Космонавт леонов биография для детей. Алексей леонов биография кратко. Жизнь на Земле

В нашей стране и во всём мире хорошо известно имя космонавта Леонова. Алексей Леонов первый в открытом космосе произвёл видеосъёмку, покинув космический корабль. В нашей статье мы расскажем, как это было и почему ему присвоили звание Героя Советского Союза за выполнение такого вроде бы нехитрого задания. Также расскажем, почему для этой миссии Сергей Королёв выбрал именно его. Биография Алексея Леонова – это судьба обычного советского человека из самой простой семьи.

Детские годы

Родился Алексей Леонов в 1934 году в сибирском селе Листвянка, что расположено в Кемеровской области. Многодетная семья, в которой он был восьмым ребёнком, занималась крестьянским трудом. Отец, электрослесарь-железнодорожник из Донбасса, после окончания гражданской войны перебрался в Сибирь к своему отцу, деду будущего космонавта, и стал работать зоотехником. Мать обосновалась в этих местах раньше. Дед Алексея Леонова был сослан в эти места за участие в революционных событиях 1905 года.

Отец будущего космонавта, Архип Леонов, умный человек и большой труженик, снискал уважение среди односельчан и был избран ими председателем сельского совета. Волна репрессий не обошла и эту семью. Отца в 1936 году репрессировали, однако в 1939-м восстановили в правах и полностью оправдали.

О родительской семье и детстве Алексея известно мало. Будем надеяться, что он оставит после себя подробную книгу воспоминаний.

В 1938 г. мать Алексея переехала в Кемерово. Там же, когда подрос, он и пошёл в школу. Первокласснику было девять лет.

В 1948 году семья перебралась на постоянное место жительства в новую, западную область Советского Союза. Калининград стал родным городом для Алексея Архиповича. Там и сегодня живут его родственники. В одном из скверов в центральной части города установлен монумент в честь покорителей космоса. От него берёт начало улица, носящая имя космонавта Леонова.

Профессия – лётчик-истребитель

Интерес к лётному делу у Алексея Леонова возник не случайно. Его старший брат, Пётр Архипович, был слесарем-инструментальщиком, отличным специалистом своего дела. Он охотно делился с Алёшей своими знаниями.

Кроме техники Алексей Архипович увлекался спортом. Он занимался фехтованием, велоспортом, метанием копья и лёгкой атлетикой. Имеет разряды. Его интерес к живописи развился в большой талант.

Калининградцы, лично знакомые с Алексеем Архиповичем, вспоминают, что он был отличным парнем – компанейским, спортивным, весёлым и добрым.

Первое лётное образование Алексей Леонов получил в Кременчуге, в лётной школе. Потом учился в Чугуевском высшем училище лётчиков-истребителей, после окончания которого, в конце пятидесятых, летал на боевых самолётах.

Первый отряд космонавтов

Сергей Королёв очень тщательно выбирал кандидатов для полётов в космос. В послужном списке Алексея Леонова помимо отличной характеристики с места службы и превосходной спортивной подготовки была ещё и посадка самолёта-истребителя МИГ-15бис в экстремальных условиях с заглохшим двигателем. В начале шестидесятых он был принят в первый, гагаринский, отряд космонавтов, состоявший из двадцати человек.

К выходу в открытый космос Алексей Леонов был подготовлен отлично. Кроме него в отряд космонавтов входили и другие, не менее достойные кандидаты. Это и Валерий Быковский, и Павел Попович, и Виктор Горбатко, и Владимир Комаров, и Иван Аникеев, и др. Всего 20 человек. Технически каждый из них мог справиться с любой смоделированной ситуацией. С. П. Королёв остановил выбор на Алексее Архиповиче как на человеке, который сможет наиболее точно описать впечатление от космического пространства. И не ошибся.

Несмотря на то, что подготовка к выходу в открытый космос многократно и детально прорабатывалась на земле, всё предусмотреть оказалось невозможным.

Тренировки проходили в специальных камерах, где имитировалась невесомость. В соответствии с показателями индивидуальной анатомии, а также с учётом давления воздуха внутри скафандра и предполагаемых внешних условий скафандры конструировались отдельно под каждого космонавта.

Точно смоделировать все условия непривычной для жителей Земли среды в лабораторных условиях не представлялось возможным. По этой причине первые космонавты подвергались огромному риску.

Правда о полёте – табу для граждан СССР

Выход Леонова в открытый космос можно увидеть в документальном фильме, в который входят фрагменты, снятые им на камеру. Очень впечатляюще выглядит картина, написанная им самим. Это точное изображение корабля, а рядом, в скафандре, Алексей Леонов. Фотография картины представлена в этой статье. Надо сказать, что в советское время увидеть это полотно могли только избранные. Малые размеры корабля по сравнению с двумя его пассажирами выглядят не просто впечатляюще. Они заставляют взглянуть на первопроходцев космоса как на людей огромной смелости.

Подробности этого события в советское время были засекречены. Население страны не должно было знать о просчётах или ошибках отечественной науки и несовершенстве техники.

На картине, где изображён Алексей Леонов, первый в космосе человек, находящийся в свободном полёте, ясно видно: размеры корабля настолько малы, что в нём с трудом могут уместиться два человека. Свободного пространства нет. Да оно, исходя из поставленных перед космонавтами задач и времени, которое они находились в полёте, было и не нужно.

Первый полёт, фотосъёмка

В 1965 году советский космический корабль «Восход-2» совершил полёт вокруг Земли. Основной целью была проверка возможностей человека и созданных на земле приборов выполнять работы в условиях безвоздушного пространства. Экипаж корабля – Павел Беляев и Алексей Леонов.

Три года предполётной подготовки и всего 1 сутки, 2 часа, 2 минуты и 17 секунд полёта, а время в открытом космосе – 23 минуты и 41 секунда. Выход в космос Алексея Леонова сопровождался отдалением от корабля на 5,35 метра. Длилось это 12 минут и 9 секунд. Космонавт был соединён с кораблём тросом, оснащённым крючками и петлями. Перестёгивание крючков помогало приближаться или отдаляться от космического аппарата на нужное расстояние.

Главная задача, которую должен был выполнить Алексей Леонов в космосе, – это фотосъёмка на видеокамеру и на микрофотоаппарат. Видео получилось отлично настолько, насколько это было возможно при тогдашнем уровне техники. А вот сделать фотографии с микрофотоаппарата, размещённого в крохотном, величиной с пуговицу, отверстии скафандра, не удалось. Из-за деформации костюма космонавт не смог взять в руки тросик, выполнявший функцию кнопки фотоаппарата, а пневматическая груша, которая была надета на его конец, оторвалась во время выхода из шлюза. Она зацепилась за крышку люка.

Неожиданность со скафандром

Скафандр Алексея оказался не вполне совершенным. Его испытывали при максимально возможной разнице внешнего и внутреннего давлений, которую можно сымитировать на Земле. Она оказалась слишком далека от того, что имеет место в условиях космоса. Давление внутри скафандра – 600 мм рт. столба, снаружи – 9 мм. В результате он раздулся. Не выдержали рёбра жёсткости и ремни. Ноги и руки перестали доставать до конца рукавов и штанин. Костюм стал неуправляемой капсулой, в которой заключён беспомощный человек. Павел Беляев, командир корабля, видел, что происходит с костюмом Леонова, но помочь ничем не мог. Алексей Архипович прикинул, что уже около часа он дышит чистым кислородом и азот, который присутствует в дыхательной смеси на корабле, к этому времени должен бы вымыться из крови. Он принял решение стравить давление внутри скафандра. Это запрещено инструкцией, но другого выхода он не видел. Если бы азот оставался в крови, он бы закипел, а это означало смерть. Азота не было, и Алексей Архипович, цепляя и отстёгивая крючки троса, добрался до люка.

Акробатика в шлюзовом отсеке

Размер люка шлюзового отсека был меньше, чем требовалось для габаритов космонавта, ширина плеч которого в космическом обмундировании – 68 см. Так как люк открывается внутрь, а диаметр шлюза – 1 м, то развернуться в нём нельзя. Чтобы Алексей Архипович уместился в него и герметично задраил люки, нужно было либо уменьшить размер крышки люка, либо сократить ложемент. Просто увеличить размер корабля не представлялось возможным. За сохранение внутреннего размера шлюза был сам Алексей Леонов. Выход в космос и возвращение на корабль, наиболее рациональная последовательность действий тщательно выверялись и многократно отрабатывались на тренажёрах. Но учёба учёбой, а реальность не поскупилась на сюрпризы.

Космонавт вошёл в люк не ногами, как предлагалось более эргономичным, а головой. Чтобы задраить люк, требовалось развернуть туловище на 180 градусов. Задача с учётом размера космонавта и тесноты шлюза архитрудная. Алексей Архипович вспоминал впоследствии, что частота пульса у него к концу этой акробатики была 200 ударов в минуту, а пот заливал глаза сплошным потоком. Теперь следовало отделить шлюз, и можно возвращаться домой, на Землю. Но оказалось, что успокаиваться рано.

После отделения шлюзового отсека корабль начал вращаться вокруг своей оси, а давление внутри стало расти. Космонавты могли только смотреть на приборы. Остановить процесс было невозможно. Они максимально снизили температуру и влажность на борту. Давление продолжало расти. Малейшая искра - и их вместе с кораблём разорвало бы на молекулы. В какой-то момент Алексей Леонов и Павел Беляев отключились – то ли потеряли сознание, то ли уснули. Впоследствии, при считывании приборных диаграмм, выяснилось, что давление внутри корабля вместо положенных 160 атмосфер добралось до отметки в 920 мм ртутного столба, после чего стало самопроизвольно снижаться.

Дело в том, что корабль, около часа находившийся в статичном положении, деформировался. Одну его сторону до +150 градусов по Цельсию нагрело Солнце, а другая, находившаяся в тени, остыла до –140 градусов. В результате корабль оказался закрыт негерметично. Автоматика сработала на режим компенсирования утечки кислорода. В конце концов давление стало настолько высоким, что изнутри придавило крышку люка. Герметизация восстановилась, и приборы получили соответствующий сигнал на стравливание лишнего давления. Струя воздуха с наружной стороны корабля придала ему вращательное движение.

Остановить вращение было, как говорится, делом техники, то есть несложно. Впереди стояла ещё одна задача – приземление.

Внештатная посадка

Считается, что взлёт и посадка – наиболее сложные процессы при управлении космическим кораблём. «Восход-2» садился в режиме ручного управления. Вместо запланированной точки под Кустанаем он погрузился в полутораметровый снег глухой уральской тайги, в 200 км от Перми. История вызволения космонавтов из таёжного плена заслуживает отдельной главы. Алексей Леонов и Павел Беляев провели две ночи, кутаясь в обшивку, содранную с внутренней поверхности корабля, разогревались у костра, а Алексей Архипович делал физические упражнения, подтягиваясь на стропах парашюта, зацепившегося за вершины сосен. Продуктовый запас у них был – лиофилизированное мясо, шоколад, галеты и творог с вишнёвым соком.

После того как космонавтов нашли, а это произошло через четыре часа после приземления (этому помог ярко-оранжевый купол километрового парашюта, полёт которого видели жители ближайших населённых пунктов), им сбросили тёплую одежду и еду, но добраться до лётчиков спасатели не смогли. Для эвакуации нужно было организовать место для посадки вертолёта. Прибыла бригада лесорубов с бензопилами и расчистила поляну.

Кумир и вера

Алексей Леонов вспоминает, что Сергей Павлович Королёв, конструктор советских космических кораблей, создатель космической отрасли в науке и промышленности, циник, пессимист и скептик, воспринимавший жизнь настоящую и будущую только в мрачных тонах, был для космонавтов больше чем отцом. Он был их богом.

Надо сказать, что советские космические аппараты с точки зрения надёжности и безопасности значительно превосходили корабли конкурентов – США. С начала освоения космоса во время тренировок и полётов наша страна потеряла пятерых космонавтов, в то время как американцы похоронили 17 астронавтов. Причина наших трагедий – так называемый человеческий фактор. Техника не подвела ни разу.

Валентин Бондаренко погиб во время испытаний на психологическую устойчивость в условиях одиночного существования. Это произошло в Институте авиационной и космической медицины в результате пожара в барокамере. Владимир Комаров погиб при посадке – не раскрылся парашют. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли от разгерметизации корабля во время посадки.

Несостоявшийся полёт

Второй полет Алексея Леонова должен был состояться в июне 1961 года. Экипаж состоял из троих космонавтов – Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Незадолго до намеченного дня старта медицинская комиссия обнаружила у Валерия небольшое затемнение в лёгких. Было решено послать дублирующий экипаж. Для первых это было трагедией: Пётр так никогда и не слетал в космос, а для дублёров – счастливый случай. Программа полёта была выполнена блестяще. Во время вхождения в атмосферу произошла беда. Космонавты по ошибке открыли клапан герметизации.

Корабль совершил мягкую посадку в запланированном районе, но людей спасти не удалось. Это были Виктор Пацаев, Владислав Волков и Георгий Добровольский.

Второй полёт

Алексей Леонов в космосе был дважды. Первый полёт состоялся в марте 1965 года. В открытый космос Алексей Леонов выходил один раз. Его оценка – в космосе можно жить и работать.

Второй раз он побывал там в июле 1976 года. Работа на орбите продолжалась в течение 5 суток, 22 часов, 30 минут и 51 секунды. Это был международный проект. Цель – стыковка модулей и научные эксперименты. В космос полетели советский «Союз-19» с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым и американский «Аполлон» с тремя астронавтами – Томасом Стаффордом, Дональдом Слейтоном и Вэнсом Брандом.

Талант живописца

Благодаря художественному таланту космонавта всё человечество смогло узнать, как выглядит мир за пределами земной атмосферы, ведь в то время снимки в космосе получались лишь в чёрно-белом цвете. До сих пор космическая фотосъёмка представляет собой определённые сложности. Это связано с иными, нежели на Земле, требованиями к разрешению оптики, своеобразным распространением световых лучей, другим преломлением.

Уникальность художника Алексея Леонова в том, что он на своих полотнах с инженерной точностью воспроизвёл технические особенности космической техники и костюма космонавта. А острый взгляд живописца определил, какие оттенки спектра присутствуют в космических пейзажах.

Алексей Архипович участвовал в создании почтовых марок на тему космоса. На каждой из них – настоящее и будущее космонавтики. Их очень интересно рассматривать. Взгляните на фото. Алексея Леонова можно причислить к реалистам, способным предвидеть будущее, ведь того, что он изобразил, в те годы ещё не было.

Жизнь на Земле

Алексей Архипович два раза летал в космос. Он награждён двумя звёздами Героя Советского Союза, орденами Ленина и Красной Звезды, медалями нашей страны и зарубежья, является почётным гражданином тридцати российских и зарубежных городов.

Один из лунных кратеров носит его имя, а также планета созвездия Весы.

Алексей Леонов, генерал-майор авиации запаса, всю свою жизнь посвятил космосу. Он окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, в том числе адъюнктуру. Алексей Архипович долгое время занимался подготовкой космонавтов и разработкой космического оборудования. Ему принадлежат исследования в области восприятия зрением цветовых и световых характеристик после полёта в космос, восприятия пространства и времени в условиях космоса, психологических проблем межпланетного полёта, а также другие научные и экспериментальные работы.

Он женат, имеет дочь и двух внуков.


Начало третьего тысячелетия

В настоящее время космонавт Леонов Алексей Архипович живёт в Москве. В прошлом, 2014, году президент Российской Федерации Владимир Путин вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Так был отмечен восьмидесятилетний юбилей космонавта, который всю жизнь много и плодотворно работал для блага своей Родины. Он навсегда останется в нашей памяти как человек, внёсший огромный вклад в освоение космоса и в науку, и как художник, показавший людям мир за пределами земной атмосферы. Личность, на примере которой можно и нужно воспитывать подрастающее поколение, – это, безусловно, Алексей Леонов. Биография его невероятно интересна. О его космической эпопее можно прочитать в книге А. С. Елисеева «Жизнь – капля в море». О нём также снято несколько документальных фильмов.

Alexey Arkhipovich was born in a small village called Listvyanka, which was in the Tisulsky District of the Western Siberian Territory (now the Kemerovo Region), in 1934 on May 30. His father, Arkhip Alekseevich, born in 1892, was an ordinary peasant, and his mother, Evdokia Minayevna, devoted her whole life to teaching.

When Alex was three years old, together with his mother he settled in Kemerovo, where after the Civil War his father also came. As you know, Lesha was the 8th child in the family, who willingly went to school in 1943. However, he did not manage to finish the Kemerovo educational institution due to the fact that together with his family he was forced to leave for Kaliningrad (then Koenigsberg), where his father worked.

Exactly ten years later Alexey Arkhipovich graduated from Kaliningrad secondary school, after which he was issued a certificate of education. According to Leonov himself, he was never particularly proud of those good grades that were put in this graduation document, since most of all he valued his knowledge of art and aviation.Lyubov"s love of aircraft engines and the construction of flying machines was awakened by Alexei in his early youth, when he watched as his older brother, an aviation technician by profession, was pleased to repair all sorts of details. Together with sports achievements, interest in aircraft pushed Leonov to enter the school of pilots, which was in central Ukraine, namely in the city of Kremenchug. However, Alexei Arkhipovich did not stop there, and in the period from 1955 to 1957 he graduated as a fighter pilot, after which he began to fly in combat regiments.

Thanks to his perseverance, knowledge and physical training in 1960, having passed a complex selective contest, Leonov was enlisted in the first famous cosmonaut detachment of the Soviet Union. After three-year training, on the night of March 18-19, 1965, Alexei Arkhipovich, together with Pavel Belyaev, for the first time made a spacewalk on the ship "Voskhod-2", where he displayed exceptional courage and courage. After this experience, Leonov became a deputy detachment of Soviet cosmonauts, and in the period from 1967 to 1970 took over the command over a group of specialists working on the lunar program.

The great pilot-cosmonaut - Leonov Alexey Arkhipovich for all his professional activities was awarded the Orders of Lenin and the Red Star. In addition, he was repeatedly awarded the title of Hero of the Soviet Union, Hero of Socialist Labor of Bulgaria and the Republic of Vietnam, and he became the owner of many other medals and orders from other countries.

Today Alexei Arkhipovich works and lives in Moscow with his beloved wife Svetlana Pavlovna, from whom he had two daughters, Victoria and Oksana, born in 1961 and 1967.

ЛЕОНОВ АЛЕКСЕЙ АРХИПОВИЧ

лётчик-космонавт, дважды Герой СССР,

первый в мире совершил выход в открытый космос .

Родился Алексей Леонов 30 мая 1934 года в Кемеровской области в семье шахтера. После окончания военного авиационного училища летчиков проходил службу в авиационных частях Военно-воздушных сил СССР. В марте 1960 года был зачислен в Первый отряд советских космонавтов. Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа «Восток», а затем типа «Восход».

Свой первый космический полет Алексей Леонов совершил в экипаже с Павлом Беляевым на космическом корабле «Восход-2». 18 марта 1965 года Алексей Леонов первым в мире совершил выход в открытый космос.


Страшно ли первым на планете шагнуть в бездну? Очень. Гагарин был первым космонавтом, но он знал, что до него летали собаки и представлял, что его ждёт в космосе. Выход Леонова в открытый космос, конечно же, подготовили десятки учёных-специалистов самых разных областей - врачи, инженеры, конструкторы, специалисты-материаловеды… Они предусмотрели всё, что можно было предусмотреть на Земле, но неприятностей избежать не удалось.


...Когда Алексей Леонов вышел в открытый космос, скафандр раздулся из-за избыточного давления (внутри 35 сотых атмосферы, снаружи — ноль). «Руки у меня выскочили из перчаток, а ноги из ботинок», — рассказывал потом Леонов. Это значит, что он казался внутри скафандра, надутого, как воздушный шарик, во «взвешенном» состоянии! И в таком положении ему надо было двигаться и работать! Алексей прикинул, что с момента, как он «закрыл скафандр» прошёл уже час, и рискнул уменьшить давление в скафандре, не спросив разрешения у специалистов и даже не доложив на Землю. Чем нарушил важное правило: космонавт на любые действия должен испрашивать разрешение у Земли. Но спрашивать было некогда: пока бы они там думали, у него закончился бы кислород, которого и так оставалось лишь на 20 минут!


Когда скафандр сдулся и снова стал нужного размера, сразу стало легче, можно было двигаться и работать с фотоаппаратом и кинокамерой, что он и делал, сообщая обо всем своему командиру и на Землю.


Но когда пришло время возвращаться в корабль (по инструкции надо было вплывать в люк ногами вперед), это ему не удалось. «У меня было продумано, что делать, если вход не получится, — говорит Леонов. — На Земле при тренировках состояние невесомости длилось самое большее 25 секунд, и сил, чтобы справиться со скафандром, хватало. Здесь же получилось, что я боролся со скафандром уже 20 минут, и силы были совсем на исходе. Сделал несколько попыток, понял, что в шлюз не войду. Надо что-то новое придумывать. Бросить кинокамеру? Но уж очень жалко — такой материал пропадет!»



Тогда он сунул кинокамеру в шлюз, развернулся головой, опять не спросив разрешения Земли («Чего спрашивать — никто лучше меня ситуацию не знал!»), ухватился руками за обрез люка и «пропихнул» себя в шлюз. Удалось это только благодаря незаурядной физической силе: «Я тогда каждой рукой 90 кг выжимал», — говорит Леонов.



В шлюзовой камере предстояло развернуться, а пространство для этого не предусмотрено. «Как я сумел там развернуться, уму непостижимо», — вспоминал Леонов. К тому же все время шла «война» с кинокамерой. «Вдруг смотрю — с правой стороны кинокамера в космос выходит! Я ее поймал и все время потом думал, как бы она опять не ушла, щупал ногой, где находится». Развернулся все-таки, дал команду на выравнивание давления и, не дождавшись окончания процесса, поднял стекло гермошлема. По инструкции открывать гермошлем в шлюзовой камере категорически запрещалось — от космоса отделяют только надувные стенки шлюза. Но: «Терпения уже не было, по лицу пот тек не градом, а потоком, да такой едкий, что глаза жгло. Я вытирал его перчаткой, а он все тек и тек». Давление в шлюзе наконец выровнялось, Павел Беляев открыл люк спускаемого аппарата и впустил Лешу «домой». Можно было облегченно вздохнуть и расслабиться: «Ну, все!»


Но их поджидал новый «сюрприз»: после того, как Леонов вернулся в корабль и люк закрыли, начало повышаться парциальное давление кислорода в кабине. Оно подходило уже к опасной черте: малейшая искра в системе электропитания могла привести к взрыву. Конечно, сразу вспомнили погибшего на тренировке космонавта Бондаренко... Леонов несколько раз повторил: «Я же знаю, что Бондаренко загорелся, когда у него кислорода было вот столько, а у нас уже больше». Космонавты никак не могли понять, в чем дело, и Земля тоже ничего не могла им объяснить. Потом выяснилось, что из-за неплотного закрытия крышки люка происходило постоянное подтравливание воздуха из корабля, и система жизнеобеспечения, как выразился Леонов, честно отрабатывала свою программу, подавая в кабину кислород. Они ничего не могли сделать, сидели в креслах, следили за приборами и ждали взрыва. «Ждали, ждали — и уснули», — признается Леонов. Разбудил их действительно взрыв — к счастью, не тот, которого ждали: когда давление в кабине превысило определенный уровень, сработал клапан, корабль тряхнуло, крышка люка плотно села на свое место и состав атмосферы в кабине начал нормализоваться.


Беда не приходит одна — после отстрела шлюзовой камеры корабль начал вращаться со скоростью 18 оборотов в минуту! Леонов вспоминает: «Три иллюминатора, в глазах все мелькает. А если закрыть шторки — ничего не будет видно».

Включить систему ручной ориентации, чтобы успокоить корабль, не решились: уже горело табло «Спуск-1». Наконец наступил момент, когда система ориентации включилась автоматически. Они облегченно — в который уже раз! — вздохнули, но опять оказалось, что рано: устойчивой ориентации не получилось, корабль продолжал вращаться. Значит, будет ручная посадка — впервые в истории нашей космонавтики... «Мы искали место для посадки, где поменьше заселено, больше всего боялись задеть линии электропередач», — рассказывал Леонов.


При ручной ориентации корабля космонавт должен занимать фиксированное положение относительно прибора под названием «Взор». Но на Земле что-то не учли, и чтобы Беляев мог правильно управлять кораблём, Леонову пришлось лечь на пол между креслом и стенкой корабля. А Павел уселся на него и начал работать ручкой управления. Хорошо, что дело происходило в невесомости, а то Леонов бы его не выдержал!


Космонавты договорились, что будут совместно решать, как направить «бег Земли». Да уж, ошибка тут сродни ошибке сапера: если корабль сориентирован «по-посадочному», они сядут, а если наоборот, «по-самолетному», то перейдут на более высокую орбиту и так там и останутся... Но Алексею ничего не было видно, и, лежа на полу, он спрашивал: «Паша, Земля бежит так или так?» и показывал направление большим пальцем.


Когда Беляев закончил ориентацию и включил тормозной двигатель, они поспешно заняли свои места в креслах и пристегнулись.
Двигатель отработал, и они стали ждать разделения приборного отсека и спускаемого аппарата — это означало бы, что корабль сориентирован правильно и опускается на землю. Но время шло и шло, а разделения все не было. Алексей время от времени спрашивал:
— Паша, ты как сориентировал корабль, так или так?
Сначала, по словам Леонова, Беляев отвечал уверенно, потом признался:
— Я уже и сам засомневался...
Проходит еще время, разделения все нет. Алексей говорит:
— Паша, вспомни, как ты сориентировал корабль — так или так?
—А чего теперь вспоминать, скоро узнаем.
Можно представить себе весомость этих бесконечных минут, пока наконец они заметили, что пылинки в корабле начали оседать, а потом и сами почувствовали перегрузки. Парашютная система сработала нормально, и они приземлились, как и хотели, в совершенно безлюдном месте — в тайге.


Приключения космические кончились - начались приключения земные. Космонавты двое суток просидели в снегу: они приземлились в глухой тайге в Пермской области. В истории нашей космонавтики это был первый случай приземления в «незаданном» районе. Спасатели попытались пробиться к ним на машинах, но безуспешно, и тогда выбросили десант и принялись (по пояс в снегу) вырубать лес под посадочную площадку для вертолетов.


Был мороз, а теплой одежды у Леонова и Беляева не было и парашют, в который можно было бы закутаться, завис на верхушках деревьев. Космонавты сняли теплозащитные оболочки скафандров (у Леонова после работы на орбите она насквозь промокла от пота), выжали их и снова надели. Пистолеты были, они могли бы убить медведя, зажарить его и съесть, но, слава богу, медведь к ним не пришел. Топор, чтобы нарубить дров, теплые куртки (которые летчики сняли с себя) и продовольствие сбросили им с вертолета. Топор Леонов долго искал в снегу.


Известное выражение «с меня семь потов сошло» здесь слишком слабо. Не семь, а сто семь потов сто семь раз сходит с космонавта во время тренировок и в полете, и не в переносном, а в самом буквальном смысле слова. «Когда мы приземлились, у меня воды в скафандре было до колен», — рассказывал позже Алексей Леонов.

После полёта - обследования медиков и разбор нештатных ситуаций и снова - тренировки, занятия, подготовка к следующим полётам.

Потом Алексей Леонов готовился к полёту на Луну, но после внезапной смерти Генерального конструктора Сергея Павловича Королёва эту программу закрыли. Было решение, что для изучения Луны достаточно автоматических луноходов.

Но космонавту Леонову посчастливилось участвовать в другой, возможно даже более важной, чем полёт на Луну, программе. Свой второй полёт в космос Алексей Леонов выполнил в 1975 году по советско-американской программе «СОЮЗ» - «АПОЛЛОН».


К тому времени в космосе работали только советские космонавты и американские астронавты. Каждая страна сама строила в условиях строгой секретности свои космические корабли и всё оборудование для обеспечения космических полётов. Поэтому, случись на орбите авария космического корабля, «чужой» корабль мог бы только подойти поближе, чтобы снаружи описывать происходящее - пристыковаться к терпящему бедствию кораблю «чужак» бы не смог по причине несоответствия стыковочных узлов и систем сближения. Даже атмосфера внутри советских и американских кораблей была разной: наши космонавты дышали смесью кислорода и азота под повышенным давлением, а американские астронавты дышали чистым кислородом при нормальном давлении. При слишком быстром переходе из «Союза» в «Аполлон» наши космонавты могли получить кессонную болезнь, как при быстром всплытии аквалангиста! Поэтому переход из корабля в корабль был возможен только через специальную шлюзовую камеру.


Для выполнения программы стыковки советского космического корабля «Союз19» (командир Алексей Леонов) и американского «Апполона» была разработана специальная шлюзовая камера. Она имела совместимые стыковочные узлы: с одной стороны шлюзовой камеры пристыковывался «Союз» к люку своего размера, с другой, к своему люку, - «Аполлон». В этой же камере космонавты и астронавты адаптировались к чужой атмосфере и потом переплывали в гости к коллегам.



Подготовка по первой международной программе была сложнее обычной, ведь теперь надо было научиться отвечать не только за себя, но и «за того парня». Кстати, готовясь к этому полёту, Алексей Леонов выучил английский язык за один год «с нуля»! Ведь переводчика с собой в космос не возьмёшь, а в школе Леонов учил немецкий.


Сегодня на орбите работает огромный международный космический комплекс - МКС. Там и оборудование, изготовленное в разных странах, и целые модули работают слаженно и обслуживаются интернациональными экипажами. А началось космическое сотрудничество именно с программы «СОЮЗ»-«АПОЛЛОН».


У Алексея Архиповича Леонова интересная и насыщенная событиями жизнь.
Кроме подготовки к космическим полетам, Леонов был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов, командиром отряда космонавтов.


В 1981 году он защитил диссертацию и получил степень кандидата технических наук.

С 2000 года Алексей Архипович - Советник-Вице-президент ОАО «Альфа-Банк», сопредседатель Международной ассоциации участников космических полетов.


Леонов - талантливый художник. Его работы есть во многих музеях, экспонируются на выставках и вернисажах.



О своём выходе в открытый космос и космонавтике вообще Алексей Архипович Леонов написал книгу «Выхожу в космос», которую сам и проиллюстрировал. КОСМОС

Alexei Leonov 84, was the first man to "walk" in space on March 18, 1965. Though he was expected to become a professional artist, aviation beckoned and Leonov was soon flying jets and studying engineering. When the call came for Cosmonaut candidates in 1959, 25 year old Leonov was picked as one of the first 20 Cosmonauts.

Leonov"s space walk beat Astronaut Ed White"s by three months. Leonov"s Voskhod capsule carried two men, like Gemini, but the Soviets constructed an inflatable airlock for Leonov"s spacewalk. There were tense moments when Leonov found his spacesuit too rigid to reenter the airlock. Leonov bled air out of his suit, but was barely able to return. Later, a rocket malfunction forced Leonov and his crewmate to land in mountains and deep snow, with wolves growling and scratching at Voskhod"s partly open hatch.


We carry these art prints by Alexei Leonov

All signed by the artist and numbered.



Leonov was to be the Commander of the first Soviet Moon mission, cancelled when Apollo 11 took the prize in 1969. Leonov and lunar co-pilot Valery Kubasov were then assigned to Salyut 1, the first Soviet space station. But Kubasov fell ill, and the backup crew sent to Salyut died when an air valve failed in their spacecraft as they were returning to Earth.

Leonov and Kubasov were re-assigned to the Apollo-Soyuz project, the first linking of Soviet and American spacecraft in 1975. Leonov trained in Houston, learning English and impressing everyone with his quick wit, humor, and charm.

General Leonov is a Renaissance man; a gifted athlete, pilot and self-taught artist. He is a highly decorated survivor of the harrowing days of the U.S.-Soviet Space Race. He has cheated death several times, in an early parachute accident, then twice aboard his Voskhod 2 spacewalk mission. Leonov would have died in place of his backup crew had not Valery Kubasov fallen ill before their Salyut-1 flight. Leonov also survived when his car skidded and plunged into a deep ice-covered lake. Leonov heroically pulled his wife and driver to safety. He survived an assasination attempt on Premier Brezhnev when their car was showered in with bullets. The driver was killed, but Leonov managed to crouch behind the seat.

Leonov has always indulged in his love of art, painting everything from stoic Russian churches, Siberian snow scenes and of course, space art. As the first artist in space, Leonov often paints from actual color sketches done in space aboard his two flights. Although self-taught, his works show a polish and realism typical of a trained professional. After a joint exhibition with American space artists in Moscow, he led the Soviet space artists to the International Space Art Workshop held in Iceland the following year. Leonov"s works have been displayed all over the former Soviet Union, and at the National Air & Space Museum in Washington, DC. He has been published in several books (in Russian) and in "In The Stream of Stars: The Soviet-American Space Art Book " by Dr. William K. Hartmann.

General Leonov is deputy director of Gagarin Cosmonaut Center, in charge of international and guest cosmonauts. He is also editor, designer, and cartoonist for APOGEE, the formerly supersecret cosmonaut newsletter. His wife Svetlana is a teacher, and they have two daughters, Viktoria and Oksana.

Летчик-космонавт СССР Алексей Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области в многодетной семье. Его отец работал председателем сельсовета, был репрессирован, затем реабилитирован. В 1948 году семья переехала в Калининград.

В 1955 году Леонов окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в г. Кременчуг, в 1957 г. - Чугуевское военное авиационное училище летчиков по специальности "летчик-истребитель", в 1968 г. - Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского (ВВИА) по специальности "конструкция и эксплуатация воздушно-космических аппаратов и двигателей к ним" (квалификация - "летчик-инженер-космонавт"), в 1981 г. - адъюнктуру при ВВИА. 16 марта 1981 г. в ВВИА защитил диссертацию кандидата технических наук.

С 1957 года Леонов служил летчиком 113-го истребительного авиационного полка 10-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии 69-й Воздушной армии Киевского военного округа, с 1959 г. - старшим летчиком 294-го отдельного разведывательного авиационного полка 24-й Воздушной армии в составе группы советских войск в Германии. Налетал 278 часов, совершил 115 прыжков с парашютом.

7 марта 1960 г. приказом Главкома ВВС был зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС (в настоящее время - ФГБУ "НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина"), вошел в число первых 20-ти летчиков, отобранных для полетов в космос (1-й отряд космонавтов). Занимал должности космонавта (с 1961 г.), космонавта-инструктора (с 1966 г.), заместителя командира 1-го отряда космонавтов (с 1966 г.), старшего инструктора-космонавта, заместителя начальника 1-го управления (с 1969 г.), заместителя начальника ЦПК (с 1970 г.), командира отряда космонавтов (с 1976 г.), первого заместителя начальника Центра подготовки космонавтов по летной и космической подготовке (в 1982-91 г.).

На счету Алексея Леонова два космических полета (общий налет - 7 сут. 33 мин. 8 сек.) и первый в мире выход в открытый космос.

Леонов совершил первый полет 18 марта 1965 г. в качестве второго пилота корабля "Восход-2" вместе с Павлом Беляевым. Вышел в космос и провел за пределами корабля 12 мин. 9 сек., удаляясь от него на расстояние до 5,35 метров. Полет сопровождался нештатными ситуациями. Из-за разницы давления скафандр раздулся, это препятствовало возвращению космонавта в шлюзовую камеру (диаметр люка был критически малым) и Леонову пришлось стравливать в нем давление. При возвращении отказала система автоматического управления корабля и посадка проводилась вручную. Экипаж приземлился в нерасчетном районе - в 180 км севернее Перми, был обнаружен через четыре часа в тайге, но из-за глубокого снега эвакуирован только спустя двое суток.

В 1967-70 гг. возглавлял группу космонавтов, которые готовились к полету на Луну. После закрытия лунной программы проходил подготовку по программе "ДОС" (долговременная орбитальная станция), но слетать на первые станции "Салют" ему не удалось.

В ходе второго полета, 15-21 июля 1975 г., как командир экипажа участвовал в первой стыковке кораблей разных стран - "Союз-19" (СССР) и "Аполлон" (США). Тогда на орбите состоялась встреча и историческое рукопожатие членов двух экипажей - Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Вэнса Бранда, Томаса Стаффорда и Дональда Слейтона.

В сентябре 1991 г., после ухода из Центра подготовки космонавтов приказом Минобороны СССР был зачислен в распоряжение Главкома ВВС для последующего увольнения с действительной военной службы (по возрасту). С 9 марта 1992 г. - генерал-майор авиации в отставке.

В 1991-92 гг. занимал руководящие должности в международной компании "Четек", был директором фирмы "Четек-космос".

В 1992 г. избран президентом фонда "Альфа-Капитал", учрежденного Альфа-Групп. В 2000 г. занял должность вице-президента Альфа-банка.

В настоящее время Леонов занимает должность советника первого зампредседателя совета директоров банка Олега Сысуева, является членом партии "Единая Россия".

Действительный член Международной академии астронавтики, академик Российской академии астронавтики. Автор более 10 научных трудов и 4 изобретений, а также ряда книг, среди которых "Пешеход космоса", "Солнечный ветер", "Выхожу в открытый космос" и другие.

Дважды Герой Советского Союза. Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, Дружбы, "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени. Имеет ведомственные и общественные награды.

Удостоен иностранных званий и наград: Герой Социалистического Труда НРБ, Герой Труда ДРВ, ордена Георгия Димитрова (НРБ), Карла Маркса (ГДР), Государственного Знамени (ВНР), "За отличие" I степени (Сирия), "За заслуги" III степени (Украина).

Его именем назван один из кратеров на Луне. На родине Алексея Леонова в Кемеровской области и на Аллее Космонавтов в Москве установлены его бронзовые бюсты.

Леонов занимается благотворительностью (программа "Линия жизни" - помощь детям с кардиозаболеваниями). Увлекается живописью, написал около 200 картин. В 1965 г. был принят в Союз художников СССР, с 2004 г. - почетный член Российской академии художеств. В содружестве с художником-фантастом Андреем Соколовым создал ряд почтовых марок СССР на космическую тему. Является заслуженным мастером спорта СССР, имеет 2 разряд по велоспорту, 3 разряд по фехтованию.

Женат. Супруга - Светлана Павловна (1940 г.р.) была редактором редакционно-издательского отдела в Центре подготовки космонавтов. Старшая дочь Виктория (1961 г.р.) скончалась в 1996 г. Дочь Оксана (1967 г.р.) окончила Военный институт иностранных языков, работает переводчиком.