Темп речи слов в минуту. Понятие «темп речи» в различных аспектах изучения проблемы. Темы рефератов и сообщений

Как говорить, чтобы собеседник «видел» вас на расстоянии

Добиться взаимопонимания у собеседника труднее в тех случаях, когда он не может вас видеть - например, при телефонных разговорах. При наличии зрительного контакта легче наладить беседу и расположить к себе оппонента. Для успешного диалога на расстоянии нужно выработать стратегию поведения, где будут присутствовать не только методы воздействия словом, но и имеющиеся в наличии паралингвистические методы: темп речи, тембр и интонация голоса, и др.

Искусство правильно говорить дано не каждому. Можно, конечно, довольно быстро научиться выстраивать логически связные фразы, но вместе с тем не добиться взаимопонимания у собеседника и не суметь установить соответствующий психологический контакт. Еще труднее этого добиться когда собеседник не может вас видеть, например при телефонных разговорах. При зрительном контакте намного легче наладить беседу, расположить или оттолкнуть оппонента. Что же касается общения по телефону, то для успешного завершения диалога нужно приложить максимум усилий и терпения, выработать идеальную стратегию поведения, воздействовать не только словом, но и имеющимися в наличии вариациями речи.

Темп речи

Темп речи - не неоспоримая константа, определенная человеку с рождения, он должен быть направлен на поставленную цель. В силах каждого человека менять темп речи в соответствии с ситуацией. Постоянная перестройка с одного темпа на другой поможет не только находить подход к разнообразным собеседникам, но и отрабатывать четкую программу при беседе по телефону.

Телефонные разговоры являются неотъемлемой частью жизни деловых людей. Следует помнить, что около трети нужной информации человеку дают звучание голоса собеседника, высота тона и тембр. Общаясь по телефону, собеседники уже в первые секунды разговора фиксируют свое внимание на таком немаловажном факте, как темп голоса. Это происходит непроизвольно и зачастую является решающим моментом в положительном или отрицательном отношении к предстоящему разговору.

Каждому человеку присущ свой определенный темп речи, который сформировался у него еще в детстве по законам первой сигнальной системы и который зависит от многих индивидуальных факторов, каковыми являются характер, темперамент, образ жизни. У разных лиц речь колеблется от быстрой к медленной.

Темп речи всегда должен соотноситься с темпом речи адресата . Подстраивание под темп собеседника является в своем роде «присоединением» к нему, убеждает его в заинтересованности. Стоит прислушиваться к темпу речи оппонента еще и потому, что, кроме темперамента, скорость речи может указывать на эмоциональное состояние говорящего. Так, медленный темп речи может указать на подавленность или безразличие адресата к интересующему вопросу. Раздражительность и встревоженность проявляется в очень быстром темпе речи. Напряженность голоса собеседника также помогает определить состояние адресата, которое может выдавать в нем негативное отношение к разговору или недоверие.

Средняя скорость общения должна составлять около 125 слов в минуту. Она хорошо воспринимается при телефонных разговорах, более же быстрый темп вызывает многочисленные затруднения в прослушивании и восприимчивости материала. При быстром темпе до оппонента не доходит нужная информация. К тому же, телефон усугубляет недостатки речи, особенно неразборчиво по телефону слышатся числа, и числительные. Зная и разграничивая все вышеперечисленные темпы человеческой речи, можно менять и корректировать свой темп, подстраивая его под оппонента.

Для соблюдения темпа речи, более всего подходящего для ведения телефонных переговоров, нужно пользоваться паузами . С паузой речь становится отчетливой и внятной. Для выделения и подчеркивания какой-либо главной мысли следует высказывать эту самую мысль, выдерживая необходимую паузу, а после ее высказывания речь надо замедлить . Во время образовавшейся паузы предоставляется возможность оппоненту вступить в разговор, что позволяет перейти к диалогу. Но затянувшаяся пауза неуместна. Она напрягает и создает некоторое замешательство и суетливость, при такой паузе собеседник может почувствовать недоверие и некомпетентность в делах. Отсутствие пауз тоже настораживает и наталкивает на мысль, что оппонент или не уверен в своих силах, или хочет увильнуть от ответственности.

Для успешных телефонных переговоров и завершения планируемого дела нужно стараться подстраиваться под адресата. Совершенствовать и отрабатывать различные темпы речи можно с помощью записи своего голоса, а также развивая свои связки, занимаясь дыхательными упражнениями и, что самое главное, культивируя в себе хорошее настроение . Очень полезно читать стихи под такт, отбивая каждый слог ударом руки по столу, говорить под музыку, благотворны пение, физкультура, связанная с речью, - все, что упорядочивает движения.

Всегда следует придерживаться одного неоспоримого правила: «Прежде чем говорить, подумай, о чем хочешь сказать, и только затем медленно говори» . Только четко продуманная речь и мгновенно спланированный темп речи помогут адресату не только услышать информацию, но и создать более верное представление об оппоненте.

Тембр и интонация голоса

Громкость произносимой речи по телефону отождествляется с уверенностью, хорошей подготовкой и знанием тех вопросов, которые предстоит решить. Следует помнить, что человек, говорящий слишком громко , заставляет слушать себя силой, порождая реакцию неприятия. В телефонном разговоре сила звука передается с помощью технических средств, и поэтому возможны искажения. Стоит повышать голос лишь в тот момент, когда на определенную информацию обращается особое внимание .

При разговоре по телефону, особенно если он служит установлению необходимых контактов, следует четко разграничивать тембр голоса говорящего и следить за собственным тембром:

  • Так, голос с металлическими нотками наталкивает человека на мысль о том, что на другом конце провода находится очень властная и непримиримая натура, способная любыми средствами добиться своего. Обычно металлический голос характерен для людей, занимающих важные и ответственные посты.
  • «Ледяным» тоном пользуются люди, категорически не желающие выходить на контакт и заранее настроенные на неблагоприятный исход беседы.
  • Излишняя мягкость и слащавость говорят о скрытых намерениях клиента, желании запутать и ввести в заблуждение.
  • Владельца «легкого» тембра голоса также следует остерегаться. Легкость в голосе и постоянно приподнятое настроение, желание решить все сразу говорят о легкомысленности адресата. Контакты и деловые переговоры с обладателем такого голоса лучше осуществлять не по телефону, а при личной встрече.
  • «Светлый» голос привораживает слушателя. Для него характерны нормальный тон, плавность произносимых звуков и выразительность. С обладателем такого голоса очень приятно общаться и вести переговоры.
  • Иногда, общаясь по телефону, можно услышать голос с хрипотцой . Обладатели такого голоса, как правило, или простужены или демонстрируют, что они умудрены опытом и их трудно провести.
  • Дрожащим и срывающимся голосом лучше вообще не вести телефонные переговоры, а подождать, пока такое состояние пройдет. Дрожь в голосе при разговоре может сыграть злую шутку. Телефонная трубка способна передать подобное волнение адресату, который в свою очередь не захочет иметь дело с не уверенным в себе человеком. Срывающийся голос выдает также слабость и некомпетентность адресата, его неуверенность в собственных силах.

    Излишняя эмоциональность вредит деловым телефонным переговорам. Но, в то же время, умеренное выражение своих чувств послужит хорошим подспорьем для установления контакта и положительного исхода переговоров. Эта эмоциональность в речи выражается интонациями , т. е. разнообразными изменениями голоса.

    Следует помнить, что смысл слов зависит от того, каким тоном они сказаны . Даже одно и то же слово, произнесенное в разной тональности, с разной интонацией, способно ввести в заблуждение. В телефонной трубке слышится не просто слово как символ чего-то, а его смысл, скрытый в его произношении . Даже, казалось бы, простое слово «да» можно произнести с разной интонацией. В одном случае оно будет означать положительный ответ, а в другом это утвердительное слово произносится как прямое отрицание. При деловых переговорах на расстоянии необходимо научиться ставить смысловые ударения, уметь интонацией в своей речи выделять самые главные и нужные моменты и опускать второстепенные.

    Следует помнить, что официально-деловой стиль при телефонном общении предполагает выбор максимально усредненного тембра голоса и интонации . Отклонение в ту или иную сторону может нежелательно сказаться на установлении деловых контактов. В деловой среде принято общаться по другим правилам, отличающимся от простой жизни. При телефонном общении деловые люди предпочитают слышать на другом конце провода уверенных в себе людей. Их уверенность выражается прежде всего в тембре голоса и такой интонации, которая вселяет доверие и настроенность на деловой лад.

    Деловой человек должен в совершенстве владеть устной речью и искусством ведения деловой беседы. Через речь человека коллеги по работе, партнеры или клиенты формируют представление о его внутреннем содержании, об уровне его профессиональной компетентности, интеллекта и культуры.

    Слово - средство общения и воздействия на людей. Культура деловой беседы - показатель культурного уровня личности, ее способности к общению. Речевые недостатки могут создать ложное представление о способностях и профессиональных качествах человека.

    На втором этапе следует постепенно приучать себя произносить эту «чистую» речь с нормальной скоростью , так, как если бы это было выступление перед аудиторией. Самое главное - постепенно начинать применять выработанные навыки в условиях реального общения по телефону. Постепенно такой тренинг войдет в привычку, и это будет первым признаком приближающейся победы.

    Ни один деловой человек не хочет, чтобы в его имидж входило представление о нем как о человеке малограмотном, невежественном. Даже немногочисленные речевые ошибки могут свести на нет все усилия делового человека соответствовать современным профессиональным стандартам.

  • План

    1. Ораторика как центральный жанр риторики. Этапы подготовки к выступлению, композиция выступления.

    2. Понятие «мемория» в риторике: способы фиксации и использования подготовленного выступления

    3. Процесс выступления; типы аудиторий (слушателей): конфликтная, безразличная (индифферентная), конструктивная. Поведение оратора в зависимости от типа аудитории.

    4. Поведение оратора в нестандартных ситуациях. Приемы косвенного воздействия на аудиторию: создание ситуации мнимого выбора, обращение к «благородным мотивам», прием повышения статуса источника информации, прием лексической интерпретации фактов и др.

    5. Коммуникативное равновесие и коммуникативные барьеры.

    Практикум

    Задание 1. Приемы косвенного воздействия оратора на слушателей направлены на «приватизацию» ими информации, содержащейся в речи, т.е. на то, чтобы с помощью риторических приемов побудить слушателей самостоятельно сделать выводы и таким образом убедить аудиторию, воздействовать на нее.

    Данные приемы эффективны в конфликтной аудитории, убеждающей речи.

    Соотнесите название приема и его риторический образец.

    1. Прием «программирования» мышления аудитории а. Образец: «Давайте закроем атомные станции, потом – гидростанции, затем тепловые – все они экологически небезупречны, а сами будем сидеть при лучине (т.е. вводятся заведомо абсурдные утверждения, неприемлемые для слушателей, привыкших пользовать благами цивилизации и не желающих «сидеть при лучине», а потому «приватизирующих» точку зрения оратора, который в данном примере выступает против идеи запрещения использования атомной энергии на атомных станциях)
    2. Прием доведения до нелепости возможных аргументов противника б. Образец: «Разве гидростанции не наносят вред речной фауне и окружающей природе в целом? Разве тепловые станции не требуют в колоссальных объемах природного топлива? Разве и те и другие не наносят вред человеку и природе? Так почему же раздаются требования запретить атомные станции! (В данном примере с помощью цепочки риторических вопросов с заранее программируемыми ответами, которые напрашиваются сами собой, оратор подводит слушателей к нужным ему выводам)
    3. Прием «повышения статуса» источника информации в. Образец: «ловкий делец – талантливый предприниматель»
    убежденность фанатизм
    возмездие расправа
    разведчик шпион
    воин агрессор
    (в данных примерах приведены слова-синонимы, но с различной эмоциональной окраской, с помощью которых вызывается соответствующее эмоциональное восприятие: положительное или отрицательное – у слушателей)
    4. Прием лексической интерпретации понятий г. Образец: «Я только что приехал с международной конференции…»; «Я недавно разговаривал с большим специалистом по этим вопросам…»; «Я специально изучал освещение этого вопроса в литературе…» (т.е. если оратор признан аудиторией авторитетным, то слушатели оценивают его выступление как более обоснованное, фактически достоверное, как более убедительное) т.к. людям интересна не только информация, но и источник – оратор

    Задание 2 . Определите, у кого из общающихся коммуникативная позиция будет сильнее и почему?

    – Сидящий и стоящий.

    – Говорящий громко – говорящий тихо.

    – Хорошо одетый – плохо одетый.

    – Лежащий на диване – сидящий на диване около него.

    – Тот, кто обнимает – тот, кого обнимают.

    – Тот, кто движется энергично – тот, кто движется слабо.

    – Тот, кто на трибуне – тот, кто внизу.

    – Тот, кто наклоняется к собеседнику – тот, кто сидит прямо.

    – Сидящий – тот, кто передвигается во время разговора вокруг него.

    – Тот, кто ведет человека под руку – тот, которого ведут под руку.

    – Тот, кто выше – тот, кто ниже.

    – Тот, кто одет в темное – тот, кто одет в светлое.

    – Тот, кто приближается к собеседнику – тот, кто удаляется от собеседника.

    – Тот, кто смотрит в глаза собеседнику – тот, кто избегает взгляда собеседника.

    Задание 3. Определите способы речевого воздействия, приемы усиления, защиты, ослабления коммуникативной позиции общающихся, которые используются в следующих примерах.

    «Какое удовольствие вас видеть! – начал он разговор. – Для меня всегда такое удовольствие с вами общаться!»

    Когда он вошел в офис, то сразу увидел молоденькую, модно, но скромно одетую девушку с приветливым выражением лица. Она сразу встала, взглянула ему прямо в глаза, улыбнулась и сказала: «Это вы нам звонили по поводу заказа? Рада вас видеть! Мы вас ждем. Садитесь, пожалуйста!»

    «Не плачь, не плачь, – говорил девочке Алексей. Он подошёл к ней поближе, положил ей руку на плечо, потом обнял и ласково прижал к себе. – Вот видишь, всё хорошо, никто тебя больше не обижает. Не плачь больше, ладно? Мама скоро придёт», – негромко говорил он.

    «Поверьте, это только ухудшит положение! – взывал оратор с трибуны, простирая руки к слушателям и всем телом наклоняясь к ним. – Мы должны отказаться от этой бессмысленной забастовки!»

    Молотов начал доклад. Все члены Политбюро сидели за длинным столом. Сталин встал, раскурил трубку и начал по обыкновению медленно ходить по залу заседаний так, что головы всех членов Политбюро постоянно поворачивались за ним, как и голова докладчика.

    «Ну, так вы согласны? Да или нет?» – настаивал инженер. Старик молчал. Потом он распрямился в своем кресле и откинулся назад, глядя в окно. Молчание затягивалось.

    Вошел первый экзаменующийся. Волнуясь, он взял билет и сел перед экзаменаторами. На столе стояло несколько ваз с цветами, и он постарался сесть так, чтобы цветы загораживали экзаменаторов.

    – Вы что, не хотите нас видеть? – спросил председатель экзаменационной комиссии.

    – Я…нет, почему…

    Директор выслушивал объяснения учительницы, стоя, распрямившись, скрестив руки на груди и откинув назад голову. И хотя он ростом был не выше Нины Петровны, он казался ей сейчас высоким и неприступным, и она все время сбивалась, рассказывая ему о случившемся.

    Задание 4 . Что надо делать в следующих случаях?

    1. В аудиторию забежала кошка. 2. В аудиторию все время заглядывают посторонние. 3. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору. 4. Некоторые слушатели встают и уходят. 5. Слушатели зевают. 6. По раздраженным лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами. 7. С места раздаются громкие реплики несогласия. 8. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. 9. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, ответ на который отвлечет вас от темы. 10. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, на который вы не можете сразу ответить. 11. Стало душно. 12. Погас свет. 13. Выключился микрофон. 14. В аудиторию доносится сильный шум из коридора.

    Задание 5. Закончите фразы, данные ниже (правильность ответов проверьте по ключу)

    1. Иван Грозный как оратор отличался тем, что... 2. А. В. Луначарский как оратор отличатся тем, что... 3. И. И. Мечников как оратор отличался тем, что... 4. Д. И. Менделеев как оратор отличался тем, что... 5. К. А.Тимирязев как оратор отличался тем, что... 6. В. И. Ленин как оратор отличался тем, что... 7. И. В. Сталин как оратор отличался тем, что... 8. Н. С. Хрущев как оратор отличался тем, что... 9. Ф. Кастро как оратор отличается тем, что... 10. М. С. Горбачев как оратор отличается тем, что... 11. В. В. Жириновский как оратор отличается тем, что... 12. А. В. Лебедь как оратор отличался тем, что... 13. В. В. Путин как оратор отличается тем, что...

    Ключ

    К заданию 5

    Прекрасным оратором в XVI в. был Иван Грозный. Он был очень возбудим, эмоционален и в таком состоянии был необычайно красноречив устно и письменно, остроумен, сыпал колкостями; однако утомление лишало его красноречия.

    А. В. Луначарский обладал огромной эрудицией, импровизировал, демонстрировал огромное личное обаяние, обладал даром приводить необычные сравнения и параллели.

    И. И. Мечников отличался кристаллической ясностью и образностью изложения, свободой поведения в аудитории, умением держать внимание в аудитории.

    Д. И. Менделеев, выступая, показывал путь, которым были получены те или иные истины. Он был в равной мере логичен и эмоционален, приводил лишь тщательно отобранные факты. Слушатели очень любили его метод «словесных экскурсий» – отступления в другие науки, в практическую жизнь. Он мастерски менял высоту голоса во время выступления.

    К. А. Тимирязев поражал слушателей высокой научностью в сочетании с образностью, художественностью изложения, а также тем, что очень часто сопровождал свои выступления опытами.

    В.И. Ленин отличался от других ораторов страстностью, полемичностью и устремленностью к решению практических задач.

    Ф. Кастро отличается огромной способностью к импровизации, страстностью, эмоциональностью выступлений, интенсивной жестикуляцией. Однажды он говорил без перерыва почти 7 часов.

    М.С. Горбачев как оратор отличается непривязанностью к тексту, умением импровизировать в рамках текста, держать паузу, эмоциональностью, способностью удерживать внимание аудитории. Он часто ссылается на личный опыт, мнения присутствующих в зале людей, включает их идеи и высказывания в свои выступления.

    В.В. Жириновский запоминается своей непредсказуемостью, ораторским напором, порой остроумными шутками, полемичностью, готовностью высказаться и вступить в спор по любому вопросу.

    Тестовые задания

    (правильность ответов проверьте по ключу в конце задания)

    1. Назовите избыточный элемент характеристики ораторского мастерства, рассматриваемый в разделе акцио:

    а) манера держаться;

    б) соответствие содержания теме сообщения;

    г) внешний вид.

    2. Наилучшим способом выступления признается:

    а) запоминание речи наизусть;

    б) чтение с листа;

    в) выступление с опорой на текст;

    г) выступление-импровизация.

    3. Вставьте пропущенное слово.

    … является основным инструментом оратора.

    4. Оптимальным темпом речи является:

    а) 80–90 слов в минуту;

    б) 170–180 слов в минуту;

    в) 120–150 слов в минуту;

    г) 200–250 слов в минуту.

    5. Исключите данное качество из списка качеств образцовой речи:

    а) чистота речи;

    б) логичность речи;

    в) уместность речи;

    г) краткость речи.

    6. Одним из первых учение о коммуникативных качествах речи предложил:

    а) М.В. Ломоносов;

    б) Аристотель;

    в) А.С. Пушкин;

    7. Основными аспектами культуры речи являются:

    а) нормативный, этический, эмоциональный;

    б) нормативный, коммуникативный, этический;

    в) нормативный, логический, этический;

    г) нормативный, креативный, эстетический.

    8. В тексте: «Для повышения качества воспроизведения мелких деталей при приеме черно-белого изображения в схему телевизора введено автоматическое отключение резекторных фильтров в яркостном канале. Уменьшение влияния помех достигается применением схемы автоматической подстройки частоты и фазы строчной разверстки» (Руководство по эксплуатации телевизионного приемника) – нарушено коммуникативное качество:

    а) правильность речи;

    б) ясность речи;

    в) точность речи;

    г) уместность речи.

    9. Избыточные и неоправданные употребления в речи терминологии или жаргона, просторечных слов приводит к возникновению в общении:

    а) психологических барьеров;

    б) речевых барьеров;

    в) и то, и другое правильно.

    10. В тексте: «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождем мокрые/ и это самое/ рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня все в шарах-то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков меняю» (устная речь подростка) – нарушено коммуникативное качество речи:

    а) точность, ясность;

    б) логичность;

    в) краткость.

    Ключ

    1. б 4. а 7. б 10. а, б

    Темы рефератов и сообщений

    1. Понятие «мемория» в античной и современной риторике.

    2. Ораторское мастерство выдающихся деятелей культуры, политики науки (А.В. Луначарский, В.И. Ленин, В.В. Путин, В.В. Жириновский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев и др.; по выбору студента).

    3. Барьеры в общении и их преодоление.

    Изучение литературы по лингвистике, психолингвистике, физиологии, медицине и логопедии показало, что темп речи слышащего человека довольно глубоко и разносторонне исследован (Жинкин Н.И., Архипов Г.Б., Выготский Л.С.). В зависимости от специфики той или иной области науки даются различные определения понятия «темп речи», раскрываются физиологические механизмы этой стороны произношения, определяется роль темпа речи в обеспечении её коммуникативной функции.

    Изучение литературных материалов по логопедии показало, что в этой области исследованы дефекты скорости произношения нормально слышащего человека и описаны приёмы их коррекции(Мартынова Н.Ю.).

    Одним из выразительных средств устной речи является её темп. Замедляя темп своего высказывания, человек подчёркивает важность, особую значимость того, что он сообщает. И наоборот, ускоряя проговаривание некоторых фраз, мы часто этим самым выражаем второстепенность сообщаемого. Однако произношение при этом не теряет своей правильности и разборчивости. Таким образом, нормальному темпу свойственно то замедление, то ускорение. Указанные колебания в скорости высказываний будут зависеть от быстроты произнесения фонем, слов, фраз и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

    Принято считать нормальным такой темп, при котором за одну секунду произносится от 9 до 14 фонем. Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в коре головного мозга, - возбуждение и торможение.

    Большинство слышащих детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что у них ещё слабы тормозные процессы и контроль за собственной речью. Часто несовершенство темпа речи возникает в результате подражания окружающим. Ребенок говорит то очень быстро, то слишком медленно даже в пределах одной фразы. Но в большинстве случаев такие явления у слышащих детей с возрастам исчезают.

    Темп речи привлекает внимание исследователей из разных областей науки. Вопросам его изучения посвящены работы в области психологии речи, лингвистики, медицины, логопедии, сурдопедагогики (Артёмов В.А., Архипов Г.Б., Бельтюков В.И., Ильина В.И., Чистович Л.А.)

    В большинстве работ отражено изучение скорости речи нормально слышащего человека. Гораздо менее исследован темп речи глухих. В литературных материалах раскрывается физиологический механизм речепроизводства при нарушенном слухе и влияние этого дефекта на темп речи глухих (Жинкин Н.И.), констатируется неудовлетворительный, слишком замедленный темп речи глухих школьников и учителей-сурдопедагогов при общении с этими учащимися (Бельтюков В.И., Чадова С.В., Шустрова Л.Г.). Описано влияние отдельных факторов на темп речи глухих (Шустрова Л.Г.), исследовано влияние темпа речи глухих на формирование у них навыка чтения с губ (Бельтюков В.И., Чадова С.В.) Сформулированы общие методические положения по обучению глухих школьников правильному темпу речи (Рау Ф.А., Рау Ф.Ф., Волкова К.А.).

    Анализ специальной литературы, посвященной вопросам изучения темпа речи глухих школьников, позволил получить определенное представление о современном уровне исследовательности этой проблемы. Многие авторы констатируют неудовлетворительное состояние темпа речи глухих учащихся (Ф.Ф.Рау, В.И. Бельтюков, К.А.Волкова, С.В. Чадова, Л.Г.Шустрова). Имеются высказывания о слишком замедленном темпе речи учителей-сурдопедагогов при общении с глухими учащимися независимо от уровня обучения. Изучено взаимоотношение темпа речи устной и дактильной на начальной стадии обучения в школе (Е.Н. Марциновская), а также влияние скорости произношения глухих школьников на формирование у них навыка чтения с губ (С.В. Чадова). Исследовано влияние определенных факторов на темп речи глухих школьников (Л.Г.Шустрова). Разработаны общие методические положения по обучению глухих правильному темпу речи (Ф.А. и Ф.Ф.Рау, К.А.Волкова). Проведены психологические и физиологические исследования темпа речи глухих (Ф.Ф.Рау, Н.И. Жинкин). Во многих литературных источниках подчеркивается большое значение формированию правильного темпа речи у глухих школьников в системе работы над речью в целом. Высказывается убеждение, что глухие обладают возможностью усвоить правильный темп речи (В.И. Бельтюков).

    Как было уже неоднократно отмечено, важнейшей задачей школы глухих является формирование у учащихся внятной членораздельной речи, способной служить средством коммуникации, максимальное приближение устной речи глухих к устной речи слышащих.

    Среди факторов, оказывающих влияние на внятность устной речи глухих, существенное значение имеет темп речи (В.И. Бельтюков, К.А.Волкова, Ф.Ф.Рау).

    Скорость произнесения речевых отрезков в единицу времени, т.е. темп речи, является существенным показателем фонетического оформления устной речи. Установлено (Г.Б. Архипов), что наиболее благоприятным для аудирования (слушание с целью получения информации) является такой темп речи говорящего, который близок или равняется темпу речи слушающего. Для русского языка таким оптимальным темпом является скорость произнесения около 250 слогов в минуту.(В.И. Ильина, 1965).

    Известно, что произносительная сторона речи глухих страдает рядом недостатков, среди которых не последнее место занимает чрезмерно замедленный её темп.

    В литературе имеются различные определения понятия темпа речи в зависимости от аспекта изучаемой проблемы, от показателей, которые кладутся в основу определения. Так, Л.А. Чистович, В.А. Кожевников, изучая влияние темпа артикуляции на количественные изменения звуков, пишут: «…мы можем чисто формально определить темп как скорость следования слоговых команд, как коэффициент, на который умножаются заданные в программе интервалы между слоговыми командами» (Речь идёт о командах, вызывающих осуществление всего комплекса речевых движений) [Л.А. Чистович, В.А. Кожевников и др. Речь. Артикуляция и восприятие. М.-Л., 1965 г. стр. 96]. Исследователи, занимающиеся изучением временных характеристик речи (Архипов Г.Б., Гейтенби Д.Х. и др.), под темпом речи понимают индивидуальные различия в длительности произношения фраз каждым человеком, при условии, что для каждого из говорящих данная длительность произношения является нормальной. В.С. Кочергина при исследовании возрастной динамики темпа речи человека вслед за Эссен и Л.Ф.Малановой определяет темп речи как «…количество слогов, произносимых в единицу времени, в сочетании с паузами и остановками» [ В.С.Кочергина. Возрастная динамика темпа т ритма речи в норме и патологии. В сб. «Психосоматическое развитие и норма реакции». М., 1975, т.85, вып.I, стр.48].

    В практике обучения глухих устной речи под темпом речи подразумевается, как правило, скорость произношения учеником речевых отрезков в единицу времени, чаще всего - слогов в минуту. При определении темпа речи необходимо учитывать, что существуют две его разновидности - общий и абсолютный. Общий темп речи характеризуется скоростью речевого высказывания в целом; абсолютный темп речи позволяет судить о качестве артикуляционных движений говорящего (Э.Л. Носенко). Для характеристики темпа речи глухих учащихся одинаково значимы и общий и абсолютный темп речи.

    Темп речи нормально слышащего человека может изменяться в довольно широких пределах, причем колебания его могут быть не только по разбросу максимальных и минимальных значений, но и по устойчивости темпа от фразы к фразе. Причиной этого является целый ряд факторов (тип высшей нервной деятельности, уровень владения речью и развития словесно-логического мышления, возраст, пол, степень утомления, настроение и др.). Однако несмотря на довольно широкие границы измениения темп речи нормально слышащих людей обычно находится в тех пределах, которые позволяют выступать устной речи в её коммуникативной функции.

    Устная речь, имея всегда некоторое количество дефектов фонетического характера, зачастую характеризуется и замедленным темпом. В.И.Бельтюков, характеризуя темп речи глухих учащихся, указывает, что величина его почти в 4 раза меньше, чем у слышащих. При такой скорости произношения устная речь распадается не на синтагмы, как это должно быть в норме, а на отдельные слова или слоги, утрачивая ритмико-интонационную структуру. Речь становится растянутой, монотонной, маловнятной для окружающих (М.А.Александровская, 1960, В.И.Бельтюков, 1970, К.А.Волкова, 1967, Ф.Ф.Рау, 1978 и др.).

    Прекрасным оратором в XVI в. был Иван Грозный. Он был очень возбудим, эмоционален и в таком состоянии был необычайно красноречив устно и письменно, остроумен, сыпал колкостями; однако утомление лишало его красноречия.

    А. В. Луначарский обладал огромной эрудицией, импровизировал, демонстрировал огромное личное обаяние, обладал даром приводить необычные сравнения и параллели.

    И. И. Мечников отличался кристаллической ясностью и образностью изложения, свободой поведения в аудитории, умением держать внимание в аудитории.

    Д. И. Менделеев, выступая, показывал путь, которым были получены те или иные истины. Он был в равной мере логичен и эмоционален, приводил лишь тщательно отобранные факты. Слушатели очень любили его метод «словесных экскурсий» – отступления в другие науки, в практическую жизнь. Он мастерски менял высоту голоса во время выступления.

    К. А. Тимирязев поражал слушателей высокой научностью в сочетании с образностью, художественностью изложения, а также тем, что очень часто сопровождал свои выступления опытами.

    В.И. Ленин отличался от других ораторов страстностью, полемичностью и устремленностью к решению практических задач.

    Ф. Кастро отличается огромной способностью к импровизации, страстностью, эмоциональностью выступлений, интенсивной жестикуляцией. Однажды он говорил без перерыва почти 7 часов.

    М.С. Горбачев как оратор отличается непривязанностью к тексту, умением импровизировать в рамках текста, держать паузу, эмоциональностью, способностью удерживать внимание аудитории. Он часто ссылается на личный опыт, мнения присутствующих в зале людей, включает их идеи и высказывания в свои выступления.

    В.В. Жириновский запоминается своей непредсказуемостью, ораторским напором, порой остроумными шутками, полемичностью, готовностью высказаться и вступить в спор по любому вопросу.

    Тестовые задания

    (правильность ответов проверьте по ключу в конце задания)

    1. Назовите избыточный элемент характеристики ораторского мастерства, рассматриваемый в разделе акцио:

    а) манера держаться;

    б) соответствие содержания теме сообщения;

    г) внешний вид.

    2. Наилучшим способом выступления признается:

    а) запоминание речи наизусть;

    б) чтение с листа;

    в) выступление с опорой на текст;

    г) выступление-импровизация.

    3. Вставьте пропущенное слово.

    … является основным инструментом оратора.

    4. Оптимальным темпом речи является:

    а) 80–90 слов в минуту;

    б) 170–180 слов в минуту;

    в) 120–150 слов в минуту;

    г) 200–250 слов в минуту.

    5. Исключите данное качество из списка качеств образцовой речи:

    а) чистота речи;

    б) логичность речи;

    в) уместность речи;

    г) краткость речи.

    6. Одним из первых учение о коммуникативных качествах речи предложил:

    а) М.В. Ломоносов;

    б) Аристотель;

    в) А.С. Пушкин;

    7. Основными аспектами культуры речи являются:

    а) нормативный, этический, эмоциональный;

    б) нормативный, коммуникативный, этический;

    в) нормативный, логический, этический;

    г) нормативный, креативный, эстетический.

    8. В тексте: «Для повышения качества воспроизведения мелких деталей при приеме черно-белого изображения в схему телевизора введено автоматическое отключение резекторных фильтров в яркостном канале. Уменьшение влияния помех достигается применением схемы автоматической подстройки частоты и фазы строчной разверстки» (Руководство по эксплуатации телевизионного приемника) – нарушено коммуникативное качество:

    а) правильность речи;

    б) ясность речи;

    в) точность речи;

    г) уместность речи.

    9. Избыточные и неоправданные употребления в речи терминологии или жаргона, просторечных слов приводит к возникновению в общении:

    а) психологических барьеров;

    б) речевых барьеров;

    в) и то, и другое правильно.

    10. В тексте: «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождем мокрые/ и это самое/ рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня все в шарах-то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков меняю» (устная речь подростка) – нарушено коммуникативное качество речи:

    а) точность, ясность;

    б) логичность;

    в) краткость.

    Ключ

    1. б 4. а 7. б 10. а, б

    2. в 5. г 8. б, г

    Темп - скорость говорения - может быть быстрым, средним, медленным. Оптимальным условием легкого восприятия является средний темп - примерно 100 - 120 слов в минуту. Скорость речи зависит от смысла высказывания, эмоционального настроя, жизненной ситуации. Замедление позволяет изобразить предмет, подчеркнуть его важность, выделить.

    Эффективное использование голоса состоит в изменении темпа. Быстрая речь в течение нескольких секунд, паузу, возврат к нормальному темпу, затем опять быстрая. Количество слов, произнесенное в среднем в одну минуту, останется таким же, но монотонности – как не бывало.

    Громкость - это интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения, зависящая также от обстановки общения, словесного содержания. По высоте голос бывает высоким, средним и низким, это зависит от его природы.

    Особое повышение тона, сопровождающееся усилением словесного ударения, большей интенсивностью ударного слога, называют логическим ударением.

    Тембр - дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». У каждого человека свой тембр - глухой, дрожащий, звонкий, острый, жесткий, бархатный, металлический и т. п.

    Ясность и четкость произношения называются хорошей дикцией. Она подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков. Помогает выразительности слова. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу», разнообразить ритмическую организацию речи.

    Различают физиологическую (добор дыхания), грамматическую (знаки препинания), логическую (смыслоразличительную) и психолингвистическую паузу (подтекст, эмоциональная окраска).

    Оратор, собеседник, умеющий легко изменять темп, громкость и высоту речи, обладающий хорошей дикцией и тембром, может выражать голосом различные чувства и переживания. Это возможно при правильно поставленном речевом дыхании.

    Таким образом, использование же этих приемов при произнесении речи требует некоторых сознательных усилий:

    Акцентирование главных слов предложения;

    Изменение темпа речи;

    Использование пауз.

    Техника речи - важный элемент культуры речевой деятельности - включает работу над дыханием, голосом, дикцией.

    Благозвучие речи связано с эстетической оценкой звуков русского языка и предполагает сочетание звуков, удобное для произношения и приятное для слуха.

    Благозвучные и неблагозвучные звуки

    В русском языке звуки воспринимаются как эстетические и неэстетические, ассоциируются с понятиями «грубые» (хам, хрыч) - «нежные» (мама, милая, лилия, любовь); «тихие» (тихий, шепот, писк) - «громкие» (кричит, зовет, ревет).

    Причины неблагозвучия

    В русском языке сочетание согласных подчиняется законам благозвучия. Все, что затрудняет артикуляцию, создает неблагозвучие, например, частотность сочетаний взгр, вздр, встр. Трудны для произношения фамилии.

    Скопление одинаковых согласных также снижает благозвучие речи, создает однообразие. Неблагозвучным и не характерным для русского языка является и так называемое зияние, т.е. сочетание двух-трех гласных: слово о обновлении, Аракнаа, Уодай, Уотчаа. Поэтому некоторые заимствованные слова претерпевают фонетические изменения в соответствии с законами русского языка: Иоанн - Иван.

    Неблагозвучие речи вызывает и повторение некоторых гласных, как и-о-и-о. Неблагозвучие могут создавать и некоторые аббревиатуры: ДЮСШ - добровольная юношеская спортивная школа, ЭОАСТР - экспедиционный отряд аварийно-спасательных технических работ.

    Выпадение согласных (например, кажеца вместо кажется, военый вместо военный, не одам вместо не отдам), а также исчезновение целых слогов (че-ек вместо человек, та-ащи вместо товарищи, со-ршенно вместо совершенно) делает речь неразборчивой, неэстетичной, хотя в разговорной речи подобные явления оправданы законом экономии речевых средств. Сравните: тыща вместо тысяча. Непроизвольная ритмизация, а также случайная, неуместная рифма являются недостатком речи, вызывают неблагозвучие.

    Благозвучие - одно из необходимых качеств хорошей речи, обязательное требование культуры речи, так как затрудненная артикуляция, неоправданное повторение одинаковых сочетаний звуков мешают восприятию материала.

    Ударение

    Важным элементом звуковой организации речи является соблюдение акцентологических норм, связанных с постановкой ударения в слове. Основной функцией словесного ударения является фонетическое объединение слова, выделение слова в речи.

    Подвижное ударение

    Ударение в русском языке свободное, не фиксированное на определенном слоге; оно может падать на приставку, на корень слова, на суффикс, на окончание. К тому же оно подвижное, т.е. может менять место при изменении формы слова: вода- воды, судьи - судей. Кроме того, некоторые слова имеют варианты в постановке ударения, Нарушения в постановке ударения

    На постановку ударения оказывают влияние территориальные и социально-профессиональные диалекты. Юристы, к сожалению, также довольно часто нарушают акцентологические нормы, произнося эксперт вместо эксперт, осужден вместо осуждён, возбуждено вместо возбуждено. Но то, что допустимо в речи шахтеров, непозволительно в правовой сфере общения, нетерпимо в правовой сфере, статус которой слишком высок и ответствен.