На стоге сена ночью южной история. В стихотворении «На стоге сена ночью южной» перед человеком

Работа над сопоставительным анализом усложняется, когда перед учащимися ставится задача — найти единство и различия сразу в нескольких стихотворениях обоих авторов. У Тютчева это «День и ночь» (1), «Святая ночь на небосклон взошла…» (2), «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» (3), «О чем ты воешь, ветр ночной?» (4).

У Фета — «На стоге сена ночью южной…»(1′), «Заря прощается с землею…» (2′), «Благовонная ночь, благодатная ночь…» (3′), «От огней, от толпы беспощадной…» (4 ‘) (из цикла «Вечера и ночи»).

Сквозной образ предложенных стихотворений обнаруживается легко и безошибочно. Это образ ночи. Чему он противопоставлен? У Тютчева ночной мир противопоставляется миру дневному (1,2). В этой оппозиции светлое начало связано с образом дня. Он эмоционально притягателен, ему присваивается положительная оценочность: «день отрадный, день любезный», он как «покров златотканый» («золотой покров»), чья «ткань — благодатная». Наконец, прямо говорит поэт: день — «друг человеков и богов». Ночь же, несмотря на то что она святая, страшна; это «бездна безымянная», «с своими страхами и мглами», пропасть темная»; с ночью ассоциируется нечто таинственное, «чуждое, неразгаданное». Человек ночью одинок («на самого себя покинут он», «сирота бездомный»), слабосилен («упразднен ум», «мысль осиротела», «Нет… опоры, ни предела»), испытывает страх («ночь страшна»).

У Фета ночь иная. Ни одной темной краски нет в ее описании. Ощущение эстетического совершенства, эмоциональной притягательности исходит от этого образа: «благовонная ночь, благодатная ночь…» (3′), «лазурная ночь» (3′, 4′), «полночь безмолвна, кротка, серебриста» (4′), «огни (звезды) золотые горят» (3′). Его стихам свойственна оппозиция «мир ночного неба» — «мир ночной земли».

Ночное небо предстает с «сонмами звезд», «хором светил, живым и дружным», «небесной зарей», месяцем. Земля ночью также прекрасна. Она, «как смутный сон немая», — тиха. Сад ли перед нами или стог сена, или лес и долины — неважно. Этот мир русской природы, которая ночью умиротворена. Самые громкие звуки здесь — плеск ключа, шепот струй воды, напев гитары.

Есть ли пропасть между этими мирами? Нет. Есть грань… Но! Есть и готовность слиться. Связующим звеном может стать человек, деревья, звезды, месяц — образы как небесного, так и земного мира.

Прежде всего, лирический герой ощущает тонкую связь с миром ночного неба, таким близким, в котором он «все невозвратнее тонет»:

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Обращается к ночи:

Все бы слушал тебя.

Один из своих излюбленных приемов — олицетворение — использует Фет, чтобы показать связь и между неживыми образами того и другого мира: «распахнется окно / Поглядеть в серебристую ночь», «месяц в лицо прямо смотрит», «От людей утаиться возможно,/ Но от звезд ничего не сокрыть…». Деревья «как будто, чуя жизнь иную / И ей овеяны вдвойне, / И землю чувствуют родную /И в небо просятся оне» (небо, конечно же, ночное.

Ночь пробуждает в человеке не страх, а мысли о вечном, чистом (полночь «видит…, что вечно и чисто, что навеяно ею самой…»). Ночь — олицетворение высшего человеческого предназначения, жизни его души и духа. Иными словами, ночь открывает человеку небо (дух!), отрешая его от дневной суеты земной жизни (материя!). Эта мысль довольно понятна ученикам. Труднее бывает постичь смысл образов стихотворений Тютчева. Почему в ночном (чуждом и неразгаданном!) мире человек узнает наследье родовое (т.е. что-то изначально присущее роду человеческому вообще), а светлое и живое (дневное начало!) чудится ему всего лишь сном, чем-то нереальным? (2) Не парадоксален ли конец стихотворения? И почему бездной поэт называет еще и душу человека (в душе своей, как в бездне, погружен)? Нет ли здесь сближения, разгадки? Несомненно.

Две бездны — бездна ночного неба и бездна души человека — имеют единые черты. Они непостижимы, иррациональны, неупорядоченны, и человеческое сознание не в силах постичь законы, которым они подчинены. Поэтому ночь и пугает человека, и манит одновременно. Одно из лучших стихотворений, в котором сближены два эти образа — «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…».

Образ ночного сада в начале стихотворения дан в поистине фетовской манере. Здесь переливы цветов (темно-зеленый, голубой, убеленный, золотой) и гармоничных звуков (музыки дальней, говор ключа), природа изображена в состоянии покоя («изнемогло движенье», «труд уснул», «спящий град»). Но это — не картина ночи, это картина уходящего дня. И все изображение еще носит отпечаток его гармонии, упорядоченности и красоты.

Настоящую тютчевскую ночь мы видим только в последних пяти строках. Проснулся чудный, еженочный гул… гул непостижимый. Какие ассоциации рождает этот образ? Гул — нечто немузыкальное, а значит, дисгармоничное; стихийное, а значит, неуправляемое и опасное, страшное. Если Фет рисует ночное небо как гармоничный космос, то Тютчев как хаос. И это слово звучит в последней строке — «хаос ночной». Откуда этот гул? Его рождает не природа. Это гудят смертные (значит, человеческие) думы, освобожденные сном. Так в сознании поэта сближается мир человеческой души и природы. Критерий сближения — дисгармоничность, непостижимость, неуправляемость.

Образ ветра ночного («О чем ты воешь, ветр ночной?») — олицетворение стихийности мира.

Ветер издает не гул, а вой, но смысл звучания тот же — это голос стихии, враждебной человеку. И вновь парадокс — голос ветра понятен человеческому сердцу. Потому что звуки сердца тоже могут быть неистовыми, потому что хаос чувств сердечных и хаос мира — родимый. Душа ночная, жаждущая слияния с общим хаосом представляется стихией, дисгармонией.

А.Д.Баландина

«На стоге сена ночью южной…» Афанасий Фет

На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.

Анализ стихотворения Фета «На стоге сена ночью южной…»

Философско-медитативный настрой стихотворения 1857 г. сближает его с тютчевскими «Снами». Сходна и лирическая ситуация, которая погружает героя в ночную стихию, открывая ему тайны мироздания. У обоих авторов возникает образ бездны: в варианте Тютчева огненная бесконечность окружает «волшебный челн» лирического «мы», и люди становятся свидетелями грандиозного противоборства космического и хаотического начал. В анализируемом произведении отсутствует трагический контекст, характерный для тютчевской лирики. Какие чувства порождает неземной «мрак бессонный» у фетовского героя?

Появлению ключевого образа предшествует описание реальной жизненной ситуации: лирический субъект, расположившийся на стоге сена, всматривается в широкую панораму ясного звездного неба. Последняя обозначена метафорой «хор светил»: и само словосочетание, и примыкающие к нему эпитеты указывают на осмысленность и высокую степень упорядоченности небесного пейзажа.

Герой, внешне остающийся неподвижным, на аллегорическом уровне переживает череду изменений. Реальное земное пространство приобретает зыбкость и практически исчезает. Наблюдатель, лишившийся привычной опоры, «один в лицо» встречается с непознанным. Состояние одиночества и острой новизны переживания передается сравнением с «первым» и единственным обитателем райских кущ.

Третья строфа продолжает игры с пространством. Лирический субъект ощущает стремительное приближение к «бездне полуночной». Наблюдатель фиксирует результат трансформации, но не может определить, за счет чего она свершилась. Не разобравшись в смутных траекториях, человек снова сосредоточивается на своих чувствах: он будто повисает над бездной, удерживаемый фантастической «дланью мощной».

В заключительном катрене быстрое движение сменяется медленным опусканием в бесконечную глубину. Финал не приносит развязки, оставляя процесс погружения растерянного и оцепеневшего героя на стадии развития.

Вопрос о значении отвлеченной категории бездны стоит рассматривать в связи с трактовкой эмоций лирического «я». Невольный страх здесь вторичен, а главной реакцией становится восторг: величие мира, явившееся как откровение, восхищает созерцателя. Положительные чувства яснее выражены в произведении « », написанном в тот же период. Роскошный пейзаж, декорированный «алмазной росой», вдохновляет и окрыляет душу героя-наблюдателя.

Цацуро А.Н. МБОУ СОШ №2 г. Гулькевичи

Технологическая карта урока по литературе в 10 классе по теме

Поэзия Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

" Земная жизнь кругом объята сна", " Земля, как смутный сон немая" .

Тип урока: урок - размышление.

Цели урока:

Образовательные:

формирование у учащихся представления о художественном мире поэзии Ф.И. Тютчева и А.А.Фета; умения выявлять особенности эстетики поэзии на примерах произведений автора.

Развивающие:

развитие предметной компетенции: навыков выразительного чтения, устной и письменной монологической речи; активного усвоения нового материала; самостоятельной работы; взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий; развитие навыков группового взаимодействия; учебно – познавательных компетенций: исследовательские навыки познания, умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности; развивать творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

Формирование социокультурной компетентности: бережного отношения к родному русскому языку, воспитание чувства патриотизма на основе изучаемых произведений; воспитание эстетического отношения и интереса к поэзии Ф.И. Тютчева; развитие чувства ответственности за индивидуальную и совместную деятельность.

Оборудование:

Портрет поэта; книги со стихами Тютчева.

Компьютер и проектор с презентацией учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Планируемый

результат

1. Орг.момент.

Цель: мотивировать учащихся к изучению темы

В среднем звене вы часто обращались к творчеству этих поэтов, в основном к стихам, посвященным теме природы. Нередко вы путаете их стихи. Сегодня мы с вами попытаемся уловить творческую неповторимость, оригинальность каждого поэта, его творческий почерк.

Прослушивание сообщений и беседа:

Л.: формирование читательского мастерства:

К.: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Учащиеся готовы к дальнейшей работе, настроены научиться отличать поэтов исходя их особенностей поэтического мира.

2. Учебно-познавательна деятельность

Цель: развитие навыков анализа поэтического текста, выявление особенностей лирики поэтов.

Работа с предложенными текстами. Анализ стихотворений «Сны» Тютчева и «На стоге сена ночью южной» Фета.

1.Оттолкнемся от названия стихотворения «Сны», представим жизненную ситуацию. Насколько поэтический образ соотносим с физическим состоянием человека?

Какие оппозиции, характерные для творчества Тютчева, вы можете выделить в этом стихотворении?

Назовите лексический ряд и эпитеты, относящиеся к ним.

Определите ключевую антитезу стихотворения

Что же стоит за образом «пылающей бездны»?

Как он создается?

Какую роль этот философский образ играет в контексте творчества поэта?

2. Обратимся к стихотворению Фета. В чем оно повторяет тютчевское? Человек показан наедине с мирозданьем? В чем отличие? Какими художественными средствами поэт добивается этого? Есть ли отличия в ритме? Что оно дает? Каким показан человек?

3. Соотнесите стихотворения в эмоциональном плане.

Анализируют стихотворения, вступают в беседу с учителем, отвечают на вопросы

Океан-земля

волны шар земной

стихия берег

прилив пристань

звучные, волшебный - горящий, таинственно, пылающий

Человек-Мирозданье

Находят средства выразительности

в лексике, сама ситуация

мир красоты и гармонии

анализируют образную систему

У Фета четырехстопный ямб, придает легкость стиху, у Тютчева пятистопный, торжественный и суровый.

Человек-часть Вселенной

Дисгармоничность у Тютчева противостоит оптимистичности Фета

К.: работать индивидуально и в группе: находить общее решение

П.: развитие исследовательских навыков познания: умение действовать самостоятельно, добывание знаний непосредственно из реальности

Р.: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале

планировать пути достижения целей;

устанавливать целевые приоритеты

Учащиеся выявили особенности поэтического мира каждого поэта в ходе анализа поэтического текста

3Физминутка

4. Интеллектуально-преобазовательная деятельность

Цель: обобщение и систематизация результатов анализа, сравнение двух творческих миров.

Оформите свои наблюдения Заполняют таблицу

в виде таблицы

П.: осмысление роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Учащиеся смогли сформулировать и записать основные особенности лирики Фета и Тютчева, провели сравнение и увидели специфику двух разных художественных миров.

4. Рефлексия

Цель: подведение итогов занятия

Поразмышляйте над вопросом:

Насколько личность писателя влияет на содержание и воплощение образов в поэзии? В чем «непохожесть» поэзии наших героев?

Устные ответы учащихся

Л.: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

– следование в поведении моральным нормам и

этическим требованиям

Осознание различия двух творческих систем.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ф. И. Тютчев . Сны

Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами...
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.

То глас ее: он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Ф. И. Тютчев. Сны

Автор сравнивает два мира: величественный и грозный мир стихии океана и мир ночи, завораживающей человека. Сон – состояние сознания, когда человек не может управлять своим телом и мыслями, когда он получает информацию из иного мира, сон – граница между загадкой и реальностью, связующее звено между материальным и духовным мирами, “днем и ночью”. Стихии похожи, но одна властвует над телом человека, а другая - над его мыслями.
Герои увлечены волшебством ночи, которая “нудит и просит”. В ночном сумраке герои должны найти путь, который выведет их к суше, но прилив уносит их.
Стихии, окружающие героев, объединяются в одно целое, выражая себя через друг друга. “Глубокое небо” и “Пылающая бездна” - полное слияние стихий, катарсис, важнейший момент в жизни человека. Герои окружены бездной, они находятся во власти мироздания – гармоничного, но неизвестного мира. Челн – спасительная лодка, не дающая захватить героев, но она не может вечно противостоять стихиям. Автор обрывает повествование, предоставляя героев самим себе и окружающему миру.

А.А.Фет

На стоге сена ночью южной...

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Земля, как смутный сон немая,

Безвестно уносилась прочь,

И я, как первый житель рая,

Один в лицо увидел ночь.

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Над этой бездной я повис.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,

Все невозвратнее тону

А.А.Фет. На стоге сена ночью южной...

В стихотворении, которое великий русский композитор Петр Ильич Чайковский называл «гениальным», легко различить лермонтовское влияние - поэтому, прежде чем приступать к анализу, обязательно перечитайте стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…».

На стоге сена ночью южной

Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.

Помните, лирический герой Лермонтова выходил на пустынную ночную дорогу, чтобы остаться один на один с ночью и услышать, как «звезда с звездою говорит»? Лирический герой Фета тоже обращен лицом к ночному южному небу, к небесной «тверди»; он тоже воспринимает Вселенную как живое существо, слышит согласный хор звезд, ощущает их «дрожь».

Однако у Лермонтова «пустыня» внемлет Богу, а в картине мира, которую создает Фет, Бог пока отсутствует. Это тем более ощутимо, что поэтические выражения, которые он использует, связаны с традицией религиозно-философской поэзии, с жанром оды: «твердь», «хор светил». Подготовленные читатели той поры легко различали эти стилистические оттенки, да и вы, если вспомните оду Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве…», сами уловите их.

Земля, как смутный сон, немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.

Во второй строфе, казалось бы, больше нет этого противоречия: лирический герой Фета уподобляет себя «первому жителю рая» Адаму. А значит, говорит о «божественном» происхождении природного величия. Ho давайте будем внимательны, не станем спешить с выводами. Мы ведь имеем дело с поэтическим, а не с богословским сочинением; в поэзии вполне возможен образ, немыслимый для религиозной картины мира: рай без Бога, творение без Творца.

Лучше обратим пока внимание на эпитеты; некоторые из них приходят в противоречие с первой строфой. Там речь шла о небе, о звучном звездном хоре; здесь - о земле, немой, да и еще и смутной, как сон. Лирический герой словно раздваивается между светлым - и при этом ночным! - небом и неразличимо-темной землей. Более того, в какой-то момент он утрачивает чувство границы, у него возникает ощущение, что он парит в поднебесье, а земля где-то далеко, под ним!

И вот в этот самый миг в стихотворении появляется совершенно новый образ:

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной

Над этой бездной я повис.

Чья эта «длань»? Фет по-прежнему отказывается говорить о Боге прямо и непосредственно. Однако теперь уже нет сомнений - лирический герой, который считал себя убежденным атеистом, внезапно сознает божественное присутствие во всем. И в «хоре» звезд, «живом и дружном». И в самом себе. Стихотворение, которое открывалось картиной одушевленного, всеживого мира природы, завершается внезапной «встречей» героя с тайной Творения. Главное сравнение второй строфы - «как первый житель рая» - наконец-то наполняется реальным смыслом. Лирический герой и впрямь уподобился Адаму, которого только что сотворил Господь. И потому он видит Вселенную впервые, смотрит на нее свежим, изумленным взглядом. Это и есть взгляд художника; каждый художник, каждый поэт смотрит на жизнь так, будто до него никто ее видеть не мог.

И с замираньем и смятеньем

Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем

Все невозвратнее тону.

Я и мироздание. Космическое сознание

Нет сословных характеристик.

Я = природа

Взгляд на мир

Мыслитель

Созерцатель

Язык

Образный параллелизм, ораторские нотки, восклицания, вопросительные интонации, риторические интонации, высокая патетика

Импрессионален, непосредственен, субъективно-впечатлителен, музыкален. Наличие повторов, анафор, вопросов, напевных интонаций.

В стихотворении Фета главной является тема ночи. Это тема является одной из основных у романтиков. Однако у Тютчева, например, ночь – это что-то страшное, в стихотворении М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» ночью лирический герой испытывает всеобъемлющую грусть. А что переживает ночью лирический герой А. Фета?

События происходят «ночью южной». Герой лежит на стоге сена, он очарован ночным небом, впервые он видит его таким загадочным, живым, необыкновенным. Это описание сопровождается аллитерацией – повтором согласных звуков «с» и «л», это звуки, которые в русской поэзии всегда сопровождают описание ночи, сияния луны.

В этом стихотворении, что характерно для Фета, лирический сюжет развивается не на основе конфликта – его нет – а на основе усиления, развертывания чувства. В основе лирического сюжета лежит мотив полета.

Стог сена символизирует повседневность, от которой герой удаляется к звездам, к небу: «Иль несся к бездне полуночной, иль сонмы звезд ко мне неслись». Ему кажется, будто земля «безвестно уносилось прочь» , а он все ближе и ближе приближался к ночному бездонному небу. Герой чувствует, что что-то его поддерживает, заботится о нем. Хоть и земля ушла у него из под ног, но он не чувствует опасности. Словно он «в длани мощной» , которая оберегает его и заботится о нем. Это чувство присутствия Божественной силы. Четвертая строфа передает иное настроение. Если до этого лирический герой испытывал чувство защищенности, заботы, восхищения, то теперь возникает чувство волнения, волнения от восторга. Герой словно теряет материальную оболочку, появляется легкость, он тонет в бездне неизвестного, загадочного. Его охватывает глубина неба, безграничность космоса.

В этом стихотворении на первый план выходит поэтический мир. Он прекрасен, гармоничен (что подчёркивается использование практически правильного ямба, и только в последней строфе резкое увеличение числа пиррихиев отражает новое чувство лирического героя, о котором мы писали выше), потому что в нем присутствует божественное начало -герой чувствует в ночной глубине неба наличие чего-то могущественного, сверхъестественного. Поэтому природа живая, о чем свидетельствуют метафоры, олицетворения, эпитеты: «хор светил», » земля уносилась», «сонмы звезд неслись». В этом поэтическом мире есть только лирический герой и мироздание. Лирический герой созерцает, он пассивен внешне, но сердце его трепещет при виде красоты. Стихотворение пронизано чувством восторга перед миром – в этом и состоит его идея.
Стихотворение раскрывает величие божественного, того, что не известно и не изведано человеком, заставляет задуматься о мироздании, и бесконечности космоса. В этом специфика раскрытия Фетом темы ночи.