Человек в футляре читать краткое содержание. Конфликт в среде интеллигенции и необходимость кардинальных перемен. Основные мысли произведения

Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина

Много прекрасных стихотворений А.С. Пушкин посвятил своим друзьям. Дружба была для него той силой, которая объ­единяет людей, спасает от жизненных невзгод. Многих дру­зей поэт приобрел еще в лицее и сохранил эти отношения на всю жизнь. Светскому обществу, в котором Пушкин должен был вращаться, он предпочитал узкий круг по-настоящему близких людей.

И, признаюсь, мне во сто крат милее Младых повес счастливая семья.

Где ум кипит, где в мыслях волен я,

Где спорю вслух, где чувствую живее,

И где мы все — прекрасные друзья,

Чем вялые, бездушные собранья…

Так поэт писал в 1819 году в «Послании к кн. Горчакову». Пушкина объединяло с его лицейскими друзьями свободо­мыслие, живые чувства, любовь к искусству. Все это рождало особые стихи — живые, искренние, исполненные любви. Од­нако тема дружбы претерпела определенную эволюцию в твор­честве поэта.

В ранней лирике Пушкина возникает образ дружеской пи­рушки («К студентам»). Однако уже здесь образы друзей-лице­истов конкретизируются, обретая свои характерные черты. Так, Галич — «Эпикура младший брат», Дельвиг — «ленивец сон­ный», «Парнасский волокита», Горчаков — «красавец молодой» и «сиятельный повеса», Илличевский — «остряк любезный», Пущин — «товарищ милый, друг прямой», Малиновский — «повеса из повес», Вильгельм — «писатель», автор скучных сти­хов. Послание «К студентам» было написано в 1814 году. Все стихотворение пронизано юным восторгом, жизнерадостнос­тью. В нем поэт отдает дань молодости, общению с людьми, близкими по духу, по интересам. «Под стол холодных мудрецов», «Рассудок, бог с тобою!..» — восклицает юный поэт. Те же моти­вы пира в звучат послании «Друзьям».

Другое послание — «Мое завещание друзьям». В нем в шут­ливой форме поэт говорит о том, как отлетит «веселой тенью» «Натихой берег вод забвенья». И он оставляет друзьям свое заве­щание:

И пусть на гробе, где певец Исчезнет в рощах Геликона,

Напишет беглый ваш резец:

«Здесь дремлет юноша-мудрец,

Питомец нег и Аполлона».

Дружба в этом стихотворении расценивается как святое чув­ство, узы ее «священны».

Мотив братского круга, встречи старых друзей возникает в «Элегии» («Опять я вам, о юные друзья!»). В соответствии с жан­ром в этом произведении звучит мотив печали, горести, забве­нья. В стихотворении «И я слыхал, что божий свет…» дружба сравнивается с любовью, страстью, но поэт отдает предпочтение последней. Романтический мотив разочарования в дружбе зву­чит в стихотворении «Дружба»:

Что дружба? Легкий пыл похмелья,

Обиды вольный разговор,

Обмен тщеславия, безделья Иль покровительства позор.

Тот же романтический мотив возникает в стихотворении «В.Ф. Раевскому» («Ты прав мой друг, — напрасно я презрел»):

Но все прошло! — остыла в сердце кровь,

В их наготе я ныне вижу —

И свет, и жизнь, и дружбу, и любовь,

И мрачный опыт ненавижу.

Мотив сомнения в привычных жизненных ценностях звучит в стихотворении «Демон».

Прекрасные строки поэт посвятил П.Я. Чаадаеву, который был его близким другом и имел на него большое влияние:

О, неизменный друг, тебе я посвятил И краткий век, уже испытанный судьбою,

И чувства, может быть спасенные тобою!

(«Чаадаеву», 1821).

Ряд стихотворений поэт написал на лицейскую годовщину: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»), «19 октября 1827» («Бог помочь вам, друзья мои»), «19 октября 1828» («Усер­дно помолившись богу»).

Первое стихотворение «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор») было создало в 1825 году. Оно построено на основе антитезы. Жанр — дружеское послание. Нынешнее одиночество поэта (он находился в ссылке в Михайловском) противопостав­лено образу лицейского братства. Открывается стихотворение мотивом памяти. Поэт помнит обо всех друзьях: и о пирующих «набрегах Невы», и отех, коштам нынче «недосчитались». Здесь Пушкин имеет в виду умершего в Италии Корсакова:

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной Он тихо спит…

Моряк Матюшкин, «волн и бурь любимое дитя», тоже не смог присутствовать на этом празднике, потому что отправился в кру­госветное путешествие. Поэт вспоминает о своих встречах с тре­мя друзьями — Пущиным, Дельвигом и Горчаковым. Пущин и Дельвиг навещали его в Михайловском, с Горчаковым Пушкин

виделся, когда тот приезжал к своему дяде, жившему неподалеку от Михайловского. Вильгельм Кюхельбекер стал настоящим бра­том Пушкина — «по музе, по судьбам». В этом стихотворении поэт создает образ дружества святого, лицейского братства.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Стихотворения, посвященные дружбе, занимают огромное место в творческом наследии Пушкина. Они относятся к интимной лирике. Поэтому неразрывна их связь с обстоятельствами личной жизни поэта, с его счастливыми и беззаботными лицейскими годами. И во вступительной части сочинения следует акцентировать внимание на том, как много значила для Пушкина дружба, назвать нескольких самых близких его друзей.

В сочинении на эту тему можно развить мысль о том, как дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, как именно она поддерживала его веру в людей, делала окружающий мир щедрее и прекраснее.

Кроме того, в главной части сочинения необходимо сказать о том, что Пушкин понимал дружбу как прочный братский союз не просто симпатичных друг другу людей, но и единомышленников, объединенных общими благородными целями и идеями.

Построить сочинение на эту тему можно по-разному. Например, начать разговор с того, какое представление о дружбе было у Пушкина в лицейские годы, как оно непосредственно и остроумно отразилось в шутливом стихотворении "Пирующие студенты", написанном пятнадцатилетним поэтом. Затем проследить, как постепенно менялось его отношение к дружбе, как оно становилось глубже и серьезнее. В этой связи можно проанализировать стихотворения "Чаадаеву", "19 октября", "И. И. Пущину", "Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался".

Завершить сочинение на данную тему можно размышлениями о том, какое воздействие на читателя любого времени оказывают пушкинские стихи о дружбе, как они помогают формировать нравственный облик человека, учат его высоко ценить одно из самых светлых и сильных человеческих чувств.

Примерный текст сочинения

Читая стихи Пушкина, мы невольно попадаем под обаяние не только его изумительного поэтического дара, но и других высоких и прекрасных талантов, среди которых есть особый - талант дружбы. Вся его поэзия воспринимается как восторженный гимн этому прекрасному чувству.

Истоки такого понимания дружбы берут начало в счастливых лицейских годах, когда он впервые проникся духом братства и товарищества, когда встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Это И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер и многие другие. С годами круг друзей расширяется. Это поэты, писатели, воины, художники, музыканты и, конечно же, лучшие люди эпохи с трагической и славной судьбой - декабристы.

Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе, - "Пирующие студенты". Когда читаешь эти искрящиеся юмором и весельем строчки, с трудом веришь, что они принадлежат пятнадцатилетнему поэту. С удивительной легкостью набрасывает он шутливые портреты друзей, собравшихся у праздничного стола, акцентируя внимание на смешных черточках их характера. Причем эти подтрунивания далеко не всегда безобидны. Немало огорчений доставляют чувствительному и неуклюжему Кюхле такие строки:

Писатель, за свои грехи

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.

Юный поэт явно испытывает наслаждение от собственного поэтического дара, воспринимая дружбу как счастливый, но случайный союз радости и свободы. Значит друзей объединяют здесь веселое застолье, взаимные шутки и освобождение на какое-то время от "холодных мудрецов" и "ученых дураков".

Через год после окончания лицея в стихотворении "Чаадаеву" Пушкин будет с легкой грустью вспоминать об этой беззаботной поре.

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.

Пушкин замечательно передает здесь ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходится расставаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Но эти естественные утраты заменяются новым, широким взглядом на мир, который заставляет поэта почувствовать свою ответственность за то, что происходит с его страной, и обратиться с прекрасным призывом не только к своему другу, но и ко всей свободомыслящей молодежи России.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Отзвуки славных лицейских лет мы слышим во многих пушкинских стихотворениях о дружбе. Его поэтический шедевр "19 октября", написанный в 1825 году, посвящен годовщине открытия лицея. Начальные строки стихотворения овеяны грустью. И это естественно. Осень - это пора увядания природы, которую особенно тонко чувствовал поэт. Это настроение усугубляется мрачными личными обстоятельствами: поэт находится в ссылке, он несвободен и даже лишен возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но мыслями, душой он был с ними.

Воображение поэта рисует облик милых и дорогих его сердцу людей, которые сейчас, конечно же, вспоминают о нем. Воспоминания о них наполняют его душу радостью. Поэт больше не одинок. Дружба спасает его от "сетей судьбы суровой", помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен, -

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Последней для Пушкина 25-летней годовщине лицея посвящено стихотворение "Была пора: наш праздник молодой..." Начало стихотворения возвращает поэта к беззаботной лицейской поре, запечатленной им много лет назад в "Пирующих студентах". Но как переменились участники праздничного застолья!

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш;

Меж нами речь не так игриво льется,

Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех средь песен раздается,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с ее беспечностью и наивностью и зрелость с ее горьким опытом. Время неумолимо. Оно меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события, которые ураганом пронеслись над Россией: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади... Дружба в этом стихотворении предстает как совместно прожитая жизнь людей одного поколения, сумевших сохранить единство перед лицом истории.

Пушкинские стихи о дружбе даровали этому поколению бессмертие, создали идеал, к которому мы невольно стремимся, может быть, впервые в жизни задумавшись о том, как много значит в жизни человека дружба, каким щедрым и терпимым ты должен быть, чтобы и твою жизнь озарило такое сильное и прекрасное чувство.

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Тема дружбы в творчестве А. С. Пушкина занимает значительное место. Дружба была понятием священным и особо значимым, вынесенным поэтом из Лицея. Именно там воспитывались чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам. Лицеистов объединяли вольность мысли, любовь к искусству. И в дальнейшем Пушкин будет предпочитать круг друзей светскому обществу.
На протяжении всей жизни поэт пишет стихи, посвященные друзьям: “Дельвигу” (1817), “Чаадаеву” (1818, 1821), “Пущину” (1817), “Друзьям” (1822). Самые первые произведения на эту тему были написаны в лицейский период.
Одно из них – стихотворение “Пирующие студенты”. В нем слышится призыв к всеобщей радости, к наслаждению жизнью, и это объединяет друзей. Радость охватывает всех – веселится и сам автор, рисуя шутливые портреты друзей – Дельвига, Горчакова, Пущина, Малиновского, Корсакова, Яковлева и, наконец, Кюхельбекера.
Они как бы на время освобождаются от своих привычных забот и обязанностей:
Друзья! почто же с Кантом
Сенека, Тацит на столе,
Фольянт над фолиантом?
Под стол холодных мудрецов,
Мы полем овладеем;
Под стол ученых дураков!
Без них мы пить умеем.
Это стихотворение написано в 1814 году, когда Пушкин еще очень молод.
Надо сказать, что тема дружбы останется одной из важнейших в творчестве поэта и переживет определенную эволюцию. Так, в 1818 году появляется стихотворение “К Чаадаеву”. В нем ощущается сильная тоска от разлуки с друзьями, тоска по ушедшему детству.
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Но при этом можно заметить совершенно новые настроения поэта. Появляются более широкие взгляды на мир, доверяемые другу. В лирическом герое кипит дух свободомыслия, с которым он обращается к Чаадаеву:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
И вновь что-то важное объединяет друзей: им небезразлична судьба России, в них зарождается чувство ответственности за то, что происходит в стране.
Дружеская тема в лирике Пушкина очень разнообразна. Рассматривая стихотворение “И. И. Пущину”, мы можем доказать это утверждение.
“Мой первый друг, мой друг бесценный!” – восклицает поэт. В обращении к И. Пущину чувствуются личные, близкие нотки. Это уже не призыв к свободе и деятельности. Это выражение простой человеческой радости; искренняя любовь и привязанность к другу. Кроме того, цель поэта – поддержать друга в тяжелую минуту, так же как во время ссылки в Михайловское Пущин поддержал его.
Особое место в лирике Пушкина занимают стихотворения, посвященные дню открытия Лицея, который стал для поэта, да и для многих других воспитанников, местом, сплотившим их на всю жизнь. И этой дате поэт посвятил не одно произведение. Пожалуй, самое знаменитое – это “19 октября” (1825).
Оно было написано во время ссылки в Михайловское, в период разлуки с теми, кто был дорог автору, в период одиночества. Тоска увядающей природы гармонирует с внутренним состоянием Пушкина. Но автор не ощущает себя всеми покинутым: “Я пью один; и на брегах Невы меня друзья сегодня именуют…” Связь с друзьями настолько прочна, что оказывается выше политики, выше государственных запретов.
…здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я…
Наперекор воле царя лицеисты продолжают встречаться. “Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил…”; “И ты пришел, сын лени вдохновенный, о Дельвиг мой…”; “Мы встретились и братски обнялись…” – пишет Пушкин в обращении к Горчакову.
Дружба спасает его от “сетей судьбы суровой”, помогает преодолеть мучительность ссылки и дарит надежду на встречу в будущем:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Друзья поддерживали поэта в тяжелые времена конфликтов с властью, но вот пришла пора самому Пушкину в очередной раз выказать подтверждение своей преданности.
Конечно же, речь идет о взаимоотношениях поэта с декабристами и о стихотворении “Во глубине сибирских руд…”, посвященном им. В этом послании – как бы ответ, благодарность Пушкина и одновременно помощь; вера в друзей и моральная поддержка; согласие с ними, признание их правоты.
Необыкновенная внутренняя связь всегда объединяла лицеистов. Эта нить не обрывалась никогда. Такая братская дружба не раз помогала справляться с жизненными трудностями и вдохновляла поэта на создание замечательных стихотворений, которые по праву занимают особое место в русской литературе.

(No Ratings Yet)

  1. Пушкин… Воспоминание об этом замечательном поэте связано с его стихами о любви и дружбе, чести и Родине, с образами Онегина и Татьяны, Маши и Гринева. На протяжении вот уже почти...
  2. Обращаясь к теме дружбы в поэзии Александра Сергеевича Пушкина, нельзя не отметить, что истоки понимания поэтом этого чувства берут начало в его счастливых лицейских годах. Именно во время учебы в...
  3. Русская литература 1-й половины XIX века Как развивается тема свободы в лирике А. С. Пушкина? Любой общественный строй имеет свои недостатки. И в истории Древней Греции, и на современной карте...
  4. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова План I. Место темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова. II. Высокая гражданская миссия поэта. 1 . “Нет, я не Байрон,...
  5. Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина, как поэта, так и прозаика. Им были созданы такие произведения, как “Песнь о вещем Олеге”, “Бородинская годовщина”, “Полтава”, “Медный всадник”, “Борис Годунов”, “История...
  6. Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его...
  7. План 1. Человек и окружающий его мир. 2. Мы и наши друзья: А) что значит настоящая дружба; Б) друзей много не бывает. 3. Берегите друзей! Нет на земле несчастнее такого,...
  8. Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Творчество М. Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень...
  9. Историческая тема интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Два великих русских писателя обращались...
  10. Значительное место в творческом наследии М. Ю. Лермонтова занимает проблема взаимопонимания поэта и общества. Эти отношения рассматриваются как активные и часто даже враждебные. Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих...
  11. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства...
  12. …В мой жестокий век восславил я свободу…” А. С. Пушкин Идея свободной России проходит через все творчество Пушкина. Уже в своем раннем творчестве Пушкин выступал против несправедливости и деспотизма существующего...
  13. Тема любви является одной из составляющих теории чистого искусства, наиболее полно в русской литературе представленной в стихах Фета и Тютчева. Эта вечная тема поэзии тем не менее нашла здесь свое...
  14. Всеобъемлющая тема любви в лирике М. И. Цветаевой План I. О лирическом герое М. Цветаевой. II. Любовь – главная тема поэзии М. Цветаевой. 1. Чувство, не знающее границ. 2. Любовь...
  15. ТЕМА РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала мужество...
  16. Творчество любого поэта можно принимать или отвергать. Никто не заставит нас насильно любить Пушкина или М. Ю. Лермонтова, В. В. Маяковского или Б. Л. Пастернака – о вкусах не спорят....
  17. Русская литература 2-й половины XIX века Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева Тема любви является традиционной в русской поэзии. Каждый поэт, говоря о любви, вкладывает в свои произведения личный...
  18. Читая Лермонтова, нельзя не заметить, что в его стихах много трагических, скорбных тонов, его герои обречены на одиночество. Эти мотивы перекликаются с характером самого поэта. Звучат они и в любовной...
  19. КЛАССИКА С. А. ЕСЕНИН ТЕМА РОДИНЫ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА Тема Родины звучит, наверное, в творчестве всех поэтов, и у каждого по-разному. Вариации этой темы определяются историческими и социальными условиями,...
  20. Стихи Н. Рубцова близки каждому, кто задумывался о таких непреходящих жизненных ценностях, как любовь к родине, восхищение родной природой. В стихах Рубцова находят отражение его самые сокровенные мысли о родине,...
  21. Марина Ивановна Цветаева вошла в поэзию Серебряного века как яркий и самобытный художник. Ее лирика – это глубокий, неповторимый мир женской души, бурный и противоречивый. В духе своего времени, с...
  22. ТЕМА ЖЕНСКОЙ ДОЛИ В ЛИРИКЕ Н. А. НЕКРАСОВА Н. А. Некрасова по праву можно назвать певцом женской доли. В своем творчестве он не раз обращался к судьбе русской женщины, в...
  23. В 1820 году Пушкин Был выслан из Санкт-Петербурга в Кишинев за вольнодумство, однако очень болезненно переживал свое вынужденное путешествие. Поэтому друзья поэта, чтобы как-то его развлечь, предложили ему по пути...
  24. Стихотворение “Деревня” относится к ранним произведениям Пушкина и является примером вольнолюбивой лирики поэта. После окончания лицея молодой Пушкин поселился вместе с родителями в доме на Фонтанке и с головой окунулся... Александр Сергеевич Пушкин, работая над романом “Евгений Онегин”, любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. Поэт с любовью описывает ее внешность, силу чувств, “милую простоту”. На многих страницах он невольно...
  25. В первой половине 19 века практически у каждой знатной женщины Петербурга был заветный альбом, в котором она хранила рисунки и дорогие сердцу стихи, дарственные надписи, пожелания от близких людей и...
Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Значительное место в творчестве А.С. Пушкина отведено теме дружбы. Лицейское товарищество - это то, что стало опорой для всей последующей жизни поэта. В самые трудные минуты своей жизни он обращался к своим друзьям за поддержкой, пусть даже на расстоянии. Тема дружбы в лирике Пушкина особенно ярко звучит в произведениях, написанных в годы его обучения в лицее.

Лицейские друзья А.С. Пушкина

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина появляется еще в самых ранних стихах, написанных им во время обучения в Царскосельском лицее. Но и впоследствии поэт обращался к жанру лирического послания друзьям, которых очень ценил. Особые дружеские чувства Пушкин питал к своим однокурсникам И. Пущину, В. Кюхельбеккеру и А. Дельвигу. Однако, помимо товарищей, которых писатель встретил в лицее, он посвящал свои работы К. Батюшкову,

Особенности трактовки темы дружбы

Мотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина приобретали разную окраску в зависимости от периода написания стихотворения, объекта посвящения. Так, в стихах гениального поэта мы можем найти лишь упоминание о приятельстве, поддержке. В некоторых же работах дружеские отношения достигают огромных масштабов и развертываются в самоотверженность, жертвенность, чувство братства и неразделимого единства. Большая часть лицейской лирики поэта посвящена теме дружбы. Ведь Пушкин действительно любил мечтательного Дельвига, порой смешного Кюхельбеккера, решительного А. Чаадаева и других своих сверстников. Верность своим друзьям он пронес через всю жизнь и был благодарен за то, что и они не отвернулись от него, несмотря ни на какие невзгоды. Этим Пушкин отличается от других поэтов 19 века. Товарищество не так воспевалось, как любовь, оно не было ни у кого столь поэтизировано, как у Пушкина.

Первые опыты. Послание "К Батюшкову"

Это стихотворение было написано в 1814 году и считается одним из первых опытов в области дружеской лирики. Здесь поэт обращается к своему другу Батюшкову прежде всего как к поэту, он дает ему советы относительно творчества. Главное - не забывать лиру даже ради любви. Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина всегда едина и неразрывна. Но здесь лирический герой превыше всего ставит верность своему творчеству.

"Послание к Галичу"

Галич был не только другом, но еще и преподавателем. Уже в этом стихотворении отчетливо звучит отношение Пушкина к дружбе, точнее, он дает ее определение. Дружба - это не "обмен тщеславья и веселья", не просто беззаботное единство помыслов, стремление совершенствовать друг друга, а не потакать мелочным чувствам и недостаткам другого человека.

Мотив верности

Тема дружбы в лирике Пушкина тесно связана с мотивом верности и дружеского долга. Особенно ярко он проявился в стихотворении "Разлука". Вообще, даное произведение ознаменовало переход от веселой беззаботности Пушкина-лицеиста к более серьезной, взрослой лирике. Здесь литератор дает клятву в верности святому братству, которая не выглядит преувеличением. Стихотворение посвящено другу Кюхельбеккеру.

"Пущину"

Это стихотворение было написано Пушкиным во время его ссылки в Михайловском. Поэт был в одиночестве, он не имел связи с внешним миром, единственным развлечением оставались чтение и поэзия. И вот однажды к нему в гости приехал Пущин. Александр Сергеевич был несказанно рад его приезду, растроган. И впоследствии создал величайшее стихотворение о верной и преданной дружбе. Нужно было быть по-настоящему смелым и самоотверженным другом, чтобы в открытую написать такое послание декабристу. В произведении Пушкин вспоминает о приезде Пущина к нему в Михайловское (1825 год). Вторая строфа - это мольба поэта о том, чтобы и его голос также помог другу, находящемуся на пожизненной каторге, как когда-то пущинский приезд помог ему.

Пущину было посвящено много стихотворений. Одно из наиболее красивых так и названо - "К Пущину". Это поэтическое поздравление с днем рождения, в котором Пушкин наделяет своего друга такими яркими эпитетами, как "любезный именинник", "сердечный друг". Здесь поэт говорит о том, что не нужен прием по этикету, какие-либо условности, ведь они и так знают, как относятся друг к другу.

Поздняя "дружеская" поэзия

Одним из самых ярких произведений о дружбе, написанных в 30-х годах, стало "Чем чаще празднует лицей". Основанием для создания произведения послужил ряд причин. Во-первых, годовщина Царскосельского лицея, о которой Пушкин не мог забыть. Во-вторых, к этому времени самые верные и преданные его друзья Пущин и Кюхельбеккер находились в ссылке, в Сибири. А еще один товарищ уже умер - Дельвиг. Именно поэтому строки стихотворения наполнены глубокой печалью и тоской по минувшим дням.

Уже в 1836 году Александр Сергеевич напишет еще один стих, посвященный годовщине лицея - "Была пора". Тема дружбы в лирике Пушкина заиграла другими красками, стала более масштабной. Это своеобразный поэтический итог, объединяющий в себе мотивы всех произведений, посвященных товариществу. Лейтмотивом проходит фраза "Вы помните...", которая говорит о том, что поэт не забыл ни одного прекрасного мгновения, проведенного со своими лицейскими товарищами, и что он надеется на те же чувства в их сердцах. Но здесь звучит не только произведение выходит на более масштабный уровень. Товарищество здесь - это связь между представителями одного поколения, которые пережили вместе много невзгод, иторических потрясений, но при этом в душе своей хранят воспоминания о "празднике молодом", о днях веселья и вольности.

Тема любви в лирике Пушкина

Дружеская и любовная лирика составляют основу пушкинского творческого наследия. Для поэта любовь - это светлое чувство, приносящее радость. Причем неважно было, взаимны ли чувства. Главное - это восторг влюбленной души, трепет сердца. В пример можно привести два наиболее известных стихотворения Пушкина о любви: "К***" и "Я вас любил". Стихотворение "К***" ("Я помню чудное мгновение") посвящено В данном тексте любовь является синонимами слов "вдохновение", "жизнь", "слезы". Слезы, которые вновь становятся возможными для лирического героя - это не печаль и не признак жизни, признак того, что человек умеет чувствовать, умеет любить, а следовательно, он умеет творить.

"Я вас любил" - пример лирического стихотворения, темой которого ялвяется безотвеная любовь. Всего в несколько строк Пушкин смог уместить огромные чувства. Любовь, о которой автор говорит в прошедшем времени, совершенно очевидно, живет в нем и сейчас. Но он настолько деликатен, что никогда не скажет об этом своей избраннице, чтобы не тревожить и не огорчать ее. Великое, самоотверженное чувство изображено поэтом. Это не ревностная, собственническая любовь, а та, что дарит свободу, для которой главное, чтобы ее объект был счастлив: "как дай вам Бог любимой быть другим".

Пожалуй, ни одному из поэтов не удалось так мощно изобразить животворящую силу любви. Так, Лермонтов, продолжатель дела Пушкина, видел в ней только горечь и страдание. То же можно сказать и о Тютчеве, для которого любовь - это неравная борьба двух сердец, это смертный приговор, вынесенный обоим влюбленным.

Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина. Особенности трактовки (кратко)

1. Дружба для Пушкина - это способность человека видеть недостатки в товарище, бороться с ними.

2. Настоящая дружба вечна, она не может прекратиться из-за каких-либо внешних обстоятельств.

3. Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина - это источник вдохновения.

4. Любовь не может быть несчастной, даже если она безответна. Любовь - луч света в душе человека.

5. Без чувств человек не может жить полноценно, не может ничего создавать.

Таким образом, тема дружбы в лирике Пушкина является одной из основных, она неразрывно связана с любовью, преданностью, а также служением идеалам и отчизне.

Пояснение.

Тема дружбы в русской поэзии занимает не последнее место. В творчестве Пушкина тема дружбы раскрывается в стихотворениях: «К Чаадаеву», «И.И. Пущину», цикле стихов о лицее.

В лирике Лермонтова этой теме посвящено стихотворение «Памяти А.И. Одоевского».

Пушкин и Лермонтов переживают о трагических судьбах своих друзей, о невозможности помочь им в тяжелый для них момент жизни. В обоих стихотворениях звучит тема разочарования от несбывшихся юношеских грёз.

У Пушкина:

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман

У Лермонтова:

Из детских рано вырвался одежд.

И сердце бросил в море жизни шумной,

И свет не пощадил –

И Бог не спас!

Несмотря на то, что оба стихотворения посвящены друзьям-декабристам, в динамике чувств лирических героев есть различия.

Стихотворение Пушкина звучит как призыв: надежда все ещё есть! Стихотворение Лермонтова от начала и до конца трагично: кроме тёплых воспоминаний о друге ничего не осталось.

Пушкин раскрывает свои чувства к единственному другу, которого он очень любил и ценил с их первой встречи. Главный и единственный лирический герой – сам автор. В стихотворении «Памяти А. И. Одоевского» Лермонтов описывает своего друга как личность светлую и нежную, восхищает