Психолого педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольно

Евгения Алексеевна Дементьева воспитатель, МДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Индивидуализация дошкольного образования представляет собой построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация личности ребенка заключается в развитие умений и навыков, выделяющий его из основной массы учащихся. Процесс социализации личности ребенка в условиях дошкольного образования представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития социально-культурного опыта.

Безусловно, дошкольный возраст это неповторимый и яркий период в жизни каждого человека. Этот период является благоприятным для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в непростой мир социальных взаимоотношений. Основной целью позитивной социализации является развитие положительного отношения ребенка к себе, к другим людям, к окружающему миру. Развитие коммуникативной и социальной компетентности. Другими словами на этом этапе важно объяснить, помочь разобраться ребенку, что такое хорошо, что такое плохо.

В рамках дошкольной педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори» , я непосредственно веду работу, направленную на социально коммуникативное развитие каждого ребенка. В основе моей работы лежит организация социального взаимодействия, которое является непосредственным источником развития ребенка. Организация социального взаимодействия невозможна без выявления индивидуальности, психологического облика каждого ребенка.

Для выявления индивидуальности дошкольника недостаточно знать конкретно-индивидуальные проявления ребенка (возрастные особенности психические процессы, особенности речи, физические возможности) , но и необходимо учитывать его существование в новом обществе. В моей педагогической деятельности частично решить эту проблему позволяет письменный и устный опрос. Процесс опроса происходит следующим образом, еще до прихода ребенка в детский сад родители письменно отвечают на ряд вопросов: чем любят заниматься ваши дети, какие книги читать, в какие игры играть, сколько человек в семье, самостоятельно ли себя обслуживают и так далее. Результаты опроса позволяют иметь достоверную информацию о ребенке. Отвечая на вопросы, родители объективно описывают все проявления и особенности ребенка. Особое внимание при составлении анкеты, уделяется вопросам позволяющим выявить интересы, привычки, темперамент дошкольника. Немаловажным является вопрос о составе семьи. Уменьшение числа детей в семье и рост однодетных семей означает обеднение социально-коммуникативных связей ребенка. В такой семье ребенок не имеет братьев и сестер, а следовательно, и партнеров по играм, благодаря которым осваиваются модели разнообразных отношений и социальных ролей.

Основной задачей педагогической деятельности, построенной с учетом индивидуализации и социализации ребенка является, формирование деятельности группы детей на основе их особенностей, так, чтобы взаимовлияние детей друг на друга было наиболее эффективным. Например, кто умеет конструировать дом, рисовать, читать, лепить, петь и может научить этому другого ребенка. В процессе социализации развития личности, момент обучения одного ребенка другим является очень значимым как для того кто обучает, так и для того кого обучают.

Дети очень часто подражают окружающим их людям. Очень важно, кому подражает ребенок. Для ребенка более значимым образцом для подражания является другой ребенок – чаще всего это лидер. Задачей педагога является выявление и использование влияние положительного лидера – чаще всего им оказывается более активный ребенок, более умный, более умелый. Мой девиз: «Искусство воспитания ребенка – есть искусство создания положительных образцов для подражания» .

Оптимальной моделью организации образовательного процесса должна стать совместная партнерская деятельность воспитателя, педагога с детьми. Моя педагогическая деятельность, в рамках процесса положительной социализации и индивидуализации, построена на следующих принципах:

  1. Не ограничивать свободы поведения, а изменить среду, окружающую ребенка так, чтобы она в максимальной степени обеспечивала его развитие на основе свободного проявления активности. Не ребенка переделывать под среду на основе запретов, а среду переделывать в соответствии с необходимостью обеспечить полноценное развитие.
  2. Права и свободы одного ребенка не должны ущемлять права и свободы других людей.
  3. Стараться объяснять, а не запрещать, так как запретительная педагогика неэффективна по своей сути, мы стремимся исправить не первоисточник, а следствие.

Дети не развиваются по заранее заданным программам, более того, значительная часть детей успешно развивается «по своей программе» . Поэтому педагоги должны стремиться к высокому уровню развития детей, но одновременно понимать, что логика развития не линейная, более сложная, при организации работы с детьми следует учитывать социальный контекст развития, так как средовые факторы, особенно семейное воспитание, являются и сильными и, по большей части, не менее позитивными конструктивными, эффективными.

Елена Ващенко
Семинар-практикум «Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации дошкольников»

30 ноября 2016г. на базе детского сада «Теремок» прошёл семинар -практикум для педагогов Купинского района по теме «Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста ».

На семинаре была подробно и наглядно представлена работа по психолого -педагогическому сопровождению детей при интеграции усилий всех специалистов ДОУ в группе компенсирующей направленности для детей со статусом ОВЗ, т. к. дети данной категории, как ни какие другие, нуждаются в специальных методах и приёмах психолого -педагогического сопровождения.

Открыла семинар заведующая ДОУ Степина Ирина Родионовна. Она рассказала об условиях, созданных в детском саду для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации дошкольников .

По её словам, вероятный прогноз развития детей ожидается благоприятным при создании в образовательной организации специальных образовательных условий. Процесс обеспечения социализации осуществляется через разные формы и способы организации детской деятельности, такие как :

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;

Реализация совместных детско – взрослых проектов;

Организация игровой деятельности с дошкольниками ;

Реализация рабочих программ педагогов;

Осуществление поддержки детской инициативы ;

Рабочие программы по организации кружковой деятельности, направленные на развитие творческого самовыражения, развитие одаренности дошкольников , исследовательской деятельности, здоровьесбережения.

Позитивная социализация невозможна без организации конструктивного сетевого взаимодействия с социальными партнерами . В детском саду она реализуется через взаимодействие с социально – культурными учреждениями города, в рамках которого дети посещают библиотеку, дом культуры, городской музей, знакомятся с людьми разных профессий, достопримечательностями города, участвуют в конкурсах, акциях, фестивалях.

Помимо тех условий, что она перечислила выше, для оказания психолого-педагогической поддержки успешной социализации и индивидуализации в ДОУ выстроена коррекционно-развивающая работа с опорой на выявленные ресурсные возможности ребенка; организовано сопровождение консилиумом ДОУ в составление индивидуальных маршрутов ; образовательный процесс организован с учетом психофизических особенностей ; в ДОУ применяются специальные педагогические методы обучения и воспитания детей с ОВЗ; организовано логопедическое и психологическое сопровождение детей ; педагоги ДОУ работают над развитием дефицитных функций каждого ребенка.

Затем старший воспитатель Ващенко Елена Геннадьевна представила модель при взаимодействии специалистов ДОУ. Она рассказала, что в детском саду выстроена чёткая система психолого -педагогического сопровождения. Каждый специалист детского сада работает по своим рабочим программам, составленным на основе ООП детского сада и рабочей адаптированной коррекционно-развивающей программы. В данных рабочих программах отражено единство целей воспитания и образования детей дошкольного возраста .

Модель психолого-педагогической поддержки дошкольников рассматривается как средство вовлечения детей в активную деятельность, преодоления имеющихся нарушений в речевом, физическом, психическом , в том числе личностном развитии.

В центре модели – ребёнок и он выступает в роли субъекта наряду с другими субъектами сопровождения. В первую очередь, ему прямую психолого-педагогическую поддержку оказывают четыре субъекта – это семья, воспитатель, учитель-логопед и психолог , в затем их помощники : инструктор Физвоспитания, музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО деятельности и медицинский работник ДОУ. Все они связаны не только с ребёнком, но и между собой и действуют в комплексе с единой целью – воспитание социально -адаптированной личности, готовой к дальнейшему обучению в школе.

Обособленно, но в тесной взаимосвязи с субъектами образовательного процесса находится Территориальная психолого -медико-педагогическая комиссия. Она оказывает консультационную помощь, даёт рекомендации и устанавливает статус воспитанников.

Тесная взаимосвязь специалистов ДОУ возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Воспитатель компенсирующей группы Доркина Наталья Геннадьевна рассказала о возможностях разных видов деятельности и форм работы в позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста .

Она отметила, что предметно-развивающая среда является необходимой для полноценного развития ребенка. И педагоги визуально перенеслись группу компенсирующей направленности для детей с ОНР «Веселые ребята» . Педагоги ознакомились с наполняемостью и функциями следующих микрозон :

Коррекционный уголок «ГОВОРУША» ;

Микрозона по изучению правил дорожного движения;

Уголок художественного творчества;

Микрозона «Природа - наш дом» ;

-Уголки : художественного чтения, хозяюшка, магазин, конструирование, парикмахерская, зона «Цветотерапия» .

Она отметила, что для того что бы создать детям возможность комфортного пребывания, построить образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО, они создали проект «Развивающая предметно пространственная среда в коррекционной группе» . Проект долгосрочный и в него входят ряд мини-проектов, темы которых соответствуют лексическим, отражённым в коррекционной рабочей программе. Чтобы дети не утратили интерес к деятельности, наполняемость микрозон меняется в соответствии с реализуемым мини проектом на данный отрезок времени.

Она отметила, что среда группы создает условия для полноценного социального развития детей , предоставляет ребенку возможность проявить социальную мотивацию , через разные виды деятельности, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, самовыражения, индивидуальную комфортность , совершенствует личные отношения с окружающими, дает ребенку возможность показать свою индивидуальность .

Наталья Геннадьевна рассказала, что при всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образование лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Ведь главные воспитатели детей – это родители, а мы всего лишь их помощники.

Девиз группы : «Жить с детьми – жить детьми» .

Взаимодействуя с родителями, педагоги проводят совместные вечера, досуги, встречи по воскресным дням. Родители активно принимают участие в выставках по мини проектам.

Педагог рассказала, что реализуя технологию сетевого взаимодействия, в поддержке социальных и индивидуальных навыков детей они ходят на экскурсии, проводят совместные досуги с другими образовательными учреждениями, принимают у себя гостей из детских садов «Золотой ключик» и «Солнышко» , ветеранов, иеромонаха Мелхиседека, работников кулинарии с мастер-классами, сотрудников ГИБДД и т. д.

Она особо отметила, что их дети, выходя в большую жизнь, обладают установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, могут следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Далее, о роли специалистов детского сада в позитивной социализации и индивидуализации дошкольников рассказали педагог- психолог Полищук Галина Леонидовна и учитель-логопед Слижевская Светлана Александровна.

Педагог психолог рассказала , что целью её работы в ДОУ является оказание комплексной психолого -педагогической помощи детям дошкольного возраста . Она её оказывает через психологическую диагностику , коррекционно-развивающую работу и консультационную деятельность.

На диагностическом этапе она изучает :

поведение во время обследования;

особенности моторной сферы;

запас общих сведений об окружающем мире;

сформированность навыков рисования;

особенности эмоционально-волевой сферы;

преобладающее настроение;

познавательная сфера : память; внимание; мышление; восприятие; воображение.

Выявив проблемы у детей, она разрабатывает индивидуальные маршруты психолого -педагогического сопровождения, в соответствии с которыми и проводит коррекционно-развивающую работу.

Применяет при этом разнообразные методы и приёмы :

ролевые, коммуникативные игры;

психогимнастические , пальчиковые игры;

задания, упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер;

релаксационные методы;

сказкотерапия.

Родителям воспитанников и специалистами ДОУ она оказывает психологическую и информационную помощь, через индивидуальные , групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды.

Учитель –логопед рассказала, что её основной задачей является устранение речевых дефектов и развитие устной речи у детей до такого уровня, на котором они бы смогли успешно обучаться в школе, также помощь успешной социальной адаптации ребенка в обществе.

Светлана Александровна особо отметила, что её работа была бы не такой эффективной, если бы ей не оказывали помощь и поддержку все специалисты ДОУ .

При организации и проведении занятий специалистами учитываются психолого -педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала. Специалисты проводят все занятия в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляется уточнение и активизация словарного запаса, совершенствуется связная речь, расширяются знания и представления детей об окружающем мире. Самым тесным образом связаны занятия воспитателя и учителя-логопеда. Индивидуально воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых указаны в специальной «Тетради преемственности в работе логопеда и воспитателя» . В ней осуществляется обратная связь, фиксируются успехи детей. Результаты работы анализируются каждый понедельник, а потом доводятся до сведения родителей и специалистов.

Очень важно, чтобы воспитатель знал, над какими звуками работает логопед с каждым из детей группы, какие звуки уже поставлены и вводятся в речь, коррекция каких звуков находится лишь на стадии подготовки. Для отражения состояния звукопроизношения детей существует «Профиль звукопроизношения» . Учитель –логопед рассказала, что посещает занятия специалистов, часто находится в группе с целью наблюдения за детьми в свободном общении.

Педагогами проводится большая работа по привлечению родителей к коррекционному процессу через систему домашних заданий, всякого рода рекомендаций. Все специалисты, включая младшего воспитателя и родителей, следят за фонетической и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

Светлана Александровна рассказала, что на ряду, с общепринятыми приемами логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми, она использует инновационные природосообразные технологии, направленные на повышение функциональных возможностей отделов речевой системы : например, активизация речевой моторики с помощью песочной терапии, акватерапии, работы с крупами, стоунтерапии и др.

Работу строит строго на доверии, во взаимоотношениях использует демократический стиль общения, а к негативным моментам относится с юмором. На занятиях создает ситуацию успеха, отмечая малейшие продвижения ребёнка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше, способствует его социализации .

Далее воспитатель компенсирующей группы Рязанова Татьяна Геннадьевна, при взаимодействии специалистов ДОУ, показала с детьми воспитанниками своей группы игровой квест с использованием элементов сказкотерапии «История про козлят» . Дети, совместно с воспитателем, с увлечением искали потерявшегося козлёнка, собирая подсказки от этапа к этапу, выполняя задания специалистов, играющих роли : Феи Музы (музыкальный руководитель, Царицы цветов (психолог , Марьи искусницы (преподаватель ИЗО, веселого Кузнечика (инструктор ФИЗО) . Дети нашли козлёнка у тётушки Совы (учитель-логопед, выполнив и её задание, и потом все вместе играли в шумовом оркестре. В конце игрового квеста, дети, с увлечением, рассказывали седьмому козлёнку, о проделанном пути для его спасения.

Далее опыт работы по взаимодействию в детей компенсирующей группы представили специалисты ДОУ : Конева Анжелина Анатольевна, инструктор по физвоспитанию, Бойко Марина Геннадьевна, преподаватель ИЗО деятельности и Чемерская Елена Александровна, музыкальный руководитель.

Анжелина Анатольевна отметила, что дети с общим недоразвитием речи – особые. У них, при обследовании, выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается также выраженная, в разной степени, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Для устранения данных нарушений на своих занятиях по физической культуре она постоянно контролирует физическое состояние детей, т. к. они относится ко 2 группе здоровья. При этом подбирает специальные комплексы упражнений, которые не навредят здоровью ребёнка в соответствии с медицинской справкой, в которой лечащий врач указывает, что именно нельзя делать ребёнку (кувыркаться, наклоняться, прыгать и т. п.)

Предметом её особого внимания служит работа над осанкой, а также у детей данной категории изменен тонус, поэтому включает упражнения на активное расслабление и напряжение мышц. Работает с детьми на развитие дыхания,

учит их расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.

Особое значение в коррекции детей занимает ритмика и подвижные игры. Они сочетаются с текущей логопедической работой и являются стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции .

Анжелина Анатольевна особо отметила, что работа по достижению поставленных задач не имела бы положительного результата без тесного взаимодействия с родителями, которую она строит в триаде : педагог - ребёнок – родители. Для этого проводит спортивные мероприятия и соревнования с детьми и их родителями, приглашает родителей и их детей на лыжную базу в выходной день, консультирует родителей, а для выявления проблем проводит анкетирование.

К концу года обучения у детей наблюдается улучшение памяти, мыслительных процессов, дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ, точнее оценивают пространственное расположение частей тела, предметов, осваивают ритм движения.

Марина Геннадьевна отметила, что успех в работе по развитию творческих способностей детей – логопатов может быть достигнут, только при тесном контакте с логопедом и воспитателями. Её рабочая программа, в коррекционной группе, построена в единстве лексических тем с коррекционной программой компенсирующей группы.

Свою коррекционную работу с детьми с общим недоразвитием речи она проводит по двум направлениям : корректировка речи детей и развитие мелкой моторики рук.

Для развития мелкой моторики рук в своей работе она использует нетрадиционные техники. Например, дети рисуют не только кистью и карандашами, но и пальчиками, ладошками , ватными палочками, дисками, зубной щеткой, расческой, свечкой, кляксами, солью, манкой, заваркой, зубной пастой, клеем, мыльными пузырями. В лепке применяет пластилинографию, тестопластику и сочетание пластилина с различным природным материалом.

Считает, что особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает аппликация (из салфеток, обрывная аппликация и др.) .

Пользуется такими методами и приемами как, рисование по трафаретам, штриховка, дорисовка (по принципу симметрии, лабиринты, дидактические игры, которые : стимулируют развитие мелкой моторики; знакомят ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогают развивать пространственное восприятие; развивают воображение, память, мышление и внимание; помогают развивать словарный запас и активизирует речевые функции.

В заключении Марина Геннадьевна отметила, что нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации, развивают фантазию, уверенность в себе, наблюдательность, импровизацию, мелкую моторику. Нестандартные подходы в организации изодеятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом, способствуют позитивной социализации и индивидуализации .

Музыкальный руководитель в своём выступлении отметила, что речь, музыка и движение тесно взаимосвязаны, дополняя друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. Слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь положительно сказываются на разработке детской мимики, позитивной социализации детей .

Она рассказала, что в коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения и что они, совместно с логопедом, предъявляем единые требования к проведению занятий с детьми.

Учитель-логопед непосредственно принимает участие в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

Они вместе составляют карточки речевых игр, а музыку к словам она подбирает сама.

На музыкальных занятиях применяет :

Речевые игры,

Логоритмические упражнения,

Пальчиковые игры,

Музыкально-ритмические движений с пением,

Музыкально-дидактические игры,

Проводит вокально-хоровую работу.

Работая совместно с инструктором по физвоспитанию, разрабатывают упражнения для зарядки, а Елена Александровна, в свою очередь, подбирает музыку к упражнениям и аккомпанирует во время ее проведения.

В свободное от занятий время, учитель-логопед систематически присутствует на музыкальных занятиях, следит за ростом в речевом и музыкальном развитии детей.

Педагог отметила, что на музыкальных занятиях большая роль отводиться воспитателям. Они, приводя детей на занятие, вместе слушают музыку, выполняют логоритмические упражнения, водят с детьми хороводы, помогают разучивать танцы. В группе закрепляют все пройденное на занятии. Консультируют родителей по музыкальному воспитанию.

В конце выступления Елена Александровна отметила, что в результате проводимой работы у детей развиваются не только музыкальные способности, но и происходит развитие речи, дети раскрепощаются, развиваются их индивидуальные особенности , что способствует их социализации .

В конце семинара старший воспитатель Ващенко Елена Геннадьевна подвила итог и рассказала о результатах психолого-педагогической поддержки детей на этапе завершения дошкольного образования и обучения в школе.

Она отметила, что к выпуску в школу дети общеобразовательной группы умеют подчиняться разным правилам, способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, умеют соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Выпускники группы компенсирующей направленности успешно справляются с освоением коррекционно-развивающей и общеобразовательной программы. У 86% детей звукопроизношение достигло возрастной нормы, у 14% детей значительно улучшились навыки звукопроизношения, связной речи. Рассказы детей соответствуют ситуации, с адекватным использованием лексических средств. Значительно обогатился словарный запас детей. Всё это поможет детям успешно адоптироваться в социуме , в том числе к условиям школьного обучения.

Еленой Геннадьевной, совместно с заучем лицея Анастасией Анатольевной Толстых, был проведён анализ качества успеваемости выпускников детского сада, обучающихся в МБОУ Лицей №2 на май 2016г. Она отметила, что у детей доминирует 100 процентная успеваемость, а самая низкая успеваемость – 70%. Она также отметила, что наметилась тенденция к понижению качества успеваемости учеников. Учителя лицея данный факт объясняют тем, что с внедрением ФГОС общего образования, на порядок усложнилась образовательная программа и педагогам детского сада следует обратить на данный факт внимание и развивать в детях способность к волевым усилиям, для усвоения школьной программы, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Каждый ребёнок индивидуален и ещё не все ученики могут выполнять данные требования, но всё равно качество успеваемости не опускается ниже 70%. Поэтому, можно сделать вывод, что психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребёнка в детском саду можно оценить на удовлетворительно, выпускники детского сада успешно обучаются в школе.


МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»

6) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;

7) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Актуальность данной темы обусловлена современными требованиями системы образования, которые диктуют необходимость организации психолого-педагогической поддержки социализации детей, чьё развитие осложнено действием неблагоприятных факторов на всех ступенях образования.

Под психолого-педагогической поддержкой социализации и индивидуализации развития детей мы понимаем систему профессиональной деятельности всех специалистов образовательного пространства с целью создания социально-психологических условий для успешного обучения и воспитания детей, их социальной адаптации и самоопределения, конструктивного решения проблем развития ребенка

ФГОС ДО определяет ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, многие родители испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работа с родительской общественностью играет важную роль в системе психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития детей с разными возможностями и потребностями как в традиционных формах просвещения и консультирования, так и в форме семинаров-тренингов для детей и родителей, развитие сотрудничества, разрешение конфликтов и т.д.)

В настоящее время педагогам необходимо уметь взаимодействовать с неоднородным контингентом детей. В нашем случае это особо актуально.

Образовательная программа дошкольного образования имеет следующие цели и задачи:

Цель :

Обеспечение психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей.

Задачи Программы:

Создать условия для сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками и организации разных видов детской деятельности.

Обеспечить детям возможности позитивной социализации , личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

Создать в ДОУ развивающую образовательную среду как систему условий социализации и индивидуализации детей.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги ДОУ совместно с семьей стремятся сделать счастливым детство каждого ребёнка.

Образовательная программа формируется как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Программа направлена:


    на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного роста, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

    на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. (далее - образовательные области):

-социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое раззвитие;

- физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей , определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности:
- игровая;

Коммуникативная;

Познавательно – исследовательская;

Восприятие художественной литературы и фольклора;

Трудовая, самообслуживание;

Конструирование из разного материала;

Изобразительная;

Музыкальная;

Двигательная.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения всех людей. Развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации .

Стандарт решает задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволит в дальнейшем ему комфортно жить в обществе людей; быть успешным, благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач , обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

В современной психолого-педагогической науке осознаётся необходимость, с одной стороны, освоения человеком общественных норм, обеспечивающих формирование значимых социальных качеств, а с другой - становления человеческой индивидуальности, сохранения, проявления индивидуально-ценностного, уникального, неповторимого в человеке. Результат социализации-индивидуализации выражается в умении проявлять и реализовывать индивидуальные способности, возможности в социальных видах деятельности, использовать их для решения социальных задач, выражать свое Я в соответствии с принятыми моральными нормами и правилами.

Что же такое социализация и индивидуализация?

Социализация - процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребен ка - явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается , среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Индивидуализация деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Дошкольная образовательная программа, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей .

Социально е развитие - одно из направлений современного дошкольного образования. По своей сути образовательная среда дошкольной образовательной организации социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги, сверстники. Среда детского сада, наполненная самыми разнообразными предметами, вещами, созданными руками человека и его замыслом, при правильной её организации педагогами, способствует активизации социального познания детей, обеспечивает раскрытие индивидуальности ребенка.

Педагогическая технология социализации-индивиду ализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО вариативна и осуществляется поэтапно:

Сбор информации об индивидуальных личностных особенностях детей;

Перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

Использование различных форм и методов социализации и индивидуализации в образовательном процессе;

Организация педагогического пространства для социализации-индивидуализации детей;

Индивидуальная коррекция имеющихся социально-личностных проблем ребенка.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ – основная задача дошкольных учреждений. Социализация и индивидуализация является основой данной работы. Создание условий для свободного и эффективного развития способностей каждого ребёнка - основная цель. Одной из форм педагогического сопровождения можно отнести также и адаптационную работу в начале учебного года.

С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых , требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. В нашем детском саду ведётся адаптационная работа с детьми, впервые посещающими детский сад. Для этого создаются условия для формирования у детей положительного отношения к детскому саду, друг другу, к окружающим взрослым, формирование социально-коммуникативных навыков. Эти задачи решаются в ходе воспитательно-образовательного процесса. Основной формой работы являются развлечения, праздники, театрализация,музыкально-дидактические игры, подвижные игры и многое другое. В адаптационную работу включен весь коллектив образовательного учреждения (воспитатели, специалисты –психолог, музыкальный руководитель), родители детей впервые посещающие детский сад и старшие дети (старшая разновозрастная группа).

Эффективность условий социально-личностного развития детей, определяется педагогами нашего учреждения на основе ежедневных наблюдений за проявлениями ребенка в различных ситуациях, индивидуальных беседах, общении с родителями. Наблюдение и оценка эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников имеет первостепенное значение, его эмоционально-комфортное состояние является показателем овладения социальными навыками.

Развивающая среда в нашем дошкольном учреждении способствует формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностному отношению к ней, содействует включению ребенка в разнообразную деятельность и общение. Учитывая компоненты развития личности ребенка, коллектив нашего дошкольного учреждения старается выработать у него способность к творческой деятельности (это важное условие успешной социализации личности ребенка), закрепить знания и сформировать необходимые личностные качества. Для этого созданы «центры развития».

Центр художественно-речевой деятельности.

Педагоги читают и рассказывают детям сказки и рассказы, разучивают с ними стихи , учат элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать короткие литературные произведения, придумывая собственные короткие сказки, рассказы, загадки, а также стараются вызвать желание использовать усвоенные знания в повседневной жизни. Для этого в свободное от занятий время, вторая половина дня используется для художественно-речевой деятельности детей. В наших группах существует книжный уголок. Здесь дети могут перелистывать знакомые им книги, рассматривать иллюстрации в них, пересказывать прочитанное своим товарищам с помощью театра игрушек. Совместно с воспитателями проводятся такие литературные игры, как "Угадай название", "Вспомни и расскажи", "Угадай имя героя этой книги" и др.

Центр изобразительной деятельности – где воспитатель в свободное время вместе с детьми могут заниматься лепкой, аппликацией, рисовать. Центр игровой деятельности - представлен различными видами игр, предметами-заместителями.

Центр исследовательской деятельности (экспериментирование). Дети проводят опыты с песком, водой. Здесь ребенок может проявлять свою активность постижения устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира.

Центр музыкальной и театральной деятельности (музицировали, театральные постановки). В уголке "волшебных превращений", находится "волшебный ларец", с материалами для инсценировок и игр-драматизаций и музыкальные инструменты. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Дети становятся более раскрепощенными , общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично.

Центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов). В конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются представление о пространстве.

В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

В нашем учреждении ведется совместная работа педагогов и родителей в процессе активного сотрудничества, способствующая сплочению всех участников педагогического взаимодействия.

Формами такой работы является следующее:

1. Социальный проект: « В гостях у людей труда »

Цель: Ознакомление детей с трудом взрослых, сотрудничество с семьёй.

2. Информационно-практический проект «Поможем птицам зимой»

3. Информационно-практический проект «Книжки-малышки для малышей»

4. Социально-творческий проект «Герб моей семьи»
в рамках проекта «Разговор с семьёй»

5. Исследовательско-творческий проект, с привлечение родителей «Радужный хоровод».

Еще одним немало важным моментом в работе наших дошкольных групп является то, что среди воспитанников есть дети турецкой национальности. Первым препятствием в общении с воспитателями и сверстниками этих детей является языковой барьер, что негативно влияет на социальную адаптацию детей и раскрытие индивидуальности ребенка. Чтобы помочь турецким детям воспитатели проводят с ними индивидуальные занятия, организует разные формы общения детей и разные игры (сюжетные, подвижные, театрализованные) в маленьких подгруппах или общим хороводным, парным поручениям, что способствует установлению добрых отношений между детьми. Стимулирует желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли. Знакомят детей с традиционной культурой русской и турецкой национальностей.

Вывод

Считаем так же, что результатом нашей работы должно стать полноценное проживание ребёнком всех этапов детства. И возможно это лишь при следующих условиях:

Построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Содействии и , признании ребенка полноценным участником образовательных отношений.

Поддержке инициативы детей в различных видах деятельности. Сотрудничестве Организации с семьей.

Приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

Соблюдении возрастной адекватности реализации Программы.

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Домбровская Татьяна Владимировна

воспитатель высшей категории

МБДОУ ДС № 353, г. Челябинск

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Я веду специальную работу в нашем детском саду по образовательной области «социально-коммуникативное развитие». Основой своей работы я считаю организацию социального взаимодействия, которое является источником развития ребенка.

Проблема индивидуальности, уникальности психологического облика человека является одной из центральных в организации педагогической деятельности в нашем детском саду. Я считаю, что для решения этой проблемы недостаточно знать и выстраивать свою работу только на основе знания о сущности ребенка (его возрастные особенности, психические процессы, речь, физические возможности), но и необходимо учитывать его существование, т.е. конкретно-индивидуальные проявления.

Еще до прихода ребенка ко мне в группу я должна иметь конкретную информацию о нем от родителей: я предлагаю ряд анкет, заполняя которые, родители объективно описывают все проявления и особенности ребенка, особое внимание – интересам, привычкам, темпераменту.

Уменьшение числа детей в семье и рост однодетных семей означает обеднение социально-коммуникативных связей ребенка. В такой семье ребенок не имеет братьев и сестер, а следовательно, и партнеров по играм, благодаря которым осваиваются модели разнообразных отношений и социальных ролей.

Моя задача: при организации жизни группы так комплектовать микрогруппки детей для какой-либо деятельности, чтобы взаимовлияние детей друг на друга было наиболее эффективным. Например, Никита умеет конструировать корабль и может научить этому Владика – для Владика польза очевидна, а для Никиты? Никита – флегматик, а Владик – холерик, и польза для Никиты будет в том, что темперамент Владика заставляет Никиту работать в ускоренном темпе, что положительно скажется на обучении Никиты в школе. Кроме того, очень важен сам момент обучения одного ребенка другим.

Бесценным даром наградила природа все живое – это дар подражания. И именно подражание лежит в основе развития ребенка. Педагогика и психология с удивительной легкостью проходят мимо этого уникального явления. Подражание – это закон природы. И как любой закон его невозможно отменить, его можно только познать и использовать во благо растущему ребенку.

Очень важно, кому подражает ребенок. Для ребенка более значимым образцом для подражания является другой ребенок – чаще всего это лидер. Моя задача – выявление и использование влияние положительного лидера – чаще всего им оказывается более активный ребенок, более умный, более умелый и т.д. Мой девиз: «Искусство воспитания ребенка – есть искусство создания образцов для подражания».

В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

1. Не ограничивать свободы поведения, а изменить среду, окружающую ребенка так, чтобы она в максимальной степени обеспечивала его развитие на основе свободного проявления активности. Не ребенка переделывать под среду на основе запретов, а среду переделывать в соответствии с необходимостью обеспечить полноценное развитие.

2. Права и свободы одного человека (ребенка) не должны ущемлять права и свободы других людей. Пожалуй, это одно условие, при котором свобода личности может быть ограничена.

3. Стараться объяснять, а не запрещать. Запретительная педагогика неэффективна по своей сути, т.к. мы стремимся исправить не первоисточник, а следствие. Желания ребенка не возникают из ничего – он усваивает их от взрослых, из тех социальных отношений, которые есть в действительности.

Наиболее актуальной проблемой в настоящее время является проблема социализации.

В социальном взаимодействии должен иметь место конфликт (морально-психическая напряженность) и варианты его разрешения. Любую нравственную категорию (добро и зло, жадность – щедрость, смелость – трусость и т.д.) я предлагаю детям не как декларативную теоретическую проповедь-разъяснение, а создаю проблемную или конфликтную ситуацию, в которой должен принять участие каждый ребенок. Например, «жадность-щедрость» - предлагаю детям для угощения разрезанное на неравные дольки яблоко, при этом одной дольки не хватает – как поступят дети? Кроме того читается произведение, поднимающее ту же проблему, например, «Два жадных медвежонка», и тогда понимание и анализ произведения детьми проходит на более глубоком проблемно-личностном уровне.

Охватить ребенка системой социально-нравственных связей – это одна сторона воспитания, а другая – научить делать собственный выбор на основе нравственных принципов или норм жизни. На это рассчитана моя методика нравственного развития. Поскольку она обращена конкретно к каждому ребенку и направлена на социальное развитие личности, то она является по своей природе личностно-ориентированной на ребенка.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / http://www.firo.ru/?page_id=11003