Психологические основы лидерства. Что такое лидерство? Модели и психология лидерства. Можно ли воспитать в себе лидера

Терапия является одной из методик по устранению психической или физической болезни. Существует множество направлений в терапии, одним из которых является дельфинотерапия. Цены на такие процедуры для взрослых и детей являются меньшими, нежели тот эффект, который они производят на пациентов, что оставляет положительные отзывы. Лечение таким способом показывает успешные результаты.

Кому предназначена дельфинотерапия? Человеку любого возраста. Очень часто используется данная методика при лечении детей с отставанием в развитии. Также к ней прибегают люди на этапе предболезненного состояния. Дельфинотерапия позволяет укрепить защитные силы, скорректировать эмоциональное и психическое состояние, устранить расстройства.

Во время процедуры участвуют пациент, дельфины, дельфинотерапевт и психолог. Дельфинотерапия направлена на:

  • Снятие хронических болей.
  • Коррекцию психического развития у лиц с нарушениями нервной системы.
  • Облегчение симптоматических нарушений.
  • Реабилитацию лиц, которые подверглись стрессовой ситуации или насилию.
  • Развитие познавательной деятельности при психо-неврологических отклонениях.
  • Организацию релаксации и досуга детей и взрослых.
  • Помощь в развитии речи.
  • Уменьшение вегето-сосудистых и невротических реакций.
  • Уменьшение спазмов, тиков, непроизвольных движений.
  • Разработку тренингов для тренеров, работающих с острыми стрессовыми ситуациями.

Об эффективности данной методики поговорим на сайте психологической помощи сайт, который нацелен на психическое и физическое стабильное развитие всех своих читателей.

Что такое дельфинотерапия?

Ранее скептически специалисты относились к терапии с дельфинами, однако теперь дельфинотерапия относится к одним из медико-психологических способов по лечению больных. Что такое дельфинотерапия? Это терапия, в которой участвует пациент и дельфины с целью устранения различных нарушений в развитии. Использование дельфинов эффективно тем, что данные млекопитающие обладают высоким интеллектом и во многом похожи на людей. Они настолько дружелюбны и игривы, что с ними просто невозможно не поплавать.

Дельфинотерапия предназначена лицам, которые:

  1. Пережили психологические травмы: аварии, насилие, ураганы, сильные стрессы, землетрясения и пр.
  2. Имеют нарушения в развитии и поведении: СДВГ, детский , ДЦП, синдром Дауна.

Первая программа по дельфинотерапии была создана в 2005 году, которая включает не только совместные плавания с дельфинами, но и применение ультразвуковой терапии путем контролированного излучения сонара данных животных.

Дельфинотерапия является одним из направлений анималотерапии – метода корректировки и установления контакта с больными людьми посредством применения животных. Первым направлением было использование собаки. Самым популярным видом анималотерапии была иппотерапия, в которой использовались лошади. На сегодняшний день самой интересной и продуктивной является дельфинотерапия, в которой используются дельфины.

Хорошо контактируют с данными млекопитающими не только взрослые, но и дети. Сами тренеры отмечают тот факт, что детям легко наладить общий язык с дельфинами, поскольку те ведут себя по-детски: задорно, весело, шумно.

Дельфины с давних времен славятся своим дружелюбным отношением к людям. Ранее они только спасали людей от бед, случившихся в море, теперь дельфины помогают в излечении многих заболеваний, начиная от синдрома Дауна и аутизма и кончая расстройствами слуха, речи и памяти.

Дельфинотерапия для детей

Часто дельфинотерапия используется в лечении детей. Она помогает в устранении расстройств, которые возникли в результате чрезвычайных ситуаций, природных бедствий, экологических катастроф, стали следствием тяжелых болезней. Общаясь с дельфином, ребенок получает мощный эмоциональный заряд, который стимулирует познавательную деятельность и психо-моторную сферу.

Дельфинотерапия предназначена для детей в таких случаях:

  1. Нарушения ЦНС.
  2. Неврозы и посттравматические стрессовые расстройства.
  3. Ранний детский аутизм.
  4. Расстройство речи и слуха, отставание в развитии.
  5. Синдром Дауна и другая генетическая патология.
  6. Расстройство памяти, нарушение обучаемости.
  7. Синдром дефицита внимания, гиперактивность.
  8. Нейросенсорная тугоухость.
  9. Депрессивные расстройства.

Однако у дельфинотерапии есть противопоказания:

  • Инфекционные заболевания в острой форме.
  • Кожные болезни.
  • Беременность (здесь можно общаться с дельфинами с помоста).
  • Онкология.
  • Сердечная недостаточность, пороки сердца.
  • Типичные противопоказания в период реабилитации в санаторно-курортном учреждении.

Дельфинотерапия является не единственным методом, с помощью которых лечат детей. Ее сочетают с медикаментами, физиопроцедурами и прочими реабилитационными методиками.

Основным направлением в дельфинотерапии остается установление положительного эмоционального контакта с пациентом, что стимулирует его раскрываться, проявлять свой потенциал, тянуться к лучшему. Все больше данная методика получает популярности за счет того, что она позволяет снять депрессию, улучшить обучаемость детей-аутистов, устранить боль.

Выделяют два способа взаимодействия человека с дельфинами:

  1. С минимальным участием тренера. Здесь человек сам выстраивает отношения с дельфинами. Тренер только обеспечивает безопасность дельфинов и клиента.
  2. Организованное общение. Здесь главным терапевтом выступает тренер, а дельфины играют роль фона. Решаются различные проблемы.

Дельфинотерапия является также одним из направлений натуропсихотерапии, которая может быть индивидуальной, групповой или семейной.

Лечение дельфинотерапией

Специалисты выделяют эффективность дельфинотерапии в лечении детей и взрослых, поскольку данные животные обладают уникальным набором качеств, способствующих их успешному взаимодействию с людьми. Они являются высоко социализированными. Их поведение подчиняется поведению той стаи, в которой они находятся. Они легко обучаются, повторяя движения за теми, с кем контактируют. Из-за своей дружелюбности и общительности, любознательности дельфины легко приспосабливаются к людям.

Выделяют такие механизмы воздействия дельфинотерапии:

  • Физиологические – рефлексотерапевтическое, виброакустическое, ультразвуковое, релаксационное, гидромассаж. Особое внимание уделяется сонофорезу и гидромассажу. В первом случае волны, исходящие от дельфинов, способствуют работе головного мозга, во втором – гидромассаж улучшает защитные силы организма за счет водного массажа, воздействия на нервные окончания и пр.
  • Психологические – общение и игровая деятельность. Люди, которые перенесли психотравмирующие ситуации, отличаются изолированностью и отчужденностью, что провоцирует страхи и затруднения в общении. Поскольку человек контактирует с дельфином на невербальном уровне, ему становится легче наладить общение. Из-за своей дружелюбности и любознательности дельфин помогает человеку расслабиться. В этом принимает участие еще и тактильный контакт.

Дельфинотерапия сочетается со многими другими видами арт-терапии: игровая, телесно-ориентированная, поведенческая и пр. Как результат, сочетание различных направлений терапии с положительными эмоциями, которые возникают после общения с дельфинами, позволяет расширить мировоззрение ребенка, расслабиться и получить хороший опыт контакта с окружающим миром.

Перед проведением сеансов животных подготавливают, что зависит от целей терапии и возраста, пола, болезни клиента. Сам человек должен обладать минимальными плавательными навыками. На ребенка в обязательном порядке надевается плавательный жилет.

Курс дельфинотерапии включает 3 этапа:

  1. Подготовительный: анамнез, беседа с родителями, изучение болезни, разработка курса терапии.
  2. Основной – непосредственная терапия, которая происходит в игровой форме. Виды игр подбираются в зависимости от целей лечения. Контакт происходит как с дельфинами, так и через тренера с дельфинами.
  3. Заключительный: сравнение специалистов, которые наблюдают больного, выделение улучшений в состоянии здоровья.

Цены дельфинотерапии

Цены дельфинотерапии колеблются от 1500 до 5000 рублей. Это зависит от вида сеанса, количества процедур, плана работы и сезонности проведения. Так, чтобы просто погладить и побыть рядом с дельфинами, придется заплатить около 1500 рублей. Однако полный курс дельфинотерапии, который включает 10 сеансов плавательных работ, стоит 5000 рублей.

Также цены дельфинотерапии зависят от дельфинария, в котором проводятся сеансы. Рынок не так велик, однако можно подобрать дельфинарий, где цены будут более приемлемыми для вашего кошелька.

Чтобы дельфинотерапия принесла большего положительного эффекта, необходимо соблюдать такие правила:

  • Не эпизодически, а периодически проводить сеансы. Курс терапии будет эффективным, если человек многократно будет контактировать с дельфинами, получая положительный эмоциональный заряд.
  • Индивидуально подбирать курс терапии. Естественно, что разные болезни и расстройства лечатся неодинаково. Каждый клиент подбирает тот курс лечения, который наиболее отвечает поставленным задачам.
  • Совмещать с другими видами терапии. Эффективно, если пациент будет не только играться и плавать с дельфинами, но и заниматься другими видами терапии: воздушные ванны, лечение солнцем, морские купания, массаж, гимнастика и пр.
  • Относиться к дельфинотерапии ответственно. Это не «детский» метод лечения. Дельфины помогают и взрослым людям, чьи психологические болезни порой родом из детства.
  • Назначением дельфинотерапии занимается врач. Только он должен сказать о целесообразности данного метода как одного из направлений в лечении.

Дельфинотерапия — это вид медико-психологической реабилитации для детей и взрослых, разработанный специально для страдающих различными нарушениями в развитии. Использование дельфинов в лечении обусловлено их высоким интеллектом, а также уникальными природными особенностями этих млекопитающих. Дельфинотерапия рекомендуется индивидам, перенесшим тяжелые психологические травмы (сильные стрессы, экстремальные условия, ураганы, землетрясения, аварии), а также детям с различными нарушениями развития и поведения (ДЦП, ранний , синдром дефицита внимания и гиперактивности, синдром Дауна).

Международный Институт Дельфинотерапии был создан в 2005 году. Данный институт разработал первую официальную программу дельфинотерапии, а также получил патент на «Способ лечения ультразвуковой терапией методом контролированного излучения сонара дельфина».

Дельфинотерапия для детей

Целью дельфинотерапии выступает психологическая реабилитация детей, которые пострадали после природных бедствий, чрезвычайных ситуаций, экологических катастроф, стали заложниками или перенесли другие тяжелые психотравмы.

Ребенок, общаясь с дельфином, получает мощнейший эмоциональный заряд, стимулирующий его к реабилитации. Игра с дельфином дает стимул в развитии познавательных процессов и психо-моторной сферы.

Сам принцип лечения с помощью контролированного излучения сонара основан на ультразвуковом воздействии дельфина. Физиологический эффект терапии с помощью ультразвука отмечается существенными изменениями в биоэлектрической активности мозга.

Основными показаниями к проведению курса дельфинотерапии будут:

— ДЦП (детский церебральный паралич);

— ранний детский аутизм (РДА);

— ММД (минимальная мозговая дисфункция);

— синдром Дауна или другая генетическая патология;

— СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью);

— ЦНС (функциональные нарушения центральной нервной системы);

— , расстройства слуха и речи;

— НСТ (нейросенсорная тугоухость);

— ПТСР (посттравматические стрессовые расстройства), неврозы;

— субдепрессивный уровень депрессивных расстройств;

— нарушения обучаемости, расстройства памяти.

Противопоказаниями к дельфинотерапии выступают следующие состояния:

— эпилепсия;

— онкология;

— острые инфекционные заболевания;

— стандартные противопоказания для реабилитации в условиях санаторно-курортного учреждения.

Дельфинотерапия для детей хорошо дополняется медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, применяется успешно в сочетании или комбинированно с другими реабилитационными методами.

Дельфинотерапия как и психотерапия, невозможна без эмоционального положительного контакта с пациентом. Во всех случаях срабатывает эффект маятника – циклическое чередование эмоциональных групповых состояний астенического и стенического характера.

Издавна известны предания о дружелюбном общении людей с дельфинами, а также о помощи дельфинов людям, которые в море попадали в беду. Ученые предположили, что общение с дельфинами должно обладать терапевтическим эффектом, а коммуникация человек-дельфин поможет людям наиболее эффективно выстраивать общение друг с другом.

В дальнейшем появились научные данные, свидетельствующие о том, что контакт с дельфинами помогает в лечении самых различных заболеваний – от синдрома Дауна и до расстройств речи, памяти и слуха.

В настоящий момент во всем мире дельфинотерапия имеет возрастающий интерес, поскольку она обладает болеутоляющим эффектом, снимает , улучшает обучаемость детей-аутистов. Во всем мире метод дельфинотерапии признан неспецифическим методом по усилению у лиц разного возраста защитных сил организма.

Лечение дельфинотерапией

Дельфина относят к животному, которому присуще аллеломиметическое поведение (взаимная стимуляция или подражание без научения). У дельфинов отмечается взаимное стимулирование тех действий, которые выполняют члены сообщества, например, общение. В силу большой контактности и общительности, дельфины поощряют подобные взаимоотношения с людьми. Психика и поведение дельфинов на протяжении многих лет выступают объектом внимания физиологов и психологов. Исследования установили, что когнитивные способности этих животных приближаются к уровню развития приматов.

Во многом эффективность дельфинотерапии обусловлена уникальными особенностями этих млекопитающих. Дельфины легко обучаемы, любознательны, владеют высокой степенью социолизации, проявляющейся в дружелюбии и общительности, как внутри собственной стаи, так и в отношении представителей других видов.

Процесс общения дельфинов включает многочисленные звуки, напоминающие вой, рев, мычание, стон, визг, трель, треск, пощелкивание, хлопок, удар, грохот, и т.д. Непрерывные и импульсные звуки, которые издают животные, включают широкий спектр частот, имеющих как инфразвуковые, ультразвуковые и звуковые составляющие.

Существование у дельфинов познавательных способностей и свидетельствует о высокой степени развития коры головного мозга, высокого уровня родительской заботы, длительного периода во взрослении молодых дельфинов, сложной социальной жизни. Высокое развитие мозга животных, а также их хорошие когнитивные навыки проистекают от требований социальной жизни, охватывающей соревнование и взаимодействие между особями.

Когнитивные навыки дельфинов обеспечивают им ту поведенческую гибкость, которая позволяет быть для пациентов с широким спектром нарушений развития эффективными терапевтами.

Лечение дельфинотерапией включает два способа взаимодействия.

Первый — свободное взаимодействие с дельфином, включающий минимальное участие специалистов. В этом направлении пациент (клиент) сам выстраивает отношения с животным, в рамках допустимых возможностей выбирает способы взаимодействия.

Роль специалистов заключается в обеспечении безопасности клиенту и дельфину.

Второй способ — это специально организованное общение. Общение с дельфином происходит с помощью специалиста и отвечает поставленной цели: психокоррекционной, педагогической, психотерапевтической, психопрофилактической, физиотерапевтической. Все будет зависеть от конкретного запроса пациента.

Дельфинотерапию относят к натуропсихотерапии. Она бывает индивидуальной, групповой, семейной.

Выделяют психологические и физиологические механизмы действия дельфинотерапии. Физиологические механизмы включают рефлексотерапевтическое, ультразвуковое, релаксационное, виброакустическое воздействие дельфина и гидромассаж.

До и после сеансов анализ энцефалограммы клиентов определил существенное снижение амплитуды доминирующего альфа-ритма, а также возникновение периодов синхронизации активности обоих полушарий мозга. Мозг в этом состоянии производит большое число эндорфинов, отвечающих за повышение иммунитета и за механизм развития обучения, памяти, сна. Кроме того эндорфины свидетельствуют об активации абстрактного мышления и способности к обучению.

Эндорфины также имеют седативный, успокаивающий и болеутоляющий эффекты.

В методе дельфинотерапии особую роль играет такое явление, как «сонофорез», заключающийся в целебных свойствах ультразвукового природного сонара дельфина. Зафиксировано во время сеансов, что дельфины излучают эхолокационные волны частотой 10 — 20 кГц. Ультразвук имеет механический эффект воздействия: на клеточном уровне производит массаж, улучшает проницаемость мембраны клетки, позволяет активным компонентам лучше проникать в кожу. Ультразвук в застоявшихся зонах разгоняет жидкость, способствует быстрому и эффективному дренажу тканей, что способствует обезболиванию пациентов с больным позвоночником.

Также один из эффектов дельфинотерапии – это гидромассаж кожных покровов и внутренних органов, который происходит при движении дельфинов за счет создаваемых областей турбулентности. Данные области являют разнонаправленные потоки воды, модулирующиеся хвостовым плавником животного. Также отмечается рефлексотерапевтическое воздействие дельфинов на человеческий организм: прикасаясь к активным точкам рострумом на ногах и руках, животное стимулирует рефлекторные зоны нервной системы. Далее в соответствующие нервные центры поступают возникающие импульсы. А нервная система посылает к органам или пораженному органу активизирующие системы самовосстановления. Кроме этого, водная среда снимает нагрузку на суставы и осуществляет тренинг мышц при разных двигательных расстройствах.

Дельфинотерапия для детей выступает как мощное психотерапевтическое, а также психокоррекционное средство. Влияющими на ребенка основными аспектами являются игровая деятельность и общение.

Детям, имеющим нарушения развития, психоневрологические различные заболевания, перенесшим психотравмы, присущи ощущения изолированности, отчужденности, которые сопровождаются затруднениями и в общении.

Дельфин со своим природным интересом и дружелюбием способствует закреплению позитивных контактов коммуникативных моделей поведения. Невербальное общение с дельфином для ребенка облегчает задачу, делая коммуникацию естественным процессом. Очень важным элементом такого общения выступает тактильный контакт. Телесный контакт, являясь терапевтическим ценным механизмом, устанавливает эмоциональные взаимоотношения между ребенком и животным.

Установление дружеского, эмоционального контакта с дельфином выступает предпосылкой к дальнейшему построению конструктивных и позитивных отношений с окружающими.

Общение ребенка с дельфином выступает мощным эмоциональным фактором, стимулирующим к освоению новых движений, а также поведенческих паттернов (последовательности форм поведения), делая ребенка открытым к закреплению и восприятию со стороны терапевта позитивных социальных установок.

Игра с дельфином выступает стимулом в развитии познавательных процессов и психомоторной сферы. Благодаря дельфинам у пациентов возрастает , мобилизуется волевая деятельность, усиливается желание к достижению результатов. Дельфин для ребенка выступает стимулом в концентрации внимания, улучшения процессов мышления, памяти и речи.

Психотерапевт в процессе сеанса дельфинотерапии может применять методы , методы игровой, поведенческой, телесно-ориентированной психотерапии, стимулировать у ребенка появления адаптивного поведения, поощрять и закреплять конструктивные модели поведения.

Подобранный индивидуально комплекс упражнений нацелен на развитие сенсорной, моторной, познавательной сфер ребенка.

Курс дельфинотерапии позволяет расширить границы мира ребенка, дает новый опыт общения и положительный огромный заряд, делающий жизнь творческой, живой и яркой. Реабилитационный курс дельфинотерапии дает возможность добиться позитивной динамики психофизиологического статуса взрослых и детей.

Перед началом процесса терапии с использованием дельфинов, как ко-терапевтов, животные проходят обязательно специальную подготовку. Особое значение уделяют виду, возрасту, полу, физиологическому состоянию животных.

Сеансы планируют так, чтобы исключить переутомление и стресс животных. В одном сеансе количество участников сводится к минимуму, контакт дельфинов и пациентов осуществляется без принуждения, по инициативе животных.

Лечение дельфинотерапией осуществляется с детьми, начиная с 2-х летнего возраста. Обязательным условием для проведения сеансов является существование минимальных навыков нахождения в воде, поскольку их отсутствие существенно удлиняет срок терапии. Во всех случаях на ребенка надевается плавательный жилет.

Курс дельфинотерапии для детей включает три этапа.

1. Подготовительный, включающий знакомство с индивидуальными особенностями ребенка, сбор анамнеза, беседа с родителями, составляется план коррекционной работы.

2. Основной, отвечающий за осуществление коррекционной работы и включающий игровой метод. Игры подбираются так, чтобы способствовать решению поставленных коррекционных задач. В зависимости от психологических и физических возможностей, дети с дельфинами играют в мяч, гладят их ногами, руками, общаются с ними, обнимают. Игра с животным происходит или под наблюдением психолога, или же при непосредственном его участии.

3. Заключительный включает сравнение заключений специалистов: специалистов по движению, педагогов-дефектологов, психологов, наблюдавших клиентов, до и после дельфинотерапии.

Дельфинотерапия цены, отзывы

Цены дельфинотерапии варьируются и зависят от количества сеансов, плана коррекционной работы, а также сезонности проведения лечения.

Дельфинотерапия и отзывы о данном методе лечения у пациентов всегда остаются только положительные. Родители зачастую дельфинотерапию сравнивают с маленьким чудом и отмечают положительные результаты в развитии своих детей. Дети, получив от общения с дельфинами положительные эмоции, существенно улучшают речевое, физическое, психическое развитие. Эмоциональный положительный настрой от дельфинотерапии способствовал подъему активности и улучшению настроения, а также общего состояния всех пациентов. Устранились неврозы у пациентов, облегчились состояния больных с бронхиальной астмой, излечилось заикание. Родители детей с ДЦП отметили, что после курса лечения стали лучше работать конечности, более четкой сделалась моторика, расслабилась мускулатура. Благодарные родители с уверенностью отмечают, что цена дельфинотерапии полностью оправдывает себя достигнутыми результатами.

Психология лидерства

  • Ш Специфический феномен, возникающий при взаимодействии лидера и ведомых, на стыке двух проблем: политической психологии отдельной личности (лидера) и политической психологии групп, малых и больших.
  • Ш Отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
  • Ш Это обозначение осуществления полномочий власти и влияния внутри социальной группы; то есть функционировать, как лидер означает осуществлять лидерство.
  • Ш Процесс взаимовлияния между лидером и его последователями ради достижения групповых, организационных и социальных целей. Лидерство может быть автократическим, диктаторским, демократическим и т.д.
  • Ш Процесс влияния на членов группы для достижения групповых целей.

Что делает человека эффективным лидером? Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. (сторонники - Фридрих Ницше, Николай Михайловский; противники - Герберт Спенсер.)

Теория великих людей (great person theory) утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится. (Теория, согласно которой, «лидер» в обществе обязан своим социальным положением, своим характером, личными качествами. Для этой теории, при поверхностном отношении к истории, имеется немало оснований, но, с другой стороны, великие люди появляются каждый в своё время, когда созревает та или иная тенденция исторического развития.)

Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие (от греч. charizma -- дар, благодать божья, милость богов).

Если эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем. Что это: высокий интеллект, харизма (обаяние), общительность, смелость? Что лучше: быть экстравертом или интровертом? Должен ли правитель быть абсолютно безжалостным? Или лучшими руководителями являются высокоморальные люди? Или же главное значение имеет не сама личность лидера, а социальные характеристики окружения, в котором она формировалась: состав семьи, образование, прежние занятия?

Психологи, озаботившись вопросом о чертах лидера, провели множество специальных исследований. Некоторые довольно слабые зависимости, действительно, можно найти. Но в целом можно сказать, что сильных взаимосвязей не существует. Как ни удивительно, оказалось, что очень мало личностных черт, напрямую, связанные с лидерской эффективностью, и найденная взаимозависимость, обычно бывает довольно слабой.

Вот некоторые соотношения, обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством.

  • 1. Лидеры обычно обладают чуть более высоким интеллектом, чем их «паства». Претенденту на лидерство ни в коем случае нельзя отрываться от среднего интеллектуального уровня его последователей. «Чересчур умные» неминуемо отторгаются толпой. Страшно далеки они от народа... Высоколобый интеллектуал может занять место ближайшего помощника, мудреца, тайного советника вождя, а в лучшем случае -- серого кардинала. Но «путь на трон» ему чаще всего заказан.
  • 2. Мотивация власти. Многие лидеры движимы сильным желанием власти. У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии. Такие лидеры, как правило, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Властолюбие и способность к интригам помогают им длительное время оставаться «на плаву».
  • 3. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности. Отсюда можно предположить, что есть два пути к знаменитости: надо или быть образцом морали и добродетели или обладать беспринципностью Макиавелли.
  • 4. Американский психолог Симонтон установил, что президенты США, выросшие в небольших семьях, чаще оставались в истории как великие политические деятели. Например, Франклин Рузвельт, которого считают одним из самых выдающихся американских президентов, был единственным ребенком. Остальные 97 характеристик, включая и черты личности, согласно результатам данного исследования вообще никак не связаны с эффективностью человека в качестве лидера.
  • 5. Существует небольшая положительная зависимость между ростом человека и вероятностью, что он станет лидером группы. Оказавшись на посту лидера, люди высокого роста, чаще становятся заметными историческими фигурами. Можно утверждать, что у высокого человека чуть больше шансов стать лидером.
  • 6. Существует очень мало свидетельств того, что такие черты, как харизма (обаяние), смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности деятельности человека в качестве лидера. психология лидер личность руководитель

В целом очень трудно предсказать, насколько хорошим лидером будет человек, только на основании его личностных черт. Поэтому со временем исследователи стали склонятся к мнению, что недостаточно рассматривать одни лишь черты личности. Нужно учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются. Это не значит, что свойства личности вообще не влияют на шансы стать лидером. Просто нужно рассматривать как личность человека, так и характер ситуации, в которой ему или ей приходится играть лидерскую роль. Согласно этой точке зрения, для того чтобы стать эффективным лидером, не нужно быть «великим человеком». Скорее, нужно оказаться подходящим человеком в подходящем месте и в подходящее время.

Лидер не может быть таковым всегда и везде. Он может проявить свои лидерские качества только в подходящей ситуации. Например, руководитель предприятия может очень успешно действовать в одних ситуациях и терпеть неудачи в других.

Корпоративный лидер, который хочет оставаться эффективным длительное время, должен уметь быстро адаптироваться к изменчивым обстоятельствам и гибко варьировать свое поведение. Часто руководитель зацикливается на одном стиле поведения, который, например, оказался эффективным в дни становления компании, но совершенно не подходит для периода интенсивного роста и удержания завоеванных позиций. В результате фирма со временем теряет способность конкурировать на рынке.

Существует несколько теорий лидерства, фокусирующих внимание одновременно на личных свойствах лидера и на ситуации, в которой он действует. Наиболее известная -- это ситуационная теория лидерства Фреда Фидлера Предположение Фидлера состоит в том, что лидеров можно разделить на два больших типа. Представители первого ориентированы главным образом на задачу, второго -- на взаимоотношения. Лидер, ориентированный на задачу, больше обеспокоен тем, чтобы работа была сделана как следует. Взаимоотношения и чувства работников его не интересуют. Потенциальные преимущества такого стиля -- это скорость принятия решений, подчиненных общей цели, суровый контроль над подчиненными. Лидер, ориентированный на взаимоотношения, в первую очередь интересуется тем, какие чувства и взаимоотношения возникают в среде работников. Он стремится повысить эффективность труда путем улучшения человеческих отношений: поощряет взаимопомощь, позволяет подчиненным принимать участие в выработке важных решений, учитывает настроение и потребности работников и т.д. Разумеется, позднее было установлено, что стиль некоторых руководителей может быть ориентироваться одновременно и на работу, и на человека.

Лидеры, ориентированные на задачу, наиболее эффективны в ситуациях либо с очень высоким, либо с очень низким контролем. В случае очень высокого контроля люди довольны и счастливы, все идет гладко, и нет нужды беспокоиться о чувствах подчиненных или их взаимоотношениях. Здесь лидер, сконцентрировавшийся только на выполнение задачи, добивается наилучших результатов. Когда контроль ситуации очень низок, лидеру, ориентированному на задачу, лучше удается организовать ситуацию. Используя свои полномочия, он с помощью приказов и дисциплинарных взысканий может внести хоть какой-то порядок в запутанную и неопределенную рабочую обстановку.

Понятия «лидер» и «руководитель» похожи по значению, поэтому часто употребляются как синонимы. Но они не тождественны. Лидерство -- это психологический феномен, тогда как руководство -- сугубо управленческий. Лидер спонтанно занимает доминирующее положение в группе с явного или скрытого согласия большинства ее членов. Его влияние и авторитет имеют в основном неформальный характер. Руководитель -- это формальный начальник, занимающий официальную должность. Поэтому фактический лидер группы не всегда является ее официальным руководителем и наоборот.

Используемая литература

  • 1. E. Aronson, T.D. Wilson, R.M. Akert. (статья)
  • 2. Кричевский Р.Л. Психология лидерства -- СПб., 2007 -- 544 с.

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Сегодня поговорим о психологии лидера.

Каждый человек имеет свою миссию, свое направление развития, которое является его личным проектом. И если Вы будете следовать этому направлению, то Вы обретете внутренний покой, гармонию и полное удовлетворение. Вы будете сильными, веселыми и счастливыми. У разных людей могут быть разные проекты, разные миссии: писатель, бизнесмен, политик, художник, лидер, артист, певец.

Иными словами, проект – это та область жизни, к которой человек предрасположен от рождения. Проект не может быть хорошим или плохим, все дело в том, что каждый из нас должен осознать свою миссию и двигаться по направлению к ее реализации.

Если Вы не можете найти свое призвание и не самореализовываетесь, то Вы начинаете быть все более и более неудовлетворенным. Такие люди могут начать распивать спиртные напитки, материться, жаловаться и срывать злость на окружающих их людях. С такими людьми неприятно находиться рядом, от них исходит негативная энергетика – их называют энергетическими вампирами. Чтобы изменить это, достаточно будет понять свою настоящую миссию и начать ей следовать. Через непродолжительное время изменится качество жизни и начнет подниматься удовлетворенность.

Психология лидера

Среди остальных миссий проект «лидер» выделяется. Человек с такой миссией является обладателем психики, которая сильно отличается от других людей. Такие люди являются созидателями, создают новые проекты, ведут за собой людей и решают проблемы больших групп населения. У них это заложено на генном уровне и, когда они выполняют свои функции, то испытывают ни с чем несравнимое удовольствие.

Суть жизни таких людей заключается в том, чтобы раньше других замечать окружающие проблемы и своевременно находить возможности и средства для их решения. Сильными сторонами таких людей являются развитый ум и креативность. Сила же находится в команде, которая сплачивается вокруг настоящего лидера.

Проблемы являются движущей силой для лидера. Если проблемы отсутствуют, то ему становится скучно жить. Лидерам жизненно необходимо покорять новые вершины, достигать поставленные цели и постоянно что-то разрешать. Большинство людей не понимают, зачем им это всё нужно. Секрет всего этого заключается в том, что лидерам это действительно нужно. В процессе разматывания клубка проблем они растут и после достижения необходимого результата испытывают драйв.

Такие люди рождены искать проблемы и решать их. Такой человек будет очень несчастлив, если он зависит от скучной рутинной работы, которая не совпадает с его собственным предназначением.

Лидеры не всегда являются публичными известными людьми. Главная задача для лидера – это не известность, а решение поставленной задачи. Власть и слава могут быть только инструментами для достижения запланированного, но никак не самоцелью.

Лидеры отличаются от других людей большей чувствительностью и их не могут понять другие люди. Из этого никак не следует, что лидеры – хорошие, а прочие люди плохие. У каждого есть своя миссия, проект – которые необходимо реализовать, кем быть, в какой части жизнедеятельности нашего общества жить и действовать.

Обычно, бизнес – это реализация человека с миссией «бизнесмен» или «лидер». Если человек это понял и занимается данным видом деятельности, то он живет счастливой, гармоничной жизнь. Если же он это не осознал, то он несчастлив.

У обычных людей природой заложена миссия «лидер», но они могут этого не понимать и чем дольше это происходит, тем хуже им становится. Если человек не находит себя до 18 лет, то потом ему будет тяжело получать удовольствие от обычных людских радостей. Они догадываются что проблема или с ним или с его окружением. Если такой человек своевременно не получит информации о своей миссии, то ему суждено раньше времени погибнуть, в первую очередь морально, психологически.

Так как лидерская психология в корне отличается от психологии других людей, то большинство законов и принципов классической психологии им чужды.

Если читая эти строки, Вы узнаете себя, то наверняка природой в Вас заложена лидерская миссия. Если же нет, то у Вас иное предназначение, и чтобы стать счастливым и удовлетворенным, Вам нужно найти свою миссию и следовать ей. Ничего сложного!

Психология лидерства имеет свои особенности.

Мысли, чувства и действия лидера отличаются от обычного человека. Лидер ощущает и воспринимает реальность по-другому, а соответственно и действует не так, как большинство людей. Именно это и позволяет ему достигать тех результатов, на которые обычный человек неспособен.

Это позволяет говорить об особенной психологии лидерства.

Внешние проявления лидера – уверенный взгляд, твердая походка, крепкое рукопожатие, приветливое лицо – являются результатом его внутреннего состояния. Любой человек может улыбнуться, крепко пожать руку или пройтись уверенной походкой.

Но если обычному человеку для этого надо напрячься, то для лидера это естественное состояние и делает он это легко и непринужденно. Именно в этом и заключается психология лидерства.

Результаты деятельности лидера напрямую зависят от его внутренних установок, основанных на следующих принципах – страсть, ответственность, творчество, стремление к действию и уверенность в себе.

Эти пять принципов являются основанием для формирования психологии лидерства.

Страсть позволяет заниматься одним делом в течение продолжительного времени. Для лидера не характерны метания от одного к другому. Поэтому именно страсть позволяет лидеру надолго сохранить желание и мотивированность двигаться и развиваться в выбранном направлении. Страсть и психология лидерства проявляется во всем и особенно она видна утром, когда человек просыпается. Если нет страсти, нет и радости на лице. Нет радости и удовольствия от нового дня, значит эффективность результатов будет гораздо ниже. Слабые результаты ведут к неудачам в жизни.

Поэтому страсть является первым кирпичиком в фундаменте психологии лидерства. Еще ни один человек не добился выдающихся успехов, не чувствуя страсти к своему делу.

Ответственность позволяет человеку стать лидером прежде всего для себя – психология лидерства такова, что пока человек не примет ответственность за свою жизнь и принятые решения на себя, пока не начнет сам определять свои действия и стимулировать на какие-либо свершения – он не станет лидером для себя, а соответственно не сможет быть лидером и для других. Это сердцевина психологии лидерства.

Творчество – это способность мыслить и действовать нестандартно. Искать и находить новые способы и решения, которые будут показывать большую эффективность. Успеха нельзя добиться, действую шаблонно. Это может дать эффект в каком-то одном деле, но успех в целом возможен только с задействованием творческого потенциала. Здесь психология лидерства заключается в постоянном развитии и поиске новых путей решения задач.

Стремление к действию – любой успех – это результат действий. И зачастую действий не благодаря, а вопреки обстоятельствам, людям, ошибкам и неудачам. Когда все идет отлично, действовать легко. Но при встрече с неудачами или проблемами большинство людей сникают, в то время как лидер только удваивает усилия. В этом и состоит самое большое отличие психологии лидерства от психологии большинства.

Если посчитать количество людей начавших свой путь к успеху и добившихся его – то он будет удручающе мал. Причина – большинство людей не знают, что такое психология лидерства и останавливают попытки при первой же неудаче. Но путь к успеху – это именно путь решения проблем и столкновения с неудачами.

Уверенность в себе позволяет лидеру принимать осознанные и эффективные решения, что в свою очередь ведет к большим результатам. Неуверенность порождает страх, который сковывает разум и закрывает большинство возможностей – а это прямой путь к неудаче.

Лидеры тоже испытывают страх, но они научились его контролировать. Они четко видят ситуации и возможные риски. И не позволяют страху развиваться до гигантских масштабов, рисуя невероятные образы, которые никогда не осуществятся.

Естественно, психология лидерства гораздо многограннее. Но как и все в этом мире, она имеет свою основу, без которой дальнейшее развитие невозможно.

Поэтому развивайте в себе эти пять принципов - страсть, ответственность, творчество, стремление к действию и уверенность в себе – создавайте фундамент своей психологии лидерства и стремитесь к успеху.

Бесплатный миникурс - 9 Эффективных Уроков Покажут Ключ к Вашему Успеху И Помогут Сдвинуть Ваш Успех с 0

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *