Веселая буква ю. Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы «Буква Ю, звук

Сынишка знает алфавит,
Уже читает по слогам.
Пока за книжкой не сидит,
Но вывески читает сам!

Откроем Азбуку сейчас,
И там все буквы назовём.
«А ну, которую из вас
Мы в путь с собой возьмём?»

Мальчишка выбрал букву Ю,
Давай посочиняем!
И вот историю свою
На конкурс посылаем!

Южная принцесса

Она родилась в краю магнолий и кипарисов. Её детство было наполнено ароматом цветущих роз и шумом морского прибоя. Да, она выросла на юге – в краю безоблачного неба и крикливых чаек. Да где. как не в южных широтах могла появиться на свет такая красавица – буква Ю .

Просыпаясь рано утром, она разглядывала в зеркальце круглое личико и любовалась своёй безупречной осанкой. Буква Ю очень любила петь:

На юге в июле колибри поют,

И волны морские мне спать не дают

Любимый мой город встречает зарю

И сердце своё я ему подарю!

Слова, в которых появлялась буква Ю, звучали с особой теплотой и изяществом – Ю ля, малютка, юность, нюанс. Они как будто светились нежно-бирюзовым светом.

Ты вырастешь, дочка, и станешь ещё прекраснее, - говорил своей дочке величественный Алфавит, - Жаль только, что твои сестрицы-гласные не хотят с тобой дружить.

Ты предпоследняя наша дочка, милая и нежная. Ты славная девочка - улыбалась мама Азбука. – Твои сёстры рано или поздно поймут это.

Буква Ю печально вздохнула. И, правда, её сёстры почему-то не хотели с ней общаться, всё время смеялись над ней или шушукались между собой.

Сёстры-завистницы

Ах, уж эта Ю ! С ней так трудно! – восклицала гордая буква А . – Я, как самая первая, а значит, старшая буква, не раз просила её не выставлять свою красоту напоказ, а она всё продолжает кокетничать!

Ой, не говори, - присоединилась толстушка О . – И хотя мы с ней похожи, она себя считает гораздо стройней!

Ух, я бы ей сказала! И чего нас дети так часто путают? Такого носика, как у меня нет ни у одной буквы! – это урчала обиженная буква У .

Эх, девчонки! А мне-то как не повезло! Она постоянно упирается мне в спину – хочет вперёд вылезти! – буква Э показала букве Ю свой язычок и отвернулась.

Я придумала! А давайте мы её в самый конец алфавита поставим! Чтоб не зазнавалась! Или лишим её голоса, чтоб не пела своих слащавых песенок! - высказалась буква Я . Ей давно надоело быть последней и она всё ждала случая отодвинуть свою сестру.


Буква Ы была совсем маленькой и в разговорах сестёр не участвовала, а сестрицы-двойняшки Е и Ё вообще старались ходить только вдвоём – другие буквы их не интересовали.

Коварный план

Итак, сёстры-гласные придумали хитрый план – буква Ю должна стать обычной гласной буквой, без малейших признаков изящества и красоты. А как это сделать? Да пригласить на помощь букву Ъ ! О, об этой букве в их доме ходили легенды! Два брата Ъ и Ь довольно долго мирно жили рядом со всеми буквами. Но однажды они крепко поссорились, даже подрались! След от той драки остался у братца Ъ до сих пор. Великий Алфавит справедливо наказал своих сыновей за такую выходку и лишил их права называться звуками.

С тех пор братья перестали разговаривать – голосом обладали только звуки, а они отныне были буквами. Братец Ь редко появлялся дома – он дружил с согласными буквами, делал их добрее и мягче, а это очень не нравилось Ъ .

Именно злобного и жестокого Ъ выбрали сёстры-гласные для осуществления своего коварного плана.

А знаешь, братец Ъ , эта зазнайка буква Ю затмила нас всех своей красотой! Даже родители любят её больше всех! - шептала буква А .

Эх, помоги, сделай её грубой и некрасивой – ты же можешь! – заискивала буква Э .

А что мне за выгода? – ухмыльнулся Ъ . Разговаривать он не мог, поэтому общаться предпочитал жестами.

Ой, а мы тебе поможем проучить братца Ь ! – воскликнула толстушка О . – Он же недотёпа!

На том и порешили. Отныне братец Ъ везде будет вставать перед буквой Ю и все слова с её участием станут незвучными и малопривлекательными.

Ю больше не звучит…

Однажды вечером буква Ю гуляла по берегу моря и любовалась закатом. Неожиданно перед ней возник братец Ъ .

Привет, красотка!

Здравствуй! – улыбнулась ничего не подозревающая Ю . - Давно тебя не видела.

А теперь мы будем часто встречаться! – и резко схватил её за руку.

Ты что, отпусти! – вскрикнула буква Ю - Мне больно!

А ты позови на помощь! – смеялся братец Ъ . - Ну, зови «Лю-юди!

Лъюди! Лъюди!! – закричала буква Ю и осеклась. – Что со мной?!

А ты ещё покричи, узнаешь! – хохотал довольный Ъ .

Я боъюсь… Ой, я потеряла свою прелесть звука. – и бедная буква Ю заплакала.

Беззвучная тишина

В доме Алфавита стало тихо и печально. Буква Ю сидела в своей комнате и ни с кем не разговаривала. Постепенно из речи людей стали исчезать слова с её участием. В мире не стало слова «юг», никто не произносил «люблю» и стало исчезать слово «люди». Вот тут все не на шутку испугались – угроза нависла над всеми буквами. Горевали Алфавит и Азбука, недоумённо гудели и шипели согласные. Недолго ликовали сёстры-гласные, буква Э так и не смогла занять место буквы Ю , хвастливая Я приутихла, толстушка О никак не могла похудеть, а гордая буква А теперь всё больше молчала.

Что же нам делать? Как вернуть нашей дочке прежнее звучание? – вздыхал Алфавит. – Как избавить её от вредного и непутёвого Ъ ?

А может быть нам Ь поможет? – робко предложила Азбука. - Я знаю, что ты сердишься на него, но ведь он добрый мальчик…

Ну, что ж, давай попробуем,- согласился Алфавит.

Когда появился братец Ь , сёстры-гласные недоумённо переглянулись: «Что может сделать этот неумеха? Разве ему справиться с Ъ

И мир наполнят звуки…

Никто не понял, что же произошло потом между братьями – они не разговаривали, не шумели, ведь они не были звуками. Но через какое то время из комнаты вышел удручённый Ъ и, опустив голову, покинул дом Алфавита. А потом появилась улыбающаяся буква Ю вместе с братом Ь .

Мама, папа! – бросилась она к родителям. - Теперь у меня всё в порядке! И даже намного лучше!

Что же случилось, дочка? - недоумевал отец Алфавит.

А мы подружились с Ь ! Оказывается, когда мы находимся рядом, то слово превращается в музыку! Вот послушай.

И буква Ю запела своим прежним прелестным голоском:

Этот мир я любовью наполню,

В унисон наши бьются сердца!

Я судьбою и жизнью довольна

И останусь с тобой до конца!

Услышав эту жизнерадостную песню, расстроенные сёстры-гласные разошлись по своим местам в алфавите. А буква Ю уже не расставалась с Ь – их союз так благозвучен в наших словах!

Цель занятия: изучаем букву Ю, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Юбка Юнга Юпитер Юрта

  1. Юра — это имя мальчика. Юля — это имя девочки.
  2. Повтори: ЮРА, ЮЛЯ.
  3. Сколько слогов в слове ЮРА? ЮЛЯ?
  4. Какой первый слог?
  5. Сколько букв в этом слоге?

Буква Ю - гласная буква. Запомни это, пожалуйста.

Рассмотри букву Ю. Напиши ее в воздухе, а теперь в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

На одной ноге кружится.
Беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица
Музыкальная … (юла).

Любят хрюшки букву Ю:
Без нее не скажешь … (хрю).

Сказка про букву Ю

Верблюжонку Бюль-Бюлю очень хотелось, чтобы у него всё было как у людей.

Мама! Я тоже хочу спать в люльке.
- А разве теплый песок, на котором ты спишь, хуже? - спросила верблюдица.
- Нет, он такой мягкий… - обрадовался Бюль-Бюль.
- Мама, я тоже хочу играть с юлой,- сказал он в следующий раз.
- А разве бубенчик на твоей шее хуже? - спросила верблюдица.
- Нет, он такой веселый! - обрадовался Бюль-Бюль.
- Мама, я тоже хочу есть урюк,- сказал он в следующий раз.
- А разве колючки, которые мы едим, хуже? - спросила верблюдица.
- Нет, они такие сладкие! - засмеялся Бюль-Бюль.
- Мама, я тоже хочу жить в юрте,- сказал он в следующий раз.
- Но разве в юрте растет столько тюльпанов, как у нас в степи? - спросила верблюдица.
- Конечно же, нет! - засмеялся Бюль-Бюль.
- И никогда не вырастет.

Загадки для детей на букву Ю

Пока верчусь, я не тужу,
Кружу - жужжу,
Жужжу - кружу.
(Юла)

Кручусь, верчусь,
И мне не лень
Вертеться даже целый день.
(Юла)

Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет - вскачь пройдет немножко,
Захочет - ляжет на бочок.
(Юла)

Пословицы и поговорки на букву Ю

Юноши думают о будущем, а старики о прошедшем.
Любишь кататься - люби и саночки возить.

Скороговорки

Юла возле Юльки
Крутится, поет.
Юле и Юре
Спать не даст.

Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была.
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.

Стихи про букву Ю для детей

Юла ютится под кустом,
Юлой юла вертится.
Но все-таки, заметьте-ка,
Юла - такая птица.
Чей нежный, тонкий голосок
Чист, словно скрипка, и высок.
(А. Пудваль)

Юной Юлии хвала,
Быстрой, юркой, как юла.
А в июне и в июле
Отдохнет на юге Юля.
(В. Берестов)

Юра только сел на стул,
Ножки свесил
И заснул.
Юра очень утомился -
Целый день юлой
Крутился.
(Ф. Бобылев)

В пути, в неведомом краю,
Нам компас - лучший друг.
Одной заглавной буквой Ю
На нем отмечен юг.
Над облаками мы летим
По компасу на юг.
На берег моря, в Южный Крым,
Где нет зимою вьюг.
(С. Маршак)

Юбку я для куклы сшила,
Кофту новую скрою.
Говорит мне кукла: «Мама!»
Значит, я для дочки шью.
(Г. Виеру)

Откровенно признаю:
Зверя нет
На букву Ю.
Это - южный ктототам.
Я его придумал сам!
(Б. Заходер)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Надежда Штанько

Конспект открытого занятия.

для детей подготовительной к школе группы

воспитателя Штанько Н. А.

Тема: Буква «Ю», звук «Ю»

Цель: познакомить с буквой и звуком «ю».

Задачи : развивать фонематический слух; учить выделять звук «ю» в словах; воспитывать умение взаимодействовать друг с другом

Оборудование: проектор

Ход занятия :

Воспитатель: Давайте поприветствуем наших гостей.

Дети: - Здравствуйте!

Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю». Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показывает). Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?

Дети : - Гласный

Воспитатель : - Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?

Дети: - А, О, У, Е, Я

Воспитатель: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?

Дети: - Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.

Воспитатель: - Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите букву Ю

Дети: - Два.

Воспитатель: - А какие это звуки?

Дети: - [й] и [у]

Воспитатель: - Хорошо. А сейчас посмотрите на экран, (слайд № 1) звук Ю обозначается гласной буквой Ю. Давайте нарисуем букву Ю в воздухе. Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю.

Дети: - О

Воспитатель: - Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква…. Ю.

Перед вами лежат части нашей буквы, давайте составим целую букву Ю.

Дети каждый составляет букву Ю .

Воспитатель: - Ребята, у меня есть волшебный сундучок, а в нем игра «Угадай, как нас зовут?». Карточки, а к ним вот такое задание: Отгадайте имена этих ребят по первым буквам слов. (Слайд № 2,3)

(Юбка, лук, яблоко – ЮЛЯ

Юла, рак, арбуз - Юра).

Давайте прохлопаем слово ЮЛЯ сколько здесь слогов? (2, а в слове ЮРА? тоже 2, а с какой же буквы начинаются эти имена?

Дети: С буквы Ю.

Воспитатель : Ребята, что это за звук? (слайд № 4)

Дети : Поезд.

Воспитатель: - Ребята, он нам тоже привез какое-то задание.

Паровозик хочет с вами поиграть. Ему очень нравятся гласные звуки, особенно звук [ю]. Определите место звука [ю] в этих словах. Если звук в начале слова - положите картинку в главный вагончик, если в середине - во второй вагон, в конце - в последний.

(Юла, юбка, утюг, ключ, клюква, клюшка, мою, дую, лаю, вою)

Воспитатель: - Молодцы, с этим заданием справились. А теперь немного отдохнем: Осенью на небе очень много туч и облаков, я вам предлагаю сыграть в игру Беленькое облако.

Беленькое облако поднялось над крышей

Устремилось облако выше, выше, выше

Ветер это облако зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу.

Встаем в круг. Сравнение на слух:

Лук – люк.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, я вам предлагаю прочитать по очереди слова: (Слайд № 5)

ПО Ю

Воспитатель: Молодцы, а теперь я вам предлагаю вернуться за столы, а в моем волшебном сундучке еще что-то для вас есть.

Составление отгадок на загадки:

Я красна, я кисла,

На болоте я росла.

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква) (Слайд № 6)

Составляем слово клюква.

Костыль кривой

Так и рвется в бой.

(Клюшка) (Слайд № 7)

Из меня берут порою

А в руках твоих открою

Я любой замок.

(Ключ ) (Слайд № 8)

Воспитатель : - Объясните значение слова ключ. Давайте составим предложения с этим словом.

Дети: - Я могу ключом открыть замок.

Воспитатель: - Молодцы. Итак, с какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю?

(Ответы детей )



Организация: МАДОУ №94

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Цель: познакомить детей с гласным звуком[ йу ], с буквой «Ю».

Задачи :

  1. развивать фонематический слух, находить звук в словах, в трех позициях;
  2. продолжать учить детей читать;
  3. воспитывать умение взаимодействовать друг с другом

Оборудование: письмо, разрезная азбука, палочки, картины железных изделий, мяч, карточки слов, карточки «изучаем букву Ю», карточки эмоций, колокольчик.

Ход занятия:

1. Орг. Момент:

1.1. Звенит колокольчик. Дети входят в группу и встают возле столов.

Доброе утро, ребята!

Заходите дети в группу,

Прозвенел звонок сейчас,

Все тихонько, быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Сначала сядет тот, чьё имя начинается на гласный звук, а затем те,чьи имена начинаются на согласный звук. Молодцы!

1.2. Воспитатель: Ребята, к нам на группу пришло письмо (показываю). От кого оно я не могу понять. Буквы на конверте все рассыпались. Помогите их собрать. Что написано на конверте? Обсуждаем варианты.(Юра). Давайте откроем конверт и узнаем, что нам пишет Юра.

«Юра ученик первого класса. Он учится в той школе, куда вы скоро пойдете. Юра узнал о том, что вы тоже осенью пойдёте в школу, и он решил вас проверить - готовы ли вы к школе. Юра прислал вам задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать что вы готовы к школе.»

- Готовы доказать Юре, что справитесь с его заданиями?

- Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.

Сказка о Веселом Язычке

Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы). Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой.

2. Ход занятия:

И так, первое задание.

– Отгадайте любимую букву Юры.

– Это буква «Ю».

– Почему вы так думаете?

Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю». Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показывает). Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?

Дети : - Гласный

Воспитатель : - Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?

Дети: - А, О, У, Е, Я

Воспитатель: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?

Дети: - Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.

Воспитатель: - Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите букву Ю?

Дети: - Два.

Воспитатель: - А какие это звуки?

Дети: - [й] и [у]

–В ней живут два звука «Й», «У»

Придумайте слова, начинающиеся на звук Ю

Воспитатель: - Хорошо. А сейчас посмотрите звук Ю обозначается гласной буквой Ю. (показ буквы)Задание 2. Давайте нарисуем букву Ю в воздухе. Написать Ю на карточке, придумать волшебную штриховку.

Пальчиковая гимнастика:

В школу осенью пойду Пальчики «шагают» по столу.

Там друзей себе найду.

Я таким учёным буду! Разводят руки в стороны.

Но свой садик не забуду. Грозят пальчиком.

Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю.

Дети: - О

Воспитатель: - Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась буква…. Ю.

Перед вами лежат части нашей буквы, давайте составим целую букву Ю. (из частей в парах)

Задание 3: Дети в паре составляет букву Ю из палочек .

Задание 4: Коллективное составление отгадки на загадку

Ночь, но если захочу,

Щелкну раз,-

И день включу. (Выключатель).

Давайте посчитаем сколько слогов в слове « Выключатель». (прохлопываем)

Какой первый звук?

Какой последний звук?

Назовите гласные звуки.

Где стоит буква «Ю»?

Задание 5: Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время. Предлагаю поиграть с мячом в Игру «Ты-я» .Вставйте в круг,я бросаю мяч и спрашиваю Ты делаешь, а ты ловишь мяч и отвечаешь я делаю. Например:

Ты Читай – Я читаю

Где стоит буква «Ю»?

Задание 6: «Где спрятался звук Ю» (педагог раздает карточки слов, просит прочитать,спрашивает устно, где звук)

- Ребята, где может находиться звук в слове?

В начале: юла, Юпитер, юнга

В середине: ключ, тюль, клюв,

В конце: рою, дую, жую, грею

Закрепление материала:

На карточке раскрасить, соответствующий квадрат

Салют – последний кубик, ключ в середине, юла –первый кубик)

3. Физкультминутка.

Юрта это домик в тундре (имитация дома)

Юнга плавает на судне (имитация волны)

Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)

Юра –скачет на кровати (прыгнуть раз)

Стану я сейчас юлой (руки в бок)

На ноге крутнусь одной,

А теперь сменю я ножку.

И на ней крутнусь немножко,

Покрутились, а сейчас

Я прошу садиться вас.

Задание 7.

Ребята, посмотрите на коврографе слова, я вам предлагаю прочитать добавляя букву ю по очереди,по цепочке:

Дополнительно:

Задание 8: Прочитайте Юрин рассказ « Как я собираюсь в школу.

Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, кушаю и собираю свой портфель в школу.

Я положу в него……………………….. (назвать по очереди)

Это - школьные принадлежности.

4. Итог занятия

Воспитатель:

Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра.

Молодцы. Итак, что было трудным, что очень понравилось? С какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю?

5. Рефлексия

«Солнышко и тучка»

А сейчас попрошу оценить свою работу выбрать карточку

Если у вас все получилось –« солнышко»,

Если некоторые задания вызывали затруднения – «солнышко с тучкой»

Если я допустил много ошибок – «тучку с дождиком».

И прикрепить на доску.

Список литературы:

  1. Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте. " УМК В.Г. Горецкого "Русская азбука" (серия "Школа России");
  2. Азбука от А до Я. Уч. - методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель.- Минск: Асар, 2007г.
  3. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо - М.: ВАКО, 2009г.
  4. Игры по обучению грамоте и чтению. Уч. - методическое пособие / Сост. Н.Н. Максимук- М.: ВАКО, 2006г.
  5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука: учебник.- М.: Просвещение, 2011г.