Как относительно устойчивая структура умственных. Интеллект, его строение и уровень развития. Понятие и структура интеллекта

Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. В интерпретации его сущности мнения психологов расходятся.

Трудности возникают даже при самом определении интеллекта.

Вот некоторые из определений.
Интеллект - это способность к мышлению.
Интеллект - это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели.
Интеллект - это характеристика рациональных мыслительных функций человеческой психики.
Интеллект - это целостная характеристика познавательных процессов человека.
Интеллект - это способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Интеллект - это понятие, предназначенное для объяснения причин различий между людьми в решении сложных проблем.
Интеллект - это глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
Интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

В этой связи вносят ся предложения вообще отказаться от этого понятия (Д. Кэррол, С. Максвелл) или заменить его другими, например, «адаптабельностыо» или «умственной структурой» (Д. Меллер и др.)

Обобщенное определение может иметь такой вид: интеллект -это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде.

В проблеме интеллекта не установлена четкая граница между понятиями «интеллект», «ум» и «мышление», которые рассматривают разные, но взаимосвязанные стороны личности. Попытка соотнести эти понятия в рамках общей проблемы способностей человека приводит к следующей схеме.

Интеллект можно рассматривать как способность к мышлению. При этом интеллект не увязывают с нравственностью, эмпатично-стью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Энштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».

Мышление представляет собой процесс, через который интеллект проявляется, реализуется. Ум - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум - это целый комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые в отдельности, они проявляют себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.

Что касается структуры интеллекта, то в настоящее время из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его модель. Идет накопление информации по этому уникальному психическому ооразованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов. Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления.

В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих.

Общий интеллект (фактор G, от англ. general - общий) - совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп пеработки информации. Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникативные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.

Специальный интеллект (фактор S, от англ. special - специальный) - совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека.

Имеются и другие подходи к пониманию структуры интеллекта человека. Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых способностей, определяющих интеллект, назвав их первичными умственными потенциями (способность восприятия, ассоциативная память, словесная гибкость И др.) «Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности (к какой форме приводится обрабатываемая информацию).

Таким образом, при всех различиях во взглядах на проблему общее состоит в многокомпонентности феномена «интеллект», его тесной связи с познавательными процессами, врожденными и социальными факторами.

Неопределенность содержания понятия «интеллект» не остановила исследований этого феномена, которые велись по различным аспектам жизнедеятельное m человека. Вот результаты этих исследований.

Интеллект и наследуемость
Такая связь имеется лини, по некоторым отдельным факторам интеллекта. Попытки увязать интеллект с генетическими факторами позволили лишь считать, ч то, чем больше генетическое сходство (сестер, братьев, близнецов), тем меньше различия по интеллекту. Выявлено также, что уровень развития интеллекта снижается из-за неправильного образа жизни матери в период беременности (курение, алкоголь, заболевание краснухой, злоупотребление лекарствами и др.). По приблизительны расчетам факторы наследственности в интеллекте составляют около 60%.

Интеллект и возраст
Отмечено, что с возрастом при сохранении психического здоровья интеллект не утрачивается. Признаки интеллекта могут быть зафиксированы в возрасте трех лет. К 20 годам наблюдаются максимальные формы проявления знаний, умений, навыков и житейского опыта.

Интеллект и семья
С возрастом влияние семьи на становление интеллекта снижается, в ранние же годы уровень развития интеллекта пропорционален интеллектуальному уровню семьи. При это определяющее влияние на интеллект показывает тот из родителей, который эмоционально ближе к ребенку (в большинстве случаев мать).

Интеллект активность личности
Установлено, что одаренные люди для решения задач привлеклают большие объемы информации и осуществляют переработку ее с большой скоростью и точностью. Кроме того, чем выше интеллект, тем выше способность прогнозировать развитие событий, составляющих основу человеческой деятельности.

Интеллект и адаптация
Казалось бы, коль термин «адаптация» включен в определение интеллекта, ТО вполне логично предположить его взаимосвязь со способностью к адекватному поведению в сложной среде. Однако это определение расплывчато и вряд ли может раскрыть истинную роль интеллекта в адаптационных процессах.

Интеллект и обучаемость
Такая связь может частично характеризовать интеллектуальную личность. Действительно, школьные и вузовские оценки коррелируют (имеют статистически значимую, но не прчинно-следственную связь) с интеллектом, однако они отражают не характеристики процесса обучения, а конечный результат, добытый неизвестно как. Поэтому говорить об интеллекте как об обобщенной способности к обучению неправомерно. Обучаемость различны видам деятельности определяется и спецификой этой деятельности, и индивидуально-личностными характеристиками человека.

Интеллект и деятельность
Психологи отмечают в этом вопросе пороговые отношения: как высокий уровень интеллекта,так и низкий могут наносить ущерб результативности деятельности. Еще в древности китайский философ Лао-Цзы говорил: «Грубым умам управление дается проще». Чрезвычайно высокий интеллект может делать его обладателя непонятным окружающим людям, снизить иего мотивацию к интенсивному совместному труду. Справедливо и обратное: каждая профессия требует определенного минимума интеллекта.

Интеллект и пол
При разном среднем уровне развития интеллекта у мужчин и женщин больший разброс наблюдается у мужчин. Различаются и ведущие сферы приложения интеллекта между мужчинами и женщинами.

Интеллект и культурно-социальная среда
Установлено, что эта связь существенна для развития интеллекта. Но такой вывод годится только для народов, культура которых не отличается по уровню от современной. Выявлено, например, что по математическим знаниям школьники средних классов Японии превосходят американских ровесников. Однако это явление обусловлено не генетикой и наследственностью, а разным приоритетом, который проявляется в культуре этих стран: трудолюбии, знании, образовании и семьи.

Интеллект и абстрактное мышление
Интеллект отражает способность человека решать неформализованные задачи, у которых нет четких правил решения.

Интеллект и нейропсихологические механизмы психики
В этом плане интеллект связывают с общим числом нервных ассоциативных связей и функциональной ассиметрией головного мозга. Накоплен материал о динамических характеристиках интеллектуальной деятельности, не зависящих от типа задания и вида деятельности. Вот некоторые результаты:
- вклад левого полушария в динамическую организацию интеллектуальной деятельности различен;
- намеренное (произвольное) ускорение интеллектуальной деятельности (и некоторые другие скоростные параметры) выше у людей с правосторонним типом асиметрии;
- «левосторонние» более устойчивы по отношению к сбивающему влиянию помех в процессе интеллектуальной деятельности.

К сожалению, многие из перечисленных выше результатов получены на основе различного понимания интеллекта, что придает им лишь ориентировочный характер.

В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и т. д.

Интеллект относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, включающая в себя приобретенные знания, опыт и способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Интеллектуальные качества человека определяются кругом его интересов, объемом знаний.

В широком смысле интеллект – это умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов. В более узком смысле – ум, мышление. В структуре интеллекта человека ведущими компонентами являются мышление, память и способность к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Понятия «интеллект» и «интеллектуальные особенности» личности близки к более часто употребляемым понятиям – способности, общие и специальные способности. К общим способностям относятся, прежде всего, свойства ума, и поэтому часто общие способности называются общими умственными способностями или интеллектом.

Можно привести некоторые определения интеллекта: интеллект как способность к обучению, интеллект как способность к абстрактному мышлению, интеллект как способность к адаптации и решению задач.

Определение интеллекта как совокупности общих способностей связано с работами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова. Можно сказать, что интеллектуальные особенности личности играют большую роль в общей успешности деятельности. Способности рассматриваются как регуляторы деятельности, а интеллектуальная активность выделяется в такую единицу, в которой синтезируются умственные способности и мотивационная структура личности.

Вообще, понятие «интеллект» в психологической литературе имеет по меньшей мере три значения: 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида (от ощущения до мышления); 3) способность к решению проблем без внешних проб и ошибок (в уме), противоположная способности к интуитивному познанию.

Интеллект, как полагал В. Штерн, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт, по Штерну, – это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным («ментальным») эквивалентом объекта, посредством «действия в уме», или же, по Я. Д. Пономареву, «во внутреннем плане действия». Согласно Л. Полани, интеллект относится к одному их способов приобретения знаний. Но, на взгляд большинства других авторов, приобретение знаний (ассимиляция, по Ж. Пиаже) выступает лишь побочной стороной применения знаний при решении жизненной задачи. В целом развитый интеллект, по Ж. Пиаже, проявляется в универсальной адаптивности, в достижении «равновесия» индивида со средой.


Любой интеллектуальный акт предполагает активность субъекта и наличие саморегуляции при его выполнении. По мнению М.К. Акимовой, основой интеллекта является именно умственная активность, в то время как саморегуляция лишь обеспечивает необходимый для решения задачи уровень активности. К этой точке зрения примыкает Э.А. Голубева, полагающая, что активность и саморегуляция являются базовыми факторами интеллектуальной продуктивности, добавляя к ним еще и работоспособность.

Так или иначе, но во взгляде на природу интеллекта как на способность содержится рациональное зерно. Оно становится заметным, если взглянуть на эту проблему с точки зрения отношений сознательного и бессознательного в психике человека. Еще В.Н. Пушкин рассматривал мыслительный процесс как взаимодействие сознания и подсознания. На разных этапах решения проблемы ведущая роль от одной структуры переходит к другой. При интеллектуальном акте доминирует, регулирует процесс решения сознание, а подсознательное выступает в качестве объекта регуляции, т. е. в субдоминантном положении.

Интеллектуальное поведение сводится к принятию правил игры, которые системе, обладающей психикой, навязывает среда. Критерием интеллектуального поведения является не преобразование среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней. По крайней мере, преобразование среды (творческий акт) лишь сопутствует целесообразной деятельности человека, а его результат (творческий продукт) есть «побочный продукт деятельности», по терминологии Пономарева, который осознается или не осознается субъектом.

В.Н. Дружинин дает первичное определение интеллекта как некоторой способности, определяющей общую успешность адаптации человека к новым условиям. Механизм интеллекта проявляется в решении задачи во внутреннем плане действия («в уме») при доминировании роли сознания над бессознательным. В.Н. Дружинин излагает концепцию интеллекта с точки зрения «когнитивного ресурса». Существуют две экспликации содержания понятия «когнитивный ресурс». Первая – структурная – может называться моделью «отображение – экран». Предположим, что существует минимальная структурная единица, отвечающая за переработку информации, – когнитивный элемент. Подобные элементы находятся в связи каждый с каждым. Количество когнитивных элементов определяет успешность решения интеллектуальных задач. Сложность любой задачи связана с числом когнитивных элементов, представляющих ее в когнитивном ресурсе. Если множество элементов, требующихся для представления задачи больше, чем когнитивный ресурс, субъект не способен построить адекватную репрезентацию ситуации. Репрезентация будет неполной в каких-либо существенных деталях.

Индивидуальный когнитивный ресурс может соответствовать задаче. В этом случае задача решается как частная, без попыток обобщения способов решения на другие. Наконец, индивидуальный когнитивный ресурс может превосходить ресурс, требуемый задачей. У индивида остается свободный резерв когнитивных элементов, который может быть использован для: 1) решения другой параллельной задачи («феномен Юлия Цезаря»); 2) привлечения дополнительной информации (включение задачи в новый контекст); 3) варьирования условий задачи (переход от одной задачи к множеству задач); 4) расширения зоны поиска («горизонтальное мышление»).

М. А. Холодная выделяет минимум базовых свойств интеллекта: 1) уровневые свойства, характеризующие достигнутый уровень развития отдельных познавательных функций (как вербальных, так и невербальных) и презентации действительности, лежащие в основе процессов (сенсорное различие, оперативная память и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной содержательной сфере и т. д.); 2) комбинаторные свойства, характеризующиеся способностью к выявлению и формированию разного рода связей и отношений в широком смысле слова – способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-временных, причинно-следственных, категориально-содержательных) компоненты опыта; 3) процессуальные свойства, характеризующие операциональный состав, приемы и отражение интеллектуальной деятельности вплоть до уровня элементарных информационных процессов; 4) регуляторные свойства, характеризующие обеспечиваемые интеллектом эффекты координации, управления и контроля психической активности.

Операциональное понимание интеллекта выросло из первичного представления об уровне умственного развития, определяющего успешность выполнения любых познавательных, творческих, сенсомоторных и прочих задач и проявляющегося в некоторых универсальных характеристиках поведения человека.

С точки зрения современных представлений об интеллекте, не все задания могут быть хоть как-то с ним соотнесены. Но идея универсальности интеллекта как способности, влияющей на успешность решения любых задач, получила подкрепление в моделях интеллекта.

Типичными вариантами многомерной модели, в которой предполагается множество первичных интеллектуальных факторов, являются модели Дж. Гилфорда (априорная), Л. Терстоуна (апостериорная) и, из отечественных авторов, – В. Д. Шадрикова (априорная). Эти модели можно назвать пространственными, одноуровневыми, поскольку каждый фактор может интерпретироваться в качестве одного из независимых измерений факторного пространства.

Иерархические модели (Ч. Спирмена, Ф. Вернона, П. Хамфрейс) являются многоуровневыми. Факторы размещаются на разных уровнях общности: на верхнем уровне

– фактор общей умственной энергии, на втором уровне

– его производные и т. д. Факторы взаимозависимы: уровень развития общего фактора связан с уровнем развития частных факторов.

Мышление является активной функцией интеллекта и совершенствуется по законам, логики. Такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, суждение и умозаключение, являются самостоятельными категориями, но осуществляются на основе интеллектуальных возможностей, опыта и знаний.

Мышление – это интеллект в действии.

По характеру (глубине, широте охвата, самостоятельности, степени соответствия истине) суждений и умозаключений, являющихся конечными результатами процесса мышления и завершением сложных мыслительных операций, мы судим об интеллекте человека.

Лекция 1. Понятие об интеллекте и интеллектуальных нарушениях.

Интеллект (от латинского слова intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида» (Психологический словарь. П/р А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990).В психологической науке можно выделить ряд теоретических подходов к трактовке природы интеллекта.«Тестологичекий подход». Это название довольно условно, потому что конструирование психодиагностических методик, их использование в практике опирается на определенные представления о закономерностях развития и функционирования психики. Метод тестов был разработан в рамках концепции бихевиоризма. Но затем он получает быстрое и широкое распространение, что было обусловлено прежде всего направленностью тестологии на оперативное решение практических задач. Наиболее распространенными психодиагностическими методиками становятся «тесты интеллекта», предназначенные для измерения возрастного интеллектуального развития человека. Под интеллектом как объектом измерения понимается общая врожденная способность, ооределяющая успешность выполнения любых задач. Показателем интеллектуального развития выступает коэффициент интеллектуальности IQ, а интеллект, измеряемый с помощью системы тестовых заданий, получает название «тестового» или «психометрического» интеллекта.Структура психометрического интеллекта исследовалась факторным анализом. Факторные модели интеллекта могут быть одноуровневые и иерархические. Одноуровневые модели предполагают множество первичных независимых интеллектуальных факторов (способностей) (Дж. Гилфорд, Л. Терстоун, Т. Келли). Например, Л. Терстоун выделил 12 независимых факторов, среди которых словесное понимание, пространственный фактор, ассоциативная память, скорость восприятия и т. д. Т. Келли относил к основным интеллектуальным факторам пространственное мышление, вычислительные способности, вербальные способности, память, скорость реакции.Иерархические модели являются многоуровневыми, объединяя факторы интеллекта разного уровня обобщенности умственных способностей (Ч. Спирмен, Ф. Вернон, П. Хамфрейс, Д. Векслер, Р. Б. Кэттелл). Факторы взаимозависимы: уровень развития общего фактора связан с уровнем развития частных факторов. На вершине модели Ч. Спирмена находится генеральный G-фактор, общая способность. G-фактор определяется как общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди и которая в той или иной степени влияет на успех выполнения любой деятельности. Далее следуют «групповые факторы интеллекта», представляющие механические, арифметические и вербальные способности. В основании модели находятся S-факторы – специальные способности, специфические для конкретной деятельности. Аналогично модель Д. Векслера включает уровень общего интеллекта, уровень «групповых» факторов – невербального и вербального интеллекта и уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам.Факторные модели не исключают средовых влияний на интеллектулаьные параметры. Так, в моделях Д. Векслера, Р. Б. Кэттелла в структуре психометрического интеллекта отражены как врожденные способности, так и приобретенные в ходе социализации знания и интеллектуальные навыки. Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный – его природные психофизиологические возможности. Кэттелл выделил факторы «связанного» и «свободного» интеллекта. Фактор «связанного интеллекта» определяется совокупностью приобретенных знаний и навыков и является мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит индивид. Фактор «свободного» интеллекта, по мнению Кэттелла, абсолютно независим от степени приобщенности к культуре, его уровень определяется развитием третичных зон коры больших полушарий.Однако отделить в тестовых оценках IQ влияние степени обученности индивида и его врожденных способностей не представляется возможным (А. Анастази, К. М. Гуревич). Следовательно, ставится под удар основная теоретическая посылка традиционной тестологии. Выход известный психолог Г. Ю. Айзенк видит в необходимости дифференцировать интеллект как фундаментальное свойство и его поведенческие проявления - следствия его природы. С этой целью в структуре интеллекта он различает биологический, психометрический и социальный уровни. Фундаментальным для психологии является генетически детерминированный биологический интеллект, который связан с протеканием нервных процессов. Сущность интеллекта сводится к скоростным характеристикам процесса переработки информации, обусловленным нейрофизиологическими факторами. Основным параметром, отражающим уровень интеллектуального развития, Айзенк рассматривает индивидуальную скорость переработки информации (“ментальная скорость”). Психометрический интеллект, который измеряется уровнем IQ, по мнению Айзенка, зависит как от средовых факторов, так и от генотипа, влияние которого является преимущественным. Социальный уровень интеллекта определяется способностью индивида использовать психометрическихй интеллект в целях адаптации к требованиям общества.Подход Айзенка к объяснению механизмов интеллекта не означал “смену парадигмы” в психологии. Сохраняется представление об IQ как показателе уровня развития психометрического интеллекта, который автор расчленяет на дополнительные компоненты, требующие отдельного измерения: скорость решения, настойчивость в поиске решения, число ошибок. Эти компоненты сопоставляются с физиологическими показателями (характер вызванных потенциалов, время реакции и т. д.).Подход к интеллекту как системе познавательных процессов, обеспечивающих приобретение, сохранение и использование человеком своих знаний, разрабатывается в когнитивной психологии. Знание в когнитивной психологии трактуется как информированность, а человек рассматривается как активный преобразователь информации.В одних когнитивных моделях интеллект сведен к свойствам отдельных познавательных процессов, отвечающих за переработку информации. Среди них широкую известность получила концепция интеллекта Р. Стернберга. Выделено три типа иерархически организованных компонентов интеллекта, отвечающих за переработку информации: метакомпоненты (процессы регуляции процессов переработки информации), исполнительные компоненты (процессы преобразования информации и формирования ответа) и компоненты приобретения знаний.В межкультурных исследованиях Дж. Брунера, М. Коула и С. Скрибнера, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, А. Р. Лурия сравнивались особенности познавательных процессов у представителей разных культур, иследовались формы культурного влияния на их интеллектуальную деятельность. В частности, было показано, что «познавательный стиль личности» отражает требования культуры того общества, в котором живут его представители. Критерии оценки интеллектуальных возможностей человека должны формулироваться в рамках одной культуры, без механического переноса в другую культуру. Выделена основная тенденция социо-культурных влияний на познавательные возможности человека, которая заключается в появлении способности к категориальному обобщению.Выявлена «регрессивная составляющая» культурного влияния на познавательную деятельность. Например, по мере роста уровня образованности у испытыемых увеличивается число оптико-геометрических иллюзий, обедняется словарь наименований цветовых оттенков.Леви-Брюль описал два типа мышления, соответствующих различным социально-историческим структурам: пралогическое (дологическое) и логическое.Одновременно было отмечено, что наряду с культурно обусловленными свойствами познавательной деятельности, существует универсальное свойство интеллектуальной активности, суть которого «бескорыстное упорядочивание хаоса» (К. Леви-Стросс). В целом критерий развития интеллектуальных возможностей связывается с тем, насколько в познавательных действиях субъекта реализуются доминирующие культурные ориентации. Такие культурные факторы, как традиционный образ жизни, образование, язык унифицируют проявления интеллектуальной активности.В рамках культурно-исторической теории формирования высших психических функций интеллектуальное развитие связано с формированием в сознании ребенка системы понятий (Л. С. Выготский). Интеллект возникает как результат межфункциональной интеграции познавательных процессов, перестроенных на основе понятийного мышления. Интеллектуализация познавательных функций означает их осознанность, произвольность, категориальность, системность, возможность протекания во внутреннем - умственном - плане. В свою очередь регуляция собственно интеллектуальной деятельностью осуществляется на основе усвоения т. н. «научных понятий». Критерием развития интеллекта выступает мера общности понятия: с точки зрения степени обобщенности его содержания и с точки зрения степени его включенности в систему связей с другими понятиями.Ключевая роль слова в объяснении как механизмов развития, так и механизмов функционирования интеллекта обусловлена тем, что проблема интеллекта Л. С. Выготским решается как проблема умственного (шире – психического) развития ребенка, а термин «интеллект» отождествляется с понятийным мышлением. Согласно культурно-исторической теории, главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры внешней, социально-символической деятельности (т. е. совместно со взрослым и опосредованной знаками). В качестве универсального орудия, изменяющего психические функции, выступает языковой знак – слово. Поэтому основной механизм интеллектуального развития ребенка связан с формированием в его сознании системы словесных значений, перстройка которой и характеризует направление роста его интеллектуальных возможностей.В концепции интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже интеллект – это наиболее совершенная форма адаптации субъекта с внешним миром. Для характеристики механизма адаптации была использована биологическая модель взаимодействия и единства двух функций – ассимиляции-аккомодации. Внутренним регулятором развития интеллекта выступает фактор равновесия субъекта с реальностью. Равновесие – центральное понятие в психологической теории Пиаже. С динамической точки зрения обозначает механизм, обеспечивающий компенсацию активностью субъекта изменений во внешней среде на основе совершаемых им действий (операций). Адаптация – достигнутое равновесие, состояние скомпенсированных субъектно-объектных взаимодействий.Интеллектуальное развитие Пиаже характеризует движением от общей эгоцентричности (объективна та реальность, которая выявляется в непосредственном восприятии и непосредственном действии) к интеллектуальной децентрации (объективной группировке объектов и их отношений). Его ход представляет последовательность стадий в трансформации совершаемых ребенком действий. Сначала формируются сенсомоторные структуры – системы координированных действий, выполняемых материально и последовательно (сенсомоторный интеллект). На следующем этапе формируются структуры конкретных операций – это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные (репрезентативный интеллект: конкретные операции). После этого наступает период формирования формальных операций, обеспечивающих процессы формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения (репрезентативный интеллект: формальные операции). В развитии происходит не простое замещение низшей стадии высшей, а интеграция ранее сформированных структур. Предшествующая стадия всегда подготавливает последующую и перестраивается на более высоком уровне.При анализе клиники интеллектуальных нарушений на первый план выступает нарушение способности образовывать адекватные действительности понятия, суждения, умозаключения (В. М. Банщиков, В. В. Ковалев). Клинический материал позволяет разграничивать умственную способность (интеллект) и ее актуализацию, проявляющуюся в форме конкретного мыслительного процесса («мышление – есть интеллект, приведенный в действие»).В процессе мышления умственные способности реализуются через образование адекватных действительности понятий, суждений, умозаключений. Понятия, суждения, умозаключения есть собственно интеллект.Суждение - утверждение или отрицание какого-либо положения. Суждение раскрывает содержание понятия. Чтобы высказать то или иное суждение, человек должен знать, какое понятие входит в состав суждения.Умозаключение- общий или частный логический вывод, к которому приходит человек на основании сопоставления и анализа различных суждений.Нарушение интеллекта может быть обусловлено, с одной стороны, недоразвитием или распадом собственно умственной способности образовывать адекватные действительности понятия, суждения, умозаключения. С другой стороны, интеллектуальная недостаточность может возникнуть в результате нарушения «предпосылок интеллекта» (K. Jaspers): памяти, внимания, работоспособности, речи, эмоционально-волевой сферы. Главная > Учебник

Устойчивая структура умственных способностей индивида называется интеллектом, который проявляется в виде умственной деятельности индивида, стратегии решения проблемных задач, продуктивности умственной деятельности. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определение степени умственных способностей индивида посредством специальных тестов, выявляющих базовые структуры интеллекта, – коэффициент интеллектуальности (JQ); высший уровень интеллекта равен 180 баллам, низший – 130. Мышление в сочетании с воображением обеспечивает высоковероятностное моделирование развития событий, обеспечивает опережающее отражение действительности.

4. Воображение – генерирование новых образов в качестве ожидаемых результатов деятельности, программ поведения, а также образов, возникающих на основе описания; образы воображения замещают информационные пробелы; воображение обеспечивает предвосхищение (антиципацию) событий.

5.Мнемические процессы (от греч. mneme – память) – процессы запечатления, сохранения, воспроизведения и забывания ранее воспринятого материала; различаются виды памяти (образная, логическая, слуховая, эмоциональная), системы памяти (сенсорная, кратковременная, оперативная и долговременная) и типы памяти (индивидуально-типологические особенности памяти, обусловленные особенностями направленности памяти, ведущей ролью отдельных ее видов, быстротой, объемом и прочностью запоминания); различаются также формы памяти – произвольная и непроизвольная с присущими им специфическими закономерностями.

К регуляционным психическим процессам относятся волевые и эмоциональные процессы, которые обеспечивают сознательное поведение и спонтанно-импульсивные поведенческие реакции (см. "Воля" и "Эмоции").

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ – комплекс медико-психологических средств, направленных на восстановление или коррекцию нарушенных психических функций, личностного статуса травмированного индивида.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – состояние психического благополучия, обеспечивающее адекватную психическую саморегуляцию индивида (соответствие субъективных психических образов действительности, психических реакций внешним раздражителям, их объективному значению, адаптированность в межличностном взаимодействии, способность к рациональному целеполаганию и целеустремленным действиям, приверженность базовым социальным ценностям).

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ – временное, текущее своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное предметом и условиями его деятельности, отношением к этой деятельности. Различаются мотивационные, волевые, эмоциональные состояния, а также состояния, связанные с различным уровнем организованности сознания (оптимальный уровень сознания, состояние утомленности, переутомленности и запредельного торможения).

ПСИХОГЕНЕТИКА – область психологии, пограничная с генетикой, изучающая генезис (происхождение) психологических особенностей индивида, взаимосвязь генотипа и среды его формирования.

ПСИХОГЕНИИ – расстройства психики в результате психических травм (психические срывы).

ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – изменения сознания, вызванные психофармакологическими веществами, нередко приводящие к личностным сдвигам, глубоким перестройкам мотивационной сферы.

ПСИХОДИАГНОСТИКА – область психологии, разрабатывающая методы и процедуры выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

ПСИХОЗ – глубокое, патологическое нарушение психики.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ – субъективное определение временных отношений между личностно значимыми событиями, субъективные особенности оценки времени.

ПСИХОЛОГИЯ – наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека со средой.

ПСИХОПАТИИ – патология характера, препятствующая адекватной адаптации индивида в социальной среде.

ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – направленность полового влечения и предпочитаемые способы его реализации.

ПСИХОСЕМАНТИКА – область психологии, изучающая генезис, структуру и функционирование индивидуальной системы значений, моделирующая категориальную структуру индивидуального сознания (семантическое пространство личности).

ПСИХОСОМАТИКА – область медицинской психологии, изучающая влияние психических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний.

ПСИХОТЕРАПИЯ ГРУППОВАЯ – использование психотерапевтических средств для оптимизации межличностных отношений в группе, приемов релаксации – психологической разгрузки.

ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА – химические соединения и природные продукты, влияющие на изменение психики: успокаивающие (аминазин, седуксен и др.), стимулирующие активность (кофеин, фенамин и др.), дезорганизующие и т. п.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ – наука, изучающая психические явления в их единстве с нейрофизиологическими процессами.

РАССУДОК – функция интеллекта (ума), обеспечивающая приспособление индивида к типичным ситуациям, решение им утилитарных задач, функционирование ума в пределах имеющегося опыта и знаний. Выход за пределы знаний и формирование новых понятий осуществляется разумом. Рассудок и разум – понятия, отграничивающие различные функции единого интеллекта – умственных возможностей индивида.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – защитный механизм самосокрытия истинных мотивов поведения субъекта, непроизвольная маскировка мотивов, обеспечивающая комфортное психическое состояние индивида, внутренний диалог в пользу идеального "Я", уход от переживания вины и стыда, ретроспективный анализ субъектом своего поведения, приписывание ему оправдательных мотивов.

РЕГРЕССИЯ ПОВЕДЕНИЯ – разновидность психологической защиты путем возвращения к более ранним и менее сложным типам поведения, уход от трудностей реальной ситуации (возможна мотивационная, смысловая, целевая, операциональная регрессия).

РЕЛАКСАЦИЯ – уменьшение напряжения, расслабление. (Произвольное расслабление может быть вызвано принятием удобной спокойной позы, расслаблением мышц, представлением идиллических картин.)

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с его первичным воспроизведением.

РЕФЛЕКСИЯ – самопознание субъектом своих психических состояний и состояний других людей (размышление за другого), процесс зеркального многократного взаимоотражения субъектов общения.

РЕЦЕПЦИЯ – трансформация энергии внешнего воздействия в нервный процесс возбуждения.

РИГИДНОСТЬ – негибкость, пониженная способность к изменению ранее сформированной программы, жесткость, неизменяемость ранее занятой позиции. Различаются когнитивная ригидность (трудность перестройки восприятия и представления в измененных условиях), аффективная ригидность (косность эмоциональных откликов) и мотивационная ригидность.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ – социальная функция личности, ее соответствие определенным институцианализированным требованиям, социальным ожиданиям, модель поведения, объективно заданная положением личности в обществе. Будучи формально-стереотипной, социальная роль выполняется индивидуальным стилем.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ – целесообразная самоорганизация поведения. формирование значимых целей, учет условий деятельности, реализация последовательной программы действий, ориентация на объективные критерии успешности деятельности, объективная оценка реально достигаемых результатов.

САМОСОЗНАНИЕ – представление индивида о своих взаимосвязях со средой, концептуальное самоотражение своего "Я", установки в отношении самого себя, осознание своей социальной значимости и социальной ответственности, личностный уровень притязаний, оценка своих возможностей, моделирование своего идеального "Я", стремление к идеальному представлению себя в сознании других людей.

СЕНЗИТИВНОСТЬ – повышенная чувствительность индивида к затрагивающим его событиям, повышенная тревожность, ксенофобия (боязнь нововведений), акцентуация характера в направлении комплекса неполноценности.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ – повышение сенсорной чувствительности в результате упражнений, приобретения опыта, ожидания значимого сигнала. Компенсаторная сенсибилизация – повышение чувствительности некоторых анализаторов при повреждении других анализаторов.

СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ – продолжительное лишение сенсорных впечатлений, вызывающее состояние апатии и депрессии.

СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ – первая и вторая, сенсорная (чувственная) и знаковая (словесно-понятийная).

СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ – предел работоспособности центральной нервной системы.

СОВЕСТЬ – способность личности осуществлять нравственный самоконтроль.

СОВМЕСТИМОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ – взаиморасположение партнеров по ощущению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве и взаимодополнительности) их психических качеств, ценностных ориентации и способов деятельности, высокий уровень взаимопонимания, взаимоуважения и симпатии. Особое значение приобретает в экстремальных условиях жизнедеятельности.

СОЗНАНИЕ – высшая форма психики, присущая человеку, характеризующаяся категориально-ценностным отражением действительности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс становления социальных качеств личности, интернализация (присвоение) ею социальных ценностей (значений), норм и образцов поведения, присущих данному обществу. Осуществляется в процессе целенаправленного (обучение и воспитание) и стихийного воздействия.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях социального взаимодействия, психологические особенности жизнедеятельности организованных и неорганизованных социальных общностей.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – способность индивида взаимодействовать с окружающими его людьми, умение ориентироваться в социальной обстановке, адекватно отражать психические особенности и состояния других людей, выбирать оптимальные способы общения с ними, способность к социальной коммуникации.

СОЦИОГРАММА – графическое изображение математически обработанных результатов, полученных с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малой группе (отображение взаимных симпатий и антипатий между различными членами группы).

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая людей с отклоняющимся психическим развитием: психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология).

СПОСОБНОСТИ – индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности. Различаются общие и специальные способности, элементарные и сложные. Развитие способностей базируется на природных психофизиологических особенностях индивида – его задатках. Задатки многозначны, возможно их компенсаторное взаимозамещение.

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ – устойчивый упрощенный образ социального объекта, тенденция к наделению сходными характеристиками всех членов одной социальной группы, негативные установки в отношении чужих групп.

СТРАСТЬ – сильное и очень стойкое чувство приверженности к какому-либо объекту, слияние волевых и эмоциональных компонентов психической регуляции, движущая сила как низменных, так и великих дел.

СТРАХ – острая негативная эмоция, возникающая в обстановке угрозы биологическому или социальному благополучию индивида, имеет различные степени интенсивности: опасение, боязнь, испуг, ужас (аффект). В случае неопределенности источника опасности возникают состояние тревоги, воображение неблагополучного развития событий, беспредметный страх, побуждающий к повышенной ориентировке в среде. Повышенная тревожность дезорганизует психическую деятельность. Страх, достигающий силы аффекта (ужас, паника), способен навязать биологические стереотипы поведения (оцепенение, бегство, повышенная агрессивность). Многие проявления страха социально обусловлены (страх осуждения, потери престижа, социальной изоляции). Повышенная склонность к страху – явление дезадаптивное. В ряде случаев необходимы подавление страха, проявление самообладания, подчинение себя волевым самоприказам.

СТРЕСС – конфликтное эмоциональное состояние, психическое перенапряжение в острой, опасной ситуации, первоначально вызывающей шоковое состояние, а затем состояние резистентности – максимальной мобилизации усилий для выхода из этой ситуации Различается стресс физиологический и психологический. Последний подразделяется на информационный (информационные перегрузки) и эмоциональный с тремя разновидностями реакций (импульсивной, тормозной и диффузной). Стресс может быть мобилизующим (австресс) и демобилизующим (дистресс).

СТЫД – эмоция, возникающая у социализированной личности в результате несоответствия ее поведения социальным нормам, разделяемым самим индивидом, переживается как острое самообвинение. Стремление к избежанию этого состояния – мощный стимул к социально одобряемому поведению. Люди имеют разные пороги стыда – от повышенной стыдливости до бесстыдства, что обусловлено их ценностными ориентациями, уровнем самоконтроля, отношением к данному социальному окружению. Стыд – фундаментальная социальная эмоция – чувство, лежащее в основе внутреннего социального самоконтроля личности.

ТЕМПЕРАМЕНТ – характеристика индивида с точки зрения динамики протекания его психической деятельности – скорости и интенсивности реакций, эмоциональных и энергетических особенностей поведения, невротизма, интровертизма-экстравертизма.

ТОЛПА – бесструктурное, социально неорганизованное множество людей, связанных между собой общей направленностью сознания на один и тот же объект и сходным эмоциональным состоянием, распространяющимся по механизму психического заражения. Поведение людей в условиях толпы отличается примитивностью, резким снижением самоконтроля, возрастанием чувства безнаказанности и вседозволенности, возрастанием агрессивных побуждений.

УСТАНОВКА – готовность к упрочившимся стереотипным действиям в типовых для данной личности ситуациях. Различаются смысловые, операциональные и другие виды установок.

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – облегчение совершения определенных действий в присутствии других людей (в том числе криминальных действий в условиях преступной группы).

ФРУСТРАЦИЯ – конфликтное эмоциональное состояние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, крушением планов, крахом надежд, переживание крупной неудачи. Устойчивость к фрустраторам, перенесению трудностей называется толерантностью.

ХАРАКТЕР – совокупность устойчивых ценностно-ориентационных и поведенческих качеств личности, тип поведения личности.

ЭВРИСТИКА – теория и практика организации познавательного поиска в информационно дефицитных исходных ситуациях.

ЭКСПРЕССИЯ – выразительность, сила внешнего проявления чувств (в мимике, пантомимике, интонациях и жестах).

ЭКСТРАВЕРСИЯ – ИНТРОВЕРСИЯ – характеристика индивидуально-психологических особенностей в зависимости от направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира.

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая психологические закономерности жизни и деятельности человека в крайне усложненных условиях (пребывание в труднодоступных районах, в космических полетах, подводных плаваниях, длительных экспедициях, высокогорье, подземелье, "в условиях длительной изоляции и сенсорной деревации). При этом возникают психические феномены, связанные с изменением информационной системы саморегуляции, деформациями личностных отношений. Монотония, ограниченность личностно значимой информации повышает нервно-психическую напряженность индивида, увеличивает фактор риска в его поведении, информационная истощенность партнеров по общению ведет к возрастанию внутригрупповых конфликтов. Исследования в области экстремальной психологии позволяют совершенствовать психологический отбор и психологическую подготовку в необычных условиях.

ЭМОЦИИ – импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значимости воспринимаемого им явления, интуитивное определение связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворением потребностей субъекта. Эмоции связаны с вегетативными реакциями, уровнем энергетического обеспечения различных экстренно-адаптивных ("аварийных") действий.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – свойство индивида, характеризующее преимущественное содержание, качество и динамику его эмоциональных состояний. Содержательный аспект эмоций определяет круг объектов, имеющих для индивида повышенную эмоциональную значимость. Качественные особенности эмоциональности свидетельствуют о преобладании в жизнедеятельности индивида положительных или отрицательных эмоций. К динамическим особенностям эмоциональности относятся особенности их возникновения, протекания и прекращения, их экспрессия. По совокупности эмоциональных особенностей индивида устанавливается его эмоциональный тип.

ЭМПАТИЯ – способность к постижению эмоционального состояния другого человека, эмоциональная рефлексивность индивида. Полное отсутствие эмпатии – эмоциональная тупость – одна из предпосылок жестоких насильственных преступлений.

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА – общее оценочное впечатление о человеке в зависимости от его социального статуса в условиях дефицита информации о нем, доминирование первого впечатления о человеке при последующем взаимодействии с ним.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – прикладная отрасль психологии, исследующая проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом. Интенсивное развитие юридической психологии началось в конце XIX в. в связи с развитием экспериментальной психологии. Первоначально основное внимание было направлено на психологию криминального поведения, особенности формирования свидетельских показаний, способы диагностики причастности к преступлению, ложности показаний, приемы допроса, направленные на преодоление противодействия допрашиваемых лиц. В такого рода исследования включились известные юристы и психологи – Г. Гросс, А. Ф. Кони, А. Бине, В. Штерн, К. Юнг, М. Вертгаймер и др. Возникла и стала расширяться проблема психологии юридической деятельности профессионального отбора юристов. Осознавались специфические юридические проблемы, требующие судебно-психологической экспертизы (Л. Е. Владимиров), необходимость типологизации преступного поведения (М. Н. Гернет, А. С. Тагер и др.), психологического анализа следов преступления – следового аффекта (А. Р. Лурия). Развитие юридической психологии в нашей стране было свернуто в начале 30-х годов. И только с середины 60-х годов началось ее восстановление. В составе НИИ прокуратуры был открыт отдел психологии, а в учебные планы юридических вузов был включен курс "Общая и юридическая психология". В настоящее время юридическая психология становится разветвленной научно-прикладной дисциплиной, состоящей из ряда разделов. В ее состав входит правовая, гражданско-правовая, криминальная, судебная и пенитенциарная психология. Особое направление юридической психологии образует судебно-психологическая экспертиза. (См.: Еникеев М. И. Общая и юридическая психология. Ч. II. М., 1996; его же. Структура и система категорий юридической психологии. Дисс. д-ра психол. наук. 1996).

Я-КОНЦЕПЦИЯ – концептуальная система представлений индивида о самом себе, образ собственного Я, определяющий отношение индивида к самому себе и другим людям, самосознание индивида.

ЛИТЕРАТУРА

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. М., 1968.

Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М., 1982.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.

Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса: М., 1968.

Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.

Ama-Мурабова Ф. А. Развивающийся мозг: системный анализ. М., 1980.

Басин В. Ф. Проблема бессознательного. М., 1968.

Бернштейн Н. А. О построении движения. М., 1947.

Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Г. В. Методика многостороннего исследования личности. М., 1987.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Перев. с англ. Л., 1992.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

Бодалев А. А. Психология личности. М., 1988.

Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний. М., 1986.

Бородкцн Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.

Братусъ Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

Брунер Д..С. Психология познания. Перев. с англ. М., 1977.

Вацуро Э. Г. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. М., 1955.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1988.

Ветров А. А. Семиотика и ее основные проблемы. М., 1968.

Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

Вулъдридж Д. Механизмы мозга. Перев. с англ. М., 1965.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1931.

Гельфанд С. А. Слух. М., 1984.

Гельгорн Э., Луфборроу Д. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966.

Глезер В. Д. Зрение и мышление. М., 1985.

Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х частях. Перев. с англ. М-., 1992.

Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

Гранит Р. Основы регуляции движений. Перев. с англ. М., 1973.

Грегори Р. Д. Глаз и мозг. М., 1970.

Гримарк Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1989.

Грушин Б. А. Мир мнений и мнения в мире. М., 1967.

Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. М., 1975.

Де Шарден П. Т. Феномен человека. Перев. с англ. М., 1987.

Джордж Ф. Мозг как вычислительная машина. М., 1963.

Додоное Б. И. В мире эмоций. Киев, 1987.

Еникеев М. И. Социальная психология. М., 1981.

Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.

Еникеев Щ.. И. Общая и юридическая психология. М., 1996.

Зейгарник Б. В. Патология мышления. М., 1962.

Иваницкий А. М. и др. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М., 1984.

Изард К. Е. Эмоции человека. Перев. с англ. М., 1980.

Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. Владимир, 1970.

Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности. М., 1967.

Кассиль Г. Н. Наука о боли. М., 1969.

Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983.

Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. Перев. с англ. М., 1978.

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983.

Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1970.

Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. Перев. с польск. М., 1979.

Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

Кон И. С. Социология личности. М., 1967.

Кон И. С. Введение в сексологию. 1988.

Кричевский Л. Р., Дубровская Е. М. Психология малой группы. М., 1991.

Кулюткин Ю. Н. Информационная характеристика эвристик. Материалы III съезда общества психологов. М., 1968.

Левитов Н. Д. Психические состояния человека. М., 1964.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.

Леонтъев А. Н. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1983.

Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., 1960.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Перев. с англ. М., 1974.

Ломов Б. Ф. Человек и техника. М., 1966.

Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства. М., 1985.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

Лазурский А. Ф. Очерки науки о характерах. М., 1995.

Марр Д. Зрение. М., 1987.

Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964.

Мелъбурда Е. Я. Я-МЫ-ТЫ. Психологические возможности улучшения общения. М., 1986.

Миллер Д. и др. Планы и структура поведения. М., 1964.

Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. Перев. с франц. М.,1966.

Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева и В.В. Столина. М., 1987.

Небылицин В. Д. Избранные.психологические труды. М., 1990.

Пиз А. Язык жестов. Перев. с англ. Воронеж, 1992.

Петухов В. В. Психология мышления. М., 1987.

Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М., 1970.

Поршнев В. Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

Поршнев В. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

Прангишвили А. С. Исследование по психологии установки. Тбилиси, 1967.

Прибрам К. Языки мозга. Перев. с англ. М., 1975.

Протасеня П. Ф. Происхождение сознания и его особенности. Минск, 1959.

Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966. Психология воздействия (проблемы теории и практики) / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1989.

Робер М. А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

Розет И. М. Психология фантазии. Минск, 1977.

Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х частях. М., 1989.

Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. М., 1962.

Селъе Г. Стресс без дистресса. М., 1982.

Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М., 1966.

Сеченов И. М. Избранные философские и психологические сочинения. М., 1948.

Симонов П. В. Мотивированный мозг. М., 1987.

Соколов Е. Н. Механизмы памяти. М., 1969.

Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1969.

Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.

Тамар Г. Основы сенсорной физиологии. Перев. с англ. М., 1976.

Теплов Б. М. Избранные труды. В 2-х т. М., 1985.

Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 1984.

Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966. ,

Уолтер Г. Живой мозг. Перев. с англ. М., 1966.

Урсул А. Д. Природа информации. М., 1968.

Флоринская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1991.

Финк Д. Вычислительные машины и человеческий разум. М., 1967.

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 1, 2. М., 1966.

Харрис Т. Я хороший, ТЫ хороший. Перев. с англ. М., 1993.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-05

Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.Тесты интеллекта разработаны на стыке 2 положений: концепция генетической обусловленности интеллекта и влияние социальных факторов.

Бине–Симон: шкала умственного развития . Созданная по указанию французского министра просвещения комиссия для обсуждения вопроса о детях, отстающих в своем познавательном развитии и не способных обучаться в обычных школах, сформулировала задачу разработать объективные критерии для выявления таких детей, с тем чтобы обучать их в школах специального типа.

А. Бине и Т. Симон предложили серию из 30 заданий (тестов), предъявляющихся по мере возрастания трудности, т.о. что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом.

Следующая редакция (1908) – задача выделить разные уровни интеллектуального развития нормальных детей. Уровень = «умственный возраст». Третья редакция (1911) – шкала продлена до уровня взрослого, но по-прежнему не предусматривает определение коэффициента интеллекта. Затем – преобразована в шкалу Станфорд – Бине, где введен IQ (умственный возраст/календарный возраст * 100) , (IQ < 100 - субнорма). Измеряет широкий диапазон способностей – от простого манипулирования, до абстрактного рассуждения (более ранний возраст - зрительно-моторная координация, для взрослых – большинство вербальных по содержанию заданий).

Уже с начала века в рамках тестологической парадигмы складываются две прямо противоположные по своим конечным теоретическим результатам линии трактовки природы интеллекта:

одна связана с признанием общего фактора интеллекта, в той или иной степени представленного на всех уровнях интеллектуального функционирования (К. Спирмен),

другая - с отрицанием какого-либо общего начала интеллектуальной деятельности и утверждением существования множества независимых интеллектуальных способностей (Л. Терстоун).

Теория интеллекта Спирмена базировалась на факте наличия положительных корреляционных связей между результатами выполнения различных интеллектуальных тестов. Если в каком-либо исследовании отмечалось отсутствие таких связей, то Спирмен объяснял это влиянием ошибок измерения. Основой связи выполнения разных тестов, по его мнению, является наличие в каждом из них некоторого общего начала, получившего название "общего фактора" интеллекта (general factor, сокращенно g). Кроме фактора g, был выделен и фактор s , характеризующий специфику каждого конкретного тестового задания. Поэтому данная теория получила название "двухфакторной теории интеллекта" Спирмен полагал, что фактор g -это и есть собственно интеллект.

Действительно, последующие исследования показали, что максимальную нагрузку по фактору g обычно имеют

"Прогрессивные матрицы" Равена,

Обнаружение закономерности в последовательности цифр или фигур,

Вербальные аналогии (задачи на установление сходства двух понятий),

Задачи на установление связи между двумя понятиями с последующим поиском третьего понятия, которое будет воспроизводить эту связь),

Угадывание содержания представленных в визуально неопределенной форме картинок, классификация фигур, понимание текста и т.п.

Равен: прогрессивные матрицы, измерение интеллекта (как фактора G в двухфакторной теории интеллекта) через выявление соотношений между абстрактными фигурами, есть 2 варианта: цветной (более простой для детей от 5 до 11 лет, иногда – для тех, кому за 65) и черно-белый (более сложный) – 60 матриц (композиций), по 5 серий. Основан на 2 теориях: гештальт-психология «теория перцепции форм» и «теория неогенеза» Спирмена.

Впоследствии идея общего интеллекта трансформировалась в представление о возможности оценки уровня общего интеллекта на основе суммирования результатов выполнения некоторого множества тестов. Появились так называемые интеллектуальные шкалы, включающие набор вербальных и невербальных субтестов (например, интеллектуальная шкала Векслера для взрослых включала 11 субтестов, интеллектуальная шкала Амтхауэра - 9 субтестов). Индивидуальная оценка уровня общего интеллекта определялась как сумма баллов успешности выполнения всех субтестов. В данном случае мы сталкиваемся с фактической подменой понятий: измерение "общего интеллекта" превратилось в измерение "интеллекта в среднем"

Тест Векслера. Векслер отказался от представлений об интеллекте, как об «умственном возрасте», которые ввел А. Бине, создатель первого теста умственных способностей. Сам Векслер определял интеллект как комплексную глобальную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой.

Векслер выделил в интеллекте две составляющих, а также две сферы его проявления: вербальный интеллект и интеллект действия . Векслер предположил, что помимо общего интеллекта существуют вербальный и невербальный интеллекты, которые также следует измерять.

Векслер ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал. Коэффициент интеллекта выражался в единицах стандартного отклонения.

Тест предназначался для комплексного обследования пациентов психиатрической клиники. Главная цель применения теста - диагностика психических нарушений при различных заболеваниях (психозах, неврозах и пр.), а также определение уровня интеллектуального дефекта у лиц с врожденным интеллектуальным недоразвитием и со старческим слабоумием.

Тест Векслера сразу после своего появления стал широко применяться за пределами клиники: при профессиональном отборе, для оценки уровня интеллекта «нормальных», то есть психически здоровых взрослых и детей, и даже для оценки уровня интеллектуальной одаренности.

Версии теста Д.Векслера для взрослых состоят из 11 субтестов, версия для детей - из 12. Все версии имеют две шкалы: шкалу действия и словесную шкалу . Векслер полагал, что сумма баллов, полученных за все задания теста, характеризует общий интеллект, а сумма по каждой из шкал — невербальный и вербальный интеллекты.

Субтесты:

Осведомленность

Понятливость

Арифметический

Сходство

Словарь

Запоминание цифр

Недостающие детали

Последовательные картинки

Кубики Кооса

Сложение фигур

Шифровка

Лабиринты

Таким образом, тест должен был измерять три способности. Однако факторный анализ результатов применения «взрослой» версии теста показал, что тест на самом деле измеряет четыре способности: 1) общий интеллект, 2) словесное понимание, 3) перцептивную организацию, 4) способность, которая влияет на выполнение субтестов «Запоминание цифр», «Арифметический», «Шифровка».

Тест «Последовательные картинки», при выполнении которого испытуемый должен упорядочить «комическую историю», считается сложным: успешность его выполнения зависит как от перцептивной организации, так и от вербального понимания.

Выполнение каждого субтеста требует комплекса способностей. Поэтому следует подробно анализировать процесс выполнения отдельных субтестов. Важнейшее значение имеет анализ профиля, в частности, соотношение успешности выполнения субтестов, оценка степени разброса результатов относительно индивидуального среднего уровня (степень «пилообразности» профиля) и т.д. Каждый из дополнительных индексов имеет важное диагностическое значение.

Векслер:

Тест структуры интеллекта Амтхауэра . Тест структуры интеллекта был разработан Р.Амтхауэром в 1953 году для дифференциации кандидатов на различные виды обучения и деятельности в практике профессионального отбора.

Растущий интерес отечественных психологов к указанному тесту объясняется рядом преимуществ, отличающих его от известных методик исследования интеллекта Векслера, Равена и других.

Прежде всего, тест структуры интеллекта Амтхауэра пригоден не только для индивидуальных, но и для массовых исследований, что особенно важно в условиях обследования больших контингентов ограниченным числом психодиагностов.

При этом указанный тест имеет шкалу пересчета оценок в привычные для всех единицы IQ теста Векслера, что позволяет сравнивать результаты полученные на аналогичных выборках с помощью теста Векслера.

Тест структуры интеллекта был составлен Р.Амтхауэром в трех вариантах, два из которых являются равноценными и применимыми на выборках лиц с различным профессиональным и жизненным опытом. Тест составлен из 9 групп заданий (субтестов), ориентированных на исследование таких составляющих вербального и невербального интеллекта, каковыми являются: лексический запас, способность к абстрагированию, способность к обобщению, математические способности, комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.

При нормировании стандартных показателей он придерживался возрастного критерия.

Субтесты:

1 - включает задания, ориентированные на исследование словарного запаса испытуемого ("чувство языка" по Амтхауэру),

2 - способности к абстрагированию,

3 - способности выносить суждение и умозаключение,

4 - способности к обобщению,

5 - математические способности,

6 - математические способности ("ряды чисел"),

7 - комбинаторное мышление ("геометрические фигуры"),

8 - пространственное воображение ("кубики Кооса"),

9 - способность к запоминанию и воспроизведению наглядной информации.

Подсчитываются баллы по каждому из субтестов, баллы переводятся в шкальные оценки, чертится профиль, определяющий способности к практической или теоретической деятельности.

Современная тестология, по-прежнему основываясь на измерительном подходе в исследовании интеллекта, пошла по пути ограничения содержания понятия "интеллект" с тем, чтобы избежать сложностей связанных с этим понятием и сделать интерпретацию результатов тестирования более корректной. В частности, Г. Айзенк разграничил понятия "биологический интеллект", "социальный интеллект" и "психометрический интеллект" (Айзенк, 1995). Психометрический интеллект - это психическое свойство, измеряемое с помощью некоторой системы тестовых заданий. Соответственно уровень психометрического интеллекта соотносится с успешностью выполнения интеллектуальных тестов типа Прогрессивных матриц Равена, шкалы Векслера, DAT (Дифференциального теста способностей) и т.п.

Противоречия методического характера в тестологическом подходе.

Во-первых , низкая надежности тестов интеллекта в плане предсказания интеллектуальных достижений человека в реальных жизненных условиях. По мнению А. Анастази, большинство тестов, названных в 20-х годах тестами интеллекта, фактически следует называть тестами способности к обучению (Анастази, 1982). Интеллект, как мы видим, "исчез", его заменило понятие "способность к обучению".

Высокая прогностическая надежность интеллектуальных тестов по отношению к учебным успехам не удивительна, ибо уже на этапе отбора заданий и критериев оценки ответов тестовые процедуры изначально оказались ориентированными на некоторый социально требуемый тип интеллектуальной деятельности, определяющий успешность обучения в учебных заведениях традиционного типа.

Во-вторых , интеллектуальные тесты чрезмерно чувствительны к особенностям социализации испытуемых. То, что они измеряют, важно и нужно, но слово "интеллект" в их наименовании имеет весьма условное значение. Реально эти тесты выявляют степень приобщенности человека к определенной культуре, и потому их правильнее было бы назвать "тестами психического развития, адекватного данной культуре" Например, во многих исследованиях отмечается, что IQ ребенка, как правило, положительно связан с образовательным уровнем родителей (в первую очередь, отца) и с социально-экономическим статусом семьи. Наиболее поразительным, пожалуй, представляется тот факт, что даже результаты выполнения теста "Прогрессивные матрицы" Равена, который относится к числу так называемых свободных от культуры тестов, испытывают чрезвычайно сильное влияние культурной среды: показатели черных граждан США значительно ниже, чем показатели белых граждан США и европейцев (аналогично по выборке индейцев); у белых, живущих в высокогорной местности ("изолянтов"), показатели ниже, чем у европейцев; показатели детей из самых богатых графств США значительно выше средних европейских данных (Raven J., 1989).

И снова интеллект, как мы видим, "исчез", оставив вместо себя индивидуальные различия в степени социализации.

В-третьих , оказалась несостоятельной ориентация на измерение конечного результата интеллектуальной деятельности в виде показателей правильности выполнения тех или иных тестовых заданий, ибо оценки ответа в терминах "хорошего" (верного) или "плохого" (неверного) результата оказывались построенными, как правило, в соответствии с требованиями определенных социальных эталонов

В-четвертых , под вопросом оказалась очевидность постулата "хороший интеллект - быстрый интеллект". По справедливому замечанию К.М. Гуревича, в тестологии принимается за истину, не требующую доказательств, положение о том, что скорость интеллектуальных процессов имеет решающее значение для оценки интеллектуального потенциала (Гуревич, 1980). Однако существует ряд моментов, позволяющих усомниться в том, что скорость реагирования (и соответственно требование ограничения временных лимитов исполнения) во всех случаях является референтным проявлением интеллектуальных способностей.

В-пятых , выяснилось, что в оценках IQ представлены такие психологические свойства человека, которые, оказывая влияние на величину IQ, тем не менее не имеют прямого отношения к интеллектуальной компетентности. В частности, во многих исследованиях отмечается отрицательная корреляционная связь между показателями IQ и тревожностью.

Некоторые аргументы представителей тестологической оппозиции , связанные с анализом разрешающих возможностей этого измерительного психометрического инструмента:

1) тесты слишком фрагментарны, чтобы измерить интеллект как целое;

2) информация, содержащаяся в оценках по интеллектуальным тестам, не только недостаточна для объяснения наблюдаемого уровня исполнения (Howe, 1988), но, более того, ни один тест интеллекта не может указать причин различий в его выполнении (Анастази, 1982);

3) в тестовых показателях, а также в результатах факторного анализа интеллекта вообще нет, он находится "в другом месте", в частности, в показателях успешности реальных видов деятельности (McNemar, 1964; Frederiksen, 1986);

4) интеллектуальные тесты позволяют выделять индивидуумов с очень низкими результатами, однако с их помощью нельзя отличить менее одаренных от более одаренных (характерно, что часто именно наиболее талантливые испытуемые плохо справляются с тестовыми заданиями) (Саймон, 1958; Фриман, 1999).

5) Все в психологической науке меняется - кроме представлений об IQ: уровень IQ обусловлен наследственным фактором, интеллект - это то, что измеряется тестами интеллекта (то есть интеллект - это IQ), IQ не изменяется, поэтому достаточно один раз протестировать ребенка либо взрослого, чтобы с точностью предсказать его судьбу (сможет ли он получить высшее образование, будет ли он жить в бедности и т.п.). Более того, выяснилось, что в понятии IQ содержится колоссальный потенциал социальной агрессии, поскольку ни одно другое психологическое понятие никогда не претендовало на роль жесткого управления жизнью общества при полном игнорировании прав личности.

Диагностические и прогностические возможности интеллектуального тестирования (краткая характеристика тестов Бине-Симона, Векслера, Равена, Амтхауэра).

Векслер: шкала для измерения уровня интеллектуального развития, есть детский вариант (WISC), вариант для взрослых (WAIS), состоит из 11 субтестов, составляющих вербальную (1-6) и невербальную (7-11) шкалы. Измеряет: долговременную память, абстрактное мышление, формирование понятий, языковое развитие, объем внимания, зрительное восприятие отношений, анализ, визуально-моторную интеграцию и т.д. Определяется IQ-вербальный, IQ-невербальный, IQ-общий. Нормы: 130 и выше – очень высокий интеллект, 120-129 – высокий интеллект, 110-119 – хорошая норма, 90-109 – средний уровень, 80-89 – сниженная норма, 70-79 – пограничный уровень, 69 и ниже – умственный дефект. Накоплено множество сведений о надежности и валидности методики, есть высокая корреляция с другими тестами (например, с показателями Станфорд – Бине), причем более высокая корреляция с вербальным IQ, чем с невербальным.

Амтхауэр: измерение уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Разрабатывался как тест диагностики общих способностей в сфере профессиональной пригодности, состоит из 9 субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта: индуктивное мышление, способность к абстрагированию, комбинаторные способности, способность выносить суждение, уровень развития практического математического мышления, пространственное воображение, способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное. Подсчет баллов: сырые переводятся в шкальные (?max 120). Много сведений о надежности и валидности.

Бине – Симон : шкала умственного развития. Первоначально (1905) содержала 30 тестов – заданий, расположенных по мере возрастания трудности, т.о. что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности определялся эмпирически на основе данных выборки из 50 нормальных детей в возрасте от 3 до 11 лет и незначительного количества слабоумных. Следующая редакция (1908) – задача выделить разные уровни интеллектуального развития нормальных детей. Уровень = «умственный возраст». Третья редакция (1911) – шкала продлена до уровня взрослого, но по-прежнему не предусматривает определение коэффициента интеллекта. Затем – преобразована в шкалу Станфорд – Бине, где введен IQ (умственный возраст/календарный возраст * 100, IQ < 100 - субнорма). Измеряет широкий диапазон способностей – от простого манипулирования, до абстрактного рассуждения (более ранний возраст - зрительно-моторная координация, для взрослых – большинство вербальных по содержанию заданий).

Равен : прогрессивные матрицы, измерение интеллекта (как фактора G) через выявление соотношений между абстрактными фигурами, есть 2 варианта: цветной (более простой для детей от 5 до 11 лет, иногда – для тех, кому за 65) и черно-белый (более сложный) – 60 матриц (композиций), по 5 серий. Основан на 2 теориях: гештальт-психология «теория перцепции форм» и «теория неогенеза» Спирмена.

IQ стандартный показывает в каком отношении оказывается результат данного обследуемого к средней величине распределения результатов для его возраста.

Тесты интеллекта разработаны на стыке 2 положений: концепция генетической обусловленности интеллекта и влияние социальных факторов. В них всегда учитываются социальные нормы и ценности, стандарты поведения и мышления, присущие определенной культуре. Сферу их применения ограничивает обязательная соотнесенность с культурой и опытом определенной социальной группы. Интеллект, на измерение которого направлены тесты, - относительно самостоятельная динамическая структура познавательных свойств личности, возникающая на основе наследственно закрепленных (и врожденных) анатомо-физиологических особенностей ГМ и НС (задатков), формирующаяся в взаимосвязи с ними. Он проявляется в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями и преимущественно обеспечивает адекватное взаимодействие с окружающей действительностью, ее направленное преобразование.