И о бове сооружения. Главный архитектор «фасадической части». Осип Иванович Бове: краткая биография

Краткое руководство по выбору места в зале на концерте классической музыки.

Вы выбрали концерт, который хотите посетить. Теперь предстоит еще один важный шаг – выбор места.

Из этой статьи вы узнаете, на что стоит обращать внимание при покупке билета, где лучше сидеть, соотношение цена-качество.

С чего начать выбор места на концерте?

Залы бывают разные. Синие, белые, красные

  • Какие зоны есть на схеме?
  • Есть ли балкон или в зале только партер?
  • Сколько всего мест в зале?

Балкон или партер? Что лучше?

Все задаются этим вопросом. Надо понимать, что балкон или хоры-это возвышение в зале. т.е. вы будете смотреть на музыканта сверху.

Балкон может быть центральный, правый, левый. Центральный балкон или хоры находятся в самом конце партера над последними рядами партера. Это значит что расстояние до артиста такое же, но перед вами нет сотен голов.

Место нахождение правых и левых балконов понятно из их название. Часто балконы «залезают» на сцену. Т.е. Вы будете сидеть очень близко к исполнителю, но возможно будете смотреть на него сбоку.

Обычно балкон относится к бюджетной категории и стоит достаточно существенно ниже партера. При этом по слышимости там будет – как повезет.

Партер бывает ровный и с небольшим возвышением. Центр партера всегда приоритетнее. А на сколько близко покупать билет от сцены решать Вам и вашему кошельку.

Если Вы идете на концерт с ребенком до 10 лет, но по каким то причинам берете конец партера, очень рекомендую брать места около прохода (в середине). Это нужно для того чтобы, Вы посадили ребенка у прохода, и ваше чадо могло слегка высунутся в середину зала и было бы видно музыканта, даже в последнем ряду партера. Иначе Ваш ребенок увидит только головы людей.

Где будет хорошо видно и слышно?

Не секрет, чем дешевле, место-тем оно дальше от сцены. Соответственно, чем оно дальше от сцены, тем Вам будет хуже видно и слышно. Конечно всегда хочется сидеть максимально близко, но допустим на концерте фортепиано, разница не большая где сидеть т.к. этот инструмент мощный и громкий. Будет слышно везде.

А если Вы пошли на концерт классической гитары то лучше садитесь ближе. Это связанно с особенностями инструмента.

Есть еще важный фактор. Если Вы видите, что билетов осталось мало очень рекомендую покупать для себя место как можно ближе. Большое количество людей в зале впитывают в себя звук как губка, а это значит что чем дальше Вы сидите тем больше людей будет перед вами.

Подводя итоги.

По нашему 6 летнему опыту организации концертов и составлению схем лучшие места.

Всегда стоит ориентироваться на свой бюджет,но на действительно крутые концерты лучше не скупиться.

Хорошего досуга и новых впечатлений!

Если лететь недолго, то, возможно, этот вопрос не стоит у вас остро. А для тех, кто часто летает, кто собирается в длительный перелет важно знать, где расположены лучшие места в самолете. Ведь согласитесь, планируя отпуск в дальние жаркие страны, мы мечтаем, чтобы он удался на славу, и впечатление от него не было смазано «трудностями перелета». Не хочется сидеть где-то в тесном среднем ряду, зажатым между слишком упитанными пассажирами или попасть в хвостовую часть, где нет даже иллюминатора, иметь соседство рядом с туалетом, где бесконечно курсируют пассажиры.

Если вы знаете марку самолета, на котором планируете полет, то схему самолета можно посмотреть на официальном сайте перевозчика. В большинстве случаев такая информация недоступна и лучше при покупке билетов воспользоваться некоторыми общими правилами, которые мы здесь опишем.

Места у иллюминатора имеют много преимуществ:

  • хорошее освещение, особенно если собираетесь почитать;
  • можно любоваться видами городов при взлете и посадке или причудливыми видами облаков;
  • вас не будут беспокоить, протискиваясь к выходу.

Эти места имею только один минус: вам сложно будет выходить в проход, если нужно отлучиться в туалет, придется беспокоить соседей. Если вы не любите этого делать, а имеете потребность часто выходить, то лучше взять билет ближе к проходу.

У прохода

Места имеют преимущества для длинноногих и беспокойных людей. Здесь можно вытянуть ноги в проход, встать, немного постоять, беспрепятственно выйти в туалет. После посадки, опять же, вы быстрее выйдите из самолета. С другой стороны, это самые беспокойные места. Без конца ездят стюардессы с тележками, даже задевают иногда. Каждый раз приходится вставать, когда кто-то выходит в туалет.

Золотая середина

Некоторые, взвесив плюсы и минусы крайних мест, решая, где в самолете лучше сидеть, возьмут места посредине, они не слишком беспокойные и не сильно придется тревожить соседей. Если нужно встать, то хоть не через всех пробираться и через вас проходит меньше людей, значит, реже будут беспокоить.

Места за аварийными выходами

Эти места расположены подальше от предыдущего ряда, поэтому сидеть здесь достаточно комфортно, можно вытянуть ноги, пройти в туалет, никого не беспокоя. Часто авиаперевозчики оставляют такие места для физически подготовленных людей, которые в случае аварии и эвакуации (не дай бог!) смогут открыть аварийный выход. Также по правилам проход к этим местам строго-настрого запрещено загораживать чемоданами.

Места за аварийными люками

Это очень неудобные места в том плане, что кресла не отбрасываются, их фиксируют, чтобы не перегораживать проходы к аварийным выходам. Если же ряд расположен между двумя аварийными люками, то пассажир имеет преимущество в том, что перед ним есть некоторое дополнительное пространство.

В передней части самолета

Удобны тем, что обслуживание пассажиров начинается именно с этих мест, и вы имеете больший выбор еды и напитков. Кроме того, преимущество пассажиров передних рядов состоит в том, что они быстрее смогут спуститься по трапу самолета. Отрицательным моментом этих мест есть то, что здесь часто берут билеты пассажиры с детьми, поскольку в носовой части делают крепления для детских колясок. Ну а что такое лететь рядом с ребенком, который капризничает, знают все.

Места в хвосте самолета

Здесь обычно места эконом-класса и считается, что удобств мало. Однако самое большое преимущество, которое, возможно, перевесит все остальные, когда вы будете решать, какие места в самолете лучше выбрать - это безопасность. По статистике во время крушений и аварий чаще выживают именно пассажиры в хвостовой части, поскольку основной удар всегда приходится на нос самолета.

Часто на незагруженных рейсах эти места остаются свободными, и вы спокойно можете занять несколько сразу и даже поспать. К минусам этих мест можно отнести то, что обслуживание пассажиров хвостовой части получается в последнюю очередь.

Чем хорош первый ряд

Перед первым рядом в самолете нет кресел, это большое преимущество:

  • вы сможете вытянуть ноги;
  • на вас никто не откинет кресло.

Однако учтите, что первый ряд, перед которым нет кресел, может быть после рядов другого класса обслуживания или тот, перед которым расположена кухня. В этом случае всю дорогу вам придется смотреть в стену, а также часто на стене крепят люлечки для малышей. Брать на эти места билеты можно в случае такой необходимости.

Последний ряд

Места в последнем ряду очень неудобные, поскольку сиденья не откидываются, а если и отбрасываются, то совсем немного, и вы не сможете нормально отдохнуть, особенно если длительный перелет.

Это вкратце характеристика всех типов мест в самолете, но нужно учитывать еще такие факторы:

  • число классов обслуживания в салоне;
  • расстояние между рядами;
  • количество мест в ряду.

Все эти характеристики разные у различных моделей лайнеров.

Схема покупки хороших мест в самолете

  1. Узнайте модель лайнера, на котором вам предстоит лететь. Хорошо будет проконсультироваться со служащими авиакомпании, узнайте вообще о степени комфортабельности салона: наличие розеток, расстояние между рядами, есть ли телевизор, где расположен туалет.
  2. Покупайте билет онлайн или в киосках саморегистрации в аэропорту, если такие имеются. Так вы можете выбрать свободное удобное место. На сайтах авиакомпаний можно найти схемы салонов самолетов.
  3. Если покупаете билеты в обычной кассе, просто попросите, где вам нужно, «у окна» или «у прохода».
  4. Подумайте, что для вас главное во время полета, чем будете заниматься - смотреть в иллюминатор или спать. Может для вас важно в любой момент свободно выбраться со своего места.
  5. Учтите, что цифры и буквы, которые обозначают места, могут быть написаны как кириллицей, так и латиницей и место может иметь в зависимости от этого различное расположение.
  6. Старайтесь покупать билеты на более свободные рейсы. Обычно самолеты загружены в пятницу и в выходные, а по времени - утренние и вечерние рейсы. Если хотите выбрать себе комфортные места, старайтесь планировать поездку заранее и брать билеты с понедельника по четверг, на рейсы, которые отправляются в обед или часа на 2-3 позже.
  7. Чтобы выбрать хорошие места необходимо учитывать и направление полета. Например, если вы летите с Севера на Юг утром, то солнце будет с левой стороны. Если бы вы летели в обратном направлении, на Север, то солнце было бы справа.

Что делать, если получилось купить только неудобное место

Постарайтесь вовремя прибыть в аэропорт на регистрацию и посадку. Тогда у вас будет несколько минут после посадки занять более удобное место, вдруг такое окажется среди свободных. Не спрашивайте разрешения у стюардессы, пересаживайтесь самостоятельно. Когда посадка будет закончена, и самолет начнет набирать высоту, пересаживаться будет нельзя. Когда уже лайнер наберет высоту и вставать с места будет разрешено, то может оказаться, что эти места уже заняты более расторопными пассажирами. В любом случае расстраиваться не стоит, так как свое купленное место вы всегда успеете занять.

Осип (Джузеппе) Иванович Бове (итал. Giuseppe Bova, фр. Joseph Bove; родился 24 октября (4 ноября) 1784, Петербург - умер 16 (28) июня 1834) - российский архитектор, знаменитый реконструкцией Москвы после пожара 1812 года. Роль Бове в создании облика Москвы может быть сравнена только с работой Росси в Санкт-Петербурге. Творил преимущественно в стиле классицизма . Бове родился в Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже. Данное при крещении имя Джузеппе позднее было переделано на русский манер в Осипа Ивановича. Вскоре после рождения Осипа семья переехала в Москву. Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлёвского строения (1802-1807) у Ф. Кампорези, затем, ещё до пожара Москвы, работал под руководством М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери. Во время Отечественной войны Бове участвует в ополчении, в 1813 году возвращается на городскую службу. Для восстановления сожженной Москвы была создана специальная Комиссия о строении Москвы, в которую Бове вошёл архитектором четвёртого участка и отвечал за центральные районы города: Тверскую, Арбатскую, Пресненскую, Новинскую и Городскую части. В 1814 году Бове был назначен главным архитектором «фасадической части», надзирающим за проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Бове сумел на этом посту обновить облик древней столицы, с новым для Москвы размахом и по единому стилистическому замыслу. С помощью утверждённого в 1817 году генерального плана, Бове воплотил идею города-монумента во славу величия Российской империи.

В 1816 году Бове получает звание архитектора от совета Императорской Академии художеств и женится на вдовой княгине Авдотье Семеновне Трубецкой. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля (не сохранились), проведена реконструкции Красной площади, снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров, разбит Кремлёвский (Александровский) сад, построен Манеж (инженерная структура разработана А. А. Бетанкуром), создана Театральная площадь (1818-1824) с Большим (Петровским) театром (1821-1824; проект был доработан А. А. Михайловым). За пределами центра Бове строит Градскую больницу за Калужской заставой (1828-1833). Триумфальные ворота, возведенные по проекту Бове у Тверской заставы (1827-1834), были воссозданы в 1968 году близ строившегося тогда монумента Победы на Поклонной горе.

Умер Бове в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря. Несмотря на все свои заслуги, Бове не имел звания академика архитектуры. В 1816 году он попросил Академию художеств задать ему программу на звание академика. Академия утвердила его в звании архитектора и задала спроектировать здание театра на 3 тысячи человек. Программа эта так и не была выполнена.

Сооружения:

1814-1815 - Торговые ряды напротив Кремля (на месте ГУМа, не сохранились)
1820-1822 - Кремлёвский (Александровский) сад с гротом
1824-1825 - Манеж
1818-1824 - Театральная площадь
1821-1824 - Большой театр
1827-1834 - Триумфальные ворота у Тверской заставы (ныне у парка Победы)
1828-1833 Градская больница (ныне Городская больница № 1 им. Н. И. Пирогова). Москва, Ленинский проспект, 8 корпус 1 Дом во владении жены в Петровском переулке (бывшем Богословском), ныне № 9
Дом Н. С. Гагарина (позднее Книжная палата) на Новинском бульваре, разрушенный во время Великой Отечественной войны
1822 -1824 - Храм Святителя Николая в Котельниках. Москва, 1-й Котельнический пер., 8-10
1822 - Церковь Михаила Архангела в имении жены в Архангельском. Село Архангельское Рузского района Московской области
1825-1828 - Покровская церковь. Село Пехра-Покровское Балашихинского района Московской области (авторство приписывается по сходству с аналогичными постройками, документального подтверждения не сохранилось)
1825-1828 - Перестройка здания Новоекатерининской странноприимной больницы, постройка церкви Екатерины Великомученицы (ныне городская больница № 24, угол Петровки и Страстного бульвара, № 15/29).
1825-1831 - Реконструкция Знаменской церкви села Холмы в загородном имении жены.
1820-е годы - Торговые ряды на Таганке (не сохранились)
1830 - Церковь Большое Вознесение у Никитских Ворот (доработка проекта Ф. М. Шестакова 1829 года, достроен после смерти Бове А. Г. Григорьевым)
1832 - Перестройка Церкви Всех Скорбящих Радости. Москва, Большая Ордынка, 20
1833 - Церковь Троицы Живоначальной в Даниловском монастыреПокровская З. К.

Осип Бове. - М., Стройиздат, 1999. 352 с. (Серия: Мастера архитектуры). - ISBN 5-274-00592-6
Грабарь И. История русского искусства, Спб., 1912, т. I. История архитектуры (введение)
Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / Под ред. С. И. Вавилова. - М., Л.: Гос. изд-во техн.-теоретической лит-ры. - 1948.
При написании этой статьи использовался материал из Русского биографического словаря А. А. Половцова (1896-1918).
ru.wikipedia.org

Годы жизни: 1784-1834

Биография

Осип Иванович Бове родился в 1784г. в Петербурге, в семье итальянского живописца Винченцо Джованни Бóва, и получил имя Джозеф, позднее переделанное на русский манер – в Осипа. После него в семье Бóва родились еще двое сыновей – Михаил и Александр, также будущие архитекторы и помощники Осипа. Вскоре после рождения старшего сына семья переехала в Москву.

Учеба Осипа Бове на архитектора началась в 1802г. в архитектурной школе при Экспедиции Кремлевского строения, у Ф.Кампорези. Спустя десять лет, еще до пожара Москвы, молодой специалист уже значится архитекторским помощником. Начало творческой деятельности молодого архитектора прошло под руководством М.Ф.Казакова и К.И.Росси в Москве и в Твери. Во время войны Бове уходит в ополчение. В 1813г. для восстановления сожженной Москвы была создана специальная Комиссия, занимавшаяся помощью жителям, обеспечением их стройматериалами, надзором за качеством строительства. Для удобства работы Комиссии Москва была поделена на четыре сектора, работами в которых заведовали архитектор с помощниками. Бове был назначен архитектором на четвертый участок, в который входили центральные районы города: Тверская, Арбатская, Пресненская, Новинская и Городская части. Бове и его помощникам предстояло составлять проекты жилых домов и следить за их выполнением; кроме того, нужно было проектировать и торговые лавки по всему городу, постройке которых Комиссия придавала большое значение. Лучшими были признаны торговые лавки на Красной площади и вокруг стен Китай-города. Необходимо было уделить особое внимание отделке фасадов казенных и общественных зданий, и обязанность по надзору за их разработкой и украшением решено было возложить на Бове. В этой части работы Осипу Ивановичу помогали его младшие братья.

В феврале 1816г. Осип Бове получает звание архитектора от совета Петербургской Академии художеств. В этом же году он женится на княгине Авдотье Семеновне Трубецкой, вдове. Некоторое время супруги жили в доме архитектора на Малой Дмитровке, потом Бове выстроил новый дом в имении жены в Петровском переулке (б. Богословском), ныне это здание значится под №9.

К этому моменту у архитектора за плечами был огромный опыт работы по сооружению значительных зданий как в Москве, так и в Подмосковье. В 1817г. был утвержден новый генеральный план застройки Москвы, и Бове с новой силой принимается за работу. Начинает он с реконструкции Красной площади, сильно пострадавшей во время пожара Москвы. Были снесены земляные укрепления и засыпан ров, шедший вдоль стены Кремля, на их месте разбили бульвар, далее сделали съезд к Москве-реке. Выходящие на Красную площадь Торговые ряды были перестроены Бове в стиле классицизм – в том стиле, в котором архитектор работал всю жизнь.

В 1816-1819гг. Осип Иванович работал также над проектированием новой площади –Театральной, которая была бы связана с Красной через Воскресенскую площадь (ныне площадь Революции). Для строительства готовилось место: сносились старые кварталы на Петровке вокруг старого Петровского театра, речку Неглинку убрали в трубу, чтобы избежать подтоплений и заболачивания местности. В 1819г. Бове сдал проект площади с обрамляющими ее зданиями в Комиссию для начала застройки. Уже через пять лет, в 1824г., в Малом театре был дан первый спектакль.

Большой театр – грандиозная работа, принесшая Бове наибольшую известность, – был заказан ему как «искуснейшему из архитекторов». Петровский театр XVIII века почти полностью сгорел в 1805г., и труппа на годы осталась без своего здания. Проект театра, созданный Бове, был одобрен лично Александром I и принят к исполнению. Колоссальное здание украсил величественный портик из восьми колонн с фронтоном и скульптурой Аполлона в колеснице. Зрительный зал поражал своими размерами – огромный просторный партер с амфитеатром и пять ярусов, – и вмещал до трех тысяч зрителей. В проектировке технической стороны театра Бове помогал известный инженер Девис. Первый спектакль в новом театре прошел 6 января 1825г. На торжественном открытии публика вызывала не актеров, а архитектора. По воспоминаниям современника, «перед увертюрой поднялся ужасный шум; стали выкликать строителя: Бове, Бове! Он явился в ложе директора и его заглушили рукоплесканиями, и «браво» летали по зале!..». Спустя 30 лет, после пожара, Большой театр был перестроен архитектором Кавосом, внесшим серьезные изменения и искажения в первоначальный облик.

В одно время с работой над Театральной площадью и проектом Большого театра Бове занимается устройством нового Кремлевского сада (ныне Александровского). У архитектора был замысел создания у стен Кремля на месте протекавшей здесь Неглинки парка с руинами в романтическом духе, с разнообразными кустами и деревьями, с клумбами и гротом, сохранившимся до наших дней. Со стороны Москвы-реки сад ограничивался Троицким мостом с полукруглыми спусками-пандусами. Заодно Бове занимается и реконструкцией Манежа, планирует внутреннюю отделку и внешний декор здания.

Послевоенная Москва заново застраивалась множеством жилых домов, и Бове постоянно получал заказы от частных лиц – как дворян, так и купцов и мещан. Архитектору принадлежит создание нового проекта купеческого дома – с торговыми лавками внизу и жилыми комнатами для хозяев и квартирантов наверху. Также Бове создал и новый тип городского особняка с выходом флигелей на улицу и с парадным двором, уменьшенным до размеров палисадника. Таков, например, был особняк Н.С.Гагарина (позднее Книжная палата) на Новинском бульваре, разрушенный во время Великой Отечественной войны.

Храмовой архитектуре Бове уделял меньше внимания, но все его произведения в этой области могут быть названы выдающимися. В 1821г. на средства кн. С.М.Голицына им была возведена церковь Николая Чудотворца в Котельниках (1-й Котельнический пер., 8-10) – небольшое стройное здание в стиле классицизм, с двухъярусной колокольней, высоким куполом, увенчанным шпилем.

В 1822г. Бове строит новую церковь Михаила Архангела в подмосковной усадьбе жены, Архангельском. Осип Иванович вообще много внимания уделял загородному имению, и кирпичная ротондальная церковь может по праву считаться одним из лучших образчиков стиля ампир. «Сестра-близнец» этого храма была построена в 1825-1828гг. в селе Пехра-Покровское (Балашихинский р-н) на средства прихожан по тому же проекту. Позднее трапезная была перестроена.

Кроме того, Бове были построены два домовых храма в городских больницах. Работа над проектированием и возведением новых больших городских больниц занимала у архитектора бóльшую часть времени во второй половине 1820-х гг. С 1825г. началось переоборудование дома Гагариных у Петровских ворот в Екатерининскую больницу (ныне 24-я ГКБ). Параллельно Бове разрабатывал проект Градской больницы на Большой Калужской улице (сейчас известной как 1-я Градская на Ленинском проспекте). Этот проект был утвержден только в 1828г., и начались масштабные работы по ее строительству. Бове, еще в 1810-х гг. работавший с М.Ф.Казаковым на строительстве соседней Голицынской больницы, сделал новый комплекс отчасти схожим с ней, но еще сильнее «открыл» здание к улице, вытянув главный корпус. Фасад больницы украсил монументальный портик с колоннами и с широкой парадной лестницей. И Градская, и Екатерининская больницы были открыты почти одновременно – в 1833г.

Кроме больниц, в 1826-1828гг. Бове успел создать проект Триумфальной арки у Тверской в честь победы над Наполеоном. Это высокая однопролетная арка из белого камня, с шестью парами коринфских чугунных колонн, увенчанная скульптурной группой «Слава» – победоносной фигурой на колеснице. Вся арка украшена скульптурами: аллегорическими изображениями храбрости, твердости и др., воинами в древнерусских доспехах. Скульптуры выполнены И.П.Витали и И.Т.Тимофеевым по рисункам Бове. В 1936г. арка была разобрана при реконструкции Тверской улицы и восстановлена только в 1968г. на Кутузовском проспекте.

Мало кому известно, что Осип Бове построил также новый храм Троицы Живоначальной в московском Даниловском монастыре. Долгое время архитектором храма считался Тюрин, но новейшие исследования обнаружили настоящего автора.

Одна из последних выдающихся работ Бове – церковь Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке. И здесь архитектор оказался «соавтором» своего наставника Баженова, перестроившего за 40 лет до этого западную часть храма. Бове же заново спроектировал восточную половину сильно пострадавшей во время войны церкви, создав уникальное здание, украшение всего Замоскворечья. Осип Иванович не успел завершить строительства – он умер 15 июня 1834г. и похоронен на кладбище Донского монастыря .

Список сооружений

Название церкви Монастырь/усадьба Годы Адрес
Николая Чудотворца церковь в Котельниках 1821 Москва, 1-й Котельнический пер., 8-10
Михаила Архангела церковь Архангельское 1822 Московская обл., Рузский р-н, с.Архангельское
Покровская церковь 1825-1828 Московская обл., Балашихинский р-н, с.Пехра-Покровское
Екатерины Великомученицы церковь Екатерининская больница 1825-1828 Москва, Страстной б-р, 15/29
Марии Магдалины церковь (1-й храм) 1-я Градская больница 1825-1828 Москва, Ленинский пр-т, 8, корп.1
Всех Скорбящих Радости церковь 1832 Москва, Б.Ордынка, 20
Троицы Живоначальной церковь посреди монастырского двора Данилов 1833 Москва, Даниловский вал, 22

Будущий градостроитель родился в семье французского художника в Санкт-Петербурге, переехавшего в Москву. Начальное архитектурное образование и основы рисунка юный Осип получил у архитектора-итальянца Кампорезе. Затем он перешел в Архитектурное училище при Кремлевской экспедиции, возглавляемое М.Ф. Казаковым. Там даровитый ученик получил блестящую практику строительной техники у мастера на постройках в 1801-1806 гг., когда строилась Голицынская больница (Вторая градская на Калужской улице) и дом графа Разумовского на Гороховой улице (сейчас ул. Казакова).

В 1809-1810 гг. в Твери Осип Бове вместе с архитектором К.И.Росси принял участие в строительстве и отделке дворца для принца Георга Ольденбургского и его супруги великой княгини Екатерины Павловны, назначенного императором Александром I генерал-губернатором Ярославской, Тверской и Новгородской губерний и директором путей сообщения.

После пожара Москвы 1812 года была создана «Комиссия для строений в Москве». Туда вошел уже известный и энергичный «служащий в должности архитектора титулярный советник Осип Бове». В Комиссию поступало до 100 прошений в день на возведение новых зданий - «для приведения первопрестольного города в приличествующий вид». Архитектор Бове успевал руководить обновлением кремлевских башен и стен, возведением Гостиного двора, строительством жилых и казенных домов, параллельно исправляя архитектурные проекты, поданные в Комиссию, и планируя городские ансамбли.

В 1816 году Осип Бове подал в петербургскую Академию художеств список своих 34 зданий за подписью главнокомандующего генерала А.П. Тормасова, начальника восстановительных работ в Москве, и был утвержден в звании архитектора.

В 1818-1824 гг. архитектор Осип Бове создал проект Театральной площади перед Большим театром (тогдашним Петровским), заключив в трубу речку Неглинную. В 1820-1822 годах спланировал и разбил у Кремлевской стены над речкой Неглинной сад с гротом-раковиной, фонтаном и кофейней, обнесенный чугунной решеткой с барельефами, украшенными военными эмблемами в память о войне 1812 года. Параллельно архитектор Бове восстановил сожженный Петровский театр, ставший Большим театром, спланировал и выстроил Театральную площадь.

В 1824-1825 гг. оформил Манеж, придав ему «военный» облик фронтонами, колоннами дорического ордера и карнизом со скульптурным фризом с лепниной в виде военных эмблем.

В 1825 – 1828 году реконструировал Екатерининскую (Новоекатерининскую) больницу на Страстном бульваре в стиле ампир. Другой значимый объект архитектора Бове – Первая Градская больница (сейчас Городская больница №1 им. Н. И. Пирогова) была построена в 1828 -1833 гг. Ее изысканный портик опирается на гладкую стену, украшенную скульптурными рельефами.

В 1832 году архитектор Бове перестроил Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке в стиле ампир.