Разложение перманганата калия при нагревании уравнение реакции. Применение солей марганцевой кислоты. Опыты с марганцовкой


То, что происходило 20 лет назад в Пригородном районе - полный ад. Ингуши любят рассуждать, что силовики ведут себя как нелюди. Я вам сейчас расскажу, что из себя представляют настоящие нелюди.

В 1944 году власти СССР, устав бороться с бандгруппами в горах, выселили ингушей и чеченцев, чтобы лишить боевиков пособнической базы. А бандгрупп тогда было много - дезертиры, лица сотрудничавшие с фашистами и откровенные предатели, родственники раскулаченных и просто отморозки. Сталин, знакомый с кавказским менталитетом, возвел его в абсурдный абсолют - за все ответили родственники и родственники родственников.

Это был адский ад. Людей, как скот, везли черт знает куда. Обращались тоже как со скотом. Умер? Выкинули труп и продолжили движение.

Апдейт от френда, несогласного с этим высказыванием:
Каждый состав включал в себя один вагон, выделенный под медицинский изолятор, в котором был медперсонал и лекарства. В каждом вагоне назначался старший, который на станциях докладывал коменданту поезда о случаях болезней или смерти в вагоне.
В самом вагоне было только одно незарешеченное окно, закрытое остекленной рамой. Размер окна 69 х 30 сантиметров и находилось оно под самым потолком:
Всего в пути умерло 1272 человека, что составило 2,6 на 1000. Смертность в ЧИАССР в 43-м - 13,2 на 1000. Т.е. и без депортации умерли бы за этот период 540 человек. Остальные - избыточная смертность из-за тягостей месячного зимнего пути - тиф, простуды и т.п.

Евреи постоянно лелеют свой холокост, но их били чужие, а ингушей били свои. Власть решила показать, что с ней шутки плохи. Урок получился такой жестокий, что ингуши впитали его на генетическом уровне. С тех пор они относятся к любым действиям властей настороженно и ничему не верят, что говорит им власть.

Потом ингушей и чеченцев реабилитировали. Их вернули домой, но часть территории не отдали. Туда согнали осетин во время геноцида, чтобы ингуши туда не могли вернуться. А осетины и ингуши испокон века относились к друг другу не слишком дружелюбно. Проживание там осетин было гарантией того, что ингуши не вернутся в свои дома. Но ингуши возвращались. Несмотря на все препятсвия властей. Их не прописывали, препятствовали трудоустройству и вообще как могли гнобили.

А потом Советский союз рухнул. На его просторах началось брожение и межнациональные столкновения. Чечня заявила о своей независимости и устроила геноцид русских и ингушей, которых по самому мягкому варианту просто выгоняли из их домов, а по худшему просто убивали. Начался период великой смуты. И этот период ингушское руководство сочло удобным для того, чтобы вернуть свои территории. К осетинам ингуши относились с пренебрежением и легким презрением, считая их никакими воинами. Соотвественно молниеносный блицкриг мог привести к тому, что Пригородный район может вернуться в состав Ингушетии. Дальше был бы стандартный сценарий по чеченскому варианту - осетин вырезали бы целыми семьями. Поверьте было бы именно так. Осетины видели приготовления ингушей к войне и принимали соотвествующие меры. Обстановка накалялась и логика развития конфликта должна была привести к вооруженному противостоянию. Нужен был только повод. В такой обстановке его долго ждать не пришлось...

Сначала в ходе локальных столкновений погибли несколько ингушей, потом осетинские военные на БТРе задавили ингушскую девочку, что привело к бытовым столкновениям между ингушами и осетинами. Ингуши воспользовались этим фактом чтобы сформировать незаконные вооруженные формирования якобы для защиты ингушских сел. На самом деле это была мобилизация воинских подразделений на территории Пригородного района. Между тем прибывало подкрепление со стороны Ингушетии. Осетины так же активно вооружались и проводили мобилизацию.

Фурункул лопнул 31 октября 1992 года. В Пригородном районе фактически началась война между ингушами и осетинами. Со всеми прелестями, присущими войне - пытками, захвату заложников, убийству мирных жителей. Ингуши, почуяв запах крови, зверели. Блокировали посты внутренних войск, уничтожали всех осетин, попадавшихся им на пути. Осетины в долгу не оставались. Обстреливали ингушские села из крупнокалиберных пулеметов, не стараясь особо попасть в вооруженных людей. Ребенок, старик, женщина - не важно. Убили ингуша и ладно.

1 ноября на территории Пригородного района было введено черезвычайное положение. Вошли русские войска и разогнали всех к чертовой матери, не пуская враждующих к друг другу. Ингушские села оказались отрезаны от Ингушетии. Подкрепления ждать было неоткуда. И тогда... И тогда осетины пришли мстить. Беззащитные мирные ингушские жители, бросив все, уходили в Ингушетию пешком, спасаясь от озверевших осетинских военных. В ноябре, продуваемые холодным ветром, шли женщины и дети, спасая свои жизни и жизни своих детей. Тех, кто не успел уйти осетины брали в заложники. Кого-то пытали. А потом убивали.

И нужно признать что для властей и военных такие действия стали полной неожиданностью. Они развели враждующих, но не взяли под защиту места компактного проживания ингушей и осетин в Пригородном районе. А ненависть, копившаяся даже не годами, а веками выплеснулась на тех, кто не мог оказать достойного сопротивления.

Это позорная страница в истории обоих народов. Но ни один народ ее таковой не признает. Осетины считают, что они защищались (и в этом есть часть истины), ингуши считают, что после ввода российских войск в Пригородный район осетины устроили геноцид ингушам (и это в общем правда).

Взаимные претензии и ненависть продолжают копиться. И каждая сторона считает себя пострадавшей.
Однажды еврейская девушка пригласила двоих парней домой, чтобы мать помогла ей выбрать, за кого из них выйти замуж. Потом она отвела мать в сторону и спросила:
- Ну и кто из них лучше?
- Оба хуже, - ответила мать.

Осетины и ингуши проявили себя как народы, не способные к компромиссам, к цивилизованным формам решения конфликтов, не способные к цивилизованному ведению боевых действий. Скажем прямо - они проявили себя как дикари. И выбирать, кто из них там был лучше бессмысленно. Оба хуже.

Но Пригородный район остался в составе Осетии. А ингуши не могут туда вернуться, потому что осетины оттуда не уйдут. Никто просто так не отдает землю, политую кровью. Поэтому ингуши чувствуют себя пострадавшими. И 31 они будут вспоминать своих погибших в конфликте. А Осетины своих. И никто не скажет - осетины и ингуши погибли тогда не из-за Пригородного района, а из-за глупости, жестокости и подлости. И эти качества сейчас оба народа культивирую против друг друга. Народы, не желающие учиться, обречены на повторение уроков...

Осенью 1992 года на территории Пригородного района Республики Северная Осетия РФ произошло вооруженное столкновение между жителями ингушской и осетинской национальностей. Активная фаза конфликта продолжалась с 31 октября по 6 ноября, по данным Прокуратуры РФ за этот период с обеих сторон погибли 583 человека , ранены 939 человек , пропал без вести 261 человек , 1093 человека содержались в заложниках. В зоне ликвидации последствий конфликта погибло 66 и ранено почти 130 российских военнослужащих, принимавших участие в разведении воюющих сторон и последующем обеспечении режима безопасности . По разным оценкам от 30 до 60 тысяч жителей ингушской национальности были вынуждены покинуть территорию исторического проживания в Пригородном районе РСО-А и г. Владикавказ, и в большинстве своем осели в соседней Ингушетии.

Истоки осетино-ингушского конфликта стоит искать в сталинской национальной политике: послевоенной депортации ингушей и произвольном изменении административных границ в регионе. В 1924 была создана Ингушская автономная область, включавшая в себя помимо теперешней Ингушетии, близлежащие территории заселения ингушей - Пригородный район и правобережную часть Владикавказа. В 1934 году Ингушская и Чеченская области были объединены в Чечено-Ингушскую автономную область, Владикавказ (Орджоникидзе) полностью отошел Северной Осетии, а Пригородный район вошел в состав ЧИАО, вскоре преобразованной в ЧИ АССР. После депортации ингушей и чеченцев в 1944 году, Пригородный район был передан Северной Осетии.

В 1957 году, когда репрессированным народам разрешили вернуться из ссылки, Чечено-Ингушетию восстановили, однако Пригородный район остался в составе Северной Осетии. Возвращение туда не поощрялось: Москва относилась с недоверием к репрессированным народам, а республиканские власти, боясь территориальных претензий, чинили препятствия в трудоустройстве и регистрации. В 1982 году Совмин СССР издал постановление (N183) "Об ограничении прописки граждан в Пригородном районе Северо-Осетинской АССР". Это постановление применялось фактически только в отношении ингушей.

Тем не менее, ингуши возвращались, выкупали свои дворы у осетин, жили нелегально или строились и прописывались за взятки. Многие учились и работали во Владикавказе, лечились в республиканских больницах; и несмотря на напряженность в отношениях с осетинским населением, процент смешанных браков был достаточно высок.

Идеи "возвращения земель" и "восстановления исторической справедливости" были популярны среди ингушей со времен возвращения из депортации. Однако открыто требования вернуть Пригородный район впервые прозвучали лишь в 1973 году, во время открытых выступлений ингушской интеллигенции в г. Грозном. В конце 1980-х годов проблему стали обсуждать активно. Катализатором конфликта стал закон "О реабилитации репрессированных народов", принятый Верховным Советом СССР в 26 апреля 1991 г., третья и шестая статьи которого предусматривали "территориальную реабилитацию". Надо отметить, что С.А. Ковалев и некоторые другие правозащитники выступили против принятия этого закона, именно в связи с опасностью конфликта, за что их очень осуждали поборники исторической справедливости.

Закон активизировал требования ингушей, придав им легитимность и юридическую поддержку. На фоне общей социальной напряженности в регионе, в условиях свободного доступа к оружию и отсутствия эффективных механизмов регулирования противоречий, нарастающая конфронтация привела к вооруженному столкновению. К конфликт вмешались федеральные войска, что привело к еще большим потерям среди ингушей и массовому исходу ингушского населения из Пригородного района.

В последующий период в ходе имевших место вооруженных столкновений между осетинами и ингушами, обстрелов и подрывов, в том числе воинских и милицейских постов и нарядов, а также в результате найденных единичных и массовых захоронений периода вооруженного конфликта численность убитых в зоне конфликта увеличилась к 2003 г. на 340 чел., численность раненых - более чем на 390 чел.

Возвращение вынужденных переселенцев: проблемы

"Возвращение ингушей - это многоходовая шахматная операция", считает Валерий Смирнов, начальник управления по социальным вопросам и работе с вынужденными переселенцами при Специальном представительстве президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта . Действительно, возвращение - трудный процесс, зависящий от ряда осложняющих факторов.

Во-первых, ингушская и осетинская стороны до сих пор не могут достичь консенсуса в вопросе о том, сколько ингушей имеют право на государственную помощь в переселении. Во-вторых, возвращение напрямую зависит от своевременности перечисления государственной помощи за разрушенное жилье. В третьих, на преодоление конфликта влияют настроения и установки людей, более десятилетия назад переживших вооруженный конфликт. Все это осложняется экономической отсталостью региона и напряженной миграционной ситуацией: после грузино-осетинского конфликта по разным данным Пригородный район принял от 7,5 до 26, 000 южноосетинских беженцев из Грузии , часть которых живет в домах и квартирах, ранее принадлежавших ингушам .

Конфликт цифр: сколько ингушей имеют право на государственную помощь в переселении?

По разным оценкам в результате вооруженного конфликта в Пригородном районе и г. Владикавказе Северной Осетии от 30 до 60 тысяч ингушей вынуждены были покинуть свои дома и искать убежище в Ингушетии. В 1992-1993 г.г. Миграционная служба Ингушетии утверждала, что 61. 000 ингушских граждан покинули Североосетинскую республику; Председатель Верховного Совета СОАССР А. Галазов 10 ноября 1992 года на заседании 18 сессии Верховного Совета СОАССР озвучил цифру 32 782.

Разногласие в цифрах объясняется тем, что до 1992 года процент ингушского населения проживавшего на территории Северной Осетии без прописки, был очень высок. В связи с политикой сдерживания, проводившейся республиканскими властями и действовавшему с 1982 г. ограничению прописки, ингуши десятилетиями жили в Пригородном районе без регистрации в паспортной службе. В 1992 году эти люди не смогли подтвердить факт своего проживания и домовладения в РСО-А. По сведениям Спец. представительства, до 50% построенного после депортации жилья не было оформлено или было оформлено неверно. При расширении дворов, новые дома не вносились в хозяйственные книги. Кроме того, распространенной формой заработка ингушей до 1992 года было, так называемое, "отходничество", сезонный выезд рабочих бригад в среднюю полосу России и в Среднюю Азию. До 10. 000 ингушей могли попасть в эту категорию "неучтенных" граждан. Таким образом, ситуация, сложившая сегодня, явилась результатом политики этнической дискриминации и ненадежной системы регистрации граждан в 1970х, 80х, 90 гг.

Как мониторам "Мемориала" объяснили в Спец. представительстве, в 1993-95 гг. была проведена кампания по сбору подписей граждан, изъявивших желание вернуться в РСО-А. Список желающих включил около 45.000 человек. После проведения проверки подписей, изъятия повторов и несуразностей, в списке осталось 40, 953 человека. Далее была проведена кропотливая работа по подтверждению факта проживания каждой семьи на основе данных адресно-справочного бюро МВД, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

В результате проведенной проверки Спец. представительство получило цифру 31.224 человека или 5.516 семей. За этими гражданами признано право получения государственной помощи в возвращении к местам проживания в РСО-А.

Государственная помощь вынужденным переселенцам

Вынужденным переселенцам, подтвердившим факт проживания в Пригородном районе РСО -А, государство оказывает помощь в виде:

  1. Покрытия расходов по перемещению имущества и членов семьи с места временного проживания;
  2. Предоставления временного жилья (вагончик стоимостью 80. 000 рублей);
  3. Предоставления транспорта для работы выездной комиссии по замеру площади домовладения или оценки состояния разрушенного жилья;
  4. Выделения средств на строительство, восстановление либо приобретение жилья;
  5. Бесплатных юридических консультации для ВПЛ, представлении их интересов в судах.

Сумма финансовой помощи, выделяемой государством на строительство, восстановление либо приобретение жилья, определяется в зависимости от размеров и стоимости утраченного домовладения, стоимости кв. м. площади и необходимых стройматериалов, а также количества членов семьи. Компенсацию выплачивают в три этапа и индексируют в зависимости от роста инфляции. В отличие от принятой в России практики выделения фиксированной суммы в качестве компенсации за утраченное жилье , размер помощи переселенцам в зоне бывшего осетино-ингушского конфликта теоретически не ограничен. По данным Спец. представительства, на данный момент ряду семей открыты банковские счета для перечисления сумм, превышающих 1 млн. рублей.

К сожалению, столь благоприятная для переселенцев схема определения суммы компенсации, нередко создает сложности в фактическом осуществлении выплат. Объем средств, выделяемых федеральным бюджетом для восстановления жилья и разрушенной инфраструктуры в зоне осетино-ингушского конфликта, строго фиксирован и составляет 200 млн. рублей в год. Растущие цены и большие суммы компенсаций приводят к тому, что ежегодно выделяемых федеральных средств не хватает. По данным спец. представительства, на конец 2003 г. объем задолженности по уже открытым счетам превысил 600 млн. рублей.

Задержки выплат на строительство и восстановление жилья являются основным препятствием для возвращения ингушских переселенцев в так называемые "беспроблемные" населенные пункты.

Морально-психологический климат и "проблемные" населенные пункты

11 октября 2002 года президенты РСО - Алания и Республики Ингушетия подписали Соглашение "О развитии сотрудничества и добрососедстве". Впервые с момента окончания конфликта руководство республик сделало столь заметный политический шаг на встречу друг другу, сменив конфронтационную риторику на установку к доброжелательству и конструктивному взаимодействию. Этот шаг тем более важен, что на протяжении последнего десятилетия взаимное неприятие было закреплено и на уровне законодательных актов сторон.

Официальная оценка событий 1992 года РСО-А была закреплена в материалах 18 сессии Верховного Совета СОССР (ноябрь 1992) и II съезда осетинского народа (май 1993). В этих материалах конфликт трактуют как "заранее подготовленную, тщательно спланированную, технически оснащенную, поддержанную большей частью ингушского населения Северной Осетии вероломную агрессию бандитских формирований ингушей против суверенной Северо-Осетинской ССР" с целью захвата и отторжения части Пригородного района и правобережья г. Владикавказа, присоединения их к вновь образованной Ингушской Республике" . В том же руководством СО ССР был принят тезис о "невозможности совместного проживания с ингушами".

В течение десятилетия правительство республики утверждало, что многонациональный народ Северной Осетии, в составе которого представители более 100 этнический групп, живет в мире и добрососедстве друг с другом и всеми мирными нациями. Юридически и на уровне массового сознания из этой категории были исключены ингуши. При содействии Спец. представительства Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта тезис о "невозможности проживания" было отменен в 1997 году.

Оценка событий 1992 ингушской стороной была закреплена в материалах Чрезвычайного Съезда ингушского народа (февраль 1993) и Постановлении Народного Собрания - Парламента Республики Ингушетия от 21 сентября 1994 года N 47 "О политической и правовой оценке событий октября-ноября 1992 г. в Пригородном районе и г. Владикавказе Республики Северная Осетия". В этих документах конфликт представлен как "насильственная депортация ингушского населения с территории Северной Осетии, этническая чистка Пригородного района и г. Владикавказа Северной Осетии". Статья 11 Конституции Ингушской Республики до сих пор гласит о том, что "возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия - важнейшая задача государства".

Несомненно, подобные установки влияли как на развитие межреспубликанского политического процесса, так и на отношения между национальными сообществами. На данный момент осетино-ингушский конфликт является латентным конфликтом. Мониторинг, проведенный сотрудниками ПЦ "Мемориал" в Пригородном районе, выявил в целом сохраняющийся, достаточно высокий уровень напряженности в отношениях между осетинским и ингушским населением. Однако, по сравнению с предшествующими годами, ситуация заметно изменилась к лучшему.

Наиболее благоприятный морально-психологический климат отмечен в селах, где возвращение состоялось, особенно там, где ингушские и осетинские поселения не образуют этнических анклавов, и на одной улице живут как осетины, так и ингуши (напр. с. Донгарон, Куртат). Опрос населения показал, что легче всего добрососедские отношения налаживают люди среднего возраста (40-50), имевшие предшествующий опыт общения друг с другом; труднее на взаимный контакт идет молодежь. Подростки и юноши, процесс становления которых пришелся на сам конфликт или на постконфликтные годы, живут в изоляции друг от друга.

Немаловажную роль в сохранении разобщенности играет раздельное школьное обучение, практикующееся в некоторых селах (с. Чермен) Пригородного района. Решение о введении раздельного обучения было принято руководством из опасения возможных эксцессов на национальной почве. Однако, преподаватели в школах совместного обучения рассказали мониторам "Мемориала" (с. Донгарон, Куртат), что конфликтов на национальной почве в их школах нет.

Несмотря на значительное снижение напряженности в по району в целом, остается ряд населенных пунктов, куда возвращение не идет. Это так называемые "проблемные села", где, по свидетельству властей РСО-А, морально-психологический климат для возвращения ингушей не созрел. Проблемными населенными пунктами Пригородного района считаются: с.Терк, с.Октябрьское, с. Ир, с. Чермен (частично), с. Тарское (частично), с. Камбилеевская (частично), г.Владикавказ .

В г. Владикавказ возвращение идет крайне медленно, несмотря на то, что ряду семей удалось восстановить право на владение своими столичными квартирами. Так, по данным Спец. представительства, на конец 2003 года 113 квартир в г. Владикавказ были возвращены прежним владельцам ингушской национальности добровольно или в административном порядке (через суд). Несколько семей восстановили право владения в с. Октябрьское, однако, по имеющимся данным, в этих квартирах не проживают, сдают их квартирантам.

К проблемным селам относятся также населенные пункты, попадающие в так называемую водо-охранную зону. Согласно постановлению N186 Правительства РСО-А от 25 июля 1996 года, пять населенных пунктов (Терк, Чернореченское, Южный, Балта и Редант-2 ) относятся к "зоне санитарной охране источников питьевого водоснабжения" г. Владикавказ. Домовладения в этой местности подлежат сносу, а проживающие в них граждане - отселению . На 80% дома, обозначенные к сносу, принадлежат ингушам.

По данным Гос. комитета РИ до 1992 года в населенных пунктах так называемой водоохранной зоны проживало, (человек/семей):

  • Терк - 1994 / 398
  • Чернореченское - 1996 / 356
  • Южный - 3271 / 584
  • Балта - 970 / 162
  • Редант -2 - 1983 / 331

В настоящее время все жители этих сел являются вынужденными переселенцами. Ситуация усугубляется тем, что на федеральном уровне принятие окончательного решения о границах и технико-экономических параметрах водо-охранной зоны постоянно откладывается, таким образом оттягивается решение проблемы возвращения ингушских семей в РСО-А.

Динамика возвращения: 1992-2005 гг.

Официально возвращение ингушей в РСО-А началось в 1994 году. В настоящее время ингушские переселенцы фактически возвращаются в 13 сел Пригородного района. До 1992 года ингуши проживали в 29 населенных пунктах Северной Осетии, однако после конфликта подали заявления о возвращении только в 16 сел. Так, ни одна семья не изъявила желания вернуться в Моздокский район РСО-А, хотя конфликт обошел этот район стороной. По всей видимости, переселенцы опасаются возвращаться в села, где ингушское население малочисленно и расселено дисперсно.

По данным Представительства Специального представителя Президента РФ по урегулированию осетино-ингушского конфликта на 1 января 2004 г. государственная помощь в возвращении оказана 3942 семьям вынужденных переселенцев-ингушей (21560 чел.). Эти граждане учтены вернувшимися в РСО-А.

Таким образом, по данным Спецпредставительства, государство уже оказало помощь около 80% граждан, чья прописка и (или) проживание до конфликта в Северной Осетии официально подтверждены .

Эти данные значительно расходятся с данными Госкомитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев РИ. Согласно сведениям, представленными Госкомитетом, по состоянию на 1 января 2004 года в 13 населенных пунктов Пригородного района РСО-А, вернулось 11 988 человек.

Такое расхождение в цифрах связано с тем, что сотрудники Спец. представительства считают вернувшимися всех получивших государственную поддержку на возвращение в виде открытия лицевых счетов или выделения временного жилья, независимо от того, смогла ли семья в действительности вернуться . Сотрудники Госкомитета РИ причисляют к категории вернувшихся только тех граждан, кто фактически проживает на территории Пригородного района. Однако, в связи с тем, что выработать надежный механизм учета граждан, фактически проживающих в районе, сложно, цифры Спец. представительства обычно принимают за официальные.

Последние годы динамика возвращения в Пригородный район в снизилась по сравнению предшествующими годами. По мнению специального представителя Президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта А.В. Кулаковского, "это обусловлено тем, что база возвращающихся в "беспроблемные" населенные пункты близка к завершению, куда возвратились практически все, кто хотел" .

По мнению специалиста отдела этнополитических исследований Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Владикавказского научного центра РАН доцента А. Дзадзиева, причины кроются и в том, что "пока не созданы предпосылки и возможности для возвращения ингушей в ряд населенных пунктов со сложной морально-психологической обстановкой. В сознании многих осетин, проживающих в зоне ликвидации последствий осетино-ингушского вооруженного конфликта, продолжает доминировать тезис о невозможности совместного проживания осетин и ингушей, озвученный в свое время (но в последствии снятый) руководством республики и Всеосетинским общественно-политическим движением "Аланты Ныхас"".

Вынужденные переселенцы из Пригородного района, проживающие на территории РИ и в пос. Майский РСО - А

На конец 2003 г. на территории Ингушетии и за ее пределами продолжает оставаться, по разным источникам, от 14 до 20 тыс. ингушских вынужденных переселенцев из Северной Осетии. В основном, это жители так называемых "проблемных сел", сел, попадающих под водоохранную зону и г. Владикавказ. ВПЛ проживают в частном секторе и в казармах, на территории РИ, а также в городке беженцев "Майский", расположенном на территории РСО-А близ границы с Ингушетией.

Помощи от государства и гуманитарных организаций эта категория граждан не получает. Условия существования ВПЛ в вагончиках (пос. Майский) и казармах (РИ) не удовлетворяют минимальным требованиям к человеческому жилищу. Мониторинг, проведенный сотрудниками ПЦ "Мемориал" в пос. Майском и казармах, расположенных на территории РИ, показал, что из-за аварийного состояния временного жилища, здоровье ВПЛ подвержено серьезному риску: зимой в связи с частым и продолжительным отключением электричества, в не отапливаемых помещениях, развиваются хронические заболевания; отсутствие гуманитарной поддержки и практически 100% безработица среди ВПЛ, приводят к участившимся случаям истощения среди детей. Многие дети не посещают школу из-за отсутствия теплой одежды.

После Беслана: возвращение остановлено на 9 месяцев и снова возобновлено

Возвращение ингушей в Пригородный район РСО-А было приостановлено в сентябре 2004 года после трагедии в г. Беслан. Центральная пресса не раз связывала трагические события в г. Беслан с осетино-ингушским конфликтом 1992 года, несмотря на то, что террористы в бесланской школе не выдвигали требований, связанных с изменением статуса Пригородного района , а состав террористической группы был многонациональным. Как следствие, ничем не обоснованная мифологема об "ингушском следе" Беслана, прочно укрепилась в массовом сознании некоторых жителей Северной Осетии, что привело к неизбежному росту межнациональной напряженности в регионе. К чести обоих народов, инцидентов на национальной почве удалось избежать.

17 апреля между государственными комитетами Республик Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия, а также министерством по делам национальностей РСО-А была достигнута договоренность о возвращении четырех ингушских семей к месту постоянного проживания в селении Чермен, о чем подписан соответствующий протокол.

20 апреля семьи Арсамаковых (8 человек), Богатыревых (4 человека), Кусиевых (4 человека) и Мизиевых (10 человек) водрузили вагончики и личные вещи на грузовые машины и направились в сторону Северной Осетии. В 8: 15 утра колонна была остановлена на КПП-105. Как беженцам объяснили сотрудники КПП, бывшие осетинские соседи против возвращения ингушских семей в свои подворья, поэтому переезд невозможен. Оказалось, что эти четыре семьи должны были вернуться в ту часть Чермена, которая ранее была закрыта для возвращения ингушей.

Десять суток семьи провели у административной границы РСО-А и РИ. Среди них - два ветерана Великой Отечественной войны -Сааду Арсамаков (87 лет) и Жугурхан Кусиева (78 лет) Сааду Арсамаков, защищавший Краснодарский край и Кубань дважды считался геройски погибшим, но выжил, представлен в высшим государственными наградам, которые не получил, так как прямо с фронта был депортирован в Казахстан. Жугурхан Кусиева, ветеран-тыловик, ударник коммунистического труда, награждена медалями "Ветеран труда", орденом "Трудовой Славы".

В течение десяти дней к административной границе приезжали представители республиканских и федеральных властей. Правозащитники выразили озабоченность, что два ветерана войны встретят 60-летие Победы в вагончиках у осетино-ингушской границы.

К счастью, этого не произошло. Представители ЮФО помогли организовать поездку Сааду Арсамакова в Москву для участия в праздновании 60-летия Победы. А. В. Ярин, заместитель начальника департамента по внутренней политике ЮФО пообещал жителям четырем семьям разобраться в ситуации, выявить тех, кто сопротивляется их возвращению сразу после 9 мая заселить их на свое подворье в селении Чермен. Взамен он попросил отогнать колонну с вагончиками от административной границы Северной Осетии и Ингушетии. 30 апреля возобновилось возвращение ингушских семей в "открытые" села Пригородного района Республики Северная Осетия-Алания. 30 апреля в село Дачное вернулись две семьи Албакова Курейша Алаудиновича (5 человек) и Гетагазова Мовли Джабраиловича (5 человек); 4 мая в село Чермен переехала семья Богатыревой Молотхан (7 человек), 5 мая в село Дачное вернулись 3 семьи - Хадзиевой Маржан Газмогомедовны (6 человек), Яндиева Ахмеда Микаилович (4 человека) и Яндиева Магомеда Сандроевича (8 человек). Всего 35 человек. По состоянию на 15 мая четыре семьи в Чермен так и не вернулись. 10 мая ветеран Арсамаков вернется из Москвы и будет с надеждой ждать обещанного возвращения.

1. ПЦ "Мемориал" с сожалением вынужден констатировать, что на общероссийском и международном уровне осетино-ингушский конфликт является забытым конфликтом. Война в Чеченской Республике отодвинула проблему ингушских вынужденных переселенцев на второй план. В то же время, уже 11 лет несколько тысяч ингушей провели в вагончиках и палатках. "Мемориал" обращается к российским и зарубежным неправительственным организациям и СМИ с просьбой и рекомендацией освещать проблему вынужденных переселенцев из Пригородного района с своих регионах и странах, включать проблему ингушских беженцев в доклады, а посещение мест компактного проживания ингушских переселенцев в расписание деловых поездок по региону.

2. ПЦ "Мемориал" считает, что приоритетным направлением постконфликтного строительства должна стать миротворческая работа на местном уровне, в сельских сообществах, направленная на 1) подготовку осетинского населения к совместному проживанию с ингушами (особенно в т.н. "закрытых селах"); 2) сближению этнических групп (особенно молодежи). В этой связи "Мемориал" считает целесообразным изучение и использование международного миротворческого опыта работы в местных сообществах, разработанного в ходе постконфликтного строительства на Балканах и Ближнем Востоке.

3. "Мемориал" рекомендует отказаться от практики раздельного обучения в школах. Осетино-ингушский конфликт опасен возможностью новых вспышек насилия и вовлечение новых поколений в конфликт посредством сегрегации может иметь непредсказуемые последствия.

4. ПЦ "Мемориал" рекомендует ответственных лиц федерального и республиканского масштаба не оттягивать решение проблемы возвращения ингушей. Особенно это относится к решению вопросов, связанных с бюрократическими проволочками. Так, "Мемориал" считает целесообразным как можно быстрее определить границы водо-охранной зоны, на основе экспертного, политически нейтрального мнения, и начать процесс переселения проживающих там людей.

6. "Мемориал" рекомендует федеральным и республиканским органам власти начать процесс политического урегулирования осетино-ингушского конфликта, с целью устранения причин конфронтации осетин и ингушей, то есть снятия с повестки дня территориального спора о статусе Пригородного района Северной Осетии.

Например, гражданам, утратившим домовладения в результате военных действий в Чечне предоставлялась компенсация в виде 300 000 рублей. Семьи, потерявшие жилье при наводнениях и разливах рек, в среднем получали компенсации в размере 50 000 рублей.

Постановление Верховного Совета СССР от 28 мая 1993 г. N 177 "О политической оценке трагических событий, произошедших в октябре-ноябре 1992 г."

Постановление N 89 Правительства РСО-А от 18 мая 1998 года "Об отселении граждан, проживающих в зоне санитарной охраны источников питьевого водоснабжения".

Кулаковский А.В. Детальность представительства специального представителя Президента РФ по решению проблем ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в 2002 году // Информационно-аналитический сборник №7, 2003.

Более 70 семей вынужденных переселенцев, ранее проживавших в средней части с. Чермен, в 1998 году получили финансовые средства на восстановление разрушенного жилья, но не смогли ими воспользоваться по причине того, что местные жители при попустительстве главы местной администрации препятствовали их возвращению на свои участки.

Гос. комитет предоставил разбивку по годам цифры только с 2000 г., а также итоговые цифры.

Кулаковский А.В. Детальность представительства специального представителя Президента РФ по решению проблем ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в 2002 году... С. 51.

Пригородный район передан Северной Осетии в 1944 году после депортации ингушей в Среднюю Азию.

Май-июнь 2005 года

ВС России
ВВ МВД России Ингушетия
Войны Постсоветского пространства
Нагорный Карабах - Южная Осетия (1) - Абхазия (1) - Грузия - Северная Осетия - Приднестровье - Таджикистан - Чечня (1) - Абхазия (2) - Дагестан - Чечня (2) - Кодорское ущелье (1) - Кодорское ущелье (2) - Южная Осетия (2) - Северный Кавказ - Киргизия

Осети́но-ингу́шский конфли́кт - этнополитический конфликт на территории Пригородного района Северной Осетии (Российская Федерация), приведший к вооружённым столкновениям 31 октября - 4 ноября 1992 года , многочисленным жертвам со стороны осетинского и ингушского населения. По состоянию на 2012 год не урегулирован.

Предыстория

До 1944 года

Ингушские и осетинские поселения на территории равнинной и предгорной части современных Северной Осетии и Ингушетии известны уже с конца XVII века . С приходом России на Кавказ ряд территорий, на которых проживали ингуши , были переданы казакам. На принадлежавших ранее ингушам землях была создана чересполосица , представлявшая собой линию казачьих станиц, разделявшую равнинную и горную Ингушетию. Ингуши, однако, не смирились с таким положением дел. Противостояние с казаками продолжалось постоянно, при том, что царская власть поддерживала казаков. К началу революции на территории современного Пригородного района , а также части пограничных территорий совместно проживали терские казаки и ингуши . Во время гражданской войны осетины, кроме состоявших в терском казачестве , в основном заняли нейтральную сторону, казаки в основном заняли сторону белых , ингуши - красных . Поддержка власти Советов ингушами была обусловлена обещаниями красных вернуть ингушам заселённые казаками земли.

После окончания гражданской войны, ингуши потребовали от советской власти выполнения данного обещания. В связи с последним, при образовании Горской АССР , ингушам были возвращены значительное количество заселённых казаками земель , при этом терские казаки были выселены . До 1924 года территория Северной Осетии и Ингушетии входила в состав Горской АССР. В 1924 году Горская АССР была упразднена и разделена на автономные области по национальному признаку. Территория нынешнего Пригородного района к востоку от Владикавказа входила в состав Ингушской автономной области (ещё во времена Горской АССР, с 1922 года) и была заселена в основном, ингушами. С 15 января 1934 года Чеченская автономная область и Ингушская автономная область были объединены в Чечено-Ингушскую автономную область , в 1937 году преобразованную в Чечено-Ингушскую АССР (ЧИАССР).

Пригородный район в составе Северо-Осетинской АССР

Движение ингушей за возвращение Пригородного района

4 июня 1992 года был принят закон № 2927-1 «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации» .

Вооружённый конфликт

Предшествующие события

Карта спорных территорий

В октябре 1992 года на территории Пригородного района произошла серия убийств граждан ингушского происхождения. 20 октября осетинским БТРом была задавлена ингушская девочка, а спустя два дня работники осетинской ГАИ застрелили двоих ингушей . Тогда же 20 октября Государственная комиссия России после переговоров с лидерами Народного Совета Ингушетии (НСИ) приняла решение о проведении границы между Северной Осетией и Ингушетией по состоянию на 23 февраля 1944 г., т.е. Пригородный район должен был перейти в состав Ингушетии, но осетинская сторона выступала против этого . 24 октября в столице Ингушетии Назрани объединённая сессия трёх райсоветов Ингушетии и депутатской группы Пригородного района Северной Осетии «выражая волю ингушского народа и в целях защиты своих родственников, проживающих в Северной Осетии» приняла противоречащее законодательству России решение

Это постановление возлагало руководство отрядами на отделы внутренних дел трёх районов Ингушетии; для обеспечения безопасности добровольцам и ингушам, проживающим в Пригородном районе, разрешалось «использование личного огнестрельного и другого оружия…» . В ответ Верховный Совет Северо-Осетинской ССР обратился с ультимативным требованием о разоружении ингушских отрядов и разблокировании всех населённых пунктов, угрожая в противном случае провести боевую операцию с использованием республиканской гвардии и отрядов народного ополчения.

Боевые действия

Вечером 30 октября начался обстрел из крупнокалиберных пулемётов ингушских кварталов в сёлах Камбилеевка и Октябрьское . В ночь с на 31 октября 1992 года в сёлах Дачное , Октябрьское , Камбилеевское, Куртат произошли столкновения между осетинскими и ингушскими вооружёнными формированиями. В 6 часов 30 минут 31 октября вооружённые отряды, вошедшие на территорию Пригородного района из Ингушетии, у села Чермен разоружили пост внутренних войск МВД РФ, напали на пост ГАИ и поселковое отделение милиции . В течение нескольких дней после этого в Пригородном районе Северо-Осетинской ССР, в городе Владикавказе и прилегающих посёлках произошли вооружённые столкновения, в которых участвовали осетинские и югоосетинские добровольцы с одной стороны - и ингушские вооружённые формирования (в том числе - пришедшие сюда из Ингушетии) с другой стороны, а затем - подразделения Российской армии и внутренних войск МВД РФ.

Обе стороны по-разному трактуют вооружённые столкновения 1992 года. В материалах XVIII сессии Верховного Совета Северо-Осетинской ССР от ноября 1992 года и II съезда осетинского народа от мая 1993 года вооружённые столкновения были преподнесены как «заранее подготовленная, тщательно спланированная, технически оснащённая, поддержанная большей частью ингушского населения Северной Осетии вероломная агрессия бандитских формирований ингушей против суверенной Северо‑Осетинской ССР» . В своей книге «Рассказы по истории Северной Осетии» доктор исторических наук Р. Бзаров пишет:

«Ночью 31 октября 1992 года ингушские отряды вторглись на землю Северной Осетии. Ингуши начали войну, чтобы захватить часть Пригородного района. Пять дней продолжались бои в Пригородном районе и на окраинах Владикавказа. На защиту Осетии встали тысячи добровольцев. Люди разных национальностей вышли защищать свои дома, свою общую родину. Через перевал бросились на помощь закалённые в боях югоосетинские отряды. Враг был разбит и отброшен на свою территорию. Осетинский народ доказал всему миру своё единство и готовность защищать свою родину. Год Отечественной войны на Юге и Севере ещё раз показал, что главная цель самая короткая дорога к миру - объединение Осетии» .

В материалах Чрезвычайного Съезда ингушского народа, прошедшего в феврале 1993 года, и Постановлении Народного Собрания Республики Ингушетия конфликт был представлен как «насильственная депортация ингушского населения с территории Северной Осетии, этническая чистка Пригородного района и г. Владикавказа Северной Осетии» .

Последствия

По данным прокуратуры России за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 583 человека (350 ингушей и 192 осетина), 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), ещё 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин) . Были уничтожены 13 из 15 сёл Пригородного района, в которых компактно проживали ингуши . Было утрачено до 90 % культурно-исторических ценностей ингушского народа . Спецкорреспонденты газеты Коммерсантъ, побывавшие в Северной Осетии, писали об увиденном:

Результатом же «разъединения» стал полностью вымерший и выжженный Пригородный район, из которого депортировано всё 30-тысячное ингушское население. Неподалеку от посёлка Алкун на горных тропах в Ингушетии мы видели поток ингушских беженцев из Северной Осетии, не прекращающийся со 2 ноября. Люди шли днями и ночами под снегопадом и дождём. Многие раздеты, лишь маленьких детей заворачивают в одеяла. Эту тропинку ингуши назвали «тропой смерти», на ней уже погибли, сорвавшись в ущелье, десятки женщин и детей, несколько десятков мирных жителей погибли от переохлаждения. Были случаи родов и выкидышей в горах. Помощь беженцам осуществляли на голом энтузиазме ингуши-соплеменники по другую сторону границы .

По данным Статистического управления Совета Министров Северо-Осетинской АССР на 1 января 1989 года в Северной Осетии проживало 32,783 человека ингушской национальности, в том числе в Пригородном районе 16,529 человек . Численность в 32,783 ингушей в Северной Осетии также отмечена в переписи 1989 года . Согласно заключение Комиссии Совета Национальностей Верховного Совета СССР от 1990 года в Пригородном районе было прописано около 40 тыс. человек, из них 17,5 тыс. ингушей . По состоянию на 31 октября 1992 года (накануне конфликта), по данным паспортной службы Северо-Осетинской АССР, в республике проживало 34,500 ингушей. В результате конфликта ингушское население Владикавказа и Пригородного района (за исключением части жителей Карца, Майское и Эзми) почти целиком бежало из Северной Осетии в Ингушетию . По данным Федеральной миграционной службы России в Ингушетии было до 46 тысяч официально зарегистрированных ингушских внутренне перемещённых лиц. Миграционная служба Ингушетии сообщала о 64 тысячах перемещённых. Расхождение между прописанными накануне конфликта и вынужденными переселенцами связано с тем, что не все жившие в Пригородном районе ингуши имели вид на жительство, т.е. не были официально зарегистрированы .

Ситуация после конфликта

За период после конфликта стороны неоднократно подписывали соглашения о преодолении его последствий. Последнее из них было подписано после избрания Мурата Зязикова президентом Ингушетии в 2002 году . Подписанные соглашения, однако, не устранили всех имеющихся проблем. Ингуши требуют возвращения беженцев в Пригородный район и исполнения федеральных законов «О реабилитации репрессированных народов» и «Об образовании Ингушской республики». Ингушская сторона убеждена, что Северная Осетия затягивает процесс возвращения переселенцев, а в Северной Осетии считают, что ингуши завышают число беженцев, и указывают на то, что в Пригородном районе до сих пор нет необходимого морально-психологического климата для совместного проживания представителей двух народов.

Часть беженцев удалось вернуть, однако в некоторых сёлах возвращению ингушей сопротивляются местные жители - осетины. Ситуацию осложнял продолжавшийся конфликт между Грузией и Южной Осетией , в результате которого сама Северная Осетия тоже была вынуждена размещать у себя беженцев-осетин из Южной Осетии .

Попытки урегулирования конфликта

Урегулирование конфликта в период правления Путина

Упор в программе делался на активное участие в постконфликтном урегулировании общественных организаций, особенно молодёжных, многосторонние консультации по проблемам урегулирования и создание социальных условий для реализации молодежи двух этнических групп.

См. также

  • Список российских генералов, погибших на Северном Кавказе

Примечания

  1. Осетино-ингушский конфликт: история и современное состояние
  2. Хроника военных событий в пригородном районе РСО-А " Информационное агентство ОСинформ
  3. Краткий очерк о населении, территории конфликта, истории (рус.) , Правозащитный центр «Мемориал» .
  4. XX - век " iratta.com: Осетия - Алания и Осетины - Аланы
  5. В.А. Шнирельман Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке.. - М .: Новое литературное обозрение, 2006. - С. 228.
  6. Н.Ф. Бугай Северный Кавказ. Государственное строительство и федеративные отношения: прошлое в настоящем. - М .: Гриф и К, 2011. - С. 228. - ISBN 978-5-8125-1567-6
  7. В.А. Шнирельман Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке.. - М .: Новое литературное обозрение, 2006. - С. 229.
  8. Н.Ф. Бугай, А.М. Гонов Кавказ: народы в эшелонах (20-60-е годы). - М .: ИНСАН, 1998. - С. 207. - ISBN 5-85840-295-X
  9. Тимур Музаев . ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИЧКЕРИЯ (рус.) , Международный институт гуманитарно-политических исследований .
  10. Правозащитный центр «Мемориал»
  11. Ольга Алленова . Пригородный тупик (рус.) , Журнал «Власть» (02.05.2005).
  12. В.А. Шнирельман Быть аланами: интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке.. - М .: Новое литературное обозрение, 2006. - С. 297.

В октябре-ноябре исполняется 15 лет ингушско-осетинскому конфликту. Вспыхнувшая кровопролитная трагедия 1992 года унесла жизни многих невинных людей, пострадали десятки тысяч человек. Несмотря на прошедшие годы, межнациональный конфликт 15-летней давности все еще свеж в памяти и осетин, и ингушей. События в Пригородном районе и сегодня активно обсуждаются и неоднозначно оцениваются обеими сторонами, до сих пор не дана политическая оценка произошедшему. За эти годы осетинам и ингушам пришлось пережить многое. В Пригородном районе Северной Осетии, территория которого оспаривалась ингушской стороной, побывали десятки российских и международных комиссий, чиновников, правозащитников, экспертов, которые пытались разобраться в отношениях двух народов и обещали решить их проблемы.

В ингушско-осетинских отношениях и сегодня остается целый комплекс проблем. Между тем, за эти годы в места прежнего проживания вернулось более 80% вынужденных переселенцев. По мнению экспертов, в том числе международных, такой результат не имеет аналогов в практической конфликтологии.

О причинах ингушско-осетинского конфликта, о том, что было сделано за прошедшие 15 лет и что еще предстоит сделать для окончательного урегулирования его последствий конфликта, каково настоящее и будущее двусторонних взаимоотношений в интервью рассказал эксперт Галустян Игорь Суренович.

Игорь Суренович, в начале разговора хотелось бы вернуться в начало 1990 годов. На Ваш взгляд, что стало причиной кровопролитного осетино-ингушского конфликта?

Когда мы говорим, что в Северной Осетии, как в одном доме, проживают более чем 100 национальностей, то это не просто слова. Устойчивые традиции межнационального согласия и добрососедства складывались еще задолго до нас. Поэтому каких-либо предпосылок, ведущих к любой межнациональной вражде, внутри Осетии нет и никогда не было.

Конфликт 1992 года имеет ряд причин, он стал следствием многих накопившихся в регионе проблем и противоречий. Во-первых, мы помним конец 1980, начало 1990-х годов. Это был период ослабления вертикали власти, когда страна находилась в очень сложном политическом, социально-экономическом положении. Во-вторых, этот период характеризуется активной пропагандой любой формы демократии. Все мы помним лозунг - «берите суверенитет столько, сколько проглотите», что порождало у определенных деструктивных сил попытку под этим лозунгом инициировать появление негативных околополитических течений. В-третьих, имели место неуемные амбиции неких политических сил и принятие закона «О реабилитации репрессированных народов» - в целом гуманного закона, но инициировавшего в свою очередь трагические последствия. Кроме того, одним из серьезных факторов стало образование нового субъекта государства - Ингушской республики, где еще не были сформированы органы власти и четко определены границы. Безусловно, свою роль сыграла и нестабильная обстановка в соседней Чеченской республике. В комплексе эти причины и породили тот конфликт, который разгорелся в 1992 году на территории Северной Осетии. Полагаю, что конфликт 1992 года, учитывая перечисленные составляющие, стал объективным развитием ситуации, хотя руководство Северной Осетии в тот период неоднократно обращалось в высшие органы власти страны, чтобы были приняты соответствующие меры по недопущению эскалации напряженности на территории республики. К сожалению, в тот период безвластия во главе ингушского общества стали лидеры, которые руководствовались в своих действиях исключительно методами давления, придерживались варианта силового отторжения Пригородного района Северной Осетии. Тот период был печальным, в первую очередь, как для ингушской стороны, так и, безусловно, для многонационального народа Северной Осетии. Последствия того конфликта мы ощущаем на себе и сегодня, спустя 15 лет.

За прошедшие 15 лет, предпринимались разные попытки урегулировать последствия конфликта, в зоне конфликта работали десятки комиссии разного уровня. Можете ли Вы подвести некий итог того, что было сделано за это время?

За последние три года, о которых я могу судить, работая в данном качестве, была проделана огромная работа со стороны федерального центра, аппарата полномочного представительства президента в ЮФО, властей Северной Осетии. Я уже не берусь давать оценку деятельности федеральных структур, которые работали по этой проблеме ранее. За 15 лет сделано очень многое. В первую очередь, удалось наладить нормальные контакты между жителями Северной Осетии ингушской национальности с гражданами других национальностей. Считаю, что это самая главная заслуга. Во-вторых, значительное число граждан - их более 80% возвращены и обустроены. Таких тенденций и примеров в мировой практики конфликтологии нет. В-третьих, идет нормальный процесс интеграции ингушского населения во все сферы жизнедеятельности республики, чего не наблюдалось еще пять лет назад. Проблем в этом вопросе мы не видим. Все больше представителей ингушской национальности появляется сегодня в здравоохранении, правоохранительных структурах, культурной сфере, в административных органах. Более двух тысяч детей ингушской национальности обучаются совместно с осетинами в школах. Кроме того, нам удалось в основном восстановить социальные и культурные объекты, инженерную инфраструктуру в Пригородном районе. На территории Северной Осетии сегодня проживает по данным переписи 2002 года около 22 тысяч представителей ингушской национальности.

Вы говорите о позитивных моментах. Между тем, в осетино-ингушских отношениях, несмотря на прошедшие 15 лет, осталось немало проблем и противоречий?

У нас проблем нет ни с кем. Но одним из сдерживающих факторов в постконфликтом урегулировании является непрекращающаяся идеологическая работа, политика угроз и силы, которую мы чувствуем с другой стороны. Постоянный прессинг, давление, необоснованные заявления и обвинения в том, что ничего не делается. Конечно, это накаляет обстановку и порой нервирует людей, которые живут в постконфликтоной зоне. Такое положение дел не может не вызывать у нас опасений, все это не способствует окончательному разрешению постконфликтной ситуации.

- В осетинских и ингушских СМИ называются совершенно разные цифры относительно численности вынужденных переселенцев ингушской национальности. В течение 15 лет эта тема часто становилась предметом дискуссий и спекуляций. Какова ситуация в действительности?


- По переписи 1989 года на территории Северной Осетии постоянно проживало32 тысяч 783 граждан ингушской национальности. По итогам всероссийской переписи 2002 года на территории республики проживало 21 442 ингуша. По данным Федеральной миграционной службы, из указанных выше 32 тысяч около 4,5 тысяч выбрали себе место жительства в других регионах РФ. Таким образом, почти 26 тысяч человек, из тех кто проживал в республике до конфликта, обустроены.

Сегодня на учете в базе данных ФМС состоит чуть более 11 тысяч человек. Из них у 5267 человек (или 1174 семей) - это почти 50% граждан, нет правоустанавливающих документов. Это значит, что у гражданина нет ни факта собственности на территории Северной Осетии, ни факта прописки. Кроме того, из этих 11 тысяч более 3,5 тысяч уже возвращено и проживает в республике, но им не оказана государственная помощь, поэтому они и состоят на учете.

Выход из этой ситуации один - отстаивать свои права в судебном порядке. Кстати говоря, в этом вопросе суд вполне демократичен. Каждый может подать исковое заявление в суд, и если суд примет решение о праве данного человека на жилье, то мы будем руководствоваться только этим решением. Но парадокс заключается в том, что желающих отстаивать свое право в суде мизерное.

Таким образом, у нас остается около 2,5 тысяч человек, которые имеют право на возвращение. Из них значительное число составляют жители селений Терк и Чернореченское, которые сейчас являются водоохранной зоной, и где проживание запрещено, а также жители поселков Южный и Октябрьское.

- С чем связаны трудности с возвращением данной категории переселенцев в места прежнего проживания?

Если говорить о возращении в водоохранню зону, то наша позиция однозначная - это зона особых стратегических интересов по жизнеобеспечению города Владикавказа. Отсюда в свое время были выселены все жители, не только ингуши, но и русские, грузины, осетины. Между тем, мы имеем бескомпромиссную позицию исключительно бывших жителей этих населенных пунктов ингушской национальности, которые хотят вернуться только туда. Но диалог не строится в форме ультиматума и давления. Данной категории было предложено пять вариантов обустройства. Во-первых, на расстоянии буквально 500-700 метров от этих населенных пунктов. Во-вторых, на 1,5 км выше. Третий вариант - выделение земельного участка и строительство дома практически в центре Владикавказа. Четвертый - обустройство в поселке Карца. Пятый вариант - в других населенных пунктах Пригородного района. Ни один из них этих людей не устроил.

- С чем связана такая бескомпромиссная позиция?

Она объясняется эмоциональным фактором, исторической памятью - «здесь жил мой отец, и я должен здесь жить». В ряде случаев приходится выслушивать некие шантажные ультимативные заявления. Кто-то считает, что это вопрос политизирвоанный, но позиция властей республики по этому поводу неизменна: возвращение людей в территорию, определенную как водоохранная зона невозможно, так как почти 400-тысячное население Владикавказа получает питьевую воду из этих источников. По всем санитарным нормам, безусловно, эта зона должна быть закрыта и охраняться.

Что касается возвращения в другие населенные пункты, в том числе во Владикавказ, то здесь проблем нет. Те, кто хотел вернуться, вернулись. На мой взгляд, здесь вопрос больше замыкается на личностном уровне. Если человек так или иначе проявил себя в тот печальный период конфликта, то, конечно, ему тяжело возвращаться к прежним соседям. Наша позиция заключается только в одном - чтобы любой шаг, который предпринят по возвращению, не взорвал общественно-политическую ситуацию. Поэтому наши рекомендации возвращающимся бывают объективными с учетом мнения общественности. Если человек хочет вернуться, например, в среднюю часть селения Чермен, где в 1992 году были самые большие жертвы, но при этом к нему там есть какие-то вопросы, то это возвращение может изменить ситуацию. И тогда мы рекомендуем: лучше этого не делать, лучше повременить. За прошедшие годы мы добились многого и сегодня не можем рисковать. Мы уже это многократно проходили, когда возвращение той или иной семьи влекло за собой крайне негативные последствия. Есть три населенных пункта - Октябрьское, Южный, средняя часть селения Чермен. Туда люди также возвращаются, может не такими темпами, как в другие места. Но нужно учитывать, что здесь были самые ожесточенные столкновения.

К сожалению, на Кавказе, как, впрочем, и в других регионах, такие жесткие конфликты на межэтнической почве так быстро не заживают. Хотя еще раз нужно отметить, что за 15 лет мы сделали громадный шаг. Нам достаточно было мудрости с двух сторон, чтобы получить и сохранить имеющиеся сегодня позитивные результаты.

Стихийный поселок вынужденных переселенцев Майский спустя почти 14 лет был расформирован этим летом. Этот процесс проходил болезненно, как и ожидалось. Какова Ваша оценка этих событий? Удалось ли решить эту острую проблему, которая долго время оставалась одним из главных препятствий в постконфликтном урегулировании?

В стихийном поселении Майский в основном пребывали люди, которые до октября 1992 года жили в общежитиях, снимали квартиры. Узнав об их проблемах, уже бывший полномочный представитель президента в ЮФО Дмитрий Козак принял решение об обустройстве этих людей. Им было предложено переселиться из стихийного Майского в специально строящийся для них поселок, который получил название Новый.

Конечно, люди не хотели идти в чистое поле. Но как только мы создали там инфраструктуру, появились первые желающие.

В стихийном поселении Майский проживало 222 семьи. За короткий период в Новый переселились по собственному желанию большинство. При этом у нас имеются факты, когда эти семьи подвергались жесткому внешнему прессингу. Мы сами были свидетелями давления, которое оказывалось на тех, кто хотел переехать из стихийного Майского. Их обвиняли в том, что они якобы предают ингушские национальные интересы. Кроме того, была определенная группа граждан, которые принципиально никуда не хотели переезжать, кроме опять же водоохранной зоны или в места прежнего проживания. Таких семей было около 30. Да, мы уважали их право, но мы признаем и право поселковой администрации, которая уже давно ставила вопрос об освобождении пастбищных земель, фактически незаконно занимаемых переселенцами. Данной категории людей было предложено временно, до решения своего вопроса, переехать на расстояние одного км от Майского - в поселок Новый, где для них созданы все необходимые условия: свет, газ, вода. Этих благ годами не было в антисанитарийном Майском. Но люди категорически отказывались, считая, что жить в нечеловеческих условиях более приемлемо. В результате было вынесено судебное решение, на основании которого они были отсюда отселены.

- Как идет обустройство поселка Новый. Смогли ли люди здесь обустроиться?

Мы не ожидали, что желающих переехать в Новый окажется так много. В настоящее время здесь проживает более 300 семей. Свыше 500 заявлений рассматривается сейчас в администрации Пригородного района от граждан ингушской национальности, которые просят выделить им здесь земельные участки. Руководство республики изыскало средства на создание первичной жилищной инфраструктуры. Сейчас здесь есть свет, газ, вода. В поселке отсыпано дорожное полотно, центральная улица заасфальтирована, действует маршрут, связывающий Новый с населенными пунктами Северной Осетии и Ингушетии. Обустройство Нового продолжается. Здесь запланировано строительство школы, многофункционального центра, больницы. Нам бы очень хотелось, чтобы в Новом все возникало очень быстро. Но нужно понимать, что это не мгновенный процесс. Уже то, что поселок благоустраивается, дает почувствовать людям веру в завтрашний день. А это главное. Новый в перспективе будет не хуже других сел республики.

В СМИ, в том числе федеральных, ингушская сторона часто обвиняет руководство Северной Осетии в нежелании окончательно урегулировать последствия конфликта. Какова на самом деле позиция властей республики?

Во-первых, нужно понять, что подразумевается под термином урегулирование последствий конфликта? Если это только вопрос возвращения и обустройства - это одно, если снять с повестки дня основную причину осетино-ингушского конфликта - территориальные претензии ингушской стороны - то это второе. Позиция властей Северной Осетии предельно прозрачна и ясна - те, кто имеет законное право на возвращение, могут возвращаться. Но удивительно то, что с сопредельной территории постоянно подается искусственно создаваемый накал напряженности. Я уже не говорю о наличии пресловутой статьи в конституции Ингушетии. Речь идет о многочисленных обращениях общественных организаций, чиновников, правозащитников, которые накаляют обстановку в постконфликтной зоне. Стоит нам выйти на какую-то финишную прямую, в этот момент обязательно должны активизироваться деструктивные силы, которые сегодня не оставляют попытки вновь обострить ситуацию в республике, чтобы конфликт не канул в прошлое. Но и ингушское, и осетинское население желает только одного - достичь взаимопонимания. Люди видят реально, кто о них заботится.

- На ваш взгляд, можем ли мы сегодня говорить о существовании осетино-ингушского конфликта? Если ли вообще конфликт?

Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров на одной из встреч с представителями международных организаций поставил своим собеседникам вопрос: когда и по каким критериям мы можем считать, что конфликт исчерпан? Никто ему не смог ответить. Вместе с тем, когда они услышали цифры - количество возвращенных в республику людей, то они признали, что таких прецедентов больше нет. Да, нужно признать, что мы находимся в постконфликтной ситуации и не в полной мере решены его последствия. Да, много вопросов с обустройством переселенцев. Но ситуация стабильная, несмотря на влияние внешних факторов. Нам крайне невыгодно быть в посткофликтной ситуации. Мы развивающаяся республика и хотим динамично идти вперед. Руководство Северной Осетии твердо стоит на позиции, что необходимо окончательно закрыть тему конфликта.

То есть Вы считаете, что для окончательного урегулирования последствий конфликта необходимо исключить влияние так называемых деструктивных сил и дать политическую оценку событиям 1992 года?

Да, но не только это. Для нас важно решить вопросы с обеспечением жильем переселенцев, создать нормальные условия жизнедеятельности пострадавших граждан. Во-вторых, необходимо, чтобы территориальные притязания, которые сегодня остаются у некоторых ингушских представителей, окончательно канули в прошлое. Кроме того, нужно достичь общественного понимания всех жителей республики, что мы должны жить в одном правовом поле. Недопустимо, соблюдая права одного человека, нарушать права других.

Северной Осетии всегда было свойственно прочное межнациональное согласие, традиции которого складывались у нас веками. Они сильны и сегодня. В республике во всех сферах жизнедеятельности, в том числе на руководящих постах, заняты представители разных национальностей. Каждый из них добился многого, все они трудятся для своей республики, ее благополучия. К примеру, кабинет министров возглавляет русский - Николай Хлынцов, руководитель его секретариата - армянин Маркос Хачатурян, заместитель министра по делам национальностей - кумык Абрек Батраев. Одну из крупных в республике строительных фирм возглавляет грек, бизнесмен Юрий Асланиди, являющийся председателем греческого национально-культурного общества «Прометей», заместитель директора вагоноремонтного завода, одного из крупных в стране, грузин Роберт Цинделиани (председатель грузинского общества).

Это только единицы. У каждого из этих людей свои корни, свой язык, традиции и обычаи. Но всех их объединяет один дом - это Республика Северная Осетия, где у представителей всех национальностей одинаковые права, но и одинаковые обязанности. Если мы доведем это до каждого гражданина, несмотря на национальность, то мы выйдем из сложного процесса ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, да и других ситуации, возможно возникающих в будущем, с хорошими результатами.
Настя ТОЛПАРОВА