Развитие речи осенние мотивы подготовительная группа. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: "Осенние мотивы". Воспитывать чувство любви к родной природе

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи по теме «Осень»

Образовательные цели:

  • Систематизировать и закреплять знания детей об осени и осенних явлениях природы.
  • Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.
  • Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами.

Развивающие цели:

Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством связной речи, логического мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.

Воспитательные цели:

Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Предварительная работа:

  • Чтение стихотворений об осени: Ф.И. Тютчева, П.М. Плещеева,

С. Есенина, А. Майкова.

  • Наблюдение за изменением окраски листьев деревьев на прогулке.
  • Повторение упражнений общей артикуляционной гимнастики.

Конспект занятия по теме: «Осень»

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона.)

Педагог читает стихотворение:

Осень

Что такое, что случилось?

Почему-то вся листва

Завертелось, закружилась

И на землю опустилась.

Солнце лучиком блеснуло

И за тучки улеглось.

Потому что белым днем,

Небо брызнуло дождем!

(Т.Павлова)

2. Беседа по вопросам: (Цель: закреплять знания детей о разных периодах осени и осенних месяцах)

О каком времени года говорится в стихотворении?

Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сколько осенних месяцев вы назвали? (Мы назвали три осенних месяца)

- Какой месяц обозначает начало осени? (Начало осени обозначает сентябрь)

- Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя осень,)

Какой месяц обозначает середину осени? (Середина осени называется золотой)

Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя осень)

3. Игра «Подбери слова-действие». (учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)

Лист (Что делает?) - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают?) - улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет,

4. Игра «Близкие слова». (Цель: закреплять умения детей подбирать синонимы к словам; развивать точность выражения мыслей при составлении предложений)

Осенью дни пасмурные, ….. (серые, унылые…)

Осенью часто погода бывает холодной,….. (ветреной, дождливой…)

Осенью настроение грустное,….. (печальное, тоскливое …)

Осенью дожди частые, ….. (холодные, проливные …)

Небо покрывают серые тучи, ….. (темные, дождливые… )

В начале осени бывают ясные дни, ….. (безоблачные, светлые…)

Поздней осенью на улице холодно, ….. (пасмурно, ветрено…)

5. Физкультминутка

6. Педагог выставляет на мольберт картину И.С. Остроухова «Золотая осень».

Беседа по картине.

Посмотрите на картину русского художника «Золотая осень». Написал ее И. Остроухов.

Какое время года видите? (На картине изображена осень )

Какие листья на деревьях? (На деревьях желтые, зеленые, красные листья )

Почему картина называется «Золотая Осень» (Потому, что желтые листья похожи на золотые монетки)

Что обозначает слово «листопад»? (Листопад – это когда падают с деревьев листочки)

Педагог. Молодцы.

7. Отгадайте загадки

Кто всю ночь по крыше бьет,

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает?

(Дождь )

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(Осенью)

Солнце светит иногда,

Тучи на небе всегда.

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(Осенью )

Без рук, без ног,

А окна открывает

(Ветер )

Педагог. Молодцы! Все загадки отгадали.

8. Работа в тетради.

Педагог. Откройте тетради на странице 4 .Что вы видите в ее верхней части?

Дети. Букву Е, изображение ежей и енота.

Педагог. Верно. Раскрасьте большую и маленькую буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Красный, потому что Е – гласная буква. (раскрашивают)

Педагог. Теперь подумайте, как правильно раскрасить картинки, и раскрасьте их. (дети выполняют задание).

Педагог. Положите цветные карандаши и возьмите ручки, давайте напишем букву Е. Посмотрите, как я сделаю это на доске. Сначала я напишу сверху вниз одну длинную палочку, потом на верху маленькую палочку, внизу маленькую палочку и по середине маленькую палочку. Напишите четыре больших буквы и четыре маленьких по точкам.

9. Итог занятия.

Педагог предлагает рассказать детям о том, что они сегодня делали, какие игры им понравились. Кто занимался лучше всех, а кому нужно быть активнее и внимательнее.


Цель. Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.

Предварительная работа. Накануне педагог обращает внимание детей на небольшую выставку книг на тему осени. Просит запомнить или отметить закладками понравившиеся рисунки.

Ход занятия

Воспитатель интересуется у детей, понравилось ли им рассматривать картинки в книгах.

«Я даже вижу в книгах закладки, – замечает педагог. – Я рада, что вы, будущие школьники, ответственно относитесь к выполнению моих просьб и заданий. А уметь рассматривать рисунки – дело очень нужное и совсем не простое. Итак, чьи закладки в этой книге?»

Воспитатель приглашает к своему столу ребенка, и тот объясняет свой выбор. Если на этой странице не одна закладка, к столу выходит второй ребенок и дополняет ответ товарища.

Педагог заслушивает всех желающих. Отмечает наблюдательность детей. По ходу рассказа ребенка воспитатель следит за его речью, подсказывает нужные слова, помогает правильно построить предложения.

Воспитатель говорит, что многие рисунки, которые понравились детям, ему тоже приглянулись, как, например, иллюстрация из книги «Осенние стихи».

«Я еще обратила внимание на цвета на этом рисунке, – говорит педагог, – розовый куст, ставший наполовину золотистым, сиреневая дымка (просинь) между деревьями, еле заметная желтоватая тропинка около убранного поля, на котором собирают опавшие зерна две осторожные вороны».

Загадки про осень

Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ!
(Поздняя осень)

Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад -
Это просто…
(листопад)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно …
(Листопад)

Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский.
(Листопад)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)

Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)

Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный…
(дождь)

Шел долговяз, в сырую землю увяз.
(дождь)

Крупно, дробно зачастило, И всю землю намочило.
(дождь)

Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(дождь)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется,
Во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - …
(Дождь)

В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли… (зонт)

Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду… (лужи)

Конспект занятия «Осенние мотивы» (старший дошкольный возраст)

Проблема: «Художественное своеобразие осени как времени года и литературные фантазии детей».

Игровая мотивация: помочь детям жаркой Индии понять особенности российской осени.

Цель : развитие творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.

Задачи:

    развивать у детей способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности и дизайна;

    побуждать детей к словотворчеству, опираясь на набор стилистических средств (загадки, заклички потешки, считалки и т.д.);

    продолжать формировать способность соотносить передаваемый образ с характерными особенностями того или иного периода осени, дополняя его соответствующим деталями, элементами, ассоциациями;

    побуждать детей к передаче в создаваемых образах душевного настроения и особенностей, свойственных тому или иному возрасту человека;

    развивать художественный вкус;

Ход занятия

1. «Почтальон» передает телеграмму из детского сада в Индии. Дети читают текст:

«Мы получили в подарок книгу "Русское народное творчество". Нам очень понравились сказки, потешки, загадки, считалки. Наша осень не похожа на вашу. Помогите нам понять, какая у вас осень»

2. Воспитатель предлагает детям найти на карте Индию и Россию и сравнить климат этих двух стран.

Диалоговая беседа

Воспитатель: А какая погода характерна для Индии? Дети: В Индии очень тепло, зима не похожа на нашу, зимой идут дожди не преставая.

    Бывает ли в Индии такая осень, как у нас?

    Происходят ли такие же изменения с растениями, как у нас? Почему?

    А что у нас происходит осенью с растениями?

- Давайте вспомним, какая осень была в этом году: сентябрь - солнечно, тепло, урожай яблок, орехов, рябины, грибов;

октябрь - золотая осень, «лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный...», листопад; ноябрь - птицы улетают на юг, холод, дожди, день короче - ночь длиннее, первые заморозки и выпадение снега - предзимье.

3. Постановка проблемы: «Как познакомить детей жаркой Индии с нашей осенью?»

Обсуждение проблемы. Дети предлагают придумать сказки, рассказы, стихи, потешки, нарисовать приметы осени.

Воспитатель обращает внимание детей на необходимость отражения в рисунках характерных особенностей каждого периода осени (начало, середина, конец), подводя детей к созданию определенного образа, предлагает создать коллажи (в большом количестве рисунков нет необходимости, так как образ осени не будет понятен тому, кому их посылают).

- Как мы передадим образ осени? Можно создать портреты коллажи каждого периода осени.

    Дети делятся на группы, договариваются, кто какой период будет изображать. К ним подключаются воспитатель, педагоги по ИЗО и дизайну.

    Работа в подгруппах: обсуждение этапов работы и продуктивная изодеятельность и дизайн. Выполнение работ сопровождается музыкальной композицией из альбома П.И. Чайковского«Времена года».

    Презентация коллажа. Один из участников каждой подгруппы представляет свой коллаж (название, акцентированиеособенностей). Детские высказывания записываются на диктофон.

7. Воспитатель: Дополнить портреты осени нам поможет волшебный ларец. В нем лежат фанты. К каждому фанту дается определенное задание.

(Дети достают фанты-листики: лист липы - загадки, лист клена - стихи, лист дуба - заклички, лист рябины - счи талки.)

Воспитатель обращает внимание детей на листочки, цвета которых характеризуют изображаемые периоды: зеленый - начало осени, желтый - середину, светло-коричневый - конец.

В качестве разминки детям дается начало четверостишия и предлагается досочинить его конец.

Дети сочиняют стихи, загадки, заклички, считалки (в зависимости от вытянутого фанта), педагоги записывают их на листиках и крепят на коллажах. (Работа по словотворчеству ведется одновременно в 3 подгруппах.)

Воспитатель: Вот и готовы наши коллажи. В них вы показали, какова наша русская осень. А как вы думаете, чем можно дополнить созданные вами образы?

    Песня о России (по выбору детей). Исполнение песни записывается на диктофон.

    Постановка новой проблемы

Воспитатель: Наша посылка готова к отправлению. А как вы думаете, какое еще время года может заинтересовать детей из Индии? Почему?

Дети вместе с воспитателем формулируют новую проблему: помочь детям Индии понять особенности русской зимы и русского зимнего фольклора.

Затем они вместе с воспитателем определяют пути реализации поставленной проблемы:

    зимние коллажи;

    сочинение зимней сказки;

    постановка спектакля и запись его на видеопленку.

Словотворчество детей по проекту «Осенние мотивы»

Вид

«Сентябринка»

«Октябрина»

«Ноябринушка»

Нам щедрая осень

Ты лети, лети, листок,

Ходят утки по болоту,

Приносит дары.

Через запад на восток.

Собираются к отлету,

Дают урожаи поля и сады.

Ковром землю застели,

Потому что по утру -

(Света С.)

Птиц в дорогу проводи.

Льдинки плавают в 1 1руду.

В саду яблоки созрели

(Дима Н.)

(Марина Ж.)

И большие груши.

Золотые, золотые

Чтобы осень не размокла,

Собери весь урожай

Листья под ногами.

Не раскисла от воды,

И с друзьями скушай.

Соберем букет последний

Превратились лужи в стекла,

(Женя С.)

И подарим маме!

Стали снежными сады.

Рано утром в лес пойдем

(Настя Б.)

(Аня С.)

б

И грибов мы наберем.

Ночь.Уснули улицы.

В ноябре, в ноябре

Принесем к себе домой,

Лишь не спится туче.

Лес готовится к зиме.

Праздник сделаем большой.

Тише, туча, тише!

Белка шубку поменяла,

(Алеша С.)

Громкие дождинки

Будет спать в своем дупле.

Не роняй на крышу.

(Настя Г.)

(Маша Г.)

Дождик превратился в снег,

Скользко на дорожке.

Я сегодня обуваю

Новые сапожки.

(Аня С.)

Капуста

Листопад

Журавли

На одной ножке стоит

Льется дождик золотой, но

Кто нарисовал острый угол

матрешка, в зеленых

не мочит нас с тобой.

в небе.

одежках.

(Дима А.)

(Андрей Б.)

(Настя Л.)

Листок

Заяц

Яблоко

Летит, но не птица.

Летом бегал серенький -

к

Растет на дереве сочное,

(Алеша Л.)

осень поздняя пришла -

круглое, кислое.

стал беленький.

(Антон А.)

(Марина Ж.)

Грибок

Поздняя осень

На одной ножке стоит маль-

Старушка несмелая темным

чишка.

покрывалом всю землю одела.

Шляпкой прикрывается,

(Сережа А.)

прохожим улыбается.

(Вася 3.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два - осень пришла.

Пойдем яблоки срывать.

Будем листья собирать.

Три четыре - дожди

X

Соберем и груши.

Клена лист, дубовый лист...

дороги размыли.

На, Ванюша, кушай.

Кто не знает, берегись!

Пять, шесть - птицам

S

(Лена К.)

(Дима А.)

нечего есть.

б

Семь, восемь - улетать их

просим.

(Лида Г.)

Сентябринка, ты ребяток

Октябрина - яркий цвет,

Ты сударушка,

S а

пригласи, соком фруктов

Подари нам осенний букет!

Ноябринушка, не грусти,

т я

угости!

(Настя Л.)

Зиму вместе с нами жди!

(Настя Л.)

Елки, сосны, зеленейте,

(Алеша 3.)

Травки, вяньте, засыхайте!

(Маша Я.)

Конспект занятия

«Невероятные приключения на необитаемом острове»

(старший дошкольный возраст)

Проблема: «Как выжить на необитаемом острове».

Игровая мотивация: «Помочь выжить маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров».

Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций.

Задачи:

1) развивать поисковую деятельность детей:

    способность к определению задач на основе поставленной проблемы;

    умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

    способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;

    развивать у детей способность к созданию определенного продукта;

    совершенствовать уровень накопленных практических навыков:

    экспериментирования с объектами живой и неживой природы;

    создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями;

    активизировать речь;

    совершенствовать стиль партнерских отношений.

Ход занятия

1. Бывалый моряк приносит бутылку со странным письмом и просит детей помочь ее прочитать. Дети расшифровывают записку с рисунком: цветик-семицветик с оторванными лепестками, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с пальмой и человечком, а от него - стрелка к человечку, просящему помощи.

Примерный текст записки: «Нашел цветик-семицветик, загадывал разные желания и не заметил, как с последним лепестком загадал желание - оказаться на необитаемом острове. Больше лепестков не осталось. Спасите!!!»

Моряк: Я, кажется, знаю, где этот остров. Немедленно начинаю спасательную операцию. Прощается с детьми.

2. Уточнение проблемы. Постановка задач. (Диалоговаябеседа)

Воспитатель: Что такое остров?

Дети: Это суша, со всех сторон окруженная водой.

Воспитатель: Если вокруг нет людей, то как вы думаете, на какой остров попал герой?

Дети: На необитаемый. - А как вы думаете, какой климат на этом острове? (Жаркий, т.к. нарисована пальма.)

Воспитатель: Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?

Дети! Нужно:

а) найти воду для питья;

б) найти пищу;

в) построить жилье.

3. Определение конечного продукта.

Воспитатель: Что мы можем сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели. (Обсуждают предложенные детьми вари анты. Решают схематически изобразить последовательность действий в виде «Ленты выживания».)

4. Поэтапное решение проблемы.

Обследовать остров, соблюдая осторожность. Перечислить правила безопасного поведения. (Наклеивают в начало ленты картинку острова, фигурку человечка, рисуют полукруглую

стрелку и знаки, предупреждающие об опасности: змея, ядовитый паук и т.п.)

Поискать предметы, выброшенные на берег штормом,

которые могут пригодиться в дальнейшем. (Отбирают из пред ложенных предметов; наклеивают картинку с изображением побережья и далее - бутылки, банки и т.п.) "

Изготовить примитивные орудия труда. Дети выбирают острые ракушки, камни, крышки от консервных банок, пробуют заточить палку камешком, (на «Ленту выживания» накле ивают рисунки лука, ножа, молотка и т.п.)

Придумать и зарисовать разные типы жилья. (Придумывают и зарисовывают виды жилья: шалаш, палатку, дом из прибрежных камней, землянку и т.п.)

Изготовить посуду для пищи. (Изготавливают из найден ных на побережье пластиковых бутылок, плетения из прути ков, половинок кокоса, листьев и т.д. На «Ленту выживания» наклеивают картинку с посудой.)

Обсудить проблему поиска воды. (Морская вода не пригод на для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? Предлагают варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы. «Можно ли такую воду сразу пить?» - «Нет. Она грязная». Проделывают опыт по фильтрации воды и талого снега. Де лают вывод, что и процеженную воду нужно обязательно прокипятить. Придумывают условное обозначение для данных операций. Приклеивают схему опытов.)

Найти пищу - поиск знакомых съедобных растений. Предложения детей: бананы, апельсины, орехи и т.п., ловля рыбы (руками, рубашкой или палкой с заостренным концом), сбор моллюсков, крабов, сбор птичьих яиц.

Игра «Угадай по запаху» - определить пригодность для чая. (Вырезают и наклеивают картинки фруктов, рыбы, мидий.)

Добыть огонь. Приготовить пищу. Можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в воде на костре или запечь в углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов.

Предположения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички - просушить, через линзы очков направить солнечный луч на сухие травинки, добыть огонь трением, высечением искры с помощью кремня; собирать сухие ветки и растения для костра. (Наклеивают рисунок костра на ленту.)

Свободный кружок на «Ленте выживания». Детям предлагается заполнить его по своему усмотрению. (Кто-то предлага ет отметить его как кружок отдыха; кто-то - как кружок исследований, купания на пляже, а кто-то решает построить плот или лодку, чтобы отправиться на другой остров или материк.)

    Презентация «Ленты выживания». Танец «Робинзон»

    Постановка новой проблемы

Дети вместе с воспитателем формулируют новую проблему: создать энциклопедию «Азбука выживания», видеофильм, спектакль и книгу рассказов «Необыкновенные приключения на необитаемом острове».

Распределение деятельности по этапам проекта «Приключения на необитаемом острове»

Этапы

Деятельность воспитателя и педагогов

Деятельность детей

1

2

3

I

1 . Формулирует проблему. Цель: помочь маленькому Робинзону выжить на необитаемом острове, пока не прибудут спасатели.

При постановке цели определяет продукт: «Азбука выживания», «Лента выживания».

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию: «Отрываем лепесток цветика-семицветика и загадываем желание: оказаться на необитаемом острове».

3. Формулирует задачи. - Без чего человек не может жить? (Вода, еда и жилище.)

1 . Входят в проблему.

2. Вживаются в игровую ситуацию.

3. Принимают задачи.

4. Уточняют задачи проекта.

II

1. Подводит к решению задач.

2. Воспитатель и педагоги помогают детям спланировать деятельность (найти решение задачи путем экспериментирования, мозгового штурма; воплотить найденное решение в продуктивной деятельности, схематически отобразить на «Ленте выживания»).

3. Педагоги решают задачу организации деятельности.

1. Планируют деятельность. 2. Объединяются в рабочие группы.

3. Распределяют амплуа.

III

1 .Педагоги организуют работу над проектом поэтапно: поиск решений, экспериментирование, продуктивная деятельность, схематическое изображение этапа на «Ленте выживания», используя при этом картинки по выбору, дополняя своими рисунками).

2. Оказывают практическую помощь (при необходимости).

1. Ищут решение задачи.

2. Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности. 3. Совместно составляют схему этапа. По ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения (в случае надобности), делают вывод о завершении работы над «Лентой выживания».

IV

1. Воспитатель принимает участие в защите проекта «Лента выживания» (помогает по необходимости).

1. Договариваются о защите проекта.

2. Представляют продукт деятельности.

V

1. Выдвигает новую проблему: «Школа выживания для малышей» (решение проблем в экстремальных условиях).

1. Определяют цели нового проекта: - создать энциклопедию «Азбука выживания», книгу рассказов «Необыкновенные приключения на необитаемом острове»; - снять видеофильм, поставить спектакль.


Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 111 г. Сочи

Конспект открытого занятия

по развитию речи для детей подготовительной группы «Колобок»

тема: «Осенние мотивы»

Подготовила:

воспитатель МДОБУ №111

Белогорцевой Л.В.

Дата проведения: 03.11.2017г.

Тема: «Осенние мотивы»

Группа : подготовительная

Оборудование:

для детей: картинки осень (пазлы), осенние отрибуты (яблоко, еж); мольберты 2 шт, листы бумаги А-3 2 шт, мелки восковые разных цветов; повязка на глаза 2 шт, угощение в корзине.

для педагога: презентация, фишки листья клена и березы

Приоритетная образовательная область: развитие речи.

Интеграция образовательных областей: речевое, познание, социально-коммуникативное, художественное, физическое развитие.

Цель: обобщение и систематизация представлений об осени.

Задачи:

Воспитательная:

    Способствовать проявлению положительных эмоций

    Воспитывать доброжелательное взаимоотношение между детьми

    Воспитывать чувство красоты, гармонии и любви к окружающему миру средствами поэзии.

Образовательная:

    Закрепить знания детей об осени, ее приметах и дарах

    Развивать представления о последовательности (цикличности) изменений в природе осенью

    Закреплять умение создавать художественные образы на листе бумаг

    Формировать осознанное отношение к красоте и звучности русского языка.

Развивающая:

    Развивать связную, звуковую культуру речи

    Развивать умение замечать красоту осенней природы

    Продолжать учить слушать и отвечать на вопросы

Предварительная работа: Знакомство со стихами об осени А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало », А.Н. Толстого « Осень », А. Плещеева « Миновало лето », « Осень наступила », А. Майкова « Кроет уж лист золотой », И. Бунина, О. Высотской. Выборочное заучивание наизусть. Наблюдение примет осени в природе. Отгадывание и заучивание загадок об осени. Повторение осенних месяцев.

Планируемые результаты: имеют полное представление об осени, осенних признаках, последовательности изменений в природе осенью. Расширение словарного запаса, ………..

Ход занятия

Воспитатель : Ребята у нас сегодня с вами гости, давайте поздоровайся с ними. . . Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. А чтобы узнать, о чем оно, нужно отгадать загадку:

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью )

Ответ детей: осенью

Воспитатель : правильно ребята. И для того чтобы нам с вами было удобнее общаться проходите на стульчики. Скажите, пожалуйста, сколько месяцев у осени?

Ответ детей : 3

Воспитатель: а кто мне может их назвать.

Ответ детей : сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель : молодцы. У осени три периода, какие?

Ответ детей : ранняя, золотая, поздняя

Воспитатель: давайте вспомним признаки осени.

Ответ детей: листья желтеют, птицы улетают…..А кто мне может ответить почему некоторые птицы улетают?

Ответ детей……

Воспитатель: ребята, все вы знаете что можно не только смотреть на осень через окно или на картинках о ней еще можно читать. Вы со мной согласны?

Ответ детей …..

Воспитатель: А как называются люди которые пишут книги, рассказы, стихотворения и прочее?

Ответ детей …..Писатели, поэты….

Воспитатель: А кто мне может назвать писателей, которые пишут о таком красивом времени года как Осень?

Ответ детей: ……..

Воспитатель: а кто такие поэты и каких вы знаете?

Ответы детей : поэты это те кто пишет стихи….

Воспитатель : Молодцы ребята. А теперь я вам предлагаю разделимся на две команды. Одна команда будет березки, а другая клены и поиграем. Какая команда первой будет отгадывать задания, та получает фишку листочек названия команды.

Презентация слайд с 1 по 6

Воспитатель: давайте я прочитаю стихи о осени вы будете очень внимательно слушать но при этом вы должны подобрать правильную картинку.

Ответ детей :…

Воспитатель: А теперь предлагаю каждой команде собрать пазл-картинку.

(Дети собирают, чья команда быстрей соберет получает фишку).

Воспитатель : молодцы ребята справились с заданием. Давайте немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика :

«Листопад»

Листопад, листопад! Руки поднять вверх.

Листья по ветру летят: Покачивая кистями из стороны в сторону,

медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины - рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад Хлопки в ладоши.

То-то радость для ребят!

Презентация слайд с 7 по 11

Воспитатель: присаживайтесь и отгадайте, с какой ветки детки. Дети отгадывают, получают фишки.

Воспитатель: давайте поиграем. Я загадываю загадку, а вы должны отгадать и найти в корзине, то о чем говорится в ней, положить на свой стол. Чья команда быстрей и больше отгадает, получит фишку.

Дети отгадывают загадки.

Воспитатель: давайте посчитаем у кого сколько отгадок. Дети считаю, выигравшая команда получает фишку.

Воспитатель: сейчас предлагаю нарисовать осенний пейзаж. Но не просто, а с закрытыми глазами. Вот стоят два мольберта с листами бумаги, нам нужно по два человека с каждой команды. Один будет рисовать, а второй помогать направлять словами, что нужно рисовать.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: посмотрите, какая красота получилась. Команде первой закончившей работу дается фишка.

Воспитатель: ребята, давайте посчитаем, у кого, сколько фишек получилось.

Рефлексия

Воспитатель : Вам понравилось? О чем мы сегодня говорили? А так вы ребята сегодня были молодцы, за ваши труды, я хочу вас угостить осенними дарами.

Спасибо за внимание.