Предмет исторической науки в современном мире. Понятие исторического источника, их классификация. Основные научные принципы

В рабочей тетради укажите названия элементов светового микроскопа, соответствующие цифрам на рисунках:

Введение.

Историография как наука

Люди всегда интересовались своим прошлым. История - это наука, изучающая прошлое человеческого общества. Как наука она складывается в XVIII в., хотя исторические произведения создава­лись и до XVIII в., но их нельзя считать научными. Период до XVIII в. является периодом существования исторических знаний (в отличие от исторической науки).

Процесс накопления исторических знаний - это необходимый процесс, который ведет к превращению каких-либо знаний в науч­ные. Задача исторической науки (в отличие от исторических знаний) не только описать события, воспроизвести исторические факты, но также объяснить их, обобщить, выделить причинно-следственные связи между событиями и закономерности. Исторические знания в историческую науку превращаются, прежде всего, благодаря воз­никновению теоретического осмысления. Вместо теологии с XVIII в. на первое место в исторических исследованиях выходит принцип причинности и внутренней закономерности. Кроме того, описание исторических фактов в рамках научных исторических знаний тоже меняется: оно осуществляется на основе критического отношения к источникам. И, наконец, историки начинают теоретически осмысли­вать и формулировать задачи исторического исследования. Все эти новшества появились в XVIII в., поэтому история как наука склады­вается именно в XVIII в.

Термин «историография» происходит от греческих слов исто­рия (повествование о чем-либо) и граф - пишу. Таким образом, до­словно историография переводится как письменный рассказ о прошедшем. Долгое время историков называли историографами, используя термин историография как синоним исторических произ­ведений, исторической литературы. Например, Н.М. Карамзин яв­лялся «официальным историографом» Российского государства. В этом смысле термин «историография» на сегодняшний день явля­ется устаревшим и практически не употребляется.

К концу XIX в. историография выделилась из истории в само­стоятельную научную дисциплину. С этого времени под историо­графией (в широком смысле слова) понимают науку, изучающую историю исторической науки в целом или в отдельной стране.

Понятие «историография» может использоваться и в узком смысле слова. В таком случае под историографией понимается со­вокупность научных трудов по какой-либо теме. Например, историография движения декабристов, историография Первой русской ре­волюции 1905-1907 гг., историография Великой Отечественной войны и т. д. Историографический обзор по какой-либо теме вклю­чает в себя не только библиографию и перечисление работ, но и их анализ, критический разбор литературы. При этом необходимо не только рассмотреть различные исторические труды и концепции, но и объяснить, почему в разные периоды времени господствовали именно такие теории, преимущественно изучались (или не изуча­лись) именно такие темы, выделялись именно такие причинно- следственные связи. Но все равно основой историографии отдель­ных проблем является история исторической науки в целом.


Предметом историографии в широком смысле слова является историческая наука в ее развитии. Историография изучает развитие исторической науки: накопление фактического материала, отноше­ние к источнику, изменение тематики, концепции исторической нау­ки. Поэтому основными источниками историографии как науки являются труды самих историков, исторические произведения, ма­териалы научных исторических конференций.

Специфика исторического познания заключается в том, что ис­торик изучает прошлое. Предметом исследования для историка яв­ляется прежде всего сама объективная реальность, которая распадается на отдельные исторические факты. Историческое по­знание имеет ретроспективный характер, т. е. оно направлено из настоящего в прошлое. Историк не может чувственно воспринять прошлое. История, как наука, опирается на факты, которые являют­ся предметом исследования профессиональных историков. Исто­рический факт - это реальное событие, явление. Так как историк не являлся участником изучаемых событий, то его представления об исторических фактах складываются только на основании историче­ских источников.

Исторический источник - это все, что создано в процессе че­ловеческой деятельности, несет информацию о многообразии об­щественной жизни и служит основой для научного познания. Это все, что было создано в том обществе, которое изучает историк: памятники материальной культуры (орудия труда, жилища, здания, предметы быта, одежда и т. д.) и, конечно же, письменные памятни­ки: летописи, законодательные источники, актовые источники, дело­производственные документы (протоколы, отчеты и др.), статистика, периодическая печать, воспоминания, дневники и т. д. Научные ис­торические труды создаются только на основании источников (при­чем прежде всего письменных). Поэтому историк должен уметь работать с историческими источниками, уметь выявлять из них объ­ективную информацию, используя критические методы.

Кроме того, большое влияние на исторические труды оказывает эпоха, в которой живет историк, его политические и научные взгля­ды. Все это делает историческое познание достаточно сложным.

Перед историком стоят следующие задачи:

Описать исторические факты на основе тщательного критиче­ского анализа источников;

Объяснить, почему произошло то или иное событие, проследить причинно следственные связи между историческими событиями;

Создать периодизацию исторического процесса, определен­ную схему исторического развития;

Сформулировать и определить задачи исторической науки, методы исследования.

В разное время события объясняли по-разному. Во многом это было связано с тем, какая методология лежала в основе историче­ского исследования. Методологи я - это теория исторического по­знания, совокупность методов исследования. Термин «методология» происходит от греческих слов методос и логос. Бук­вально он означает путь познания. Методология истории в своем содержании есть, прежде всего, система определенных мировоз­зренческих теоретических положений, используемых ученым в каче­стве познавательных принципов.

По мере развития общества появлялись все новые философ­ские общественно-политические течения, которые по-разному объ­ясняли исторические события: сентиментализм, гегельянство, марксизм, позитивизм, неокантианство. В зависимости от того, какой из них придерживается историк, он может по-разному объяснять од­ни и те же события. Поэтому работы, написанные историками- либералами и историками-марксистами, будут отличаться друг от друга, даже если будут освещать одни и те же события.

Таким образом, можно отметить, что на развитие исторической науки влияют следующие факторы:

Уровень социально-экономического и политического развития общества. Большое значение имеет то, в какое время был написан тот или иной исторический труд, так как исторические знания - это реставрация прошлого в условиях требований современной эпохи. Именно общество определяет ведущие концепции, тематику иссле­дований.

Философские и политические взгляды историка, его методо­логия.

Источниковая база: публикация источников и степень доступ­ности архивных материалов, а также выработанные методы работы с источниками.

Все эти факторы и изучает историография. Безусловно, при оценке той или иной научной концепции важно выявить ее значение, определить, что нового внес тот или иной историк в развитие исто­рической науки с точки зрения теории, методологии, методов иссле­дования, источниковой базы, выводов.

Круг задач, которые должна решить историография как научная дисциплина, достаточно широк. Можно выделить следующие зада­чи, стоящие перед историографией:

Выявить закономерности и особенности развития исторической науки, показать ее связь и зависимость от социально- экономического и общественно-политического уровня развития об­щества.

Рассмотреть правительственную политику в области истори­ческой науки и образования;

Изучить деятельность исторических научных учреждений и системы подготовки кадров-историков;

Изучить историю развития методов и приемов исследования, борьбы мнений в разные эпохи по коренным теоретическим и мето­дологическим положениям;

Исследовать процесс накопления фактических знаний о чело­веческом обществе, введения в научный оборот новых источников;

Проследить совершенствование приемов критики и методов работы с историческими источниками;

Проследить изменение тематики исторических исследований.

Изучение историографии имеет огромное значение при подго­товке историков. Знание историографии помогает при выборе темы исследования. Обосновывая выбор темы научного исследования, необходимо, прежде всего, проанализировать всю имеющуюся ли­тературу по выбранному периоду и вопросу, отмечая наиболее не­изученные проблемы, после чего можно окончательно сформулировать тему и задачи исследования. Кроме того, в ходе своей работы, историк всегда располагает известным материалом, который образуется в ходе предшествующего развития историче­ской науки. Он содержит не только накопленные ранее факты, но и оценки, выводы, концепции. И перед тем как сформулировать свое видение проблемы или поддержать уже существующую концепцию, необходимо знать все оценки и мнения, высказанные в научной ли­тературе.

Титульный лист


Введение…………………………………………………………………….....3

1.Что такое история?.....................................................................................5

2.Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции……………………………………………………..……...8

3.Периодизация мировой истории……………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………………….16


Введение

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек - существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография - отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу - а не людям - при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.


1. Что такое история?

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

Обычно историю определяют как наук у о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио - богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека".

Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление". Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов. Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия " история". Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины.

Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и "жития", до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе "Опыт систематической энциклопедии знаний". Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные - на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные - на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь "исторические" науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.

В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

1. "Теорематика" - " науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).

2. " История" - " науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).

3. "Каноника" - " наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).


2. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции.

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука ? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как

Textet TB-700HD

  1. Что такое история? Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции.
  2. Периодизация мировой истории.
  3. Основные концепции (интерпретации) исторического процесса.

1. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ? ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ КАК НАУКИ:
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ, СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ФУНКЦИИ

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио - богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека" (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 9).

Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление" . Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов . Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого ), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия "история". Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины .


Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного , история не рассматривалась еще долгое время . Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и "жития", до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний . В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины , обладающей собственным предметом , предпринял немецкий философ В. Круг в работе "Опыт систематической энциклопедии знаний". Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные - на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные - на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь "исторические" науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.

В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

1. "Теорематика" - "науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).

2. "История" - "науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).

3. "Каноника" - "наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.

Мы будем изучать историю как науку в развитии человеческого общества во всем его многообразии. А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса . Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории , как отдельной науки , специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс , т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах" (В.О. Ключевский. Курс русской истории. М., 1956. Т. I. Ч. I. С. 14).

Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, "белые пятна" и "серые ниши" прошлого - таково полотно исторического времени. Но историческое знание в целом позволяет, когда необходимо, перевести взгляд и увидеть все многообразие "мира истории", структуры и связи, события и действия, бытие народов и повседневную жизнь героев и "маленького" человека, обыденное сознание и глобальное мировоззрение.

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая , она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта : история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин , разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в разные периоды складывались по-разному, но крупнейшие представители историографии всегда верили в "общий рынок" общественных наук. Эта вера сохраняется и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение социальных наук, так называемая междисциплинарность, - явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в самостоятельные области знания, в результате чего процесс разделения труда и специализации сопровождался углублением взаимосвязей.

История, как впрочем, и другие гуманитарные и социальные науки конца XIX - XX вв. не избежала влияния и психологии . Большой популярностью пользовались на рубеже XIX-XX вв. книги Г. Лебона "Психологические законы эволюции народов" (Лебон. 1894) и "Психология народов и масс" (Лебон. 1895), где обосновывалось предположение о вступлении европейского общества в "эру толпы", когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Австрийский психолог З. Фрейд считал, что его концепция "подсознательного" может быть ключом к пониманию исторических личностей, а "Эссе" Фрейда о Леонардо да Винчи, написанное в 1910 г., было по существу, первым опытом психоистории .

Термин "психоистория" появился в 50-е годы в США, где в это время издавались журналы по психоистории. Их героями были такие исторические личности, как Гитлер, Троцкий, Ганди и т.д. Психоанализ оказал большое влияние на критику некоторых исторических источников - дневников, писем, воспоминаний.

Стал учитываться факт психологической потребности автора в фантазиях. Отдельной темой стало изучение дневниковых записей о снах. Известны примеры применения психоанализа к социальным группам, например, к истории крестьянских и городских религиозных движений, при изучении которых историки нередко имеют дело с отклонениями. Но в целом расцвет психоистории оказался непродолжительным, а возможности ограниченными.

Сегодня для историков очевидны и значимость, и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины. Области, где может эффективно использоваться психоанализ, очерчены достаточно четко: исследование выдающихся личностей, изучение культурных традиций. Задача синтеза истории и психологии, если она имеет смысл, все еще остается делом будущего.

По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса . К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.

Изучение и преподавание истории в современных условиях осложняется рядом обстоятельств:

1. Процесс переосмысления прошлого в нашей стране идет в условиях смены общественно-экономического и политического строя, в условиях формирования новых морально-нравственных ценностей. В этой связи история стала настоящим полем сражения, полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные точки зрения, сторонников которых интересует не столько историческая правда, сколько аргументы в пользу своего существования. А это вместо одной полуправды порождает другую.

2. История всегда была тесно связана с политикой, интересами и судьбами правителей, которые редко поощряли желание историков знать правду и сообщать ее обществу. Сегодня это ощущается особенно остро. Поэтому приходится сталкиваться с предвзятостью и субъективизмом в оценках исторических событий, особенно советского периода.

3. К сожалению, уровень исторической подготовки и общей политической культуры нашей молодежи не создает благоприятных условий для глубокого критического осмысления и восприятия многочисленных публикаций, искажающих картину исторического развития нашей страны.

4. Положение осложняется и отсутствием учебников. Имеющиеся отдельные учебники и учебные пособия единичны.

В этих условиях преподавание истории приобретает общегражданское звучание.

Целью изучения нашего курса является формирование убудущих специалистов системы знаний, закладывающих методологический фундамент исторического сознания, социального самосознания и установление связи с другими дисциплинами .

Главная задача курса - дать цельное представление исторического пути развития человечества, сформировать у студентов определенную систему теоретических представлений и знаний об исторических процессах в мире, показать единство и многообразие истории человечества, специфику различных цивилизаций, их типы, историю развития разных стран, народов, социумов, человека.

В то же время дать цельное представление об историческом пути развития российской цивилизации, выявить воздействие на нее мощных цивилизационно-формирующих потоков Запада и Востока, определить историческое место России в мировом человеческом сообществе, понять особенности ее общественной организации и культуры в сравнении с опытом других народов.

Важнейшими задачами изучения данного курса также являются : активизация познавательной деятельности студентов, обучение их методам рационального объяснения исторических феноменов, способам их понимания, а также выбору личностных ориентаций, сознательного поведения и деятельности.

Данный курс относится к дисциплинам общекультурной подготовки . Он является обобщающим, синтезирующим и выполняет несколько социально-значимых функций : познавательную (интеллектуально-развивающую), мировоззренческую, практически-политическую, воспитательную.

Познавательная (интеллектуально-развивающая) функция состоит прежде всего в конкретном изучении исторического пути развития человеческого общества (истории мировых цивилизаций), в теоретическом обобщении фактов и событий, а также в выявлении главных тенденций истории развития мировых цивилизаций и их особенностей, нашедших отражение в исторических источниках.

Мировоззренческая функция состоит в том, что мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития может быть научным только тогда, когда опирается на объективную реальность, то есть исторические факты. История мировых цивилизаций, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором базируется наука об обществе. Одним из важнейших мировоззренческих аспектов изучения курса является формирование историзма мышления, ибо он приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития.

Практически-политическая функция состоит в том, что история, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития человеческого общества, помогает выработать научно-обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего - корни интереса народов к своей истории. История призвана облегчить обществу и человеку самоосознание и показать пути к самоусовершенствованию. Прошлое не уходит бесследно, у него нет границ, его нельзя отменить. Забвение его - трагедия для последующих поколений, ибо человеческое общество не может развиваться без духовного наследия. Без него оно обречено на деградацию.

Воспитательная функция способствует формированию гражданских качеств, помогает осознать такие категории, как честь, долг перед обществом, добро и зло и в целом морально-нравственные ценности человечества в их развитии.

История - 1) в самом общем смысле означает всякий процесс развития природы и человечества; 2) как наука (историческая наука ) изучает во всей конкретности и многообразии существование отдельных индивидов в прошлом, а также социальных общностей людей и результатов их деятельности (равно как и взаимодействия) в хронологическом развитии.

Историческая наука является неотъемлемой частью общественного познания в целом. Слово «история» в качестве синонима словосочетанию «историческая наука» употребляется не только в смысле уже известного знания о совокупности фактов прошлого, но и обозначает предмет этого знания. Объектом познания исторической науки является всё многообразие явлений общественной жизни человечества на всём протяжении его бытия во времени как в целом, так и в частности. В сферу изучения истории включена экономическая, социально-политическая, духовная жизнь общества. Учитывая, что субъектом истории является человек, а именно - отдельные индивиды, коллективы и сообщества, задача исторического познания заключается в выяснении генетической связи всех общественных явлений, происходивших в истории, установлении закономерностей исторического процесса. Чтобы выполнить свою задачу историки стремятся собрать максимально полный фактический материал о событиях, явлениях и процессах минувшей исторической реальности; осуществляют систематизацию и обобщение фактов, рассматривают их во взаимосвязях друг с другом. Но как наука история не ограничивается простым повествованием о событиях, она также пытается понять и объяснить пройденный человечеством путь. Люди с помощью истории стремятся постичь смысл происходящих, пусть даже уже канувших в прошлое, перемен и потрясений в их собственной жизни и жизни социума для того, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.

По сути, история есть не что иное, как форма познания изменчивого, временного, преходящего. К особенностям истории как науки можно отнести следующее:

  1. поскольку объект исторического познания, принадлежа к прошлому, не существует в настоящем в виде реального бытия, то историк изучает его опосредованно, посредством исторических источников - вещественных, письменных, устных, визуальных;
  2. познающий историю субъект неизбежно включён в познаваемую им общественную среду, являющуюся прямым порождением исторического прошлого;
  3. приходится принимать во внимание качественную незавершённость процесса развития истории.

Становление и развитие исторической науки

Первоначально исторические представления, которые появились как попытки осмыслить антропо- и этногенез, бытовали и передавались в виде устных преданий. Они были тесно переплетены с религиозными учениями о мироздании, поскольку в устной культуре дописьменного общества практически отсутствовала разница между мифом и историей. Главной особенностью мифологических, сакральных образов исторического времени было положение о циклической картине развития мира, мысль о постоянной повторяемости явлений. В дальнейшем возникают эпические сказания, рассказывающие о наиболее значительных событиях в истории рода, племени, народа, ранних государств. Изобретение письменности стало крупнейшей вехой в развитии исторических знаний, поскольку появилась возможность сохранять в фиксированном виде для последующих поколений более или менее достоверные свидетельства современников об исторических событиях и их отношении к ним. Примерно во 2-ой половине 2-го тыс. до н.э. наряду с воззрениями о цикличности и повторяемости истории рождаются идеи об однонаправленном линейном, т.е. необратимом развитии жизни и общества.

В античную эпоху (5 в. до н.э. - 5 в. н.э.) начинают складываться предпосылки для вычленения истории из единой познавательной системы социума и превращения её в самостоятельную отрасль знания. Тогда же создаются первичные письменные исторические сочинения. При переходе от Античности к Средневековью (3-5 вв.) формируется и впоследствии утверждается в качестве господствующей на протяжении всех средних веков религиозная христианская парадигма исторического развития. В ней была отринута распространённая в античности циклическая схема, возобладал догмат о провиденциальной обусловленности направления развития истории как единого, глобального линейного процесса, основных его этапов, цели, смысла и значения каждого из них. Центральным пунктом тут был тезис о телеологичности времени - его строгой ориентированности от прошлого к будущему, от акта первотворения к концу мира, предопределяемых Божественным провидением.

Вплоть до начала Нового времени (рубеж 16-17 вв.) история носила описательный, эмпирический характер. Непосредственным объектом её внимания были внешние события человеческой истории в хронологической последовательности, изучение отдельных, частных сторон исторического процесса. В Новое время историки всё больше пытаются в своих трудах объяснять причинно-следственные связи различных общественно-политических явлений. В конечном итоге это предопределило складывание исторической науки в качестве отдельной области знания. В странах Западной Европы и России это произошло в 18-19 вв. Именно тогда историческая наука приступила к вычленению элементов, связей, рассмотрению эволюции структуры человеческого общества, механизма исторического процесса, стали формироваться национальные и научные историографические школы. Одновременно в исторической науке возникают различные научные направления и концепции, обусловленные доминированием тех или иных мировоззренческих и историософских идей, различием в методологических подходах.

Преобладающими во 2-ой половине 19-20 вв. стали две парадигмы исторической науки: формационно-стадиальная (марксистская) и цивилизационная. Формационно-стадиальная теория исходит из того, что история человечества есть единый процесс прогрессивного развития, проходящего через определённые стадии. Переход от одной крупной стадии, называемой общественно-экономической формацией, происходит в силу смены общественно-экономического уклада, который определяется способом производства материальных и духовных благ, влияющим на организацию социума и политических институтов. Цивилизационный принцип объяснения исторического процесса пытается выявить некую базовую модель культурной динамики локальных цивилизаций, под которыми понимают большие, исторически сложившиеся общности людей, занимающих определённую территорию и имеющих присущие им особенности социально-экономического и культурного развития. Историки, основывающие свои исследования на цивилизационном подходе, уподобляют историю цивилизации с процессом развития живого организма, последовательно проходящим через несколько фаз роста и упадка.

На рубеже 20-21 вв. в исторической науке происходят сложные, неоднозначные и порой противоречивые процессы. С одной стороны, история сближается с другими гуманитарными, социальными и, отчасти, с естественными науками, в чём проявляется её интегральный характер. Осуществляется активное восприятие методов, разработанных иными науками. Вместе с тем продолжается дальнейшая дифференциация исследовательских направлений внутри самой исторической науки. В этом некоторые специалисты усматривают угрозу расщепления исторической науки на отдельные подотрасли других наук. Во многом это обусловлено современными тенденциями развития общественного сознания, увлечённом доктринами постмодернизма с его безграничным релятивизмом, признанием совместного существования собственно научного и паранаучного знания, стиранием граней между подлинным исследованием и различными, как правило, «сенсационными» открытиями, которые обнародуются людьми, не обладающими профессиональной подготовкой и знаниями.

Если первоначально написанием исторических трудов занимались отдельные авторы, которые трудились независимо друг от друга, то в дальнейшем, по мере превращения истории в настоящую науку, работа историков начинает приобретать характер коллективного творчества. Издавна центрами изучения истории являлись университеты, где её преподавание всегда было важной компонентой комплекса гуманитарных наук. В Новое время в разных странах стали образовываться исторические общества, комиссии и иные ассоциации, члены которых обменивались информацией о результатах исследований, занимались сбором и публикацией исторических документов. В 20 в. дополнительно возникли специализированные исследовательские структуры, объединяющие значительные группы (коллективы) специалистов, занятых целенаправленным изучением различных исторических проблем: академии наук, исторические институты и т.п. В настоящее время осуществляется объединение усилий и координация деятельности историков на международном уровне посредством Международного комитета исторических наук (МКИН), различных фондов и др. организаций. Система архивов и исторических музеев вносят существенный вклад в накопление, хранение и обработку исторических памятников. Важную роль играют периодические исторические издания, которые способствуют обнародованию плодов изысканий историков, популяризируют исторические знания.

Различия в методологических подходах, наряду с особенностями творческих индивидуальностей исследователей, приводят к разнообразию трактовок исторических сюжетов, складыванию научных школ, возникновению конкурирующих концепций, создают основу для научных дискуссий.

Функции исторической науки

Будучи комплексной сферой научного познания общественного развития, история, как любая другая наука, в первую очередь выполняет познавательную (онтологически-познавательную) функцию. Историческая наука даёт возможность установить связи и взаимовлияния между явлениями, выявить тенденции изменений в обществе, прояснить место человека или отдельных сообществ людей в перманентно меняющейся картине бытия, показать органичное единство прошлого, настоящего и будущего, предлагает обществу суждения и выводы, которые должны помочь избежать повторения совершённых в прошлом ошибок (так называемые, «уроки истории»). Одновременно историк, подобно любому другому человеку, занятому интеллектуальным трудом, занимается своими исследованиями не только ради достижения конкретной практической цели, но также удовлетворяет собственный познавательный интерес.

Следующая выполняемая историей функция - коммуникативная. Историки не просто накапливают некий объём информации, но и перерабатывают её для актуального использования в настоящем и будущем. Близка по своим задачам к коммуникативной ещё одна функция истории - сохранение социальной памяти. Историческая наука транслирует знания о прошлом новым поколениям человечества, формирует представления о связи времён, о различных аспектах социальной практики. Наряду с языком, обычаями и традициями, а также культурой и религией история служит одним из главных средств репрезентации собственной идентификации для целых народов и отдельных людей, способствует интеграции общества, создаёт представление об общей исторической судьбе. С этим прямо связаны фиксация в памяти людей важнейших событий в жизни общества, выработка идеологии государств, политических воззрений и доктрин, программ общественных движений. Историческая наука формирует историческое сознание, т.е. совокупность представлений о своём личностном прошлом и прошлом всего человечества.

Важнейшее место занимает образовательная функция. Она заключается в разъяснении историками обществу сути познанных ими явлений, исторических путей, пройденных народами и государствами, причин былых успехов и неудач.

Близка к образовательной также воспитательная функция, посредством которой осуществляется социализация отдельных личностей и подрастающих поколений. История является действенным средством в воспитании патриотических чувств. Историческая наука востребована обществом и властью в качестве одного из эффективных инструментов для разъяснения социальных и политических проблем, для поиска способов их разрешения.

Общество признаёт также прогностическую функцию исторической науки, поскольку она анализирует прошлое человечества во всей конкретности и многообразии ради лучшего понимания настоящего состояния общества и определения перспектив будущего развития. Некоторые учёные говорят также об эстетической функции исторической науки, которую они трактуют как основу и мотив для синтеза теоретического и эстетического освоения мира.

Структура исторической науки

Колоссальный объём фактического материала, всеобъемлющий характер изучения истории как единого процесса с охватом всех эпох и аспектов прошлого человечества предопределяют дифференциацию исторической науки на отдельные части и элементы.

По пространственно-географическому признаку историю принято разделять на отечественную (т.е. собственной страны) и всеобщую (т.е. зарубежных стран и народов). В свою очередь всеобщую историю подразделяют на национальную (иными словами, этническую) и региональную. Первая изучает историю отдельных стран и народов. Вторая объединяет истории связанных общими чертами культурно-исторического развития различных стран и народов. Сложность изучения региональной истории заключается в том, что понятие «исторический регион» достаточно условно, оно не совпадает по своим территориальным рамкам с устойчивым понятием «географический регион». К национальной истории примыкает краеведение (местная, локальная истории) - комплексная дисциплина, где ведущую роль наряду с историей играет география.

Хронологически развитие всемирной истории сегодня обычно представляют по следующей схеме: от первобытного общества через восточные деспотии Древнего мира, а также античные Грецию и Рим к Средневековью, Новому и Новейшему времени. Нередко вычленяют ещё период современной (текущей) истории, условно обозначающий совокупность явлений и процессов, свидетелями которых являются живущие в настоящее время люди (в среднем - три поколения).

Одним из вариантов глобальной периодизации истории является широко распространившееся во 2-ой половине 20-го в. теоретические построения о переходе от общества, потребляющего продукты природы, к обществу производящему, которое, в свою очередь, прошло в своём развитии как минимум две фазы - аграрную (другое именование - традиционную) и индустриальную. Впоследствии индустриальная фаза переходит в постиндустриальную, которую нередко сейчас называют информационным обществом.

Также в исторической науке есть дифференциация по профилю и проблематике исследований. Многие из разделов исторической науки выделились в обособленные научные специальности и самостоятельные научные или учебные дисциплины, имеющие специфические особенности и задачи. Некоторые из них ориентированы на изучение конкретных проявлений человеческой деятельности: , экономическая история , история культуры , религии , естествознания и техники, история повседневности, гендерная и пр. Другие сосредоточены на рассмотрении отдельных периодов истории человеческого общества (история первобытного общества, антиковедение, медиевистика и т.п.) или истории отдельных территорий и народов (славяноведение, африканистика, синология, индология, американистика и т.д.).

Усложнение решаемых историей задач, многообразие аспектов и используемых познавательных средств, привело к внутренней специализации исторического знания. Из состава исторической науки выделились источниковедение, вспомогательные и специальные исторические дисциплины, историография.

Теория истории представляет собой область общих представлений об истории в целом или об отдельных исторических явлениях и процессах. В теории рассматриваются общие проблемы изучения истории как реальности (онтология) и истории как познания (гносеология).

Методология истории выступает как раздел исторической науки о методах познания. Она «является теоретическим выражением практики конкретно-исторического исследования в виде методов, принципов, научных исторических понятий и т.д. Обобщая практику исследовательской работы историка, методология даёт возможность осмысленно относиться к познанию, вырабатывать и сознательно применять приёмы, процедуры, способы, теоретические принципы анализа общих и частных конкретно-исторических проблем» . Методология истории находится в тесной связи с развитием исследовательских методик, которые, хотя и служат конкретным инструментарием специалиста, оказывают определённое воздействие на формирование методологической базы истории как науки.

Методология и теория исторической науки определяют понимание самим историком характера, факторов и направленности исторического процесса.

Исторические дисциплины, несмотря на кажущуюся независимость друг от друга, органически связаны между собой и образуют единую систему исторической науки. Опираясь на общие принципы, только в своей совокупности они способны дать действительно научное представление о прошлом в целом и решить в диалектическом единстве главную задачу - познать минувшие страницы истории человеческого общества с целью лучшего понимания его настоящего и перспектив дальнейшего развития.

Методы исторических исследований и взаимосвязи истории с другими науками

Цели и задачи исторической науки диктуют основные приёмы работы историка, выбор методов для осуществления конкретного исторического исследования.

Наиболее фундаментальным научным методом, сопряжённым со способностью мыслить категориями времени,места и причинности является принцип историзма . Принцип историзма обязывает рассматривать факты, явления, события без каких-либо изъятий в их генезисе и развитии, непрерывной связи с конкретными историческими условиями, выявлять и фиксировать качественные изменения в структуре объекта при переходе от одного исторического состояния к другому. На основе принципа историзма история рассматривается как непрерывный процесс развития, причём подчёркивается своеобразие сущностных характеристик отдельных исторических эпох.

Широко применяется системный подход, когда на историю общества смотрят как на цельную систему, в которой необходимо проанализировать её структуру, выявить составляющие элементов всех уровней, установить функции как системы в целом, так и отдельных её компонентов, а также внешние условия, в которых формируется и развивается система.

Проблемно-хронологический метод предполагает «расчленение» широкой темы исследования на ряд более узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности.

Сравнительно-исторический метод позволяет выявить тенденции исторического процесса, формирует научную базу его периодизации , указывает на общее и особенное в истории, позволяет за внешними, явственными чертами явлений увидеть их глубинную сущность.

Перечисленными выше методами далеко не исчерпывается методический арсенал исторической науки. Тем более что, хотя корректно выбранный метод исследования позволяет более или менее точно описать и объяснить отдельные стороны исторического процесса, даёт ключ к решению конкретных исследовательских задач, однако он не может считаться исчерпывающим и универсальным. Обычно в историческом исследовании применяется сочетание различных методов, что позволяет историку максимально расширить спектр решаемых научных задач. Историки активно прибегают к использованию общенаучных методов исследования: объективизма, анализа и синтеза, дедукции и индукции и пр. Практически в любой науке присутствует исторический аспект, в рамках которого изучается её собственная история.

Центральное место в методологии истории на современном этапе заняли идеи междисциплинарного изучения прошлого за счёт интеграции исторической науки в единое исследовательское пространство с географией, экономической наукой, социологией, социальной психологией и иными науками. Движение по этому пути позволило историкам увидеть новые горизонты исследований, способствовало возникновению новых дисциплин, лежащих на стыках с другими науками (историческая география, историческая демография, историческая социология, психоистория и т.д.). Параллельно осуществляется заимствование методического инструментария смежных наук. Так, например, с вовлечением в исследовательский оборот массовых источников в исторической науке получили распространение математические (количественные) методы. Из социологии в историю пришёл контент-анализ; использование подходов, выработанных психоанализом, часто применяется для объяснения мотивов поведения отдельных исторических персонажей.

Наиболее сложной и трудно разрешаемой проблемой исторической науки, которую, наряду с частью историков, пытаются осмыслить философы и некоторые представители иных гуманитарных и социальных наук, является проблема наличия смысла в истории (философия история, историософия). Поиск смысла истории осуществляется в рамках наиболее крупных мировоззренческих парадигм. Пожалуй, самым ранним по времени возникновения и имеющим немалое число адептов сегодня является понимание истории как воплощения Божественного промысла. Просветители 18 в. старались объяснить содержание и смысл исторического процесса как неуклонный прогресс развития разума и наук. Г.В.Ф. Гегель и его последователи вернулись к телеологическому обоснованию сути истории на основе широкой абстракции и облекли сам процесс развития в диалектические формы. Что касается историков-позитивистов, то они фактически сняли проблему смысла истории, сосредоточившись на выяснении причинно-следственных связей между отдельными явлениями и событиями. Приверженцы марксистской идеологии прилагали усилия, чтобы рационалистически трактовать смысл истории, хотя создали фактически собственную телеологическую конструкцию на базе теории общественно-экономических формаций и классовой борьбы.

Представляется, что на вопрос о смысле истории, как реально и самого по себе существующего явления, независимого от познающего субъекта, невозможно дать однозначный ответ. Недаром в 20 в., особенно на исходе столетия, в своих построениях мировая историческая наука всё более определённо перешла на позиции релятивизма. На рубеже 20-21 вв. это привело к широкому увлечению постмодернизмом, который провозглашает приемлемыми все объяснения.

Виппер Р. Очерки теории исторического познания. М., 1911;
Carr H.E. What is history? L., N.Y., 1961;
Утченко С.Л. Глазами историка. М., 1966;
Блок М. Апология истории, или Ремесло истории. М., 1974;
Ерофеев Н.А. Что такое история. М., 1976;
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд., доп. и испр. М., 1979;
Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984;
Историческая наука. Вопросы методологии. М., 1986;
Жуков Е.М. Очерки методологии истории. 2-е изд. М., 1987;
Малинова Р., Малина Я. Прыжок в прошлое: эксперимент раскрывает тайны древних эпох. М., 1988;
Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993;
Тойнби А. Постижение истории. М., 1996;
Историк в поиске. Микро- и макроподходы к изучению прошлого. М., 1999;
Лосев А.Ф. Античная философия истории. СПб., 2000;
Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000;
Мизес Л. Теория и история. Интерпретация социально-экономоческой эволюции. М., 2001;
Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 2002;
Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. 2-е изд. М., 2003;
Томсон Р.П. Голос прошлого. Устная история. М., 2003;
Вен П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии. М., 2003;
Философия социальных и гуманитарных наук. /Под ред. С.А.Лебедева. М., 2006;
Дьяконов И.М. Пути истории. 2-е изд. М., 2007;
Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М., 2007.


Долгое время история относилась к литературе и искусству. В греческой мифологии ее покровительницей была муз Клио, изображавшаяся в виде прекрасной женщины со свитком пергамента в руке. Имя музы истории Клио произошло от греческого слова «прославляю». И действительно, первые летописи, хроники, биографии посвящались в основном восхвалению (прославлению) правителей.

Короли, президенты, премьеры и другие правители относились к истории адекватно уровню своего интеллекта. Многие из них использовали ее знания не только для возвеличивания своей персоны, династии, партии, но и для объективного изучения проблем развития государства, общества, отношений между странами с целью принятия грамотных политических решений.

Императрица России Екатерина II, например, интересовалась всеми трудами по вопросам философии, истории и других наук, применяя полученные сведения на пользу Отечества. Однако существовали и другие взгляды на историю. Фридрих II – король Пруссии – говорил, что если ему захочется приобрести какие-либо земли, то он без размышления это сделает, так как всегда найдутся юристы и историки, которые докажут, что эти территории по праву принадлежат ему. Имеются у него последователи и сегодня. Что представляет из себя историческая наука, насколько она важна и нужна, а также из чего строится этот непростой интеллектуальный «организм» – вот те немногие задачи, которые мы ставим в этой теме.

Сущность, формы, функции исторического знания

Итак, что такое «история»?

Понятие история в переводе с греческого означает повествование о событиях, о том, что известно. Встречаются самые различные определения этой науки. Одни ученые (материалисты) полагают, что история изучает конкретные, ограниченные пространственно-временными рамками закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей. Другие утверждают, что главным ее объектом является человек. Марк Блок (Франция) считал, что история – «наука о людях во времени», причем на первый план выдвигал духовную их сторону, т. е. сознание.

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Ее содержанием служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни и деятельности, сведения о которых сохранились в различных источниках и памятниках. Эти явления чрезвычайно разнообразны и касаются экономики, социальной сферы, внешней и внутренней политики, международных отношений, влияния на судьбы государств выдающихся личностей.

История России – научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения и развития нашего Отечества, его многонационального народа, основных государственных, политических, экономических и духовных институтов.

Отрасли истории: экономическая, политическая, социальная, гражданская, военная, история государства, права, религии.

Исторические науки: этнография – ее предметом является быт и культура народов; археология – исследует прошлое по вещественным источникам древности: орудиям труда, домашней утвари, украшениям, а также целым комплексам: поселениям, могильникам, кладам.

Вспомогательные исторические дисциплины: история мира (всеобщая история); история континентов (например, Азии, Африки); история отдельных стран и народов (например, Индии, Франции).

Основные задачи изучения этой науки – повышение уровня исторического сознания, воспитание гражданина, патриота своей Родины, чувства ответственности за ее свершения. Такое сознание формируется на основе знания истории, обобщения ее опыта и уроков, научного прогнозирования.

История выполняет несколько общественно значимых функций.

Прежде всего – познавательную, интеллектуально-развивающую. Она состоит в изучении прошлого и настоящего России, ее народов, в правдивом отражении всех событий и процессов, составляющих ее историю. Во-вторых, – практически-политическую. Ее сущность заключается в том, что история, исследуя закономерности общественной жизни на основе осмысления фактов, явлений, помогает вырабатывать грамотную политическую линию, избегать субъективизма в принятии решений. В-третьих, – мировоззренческую. История создает точные и эмоциональные документальные повести о событиях прошлого, великих мыслителях, выдающихся личностях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение является научным, если опирается на объективную реальность, т. е. на исторические факты. Чтобы выводы из истории были истинными, необходимо исследовать все факты, относящиеся к какому-либо явлению, процессу, без исключения, в их совокупности. Только тогда можно получить адекватную действительности картину и, следовательно, обеспечить научность познания.

Немаловажна и воспитательная функция. Знание истории России, других стран формирует гражданские качества, позволяет уяснить моральные ценности человечества, позволяет понять такие нравственные категории, как честь, долг, совесть, счастье, добро, видеть недостатки людей и общества, их влияние на судьбу личности.

Таковы функции, которые выполняет история.

Объективное изучение истории обеспечивается научной методологией. Методология – это система принципов и методов исследования, основывающаяся на диалектико-материалистической теории.

Получить достоверную информацию, новое знание позволяют методы изучения истории.

Историко-генетический метод заключается в последовательном раскрытии свойств и функций объекта в ходе его изменения. Познание здесь идет от единичного к особенному и далее к общему. Этот метод способствует всестороннему и глубокому анализу развития того или иного явления, события.

Историко-сравнительный метод предполагает, что общественно-историческое развитие – это повторяющийся, внутренне обусловленный закономерный процесс. События, происходящие в разное время и в различных масштабах, во многом сходны, но и отличны. Путем сравнения появляется возможность объяснить их содержание. Данный метод позволяет вскрыть сущность явлений по их сходству и различию, проводить сравнение во времени и пространстве.

Историко-типологический метод служит для упорядочения фактов, объектов в виде качественно определенных типов (классов) на основе присущих им общих признаков и различий.

При историко-системном методе исследуется единство событий, явлений в общественно-историческом развитии. Например, рассмотрение истории России не как самостоятельного процесса, а как результата взаимодействия с другими странами в виде одного из элементов всей цивилизации.

Эти и другие методы изучения истории используются во взаимосвязи.

Правдивость, истинность исторического познания зависит от научных принципов.

Принцип историзма требует изучения событий (явлений) в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и развитии. Например, как данное явление возникло, какие этапы прошло, чем в конечном счете стало.

Принцип объективности предполагает опору на факты в их реальном содержании. Важно раскрывать каждое событие в его многогранности и противоречивости, в совокупности положительных и отрицательных сторон. Большое значение здесь имеет личность ученого: его воззрения, профессионализм, честность.

Принцип социального подхода заключается в рассмотрении историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения и форм их проявления в обществе. Этот принцип обязывает соотносить интересы узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в деятельности правительств, партий, личностей.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности, извлечь уроки на будущее.

Только при соблюдении и сочетании всех этих принципов и методов может быть обеспечена строгая научность в изучении истории.

Объективно-истинные исторические знания можно получить на базе достоверных источников, которые подразделяются на четыре категории (типа): вещественные; изобразительные; письменные; фонические.

Ими могут быть памятники архитектуры, предметы быта, документы, картины, гравюры, рисунки, звукозаписи.

Очень важной проблемой в истории является периодизация развития общества. Разработано множество ее вариантов.

Так, поэт Гесиод (VIII–VII вв. до н.э., Древняя Греция) делил историю народов на пять периодов: божественный; медный; золотой; серебряный; железный. Он утверждал, что от века к веку люди живут все хуже.

Великий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э., Древняя Греция) выдвинул теорию круга, согласно которой движение истории идет по одной и той же колее: зарождение – расцвет – гибель.

Идеологи Просвещения в истории человечества отметили три периода: естественное состояние; дикое состояние; цивилизованное состояние. Непосредственно Вольтер выделял дикость, варварство и цивилизацию.

Карл Маркс положил в основу периодизации способ производства, или формационную концепцию, по которой человечество в процессе развития обязательно переживает первобытный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм и перейдет в коммунистическую стадию.

Западные ученые ХX в. выдвинули идею круговорота локальных цивилизаций, развивающихся независимо друг от друга, но проходящих одни и те же стадии: зарождение; расцвет; разложение; гибель.

Кроме того, различают три основных типа цивилизации. Народы без идеи развития, т. е. вне исторического времени. Он соответствует первобытному состоянию общества, характеризуется равновесием человека и природы, строгим соблюдением традиций, запретом на их нарушение (табу).

Восточному типу (циклическому) присущи переплетение прошлого и настоящего; сохранение религиозных приоритетов; отсутствие заметных классовых различий и развитой частной собственности; наличие сильного авторитарного государства с замкнутыми кастовыми общинами. Прогресс идет циклами, замедленно.

В основе европейского типа лежит идея непрерывного движения. Он становится общим для стран Европы с распространением христианства. Для этого типа характерны: рационализм, престиж труда, частная собственность, рыночные отношения, классовая структура, наличие партий и гражданского общества.

Все типы цивилизаций равны перед историей, им присущи свои достоинства и недостатки. Американский исследователь У. Ростоу (60–70-е гг. ХХ в.) обосновал теорию стадий экономического роста, которые проходит человечество в своем развитии: традиционное общество; период предпосылок или переходного общества; стадия «взлета» или «сдвига»; период зрелости; эра высокого массового потребления; стадия поиска путей качественного улучшения жизненных условий человека.

Известный ученый Л. Н. Гумилев в истории России выделил две цивилизации: Древнюю Русь, киевско-славянский суперэтнос в бассейне Днепра. Фаза затухания его пассионарной энергии пришлась на XII–XIII вв., когда он распался под ударами кочевых племен.

И Московско-Петербургскую Россию, великорусский этнос, возникший в XIV в. из обломков славянского суперэтноса, финно-угорских племен и части монголов, покинувших Золотую Орду.

Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. История России – неотъемлемая часть всемирной истории

Основателем отечественной исторической школы считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. «Откуда есть, пошла Русская земля» – с этого труднейшего вопроса начал он «Повесть временных лет», составленную приблизительно около 1113 г. В летописных биографиях Ольги, Владимира, Бориса и Глеба имеются сведения о военных успехах и неудачах князей, освещаются политические события, излагаются легенды и сказания, присутствуют песенно-этические детали.

В 80-е гг. XI в. Нестор составил «Чтение о житии и погублении… Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского». В них он проповедовал христианские идеи, подчеркивал самостоятельность Руси по отношению к Византии, выступал страстным патриотом Русской земли, ратуя за ее объединение, осуждая княжеские усобицы.

Для первых русских документов прошлого примером служили византийские жития святых, пока в XVI в. митрополитом Макарием не была произведена широкая канонизация русских святых, что дало новый импульс развитию агиографии (жизнеописания святых, церковная литература). Так «Житие Симона Воломского» (основателя монастыря возле Устюга Великого), убитого крестьянами в 1641 г., свидетельствует о социальном напряжении в среде крестьян. В житиях святых XVI–XVII вв. Зосимы и Савватия, Антония Сийского повествуется о плавании поморцев в Белом и Баренцевом морях, о судостроении, зверобойном промысле. Конечно, эти источники, составленные на основе устных рассказов и преданий, недостаточно достоверны с точки зрения биографии личностей. Но в них отражены важные сведения о земледелии, строительной технике, о быте и нравах людей. Зачастую они в текстах заключают народные предания.

Известными памятниками истории, литературы, культуры стали «Слово о полку Игореве», «Задонщина». В них содержится призыв к прекращению распрей князей, их объединению для борьбы с внешним врагом.

С образованием Московского царства возникает необходимость определить его место среди других государств. Предпринимается попытка объяснить самодержавие, доказать его незыблемость и вечность. Появляется «Степенная книга», написанная в 1560–1563 гг. духовником Ивана IV Андреем (позднее митрополит Афанасий). В ней история Руси предстает как серия княжений от Владимира I Святославича до Ивана IV включительно.

История как наука формируется в России с XVIII в. Обоснование сильной монаршей власти потребовалось в эпоху Петра I. Он повелел всем подданным «ведать Российского государства историю». Большая заслуга в выполнении его наказа принадлежит Василию Никитичу Татищеву (1686–1750). Во время Северной войны он выполнял дипломатические поручения Петра I. В 1620-1630-е гг. управлял казенными заводами на Урале, основал Екатеринбург. В 1741–1745 гг. был и астраханским губернатором, немало способствуя колонизации заволжских территорий.

В. Н. Татищев положил начало развитию этнографии и источниковедения, подготовил первую публикацию исторических источников, ввел в научный оборот тексты «Русской Правды» и Судебника 1550 г. Он написал труд «История Российская с самых древнейших времен» в 5 книгах. Стремился найти закономерности в развитии общества, выделить причины возникновения государственной власти, отдавая предпочтение самодержавию. Ученый разработал периодизацию истории России, выделив три основных этапа: господство единовластия (862–1132); нарушение единовластия (1132–1462); восстановление единовластия (с 1462 г.). Главная заслуга В. Н. Татищева состоит в том, что он попытался дать целостную схему русской истории, в которой видел средство воспитания гражданских и патриотических чувств у россиян.

На рубеже XVIII–XIX вв. в России появилось просветительское видение истории: Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. Однако более убедительным в это время было дворянско-монархическое понимание истории, видным представителем которого был Николай Михайлович Карамзин (1766–1826). В 1803 г. он получает звание историографа и полностью отдается работе над «Историей государства Российского» в 12 томах. На формирование его мировоззрения большое влияние оказали сближение с масонами и заграничные путешествия в 1789–1790 гг. Французская буржуазная революция произвела на него отрицательное впечатление, о чем он позднее расскажет в «Письмах русского человека».

В 1803 г. Александр I поручил Н. М. Карамзину написать историю России. Через 13 лет в печати появились первые тома «Истории государства Российского». Ученый считал, что прогресс человечества заключается в борьбе разума с заблуждением, просвещения с невежеством, а решающую роль в обществе играют великие личности.

Н. М. Карамзин видел в истории науку, призванную наставлять людей в их деятельности на благо Отечества. Он обосновывал незыблемость самодержавия и подчеркивал, что Россия – громадная страна, «мира половина», и потому ее общественным строем должна быть монархия. Она, по его мнению, способствовала объединению и сплочению русских земель в единое государство.

В отличие от В. Н. Татищева Н. М. Карамзин утверждал, что удельная Русь соответствовала своему времени и была свойственна всем странам Западной Европы.

По иному он объяснял и причину образования единого Российского государства при Иване III. Это было не восстановление древней монархии, а новая ступень в развитии Руси. Этот процесс он сравнивал с формированием централизованных государств в Западной Европе. Историческая концепция Н. М. Карамзина нашла поддержку правительства. Из нее в дальнейшем исходили сторонники теории «официальной народности» (самодержавие, народность, православие). Сторонником этой концепции был также и писатель, академик Петербургской АН Михаил Петрович Погодин (1800–1875). Он издавал журналы «Московский вестник», «Москвитянин», труды по Древней Руси и летописанию. В условиях буржуазных революционных настроений в Западной Европе и назревания кризиса крепостного строя в России, М. П. Погодин и Н. М. Карамзин развивали идею самобытности русской истории, исключающей возможность резких изменений в стране.

В XIX в. в России формируется новое направление в истории – либеральное. Его представители: академик Петербургской АН с 1872 г., ректор Московского университета (1871–1877) Сергей Михайлович Соловьев (1820–1879) и общественный деятель, глава московских западников, с 1839 г. профессор Московского университета Тимофей Николаевич Грановский (1813–1855).

Главным делом жизни С. М. Соловьева было написание «Истории России с древнейших времен» в 29 томах (1861–1879). В ней ученый говорит о поступательном движении общества, в котором видел целостный организм, действующий «естественно и необходимо». Важно, подчеркивал он, «не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин…».

Указывая на общие черты, присущие России и Западной Европе, С. М. Соловьев видел и своеобразие путей развития Российского государства. Он считал, что оно заключается в географическом положении страны (на стыке Европы и Азии). Из этого вытекала и другая особенность – многовековая борьба русского народа с кочевниками. По его мысли вначале на Русь «наступала» Азия, а с XVI в. случилось обратное – Россия двинулась в «контрнаступление».

С. М. Соловьев показал объективную необходимость реформ Петра I. Он утверждал, что переход древней России к капитализму состоялся на рубеже XVII–XVIII вв. Под влиянием его воззрения в последующие годы работали В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов и др.

В середине XIX в. одним из направлений в русской историографии была государственная школа. Ее сторонники подчеркивали, что государство и его деятельность – основа общественного прогресса в России. Борис Николаевич Чичерин (1828–1904) отмечал такие главные положения своей теории, как утверждение государства как движущей силы истории России и обоснование его господствующей роли в силу природных условий. Б. Н. Чичерин писал, что в Западной Европе господствует право, а в России – сила власти. Там развитие общества и государства шло снизу, а у нас насаждалось волей князей, царей, императоров. По его логике история России зависела лишь от внешних сил: влияния варягов, кочевников, европейских держав.

Весомый вклад в российскую историю внес Василий Осипович Ключевский (1841–1911). Он уделял большое внимание анализу социально-экономических факторов в развитии общества; подчеркивал, что колонизация, проводимая русскими, была вызвана не столько государственным вмешательством, сколько природными условиями страны и ростом ее населения. Основой деления на классы В. О. Ключевский считал различные виды хозяйственной деятельности, общественное разделение труда: земледельцы, скотоводы, купцы, ремесленники, военные и т.д. В понятие «народ» он не вкладывал социального содержания (не выделял трудящихся и эксплуататоров), а употреблял в этическом и этническом смысле. Ученый писал, что крепостная зависимость в России была порождена экономической задолженностью крестьян феодалам и базировалась на личных решениях последних. Государство законодательно закрепляло уже совершившийся факт.

В 1903 г. начал издаваться «Курс русской истории» в 5 томах. В ней В. О. Ключевский отошел от периодизации по правлениям монархов. По его мнению, история России делится на периоды: Днепровский, Верхневолжский, Московский (Великорусский) и Всероссийский. Он стремился исследовать проблемы экономической, общественной и культурной жизни России в ее развитии и выявить закономерности. Влияние В. О. Ключевского как личности, талантливого ученого сказалось на творчестве П. Н. Милюкова, С. Ф. Платонова, М. Н. Покровского.

После Октября 1917 г. в России в исторической науке стала утверждаться марксистская концепция. Активное участие в этом приняли политики и историки тех лет Н. М. Лукин, Е. М. Ярославский, В. И. Невский, А. С. Бубнов и др.

Особая заслуга принадлежит Михаилу Николаевичу Покровскому (1868-1932), авторитет которого стал огромен задолго до 1917 г.

В 1910–1913 гг. он выпустил «Русскую историю с древнейших времен» в 5 томах. Ученый доказывал, что в основе развития России, как и любой другой страны, лежат экономические процессы. Эта главная идея стала вектором всей его деятельности. М. Н. Покровский был авторитетным ученым. Его статьи исчисляются сотнями, а монографии десятками. Под его руководством опубликованы исследования по крестьянским войнам XVII–XVIII вв., восстанию декабристов, революции 1905-1907 гг., международным отношениям.

История советского периода противоречива. Конечно, было бы неправильно видеть в ней только одни недостатки. Однако справедливо и то, что официальная власть использовала ее прежде всего в качестве идеологического оружия в борьбе с политическими оппонентами. Самым беспринципным «трудом» того времени является учебник «История ВКП(б)», вышедший в свет в 1938 г. Подготовленный группой авторов, оставшихся в тени, он считался «гениальным трудом» Сталина, «подлинной энциклопедией» знаний в области марксизма-ленинизма. За первые 10 лет он был издан тиражом в 34 млн экземпляров на 63 языках. Фактически в нем перечислялись «подвиги» Сталина в революционных событиях России.

На формирование и развитие истории России оказали свое влияние многие исследователи всех времён и народов. Древнегреческий мыслитель Геродот (V в. до н.э.), которого считают «отцом истории», описал Древнюю Грецию, народы и страны, в которых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию… Его главным трудом является «История греко-персидских войн». Он и Фукидид (V в. до н.э.), автор «Истории», посвященной Пелопонесской войне, первыми в свои труды внесли элементы критики, при отражении событий применяли документальные источники, подчеркивали важность проникновения во внутренние связи явлений и процессов.

Античный мыслитель Полибий пытался написать всемирную историю. Его исследования охватывают историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран. Из 40 написанных им книг полностью сохранились первые 5, остальные во фрагментах.

Образец в обобщении прошлого показал китайский учёный Сыма Цянь (II–I вв. до н.э.), прозванный «китайским Геродотом», создавший «Исторические записки» («Ши Цзы»).

Человечество постепенно продвигалось к более современному познанию своего прошлого. Если католические мыслители Западной Европы, руководствуясь учением Августина Блаженного (IV–V вв.), рассматривали будущее как неизменный конец его земной истории, то, например, Иохим Флорский в XII в. выступил с концепцией развития от рабства к свободе, любви и миру.

В XVI в. в Германии вождь и идеолог Реформации Томас Мюнцер выдвинул теорию ниспровержения феодального строя, передачи власти народу, создания общества без эксплуатации и частной собственности.

Итальянские гуманисты Леонардо Бруни (XIV–XV вв.), Никколо Макиавелли (XV–XVI вв.) искали объяснение истории в ней самой, в ее внутренних процессах.

Талантливым ученым XX в. по праву считается французский историк Марк Блок. Ему принадлежит идея изучения поступков личности от социальных, экономических, природных условий жизни. Экономические категории Марк Блок рассматривал как отражение взглядов людей. Его воззрения вылились в целое направление историографии, получившее условное название школы «Анналов» (произошло от наименования журнала «Анналы экономической и социальной истории» (1929) (анналы – запись значительных событий по годам).

Среди исторических школ Запада выделяются следующие. Школа профессора Лондонского университета Роберта У. Сетон-Ватсона, уделявшего в первой половине XX в. большое внимание истории взаимоотношений стран Западной Европы со славянскими государствами. Школа историков–компаративистов (от лат. comparativus – сравнительный), которую представляют Д. Брайс, О.Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс, придающие важное значение использованию сравнительно-исторического метода.

Сегодняшняя Россия – страна с богатыми традициями, которая тесно связана с Востоком и Западом. Мы должны познать эту историю, взаимовлияние государств друг на друга с тем, чтобы еще больше дорожить, гордиться нашим прошлым во имя настоящего и будущего.

Отечественная история, бесспорно, играет огромную роль в становлении человека – гражданина, патриота, защитника Родины, в воспитании личности с высокими моральными качествами, для которой честь, достоинство, совесть, долг, доброжелательность, сопереживание не просто знаки, слова, а прежде всего понятия нравственного характера.

Гуманистические качества не даются человеку вместе с его появлением на свет, они формируются в социальной общности: в семье, школе, институте, в практической деятельности (учебе, службе, работе) и большое значение здесь имеют группы и коллективы. Очень важно, чтобы вы учились, общались в дружном студенческом коллективе, чтобы радовались жизни и ничем не огорчали своих родителей, близких, преподавателей, наставников. Искренне желаем вам отличных и хороших знаний, счастья, здоровья, благополучия.

Вопросы

  1. Что изучает история?
  2. Какие, на ваш взгляд, исторические источники наиболее важны для процесса изучения истории?
  3. Какая роль в становлении отечественной исторической науки принадлежит В. Н. Татищеву? С.М. Соловьёву?
  4. Для чего существуют разные периодизации истории человечества?

Библиография

  1. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. СПб., 1993.

    Практикумы

    Название практикума Аннотация