Воображение в жизни человека. Воображение и его роль в жизни человека. Индивидуальный характер развития воображения

Заключение

· Определение воображения

· Функции воображения

· Виды воображения

· «Техника» воображения

· Воображение в творчестве

· Воображение и талантливость

· Роль воображения в науке

Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Передчеловеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услы­шали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способ­ности фантазировать у человека обедняется лич­ность, снижаются возможности творческого мышле­ния, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью вооб­ражения у нас формируется образ никогда не суще­ствовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.


Проще сказать - ли­шите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего ми­ра, самораскрытию и самосовершенствованию лично­сти, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Принимая во внимание то, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм, мы специально выделим и рассмотрим проблему воображения.

1.Определение воображения

Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что « именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.

С.Л.Рубинштейн пишет: “Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов”.

Л.С.Выготский считает, что “воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением”.

Согласно Е.И.Игнатьеву, “основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.

А “Философский словарь” определяет воображение как “способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений”.

Как видно из определений, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

2. Функции воображения

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть “безработным”. Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение, остановить которое человек по своему желанию не может.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

3. Виды воображения

Рассмотрим теперь различные формы и виды человеческого воображения.

Отношение человека к процессу воображения непосредственно определяет существование различных уровней воображения. На низших уровнях смена образов происходит непроизвольно, на высших – в ней все большую роль играет сознательное человека к формированию образов.

В самых низших и примитивных своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием малоосознанных потребностей, влечений и тенденций, независимо от какого-то сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно всплывают перед воображением, помимо воли и желания человека, а не формируются им. В чистом виде такая форма воображения лишь в очень редких случаях на низших уровнях сознания и в сновидениях. Ее еще называют пассивным воображением.

В высших формах воображения, в творчестве, образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями. Пользуясь ими, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы творческой деятельности человека. Эта форма воображения носит название активной.

Различают также воображение воспроизводящее, или репродуктивное, и преобразующее, или продуктивное.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И.Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя при этом в образе она все же творчески преобразуется. Например, основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические средства, становится тоже реальность. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм), разлагая мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее. Даже произведения такого направления искусства, как абстракционизм, создавались при помощи продуктивного воображения. С продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда мир художника – фантасмагория, иррационализм. Результатом такого воображения является роман М.Булгакова “Мастер и Маргарита”, фантастика братьев Стругацких.

Воображение, как известно, тесно связано с творчеством (об этом подробнее речь пойдет ниже). И как ни странно, эта зависимость обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует столько специфических видов воображения, сколько имеется видов человеческой деятельности – конструктивное, техническое, научное, художественное, музыкальное и так далее. Но, конечно, все эти виды составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.

Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы, в отличие от галлюцинаций,– это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта – важное условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.

4. ”Техника” воображения

Преобразование действительности при помощи воображения происходит не произвольно, оно имеет свои закономерные пути, которые выражаются в различных способах или приемах преобразования, которые используются человеком неосознанно. Психология выделяет несколько таких приемов.

Первый такой способ - агглютинация, т.е. комбинирование или сочетание различ­ных, несоединимых в повседневной жизни частей в новых необычных комбинациях. Комбинирование – это не случайный набор, а именно подбор определенных черт, производимый сознательно, в соответствии с определенной идеей и замыслом композиции. Он широко применяется в искусстве, науке, техническом изобретательстве, а особенно в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве американских индейцев. Примером может служить классические персонажи сказок человек-зверь или человек-птица, аллегорические фигуры Леонардо да Винчи.

Другим приемом является акцентуирование некоторых сторон отображаемого явления. Акцентуирование – это подчеркивание черт. Оно часто достигается при помощи изменения пропорций в различные стороны. Таким приемом пользуется карикатура: она воспроизводит черты оригинала, утрируя те или иные его черты. При этом чтобы быть значимым, акцентуирование должно выделять характерное, существенное. Акцентуирование активно использует изменение предметов при помощи их увеличения или уменьшения (гиперболизация и литота), что находит широкое применение в фантастическом изображении действительности. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: небывало сильный Святогор, крошечный Мальчик-с-пальчик или гигантских размеров Гулливер. С одной стороны, внешность великана, его грандиозные размеры могут сделать более очевидной внутреннюю силу и значимость героев, а с другой, фантастически малые размеры могут силой контраста подчеркнуть большие внутренние достоинства персонажа.

Третий известный способ создания образов воображения - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, а различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Примером служит любой схематический рисунок.

И последним способом можно назвать типизацию, т.е. специфическое обобщение. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. В этом приеме одни черты вовсе опускаются, другие же упрощаются, освобождаются от деталей и усложнений. В результате весь образ преобразуется. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, художника и так далее.

Таким образом, в воображении, естественно, заключена тенденция к иносказанию, аллегории, использованию образов в переносном значении. Все средства литературного творчества (метафора, гипербола, эпитет, тропы и фигуры) показывают проявление преобразующей силы воображения. А все основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми пользуется воображение.

5. Воображение в творчестве

Воображение играет важную роль в каждом творческом процесс, а особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы суметь создать новые образы, способные быть носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненности.

В корне ошибочным является представление о том, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем больше воображения у его автора. Воображение Льва Толстого ничуть не слабее воображения Эдгара Алана По. Оно просто другое. Ведь чем реалистичнее произведение, тем мощнее должно быть воображение, чтобы сделать описываемую картину наглядной и образной. Ведь как известно, мощное творческое воображение узнается не столько по тому, что человек может вымышлять, придумывать, а по тому, как он умеет преобразовывать действительность в соответствии с требованиями художественного замысла. Но соблюдение жизненности и реальности не означает, конечно, фотографически точного копирования воспринятого, ведь у настоящего художника есть не только необходимая техника, но и особый взгляд на вещи, отличный от взгляда нетворческого человека. Поэтому основная задача художественного произведения– показать другим то, что видит художник, так, чтобы это увидели и другие. Даже в портрете художник не фотографирует изображенную персону, а преобразует воспринимаемое им. Продукт такого воображения дает часто более глубокую и верную картину, чем это может сделать даже фотография.

Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности, значительное отклонение от нее. Художественно творчество выражается не только в портрете, оно включает и скульптуру, и сказку, и фантастический рассказ. Как в сказке, так и в фантастике отклонения могут быть очень велики, но они в любом случае должны быть мотивированы замыслом, идеей произведения. И чем значительнее эти отклонения о действительности, тем мотивированнее они должны быть, иначе они не будут поняты и по достоинству оценены. Творческое воображение использует такого рода фантастику, отклонение о некоторых черт действительности, с целью придать образность и наглядность реальному миру, основной идее или замыслу.

Некоторые переживания, чувства людей в повседневной жизни могут быть и незаметны глазу обывателя, воображение же художника, отклоняясь о действительности, преобразует ее, ярче освещая и выпуклее показывая какую-то особо для него важную часть этой действительности. Отойти от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть и лучше понять,– такова логика творческого воображения.

Не менее необходимо воображение и в научном творчестве. В науке оно формируется не в меньшей мере, чем в творчестве, а лишь в других формах.

Еще английский химик Пристли, открывший кислород, заявлял, что все великие открытия, способны сделать лишь ученые, которые дают “полный простор своему воображению". Роль фантазии в науке высоко оценивал и Ленин, считая, что “она нужна не только поэту. Даже в математике она нужна, ведь фантазия есть качество величайшей ценности”. Специфическая роль воображения в научном творчестве заключается в том, что оно преобразует образное содержание проблемы и этим содействует ее разрешению.

Очень ярко роль воображения показана в экспериментальном исследовании. Экспериментатор, задумывая опыт, должен, используя свои знания и гипотезы, достижения науки и техники, представить себе такую ситуацию, которая бы удовлетворила всем требующимся условиям. Другими словами, он должен вообразить проведение такого опыта и понять его цели и последствия. Одним из ученых, который всегда «проводил эксперимент» своим воображением перед настоящим опытом, был физик Э. Резерфорд.

6.Воображение и талантливость

Как уже известно, воображение - это всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, поэтому творчество - это сложный психический процесс, свя­занный с характером, интересами, способностями личности.

Иногда людям более зрелого возраста трудно представить себе что-то необычное и начать фантазировать, но это не значит, что они потеряли способность к воображению. Воображение есть у каждого человека, просто, становясь старше, человек все реже его тренирует. А тренировать воображение, как советуют психологи, нужно еще с самого детства.

Творческая деятельность развивает чувства детей. Творя, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.

Твор­чество способствует оптимальному и интенсивному развитию таких психических фун­кций, как память, мышление, восприятие, внимание. А ведь именно они определяют успешность учебы ребенка.

Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нрав­ственные нормы ― различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому их осмысливает и оценивает.

Творчество развивает и эстетические чувства у ребенка. Через эту деятельность формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.

Все дети, особенно старшие дошкольники и школь­ники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, вы­ступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках и викторинах и т. д. Потому что творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

Дети способны заниматься творчеством не только незави­симо от места и времени, но, самое главное, неза­висимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способ­ности, стесняется их показывать. Дети же, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности, не обращая внимания на стеснительность.

Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых детей. Одаренность - это комплекс способностей, позволяющих иметь осо­бые достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной или иной деятельности. Не многие дети отличаются ярко выраженной та­лантливостью и одаренностью. Для одаренного ребенка воображение выступает основным характерным ка­чеством, ему необходима постоянная активность фан­тазии. Необычные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации-все это характерно для талантливого ребенка и является результатом вооб­ражения.

Одаренность и талант тесно связаны с опере­жающим развитием. Талантливые дети отличаются более высокими результатами по сравнению со своими сверстниками, и достигают они этих результатов гораздо легче. Эти дети отличаются большей чувствительностью к окружающему миру, а в конкретные периоды для них характерна и особо высокая чув­ствительность. Такие периоды психологи называют «сензитивными». В эти периоды конкретная фун­кция (например, речь или логическая память) наиболее восприим­чива к раздражителям внешнего мира, легко под­дается тренировке и интенсивно развивается, и дети проявляют особые дости­жения в различных видах деятельности. И если обычный ребенок может испытывать «сензитивный» период для одной функции, то талантливый ребенок демонстрирует «сензитивность» сразу многих функций.

При помощи творчества и воображения, естественно, ребенок форми­рует свою личность. И есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для личностного развития, - это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, яв­ляется именно воображение. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ре­бенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, чест­ность, чувство юмора и другие. Через работу воображения происходит компенсация пока еще недостаточных реальных возможностей ребенка преодолевать жиз­ненные трудности и конфликты.

Занимаясь творчеством (для чего также первоочередным является воображение) ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При оду­хотворенности воображение включено во всю позна­вательную деятельность, сопровождаясь особо поло­жительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм.

Особый интерес для ученых представляют воображаемые компаньоны, которых конструируют многие дети, - выдуманные родственники, воображаемые друзья, феи и эльфы, животные, куклы и другие объекты. В одном исследовании принимало участие 210 детей; и было обнаружено, что 45 из них имели воображаемых компаньонов: из этого числа 21 были единственным ребенком в семье и еще 21 имели только одного родственника каждый. Наблюдатели отмечали, что, хотя у 45-ти детей было много благоприятных возможностей для того, чтобы играть с другими детьми, они не делали этого. Воображаемый компаньон ― это создание самого ребенка, он в принципе может наделить его любыми свойствами и заставить персонификацию обращаться с ним так, как сам того пожелает. Следует отметить, что игра, включающая таких компаньонов, иногда отражает установки родителей, и известен случай с девочкой, которая имела двух воображаемых товарищей ― один был наделен всеми добродетелями, как она их понимала, а другой ― всеми недостатками, которые она в себе находила. Но необходимо отметить, что психиатры считают такое фантазирование симптомами душевного расстройства; с их точки зрения, такие персонификации создаются, чтобы компенсировать отсутствие теплоты и сердечности в реальной жизни.

В подростковом возрасте, когда личностное раз­витие становится доминирующим, особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта - образ желаемого будущего.

Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах подросток строит желаемую личную программу жизни, в которой не­редко определяется ее основной смысл. Часто мечты бывают нереальными, т. е. определена только цель, но не пути ее достижения, однако на этапе подросткового возраста это все равно имеет позитивный характер, так как позволяет подростку в воображаемом плане «перебрать» разные варианты будущего, выбрать свой путь решения проблемы.

Воображение значимо в личностном плане и для взрослого. Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение, отличаются талантливостью, их часто называют богато одаренными личностями.

С возрастом большинство из нас теряет способность фантазировать: как трудно иногда бывает придумать новую сказку для ребенка. Для сохранения и развития воображения существует целый ряд упражнений, которые подробно описаны в специальной педагогической литературе.

7. Роль воображения в науке

В одной из лабораторий США по созданию искусственного интеллекта перед учеными стояла проблема: как научить машину видеть? Казалось бы, все просто: поставь камеру, подключи микросхему, и все в порядке! Но нет.

Задача была не просто научить "видеть", а сделать так, чтобы робот мог воспринимать не только отдельные объекты, но и целые сцены. Для этого ему необходимо через зрительные органы узнавать огромное количество информации о предмете. Например, его положение по отношению к другим предметам в пространстве, качество его поверхности, его размеры, цветовые характеристики, назначение и т.д.

Все это для машины представляет довольно большие трудности. Например, чтобы видеть относительное положение тел в пространстве нужно обладать стереоскопическим зрением, но эта проблема вполне разрешима. Гораздо важнее и труднее научить машину "понимать" какие-либо ситуации или сцены. Ведь ученые еще не совсем понимают, как этот процесс происходит у человека, чего уж говорить о машине!

Ясна только цель: нужно создать у машины искусственное воображение, и тогда, осмотрев несколько отдельных предметов, она сможет представить ситуацию в целом и проанализировать ее. А значит, можно будет создать и искусственный интеллект!!!

Заключение

Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.

Да и вообще, без воображения не существовало бы мечты, а как бы скучна была жизнь на свете, если бы люди не могли мечтать!!!

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». - Издательство «Просвещение», Москва, 1950

2. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - Москва, 1979

3. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». – Издательство «Питер», Москва-Харьков-Минск, 1999

4. Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» - Ярославль: Академия развития, 1996.

5. Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина – Издательство политической литературы, Москва, 1968

6. Шибутани Т. «Социальная психология».- Издательство «Прогресс», Москва, 1969

Психический процесс, при помощи которого создаются новые образы, называется воображением. Оно отражает реальную действительность в новых и совсем непривычных связях и сочетаниях.

Воображение занимает промежуточное положение между памятью и мышлением, а также восприятием и мышлением. Это чрезвычайно загадочное явление психики. Ученым до сих пор непонятен механизм его действия.

Только человеку свойственно воображение. Синонимы этого слова - предположение, домысел, фантазии. Это уникальный психический процесс, благодаря которому человек перемещается в пространстве и времени за пределы действительности и может представить результат своего труда, еще не начав работу. Материальная и духовная культура человечества является продуктом нашего воображения.

Необходимость воображения

Воображение просто необходимо для осуществления человеком любой деятельности. Не имея развитой фантазии нельзя успешно учиться, трудится, играть или заниматься творчеством. Ведь большинство детских игр связаны с воображением: играя ребенок воображает себя машинистом, учителем, продавцом или доктором. Школьник, изучая географию, представляет другие страны; рабочий во время трудовой деятельности представляет конечный результат своей работы; писатель в своем воображении придумывает сюжет задуманного произведения, характеры и поступки главных героев; композитор — мелодию будущего музыкального шедевра; конструктор — строение еще не существующего станка и т.д.

Все сложные психические процессы включают в себя воображение. Большая роль отводится ему и в процессах мышления. Предположение необходимо даже в математике. Ведь невозможно было бы открыть интегральное и дифференциальное исчисление без применения фантазии. Без этого психического процесса ученый не мог бы представить себе строение атома и законы, которые им управляют.

Мечты и грезы

Необходимым условием преобразования нашей жизни являются мечты. Это желания, которые отодвинуты во времени. Мечты осуществимы, так как связаны с реальной жизнью и этим отличаются от грез. Все, что человек создал своими руками, является осуществленной мечтой. Изобретение различных средств передвижения это воплощенная извечная мечта человека о скорости движения.

В отдельных случаях воображение подменяет деятельность и тогда человек уходит от реальности в область своих фантазий, чтобы избежать жизненных неурядиц, необходимости принимать решения и действовать, а также чтобы скрыться от проблем. Такие человеческие фантазии называются грезами. В них отражается связь наших потребностей с иллюзиями. Грезы практически неосуществимы и осуществляют компенсаторную функцию: человек в выдуманной им жизни получает все то, чего ему так не хватает в реальной жизни.

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом - его воплощение на практике.

Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс - процесс создания новых психических образов - и получил название воображения.

Итак, воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамолимбическая система.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмейа в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы. Например, мы представляем, что поднимаем тяжелую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена. Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

Роль воображения в психической деятельности

Полученные человеком в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определённой обработке, моделированию. Данный феномен (воображение) обусловил возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять её, анализируя и прогнозируя явления вокруг себя.

Считается, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. Человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда подразумевает наличие определённого плана в отношении того, что человек хочет получить в результате своей деятельности.

Здесь, однако, следует оговориться и признать, что - по крайней мере высшим - животным планирование тоже не чуждо, хотя и в меньшем объёме и качестве и на небольшие промежутки времени. И наоборот, деятельность человека не всегда и не во всём строго распланирована, во многих ситуациях он действует инстинктивно-порывисто. Тем не менее, уровень развития осознанного планирования у человека значительно опережает таковой у животных.

Воображение - это создание (произвольное или непроизвольное) в своём сознании образа-модели, который не был до этого точно в таком же виде дан в чувствах. Этого воображаемого может даже уже или ещё не существовать в реальности. Воображаемые объекты или ситуации - это значительно или не очень значительное изменение воспринятого в реальности. Воображение - это игра с возможным .

Близкое к воображению понятие - представление. Воображение относительно представления - это большой процесс, представление выступает для него в качестве "кирпичика". Воображение это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений .

В истории человечества воображение развивалось в процессе труда. Имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, в своём воображении человек мог представить себе другое орудие, более совершенное. Моделируя в своём воображении тот или иной процесс (например рыбной ловли), человек представлял: а что будет, если удлинить удилище? а что будет, если использовать другую наживку?

Со временем воображение стало проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека. Он стал выдумывать фантастические сюжеты, персонажи, ситуации и даже фантастические связи себя с вымышленными персонажами (религия), а также целые фантастические миры, которые однако все очень похожи на реальный мир. Многие такие образы (если не большинство) вообще не могли и не могут быть воссозданы на практике на текущий момент. Таким образом, со временем появились крайне сложные формы воображения, многие из которых используются с пользой для человечества в научном, техническом, художественном и литературном творчестве, но многие - по сути своей - являются "умственной жвачкой".

Связь с другими процессами

Воображение непосредственно базируется на представлении. Также процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с памятью, мышлением и вниманием.

Если имеется задача воспроизвести представления определённых вещей и событий, бывших ранее в опыте человека, мы говорим о работе такого процесса как память. Актуализированные воспоминания превращаются в представления. Творческая работа с этими представлениями (моделирование возможного) и есть воображение.

Воображение оказывает памяти добрую услугу. Если в процессе припоминания выпадает какой-либо фрагмент или количественная характеристика объекта (например количество колонн на фасаде Большого театра), воображение поможет выйти из ситуации: помоделировав возможные варианты, можно остановиться на самом реалистичном. Этой своею особенностью воображение очень тесно связано с памятью.

Кроме того, воображение по отношению к памяти и мышлению может выступать своего рода критиком: моделируя возможное, можно определить невозможное.

В реальных условиях наше наглядно-действенное и наглядно-образное мышление может опираться на материальные вспомогательные объекты. Так, решая задачу со спичками, мы можем попробовать их переставить так или иначе, можем вернуться к исходной позиции и продолжить в другом направлении. Придумывая как нам одеться поизящнее, мы можем попробовать такую комбинацию, можем другую. Оставаясь же один на один с нашим мышлением и воображением, мы лишены помощи опорных предметов. Компенсирует это воображение (в воображении мы переставляем спички, в воображении переодеваемся).

Процессы познания насквозь пронизаны работой воображения, деятельность которого присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали, но про которые читали (много или мало). Именно так возникают представления о природных зонах, где мы не были, представления об образе литературного героя, представления об устройстве ядра атома.

Воображение тесным образом связано с эмоциональной сферой. С одной стороны, представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, привести его в хорошее настроение (как и наоборот - представление неприятного ухудшает настроение). С другой стороны, эмоции тоже влияют на процесс воображения: эмоционально окрашенные представления хочется раз за разом прокручивать в воображении. Таким образом, воображение неотрывно вплетено в наше поведение.

Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определённой мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и другое. Многие психофизиологические техники используют работу воображения для управления состоянием организма.

Представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а воображение изысканного обеда может вывести человека из равновесия. Представление о совершаемом действии (например об исполнении какого-то упражнения на турнике) повышает тонус и способствует настрою на совершении действия в реальном мире.

Лекция 5

Воображение

§ 1. Понятие о воображении. Что такое воображение. Чем воображение отличается от восприятия. Каковы основные виды воображения человека.

§ 2. Роль воображения в жизни человека. Для чего человеку нужно вооб­ражение. Какую роль воображение играет в планировании управления дея­тельностью человека. Какова роль воображения в регуляции процессов удовле­творения потребностей человека. Какова роль воображения в различных ви­дах творческой деятельности человека.

§ 3. Природные факторы и социальные условия, влияющие на вообра­жение. Каким образом воображение человека связано с процессами, происходя­щими в организме. Как органические процессы, влияют на воображение челове­ка. Каким образом психические процессы и состояния человека воздействуют на его воображение. Какова связь воображения с тем, что происходит в жиз­ни человека, вокруг него.

§ 4. Развитие воображения. Можно ли развивать воображение. Что следу­ет понимать под развитием воображения. Каковы основные направления раз­вития воображения. Что представляют собой средства развития воображения.

Понятие о воображении

Что такое воображение. Воображение можно определить как процесс представления информации в виде образов, при­чем речь идет о таком ее представлении, при котором образы отличаются от реальной действительности. Иными словами, в образах, рождаемых воображением человека, всегда содер­жится нечто такое, чего нет в реальной действительности.

С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или когда пытаемся представить себе то, что в данный мо­мент времени отсутствует или не может быть воспринято. С воображением мы имеем дело в наших мечтах, фантазиях, грезах. Воображением мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом, который включает в се­бя образы в качестве продуктов творчества. Из сказанного можно сделать вывод о том, что воображение человека име­ет много общего с его восприятием, памятью и мышлением. Чтобы уточнить, что понимается под воображением, рассмо­трим отличия воображения от названных выше познаватель­ных процессов.



Чем воображение отличается от восприятия, памяти и мышления. Обсуждая данный вопрос, можно говорить, с од­ной стороны, об отличиях воображения как познавательно­го процесса от указанных выше других познавательных про­цессов, а с другой - об отличиях образов, рождаемых вооб­ражением человека, от образов, связанных с функционированием познавательных процессов. Время от времени мы бу­дем говорить как о первых, так и о вторых отличиях вооб­ражения от восприятия, памяти и мышления.

Восприятие - это процесс порождения образов в резуль­тате непосредственного воздействия информации на органы чувств человека, причем соответствующая информация ка­сается реально существующих предметов и явлений, кото­рые воздействуют на органы чувств в данный момент вре­мени. Восприятие - это процесс порождения образов в от­сутствие реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Иными словами, в восприятии образы рождаются лишь тогда, ко­гда связанные с ними предметы и явления присутствуют в окружающем мире и воздействуют на органы чувств чело­века, а в воображении образы возникают, когда соответст­вующие предметы и явления отсутствуют. В этом заключа­ется первое отличие воображения от восприятия.

Второе отличие воображения от восприятия состоит в том, что образы восприятия более или менее точно отража­ют объективно существующие явления и предметы и обыч­но не имеют в себе такого, чего не было бы в этих предме­тах и явлениях. Образы, рождаемые воображением челове­ка, всегда несут в себе нечто, чего нет в реальной действи­тельности. Иногда они являются продуктом чистой фанта­зии, то есть ничему в реальной действительности не соответ­ствуют вообще.

Достаточно близка к воображению человека его образная память. Но и здесь можно увидеть существенные отличия воображения от памяти. Прежде всего, память может вос­произвести лишь то, что человек когда-то запомнил. В ней нет ничего такого, чего не было бы в памяти человека, дол­говременной или оперативной. Правда, могут иметь место искажения, ошибки памяти, но и они не являются случай­ными и по своему содержанию практически всегда чем-то напоминают то, что сохранилось в памяти. Образы, рождае­мые воображением, всегда имеют в себе нечто ранее несущестовавшее в памяти.

Воображение, особенно творческое, напоминает мышле­ние. Как продукт, так и результат творческого воображения представляют собой придуманный человеком образ. Однако когда мы говорим о мышлении, под ним мы понимаем целенаправленный процесс решения задачи, результат которого как бы известен заранее.

Приступая к творческому мышлению, человек знает, что он собирается создать, и постоянно сверяет продукт своего образного мышления с намеченной целью. Для творческого воображения никакой заранее намеченной цели не сущест­вует. В творческом воображении рождаемый фантазией че­ловека образ непредсказуем, появляется и изменяется в са­мом процессе и почти всегда является в чем-то неожидан­ным для самого человека.

Теперь, определив, что такое воображение, и выяснив его отличия от восприятия, памяти и мышления, попробуем от­ветить на вопрос:

Каковы основные виды воображения человека. Таких видов у человека несколько. Это - пассивное и активное воображение, репродуктивное и продуктивное (творческое) воображение. Рассмотрим каждый из этих видов воображе­ния в отдельности.

Пассивным называют воображение, в котором образы рож­даются самопроизвольно, без участия сознания и воли челове­ка. Они появляются в голове, всплывают, изменяются неожи­данно, и человек не в состоянии их контролировать. Приме­рами пассивного воображения являются образы сновидений и галлюцинаций, а также образы, возникающие во время болез­ненных изменений сознания человека, например в бреду.

Активное воображение - это воображение, рождающее образы при активном участии сознания и воли человека. Здесь человек ставит перед собой цель придумать, предста­вить нечто в виде образа, и последовательно, контролируя процесс, решает определенную задачу. Примерами активно­го воображения выступают образы художников, писателей, инженеров, которые занимаются сознательным творческим трудом. Активно воображение ребенка, который придумыва­ет что-то, например, рисует, сочиняет и т.п.

Репродуктивное воображение - это воображение, которое в основном воспроизводит известное, имея, конечно, в порож­даемых им образах значительную долю фантазии. Так, напри­мер, репродукция картины известного художника является более или менее точной ее копией, но вместе с тем чем-то от­личается от оригинала. Репродуктивным можно также на­звать воображение, образы которого созданы на основе известных элементов, путем их нового сочетания или новой комби­нации. Если, к примеру, ребенок сложил известную мозаич­ную фигуру из предложенного ему набора элементов, то вооб­ражение такого ребенка будет репродуктивным.

Продуктивным называют воображение, порождающее со­вершенно оригинальный образ, который в целом и по частям существенно отличается от всего известного. К примеру, в большинстве случаев продуктивным будет воображение ху­дожника, писателя, инженера, которые создают новое про­изведение искусства, литературы или новую технику.

Роль воображения в жизни человека

Для чего человеку нужно воображение. Каковы основ­ные функции воображения. Человек, по-видимому, являет­ся единственным из всех живых существ, обладающих ак­тивным и продуктивным воображением. Следовательно, вполне резонно поставить и попытаться найти ответ на воп­рос о том, какую роль эти виды воображения играют в жиз­ни человека. Но у него также есть и два других, названных выше, вида воображения: пассивное и репродуктивное. На­верное, и они решают важную задачу в жизни людей. Отве­тить на вопрос о том, для чего человеку нужно воображение, можно, раскрыв его основные функции.

Воображение, во-первых, позволяет человеку представлять в виде образов и идей то, что он не может непосредственно вос­принимать в данный момент, или то, что вообще или в данный момент времени не существует в действительности. Например, человеку может понадобиться представить какой-либо пред­мет, которого нет в его поле зрения в настоящий момент, или то, что он только еще собирается создать (воображение худож­ника, писателя, актера в момент начала их творческой дея­тельности), и тогда он обращается к своему воображению.

Во-вторых, воображение необходимо, чтобы в образной форме решать некоторые задачи, не действуя практически с вещами, а только манипулируя в сознании образами вещей, с которыми эти задачи связаны. К примеру, решая задачу удобной расстановки тяжелых и крупногабаритных пред­метов мебели в комнате, человек сначала мысленно, в своем воображении, представляет картину новой расстановки ме­бели, и только затем, решив, что она оптимальная, предпри­нимает соответствующие практические действия.

В-третьих, воображение помогает человеку выйти за пре­делы настоящего времени и, перенеся себя мысленно в про­шлое или в будущее, проиграть в уме соответствующие дей­ствия. Например, анализируя уже совершенные нами по­ступки, мы иногда мысленно переносим себя в прошлое и представляем, каким бы было наше поведение, если бы мы действовали по-другому. Если, напротив, возникает задача хорошо подготовиться к будущему, то мы в своем воображе­нии представляем себе будущую ситуацию и различные ва­рианты своего поведения в ней.

У человеческого воображения есть и две специальные, психологческие функции. Одна из них называется психоди­агностической, а другая - психотерапевтической. Психо­диагностическая функция воображения заключается в том, что, анализируя продукты воображения человека, можно су­дить о его психологии.

Эта функция активно используется в психологических те­стах, где человеку предлагается что-либо придумать (напри­мер, несуществующее животное), сочинить рассказ, усмот­реть что-либо определенное в беспорядочном нагромождении линий, красок, фигур и т.п. Предполагается, что в продук­тах фантазии человека непосредственно отражаются его пси­хологические особенности. Подвергая продукты фантазии человека специальному анализу, мы можем сделать опреде­ленные выводы о его психологии.

Психотерапевтическая функция воображения в свою оче­редь состоит в том, что через него можно оказывать поло­жительное влияние на психологическое состояние и поведе­ние человека. Известно, что, произвольно вызывая у себя определенные образы, мы через них можем изменять свои собственные психические и физические состояния. Предста­вляя, например, жаркое лето, солнце, мы начинаем внут­ренне ощущать тепло. Мысленно воображая, что мы нахо­димся на морозе, мы начинаем ощущать холод.

1 Аутогенная тренировка - это метод практической психологии, включаю­щий в себя освоение человеком системы физических, дыхательных и других специальных упражнений, связанных с самовнушением и рассчитанных на эф­фективную психофизиологическую саморегуляцию человека.

Гештальттерапия - это метод групповой практической психологии, где во­ображение используется для того, чтобы представлять себе какого-либо челове­ка присутствующим в данный момент времени и вести с ним открытый диалог. Нейролингвистическое программирование - это также один из методов психо­терапии, основанный на активном использовании воображения в терапевтиче­ских целях, в частности, для образного представления самого себя, как бы наблюдающего за самим собой со стороны.

Есть, однако, и типичные, довольно часто встречающиеся в жизни каждого человека случаи, когда все люди время от времени обращаются к ис­пользованию воображения. Эти случаи связаны с планирова­нием и управлением деятельностью человека, с регулирова­нием процесса удовлетворения потребностей, с различными видами творческой деятельности.

Какую роль воображение играет в планировании и уп­равлении деятельностью человека. Когда человек планиру­ет свою деятельность, он, естественно, пытается предста­вить, как она может разворачиваться в будущем. Это буду­щее для него еще не наступило, и представлять его можно лишь в воображении. Следовательно, любое планирование будущего основано на достаточно активном воображении че­ловека, и чем богаче его воображение, тем детальнее и на бо­лее длительный срок он может планировать свою жизнь на будущее.

В качестве примера планирования деятельности с участи­ем воображения можно взять размышления шахматиста над своим очередным ходом. Опытный шахматист может почти наверняка спланировать развитие ситуации на шахматной доске на несколько шагов вперед, причем хорошо представ­ляет ее в своем воображении, прежде чем принять оконча­тельное решение.

То же самое делает и опытный бизнесмен, принимая ка­кое-либо решение по развитию бизнеса, опытный политик, принимая определенное политическое решение, рассчиты­вая на то, что оно вызовет в обществе определенный резо­нанс. Вообще, в любой деятельности способность мысленно представлять себе всевозможные варианты развития собы­тий в будущем выступает как одно из профессионально зна­чимых качеств человека. Проверку уровня развития такой способности часто включают в процедуры профессионально­го отбора людей. Не менее важна роль воображения в управлении актуаль­ной деятельностью человека, то есть деятельностью, кото­рой он занят в данный момент. Дело в том, что планирова­ние человеком любой его деятельности, особенно целенапра­вленной, всегда несколько опережает происходящие в ней реальные события, если, конечно, это сознательно управля­емая деятельность. Всякий очередной свой шаг в этой дея­тельности человек должен соотносить с ее целью, то есть представлять себе, приблизится он или, напротив, удалится от соответствующей цели, предприняв очередное, связанное с данной деятельностью, действие.

Какова роль воображения в регуляции процесса удов­летворения потребностей. Далеко не все свои потребности в силу тех или иных причин человек в состоянии постоянно и полностью удовлетворять, и это обстоятельство порождает у него хроническое состояние неполной удовлетворенности жизненно важных потребностей. Если бы дело обстояло та­ким образом, что у человека не было другого пути избавле­ния от чувства неудовлетворенности, кроме полного удовле­творения соответствующих потребностей, то ему никогда бы не удалось добиться нормализации своего психологического состояния.

К счастью, человек обладает уникальной способностью в какой-то степени удовлетворять свои потребности в вообра­жении, то есть не только реально, но и символически. К примеру, если человек мечтает о том, чтобы оказаться в ка­ком-либо привлекательном для него месте, но не может сде­лать этого вообще или в данный момент, то он может просто представить себе, что уже находится в желаемом месте. От этого, конечно, его потребность не будет полностью удовле­творена и окончательно не исчезнет, но ее острота, тем не менее, существенно снизится.

Обиженный человек может отомстить своему обидчику символически, в своем воображении. Это в какой-то степени успокоит его самого. Данный прием широко применяется, например, в Японии для самоуспокоения служащих, недо­вольных действиями своих начальников. Они могут войти в комнату, где находится фотография или манекен начальни­ка, и, заперевшись в ней, выразить фотографии или манеке­ну все, что хотели бы сказать или сделать реальному началь­нику. Популярная психологическая теория, объясняющая жиз­ненное назначение и содержание сновидений человека, ут­верждает, что одна из главных задач сновидений человека заключается в том, чтобы служить средством символическо­го удовлетворения актуальных, не полностью удовлетворен­ных потребностей и снимать напряжение, беспокойство, тревогу, порождаемые неудовлетворенными потребностями. Эта теория довольно популярна в психоанализе, с ней свя­зывается существование специального защитного механиз­ма 1 , который называется замещением. Суть его состоит в том, что, будучи не в состоянии удовлетворить свою потреб­ность с помощью одного, весьма привлекательного, объек­та, человек удовлетворяет ее с помощью другого, менее при­влекательного, и при этом в своем воображении искусствен­но поднимает цену доступного для него объекта, одновре­менно обесценивая менее доступный объект. Известным ли­тературным воплощением этой психологической ситуации является басня И.А.Крылова «Лиса и виноград», где лиса, не добравшись до винограда, утешается тем, что он зелен и что именно поэтому ей якобы его не хочется.

Какова роль воображения в различных видах творче­ской деятельности человека. Без богатого воображения лю­бая творческая деятельность человека была бы невозмож­ной. Это объясняется следующим.

Во-первых, сам продукт творчества или будущая цель творческой деятельности всегда представлены сначала в во­ображении творца и только затем становятся реальностью. Прежде чем нарисовать картину, художник в своем вообра­жении строит ее замысел.

Во-вторых, первончальный творческий замысел или про­ект почти никогда не остаются неизменными и чаще всего существенно изменяются в ходе самого творчества. Это из­менение задуманного в ходе творческой деятельности явля­ется именно ее неотъемлемым свойством и не может проис­ходить иначе, как в воображении.

1 Описано более 20 видов защитных механизмов. Начало исследованиям за­щитных механизмов было положено З.Фрейдом, рассматривавшим их как фор­мы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериори-зованными социальными требованиями и запретами, и А.Фрейд, видевшей в них также механизм разрешения внешних конфликтов, адаптации к социаль­ному окружению.

В-третьих, способности, талант любого творца не в пос­леднюю очередь оцениваются людьми именно по богатству его воображения. Что останется от картин известного ху­дожника Сальвадора Дали, если из его творчества убрать то, что относится к богатой творческой фантазии самого худож­ника, и оставить лишь то, что касается высокого техниче­ского мастерства его кисти? Это сразу же поставило бы Да­ли в ряд множества других, малоизвестных художников, ко­торые владеют кистью не хуже, чем он. А разве мы не оце­ниваем достоинство автомобиля, в частности, по оригиналь­ности его дизайна?