Микула селянинович былинный богатырь чудесный пахарь. Характеристика основных качеств. Вопросы по докладу

Микула Селянинович - в славянской мифологии герой-богатырь. Хотя он не упоминается среди киевских богатырей, не встретим мы его на княжеских пирах, и не участвует он в сражениях. Микула Селянинович - богатырь-пахарь, мужик. Рядом с богатырем в былине оказывается князь Вольга, и поначалу именно через него узнается Микула. Вольга с дружиной едет в пожалованные ему великим князем города за данью Здесь по пути и происходит встреча князя с пахарем. Сначала Вольга только слышит его.

Как орет. в поле оратай*, посвистывает.
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики** по камешкам почирикивают.

И только на третий день, приблизившись наконец к пахарю, князь видит, как идет работа.

Как орет в поле оратай, посвистывает.
А бороздочки да он пометывает,
А пенье, коренья вывертывает,
А большие-то камни в борозду валит.

В этой картине есть детали, характерные для земледельческого труда северного русского крестьянина: это ему приходилось превращать в пахотные земли участки, заваленные валунами, и корчевать лес. Но одновременно рисуется «раздольицо чисто поле», которого на севере быть не могло. Как обычно в былинах, здесь сливается воедино то, что в действительности никогда вместе не существует. В результате такого слияния создается идеальная картина. информация с сайта http://сайт
Непривычно дороги и красивы орудия пахоты:

У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.

И наконец Вольга видит самого пахаря за работой:

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя,
У оратая сапожки зелен сафьян, -
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту, пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйио прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.

Не правда ли, Микула мало похож на человека, занятого тяжелой пахотой. Своим обликом он скорее напоминает богатыря-щеголя Чурилу Пленковича, готовящегося к «состязанию» с Дюком. Кудри, брови соболиные - это детали из свадебных песен, изображающих красавца жениха. Былина не считается с требованиями правдоподобия, когда нужно создать идеальный портрет героя. Вольга предлагает Микуле ехать с ним - оказывается, пахарь не в ладах с горожанами и готов помочь князю. Микула согласен - но нужно убрать соху, чтобы те же мужики не позарились на нее. Вольга посылает дружинников выдернуть соху из земли, вытряхнуть земельку и забросить «сошку за ракитов куст». Но они не в силах это сделать.

Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенъкой,
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли оц повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.

И еще одна подробность: крестьянская кобыла неожиданно обнаруживает превосходство над боевым Вольгиным конем.

Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у ней завивается,
У оратая кобыла ступью пошла.
А Вольгин конь да ведь наскакивает,
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь да оставается.

Престижу князя-воина нанесен сильнейший удар: кобыла, приученная к тому лишь только, чтобы тащить соху, обгоняет запросто его боевого коня да и выглядит эффектнее. Князь вынужден проявить к неизвестному пахарю почтение.

- Ай же ты оратай-оратаюшко!
Как-то тебя да именем зовут,
Нарекают тебя да по отечеству?

С таким вопросом в Древней Руси к простому крестьянину не обращались. Об имени-отчестве спрашивали людей значительных, с родословной, например, приезжих богатырей. Ответ оратая утверждает иные ценности. информация с сайта http://сайт

- Ай же ты Вольга Святославович!
Я как ржи-то сложу
да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
- А тут станут мужички меня похваливати:
Молодой Никуда Селянович!

Так в былине прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика, превосходство его в этом смысле над князем и его слугами.

(жена Добрыни Никитича)

Атрибуты: соха Характерные черты: единственный богатырь, который поднимает «тягу земную» Иллюстрации на Викискладе К:Википедия:Ссылка на категорию Викисклада отсутствует в Викиданных‎ Микула Селянинович Микула Селянинович

Микула Селянинович - легендарный пахарь-богатырь в русских былинах новгородского цикла .

Этимология

Имя Микула - народная форма имени Николай; возможно, результат контаминации с именем Михаил .

Образ богатыря-пахаря

Богатырь олицетворяет крестьянскую силу; биться с ним нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля ».

Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная».

У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было две дочери: Василиса и Настасья (жены Ставра и Добрыни Никитича соответственно), которые также являются центральными героинями былин.

Былины, посвящённые Микуле: «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор и Микула Селянинович».

Микула и Николай Чудотворец

Связь христианского святого Николая Чудотворца с былинным богатырём Микулой Селяниновичем. Интересную версию о связи с днём народного календаря Николой вешним приводит П. И. Мельников в 1874 году :

Микулу больше всего смерд (крестьянин, земледелец) чествовал... Ему, поильцу, ему, милостивому кормильцу, и честнее и чаще справлял он праздники... Ему в почесть бывали пиры -столованья на брачинах -микульщинах.

Как почитанье Грома Гремучего при введении христианства перенесли у нас на почитанье Ильи Громовника , а почитанье Волоса , скотьего бога, - на святого Власия , так и чествованье оратая Микулы Селяниныча перевели на христианского святого - Николая Чудотворца . Оттого-то на Руси всего больше Николе Милостивому и празднуют. Весенний праздник Николаю Чудотворцу , которого нет у греков, заимствован был русскими у латинян, чтоб приурочить его к празднику Матери Сырой Земли, что любит «Микулу и род его». Празднество Микуле совпадало с именинами Матери-Земли. И до сих пор два народных праздника рядом сходятся: первый день «Микулы с кормом » (9 мая по ст. ст.), другой день (10 мая по ст. ст.) «именины Матери Сырой Земли ».

Дочери

    • Василиса Микулишна - жена Ставра Годиновича
    • Настасья Микулишна - жена Добрыни Никитича

См. также

Напишите отзыв о статье "Микула Селянинович"

Примечания

Литература

  • Мельников-Печёрский П. И. . - 1874.
  • / Петрухин В. Я. // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М . : Советская энциклопедия, 1990. - С. 358. - ISBN 5-85270-032-0 .

Ссылки

  • . Проверено 16 марта 2009. .
  • // Биографический словарь. 2000.

Отрывок, характеризующий Микула Селянинович

– Семен! Данилу Купора знаешь?
Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)
– Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.
– Батюшка то наш! Орел! – проговорила громко няня из одной двери.
Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притопываньях, производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимания и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцующие остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.
– Вот как в наше время танцовывали, ma chere, – сказал граф.
– Ай да Данила Купор! – тяжело и продолжительно выпуская дух и засучивая рукава, сказала Марья Дмитриевна.

В то время как у Ростовых танцовали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов, и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безухим сделался шестой удар. Доктора объявили, что надежды к выздоровлению нет; больному дана была глухая исповедь и причастие; делали приготовления для соборования, и в доме была суетня и тревога ожидания, обыкновенные в такие минуты. Вне дома, за воротами толпились, скрываясь от подъезжавших экипажей, гробовщики, ожидая богатого заказа на похороны графа. Главнокомандующий Москвы, который беспрестанно присылал адъютантов узнавать о положении графа, в этот вечер сам приезжал проститься с знаменитым Екатерининским вельможей, графом Безухим.
Великолепная приемная комната была полна. Все почтительно встали, когда главнокомандующий, пробыв около получаса наедине с больным, вышел оттуда, слегка отвечая на поклоны и стараясь как можно скорее пройти мимо устремленных на него взглядов докторов, духовных лиц и родственников. Князь Василий, похудевший и побледневший за эти дни, провожал главнокомандующего и что то несколько раз тихо повторил ему.
Проводив главнокомандующего, князь Василий сел в зале один на стул, закинув высоко ногу на ногу, на коленку упирая локоть и рукою закрыв глаза. Посидев так несколько времени, он встал и непривычно поспешными шагами, оглядываясь кругом испуганными глазами, пошел чрез длинный коридор на заднюю половину дома, к старшей княжне.
Находившиеся в слабо освещенной комнате неровным шопотом говорили между собой и замолкали каждый раз и полными вопроса и ожидания глазами оглядывались на дверь, которая вела в покои умирающего и издавала слабый звук, когда кто нибудь выходил из нее или входил в нее.
– Предел человеческий, – говорил старичок, духовное лицо, даме, подсевшей к нему и наивно слушавшей его, – предел положен, его же не прейдеши.
– Я думаю, не поздно ли соборовать? – прибавляя духовный титул, спрашивала дама, как будто не имея на этот счет никакого своего мнения.
– Таинство, матушка, великое, – отвечало духовное лицо, проводя рукою по лысине, по которой пролегало несколько прядей зачесанных полуседых волос.
– Это кто же? сам главнокомандующий был? – спрашивали в другом конце комнаты. – Какой моложавый!…
– А седьмой десяток! Что, говорят, граф то не узнает уж? Хотели соборовать?

Легендарная личность русского пахаря-богатыря Микулы Селяниновича известна из былин новгородского цикла. Образ главного героя наполнен духовной силой, мужеством, любовью к родной земле.

Исторический образ героя

Микула Селянинович был пахарем, наделенным недюжинной силой и, согласно былинам, он был единственным, кто мог поднять «тягу земную». В нем воплощен собирательный образ русского крестьянства, где главную роль играют трудолюбие, уважение к родине, стойкость и непоколебимость перед врагами. Главной жизненной ценностью для народного богатыря является его орудие труда – соха, и любимое занятие — пахота. Перед мощью пахаря меркнут колдовские силы и могущество князей, сила всей дружины. Трудовая доблесть Микулы Селяниновича прославляет простых русских людей, которым чужда лень и слабость, которые трудятся с размахом от рассвета до зари.

Главной жизненной ценностью для народного богатыря является его орудие труда – соха, и любимое занятие — пахота. Перед мощью пахаря меркнут колдовские силы и могущество князей, сила всей дружины.

Характеристика основных качеств

Основными качествами крестьянина Микулы Селяниновича являются невероятная физическая сила, ловкость, любовь к труду, душевная чистота, забота о земле русской, неутомимость. В отличие от известных образов богатырей-защитников, Микула направляет свою необъятную силу в мирное русло, в благодатную почву.

Он с гордостью выполняет свою работу и радостно напевает во время пашни. Для славного богатыря большая честь каждый день обрабатывать землю-матушку, поэтому он приходит на поле в нарядном одеянии и всегда опрятен. Микула бережлив. Забыв однажды в борозде соху, возвращается за ней, по-хозяйски переживая, чтобы прохожий ее не забрал.

Герой былин имеет выразительную внешность: густые кудри, черные брови, ясные соколиные глаза. Для пахаря характерно трепетное отношение к своей кобыле, он ее вырастил с жеребеночка и заботится о ней, ухаживает ежедневно. Отличается крестьянин гостеприимством: он с радостью по окончании пахотного сезона соберет дома гостей, напоит мужичков пивом собственного приготовления. В описании способностей труженика можно отметить гиперболизацию качеств, указанные преувеличения лишний раз подчеркивают любовь народа к Микуле.

Персонаж русских былин

Новгородские былины, воспевающие образ русского пахаря, известны многим с детства. Это «Вольга и Микула Селянинович» и «Святогор и Микула Селянинович».

По сюжету первой былины князь Вольга с дружиной отправляется по русским городам, переданным в его владение князем Владимиром. Встретившись в поле с пахарем Микулой, восхищается его силой и мощью, предлагает отправиться вместе с ними, чтобы противостоять разбою. Крестьянин соглашается. В окончании былины противопоставляется сила князя и его дружины, которые не смогли вытянуть соху из борозды, а богатырская мощь простого Микулы, выдернувшего соху играючи. Существует альтернативная версия концовки, где Микула, отправившись в путь, становится наместником в одном из городов, спасая жизнь Вольге.

В другой былине необыкновенная сила русского труженика сравнивается со способностями великана Святогора. Эпический персонаж древнерусской мифологии Святогор во много раз превосходит Микулу по размерам и мощи, но не способен догнать пахаря в поле за работой и не справляется с его земной ношей.

Личность былинного героя Микулы Селяниновича занимает достойное место среди произведений русского фольклора и вызывает гордость у современников за непоколебимый дух и трудолюбие русского крестьянства.

Былины обычно воспевают воинские подвиги богатырей. Микула Селянинович - особый былинный герой. Это легендарный пахарь, земледелец. Прозвище Селянинович образовано от существительного село. Оно указывает на то, что Микула - сельский житель. Он оратай - так в старину называли пахарей. Микула Селянинович олицетворяет крестьянскую силу - силу русского народа. О нём сложено много сказаний.
В одной из былин он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Когда тот не справился с заданием, Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой и объясняет, что в ней находится «вся тягость земная» и поднять её под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
Во всех былинных сказаниях это умный, неимоверно сильный, но не использующий свою силу во зло человек. Именно на нём, а не на воинах, держится Русь-матушка.
Народная любовь к богатырю-пахарю проглядывает даже в описании внешности Микулы:
А у оратая кудри качаются,



Так же поэтично и подробно описывается нарядная одежда, в которой вышел богатырь в поле: сафьяновые сапожки, шляпа пуховая, бархатный кафтанчик. Для Микулы Селяниновича любимая работа - праздник.
Все былины складывались простым трудовым народом. И, конечно, через былинные песни сказителям очень хотелось показать не только ратные подвиги богатырей, но и красоту, величие человека, который занимается повседневным крестьянским трудом.
Сравнительная характеристика Вольги и Микулы Селяниновича.
В былине о князе Вольге Всеславьевиче и пахаре Ми- куле Селяниновиче сравниваются и сопоставляются эти два богатыря. В ком же из них больше достоинств?
Князь Вольга получил от своего дяди, великого князя Владимира, три города и отправился туда со своей храброй дружиной, чтобы получить дань. Выехали они в чисто поле и услыхали песню оратая за работой на пашне:
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почирикивают.
Больше двух дней добирался Вольга до Микулы после того, как услышал его голос и скрип сохи - вот каким могучим богатырём был этот оратай!
Но это преувеличение использовано в былине не только для того, чтобы показать богатырскую силу пахаря. Гипербола подчёркивает, каких колоссальных усилий требует от человека его главный труд - обработка земли. И, конечно же, этим средством выражается гордость за могучих в работе землепашцев.
Целое войско Вольги пытается вытащить из земли соху, с которой легко управляется Микула Селянинович. Когда Вольга и Микула соревнуются в силе, землепашец побеждает всю княжескую дружину. Уважением к Микуле проникается князь Вольга. Он удивлённо спрашивает: «Кто же ты?» Микула отвечает, что он обычный крестьянин, пахарь, который кормит хлебом всю матушку Русь.
Былинный князь Вольга тоже не прост: он и силён, и умён, и славен. К тому же обладает волшебной мудростью, колдовской силой - может обращаться в птиц, рыб, зверей. А обернувшись птицей или зверем, Вольга не теряет свою необыкновенную богатырскую силу.
О Вольге былины рассказывают три интересные истории: о чудесном рождении этого богатыря, о его походе в Индейское царство (в Турец-землю) и о его встрече с пахарем Микулой Селяниновичем, превзошедшим его в «хитростях-мудростях».
Если сравнивать этих двух былинных богатырей, то мы видим, что Вольга во всём проигрывает. Даже конь Вольги уступает в быстроте кобыле Микулы. Сила всей княжеской «дружинушки хороброй» ничтожна в сравнении с силой Микулы Селяниновича. В былине князь Вольга признаёт превосходство Микулы и приглашает его в товарищи.
Описание в былинах внешнего облика, одежды и работы Микулы Селяниновича.
С большой любовью и восхищением изображён Микула Селянинович во всех известных былинах о нём. Интересно использованы средства художественной выразительности и в портрете, и в описании одежды этого богатыря.
Красив богатырь-землепашец: кудри у него жемчужные, глаза ясные, брови густые и чёрные:
А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
Скачен жемчуг - значит, отборный жемчуг, круглый, ровный. Любуется Микулой Селяниновичем народный сказитель - много ярких и красивых эпитетов и сравнений для этого нашёл!
Подробно, в деталях описывается одежда могучего пахаря. Сапожки у Микулы сшиты из сафьяна - из мягкой эластичной козлиной кожи: у оратая сапожки зелен сафьян, шилом пяты, носы востры, около носа хоть яйцо прокати, под пяту воробей пролетит. Каблуки (пяты) сапожек сравниваются с шилом - они тонкие и острые, как шило. Если под его пяту воробей пролетит, значит, его каблуки не только тонкие, но и очень высокие. А носы у сапожек такие ровные и гладкие, что можно яйцо прокатить. Вот каким нарядным мы видим вышедшего в поле оратая - он оделся как на праздник! А всё потому, что древний сказитель умело подобрал много замечательных эпитетов и сравнений.
В былине дано описание работы оратая в поле.
Как орёт в поле оратай - посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенья-коренья вывёртывает,
А болъшие-то каменья в борозду валит.
Мы находим подробное описание каждой детали:
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик то у сошки красна золота.
Если современный человек захочет разобраться в этих подробностях, получится вполне определённая картина: на кленовой сохе пахаря есть металлические наконечники (омешики), которые сделаны из самого крепкого металла - из булата; при сохе есть серебряный присошечек - лопатка для отворота земли, а сама рукоятка у сохи (рогачик) сделана из золота. Какое яркое описание получается!
И, конечно же, почти в каждом предложении встречаются постоянные эпитеты: чистое поле, синие моря, тёмные леса, ракитовый куст, дружинушка хоробрая. С их помощью можно ёмко и кратко показать и охарактеризовать всё что угодно. Например, когда мы встречаем сочетание добрый конь, сразу понимаем, что конь у богатыря Микулы - очень сильное, умное, выносливое и преданное животное.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у неё да шелковые.
Соловая кобыла - это лошадь светло-коричневой масти, хвост и грива у которой белого цвета. Микула на своей кобыле «пенья-коренья вывёртывает», а большие каменья не объезжает стороной, как это обычно делают крестьяне, а валит их в борозду вместе со вспаханной землёй, словно и не замечает их. Красиво работает оратай - любуется его трудом былинный рассказчик. Все художественные средства выразительности в былине подчёркивают его любовь и уважение к могучему былинному богатырю.

Имя: Микула Селянинович (Mikula Selyaninovich)

Страна: Русь

Создатель: славянские былины

Деятельность: богатырь, пахарь

Семейное положение: женат

Микула Селянинович: история персонажа

Прославленные сказочные персонажи, чьи образы кажутся знакомыми с детства, имеют многовековую историю. Воины и богатыри из преданий и легенд, которые рассказывали бабушки и дедушки, – не просто представители традиционного фольклора, а персонажи, олицетворяющие дух и традиции великого русского народа. Герои былин наделены недюжинными талантами для защиты родной земли. В веренице могучих воинов находится место и Микуле Селяниновичу.

История создания

Микула Селянинович – герой, воспетый в былине под названием «Вольга и Микула Селянинович». Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, так как легенда претерпевала изменения и передавалась из уст в уста в различных интерпретациях. Характеристика героев точно передана в версии, сложенной на севере страны после распада Киевской Руси. Неизвестно, каким образом сочинялось описание Микулы, но Вольга (Олег) Святославович – реальное историческое лицо. Князь приходился двоюродным братом царю и внуком .


В былине отсутствует единство места, времени и действия. Она предполагает описание вымышленных событий с участием сказочных персонажей, но этимология слова указывает на то, что некоторые эпизоды все-таки были на самом деле.

Повествование описывает встречу двух богатырей: князя и крестьянина-пахаря. Первый едет на войну, а второй, богатырь-плуг, возделывает землю. Простой крестьянин представлен в благородном облике. Это ухоженный мужчина в чистой одежде и расписном кафтане. На Микуле надеты зеленые сапоги с каблуком и пуховая шляпа. Такое одеяние не соответствовало привычной одежде пахаря, привыкшего к работе с землей и изматывающему труду. Но статный герой должен, по традициям былины, иметь красивый наряд, и это правило соблюдено.


Специфика былины «Вольга и Микула Селянинович» заключается в художественных приемах. Она включает в себя элементы архаичного языка и многочисленные повторы. Посредством красочных эпитетов описываются детали одеяния, черты характера героев, окружающий их быт. В былине противопоставляются друг другу образы крестьянина и воина.

При этом труд простого землепашца ставится выше, ведь пахаря могли призвать на защиту родины в любой момент, а работать на земле дано не каждому. Есть также версия, что в сказании противопоставляются образы двух божеств, покровителей земледелия и охоты.


Мотив восхваления труда пахарей ярко описан в эпизоде, когда князь Вольга приказывает дружине взяться за сошку. Воины не могут осилить ее, а Микула Селянинович справляется с задачей на раз.

Богатырь, способный обойти дружину, – настоящий защитник земли русской и ее возделыватель. Сочинители былины по-доброму, с лаской отзываются о герое. Примечательно, что на протяжении повествования богатыря называют не иначе как оратай. И лишь в финале раскрывается имя Микулы. Герой рассказывает о своих достижениях, не бахвалясь.

Биография и сюжет

В былине о Микуле Селяниновиче главными действующими лицами стали два персонажа: он сам и князь Вольга. Первая встреча происходит, когда по завету Владимира Мономаха во владение Олега переходят три града. Князь направляется на осмотр владений. На пути дружины встречается статный богатырь, которого видно издалека, но добраться до любопытного персонажа получается только спустя три дня и три ночи. Гипербола такого рода показывает народное восхищение богатырем.


Микула – пахарь. Он с легкостью возделывает землю, выкорчевывая пни и камни деревянной сохой, украшенной драгоценными каменьями. Кобыла Микулы увешана шелковыми гужами, да и сам наряд богатыря не похож на простое крестьянское платье. Становится понятно, что перед читателем герой, для которого усердная пахота – это развлечение.

Микула Селянинович представлен в образе героя, почитаемого на Руси больше всех. Работе, связанной с землей, посвящались праздники, с ней сопряжены традиции и предания. Микула – народный герой, его прототипом считался , покровитель крестьянства.


Этот образ был олицетворением русского землепашца. Поэтому создатели былины не упоминают о том, как звали отца богатыря: Селянинович сочетается со словом «село», а значит, родителем был простой русский народ.

Микула – обладатель покладистого характера и доброй души, щедрый и гостеприимный человек. Без него княжеские воины не способны даже вытянуть легкую сошку, а значит, царское могущество зиждется на силе пахаря. Русь стоит на простом деревенском мужике, который кормит народ и защищает родину от напастей.


Богатырская сила не делает Микулу хвастуном. Герой скромен и спокоен, не лезет на рожон и просто общается с князем. Бесконфликтный персонаж – везде свой. Он угождает окружающим, умеет работать и отдыхать на славу.

Православная Русь славится смирением и прощением, но всегда способна отстоять свою честь и защитить ближнего. В эпизоде нападения разбойников, требующих грошики, понятно, что праведный Микула готов терпеть и проявлять лояльность до последнего. Выйдя из себя, он сможет вразумить соперников силой.Биография богатырей редко описывается подробно. Зачастую неясно, кем был герой до того, как проснулась в нем богатырская сила. Порой неизвестно даже, где тот родился. Но главные подвиги, которыми персонажи прославились, передавались в подробностях из уст в уста, считаясь национальным достоянием, и поддерживали дух русского народа, нуждавшегося в защитниках.

Богатырская сила входит в число излюбленных сюжетов изобразительного искусства. Картины , написанные в одинаковой манере, повествовали о подвигах и путешествиях русских героев. В числе поклонников русского фольклора были живописцы и Рябушкин.