Быстрая подготовка к егэ по химии. Как подготовиться к егэ по химии. Поставьте перед собой реалистичную цель. Учитывайте временные ограничения

ЕГЭ. Химия. Полный курс А, В, С. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Лидин Р.А.

М.: 2013. - 352 с.

Учебное пособие содержит материал для подготовки к сдаче ЕГЭ по химии. Представлены 43 темы программы ЕГЭ, задания к которым отвечают базовому (28), повышенному (10) и высокому (5) уровням сложности. Вся теория структурирована в соответствии с темами и вопросами содержания контрольных измерительных материалов. Каждая тема содержит теоретические положения, вопросы и упражнения, тесты всех видов (с выбором одного ответа, на установление соответствия, с множественным выбором или ответом в виде числа), задания с развернутым ответом. Адресовано учителям и ученикам старших классов полной средней школы, а также абитуриентам вузов, преподавателям и слушателям химических факультетов (школ) довузовской подготовки.

Формат: pdf

Размер: 3,5 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 7
1. Теоретические разделы химии
1.1. Современные представления о строении атома 8
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 17
1.2.1. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам 17
1.2.2-1.2.3. Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп и переходных элементов (медь, цинк, хром, железо) по их положению в Периодической системе и особенностям строения их атомов 23
1.2.4. Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп по их положению в Периодической системе и особенностям строения их атомов 29
1.3. Химическая связь и строение вещества 43
1.3.1. Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Полярность и энергия ковалентной связи. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь 43
1.3.2. Электроотрицательность и степень окисления химических элементов. Валентность атомов 51
1.3.3. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения 57
1.4. Химическая реакция 66
1.4.1-1.4.2. Классификация реакций в неорганической и органической химии. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения 66
1.4.3. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов 78
1.4.4. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов 85
1.4.5. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты 95
1.4.6. Реакции ионного обмена 106
1.4.7. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная 112
1.4.8. Окислительно-восстановительные реакции. Коррозия металлов и способы защиты от неё 125
1.4.9. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) 141
2. Неорганическая химия
2.1. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная) 146
2.2. Характерные химические свойства простых веществ - металлов: щелочных, щёлочноземельных, алюминия, переходных металлов - меди, цинка, хрома, железа 166
2.3. Характерные химические свойства простых веществ - неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния 172
2.4. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных 184
2.5-2.6. Характерные химические свойства оснований, амфотерных гидроксидов и кислот 188
2.7. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных, комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) 194
2.8. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ 197
3. Органическая химия
3.1-3.2. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Гибридизация атомных орбиталей углерода 200
3.3. Классификация органических соединений. Номенклатура органических соединений (тривиальная и международная). Радикал. Функциональная группа 207
3.4. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола) 214
3.5. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола 233
3.6. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров 241
3.7. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов, аминокислот 249
3.8. Биологически важные соединения: жиры, белки, углеводы (моно-, ди- и полисахариды) 253
3.9. Взаимосвязь органических соединений 261
4. Методы познания в химии. Химия и жизнь
4.1. Экспериментальные основы химии 266
4.1.1-4.1.2. Правила работы в лаборатории. Методы разделения смесей и очистки веществ 266
4.1.3-4.1.5. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений 266
4.1.6. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений 278
4.1.7. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории) 279
4.1.8. Основные способы получения кислородсодержащих органических соединений (в лаборатории) 285
4.2. Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ 291
4.2.1. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов 291
4.2.2. Общие научные принципы химического производства (на примере получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия 292
4.2.3. Природные источники углеводородов, их переработка 294
4.2.4. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, каучуки, волокна 295
4.3. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций 303
4.3.1-4.3.2. Расчеты объемных отношений газов и теплового эффекта в реакциях 303
4.3.3. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей 307
4.3.4. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ 313
4.3.5-4.3.8. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси) или в виде раствора с определенной массовой долей вещества; практического выхода продукта, массовой доли (массы) веществав смеси 315
4.3.9. Расчеты на нахождение молекулярной формулы вещества 319
Типовой вариант экзаменационной работы
Инструкция по выполнению работы 324
Ответы к типовому варианту экзаменационной работы 332
Ответы к заданиям для самостоятельной работы 334
ПРИЛОЖЕНИЯ 350

Сегодня мы поговорим о том, как подготовиться к ЕГЭ по химии. Прежде всего, необходимо изучить кодификаторы и спецификации, размещенные на официальном сайте ФИПИ, понять структуру работы, затем систематизировать свои знания. Стоит отметить, что если вы готовитесь к экзамену с нуля, то начинать нужно не менее, чем за год.

ЕГЭ по химии

Итоговая работа содержит 40 заданий, из которых 35 требуют выбора ответа (1 часть), а 5 — развернутого (часть 2). Уровень сложности также разный: 26 относятся к базовому, 9 — к среднему, 5 — к повышенному. Решая наиболее сложные задачи, выпускники обязаны использовать имеющиеся навыки в нестандартной ситуации, систематизировать и обобщать знания. Вопросы, требующие полного ответа, требуют найти причинно-следственные связи, формулировать и аргументировать ответ, характеризовать свойства веществ и решать химические задачи, производить расчеты.

Задания ЕГЭ по химии охватывают четыре основных содержательных модуля: теоретические основы химии, органическая химия, неорганическая химия, методы познания в химии, химия и жизнь.

На работу отводится 180 минут.

ЕГЭ по химии 2015В новом учебном году появились нововведения в структуре работы:

  • количество заданий сведено к 40
  • осталось лишь 26 вопросов базового уровня (на единичный выбор)
  • для вопросов 1-26 требуется записать лишь одну цифру
  • за прохождение теста можно получить 64 балла
  • задачи по нахождению молекулярной формулы веществ оцениваются теперь в 4 балла.

Как и прежде разрешено иметь периодическую систему Д. И. Менделеева, кроме того выпускникам выдаются таблицы растворимости и напряжений металлов.

Готовимся к ЕГЭ по химии

Чтобы быть готовым к аттестации по химии, важно систематизировать полученные знания. Лучше всего это сделать с помощью следующих пособий:

  • Пособие для подготовки к ЕГЭ по химии. А. А. Дроздов, В. В. Еремин
  • ЕГЭ. Химия. Экспресс подготовка. О. В. Мешкова
  • Электронный ресурс: himege.ru/teoriya-ege-himiya/

Обязательная часть подготовки — решение тестов. Демонстрационные варианты, а также задачи из открытого банка заданий можно найти здесь: www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege

Можно воспользоваться сборниками тестов:

  • Химия. Самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ. О. Г. Савинкина
  • ЕГЭ 2015, химия. Типовые тестовые задания. Ю. Н. Медведев
  • Химия. Подготовка к ЕГЭ — 2015. В. Н. Доронькин, А. Г. Бережная

Видео

Федеральный Институт Педагогических Измерений (ФИПИ) с ознакомительной целью представил документы, регламентирующие структуру КИМ ЕГЭ. Узнать об основных нововведениях можно из спецификации . Как видим, новая версия варианта КИМ содержит 2 части, состоящих из 40 заданий разной сложности. К слову, произошло уменьшение максимального балла за выполнение всей работы - в 2015 году он составляет 64 (в 2014 году – 65).

Как подготовиться к ЕГЭ по химии?

Учим язык химии

Как и любой другой предмет, химию нужно понимать, а не зубрить. Ведь химия – это сплошное переплетение формул, законов, определений, названий реакций и элементов. Здесь важно усвоить химический «язык», а дальше будет проще – вы сможете заметить некоторые закономерности, научитесь понимать и составлять химические формулы, а также оперировать ими. Как известно, «дорогу осилит идущий».

Какие книги помогут успешно подготовиться к ЕГЭ – 2015 по химии? Обратите внимание на сборник заданий «ЕГЭ – 2015. Химия.» (2014 г. изд.) авторов Оржековского П.А., Богдановой Н.Н., Васюковой Е.Ю. Много полезного можно также почерпнуть из учебно-методического пособия «Химия, подготовка к ЕГЭ – 2015» (Книга 1 и 2) автора Доронькина В.Н.

Правильно используем таблицы – половина успеха

Для подготовки к ЕГЭ по химии «с нуля» важно тщательно изучить 3 таблицы:

  • Менделеева
  • растворимости солей, кислот и оснований
  • электрохимический ряд напряжений металлов

На заметку! Эти справочные таблицы прилагаются к каждому варианту экзаменационной работы. Умение правильно их использовать обеспечивает получение более 50% нужной на экзамене информации.

Выписывание формул и таблиц

Знание каких разделов химии будут проверяться на ЕГЭ? На сайте ФИПИ представлен доступ в открытый банк заданий ЕГЭ по химии – вы сможете попробовать свои силы в решении заданий. В кодификаторе содержится перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по химии.

Каждую изученную тему лучше конспектировать в виде кратких записей, схем, формул, таблиц. В таком виде значительно повысится эффективность подготовки к ЕГЭ.

Математика – как основа

Не секрет, что химия как предмет «насыщена» разными задачами на проценты, сплавы, количество растворов. Так что знание математики очень важно для решения химических задач.

Проверяем свой уровень знаний и умений с помощью демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ 2015 года по химии, подготовленного ФИПИ. Демоверсия дает возможность выпускнику получить представление о структуре КИМ, типах заданий и уровнях их сложности.

Как подготовиться к ЕГЭ по химии «с нуля»? Учите материал осмысленно, задавайте вопросы, пытайтесь понять суть. К вашим услугам также многочисленные Интернет-ресурсы, с помощью которых можно разобрать «непонятные» моменты. Успешно сдать ЕГЭ возможно – поверьте в себя! А наше видео раскроет вам некоторые секреты подготовки к ЕГЭ по химии.

). Но наверстать упущенное и разобраться наконец в таблице растворимости и формулах - не поздно. И не только в них, если составить чёткий план и выбрать правильные материалы. О подготовке к ЕГЭ по химии - преподаватель химии и автор телеграм-канала «ФарСмацевтика» Анна Тихонова.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

В этом году форма экзамена почти не изменилась: вместо 34 заданий их будет 35 . Но из-за этого немного изменится система пересчёта первичных баллов в тестовые. Экзамен состоит из двух частей: первая предполагает выбор цифр или последовательности цифр (29 заданий), вторая - ответы с развёрнутым ответом (6 заданий). Максимальное количество первичных баллов, которое можно набрать за первую часть, - 40, за вторую - 20 . Обычно мои ученики начинают паниковать уже на этой стадии - когда узнают о заданиях. Но на самом деле всё не так страшно, как кажется.

1. Найдите человека, которому вы сможете задавать вопросы

Необязательно нанимать репетитора. Этим человеком может быть учитель в школе или знакомый студент, который учится на химфаке. Главное - не стесняться задавать даже самые глупые, на ваш взгляд, вопросы и стараться закрывать пробелы, которые возникают во время подготовки. Поверьте, то, что у вас появляются хоть какие-то мысли насчёт химии, уже говорит о том, что процесс запущен. Смело поднимайте руку прямо во время урока, расспрашивайте репетитора, участвуйте в обсуждениях в тематических сообществах и не бойтесь выглядеть глупо в глазах других.

2. На экзамене у вас будет три официальные шпаргалки. И в них нужно разбираться

Это таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд напряжения металлов . В них содержится около 70% информации, которая поможет вам успешно сдать экзамен. На остальные 30% от вашего успеха приходится ваше умение пользоваться ими.

Чтобы разобраться с таблицей Менделеева, нужно сначала изучить периодические свойства элементов: строение атомов элементов, электроотрицательность, металлические, неметаллические, окислительные и восстановительные свойства, валентности, степени окисления. Если запомните их - не придётся запоминать свойства каждого отдельного элемента или каждого отдельного вещества в природе. Достаточно взглянуть в таблицу и вспомнить о периодическом законе.

Подсказка для тех, кто вечно всё забывает: F (Фтор) самый сильный неметалл и самый электроотрицательный элемент, а Fr (Франций) - наоборот (самый сильный металл и наименее электроотрицательный элемент). Это поможет с чего-то начать.

3. Повторяйте математику. Химию без неё не сдать

Конечно, никто не просит вас интегрировать или дифференцировать и вообще на экзамене можно пользоваться непрограммируемым калькулятором. Но повторить темы процентов и пропорций - обязательно. Формул, которые необходимы для решения задач, не так уж и много. Запомнить нужно только основные: формула для расчёта массовой доли, массы вещества, объёма, количества вещества, плотности и выхода продукта. Зная их, вы сможете без проблем выводить другие.

Попробуйте вывести из формулы массовой доли массу раствора или, зная массу и молярную массу вещества, определить его количество. Через несколько недель тренировок вы заметите, что все эти формулы связаны между собой и, если вы что-то забыли, всегда можно вывести нужную вам формулу из другой.

4. Таблица химических реакций - ваш помощник

Веществ в химии действительно очень много, их можно систематизировать и выявить закономерности. Вам поможет таблица взаимодействия веществ между собой. Распечатайте её и держите перед глазами, когда только начнёте решать цепочки или реакции.

Фото: chemistrytutor.wordpress.com/2008/05/15/inorg

Как ей пользоваться?

  • Научитесь определять класс веществ (оксиды, кислоты, соли, основания, металлы и неметаллы) и разберитесь в типах реакций, чем они друг от друга отличаются.
  • В реакцию вступает минимум два вещества. Определяете, к какому классу относится первое вещество. Находите соответствующий пункт в таблице справа (или вверху).
  • Проделайте то же самое со вторым веществом, ищите пункт сверху таблицы (или справа).
  • Смотрите на пересечение этих двух пунктов в таблице - это ответ, который получается в реакции.

На экзамене такой шпаргалкой пользоваться нельзя. Но во время подготовки вы легко запомните, что получается, если, например, реагируют кислота и щелочь, и другие вещества. А это около 80% заданий на ЕГЭ.

5. Берите книжки ФИПИ и идите от простого к сложному

На самом деле не важно, какой учебник вы выберете для подготовки к ЕГЭ. Берите тот, где вам будет понятен материал и в котором есть все темы, которые встретятся на экзамене. Что касается тестов, здесь тоже не нужно изобретать велосипед: я рекомендую пользоваться книжками ФИПИ. Тот материал, который они дают, максимально приближен к тому, что будет на экзамене. И можно решать тексты по изученным темам прямо на их сайте .

Начать стоит с блоков, которые встречаются чаще всего:

  • строение атома, периодические свойства элементов
  • типы химической связи
  • классы неорганических веществ
  • гидролиз
  • электролиз
  • взаимодействие веществ между собой и классификация химических реакций
  • задачи на тему «растворы»
  • химическое равновесие
  • органическая химия (классы соединений, их способы получения и химические свойства)

Остальные блоки сложнее. После того, как прорешаете задания по основным блокам, вы поймёте, в каких темах у вас пробелы, а какие вы знаете хорошо. Закрепите темы, которые вы знаете лучше остальных, и вернитесь к изучению теоретической базы тех тем, которые даются хуже. Учите тему и выполняйте по 20 упражнений в день. Если времени для подготовки мало, сосредоточьтесь на заданиях, темы которых вам ясны. Лучше целиком решить задание с ОВР (окислительно-восстановительными реакциями), чем не сделать ничего.

6. Теория хорошо, но без тестов всё равно никуда

Если кажется, что вы всё знаете из теории и вам не нужно тратить время на решение тестов - это не так. Большинство ошибок на экзамене случается из-за того, что ученик неправильно прочитал задание или не понял, что от него хотят. Чем чаще вы будете решать тесты, тем быстрее поймёте структуру экзамена и сложные и загадочные формулировки задания.

Например, в задании № 30 сказано: «Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. В ответе запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций». Очень часто ученики пропускают стадию написания полного ионного уравнения и пишут сразу сокращённое, потому что так быстрее. Это не ошибка, но за это могу снять один первичный балл.

7. А вот читать лишние статьи и литературу точно не нужно

Иногда во время подготовки к экзамену ученик настолько увлекается, что начинает читать узкоспециализированную литературу. И при ответе на простой вопрос путает самого себя: вроде бы гидроксид цинка проявляет амфотерные свойства и реагирует и с кислотами, и с основаниями, а вот в такой-то статье говорилось, что новые исследования говорят абсолютно о другом. И это ставит под сомнения все фундаментальные знания о химии! Я, конечно, утрирую, но смысл в том, что цель экзамена - проверить ваши знания школьной программы. И стратегия «чем проще, тем вернее» работает в тестах как нельзя лучше.

Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля - до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.