«Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

Федор Иванович принадлежит к той категории поэтов, которые за свою творческую карьеру написали не так много произведений. Но все его работы заслуживают уважения, проникают в душу читателя и находят там отклик. Тютчев принадлежит к дворянскому обедневшему роду, хоть он и писал стихи, и даже печатался в журналах с юных лет, но всю жизнь проработал чиновником. Удивительно, что человек, проживший более двух десятков лет за границей, сумел так тонко прочувствовать душу русских людей, красиво и ярко изобразить природу. Философия, присущая Федору Ивановичу, завораживает и заставляет задуматься над собственной жизнью.

Раннее творчество поэта

Анализ стихотворения «Осенний вечер» Тютчева Ф. И. дает представление о том, насколько тонко поэт чувствовал окружающую его природу, замечал все изменения, происходящие в ней. Это произведение относится к раннему творчеству классика и было написано в 1830 году. В этот период Федор Иванович на короткое время приезжал в Россию. Анализ стихотворения Тютчева «Вечер» показывает, что оно принадлежит к пейзажной лирике с глубоким философским смыслом. Поэт ищет параллели между человеческой жизнью и явлениями природы, он оживляет ее, делая прообразом нравственности.

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Тютчева среди других поэтов выделяет умение наиболее удачно подобрать метафоры, не просто сделать произведение с красивой рифмой, но еще и вложить в него глубокий смысл. «Осенний вечер» написан пятистопным ямбом с Стихотворение состоит из 12 строк, которые, по сути, являются одним читающимся легко, словно на одном дыхании. В представлении Федора Ивановича вырисовывается многоликая, изменчивая, красочная, насыщенная разнообразными звуками природа.


Чтобы передать всю красоту осени, поэт использует разные художественные средства: олицетворение, градацию, эпитеты, метафоры. При помощи аллитерации он изобразил свежее дыхание ветра, падающие листья, таким образом, через состояние природы, передав чувства лирического героя. Анализ стихотворения «Осенний вечер» Тютчева показывает, как точно поэт изобразил свои мысли, навеянные порывом ветра, падением листьев, их шуршанием под ногами. В произведении затронута тема прощания, осознания, что жизнь быстротечна, поэтому оно навевает легкую грусть.

Предыстория написания «Последней любви»

Русские классики огромное число своих произведений посвятили теме любви, не остался в стороне и Тютчев. Анализ стихотворения показывает, что поэт очень точно и эмоционально передал это светлое чувство. Федору Ивановичу удалось написать такое красивое и трогательное произведение, потому что оно автобиографично. «Последняя любовь» посвящается его отношениям с 24-летней Еленой Денисьевой.


Стихотворение входит в «денисьевский цикл». Молодую девушку Тютчев полюбил в 57-летнем возрасте, когда он уже был обременен семьей. Влюбленные не могли открыто заявлять о своих чувствах, это показывает и анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь». Поэт обманывал свою семью, а девушка устала от роли любовницы. Вскоре Елена заболела скоротечной чахоткой и скончалась. Федор Иванович до самой своей смерти винил себя в гибели девушки.

Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь»

Произведение уникально тем, что его написал не юноша в порыве страсти, а умудренный жизненным опытом мужчина. «Последняя любовь» - это не сожаление о давно ушедших днях, а умение ценить каждые минуты, проведенные рядом с любимым человеком. Герой кажется чересчур суеверным, потому что он боится потерять драгоценные моменты, потому что они больше не повторятся в его жизни. В своих работах Федор Иванович человека делает величественным и слабым одновременно. Такая двойственность прослеживается и в этом произведении.

Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь» показывает, что свои чувства герой ассоциирует с вечерней зарей, которая своим прощальным сиянием освещает его жизненный путь. Он понимает, что большая часть его жизни прожита, но при этом не испытывает сожаления или страха, лишь молит, чтобы вечер угасал как можно медленнее, продляя свое очарование. Любовь Тютчева добрая, нежная и заботливая, само стихотворение полно скрытой грусти и безнадежности.

Гроза - воплощение перемен


Стихотворение «Весенняя гроза» Тютчевым писалось два раза - в молодом возрасте и спустя четверть века. Поэт сочинил его в 1828 году, но в 1854 немного переработал первую строфу и дописал вторую. Федор Иванович очень любил пейзажную лирику, в своих произведениях часто оживлял природу, обращался к ней как к человеку, наделял ее переживаниями, радостными, волнительными или печальными чувствами. В данном стихотворении поэт за основу взял весеннюю грозу, весна ассоциирует молодость, уверенность в себе, а гроза - будущие перемены, движение вперед, рождение чего-то нового. Лирический герой только вышел из-под родительской опеки, сделал первые шаги в самостоятельной взрослой жизни. Ему не терпится заявить о себе во всеуслышание.

Анализ произведения

Анализ стихотворения Тютчева «Гроза» показывает, что поэт задействует сквозные образы солнца, воды, неба с целью показать единство человека и природы. Природные явления он ассоциирует с определенными чертами характера людей. Непогода показывается читателю с другой стороны - более беззаботной и радостной. Туча поливает землю водой, но делает это смеясь, гром похож на маленького ребенка, которому хочется играть и резвиться, поток бежит куда-то вдаль. Произведение состоит из четырех строф. В первой читатель знакомится с грозой, являющейся главным образом, затем наблюдает за сменяющимися картинами, и даже обращается к древнегреческой мифологии.


с пиррихием делает стих мелодичным и легким. Тютчев использует разнообразные употребляет в большом количестве «г» и «р», чтобы воссоздать в произведении раскаты грома. Идеально подобранные метафоры, эпитеты, олицетворения и инверсия добавляют описываемой картине выразительность. Поэт изобразил лишь одно кратковременное явление природы, при этом вложив в него глубокий философский смысл.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Последняя любовь» - од­но из наиболее выдающихся по чистоте и возвышенности ро­мантического чувства произведений. Оно написано в 1852- 1854 годах уже немолодым поэтом и точно отражает автор­скую концепцию любви - благородного и самоотверженного чувства. Последняя любовь не такая страстная и неистовая, как в юности. В основе ее простая человеческая нежность, доброта, внимание, бережное отношение людей друг к другу. В то же время это не просто дружба, а переживание, не лишенные ро­мантической окрашенности. Последняя любовь обречена на скорую конечность, поэтому Ф.И. Тютчев в финальной строфе пишет о безнадежности. Но в то же время эта безнадежность сопряжена и с блаженством. Это оксюморонное сочетание, сопряженное в единый мелодичный образ при помощи звуко­вого удвоения («блаженство и безнадежность»), придает фи­нальному аккорду стихотворения настроение светлой печали. По жанру «Последняя любовь» - элегия (песня грустного со­держания). Возвышенную интонацию произведению придает частица «О», как будто обрамляющая текст стихотворения («О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суевер­ней…», «О ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безна­дежность». Музыкальность произведению придают также многочисленные повторы («Сияй, сияй, прощальный свет…», «Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, оча­рованье»). Неповторимый художественный эффект привносят также ритмические перебивы. Они создают доверительную интонацию, что, в свою очередь, усиливает исповедальный характер всего произведения. Центральным мотивом стихо­творения становится мотив света, представленный следующи­ми образцами: «прощальный свет», «заря вечерняя», «сия­нье»). Во второй строфе оппозиция «тень» - «сиянье» сопрягается в оксюморонном словосочетании «вечерний день». На проблемно-тематическом уровне эта игра света и тени словно созвучна борьбе жизни со смертью. И в этой борьбе последняя любовь придает лирическому герою силы противостоять конечности, продлить жизненный путь вопреки старости и немощи, тому, что «скудеет в жилах кровь». Лирический герой затаивает свое чувство. Он суеверен и бережет его, так как понимает, что полюбить вновь уже не сможет никогда. Любовь хрупка и трагична, как сама жизнь. Бывает, что любовь между людьми проходит сама собой. Ее часто разрушают ссоры и обиды, но в них хотя бы виноват сам человек. Однако есть одно непреодолимое обстоятельство, ко­торое нельзя предотвратить, - вечная разлука, смерть одного из любящих. Таким образом, любовь всегда одновременно и счастье, и трагедия. Биографически стихотворение связано с любовью поэта к Е.А. Денисьевой и входит в так называемый Денисьевский цикл. Л.Н. Толстой, высоко ценивший Ф.И. Тютчева как поэта, отметил «Последнюю любовь» бук­вами «Т.Ч.» (Тютчев. Чувство). Примечательно, что и по тематике, и по настроению сти­хотворение «Последняя любовь» перекликается с произведе­нием Н.А.Вяземского «14 января в Вене»: «Моя вечерняя звезда, Моя последняя любовь! На вечереющий мой день От­рады луч пролей ты вновь!».

Тема любви является одной из центральных тем в творчестве писателей и поэтов XIX века. Не стал исключением и Федор Иванович Тютчев, в творчестве которого можно встретить лирические произведения, посвященные женщинам, которые занимали важное место в жизни поэта. Так, стихотворение «Последняя любовь», написанное в 1852-1854 годах, относится к «денисьевскому циклу». Стихотворения, посвященные Елене Александровне Денисьевой, считаются по праву венцом любовной лирики Тютчева, ведь история трагической любви, отраженная в более чем пятнадцати стихотворениях, произошла в реальной жизни. Запретная любовь между взрослым поэтом и молодой ученицей Смольного института не могла не оставить следа в творчестве Тютчева.

В этой любви было все: и глубокая привязанность, и искренняя влюбленность, и чувство вины перед любимой женщиной, и трагическая развязка, которой стала ранняя смерть Денисьевой. Стихотворение «Последняя любовь» было написано поэтом уже в зрелом возрасте, именно поэтому вместо пылких и страстных признаний мы видим искренние нежные, добрые слова, которые говорят о привязанности и более бережном отношении поэта к любимой женщине.

В самом начале стихотворения «О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней» лирический герой вместе с читателем удивляется этим новым чувствам, которые заполнили его сознание. Частица «О», которая встречается в стихотворении еще один раз придает возвышенную интонацию всему произведению, а многочисленные повторы: «Сияй, сияй, прощальный свет…», «Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарование» придают особую музыкальность всему произведению. Таким образом, можно определить жанр стихотворения, как элегия -лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными вопросами человечества.

Тютчев является непревзойденным мастером пейзажной лирики, что нашло отражение и в стихотворении «Последняя любовь». Поэт показывает, как тесно связана природа с жизнью человека, сравнивая чувство любви со светом. Трагичность любви поэта и молодой девушки заключается в том, что это чувство скоротечно, заканчивается с наступлением темноты «прощальный свет Любви последней, зари вечерней». Последняя любовь по сути своей является безнадежной - наступает ночь, любовь заканчивается, но лирический герой не теряет силы духа «Но в сердце не скуднеет нежность…О ты, последняя любовь» Ты и блаженство и безнадежность» . Действительно, великое счастье испытать благородное чувство взаимной нежной любви, то чувство, которое будет храниться в глубине души всю жизнь, которым не следует делиться «О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней…» .

В стихотворении «Последняя любовь» лексический повтор является основным художественным элементом, который помогает читателю уловить доверительную, исповедальную интонацию лирического героя. Он словно ведет диалог с невидимым собеседником «Сияй, сияй прощальный свет…», «Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись очарованье» . Для привлечения особого внимания собеседника, перед которым лирический герой раскрывает свою душу, автор использует один из художественных тропов - оксюморон «вечерний день», а так же говорит о том, что «безнадежность» любви может вызывать у него необычное чувство «блаженства». В данном случае использование оксюморона создает атмосферу внутреннего противоречия, которое терзает лирического героя.

Стихотворение «Последняя любовь» раскрывает перед читателем обреченность запретной любви, и в то же время учит не отчаиваться и принимать с благодарностью данное чувство. В произведениях Федора Ивановича Тютчева встречаются размышления философского характера на разные темы, но тема трагичной любви может по праву занимать одно из важнейших мест в творчестве поэта.

Талантливый поэт-романтик Тютчев Федор Иванович уже в зрелом возрасте влюбляется в юную Елену Денисьеву, она была воспитанницей пансионата благородных девиц. Более того, это чувство взаимно и в них развивается бурный роман. Они становятся центром внимания многих сплетен. Сам автор не мог поверить своему счастью. В доказательство этого он пишет стихотворение «Последняя любовь» в 1850 году.

В стихотворении автор говорит, что чувство любви в зрелом возрасте намного нежнее и суевернее. Об этом он знает из личного опыта. Федор Тютчев уже был дважды женат, вырастил детей. Он открывает в себе новые черты характера, о которых он даже не знал. Он описывает свою любовь, как вечернюю зарю. Она освещает его жизненный путь особым сиянием. Это чувство дает ему силы для вдохновения. Именно после знакомства с Еленой Тютчев вновь начинает творить не только романтичную лирику, но и пейзажную. Его окружающий мир становится вновь прекрасным.

Стихотворение имеет особое звучание. Вначале может показаться, что произведение написано амфибрахием, но последнее слово нарушает слаженное звучание. Это считается перебивкой ритма, которую автор использует для создания доверительной интонации. Такой прием придает стихотворению исповедальный характер любовного признания.

Это стихотворение многие считают уникальным в любовной поэзии, так как ни относится к страстному юношескому признанию или горькому сожалению о прошедшей любви, а есть объяснением мудрого и зрелого мужчины. Он знает цену жизни и любви и ценит каждый миг, верит в приметы и знаки. Все это, потому что он боится потерять то чувство, которое уже не мечтал ощутить, что-то драгоценное и важное. Своим стихотворением автор дает надежду каждому на взаимное и чистое чувство независимо от мнения окружающих людей и различия в возрасте.

Стихотворение было написано в 1853 году.

Построение

Условно стихотворение можно разделить на три части по числу строф. Каждая строфа представляет собой законченную смысловую и эмоциональную часть.

В первой строфе автор размышляет о том, что с возрастом любовь перерождается в нечто большее, чем просто привязанность. Лирический герой обращается к прощальному свету последней любви, олицетворяя её в образе "зари вечерней”. По сравнению с остальными частями стихотворения, эта строфа содержит в себе максимальное количество эпитетов. Первоначально кажется, что строфа перенасыщена ими. Это создает эффект эмоциональной напряженности. Чувствуется, что лирический герой близко к сердцу воспринимает происходящее.

Во второй строфе Тютчев использует образ тени, охватившей полнеба, олицетворяя в её образе приходящую старость. В этой строфе также присутствует обращение к вечернему дню с просьбой помедлить (с ним автор отождествляет старость) и к очарованию "Продлись, продлись, очарование”.

Третья строфа является заключительной. В ней заключена основная мысль произведения. Лирический герой как бы подытоживает все вышесказанное словами "О, ты! Последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность!”.

Этим стихотворением автор намеревался показать неувядаемость души человека и её способности любить, несмотря на возраст.

Основная мысль стихотворения наиболее полно отражена в последних строчках "Пускай скудеет в жилах кровь, но не скудеет в сердце нежность…”. Этими словами автор как бы бросает вызов наступающей старости, говоря, что, несмотря на то, что тело слабеет, душа остается неизменной и не теряет способности любить.

Эпитеты

В стихотворении использованы следующие эпитеты: нежней, суеверней, прощальный свет, любви последней, зари вечерней и др.

Обращения

Сияй, прощальный свет; помедли, вечерний день; продлись, очарование; О, ты! Последняя любовь!.