В чем отличие сильного человека от слабого. Невротик-сильная или слабая личность? Главные отличия сильных личностей

  • 1) Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.;
  • 2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и два Факультативных протокола к нему;
  • 3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Факультативный протокол к нему.
  • 10 декабря 1948 г., заседая в Париже, ГА ООН своей резолюцией приняла Всеобщую декларацию прав человека (далее также – Декларация) , согласно которой: "Все люди рождаются Ђсвободными и равными в своем достоинстве и правах" (ст. 1), поэтому каждый может пользоваться правами и свободами человека, закрепленными в Декларации, "без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения" (ст. 2).

Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей, охватывающих политические, гражданские, экономические, социальные и культурные права человека. В ст. 28 Декларации за каждым признается право "на социальным мир и международный порядок", при котором права и свободы, закрепленные в этом акте, "могут быть полностью осуществлены". Декларация допускает возможность ограничения гарантированных прав, однако, лишь на основании закона и исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других. Несмотря на то что Декларация была принята в форме резолюции ГА ООН, которая имеет рекомендательный характер, значение этого акта для всего человечества настолько велико, что сто положения не может игнорировать ни одно государство .

  • 16 декабря 1966 г. ГА ООН резолюцией 2200 А (XXI) одобрила:
    • – Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему:
    • – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Принятые одновременно, оба пакта, а также Факультативный протокол вступили в силу в 1976 г. Содержание преамбулы, а также соответственно ст. 1, 3 и 5 указанных пактов совпадают.

Международный пакт о гражданских и политических правах (далее – МПГПП) состоит из преамбулы и 53 статей. МПГПП обязывает государства уважать и обеспечивать каждому, находящемуся под его юрисдикцией:

  • – право на жизнь;
  • – запрет рабства, работорговли, подневольного состояния и принудительного труда;
  • – свободу передвижения и выбора места жительства; презумпцию невиновности;
  • – право на вступление в брак; равенство перед законом и запрет дискриминации и др.

МПГПП допускает ограничения большинства закрепленных в нем прав человека.

Статьи 28–45 МПГПП регламентируют компетенцию, порядок формирования и работы Комитета по правам человека. Комитет состоит из 18 независимых экспертов, избираемых сроком на четыре года из числа государств – участников МПГПП. Согласно ст. 40 МПГПП Комитет по правам человека рассматривает доклады государств-участников о мерах, принятых для претворения в жизнь прав и свобод человека, изложенных в договоре, а также о прогрессе, достигнутом в реализации этих прав. Изучив представленные доклады, Комитет делает замечания общего порядка, адресованные всех государствам. При определенных условиях он может также рассматривать межгосударственные споры относительно соблюдения участниками договора своих обязательств по нему.

Факультативный протокол к МПГПП предоставляет Комитету по правам человека возможность рассматривать сообщения от частных лиц относительно нарушений государствами – участниками МПГПП прав и свобод человека, гарантированных согласно этому договору.

15 декабря 1989 г. резолюцией 44/128 ГА ООП приняла Второй Факультативный протокол к МПГПП, положения которого согласно ст. 6 применяются в качестве дополнительных к МПГПП. Протокол обязывает его участников принять все необходимые меры для того, чтобы ни одного лицо, находящееся под юрисдикцией государств, присоединившихся к Протоколу, не подверглось смертной казни. Вместе с тем государство может сделать оговорку о применении смертной казни в военное время после признания вины в совершении военных преступлений, имевших место в военное время.

Международный пакт об экономических , социальных и культурных правах (далее – МПЭСКП) состоит из преамбулы и 31 статьи. Участники МПЭСКП обязуются "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить полное осуществление" прав и свобод человека, закрепленных в договоре. Среди гарантируемых прав: право на труд, право на охрану семьи, право на достаточный уровень жизни; право на создание профсоюзов и вступление в них и др.

10 декабря 2008 г. ГЛ ООН резолюцией 63/117 приняла Факультативный протокол к МПЭСКП (вступил в силу 5 мая 2013 г.), предоставляющий Комитету по экономическим, социальным и культурным правам рассматривать сообщения от частных лиц о нарушении государством – участником МПЭСКП прав и свобод человека, закрепленных в этом акте . Комитет также полномочен рассматривать межгосударственные споры, однако при условии, что обе стороны являются участниками Протокола.

Наряду с МПГПП и МПЭСКП, а также Протоколами к ним существует еще семь основных международных договоров по правам человека , в соответствии с каждым из которых учреждены контрольные органы:

  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. (учрежден Комитет по ликвидации расовой дискриминации);
  • – Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. (учрежден Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин);
  • – Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (учрежден Комитет против пыток, а на основании Факультативного протокола к этому договору 1984 г. учрежден Подкомитет по предупреждению пыток;
  • – Конвенция о правах ребенка 1989 г. и Факультативные протоколы нему (учрежден Комитет по правам ребенка);
  • – Международная конвенция о защите прав всех тру- дящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (учрежден Комитет о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей);
  • – Конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г. (учрежден Комитет по насильственным исчезновениям);
  • – Конвенция о правах инвалидов 2006 г. (учрежден Комитет по правам инвалидов).

Ряд договоров дополнен Факультативными протоколами.

  • 8.Субъекты международного права (общая характеристика).
  • 9. Периодизация истории международного права.
  • 10.Система международного права.
  • 11.Первоначальные и производные субъекты международного права.
  • 12.Особые субъекты международного права.
  • 13.Особенности международной правосубъектности государств. Нейтральные и федеративные государства.
  • 14.Производные субъекты международного права (общая характеристика).
  • 15.Понятие и виды признания. Значение признания в практике международно-правовых отношений
  • 16.Случаи и критерии признания государств.
  • 17.Случаи и критерии признания правительств. Признание правительств по международному праву европейского региона.
  • 18.Случаи и принципы правопреемства государств.
  • 19. Понятие «международное конституционное право». Классификация основных принципов международного права.
  • 20.Принцип неприменения силы либо угрозы ею.
  • 21.Принцип мирного разрешения международных споров.
  • 22.Дипломатические средства решения международных споров.
  • 23.Судебные средства решения международных споров.
  • 24.Принцип невмешательства во внутренние дела государств.
  • 25.Принцип суверенного равенства государств.
  • 26.Принципы – сотрудничества и добросовестного выполнения обязательств в соответствии с Уставом оон.
  • 27.Принципы – уважения прав человека и равноправия и самоопределения народов.
  • 28.Принцип территориальной целостности государств.
  • 29.Главные органы оон (общая характеристика).
  • 30.Генеральная Ассамблея оон (состав, компетенция).
  • 31.Совет Безопасности оон (состав, компетенция).
  • 32.Международный Суд оон (состав, компетенция).
  • 33.Понятие и состав населения государства.
  • 34.Понятие и правовой статус беженцев.
  • 35.Понятие ответственности в доктрине международного права.
  • 36.Международная ответственность и формы восстановления международного правопорядка.
  • 37.Виды и формы ответственности за международные правонарушения.
  • 38.Стадии и режим применения ответственности за международные правонарушения
  • 39.Нетипичные виды международно-правовой ответственности. Объективная ответственность и ответственность за международные преступления
  • 40.Санкции «идеального» и «реального» принуждения как формы ответственности за международные правонарушения.
  • 41.Понятия «ординарные международные правонарушения» и «международные преступления»
  • 42.Особенности ответственности за международные преступления
  • 44.Стадия согласования воль относительно содержания международного договора
  • 45.Стадия согласования воль относительно придания договору юридической силы
  • 46.Стадия заключительных производств в процедуре заключения международного договора
  • 47.Промульгация международных договоров. Промульгация по Федеральному закону «о международных договорах рф»
  • 48. Международно-правовые оговорки. Юридические последствия оговорок к договорам и протестов против них.
  • 49.Виды международных договоров (общая характеристика)
  • 50.Срочные, бессрочные, неопределенно-срочные международные договоры
  • 51.Самоисполнимые и несамоисполнимые международные договоры. Федеральный закон «о международных договорах рф» о самоисполнимости международных договоров
  • 52.Иерархия международных договоров в правовой системе Российской Федерации
  • 53.Правила применения международных договоров в правовой системе России
  • 54.Действительные и недействительные международные договоры
  • 55.Основания прекращения международных договоров
  • 56.Функции депозитария
  • 57.Понятие «права человека» и история его возникновения в доктрине международного права
  • 58.Основополагающая идея международного права прав человека
  • 59.Международный билль о правах человека (понятие, общая характеристика)
  • 63.Международные пакты о правах человека и Факультативный протокол 1 к Пакту о гражданских и политических правах
  • 65.Универсальные международно-правовые механизмы защиты прав человека от ординарных правонарушений.
  • 66.Международно-правовые механизмы Совета Европы по защите прав человека и основных свобод
  • 67. Региональные международно-правовые механизмы защиты прав человека
  • 68.Ответственность за грубейшие и массовые нарушения прав человека. Понятие «преступление против человечности». Геноцид, апартеид, политический терроризм
  • 69.Юридические и политические последствия присоединения России к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • 70.Виды пространств по международному праву (общая характеристика)
  • 71.Территория государства (общая характеристика)
  • 72. Внутренние воды и территориальное море
  • 73.Условная территория государства
  • 74.Правовой режим на борту иностранных воздушных и морских судов
  • 75.Пространства со смешанным режимом регулирования
  • 76. Пространства с международным режимом регулирования
  • 77.Правовой статус черноморских проливов
  • 78.Понятие дипломатического и консульского права.
  • 79.Внутригосударственные органы внешних сношений
  • 80.Зарубежные органы внешних сношений
  • 81.Дипломатические классы и дипломатические ранги
  • 82.Миссии и специальные миссии
  • 83.Персонал дипломатических и консульских представительств
  • 84.Дуайен и дипломатический корпус
  • 85.Правовое положение дипломатического персонала.
  • 86.Правовое положение административно-технического персонала дипломатических представительств
  • 87.Правовое положение обслуживающего персонала
  • 88.Правовое положение консульского персонала
  • 89.Порядок назначения и отзыва дипломатических и консульских представителей
  • 90. Основные направления международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью
  • 91.Понятия «международные преступления», «преступления международного характера», «общеуголовная преступность».
  • 92.Организационные формы сотрудничества государств по борьбе с международными преступлениями
  • 93.Организационные формы сотрудничества государств по борьбе с преступлениями международного характера и общеуголовной преступностью
  • 94.Международный розыск (общая характеристика)
  • 95.Международный розыск посредством механизма Интерпола. Особенности международного розыска в регионе снг
  • 96.Правила экстрадиции
  • 97.«Право Женевы» в международном праве вооруженных конфликтов
  • 98.«Право Гааги» в международном праве вооруженных конфликтов
  • 99. Комбатанты и некомбатанты
  • 100.Правовое положение наемников, шпионов разведчиков и парламентеров в международном праве вооруженных конфликтов
  • 101. Понятие «вооруженный конфликт» немеждународного характера. Правовое положение участника незаконного вооруженного формирования.
  • 102.Запрещенные орудия и способы ведения военных действий
  • 103.Правовой режим интернирования
  • 104.Правовой режим оккупации
  • 105.Правовое положение военнопленных в праве вооруженных конфликтов
  • 106.Современная концепция поддержания международного мира и безопасности
  • 107.Операции по поддержанию мира
  • 108.Система европейской безопасности
  • 109.Понятие и объекты защиты международного экологического права
  • 110.Принципы международного экологического права
  • 111.Ответственность за ущерб окружающей среде
  • 58.Основополагающая идея международного права прав человека

    Международное право прав человека можно определить

    как совокупность международно-правовых принципов и

    норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и

    свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека.

    Конституции РФ (ч. 3 ст. 46) гласит: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите

    прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

    59.Международный билль о правах человека (понятие, общая характеристика)

    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а такжеМеждународный пакт о гражданских и политических правахи его два факультативных протокола в совокупности с Всеобщей декларацией прав человекасоставляют Международный билль о правах человека.

    В период с 1948 года, когда была принята и провозглашена Всеобщая декларация прав человека, до 1976 года, когда вступили в силу Международные пакты о правах человека, Декларация являлась единственной полностью завершенной частью Международного билля о правах человека. Как Декларация, так и впоследствии Пакты оказали серьезное влияние на умы и деятельность людей и их правительств во всех частях света.

    На состоявшейся в Тегеране в 1968 году Международной конференции по правам человека был проведен обзор работы, проделанной за двадцать лет со времени принятия Всеобщей декларации прав человека, и составлена программа на будущее. В принятом на Конференции воззвании торжественно заявляется, что:

    1. Настоятельно необходимо, чтобы члены международного сообщества выполняли свои торжественные обязательства соблюдать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без каких-либо различий по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других взглядов;

    2. Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для членов международного сообщества;

    3. Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам,Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также другие конвенции и декларации в области прав человека, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, специализированных учреждений и региональных межправительственных организаций, установили новые международные принципы и обязательства, которые должны соблюдаться государствами.

    Таким образом, в течение более 25 лет Всеобщая декларация прав человека «являлась общим мерилом достижений всех народов и всех стран в области прав человека». Она обрела популярность и завоевала авторитет как в станах, которые присоединились к одному или обоим пактам, так и в тех, которые их не ратифицировали и к ним не присоединились. Ее положения стали правовой основой многих важных решений, принятых органами ООН, они вдохновили разработчиков ряда международных документов в области прав человека как в рамках системы ООН, так и вне ее, оказали значительное влияние на целый ряд многосторонних и двусторонних договоров. Кроме того, они стали основой при подготовке многих новых национальных конституций и сводов национальных законов.

    Всеобщая декларация прав человека стала признанным историческим документом, в котором закреплены общие определения человеческого достоинства и человеческих ценностей. Декларация является мерилом достижений всех народов и всех стран в части уважения и соблюдения международных стандартов в области прав человека.

    Вступление в силу Пактов, присоединяясь к которым государства берут на себя как юридические, так и моральные обязательства поощрять и защищать права человека и основные свободы ни в коей мере не уменьшили общепризнанного значения Всеобщей декларации. Наоборот, сам факт существования Пактов и наличия в них механизмов, обеспечивающих реализацию прав и свобод, закрепленных в Декларации, придает новую силу самой Декларации.

    Кроме того, Всеобщая декларация имеет поистине всеобъемлющий охват, поскольку повсеместно сохраняет свою ценность для каждого члена человеческой семьи, независимо от того, разделяет или нет его правительство эти принципы или ратифицировало оно или нет эти Пакты. С другой стороны, Пакты по своей природе есть ничто иное, как многосторонние конвенции, имеющие юридически обязательный характер только для тех государств, которые принимают их путем ратификации или присоединения.

    Во многих важных резолюциях и решениях органов ООН, включая Генеральную Ассамблею и Совет Безопасности, Всеобщая декларация прав человека и один либо оба Пакта берутс за основу.

    Почти все международные договоры в области прав человека, принятые органами ООН с 1948 года, основаны на принципах, заложенных во Всеобщей декларация прав человека.

    В преамбуле Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признается, что «согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами».

    Аналогичное заявление содержится и в преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах.

    В Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, утвержденной резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года, «учитывается статья 5 Всеобщей декларации прав человека и статья 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, обе из которых предусматривают, что никто не может подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания». Это положение нашло дальнейшее развитие с принятием в 1984 годуКонвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания(резолюция 39/46 Генеральной Ассамблеи). Аналогичным образомДекларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятая резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи от 25 ноября 1981 года, четко определяет характер и охват «принципов недискриминации и равенства перед законом и право на свободу мысли, совести, религии или убеждении, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах».

    Похожая ситуация складывается и в отношении международных договоров в области прав человека, принятых соответствующими организациями, не входящими в систему Организации Объединенных Наций. Например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы в 1950 году в Риме, заканчивается следующими словами:

    «Преисполненные решимости, как Правительства европейских государств, движимые единым стремлением и имеющие общее наследие политических традиций, идеалов, свободы и верховенства права, сделать первые шаги на пути обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во Всеобщей декларации».

    В Статье II Устава Организации африканского единства, принятом в Аддис-Абебе в 1963 году, говорится о том, что одной из целей Организации является «содействие международному сотрудничеству с должным учетом положений Устава ООНи Всеобщей декларации прав человека».

    Американская конвенция о правах человека, подписанная Сан-Хосе, Коста-Рика, в 1969 году, в своей преамбуле обязуется уважать принципы, изложенные в Уставе Организации американских государств, Американской декларации прав и обязанностей человека и Всеобщей декларации прав человека.

    Судьи Международного уголовного суданередко упоминают в качестве основы для своих решений принципы Международного билля о правах человека.

    Национальные и местные трибуналы часто ссылаются на принципы, изложенные в Международном билле о правах человека. Кроме того, в последние годы в текстах национальных конституций и законодательных актов все чаще стали предусматриваться меры юридической защиты этих принципов. Фактически многие из недавних национальных или местных законодательств создавались на основе положений Всеобщей декларации прав человека и Международных пактов, которые продолжают оставаться ориентиром для всей текущей и будущей деятельности в области прав человека, как на национальном, так и на международном уровне.

    Наконец, в принятых путем аккламации Всемирной конференцией по правам человека, в июне 1993 года, Венской декларации и Программе действийприветствовался «прогресс, достигнутый в области кодификации договоров о правах человека», и содержался настоятельный призыв «к универсальной ратификации договоров о правах человека. В адрес всех государств обращается призыв... по мере возможности избегать делать оговорки». (Часть 1, пункт 26).

    Таким образом, Международный билль о правах человека является крупной вехой в истории прав человека, настоящей «Великой хартией», знаменующей собой жизненно важный этап развития человечества: осознанное обретение человеческого достоинства и ценности человеческой жизни.

    Истории известно множество документов, подписание которых повлияло на целые народы. Важное место среди них занимают и несколько биллей, подписанных в Англии и США, о которых и пойдет речь.

    Билль в Англии

    Билль о правах 1689 года - это конституционный акт, который был принят правительством Великобритании и основательно повлиял на путь развития парламентской монархии в государстве. Он стал юридическим выражением в результате которой с престола был свергнут Яков II Стюарт, а его место занял новый монарх - Вильгельм III Оранский.

    Чтобы не возникало восстаний против новой власти, король согласился на подписание Декларации прав, которое имело место 1689 года. Благодаря этому документу монарха признали лорды и общины, а позже на его основе был создан Билль о правах.

    Как билль повлиял на корону и народ?

    Основные нововведения, указанные в документе, касались соотношения полномочий и монарха, который теперь должен был подчиняться актам парламента. Король был лишен возможности отменять законы парламента, касающиеся наказаний, и приостанавливать работу других законов без согласия парламента. Это привело к тому, что король больше не обладал наивысшей властью в законодательной сфере, кроме этого, его полномочия в сфере судопроизводства сделали более ограниченными. Также были введены серьезные ограничения на взаимодействие короны и церкви. С момента вступления билля в силу монарх был более неспособен на взимание налогов на нужды народа и содержание армии в мирный период, а суды по церковным делам закрывались. Средства, необходимые на содержание королевского двора и армии, выделялись на исключительно небольшой срок, из-за чего монарх был вынужден все время обращаться за субсидиями.

    Что еще изменил билль?

    Кроме этого, благодаря нововведениям парламент получал больше полномочий. Теперь король был обязан устраивать созывы парламента не реже, чем раз в три рода, а члены парламента получали хоть и условную, но все же свободу слова. Изменения коснулись и выборного права. Билль о правах запретил привлечение кандидатов, верных трону. Кроме этого, документ провозглашал возможность подачи петиций, а также свободу парламентских дебатов. Новые законы также определяли принципы представительства в парламенте, которые рассчитывались пропорционально уплачиваемому налогу. Хотя в действительности избирательным правом могли быть наделены только крупные буржуа и аристократы.

    Билль и судебная власть

    Особые подразделы документа о правах касались полномочий судебной власти. В них определялось, что суды не могут прибегать к слишком высоким залогам, штрафам или же даже жестоким наказаниям. Более не была законной практика искусственного выбора присяжных, которые могли использоваться для того, чтобы повлиять на решение суда.

    Однако компетенция судов присяжных увеличивалась, им было оказано право рассматривать любые нарушения, признанные делами о государственной измене. Тем не менее, запрещалась и конфискация личного имущества арестованных даже вплоть до вынесения присяжными обвинений. Таким образом, билль был намерен пресечь судебный произвол.

    Билль о правах не утверждал, тем не менее, прямого парламентского правления, а король все еще обладал правом избирать и смещать министров и судей, а также возможностью созывать и распускать парламент. Однако фактически документ ознаменовал введение в Англии режима обновленной

    Билль о правах-1791

    Такое название носят первые 10 поправок к принятые в 1789 году, которые вступили в силу уже в 1791-м. Это был документ, значительно расширяющий права простых людей. Благодаря ему провозгласили свободу слова, собраний, печати, неприкосновенность человека, свободу вероисповедания и много других важных постулатов. Этот документ стал наиболее важным поворотом в истории нового государства, который обеспечил личные а также свободы жителей США. Билль о правах человека смог положить конец всевластию монарха и правительства, которые были весьма распространены во времена раннего Средневековья в Европе и в эпоху абсолютизма.

    Подоплека документа

    Основные положения нового билля были основаны на таком документе, как подписанная в Британии в 1215 году, благодаря которой значительно ограничивались возможности короля. Наиболее важный пункт документа - неприкосновенность личности - впервые был официально закреплен в другом британском документе - Хабеас Корпус Акт, который был подписан 27 мая 1679 года.

    Война за независимость

    После революции 1688 года официально закреплены были и другие права и свободы. Когда в США началась война за независимость, еще ряд аналогичных документов был подписан. Все они неким образом подытоживали то, что было принято ранее. Например, Виргинский билль о правах. Тем не менее, в течение войны гарантии прав не были предусмотрены для противников независимости.

    Федеральное взаимодействие

    Билль о правах США имел и некоторые недостатки. Так, несмотря на то что федеральные органы теперь обладали сильной властью, граждане страны не были защищены от их произвола. Поэтому предложил внести в конституцию некоторые поправки. Билль вступил в законную в силу только тогда, когда Виргиния, бывшая 11-я из 14 существовавших на тот момент штатов, полностью приняла его и ратифицировала на своей территории. Изначально его рассматривали исключительно как закон, который защищал бы граждан от противоправных действий федеральных властей. Так, 14-я поправка, принятая в 1866 году, уравнивала белых и афроамериканцев, которых раньше можно было ущемлять в правах. Позже, в 1873 году решение отменили, считая его недопустимым, однако уже в 1925-м оно вновь вступило в силу, поскольку было издано постановление, запрещающее штатам создавать законы, которые ограничивают или каким-либо образом ущемляют права и вольности граждан США.

    Поправки

    Самым главным из пунктов билля принято считать 1-ю поправку, которая провозглашает свободу печати, слова и собраний. Именно на ней основаны главные права граждан США и различных объединений. Согласно 2-й поправке, признавалось, что штаты могут иметь ополчение, а народ имеет право хранить и носить с собой оружие в целях собственной безопасности. Сейчас идут споры вокруг этого пункта, поскольку противники свободной продажи добиваются, чтобы ее отменили. 3-я поправка, запрещающая проживание солдат в частных домах в мирный период, на сегодняшний день более неактуальна. Билль о правах, в частности 4-я поправка, обеспечивает неприкосновенность имущества и личности, то есть запрещает любые обыски правоохранительными органами без соответствующего на то разрешения. Согласно 5-му пункту документа вводится суд присяжных, а человека становится нельзя заставить свидетельствовать против самого себя. Три последующие поправки напрямую относятся к судопроизводству. 9-й пункт определяет, что нельзя отбирать у народа права, которыми он уже пользуется, а 10-й, в свою очередь, утверждает, что права штата, которые не были переданы федеральному правительству, остаются неприкосновенными.

    Международный билль о правах человека

    Это ряд документов, совокупность которых должна обеспечивать права и свободы всем людям на планете. Нормы, содержащиеся в этих документах, являются первоосновой международных стандартов ООН, касающихся прав человека. Все государства, подписавшие Международный билль о правах, обязуются обеспечивать своим гражданам ряд свобод и прав, которые должны быть предоставлены всем в равной степени без каких-либо дискриминаций.

    Вывод

    Все документы, о которых говорилось выше, так или иначе повлияли на современное положение прав человека. Первый билль, принятый в Англии, фактически положил начало парламентской монархии, что позволило ограничить власть монарха и стало в действительности первым шагом на пути к демократии. Более революционным с этой точки зрения стал американский билль, который уже гарантировал людям не только равные права в социуме, но и запрещал какую-либо дискриминацию, однако это еще не стало конечным пунктом на пути к свободному обществу. Вершиной демократии, конечно же, стал ряд документов, принятых в ООН, которые базировались на всех созданных ранее, но были, так сказать, представлены в современности, что позволяет им сегодня обеспечивать каждому человеку на Земле равные права и свободы.


    В 1951 году в целях разрешения трудностей по объединению в одном договоре гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав было решено подготовить два пакта. После многих лет напряженной работы Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему были открыты в 1966 г. для подписания и вступили в силу в 1976 г.

    Вместе со Всеобщей декларацией эти два Пакта и Факультативные протоколы образуют Международный билль о правах. Многие государства включили его нормы в свои национальные конституции или признают их частью своей правовой системы.

    Так, напомним еще раз, что, ч. 4 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В рамках ООН разработано большое число процедур контроля за соблюдением признанных международным сообществом прав человека.

    В этом контексте можно выделить четыре главных метода:

    • рассмотрение докладов государств-участников комитетами независимых экспертов. Проблемы соблюдения гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, устранения дискриминации по расовому и половому признаку, запрещения пыток и им подобные обсуждаются с представителями государств - часто на уровне министров;
    • рассмотрение Комиссией по правам человека (см. стр.86) индивидуальных сообщений о наиболее серьезных нарушениях прав человека, таких как произвольные или внесудебные казни, пытки, исчезновения и произвольные задержания, с помощью специальных докладчиков или рабочих групп. Каждый год свыше тысячи безотлагательных дел передается правительствам срочными сообщениями и намного большее их число посылается почтой. Результаты этих инициатив и ответы правительств содержатся в публикуемых докладах, рассматриваемых в Комиссии по правам человека;
    • изучение Комиссией по правам человека и Генеральной Ассамблеей ситуации с правами человека в определенных государствах или территориях. Например, были рассмотрены ситуации на оккупированных арабских территориях, включая Палестину, в Афганистане, Беларуси, Демократической Республике Конго, Иране, Ираке, Мьянме, Сьерра-Леоне, Туркменистане, Чеченской Республике Российской Федерации, Юго-Восточной Европе и Экваториальной Гвинее, а также с ливанцами, задержанными в Израиле. Для установления фактов назначаются рабочие группы, комитеты или специальные докладчики. Их сообщения с заключениями и рекомендациями обсуждаются политическими органами ООН, включая Генеральную Ассамблею;
    • рассмотрение органами по правам человека петиций («сообщений») от отдельных лиц и организаций (НПО), которые ссылаются на грубые и систематические нарушения прав человека

    В последнее время ежегодно обрабатывается около 100 тыс. таких обращений, на основе которых правительствам направляются запросы. Дела по обращениям готовятся к рассмотрению органами, наделенными соответствующей компетенцией. Эти органы стремятся обнаружить систематические нарушения, требующие дальнейшего вмешательства ООН.

    Дела о систематических нарушениях прав человека («ситуации») изучаются на закрытых заседаниях Комиссией по правам человека. Таким образом, можно сделать вывод, что ООН путем установления стандартов и осуществления прав человека на международном уровне оказала существенное воздействие на улучшение ситуации с правами человека во многих частях мира.

    Вместе с сохранением мира и безопасности во всем мире, а также экономическим и социальным развитием, содействие в поощрении и защите прав человека на глобальном, региональном и национальном уровнях составляет одну из трех основных задач ООН. Эта задача подверглась значительному расширению и в мандатах, и в практике работы ООН.

    Венская Всемирная конференция по правам человека

    Всемирная конференция по правам человека состоялась в Вене в июне 1993 г. На ней представители более 170 государств собрались впервые за последние 25 лет, чтобы вновь подтвердить свои обязательства по защите прав человека. Конференция недвусмысленно подтвердила универсальность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав и основных свобод человека.

    Всемирная конференция по правам человека настоятельно призвала правительства включить стандарты, содержащиеся в международных договорах по правам человека, во внутреннее законодательство и укрепить национальные структуры, институты и органы общества, которые играют определенную роль в деле поощрения и защиты прав человека.

    Конференция подробно рассмотрела прогресс, достигнутый в области прав человека, и препятствия на пути к их полной реализации, а также применение международных инструментов и эффективность методов и механизмов ООН в области прав человека.

    Акцент был сделан на защите прав наиболее уязвимых групп, включая расовые, религиозные и этнические меньшинства, коренные народы, женщин и детей, жертв войны, беднейшие слои населения и инвалидов.

    В Венской декларации и Программе действий, принятых на Всемирной конференции, было подтверждено, что «поощрение и защиту всех прав человека и основных свобод необходимо рассматривать в качестве первоочередной задачи Организации Объединенных Наций».

    В 1946 г. Экономический и Социальный Совет ООН учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека и поручил ей представить свои соображения относительного Международного Билля по правам человека.

    В настоящее время Билль о правах включает в себя несколько международных соглашений:

    1) Всеобщую декларацию прав человека;

    2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

    3) Международный пакт о гражданских и политических правах;

    4) Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах;

    5) второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

    Всеобщая декларация прав человека.

    Разработка Всеобщей декларации проходила в сложной дипломатической борьбе, а ее принятие стало итогом согласования различных мнений и точек зрения. Позиция западных держав была основана на Французской декларации прав человека и гражданина 1789 г., Конституции США 1787 г и др. законодательных актах, провозгласивших естественный характер прав и свобод человека, которые принадлежат ему с момента рождения. В основном это был перечень гражданских и политических прав. Поэтому западные страны возражали против включения в декларацию социально-экономических прав.

    Делегация СССР, ссылаясь на Конституцию 1936 г., настаивала на включении в проект декларации широкого перечня социальных и экономических прав, а также статей, посвященных вопросу о праве народов, наций на самоопределение, о равенстве прав народов и национальностей. Однако СССР возражал против включения в проект таких гражданских прав, как право каждого свободно покидать страну и возвращаться обратно.

    Разность позиций по многим вопросам объясняется различными общественными и правовыми системами, а также идеологическими соображениями. В частности, СССР выступал против признания естественного характера прав человека, отрицал обязанность государства защищать эти права. Каждый человек получает свои права исключительно от государства, которое по своему усмотрению закрепляет их в законодательстве.

    Противоречивые были отношения к таким понятиям, как “свобода”, “справедливость”, “равноправие” и т.д. Например, СССР считал, что свободы нет вообще, так же как и равенства, демократии. Признание частной собственности, по мнению Советского Союза, означает эксплуатацию и отрицание свободы и равенства. Различие или даже противоположность позиций при обсуждении проекта Всеобщей декларации привели к тому, что многие ее статьи носят общий характер и не имеют точных границ.



    Всеобщая декларация была принята 10 декабря 1948 г. За этот документ проголосовало 48 государств, воздержалось 8, в том числе СССР и другие соцстраны. Эта дата считается во всем мире как День прав человека. В целом Декларация закрепила широкий перечень прав, таких как политические, гражданские, социально-экономические и культурные. Первая же статья провозгласила, что “все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах”. Необходимо отметить, что в течение десятилетий текст Всеобщей декларации прав человека в СССР официально никогда не публиковался. Впервые он увидел свет лишь на закате перестройки в январе 1989 г. на страницах “Литературной газеты”.

    Всеобщая декларация была принята как резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, поэтому она носит рекомендательный характер. При этом провозглашенные в Декларации права рассматриваются сегодня большинством государств в качестве юридически обязательных обычных и договорных норм. Конституции многих стран непосредственно ссылаются на этот документ и включают целый ряд его положений. Изложенные в Декларации нормы и принципы постоянно развиваются и уточняются в процессе заключения новых международных соглашений, поэтому сегодня она является важнейшим источником права, моделью для разработки конституций, законов в большинстве стран. На положения Декларации ссылаются суды многих стран.

    В 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о подготовке двух пактов о правах человека, содержащих широкий перечень прав и свобод. После этого решения в течение нескольких лет ООН обсуждала отдельных положения пактов, которые были одобрены лишь 16 декабря 1966 г. Такой длительных срок разработки объясняется все теми же разногласиями между разными социально-экономическими и правовыми системами. СССР ратифицировал оба пакта в 1973 г., хотя и не выполнял его требования на практике.

    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

    Экономические, социальные и культурные права сравнительно недавно стали провозглашаться и закрепляться законодательством разных стран мира и международными документами. Законодательство ХVІІІ-ХІХ веков содержало перечень гражданских и политических прав. Экономические и социальные права рассматривались как побочный продукт их развития.

    В начале ХХ в. появились первые международные соглашения в этой сфере, регулирующие главным образом трудовые отношения. Сюда относятся Статут Лиги Наций и конвенции, принятые в рамках Международной Организации Труда (МОТ).

    Новый этап в развитии данной категории прав начался после принятия Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах дается более конкретный перечень прав. Провозглашаются права: на труд, на благоприятные и справедливые условия труда, на социальное обеспечение, включая социальное страхование, на достойный уровень жизни, образование и др.

    Ст. 2 Пакта обязывает государства “принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в настоящем пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер”. Эта формула была закреплена в силу того, данная категория прав требует наличия значительных финансовых, материальных и др. ресурсов у государства. Только отдельные права, перечисленные в пакте, например, право создавать профессиональные союзы и вступать в них, не зависят от уровня экономического уровня страны и должны быть предоставлены немедленно

    Однако долгие годы некоторые западные развитые страны (в первую очередь США) отрицали юридическую обязательность положений Пакта. В последние годы позиция этих стран изменилась. Они признают обязательность Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

    В 1986 г. была проведена встреча ведущих экспертов из различных стран мира для рассмотрения вопроса о природе и степени юридических обязательств, взятых государствами - участниками Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они пришли к следующим выводам:

    1. Все права человека, включая социально-экономические, неразделимы, взаимосвязаны и образуют неотъемлемую часть международного права.

    2. Пакт налагает юридические обязательства на участников. Государства должны принять все необходимые меры, включая законодательные и административные для осуществления этих прав.

    3. Должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту данных прав.

    4. Государства - участники Пакта, независимо от уровня экономического развития, обязаны обеспечить данную категорию прав для всех, хотя бы в минимальной степени.

    Согласно данному Пакту, государства-участники должны предоставлять доклады “о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению прав, признаваемых в этом Пакте, на рассмотрение Экономического и Социального Совета ООН”. Однако Пактом не было предусмотрено создание какого-либо специального органа для обсуждения докладов. Только в 1976 г. ЭКОСОС учредил специальную Рабочую группу для рассмотрения таких докладов. В 1985 г. было принято решение учредить вместо Рабочей группы Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, который и рассматривает доклады.

    Международный пакт о гражданских и политических правах.

    Данный Пакт также был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. и содержит широкий перечень прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, “находящимся на его территории и под его юрисдикцией” (ст. 2). Государства взяли на себя обязательства принять законодательные и другие меры для осуществления прав, признаваемых в Пакте.

    В Пакте установлено, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В Пакте специально признается право лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться “своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком”.

    Пакт регулирует вопросы семьи, брака, детей, провозглашая равенство прав и обязанностей супругов и право каждого ребенка “на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства.

    Третья часть Пакта содержит конкретный перечень гражданских и политических прав, которые должны быть обеспечены в каждом государстве: право на жизнь; запрещение пыток; запрещение рабства, работорговли и принудительного труда; право каждого на свободу и личную неприкосновенность; право каждого покидать свою страну и возвращаться обратно; равенство всех перед судами и трибуналами; право на свободу мысли, совести и религии.

    Среди политических прав Пакт провозгласил право каждого гражданина принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих выбранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

    Данный Пакт закрепил принцип современного международного права, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов. Согласно Пакту, в период чрезвычайных положений, объявленных в государстве, ограничения не могут применяться к следующим фундаментальным правам: к праву на жизнь; к запрещению подвергать кого-либо пыткам либо жестокому, бесчеловечному, унижающему достоинство обращению или наказанию; к запрещению рабства, работорговли и подневольного состояния; к запрещению лишать свободы за невыполнение какого-либо договорного обязательства; к запрещению отмены принципа, согласно которому уголовный закон не имеет обратной силы; к праву каждого на признание его правосубъектности; к праву каждого на свободу мысли, совести и религии.

    В соответствии с Пактом в 1976 г. был создан Комитет по правам человека, одной из функций которого стало рассмотрение докладов государств о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте. Комитет изучает доклады и делает замечания, которые считает целесообразными, предлагает меры, которые должны предприниматься государствами для их выполнения. Кроме того, Комитет может рассматривать жалобы участников на невыполнение тем или иным государством взятых на себя обязательств, а также жалобы отдельных лиц по нарушению их прав. Ежегодно Комитет представляет Генеральной Ассамблее ООН свой доклад о проделанной работе.

    Сегодня подавляющее количество государств - членов ООН являются участниками Пакта о гражданских и политических правах.

    Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

    Протокол был принят Генеральной Ассамблей ООН вместе с Пактом 16 декабря 1966 г. Причиной принятия Протокола были разногласия между западными странами и странами соцлагеря во главе с СССР по поводу создания специального международного суда по правам человека, который рассматривал бы жалобы отдельных лиц. Было решено не включать нормы о рассмотрении жалоб отдельных лиц в Пакт, а решить этот вопрос путем принятия специального Факультативного протокола.

    Согласно Протоколу, Комитет по правам человека правомочен принимать и рассматривать жалобы от отдельных лиц только в том случае, если государство, под юрисдикцией которого они находятся, является участником Пакта и признало подобную компетенцию Комитета. Анонимные жалобы не рассматриваются, авторами жалоб должны быть конкретные лица, чьи права нарушены. Если жертва сама не в состоянии обратиться в Комитет, то это вправе сделать ее официальный представитель или ближайшие родственники.

    Комитет не рассматривает никаких сообщений от отдельных лиц, пока не удостоверится в том, что данное лицо исчерпало все доступные внутригосударственные средства правовой защиты. Таким образом, защиту прав человека должны обеспечивать в первую очередь национальные органы, включая суды. Однако в случае, если в стране отсутствует независимый и беспристрастный суд, если государственные органы не обеспечивают эффективную правовую защиту, то индивид может непосредственно обратиться в Комитет по правам человека.

    Если Комитет объявляет жалобу приемлемой, то об этом сообщается соответствующему государству. За время своей деятельности Комитет по правам человека рассмотрел сотни сообщений и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государствами к исполнению.

    Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

    Первоначально Всеобщая декларация прав человека и Пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не запрещали смертной казни. Запрещались лишь произвольно лишать кого-либо жизни. В Пакте подчеркивалось, что в странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, положения которого не противоречат постановлениям Пакта. Пакт запрещал выносить смертные приговоры лишь за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, и не исполнять их в отношении беременных женщин.

    Практика применения смертной казни свидетельствует о том, что она не оказывает значительного влияния на уровень преступности. В то же время ее отмена ведет к гуманизации общества, позволяет уменьшить последствия судебных ошибок.

    В 1983 г. Совет Европы принял Протокол №6 об отмене смертной казни к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В ст. 1 этого Протокола записано: “Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен”. Государства - участники Протокола могли лишь предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, “совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны”. На сегодняшний день почти все страны Европы (за исключением Республики Беларусь) ратифицировали Протокол №6 и не выносят смертных приговоров или не приводят их в исполнение.

    Принятый Советом Европы Протокол №6 оказал значительное влияние на позицию многих государств - членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что 15 декабря 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Второй факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Согласно Протоколу, осуществление права каждого на жизнь неразрывно связано с запрещением смертной казни.

    Ст. 1 Протокола обязывает государства-участников отменить смертную казнь и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Протокол запрещает государствам делать какие-либо оговорки, за исключением применения смертной казни за наиболее серьезные преступления, совершаемые во время войны.

    Контроль за соблюдением государствами-участниками Протокола был возложен на Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Пактом о гражданских и политических правах.