Современные казахские пьесы на русском языке. Сапаргали Бегалин – известный. ребят любопытных и любознательных, о

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Что не так с казахской литературой?

    ✪ Литература и искусство в 20-30-е годы XX века в Казахстане

    ✪ Открытый урок с «Просвещением». Урок 107. Литература (круглый стол)

    Субтитры

Древняя казахская литература

По свидетельствам китайских летописных источников -VIII вв., уже к этому времени у тюркоязычных племён Казахстана существовала устная поэтическая традиция, восходящая к более раннему периоду [ ] . Это подтверждают [ ] также различные элементы эпической поэзии (эпитеты, метафоры и другие литературные приёмы), обнаруженные в орхонских памятниках - текстах надгробных стел Кюльтегина и Бильге-кагана, повествующих о событиях V-VII веков.

Эпосы «Коркыт-Ата» и «Огузнаме»

На территории современного Казахстана сложились наиболее известные древние эпосы на тюркских языках - «Коркыт-Ата » и «Огузнаме ». Распространявшийся устно эпос «Коркыт-Ата», возникший в кыпчакско-огузской среде в бассейне реки Сырдарья около VIII -X вв. [ ] , был записан в XIV -XVI вв. турецкими писателями в виде «Книги деда Коркыта». В действительности Коркыт - это реальный человек, бек огузо-кыпчакского племени кият, который считается основоположником эпического жанра и музыкальных произведений для кобыза. Эпос «Коркыт-Ата» состоит из 12 поэм и рассказов о похождениях огузских богатырей и героев. В нём упоминаются такие тюркские племена, как усуни и канглы .

Поэма «Огузнаме» посвящена детству тюркского правителя Огуз-хана , его подвигам и победам, женитьбе и рождению сыновей, которых звали Солнце , Луна , Звезда , Небо , Гора и Море . Став правителем уйгур, Огуз вёл войны с Алтыном (Китаем) и Урумом (Византией). Также в этом сочинении обсуждается вопрос о происхождении славян, карлуков, кангаров, кыпчаков и других племён [ ] .

Героические и лирические поэмы

С момента зарождения казахской поэтической традиции её главной и обязательной фигурой был народный поэт-импровизатор - акын . Именно благодаря акынам до нас и дошли многочисленные эпические произведения, сказки, песни, поэмы, написанные ещё несколько веков назад. Казахский фольклор включает более 40 жанровых разновидностей [ ] , некоторая часть характерна только для него - песни-прошения, песни-письма и т. д. Песни, в свою очередь, делятся на пастушеские, обрядовые, исторические и бытовые. Поэмы также можно разделить на героические, то есть повествующие о подвигах героев («Кобыланды батыр», «Ер-Таргын», «Алпамыс батыр», «Камбар батыр» и др.), и лирические, воспевающие самоотверженную любовь героев («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек»).

Казахская устная литература XV-XIX вв

В истории казахской литературы поэзия и поэтические жанры занимают главенствующее положение. В развитии казахской поэзии четко прослеживаются три периода:

Наиболее ранние произведения казахского устного народного творчества, чьё авторство можно считать установленным, относятся к в. В XVI -XVII в. были хорошо известны сочинения легендарного Асан-Кайгы, акынов Доспамбета, Шалкииза, а также Бухар-жырау Калкаманова, автора острых политических стихотворений. В Казахстане сложилась традиция проведения песенно-поэтических состязаний между акынами - так называемых айтысов . Стали выделяться такие жанры песен, как толгау - философское размышление, арнау - посвящение и т. д. В XVIII -XIX вв. в творчестве казахских акынов Махамбета Утемисова, Шернияза Жарылгасова, Суюнбая Аронова появляются новые темы - призывы к борьбе против баев и биев. В то же время акыны Дулат Бабатаев, Шортанбай Канаев, Мурат Монкеев представляли собой консервативное направление, идеализируя патриархальное прошлое и восхваляя религию. Акыны второй половины XIX в. - Биржан Кожагулов, Асет Найманбаев, Сара Тастанбекова, Жамбыл Жабаев и др. - использовали айтысы как форму выражения общественного мнения, отстаивая социальную справедливость.

Зарождение казахской письменной литературы

Казахская письменная литература в её современном виде начинает складываться только во второй половине XIX в. под влиянием контактов и диалогов с русской и западной культурами. У истоков этого процесса стоят выдающиеся казахские просветители, такие как Шокан Валиханов , Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев .

Начало XX в. стало периодом расцвета казахской литературы, впитавшей в себя многие черты европейской литературы. В это время были заложены основы современной казахской литературы, окончательно сформировался литературный язык, появились новые стилистические формы.

Нарождающаяся казахская литература осваивала крупные литературные формы, до сих пор незнакомые казахским писателям, - романы, повести. В это время большую известность приобрёл поэт и прозаик Миржакип Дулатов , автор нескольких поэтических сборников и первого казахского романа «Несчастная Жамал» (), выдержавшего несколько изданий и вызвавшего большой интерес у русской критики и казахской общественности. Он также занимался переводами Пушкина , Лермонтова , Крылова , Шиллера , был реформатором казахского литературного языка.

В конце XIX - начале XX вв. группа «книжников», в которую входили Нуржан Наушабаев, Машур-Жусуп Копеев и др., активно проповедовала патриархальные взгляды и собирала фольклорный материал. Вокруг газеты «Казах» группировались националистические силы - Ахмет Байтурсынов , Миржакип Дулатов , Магжан Жумабаев , после 1917 года перешедшие в лагерь контрреволюции.

Творчество Жамбыла Жабаева

В советский период наибольшую известность в СССР приобрело творчество казахского народного поэта-акына Жамбыла Жабаева, певшего под аккомпанемент домбры в стиле толгау. С его слов были записаны многие эпосы, например, «Суранши-батыр» и «Утеген-батыр». После Октябрьской революции в творчестве Джамбула появились новые темы («Гимн Октябрю», «Моя Родина», «В Мавзолее Ленина», «Ленин и Сталин»). В его песни вошли почти все герои советского властного пантеона, им придавались черты героев, богатырей. Песни Жамбула были переведены на русский язык и языки народов СССР, получили всенародное признание и в полной мере использовались советской пропагандой. В годы Великой Отечественной войны Жамбыл писал патриотические произведения, зовущие советский народ на борьбу с врагом («Ленинградцы, дети мои!», «В час, когда зовет Сталин» и т. д.)

.

В 1926 году была создана Казахская ассоциация пролетарских писателей, которая в первые годы своего существования активно боролась с националистическими проявлениями в литературе. В году был организован Союз писателей Казахстана, в составе которого позже стали работать секции русских и уйгурских писателей.

Первой на события Великой Отечественной войны в казахской литературе отозвалась гражданско-патриотическая поэзия - появились поэма Аманжолова «Сказание о смерти поэта» (1944), повествующая о подвиге погибшего под Москвой поэта Абдуллы Джумагалиева, стихи Токмагамбетова , Жарокова, Орманова и др. Уже после войны вышли романы «Солдат из Казахстана» Габита Мусрепова (1949) и «Грозные дни» Ахтапова (1957).

В 1954 году Мухтар Ауэзов закончил получившую отклик во многих странах тетралогию - роман-эпопею «Путь Абая», посвящённую жизни великого казахского поэта Абая Кунанбаева. Послевоенная казахская литература стала осваивать масштабные литературные формы большого советского стиля - романы, трилогии, поэмы и романы в стихах. Развивались также драматургия и научная фантастика.

Творчество Олжаса Сулейменова

В 1970-х внимание читателей привлекла книга казахского поэта и писателя Олжаса Сулейменова «Аз и Я». В ней он развил идеи о родстве казахов и древних шумеров, обращал внимание на большое количество слов тюркского происхождения в русском языке, что говорило, по его мнению, о сильном влиянии тюркской культуры на русскую. Однако в оживленной дискуссии, развернувшейся в печати, Сулейменова обвинили в пантюркизме и национализме

Большинство обывателей слишком мало знают, о чем пишут современные казахские писатели. Литературный процесс уже давно стал предметом исключительного интереса узких специалистов - филологов и культурологов. Остальным же общение с литературой заменили интернет-заметки. Однако без общения с литературой дух нищает. Поэтому тем, кто хочет узнать, какие имена представляют современную литературу Казахстана, эта статья будет интересна.

Национальная литература - это отображение души народа. Современный этап развития литературы особенно интересен, поскольку по тому, о чем пишут писатели, и как они это делают, можно судить об образе мыслей народа и его ценностях на данном этапе развития.

У многих складывается впечатление, что казахская литература законсервирована на этапе становления независимости Казахстана. Однако это не так. Как и любая сфера культуры, литература интенсивно развивается, каждый год открывает новые имена, новые темы и новые художественные методы. Просто литература менее публична, чем телевидение или шоу-бизнес, интимна. Поэтому, чтобы узнать о ней что-то новое, нужно поинтересоваться.

Восстановим информационный пробел и расскажем, какие казахские писатели представляют современный литературный процесс.

Мухтар Магауин

Он известный литературный критик и писатель. Особой популярностью пользуются романы «Вешние снега» и «Шахан-Шер - человек - тигр». Автор этих произведений известен как фольклорист, этнограф, переводчик.

Мухтар Магауин в 2008 году начал работу над тетралогией, посвященной великому хану Степи - Чингисхану. С 2011 года выходят книги этого цикла.

На основе арабских, персидских и китайских хроник автор реконструировал жизнь и деяния великого завоевателя. В книгах представлены интересные наблюдения писателя о жизни и становлении культуры тюркских народов, поселившихся на территории Казахстана: их нравах, обычаях, ментальности.

Ермек Турсунов

Писатель и кинорежиссер, автор нескольких романов и сборника рассказов. Славу писателю принес роман об известном полководце, султане Египта и Сирии, правителе мамлюков - Бейбарсе. Историческая ретроспектива романа заставляет задуматься над тем, кто мы такие, во что и почему верим, какие ценности оберегаем.

В 2010 году вышла книга «Семь майских дней» - художественно-публицистическая детективная повесть о банде Мухлисова. В 2016 году автор презентовал книгу рассказов «Мелочи жизни», написанных в стиле устного повествования.

Гульбахрам Кургулина

Современный автор, дебютировавший в 2012 году. Гульбахрам Кургулина - автор серии романов, посвященных непростым отношениям в семье, психологии взаимоотношений, проблемам двоеженства: «Байбише. Старшая жена», «Токал. Младшая жена», «Бессовестные снохи», «И свекровь бывает золотой».

Ее романы этой серии отображают непростую жизнь казахских жен, поднимают проблему младших жен - токал, касаются проблем психологического комфорта и самореализации в семье и любви современной казахской женщины.

В этих книгах есть все, что интересно современным женщинам, - любовь, самопожертвование во имя любимого, страдание неразделенного чувства, сложный путь к счастью. Произведения написаны легко. Их отличает психологизм и драматический накал событий.

Аян Кудайкулова

Ее произведения близки по духу и тематике романам Г. Кургулиной. Аян по-философски рассматривает проблемы, которые возникают в современной семье. Ее герои - знакомый всем круг байбише, токал, свекровей.

Она поднимает проблему многоженства и его последствий не только для отдельно взятой личности, но и для общества в целом. Ее романы «Сумочка от Коко», «Колечко с сердоликом», «Садовник для одиноких дам» написаны легко, но раскрывают глубокую психодраму современных женщин.

Сабыр Каирханов

Писатель и журналист, был главным редактором газеты «Ак Жайык». Его роман «Синхро» наделал много шума в 2014 году. Это произведение относится к оригинальному жанру - speculative fiction. События разворачиваются в вымышленных мирах. Повествование характеризуется переплетением мистики, фантастики и детективной интриги.

Вместе с тем писатель касается огромнейшей психологической травмы, которую еще не пережили казахстанцы - загрязнение почвы и атмосферы ядерными отходами - печальными и разрушительными для экосистемы и антропологии Казахстана событиями на Семипалатинском ядерном полигоне.

Синхро - деформированная реальность, таинственное поле, затягивающее все окружающее. Чтобы спасти близких людей, герои романа жертвуют своими жизнями. Жертва символична: это жертва целого народа.

Галымжан Курмангалиев

Произведения этого казахстанского поэта поражают тонкой лиричностью и психологизмом. Глубокое переживание диссонансов современности, заброшенности человека в неидеальный мир, его трагедия - черты, которые присущи неоромантическому мироощущению Курмангалиева.

В поисках света и чувств всех прекрасных

Я юный поэт, потерянный в темной глуши…

Зира Наурызбаева и Лили Калаус

Тандем культуролога и писательницы воплотился в интересном фэнтезийном литературном проекте для детей - «В поисках Золотой чаши: приключения Бату и его друзей». Увлекательный динамичный сюжет переносит современных школьников в древние времена.

Вместе с царевичем муссагетов Аспарой они отправляются на поиски золотой чаши мудрости. На пути им встретятся мифологические и фольклорные персонажи. Увлекательное повествование непринужденно знакомит детей эпохи Всемирной паутины с культурным наследием Степи.

Ильмаз Нургалиев

Если хотите больше узнать о казахстанском фэнтези, то произведения этого автора не обойти стороной. В его романах серии «Дастан и Арман» синтезированы древние мифы и легенды Степи.

Простой сказочный сюжет захватывает с первых же поворотов. Читатель не заметит, как попадет в средневековый выдуманный мир, где царствуют мифологические существа и духи. С ними придется сразиться Дастану, чтобы добиться руки любимой.

Карина Серсенова

В ее писательской копилке лирические стихи (сборники «Песня сердца», «Навстречу», «Вселенная любви», «Взгляд сквозь небо», «Вдохновение жизнью» и т. д.), мистико-эзотерическое сочинение «Жизнь для тебя» и роман «Хранители пути», книги «Дыхание пустоты», «Всевластие пути».

Современные казахские поэты и прозаики активно интересуются историей, жизнью великих ханов, тонко чувствуют и переживают трагедию человека ХХІ века - его одиночество, растерянность, заброшенность, потерянность в информационном пространстве, где растворяется личность.

Реализуются казахстанские писатели в разных жанрах: реалистично-психологических триллерах, мелодраматических романах, фантастической прозе, тонкой медитативной лирике.

А какие произведения современных писателей и поэтов Казахстана нпавятся вам?

18.05.2015

Среди известных писателей Казахстана выделяются такие имена как Селуйменов Олжас Омарович, Мусрепов Габит, Муканов Сабит, Жумабаев Магжан, Ауезов Мухтар Омарович, Алтынсарин Ибрай, Абай Кунанбаев и многие другие.

Абай Кунанбаев

Абай Кунанбаев родился в 1845 году в Семипалатинской области, в семье главы рода Тобыкты. Абай Кунанбаев является поэтом, композитором, философом, мыслителем, просветителем, а также родоначальником новой казахской реалистической литературы. Абай рос в среде акынов и сказателей, что в последствии оказало влияние на его творчество. Три месяца Абай учился в русской приходской школе помимо Семипалатинского медресе. Среди русских поэтов Пушкин и Лермонтов были любимыми. В конце 80-х годов 19 века перевел отрывки из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин «и в то же время Абай глубоко национальный поэт и философ. Предметом его творчества было описание жизни казахского народа. Абай умер в 1904 году, первый его сборник стихов вышел после его смерти в 1909 году в Петербурге. Произведения Абая переведены на многие языки мира. Одним из наиболее известных произведений Абая является поэма «Кара соз» в дословном переводе «Черное слово», которая состоит из 45 кратких притч. Основными изданиями являются: первый сборник стихов «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева.» Лирика и поэмы, Абай Кунанбаев Избранное Пер. с каз. под редакцией Л. Соболева, Абай Кунанбаев Собрание сочинений в одном томе «Слова назидания «Абай Кунанбаев. Избранное (серия «Мудрость веков»). В Семипалатинске открыт республиканский музей дом-музей Абая. Во Абаю Кунанбаеву установлены памятники, а также памятники такому выдающемуся деятелю культуры установлены в Стамбуле, Тегеране и в Москве.

Алтынсарин Ибрай

Алтынсарин Ибрай родился в 1841 году 2 ноября в ауле Жанбурчи Аракарагайской волости Николаевского уезда (нынешний Затобольский район Костанайской области). Алтынсарин является выдающимся просветителем, педагогом, фольклористом, этнографом. Алтынсарин закончил первую особую школу в Оренбурге для казахских детей. Он много времени уделял самообразованию, изучил много произведений мировой литературы-Шекспира, Гете, Байрона и других. В 1864 году начинается его преподавательская деятельность, непосредственно при его участии была открыта начальная школа для казахских детей в крепости Торгай. Алтынсарин был талантливым организатором. Литературное наследие Алтынсарина включает переводы, стихотворения, рассказы, басни этнографические очерки, казахские сказки. Тематика его произведений разнообразная. Его по праву называют основателем детской литературы. Часть произведений в «Киргизской хрестоматии» представляют художественные переводы. Алтынсарин сделал переводы Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, И.А.Крылова, И.И.Паульсона и др.В своей педагогической практике Алтынсарин широко использовал произведения этих писателей. Умер он 17 июля 1889 года и похоронен на берегу Тобола.

Ауезов Мухтар Омарович

Ауезов Мухтар Омарович родился 28 сентября 1897 года в Чингизской волости Семейского уезда. Интересный факт,что семья Ауезова была в родстве с семьей Абая Кунанбаева. Образование Мухтар получил в русской школе. Учился в Ленинградском университете, а также в аспирантуре Среднеазиатского университета.Ауезов был известным писателем, общественным деятелем, являлся академиком АН КазССР он был первым доктором филологических наук в Казахстане. Им было написано свыше двадцати пьес, а также переведены на казахский язык такие классические произведения мировой и русской драматургии,как «Ревизор»,»Любовь Яровая» ,»Офицер флота». Его пьесы, рассказы и повести 1910–1920-х годов «Енлик-Кебек», «Карагоз», «Байбише-токал», «Судьба беззащитной», «Разборчивая невеста», «Красавица в трауре», «Серый Лютый», «Выстрел на перевале», «Лихая година» свидетельствовали о зрелости таланта молодого писателя. Особый интерес Ауезов проявлял к творчеству Абая Кунанбаева и в последствии он написал крупное этническое повествование об Абае. Это произведение не сомненно принесло ему известность. Вся четырехтомная эпопея была названа «Путь Абая». Ауэзов заслуженно признан одним из выдающихся мастеров художественного слова двадцатого века. Умер писатель в 1961 году.

Жумабаев Магжан

Жумабаев Магжан родился 25 июля 1893 года в Булавском районе Северо-Казахстанской области. Большую роль в жизни Магжана играл отец Бекен — он был прогрессивным человеком и прививал детям любовь к знаниям. Магжан начал учится с четырех лет в домашней школе отца, созданная для своих детей и детей родственников. Дество Магжана проходило в тесном общении с природой, что в последствии сказалось на его творчестве. Им были написаны такие произведения как » Береза»,»Весна идет» и многие другие, в которых отразились его воспоминания детства. В 1905 году Магжана направили на учебу в Кызылжар, ныне Петропавловск, Мухамеджан Бегишев известный по тем временам человек, окончивший полный курс Стамбульского университета, открывает медресе для казахских и татарских детей. Магжан с увлечение изучает арабский, персидский, турецкий языки, историю тюркских народов. Закончив медресе с отличием Магжан продолжает свою учебу в Уфе, затем учеба в Омске. Его решение посвятить свою жизнь педагогической деятельности приводит к разладу с отцом, и он лишается материальной поддержки своих богатых родителей. В последствии о своих переживаниях он пишет в стихотворении «Исповедь». Писать стихи он начал с 14 лет. Его стихи печатали почти во всех газетах на казахском и татарских языках. В его жизни были трудные времена, когда он терял близких людей, от родов умерла его жена, а в последствии и сын. В 1929 году для поэта наступают особенно тяжелые времена, когда его обвиняют в национализме и сажают в тюрьму. Последние дни своей жизни он проводит в Алматы потом его опять арестовали и в 1938 году его жизнь оборвалась. Гонениям и преследованиям подвергался не только он сам но и его родственники. Магжан принадлежал к числу самых образованных казахов XX века, владел в совершенстве многими языками: русским, арабским, персидским, турецким и многочисленными диалектами тюркского языка.

Муканов Сабит

Муканов Сабит родился 13 апреля 1900 года в Таузарской волости Акмолинской губернии. Учился в Институте красной профессуры. Сабит Муканов это классик казахской литературы, поэт, общественный деятель, академик, председатель союза писателей Казахстана. Свое творчество Сабит начал как поэт. «Батрак» и «Броды Октября» его первые поэмы. Поэма «Сулушаш» принесла ему наибольшую популярность. В 1934 году выходит его поэтический сборник «Тулпар», в котором собраны стихи с раннего творчества по 1933 год. Первым романом был роман » Адаскандар», а одним из самых значительных его романов был роман - «Ботагоз». Последние годы жизни С. Муканов работал над трилогией о самом любимом своем герое - Чокане Валиханове. Несомненно, это был незаурядный человек его связывала дружба с такими известными людьми как Алексей Толстой, Иван Шухов, Галина Серебрякова, с Габитом Мусерповым и многими другими. В 1974 году вышло его посмертное издание этнографического труда «Народное наследие». Его книги переведены на многие языки. К таким выдающимся личностям как Муканов Сабит отношение в обществе неоднозначно. Но он любил свою родину, и эта любовь прослеживалась в его произведениях.

Мусрепов Габит

Мусрепов Габит родился в 1902 году в Пресногорьковском районе Костанайской области. Мусрепов Габит это народный писатель РК. Он с детства увлекался литературой. В 1926–1928 годах обучался на рабфаке в городе Оренбурге, затем учился в Омском сельскохозяйственном институте. Его работа в печати начиналась с рядового сотрудника и до главного редактора. Он был блестящим журналистом. Работая журналистом, он получил школу жизни и сюжеты для будущих произведений. Пьеса «Амангельды», как и одноименный фильм, родилась из газетного очерка. Он известен и другими драматургическими произведениями это «Кыз-Жибек», Козы-Корпеш и Баян-Слу», «Ахан-сере-Актокты». Мусрепов является одним из создателей нового для казахской литературы жанра – драматургии. Роман Г. Мусрепова » Солдат из Казахстана» является одним из первых произведений казахской прозы о войне. В своей деятельности Мусрепов многое делал для приобщения казахского читателя к русской и мировой классике. В казахской советской литературе Габит Мусрепов навсегда останется как один из ее зачинателей и талантливейших деятелей.

Селуйменов Олжас Омарович

Селуйменов Олжас Омарович родился 18 мая в 1936 году в городе Алматы. Он является народным писателем, поэтом, лингвист исследователь, тюрколог, популярный политик, видный государственный и общественный деятель. Его отец был офицером Первого кавалерийского Казахского полка. Но он был расстрелян, как и многие другие офицеры Красной Армии став жертвой сталинских репрессий. После окончания школы он поступает в Казахский государственный университет им. Кирова. В 1958 году он поступает на литературные курсы в Москве при Литературном институте им. А.М.Горького. После окончания курсов работает заведующим отделом поэзии журнала «Простор», главным редактором сценарно-редакционной коллегии киностудии «Казахфильм», первым секретарем Союза писателей Казахстана, первым секретарем правления Союза кинематографистов Казахстана, секретарем Союза писателей СССР. Алжас Сулейменов становится инициатором и организатором проведения в г. Алматы 5-й конференции писателей стран Азии и Африки. При его деятельности казахский кинематограф получил всемирную известность. Его заслугой как общественного деятеля является организация движения «Невада-Семей», которая добилась моратория на взрывы В Семипалатинском полигоне. Олжас Сулейменов известен во всем мире, он является автором многих книг, которые вышли на разных языках. Будучи казахом, он пишет стихи на русском языке, но при этом остается глубоко казахским поэтом. Среди его произведений наибольшую популярность получают такие как: поэтический сборник «Солнечные ночи», «Ночь-парижанка», «Доброе время восхода», «Год обезьяны», «Избранная лирика», «Глиняная книга», «Повторяя в полдень», «Каждый день утро», «Круглая звезда», «Трансформация огня», «Определение берега», «Аз и Я», «Язык письма» и многие другие. Как личность Олжас Сулейменов, является частицей истории казахского народа, его гордостью.

Вв., уже к этому времени у тюркоязычных племён Казахстана существовала устная поэтическая традиция, восходящая к более раннему периоду. Это подтверждают также различные элементы эпической поэзии (эпитеты, метафоры и другие литературные приёмы), обнаруженные в орхонских памятниках - текстах надгробных стел Кюльтегина и Бильге-кагана, повествующих о событиях V-VII веков.

Эпосы «Коркыт-Ата» и «Огузнаме»

На территории современного Казахстана сложились наиболее известные древние эпосы на тюркских языках - «Коркыт-Ата » и «Огузнаме». Распространявшийся устно эпос «Коркыт-Ата», возникший в кыпчакско-огузской среде в бассейне реки Сырдарья около VIII -X вв. , был записан в XIV -XVI вв. турецкими писателями в виде «Книги деда Коркыта». В действительности Коркыт - это реальный человек, бек огузо-кыпчакского племени кият, который считается основоположником эпического жанра и музыкальных произведений для кобыза. Эпос «Коркыт-Ата» состоит из 12 поэм и рассказов о похождениях огузских богатырей и героев. В нём упоминаются такие тюркские племена, как усуней и канглы .

Поэма «Огузнаме» посвящена детству тюркского правителя Огуз-хана , его подвигам и победам, женитьбе и рождению сыновей, которых звали Солнце , Луна , Звезда , Небо , Гора и Море . Став правителем уйгур, Огуз вёл войны с Алтыном (Китаем) и Урумом (Византией). Также в этом сочинении обсуждается вопрос о происхождении славян, карлуков, кангаров, кыпчаков и других племён.

Героические и лирические поэмы

Не секрет, что ещё с момента зарождения казахской поэтической традиции её главной и обязательной фигурой был народный поэт-импровизатор - акын . Именно благодаря акынам до нас и дошли многочисленные эпические произведения, сказки, песни, поэмы, написанные ещё несколько веков назад. Казахский фольклор включает более 40 жанровых разновидностей, некоторая часть характерна только для него - песни-прошения, песни-письма и т. д. Песни, в свою очередь, делятся на пастушеские, обрядовые, исторические и бытовые. Поэмы также можно разделить на героические, то есть повествующие о подвигах героев («Кобыланды батыр», «Ер-Таргын», «Алпамыс батыр», «Камбар батыр» и др.), и лирические, воспевающие самоотверженную любовь героев («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек»).

Начало XX в. стало периодом расцвета казахской литературы, впитавшей в себя многие черты европейской литературы. В это время были заложены основы современной казахской литературы, окончательно сформировался литературный язык, появились новые стилистические формы.

Нарождающаяся казахская литература осваивала крупные литературные формы, до сих пор незнакомые казахским писателям, - романы, повести. В это время большую известность приобрёл поэт и прозаик Миржакип Дулатов , автор нескольких поэтических сборников и первого казахского романа «Несчастная Жамал» (), выдержавшего несколько изданий и вызвавшего большой интерес у русской критики и казахской общественности. Он также занимался переводами Пушкина , Лермонтова , Крылова , Шиллера , был реформатором казахского литературного языка.

В конце XIX - начале XX вв. группа «книжников», в которую входили Нуржан Наушабаев, Машур-Жусуп Копеев и др., активно проповедовала патриархальные взгляды и собирала фольклорный материал. Вокруг газеты «Казах» группировались националистические силы - Ахмет Байтурсынов , Миржакип Дулатов , Магжан Жумабаев , после 1917 года перешедшие в лагерь контрреволюции.

Творчество Жамбыла Жабаева

В советский период наибольшую известность в СССР приобрело творчество казахского народного поэта-акына Жамбыла Жабаева, певшего под аккомпанемент домбры в стиле толгау. С его слов были записаны многие эпосы, например, «Суранши-батыр» и «Утеген-батыр». После Октябрьской революции в творчестве Джамбула появились новые темы («Гимн Октябрю», «Моя Родина», «В Мавзолее Ленина», «Ленин и Сталин»). В его песни вошли почти все герои советского властного пантеона, им придавались черты героев, богатырей. Песни Жамбула были переведены на русский язык и языки народов СССР, получили всенародное признание и в полной мере использовались советской пропагандой. В годы Великой Отечественной войны Жамбыл писал патриотические произведения, зовущие советский народ на борьбу с врагом («Ленинградцы, дети мои!», «В час, когда зовет Сталин» и т. д.)

Литература второй четверти XX века

Родоначальниками казахской советской литературы стали поэты Сакен Сейфуллин , Баймагамбет Изтолин, Ильяс Джансугуров , писатели Мухтар Ауэзов , Сабит Муканов , Беимбет Майлин.

Современная казахская литература

Литературу Казахстана конца 1990-х - начала 2000-х можно охарактеризовать попытками осмыслить постмодернистские западные эксперименты в литературе и использовать их в казахской. Также по-новому стали осмысливаться многие произведения известных и малоизвестных казахстанских авторов.

Сейчас литература Казахстана продолжает развиваться в контексте общемировой цивилизации, впитывая и развивая новые культурные веяния с учётом собственных возможностей и интересов.

См. также

Источники

Ссылки

Союз писателей Казахстана - общественная творческая организация, объединяющая более 750 казахстанских профессиональных литераторов .

Структура

В структуре Союза писателей - творческие секции по казахской , русской , уйгурской (с 1932), немецкой и корейской (с 1977) литературе.

В региональной структуре - пять межобластных отделений в Караганде , Семипалатинске , Уральске , Астане , Чимкенте .

Правление Союза писателей находится по адресу: Союз писателей Казахстана, проспект Аблай-хана 105, Алма-Ата, Казахстан .

Печатные органы

Список периодических изданий союза писателей :

  • газета «Қазақ әдебиетi»
  • журналы «Жұлдыз »

История

Основные события в казахской литературе советского периода :

  • В в 1923 году поэт Магжан Жумабаев был направлен из Туркестанской Республики в Москву в В.Брюсова , где познакомился с деятельностью писательских объединений и, в частности, Союза поэтов. И им было задумано создание литературного объединения казахских писателей, которое он назвал «Алқа́» («Коллегия») и написал программу организации. Она была направлена по почте для ознакомления литераторам, живущим в разных городах, и находила сторонников. Программа «Алка» одобрялась в переписках, но не была принята, поскольку не было и собрания. «Алка» организационно осталась неоформленной. Данное намерение создать литературное объединение было признано признаком национализма , попыткой алашордынцев реанимироваться и вредить советскому строю. Независимое литературное объединение было запрещено НКВД .
  • В 1925 году в республике была создана официальная Ассоциация пролетарских писателей Казахстана.
  • 1928 - создание журнала «Жаңа әдебиет» (Новая Литература), впоследствии переименованного в «Жулдыз ».
  • В 1928-1930 годы подверглись преследованиям и репрессиям почти все литераторы старой формации, все потенциальные члены «Алка» - Ахмет Байтурсынов , Миржакип Дулатов , Жусипбек Аймауытов , Магжан Жумабаев , Мухтар Ауэзов , Кошке Кеменгеров и другие.
  • 1933 год - начинает издаваться журнал «Простор », ставший печатным органом СПК.
  • 12 июня 1934 года, за три месяца до открытия первого съезда писателей СССР, состоялся Первый съезд писателей автономной Казахской Республики (входившей в то время в состав Российской Федерации), который объединил всех благонадёжных литераторов в Союз советских писателей Казахстана . Вступительное слово произнёс основатель Союза Сакен Сейфуллин (в 1938 году арестован как «буржуазный националист» и расстрелян 28 февраля в застенках Алма-Атинского НКВД). Первым председателем был избран Ильяс Джансугуров (репрессирован и расстрелян в 1937 году).
  • 1939 год - Второй съезд писателей Казахстана.
  • 1951 год. Вообще надо отметить, что в послевоенный период не прекращались необоснованные репрессии против видных деятелей культуры и науки Казахстана. Были арестованы и осуждены на длительный срок историки Е.Бекмаханов, Б.Сулейменов. Также арестовали ученых-филологов Е.Исмаилова и К.Мухамедханова, последнего - за «националистические ошибки» в вопросах изучения литературной школы Абая…". Бывший лидер Казахстана Д. Кунаев подчеркивает, что Ж.Шаяхметовым были допущены «…крупные ошибки по отношению к лучшим представителям национальной интеллигенции. Эти ошибки особо усугубились и приобрели тяжкий характер в 1951-1954 гг., когда секретарем ЦК по идеологии работал М.Сужиков. Чего стоили, например, погромные постановления ЦК КП Казахстана о так называемой антинародной сущности лучших образцов эпоса, связанных с ними научных трудов многих ученых, историков, филологов и целых научных коллективов. Разгрому подвергались лучшие произведения художественной литературы. Такие, например, как роман М.Ауэзова об Абае в редакционной статье „Казахстанской правды“ в июне 1953 года. Одновременно наряду с тяжелыми обвинениями в печати, на собраниях общественности последовали и аресты известных деятелей, перечисленных выше…»
  • В 1954 году (через пятнадцать лет после Второго съезда) состоялся очередной, третий съезд писателей республики; после войны ряды Союза писателей начали быстро пополняться, литераторов нацеливали на новую героику советского народа - подъём целины .
  • В 1975 году Москвой запрещена литературоведческая книга члена СПК Олжаса Сулейменова «АзиЯ», посвященная «Слову о полку Игореве », за пантюркизм, автор не издавался восемь лет.
  • В 1986 году вновь возродились репрессии. Бахытжан Канапьянов подвергся гонениям и критике со стороны партийного аппарата ЦК КПСС и ЦК Компартии Казахстана за своё стихотворение , опубликованное в журнале «Простор», в котором поэт раскрыл пагубность национальной политики идеологического аппарата того периода. В результате данной травли (Е. Лигачёв , Ю. Скляров , Г. Колбин) стихи Б.Канапьянова были под негласным запретом и только с приходом У.Жанибекова (1988 г.) произведения поэта стали появляться в печати. В дни Желтоксана в знак солидарности с поэтом Бахыт Кенжеев читал стихи Б.Канапьянова по радио «Голос Америки» .
  • В годы Перестройки по инициативе Союза писателей родились народные движения Невада - Семипалатинск за запрет ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне под лидерством Олжаса Сулейменова и Движение за спасение высыхающего Арала , руководимое Мухтаром Шахановым . Но это были последние весомые политические всплески от членов Союза писателей Казахстана.

Список председателей

Здание Союза писателей

В 1945 году СНК КазАССР было принято постановление о строительстве в 1946 году в Алма-Ате «Дома писателей имени Джамбула». Архитектором Сумароковым был разработан проект, но здание так и не было построено.

Здание, расположенное по адресу ул. Абылай хана 105, начали строить для размещения в нём Министерства иностранных дел Казахской ССР. Оно было построено по проекту архитекторов А. А. Леппика и А. Ф. Иванова.

В 1972 году по проекту архитектора И. В. Щевелевой к зданию были пристрое­ны конференц-зал, кафе «Каламгер». Реконструкция была связана с проведением в Алма-Ате конференции писателей стран Азии и Африки.

Архитектура

Здание Союза писателей было построено в стилевых характеристиках классицизма и стало важным градоформирующим объектом города Алма-Аты того периода. Оно представляет собой образец гражданской и общественной советской архитектуры. Архитектурно-планировочная композиция трёхэтажного, прямоугольного в плане здания – центральноосевая. Главный вход расположен в выступе центрального ризалита. В торцах здания устроены боковые входы, оформленные аналогично главному. В основе композиции фасада – горизонтальная лента оконных проемов, противопоставленная вертикальному ритму пилястр композитного ордера в межоконных простенках и по углам здания.