Нод: «Звуки «з-зь» занятие по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Работа с сигнальными карточками

Программное содержание:
Познакомить детей со звуком и буквой «У», «у».
Учить слиянию букв в один слог.
Учить детей определять на слух слова с заданным звуком.
Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука «У».
Материал демонстрационный: касса букв большого формата, картинки филин, паровоз
Материал раздаточный: касса букв
Ход занятия.
Дети рассаживаются на подушки на полу.
Воспитатель: (рассказывает историю, постепенно вывешивая героев на фланелеграф)
Однажды Слыш и Буковка гуляли и подошли к лесу. Вдруг Слыш расставил свои большие уши и прислушался.
- Ты ничего не слышишь? – спросил он у Буковки.
- Нет, - ответила Буковка.
- Кто-то кричит в лесу, вот так: «У – у – у».
- Да это же мой друг филин тренируется, - догадалась Буковка. То он ухает громко, вот так: «У – У – У», то тихонечко: «у – у – у».
А потом друзья услышали, как где-то вдалеке загудел паровоз. Сначала тихо, а потом все громче и громче.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какой звук издавали и филин, и паровоз? (Звук «У»). Звук «У» произносится голосом, губы складываем трубочкой. Горлышко гудит, а воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает, значит, звук «У» гласный.
Воспитатель: Звук «У» какой? (гласный). Чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим, а букву видим). Давайте мы все вместе произнесем звук «У». Сначала мы произнесем его протяжно, как паровоз, а потом прерывисто, как филин.
Игра «Поймай звук в слове».
Слыш и Буковка приглашают вас поиграть с новым звуком. Буковка будет называть разные слова, а вы хлопать в ладоши, когда услышите звук «У».
Слова: УЛЕЙ, УЛИЦА, АИСТ, ОСЫ, УЛИТКА, ИГЛЫ, УТРО, АСТРА, УТЮГ, ОСЛИК, ИГРЫ, УТКА.
После игры Слыш попросил Буковку написать букву «У». Она взяла волшебный карандаш и листочек бумаги, который носила всегда с собой, и написала сначала большую букву «У», а рядом – маленькую. А потом она прочитала стишок:
Буква У как будто ушки
У зайчонка на макушке. (В. Савичев)
Рассматривание заглавной и строчной буквы, их сравнение.
Воспитатель: На что похожа буква У? Давайте напишем букву У пальчиком в воздухе.
Физкультминутка
Рот пошире открываем.
Руки кверху поднимаем.
Губы трубочкой вперед.
И руки вперед.
Игра «Эхо».
Воспитатель: Ребята, Слыш и Буковка придумали новую игру, которая называется «Эхо». Представьте себе, что мы вошли в лес. Мальчики зашли за деревья и не видят девочек. Вот мальчики посоветовались между собой и решили позвать девочек. Они придумали замечательную песенку – «искалочку». Она поется вот так: сначала долго тянем звук «аааа», а потом звук «уууу». Крикнем хором: «Ау». Еще раз! Молодцы! Девочки услышали мальчиков и отвечают им: «Аууу».
Слово «ау» очень коротенькое, но очень нужное: многих людей из беды выручило.
Воспитатель произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук, одновременно выставляя буквы.
Воспитатель: Какой первый звук? Какой второй? Если я произнесу звуки друг за другом, плавно, то прочитаю слово. Смотрите и слушайте внимательно, как я это делаю.
Воспитатель ведет указкой под первой буквой и произносит звук «а», когда переходит к другой букве, начинает произносить звук «у»: аа-уу.
Дети хором произносят слово 2-3 раза. Затем несколько детей по очереди читают это слово вслух. Воспитатель следит, чтобы никто «не обгонял» указку и «не отставал» от нее. Затем дети самостоятельно выкладывают слово «ау» в своих кассах.
Игра «Напиши букву».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами стихотворение, которое рассказала нам Буковка про букву «У». (Проговаривают).
А сейчас мы напишем букву «У» в наших красивых тетрадях.
Итоги занятия.
- с какой буквой мы сегодня познакомились на занятии?
- какой звук она обозначает?
- какие новые слова со звуком «у» мы сегодня узнали?

Актуальность

Использования ИКТ в ДОУ, для всестороннего развития дошкольников. Это комплексный, многоплановый процесс в котором участвуют и дети, и педагоги. Дети с радостью идут на такие занятия, занимаются с большим интересом, лучше запоминают данный материал.

Цель: формировать у детей представления о звуках, уметь различать их.Формировать у дошкольников фонематическое восприятие, фонетический слух.

Задачи:

Образовательные:

Учить дифференцировать на слух речевые и неречевые звуки. Закреплять эмоционально положительное настроение в группе, повышать уверенность в себе.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Интерес к занятию.

Развивающие:

Развитие просодической стороны речи.

Развивать умение распознавать эмоциональное настроение человека.

Интеграция образовательных областей: « Физическое развитие », «Художественно-эстетическое».

Материал: Музыкальные инструменты (барабан, маракас, бубен, колокольчик), молоток, бумага, фольга, ножницы, картинки, символизирующие эмоциональное состояние человека (картинки показаны на интерактивной доске), маски животных, ширма.

Ход занятия

Педагог: Ребята, у нас с вами сегодня не обычное занятие, мы отправляемся в путешествие «В мир звуков».

Но прежде, чем мы туда отправимся, я хочу вам предложить выбрать настроение.(Детям показываются картины, символизирующие эмоциональное состояние человека).

Педагог: Что вы видите на картинках? (ответы детей )

Давайте попробуем изобразить и назвать, какое чувство испытывает человек на картинках.

Ребята, а какое настроение вы выберете себе, что бы отправиться в путешествие? (ответы детей).

Тогда отправляемся в путь!(Дети перемещаются на коврик и садятся в полу круг).

Педагог: Ребята, мы с вами на острове в мире звуков, здесь мы с вами будем слушать разные звуки, учиться узнавать их, и произносить.

Педагог: Закройте глазки. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Игра «Молчанка». (Дети слушают звуки, которые их окружают: шум за окном, дыхание друг друга, шуршание и т.д).

Педагог: Что вы услышали? (Ответы детей).

Педагог: А сейчас послушайте такие звуки (за ширмой звучит игра на музыкальных инструментах: барабан, маракас, бубен, колокольчик, резание бумаги, шуршание бумаги, фольги, постукивание молотком).

Педагог: Что вы услышали?А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию. (Действия повторяются за ширмой, а дети называют, что звучало).

– Вы молодцы, услышали и угадали правильно все звуки.

– Чем вы слушали? (Ответы детей).

Педагог: Уши – это важный орган нашего тела, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда (нельзя кричать громко друг другу в уши, в холодную погоду нужно закрывать их).

И мы с вами продолжаем наше путешествие. (Дети садятся на свои места).

Педагог: Ребята, вы сегодня прослушали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают разные звуки. Послушайте стихотворение. (Читается стихотворение «Разные звуки», на доске показываются слайды с картинками).

Где-то собаки рычали: – Р – Р – Р!

В стойле коровы мычали: – МММУУУУ!

В комнате мухи жужжали: – ЖЖЖ!

Мимо машины бежали: – ТРРРР!

Гудели от ветра все провода: – ЗЗЗНЬ!

Капала в кухне из крана вода: – ДИНЬ!

Перекликались в ночи поезда: – УУУ! – УУУ!

Листья на ветру шумели: – ТСС!

Змеи в лесу шипели: – ШШШ!

А комары все пели: – ЗЗЗЗ!

Непоседа мячик днем и ночью

Успокоиться не хочет: – ПАМ – ПАМ!

Куклы кашляют в постели –

Днем мороженое ели: – КХХ! – КХХ!

Педагог: Ребята, а теперь давайте вспомним какие звуки, кто издавал?

– Как перекликались поезда?

– Как кашляли куклы?... и т.д. (Ответы детей).

Педагог: Животные и разные предметы издают звуки, а мы с вами – говорим. Все люди обладают речью. Звуки речи соединяются – получаются слоги, слоги образуют слова. И мы с вами будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Педагог: Ребята наше путешествие продолжается, и мы сейчас с вами отправимся в лес . (Детям раздаются маски зверей, игра проходит на ковре).

Однажды на лесной полянке собрались Зайка, Мишка, Лисица, Волк, Белочка, Ежик. И они решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисица запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка ы-ы-ы. Белочка и-и-и. Ежик э-э-э. (Детинадевают маски.Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы, высоты и интонации голоса).

Педагог: За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному: громко, тихо, с голосом, без голоса. Еще мы можем произносить их по-разному, в зависимости от настроения. Если мы радостные или грустные, когда злимся, наш голос меняется.

Педагог : А сейчас мы с вами отправляемся в домик звуков! (Дети возвращаются на свои места).

Ребята, как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (ответы детей).

Педагог: Правильно, молодцы! Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков. (На доске включается мультик «Домик звуков»).

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. И так, в домике звуков, первая дверь – губы, вторая – зубы.

Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносится губами.

Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок.

В домике есть потолок. Это небо. Пощелкайте язычком.

Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горлышко. Произнесите: д-д-д б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся и горлышко задрожало.

Ребята давайте вместе вспомним и скажем, что же нам помогает произносить звуки? (Ответы детей).

Педагог: Ребята, наше путешествие «В мир звуков» подошло к концу и нам пора возвращаться домой. (Дети перемещаются на ковер, садятся в полукруг).

Итог занятия:

Педагог: Мне очень понравилось с вами путешествовать, а вам понравилось наше путешествие? Скажите, пожалуйста, где мы сегодня побывали, в каких местах? Что мы сегодня с вами слушали? Чем мы слушали? Чем произносили звуки?


Екатерина Кондрашова
Конспект НОД «Звук [А] и буква А»

Конспект №3 Тема : «Звук А и буква А »

Цель звука А ;

Определении места звука в слове ;

Знакомство с буквой А ;

Штриховка.

Оборудование : предметные картинки со звуком А , рабочие тетради, ручки.

Ход занятия.

1.0рг. момент

2. Характеристика звука А :

Какой звук повторяется в этих словах? (А)

Характеристика

Проговаривание звука хором , индивидуально.

3. Выделение звука

5. ФКМ «Аист»

Аист отвечает : После - правою ногой,

6. Знакомство с буквой А .

-Звуки

А есть буквы . Буквы - это знаки , которые обозначают звуки .

Буквы мы пишем и читаем .

Показ буквы А . Это буква А , она обозначает гласный звук А .

- Буква А состоит из трёх элементов.

- Разучивание стихотворения : А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко :

Ноги ставит широко.

букву А , заштриховываем её .

8. Итог : Кто запомнил,что такоё буквы ? Какую букву изучали ?

Какоё звук она обозначает ?

Конспект №3 Тема : «Звук А и буква А »

Цель : -закрепить навык чёткого произношения звука А ;

Определении места звука в слове ;

Употребление существительных в косвенных падежах ед. числа.

Знакомство с буквой А ;

Штриховка.

Оборудование : предметные картинки со звуком А , рабочие тетради, ручки.

Ход занятия.

1.0рг. момент : Вспомнить времена года, их основные приметы.

2. Характеристика звука А :

Какой звук повторяется в этих словах? (А)

Характеристика (гласный, т. к. мы его можем петь)

Проговаривание звука хором , индивидуально.

3. Выделение звука А в словах по предметным картинкам.

На крышу поставили телевизионную. антенну.

Солдаты стреляют из. автомата.

Дети рисуют красками в. альбоме.

Мама варит варенье из. алычи.

5. ФКМ «Аист»

Проговаривают слова и выполняют движения.

Аист, аист длинноногий, Снова - правою ногой,

Покажи домой дорогу. Снова - левою ногой,

Аист отвечает : После - правою ногой,

Топай правою ногой, После - левою ногой,

Топай левою ногой. Вот тогда придёшь домой.

6. Знакомство с буквой А .

-Звуки , это то, что мы слышим и произносим.

А есть буквы . Буквы - это знаки , которые обозначают звуки .

Буквы мы пишем и читаем .

Показ буквы А . Это буква А , она обозначает гласный звук А .

- Буква А состоит из трёх элементов.

- Разучивание стихотворения : А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко :

Ноги ставит широко.

7. В тетрадях обводим по контуру букву А , заштриховываем её .

8. Итог : Кто запомнил,что такоё буквы ? Какую букву изучали ?

Какоё звук она обозначает ?

Звук [О]. Буква О.
Цели:
коррекционно-образовательные: - активизировать словарь по лексической теме «Осень»; - познакомить со звуком [О], буквой О; коррекционно-развивающие: - развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух фонематический анализ; - развивать связную речь (умение составить простое распространённое предложение, использовать в речи сложноподчинённые предложения). – развивать графо-моторные навыки; коррекционно-воспитательные: воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: кленовые листья (оранжевые, жёлтые, зелёные; графическое изображение звука [О]; предметные картинки: овощи, зонт, туфли, ведро; буква О, бархатная бумага, шерстяная нитка.

Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед. Отгадайте загадку:
Закружил осенний лист
И упал под ноги.
Кто же золотом решил
Вымостить дороги?
Дети: Осень.
Д/и.: «Игра с листиками»
Логопед называет слова, а дети поднимают листики вверх, если услышали слово, имеющее отношение к осени.
Слова: дождь, гриб, снеговик, листопад, пляж, урожай, коньки, сентябрь.

Пальчиковая гимнастика.
Разбросала осень листья.
Разбросала осень листья, Волнообразные движения ладонями.
Разукрасила их кистью. Плавные взмахи ладонями вверх, вниз.
Мы в осенний лес пойдём «Шагают» пальцами обеих рук по столу.
В букет листья соберём.
Лист кленовый, лист осиновый, Поочерёдно загибают
Лист дубовый, лист рябиновый. пальцы, начиная с большого.
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. Хлопают в ладоши.

Сообщение темы занятия.
Логопед. Я произнесу слово тихим голосом, а вы повторите громким голосом: Ооосень (тихо).
Дети. Ооосень (громко).
II
·. Основная часть.
Логопед. Кто догадался, какой звук нам осень принесла?
Дети. Звук [О].
Сказка про звук [О].
Логопед: Жил – был звук [О]. Он очень любил петь. Когда звук [О] пел, рот его становился похож на небольшой овал: ООООО.
Дети. ОООО.
Логопед. Звук [О] был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако!»
Логопед. О! Какой красивый осенний лес!
Логопед. Звук [О] – это какой звук?
Дети. Звук [О] – гласный.
Логопед. Почему?
Дети. Воздушная струя не встречает преграду.
Логопед. На что похожи губы, когда произносим звук [О]?
Дети. Губы похожи на овал.
Логопед. Поиграем со звуком [О].
Д/и.: «Кто внимательный?»
Услышите звук [О], хлопните в ладоши.
из звукового ряда: о, а, у, и, о, и, а, о, а, у, о, и, э
из слогового ряда: ат, от, оп, ип, ок, ит, то, па, ки, ко, ку, по, ут
из ряда слов: забор, капуста, овощ, хвост, кошка, жук, такси, торт.
Логопед. Осень приготовила для вас картинки, в названии которых есть звук [О].
Д/и: «Четвёртый лишний».
(на магнитную доску выставляются предметные картинки: овощи, зонт, туфли, ведро)
Логопед. Какая картинка лишняя?
Дети. Лишние туфли, потому что в слове нет звука [О].
Логопед. Назовите слово, в названии которого звук [О] стоит в начале слова (овощи), в середине (зонт), в конце (ведро)?

Д/и «Кто больше?».
Соревнуются команда девочек и команда мальчиков. Нужно назвать слова со звуком О. Побеждает та команда, которая назвала больше слов.

Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок всё тише, тише
Деревцо всё выше, выше.

Звуковой анализ слогов ОК, ПО.
Составление предложений.
Логопед. Составьте предложение со словом «осень».
Ответы детей. Осенью часто идут дожди. Люди надевают тёплую одежду. Осенью дети пошли учиться в школу.
Знакомство с буквой О.
Логопед. Звук [О] обозначается буквой О.
(на магнитную доску выставляется буква О)

Логопед. Ребята, на что похожа буква О?
Дети. На колесо, обруч, баранку, бублик.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы смогла.

Логопед. Выложите на бархатной бумаге ниткой букву О. Обведите её пальчиком.
Чтение слогов: ок, от, оп, ко, по, то.
IV. Итог.
- Какое время года было у нас в гостях?
- Какой звук нам принесла?
- Назовите слова со звуком О (в начале слова, в середине, в конце)?

(Средняя группа)

Игра-путешествие, интегрировано с познавательным развитием.

Программные задачи:

1. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;

2. Учить детей правильно произносить звуки;

3. Воспитывать культуру речевого общения;

4. Познакомить детей с названиями деревьев в лесу.

Ход НОД:

Воспитатель:

Дети, сегодня мы отправимся в путешествие на большом, красивом автомобиле (автомобиль строим из мягких кубиков и стульчиков).

А отправимся мы в путешествие в гости к нашему язычку в осенний лес. А мы сможем ехать со спущенными колесами? (дети отвечают) Так давайте возьмем насос и накачаем их.

Дети повторяют звук [C].

Крепкие у нас колеса? Ну тогда поехали.

А вот и домик нашего язычка! Но рано мы приехали, язычок еще спит. Давайте разбудим его:

С – поет, течет водичка,

Можно чисто вымыть личико.

С-С-С-С-С-С-С.

Можно чай налить Сереже

С-С-С-С-С-С-С.

И в фонтане вода тоже

С-С-С-С-С-С-С.

1. Артикуляционная гимнастика «Приключения язычка»

Проснулся язычок, стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. «Толкну-ка я посильнее!» - подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, а потом и другую. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

2. Воспитатель: Детки, наверно устали уже ехать, смотрите какой красивый осенний лес! (Изображение осеннего леса) Хотите погулять? (Дети отвечают.) Ну тогда пойдемте.

Физкульт - минутка «Мы заходим с вами в лес»

Мы заходим с вами в лес (Дети маршируют на месте)

Сколько здесь вокруг чудес! (Удивились, развели руками)

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов.

(Раз, два, три …)

Впереди из-за куста

смотрит хитрая лиса.

Мы лесу обхитрим, на носочках убежим.

(Бег на носочках.)

Все вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

3. Воспитатель достает корзиночку с разными листиками.

Посмотрите какие красивые листики у нас в корзине! Давайте поиграем! Я вам буду называть названия деревьев на которых они росли, если вы услышите звук [C], то хлопните в ладоши. Я буду читать слова, в каком слове услышите звук [C], хлопните в ладоши.

Лес, липа, осина, береза

Каштан, сосна, рябина, ясень

Дуб, слива, ель

Молодцы ребята, справились с заданием!

4. Гулял язычок в лесу, заблудился и заплакал. Как? (Уа) вспомнил как нужно звать на помощь и закричал. Как? (Ау). Вдруг слышит язычок, что кто-то поет в лесу песенку, и стал слушать: с-с-с-с-с. Кто же это поет? – думает язычок. И вдруг увидел ручеек. Ручеек течет через лес и поет: с-с-с. Какую песенку поет ручеек? Дети повторяют по очереди.

Язычок наш устал? Давайте скажем ему до свидания, пусть он идет домой отдыхать.

5. А вы ребята, можете погулять еще немножко в лесу! Ой, а посмотрите кто там летит? (показываю на картинке осу, дети отвечают)

Са-са-са, Са-са-са

Ой-ой-ой! летит оса!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы

Не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су

Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы

Мы не видели осы!

Са-са-са, Са-са-са

Отгадайте где оса?

Са-са-са, Са-са-са

Укусила в нос оса.

Со-со-со, со-со-со

Стал мой нос как колесо!

Чтоб нас оса не укусила, давайте с вами сядем в наш автомобиль и поедем обратно в детский сад!

Итог занятия, поощрение детей (картинка раскраска с изображением леса).

Литература:

  1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. М.: Мозаика – Синтез. 2014 г.
  2. Куликовская Т.А. «Логопедические скороговорки и считалки» М.: «Гном и Д».
  3. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. М.: - Эксмо. 2003 г.