Понятие ядерной зимы. Ядерная зима лучше ядерного лета. Краткая история «ядерной зимы»

Спасо-Каменный монастырь в честь Преображения Господня - одна из самых малых действующих обителей в России - находится на крошечном острове в Кубенском озере (Вологодская область). Несмотря на размеры, значение монастыря, как духовное, так и культурное, для России огромно. Большинство людей, приезжающих сюда, стремится попасть на остров вновь: кто - ради тишины и спокойствия внешнего и внутреннего, кто - ради того, чтобы почувствовать глубину веков, кто - ради серьезных размышлений, ради изменения к лучшему своего духовного состояния. В любом случае равнодушным не остается никто. И этому неравнодушию , единственный пока насельник обители, очень радуется: хорошо, если человек переживает за свое духовное состояние. Значит, есть возможность действительно исправиться - что отдельному человеку, что обществу в целом.

Отец Дионисий, большинство обителей на Севере немноголюдны: иноков здесь мало. О чем это свидетельствует, по вашему мнению? Действительно ли становится меньше желающих принять монашество? Если это так, то чем, на ваш взгляд, это вызвано? Только ли относительным материальным благополучием в миру? Или же есть более существенные причины?

Спасо-Каменный монастырь не то что немноголюдный или малолюдный - он вообще безлюдный. Из постоянных насельников здесь пока только я один. Летом приезжают паломники. Ситуация у нас особая: просто разруха. Братский корпус в развалинах, и негде братии пока жить. Поэтому на вторую часть вопроса нельзя ответить, исходя из обстоятельств нашей обители.

Если же говорить отвлеченно от местных реалий, то уменьшение числа желающих посвятить себя, свою жизнь монашеству действительно наблюдается, и тому есть причины. Без причин на свете ничего не бывает. В 1990-е годы, после очередной революции в нашей стране, с открытием многих монастырей в них начался большой приток насельников. Люди истосковались по духовной жизни, проявились подспудные настроения и намерения, душевные устремления, так долго загоняемые вовнутрь, прорвалась жажда приобщения, так сказать, к родным истокам. Я бы сравнил ситуацию с тем, как происходит обращение к Богу у отдельно взятого человека. Первый порыв наиболее сильный, всё идет с охоткой, трудности переживаются легко, какая-то неведомая энергия движет им. Это первичная Благодать. То, что дается авансом и проявляет вкус к духовному, дает подлинную радость и утешение. Но это только начало, после которого последует обязательно иной период: сложный, с преткновениями и падениями. Такое обучительное оставление Благодатью Божией. И вот здесь не всем хватает терпения и усердия. А его непременно надо проявить, чтобы со временем обрести уже неотъемлемую Благодать Божию.

Так вот, эта первая волна для наших монастырей прошла, теперь нужно доказать свою состоятельность, чтобы иссякнувший ручеек наполнился, пусть и не так стремительно, но верно. Это как бы со стороны самих монастырей. А что касается других объективных причин… Что сказать? Живем «хорошо», много всего в мире, трудно найти узкий путь. То, что было для людей, вышедших из советской эпохи, глотком чистого воздуха, ярким новым явлением на общем сером фоне, теперь стало, наоборот, блеклым на фоне мирского разноцветья. Но это картина сгущенными красками. На самом деле контраст не так велик, как может показаться. Ведь и монастырей сейчас стало еще больше, чем 10-15 лет назад. Где же им всем наполниться, народу-то у нас в стране не столь уж много?

Монашествующих столько, сколько и должно быть. Господь сказал: «Не все вмещают сие, но кому дано»

А вообще мне кажется, что религиозный подъем и связанный с ним приток в монастыри ищущих пострига - из ряда вон выходящее явление. Поэтому сегодняшняя ситуация вполне естественна и закономерна.

Почему мало приходящих в монастырь? Ну, мало или много - это относительно. Наверно, их столько, сколько и должно быть. Господь сказал, что «не все вмещают сие, но кому дано». Просто такой период. В истории ведь тоже бывало по-разному. Во времена великих учителей и иноческих наставников - Великих Антония, Пахомия, Макария - в древних обителях насельников были тысячи, как известно. Затем постепенный упадок. Были и в нашей Русской Церкви периоды расцвета и угасания: одно дело - эпоха преподобного Сергия и его учеников, последователей, и другое дело - век XVIII или XX, к примеру. Наше церковное возрождение сегодня по части монастырей - это такой духовный «ренессанс», явление масштабное, внешне прекрасное, но с повторением не всегда лучших форм прежней синодальной эпохи. Какие причины и препятствия к приходу в монастырь сейчас? Уже, наверное, сказал: монастырь - не для всех. Плюс множество соблазнов.

Вопрос о соотношении «количество/качество». Звучит, может быть, грубо, но, тем не менее: каковы сегодня главные «качества» христиан - что монашествующих, что мирян?

По причинам внешним монашество избирать нельзя. Только внутреннее призвание к такому образу жизни!

Знаете, был такой лозунг: «Лучше меньше, да лучше». Вот к монашеству он тоже подходит. У святителя Николая (Велимировича) одна женщина спрашивала: вот, мол, мы с дочерью сидим и думаем, куда ей пойти - замуж или в монастырь? А святитель ответил в письме: раз вы выбираете, значит, надо избрать общий путь - путь семейной жизни. А на монашество можно решиться только когда внутри одна цель и нет раздвоений. По причинам внешним вообще монашество избирать нельзя. Только внутреннее призвание к такому образу жизни! Архиепископ Феофан (Быстров), человек святой жизни, инспектор и ректор Петербургской духовной академии в начале XX века, когда к нему обращались с вопросом о монашестве студенты и говорили, что хотят послужить Церкви, отвечал так: послужить Церкви можно и в миру, для этого совершенно не обязательно быть монахом. Опять же указывал на Божие призвание и расположение к уединенной молитвенной жизни. Это же совершенно очевидно! Об этом все опытные духовники говорят.

Так что сегодня христиане не лучше и не хуже прежних. Разве что физически слабее по причине комфорта и более рассеянны из-за изобилия информации, зачастую пустой и ненужной.

- Каковы главные трудности северных обителей сегодня - духовные и материальные?

Мне думается, одна из главных трудностей - это внешнее служение. Дело в том, что с сегодняшними общежительными монахами произошла такая метаморфоза. Благодаря нашим благочестивым предкам (Царство им Небесное и вечная память), создавшим чудные и великолепные монастыри, мы оказались в несопоставимых с нами по масштабу обителях. По крайней мере, в нашем краю эта проблема налицо. Если раньше, в лучшие времена, монастыри внешне росли соответственно росту числа братии, то теперь враз мы получили грандиозные сооружения, во много раз превосходящие наши потребности. А восстанавливать надо, следить за их состоянием и поддерживать необходимо. Здесь, пожалуй, без внешних пособий и помощи не обойтись. Но для духовного здоровья и исполнения своей миссии едва ли такие заботы нужны. Силы не безграничны, а они порой уходят в основном на восстановление, реставрацию и т.д. Преподобный Исаак Сирин писал, что для преуспеяния в постижении словес Божиих надо пребывать в нищете. А пребывание в нищете позволяет углубляться в Божественное Писание. Преподобный Исаак Сирин, правда, был отшельником, поэтому его совет относится по большей части к личному имуществу монаха. К монастырю его не применишь.

Кстати, такой вопрос. Часто слышны горячие споры - они, впрочем, продолжаются с давних времен - о том, должна ли каждая обитель быть обязательно богатой, или ей просто необходимо быть нищей? Для чего нужны нищета и богатство вообще? Почему и Нил Сорский, и Иосиф Волоцкий, с именами которых и связывают эти споры, - оба святые, которых мы почитаем?

Да, богатство не к лицу монастырям. Но внешнее благолепие, особенно древних обителей, поддерживать необходимо

Любые крайности вредны, как известно. Надо следовать путем средним. Хотя нужда помогает укрепляться духом. Во всяком случае, богатство не к лицу монастырям. Но внешнее благолепие, особенно известных, древних монастырей, памятников, является неизбежным. Это наше национальное достояние. Но богатство обители ради богатства находится в противоречии с монашеским деланием. Еще святитель Игнатий (Брянчанинов) советовал по возможности избирать для жительства обитель, не прославленную в глазах мирян, дабы не заразится духом тщеславия. А потом, Господь в Евангелии сказал юноше раздать имущество и следовать за Ним. А считавший, что исполнил все заповеди молодой человек, как оказалось и как говорится в толкованиях на это место, не исполнил главной - о любви к ближнему. Если бы был истинно милосердным, то как мог остаться богатым?

По теме так называемого «спора» между нестяжателями и иосифлянами написано много исследований. Спора никакого вообще-то и не было: были (и, может быть, остаются) два разных взгляда на устроение монашеской жизни. Да, разные взгляды. Но разность мнений не исключает любви. И тот, и другой по-своему были правы. Но, к сожалению, на нашей почве почему-то всегда наблюдается стремление противопоставлять, сохранять одно за счет другого. Преподобный Нил придерживался принципа полного отрешения от мира, существования только за счет своих трудов, следовал скитскому образу жизни, которому он научился, когда жил в Палестине и на Святой Горе. Но этот образ жизни, особенно на Севере, был далеко не всем по силам. Преподобный Иосиф смотрел на русское монашество более широко. Он предусматривал реалии жизни, когда монастыри были едва ли не единственными центрами просвещения и культуры. То есть стоял за укрепление, материальную обеспеченность монастырей как возможность их широкого служения миру по духу христианской любви и милосердия. Точка зрения преподобного Иосифа в целом возобладала, хотя до времени известной секуляризации и упразднения многих малочисленных обителей таких пустынь, почти скитского типа, было немало, особенно в северных пределах Руси.

Сегодня мы живем в иных реалиях, чем преподобные Нил и Иосиф. Но уроки истории надо изучать - и не повторять ошибок. Непомерный рост благосостояния монастырей, превращение их в крупных землевладельцев, этаких феодалов, привели в конце концов к тому, что пострадали в печально известном 1764 году все монастыри - и большие, и маленькие.

Верно ли, по вашему мнению, такое утверждение: задача обителей, открытых в последнее время, - это неспешная, но тщательная и кропотливая работа по воспитанию, становлению монашеской общины, желательно без направленности в сторону внешнего мира, а нуждами мирян пусть занимаются приходы и белое духовенство? В каких случаях ни монастырю, ни мирянину не повредит общение?

В целом утверждение верное. Когда спрашивали, что нужно сделать, чтобы помочь возрождению монастырей, один мудрый человек ответил: оставить их в покое. Это касается, конечно, внутренней жизни. Оставившие мир и пришедшие в монастырь люди, в большинстве своем серьезные христиане, принявшие ответственное решение, сами в своем братстве разберутся со своими проблемами, и это на самом деле большой целожизненный труд. Как бы пафосно это ни звучало.

А общение между монахами и мирянами не повредит, если оно совершается в духе смирения и христианской любви. Традиционно это общение заключалось в духовном окормлении опытными иноками приходящих за советом и утешением в монастырь. Так должно быть и сейчас.

- Почему существует строгий совет: не «бегать за чудесами»? Чем он обусловлен, по вашему мнению?

А бегать за чудесами никак и не нужно. Чудеса вокруг нас и в нас совершаются постоянно. Может, мы просто их не видим. Не чудо ли такое непостижимое творение, как человек и окружающий нас космос! А главное чудо - это когда грешный и немощный человек становится святым. Вот стремиться бы всегда видеть себя «ниже всякой твари» (по-русски - всего сотворенного) - правильное устремление.

- Как относятся местные жители к возрожденной обители? Чувствуется ли помощь от святых, подвизавшихся здесь?

Хорошо относятся большей частью. Не все, правда, хорошо понимают, что такое монастырь и как правильно надо себя вести, когда приехал «просто посмотреть». Здесь ведь летом на озере бывает много отдыхающих, подплывают и к монастырю в разных состояниях и в неподобающем виде. Но с каждым годом такое случается всё реже.

А о святых вопрос риторический. Разве могут они быть безразличны к своей обители, где они подвизались? Помощь от них, конечно же, есть: молитва ведь проникает сквозь века, связывая святых предков и несвятых потомков. Наше незавидное духовное состояние они видят и, как мы постоянно убеждаемся, молятся, ходатайствуют о нас перед Христом.

- Кстати, имена каких святых связаны с этой обителью?

Из прославленных - святитель Дионисий Грек, преподобные Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Иоасаф Каменский, Кассиан Каменский, Евфимий Сянжемский, Василий Каменский, Пахомий Каменский, Адриан Монзенский… Есть, думаю, и неизвестные нам святые: подвижники всех времен отличаются скромностью.

Для желающих оказать посильную помощь обители публикуем ее реквизиты:

Православная религиозная организация Архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
ИНН 3525179378
КПП 352501001
ОГРН 1073500000155
р/с 40703810312000001013

Отделение № 8638 «Сбербанка России», г. Вологда
БИК 041909644
к/с 30101810900000000644

Дорога из Вологды в Кириллов стелется вдоль берега огромного Кубенского озера, то слегка удаляясь, то вновь приближаясь к нему. Здесь издревле пролегал большой, оживленный тракт, связывавший Москву с Белоозером,

с Онегой и Белым морем. Правда, «седая» старина на этом пути встречается сейчас редко. Время от времени то справа, то слева, то впереди мелькнет белая каменная церковка или часовня какого-нибудь древнего села, покажется вдруг интересная изба с затейливой резьбой или закружится за околицей веселый хоровод топящихся по-черному бань. Кое-где вдоль дороги можно увидеть и старые, теперь уже неподвижные, застывшие в безмолвии, как одинокие стражи, деревянные ветряные мельницы. Здесь, на Севере, воочию убеждаешься в гармоничной слитности русской народной архитектуры с пейзажем.

Посреди Кубенского озера, на маленьком каменистом островке, прежде, как сказочный город пушкинского князя Гвидона, вставал из вод Спасо-Каменный монастырь (илл. 65), одна из древнейших монашеских обителей Севера. Разрушенный в середине 1930-х гг., ныне он предстает перед нами лишь в виде храма-колокольни, одиноко возвышающегося среди груды развалин, но все-таки хорошо заметного издалека, с дороги.

Спас-Каменный. Фото 1965 года

Возник Спасо-Каменный монастырь около 1260 г. Его основателем был князь Глеб Василькович, первый из князей самостоятельного Белозерского княжества. Предание об основании монастыря рассказывает, как князь Глеб, плывя из Белоозера в Великий Устюг, был застигнут в пути на Кубенском озере сильной бурей. Судно его прибило к маленькому островку, называемому Каменным. В честь своего спасения он «посла мужи древоделя и постави церковь древяную», устроив здесь монастырь.
В XV в. процветающая обитель уже имела многочисленные деревянные кельи и трапезную, а церковь была украшена «узорочьем дивным», имела в своем интерьере «чудные иконы и книги». Однако сильный пожар в 1478 г. превратил в пепел все строения монастыря.
В том же 1478 г. удельный князь Андрей Меньшой, брат государя Ивана III, владевший Вологдой, Кубеной и Заозерьем, начинает сооружение нового каменного Спасо-Преображенского собора и заканчивает его возведение в 1481 г. Это был первый монументальный храм в северных землях Руси: «идеже в той земли от начала миру ничтоже бывало каменного от храмов, понеже земля удалела». Для его строительства были, очевидно, приглашены зодчие и каменщики из Ростова, епархии которого принадлежал монастырь.
Этот собор, построенный в разгар работ по перестройке Московского Кремля, представлял собой обычный по типу для Средней Руси второй половины XV в. крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный храм, поставленный на подклет. Его кубический объем, завершенный тремя ярусами кокошников со световой главой в центре, был перекрыт системой коробовых сводов со ступенчато повышенными подпружными арками.
Подобный тип храма сложился в архитектуре среднерусских княжеств (в Московском, Ростовском, Тверском) в конце XIV и первой половине XV в. на основе древних традиций владимирско-суздальского зодчества. Однако, в отличие от своих далеких прототипов, а также ближайших предшественников - раннемосковских и тверских памятников этого времени, он был не белокаменным, а кирпичным. Белый камень был применен только в отдельных деталях декора - в перспективных порталах и капителях лопаток стен и тяг апсид, которые по форме очень близки аналогичым элементам убранства храмов Москвы.
Переход к строительству из кирпича в середине XV в. в архитектуре Северо-Восточной Руси, особенно в Москве, широко отмечен летописями, проявившими большой интерес к новому строительному материалу. Любопытно, что и в местной монастырской летописи он получает свое отражение: говоря о сооружении собора Спаса Преображения, летописец подчеркнул, что «кирпич (по другим спискам «камень») возили из Твери и Старицы-городка». Объяснение этому следует искать в общественно-политической ситуации, сложившейся в Северо-Восточной Руси на рубеже 70-80-х гг. XV столетия. Очевидно, невозможность изготовления кирпича на месте или вблизи постройки заставила заказчика, князя Андрея Меньшого, прибегнуть к помощи своего ближайшего соседа - Твери, имевшей с Севером достаточно хорошие связи. Более далекая и к тому же занятая обширным собственным строительством, Москва была, кроме того, именно в это время охвачена междоусобицей, вспыхнувшей между Иваном III и его братьями, угличским князем Андреем Большим и волоцким князем Борисом. Поэтому Тверь обеспечила далекую северную стройку кирпичом, а Старица - белым камнем, заготовлявшимся здесь в большом количестве.
Несмотря на близость к московской архитектуре, собор Спасо-Каменного монастыря обладал целым рядом особенностей, свидетельствующих об особой интерпретации данного типа здания ростовскими зодчими. Он сыграл огромную роль во всем дальнейшем развитии культового зодчества Белозерья, во многом определив его главные черты.
Собор был двуглавым. Над юго-восточным углом его основного объема возвышалась еще одна, малая световая глава, отмечавшая придел в дьяконнике (южной апсиде). Такие дополнительные главы над приделами, помещенными в одну из боковых алтарных апсид, позднее становятся одной из характерных особенностей архитектуры Вологодско-Белозерского края, восходя к тем же раннемосковским храмам (церковь Рождества богородицы с приделом Лазаря и второй собор Чудова монастыря с приделом Благовещения в Московском Кремле).
Фасады северного собора несли обильный декор - узорчатые пояса, украшавшие цоколь над подклетом, и верхние части стен, алтарных апсид и барабанов глав. Пояса состояли из поребрика, бегунца, прямоугольных впадин, а также терракотовых рельефных плит (изразцов) и балясин. Эти мотивы хорошо известны по ряду одновременных московских храмов (Духовская церковь (1476- 1477) в Троице-Сергиевой лавре, церковь Ризположения (1485-1486) в Московском Кремле, церковь Рождества (1509) в Старом Симонове). Однако они образовали здесь впервые свой особый «сплав», который позднее лег в основу местного узорочья, уже знакомого по памятникам Спасо-Прилуцкого монастыря.
О том внимании, которое уделял князь Андрей Васильевич новому сооружению, свидетельствуют два специально заказанных для строящегося собора предмета литургической утвари - дискос и потир (Вологодский музей). Дискос представляет собой серебряное кованое блюдо - круглое, довольно глубокое, с узким отогнутым бортом. Лишь гравированное изображение Нерукотворного Спаса на убрусе, помещенное на дне, говорит о его назначении. По борту идет надпись: «Блюдо под дору в церковь преображение го[спод]а и б[ог]а нашего И[исуса] Х[рист]а на каменое сделано бысть повелением князя Андрея Васильевича Меньшого лета 6986-го ».
Гладкий кованый серебряный потир - сосуд с несколько утяжеленной полусферической чашей на гладком с «яблоком» стержне-стояне и широком поддоне - украшен гравированным изображением деисуса. Резные фигуры святых в «золотых» кругах размещены на чаше потира - Христос, богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил и апостолы Петр и Павел. Все они необычайно гра-фичны. Прорисованные тонкими линиями, святые изящно склоняют головы, простирают в молитвенном движении руки или придерживают ими свитки. Одеяния же выполнены более сухими, прямыми линиями-складками. Внизу, на поддоне, по золоченой полосе идет надпись: «зделан бысть сей потир повелением Благоверного князя Андрея Васильевича Меньшого Вологоцкого».
Блюдо и потир, находящие аналогии среди однотипных московских изделий, сделаны, очевидно, в Москве и, судя по надписям, одновременно. Предназначавшиеся для возводимого собора, они тем самым относят начало его постройки к 1478 г. К тому же в надписи на потире князь Андрей Меньшой назван Вологодским (это один из немногих источников, где князь определяется своим истинным титулом).
В Спасо-Преображенском соборе хранилось еще одно произведение, связанное с вкладом московских князей, - довольно массивная панагия начала XV в. (Вологодский музей). Она украшена на лицевой стороне сценой «Вознесения», составленной из литых, накладных серебряных фигурок, и гравированными изображениями «Троицы» и «Богоматери Знамение», помещенными на ее внутренних створках. На лицевой стороне панагии, на орнаментированном ободе в небольших рамочках также размещены резные фигуры Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Есть основания полагать, что Василий Темный, посетивший Спасо-Каменный монастырь во время своего пребывания в Вологде, вложил эту панагию в Спасо-Преображенский собор. В описи Спасо-Каменного монастыря 1670 г. сохранилось упоминание об этой панагии: «у Спасова же образа приложена панагия большая серебряная чеканная, а на ней на средине образ Вознесения Христово, а во главе Нерукотворный образ по серебру». Поскольку эта вещь аналогична панагии из Симонова монастыря, куда она, вероятно, была вложена московским князем Василием Дмитриевичем, можно предположить, что оба изделия были сделаны в московских княжеских мастерских.
Единственно сохранившийся памятник архитектуры Спасо-Каменного монастыря - Успенская церковь, первоначально объединявшаяся с трапезной палатой (последняя утрачена). Построены они обе в 1543-1549 гг. двумя ростовскими зодчими - Похомием Горяиновым и Григорием Борисовым. Здание было начато первым из этих мастеров, видимо, на денежный вклад посетившего монастырь еще в 1528 г., во время богомолья, Василия III. Достраивал его после некоторого перерыва уже другой мастер - один из крупнейших зодчих первой половины XVI в., «церковный каменный здатель» Г. Борисов, соорудивший к тому времени на Севере целый ряд храмовых построек (Благовещенская церковь с трапезной 1524- 1526 гг. в Борисоглебском монастыре и др.).
Очевидно, Борисову и принадлежит оригинальная архитектура этого сооружения, объединившего в себе два широко распространенных в XVI в. типа зданий: столпообразный храм-колокольню и трапезную палату. Архитектура последней была более традиционной по формам. Ее массивный прямоугольный в плане объем с высоким подклетом был слегка вытянут по оси север - юг (позднее удлинен к западу) и имел, как обычно, внутри большой сводчатый зал с мощным столбом в центре.

Спасо-Каменный монастырь, 1909 г.

Живописность в композицию вносил Успенский храм, примыкавший к восточной стене трапезной не по продольной оси, а к ее южному углу. Его объем имеет довольно своеобразную форму, близкую небольшим столпообразным ярусным храмикам «иже под колоколы», распространенным в конце XV и первой половине XVI в. (церкви в селе Коломенском, в Иосифо-Волоколамском, Болдинском, Дорогобужском, а также Спасо-Прилуцком монастырях). Трехъярусный столп внизу, в двух первых этажах, имеет необычную форму неправильного восьмигранника, лишь выше переходя в традиционный восьмерик с барабаном и главой в завершении.
Нижний, глухой ярус являлся подклетом, в среднем, с узкими арочными окнами в гранях, находилась церковь, а в третьем, с открытыми арками, висели колокола. Ярусы последовательно сужаются кверху на величину завершающего каждый из них цоколя, как бы облегчая массы здания по мере их развития вверх. Углы столпа украшают обычные широкие лопатки, также суживающиеся по ширине в ярусах. А восьмерик звона внизу, под самыми арками, несет широкий пояс из поребрика, кирпичных балясин и нишек, т. е. характерный декор, сложившийся в XVI в. в местном зодчестве и хорошо известный по храмам Спасо-Прилуцкого монастыря. Большая близость Успенского храма к остальным трапезным церквам монастырей Белозерья, в том числе Прилуцкого, Ферапонтова и Кириллова, позволяет предполагать, что все они были сооружены одним и тем же зодчим - Григорием Борисовым.
Прежнее завершение здания в виде трех ярусов килевидных кокошников и светового барабана с главой не сохранилось. Во второй половине XVII в. оно уступило место нынешнему - аркам звона и восьмигранному постаменту, украшенному кокошниками и увенчанному луковичной главой на тонкой шее. Сейчас этот своеобразный Успенский храм, лишенный трапезной, одиноко и печально стоит посреди острова.

Г. Бочаров
В. Выголов

Вологда-Кириллов-Ферапонтово-Белозерск. Москва, Издательство "Искусство", 1979

Надежда Плигина: «Восстановление храма - это духовное строительство»

Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере – уникальное творение наших предков, свидетельство силы их духа и крепости веры. Древнейшая каменная обитель на Русском Севере, возведенная на крошечном кусочке тверди, как истинное воплощение чуда, парящая между водой и небом... Первоначально монастырь был деревянным, а в XV – XVI веках обрел облик, остававшийся почти неизменным до 30-х годов прошлого столетия. Каменный Спасо-Преображенский собор построен в 1481 году, колокольня – в 1543, трапезная – в 1549.

Много повидал монастырь за семь с половиной веков своего существования. История его была насильственно прервана в 1917 году. Монахов прогнали, собор в 30-е годы взорвали, уцелела лишь колокольня... В последующие десятилетия заброшенный храм медленно разрушался ветрами, дождями и морозами. Но чудо не покинуло островную обитель – нашлись люди, для которых ее восстановление стало делом всей жизни. Имя Александра Плигина теперь известно многим. После его смерти в 2004 году заботу о Спасе-Каменном взяли на себя его единомышленники и последователи. В 2006 году образовано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь», и разрушенная святыня передана в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. С 2007 года реставрационные работы на острове финансируются за счет средств федерального бюджета. Спасо-Каменный монастырь является памятником историко-культурного наследия федерального значения.

О том, как идут реставрационные работы на острове, рассказывает староста архиерейского подворья, директор реставрационного предприятия «Спас-Камень» Надежда Плигина.

Надежда Александровна, как проходит реставрация на острове и в чем особенности реставрационного сезона 2012 года?

Подрядчик, проводящий работы на объекте, выбирается на конкурсной основе. В этом году подрядчиком стала московская реставрационная организация ООО «Симантика». Наше предприятие ООО «Спас-Камень», имеющее лицензию Министерства культуры РФ, работало весь сезон на условиях субподряда.

- Что именно было сделано в это лето?

Продолжались работы по восстановлению трапезной палаты, которая является частью комплекса Успенской колокольни с трапезной. В прошлом году был восстановлен первый ярус: возвели стены, сделали оконные проемы и своды. Этим летом отреставрировали центральный столп в трапезной, на который опирается свод. Чтобы уберечь незавершенное здание от вредного воздействия влаги, над ним возведена временная кровля площадью 50 кв. метров. Следующим летом готовимся делать свод и стены второго яруса.

Вообще работа реставраторов напоминает труд врача. У нас даже термины сходные: мы исследуем «тело» колокольни, ставим диагноз и устраняем причину разрушения храма. При реставрации применяется метод инъектирования: в подлинной кирпичной кладке сверлятся глубокие отверстия, в которые после промывания вводится укрепляющий раствор. Трещины в кладке стен «лечим» так: заполняем жгутами из пакли, смоченной в специальном растворе, а потом затираем, чтобы швы не портили внешний вид стены. «Тело» колокольни стягиваем «бандажом» – прочной металлической лентой.

- Можно ли сказать, когда трапезная будет закончена?

При сохранении нынешних объемов федерального финансирования это займет года четыре, не меньше. Необходимо возвести второй ярус и кровлю, сделать внутреннюю отделку, решить проблему отопления всего храма. Можно ли делать быстрее? Можно, но это не полезно для храма. «Быстро» – это много народу, а значит, не будет должного контроля за качеством работы. Кроме того, жить большому количеству людей у нас негде, негде хранить большой запас материалов. Поэтому наше правило – «постепенность и размеренность», и милостью Божией нам удается ему следовать.

Расскажите о реставрационной организации ООО «Спас-Камень».

Наш коллектив сложился давно: есть люди, которые занимаются восстановлением монастыря с 1991 года – с того момента, когда Александр Николаевич Плигин начал это дело. Ребята выучились здесь под руководством московских специалистов, потом прошли аттестацию в Москве, в Институте искусства реставрации. Это было необходимо, так как получить лицензию на ведение реставрационных работ можно только имея аттестованных специалистов – каменщиков, плотников. Несколько лет назад на средства областного бюджета был разработан проект реставрации Успенской колокольни и трапезного комплекса. Благодаря наличию проекта мы можем получать бюджетное финансирование.

- Кто работает в составе вашего предприятия?

Возглавляет реставрационную артель главный архитектор проекта. Он создает проект, определяет порядок работ, дает технологические указания, осуществляет общее руководство. После смерти архитектора Александра Алексеевича Асафова, инициатора восстановления Спасо-Каменного монастыря, работами на острове руководит москвич Николай Николаевич Смирнов. Сейчас он не является главным архитектором официально, но по-прежнему постоянно приезжает сюда, осуществляя авторский надзор.

Слева - Смирнов Н. Н.

«Второй» человек – это главный инженер проекта, Иван Георгиевич Стрельбицкий. Он готовит рабочие чертежи по конструктивным элементам здания, рассчитывает прочность конструкций. Оба они – и Смирнов, и Стрельбицкий – стали для нас родными людьми.

Слева - Стрельбицкий И. Г.

Рабочую бригаду возглавляет Денис Полетаев, он же отвечает за всю технику на острове и является главным «лодочником-перевозчиком». Большой вклад в реставрацию внес каменщик Сергей Попов – уникальная творческая личность. Не обойтись нам было бы без высококлассного плотника Евгения Калугина, каменщиков Константина Зауторова и Димитрия Рожина.

Всевозможное содействие в работе оказывает нам Владимир Николаевич Лукин, заместитель начальника Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области, и сотрудники управления культурного наследия Департамента.

В Вологде у нас есть небольшое официальное представительство. Главный человек там – инженер Марина Николаевна Мочалыгина. Она составляет сметы и готовит документацию для подачи заявок, участия в конкурсах и сдачи отчетов в Министерство культуры. Никакое предприятие не может существовать без бухгалтерии, и нам повезло – у нас опытный главный бухгалтер Ольга Ивановна Кочурова. За наш интернет-сайт, архив и музей отвечает Дарья Миненкова.

- В перспективе – может быть, и отдаленной – что вы думаете о судьбе Спасо-Преображенского собора?

О судьбе собора мы, конечно, думали с самого начала реставрации. Александр Николаевич хотел, чтобы он был восстановлен. Одно время по этому поводу были сомнения. Ряд специалистов высказывали противоположную точку зрения: надо, дескать, оставить собор как есть, разрушенным, как свидетельство эпохи вандализма и варварства. Был период, когда это казалось правильным. Собор, даже руинированный, остается редчайшим памятником архитектуры, живым свидетельством высочайшего уровня строительной технологии того времени... А потом постепенно пришло понимание того, что это прежде всего храм, где в течение пяти веков проводились богослужения, совершались христианские Таинства, шло молитвенное общение человека с Богом. Кроме того, собор – это монастырская усыпальница. Под этими руинами покоятся мощи местночтимого святого игумена Кассиана и святого Блаженного Василия, живших в XV веке. Перед храмом, со стороны алтаря, похоронены настоятели. Скорее всего, в соборе или возле него в XVI веке погребен первоиерарх митрополит Варлаам. Внутри храма есть и другие захоронения, и оставлять их как руины нехорошо. Святые молитвенными трудами и подвигами по совершенствованию своей души стяжали благодать Божию; православные люди относятся к ним с почитанием и благоговением, и им больно видеть заброшенные святыни....

Александр Николаевич Плигин

Поэтому мы планируем восстановить собор. Предстоит большая и серьезная работа над проектом. Прежде всего, нужно решить, на какой исторический период ориентироваться в его восстановлении: в XV веке здание имело одну главу и кровлю в виде закомар, напоминавших язычки пламени. В XIX веке к основному объему здания добавились галереи и, вместо одной, в завершении собора появились пять глав. Дело осложняется тем, что обмеры здания не сохранились. Поэтому руины предстоит аккуратно разобрать, а самые выразительные фрагменты кладки, которые уцелели после взрыва, оставить под укрытием как памятник – в том виде, в каком они сохранились. Каждый этап работы должен сопровождаться фотофиксацией и обмерами, после чего разобранные и расчищенные участки необходимо укрывать. Когда эти работы будут закончены, тогда можно приступать к проектированию. У нас есть историческая справка, свидетельствующая о том, что имеется достаточно архивных материалов для разработки проекта воссоздания собора. Думаю, имеет смысл организовать общественное обсуждение проекта на уровне Правительства области, добиться проведения экспертизы, которая позволила бы перевести памятник из разряда руин в разряд зданий, что решило бы ряд проблем с бюджетным финансированием. Возможно, в итоге это будет воссоздание с использованием старых технологий и материалов...

Александр и Надежда Плигины

В любом случае нужно походить к собору как к святыне, а не просто как к архитектурному сооружению. Восстановление храма – это «духовное строительство» всего круга людей, которые вольно или невольно в этом участвуют.

- С какими трудностями связана работа на острове?

Почти все наши трудности связаны с отрезанностью от «большой земли». Завезти строительные материалы на Спас- Каменный можно только весной, по большой воде, но и в этом случае много не завезешь – нет места для их хранения: ведь размеры острова невелики – 120 метров в длину и 70 в ширину. Поэтому в первую очередь завозим кирпич и песок, а такие расходные материалы, как цемент и известь, приходится подвозить постоянно небольшими партиями. Для того чтобы обеспечить работу строительной техники – бетономешалки, например, – нужно электричество, а ведь на острове его нет. Пользуемся дизельным генератором в шесть-семь киловатт, но для него опять-таки надо привезти солярку.

Выгрузку материалов и высадку людей осложняет отсутствие причала. Пристать к каменистому берегу очень сложно, летом почти невозможно. Людям приходится по камням тащить на себе мешки с песком и цементом, тяжелые брусья, реставрационные кирпичи, каждый из которых весит семь с половиной килограмм... Постоянный причал у нас ставить нельзя: весенний ледоход его вмиг разрушит, а летом вода уходит. Съемный причал стоит 750 тысяч рублей. Мы ставили бы его в удобное место в зависимости от уровня воды, а зимой убирали бы на хранение на берег Кубены... Уже начали копить деньги и будем рады любой помощи. Это позволит сохранить подходящие к острову катера и лодки, а главное – облегчит и без того тяжелый труд людей.

Жить на острове тоже непросто. Пространство ограниченное, жилые помещения тесные, в каждом по два-три человека, которые находятся здесь безвыездно по три-четыре недели: вместе работают, вместе отдыхают. А ведь у всех разные привычки, разные характеры... Вот и учимся терпеть, жалеть и прощать друг друга, жертвовать своими пристрастиями ради других...

- Как организованы реставрационные работы?

Специалисты ООО «Спас-Камень» трудятся на острове постоянно, в течение всего года. С самой ранней весны мы начинаем подготовку к «горячему» летнему реставрационному сезону, а поздней осенью и зимой охраняем памятник, поддерживаем в рабочем состоянии системы жизнеобеспечения на острове. В свое время, работая на других объектах, мы создали материально-техническую базу: приобрели оборудование, снегоход, отремонтировали гостиницу, пополам с жертвователями купили ветрогенератор. Сейчас в гостинице есть отопление, вода, на острове работает котельная, построена баня, и зимой мы все это охраняем. Восстанавливается домик Общества спасения на водах. Все это дает возможность обеспечить наших рабочих постоянным, пусть и небольшим, заработком.

Крестный ход. Фото Алексея Колосова

Ровно в восемь утра бригадир включает дизель, и все выходят на работу. Рабочие делают кладку, сами придумывают и изготавливают разные вспомогательные механизмы. Дождь ли, ветер ли, снег ли – независимо от погоды работы идут до шести часов вечера. Никаких перекуров и посиделок: перерыв на обед, небольшой перерыв на чай – и все. Руководит производственным процессом Иван Александрович Плигин, наш с Александром Николаевичем младший сын. Он отвечает за доставку материалов, за энергоснабжение, за продукты питания, за технику. Из техники в нашем распоряжении сейчас несколько моторных лодок и большой катер, «Путейский – 21», который удалось купить и отремонтировать в прошлом году. В этот сезон возили на нем и материалы, и рабочих, и паломников, и туристов.

Пять лет назад Спасо-Каменный монастырь стал архиерейским подворьем. Как часто здесь проходят службы, много ли у вас прихожан?

Да, подворье образовано в 2006 году по указу правящего архиерея владыки Максимилиана. Настоятелем был назначен игумен Дионисий (Воздвиженский), меня тогда же поставили старостой. В 2010 году завершилась реставрация колокольни, и внутри нее, на втором ярусе, была воссоздана церковь. С той поры там идут службы. В этом году назначен новый настоятель – игумен Нестор (Кумыш), который поселился на острове. Богослужения проходят раз в неделю, когда привозим певчих из Вологды – монахиню Иоанну и одну из наших добровольных помощниц, которую она обучила пению, – Ладу Миненкову. Поют они древним знаменным распевом, который сейчас редко где можно услышать. Это очень красивые одноголосные песнопения, о таких говорят – «мелодия Духа».

Отряд «Спасики»

Отряд «Спасики» на колокольне

Зимой на службы не приходит никто, а летом приезжают паломники.

- Кто живет на острове постоянно?

Рабочие – их «вахта» длится три недели, а на четвертую они уезжают домой отдыхать. Тогда остается Иван Плигин или я. Теперь с нами на острове живет отец Нестор. Всегда есть кто-то из помощников – сейчас, например, там поселилась молодая пара из Москвы, они помогают нам безвозмездно. Я уже говорила, что ни здания, ни технику нельзя оставлять без присмотра. Бывает, что на остров заезжают чужие – и рыбаки, и подгулявшие компании... Но когда знают, что здесь есть люди, то не безобразничают.

- Не страшно?

Нет! Со всеми можно договориться. Конечно, никогда не знаешь, чего ожидать от таких гостей. Но до сих пор нам всегда удавалось достигать взаимопонимания.

Многие вологодские турфирмы предлагают туры на остров. Как Вы относитесь к туристам? Все-таки посторонние люди, праздная публика...

Думаю, что разделять людей на туристов, паломников, искателей приключений – это дурная греховная привычка. Душа каждого человека, сознает он это или нет, тянется к Богу. Спасо-Каменный монастырь – это место, где семь веков совершалась молитва, здесь душа обретает покой, пусть и кратковременный. Поэтому люди и едут на Спас. Конечно, с организованными группами, приезжающими через турбюро, намного проще. Я им объясняю, как надо себя вести на острове, почему нельзя подниматься на руины, – и ни разу не было такого, чтобы люди не поняли, не прониклись. А ведь они живут, по сути дела, в другом мире, в другой среде. Вот с неорганизованными посетителями иногда бывают недоразумения. Но если по-хорошему поговорить, то и они все поймут. И иногда эти «случайные» люди становятся нашими верными друзьями и помощниками.

- Восстановление монастыря продолжается в общей сложности более 20 лет – это уже история...

Да, и мы бережно храним все ее свидетельства. С самого начала ведется журнал авторского надзора, в котором отражены этапы восстановления монастыря. Здесь записи архитекторов, эскизные рисунки, советы, рекомендации, отзывы, подробная фотофиксация рабочего процесса. Все это – настоящий учебник по реставрации. Накоплен богатейший материал, который хотелось бы представить в музейной экспозиции. «Летопись» восстановления монастыря ведется постоянно. Очень ценны для нас свидетельства об участии в этом труде наших добровольных помощников – представителей разных общественных организаций.

Группа учителей истории на разгрузке кирпича

- Расскажите о волонтерах, которые работают на острове.

Добровольцы занимаются уборкой территории, выполняют тяжелые физические работы, которые не требуют специальной подготовки. Желающие есть всегда, мы, как правило, никому не отказываем, но чаще работаем с людьми, которых уже знаем. Условия жизни на острове таковы, что мы не можем принять много людей и поселить их здесь надолго. Но при этом, конечно, очень ценим помощь и всегда благодарны за нее – на нашем сайте представлена информация обо всех наших помощниках. Вот уже несколько лет на остров приезжает отряд «Спасики» – школьники из Устья-Кубенского. Дважды побывали у нас курсанты Вологодского института экономики и права. Я думала, что такой молодежи уже не бывает: интеллигентные, сдержанные – ну просто воспитанники Пажеского корпуса! Они как начали работать!.. С полной отдачей, серьезно, самозабвенно – мы давно не видели такого труда. Двоих из этих ребят крестили в озере прошлым летом... Два года подряд работает у нас студенческий стройотряд Ивана Животикова, созданный при Правительстве области, в это лето трудились дети из вологодской школы № 20. Оторвавшись от дома, приезжают на недельку-другую женщины – готовят еду, помогают по хозяйству.

Прибывающие на остров люди попадают в непривычную для них обстановку – обстановку порядка. Большинство людей сейчас забыли об этом, привыкли жить каждый сам по себе. Здесь же нужно подчиняться единому для всех режиму: обед и перерыв в строго определенное время, перед едой необходимо помолиться, курить разрешается только в определенном месте, сквернословить запрещено, одеваться в пляжную одежду – тоже... У многих – и у детей, и у взрослых – это поначалу вызывает протест. А через пару дней, глядишь, им у нас уже нравится! Это тоже результат нашего общего труда, в чем-то сопоставимый с восстановлением разрушенной святыни: люди усваивают очень важный урок общежития. И, несмотря на тяжелый труд и жесткие правила, многим хочется снова вернуться на Спас.

- Помимо добровольного труда, как еще можно помочь Спасу-Каменному?

Помочь можно по-разному. Например, жители деревни Борок Сокольского района уже много лет подряд осенью присылают для нас овощи со своих огородов и зимние заготовки. В Вологде наши друзья собирают продукты: крупы, чай, сахар – все, что не портится. Иногда в этих посылках «попадаются» теплые носки, постельное белье или крем для рук...

Укладка именных кирпичей

В прошлом году мы по благословению нашего настоятеля игумена Дионисия (Воздвиженского) начали проводить сбор средств на восстановление монастыря под названием «Именной кирпич». Любой желающий помочь в этом деле жертвует 100 рублей, ему выдается свидетельство о пожертвовании, священник совершает поминовение его на богослужении, а имя жертвователя пишется на одном из кирпичей, из которых потом складываются своды трапезной. Радует то, что множество людей откликнулись на наш призыв о помощи: ведь человек приносит жертву Христа ради, движимый Духом Святым. Жертвовать на храм способен тот, у кого развито чувство патриотизма, чувство Родины.

Беседовала Светлана ГРИШИНА

Фотографии предоставлены Н. А. Плигиной

Пожертвования на восстановление Спасо-Каменного монастыря можно перечислить на расчетный счет архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь»:
р/с 40703810312000001013 в Вологодском отд. 8638 СБ РФ.

Спасо-Каменный монастырь в Вологодской области — один из древнейших в России. Его история начинается в середине XIII столетия. После революции монастырь был закрыт, а затем и вовсе разрушен. В каком состоянии находится обитель сегодня?

Основатель обители

Излагая историю Спасо-Каменного монастыря, стоит рассказать о Глебе Васильковиче — человеке, благодаря которому был когда-то построен храм на территории обители. В 1237 году в семье Ростовского князя на свет появился сын. Сам же князь спустя несколько месяцев погиб в сражении с монголо-татарами. Сын, которого нарекли Глебом, вырос в Ростове. У него был старший брат, которого он, согласно историческим документам, сопровождал в семилетнем возрасте в поездках в Орду , осуществлявшихся для важных переговоров с Батыем.

Глеб владел уделом в Белозёрово , где и поселился, когда повзрослел. А в 1257 году женился на татарской княжне. Глеб Василькович известен, во-первых, как муж внучки Батыя, во-вторых — как основатель Спасо-Каменного монастыря. В летописях говорится о том, что человек этот был крайне богобоязненным, удивительно щедрым и на редкость (для князей) кротким. Он весьма почитал монашеский чин и ревностно относился к церковному благолепию. Именно благодаря Глебу в XIII веке в Белозерском крае появились церкви.

Но не будем излагать подробно биографию основателя Спасо-Каменного монастыря, хотя она и богата подвигами и удивительными событиями. Расскажем о том, что вдохновило князя однажды заложить на Каменном острове храм.

Чудесное спасение князя

Монастырь был основан в августе 1262 года. А предшествовало его строительству следующее событие. Однажды Глеб Василькович попал в ужасную бурю. Неистово молясь, он дал обет построить монастырь там, куда его вынесут волны. Если, конечно, вынесут - в спасении, несмотря на всю безграничную веру в божественную помощь, Глеб уже сомневался. Но Бог всё-таки услышал молитвы князя. Глеб Василькович оказался на берегу небольшого острова. Здесь проживали люди, среди них были и христиане, и язычники. Имелась даже небольшая часовня. Глеб Василькович сдержал обет и построил на острове православный храм.

Каменный остров

Длина острова составляет всего 160 метров, ширина — 82 метра. Каменный остров находится в Кубинском озере. В первые годы своего существования обитель находилась под покровительством Белозерских. Уже в тринадцатом веке наступил расцвет монастыря - с лава о нем довольно быстро распространялась. Многие сподвижники принимали здесь пострижение. Во времена Дмитрия Донского Спасо-Каменная обитель стала известна и в Москве. На остров приезжали князья в надежде, что молитва на территории этого монастыря принесет им победу в очередном сражении.

Стоит сделать некоторое отступление и рассказать вкратце о местности, где расположен остров. На протяжении нескольких веков на Русском севере было немало величественных храмов. Но монастырь на Каменном острове занимал особое, почетное место. Князья вкладывали немалые средства в его развитие. Во времена Петра I транспортное значение Русского севера ослабло. Долгое время этот регион находился в некоторой консервации. Интерес к нему возродился только в двадцатом столетии, благодаря произведениям русского зодчества.

Первые разрушения

Мрачный период в истории Спасо-Каменного монастыря относится в XVIII столетию. Большая часть имущества была конфискована и направлена в государственный бюджет. А вскоре произошел пожар, уничтоживший деревянные постройки.

XIX век

Ситуацию исправил Павел 1 — сын Екатерины, убитый в 1802 году. Вопреки общепринятому мнению, правление этого императора не основывалось исключительно на самодурстве и странных причудах. Да, он ввел цензуру, превратил дворцы своей матери в конюшни, а его реформы были довольно жесткими. Н о что-то хорошее всё же он для культуры России сделал. Например, приказал восстановить несколько монастырей, в том числе и тот, что находится в Усть-Кубинском районе Вологодской области .

Правда, спустя более чем сто лет в России появились очередные варвары, разрушавшие всё, что внушало им страх и опасения. Но это уже случилось значительно позже. А в девятнадцатом столетии монастырь развивался, снова приобретал религиозное значение.

Наступил XX век со своими треволнениями и опасным духом свободы. Монастырь тем временем приобретал все большее культурно-религиозное влияние. До революции здесь находилось около тридцати монахинь и более 150 послушниц. Они были изгнаны из стен обители в 1917 году. Приходского священника расстреляли представители новой власти.

В 1920 году монастырь закрыли. Но спустя несколько месяцев работникам городского исполкома пришла в голову мысль использовать помещение упраздненной обители в более практичных целях. Здесь разместили военкомат и земельное управление. В здании церкви открылись сельскохозяйственные курсы.

Колония для несовершеннолетних

Всего за несколько лет на территории монастыря располагался в разное время и клуб, и детское учреждение, и хлебозавод, и склады. Были мысли организовать в бывших молитвенных помещениях и колонию для малолетних преступников. Но беспризорники — народ свободолюбивый. Пробыв здесь несколько месяцев, они разбежались. Как им удалось покинуть Каменный остров, неизвестно.

В 1937 году монастырь, который несколько столетий подряд являлся крупным культурно-религиозным центром, был полностью разрушен. Его взорвали. Но не потому, что постройки напоминали о несправедливых " поповских временах" , а потому, что для строительства нового Дома культуры требовался кирпич, которого раздобыть больше было негде.

Необитаемый остров

Несколько десятилетий эти места находились в полнейшем запустении. Остров стал пристанищем для охотников и рыбаков. До наших дней из построек, существовавших еще в начале XX столетия, сохранилась лишь построенная в 15 - 16 веке . До начала семидесятых годов здесь неизменно присутствовал сторож. Для чего нужна была эта должность и что охранял ее обладатель, сказать сложно. Но в 1971 году ее упразднили.

Возрождение

В начале девяностых годов началось постепенное восстановление монастыря. Занимались этим преимущественно энтузиасты. Серьёзной финансовой поддержки не было. К концу девяностых средства начали поступать из государственного бюджета. В 2006 году учредили на острове Спасо-Каменное Подворье, был назначен настоятель.

Активное возрождение обители началось в начале двухтысячных. Постройки тогда, конечно, представляли собой зрелище печальное. Наружные стены на протяжении почти ста лет не подвергались ремонту. Крыша провалилась. Была разрушена и колокольня, и алтарная апсида храма. После 80 лет запустения первая литургия состоялась в июле 2001 года. К зиме удалось провести электричество и отопление. На территории монастыря соорудили скамейки. Постепенно приобретались иконы.

Спасо-Каменный монастырь: описание

Те, кто регулярно проезжает по Кирилловской дороге, уверяют, что колокольню, расположенную на территории монастыря, в ясный солнечный день видно издалека. Помимо неё, в состав обители входят братско-настоятельский корпус, гостиница и трапезная. Постройки были воздвигнуты не так давно. Как утверждают местные жители, даже 15- 20 лет назад, когда на острове еще не было электричества, эти места притягивали огромное количество паломников. И климат, который довольно суров, их не пугал.

Гостиничный комплекс представляет собой одноэтажную постройку. Это небольшое здание, как и корпус, и трапезную, находящиеся рядом, издали разглядеть нельзя. Но взору открывается удивительная картина — высокий светлый одноглавый храм, окруженный гладью воды. Если, конечно, смотреть на него летом, весной или ранней осенью. Зимой же здесь совершенно иной пейзаж. Как выглядит Спасо-Каменный монастырь в заснеженную пору , можно увидеть на фотографии, расположенной ниже.

Каменный остров часто называют просто — Спас-Камень. Есть ещё одно название — Вологодский Афон. Это именование связано с тем, что в годы правления Дмитрия Донского здесь служил игумен Дионисий Грек — человек весьма сурового нрава. Он установил в монастыре жёсткий Афонский устав.

Спасо-Каменный мужской монастырь в честь Преображения Господня на Каменном острове в Кубенском озере Вологодской епархии

Единственным известным в настоящее время документом о возникновении обители является «Сказание о Спасо-Каменном монастыре», составленное Паисием Ярославовым в веке. Оно повествует о том, как Белозерский князь Глеб Василькович шел на судах с Белого озера по реке Порозовице в озеро Кубенское. На Кубенском озере недалеко от места, называемого Карачевская пучина, его настигла сильная буря. В минуты опасности князь дал обет построить церковь и монастырь на месте, где сможет обрести спасение. Судно прибило ветром к Каменному острову. Князь нашел на острове двадцать три инока, которые жили в землянках, а для молитвы собирались в часовню. Произошло это в день празднования Преображения Господня , 6 августа года. Князь приказал построить деревянную церковь во имя Преображения Господня и кельи для монахов. Так был основан Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

Со времени основания монастырь существовал под покровительством белозерских князей. Из-за неоднократных пожаров, от которых пострадал монастырский архив, история обители недостаточно известна и состоит из сведений, большей частью отрывочных и неполных.

Время расцвета обители связано с именем игумена Дионисия Грека , который ввел в монастыре строгий устав Святой Горы Афонской , заложил традиции, сформировавшие авторитет и славу монастыря на несколько столетий. В его настоятельство Спасо-Каменный монастырь стал духовной школой для многих подвижников, и выходцы из него – Дионисий Глушицкий , Александр Куштский , Пахомий Каменский , Евфимий Сянжемский - в свою очередь, основали новые обители на побережье Кубенского озера. Около этого же времени подвизались в монастыре почивающие в нем угодники Божии Петр Каменский и Василий Каменский , Христа ради юродивый.

Во времена жестоких междоусобных войн в году великий князь Василий Тёмный , свергнутый с престола и ослеплённый князем Димитрием Шемякой, приезжал в Спасо-Каменную обитель на богомолье. Игумен Евфимий благословил Василия Тёмного на продолжение борьбы за власть: «Иди, Государь, в желаемый путь твой на великое княжение, и Бог устроит твоё шествие» . Василий Темный сделал богатые земельные вклады в обитель, а его супруга великая княгиня Мария приписала к ней монастырь св. Николая Чудотворца на Святой Луке .

Пожар 1476 года. Возрождение обители

В сентябре года во время сильного шторма на острове случился пожар. Будучи деревянными, все монастырские строения сгорели. Много монахов погибло в водах озера, спасаясь в ладьях от огня.

Через несколько лет обитель вновь отстроилась. В году был возведен каменный Спасо-Преображенский собор. Для украшения собора белый камень привозили из Твери со Старицких карьеров. Кирпичи для сооружения храма изготовлялись вручную. Возводила собор артель ростовских зодчих.

В году великий князь Василий III Иванович вместе со своей супругой Еленой Глинской, совершая богомольное путешествие, посетил обитель на Каменном острове, где молился о чадородии. Великий князь пожаловал монахам Спасо-Каменного монастыря 60 рублей на сооружение теплого храма. Теплая церковь с трапезной во имя Успения Божией Матери была построена уже после смерти Василия III.

Князь Василий III использовал Спасо-Каменный монастырь как место ссылки опальных духовных особ. В начале XVI века сюда был заточен бывший Смоленский епископ Варсонофий (Ходыкин) . Немного позднее в монастырь был сослан опальный московский митрополит Варлаам , скончавшийся в монастыре в 1533 году, его гробница не сохранилась.

Кроме церквей в монастыре было шесть небольших каменных зданий. Вдоль берега шло укрепительное сооружение - деревянный ряж с размещенными на нем кельями, предохранявший берега острова от разрушения льдами и весеннего половодья.

От расцвета к упадку: XVII - XVIII вв.

Наивысший расцвет монастыря пришелся на вторую половину XVII века. В этот период на острове, кроме настоятеля, проживали 93 человека, из них 27 человек монашествующих, остальные – слуги и рабочие люди. В вотчине монастыря было 7 сел, 4 сельца и 98 деревень с 819 душами крестьян мужского пола. В Вологде монастырю принадлежало 2 подворья, в Тотьме – 2 соляные варницы. Были у монастыря и различные торговые льготы.

По описи года, на острове располагались три каменных храма. Внутренность Спасо-Преображенского собора отличалась особым великолепием и необыкновенным множеством икон (их в храме было около 150), которые имели золоченые серебряные оклады, некоторые были украшены драгоценными камнями и жемчугом. На колокольне было десять колоколов. В ризнице хранились напрестольные Евангелия, украшенные бархатом и серебром, священнические облачения, вышитые жемчугом, в библиотеке хранилось 364 книги, из них шесть древних рукописных, на пергамене.

В результате секуляризационной реформы 1764 года Спасо-Каменная обитель была определена в третий, низший, класс монастырей.

Пожар и упразднение монастыря в 1774 году

В году сильный пожар уничтожил деревянный ряж вокруг острова вместе с кельями. Из каменных сооружений более всего пострадал Спасо-Преображенский собор и надвратная церковь Иоанна Предтечи. Удалось спасти лишь самые дорогие святыни: мощи преподобного Иоасафа Каменского, несколько образов, наиболее древние и ценные предметы богослужения, облачения, книги.

Спасо-Каменный монастырь упразднили, так как не нашлось нужных средств для возобновления после пожара. Оставшееся от пожара имущество передали на хранение в Спасо-Прилуцкий монастырь . Настоятеля с братией определили в Вологодский Свято-Духов монастырь , который с года указом Святейшего Синода был переименован в Спасо-Каменный.

Восстановление монастыря

17 июня года монастырь посетил великий князь Алексей Александрович, совершая путешествие по водной системе из Петербурга в Архангельск. Пробыв в монастыре около часа, князь пожаловал на благоустройство обители 100 рублей.

В году на острове с разрешения епархиального начальства была открыта первая в губернии спасательная станция Императорского Российского Общества спасения на водах. На крыше братско-настоятельского корпуса был установлен маяк большой мощности (керосиновая лампа), свет которого был виден за 20 верст, а во время туманов и зимних метелей ориентиром для путешественников был звук специального колокола. Четыре матроса-гребца под руководством атамана и немногочисленная братия днем и ночью, зимой и летом спешили на помощь терпящим бедствие людям, при этом каждый раз рискуя собственной жизнью. Руководил работой станции настоятель – архимандрит Павел. Он лично принимал участие в спасательных работах.

В году по ходатайству настоятеля монастыря и по прошению жителей окрестных сел и деревень было получено разрешение Синода перевезти мощи преподобного Иоасафа в обитель, а также вернуть прежнее имя - Спасо-Каменный монастырь.

Закрытие монастыря

25 июня года на острове работала комиссия по закрытию монастыря, состоявшая из двух представителей Губернского отдела народного образования и милиционера. Для определения ценности предметов, передаваемых по описи музею, был приглашен заведующий художественным отделом музея Иван Васильевич Федышин. Старинных книг, икон, старинной серебряной богослужебной утвари, инвентарных книг уже не было. Часть предметов, в том числе восемь пудов архивных документов были оставлены в монастыре под охраной сотрудников Губоно.

Настоятель иеромонах Анатолий (Петухов) , пять монахов, три послушника составляли население обители. Послушников признали укрывающимися от военной службы, дело передали в милицию. Монахам временно разрешили остаться на острове.

27 июня 1925 года начальник Вологодской уездной милиции составил рапорт о том, что Спасо-Каменный монастырь закрыт, жилые помещения и монастырский инвентарь переданы по описи в ведение Губернского отдела народного образования «для изоляции там трудновоспитуемых детей».

Через два месяца после открытия колонии, 2 сентября в монастыре возник пожар. Огонь уничтожил братско-настоятельский каменный корпус, в котором помещался детский дом и храмы. Оставшиеся без кровли древние здания постепенно превращались в руины. Остров стал пристанищем для рыбаков, охотников и туристов.

В конце 1930-х годов был взорван Спасо-Преображенский собор. Успенскую колокольню не тронули, ее использовали в качестве маяка.

С по год уцелевшие здания монастыря (гостиница, колокольня и погреба) использовались под нужды рыбзавода.

Около 1970-го года рыбаки, ночевавшие на острове, сожгли единственное жилое здание - монастырскую гостиницу. После пожара остров остался без охраны. Здесь находили спасение попавшие в шторм путешественники и рыбаки. Останавливались туристы. Со временем Спасо-Преображенский собор и трапезная превратились в руины, заросшие травой и кустарником, а обветшавшая колокольня была близка к обрушению.

При составлении Свода памятников культурного наследия в 1960-ом году колокольня и остатки древних зданий были приняты под государственную охрану с присвоение статуса памятника: Спасо-Каменный монастырь.

Начало возрождения

С года архитектор Асафов Александр Алексеевич (+ 1993) начал деятельность по воссозданию архитектурного ансамбля Спасо-Каменного монастыря. Благодаря его усилиям уникальный памятник отечественной культуры был включен в программу «Наследие». Асафов был главным архитектором проекта.

Летом года началось областное финансирование восстановительных работ. К году государственное финансирование прекратилось. К этому времени удалось частично отремонтировать гостиницу. Летом года перед алтарем Спасо-Преображенского собора поставили обетный крест.

В году на острове поставили часовню во имя всех Вологодских святых. В строительстве часовни принимали участие радиолюбители из разных городов России, вологодские реставраторы. По древней русской традиции строили «об един день» - с рассветом начали, а к закату солнца закончили, устроили сруб, кровлю, водрузили на ней деревянный крест и освятили. Таинство освящения совершил протоиерей из Вологды Василий Павлов.

В марте года Дирекцией по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры Вологодской области Успенская церковь Спасо-Каменного монастыря была передана в пользование некоммерческому партнерству «Спас-Камень» для осуществления ремонтно-реставрационных работ.

В году была осуществлена передача в безвозмездное пользование комплекса зданий Спасо-Каменного монастыря Вологодской епархии . В том же году на Каменном было учреждено архиерейское подворье "Спасо-Каменный монастырь".