Эмоциональная работа. Причины и опасность эмоционального стресса на работе

Однажды в кабинет директора ворвался тихий незаметный инженер. Он повалил директора на стол и начал душить. Хорошо, что директор был крупнее, а у инженера не было навыков ассассина.

Как оказалось, человека довели «до ручки» постоянные трения в коллективе и маленькая зарплата.

Эмоциональные всплески - нередкий «гость» в офисе. Безудержная эмоциональность на работе - большая проблема. Давайте разбираться, что с этим делать.

Кто склонен устраивать внезапные «извержения Везувия»

Условно таких людей можно разделить на две категории.

  • Сотрудники, которые обычно не склонны к всплескам и бурным проявлениям эмоций.
Причиной нервного срыва и эмоционального всплеска у сотрудников этого типа может быть синдром эмоционального выгорания . Если человек, с которым до этого не было подобных проблем, начинает агрессивно себя вести или рыдать в ответ на обычное рабочее замечание - это явный признак выгорания, которое развивается на фоне личных, семейных или рабочих проблем и стрессовой обстановки.

В этом случае перед менеджером стоит только одна задача - разобраться в ситуации и приложить все усилия, чтобы помочь сотруднику восстановить нормальное психологическое состояние.
  • Сверхэмоциональные и темпераментные сотрудники.
Для некоторых людей бурные проявления эмоций по любому поводу характерны в силу специфического склада характера.
В этом случае задача менеджера сложнее: определить, какое влияние эти всплески имеют на работу и принять решение о целесообразности присутствия в офисе такого работника.

Эмоции мешают работать: заглянем в мозг сотрудника

Понять это поможет информация о том, как устроен мозг человека и какие его части отвечают за эмоциональное и рациональное поведение.

Наш мозг состоит из трех систем.

  • Рептильный мозг отвечает за базовые функции организма и примитивные инстинкты - начиная с дыхания и заканчивая потребностью в безопасности и размножении.
  • Лимбический мозг - за эмоциональное восприятие действительности. Именно в нем рождается страх, гнев, радость, чувство эйфории и другие эмоции.
Не будем останавливаться на всем этом подробно и ограничимся коротким выводом - за эмоции и за рациональность отвечают разные части мозга. Что это значит?

Эмоциональный всплеск не дает сотруднику возможности адекватно оценить ситуацию и сделать рациональные выводы.


Эмоциональный сотрудник не может в такие моменты адекватно воспринимать критику или похвалу.

Объективная информация ускользает от человека, полностью захваченного эмоциями. Вместо анализа фактов и ситуации он концентрируется на своем эмоциональном состоянии и отношении к этим фактам. Поиск рабочего решения заменяется поиском оправданий для своего состояния.

Что делать : просто подождать. Не пытаться перекричать и переубедить, срываясь в такой же эмоциональный стиль поведения.

Эмоции мешают сконцентрироваться на работе.

Всплеск эмоций - как негативных, так и положительных - ведет к выбросу гормонов. В результате сотрудник на некоторое время выпадает из рабочего процесса. Невнимательность, снижение концентрации и эффективности - все это является результатом гормонального выброса. Хуже, когда эмоциональный сотрудник начинает отвлекать других - разговорами или забегами до курилки и обратно.

Что делать: дать спустить пар. Отправить погулять, покурить, предложить посидеть в комнате переговоров.

Всплески эмоций у сотрудника - стрессовые ситуации для руководителя.

Когда менеджер делает замечание или хвалит сотрудника - меньше всего он ждет бурю эмоций в ответ. Что делать? Как утешить или утихомирить сотрудника? Как не потерять лицо? В голове проносятся десятки вопросов, нужно быстро принять правильное решение - а это всегда стресс, результаты которого очень сложно предугадать и предсказать заранее.

Что делать: сохранять ясную голову. Первое, что нужно сделать - не дать выхлопу распространиться, локализовать ситуацию. Второе - не принимать решения сгоряча. Дождитесь, пока эмоции улягутся, и выясните наконец,в чем причина срыва.

Эмоциями часто прикрывают попытки манипулирования.

Часто излишней эмоциональностью прикрываются банальные попытки манипулировать руководством: отменить взыскание, отпустить пораньше, войти в положение и так далее. И это только усугубляет стресс, который испытывает в этой ситуации руководитель.

Что делать: тем более сохранять ясную голову. Если ваш сотрудник-манипулятор привык получать от ошарашенного начальника желаемое сразу же, он будет ошарашен не меньше, когда вы не отреагируете на истерику. Сохраняйте спокойствие и оценивайте саму ситуацию, а не эмоции работника.


Бурные проявления эмоций одного сотрудника могут стать причиной конфликта в коллективе.

Неуместные проявления эмоций вызывают раздражение и непонимание со стороны коллег. Эти чувства многократно усиливаются, если кому-то удается таким образом продвигать и продавливать свои инициативы или избегать наказания за некачественно выполненную работу.

Что делать: работать над климатом в коллективе. Мы будем говорить об этом дальше - нужно разобраться в причинах таких всплесков, и от них уже зависят ваши действия.

Редкий случай, когда эмоции могут хлестать через край

Справедливости ради нужно сказать, что есть ситуации, когда всплески эмоций вполне оправданы. Такого «яркого» сотрудника нужно привлекать ко всем мероприятиям и приглашать на все корпоративы. И он будет служить катализатором радости.

Радостные и позитивные события в жизни компании и отдельных сотрудников - это как раз тот случай, когда бурные всплески эмоций более чем уместны. И более того - полезны для создания здоровой и доверительной атмосферы в коллективе.


Есть только одно НО : радость парализует работу компании на какое-то время. Поэтому объявления о любых радостных событиях, массовые поздравления и поедание тортиков лучше отложить на конец рабочего дня. Это как раз тот момент, когда все смогут по-настоящему расслабиться и насладиться радостным моментом, а проявления эмоций помогут сплотить коллектив.

Это был единственный случай, когда эмоции полезны

Вне этих ситуаций всплески эмоций - как позитивных (слезы радости, выкрики), так и негативных (плач, агрессия) - могут стать для компании серьезной проблемой.

Нет, мы не призываем превращать всех в бездушных роботов или шарахаться от излишне темпераментного сотрудника. Просто имейте в виду, что ваш работник может выйти за разумные пределы - и старайтесь предупреждать такие случаи.


Алгоритм действий для руководителя в случае бурного проявления эмоций:

Подводя итоги

  • Эмоциональные всплески отвлекают от рабочего процесса, мешают сконцентрироваться и негативно влияют на эффективность работы.
  • Неожиданные проявления эмоций сотрудника - это стресс для менеджера или руководителя. Кроме того, эмоциями часто прикрывают попытки манипулирования.
  • Задача руководителя - распознать причину и не допустить конфликта в коллективе.
Самое главное: старайтесь сохранять спокойствие. Это самая важная часть работы руководителя: стоять над конфликтом, принимать объективные решения, не становиться частью толпы.

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 5-6 марта 2005 г. . 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6% .

"Семья и интимные отношения радикально и на глазах меняются" – за последние, наверное, лет десять без этого утверждения, фактически ставшего аксиомой, не обходится практически ни одна публикация на тему близких отношений. Но радикально меняются и сами публикации – из них практически ушло понятие "брачная (сексуальная) любовь" и его место прочно занял термин "эмоциональная работа". Эти два понятия оказались фактически приравнены друг к другу – что, как нам представляется, не только обедняет одно и другое, но и не дает возможность составить представление о подвижках, происходящих в культуре близких отношений.

Небольшой корпус публикаций, которые возвращают понятие "любовь" в социологию, только в сопоставлении "любви" и "эмоциональной работы" и улавливают то существенное, что происходит сегодня в близких и интимных отношениях людей.

Концептуализация понятия "эмоциональная работа" связана с несколькими традициями. Вернее, существуют несколько прецедентов социологических рассуждений о близких отношениях – как правило, рассуждений о семье как привычном оформлении близости. Первоначальная постановка вопроса принадлежит Т. Парсонсу, который еще в начале 1960-х годов обратил внимание на то, что в индустриальном обществе происходит ролевое распределение задач, и женщинам, как правило, приписывается и предписывается "эмоциональная работа" по поддержанию брачных связей и по обеспечению душевного комфорта членов семьи. Эта идея была подхвачена и продолжена феминистской критикой современного общества – но уже с позиции "разоблачения" патриархальной идеологии современного брака и фундирующей его идеи "любви". Так произошла первая реинтерпретация понятий: утверждалось, что в современном обществе женщины подвергаются эксплуатации со стороны мужчин, будучи загнанными в рамки "идеологии любви", и вынуждены, следуя ее правилам, посвящать себя браку и выполнять для мужчин эмоциональную работу.

В начале 1980-х появилась вторая ключевая в развитии понятия публикация – статья А. Хошчайлд "Эмоциональная работа, правила чувств и социальная структура" (в дальнейшем за ней последовала серия работ о "профессиональном" управлении эмоциями в обслуживающих профессиях).

Тезис о том, что переживание эмоций подчиняется строгим социальным правилам, а приведение эмоций в соответствие с ситуацией требует сознательной работы над ними, получил развитие в исследованиях брачных отношений и норм эмоциональности. Проблемным фокусом работ стала тема гендерной специфики выражения эмоций, а также изучение различий эмоциональных вкладов в отношения. Здесь произошла вторая реинтерпретация понятия эмоциональной работы; точнее – некоторое изменение тональности исследовательских оценок. Последователи этой традиции утверждают, что в современном обществе вся ответственность за эмоциональное поддержание отношений, за их эмоциональную артикуляцию ложится на плечи женщин – в результате чего последние оказываются в неравном положении с мужчинами.

Авторы большинства публикаций последних десяти лет, обращаясь к проблеме близких отношений, занимают одну из двух позиций в понимании и применении понятия "эмоциональной работы". В одном случае "эмоциональная работа" отождествляется с культурными и лингвистическими конвенциями относительно того, что такое любовь. В другом – эмоциональная работа приравнивается к "правилам чувств", и дальнейшие интерпретации так или иначе выходят на проблему гендерной дискриминации, идеологического порабощения женщин вмененной им ответственностью за производство и поддержание интимности.

Обращает на себя внимание сама смена терминов – когда брак был "на всю жизнь", любовь не ставилась под сомнение, но как только эта модель стала активно переосмысливаться, в обсуждениях брака и близких отношений все чаще говориться о дружбе – собственно, становящейся новым идеалом и идолом (заметим: зачастую в большей степени для исследователей, чем для их респондентов). По меткому замечанию И. Крэиба, за подобными изысканиями недвусмысленно просматривается идеал "трансформации интимности", ведущий к "чистым отношениям". Исследователи временами пребывают в недоумении, обнаруживая, что часто под этот идеал не удается подогнать реальность. Так, авторы одной из публикаций, столкнувшись с тем, что жены склонны оправдывать неравное участие своих мужей в домашних делах, интерпретировали это как проявление ложного сознания. Другая исследовательница после развернутого изложения феминистской перспективы любви несколько обескураженно добавила, что все же даже социологи влюбляются – несмотря на случившееся осознание всей ложности, идеологичности и сконструированности этой эмоции. И действительно, приравнивание эмоциональной работы к правилам эмоциональности мало приближает нас к пониманию того, что же действительно происходит в сфере близких отношений.

На сегодня, как нам представляется, идеологизация концепта "эмоциональной работы" гипертрофирована. Как результат, в исследованиях стереотипно воспроизводится односторонняя теоретическая схема, связанная с проблемой идеологии, нагруженная представлениями о гендерном равенстве и неравенстве, о "неестественном" доминировании гендерных стереотипов поведения и эмоциональности. Вторая же сторона понятия, непосредственно соприкасающаяся с проблематикой трансформации современных близких отношений, уходит в тень и пропадает из поля зрения исследователей. Именно на этом аспекте следует остановиться подробнее.

Речь идет о двух идеях, высказанных Т. Парсонсом и А. Хошчайлд. Согласно первой, над близкими отношениями нужно работать , а интимность – вырабатывать , такие отношения отнюдь не самоочевидны, не беспроблемны и не складываются естественным образом. Согласно второй, эмоции хотя и подлежат социальной регуляции, но сами по себе не являются чисто идеологической конструкцией. Обе эти перспективы совершенно теряются в условиях доминирующего ныне употребления понятия "эмоциональной работы".

Конечно, определенную результативность подчеркнутого внимания к идеологической и гендерной составляющим "эмоциональной работы" трудно отрицать: они обозначают контуры важных сдвигов, происходящих в сфере семьи и интимности. Можно согласиться с У. Беком, что в сфере семейной жизни современное индустриальное общество оставалось наполовину феодальным и эффективно функционировало за счет того, что на женщин ложились задачи по эмоциональному поддержанию структур частной жизни. В последнее же время культурные идеалы романтической любви теряют свою привлекательность и силу, а представления о должном образе поведения мужчин и женщин, представления о гендерном распределении семейных ролей активно пересматриваются. Вместе с тем, трудно отрицать также и очевидную односторонность подхода, базовый принцип которого проявляется как "идеологическая редукция": близкие отношения сводятся к направляющей их идеологии, от социальной связи не остается ничего, кроме ее лингвистической презентации и правил проигрывания. Кроме того, есть и еще один серьезный недостаток: профессиональная дискуссия, управляемая таким подходом, становится чересчур идеологически нагруженной, ее цели – предзаданными и зачастую лежащими вне пространства профессиональных исследовательских задач; и самое важное – отсекаются иные аналитические перспективы и блокируются возможности альтернативных теоретических разработок и проблематизаций.

Основной пункт критики "гендерного" понимания эмоциональной работы – оно не учитывает, что люди все же сходятся и живут вместе, а именно "совместность" и переопределяется в последние годы наиболее активно. Обратим внимание на еще одно терминологическое изменение – обсуждение "интимных" отношений по большей части заменилось обсуждением "близких" отношений. Интимность перестала быть самоочевидной и непременно желаемой и в последних публикациях стала интерпретироваться скорее как одна из опций, один из полюсов отношений. Что же касается гендерных моделей отношения и эмоциональности – то жалобы респондентов на то, что муж недостаточно эмоционально активен или что жена чересчур эмоционально требовательна, могут быть знаком попыток сохранить привычные модели отношений в меняющемся мире – а не изменить их, как предполагается обычно. Например, говорит Крэиб, они могут расшифровываться следующим образом: "до тех пор, пока ты любишь меня «правильно», я могу сохранять наши отношения; но как только ты будешь любить меня по-другому, я не буду знать, что делать". Собственно, это и составляет сердцевину проблематики, очерченной Беком в красивой, почти терминологической, метафоре "хаос любви": биографическая ситуация мужчин и женщин настолько изменилась, что они уже не могут следовать привычным моделям любви – даже если очень хотели бы этого; в результате любовь и личная жизнь превращаются в хаотичные попытки нащупать новые модели отношений, адекватные совместной жизни двух людей с независимыми биографиями.

За этой проблематизацией стоит иная интерпретация "эмоциональной работы" – как нам кажется, более близкая к интерпретациям "авторов" понятия и более адекватная проблеме. Близкие отношения нужно вырабатывать, с одной стороны, эмоционально в них инвестируясь, но с другой – совместно управляя допустимой и желаемой степенью интимности/независимости. Как нам представляется, такая перспектива оказывается гораздо более эвристичной и продуктивной – например, она подталкивает к предположению, затемняемому "гендерным" подходом, что в современных близких отношениях переосмысляются не только модели брака, но и само понимание близости. Скажем, грань между сожительством и браком зачастую становится неразличима, а для того чтобы считаться парой, любящим друг друга людям становится необязательно жить вместе. И, вопреки расхожим представлениям, возрастание независимости совсем не всегда ведет к снижению взаимной привязанности и длительности отношений. Скорее следовало бы говорить о том, что буквально на глазах прежняя модель эмоциональной работы перерождается в новую – которую, за неимением предустановленных шаблонов, современным мужчинам и женщинам зачастую приходится нащупывать вслепую, и каждому искать вариант по себе.



База данных ФОМ > >

Термин был впервые введен Арли Хошчайлд, указавшей на необходимость в управлении собственными эмоциями в соответствии с социальными ситуациями, но это было в 1983 году, и считайте лучше сразу, что в другой вселенной.
С тех пор много что изменилось, и за это время обнаружилось, к неудовольствию части встретившихся с этим знанием, что эмоциональная работа – это немного больше, чем сохранение внутреннего равновесия и убедительное изображение предписанной протоколом эмоции в неких обстоятельствах, для которых этот протокол разработан. Оказалось, если в самых общих чертах, что это еще и все действия, выборы и решения по удержанию ситуации в рамках этого протокола, несмотря, а если потребуется, то и вопреки, всем ошибкам визави и/или намеренным отступлениям от протокола. Принято считать, что эта работа целиком ложится на плечи женщин во всех без исключения случаях. Но в действительности все не так, как на самом деле, и эта работа ложится на плечи того, кому или важен результат коммуникации, или неприемлемы потери в процессе и по итогам этого общения. Это может быть мужчина в коммуникации со значимой женщиной, и женщина в коммуникации со значимым мужчиной. Это может быть и ребенок в отношениях с родителем (и это принципиально нездоровая ситуация), и родитель в отношениях с ребенком (и это естественное положение дел, но и тут возможны варианты). Это в любом случае будет подчиненный в коммуникации с начальством (и это показатель того, что с этим рабочим местом что-то очень сильно не так). В ряде случаев в отношениях заказчика и исполнителя в этой позиции окажется заказчик, а в ряде случаев – наоборот, исполнитель (и с этим контрактом лучше бы заканчивать побыстрее, ничего хорошего там уже не будет). Все зависит от расстановки сил… и от степени заинтересованности если не в успехе коммуникации, то по крайней мере в ее конструктивном завершении. Тот, кто заинтересован больше, и будет выполнять эмоциональную работу в этот раз, вот так все просто. По крайней мере, в социальной части взаимодействий – в той, которая начинается (или заканчивается, с какой стороны посмотреть) с «а что люди скажут» и прочих «правил приличия». Эту часть общения в психологии принято обозначать специальным термином – фасадная коммуникация. В социологии ее не выделяют в отдельную категорию, это просто часть общения.
Внутренняя кухня эмоциональной работы, как водится, несколько более сложна и неоднозначна. Дело в том, что для того, чтобы выполнить внешнюю, фасадную, часть этой самой эмоциональной работы, нужно сначала сделать не меньший ее объем внутри себя. И вот этот объем работы социология считать не умеет, да и не обязана видеть, это не ее задачи. Что же это за работа? А это точно такие же решения и выборы, которые нужны для внешней, социальной части эмоциональной работы, и точно такие же действия по восстановлению эмоционального равновесия (очень затратные, надо сказать, действия), только целью их будет не сохранение рамок протокола для данной ситуации, а сохранение собственной идентичности и собственной социальности в обстоятельствах, угрожающих и тому, и другому. Самой активной частью оных обстоятельств, замечу, продолжает оставаться партнер по коммуникации, теряющий берега и намеренный сделать все, чтобы второй участник коммуникации эти самые берега тоже потерял. Вопрос «зачем им это надо?» мы сейчас оставим за скобками, ответ на него легко может занять поста три-четыре, и сейчас он нам не так уж сильно и нужен. Мы остановимся на содержании внутренней эмоциональной работы и на том, как это содержание определяет характер ее внешней части – и, в итоге, все содержание и результат коммуникации.

Вся интрига, как вы уже, вероятно, поняли, начинается в тот момент, когда человек понимает, что он тут один вменяемый, и это именно ему (или ей, неважно) надо вывозить на себе всю ситуацию, вместе с брыкающимся и истерящим партнером, который может в любой момент пустить к чертям все результаты усилий про приданию идиотскому раскладу хотя бы минимально приличного вида. Да, «кой черт занес меня на эти галеры», да, «снявши голову, по волосам не плачут» и все прочее, но прямо сейчас выход есть только один, да и тот доступен весьма условно: после благополучного окончания эпизода, можете называть его инцидентом, разницы нет никакой.

И с этим пониманием перед глазами во весь экран внутреннего зрения человеку надо быстро, то есть очень быстро, найти ответы на ряд вопросов. Вот таких:
1)где находится финальная черта, после которой я могу не продолжать прикладывать усилия? понятно, когда участники ситуации команда стюардов и пьяный дебошир на борту пассажирского самолета – приземлились, и вопрос закрыт, а когда это школьный учитель и класс? А супружеская пара с младенцем в возрасте до года? А начальник в бесореберном возрасте и молодой специалист, дама в возрасте 22+, в длительной командировке? А если ребенок школьного возраста и родитель - запойный алкоголик, ушедший в вираж?
2) есть ли у меня шансы добраться до финишной черты одним куском и каковы они? то есть – имеет ли смысл вообще прикладывать усилия, или лучше сдаться сразу, и будь что будет, потому что все трепыхания приведут только к дополнительному увеличению количества стыда, страха и боли по итогам неизбежного
3) есть ли у меня возможность восстановиться после достижения финишной черты (или я уже мертвый герой) ?
4) имеет ли смысл взывать к договороспособности партнера, или от этого будет только хуже ?
5) какие у меня вообще есть рычаги воздействия на обстоятельства (включая партнера), и что я могу сделать для управления ситуацией?
6) вот это обстоятельство, которое типа партнер, оно еще коммуницирующая единица, или уже плохо закрепленный предмет? И вообще, как (пользуясь чем) я могу понять эту разницу ?
7) какой объем потерь возможен в принципе? С каким объемом потерь я готов/а согласиться?
8) есть ли возможность катапультироваться из ситуации до финишной черты? Не принесет ли это еще больше потерь и неприятностей?
И так далее. Список на самом деле гораздо длиннее, но целиком он вам и не нужен, потому что ответы на эти вопросы нужно получить, напоминаю, быстро, то есть очень быстро. Знаете, что это значит? Готовьтесь к сюрпризу, дорогие мои комментаторы, спрашивавшие про сбор информации при помощи творческого метода познания мира и прочую роскошь интеллектуальной работы в предыдущем посте, а также путавшие саморефлексию с самоконтролем. Читавшие мимо текста и искавшие в эмоциональной работе интеллектуальную, для вас у меня тоже новости. Это значит, что «подумать головой» у человека в этом режиме времени не будет. И ответы эти ему надо будет находить как-то иначе. При помощи именно что эмоциональной работы, точнее, ее внутренней части. Сложность внешней, социальной, части этой работы в том и состоит, что действия, выбираемые на основании этих решений, должны оставаться не просто в рамках социально приемлемого поведения в принципе, но и в рамках протокола поведения для данной ситуации. Это, вообще-то, на порядки сужает поле выбора. И напоминаю, что выбирать надо быстрее, чем вообще умеет думать голова.

То есть не то чтобы интеллект до этой скорости было вообще нельзя разогнать, можно. Только после четверти часа такой работы запас мозгового бензина, масла и прочих расходников восстанавливать придется суток так трое. Эта работа и в штатном формате стоит столько, что за ту ее часть, которая «традиционно», якобы, падает на плечи женщин, феминистки выдвигают обществу претензии не первый десяток лет, и в общем, правильно делают. Если ее пытаться выполнять в не предназначенном для этого режиме, она становится не просто неоправданно и неокупаемо дорогой, а эволюционно невыгодной. Она и в принципе не очень выгодна с точки зрения общественного благополучия, и появление в ней необходимости в большем объеме, чем бывает необходимо матери в отношении ребенка, семье в отношении старика, пораженного сенильными процессами, подросткам в период притирки в значимой группе и супругам в первые год-два супружества (ну и, может быть, того минимума, который нужен опытным товарищам для помощи новичку в освоении новой области деятельности), эмоциональная работа в формальных отношениях является грозным признаком неустойчивости - нет, не власти, обломитесь. А самих общественных отношений, экономика тут ни при чем, это про мораль и этику. То есть, появление самого термина в 83-м году, вообще-то, говорит о том, что что-то с нами не слава богу именно с 80х годов прошлого века. Впрочем, бог бы с ней, с социологией.
Давайте про внутреннюю часть эмоциональной работы, чуть-чуть осталось. Суммарно весь список вопросов, приведенный мной выше (и та часть его, которую я не стала приводить) предназначен только для того, чтобы человек мог определить свое отношение к происходящему и сформировать свое суждение о нем. И это самая ужасная и болезненная часть дела. Справившись с ней, все остальное участник ситуации выполнит легко и быстро. Так вот, самой сложной и болезненной частью этой работы является определение дистанции между собой как участником ситуации и самой ситуацией. То есть – определение порядка приоритетов своих интересов как индивида, обладающего некой суммой идентичностей, и своих интересов, как участника ситуации. А учитывая милую особенность эмоциональной жизни протекать в части сознания, которой словарь недоступен вовсе или доступен с большим трудом, работа эта учитывается в принципе очень плохо, и ее факт осознается по коротким и простым фразам, сопровождавшим инсайт, маркировавший выработку решения. И чем больше эмоциональной работы совершено, тем меньше слов будет ее сопровождать. Зато с действиями по ее итогам будет полный порядок: они будут эффективны, своевременны и уместны. В большей части случаев, правда, человек, взявший на себя эту работу, будет чувствовать себя не слишком счастливым и не очень социальным существом, которое «самадуравиновата» или «так-мне-кретину-и-надо» - но такова уж ее цена. Так происходит потому, что большая часть эмоциональной работы, в том числе внутренней, производится тем, на кого она падает, без учета его интересов или, по крайней мере, с учетом им своих интересов сильно не в первую очередь. И большая часть эмоциональной работы, выполняемой в социальном поле, является работой, несправедливо переданной человеку, который вовсе не обязан ее выполнять, но по каким-то причинам не может отказаться это делать. При этом, кроме самой работы по определению отношения (дистанции, если вам так проще) и формированию суждения о происходящем, нужно будет что-то решать и с партнером по общению. А учитывая, что в лучшем случае – партнер в позе новогодней елочки, вопрошающий «а как же мои ценные ожидааания?», а в случае худшем – брыкающееся и истерящее обстоятельство, обиженное в лучших чувствах и требующее, чтобы за него решили все проблемы, которых бы не было, если бы его, в его три годика… и потом в одиннадцать… и теперь вот снова… и срочно сделали ему за это хорошо не сходя с места, а заодно отдали дань за тридцать семь лет с процентами, и к нему тоже надо будет определять отношение (в смысле - дистанцию) и формировать суждение, а это, вообще-то, болезненный и неприятный процесс, сам факт принятия на себя эмоциональной работы довольно часто ощущается человеком, как добровольный шаг в мясорубку.

Разумеется, партнер, способный обеспечить другому эмоциональную работу в коммуникации, будет считать, что он тут вправе и вообще ачотакова, и поддержит ощущения, дополнительно нагружающие самооценку того, кто и так везет на себе весь расклад, но речь не о нем. И ясно, что даже если расклад будет вывезен, лучшее, что сможет предложить это обстоятельство, которое формально партнер, а реально помеха – это призовая игра, но дело не в этом. Естественно, средства давления, которые это брыкающееся и истерящее обстоятельство может применить, могут быть, мягко говоря, за пределами рамок хорошо если только общественной нравственности, а чаще и закона, и без вариантов будут за рамками этикета, но суть не в этом. Конечно, от второго участника коммуникации будет требоваться тем более идеальное и эталонное поведение, чем менее социальным будет поведение такого партнера, но это все мелочи. Дело в том, что решения, слагающие эмоциональную работу, будут приниматься тем, кто ее выполняет, стремительно, незаметно и как бы против логики – но при этом они всегда будут лучшим из возможных. Поэтому будет казаться, что оно циничное, взвешенное, обдуманное холодной головой и даже, может быть, заранее подготовленное – ну судя по эффективности. А что после него человек немножко похож на выжатый лимон, так от хорошей работы всегда бывает усталость, что такого-то. Изнутри же человек будет себя ощущать совершенно никчемным созданием, которое все всегда портит, и во всем виновато, и вот сейчас тоже… и будет тем несчастнее, чем более его действия отвечали, в итоге, требованиям ситуации.
Хорошо выполненная эмоциональная работа в той ситуации, где она вообще может быть замечена, всегда ощущается примерно так: «я сделал/а все правильно, что же мне так плохо-то теперь?». А там, где она незаметна, она выполняется справедливо, и происходит только во внутреннем пространстве личности. И разумеется, в его невербализуемой части. В отличие, заметьте, от работы интеллектуальной, которая вербализована тем лучше, чем лучше выполнена.

И я вас очень прошу, дорогие комментаторы из прошлого поста, промолчите, пожалуйста, про интеллект. В четверг вы им все равно не воспользовались. Воспользовались бы - не висела бы тут сегодня эта позорная простыня с объяснением элементарного и очевидного. Дожились, блин, открытый пост приходится под кат совать из-за размеров.

Вконтакте

Одноклассники

Из этой статьи вы узнаете:

  • Откуда берется эмоциональный стресс на работе
  • В чем опасность эмоционального стресса на работе
  • Какие симптомы имеет эмоциональный стресс на работе
  • Как бороться с эмоциональным стрессом на работе

Эмоциональный стресс на работе, постоянно присутствующий в жизни многих трудящихся, современные психологи относят к заболеванию, тем самым подчеркивая серьезность и пагубность его воздействия на психику и организм человека. Если пустить ситуацию на самотек и никак не контролировать накапливающееся напряжение, это отразится не только на здоровье, но и на качестве выполняемых обязанностей. Поэтому обретение навыков саморегуляции и управления настроением становится для многих насущной задачей.

Причины и опасность эмоционального стресса на работе

Эмоциональный стресс на работе возникает из-за ежедневных внешних воздействий, с которыми человек сталкивается на рабочем месте. Как правило, причинами напряжения и эмоционального истощения являются:

  • физический дискомфорт из-за недостаточного освещения в помещении, перепадов температур, духоты, фоновых шумов, неисправной или неудобной мебели;
  • непродуманный рабочий процесс;
  • конфликты с начальством и коллегами, напряженные отношения в коллективе;
  • опасности, являющиеся частью трудовой деятельности;
  • дополнительные обязанности, высокая ответственность.

Эмоциональный стресс, обусловленный профессиональной деятельностью, может быть вызван разными факторами. Многие эксперты утверждают, что люди, которым приходится заниматься физическим трудом, испытывают меньше негативных эмоций на работе, а тем, кто занят напряженным интеллектуальным, крайне сложно выйти из рабочего режима и настроиться на отдых.

Как известно, эмоциональный стресс оказывает комплексное отрицательное воздействие на организм. Чаще всего страдают следующие системы:

  • Сердечно-сосудистая. Зафиксировано множество случаев, когда угнетенное эмоциональное состояние приводило к таким заболеваниям. Для сердца опасны страхи, раздражение и постоянная тревожность, сопровождающие человека на работе. Переживание этих эмоций провоцирует выброс в кровь дополнительных доз гормонов, заставляющих его сокращаться чаще, повышающих артериальное давление и сужающих сосуды. Организм, функционирующий в таком режиме, подвержен риску инфарктов и инсультов.
  • Опорно-двигательный аппарат. Действие эмоционального стресса, связанного с работой, аналогично синдромам борьбы или бега: мышцы всего тела напрягаются. Организм не отличает реальную, физическую угрозу от воображаемой, реагируя одинаково в обоих случаях. Напряженные мышцы давят на окружающие их сухожилия, связки и суставы с определенной нагрузкой, в результате чего могут появиться боли. Кроме того, сами мускулы тоже устают и ослабевают со временем. У тех, кто часто испытывает эмоциональный стресс на работе, нередки мигрени, боли в лопатках, спине и шее.
  • Желудочно-кишечный тракт. Под воздействием сильного эмоционального стресса (на работе, дома или в каких-то других ситуациях) у человека перестает выделяться слюна (либо, наоборот, слюноотделение усиливается). Желудочный сок вырабатывается в огромных дозах, в желудке образуется излишне кислая среда, из-за чего возникают изжога и тошнота, а в тяжелых случаях даже язва. Из-за эмоционального стресса страдают и нижние отделы ЖКТ, начинается диарея и т. д.
  • Иммунная система. Стрессы, сопровождающие человека на работе, подрывают его иммунитет, организм становится беззащитен перед инфекциями. По данным британских исследователей, наблюдается явная корреляция между сильными эмоциональными стрессами из-за проблем на работе (прежде всего, эмоцией страха) и онкологическими заболеваниями.
  • Дыхательная система. Люди, страдающие астмой, нередко переживают приступы сразу после сильного эмоционального стресса, возникшего на работе (из-за скандальных клиентов, тяжелого климата в коллективе и плохих отношений с руководством).

Из этого можно сделать вывод, что нервное напряжение само по себе практически не вызывает опасных болезней, но ослабляет организм, делает его более уязвимым. Незащищенные органы и отделы тела страдают больше всего, ведь в первую очередь поражаются именно они. Причем негативное воздействие эмоционального стресса необратимо.

Виды стресса на работе

Выявив на ранних стадиях признаки стресса и профессионального выгорания, можно предотвратить развитие хронических болезней. Все нервное напряжение, с которым люди сталкиваются на работе, можно условно разделить на четыре типа:

Они отличаются по своим причинам и последствиям.

  1. Социальный стресс.

Наиболее типичный вид напряжения, испытываемого людьми на работе. Многие привычные для нас эмоции и чувства, сопровождающие нас каждый день, далеко не всегда полезны для организма и могут вполне ощутимо подорвать здоровье.

Социальный стресс включает в себя не только отрицательные, но и положительные впечатления: от волнения при сдаче экзамена, прохождении важного собеседования или публичном выступлении до таких мелочей, как опоздание на встречу или запачканная на улице одежда.

Группа психологов из Калифорнийского университета провела исследование и выяснила, что ситуации, заставляющие нервничать, оказывают заметное негативное влияние на работу иммунной системы. Из-за этого люди с обостренной реакцией на социальные раздражители становятся более уязвимыми для простуд, ОРЗ, инфекций и даже онкологических заболеваний, часто имеют проблемы с функционированием сосудов и сердца.

  1. Коммуникативный стресс.

Он распространен еще шире, чем социальный. Этот тип неизбежен для должностей, которые предполагают работу с посторонними людьми и частые форс-мажоры, когда необходимо сохранять спокойствие. Коммуникативному стрессу подвергаются банковские служащие, продавцы и менеджеры по продажам, педагоги и преподаватели, медики, руководители разного уровня и т. д.

Студенты тоже часто испытывают его в связи с большой эмоциональной нагрузкой. Как правило, с этим видом стресса никто не борется, считая его временным явлением. Однако он может довести человека до беспричинных выплесков агрессии, девиантного поведения, депрессии.

  1. Эмоциональный стресс.

Эмоциональный стресс поджидает людей при смене места работы. Это и боязнь нового коллектива, и неготовность приспосабливаться к непривычным условиям, и страх не справиться с обязанностями. Данный тип нервных расстройств возникает при резком изменении социального статуса, повышении в должности, окончании какого-либо жизненного этапа. Человеку бывает сложно быстро адаптироваться к новой среде, взять на себя дополнительные обязанности и ответственность.

Некоторые психологи придерживаются мнения, что без эмоционального стресса невозможно взросление и правильное развитие личности. На работе, в учебе, в семье и других сферах жизни он необходим для того, чтобы человек научился справляться с проблемами, переживать сложные ситуации и принимать собственные решения.

Однако благотворной и развивающей является лишь короткая эмоциональная встряска, а вот затяжной и повторяющийся стресс, наоборот, разрушителен для психики и чреват апатической депрессией, которая может привести к пищевым расстройствам, упадку сил и повышению уровня сахара в крови.

  1. Информационный стресс.

Понятие информационного стресса объединяет в себе очень много различных вариантов эмоциональных перегрузок. Его последствия, переживаемые на работе, довольно неприятны: это забывчивость, трудности с концентрацией, ухудшение качества деятельности, замкнутость, синдром постоянной усталости.

К информационному стрессу могут приводить:

  • ожидание, когда результат работы будет оценен;
  • обилие новой информации;
  • изменение графика работы;
  • недосып;
  • работа много часов подряд, без регулярных перерывов.

Этот тип нервного напряжения типичен для тех, чья деятельность носит интеллектуальный характер и требует решения сложных творческих задач. Уровень моральной и эмоциональной нагрузки в данном случае таков, что человек не может расслабиться даже во сне, продолжая оставаться в интеллектуальном тонусе.

Однако многие люди справляются с информационным стрессом абсолютно нормально, переживая его без негативных последствий. Чтобы поддержать свою психику и организм при информационном и эмоциональном стрессе на работе, используют стресс-тестирование и диагностику, а затем подбирают комфортный режим труда и отдыха, расставляя приоритеты так, чтобы не допускать перегрузок и нервных расстройств.

Симптомы эмоционального стресса на работе

Эмоциональный стресс имеет свои характерные симптомы и проявления. Научившись их замечать, вы сможете самостоятельно диагностировать у себя нервное напряжение, вызванное работой или какими-либо другими причинами, и своевременно принимать меры по защите своего организма.

Проявляющиеся синдромы можно объединить в следующие четыре группы.

1. Физиологические проявления стресса:

  • Болевые ощущения неясного происхождения в различных частях организма – в животе, голове, спине.
  • Резкие изменения артериального давления без видимых причин.
  • Проблемы с пищеварением.
  • Напряженные мышцы.
  • Аллергические высыпания на теле.
  • Скачки веса (внезапное похудение или набор массы тела).
  • Иногда – спазмы и судороги мышц.
  • Бессонница, потеря аппетита.
  • Уменьшение сексуальной активности.

2. Эмоциональные проявления стресса:

  • Ярость, беспричинная злоба, раздражительность.
  • Сильная апатия, безразличие ко всему.
  • Депрессивные, угнетенные состояния, тоска.
  • Чувство одиночества, покинутости.
  • Повышенная тревожность.
  • Беспричинный стыд, чувство вины.
  • Падение самооценки, недовольство собой или результатами своей работы.

3. Поведенческие проявления стресса:

  • Пренебрежение гигиеной, потеря интереса к своему внешнему виду.
  • Увеличение числа ошибок в работе.
  • Расстройства сна и аппетита.
  • Конфликты на работе и в семье.
  • Обострение аддикций, особенно алкоголизма и курения.
  • Трудоголизм – человек отдает все свое время и силы работе в ущерб семье. Иногда, наоборот, в стрессе он почти не уделяет внимания должностным обязанностям, полностью уходя в личную и семейную жизнь. Постоянная суета, лишние надуманные дела, спешка.

4. Интеллектуальные проявления стресса:

  • Сложно сосредоточиться на чем-либо.
  • Проблемы с памятью.
  • Навязчивые идеи, разговоры на одни и те же темы.
  • Отрицательная эмоциональная реакция буквально на все.

Физиологические и эмоциональные симптомы стресса обычно проявляются больше всего.