Иван великопольский студент духовной академии. Мнимое прозрение ивана великопольского («студент»)

С конца позапрошлого века. Уже в 1875 году они собирали небольшое количество участников и зрителей, желающих приобщиться к прекрасному и зрелищному спорту. В первом турнире приняли участия всего 22 человека, но уже через 20 лет теннисные турниры были включены в программу Олимпийских игр.

В этом разделе вы сможете прочитать интересные и увлекательные сведения про турниры по большому теннису. Сегодня проходят десятки соревнований, от государственных до турниров мирового уровня, за которыми наблюдает все большее число людей. Одним из таких соревнований является «Большой шлем».

Турниры Большого шлема

Турниры Большого шлема – это не просто соревнование на корте для всех желающих. Это крупное спортивное событие, которое состоит из четырех турниров, которые каждый год проходят в четырех странах: во Франции, Австралии, США и в пригороде Лондона Уимблдоне. Многие теннисисты считают, что победа в «Большом шлеме» по своей значимости уступает только победе на Олимпиаде.

Безусловной победой является выигрыш на всех четырех кортах за один сезон, но мало кто может похвастать подобным. Обычно победители турниров Большого шлема по теннису выигрывают его постепенно, в разные годы.

Открытый чемпионат США (US Open)

US Open традиционно играет завершающий аккорд в квартете Большого Шлема. Турнир, проводимый с конца августа до начала сентября, всегда приковывает к себе взоры миллионов поклонников тенниса по всему миру. Все дело в том, что следующее масштабное состязание ракеток

Турниры Большого шлема (англ. Grand Slam tournaments) в современном теннисе - четыре самых крупных ежегодных турнира (в порядке проведения в течение сезона):

  • Открытый чемпионат Австралии,
  • Открытый чемпионат Франции,
  • Уимблдонский турнир,
  • Открытый чемпионат США.

История

Термин «Большой шлем» позаимствован из карточной игры бридж. Выиграть Большой шлем, то есть победить во всех четырёх турнирах в течение одного сезона, является высшей целью для теннисистов.
p. История возникновения термина восходит к 1933 году, когда австралиец Джек Кроуфорд был близок к цели выиграть все четыре турнира. Он уже победил в трёх турнирах в течение года и вышел в финал Открытого чемпионата США в Нью-Йорке. Джон Киран (англ. John Kieran), который работал спортивным комментатором в газете Нью-Йорк Таймс и был способным карточным игроком, привёл в своей колонке аналогию с Большим шлемом в бридже: «Если Кроуфорд выиграет сегодня у Перри, это будет всё равно, что выиграть Большой шлем на корте». Кроуфорд в итоге проиграл, но брошенная фраза закрепилась и стала использоваться в качестве победы.
p. По другой версии, выражение возникло в 1938 году, когда Дональд Бадж выиграл в течение года эти четыре турнира, и известный американский писатель Эллисон Данциг (англ. Allison Danzig) высказался, что «как успешный игрок в бридж, Бадж составил Большой Шлем из побед в четырёх крупнейших теннисных турнирах в течение календарного года».

Обладатели Большого Шлема

Обладатели Большого шлема в одиночных разрядах
p. Очень мало кому удалось добиться цели - выиграть Большой шлем в течение сезона. В одиночном разряде среди мужчин этого достигли Дональд Бадж (1938) и Род Лейвер (1962 и 1969). Среди женщин - Морин Конноли (1953), Маргарет Смит Корт (1970) и Штеффи Граф (1988). Кроме того, Штеффи Граф победила в том же году на олимпийском турнире в Сеуле, выиграв, таким образом, «Золотой Большой шлем».
p. Единственный Большой шлем в юниорских соревнованиях завоевал Стефан Эдберг в 1983 году.

Обладатели Большого шлема в парных разрядах
Мужской парный разряд:
Фрэнк Седжман и Кен Макгрегор (1951).
Женский парный разряд:
Мария Буэно (1960): Australian Championships - с Кристин Трумен Джейнс, French Championships, Wimbledon и US Championships - с Дарлен Хард.
Мартина Навратилова и Пэм Шрайвер (1984).
Мартина Хингис (1998): Australian Open - с Миряной Лючич, French Open, Wimbledon и US Open - с Яной Новотной.
Смешанный парный разряд:
Маргарет Смит Корт и Кен Флетчер (1963).
Маргарет Смит Корт (1965): Australian Championships - с Джоном Ньюкомбом, French Championships и Wimbledon - с Кеном Флетчером, US Championships - с Фредом Столле.
Примечание: финал Australian Championships-1965 не был разыгран и титул был разделён с австралийцами Робин Эбберн и Оуэном Дэвидсоном.
Оуэн Дэвидсон (1967): Australian Championships - с Лесли Тёрнер Боури, French Championships, Wimbledon и US Championships - с Билли-Джин Кинг.
p. Со временем задача значительно усложнилась, когда разные турниры Большого шлема стали проводиться на разных покрытиях: грунт - во Франции, трава - на Уимблдоне (и (до последнего переезда турнира) в Австралии), хард - в США и Австралии.
p. Наибольшее количество турниров Большого шлема в одиночном разряде выиграл швейцарец Роджер Федерер. Он одерживал победы 16 раз: 6 раз выигрывал Уимблдон, 5 раз Открытый чемпионат США, 4 раза Открытый чемпионат Австралии и один раз Открытый чемпионат Франции. Выиграв Уимблдон 5 июля 2009 года у Энди Роддика, Федерер стал абсолютным рекордсменом в мужском одиночном разряде по количеству выигранных турниров Большого шлема.
p. 14 побед у американца Пита Сампраса: 7 на Уимблдоне, 5 на Открытом чемпионате США и 2 на Открытом чемпионате Австралии,
Среди женщин наибольшее количество побед у австралийки Маргарет Корт - 24: 11 в Австралии, 5 во Франции, 5 в США и 3 на Уимблдоне. На втором месте находится Штеффи Граф с 22 победами: 4 в Австралии, 6 во Франции, 7 на Уимблдоне и 5 в США.

Победы россиян на турнирах Большого шлема

Первым советским/российским теннисистом, выигравшим турнир Большого шлема в одиночном разряде, стал в 1996 году Евгений Кафельников, первенствовавший на кортах Ролан Гаррос. Всего на счету россиян 10 побед на турнирах Большого шлема в одиночном разряде (по 3 раза россияне побеждали в Австралии, Франции и США и 1 раз на Уимблдоне):
Мария Шарапова - 3 (Уимблдон-2004, US Open-2006, Australian Open-2008);
Евгений Кафельников - 2 (Roland Garros-1996 и Australian Open-1999);
Марат Сафин - 2 (US Open-2000 и Australian Open-2005);
Светлана Кузнецова - 2 (US Open-2004 и Roland Garros-2009);
Анастасия Мыскина - 1 (Roland Garros-2004).
p. Больше всего турниров Большого шлема среди россиян выиграл Евгений Кафельников: кроме двух побед в одиночном разряде на его счету также 4 победы в парном разряде. Чаще всех в финалах играла Светлана Кузнецова - 10 раз (4 раза в одиночном разряде и 6 раз в парном).
p. В парном и смешанном парном разряде на турнирах Большого шлема побеждали также россияне Андрей Ольховский, Евгения Манюкова, Елена Бовина, Вера Звонарёва, Анна Курникова, Елена Лиховцева, Динара Сафина.

Australian Open - это первый турнир для теннисистов в новом календарном году. Из года в год, в январе, ведущие теннисисты мира собираются на синих кортах отдаленного зеленого континента, чтобы открыть теннисный сезон.

Australian Open - первый турнир в году

Так сложилось, что погодные условия делают это соревнование непохожим ни на какие остальные турниры Большого шдема - особенно это касается непредсказуемости соревнований. Еще совсем недавно Australian Open считался далеко не самым рейтинговым турниром среди теннисистов. Причиной этому служили как погодные условия, так и огромное расстояние, которое было необходимо преодолеть спортсменам ради участия в соревнованиях. Но в последнее время организаторы решили мотивировать теннисистов «щедрым» призовым фондом, который даже превышает фонд Открытого чемпионата США. В финансовом компоненте US Open не знал себе равных никогда, вплоть до начала чемпионата 2013 года, когда призовой фонд Открытого Чемпионата Австралии составил невероятную сумму в размере 31,3 млн. долларов.

Australian open имеет более чем столетнюю историю, но в то же время он считается «самым молодым» среди всех турниров серии Большого шлема. Первый турнир был проведен в 1905 году, и в нем приняло участие всего 17 спортсменов. Рекордсменкой Открытого чемпионата Австралии является в некотором роде «хозяйка этого первенства», представительница Австралии - Маргарет Корт. На ее счету 21 победа (11 в одиночном, 8 в женском парном, 2 в миксте). Среди мужчин «пальму первенства» держит Адриан Куст, в активе которого 13 побед на турнире. Среди современных теннисистов наибольшее количество побед (а именно 4) имеют - Новак Джокович и Роджер Федерер. Также 4 победы имеет неподражаемый Андре Агасси, который уже завершил свою спортивную карьеру.

Открытый Чемпионат Австралии проводится на 3 кортах, основным и центральным из которых считается Род Лейвер-Арена, вмещающая в себя 15000 зрителей.

Традиционно Australian Open задает тон всему теннисному сезону - участие в этом турнире является престижным, а игроки изо всех сил пытаются продемонстрировать свои лучшие игровые качества, дабы взять отличный старт на весь спортивный год.

Открытый Чемпионат Франции либо же Roland Garros, ежегодно проводится в середине мая - начале июня на кортах Парижа. Турнир идет вторым по счету в серии турниров Grand Slam. В течение двух недель внимание всего теннисного мира приковано к запоминающимся по красноватому оттенку земляным кортам легендарного стадиона, носящего аналогичное название с самим турниром.

История самого турнира берет свое начало с далекого 1891 года, в котором приняли участие исключительно мужчины. В 1928 году турнир получил свое второе название Roland Garros в честь игрока старейшего теннисного клуба Франции и по совместительству летчика - героя Первой Мировой войны - Ролана Гарроса. Статус турнира серии Большого Шлема Rolland Garros приобрел в 1968 году, и именно с того момента началась мировая популярность данного соревнования.

Открытый Чемпионат Франции, как и все турниры Большого шлема, имеет свои специфические особенности. Это соревнование считается главным грунтовым теннисным турниром на планете, и как следствие - низкий темп, демонстрируемый спортсменами на протяжении всего матча. Его не сравнить с той феноменальной скоростью, которую мы привыкли видеть на Уимблдоне, где буквально не успеваешь следить за перемещениями мяча по травяному покрытию.

Неподражаемый грунтовый корт Roland Garros

Главным рекордсменом турнира во Франции является непревзойденный Рафаэль Надаль, в активе которого 7 побед. Среди женщин наибольшее количество побед имеет американка Крис Эверт, на счету которой 6 побед.

На данный момент организаторам турнира предстоит разрешить очень важную проблему - соорудить крышу над главным стадионом, из-за отсутствия которой часто приходиться прерывать поединки ввиду невозможности играть на мокром грунте.

Впрочем, это единственный минус Roland Garros. В целом же, этот турнир «высокого статуса», которого с нетерпением ждет весь теннисный мир ввиду целого ряда его оригинальных особенностей, которые не встречаются больше нигде.

Самому известному теннисному турниру в мире в 2014 году исполняется 137 лет. Уимблдон традиционно стартует в последний понедельник июня. С этого дня и в течение двух недель старинный пригород Лондона становится центром внимания для всех поклонников тенниса. В это время тысячи туристов со всего мира намереваются посетить столицу Великобритании, дабы воочию насладиться этой атмосферой торжества и праздника.

Зеленый корт Уимблдонского турнира

Главная особенность - к мужчинам, участвующим в соревнованиях, принято обращаться исключительно по фамилии, а к женщинам с приставкой «мисс». Спортсмены также лакомятся клубникой - символом Уимблдона, которая специально выращивается для угощения спортсменов. Также для всех участников турнира обязательно одно правило - спортсмены обязаны выступать в экипировке исключительно белого цвета, этот цвет символизирует сам турнир.

Главным рекордсменом турнира является британец Уильям Реншоу, в активе которого 7 чемпионских титулов. Правда, все они были завоеваны в 19 веке. Достижение Реншоу в современном теннисе удалось повторить Питу Сампрасу и Роджеру Федереру, которые также имеют 7 побед на Уимблдоне.

Среди женщин наибольшее количество завоеванных салатниц (приз Уимблдона) имеет Мартина Навратилова, а именно 8.

Уимблдону даже посвящен фильм, который сумел «побить» все рекорды по кассовым сборам. Его съемочная группа была допущена к самым сокровенным местам, которые всегда остаются за взглядом зрителя. Премьера фильма состоялась в 2004 году.

Уимблдон - это самый желанный турнир для каждого теннисиста. Каждый мечтает о том, чтобы его имя было запечатлено на салатнице, а значит, было запечатлено и во всей истории тенниса.

US Open

Открытый Чемпионат США по теннису (US Open) является четвертым и заключительным турниром в серии Большого шлема. Он ежегодно проводится в Нью-Йорке в конце августа - начале сентября. В 2013 году (на данный момент, последнем розыгрыше трофея), призовой фонд был установлен в размере 25.5 млн. долларов США.

Впервые турнир состоялся в 1881 году в небольшом американском городке Ньюпорт.

Представительницы прекрасной половины человечества выступают в нем с 1887 года, и за это время главной рекордсменкой US Open стала Крис Эверт, которая смогла одержать 6 побед на турнире. Среди мужчин целых 3 рекордсмена, в активе которых значится по 5 побед, это Пит Сампрас, Джимми Коннорс и Роджер Федерер.

Главная особенность розыгрыша турнира - арена, на которой проводится финальный поединок. Она названа в честь знаменитого Артура Эша (который являлся любителем, но выиграл главный трофей в 1968 году - совершенно невероятное достижение), и вмещает в себя 23 000 зрителей, создавая тем самым невероятную атмосферу.

Открытый Чемпионат США для многих теннисистов - это замечательная возможность завершить сезон на мажорной ноте, и с отличным настроением отправиться в отпуск.

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Антон Павлович Чехов
Студент

Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.


Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.

– Вот вам и зима пришла назад, – сказал студент, подходя к костру. – Здравствуйте!

Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

– Не узнала, бог с тобой, – сказала она. – Богатым быть.

Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой.

– Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

– Небось, была на двенадцати евангелиях?

– Была, – ответила Василиса.

– Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед… Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

– Пришли к первосвященнику, – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери… Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.

Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха.

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.

И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

Рассказ

«Студент» - рассказ Антона Павловича Чехова, опубликованный в «Русских ведомостях» в 1894 году. Из воспоминаний родных известно, что «Студент» был любимым рассказом Чехова.

  • 1 История создания
  • 2 Сюжет
  • 3 Персонажи
  • 4 «Студент» в критике
  • 5 Примечание
  • 6 Ссылки

История создания

Впервые рассказ «Студент» был опубликован в «Русских ведомостях» в 1894 году. До сих пор неизвестно, где и когда был написан рассказ. Возможно, он был создан в Ялте, где Чехов отдыхал в марте 1894 года. своих письмах из Крыма Чехов не упоминал об этом рассказе, но по возвращению в Мелихово он рассказал А. С. Суворину: «Пьесы в Крыму я не писал. А прозу писал». Как известно, в Крыму Чехов работал над книгой «Остров Сахалин». Однако это упоминание скорее относится к художественному произведению, чем к книге «Остров Сахалин». Если учитывать время публикации, то слова в письме Суворину могли относиться только к рассказу «Студент».

При подготовке публикации рассказа в составе сборника «Повести и рассказы» Чехов незначительно дополнил его. Рассказ относился к числу немногих рассказов, любимых автором. Позднее при упоминании критикой чеховского пессимизма Антон Павлович ссылался на «Студента», дабы развенчать устоявшееся мнение о себе и принципах своего творчества:

Напишут о ком-нибудь тысячу строк, а внизу прибавят «…а то вот ещё есть писатель Чехов: нытик…». А какой я нытик? Какой я «хмурый человек», какая я «холодная кровь», как называют меня критики? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ - «Студент»… И слово-то противное: «пессимист»… Нет, критики ещё хуже, чем актёры. А ведь, знаете, актёры на целых семьдесят пять лет отстали в развитии от русского общества.

И. А. Бунин. «О Чехове».

В рассказе «Студент» сказалось влияние на творчество Чехова образ жизни и деятельность его отца Павла Егоровича, который заставлял детей по ночам петь в церковном хоре, мучивший их спевками поздними вечерами, требовавший чуть ли не с младенчества замещать его в лавке, когда он куда-нибудь отлучался. Если бы не знание церковных служб и обрядов, из-под пера Чехова не вышли бы такие рассказы, как «Святой ночью», «Студент», «Святые горы», «Архиерий», «Убийство».

Сюжет

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращался домой. Вокруг было пустынно и мрачно. Молодой человек «думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».

Студент подошёл к огороду, где старуха Василиса вместе со своей дочерью Лукерьей жгла костёр. Юноша сказал: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!» Затем он вспомнил о Тайной Вечере, когда Пётр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Говорю тебе, Пётр, не пропоёт сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречёшься, что не знаешь меня». Студент продолжал рассказывать евангельскую историю. Василиса заплакала. Юноша простился с ними и пошёл дальше.

«Студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…» Юноша думал о том, «что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, о чём он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему - к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». Герой размышляет о событиях древности, о людях, живших много веков назад. Юноша постигает связь веков и поколений. Он понимает, что всё, происходящее когда-то, имеет смысл и для его современников. Иван в тот день осознал, что правда и красота - главное в жизни человека.

Персонажи

  • Иван Великопольский - студент духовной академии, он очень молод, полон жизни, ожидания счастья. Жизнь для него прекрасна, будущее героя видится в веселых, ярких красках.
  • Василиса - вдова.
  • Лукерья - вдова, дочь Василисы.

«Студент» в критике

После публикации «Студента» рассказ вызвал довольно малый интерес у критиков. Так С. А. Андреевский в своей рецензии на сборник «Повести и рассказы» написал, что главный герой - «вдохновенный, поэтический образ юноши в толстовском вкусе, с живою и радостною верою в силу евангельской проповеди».

В. М. Лавров в письме к Чехову 1899 года восхищался и любовался способностью автора затрагивать самые острые вопросы и проблемы общества: «<…> в Ваших рассказах находят то, что всех мучает, чего многие ещё и не сознают, а только чувствуют и не понимают, почему им так тяжело и скверно. И к Вам все прислушиваются, но никто не ждёт ответа, но как дорог всем Ваш студент, возвращающийся домой с охоты в холодную ночь».

А. Г. Горнфельд в рецензии на рассказ отметил особенный, даже какой-то мистический контраст и красоту обыденной, жизненной обстановки. 1903 году появилось две статьи («Мир божий», «Санкт-Петербургские ведомости»), посвящённые творчеству Чехова, где рассказ Чехова получил хорошие отзывы и был расценен как новое начинание в произведениях писателя.

Подобно Горнфельду М. Н. Альбов утверждал, что рассказ «Студент» относится к новому периоду Чехова, и видел в этом произведении перелом в писательской деятельности драматурга: «всё сильнее слышится что-то новое, бодрое, жизнерадостное, глубоко волнующее читателя и порой необыкновенно смелое», - «эти новые черты уже заметно и, кажется, впервые сказались в маленьком рассказе». Перемену же он видит в том, что главному герою студенту Великопольскому первому из персонажей Чехова жизнь показалась полна высокого смысла. Альбов отождествляет автора с его персонажем: «Итак, правда, справедливость, красота как элементы самой жизни и притом основные, главные - вот, наконец, ответ на вопрос - в чём смысл жизни, чем люди живы. Что студент Великопольский и Полознев в данном случае высказывают мысли самого Чехова или близкие и дорогие ему мысли - в этом не может быть сомнения». Альбов же видит новую главную задачу Чехова - «открыть это неизвестное, то, о чём люди тоскуют, найти в самой жизни элементы правды, справедливости, красоты, свободы».

Батюшков также видит в «Студенте» отражение нового периода в творчестве Чехова. По его мнению:

Новизна эта, в перемене миросозерцания Чехова, которое тесно связано с особенностями его поэтики. Чехов с самого начала вступил на путь аналитической проверки тех широких обобщений и принятых норм общественной и индивидуальной жизни, которые были выработаны предшествовавшими поколениями. Новая форма искусства естественно вылилась из потребности его духовной организации, из стремления личности выразить своё непосредственное отношение к действительности - в сфере творчества и в области отвлечённых принципов. Не принимать ничего на веру, сомневаться даже в том, что кажется общепризнанным, пока внутренне не ощутишь его истинность, это - то же, что в искусстве доверять лишь личным впечатлениям, принять их за исходный пункт творчества и только под углом личного настроения воспроизводить действительность. Но раннему Чехову жизнь представлялась состоящей из ряда случайностей, отдельных, изолированных явлений, и при этом терялось причинное отношение явлений жизни, связь между прошлым и настоящим. Новая форма искусства естественно вылилась из потребности его духовной организации.

Батюшков, Фёдор Дмитриевич.

Рассказ «Студент» не избежал и отзывов иностранных критиков. Поль Буайе, профессор русского языка в Париже, сообщил 6 апреля 1902 года Чехову: «… издатели „Revue Blanche“, те же, которые издали „Quo vadis“ и множество других книг, рассчитанных на громкий успех, только что взялись за напечатание отдельным изданием образцового перевода четырех ваших сочинений: „Убийство“, „Мужики“, „Студент“, „На подводе“»; мотивировкой выбора послужило то, что эти произведения «показались большинству наших ценителей вашего таланта как нельзя лучше выразившими главные особенности вашего творчества». Трактовка рассказов Чехова в предисловии Буайе к этому сборнику связана с его общим восприятием русского национального характера: «Каждый народ страдает по-своему; и я не знаю писателя, которому удалось бы лучше, чем Чехову, выразить русскую печаль, сотканную из тоски, гордости, фатализма и усталости». Очевидно, Буайе и в «Студенте» воспринял только мысль о том, что нищета, невежество и «чувство гнёта», давившие на Руси несколько веков назад, так и останутся, «и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше». Перемена в настроения героя, противоположное восприятие им жизни и антитезис рассказа были проигнорированы при этом.

В Германии рассказ «Студент», судя по письму Чехова 29 января 1899 года из Лейпцига, был воспринят как новое явление поэтики писателя: «Здесь „Студента“ считают перлом „нового направления“».

Примечание

  • Студент Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: 30 т. Сочинения: 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1974-1982. Т. 13. Пьесы. 1895-1904. - М.: Наука, 1978. - С. 189-194. На сайте «Фундаментальной электронной библиотеки».
  • Гродская Н. С., Паперный З. С., Полоцкая Э. А., Твердохлебова И. Ю., Чудаков А. П. Примечания // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: 30 т. Сочинения: 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1974-1982. Т. 13. Пьесы. 1895-1904. - М.: Наука, 1978. - С. 335-518. На сайте «Фундаментальной электронной библиотеки»

Ссылки

  • Рассказ «Студент»
  • Студент

Студент (рассказ) Информацию О