Как определить функционально смысловой тип речи. Функционально – смысловые типы речи, их признаки. Задания к тексту

В главе 2 рассматривались различные значения термина «речь», одно из которых синонимично термину «текст». Таким образом, текст – это продукт речевой деятельности, это пространство высказывания, в пределах которого формируется стратегия речи. В 70-80-е годы XX в. лингвистических исследованиях текста отчетливо выявились два направления: функциональная типология, основанием которой явились социальные функции и цели использования текстов, и структурная типология, обращенная к внутренней организации текстов.

Функциональный подход к типологии текстов сближает типы речи с жанрами: повествование, описание, рассуждение.

Под типом речи понимается текст (или фрагмент текста) с определенным обобщенным значением (предмет и его признак; предмет и его действие; оценка события, явления; причинно-следственные отношения и т.д.), которое выражается определенными языковыми средствами .

Функциональный тип речи - тип речи, зависящий от целей и смысла монологического высказывания.

Формируя понятие о функциональных типах речи, учитывают совокупность существенных признаков: (1 ) функция (отсюда - функциональный тип речи); (2) значение (отсюда - смысловой тип речи); (3) структура и языковые средства.

По функции тексты (типы речи) делятся на: (а) тексты, в которых отражается реальная действительность; (б) тексты - мысли человека о реальной действительности.

По значению тексты (типы речи) делятся на описание, повествование, рассуждение.

Первые два типа речи предполагают соотношение с миром предметов (в широком смысле), последний - с миром понятий, суждений.

Описание - это функционально-смысловой тип речи, при котором дается изображение какого-либо явления путем перечисления его характерных признаков.

Композиционная модель этого типа речи: объект описания - его признаки - общая картина, образ. С точки зрения объекта описания выделяют следующие типы: портретное, интерьерное, пейзажное, бытовое, научно-техническое, описание положения дел. Описание предполагает перечисление признаков (постоянных или однородных), поэтому отличается статичностью. В текстах-описаниях признаки предмета - это та новая информация, ради которой создается высказывание. Отправная точка - сам предмет или его часть. Развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки, поэтому связь предложений в описаниях обычно параллельная. Глаголы употребляются в форме несовершенного вида. Основу описания составляет предметная лексика. Описания стилистически неоднородны. Особенно явно эта разница обнаруживается между описанием художественным и научно-деловым.

В некоторых случаях говорят о динамическом описании. Обычно оно небольшое по объему, включено в событие и не приостанавливает действия. Например, пейзаж дается через восприятие субъекта по ходу его передвижения («Степь» А.П. Чехова).

Повествование - это функционально-смысловой тип речи, представляющий собой изображение действий и событий во времени. Композиционная модель: завязка - раз витие действия - кульминация - развязка.

В повествовании отдельные предложения связаны цепной связью. Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые, сменяя друг друга, показывают развертывание повествования. Глаголы-сказуемые, как правило, находятся после подлежащего. Повествовательные тексты, как и описательные, стилистически различны, что особенно ярко проявляется в противопоставлении повествования художественного (повесть, рассказ) и научно-делового (отчет, расписка и пр.).

Рассуждение - это функционально-смысловой тип речи, представляющий собой словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Композиционная модель: тезис - доказательство - вывод. Вывод желательно оформить кратко и четко, одним предложением, которое дистантно связывалось бы с тезисом, подтверждая или опровергая его в зависимости от поставленной задачи.

Этот тип речи характеризуется большим количеством сложных предложений, в основном - сложноподчиненных с придаточными цели, причины, условия, следствия и др. Сказуемые обычно выражаются глаголами в форме настоящего времени. Много вводных слов. Широко используется абстрактная лексика. Итак, в зависимости от целей монологического высказывания, наличия определенных смысловых и композиционно-структурных признаков текста выделяют три основных коммуникативных типа речи: описание, повествование, рассуждение.

I. Вступление

Основные требования

1. Установить контакт со слушателями.

2. Привлечь внимание, подчеркнуть важность темы.

3. Четко сформулировать тему и основную мысль, обозначить план выступления

Приемы

. «Зацепляющее начало»

Прием парадоксального цитирования.

Цитата, пословицы,

Поговорки, афоризмы

Вопрос к аудитории

Примеры речевых формул :

Умеете ли вы читать? Этот вопрос вызывает обычно недоумение - как же, все мы грамотные люди! А вот великий Гете утверждал, что он учился читать всю свою жизнь, но и сейчас не может быть уверенным в том, что умеет это делать .

II. Основная часть

Основные требования

1. раскрыть 5-7 основных положений.

2. Отобранную информацию разделить на смысловые части.

3. Использовать наиболее убедительные примеры, цитаты, цифры

Приемы

Аналогия.

Противопоставление.

Сравнения.

Оценочная лексика

Примеры речевых формул:

Переходы:

. однако;

. не только, но и;

. с другой стороны;

. теперь рассмотрим;

. другой характерной особенностью (чертой);

. не менее важной причиной;

. к другим достоинствам (недостаткам);

. напротив;

. еще остается рассмотреть;

. назовем и другие...

III. Заключение

Основные требования

«Генеральный штурм» аудитории:

Дать возможность слушателям вспомнить основные положения,

Активизировать аудиторию.

Приемы

Формулировка основной идеи и обобщающих тезисов.

Афоризмы.

Закруглить речь, т.е. суметь связать начало речи с её концом.

Примеры речевых формул:

. подводя итог всему изложенному;

. таким образом;

. следовательно;

. из сказанного следует;

. обобщая сказанное;

. позволяет сделать вывод

Функционально-смысловые типы речи (ФСТР) - коммуникативно-обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относятся описание, повествование и рассуждение . В истории развития риторики, поэтики и стилистики они имели разные названия: способы изложения, типы текста, словесно-стилевые единства, композиционно-речевые формы и др. Термин «функционально-смысловой тип речи» введен в научное обращение проф. О.А. Нечаевой (1974).

Развитие функциональной стилистики, специальное обращение ученых к проблеме ФСТР, привлечение в качестве объекта исследования всего многообразия общественно значимых функциональных разновидностей речи привело к вычленению подтипов внутри ФСТР, выделению новых типов речи (к основным следует отнести предписание и констатацию - типы речи, характерные в первую очередь для официально-деловых текстов). Специфика функциональных разновидностей языка обусловливает вариативность проявления в различных текстах одних и тех же ФСТР - вплоть до их функционально-смысловой трансформации.

Рассмотрим основные ФСТР, характеризуя каждый из них. К основным относятся типы речи, которые составляют доминанту одного или нескольких функциональных стилей.

Описание - ФСТР, сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности.

В содержании описательных текстов главное - предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные. Существительные относятся к конкретной лексике (речка, деревня, окно и др.). Широко используются слова с пространственным значением - обстоятельства места (на речке, с обеих сторон, меж сосен, на полянке, позади домика и т. п.). Глагольные сказуемые в смысловом отношении либо ослаблены, стерты (усадьба стоит на речке; окно выходит на речку; дорога ушла вправо), либо имеют качественно-изобразительное значение (трава белела цветочками земляники; она густо цвела). Часто используется глагольная форма настоящего времени, выражающая длительное состояние предмета или "вневременное" состояние (стоит, соединяют, подпирает). Глаголы несовершенного вида прошедшего времени указывают на состояние описываемых явлений в момент наблюдения за ними (белела, цвела). Даже глаголы совершенного вида в описательных контекстах передают свойство, характеристику предмета, а не активное действие (еле заметная тропка ответвилась от нее, попетляла меж сосен и умерла на полянке).

Для описания характерна однотипность форм сказуемого, которая является показателем статичности изображаемого. Наиболее частотны описания с единым планом настоящего времени или с единым планом прошедшего времени. Степень статичности в описаниях с планом прошедшего времени ниже, чем в описаниях с планом настоящего времени. Строю предложений в описании нередко присущ синтаксический параллелизм.

Описание может включать последовательность номинативных и эллиптических конструкций, что создает своеобразный номинативный стиль, наиболее ярко представленный в ремарках драматургических произведений, киносценариях, записях дневникового характера. В таких описаниях объекты как будто фиксируются видеокамерой. Предложения равноправны относительно друг друга, их можно сгруппировать и иначе, все зависит от "точки отсчета".

Особой разновидностью описания является характеристика - тип речи, используемый для изображения качеств человека или предмета. В характеристике, как и в любом описании, могут быть элементы рассуждения. Для художественного текста характерна контаминация описания с повествованием. Элементы описательности присутствуют практически в любом повествовательном тексте.

Иногда смысловая нагрузка в описании падает на действие, в этом случае говорят о "динамическом описании" - типе речи переходном, граничащем с повествованием. Динамическое описание передает протекание действий с маленькими временными интервалами в ограниченном пространстве. Динамическое описание используется часто для показа внешних событий, являясь средством натуралистического отражения действительности (существует специальный термин для обозначения натуралистического метода очень подробного описания действия с большой точностью передачи деталей - "секундный стиль"). Кроме того, динамическое описание может служить средством острых, тонких психологических зарисовок - при изображении переживания, динамики внутреннего состояния героя.

Повествование - ФСТР, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое.

На первом плане в содержании повествовательных фрагментов текста - порядок протекания действия. Каждое предложение обычно выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета. Большую роль играет временная соотнесенность сказуемых, которая может проявляться и как их временная однотипность, и как временная разнотипность. Основную смысловую нагрузку выполняют обычно глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (поселился, представили, поговорили, отправился, пообедал, погулял, решил и т. д.; пришла, зацвели, расцвел, заголубели, зазолотели и др.), которые обозначают действия предельные, сменяющиеся. Для повествования характерна конкретная лексика (доктор, больные, лошади, город, сад; лес, подснежники, кот, усы, лапы). Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, в праздник, после приема больных, потом).

По использованию синтаксических построений и типов связи предложений повествование противопоставлено описанию, что проявляется, в частности, в следующем:

1) в различии видо-временных форм глаголов - описание строится в основном на использовании форм несовершенного вида, повествование - совершенного;

2) в преобладании цепной связи предложений в повествовании - для описания более характерна параллельная связь;

3) в употреблении односоставных предложений - для повествования нетипичны номинативные предложения, безличные предложения, широко представленные в описательных контекстах.

Рассуждение - ФСТР, соответствующий форме абстрактного мышления - умозаключению, выполняющий особое коммуникативное задание - придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики. Основной сферой употребления рассуждения является научная, актуализирующая логический, рациональный тип мышления.

Рассуждение функционирует в текстах в виде нескольких коммуникативно-композиционных вариантов, типология которых представляет собой полевую структуру.

Центральной разновидностью является собственно рассуждение (рассуждение в узком смысле слова) - тип речи, наиболее последовательно выражающий причинно-следственные отношения между суждениями: от причины к следствию, а не от следствия (тезиса) к причине (основанию). Центральное место собственно рассуждения в системе аргументативных подтипов речи обусловлено и его ролью в коммуникативно-познавательном процессе. Именно данный тип речи оформляет выведение нового знания, демонстрирует ход авторской мысли, путь решения проблемы. Структурно собственно рассуждение представляет собой цепь предложений, связанных отношениями логического следования.

Прилегающую к центру область, область ближней периферии, занимают подтипы рассуждения, которые служат для того, чтобы придать высказанным суждениям более аргументированный характер: доказательство (коммуникативно-познавательная функция - установление истинности тезиса), опровержение (разновидность доказательства, которая служит для установления ложности тезиса), подтверждение (или эмпирическое доказательство, функция - установление достоверности высказанного положения посредством подкрепления его фактами), обоснование (установление целесообразности действия, мотивировка; в отличие от доказательства, которое соответствует вопросу "Действительно ли это так?", обоснование дает ответ на вопрос "Действительно ли это нужно, целесообразно?"). Эти подтипы рассуждения объединяются между собой на основе структурного сходства: все они включают тезис, образующий ключевую часть построения, и аргументы - комментирующую часть, которая призвана снять сомнения (полностью или частично) относительного выдвинутого в качестве тезиса положения.

Доказательство , как правило, завершается вариативным повтором тезиса - выводом, т. е. уже известным читателю суждением, новый момент которого заключается в том, что доказана его истинность. Между начальным и заключительным предложениями устанавливается дистантная лексико-семантическая связь, которая является сигналом начала и конца высказывания, выполняет особую композиционную роль, организуя текст. Доказательство характеризуется использованием типического набора средств. К стереотипным способам его оформления относится обозначение последовательности операций с помощью глаголов 1-го лица множественного числа: найдем, умножим, приравняем, определим и т. п. Результат этих операций вводится словами будет, будем иметь, получим, откуда получается, отсюда вытекает, тогда и др. Для выражения причинно-следственных связей используются союзы и союзные аналоги соответствующей семантики: так как, так что, потому, поэтому, следовательно, таким образом, итак. В доказательстве, осуществляемом с помощью дополнительных допущений, используется частица пусть, условные конструкции.

В области дальней периферии полевой структуры рассуждения находится объяснение . В отличие от названных подтипов рассуждения, объяснение служит прежде всего не целям подтверждения справедливости тезиса (или установления его ложности), а раскрытию причин реальных явлений.

Для художественных, публицистических, официально-деловых текстов не характерно строго логичное развернутое собственно рассуждение. В публицистических текстах собственно рассуждение выполняет функцию подготовки, подведения читателя к определенному заключению, однако здесь, в отличие от научной речи, данный подтип рассуждения даже при большом его объеме, как правило, представляет собой не цепь логически вытекающих одно из другого суждений, а фактуальную информацию с последующим выводом. Для публицистики, ориентированной на менталитет образованного, интеллигентного адресата, аргументативные типы речи принципиально важны, поскольку обеспечивают осуществление основной коммуникативной функции публицистики - убеждающего воздействия. Однако задача убеждения решается в публицистике не посредством собственно доказательства, т. е. не с помощью строгих логических процедур, как в научной речи. В публицистических текстах в целях убеждения читателя в правильности суждений автора используется подтверждение их фактами. В связи с этим здесь обнаруживается большая активность аргументативного подтипа речи «подтверждение».

Объяснение и обоснование распространены не только в научных, но и в публицистических текстах, где служат задаче повышения степени понимания читателем анализируемых проблем, важности принимаемых решений, предпринимаемых действий. Объяснение присутствует и в художественных произведениях, однако, как и другие разновидности рассуждения, оно отличается здесь особой "аурой", возникает в результате творческого диалога автора с читателем в процессе выяснения художественного смысла текста. Открытое объяснение описываемых событий, состояний героев, повышающее степень правдоподобия изображаемого, сочетается со скрытыми формами объяснения, намеренной недосказанностью, которая побуждает читателя размышлять, искать ответы на возникающие многочисленные «почему?» в общем контексте и в подтексте произведения и тем самым помогает читателю приблизиться к пониманию глубинного идейно-эстетического содержания произведения.

Работа поддержана РГНФ
(грант № 02-04-00414 а/Т)

Система функционально-смысловых типов речи
в современном русском языке
(описание - повествование - рассуждение - предписание - констатация)

Функционально-смысловые типы речи (ФСТР) - коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относятся описание, повествование и рассуждение. В истории развития риторики, поэтики, стилистики они имели разные названия: способы изложения, типы текста, словесно-стилевые единства, композиционно-речевые формы и др. Термин «функционально-смысловой тип речи» введен в научное обращение проф. О.А. Нечаевой (1974). Выход в свет монографии О.А. Нечаевой, посвященной исследованию описания, повествования и рассуждения (в основном на материале художественных текстов), положил начало активному изучению ФСТР, функционирующих в стилевых разновидностях современного русского литературного языка.

Развитие функциональной стилистики, специальное обращение ученых к проблеме ФСТР, привлечение в качестве объекта исследования всего многообразия общественно значимых функциональных разновидностей речи привело к вычленению подтипов внутри ФСТР, выделению новых типов речи (к основным следует отнести предписание и констатацию - типы речи, характерные в первую очередь для официально-деловых текстов), к существенным уточнениям первоначальных представлений лингвистов о системе ФСТР и ее функционировании в русском языке. В результате того что цели и задачи общения в разных сферах коммуникации различны, неодинаковыми оказываются и процессы эволюции типов речи в русском литературном языке (Трошева, 1999), и современные характеристики каждого ФСТР. Специфика функциональных разновидностей языка обусловливает вариативность проявления в различных текстах одних и тех же ФСТР - вплоть до их функционально-смысловой трансформации. Экстралингвистическими факторами детерминировано также своеобразие языкового выражения рассуждения, его структуры, количественных параметров употребления в различных функциональных стилях. Современный уровень развития науки о языке, поворот лингвистики от структурной парадигмы к функциональной не позволяют игнорировать функционально-стилевую специфику явлений текстового характера, в том числе при изучении их в школе.

Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования теоретически четкого представления о функционально-смысловой типологии речи, без выработки умения анализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу, умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, логико-семантическими, композиционно-структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного ФСТР. Наиболее сложным оказывается на практике овладение таким типом речи, как рассуждение, между тем сведения именно о данном ФСТР и его подтипах в учебниках для средней школы неполны, а нередко неточны и противоречивы. В результате формируется искаженное представление о реальном функционировании рассуждения в текстах различных стилей. Например, недостаточный учет специфики художественного текста, обусловливающей нивелирование аргументативной функции и семантики рассуждения, активизацию его изобразительной, эстетической функции, ведет к неверной квалификации ФСТР, к ошибочному определению функционально-смысловой доминанты стиля.

Рассмотрим основные ФСТР, подробно характеризуя каждый из них. К основным мы отнесли типы речи, которые составляют доминанту одного или нескольких функциональных стилей (в результате анализа текстов мы убедились, что в научной речи преобладают рассуждение и описание, в официально-деловой - предписание и констатация, публицистической - повествование и рассуждение, художественной - повествование и описание, разговорной - повествование).

Описание - ФСТР, сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности. Например:

«Кочановская усадьба стоит на речке, против деревни. Усадебка небогата - дом крыт щепой, с обеих сторон ворота соединяют его с флигелями, в левом флигеле кухня, в правом рига, коровник, сарай. Одно окно кухни выходит на речку, но речки не видать, старый жесткий малинник подпирает флигель…» (К. Федин. Пастух);

«…Дорога, словно не желая быть назойливой, ушла куда-то вправо. Еле заметная тропка ответвилась от нее, попетляла меж сосен и умерла на полянке, около домика. Несмотря на ночные сумерки, трава на полянке белела цветочками земляники. Она, эта ягода моего детства, особенно густо цвела позади домика: я стоял на одном месте, боясь переступить и растоптать ее белые звездочки» (В. Белов. Бобришный угор).

В содержании описательных текстов главное - предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные. Существительные относятся к конкретной лексике (речка, деревня, дом, ворота, флигель, окно и др.). Широко используются слова с пространственным значением - обстоятельства места (на речке, против деревни, с обеих сторон, меж сосен, на полянке, около домика, позади домика и т. п.). Глагольные сказуемые в смысловом отношении либо ослаблены, стерты (усадьба стоит на речке; окно выходит на речку; дорога ушла вправо ), либо имеют качественно-изобразительное значение (трава белела цветочками земляники; она густо цвела ). Часто используется глагольная форма настоящего времени, выражающая длительное состояние предмета или «вневременное» состояние (стоит, соединяют, подпирает ). Глаголы несовершенного вида прошедшего времени указывают на состояние описываемых явлений в момент наблюдения за ними (белела, цвела ). Даже глаголы совершенного вида в описательных контекстах передают свойство, характеристику предмета, а не активное действие (еле заметная тропка ответвилась от нее, попетляла меж сосен и умерла на полянке ).

Для описания характерна однотипность форм сказуемого, которая является показателем статичности изображаемого. Наиболее частотны описания с единым планом настоящего времени или с единым планом прошедшего времени. Степень статичности в описаниях с планом прошедшего времени ниже, чем в описаниях с планом настоящего времени. Строю предложений в описании нередко присущ синтаксический параллелизм.

Описание может включать последовательность номинативных и эллиптических конструкций, что создает своеобразный номинативный стиль, наиболее ярко представленный в ремарках драматургических произведений, киносценариях, записях дневникового характера. Например:

«Большая комната, угол дома; здесь Васса прожила лет десять и проводит бóльшую часть дня. Большой рабочий стол, перед ним легкое кресло с жестким сиденьем, несгораемый шкаф, на стене обширная, ярко раскрашенная карта верхнего и среднего течения Волги - от Рыбинска до Казани; под картой - широкая тахта покрыта ковром, на ней груда подушек; среди комнаты небольшой овальный стол, стулья с высокими спинками; двойные стеклянные двери на террасу в сад, два окна - тоже в сад. Большое кожаное кресло, на подоконниках - герань, в простенке между окнами на полу в кадке - лавровое дерево. Маленькая полка, на ней - серебряный жбан, такие же позолоченные ковшички. Около тахты дверь в спальную, перед столом - дверь в другие комнаты» (М. Горький. Васса Железнова).

В таких описаниях объекты как будто фиксируются видеокамерой. Предложения равноправны относительно друг друга, автосемантичны. Их можно сгруппировать и иначе, все зависит от «точки отсчета».

Перечислительный смысл описательного текста часто передается параллельной связью предложений. Это наглядно демонстрируют тексты описательных наук (биологии, геологии и др.), включающие в виде целых абзацев логические единства, которые состоят из предложений, выражающих параллельно связанные суждения с единым субъектом и разными предикатами. Например:

«Обыкновенный уж хорошо отличим по темной, почти черной окраске… Распространен в европейской части страны, в Сибири на восток до Забайкалья и местами в Средней Азии. Держится по берегам болот, рек, прудов. Питается лягушками, ящерицами, грызунами, реже насекомыми. Рыбу ест редко» (С.П. Наумов. Зоология позвоночных).

Особой разновидностью описания является характеристика - тип речи, используемый для изображения качеств человека или предмета. Например, в научном тексте:

«Дадим краткую характеристику перечисленных классов частиц. 1. Фотоны... участвуют в электромагнитных взаимодействиях, но не обладают сильным и слабым взаимодействиями. 2. Лептоны получили свое название от греческого слова «лептос», которое означает «легкий». К их числу относятся частицы, не обладающие сильным взаимодействием: мюоны.., электроны.., электронные нейтрино... и мюонные нейтрино... Все лептоны имеют спин, равный 1/2, и, следовательно, являются фермионами. Все лептоны обладают слабым взаимодействием… 3. Мезоны - сильно взаимодействующие нестабильные частицы, не несущие так называемого барионного заряда... К их числу принадлежат... пионы.., каоны... и эта-мезон...»

В характеристике, как и в любом описании, могут быть элементы рассуждения. Так, в приведенном фрагменте (п. 2) есть предложение («Все лептоны имеют спин, равный 1/2, и, следовательно, являются фермионами»), которое представляет собой дедуктивное умозаключение с отсутствующей первой посылкой. Однако функционирование его в данном тексте подчинено выполнению главной задачи - описать свойства лептонов.

Для художественного текста характерна контаминация описания с повествованием. Элементы описательности присутствуют практически в любом повествовательном тексте.

Иногда смысловая нагрузка в описании падает на действие, в этом случае говорят о «динамическом описании» - типе речи переходном, граничащем с повествованием. Динамическое описание передает протекание действий с маленькими временными интервалами в ограниченном пространстве. Структурное содержание описания сводится к временному отношению простого следования. В связи с тем что все внимание сосредоточено на фиксации динамики, на ряде моментов действия, их «шаговом» характере, такое содержание определяет отбор предложений, имеющих самостоятельный характер, автосемантичных. Динамическое описание используется часто для показа внешних событий, являясь средством натуралистического отражения действительности (существует специальный термин для обозначения натуралистического метода очень подробного описания действия с большой точностью передачи деталей - «секундный стиль»). Кроме того, динамическое описание может служить средством острых, тонких психологических зарисовок - при изображении переживания, динамики внутреннего состояния героя.

Динамическое описание широко представлено и в научных текстах (наряду с описанием статическим и рассуждением), где используется для подробного, точного изображения действий, совершаемых в ходе проведения опыта, эксперимента. Задача автора при этом состоит не в рассказе о разворачивающихся в определенном времени событиях (что характерно для повествования), а в описании процесса, этапов этого процесса, обычно вне зависимости от конкретного времени. Например:

«Берут призму исландского шпата… Призму распиливают перпендикулярно к плоскости… Затем обе половины склеивают канадским бальзамом…» (А.Г. Столетов. Введение в акустику и оптику).

Повествование - ФСТР, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Например:

«И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С., тоже говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник - это было вознесение, - после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и все время напевал… В городе он пообедал, погулял в саду, потом как-то само собой пришло ему на память приглашение Ивана Петровича, и он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди…» (А.П. Чехов. Ионыч);

«Пришла весна, зацвели мать-и-мачеха и незабудки, под коричневыми корнями леса явились подснежники, а в соседнем доме неожиданно расцвел Кот. Подснежниками заголубели котовьи усы, мать-и-мачехой и листом черемухи зазолотели глаза, а на лапах и на груди объявились белые вербные сережки. Разукрашенный, цветущий, полеживал он на новой траве, посиживал на старом заборе, блистал глазами на крыше сарая. Я все ждал, что на хвосте у него объявится какой-нибудь тюльпан весенний, особенный, котовий, но тюльпан не появлялся…» (Ю. Коваль. Весенний кот).

На первом плане в содержании повествовательных фрагментов текста - порядок протекания действия. Каждое предложение обычно выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета. Большую роль играет временная соотнесенность сказуемых, которая может проявляться и как их временная однотипность, и как временная разнотипность. Основную смысловую нагрузку выполняют обычно глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (поселился, представили, поговорили, отправился, пообедал, погулял, решил и т. д.; пришла, зацвели, расцвел, заголубели, зазолотели и др.), которые обозначают действия предельные, сменяющиеся. Для повествования характерна конкретная лексика (доктор, больные, лошади, город, сад; лес, подснежники, кот, усы, лапы ). Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, в праздник, после приема больных, потом ).

По использованию синтаксических построений и типов связи предложений повествование противопоставлено описанию, что проявляется, в частности, в следующем: 1) в различии видо-временных форм глаголов - описание строится в основном на использовании форм несовершенного вида, повествование - совершенного; 2) в преобладании цепной связи предложений в повествовании - для описания более характерна параллельная связь; 3) в употреблении односоставных предложений - для повествования нетипичны номинативные предложения, безличные предложения, широко представленные в описательных контекстах (более подробно о языковых средствах, характерных для описания и повествования см.: Нечаева, 1999).

Повествование - тип речи, функционирующий прежде всего в художественных текстах и оформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения. В художественно-изобразительной речи (художественных произведениях, текстах некоторых жанров публицистики - репортажа, очерка, информативно-экспрессивных заметок, текстах-рассказах в разговорном стиле) органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание включается в повествование для наглядно-образного представления героев, места действия.

Рассуждение - ФСТР, соответствующий форме абстрактного мышления - умозаключению, выполняющий особое коммуникативное задание - придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики. Основной сферой употребления рассуждения является научная, актуализирующая логический, рациональный тип мышления.

Рассуждение функционирует в текстах в виде нескольких коммуникативно-композиционных вариантов, типология которых представляет собой полевую структуру.

Центральной разновидностью является собственно рассуждение (рассуждение в узком смысле слова) - тип речи, наиболее последовательно выражающий причинно-следственные отношения между суждениями: от причины к следствию, а не от следствия (тезиса) к причине (основанию). Центральное место собственно рассуждения в системе аргументативных подтипов речи обусловлено и его ролью в коммуникативно-познавательном процессе. Именно данный тип речи оформляет выведение нового знания, демонстрирует ход авторской мысли, путь решения проблемы. Структурно собственно рассуждение представляет собой цепь предложений, связанных отношениями логического следования. Например:

«Под действием электромагнитной волны атом с равной вероятностью может перейти как в более высокое, так и в более низкое энергетическое состояние... В первом случае волна будет ослабляться, во втором - усиливаться. Если парамагнетик находится в тепловом равновесии, атомы распределяются по подуровням в соответствии с законом Больцмана... Следовательно, число атомов, находящихся в состоянии с меньшей энергией, превышает число атомов, находящихся в состоянии с большей энергией. Поэтому переходы, происходящие с увеличением энергии атомов, будут преобладать над переходами, происходящими с уменьшением энергии. В итоге интенсивность волны будет уменьшаться - парамагнетик поглощает электромагнитное излучение, в результате чего он нагревается. Из сказанного вытекает, что электронный парамагнитный резонанс представляет собой избирательное поглощение энергии радиочастотного поля в парамагнитных веществах, находящихся в постоянном магнитном поле» (И.В. Савельев. Курс общей физики).

Прилегающую к центру область, область ближней периферии, занимают подтипы рассуждения, которые служат для того, чтобы придать высказанным суждениям более аргументированный характер: доказательство (коммуникативно-познавательная функция - установление истинности тезиса), опровержение (разновидность доказательства, которая служит для установления ложности тезиса), подтверждение (или эмпирическое доказательство, функция - установление достоверности высказанного положения посредством подкрепления его фактами), обоснование (установление целесообразности действия, мотивировка; в отличие от доказательства, которое соответствует вопросу «Действительно ли это так?», обоснование дает ответ на вопрос «Действительно ли это нужно, целесообразно?»). Эти подтипы рассуждения объединяются между собой на основе структурного сходства: все они включают тезис, образующий ключевую часть построения, и аргументы - комментирующую часть, которая призвана снять сомнения (полностью или частично) относительного выдвинутого в качестве тезиса положения.

Приведем пример доказательства: «Тепловое движение излучающих атомов приводит к так называемому доплеровскому расширению спектральных линий. Пусть в момент испускания фотона атом обладает импульсом… Поэтому импульс атома изменяется… Следовательно, изменяется и энергия поступательного движения атома… Заменим… Обозначим… Значение этой частоты получается из условия… В результате получим, что… Из формул … вытекает, что… Подставив сюда выражение.., придем к формуле… Следовательно, выражение … дает доплеровскую ширину у спектральной линии» (И.В. Савельев. Курс общей физики).

Доказательство, как правило, завершается вариативным повтором тезиса - выводом, т. е. уже известным читателю суждением, новый момент которого заключается в том, что доказана его истинность. Между начальным и заключительным предложениями устанавливается дистантная лексико-семантическая связь, которая является сигналом начала и конца высказывания, выполняет особую композиционную роль, организуя текст. Доказательство характеризуется использованием типического набора средств. К стереотипным способам его оформления относится обозначение последовательности операций с помощью глаголов 1-го лица множественного числа: найдем, умножим, приравняем, определим и т. п. Результат этих операций вводится словами будет, будем иметь, получим, откуда получается, отсюда вытекает, тогда и др. Для выражения причинно-следственных связей используются союзы и союзные аналоги соответствующей семантики: так как, так что, потому, поэтому, следовательно, таким образом, итак . В доказательстве, осуществляемом с помощью дополнительных допущений, используется частица пусть, перформативы предположим, допустим , условные конструкции.

В области дальней периферии полевой структуры рассуждения находится объяснение. В отличие от названных подтипов рассуждения, объяснение служит прежде всего не целям подтверждения справедливости тезиса (или установления его ложности), а раскрытию причин реальных явлений. Например:

«Интересно отметить, что резкие грани фасонных профилей отверстий становятся в волокне сглаженными, а если размер деталей профилированного отверстия не очень велик, то волокно получается круглого сечения, т. е. таким, как при круглом отверстии. Это происходит потому, что на жидкую струю действуют силы поверхностного натяжения…» (С.П. Папков. Полимерные волокнистые материалы).

Рассуждение как текстовое явление сформировалось в научной речи. Именно благодаря научному стилю русский литературный язык в процессе своего развития обогатился рассуждением в его наиболее «чистом» виде, во всех его основных разновидностях. В текстах других стилей обнаруживается приспособление рассуждения к специфике стиля.

Для художественных, публицистических, официально-деловых текстов не характерно строго логичное развернутое собственно рассуждение. Подтип «собственно рассуждение» в художественных текстах предстает в виде его эмоционального варианта - свободного размышления, в котором каузальная связь между суждениями в целом прослеживается, но не объединяет их жестким логическим стержнем. Нестрогость формы речи, непринужденность размышления помогают создать обстановку интимного общения автора с читателем, характерную для художественной сферы. В публицистических текстах собственно рассуждение выполняет функцию подготовки, подведения читателя к определенному заключению, однако здесь, в отличие от научной речи, данный подтип рассуждения даже при большом его объеме, как правило, представляет собой не цепь логически вытекающих одно из другого суждений, а фактуальную информацию с последующим выводом.

В художественных текстах не используется доказательство. Логическая проверка истинности выдвигаемого тезиса с помощью сложной системы выводных суждений актуальна прежде всего для научной сферы деятельности, а кроме того - уголовно-правовой сферы. Для публицистики, ориентированной на менталитет образованного, интеллигентного адресата, аргументативные типы речи принципиально важны, поскольку обеспечивают осуществление основной коммуникативной функции публицистики - убеждающего воздействия. Однако задача убеждения решается в публицистике не посредством собственно доказательства, т. е. не с помощью строгих логических процедур, как в научной речи. В публицистических текстах в целях убеждения читателя в правильности суждений автора используется подтверждение их фактами. В связи с этим здесь обнаруживается большая активность аргументативного подтипа речи «подтверждение». В художественных произведениях подтверждение как аргументативное построение, которое включает гипотетическое высказывание автора и изложение подкрепляющих это высказывание фактов, имеющих не собственно причинное, как в объяснении, а причинно-аргументирующее значение, используется редко. Подтверждение аргументами высказываний автора в сфере художественного творчества не столь принципиально, как в области науки или публицистики. К тому же подтверждение, функционирующее в художественных текстах, выполняет задачу, отличную от задачи подтверждения в научной речи. Если в последней оно помогает сделать более достоверной научную догадку, то в художественном произведении выполняет сугубо коммуникативную функцию - делает изображаемое более наглядным, психологически более достоверным, помогает читателю почувствовать внутреннее состояние героя. Например: «Он стоял, положив руки на спинку сидения, и, очевидно, очень волновался: лицо его было красно, и на щеке вздрагивал мускул…» (Л.Н. Толстой. Крейцерова соната).

Объяснение и обоснование распространены не только в научных, но и в публицистических текстах, где служат задаче повышения степени понимания читателем анализируемых проблем, важности принимаемых решений, предпринимаемых действий. Объяснение присутствует и в художественных произведениях, однако, как и другие разновидности рассуждения, оно отличается здесь особой «аурой», возникает в результате творческого диалога автора с читателем в процессе выяснения художественного смысла текста. Открытое объяснение описываемых событий, состояний героев, повышающее степень правдоподобия изображаемого, сочетается со скрытыми формами объяснения, намеренной недосказанностью, которая побуждает читателя размышлять, искать ответы на возникающие многочисленные «почему?» в общем контексте и в подтексте произведения и тем самым помогает читателю приблизиться к пониманию глубинного идейно-эстетического содержания произведения.

В официально-деловых текстах в целом частота употребления рассуждения незначительна. В силу специфики этого стиля, экстралингвистической его основы - назначения в обществе, регулирующей функции (в связи с чем доминирующее положение в текстах занимает предписание), рассуждение не может быть системным конструктивным признаком официально-деловой речи. В некоторых жанрах представлены те или иные разновидности рассуждения (например, для заявлений и претензий характерно обоснование, объяснение), однако нет ни одного подтипа рассуждения, который использовался бы в деловых текстах всех жанров (хотя бы жанров в пределах одного подстиля). Кроме того, подтипы рассуждения функционируют здесь специфически, отражая особенности стиля. Например, собственно рассуждение близко в текстах правовой сферы к представляющему типу речи - констатации (см. об этом ниже).

Функционально-стилевые варианты рассуждения различаются средствами оформления композиционных частей. В публицистических и особенно художественных текстах наблюдается высокая степень имплицитности рассуждения, причем не только на уровне средств связи между структурными компонентами, но и в отношении самих звеньев рассуждения, которые могут находиться в подтексте (см.: Трошева, Кайгородова, 2002). Синтаксические средства рассуждения передают его экспрессивность в этих стилях. Широко используются восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция. Незавершенность и фрагментарность аргументации подчеркивается посредством многоточия. Средства связи композиционных частей рассуждения в художественных и публицистических произведениях стилистически многообразнее, чем в научных и деловых (от книжных, архаичных лексико-грамматических единиц типа союза дабы , наречия посему до разговорных потому как, раз, ведь, мол и т. п.).

Предписание - ФСТР, используемый для выражения директив, рекомендаций. Функционирует прежде всего в официально-деловых и научно-технических текстах (законах, постановлениях, указах, приказах, разного рода инструкциях) - текстах, коммуникативной задачей которых является передача обязательных для исполнения указаний или вооружение читателя способом действия при соблюдении определенных условий, знанием технологических процессов.

В официально-деловой речи, основной стилевой чертой которой является императивность, обусловленная регулирующей, регламентирующей функцией права, предписание является ведущим ФСТР, выражающим типовое коммуникативное волеизъявление создателей правовой нормы. Предписание реализуется в трех основных подтипах: долженствовании, разрешении и запрещении. Например:

«Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»; «Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката…»; «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (из Конституции).

Для оформления структурных частей предписания в документах типично использование рубрикации. Например:

«Постановили: 1. Диссертацию … принять к защите как соответствующую специальности 10.02.01 - русский язык. 2. Степень отражения материалов диссертации в опубликованных трудах считать достаточной… 3. В качестве официальных оппонентов … назначить… 4. В качестве ведущей организации диссертации … утвердить…» (из протокола).

В научно-технических текстах предписание также относится к наиболее частотным ФСТР (наряду с еще одним представляющим типом - описанием). Технические науки представляют собой специфическую систему знаний, отражающую процесс целенаправленного преобразования природных материальных объектов в технологические процессы и искусственные материальные устройства. В научно-технической деятельности происходит накопление репродуктивных операций, которые исследователь группирует, а затем вырабатывает предписания для выполнения стереотипных процедур. Тип речи «предписание» и служит для выражения рецептурного знания, используется в инструкциях, предназначенных для изложения технологических рецептов, которые предписывают определенные действия адресатам. Например:

«Усилия резания на остром резце при снятии стружки большого сечения принято рассчитывать по выражению [формула]… Величина касательных усилий применительно к работе проходческих комбайнов устанавливается по эмпирическим выражениям типа [формула]…» (В.В. Ржевский. Физико-технические параметры горных пород);

«При разработке тампонажного раствора выбор оптимальной рецептуры необходимо осуществлять в строгом соответствии с конкретными горными и гидрогеологическими условиями. Необходимо учитывать химический состав подземных вод…» (Э.Я. Кипко и др. Комплексный метод тампонажа при строительстве шахт).

Предписания имели большое распространение в научной речи XVII и первой половины XVIII в. (так называемый рецептурный стиль) - в текстах-руководствах, что связано с общим дидактическим характером научной литературы того времени. Среди оригинальных научных сочинений преобладали произведения, сочетавшие в себе черты учебных и научно-деловых произведений. В наше время предписания также характерны для учебно-дидактической литературы (см., например, образовательные программы, учебники, методические рекомендации, инструкции).

Выполняя функции регулятива деятельности, предписание может выступать в различных модификациях - с оттенками жесткой директивы, рекомендации, руководства, пожелания. В связи с этим степень выражения императивности может быть различной. Для вполне определенного выражения императивности используются следующие языковые средства:

1) побудительные предложения с глагольными формами повелительного наклонения или инфинитива, часто - цепь этих форм, например: «Первые тренировки на льду сочетайте с привычными "сухопутными". Кроме того, 5-10-минутное катание на коньках в спокойном темпе чередуйте с коротким отдыхом в помещении. Катайтесь на слегка согнутых ногах… Корпус при беге наклоните вперед. Голову и плечи не опускайте…» (из рекомендации начинающим конькобежцам);

2) модальные слова со значением долженствования (должен сообщить, обязаны выплатить, необходимо учитывать);

Встречается и несколько завуалированная форма предписания - обычно с использованием глаголов в настоящем времени (так называемом настоящем предписания) в составе неопределенно-личных предложений (такие конструкции типичны, например, для кулинарных рецептов: «Из перца удаляют семена, творог протирают, перемешивают с брынзой, манной крупой и сметаной, затем добавляют белый соус, взбитые яйца, соль и все перемешивают…» ), двусоставных конструкций (наниматель отвечает за вред, причиненный нанятому имуществу… - т. е. должен отвечать), и в этом случае весь контекст имеет предписующий характер.

Констатация - ФСТР, который реализует типовое коммуникативное задание удостоверения того или иного факта действительности вплоть до установления этого факта в статусе закона. Констатация формирует, как правило, вторичную, т. е. уже переработанную первичную информацию и имеет широкое распространение в текстах официально-делового стиля. Само название «констатация» говорит о характере составляющих ее элементов - это сообщение в форме предложений, содержащих констатации, утверждения. Например:

«Российская Федерация и Республика Казахстан, именуемые в дальнейшем Высокими Договаривающимися Сторонами, опираясь на исторически сложившиеся прочные связи двух государств, традиции доброго общения,.. подтверждая свою приверженность нормам международного права,.. договорились о нижеследующем…» (из договора);

«При приемке товара по счету от 5 мая 1990 г. за № 810 удостоверена недостача … товара, что и удостоверено прилагаемым актом от 6 мая 1990 г. за № 945,.. а также актом вскрытия контейнера упаковочных мест» (из претензии);

«Настоящее Свидетельство выдано в соответствии с положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации … и подтверждает постановку физического лица на учет 20.03.1997 в ГНИ…» (из свидетельства).

В констатации синтезированы два вида логической связи: пространственное соположение и временная последовательность. Констатирующий характер высказывания, отсутствие в нем динамики, ярко выраженная законченность мысли ослабляет временную последовательность в пользу соположенности в передаче фактов. То, что события подаются в результативном аспекте, как факты, позволяет квалифицировать тип деловой речи с внешними признаками повествования как констатацию. В констатации «ощущается не столько последовательно-временной характер связи, сколько последовательно-перечислительный» (Брандес, 1983, с. 64). При перечислительной связи логическая спаянность текста часто не находит языкового выражения в виде союзов, союзных слов или местоименных наречий, в результате чего повышается коммуникативная нагрузка каждого предложения, границы предложений четко очерчены. Например:

«Слушали: доклад аспиранта … о содержании диссертационной работы… После выступления … было задано 12 вопросов. На все вопросы аспирантом были даны убедительные ответы. Выступили…» (из протокола).

Для констатации типично функционирование глагольных форм прошедшего времени в значении так называемого прошедшего подчеркнутой констатации; например: «Мы, нижеподписавшиеся, осмотрели , обмерили .., сличили чертежи и приняли одноквартирный щитовой дом» (из акта). Глаголы совершенного вида употребляются в текстах конкретного содержания (акт, заключение, протокол собрания и т. п.). Глаголы же несовершенного вида как более отвлеченные по значению преобладают в жанрах деловой речи более общего характера (Конституция, кодекс, устав и др.); например: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (из Конституции).

Не только традиционные представляющие типы речи (повествование и описание) преобразуются, реализуя коммуникативные задачи деловых текстов, в специфические для данного стиля типы (констатацию и предписание), но и рассуждение обычно приобретает здесь констатирующий характер. Так, в некоторых жанрах (уставах, инструкциях, договорах и др.) активны условные конструкции, однако большое их количество не свидетельствует о широком использовании в официально-деловой речи рассуждения. Структура рассуждения служит тому, чтобы зафиксировать условия, из которых вытекает необходимость определенных действий, например: «Если предложение о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание» (из Конституции); «Если состояние возвращаемого имущества после окончания договора хуже предусмотренного договором, арендатор возмещает арендодателю причиненный ущерб, исходя из оценки имущества на момент заключения договора» (из договора). Рассуждения такого рода (близкие по функции к констатации) известны со времен «Русской правды» - свода законов XI в., т. е. являются приметой делового текста начиная с древнерусского периода в истории языка.

Таким образом, функционирование типов речи в стилевых разновидностях современного русского литературного языка отражает своеобразие задач коммуникации в соответствующих сферах и специфику функциональных стилей.

Библиографический список

Брандес М.П. Стилистика немецкого языка. М., 1983.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. 3-е изд. М., 1993.
Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980.
Нечаева О.А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи. Улан-Удэ, 1999.
Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974.
Трошева Т.Б. Формирование рассуждения в процессе развития научного стиля русского литературного языка XVIII - XX вв. (сопоставительно с другими функциональными разновидностями). Пермь, 1999.
Трошева Т.Б., Кайгородова В.Е. Рассуждение в системе поэтики // Stylistyka. Opole, 2002, № 11.

Лекция №83 Функционально-смысловые типы речи

В настоящей лекции рассматриваются вопросы, касающиеся нормативного построения предложений с обособленными членами.

Функционально-смысловые типы речи

В настоящей лекции рассматриваются вопросы, касающиеся нормативного построения предложений с обособленными членами.

План лекции

83.1. Описание.

83.2. Повествование.

83.3. Рассуждение.

83.1. Описание

Текст как единица прежде всего информативная и коммуникативная нуждается в характеристиках своего строения в плане функциональном и смысловом. Функция и смысл, а не синтаксические структуры создают характерологические признаки текста. Поэтому возникает необходимость обратить внимание на способы изложения материала в тексте, причем обязательно соотносительно с характером текстовой информации. Для обозначения речевых способов передачи информации существуют термины - функционально-смысловые типы речи, типы изложения, способы изложения.

Функционально-смысловые типы речи (ФСТР) - коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относятся:

  • описание,
  • повествование,
  • рассуждение.

Описание - это ФСТР, сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности.

Например:

«Кочановская усадьба стоит на речке, против деревни. Усадебка небогата - дом крыт щепой, с обеих сторон ворота соединяют его с флигелями, в левом флигеле кухня, в правом рига, коровник, сарай. Одно окно кухни выходит на речку, но речки не видать, старый жесткий малинник подпирает флигель…» (К. Федин. Пастух)

В зависимости от предмета речи, тексты описательного характера делятся на 1)пейзажные и 2)портретные .

Например:

1) Это было чистое, синее озеро с необыкновенным выражением воды. Посередине отражалось полностью большое облако. На той стороне, на холме, густо облепленном древесной зеленью (которая тем поэтичнее, чем темнее), высилась прямо из дактиля в дактиль старинная черная башня.

2) Это был человек среднего роста, на первый взгляд довольно некрасивый и даже нескладный, худощавый, со впалой грудью и понурой головою. Лицо он имел небольшое, бледно-красноватое, нос неправильный, как бы приплюснутый, рот слегка искривленный, особенно когда раскрывался, маленькие частые зубы; густые белокурые волосы падали клоком на белый прекрасный, хоть и низкий лоб.

В пейзажных описаниях часто используются конкретные слова, например, речка, деревня, дом, ворота, флигель, окно и др. и слова пространственного значения, например, на речке, против деревни, вдали, вблизи.

В портретных описаниях чаще других используются слова, характеризующие человека (его рост, возраст, внешность в целом, состояние и т.д.).

В содержании описательных текстов главное - предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные. Часто используется глаголы настоящего времени, выражающие длительное состояние предмета или «вневременное» состояние (стоит, соединяют, подпирает), глаголы несовершенного вида прошедшего времени, указывающие на состояние описываемых явлений в момент наблюдения за ними (белела, цвела).

Иногда смысловая нагрузка в описании падает на действие, в этом случае говорят о «динамическом описании» - типе речи переходном, граничащем с повествованием. Динамическое описание передает протекание действий с маленькими временными интервалами в ограниченном пространстве. Динамическое описание используется часто для показа внешних событий, являясь средством натуралистического отражения действительности (существует специальный термин для обозначения натуралистического метода очень подробного описания действия с большой точностью передачи деталей - «секундный стиль»). Кроме того, динамическое описание может служить средством острых, тонких психологических зарисовок - при изображении переживания, динамики внутреннего состояния героя.

Динамическое описание широко представлено и в научных текстах (наряду с описанием статическим и рассуждением), где используется для подробного, точного изображения действий, совершаемых в ходе проведения опыта, эксперимента. Задача автора при этом состоит не в рассказе о разворачивающихся в определенном времени событиях (что характерно для повествования), а в описании процесса, этапов этого процесса, обычно вне зависимости от конкретного времени.

Например:

«Берут призму исландского шпата… Призму распиливают перпендикулярно к плоскости… Затем обе половины склеивают канадским бальзамом… » (А.Г. Столетов. Введение в акустику и оптику).

Элементы описания присутствуют практически в любом тексте, при этом описание предмета, явления, лица зависит от функционального стиля речи, и от типа текста. В научно-технической, официально-деловой речи описание фактографическое, в художественной - образное.

83.2. Повествование

Повествование - ФСТР, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое.

Например:

«И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С., тоже говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник - это было вознесение, - после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было), и все время напевал… В городе он пообедал, погулял в саду, потом как-то само собой пришло ему на память приглашение Ивана Петровича, и он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди…» (А.П. Чехов. Ионыч).

На первом плане в содержании повествовательных фрагментов текста - порядок протекания действия. Каждое предложение обычно выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета. При этом события могут передаваться как в прямой, хронологической последовательности, так и в обратной - читатель может сначала узнать о развязке, а потом уже о самом действии.

В повествовании основную смысловую нагрузку выполняют обычно глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные (поселился, представили, поговорили, отправился, пообедал, погулял, решил и т. Д.), которые обозначают действия предельные, сменяющиеся. Для повествования характерна конкретная лексика (доктор, больные, лошади, город, сад). Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени (только что, как-то зимой, весной, в праздник, после приема больных).

По использованию синтаксических построений и типов связи предложений повествование противопоставлено описанию, что проявляется, в частности, в следующем:

1) в различии видо-временных форм глаголов - описание строится в основном на использовании форм несовершенного вида, повествование - совершенного;

2) в преобладании цепной связи предложений в повествовании - для описания более характерна параллельная связь;

3) в употреблении односоставных предложений - для повествования нетипичны номинативные предложения, безличные предложения, широко представленные в описательных контекстах.

Повествование - тип речи, функционирующий прежде всего в художественных текстах и оформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения.

Повествовательные тексты в чистом виде встречаются очень редко. В художественно-изобразительной речи (художественных произведениях, текстах некоторых жанров публицистики - репортажа, очерка, информативно-экспрессивных заметок, текстах-рассказах в разговорном стиле) органично сочетаются элементы описательности и повествовательности. Описание включается в повествование для наглядно-образного представления героев, места действия.

83.3. Рассуждение

Рассуждение - ФСТР, основная цель которого - изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Иными словами, рассуждение используется тогда, когда нужно придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее).

Рассуждение как текстовое явление сформировалось в научной речи, потому что научной речи свойственен логический, рациональный тип мышления. Именно благодаря научному стилю русский литературный язык в процессе своего развития обогатился рассуждением в его наиболее «чистом» виде.

Например:

«Под действием электромагнитной волны атом с равной вероятностью может перейти как в более высокое, так и в более низкое энергетическое состояние... В первом случае волна будет ослабляться, во втором - усиливаться. Если парамагнетик находится в тепловом равновесии, атомы распределяются по подуровням в соответствии с законом Больцмана... Следовательно, число атомов, находящихся в состоянии с меньшей энергией, превышает число атомов, находящихся в состоянии с большей энергией. Поэтому переходы, происходящие с увеличением энергии атомов, будут преобладать над переходами, происходящими с уменьшением энергии. В итоге интенсивность волны будет уменьшаться - парамагнетик поглощает электромагнитное излучение, в результате чего он нагревается. Из сказанного вытекает, что электронный парамагнитный резонанс представляет собой избирательное поглощение энергии радиочастотного поля в парамагнитных веществах, находящихся в постоянном магнитном поле» .

Особое место в научном стиле занимают подтипы рассуждения, которые служат для того, чтобы придать высказанным суждениям более аргументированный характер:

  • доказательство - коммуникативно-познавательная функция - установление истинности тезиса,
  • опровержение - разновидность доказательства, которая служит для установления ложности тезиса,
  • подтверждение - или эмпирическое доказательство, функция - установление достоверности высказанного положения посредством подкрепления его фактами,
  • обоснование - установление целесообразности действия, мотивировка.

К особому подтипу рассуждения следует отнести объяснение. В отличие от названных подтипов рассуждения, объяснение служит прежде всего не целям подтверждения справедливости тезиса (или установления его ложности), а раскрытию причин реальных явлений.

Например:

«Интересно отметить, что резкие грани фасонных профилей отверстий становятся в волокне сглаженными, а если размер деталей профилированного отверстия не очень велик, то волокно получается круглого сечения, т. е. таким, как при круглом отверстии. Это происходит потому, что на жидкую струю действуют силы поверхностного натяжения…» (С.П. Папков. Полимерные волокнистые материалы).

В текстах других стилей обнаруживается приспособление рассуждения к специфике стиля.

Для художественных, публицистических, официально-деловых текстов не характерно строго логичное развернутое рассуждение.

В художественных текстах рассуждение предстает в виде его эмоционального варианта - свободного размышления. В художественных текстах не используется доказательство. Нестрогость формы речи, непринужденность размышления помогают создать обстановку интимного общения автора с читателем, характерную для художественной сферы. Кроме того, в художественном произведении рассуждение выполняет сугубо коммуникативную функцию - делает изображаемое более наглядным, психологически более достоверным, помогает читателю почувствовать внутреннее состояние героя.

Например:

«Он стоял, положив руки на спинку сидения, и, очевидно, очень волновался: лицо его было красно, и на щеке вздрагивал мускул …» (Л.Н. Толстой. Крейцерова соната).

В публицистических текстах рассуждение выполняет функцию подготовки, подведения читателя к определенному заключению, однако здесь, в отличие от научной речи, данный подтип рассуждения даже при большом его объеме, как правило, представляет собой не цепь логически вытекающих одно из другого суждений, а информацию с последующим выводом. Для публицистики, ориентированной на менталитет образованного, интеллигентного адресата, аргументативные типы речи принципиально важны, поскольку обеспечивают осуществление основной коммуникативной функции публицистики - убеждающего воздействия. Однако задача убеждения решается в публицистике не посредством собственно доказательства, т.е. не с помощью строгих логических процедур, как в научной речи. В публицистических текстах в целях убеждения читателя в правильности суждений автора используется подтверждение их фактами.

Например:

Куда делись “властители дум” и “инженеры человеческих душ”? Как бы кто ни относился к советскому прошлому, никто не может оспорить факта, что тогда литература была действительно трибуной общественного сознания, общественного мнения. И в те времена, уже достаточно далекие от нас, появление сколько-нибудь значительного произведения как в эстетическом, так и в общественно-политическом плане сразу вызывало определенный резонанс.

Иные произведения, оказываясь под негласным или гласным запретом, передавались из рук в руки, читались по ночам.

Но мы все хотели свободы. Получили ее — и вдруг сразу куда-то исчезла литература в том смысле, о котором я сейчас говорю. То есть литература есть, я знаю это. Есть талантливые писатели, появляются произведения, причем на разные вкусы. Но литература перестала быть явлением общественной жизни в глубоком и серьезном смысле этого слова. Массовый читатель увлечен сейчас Марининой, Акуниным, Дашковой и так далее… Но где у нас книги-события? Что произошло с литературой?

В официально-деловых текстах в целом частота употребления рассуждения незначительна. В силу специфики этого стиля, экстралингвистической его основы - назначения в обществе, регулирующей функции рассуждение не может быть системным признаком официально-деловой речи. В некоторых жанрах представлены те или иные разновидности рассуждения (например, для заявлений и претензий характерно обоснование), однако нет ни одного подтипа рассуждения, который использовался бы в деловых текстах всех жанров (хотя бы жанров в пределах одного подстиля). Кроме того, подтипы рассуждения функционируют здесь специфически, отражая особенности стиля.

Дата: 2010-05-22 10:56:04 Просмотров: 5992

"Определите функционально-смысловой тип речи данного отрывка", - такое задание нередко присутствует в ЕГЭ по русскому языку. Данная статья будет полезна для подготовки к этому экзамену. Также в нескольких главах пойдет речь об отличии этой классификации текстов от некоторых других.

Основные функционально-смысловые типы речи

Как видно из названия, эта классификация текстов основана на предназначении их для тех или иных целей.

Главные функционально-смысловые рассуждение и повествование. Каждый из них имеет свои отличительные черты и в зависимости от стилистики текста может иметь определенные выразительные средства.

Это стоит запомнить!

Иногда в вариантах ответа на подобный вопрос в ЕГЭ присутствуют, наряду с действительно существующими функционально-смысловыми типами речи, и стили текстов. Поэтому нужно провести границу между двумя этими понятиями.

Типы речи характеризуют текст с точки зрения его функционального назначения, а стили являются системами определенных художественных языковых выразительных средств. К последним относятся такие разновидности речи, как научный, публицистический, художественный, разговорный и некоторые другие. Для большей ясности далее будет вкратце рассмотрен каждый из этих стилей речи.

Язык науки и документов

Как правило, такие тексты являются предельно зажатым, лаконичным выражением мысли автора. Например, в научных работах неприемлемы какие-либо субъективные суждения, а напротив, их авторы должны стремиться к абсолютной объективности, что проявляется в доказательстве каждого спорного утверждения. В подобных трудах обычно отсутствует эмоциональность. Поэтому читать их для человека, не принадлежащего к определенным кругам, является делом не вполне привычным.

К тому же научный стиль литературы предполагает наличие многочисленных терминов, чаще всего имеющих иностранное происхождение (большинство из таких слов пришли из греческого языка или латыни), каждый из которых требует отдельного рассмотрения и расшифровки. Это объясняется тем, что в Европе первые научные изыскания, как правило, предпринимались католическими монахами, а языком богослужения, который считался наиболее приемлемым также для всей официальной литературы, была латынь.

По этой причине и обучение в первых университетах, которые были основаны в период средневековья, велось на этом древнем языке. К тому же, основу учебного курса по любому предмету составляли труды древнегреческих и римских научных деятелей, которые читались студентами в оригинале.

Кроме этого стиля речи существует также и формальный, который предназначен для составления различных официальных документов. Он является еще более упорядоченной разновидностью научного стиля. Для таких текстов, как правило, характерны различные клише, соблюдение которых - обязательное условие составления деловых бумаг.

В таких документах также отсутствует любая эмоциональность, суждения авторов. Да и сами творцы этих текстов, как правило, не указываются. Такой стиль является самым обезличенным из всех существующих.

В газетах пишут...

Публицистический стиль можно назвать промежуточным звеном между художественным и научным. Здесь, так же как и в последнем, есть определенная четкость и логичность изложения мыслей, часто применяется лексика, характерная для академических работ. Тем не менее в журнальных и газетных статьях, а также в рекламных проспектах есть гораздо больше свободы для автора. Он может высказывать свое личное мнение по поводу тех или иных явлений, использовать лексические средства, характерные для разговорной речи, а также риторические вопросы.

Все это придает материалам прессы необходимую эмоциональность, которая способствует привлечению читательской аудитории.

Литературный и нелитературный язык

Для романов, рассказов, повестей и других жанров литературы характерен художественный стиль речи. Он является самым богатым с точки зрения лексического многообразия, а также наличия различных средств выразительности, которые часто употребляются авторами с целью сделать свои произведения более яркими.

В литературных произведениях могут также присутствовать элементы всех других стилей речи. Например, для придания высказываниям какого-либо персонажа большей жизненности и достоверности применяются слова, характерные для разговорного лексикона.

Эта разновидность речи является наименее структурированной и логически выстроенной. Здесь могут в одном предложении быть смешаны элементы других стилей.

Также в таких текстах нередко фраза бывает построена по схеме, не характерной и даже считающейся ошибочной в научной художественной литературе.

Назначение текстов

Рассмотрев различные стили, характерные для языка тех или иных произведений, нужно вернуться непосредственно к теме данной статьи и охарактеризовать каждый из функционально-смысловых типов речи. Поскольку теперь проблем по различению этих классификаций у читателей статьи возникать не должно.

Характеристика предмета

К функционально-смысловым типам речи, как уже было сказано, относятся повествование, описание и рассуждение. В данной главе будет рассмотрен первый из них. Описание как функционально-смысловой тип речи является самой статичной их разновидностью. В текстах, где требуется охарактеризовать тот или иной предмет или явление, используется именно описание.

Причем стиль такой литературы может быть любым: от научного до разговорного, ведь в каждой сфере жизнедеятельности человека может возникнуть ситуация, когда одно лицо должно передать сведения о чем-либо знакомым или незнакомым людям.

Для этого функционально-смыслового типа речи характерна следующая структура. В изложении материала обязательно должно присутствовать упоминание какого-либо предмета или явления с последующим раскрытием его характерных свойств. Если обратиться к формальному стилю речи, то описание может присутствовать, например, в инструкциях по эксплуатации бытовых приборов и другой техники.

Как правило, такие тексты не содержат информации об авторе, являются предельными обезличенными. Их структура довольно четкая. В такой литературе, а также в научной, описание включает в себя исключительно подтвержденную информацию, которая логически доказана. Свойства предметов и явлений, о которых упоминается, - это только существенные особенности.

В разговорном стиле речи описание может не содержать упоминаний о предмете беседы. Например, когда два человека общаются возле какого-либо здания, и один рассказывает другому о том, какие организации находятся внутри строения, то он не обязательно должен называть данный объект, а может использовать в качестве подлежащего местоимения, либо же просто указать жестом на дом, о котором в данный момент идет речь.

Чаще всего филологи причисляют описание к статичным функционально-смысловым типам речи, однако оно может быть произведено и в процессе развития. Например, когда автор описывает, как изменяется природа при смене времени суток.

В любом случае, чаще всего говоря о каком-либо действии, обычно употребляют несовершенные глаголы. Например, не "сделал", а "делал", и так далее. Как правило, определенный объект рассматривается как нечто, существующее в настоящий момент. Поэтому здесь нет указания на его изменение с течением времени, а значит употребление различных дополнений сведено к минимуму. Предложения обычно соединены между собой параллельной связью, то есть одно из них не является следствием другого. Все предметы описываются по принципу "снежного кома", то есть от начала рассказа и до его завершения читатель постепенно получает все новые и новые сведения об интересующей его теме. В итоге он должен получить достаточно полную картину.

В художественной литературе этот функционально-смысловой тип речи, как правило, встречается при описании внешности и внутреннего мира героев произведения. В произведениях, построенных по классическому принципу, такие фрагменты помещены в экспозиции.

Язык мемуаров и объяснительных записок

Функционально-смысловой тип речи повествование, в отличии от вида, описанного в предыдущей главе, является неотъемлемым атрибутом текстов, в которых необходимо отобразить какой-либо процесс. Например, жизнь человека - его взросление, изменение мировоззрения - часто отражается в мемуарах. Как правило, этот жанр художественной литературы изобилует глаголами. Они необходимы для описания многочисленных действий, которые совершил тот или иной персонаж. Глаголы здесь нередко применяются в совершенном виде, для того чтобы показать очередность происходящего. Однако возможно их употребление и в несовершенном виде для того, чтобы у читателя появилось ощущение присутствия. Он достигается благодаря тому, что такой глагол придает рассказу эффект продолжительности действия.

Кроме художественной литературы, так же как и описание, функционально-смысловой тип речи повествование может использоваться и в любых других стилях.

Например, в таком неприятном для всех служащих людей документе, как объяснительная записка, человек излагает причину своего неблаговидного поступка. Он перечисляет события, помешавшие ему исполнить свои обязанности.

Для этих целей используется повествование. Оно может быть как личностно окрашенным, так и обезличенным, в зависимости от характеристик текста, в рамках которого существует. Например, в исторических энциклопедиях описание тех или иных событий, как правило, не содержит их моральной и политической оценки. Повествование в них обычно ведется от третьего лица. А в художественной литературе, напротив, автор нередко выступает в роли рассказчика, помещая в произведение описание личностных переживаний и оценок.

Когда требуется сделать выводы

Функционально-смысловой тип речи рассуждение также заслуживает детального рассмотрения. Тексты этого вида невозможны без наличия в них субъективной составляющей. Такие литературные произведения, или образцы устной речи, всегда содержат мысли автора по поводу тех или иных обстоятельств или какого-либо предмета.

Функционально-смысловой тип речи рассуждение является одним из наиболее регламентированных и структурированных видов. Если рассмотреть его в классическом виде, то схема таких текстов обычно такова: введение, выдвижение тезиса, доказательство, выводы. Читатель может заметить, что этот принцип характерен для научных работ, содержащих в себе элементы исследования. И действительно, в таких трудах, как правило, сначала излагается актуальность описываемой проблемы, дается история ее изучения. Все это относится к введению. Затем происходит выдвижение тезиса. Что же он представляет собой?

Под этим понятием подразумевается постановка какого-либо вопроса. Когда проблема обозначена, то даются пути ее решения, то есть ответ. Все это и входит в понятие "тезис". Большую часть объема текста, написанного с применением такого функционально-смыслового типа речи, составляет часть, где происходит доказательство верности выбранного ответа. Стоит заметить, что вместо подтверждения тезис может быть и опровергнут.

За этой частью, как правило, следуют выводы.

Эта схема в классическом виде присутствует только в научных работах и иногда в художественной литературе. В разговорной речи обычно опускаются такие ее части, как введение и выводы, а иногда и постановка тезиса. Ведь участники разговора могут быть заранее осведомлены о сущности рассматриваемой проблемы.

В отличие от функционально-смысловых типов речи описания и повествования, рассуждение разделяется на несколько подвидов. В качестве основных из них можно назвать такие как разъяснение, доказательство и умозаключение.

Первое представляет собой подтверждение какого-либо положения. Как правило такой функционально-смысловой тип речи (повествование здесь неуместно) как раз и употребляется в научной литературе.

К разъяснению можно отнести такие фрагменты речи, в которых одно лицо вводит другого человека в курс дела.

Это может происходить в условии разговорной ситуации, поэтому все части, кроме доказательной, здесь могут быть опущены.

Умозаключение, как правило, содержит не один тезис, а несколько, употребленных в логической последовательности.

Заключение

В данной статье были рассмотрены такие функционально-смысловые типы речи, как рассуждение, описание и повествование. Существует мало произведений литературы, которые бы содержали только один-единственный вид. Но отдельные их отрывки можно охарактеризовать однозначно. Статья может быть полезна студентам и школьникам для подготовки к экзаменам. Известно, что одним из вопросов ЕГЭ по русскому языку часто бывает такой: "К функционально-смысловым типам речи относятся...". Нужно выбрать правильные из предложенных вариантов. Или, например, такое задание: "Какой функционально-смысловой тип речи у данного отрывка?". Вышеизложенный материал может помочь в выполнении этого теста.