Сочинение «\"В мой жестокий век восславил я свободу\" (1). Что дало поэту основание утверждать: «… в мой жестокий век восславил я свободу» (Пушкин А. ). «…В мой жестокий век восславил я свободу…» (Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина)


Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Памятник», где он рассуждает о предназначении своего творчества и о своих заслугах перед Родиной, одну из заслуг видит в том, что он восславил свободу в свой «жестокий век».

Действительно, Пушкин создал целый цикл стихотворений, посвященных теме свободы. Одним из первых является знаменитое стихотворение «К Чаадаеву». В нем поэт поднимает проблемы гражданского долга и политической свободы. Обращение к другу перерастает в призыв к вере в идеалы свободы и возможность их достижения.

Поэтический образ «звезды пленительного счастья», завершающий стихотворение, становится символом надежд на торжество идеалов гражданской свободы.

Торжество же нравственной свободы над всеми физическими ограничениями А.С. Пушкин воплотил в стихотворении «Узник». Лирический герой – свободолюбивая личность, он - «вскормленный в неволе орел молодой», вынужден сидеть за решеткой, но мысли о свободе не покидают его ни на минуту. Призыв товарища пробуждает в нем новые силы, благодаря которым он освобождается от внешних оков.

Тема освобождения от «мрака заточенья» также звучит и в стихотворении «Во глубине сибирских руд». Здесь Пушкин обращается к участникам декабрьского восстания. Он говорит о том, что их труд был не напрасен, что в итоге справедливость должна восторжествовать: «Оковы тяжкие падут, / Темницы рухнут - и свобода/ Вас примет радостно у входа, / И братья меч вам отдадут».

Однако совершенно другим настроением проникнуто стихотворение «Свободы сеятель пустынный». В нем Пушкин говорит о том, что все его попытки прославить свободу оказались бессмысленными, потому что народ сам не желает освободиться от влачения рабского ярма. Народ Пушкин сравнивает со стадом, которое не может иметь своего мнения и бороться с рабством, оно способно только послушно выполнять волю руководителя, так к чему тогда «стадам дары свободы»? Но, несмотря на то что Пушкин разочаровывается в народе, он все равно продолжает создавать стихотворения, посвященные теме свободы, потому что он верен своим идеалам, как говорит в стихотворении «Арион»: «Я гимны прежние пою».

Таким образом, Пушкин в стихотворениях свободолюбивой лирики постоянно призывает к независимости, свободе, как нравственной, так и социальной. Свобода для него – высшая ценность в жизни, к которой, по его мнению, должен стремиться каждый человек. Это и дает ему полное основание утверждать, что в свой «жестокий век» восславил он свободу.

Обновлено: 2017-06-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

А. С. Пушкин

Наиболее яркие стихи Пушкина, зажигающие энтузиазм поколения, на мой взгляд, - это ода «Вольности», «К Чаадаеву», «Арион». Позднее Пушкин ставил себе в особую заслугу, что он «восславил свободу» вслед за Радищевым. И действи­тельно, в первых послелицейских стихотворениях великий поэт поднимает главные радищевские темы - темы борьбы против самодержавия и крепостничества. В поли­тическом отношении пафос стихотворения Пушкина умереннее обличительной силы радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» и его революционной оды «Воль­ность», но в художественном смысле они стоят неизмеримо выше.

У Пушкина «Вольность» - это программное произведение. Если в лицейских сти­хах излюбленный мотив - бегство от городского шума на лоно природы, от светской суеты - «в край мысли и вдохновенья», то теперь он хочет разбить «изнеженную лиру», бежать от уединения. Теперь он хочет «воспеть свободу миру, на тронах пора­зить порок». В оде нашли отражение ранние взгляды дворянских революционеров на власть, народ и закон. Главная мысль оды в том, что свобода возможна и в условиях монархического государства, если царь и народ строго выполняют законы:
Владыки! Вам венец и трон
Дает закон - а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас закон.

Поэт считает, что если законы нарушаются царями-тиранами, то такие монархи гибнут; если законы нарушает народ, он становится рабом. Наиболее сильное впечатле­ние производят строки, где Пушкин призывает рабов пробудиться, воспрянуть, осоз­нать свои права и отомстить тиранам. На мой взгляд, ода «Вольность» - блестяще написанное свободолюбивое произведение, пролагавшее путь декабристским идеям.

Летом 1818 года Пушкин побывал в Михайловском. И сам смог увидеть, что со­бой представляет крепостническая деревня. Стихотворение «Деревня» строится на про­тивопоставлении идиллической картины «пустынного уголка» для немногих избран­ных нищете и уродству жизни обездоленного народа:
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
……………………………………

Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.

То, что поэт видит в этом райском уголке, не позволяет ему безраздельно отдать­ся творчеству, а вызывает мучительный вопрос, на который нет ответа.

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

«К Чаадаеву» - одно из наиболее популярных произведений Пушкина периода 1817-1820 годов. Оно обращено к одному из самых близких друзей Пушкина. Сти­хотворение впечатляет своей страстностью, восторженностью, политическим темпе­раментом, юношеским воодушевлением.

Первые четыре строки - прощание с либеральными юношескими иллюзиями и надеждами на обновление общества: исчезли «юные забавы, как сон, как утрений туман». Что же осталось от тех дней? Ничего. Ни «любви», ни «надежды», ни «тихой славы».

Заключительные строки стихотворения призывают к действию - освобождению от самовластья. И этот подвиг, по мнению Пушкина, обеспечит более прочную славу, чем «тихая слава» поэта, воспевающего любовь.

Трагедия 14 декабря 1825 года потрясла поэта. Долгое время он вообще не мог сочинять лирических стихов. Первое стихотворение «Под небом голубым страны своей родной» было написано только через семь месяцев после восстания.

В творчестве Пушкина, конечно, не могли не отразиться перемены, которые про­изошли в настроении общества после разгрома восстания декабристов. Но его лирика не утратила своего вольнолюбия. В 1827 году Пушкин создает горячее, исполненное глубокого сочувствия послание к томящимся «во глубине сибирских руд» декабрис­там. Вдохновленный подвигом жен декабристов, многие из которых добились разре­шения поехать вслед за своими мужьями, поэт стремится вдохнуть «бодрость и весе­лье» в сердца своих друзей, вселить в них надежду на то, что «темницы рухнут», убедить их в великом историческом значении их дела: «Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье».

В стихотворении «Арион» Пушкин в форме прозрачной аллегории не только объяв­ляет себя литературным соучастником декабристов («Пловцам я пел…»), но и подчер­кивает свою верность идеалам свободы: «Я гимны прежние пою…» И это не было дек­ларацией. Примерно через полтора года после «Ариона» он создает одно из самых значительных и глубоко гражданских стихотворений «Анчар», в котором как бы раз­вивает слова Радищева «о зверообразном самовластии», «когда человек повелевает че­ловеком».

Пушкин органично сочетал в своей поэзии правду с красотой. Но красота не яв­лялась в его творчестве эстетическим украшением жизни, не привносилась в нее из­вне, а рождалась в ней самой. Пушкин создал величайшие образцы художественно­сти, красоты, но основным принципом его эстетики была правда.


Первый вариант
29 января 1937 года вся страна была в трауре (неточность: во-первых, какая страна, а во-вторых, не вся страна, а образованные или хотя бы грамотные люди): умер Александр Сергеевич Пушкин. Последующие два дня его дом был полон народу: более десяти тысяч человек пришло проститься с гениальным поэтом. «Нет, весь я не умру», - писал Пушкин. Нам остались его бессмертные поэтические творения.
Каковы же основные темы его стихотворений? Это и лирика дружбы, и любовная лирика. Большое значение Пушкин придавал размышлениям о назначении поэта и поэзии, но я бы хотела рассмотреть вольнолюбивую лирику. (Почему именно вольнолюбивую? Это следует как-то обосновать.)
Одно из самых ранних произведений на эту тему - ода «Вольность», написанная в 1817 году. Сам жанр оды предполагает восхваление; но совсем не царя, как это было ранее (Ломоносов, Державин) собирается прославлять (во-первых, следовало бы написать имена поэтов не в скобках, как в сугубо научном тексте, а ввести их в предложение: «как это было ранее в произведениях Ломоносова и Державина», во-вторых, нельзя ничего не сказать о знаменитой в свое время оде А. Радищева, чье название воспроизводит Пушкин) поэт: «Хочу воспеть Свободу миру, на тронах поразить порок». Цель лирического героя - это попытка поддержать рабов.
Вероятно, в его представлении существует два мира: тот, где царит «Рабства грозный Гений», и другой, где правит «святая Вольность», то есть свобода, данная Богом. В стихотворении складывается следующая иерархия (речевая ошибка: иерархия не складывается, а строится): во главе всего - Бог, поражающий «преступленье свысока», затем Закон, а ниже - царь и народ. В мире рабства, в отличие от мира вольности, эта связь нарушается, то есть кто-то начинает управлять Законом. В этом смысле (непонятно, в каком смысле: следовало написать «перед законом», «перед ним») и царь, и народ равны («…Горе племенам… где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно!»). Именно такой мир Рабства окружал императора Павла. (Как может окружать не мир в прямом смысле слова, а мир рабства? Здесь следовало написать «существовал при Павле».) Здесь царит «тьма ночная», живут «звери», здесь, вероятно, «отверсты» врата ада. И лишь «народов вольность и покой» действительно могут исправить этот мир, став «вечной стражей трона». Таким образом, свобода в сочетании с Законом (неточность: не в сочетании, а связанная) становится обязательной в этом мире (либо фактическая, либо речевая ошибка: свобода отнюдь не обязательна, она - идеал) для лирического героя данного (речевая ошибка: официально-деловое слово в сочинении неуместно, надо написать - этого) стихотворения. А то, что может ее подавить, - это рабство. (Последнее предложение совершенно излишне, так как повторяет уже высказанную мысль.)
Та же «святая вольность» появляется (наверное, не сама появляется, а описывается, становится главной темой и так далее) в стихотворении «К Чаадаеву». Лишь свобода может зажечь сердца. И герой (лирический герой!) искренне верит в «звезду пленительного счастья», но лишь вольность может дать (лучше - подарить) это счастье. Теперь уже обязательным условием воцарения свободы становятся «обломки самовластья». Если в оде «Вольность» лирический герой был прежде всего наблюдателем, то в стихотворении «К Чаадаеву» он сам готов отречься от «любви, надежды, тихой славы», заменив их, может быть, на чувства патриотизма и любви к Отечеству (речевая ошибка: патриотизм и любовь к отечеству - это одно и то же). (Следовало бы написать о том, что в тексте Пушкина любовь к родине уподобляется любви к женщине.)
К вольнолюбивой лирике относится и стихотворение «Деревня». Оно условно разделено на две совершенно разные (не совсем точно - части стихотворения противопоставлены и в то же время соотнесены) части. Природа, познание истины, свобода души противопоставляются «Невежества убийственному Позору», Рабству. И опять у лирического героя Пушкина «в груди… горит жар», а главным врагом Свободы вновь становится Рабство. Но «Деревня», в отличие от стихотворения «К Чаадаеву», заканчивается вопросом. Лирический герой уже не уверен в том, «взойдет ли, наконец, прекрасная Заря». И если раньше самодержавие свергалось (свергать самодержавие стихами нельзя, можно призывать к его свержению!), то теперь поэт восклицает: «Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя».
Совершенно меняется настроение героя в стихотворении «Свободы сеятель пустынный…». В том, что он боролся против рабства, лирический герой видит теперь лишь потерянное время. «Я вышел рано, до звезды», - говорит он, понимая, что страна (неточность: не страна, а народ) еще не готова к свободе, еще не взошла «звезда пленительного счастья». «К чему стадам дары свободы?» Таким образом, лирический герой видит народ безвольным стадом, не желающим проснуться от «чести клича». И то, что ранее поэту казалось возмутительным, ужасным, теперь становится вполне закономерным (речевая ошибка: не закономерным, а понятным).
И наконец, одно из самых последних стихотворений Пушкина на тему свободы - «Из Пиндемонти». (Очень грубая содержательная ошибка, лишающая автора шансов на хорошую отметку: ничего не сказано о верности идеалам декабризма, провозглашенной в стихотворениях «Арион» и «Во глубине сибирских руд…», а также о философском осмыслении соотношения деспотизма и рабства в стихотворении «Анчар».) Теперь то, что ценится большинством (может быть, лучше сказать - многими, вспомнив хотя бы стихотворение «Свободы сеятель пустынный…») людей, героя совершенно не волнует. Он отвергает (точнее - не ценит) систему ценностей других, а вводит свою, подготовленную (точнее - сформулированную или выработанную) еще в стихотворении «Деревня». Сперва он учится «не завидовать судьбе злодея иль глупца - в величии неправом». А потом (лучше употребить наречие позже) говорит: «Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова…» На первом месте оказываются независимость и свобода (следует добавить - духовная или внутренняя), необходимые герою. Для него особенно важна гармония внутри себя самого. Он не желает зависеть ни от царя, ни от народа.
Таким образом, лирический герой вольнолюбивой лирики (следует написать - чьей!) все время меняется. Сначала это юный романтик, готовый пожертвовать своей жизнью на благо Отечества. Но вскоре его пылкость и вера сменяются сомнениями. А неуверенность, в свою очередь, приводит к полному разочарованию, к пониманию того, что «стадам» не нужна свобода. Лирический герой становится реалистом. И последнее изменение в герое - это новая система ценностей. Теперь вольностью для него становятся «божественные красоты природы» (речевая ошибка: «красоты» становиться вольностью не могут, в них можно видеть эту вольность). (Толкование эволюции понимания свободы Пушкиным слишком прямолинейно.)
Герой Пушкина понял, что для него есть свобода. Но в его творчестве тема свободы, важная для русских поэтов, далеко не исчерпана, чему свидетельством могут служить стихи Лермонтова и Некрасова.
Сочинение довольно интересное, но трактующее тему свободы в лирике Пушкина неполно и несколько прямолинейно.

Второй (исправленный) вариант
29 января 1937 года все грамотные люди страны были в трауре: умер Александр Сергеевич Пушкин. Последующие два дня его дом был полон народу: более десяти тысяч человек пришло проститься с гениальнейшим русским поэтом. «Нет, весь я не умру», - писал Пушкин. Действительно, нам остались его бессмертные творения. Александр Сергеевич был талантливым прозаиком, но прежде всего он, конечно же, был поэтом.
Каковы же основные темы его стихотворений? Это и лирика дружбы, и любовная лирика. Большое значение Пушкин придавал размышлениям о назначении поэта и поэзии, о смысле человеческой жизни вообще, но наиболее интересна его вольнолюбивая лирика.
Одно из самых ранних произведений на эту тему - ода «Вольность», написанная в 1817 году. Задолго до Пушкина оду с таким же названием написал А. Н. Радищев, но содержание стихотворений, написанных на одну и ту же тему, различно.
Сам жанр оды предполагает восхваление; но совсем не царя, как это было ранее в произведениях Ломоносова и Державина, восхваляет поэт: «Хочу воспеть Свободу миру, на тронах поразить порок». Цель лирического героя - это попытка поддержать «рабов».
Вероятно, в его представлении существует два мира: тот, где царит «Рабства грозный Гений», и другой, где правит «святая Вольность», то есть свобода, данная Богом. В стихотворении строится следующая иерархия: во главе всего - Бог, поражающий «преступленье свысока», затем Закон, а ниже - царь и народ. В «мире Рабства», в отличие от «мира Вольности», эта связь нарушается, то есть кто-то начинает управлять Законом, а перед ним и царь, и народ равны («…Горе племенам, где иль народу, иль царям Законом властвовать возможно!»).
Именно такой мир Рабства существовал при императоре Павле. Здесь царит «тьма ночная», живут «звери», здесь, вероятно, «отверсты» врата ада. И лишь «народов вольность и покой» действительно могут исправить этот мир, став «вечной стражей трона». И если Радищев приветствует борьбу против самодержавия, именно это считая вольностью, то для лирического героя Пушкина идеалом становится свобода, неразрывно связанная с законом.
О такой же свободе поэт пишет в стихотворении «Андрей Шенье»: «Закон, на вольность опершись, провозгласил равенство». Здесь «священная свобода» уже становится «Богиней чистой».
«Святая вольность» становится главной темой в стихотворении «К Чаадаеву». Лишь свобода может зажечь сердца. Ее ожидание сродни ожиданию «минуты верного свиданья» с возлюбленной. Таким образом, личные чувства уступают место свободолюбивым порывам, обращенным к Отечеству. Лирический герой искренне верит в «звезду пленительного счастья», но лишь вольность может дать даровать это счастье. Теперь уже обязательным условием воцарения свободы становятся «обломки самовластья». Если в оде «Вольность» лирический герой был наблюдателем и человеком, поучающим других, то в стихотворении «К Чаадаеву» он сам готов отречься от «любви, надежды, тихой славы», заменив их патриотическим чувством.
К вольнолюбивой лирике относится и стихотворение «Деревня». Оно условно разделено на две противопоставленные, но и сопоставленные части. Идиллическая природа, познание истины, свобода души противопоставляются «Невежества убийственному Позору», Рабству. И вновь у лирического героя Пушкина «в груди… горит жар», а главным врагом Свободы вновь становится Рабство. Но «Деревня», в отличие от стихотворения «К Чаадаеву», заканчивается вопросом. Лирический герой уже не уверен в том, «взойдет ли, наконец, прекрасная Заря». И если раньше самодержавие порицалось, то теперь поэт восклицает: «Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя».
Совершенно меняется настроение лирического героя в стихотворении «Свободы сеятель пустынный…». В борьбе против рабства он видит теперь лишь потерянное время. «Я вышел рано, до звезды», - говорит он, понимая, что народ еще не готов к свободе, еще не взошла «звезда пленительного счастья». «К чему стадам дары свободы?» - восклицает Пушкин. Таким образом, лирический герой видит народ безвольным стадом, не желающим проснуться от «чести клича». И то, что ранее поэту казалось возмутительным, ужасным, теперь становится вполне понятным.
Но эта безысходность вновь сменяется надеждой в стихотворении «Во глубине сибирских руд…». Даже «мрачное подземелье» и «мрачные затворы» не способны задержать «свободный глас» поэта. Мысли о вольности сохранились благодаря «гордому терпенью». Если «стаду» свобода и не нужна, то у людей с «высокими стремленьями» надежда на нее осталась.

Слышится «свободный глас» певца и в стихотворении «Арион». Это вновь «гимны» вольности, в которую верят герои.
А вот полное отсутствие свободы приводит к трагедии. И об этом пишет Пушкин в стихотворении «Анчар». Животные и птицы оказываются мудрее людей - их ничто не заставит приблизиться к «древу яда». И лишь человек может «властным взглядом» послать другого к анчару. И два от природы и от Бога равных человека, «непобедимый владыка» и «бедный раб», оба виноваты в гибели «соседей в чуждых пределах».
И наконец, одно из последних стихотворений Пушкина на тему свободы - «Из Пиндемонти». Теперь то, что ценится многими, героя совершенно не волнует. Он пренебрегает системой ценностей других, а вводит свою, выработанную еще лирическим героем стихотворения «Деревня». Сперва он учится «не завидовать судьбе злодея иль глупца - в величии неправом», а потом говорит: «Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова…» На первом месте для героя оказывается духовная свобода. Для него особенно важна внутренняя гармония. Он не желает зависеть ни от царя, ни от народа.
Таким образом, лирический герой вольнолюбивой лирики А. С. Пушкина все время меняется. Сначала это юный романтик, готовый пожертвовать своей жизнью для блага Отечества. Но вскоре его пылкость и вера сменяются сомнениями в том, «взойдет ли наконец прекрасная заря». А неуверенность, в свою очередь, приводит к разочарованию, к осознанию того, что «стаду» не нужна свобода. Но надежды на лучшее возрождаются опять в стихах, посвященных друзьям-декабристам. И последнее изменение в герое - это новая система ценностей. Теперь вольностью для него становится не политическая свобода, а личная независимость. И все-таки в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» он утверждает, что «долго будет любезен народу» прежде всего тем, что «восславил свободу».
Герой Пушкина понял, что для него есть свобода. Но в его творчестве тема свободы, политической и духовной, важная для русских поэтов, далеко не исчерпана, чему свидетельством могут служить стихи как Лермонтова и Некрасова, так и Маяковского, Пастернака, Бродского…

Александр Сергеевич Пушкин создал много стихотворений, которые льются, как музыка, благоухают, как цветы, завораживают нас в течение жизни. И все же, подводя итог своему творчеству, не красоту стиха поставил он себе в заслугу, а то, что “чувства добрые” “лирой пробуждал”, что в “жестокий век” “восславил... свободу и милость к падшим призывал”.

Уже в оде “Вольность” девятнадцатилетний поэт четко определил ее цель:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок

Выступая против деспотизма, “тиранов мира”, он призывает их свято соблюдать законы, которые писаны как для народа, так и для них:

Владыки! вам венец и трон

Дает Закон - а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Поэт выступает защитником конституционной, то есть ограниченной, власти. Нарушение закона гибельно для государства, поэтому автор в конце оды призывает “владык” склониться “под сень надежную Закона”, и тогда “станут вечной стражей трона народов вольность и покой”.

В стихотворении “Сказки” Пушкин разоблачает лживость царя, который говорит:

И людям я права людей,

По царской милости моей,

Отдам из доброй воли.

Народ называет сказками его обещания. Поэт высмеял царя-деспота, рассказывающего людям сказки о конституции.

Патриотические и освободительные идеи звучат в послании “К Чаадаеву”. Только в свободном обществе, человек может быть счастливым, но свобода и вольность не приходят сами собой. Поэт, обращаясь к молодому поколению, восклицает:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Пушкин твердо верит в победу, “в звезду пленительного счастья”, в торжество дела, которому посвятили свои жизни лучшие люди России.

По утверждению поэта, “на обломках самовластья” напишут имена тех, кто боролся за свободу народа. Мы знаем, что стремлению к свободе, освобождению народа от крепостного гнета, борьбе за революционное преобразование общества посвятили свои жизни декабристы. Царь, напуганный восстанием на Сенатской площади, повсюду ввел террор. Душилось все прогрессивное, а имена декабристов запрещалось даже произносить. И вот в такое мрачное время у Пушкина хватило мужества послать своим опальным друзьям стихотворение “В Сибирь”. Поэт утверждает величие их дела:

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Он не только утешает декабристов, но и подчеркивает свою несокрушимую веру в грядущее освобождение друзей, в историческое значение их подвига для родины, в победу над самодержавием:

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа...

Во всеуслышание Пушкин заявил о своей верности декабристам в стихотворении “Арион”: “Я гимны прежние пою...”. Он не предал ни друзей, ни идеалов своей молодости.

Протест против крепостничества, против “барства дикого”, присвоившего себе “без чувства, без закона” “и труд, и собственность, и время земледельца” с особой силой звучит в стихотворении “Деревня”. В последних строках его слышится страстное ожидание свободы, призыв к ней:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над Отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Осуждение бесчеловечной жестокости властителей, гнев и ненависть вызывает стихотворение “Анчар”. В нем очевиден резкий деспотизм, протест против самодержавия, против системы угнетения и рабства.

Итак, мы убедились, что свободолюбивая лирика Пушкина охватывает весь его творческий путь, начиная с оды “Вольность”, написанной в годы юности, и кончая“Памятником”, созданным за год до смерти. Поэт гордится тем, что в тот “жестокий век” “восславил” он свободу.

Что дало основание А.С. Пушкину утверждать "в мой жестокий век восславил я свободу?"

Показать текст целиком

В 1836 году А.С. Пушкин пишет стихотворение ""Памятник" , в котором подводит итог своему поэтическому пути. В стихе "в мой жестокий век восславил я свободу" поэт ставит себе в заслугу вольнолюбие, дерзость воспевать свободу в тяжелые времена, когда всякая вольность в слове или печати пресекается, грозит ссылкой. Что же дало ему основание так считать?

А.С. Пушкин был певцом свободы с самого начала своего творчества. Еще в 1817 году он пишет оду "Вольность", полную громких и вызывающих фраз: "Тираны мира! трепещите!", "Восстаньте, падших рабы!". В данном произведении речь идет прежде всего о свободе политической. Поэт говорит о том, что власть выше народа, но она должна подчиняться высшему справедливому Закону. Таким образом, свобода воспринимается как подчинение всех слоев общества этому Закону, независимо от социального статуса и родовой принадлежности. Несмотря на то, что юный поэт не призывает к открытому восстанию или бунту, пафос стихотворения провокационный, будоражащий. Неудивительно, что ода вызвала волнение в правящих кругах, обратила на себя и своего создателя внимание власти. На публикацию столь провокационного стихотворения нужна была смелость, готовность пожертвовать всем, и это стремление во что бы то ни стало донести свое видение свободы является несомненной заслугой Пушкина.

Если в оде "Вольность" свобода рассматривается лишь с политической точки зрения, то позднее поэт переосмысляет категорию свободы, чему во многом поспособствовала южная ссылка (1821-1824). В стихотворении "Узник" это понятие раскрывается иначе. Лирический герой "сидит за решеткой в темнице сырой", где единственным его другом является орел. Герой с ним сравнивается. Этот орел никогда не знал св

Критерии

  • 2 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 2 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 12 из 14