Зун расшифровка. Значение аббревиатуры зун. Характеристика регулятивных универсальных учебных действий
Современная психолого-педагогическая литература часто применяет аббревиатуру “ЗУН”. Что это такое?
Определение 1
ЗУН – это Знания, Умения и Навыки.
Определение и сущностные характеристики знаний
- Умения и навыки;
- Умственные и практические действия;
- Нравственные убеждения;
- Эстетические взгляды;
- Мировоззрение.
В педагогике определение знания звучит, как результат процесса изучения действительности, проверенного в общественно-исторической практике и удостоверенного логикой, который выражается в адекватном человеческом сознании в форме представления, понятия, суждения либо теории.
Какие существуют виды знаний
Знания могут быть:
- Житейскими;
- Донаучными;
- Художественными;
- Научными (эмпирическими и теоретическими).
Качественные характеристики знаний:
- Системность;
- Обобщенность;
- Гибкость;
- Действенность;
- Осознанность;
- Прочность;
- Полнота.
В процессе обучения знания зависят от:
- Достигнутого уровня познания явлений;
- Целей обучения;
- Имеющегося запаса знаний;
- Индивидуальных особенностей школьников;
- Уровня интеллектуального развития;
- Адекватности усваиваемых знаний возрастным особенностям ребенка.
Первоначально ребенок знания осмысливает и воспроизводит, потом – понимает, после чего применяет знания в знакомых и новых условиях среды. Процесс усвоения знаний может происходить на различных уровнях: репродуктивном и продуктивном. На репродуктивном уровне учебный материал воспроизводится по образцам либо по инструкциям. На продуктивном же уровне происходит поиск новых знаний либо нестандартных методов действий.
Характеристика умений и навыков
В процессе обучения на основе полученных знаний формируются разнообразные умения и навыки. В педагогике это основные понятия.
Определение 3
Умения в педагогике – это промежуточный этап в освоении новых способов действия, основанных на знаниях.
Определение 4
Навыки в педагогике – это автоматизированные компоненты, которые вырабатываются в процессе выполнения сознательного действия.
Во время обучения формируются учебные умения и навыки, которые могут быть общие и узкопредметные. Формирование умений и навыков – это длительный процесс, который может занимать до нескольких лет.
Применение ЗУН в педагогике
Применение знаний, умений и навыков – важное условие при подготовке школьников к взрослой жизни, которое осуществляется с помощью теории и практики в образовательно-воспитательном процессе. Применение ЗУН стимулирует учебную деятельность детей, развивает уверенность учеников в собственных силах. Для школьников полученные знания – это средство воздействия на предметы и явления окружающей среды, а сформировавшиеся навыки и умения представляют собой орудие практической деятельности.
Применение ЗУН является этапом усвоения знаний, умений и навыков, который организуется разнообразными видами деятельности. Главным образом на применение ЗУН в педагогике оказывает влияние характер учебной дисциплины, а также специфика содержательной стороны изучаемого материала. Все это организует педагог в специальных упражнениях, лабораторных и практических работах. При этом самоконтроль способствует положительному применению ЗУН в жизни.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Продолжение. Начало в №№ 39-46
Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).
Акценты целей
Ц Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.
Ц Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка.
Ц Помочь ребенку познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать у него заранее заданные свойства.
Гипотезы
Ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является, как носитель субъектного опыта.
Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития.
- «Вектор развития» строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию.
Ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе.
Особенности содержания
Технология личностно-ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и ученья как индивидуально значимой деятельности отдельного ребенка. Деятельность ученья, ее содержание, методы, приемы направлены, главным образом, на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.
В образовательном процессе выделены основные сферы человеческой деятельности (наука, искусство, ремесло), их психологическое содержание, обоснованы требования к тому, как ими овладевать.
С другой стороны, выявлены индивидуальные особенности ребенка (тип и характер интеллекта, уровень его развития и т.п.), степень его адекватности (неадекватности) определенному виду деятельности.
На этих основаниях для каждого ученика составляется образовательная программа, которая в отличие от учебной имеет индивидуальный характер, основывается на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками. Программа должна быть гибко приспособлена к возможностям ученика, динамике его развития под влиянием обучения.
Особенности методики
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
ЗУН. Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъектного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.
СУД. Способ учебной работы - это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где, как в сплаве, объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные и операционные компоненты.
В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.
СУД рассматриваются как метазнания, как приемы и методы познания.
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Исходный пункт любой предметной методики - раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика. Затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.
С самого начала для каждого ребенка создается не изолированная, а, напротив, открытая разносторонняя школьная среда, с тем чтобы дать ему возможность проявить себя. Когда эта возможность будет профессионально выявлена педагогом, тогда можно рекомендовать наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения.
Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в их осуществлении через способы учебной работы.
Диагностика. Постоянно наблюдая за каждым учеником, выполняющим разные виды учебной работы, педагог накапливает банк данных о формирующемся у него индивидуальном познавательном «профиле» ученика, который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного (психического) развития и служить основным документом для определения (выбора) дифференцированных форм обучения (профильных классов, индивидуальных программ обучения и т.п.).
Педагогическое (клиническое) наблюдение за каждым учеником в процессе его повседневной, систематической учебной работы должно быть основой для выявления его индивидуального познавательного «профиля».
Дидактическое обеспечение. Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектного образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса.
Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного развивающего процесса:
Учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
Изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;
В ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
Активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;
Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
При введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
Необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным образом, процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
Образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.
Позиция учителя
инициирование субъектного опыта учения;
развитие индивидуальности каждого ребенка;
признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.
Позиция ученика
свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;
самопознание, самоопределение, самореализация.
Предтечи, разновидности, последователи
Аналогичная модель обучения предложена американским психологом Д. Колбом: цикл обучения, исходящий из конкретного опыта ребенка, включает последовательно фазы рефлексивного наблюдения, концептуализации, активного экспериментирования и переосмысления.
Атутов П.И. Связь обучения с жизнью, с практикой, с производством. М., 1962.
Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. М., 1991.
Верцинская Н.Н. Индивидуальность личности. Минск, 1990.
Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской. М., 1989.
Вопросы психологии способностей школьников / Под ред. В.А.Крутецкого. М., 1964.
Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
Леви В. Искусство быть собой. М., 1973.
Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.
Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
Психологические критерии качества знаний школьников / Под ред. И.С.Якиманской. М., 1990.
Селевко Г.К. Взаимосвязь производственной деятельности учащихся с общеобразовательной подготовкой // Советская педагогика. 1964. №3.
Шадриков В.Д. Личностно-ориентированное обучение // Педагогика. 1994. №5.
Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.
Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. 1995. №3.
Якиманская И.С. Знания и мышление школьника. М., 1985.
Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. №6.
Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
Герман СЕЛЕВКО
Продолжение следует
В современной психолого-педагогической литературе используется аббревиатура «ЗУН», под которой понимаются знания, умения и навыки.
Определение и сущностные характеристики знаний
Ядром содержания обучения являются знания, усваиваемые обучающимися. На основе знаний происходит формирование умений и навыков, умственных и практических действий, формируются нравственные убеждения, эстетические взгляды, мировоззрение.
Определение 1
В современной литературе под знаниями понимается результат процесса познания действительности, который проверен в общественно-исторической практике и удостоверен логикой, выражается в адекватном отражении в сознании человека в форме представления, понятия, суждения или теории.
Виды знаний:
- донаучные;
- житейские;
- художественные;
- научные (эмпирические и теоретические).
Качественными характеристиками знаний является наличие:
- системности;
- обобщённости;
- осознанности;
- гибкости;
- действенности;
- полнты;
- прочности.
На знания, получаемые в процессе обучения, влияют:
- достигнутый уровень познания явлений;
- цели обучения;
- индивидуальные особенности школьников;
- имеющийся запас знаний;
- уровень интеллектуального развития;
- адекватность усваиваемых знаний возрастным особенностям ребёнка.
Изначально знания осмысливаются и воспроизводятся, затем – понимаются, после чего происходит применение знаний в знакомых и новых условиях. Усвоение знаний может проходить на разных уровнях – репродуктивный уровень характеризуется воспроизведением учебного материала по образцам или по инструкциям, на продуктивном уровне осуществляется поиск и нахождение новых знаний или нестандартных способов действий.
Характеристика умений и навыков
Кроме знаний, в процессе обучения происходит формирование на основе знаний разнообразных умений и навыков.
Определение 2
Умение является промежуточным этапом в овладении новыми способами действия, основанными на знаниях.
Определение 3
Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, вырабатываемого в процессе его выполнения.
В процессе обучения происходит формирование учебных умений и навыков, которые могут быть общими или узкопредметными. Процесс формирования умений и навыков длителен по времени, может занимать несколько лет.
Применение ЗУН
Применение знаний, умений и навыков является важным условием осуществления подготовки школьников к жизни, путём, устанавливающим связь теории и практики в образовательно-воспитательном процессе. Применение их способствует стимуляции учебной деятельности школьников, развитию уверенности учащихся в собственных силах. Полученные знания представляют собой средство воздействия на предметы и явления окружающего мира, а сформированные навыки и умения – орудие практической деятельности в процессе применения.
Применение ЗУН представляет собой этап их усвоения, организуется средствами разнообразных видов деятельности, существенным образом на применение знаний, умений и навыков влияет характер учебной дисциплины, специфика содержательной стороны изучаемого материала. Организуется педагогом в ходе специальных упражнений, лабораторных и практических работ.
Осуществление самоконтроля способствует более успешному применению ЗУН на практике.
– классификацию компетентностей по объекту, на который направлена деятельность (Э.- Климов); она дает компетентности в областях: 1) человек – человек, 2) человек – техника,
3) человек – художественный образ, 4) человек – природа, 5) человек – знаковая система;
– профессиональную компетентность в области отдельных классов и групп профессий;
– предметную компетентность специалиста в конкретном деле (специальности),
– а также (в свете современной ориентации школы на профильное обучение) профиль-
ную компетентность.
Особые компетентности требуются в различных сферах общественной жизни: в сфере быта, гражданско-общественной, в области искусства, в спорте и т.д.
Компетентности имеют также знаниевый аспект и классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в биологии и т.д.), по отраслям общественного производства (в области энергетики, в области транспорта, в области связи, в области обороны, в сельском хозяйстве и т.д.).
Как психологическая характеристика понятие компетентности включает не только когнитивную (знания) и операционально-технологическую (деятельностную) составляющую, но и мотивационную (эмоциональную), этическую, социальную и поведенческую.
Поскольку по определению основу компетентности составляют способности , то каждой из способностей должна отвечать своя компетентность. Самым общим видам способностей будут соответствовать виды компетентностей: в физической культуре, в умственной сфере, общеучебная, практическая, исполнительская и творческая, художественная и техническая, а также педагогическая, психологическая, социальная и т.п.
По сообразности ступени социальной зрелости (социального развития) и образовательному статусуможно выделить:
– компетентность готовности ребенка к школе;
– компетентность (социальной зрелость) выпускника школы;
– компетентность (социальной зрелость) молодого специалиста (выпускника профессионального заведения);
– компетентность (социальной зрелость) специалиста со стажем работы.
Наряду с существующей классификацией компетенций, существуют, очевидно, также и уровни компетентности. Они простираются от «полной некомпетентности», то есть неспособности справиться с появляющимися проблемами и требованиями, до «высокой компетентности» – конкурентоспособности, талантливости.
Психолого-педагогический инструментарий для определения этих уровней для педагогической практики пока не разработан, но это – дело ближайшего времени.
1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)
То, что мы знаем, – ограниченно, а то, что мы не знаем, – бесконечно.
П. Лаплас
Знания и их классификация. Знания – проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека.Существует много различных классификаций ЗУН. Для анализа педагогических процессов имеют значение следующие (рис. 5).
Рис. 5. Знания, умения, навыки.
По локализации выделяют следующие группы знаний (ЗУН):
индивидуальные знания (сознание) – совокупность запечатленных памятью чувственных (образных) и умственных (знаковых) образов и их связей, возникавших при взаимодей-
ствии индивида с действительностью, его личный опыт познания, общения, способов деятельности;
общественные знания – продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.
Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные. По форме отражения :
образные , представленные в образах, воспринятых органами чувств;
знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретиче-
ские знания;
вещественные , существующие в предметах труда, искусства – овеществленные результаты деятельности;
процедурные – те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и на-
выках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.
По области ипредмету познания : гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство, литература.
По психологическому уровню выделяют: знание – узнавание, – воспроизведение, – понимание, – применение, – убеждение – потребность.
По степени обобщенности : факты, связи-ассоциации, понятия, категории, законы, теории, методологические знания, оценочные знания.
Современный обязательный минимум требований к уровню подготовки выпускников (проект
В.В. Фирсова, 2001 г.) предполагает, что за время учебы в начальной школе ученик должен:
усвоить около 200 новых понятий;
выучить более 150 правил по математике и русскому языку;
выполнить более 3500 заданий по математике;
около 2000 упражнений по русскому языку;
В основной школе ученики должны изучить:
по биологии – 1624 понятия, 656 фактов, запомнить около 350 определений;
по географии – изучить около 600 понятий и почти 700 географических объектов;
по математике – изучить 270 понятий, около 100 теорем (из них 45 с доказательством), более 100 правил и свойств, запомнить около 100 приемов решения задач и прорешать 9000 упражнений;
по физике – знать 97 различных физических величин и единиц их измерения, запомнить названия 54 физических приборов;
по химии – 190 понятий, физические свойства 17 веществ, химические свойства 73 веществ.
Пример . Шестиклассник на одном уроке биологии по теме «Строение цветка» должен
изучить 22 понятия и 15 примеров. А на уроке географии по теме «Река» – познакомиться с 16 понятиями, 15 географическими объектами и раскрыть 4 причинно-следственные связи.
Умения и навыки. Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами личности – умениями и навыками.Умение определяется как способность лич-
ности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности.
Простые умения при достаточном упражнении могут автоматизироваться, переходить в
навыки. Навыки – это способность выполнять какие-либо действия автоматически,
без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык – это автоматизированное умение.
Сложное умение включает и использует и знания, и относящиеся сюда навыки личности. Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и классифицируются
по различным логическим основаниям. Так, по характеру преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные),чувственные (сенсорные) иумственные (интеллектуальные).
ЗУНы определяют так называемую «обученность » личности, т.е. объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению и творческому преобразованию информации относятся уже к другой группе качеств личности – способам умственных действий.
Обученность – уровень и качество знаний, прочных умений и навыков учащихся; состояние и сформированность реальной учебной деятельности – «умения учиться», приемов самостоятельного поиска знаний и самообразования.
Следует заметить, что из триединства «знания – умения – навыки» (ЗУН) в школе почти исчезли умения – навыки (УН), которые, по сути, являются прямым мостом к компетентностям.
1.4. Способы умственных действий (СУД)
Ребенок - не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую следует зажечь.
Средневековые гуманисты
Все живые организмы стремятся решить задачи существования, удовлетворения первичных потребностей в пище, продолжении рода, безопасности. Человек преуспел в решении этих задач, создав уникальную цивилизацию – синтез науки, техники, культуры, искусства.
Психологический индивидуальный процесс, который привел человечество к современному уровню цивилизации – это мышление.
Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Мышление – это процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и поступающей информации и получения результатов: управленческих решений, продуктов творчества, новых знаний. ЗУНы – хранящиеся в памяти эмоциональные и знаковые образы и их связи – являются базой, средством для мышления.
Способы, которыми осуществляется мышление, называются способами умственных действий (СУД). Их можно классифицировать следующим образом:
1) по характеру преобладающих средств мышления: предметно-действенные, нагляд- но-образные, абстрактные, интуитивные;
2) по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез,
классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, антиципция, гипотеза, эксперимент и др.;
3) по форме результата: создание нового образа, определение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория;
4) по типу логики мышления: рассудочно-эмпирические (классически-логические) и ра- зумно-теоретические (диалектико-логические, по В.В. Давыдову).
Кроме термина «способы умственных деятельности (действий)» (СУД), в педагогических технологиях применяется и близкий к нему термин «способы учебной работы» (Якиманская И.С.), которым обозначается область процессуальных умений, играющих исключительно важную роль для успешного научения.
Важнейшими общеучебными способами работы (общеучебными умениями и навыками) являются:
I. Умения и навыки планирования учебной деятельности:осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапов деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности; планирование самостоятельной работы на уроке и дома; планирование на день, неделю, месяц.
II. Умения и навыки организации своей учебной деятельности: организаций рабочего места в классе - наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение, создание благоприятных гигиенических условий; организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы; определение порядка и способов умственных действий.
III. Умения и навыки восприятия информации , работа с различными источниками информации (коммуникативные): чтение, работа с книгой, конспектирование; библиографический поиск, работа со справочниками, словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие информации, управление вниманием; наблюдение; запоминание. Особую группу образуют умения и навыки работы с компьютером.
IV. Общелогические умения и навыки: осмысливание учебного материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; индукция – дедукция; классификация, обобщение, систематизация доказательств; построение рассказа, ответа, речи, аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; написание сочинений; решение задач, проблем.
V. Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: самоконтроль
и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; оценка различных сторон явлений: экономической, экологической, эстетической, этической; умение проверить правильность и прочность теоретических знаний, практических навыков; рефлексивный анализ.
Таким образом, СУД входят важнейшей составной частью в способы учебной работы как более широкое понятие, включающее и внешние действия учащегося (в дальнейшем понятие СУД будет употребляться также в расширительном значении, включающем и внутреннюю работу мозга, и общеучебные умения, включающие некоторые внешние действия).
На школьном этапе развития личности уровень СУД определяет так называемую «обучаемость » ребенка, т.е. его способность к усвоению знания, учебного материала, возможность применять индивидуальную систему знаний, способность решать теоретические и практические задачи.
Обучаемость – восприимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуации (в широком смысле); показатели темпа и качества усвоения знаний, умений и навыков (в узком смысле). Обучаемость – индивидуальная способность к усвоению человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.
Рис. 6. Способы умственных действий.
1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
Если человек не умеет управлять собой, им начинают управлять другие.
Управление и регулирование любых процессов, в том числе и социально-воспитательных, педагогических, основаны на принципеобратной связи : субъект управления (руководитель учреждения, социальный работник, учитель) посылает команды исполнителю (объекту управления – учреждению или отдельному индивиду, ученику) и должен получать информа-
цию о результате деятельности. Без такой обратной связи невозможно выработать дальнейшие корректирующие и планирующие решения, с надежностью достичь цели деятельности.
Человек по отношению к своей деятельности является и объектом, и субъектом управления (встречая на пути яму, он принимает решение, дает сам себе команду, обходит или перепрыгивает ее, при этом контролируя свои действия). Такое совмещение функций объекта и субъекта управления называют самоуправлением .
Человек – весьма совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система. Уровень самоуправления – одна из главных характеристик личностного развития.
Психологический механизм самоуправления развитием личности довольно сложен, но совершенно очевидно, что личность выборочно относится к внешнему воспитательному или обучающему воздействию, принимает или отвергает его, являясь тем самым активным регулятором собственной психической деятельности. Всякое изменение, всякий шаг в развитии личности происходят как ее собственный эмоциональный выбор или сознательное решение, то есть регулируются личностью «изнутри».
Основу внутреннего саморегулирующего механизма представляют четыре интегральных группы качеств (психогенные факторы развития): потребности, способности, направленность, Я-концепция (рис. 7).
Рис. 7. Самоуправляющие механизмы личности.
Потребности . Потребности – это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека.Потребности являются основой мотивов действий и поступков человека. Потребности можно разделить на материальные (в пище, одежде, жилье), духовные (в познании, в истине, в эстетическом наслаждении), физиологические и социальные (в общении, труде, общественной деятельности). Духовные и социальные потребности формируются общественной жизнью человека.
Способности . Способностями называют качества личности, которые обеспечивают успешность и продуктивность той или иной деятельности. По существу, каждой потребности соответствует своя способность. Знание человеком своих способностей, наличие определенного положительного опыта их использования также во многом определяют его выборы поведения и жизнедеятельности.
Направленность . Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от наличных ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности.Как уже говорилось выше, в нее входят интересы, взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, наконец, мировоззрение.
Интересы – осознанная форма познавательной потребности, служащая побудительной причиной действия личности. Познавательный интерес – стремление к изучению, познанию объекта. Социальный интерес – основа социальных действий индивидов или социальных групп, связанная с объективными условиями их существования.
Убеждения, взгляды – субъективные отношения личности к окружающей действительности и своим поступкам, связанные с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми человек руководствуется.
Социальные установки – готовность, предрасположенность к определенным социальнопринятым способам поведения.
Ценностные ориентации – направленность сознания и поведения на общественные, материальные и духовные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них.
Мировоззрение – упорядоченная система взглядов и убеждений личности (политических, философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других), включая сформированную естественнонаучную картину мира.
Я-концепция. Я-концепция личности – это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая, система представлений личности о самой себе, на
Знания, умения, навыки (ЗУН)
То, что мы знаем, – ограниченно, а то, что мы не знаем, – бесконечно.
П. Лаплас
Знания и их классификация. Знания – проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Существует много различных классификаций ЗУН. Для анализа педагогических процессов имеют значение следующие (рис. 5).
Рис. 5. Знания, умения, навыки.
По локализации выделяют следующие группы знаний (ЗУН):
· индивидуальные знания (сознание) – совокупность запечатленных памятью чувственных (образных) и умственных (знаковых) образов и их связей, возникавших при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт познания, общения, способов деятельности;
· общественные знания – продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.
Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.
По форме отражения :
· образные , представленные в образах, воспринятых органами чувств;
· знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;
· вещественные , существующие в предметах труда, искусства – овеществленные результаты деятельности;
· процедурные – те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.
По области и предмету познания : гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство, литература.
По психологическому уровню выделяют: знание – узнавание, – воспроизведение, – понимание, – применение, – убеждение – потребность.
По степени обобщенности : факты, связи-ассоциации, понятия, категории, законы, теории, методологические знания, оценочные знания.
Современный обязательный минимум требований к уровню подготовки выпускников (проект В.В. Фирсова, 2001 г.) предполагает, что за время учебы в начальной школе ученик должен:
· усвоить около 200 новых понятий;
· выучить более 150 правил по математике и русскому языку;
· выполнить более 3500 заданий по математике;
· около 2000 упражнений по русскому языку;
В основной школе ученики должны изучить:
· по биологии – 1624 понятия, 656 фактов, запомнить около 350 определений;
· по географии – изучить около 600 понятий и почти 700 географических объектов;
· по математике – изучить 270 понятий, около 100 теорем (из них 45 с доказательством), более 100 правил и свойств, запомнить около 100 приемов решения задач и прорешать 9000 упражнений;
· по физике – знать 97 различных физических величин и единиц их измерения, запомнить названия 54 физических приборов;
· по химии – 190 понятий, физические свойства 17 веществ, химические свойства 73 веществ.
Пример . Шестиклассник на одном уроке биологии по теме «Строение цветка» должен изучить 22 понятия и 15 примеров. А на уроке географии по теме «Река» – познакомиться с 16 понятиями, 15 географическими объектами и раскрыть 4 причинно-следственные связи.
Умения и навыки. Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами личности – умениями и навыками. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности.
Простые умения при достаточном упражнении могут автоматизироваться, переходить в навыки . Навыки – это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык – это автоматизированное умение .
Сложное умение включает и использует и знания, и относящиеся сюда навыки личности.
Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и классифицируются по различным логическим основаниям. Так, по характеру преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) и умственные (интеллектуальные).
ЗУНы определяют так называемую «обученность » личности, т.е. объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению и творческому преобразованию информации относятся уже к другой группе качеств личности – способам умственных действий.
Обученность – уровень и качество знаний, прочных умений и навыков учащихся; состояние и сформированность реальной учебной деятельности – «умения учиться», приемов самостоятельного поиска знаний и самообразования.
Следует заметить, что из триединства «знания – умения – навыки» (ЗУН) в школе почти исчезли умения – навыки (УН), которые, по сути, являются прямым мостом к компетентностям.