Я н ищу гармонии в природе. «Я не ищу гармонии в природе», анализ стихотворения Заболоцкого. Анализ стихотворения Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе»

Лирика М. И. Цветаевой. Судьба М. И. Цветаевой, поэта большой величины первой половины XX века, была яркой и трагической. Ее личность и ее поэзия - нерасторжимы. И все в них резко отличалось от всего, созданного до Цветаевой. Хорошо знавший Цветаеву И. Г. Эренбург так говорит о ней: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовью к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту.

Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок». В этом заключалась самобытность ее поэзии. С ранней юности поэт решила для себя: всегда быть самой собой, ни в чем не зависеть ни от общества, ни от времени. Эта обостренная самостоятельность, самобытность сделала жизнь Цветаевой очень непростой. Ведь жила она в сложные времена революции, смены власти, приоритетов.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Красной рябины

Горькую кисть.

Горькая рябина стала символом судьбы Цветаевой. Через всю свою жизнь поэт пронесла свою любовь к Москве, родному дому, всему тому, символом чего стала рябина.

Поэзия Цветаевой стала неотъемлемой частью духовной жизни русского человека. Стихи для нее были практически единственным средством самовыражения. В ее лирике отразились все мысли, все метания человека:

По тебе тоскует наша зала, -

Ты в тени ее видал едва -

По тебе тоскуют те слова,

Что в тени тебе я не сказала.

Цветаева начала писать стихи с шести лет, как по-русски, так и на французском и немецком языках. Печататься стала с шестнадцати. В 1910 году она в тайне от семьи выпустила «Вечерний альбом». Сборник был одобрен такими светилами поэтического небосвода, как В. Я. Брюсовым, Н. С. Гумилевым, М. А. Волошиным. Стихи поэта были еще незрелы, но подкупали талантливостью и непосредственностью. Брюсов так писал об этом сборнике: «Несомненно талантливая Марина Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни и может, при той легкости, с какой она, как кажется, пишет стихи, растратить все свои дарования на ненужные, хотя бы и изящные безделушки». Волошин особенно поддержал юного поэта:

К Вам душа так радостно влекома…

О, какая веет благодать

От страниц «Вечернего альбома»!

Кто Вам дал такую ясность красок?

Кто Вам дал такую точность слов?

Ваша книга - это весть «оттуда»,

Утренняя, благостная весть…

Я давно уж не приемлю чуда…

Но как сладко слышать: «Чудо есть!» Лирическая героиня ранней Цветаевой - юная девушка, мечтающая о любви. Некоторые стихи «Вечернего альбома» уже предвещали будущего поэта. Вот строки из стихотворения «Молитва»: Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, ты не скажешь строго:

«Терпи, еще не кончен срок».

Ты сам мне подал - слишком много!

Я жажду сразу - всех дорог!

Сборник стихов «Волшебный фонарь» открывался таким обращением к читателю:

Милый читатель! Смеясь как ребенок,

Весело встреть мой волшебный фонарь, Искренний смех твой, добудет он звонок И безотчетен, как встарь.

В этой книге Цветаева отразила семейный быт, обрисовала родных и знакомых, подарила читателю пейзажи Москвы и Тарусы:

В небе - вечер, в небе - тучки,

В зимнем сумраке бульвар.

Наша девочка устала,

Улыбаться перестала.

Держат маленькие ручки синий шар. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…» было создано в 1913 году. Оно стало программным и пророческим для творчества Цветаевой. Недаром оно открывает многие современные сборники стихов Цветаевой:

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана.

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

С первых же шагов Цветаевой в мире литературы началась ее трагедия - трагедия непризнанности и одиночества.

В 1913-1915 годах появились «Юношеские стихи» Цветаевой, которые никогда не издавались отдельным сборником. «Юношеские стихи» поэта отличаются жизнелюбием и передают состояние счастья.

Сложным было восприятие поэтом революции 1917 года. Проливаемая в гражданской войне кровь отталкивала Цветаеву:

Белый был - красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был - белый стал:

Смерть победила.

Цветаева не поняла и не приняла революцию, что удивительно при ее пылкой боевой натуре. Она уехала в эмиграцию. Но, как это ни трагично, именно там осознала всю глубину социального неравенства.

В 1922 году вышла книга Цветаевой «Версты», составлена она была из стихов, написанных еще в 1916 году. В этой книге поэт воспевает любовь к городу на Неве. Включен в «Версты» цикл стихов, посвященных Блоку:

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое - пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут…

Имя твое, - ах, нельзя! -

Имя твое - поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век,

Имя твое - поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим - сон глубок.

М. И. Цветаева несколько лет прожила за границей. Там она тосковала по родной стране. Тоска по родине раскрывается в таких стихах Цветаевой, как «Рассвет на рельсах», «Лучина», «Русской ржи от меня поклон» и в новых других.

Цветаева вернулась в Россию в 1939 году. За некоторое время до этого она осознала всю пропасть, пролегшую между нею и белоэмигрантами. Она столкнулась с острым одиночеством и непониманием за границей, в чужом мире. Но и Россия не подарила ей счастья: на родине поэта ожидали нищета и одиночество, муж и дочь Цветаевой были арестованы.

Одним из ее последних произведений было стихотворение «Не умрешь, народ». Оно звучит как проклятие фашизму.

Значителен вклад М. И. Цветаевой в русское стихосложение XX века. Наследие поэта велико. Помимо лирических стихов, Цветаева писала поэмы, драмы, автобиографическую и мемуарную литературу, историко-литературную и философско-критическую прозу. Ее жизнь была сложной и трагичной, и это отразилось в ее удивительно красивых стихах.

Хотелось бы завершить свое сочинение строками из раннего стихотворения М. И. Цветаевой «Идешь, на меня похожий»:

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала - тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти - слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь - могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

Гений Марины Цветаевой - в ее силе и самобытности. В ее творчестве многое выходило за рамки привычных устоев, широко признаваемых литературных вкусов. То же можно сказать и о личности поэтессы, еще в ранней юности поклявшейся себе сохранить верность своим чувствам, своему делу вне зависимости от времени и обстоятельств.
Уже в первых цветаевских стихах была неизвестная ранее в русской женской поэзии жесткость, резкость поэтов-мужчин. Таков был характер не только лирической героини ее стихов, но и самой Цветаевой. Традиционной женской слабости, изящности и легкости стиха она противопоставила твердость духа и силу мастера.

Я знаю, что Венера - дело рук,
Ремесленник - и знаю ремесло.

Стихи были для Цветаевой почти единственным средством самовыражения.
Поэтому в ее лирике такая особенная доверительность, открытость. Валерий Брюсов писал, что от ее стихов бывает иногда неловко, будто подсмотрел в замочную скважину. И действительно, в стихах - вся ее жизнь.

По тебе тоскует наша зала, -
Ты в тени ее видал едва -
По тебе тоскуют те слова,
Что в тени тебе я не сказала.

Независимостью своего творчества и всего своего жизненного поведения Марина Цветаева отстаивала право женщины иметь сильный характер, отвергая устоявшийся образ женственности. Счастью быть любимой и любить она предпочитала счастье свободы:

Как правая и левая рука -
Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь встает - и бездна пролегла
От правого - до левого крыла!

При всей своей гордыне, “вероломности” Цветаева может отдаваться короткому мгновению любви:

Мой! - и о каких наградах.
Рай - когда в руках, у рта -
Жизнь: распахнутая радость
Поздороваться с утра!

Но у Марины Цветаевой была своя святая заповедь: “Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!”, которой поэтесса была верна всю жизнь. Может быть, поэтому разлука стала одним из основных мотивов лирики Цветаевой. “Я не знаю ни одного поэта в мире, который бы столько писал о разлуке, как Цветаева. Она требовала достоинства в любви и требовала достоинства при расставании, гордо забивая свой женский вопль внутрь и лишь иногда его не удерживая”, - пишет о ней Евгений Евтушенко. Вот строки из “Поэмы Конца”:

Не довспомнивши, не допонявши,
Точно с праздника уведены...
- Наша улица! - Уже не наша... -
- Сколько раз по ней... - Уже не мы... -
- Завтра с западу встанет солнце!
- С Иеговой порвет Давид!
Что мы делаем? - Расстаемся.

И хотя она расценивала порой расставание как “сверхъестественнейшую дичь”, как “звук, от коего уши рвутся”, она всегда оставалась верна себе:

Никто, в наших письмах роясь,
Не понял до глубины,
Как мы вероломны, то есть -
Как сами себе верны.

Марина Цветаева говорила, что “глубина страдания не может сравниться с пустотой счастья”. Этой глубины в ее жизни хватило сполна. Ее жизненный путь был очень непрост. Живя в сложное время, Марина Цветаева оставалась поэтом, невзирая на часто нищее существование, бытовые неурядицы и трагические события, преследовавшие ее. Цветаева хорошо ощущала время, эпоху, в которую ей довелось жить. Поэтому в ее стихах такое внутреннее напряжение, надлом. Будто предчувствуя свою трагическую судьбу, Марина Цветаева пишет такие строки:

Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.

Смерть “в семнадцать лет”, о которой просит лирическая героиня Цветаевой, - это возможность избежать многих будущих страданий.

Что впереди! Какая неудача?
Во всем обман и, ах, на всем запрет! -
Так с милым детством я прощалась, плача,
В пятнадцать лет.

Пророчество своей собственной судьбы было не единственным в творчестве Марины Цветаевой. Главным пророчеством поэтессы стало ее очень часто цитируемое стихотворение:

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.
Ворвавшимся, кате маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти -
Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто на брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

    Мария Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, в семье интеллигентов, преданных науке и искусству. Её отец, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского...

    В русской литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет, напряженную авторскую исповедь, почему и приковывают к себе внимание читателя. Как же звучит эта тема в...

    Поэзия Цветаевой, чуткая на звуки, различала голоса бесчисленных дорог, уходящих в разные концы света, но одинаково обрывающихся в пучине войны: «Мировое началось во мгле кочевье…». В канун революции Цветаева вслушивается в «новое звучание воздуха»....

    Марина Цветаева - поэт огромного таланта и трагической судьбы. Она всегда оставалась верна себе, голосу своей совести, голосу своей музы, которая ни разу «добру и красоте не изменила». Стихи писать она начинает очень рано, и конечно же, первые строки...

25. Лирика М.Цветаевой. «Лики» лирической героини. Особенности поэтики

2 первые книги: «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1911). В этих книгах она не выходит за пределы камерной лирики. Дом,гостиная,детство,куклы,сестра,родители.все это есть в ее стихах(«Детская», «Наша зала»). В альбоме появляется лирическая героиня – молодая девушка, мечтающая о любви. «Вечерний альбом» – это скрытое посвящение. Перед каждым разделом – эпиграф, а то и по два. Некоторые стихи уже предвещали будущего поэта. В первую очередь – «Молитва», написанная Мариной в день семнадцатилетия, 26 сентября 1909 года: Христос и Бог! Я жажду чуда Теперь, сейчас, в начале дня! О, дай мне умереть, покуда Вся жизнь как книга для меня. В «Вечернем альбоме» Цветаева много сказала о себе, о чувствах к дорогим ее сердцу людям; в первую очередь о маме и о сестре Асе («Маме, «Мама в саду», «Мама на лугу»).

Одна из главных черт лирики Цветаевой – самодостаточность, творческий индивидуализм и даже эгоцентризм, они проявляются в постоянном ощущении собственной непохожести на других, обособленности своего бытия в мире быта. В ранних стихах это отъединенность гениального ребенка – поэта, знающего свою правду, от мира взрослых: Мы знаем, мы многое знаем Того, что не знают они! Ранее осознание противостояния поэта и «всего остального мира» сказалось в творчестве молодой Цветаевой в использовании контраста. Это контраст вечного и сиюминутного, бытия и быта. «Вечерний альбом» завершается стихотворением «Еще молитва». Цветаевская героиня молит создателя послать ей простую земную любовь. В лучших стихотворениях первой книги Цветаевой уже угадываются интонации главного конфликта ее любовной поэзии: конфликта между «землей» и «небом», между страстью и идеальной любовью. В «Волшебном фонаре» мы видим зарисовки семейного быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзаж Москвы и Тарусы. Темы и образы двух первых книг Цветаевой объединяет «детскость» – условная ориентация на романтическое видение мира глазами ребенка.

С середины 1910-х появляется уже сформировавшийся Цветаевский голос. Наиболее крупные стихотворные циклы - «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» и «Ахматовой».

Цикл «Стихи о Москве» мощно вводит в ц.творчество одну из важнейших тем - русскую.

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

…Царю Петру и вам, о царь, хвала!

Но выше вас, цари: колокола.

Пока они гремят из синевы -

Неоспоримо первенство Москвы.

Героиня «московских стихов» Ц. как бы примеряет разные личины обитательниц города, и древнего и современного: богомолка, посадская жительница, «боярыня», прозревающая свою смерть, всегда - хозяйка города, радостно и щедро одаривающая им каждого, для кого открыто ее сердце.

«Стихи к Блоку» открывают едва ли не главную тему Цветаевой - поэт, творчество и их роль в жизни. Блок для Цветаевой не только великий современник, но своего рода идеал поэта, освобожденный от мелкого, суетного, житейского; он - весь воплощенное божественное искусство. «Блоковский цикл» - явление уникальное в поэзии, он создавался не на едином дыхании, а на протяжении ряда лет. Это - объяснение в любви, не славословие, а выплеск глубочайшего интимного чувства, как бы изумление самим фактом существования такого поэта и преклонение перед ним в прямом смысле этого слова. Мало в лирике обращений к своему собрату по поэзии, где бы с такой силой прозвучали возвышенно - трепетная любовь и преклонение перед гением художника, как те, что запечатлены в «Стихах к Блоку».

Песнопения «златоустой Анне» («Ахматовой») - отражение еще одной грани этой темы. Верящая в свою поэтическую силу («Знаю, что плохих стихов не дам»), она, для которой Ахматова была единственной достойной соперницей среди современниц, представлявших женскую лирику, ни одним словом, ни одной интонацией не показала зависти или недружелюбия; напротив, только восхищение и готовность признать превосходство своей современницы.

Можно считать, что к 1917 г. становление Ц.- поэта состоялось. Как истинно большой поэт с самого начала она обрела важнейшие свои темы и своеобразие поэтического стиля. Уважая западноевропейскую культуру, прежде всего лучшие образцы немецкой и французской литератур, с детства зная европейские языки, она сразу обозначила свою зависимость от классической традиции, и реминисценции, аллюзии в ее произведениях - дело обычное. Отсюда и романтическая декоративность некоторых образов; с годами она будет блекнуть под воздействием суровых условий жизни, выпавшей на долю поэта, но в начале 20–х романтический пафос ее лирики и особенно драматургии перебивает приземленности быта. В ней проснулся интерес к фольклорной традиции русской поэзии, одна за другой будут создаваться так ценившиеся ею самой «фольклорные поэмы» - развитие двух огромных тем цветаевского творчества - России и любви. Исключительно значима в характеристике ее творческого облика тема поэта, поэзии и своего осознанно обособленного места в ней.

Годы Гражданской войны оказались для Ц. очень тяжелыми. Сергей Эфрон (муж) служил в рядах Белой армии. ТОгда появился цикл стихов «Лебединый стан»,явившийся откликом на события гражданской войны, проникнутый сочувствием к белому движению. Октябрьскую революцию Ц. не приняла. Тоска по прежней России сказывается в таких лиpических стихах, как "Рассвет на рельсах", "Лучина" и др., сплетается с думой о новой Родине, котоpую поэт еще не видел и не знает. Россия как национальная стихия раскрывается в лирике Ц. в различных ракурсах и аспектах – исторических и бытовых, но над всеми образными ее воплощениями стоит как бы единый знак: Россия – выражение духа бунтарства, непокорности, своевольства. («Ох, Родина-Русь,Неподкованный конь»),

В центре поэтического мира стоит резко выявленный в своих национальных чертах образ лирической героини – женщины с «гордым видом» и «бродячим нравом», носительницы «страстной судьбы», которой «все нипочем». Образ этот служит как бы стержнем, вокруг которого формируются и развертываются драматизированные лирические сюжеты Цветаевой. Широк охват лирических тем Цветаевой, но все, как к единому центру, сходятся к любви в различных оттенках этого своенравного чувства. Любовь строптивая, безудержная, звонкая, нежная - такой ее воспевает Ц.. Ее героиня не тихая и робкая, скрывающая свои чувства женщина, а сильная и смелая, не боящаяся своих чувств; ее душа, как оголенный нерв: кричит, когда больно и тоскливо, и радуется, когда любимый отвечает взаимностью. Любовь – «поединок роковой», где героиня - “воительница”, бунтарка, вступающая в открытое противостояние, она одна против всех и вся, вплоть до Бога, мятежница, не ведомая, а ведущая. Она – против всех (“Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...”)

Лирика Цветаевой 1917-1920 гг. была объединена ею в сб."Версты", вышедший двумя изданиями в Москве (1921, 1922). Наступивший нэп Цветаева восприняла резко отрицательно. Последние годы, проведенные на родине, и первые годы эмиграции отмечены новыми чертами в осмыслении Цветаевой соотношения поэзии и действительности, претерпевает изменения и поэтика ее стихотворных произведений. Действительность и историю она воспринимает теперь как противоположность поэзии, которая является единственным убежищем для автора и для цветаевских героев. Расширяется жанровый диапазон цветаевского творчества: она пишет драматические произведения, обращается к жанру поэмы. - "Царь-девица", "М?лодец", "Поэма Горы", «Поэма конца».

МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА

«Стихи о Москве» - цикл, который закрепляет русскую тему в творчестве Цветаевой. Героиня примеряет самые разные одежды женщин-горожанок (хозяйка, богомолка, болярыня).

«Стихи к Блоку». Открывает главную тему: поэзия, творчество, их роль в жизни. ко всем поэтам одинаковое отношение. Цикл написан с перерывом (первые 8 стихотворений (май 1916 – «Имя твое – птица в руке», «У меня в Москве купола горят» и др.), 1920 – Блок приезжает в Москву с выступлением; 1 стихотворение; после смерти Блока – вторая половина (7 стихотворений).

1916 – «Песнопения о златоустой Анне» («Ахматовой»). Отражение темы поэта. Ахматова ей интересна, потому что она была единственной женщиной-поэтом того же масштаба. Цикл написан после того, как Ахматова издала «Вечер» и «Четки». Обожание, преклонение («О муза плача, прекраснейшая из муз»). Видно, что Цветаева настолько любит поэзию и всех, кто ей служит, что не может быть никакой ревности/зависти.

Московский, пореволюционный период – 2 книги: «Версты. Стихи. Выпуск 1» (1922) и «Версты» (1921). Вторая часть вышла раньше первой в другом издательстве.

Цикл «Лебединый стан» - отклик на события Гражданской войны. Отразил главную трагедию переломной эпохи; задает трагическую интонацию всему дальнейшему творчеству. Отразилась общая катастрофичность бытия.

Центральная тема сборника «Дон» - белая гвардия. Главная тема «Лебединого стана» - трагедия белого движения: страдания, муки, скорбь героини.

Проявление религиозного чувства, личной веры, отношения к богу. Тема, важная для Цветаевой. Библейская образность в творчестве, но проблема личной веры не решается безоговорочно в пользу Бога.

«Коли красной тряпкой закрыли лик»

Русская тема – в фольклорных сюжетах. «Царь-девица», «Молодец» и др. Интересны в жанровом отношении (взаимодействие литературы и устного народного творчества).

Тема поэта и поэзии: самое главное в образе поэта – сравнение поэта с рабочим. «Психея».

1921 г. – известие от мужа, что он жив. Цветаева в 1922 г. вместе с дочерью уезжает из СССР сначала в Берлин, а затем в Прагу. Чешский период эмиграции Цветаевой – немного более 3 лет.

1923 – «Ремесло»; «Психея. Романтика». Поворот к более широким темам. Центральное место занимают поэмы. «Поэма горы», «Поэма конца», «Поэма лестницы». Эти поэмы скорее лиричны, продолжение любовной лирики, но другое измерение темы.

«Поэма Горы» - символично уже название. Гора в то время была на окраине, считалась местом встреч влюбленных. Резкое членение мира по вертикали: от земли к небу, от быта к бытию. «Выброс вверх», огромность чувства любви и боли. «Высота бреда над уровнем жизни». Он – немного недотягивает до уровня лирической героини, объект ее страсти.

«Поэма конца». Проход героев вокруг горы. Гаснущая надежда на возврат любви; запечатлен самый момент разрыва.

Лирический конфликт не сводится к элементарному противопоставлению.

С 1925 г. – переезд в Париж. Парижский период. Ищет новую форму. Мемуары, воспоминания, «поэт о поэте»: «Живое о живом», «Пленный дух», «Слово о Бальмонте». Много литературно-критических статей. «Эпос и лирика современной России» (о Маяковском и Пастернаке). Переписка с Пастернаком, Рильке. Среди любимых имен поэтов, друзей-поэтов – имя Пушкина («Пушкиниана»: 1 часть – цикл стихов «К Пушкину», 2 – «Мой Пушкин», эссе-дилогия).

Личная встреча Ахматовой и Цветаевой.

1939 г. – Цветаева возвращается на родину. Радостного возвращения не получилось. Вскоре арестованы муж и дочь. С большим трудом готовит сборник, но готовым он был отвергнут. Началась война, сложности с сыном.

31.08.1941 года покончила с собой.

Тема смерти – одна из ведущих (как и темы жизни, любви). Отношение к смерти было непростым: с одной стороны, боялась, с другой – смерть привлекала, побуждала любопытство. Тесно в рамках земного бытия. Стремится за пределы.