрд. В мире на нее работают более 6 тыс. ученых, ежегодно предлагающих великое множество новых идей. В 2005 году выручка 3М составила $ 18 млрд. В компании действует правило: любой работник может до 15 % рабочего времени тратить на свои личные проекты. Благодаря этому на рынке появились такие товары, как клейкие листочки "Post-it", лента-корректор и фирменная технология микрорепликации. Помимо собственно научного процесса в компании следят за тем, чтобы разработки имели коммерческий потенциал. Для этого уже на ранних стадиях создания товаров и обеспечивается взаимодействие ученых и маркетологов, под наиболее вероятных "победителей" выделяется больше ресурсов.

Российские, в частности ростовские компании, насколько позволяют им обстоятельства с точки зрения конкурентоспособности предлагаемой ими на рынки продукции, стремятся также утвердиться с товарами или технологиями - новинками. Так, достаточно перспективной с этой точки зрения является винтокрылая техника ОАО "Роствертол". Сотрудничество с этой компанией в сфере маркетинга позволило в одном из наших проектов сформулировать рекомендации по использованию некоторых технологий из международного маркетинга.

С инновациями в реализуемых товарах связаны и инновации собственно в маркетинге. Часть из них уже была представлена в изложенной выше информации: интегрированный, социально-ориентированный, целевой, сетевой маркетинг, Интернет-маркетинг, включенный в глобальные сети.

Еще одна из тенденций современного маркетинга инноваций , относящихся к числу новых технологий - развитие прямого маркетинга. Данный вид маркетинга представляет собой использование каналов, напрямую связывающих поставщика с потребителем, с целью охвата потенциальных потребителей или представления им товаров и услуг без использования маркетинговых посредников. К этим каналам относятся прямая почтовая (адресная) рассылка, каталоги, телемаркетинг, интерактивное телевидение, web-сайты, мобильные устройства.

Прямой маркетинг, как инновационная технология, обеспечивающая успешную продажу товаров-новинок, направлен на получение некоторого измеримого отклика, которым обычно является заказ со стороны потребителя. Поэтому прямой маркетинг еще иногда называют маркетингом прямых заказов. В настоящее время многие специалисты прямого маркетинга используют его как инструмент установления долгосрочных взаимоотношений с покупателями. Они рассылают поздравления с днем рождения, различные информационные материалы, небольшие подарки отдельным клиентам. Авиакомпании, гостиницы и другие организации устанавливают тесные взаимоотношения с клиентами посредством так называемых наград за частоту покупок и создания клубов потребителей.

Прямой маркетинг является одним из наиболее быстро развивающихся путей обслуживания покупателей. Это особенно характерно для деловых рынков, где содержание торгового персонала обходится все дороже, и поэтому адресная рассылка и телемаркетинг применяются все чаще.

Данная тенденция является отражением перехода от массового маркетинга к персональному. Именно персонификация маркетинга является его наиболее существенной чертой в XXI веке. Основные принципы такого маркетинга инноваций следующие:

  • · Направление основных усилий на обслуживание наиболее ценных клиентов.
  • · Определение существующих и потенциальных покупателей. Не следует гнаться за всеми.
  • · Дифференциация покупателей по: 1) потребностям в товарах-новинках и 2) прибыльности для компании. На обслуживание наиболее прибыльных покупателей (НПП) фирма должна тратить в пропорции больше денег.
  • · Общение с индивидуальными покупателями для получения дополнительных знаний об их потребностях в новых товарах и формирование более тесных взаимоотношений.
  • · Кастомизация новых товаров, услуг и сообщений для каждого покупателя.

«Инновационные
тенденции в образовании»
Инновация – это нововведение. Постоянные изобретения и поиск позволяют
сказать, что образование всегда было инновационной областью, а появление
информационных технологий в образовании открыло целый ряд различных
инновационных направлений. Какие же педагогические инновации в
образовании сегодня наиболее популярны?

Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально
новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение
ЕГЭ, электронный дневник и др. Модификации стандартных педагогических
приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении
определенного материала, также можно назвать инновациями. Эти новшества
в образовании могут быть разработаны самим учителем и применяться только
в рамках конкретного класса, а могут быть одобрены руководством школы
для использования всем педагогическим коллективом.
Подробнее рассмотреть виды инноваций можно, классифицировав их:
1. По новизне:
абсолютно новые, впервые созданные (открытия);
содержащие уже известные элементы (состоящие из объединенных блоков,
которые сами по себе давно известны, но малоэффективны).
2. По объектам образования:
обновление школы;
обучение и воспитание;
социализация учащихся;
сохранение здоровья учащихся.
3. Виды инноваций в образовании можно также классифицировать по
масштабам их внедрения:
в конкретной школе, коллективе, микрорайоне;

по всей стране, региону;
использование только автором инновации.
4. По авторству инноваций:
результат коллективного творчества;
индивидуальный проект.
5. По источникам инноваций:
внешний заказ;
собственный замысел.

Сейчас у многих на слуху такие понятия, как «интерактивные технологии и
методы», «инновации», «мультимедийные учебные материалы» и многие
другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но с другой стороны
имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная школа на данном
этапе образования должна отвечать определенным требованиям. Это в
основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами,
проекторами, то есть информационными ресурсами.
В школьном образовании существует различные педагогические инновации, и
каждое учреждение использует свои наиболее «прижившиеся» или
традиционные инновационные технологии в образовании.
Игровые технологии самые применимые в образовании, так как
применяются не только на всех уроках в начальных, но и в старших классах.

Личностно­ориентированное обучение создает условия для
самоопределения школьников в выборе будущей профессии, для лучшего
усвоения ведутся элективные курсы.
На всех уроках используются здоровьесберегающие технологии, смысл
которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на
здоровье ученика, связанное с процессом учебно­воспитательной работы.
Проектно ­ исследовательская технология или по­другому продуктивное
обучение включает в себя активное обучение, то есть методы исследования,
сбора, обобщение результатов учеником. Применяется на уроках
информатики, иностранного языка, технологии и других.
Блочно ­ модульная технология ориентирована на различные виды
самостоятельной, посильной работы учащегося, например, изготовление
наглядных пособий, написание творческой работы, выполнение упражнений.
Эта технология учит ребенка самому искать информацию, изучать и получать
знания в новом виде.
Инновационные процессы в образовании имеют свои плюсы:
Во­первых, пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной
деятельности, особенно по проектированию.
Во­вторых, отмечается, что использование такого обучения создает более
комфортный психологический климат для ученика, в частности снимает
напряжение при общении с учителем.
В­третьих, для ребенка открыто творческое пространство, благодаря
которому увеличивается число качественных и интересных работ.

В­четвертых, информатизация стимулирует не только учащихся, но и
привлекает педагогов в большей степени из­за повышения
производительности его труда и культуры. Следует отметить, что все
технологии тесно связаны друг с другом и учитель может их комбинировать в
своем методе преподавания.
Таким образом, современные образовательные технологии в школе могут
повысить эффективность обучающего процесса, воспитать полноценную,
всесторонне развитую личность и решить другие задачи, стоящие перед
образовательным учреждением в нашем обществе.