Главными итогами февральской революции 1917 г стали. Февральская революция и ее результаты. Взгляды политических сил

Роль эмоций в педагогическом процессе

Общеизвестно положение, что процесс обучения и воспитания протекает успешнее, в случае если педагог делает его эмоциональным. Еще Я. А. Коменский, великий чешский педагог, писал во второй половинœе XVII века в своей ʼʼПампедииʼʼ: ʼʼПроблема XVI. Достичь, чтобы люди учились всœему с удовольствием. Дай человеку понять, 1) что он по своей природе хочет того, стремление к чему ты ему внушаешь, - и ему сразу будет радостно хотеть этого; 2) что он от природы может иметь то, чего желает, - и он сразу обрадуется этой своей способности; 3) что он знает то, что считает себя не знающим, - и он сразу обрадуется своему незнаниюʼʼ (1982, с. 428).

Об этом же писали и русские просветители и педагоги. ʼʼЧерез чувства должно всœелять во младую душу первые приятные знания и представления и сохранять их в нейʼʼ, - писал русский просветитель второй половины XVIII века Н. И. Новиков (1985, с. 333), ʼʼ...ибо нет ни единой из потребностей наших, удовлетворение которой не имело бы в себе приятностиʼʼ (Там же, с. 335).

Важное значение эмоций для развития и воспитания человека подчеркивал в своих трудах К. Д. Ушинский: ʼʼ...Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребенка, тем не менее в направлении их должно видеть свою главную задачуʼʼ (1950, т. 10, с. 537). Проанализировав различные педагогические системы и обнаружив в них, кроме бенековской, отсутствие всякой попытки анализа чувствований и страстей, он разработал учение о чувствованиях, многие положения которого актуальны и сегодня. В главе ʼʼЧувствованияʼʼ своего основного труда ʼʼЧеловек как предмет воспитанияʼʼ он выделяет раздел, посвященный педагогическим приложениям анализа чувствований (Ушинский, 1974). Критически оценивая эффективность советов, даваемых педагогами для воспитания детей, Ушинский писал: ʼʼНе понимая вообще образования и жизни страстей в душе человеческой, не понимая психического основания данной страсти и ее отношения к другим, практик-педагог мало может извлечь пользы из этих педагогических рецептов...ʼʼ (1974, с. 446).

Ушинский, говоря о роли поощрения и наказания в воспитании, по существу подчеркивал подкрепляющую функцию эмоций. По этому поводу он писал: ʼʼСама природа указывает нам на это отношение: если не всœегда, то очень часто она употребляет наслаждение, чтобы вынудить человека к крайне важно й для него и для нее деятельности, и употребляет страдание, чтобы удержать его от деятельности вредной. В такое же отношение должен стать и воспитатель к этим явлениям человеческой души: наслаждение и страдание должны быть для него не целью, а средством вывести душу воспитанника на путь прогрессивного свободного труда, в котором оказывается всœе доступное человеку на земле счастьеʼʼ. Ушинский указывает на важность использования эмоциональных переживаний и в следующем своем высказывании: ʼʼГлубокие и обширные философские и психологические истины доступны только воспитателю, но не воспитаннику, и потому воспитатель должен руководствоваться ими, но не в убеждении воспитанника в их логической силе искать для того средств. Одним из действительнейших средств к тому являются наслаждения и страдания, которые воспитатель может по воле возбуждать в душе воспитанника и там, где они не возбуждаются сами собою как последствия поступкаʼʼ (1950, т. 10, с. 512-513).

К сожалению, это чувственное (аффективное) направление в формировании личности ребенка, указанное К. Д. Ушинским и другими великими педагогами прошлого, в настоящее время предано забвению. Как отмечает немецкий психоаналитик П. Куттер, сейчас проповедуется воспитание, лишенное чувств и эмпатии в отношениях с ребенком. Современное образование сводится к познанию, но не является аффективным. С самого раннего возраста человека приучают к рационализму, он не получает ни одного урока чувственной жизни. А человек, не получивший урока сердечности - существо бесчувственное, заключает Куттер.

Английский педагог и психолог А. Бэн полагал, что предметы, внушившие страх, сильно врезаются в память человека. Именно в связи с этим мальчиков секли на меже, чтобы они тверже запоминали границы полей. Но, как отмечает К. Д. Ушинский, лучшее запоминание - это свойство всœех аффективных образов, а не только страха. Правда, при этом возникает вопрос: какие эмоции - положительные или отрицательные сильнее влияют на запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Влияние эмоций на умственную деятельность указывал и А. Ф. Лазурский, однако его мнение существенно расходится с мнением других ученых. Находясь в бодром, веселом настроении, - писал он, - мы чувствуем, что делаемся находчивее, изобретательнее, мысли наши текут живее и продуктивность умственной работы повышается. При этом в значительном большинстве случаев чувства влияют на умственную сферу неблагоприятным образом: течение представлений замедляется или даже вовсœе приостанавливается, восприятия и воспоминания искажаются, суждения делаются пристрастнымиʼʼ (1995, с. 163).

С. Л. Рубинштейн (1946) писал, что эффективность включения обучаемого в работу определяется не только тем, что стоящие задачи ему понятны, но и тем, как они внутренне приняты им, т. е. какой они нашли ʼʼотклик и опорную точку в его переживанииʼʼ (с. 604). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, эмоции, включаясь в познавательную деятельность, становятся ее регулятором (Елфимова, 1987, и др.).

П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, напротив - предупреждают от повторного совершения ошибок, блокируют образование условного рефлекса. Показательны в данном плане эксперименты на крысах. Когда им вводили морфин прямо в желудок, что быстро вызывало у них положительное эмоциональное состояние, условный рефлекс вырабатывался; когда же морфин вводили через рот, то благодаря своему горькому вкусу он перестал быть подкреплением условного сигнала, и рефлекс не вырабатывался (Симонов, 1981).

Н. А. Леонтьев обозначал эту функцию эмоций как следообразование, что приводит к появлению ʼʼзнаемыхʼʼ целœей (средств и путей удовлетворения потребностей), т. е. целœей, которые приводили ранее к успешному удовлетворению потребностей. Особенно ярко эта функция проявляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний человека. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, эмоции участвуют в формировании личного опыта человека.

Механизм, задействованный в осуществлении эмоциями подкрепляющей функции, в современной психологии принято называть мотивационным обусловливанием. О значимости этого механизма писал еще Б. Спиноза: ʼʼВследствие одного того, что мы видели какую-либо вещь в аффекте... мы можем ее любить или ненавидетьʼʼ (1957, с. 469). В наше время об этом же пишет Я. Рейковский: ʼʼ...Нейтральные раздражители, которые предшествуют появлению эмоциогенных раздражителœей или их сопровождают, сами приобретают способность вызывать эмоцииʼʼ (1979, с. 90). А это значит, что они становятся значимыми, начинают учитываться при мотивации действий и поступков.

Большое внимание уделил мотивационному (я бы сказал - эмоциональному) обусловливанию В. К. Вилюнас. ʼʼС психологической стороны, а именно при учете того, что выработка условной связи означает изменение субъективного отношения к условному раздражителю, данный механизм должна быть изображен в виде передачи эмоционального (мотивационного) значения... новому содержаниюʼʼ, - пишет он (1990, с. 50). Главным ʼʼвоспитателœемʼʼ в случае обусловливания, по мнению Вилю-наса, является конкретная и реально воспринимаемая ситуация.

В этом случае от воспитателя может не потребоваться даже никаких разъяснений, наставлений, нотаций. К примеру, ʼʼкогда ребенок обжигает себе палец или устраивает пожар, то боль и страх в качестве реальных подкреплений без дополнительных разъяснений придают новое мотивационное значение спичкам и игре с ними, приведшей к этим событиямʼʼ (Там же, с. 74).

В отношении обучения и воспитания детей это значит, что, для того чтобы воздействие воспитателя или педагога стало значимым для ребенка, его нужно сочетать с испытываемой ребенком в данный момент эмоцией, вызванной какой-либо ситуацией. Тогда это воздействие, слова воспитателя получат у воспитуемого эмоциональную окраску, а их содержание приобретет для его будущего поведения мотива-ционную значимость. Но это означает, что педагог может рассчитывать лишь на случай, на то, что нужная ему эмоциогенная ситуация возникнет сама собой и тогда он ее использует в воспитательных целях.

Вилюнас отмечает, что эмоционально-мотивационное обусловливание иногда принимает характер латентного (я бы сказал - отставленного) воспитания. Этот феномен проявляется в том, что ранее не принятое человеком всœерьез назидание при непосредственных эмоциогенных воздействиях впервые получает подкрепление (человек осознает правоту этого назидания: ʼʼжаль, что не послушался...ʼʼ).

Говоря о важности и крайне важно сти эмоционально-мотивационного обусловливания в процессе воспитания ребенка, В. К. Вилюнас понимает ограниченность его использования и в связи с этим приводит высказывание К. Д. Ушинского: ʼʼВ случае если бы всякое вредное для телœесного здоровья действие человека сопровождалось немедленно же телœесным страданием, а всякое полезное телœесным наслаждением, и если бы то же отношение существовало всœегда между душевными наслаждениями и страданиями, то тогда бы воспитанию ничего не оставалось делать в данном отношении и человек мог бы идти по прямой дороге, указываемой ему его природой, так же верно и неуклонно, как магнитная стрелка обращается к северуʼʼ (1950, т. 10, с. 512-513). При этом, отмечает Вилюнас, ʼʼпоскольку природной предопределœенности к развитию собственно человеческих мотиваций нет, они могут, возникать лишь вследствие целœенаправленного их формирования. Очевидно, эта задача является одной из главных, решаемых в практике воспитанияʼʼ (1990, с. 61).

Поскольку эмоционально-мотивационное обусловливание чаще всœего педагогам осуществлять не удается, они вынуждены своими воздействиями не только передавать детям то или иное содержание, но и одновременно пытаются вызвать у детей путем создания образов, представлений эмоциональный отклик (данный способ мотивирования Вилюнас называет мотивационным опосредствованием). Взрослый вынужден специально организовывать это опосредствование, пытаясь добиться того же эффекта͵ что и при эмоционально-мотивационном обусловливании, ʼʼдолго и с впечатляющими деталями рассказывая об ужасах, к которым может привести игра со спичкамиʼʼ (с. 74). Эмоциональный отклик возникает в том случае, когда словесное мотивационное воздействие задевает какие-то струны в душе ребенка, его ценности. Правда, у детей это сделать гораздо труднее, чем у взрослых. Как пишет Вилюнас, эмоция из-за отсутствия непосредственных эмоциогенных воздействий перестает быть неминуемой и возникает исходя из искусства воспитателя, готовности воспитываемого вслушиваться в его слова (ребенок, втайне ожидающий окончания нужноевших ему назиданий, вряд ли будет испытывать те эмоции, которые взрослый предполагает у него вызвать) и других условий. Именно трудность актуализации эмоций таким путем, по мнению Вилюнаса, является главной причиной малой эффективности повсœедневных воспитательных воздействий и попыток компенсировать ее настойчивостью и количеством этих воздействий - и с этим нельзя не согласиться.

Вместе с тем, вызванный таким образом эмоциональный отклик по своей интенсивности уступает спонтанно возникающей эмоции, так как ни страшных ожогов, ни горя пострадавших от пожара, т. е. того, что служило бы безотказным подкреплением, при таком воспитательном воздействии нет, а только должно быть представлено ребенком.

Декларируя крайне важно сть наличия в процессе обучения положительного эмоционального фона, психологи и педагоги мало уделяют внимания изучению вопроса, что на самом делœе имеет место в учебном процессе. Между тем исследования свидетельствуют о явном эмоциональном неблагополучии учебного процесса. Н. П. Фетискин (1993) обнаружил состояние монотонии (скуки) у студентов на лекциях многих преподавателœей, у школьников на уроках, у учащихся ПТУ в процессе их производственного обучения. И. А. Шурыгиной (1984) выявлено развитие скуки на занятиях в детских музыкальных школах. А. Я. Чебыкин (1989а) показал, что эмоции, которые студенты хотели бы испытывать на занятиях, не совпадают с эмоциями, которые они испытывают реально (вместо увлечения, радости, любопытства часто отмечаются безразличие, скука, боязнь). Он также рассмотрел вопрос о том, какие эмоции сопутствуют разным этапам усвоения учебного материала (Чебыкин, 19896).

Роль эмоций в педагогическом процессе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Роль эмоций в педагогическом процессе" 2017, 2018.

Общеизвестно положение, что процесс обучения и воспитания протекает успешнее, если педагог делает его эмоциональным. Еще Я. А. Коменский, великий чешский педагог, писал во второй половине XVII века в своей «Пампедии»: «Проблема XVI. Достичь, чтобы люди учились всему с удовольствием. Дай человеку понять, 1) что он по своей природе хочет того, стремление к чему ты ему внушаешь, - и ему сразу будет радостно хотеть этого; 2) что он от природы может иметь то, чего желает, - и он сразу обрадуется этой своей способности; 3) что он знает то, что считает себя не знающим, - и он сразу обрадуется своему незнанию» (1982, с. 428).

Об этом же писали и русские просветители и педагоги. «Через чувства должно вселять во младую душу первые приятные знания и представления и сохранять их в ней», - писал русский просветитель второй половины XVIII века Н. И. Новиков (1985, с. 333), «…ибо нет ни единой из потребностей наших, удовлетворение которой не имело бы в себе приятности» (Там же, с. 335).

Важное значение эмоций для развития и воспитания человека подчеркивал в своих трудах К. Д. Ушинский: «…Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребенка, тем не менее в направлении их должно видеть свою главную задачу» (1950, т. 10, с. 537). Проанализировав различные педагогические системы и обнаружив в них, кроме бенековской, отсутствие всякой попытки анализа чувствований и страстей, он разработал учение о чувствованиях, многие положения которого актуальны и сегодня. В главе «Чувствования» своего основного труда «Человек как предмет воспитания» он выделяет раздел, посвященный педагогическим приложениям анализа чувствований (Ушинский, 1974). Критически оценивая эффективность советов, даваемых педагогами для воспитания детей, Ушинский писал: «Не понимая вообще образования и жизни страстей в душе человеческой, не понимая психического основания данной страсти и ее отношения к другим, практик-педагог мало может извлечь пользы из этих педагогических рецептов…» (1974, с. 446).

Ушинский, говоря о роли поощрения и наказания в воспитании, по существу подчеркивал подкрепляющую функцию эмоций. По этому поводу он писал: «Сама природа указывает нам на это отношение: если не всегда, то очень часто она употребляет наслаждение, чтобы вынудить человека к необходимой для него и для нее деятельности, и употребляет страдание, чтобы удержать его от деятельности вредной. В такое же отношение должен стать и воспитатель к этим явлениям человеческой души: наслаждение и страдание должны быть для него не целью, а средством вывести душу воспитанника на путь прогрессивного свободного труда, в котором оказывается все

доступное человеку на земле счастье». Ушинский указывает на важность использования эмоциональных переживаний и в следующем своем высказывании: «Глубокие и обширные философские и психологические истины доступны только воспитателю, но не воспитаннику, и потому воспитатель должен руководствоваться ими, но не в убеждении воспитанника в их логической силе искать для того средств. Одним из действительнейших средств к тому являются наслаждения и страдания, которые воспитатель может по воле возбуждать в душе воспитанника и там, где они не возбуждаются сами собою как последствия поступка» (1950, т. 10, с. 512-513).

К сожалению, это чувственное (аффективное) направление в формировании личности ребенка, указанное К. Д. Ушинским и другими великими педагогами прошлого, в настоящее время предано забвению. Как отмечает немецкий психоаналитик П. Куттер, сейчас проповедуется воспитание, лишенное чувств и эмпатии в отношениях с ребенком. Современное образование сводится к познанию, но не является аффективным. С самого раннего возраста человека приучают к рационализму, он не получает ни одного урока чувственной жизни. А человек, не получивший урока сердечности - существо бесчувственное, заключает Куттер.

Английский педагог и психолог А. Бэн полагал, что предметы, внушившие страх, сильно врезаются в память человека. Именно поэтому мальчиков секли на меже, чтобы они тверже запоминали границы полей. Но, как отмечает К. Д. Ушинский, лучшее запоминание - это свойство всех аффективных образов, а не только страха.

Правда, при этом возникает вопрос: какие эмоции - положительные или отрицательные сильнее влияют на запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Влияние эмоций на умственную деятельность отмечал и А. Ф. Лазурский, однако его мнение существенно расходится с мнением других ученых. Находясь в бодром, веселом настроении, - писал он, - мы чувствуем, что делаемся находчивее, изобретательнее, мысли наши текут живее и продуктивность умственной работы повышается. Однако в значительном большинстве случаев чувства влияют на умственную сферу неблагоприятным образом: течение представлений замедляется или даже вовсе приостанавливается, восприятия и воспоминания искажаются, суждения делаются пристрастными» (1995, с. 163).

С. Л. Рубинштейн (1946) писал, что эффективность включения обучаемого в работу определяется не только тем, что стоящие задачи ему понятны, но и тем, как они внутренне приняты им, т. е. какой они нашли «отклик и опорную точку в его переживании». Таким образом, эмоции, включаясь в познавательную деятельность, становятся ее регулятором (Елфимова, 1987, и др.).

П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повторного совершения ошибок, блокируют образование условного рефлекса. Показательны в этом плане эксперименты на крысах. Когда им вводили морфин прямо в желудок, что быстро вызывало у них положительное эмоциональное состояние, условный рефлекс вырабатывался; когда же морфин вводили через рот, то благодаря своему горькому вкусу он перестал быть подкреплением условного сигнала, и рефлекс не вырабатывался (Симонов, 1981).

Н. А. Леонтьев обозначал эту функцию эмоций как следообразование, что приводит к появлению «знаемых» целей (средств и путей удовлетворения потребностей), т. е. целей, которые приводили ранее к успешному удовлетворению потребностей.

Особенно ярко эта функция проявляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний человека. Таким образом, эмоции участвуют в формировании личного опыта человека.

Механизм, задействованный в осуществлении эмоциями подкрепляющей функции, в современной психологии называется мотивационным обусловливанием. О значимости этого механизма писал еще Б. Спиноза: «Вследствие одного того, что мы видели какую-либо вещь в аффекте… мы можем ее любить или ненавидеть» (1957, с. 469). В наше время об этом же пишет Я. Рейковский: «…Нейтральные раздражители, которые предшествуют появлению эмоциогенных раздражителей или их сопровождают, сами приобретают способность вызывать эмоции» (1979, с. 90). А это значит, что они становятся значимыми, начинают учитываться при мотивации действий и поступков.

Большое внимание уделил мотивационному (я бы сказал - эмоциональному) обусловливанию В. К. Вилюнас. «С психологической стороны, а именно при учете того, что выработка условной связи означает изменение субъективного отношения к условному раздражителю, этот механизм может быть изображен в виде передачи эмоционального (мотивационного) значения… новому содержанию», - пишет он (1990, с. 50). Главным «воспитателем» в случае обусловливания, по мнению Вилюнаса, является конкретная и реально воспринимаемая ситуация.

В этом случае от воспитателя может не потребоваться даже никаких разъяснений, наставлений, нотаций. Например, «когда ребенок обжигает себе палец или устраивает пожар, то боль и страх в качестве реальных подкреплений без дополнительных разъяснений придают новое мотивационное значение спичкам и игре с ними, приведшей к этим событиям» (Там же, с. 74).

В отношении обучения и воспитания детей это значит, что, для того чтобы воздействие воспитателя или педагога стало значимым для ребенка, его нужно сочетать с испытываемой ребенком в данный момент эмоцией, вызванной той или иной ситуацией. Тогда это воздействие, слова воспитателя получат у воспитуемого эмоциональную окраску, а их содержание приобретет для его будущего поведения мотива ционную значимость. Но это означает, что педагог может рассчитывать лишь на случай, на то, что нужная ему эмоциогенная ситуация возникнет сама собой и тогда он ее использует в воспитательных целях.

Вилюнас отмечает, что эмоционально-мотивационное обусловливание иногда принимает характер латентного (я бы сказал - отставленного) воспитания. Этот феномен проявляется в том, что ранее не принятое человеком всерьез назидание при непосредственных эмоциогенных воздействиях впервые получает подкрепление (человек осознает правоту этого назидания: «жаль, что не послушался…»).

Говоря о важности и необходимости эмоционально-мотивационного обусловливания в процессе воспитания ребенка, В. К. Вилюнас понимает ограниченность его использования и в связи с этим приводит высказывание К. Д. Ушинского: «Если бы всякое вредное для телесного здоровья действие человека сопровождалось немедленно же телесным страданием, а всякое полезное телесным наслаждением, и если бы то же отношение существовало всегда между душевными наслаждениями и страданиями, то тогда бы воспитанию ничего не оставалось делать в этом отношении и человек мог бы идти по прямой дороге, указываемой ему его природой, так же верно и неуклонно, как магнитная стрелка обращается к северу» (1950, т. 10, с. 512-513). Однако, отмечает Вилюнас, «поскольку природной предопределенности к развитию собственно человеческих мотиваций нет, они могут возникать лишь вследствие целенаправленного их формирования. Очевидно, эта задача является одной из главных, решаемых в практике воспитания» (1990, с. 61).

Поскольку эмоционально-мотивационное обусловливание чаще всего педагогам осуществлять не удается, они вынуждены своими воздействиями не только передавать детям то или иное содержание, но и одновременно пытаются вызвать у детей путем создания образов, представлений эмоциональный отклик (этот способ мотивирования Вилюнас называет мотивационным опосредствованием). Взрослый вынужден специально организовывать это опосредствование, пытаясь добиться того же эффекта, что и при эмоционально-мотивационном обусловливании, «долго и с впечатляющими деталями рассказывая об ужасах, к которым может привести игра со спичками». Эмоциональный отклик возникает в том случае, когда словесное мотивационное воздействие задевает какие-то струны в душе ребенка, его ценности. Правда, у детей это сделать гораздо труднее, чем у взрослых. Как пишет Вилюнас, эмоция из-за отсутствия непосредственных эмоциогенных воздействий перестает быть неминуемой и возникает в зависимости от искусства воспитателя, готовности воспитываемого вслушиваться в его слова (ребенок, втайне ожидающий окончания надоевших ему назиданий, вряд ли будет испытывать те эмоции, которые взрослый предполагает у него вызвать) и других условий. Именно трудность актуализации эмоций таким путем, по мнению Вилюнаса, является главной причиной малой эффективности повседневных воспитательных воздействий и попыток компенсировать ее настойчивостью и количеством этих воздействий - и с этим нельзя не согласиться.

Кроме того, вызванный таким образом эмоциональный отклик по своей интенсивности уступает спонтанно возникающей эмоции, так как ни страшных ожогов, ни горя пострадавших от пожара, т. е. того, что служило бы безотказным подкреплением, при таком воспитательном воздействии нет, а только должно быть представлено ребенком.

Декларируя необходимость наличия в процессе обучения положительного эмоционального фона, психологи и педагоги мало уделяют внимания изучению вопроса, что на самом деле имеет место в учебном процессе. Между тем исследования свидетельствуют о явном эмоциональном неблагополучии учебного процесса. Н. П. Фетискин (1993) обнаружил состояние монотонии (скуки) у студентов на лекциях многих преподавателей, у школьников на уроках, у учащихся ПТУ в процессе их производственного обучения. И. А. Шурыгиной (1984) выявлено развитие скуки на занятиях в детских музыкальных школах. А. Я. Чебыкин (1989а) показал, что эмоции, которые студенты хотели бы испытывать на занятиях, не совпадают с эмоциями, которые они испытывают реально (вместо увлечения, радости, любопытства часто отмечаются безразличие, скука, боязнь). Он также рассмотрел вопрос о том, какие эмоции сопутствуют разным этапам усвоения учебного материала (Чебыкин, 19896).


План

2. Борьба политических сил за массы в условиях двоевластия. Три кризиса Временного правительства

3. Корниловский мятеж. Нарастание общенационального кризиса осенью 1917 года

4. Захват власти большевиками. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты Советской власти

1. Февральская революция 1917 года. Образование двоевластия

В начале 1917 г. обстановка в России обострилась. Накопившееся недовольство народа искало выхода. Чувствовалось приближение революционного взрыва, но никто не ожидал, что он наступит так скоро.

Февральская революция 1917 г. в Российской Империи произошла под лозунгами «мира, хлеба, свободы» 1 . Она началась в столице - Петрограде, но быстро распространилась на фронты, в другие города и села великой империи.

Причины февральской революции следующие:

1. Продолжавшаяся уже третий год неудачная война, ненавистная всему народу, особенно солдатам, рабочим и крестьянам, а также небогатым горожанам (мещанам, служащим, студентам, гимназистам, ремесленникам).

2. Кризис верховной власти:

a) император Николай II - Верховный главнокомандующий потерял авторитет и доверие у офицеров и генералов армии, у командующих фронтами и флотами из - за неспособности успешно вести войну и управлять империей;

б) Государственный совет и Совет Министров также утратили способность управлять страной и потеряли доверие армии и народа, всех оппозиционных сил, левых и правых, особенно промышленников и банкиров;

в) Святейший синод и православная церковь в тяжелейших условиях войны и кризиса верховной власти не смогли оказать необходимое влияние на государственную власть и народ, чтобы избежать катастрофы. В результате распалась идейная основа Российской Империи - «православие, самодержавие и народность».

3. Кризис продовольственного снабжения городов. Сокращение поставок хлеба в Петроград и Москву было вызвано неспособностью правительства организовать закупку у крестьян сельскохозяйственных продуктов и их доставку в города. Причиной продовольственных трудностей и очередей за хлебом было нежелание крестьян продавать зерно за обесценивающиеся деньги, а также вследствие недостатка промышленных товаров в торговле. Недостаток хлеба, очереди за ним, рост цен, спекуляция продуктами вызвали недовольство населения столицы, которое было поддержано солдатами тылового Петроградского гарнизона.

4. Кризис экономики государства: а) товарообмен был нарушен; б) финансы расстроены инфляцией; в) пути сообщения, главным образом железные дороги, не справлялись с перевозками продовольствия и военных грузов; г) резко упала производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве.

Весь комплекс социально - политических причин вызвал стихийное возмущение населения столицы, поддержанное армией и оппозицией, что в условиях военного времени привело государство к катастрофе - народной революции по всей стране и свержению династии Романовых.

Левые партии усилили антиправительственную и антивоенную агитацию, которая находила все больший отклик у населения. Однако и меньшевики, и большевики оценивали ситуацию как не созревшую для революции и были против выступления в ближайшие месяцы.

Большевики призывали рабочих к политическим демонстрациям и забастовкам. Полиция производила аресты членов Петроградского комитета большевиков, обыски в рабочей группе ЦВПК и арестовала ее, считая, что группа является главным центром оппозиции.

14 февраля 1917 г. открылась сессия Государственной думы, последняя в ее истории. В этот день состоялись демонстрации рабочих, которые двинулись к центру города с антивоенными лозунгами «Долой войну!» 1 , «Да здравствует свобода!» 1 . Состоялся митинг рабочих и студентов. Бастовало более 24 тыс. рабочих 50 предприятий.

23 февраля (8 марта) в Международный день работниц по призыву ЦК и Петроградского комитета большевиков забастовали работницы фабрик Выборгской стороны, к ним присоединились рабочие мужчины. В этот день в городе бастовало до 130 тыс. человек - более 30% всех рабочих. Колонны демонстрантов прошли в центр города с красными флагами и антивоенными лозунгами.

В последующие дни число бастовавших превысило 200 тыс. человек. В демонстрациях участвовали десятки тысяч. Власти на помощь полиции вызвали войска, которые преграждали путь к центру столицы. Начались аресты членов революционных партий.

26 февраля Николай II, получив доклады о событиях в столице, приказал командующему войсками Петроградского округа генералу Хабалову прекратить беспорядки. Солдатам были выданы патроны, офицеры приказали стрелять. Среди демонстрантов появились раненые и убитые. Однако одна из рот Павловского полка отказалась стрелять в народ и открыла огонь по конной полиции, но была разоружена. В казармах начались волнения.

27 февраля в Волынском полку солдаты убили офицера и, забрав винтовки, покинули казарму. К ним примкнули солдаты еще двух полков. Более 20 тыс. солдат присоединились к рабочим. Они освободили политических заключенных из тюрем. Так началось вооруженное восстание в Петрограде. Бастовало уже 80% рабочих. В этот день на сторону народа перешло 25 тыс. солдат, к вечеру их стало 67 тыс.

На заседании Думы был зачитан указ императора о перерыве сессии. Однако совет старейшин принял решение, чтобы депутаты не разъезжались. К Таврическому дворцу подошла толпа солдат и рабочих. Чтобы предотвратить кровопролитие, председатель фракции трудовиков А.Ф. Керенский заменил караул Думы восставшими солдатами.

Вечером 27 февраля (12 марта) 1917 г. в Таврическом дворце были созданы два органа управления страной: по инициативе П.Н. Милюкова - Временный комитет Государственной думы и Петроградский совет рабочих депутатов.

28 февраля члены Совета Министров были арестованы и предстали перед Чрезвычайной следственной комиссией. Старый режим сдал власть в России почти без сопротивления. Генерал Хабалов, потеряв контроль над положением в Петрограде, 28 февраля приказал последним защитникам царской власти сложить оружие.

Выборы в Петросовет в разгар революции дали преимущество эсерам и меньшевикам. Большевики оказались на вторых ролях. Их численность не превышала 20 тыс. Наиболее авторитетные большевики находились в эмиграции или в ссылке. Их лозунги поражения своего правительства в войне были мало популярны.

Эсеро-меньшевистские лидеры Исполнительного комитета Петросовета считали, что после буржуазной революции власть должна перейти к буржуазии, так как пролетариат не сможет управлять государством, особенно в условиях войны и разрухи. Поэтому предложение большевиков о создании Временного революционного правительства Советом не было принято. 2 марта на заседании Исполкома Петросовета было решено передать власть Временному правительству.

В то время, когда в Петрограде победило восстание народа и образовались Временный комитет Думы и Исполком Петроградского совета, Николай II направился из Ставки (Могилев) к столице. Поезд был остановлен восставшими солдатами, и он вернулся в Псков. Начальник штаба Ставки запросил по телеграфу согласие главкомов на отречение, Николая II от престола.

2 марта, Николаю II доложили ответные телеграммы от главнокомандующих фронтами. Они считали, что после восстания в Петрограде, во имя спасения России и удержания спокойствия в армии на фронте, необходимо отречение Николая II от престола. Император согласился с их мнением и подписал проект манифеста об отречении от престола за себя и царевича Алексея в пользу своего брата - великого князя Михаила.

В Петрограде после совещания с лидерами Думы великий князь Михаил Александрович 3 марта подписал манифест о своем отречении от престола, поручив власть до созыва Учредительного собрания Временному комитету Государственной думы.

Так прекратила существование Российская Империя и закончилась династия Романовых, правившая страной более 300 лет. Юридически власть в России, ставшей буржуазной республикой, перешла к Временному правительству, преемнику Временного комитета Думы. Правительство возглавил князь Г.Е. Львов, бывший председатель Земгора, близкий к октябристам. Большинство в правительстве составили кадеты.

Февральская революция в России привела к следующим результатам:

1. В государстве фактически установилась буржуазная республика.

2. Создалось двоевластие в стране: Временное буржуазное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым почти без реальной власти и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, поддержавший Временное правительство на условиях проведения им согласованной с Советом внутренней и внешней политики. Петроградский совет поддерживали местные Советы рабочих и крестьян и комитеты солдат и матросов.

3. Окопная война продолжалась. На фронтах было затишье, происходило братание солдат. Мир с Германией заключен не был, действовал лозунг правительства - «оборона революционной России».

4. Старый государственный аппарат в центре и губерниях постепенно заменялся новым.

5. Проблемы экономики и финансов продолжали обостряться.

После отречения от престола императора Николая II и его брата великого князя Михаила Александровича 2 марта 1917 г. делегаты Временного комитета государственной Думы и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов приступили к переговорам по вопросу формирования правительства и его программы. Руководители Петросовета соглашались оказать ему поддержку при условии осуществления реальной демократизации общественно - политической жизни. Это условие было принято, после чего сформировалось первое в истории России демократическое правительство. Его возглавил председатель Союза земств и городов, член кадетской партии Георгий Евгеньевич Львов.

Во Временное правительство вошли преимущественно председатели партий кадетов и октябристов, включая их лидеров - Павла Николаевича Милюкова и Александра Ивановича Гучкова. Министром юстиции стал эсер Александр Федорович Керенский.

Временное правительство в своей политике исходило из целей модернизации социально - экономических основ существовавших порядков, но отнюдь не их разрушения. Предполагались модернизация политического устройства с ориентацией на передовые западные страны, а также продолжение войны до победного конца.

Временное правительство провело целый ряд глубоких демократических преобразований в общественно - политической жизни страны. Были провозглашены гражданские свободы, объявлена амнистия политзаключенным, отменена смертная казнь, проведена чистка высшего командного состава в армии, отменены военно-полевые суды. Были реорганизованы органы местной власти: вместо отстраненных губернаторов и других представителей царской администрации назначены губернские и уездные комиссары Временного правительства. В мае - июне 1917 г. правительство провело земскую реформу: земства были созданы во всех губерниях и областях России, введены волостные земства. Было объявлено о прекращении всякой сословной, национальной и религиозной дискриминации, признано право Польши и Финляндии на независимость, обещана автономия национальным меньшинствам с предоставлением им всех гражданских прав.

Для упорядочения отношений рабочих и предпринимателей были созданы Министерство труда, примирительные камеры, биржи труда. 8-часовой рабочий день законодательно не был закреплен, но фактически был введен явочным порядком. Началась подготовка экономических реформ. Но продолжавшаяся война в отсутствие у правительства прочной опоры в стране ограничивали возможности их проведения. Многие решения откладывались до созыва Учредительного собрания.

27 марта правительство обнародовало Декларацию о мире без аннексий и контрибуций. В ней подчеркивалось, что цель свободной России - утверждение прочного мира на основе самоопределения народов. Вместе с тем Декларация содержала обязательства выполнить все прежние договоры с союзниками.

Политическая ситуация, при которой не только правительство, но и Советы, прежде всего Петроградский, обладали реальной властью (без санкции Совета, например, правительство не могло использовать вооруженные силы), характеризовалось В.И. Лениным как «двоевластие». Оно представляло собой противостояние различных социальных и политических сил. Правительство опиралось на поддержку в первую очередь буржуазных, предпринимательских слоев, интеллигенции, офицерства и т.д. Советы же олицетворяли так называемую революционную демократию - пробудившихся к политической жизни рабочих и солдат, имели большое влияние в воинских частях, среди железнодорожников; под их контролем находились почта и телеграф. Временное правительство не располагает какой-либо реальной властью, и его распоряжения осуществляются лишь в таких случаях и размерах, как допускает Совет рабочих и солдатских депутатов. Наличие и противостояние двух властей не могло быть сколько-нибудь длительным.

2. Борьба политических сил за массы в условиях двоевластия. Три кризиса Временного правительства

После Февральской революции под воздействием вовлечения в общественную жизнь широких масс населения произошел заметный сдвиг влево. Монархические и праволиберальные партии постепенно сходят с политической арены.

Наиболее крупной буржуазно-либеральной партией оставалась партия кадетов (70 тыс. человек), которая ставила своей целью создание правового государства и взяла курс на введение в стране республиканской формы правления. В то же время кадеты выступили за продолжение войны, отсрочку проведения экономических реформ до созыва Учредительного собрания и против немедленного установления 8 - часового рабочего дня.

Самой крупной и влиятельной среди революционных сил была партия социалистов - революционеров (ПСР), которая надеялась, что Временное правительство реализует демократические требования ее программы: установление демократической республики, всеобщее бесплатное страхование рабочих, социализация земли и др. Эсеры считали возможным войти в состав Временного правительства.

Партия меньшевиков была организационно слабой, так как в ней действительно несколько фракций и отсутствовал центральный руководящий орган. Меньшевики выступали за сотрудничество с буржуазными партиями с целью осуществления демократических преобразований. По отношению к войне они оставались на позициях оборончества. Их лидеры считали несостоятельным курс большевиков на социалистическую революцию, так как, по их мнению, в России еще отсутствовала экономическая база для этого, пролетариат был мало числен и слаб, а уровень цивилизованности населения недостаточен.

Среди большевиков после свержения царизма не было единого мнения о перспективах развития революции.

Вернувшись в Россию 3 апреля 1917 г., В.И. Ленин резко изменил позицию большевиков. Он первым заявил о завершении этапа буржуазно - демократической революции и переходе к этапу социалистической революции. Ленин считал, что Петроградский Совет должен разорвать соглашение с Временным правительством и объявить себя единственной властью в стране. После этого большевики должны путем перевыборов добиться большинства в Советах и взять власть в России. Ленин призвал к установлению рабочего контроля за производством, национализации банков, конфискации помещичьих земель, национализации всей земли. Эта

программа была им изложена в «Апрельских тезисах», которые вызвали негодование и протест различных политических сил, прежде всего меньшевиков. Осуществляя демократические преобразования, Временное правительство в то же время проявило медлительность в решении таких неотложенных задач, как аграрная реформа, созыв Учредительного собрания, заключение мира. В народе росло недовольство его политикой, которое подогревалось острой критикой со стороны левых сил, особенно большевиков. В Петрограде в связи с нарушениями работы транспорта ощущалась острая нехватка продовольствия, одежды, топлива. Вследствие инфляции быстро обесценивалась зарплата, сокращалось производство, росла безработица. Вопреки декларации правительства от 27 марта о стремлении к миру министр иностранных дел П.Н. Милюков 18 апреля направил ноту союзным державам с заверением, что Россия выполнит все прежние военные обязательства.

Нота Милюкова вызвала взрыв недовольства, массовые демонстрации. Выдвигалось требование убрать Милюкова из правительства. В стране возник первый правительственный кризис.

25 апреля П.Н. Милюков подал в отставку, из состава правительства вышел и А.И. Гучков - военный министр. А.Ф. Керенский предложил пригласить в правительство представителей социалистических партий. 5 мая 1917 г. было сформировано первое коалиционное правительство.

Перед коалиционным правительством открывались перспективы плодотворной работы. Однако конфронтация в обществе обострялась. Правительство стало объектом критики и справа, и слева. Это мешало его успешной работе. К тому же нарастали противоречия в самом правительстве. Либералы стремились оттянуть принятие кардинальных реформ до Учредительного собрания и были сторонниками продолжения войны. Умеренные социалисты выступили за проведение аграрной и других реформ, за переговоры о мире без аннексий и контрибуций. Такие противоположные взгляды были препятствием для конструктивной работы правительства.

В результате деятельность нового состава Временного правительства оказалась неудачной. Наступление на фронте, начавшееся 18 июня, принесло огромные людские потери. Нарастали трудности в экономике. Попытки правительства стабилизировать экономическое положение нередко наталкивались на сопротивление предпринимателей. Они фактически саботировали выполнение социально - экономической программы правительства: введение арбитража социальных конфликтов, государственного контроля за производством и распределением.

Между тем все более масштабным становился самочинный захват земель и помещичьего инвентаря крестьянами. Правительство поручило подготовку аграрной реформы Главному земельному комитету. Коренные вопросы реформы вызвали глубокие разногласия в правительстве: кадеты предлагали выплачивать собственникам компенсацию за отчужденные земли, эсеры были противниками компенсаций, выступая за уравнительное землепользование.

Национальная политика Временного правительства также не была успешной. Назрел конфликт с украинской Центральной радой, поскольку, не дожидаясь согласия Временного правительства, Рада начала создавать свои местные органы власти, осуществлять автономию;

10 (23) июня 1917 г. Центральная рада в одностороннем порядке провозгласила автономию Украины.

Таким образом, правительство оказалось не в состоянии решить назревшие проблемы; социальные и национальные конфликты нарастали, война продолжалась. Поэтому новый кризис правительства стал неизбежным.

3-24 июня 1917 г. в Петрограде состоялся I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд отверг большевистскую резолюцию о переходе всей власти в руки Советов и принял резолюцию, предложенную меньшевиком Ф.И. Даном, о поддержке Временного правительства, одобрив курс на продолжение войны.

Во время работы съезда 18 июня состоялась демонстрация под лозунгами доверия Временному правительству. Партии меньшевиков и эсеров, представители которых входили а правительство и разделяли ответственность за его политику, стали терять былую популярность.

В начале июля министры - кадеты подали в отставку из - за несогласия с действиями Керенского, подписавшего соглашение, по которому Временное правительство признало Секретариат Рады своим органом власти на Украине. Кадеты сочли эту уступку чрезмерной. Наступил новый правительственный кризис. Им решили воспользоваться революционные солдаты Петрограда, недовольные решением правительства направить части Петроградского гарнизона на фронт.

Застрельщикам стали солдаты 1 - го пулеметного полка, находившиеся под влиянием большевиков и анархистов. Они направили на заводы и в воинские части своих агитаторов и организовали 3 июля мощную вооруженную демонстрацию.

Призывы Временного правительства и ЦИК Советов прекратить выступление не имели успеха. Тогда большевики попытались воспользоваться создавшейся ситуацией. Вечером 3 июля на совещании членов ЦК с делегатами Петроградской городской конференции большевиков и представителями от заводов и воинских частей была принята резолюция. Большевики предприняли первую серьезную попытку покончить с властью коалиционного правительства, «навязать с оружием в руках свои лозунги Советам».

организации большевиков заняли стратегические пункты города (Финляндский и Николаевский вокзалы, типографии ряда газет). Продолжающиеся демонстрации сопровождались перестрелками демонстрантов со снайперами, находившимися на крышах домов; 3 - 4 июля на улицах города было убито более 50 4 человек и около 650 4 ранено.

1) ЦИК Советов и Исполком Всероссийского съезда крестьянских депутатов обратились к войскам на фронте с призывом прибыть в Петроград и установить порядок.

2) В войсках гарнизона развернулась агитация против большевиков с обвинением Ленина в организации июльского выступления по указанию Германии.

Начиная с 5 июля в буржуазной и правой социал-демократической печати была развернута интенсивная кампания против большевиков, которых обвиняли в использовании денег германского правительства для революционной агитации и разложения русской армии. Идея о том, чтобы снабдить большевиков средствами для проведения революционной агитации в русской армии с целью ее разложения принадлежала бывшему российскому социал-демократу Александру Парвусу, который после эмиграции жил и занимался предпринимательством в Германии. Парвус предложил германскому правительству использовать политическую агитацию большевиков в интересах Германии. Именно поэтому германское правительство разрешило Ленину и другим большевикам беспрепятственно проехать через территорию своей страны в так называемом запломбированном вагоне.

Дискредитация большевиков в печати, вызов с фронта частей, верных Временному правительству, укрепили его положение и сделали возможным наступление на большевиков. 5 июля юнкера разгромили редакцию и типографию газеты «Правда» осадили бывший особняк балерины Кшесинской - резиденцию большевистского руководства. Правительственные войска заняли Петропавловскую крепость. Был отдан приказ об аресте Ленина и Троцкого и предании их суду по обвинению в государственной измене. По решению ЦК РСДРП(б) Ленин скрылся. Правительство разоружило и расформировало воинские части, участвовавшие в июльском выступлении. В действующей армии были запрещены митинги, введена смертная казнь за воинские преступления. Были закрыты большевистские газеты, запрещены митинги и собрания, разоружены отряды Красной гвардии.

После отставки пяти министров, в том числе Г.Е. Львова, главы Временного правительства, формирование его нового состава было поручено А.Ф. Керенскому. В новый состав второго коалиционного правительства, сформированного 24 июля 1917 г., вошли 8 социалистов и 7 либералов. Таким образом, вооруженное выступление рабочих, солдат и матросов 3-5 1917 г., возглавляемое большевиками, потерпело поражение. Власть Временного правительства на какое-то время укрепилась.

3. Корниловский мятеж. Нарастание общенационального кризиса осенью 1917 года

По мере развития политического процесса в России в 1917 г. становилось все более очевидным, что «центр», представленный либерально-демократическими силами, правым и центристским крылом революционной демократии, все более ослабевает. Основными являлись два альтернативных варианта: установление военной диктатуры правой ориентации или леворадикальной диктатуры, которую предлагали стране большевики. В конце лета 1917 г. была предпринята попытка реализации первого из указанных вариантов.

После июльских дней главной заботой А.Ф. Керенского стало укрепление положения правительства, расширение его социальной опоры, наведение порядка в армии.

После Февральской революции Корнилов одним из первых русских генералов занял антимонархическую позицию и присягнул на верность Временному правительству. Будучи назначенным командующим Петроградским военным округом, Корнилов пользовался авторитетом у высшего командного состава и офицерства, был популярен в казачьих войсках.

Приняв назначение, Корнилов разработал программу мероприятий по укреплению порядка и дисциплины в армии: уменьшение полномочий выборных армейских комитетов, восстановление дисциплинарных прав офицеров, введение смертной казни на фронте и в тыловых гарнизонах. Керенский медлил с утверждением такой жесткой программы, опасаясь протеста левых сил.

В условиях нарастания социальной и политической нестабильности в обществе Временное правительство в надежде укрепить свое положение выступило с инициативой созыва Государственного совещания. Его цель была сформулирована самим правительством: единение государственной власти с организованными силами страны.

Государственное совещание состоялось 12-15 августа 1917 г. в Москве, в Большом театре. На нем присутствовали депутаты Государственной думы всех созывов. Большевики в совещании не участвовали. Выступившие делегаты говорили о мерах, необходимых для спасения государства, причем многие из них считали необходимым установление твердой, сильной власти. Первым претендентом на роль «спасителя отечества» был генерал Корнилов.

Предложенная Корниловым программа нормализации положения в России через милитаризацию страны - создание «армии в окопах» 5 , «армии в тылу», «армии железнодорожников» - нашла в целом поддержку у Керенского. Большинство участников совещания поддержали Корнилова.

Таким образом, цель, поставленная правительством при созыве Государственного совещания, не была достигнута: определенная часть организованных сил страны единению существующей властью предпочитала установление в стране режима «твердой руки».

Итоги Государственного совещания, сдача немцам Риги (21 августа) побудили Керенского принять программу Корнилова. Он поручил помощнику военного министра Б.В. Савинкову подготовить проекты соответствующих указов и согласовать с Корниловым основные положения военной реформы. Для борьбы с возможным выступлением большевиков по просьбе Керенского Корнилов направил в Петроград 3-й конный корпус генерала Крымова.

В это время в ход событий вмешался В.Н. Львов, который явился к Керенскому и предложил свое посредничество в переговорах с рядом лиц об обновлении кабинета. В.Н. Львов дважды встретился с Корниловым, представившись доверенным лицом Керенского. Явно превысив свои полномочия, Львов (якобы от имени Керенского, а на самом деле от себя и своих единомышленников) предложил Корнилову на выбор следующие варианты укрепления власти: а) Керенскому предоставляются диктаторские полномочия; б) создается Директория, в состав которой войдет Корнилов; в) Корнилов становится диктатором, а Керенский и Савинков - министрами.

Верховный главнокомандующий предпочел третий вариант и направил Львова к Керенскому, чтобы согласовать план совместных действий. Львов встретился с Керенским и передал, что Корнилов требует отставки правительства, сосредоточения в своих руках всей полноты гражданской и военной власти, объявления Петрограда на военном положении. Одновременно в интересах безопасности он просит прибыть Керенского и Савинкова в Ставку, в Могилев. В ответ на это Керенский арестовал Львова, объявил о смещении Корнилова, обвинив его в измене, и получил от правительства диктаторские полномочия. Были даны срочные указания министру путей сообщения прекратить движение воинских эшелонов к Петрограду.

27 августа было опубликовано правительственное сообщение об «измене» Корнилова, в ответ на которое Корнилов заявил о том, что он действовал с «ведома правительства». В заявлении Корнилова, переданном утром 28 августа по радио из Ставки, говорилось, что «ему, сыну казака - крестьянина, лично ничего не надо, его цель - довести народ до Учредительного собрания, на котором и будет выбран уклад новой государственной жизни» 6 . не имея достаточных сил, Корнилов не представлял серьезной опасности для правительства. Далее Корнилов подчеркивал, что его вынудили выступить открыто. Таким образом, Корнилов начал мятеж лишь после того, как был обвинен Керенским в государственной измене.

Узнав о выступлении Корнилова, ЦИК Советов и Исполнительный комитет Совета крестьянских депутатов создали комитет народной борьбы с контрреволюцией, который организовал распределение оружия и боеприпасов по гарнизонам, охрану продовольственных складов. Подобные комитеты были созданы в 240 городах и населенных пунктах. В течение 28 и 29 августа большевики воссоздали отряды Красной гвардии; руководство профсоюза железнодорожников дало указание задержать продвижение к Петрограду воинских эшелонов. В корпус Крымова были направлены агитаторы. Никаких столкновений между войсками Корнилова и правительственными войсками не было.

29 августа Керенский дал указание Крымову прекратить движение войск к Петрограду, а самому прибыть в город. Крымов подчинился, войска остановились у Красного Села. Узнав от Керенского о своей отставке и о предстоящем расследовании его причастности к мятежу, Крымов застрелился. 1 сентября в Ставке был арестован генерал Корнилов.

Так закончился по существу не состоявшийся мятеж.

Для преодоления возникшего правительственного кризиса Керенский 1 сентября сформировал Директорию из пяти министров Временного правительства, которая взяла на себя всю полноту власти в стране вплоть до сформирования нового кабинета.

4. Захват власти большевиками. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты Советской власти

Осенью 1917 г. кризис в обществе продолжил углубляться. На Украине, в Белоруссии, центральных губерниях России крестьяне захватывали землю, грабили и сжигали помещичьи усадьбы, убивали их владельцев.

Росло недовольство рабочих: продолжала падать реальная заработная плата, не хватало продуктов и предметов первой необходимости, из-за массовых локаутов возрастала безработица. Расшатывалась трудовая дисциплина.

Дестабилизировали ситуацию в стране и национальные движения, против которых правительство принимало репрессивные меры. Так, было пересмотрено соглашение с Украинской радой, отвергнута идея созыва Учредительного собрания Украины, проведены аресты сторонников Финляндии, усилены гонения на крымских татар.

В этих условиях Керенский 1 сентября 1917 г. объявил Россию республикой и принял меры для укрепления власти Временного правительства, кризис которого продолжался. Большое значение он придавал созыву Демократического совещания, в котором предполагалось участие кооперативов, земств, муниципалитетов, политических партий и других сил. Совещание должно было решить, могут ли остаться в составе нового коалиционного правительства представители буржуазии.

Агитация большевиков в первой половине сентября в условиях продолжавшегося кризиса власти велась в духе мирного развития революции. Осуществляя эту тактику, большевики стремились завоевать все больше мест на Демократическом совещании и укрепить свои позиции в Петроградском Совете.

14-22 сентября в Петрограде проходило Всероссийское демократическое совещание. Его состав был весьма авторитетным и представительным. Совещание было призвано подвести «новые опоры» под шатающуюся власть Временного правительства, удержать революцию в рамках либеральной демократии, активизировав для этого кооператоров, деятелей профсоюзов, земств, муниципалитетов, казачество.

В конечном итоге сторонники коалиции с кадетами одержали победу. Большинство высказалось за коалицию. Участники совещания сформировали Всероссийский демократический совет (Предпарламент), призванный вплоть до Учредительного собрания открыто противостоять Советам, обеспечить передачу их функций думам, земствам, профсоюзам и другим общественным организациям, не допустить прихода к власти большевистской партии. Однако в силу глубокого раскола революционной демократии этот шанс не был реализован.

В середине сентября Ленин неожиданно отказался от мирного курса революции и направил из Финляндии в ЦК РСДРП(б) два письма, в которых поставил задачу практической подготовки к восстанию, в них он писал: «эту власть надо свергнуть». Это вызвало замешательство в руководящих кругах большевиков, которые продолжали намеченный Лениным курс, связывали взятие власти и образование нового правительства с созывом II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. На заседании ЦК РСДРП(б) 15 сентября предложение Ленина было отвергнуто. Большинство членов ЦК считали более реальным и менее болезненным получить власть на II Всероссийском съезде Советов, созвав его до Учредительного собрания, выборы в которое были назначены на 12 сентября, а открытие - на 28 ноября 1917 г. Поэтому большевики начали энергичную агитацию за скорейший созыв II съезда Советов.

В начале октября Ленин нелегально возвращается в Петроград и 10 октября созывает заседание ЦК, на котором принимается резолюция о вооруженном восстании.

Подготовку восстания проводили Военная организация при ЦК РСДРП(б) и Военно-революционный комитет при Петросовете.

Керенский и штаб Петроградского военного округа недооценивали угрозу, исходившую от большевиков; они считали, что восстание будет легко подавлено. Керенский слишком поздно (в ночь с 24 на 25 октября) отдал приказ прислать на защиту Временного правительства войска с фронта.

Вечером 24 октября 1917 г. отряды Красной гвардии и воинские части, действуя от имени Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, не встретив сопротивления, заняли мосты, почту, телеграф, вокзалы столицы. В течение нескольких часов Петроград перешел под контроль восставших. Только в Зимнем дворце продолжало заседать Временное правительство.

В ночь с 25 на 26 октября отряды ВРК под командованием Антонова - Овсеенко захватили Зимний дворец, где заседало Временное правительство, его министры были арестованы и препровождены в Петроградскую крепость. Керенского среди них не оказалось, так как утром 25 октября он отправился на Северо-Западный фронт за помощью.

Приступая к формированию органов новой власти, большевики исходили из марксистского положения о необходимости «до основания» сломать старый государственный аппарат - «оружие угнетения трудящихся». На его месте надлежало создать органы диктатуры пролетариата. Идею диктатуры пролетариата Ленин считал важнейшей в марксизме и уделял большое внимание ее разработке применительно к России.

Предполагалось, что диктатура пролетариата должна обеспечить широкую демократию для трудящихся при ограничении прав бывших «эксплуататорских классов». Но с первых же шагов своей деятельности советская власть ввела существенные ограничения прав трудящегося крестьянства, установив неравное по сравнению с рабочими представительство в органах власти. Была также ограничена свобода печати и слова. Признавалось естественным, что диктатура пролетариата опирается на насилие в отношении врагов революции, но вскоре оно распространилось на трудящиеся массы и оправдывалось «революционной целесообразностью».

Почти сразу оказалось, что диктатура пролетариата - это, по существу, диктатура компартии, а точнее, ее руководства, которое присвоило себе исключительное право определять интересы пролетариата и действовать от его имени.

Формой диктатуры пролетариата в России Ленин считал Советы. Их состав после Октября 1917 г. был весьма пестрым; кроме большевиков в них были представлены и другие социалистические партии. Спустя некоторое время руководство страны взяло курс на вытеснение из Советов других партий и установление в них монопольного влияния компартии. Декларировалось широкое участие в органах власти представителей трудящихся. Однако они находились под жестким партийным контролем.

Органы новой власти были сформированы на II Всероссийском съезде Советов, открывшемся 25 октября 1917 г. Из 1469 8 Советов, существовавших в то время в России, на съезде было представлено всего 402 8 . Из 518 8 делегатов, зарегистрированных к 25 октября, большевиков было 250 8 , 159 8 эсеров, 60 8 меньшевиков и других. Большинство делегатов съезда высказались за переход всей власти в руки Советов? - за «власть демократии». В начале работы съезда его покинула группа меньшевиков, правых эсеров, бундовцев в знак протеста «против военного заговора и захвата власти». В 3 ч ночи было получено сообщение о взятии Зимнего дворца и аресте Временного правительства. После этого съезд принял написанное Лениным обращение, в котором заявил о взятии всей полноты власти в свои руки.

На втором заседании, 26 октября, съезд сформировал органы власти. Высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом в период между съездами Советов стал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), в который вошли большевики, левые эсеры, социал-демократы интернационалисты и представители других соцпартий. Решения по государственным вопросам принимались сначала на заседаниях Политбюро ЦК РСДРП(б), а затем передавались в СНК для оформления их качестве декретов советской власти. Полномочия ВЦИК сводились в основном к ратификации или аннулированию уже вступивших в силу законов.

Новая власть позаботилась о создании «силовых структур». Для борьбы с врагами революции и саботажниками 7 декабря 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) во главе с Ф.Э. Дзержинским. Сначала ВЧК использовала такие меры борьбы, как конфискация имущества, лишение продовольственных карточек, опубликование списков врагов народа, аресты и тюремное заключение; позднее была введена высшая мера наказания - расстрел.

Придя к власти, большевики отказались от своего старого программного требования - замены армии всеобщим вооружением народа - и начали создавать революционную рабочее-крестьянскую армию. Законодательным актом, провозгласившим организацию новой армии, явилась «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» 9 от 3 января 1918 г. Строительство новой армии предполагало использование следующих принципов: формирование на добровольной основе исключительно из представителей рабочих и крестьян, привлечение военных кадров из старой русской армии, партийное руководство вей военной политикой.

Программа решения национального вопроса была сформулирована в принятой СНК 2 января 1917 г. «Декларации прав народов России». В ней провозглашалось равенство и суверенность народов России; их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств; отмена всех национальных и национально - религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнических групп, населяющих территорию России.

До принятия конституции ее роль играла «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», написанная Лениным для представления к утверждению Учредительным собранием. Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Вскоре после образования Советского правительства развернулась острая борьба за расширение его состава за счет представителей других социалистических партий. Руководство влиятельного профсоюза железнодорожников (Викжель), угрожая всеобщей железнодорожной забастовкой, потребовало создания коалиционного правительства.

Учитывая, что левые эсеры пользовались поддержкой крестьянства, большевики пригласили их войти в правительство и приняли их условия: отмена декрета о печати, запрещавшего «буржуазные газеты», включение в правительство представителей других социалистических партий, упразднение ВЧК, безотлагательный созыв Учредительного собрания. Закрытые газеты возобновили свою деятельность. Было объявлено, что правительство может быть пополнено представителями партий, признающих Октябрьский переворот; в состав ВЧК также были включены левые эсеры.

Принятие на II Всероссийском съезде крестьянских депутатов аграрной программы эсеров закрепили союз большевиков с левыми эсерами, что позволило большевикам удержаться у власти.

Современные взгляды на роль и значение Октябрьской революции в нашей истории:

1) революция положила конец двоевластию;

2) взяла власть в свои руки;

3) положила конец войне, что мешало развитию экономики государства;

4) дала волю народам;

5) дала власть рабочему классу крестьянства;

6) предложила народу простые лозунги, понятные всем людям («землю крестьянам», «власть народу», «конец войне», «хлеба» и т.д.);

7) в руководство пришли простые люди (рабочие и крестьяне);

8) экспроприация заводов и фабрик;

Революция дала «толчок» к началу революционно - освободительных движений в других странах.

Россия начала выходить на дипломатический уровень с новым лицом советского государства.

Литература

1. Щетинов Ю.А. История России. XX век. - М., 1999.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. - М., 1998.

3. Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 году. - Отечественная история, 1997 г., №1.

4. Сахаров А.Н. История России до начала XXI века. - М., 2006.

5. Шашкова О. Февральский излом. - Свободная мысль, 1997, №3

Подобные документы

    Причины и последствия социально-политического кризиса, начавшегося осенью и зимой 1916-1917 гг. Причины, характер и победа Февральской буржуазно-демократической революции. Становление двоевластия. Политика временного правительства и Петроградского Совета.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2011

    Причины и предпосылки к Февральской революции 1917 года. События восстания: забастовка рабочих, создание двоевластия, заключение мирного соглашения Петроградского совета с обществом фабрикантов. Свержение самодержавия и изменение политического режима.

    реферат , добавлен 07.09.2015

    Причины, приведшие к февральской революции 1917 года. События февраля 1917 года. Двоевластие. Структура государственной власти после февральских событий 1917 года. Причины, приведшие Россию к Октябрьской революции.

    реферат , добавлен 19.05.2003

    Характер второй русской революции, ее причины и цели. Формы борьбы, организаторы и движущие силы. События февральской революции 1917 года. Забастовка рабочих Путиловского завода (17 февраля). Всеобщая политическая стачка. Роспуск Государственной Думы.

    презентация , добавлен 04.04.2013

    Внутренние причины Февральской революции 1917 года. Особенности развития экономики в России. Ход событий Февральской революции 1917 года. Октябрьская революция и переход власти к Советам. Двоевластие в период между Февральской и Октябрьской Революциями.

    реферат , добавлен 09.02.2010

    Буржуазно-демократические революции в России: причины, характер, особенности революции 1905-1907 годов. Февральская революция 1917 года. Расстановка политических сил в условиях двоевластия. Историческое развитие России после свержения самодержавия.

    реферат , добавлен 21.01.2008

    Причины, задачи, итоги и движущие силы революций. Особенности первой русской революции: революционно-демократический и буржуазно-либеральный потоки. Превращение России в результате февральской революции 1917 года в одну из наиболее демократичных стран.

    реферат , добавлен 14.10.2009

    Основные предпосылки Февральской революции 1917 года. Краткий ход событий, происходящих в дни революции и после ее свершения. Отречение Николая II и падение монархии. Двоевластие, политика Временного правительства. Раскрепощение революционной стихии.

    реферат , добавлен 19.03.2016

    Анализ политической ситуации накануне Октябрьской революции, расстановка и действия политических сил. Исследование процесса созревания революции в обществе. Причины прихода к власти именно большевиков, а не какой-либо другой политической организации.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2009

    Предпосылки революции в России 1917 г: экономические, политические, социальные. Революционные события в Петрограде. Образование новых органов власти. Отречение Николая II от престола, двоевластие. Октябрьская революция: последний этап кризиса власти.

Февральская революция в кратком изложении поможет вам собраться с мыслями перед экзаменом и вспомнить, что вы помните из этой темы, а что нет. Это историческое событие явилось знаковым для истории России. Она открыла дверь в дальнейшие революционные потрясения, которые закончатся еще не скоро. Без усвоения этой темы бессмысленно пытаться понять дальнейшие события.

Стоит сказать, что события февраля 1917 года имеют очень большое значение и для современной России. В этом, 2017 году, исполняется столетие с тех событий. Я думаю, что перед страной стоят те же проблемы, что и перед царской Россией тогда: чудовищно низкий уровень жизни населения, наплевательское отношение властей к своему народу, который эти власти кормит; отсутствие воли и желания у верхов что-то менять в позитивную сторону. Но тогда не было телевизоров... Что думаете по этому поводу — пишите в комментариях.

Причины Февральской революции

Неспособность властей решить ряд кризисов, с которыми столкнулось государство в ходе Первой мировой войны:

  • Транспортный кризис: вследствие крайне небольшой протяженности железных дорог, возник дефицит транспорта.
  • Продовольственный кризис: в стране была крайне низкая урожайность, плюс крестьянское малоземелье и неэффективность дворянских имений привело к бедственному продовольственному положению. В стране ожесточился голод.
  • Оружейный кризис: три с лишним года армия испытала жесточайший дефицит боеприпасов. Только к концу 1916 года российская промышленность стала работать в необходимых для страны масштабах.
  • Нерешенность в России рабочего и крестьянского вопроса. Доля пролетариата и квалифицированного рабочего класса выросла в разы по сравнению с первых годами царствования Николая Второго. Не был решен вопрос ни о труде детей, ни о страховании труда. Зарплата была крайне низкой. Если говорить о крестьянах, то малоземелье сохранялось. Плюс в военное время чудовищно возросли поборы с населения, мобилизовали всех лошадей и людей. Народ не понимал, за что воевать и не разделял того патриотизма, которые испытывали верхи в первые годы войны.
  • Кризис верхов: только за 1916 год сменилось несколько высокопоставленных министров, что дало повод видному правому В.М. Пуришкевичу назвать это явление «министерской чехардой». Это выражение стало крылатым.

Недоверие простого народа, да и членов Государственной Думы, еще больше возрастало из-за нахождения при дворе Григория Распутина. О царской семье ходили постыдные слухи. Только 30 декабря 1916 года Распутина убили.

Власть пыталась решить все эти кризисы, но безуспешно. Созываемые Особые совещания успеха не имели. С 1915 года Николай Второй взял командование войсками на себя, несмотря на то, что сам находился в чине полковника.

Кроме того, по меньшей мере с января 1917 года зрел заговор против царя в среде высшего генералитета армии (генерал М.В. Алексеев, В.И. Гурко и пр.) и Четвертой государственной Думы (кадет А.И. Гучков и пр.). Сам царь знал подозревал о готовящемся перевороте. И даже приказал в середине февраля 1917 года усилить петроградский гарнизон за счет верных частей с фронта. Ему пришлось отдавать этот приказ трижды, поскольку генерал Гурко не торопился с его исполнением. В результате этот приказ так и не был выполнен. Таким образом на этом примере уже виден саботаж приказов императора со стороны высшего генералитета.

Ход событий

Ход событий февральской революции характеризовался следующими моментами:

  • Начало стихийных волнений народа в Петрограде и ряде других городов, предположительно из-за острой нехватки продовольсвия в международный женский день (по старому стилю — 23 февраля).
  • Переход на сторону восставших армии. Она состояла из тех же рабочих и крестьян, которые остро понимали необходимость перемен.
  • Сразу возникли лозунги «Долой царя», «Долой самодержавие», что предопределило падение монархии.
  • Стали возникать параллельные органы власти: Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, по опыту Первой русской революции.
  • 28 февраля Временный комитет Государственной думы объявил о переходе власти в свои руки вследствие прекращения функционирования правительства Голицына.
  • 1 марта этот комитет получил признание Англии и Франции. 2 марта представители комитета отправились к царю, который отрекся в пользу брата Михаила Александровича, а тот 3 марта — в пользу Временного правительства.

Результаты революции

  • Монархия в России пала. Россия стала парламентской республикой.
  • Власть перешла в буржуазному Временному правительству и Советам, многие считают, что началось двоевластие. Но на самом деле никакого двоевластия не было. Тут масса нюансов, которые я раскрыл в своем видеокурсе «История. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов».
  • Многие рассматривают эту революцию как первым шагом .

С уважением, Андрей Пучков