Личность как субъект общественного развития. Личность как субъект и объект социальной жизни. Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех основных факторов

В процессе деятельности человек действует не по абстрактной схеме, а в разнообразных общественно необходимых формах решает общественно необхо­димые задачи, направляет свою активность на поис­ки оптимальных путей решения этих задач. Рас­сматривая деятельность как общественно необходи­мую, т.е. общественно организованную, социально регулируемую, нормируемую и т.д., необходимо выяснить, как личность (группа, коллектив, и т.д.) становится ее субъектом. Для социальной психо­логии это, прежде всего, проблема отношения личнос­ти к общественно необходимой деятельности (труду). Для психологии труда, психологии профессии это проблема сочетания психологических, личностных особенностей и профессиональных требований деятель­ности. Возникает вопрос о согласовании активности человека с объективными формами деятельности и тем самым о различении активности и деятельности и их согласовании. Вопрос о согласовании, соизме­рении объективных и субъективных факторов дея­тельности решается не помимо человека, а именно посредством особой его активности. Он мобилизует активность в необходимых, а не в любых формах, в нужное, а не в любое удобное время и т. д. и вместе с тем действует по собственному побуждению, ис­пользует свои способности, ставит свои цели.

Требования деятельности, ее характеристики и условия - временные, пространственные, техничес­кие и т.д.- не по отдельности соотносятся с теми или иными психическими качествами личности (как это долго пытались делать в инженерной психоло­гии), а опосредованно, через личность, которая и придает им целостность. С одной стороны, человек вырабатывает комплекс психологических режимов деятельности в зависимости от своего состояния, способностей, отношения к задачам; с другой - определяет свою стратегию и тактику; и с третьей - выяв­ляет динамику требований и фрагментов деятель­ности. Этот комплекс формируется человеком как динамическая целостная система деятельности, способная изменяться, а не как раз и навсегда заданная.

Человек стремится к оптимальному согласованию внешних и внутренних условий своей деятельности, разных уровней своей активности - начиная от пси­хической и кончая социально-психологической. Показателем оптимальности является продуктив­ность деятельности: при оптимальном согласовании происходит возрастание, умножение психической и личностной активности. Продуктивность труда соз­дается за счет организации деятельности человеком. Одновременно продуктивность способствует разви­тию и совершенствованию самой личности, обуслов­ливает ее переход на качественно новый уровень деятельности.

В процессе общественной жизни осуществляются передача опыта, организация деятельности и постоянная социальная регуляция деятельности ин­дивида (в виде норм, условий, временных режимов и т.д.). Общественная регуляция деятельности не исключает ее индивидуальную регуляцию челове­ком, саморегуляцию. Оптимальное сочетание об­щественной и индивидуальной регуляции зависит от того, в какой мере личность становится подлин­ным субъектом деятельности. Общество определяет формы деятельности и свои требования к деятель­ности индивида, а личность вырабатывает свои, т.е. индивидуальные, формы активности и связывает все это в деятельности. Зависимость личности от общест­венных отношений опосредуется ее позицией в этих отношениях и характером ее активности, особен­ность которой в свою очередь определяется ее жиз­ненным путем. Личностная активность проявляется в становлении человека субъектом деятельности, когда у него возникает собственное отношение к деятельности, создается свой «стиль» ее осуществле­ния.

Из предметов, средств, условий и т.д. личность как субъект деятельности формирует целостный кон­тур деятельности, т.е. эта целостность создается ею из производственных, социальных, экономических элементов и т.д. При этом человек сочетает объек­тивные требования и собственные интересы, цели, опыт, мотивы, способности, свои состояния актив­ности. Мера соответствия задач возможностям субъекта (трудность, пропорциональность, своевре­менность и т.д.) выступает критерием качества осуществления деятельности.

Для всех людей, живущих в социалистическом обществе, в равной мере обязателен труд, участие в общественной жизни и т.д., но отношение людей к труду различно; наряду с позитивным существует и негативное отношение: для одних труд - дейст­вительная личностная потребность, смысл жизни, для других - средство материального благосостоя­ния, для третьих - занятие, служба и т.д. Отноше­ние к труду как к общественной необходимости, ко­торая становится для личности долгом или потреб­ностью, предполагает и отношение к обществу, к реальным людям, вместе с которыми трудится чело­век, отношение к данному коллективу, к данной профессии, представление о своем возможном месте в ней, т.е. выражает жизненную позицию в целом. Труд становится или делом жизни, или интересным занятием, или тяжелой обязанностью. (Когда дея­тельность превращается в последовательность от­дельных заданий, дел, ситуаций, то она определяет­ся только рабочим днем, рабочим местом и т.д.)

Ценность деятельности для личности связана, прежде всего, с возможностью самовыражения, при­менения своих способностей, с возможностью твор­чества. «Лишь в границах деятельности определен­ного субъекта любые реальности - действительные и воображаемые - выстраиваются в смысловой ряд , в иерархию ценностей, в актуальный жизненный мир, запечатлевающий неповторимость судьбы этого субъекта» 1 .

Обычно в научной литературе подчеркивается роль деятельности в преобразовании действитель­ности, в созидании и изменении предметного мира. Однако деятельность конкретного человека, отдель­ной личности редко обладает такого рода масшта­бом, т.е. создает новые ценности в искусстве, науке, промышленности. Притягательным в ней для каждого субъекта оказывается приобщение к деятель­ности общества, к задачам, решаемым в тех или иных профессиях, а не только производство той или иной продукции. Возможность выразить себя в деятельности, в профессии - основная потребность личности как субъекта, отличающаяся от частных и конкретных мотивов.

Реально не любая личность самовыражается в деятельности, не любая деятельность отвечает при­тязаниям личности. Ценность деятельности для личности строится и определяется на пересечении многих составляющих - и общественной престиж­ности данной деятельности, и возможности само­выражения в ней и т.д. Так конкретно формируется личностная мотивация деятельности.

Ценность деятельности для личности изменяет­ся на протяжении жизни в зависимости от того, насколько с течением времени человек считает, что он уже реализовал себя в профессии, доволен своей позицией в ней, достигнутыми результатами. Для субъекта деятельности характерна такая вовлечен­ность в дело, такая ответственность (за судьбы нау­ки, культуры и т.д.), которые даже при возрастании трудностей не дают ему возможности изменить свое отношение к делу. Возникающие в процессе деятельности трудности предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения свои­ми силами.

Нормативные требования труда, обращенные к человеку, различны и не всегда четко определены. Они жестко фиксированы в системе «человек - ма­шина», где технические особенности системы тре­буют от человека строго определенных нормативных действий (скорости, ловкости и т.д.). В других про­фессиях нормативные требования выражены не столь явно, поскольку человек должен сам в целом справляться с совокупностью профессиональных за­дач (он может это делать и лучше, и хуже). Тогда перед личностью возникает проблема соответствия или несоответствия профессиональным требованиям, нормам, которую она решает в комплексе с другими проблемами. Например, стоит ли при невысокой оплате труда заниматься трудной для нее профес­сиональной деятельностью?

Формирование отношения к труду происходит в процессе профессионального становления личности, развития ее профессионального мастерства, интере­са. В психологии труда довольно подробно исследован процесс овладения профессией, развития профес­сиональных способностей, профессионально важных качеств, индивидуального стиля деятельности. Про­фессиональное совершенствование личности, рост ее мастерства ведут к развитию ее творческого, ини­циативного отношения к труду.

Становление личности субъектом деятельности происходит не только в процессе овладения ею об­щественно-историческими формами деятельности, не только в ее осуществлении на общественно необ­ходимом нормативном уровне, но и в организа­ции деятельности и своей активности. Организация личностью своей активности сводится к ее мобилиза­ции, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей. Эти мо­менты составляют важнейшую характеристику лич­ности как субъекта деятельности. Они выявляют личностный способ регуляции деятельности, психо­логические качества, необходимые для ее осуществ­ления.

Личность как субъект деятельности может при­спосабливать свои индивидуальные особенности, способности к конкретным задачам деятельности. Способность непротиворечиво соединять все уровни регуляции деятельности есть способность саморегу­ляции. В зависимости от способа связи психических и личностных (мотивы, способности и т.д.) уровней деятельности она приобретает оптимальный или неоптимальный характер. В последнем случае воз­никают вторичные психические и личностные обра­зования - усталость, скука, чрезмерная перенапря­женность, негативные эмоциональные состояния, стресс и т.д. Тогда в саморегуляцию включаются специальные задачи по преодолению этих негатив­ных состояний (например, чем снять утомление, раздражение, перенапряжение и т.д.).

Способ связи индивидуальных психических осо­бенностей носит или оптимальный, или неоптималь­ный для данной личности характер, ее активность может находиться как на минимальном, так и на максимальном уровне. В процессе осуществления деятельности она может умножаться, возрастать, а может и истощаться, подавляться. Психологом Кре-пелином были отмечены два фактора работоспособ­ности: позитивный - упражнение и негативный - утомление.

Сама активность личности в деятельности вы­ступает в разных конкретных формах: работоспо­собности человека, дееспособности, трудоспособности и конкретных индивидуальных способностей лич­ностей. Уровень активности, ее длительность, устой­чивость и т.д. зависят как от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов (эмо­ционального, мотивационного и т.д.), так и от спосо­ба, с помощью которого личность как субъект включается в решение задач деятельности, от пози­ции, которую она занимает в этой деятельности. Так, человек может приступить к деятельности на основе высокого уровня своих притязаний, переоценивая при этом свои возможности и недооценивая слож­ность предстоящего дела. Однако у него может ока­заться недостаточной мотивация достижения, настойчивость (или способность к риску), благода­ря чему относительно простое дело он выполняет хуже, чем человек, реально оценивший свои воз­можности.

По мере осуществления деятельности может выявиться, что привлекательность дела и важность цели гораздо ниже, чем затрачиваемые на преодоле­ние трудностей усилия, и человек, если он не опи­рается на волевое усилие, не имеет развитой ответ­ственности, может прекратить деятельность.

Саморегуляция - это тот механизм, посредством которого обеспечивается централизующая, направ­ляющая и активизирующая позиция субъекта. Она осуществляет оптимизацию психических возмож­ностей, компенсацию недостатков, регуляцию инди­видуальных состояний в связи с задачами и собы­тиями деятельности. Она обеспечивает также целе­вое и смысловое соответствие действий субъекта этим событиям, своевременность, пропорциональ­ность действий и т.д.

Включение в деятельность требует от субъекта расчета сил на весь период деятельности, особенно на непредвиденные трудности, неожиданности и т.д. Например, человек, читающий лекцию, должен рас­считать силы и для ответов на вопросы. На этот период он должен сохранить потенциальные резер­вы или мобилизовать свои возможности. В целом способность субъекта соотносить свои возможности и индивидуальные особенности с характером решае­мых задач является одной из важнейших характе­ристик саморегуляции. Есть виды деятельности, ко­торые требуют напряжения на первых этапах, дру­гие - на завершающих, третьи требуют максималь­ной активности в непредвиденный и незаданный момент времени.

Выбор принципа действия или принятие того или иного решения есть своеобразное самоопределе­ние субъекта, которое меняет соотношение предыду­щих и последующих этапов деятельности и опреде­ляет их психологический характер. Переломный мо­мент перехода от периода адаптации деятельности к периоду стабилизации индивидуально варьируется. Посредством саморегуляции личность поддерживает стабильный уровень активности независимо от изменчивости психических состояний на том или ином этапе.

В организацию деятельности входит неосозна­ваемая саморегуляция активности: последователь­ность включения восприятия или мышления, способ реализации своих способностей, психические и лич­ностные темпы деятельности, установка на труд­ность (легкость) и многое другое. Каждая личность, став субъектом, определенным образом приспосабли­вает и реорганизует свои особенности в связи с характером деятельности. Субъект типичным и удобным для себя образом актуализирует, преобра­зует, направляет систему тех качеств, которыми он обладает как личность.

Саморегуляция заключается в направленной ак­тивизации психических процессов, в поддержании их определенного характера и интенсивности; она обеспечивает непрерывность психической активнос­ти на протяжении единой личностно значимой ли­нии деятельности. Нахождение принципа действия, принятие решений (Б. Ф. Ломов, Д. Н Завалишина) есть выработка субъектом определенных способов по ходу осуществления деятельности, которые и выра­жают его позицию в деятельности, и помогают оп­тимально ее осуществлять.

Механизмы оценки и контроля, выделение прин­ципа действия, принятие решений - эти моменты раскрывают системный характер активности субъек­та в его целостном соотношении с требованиями деятельности. Однако сказанное не означает, что эти механизмы всегда взаимодействуют оптимально. Механизмы контроля, связанные с оценкой успеш­ности (неуспешности) своих действий, могут прини­мать негативную эмоциональную окраску, фиксиро­ваться на мелочах и тем самым препятствовать формированию принципа действия. Но и привязан­ность к внешним требованиям, которые буквально учитываются исполнительным типом, строгое соблю­дение любых правил осуществления действий, фор­мальных инструкций могут подавлять его мотива­цию и творческий поиск.

В ходе конкретной деятельности перед субъектом возникает задача композиции принципа действия, ее конкретных задач и целей и их соподчинения, по­следовательности, т.е. стратегии и тактики деятель­ности. Простыми примерами возможных стратегий является выработка целей, предварительное состав­ление плана действия и перспектив его реализации. Однако существуют типы людей с противоположны­ми стратегиями: они сначала совершают действие, поступок, подчиняясь непосредственному побужде­нию, и лишь затем начинают их анализировать. Стратегия субъекта может проявляться в стремле­нии избегать трудностей, в установке на их преодо­ление, в ориентации на внешние опоры или с расче­том на собственные силы.

Саморегуляция не всегда осуществляется объек­тивно-оптимальным и субъективно-удобным обра­зом. Эти же особенности личностной регуляции проявляются и в психологической, и в личностной «цене» деятельности. Поддерживать определенный уровень активности можно двумя способами: пере­напряжением всех сил, что ведет к утомлению, па­дению активности, и за счет эмоционально-мотивационного подкрепления (психологически легкого и удобного способа). Не следует думать, что возможности совершенствования саморегуляции безгранич­ны, что все ее уровни осуществляются только созна­тельно. Ряд процессов и способов действия из перво­начально сознательно и произвольно регулируемых превращаются в неосознаваемые. В психологической системе саморегуляции есть не только гибкие, но и жесткие связи. Но с точки зрения принципа разви­тия важно отметить главное: качество осуществле­ния деятельности субъектом является результатом совершенствования всей системы его психической организации, а не результатом простого развития от­дельных психических процессов и свойств.

Субъект с учетом своих индивидуальных особен­ностей (возможностей и недостатков) согласует сис­тему своих личностных качеств (чувств, мотивации, воли) с системой объективных условий и требова­ний решаемой задачи. Итак, позиция субъекта - это комплексная характеристика психологических режимов деятельности в соответствии со способнос­тями, состояниями, отношением субъекта к задаче, с одной стороны, его стратегией и тактикой - с другой, наконец, с объективной динамикой деятель­ности (ее событиями и фрагментами) - с третьей.

В зависимости от опыта субъект обладает боль­шей или меньшей способностью прогнозировать на­ступление событий. В свою очередь такой прогноз преобразует его внутреннее состояние: чувство не­уверенности перед неожиданным наступлением со­бытий заменяется состоянием готовности к любым неожиданностям. Именно системный характер само­регуляции позволяет понять источник мобилизации субъектом своих сил и резервов, а не только источ­ник компенсации недостатков.

Очевидно, что мотивированная деятельность, т.е. представляющая интерес для субъекта, порождает положительные эмоции, вызывает чувство удовлет­ворения. Деятельность человека, обладающего спо­собностями, также порождает дополнительную мо­тивацию к творчеству, мотивацию самовыражения, достижения. Если задача, дело являются жизненно значимыми, регуляция текущих состояний (бо­лезнь, усталость и т.д.) не требует тех волевых уси­лий, которые необходимы при низкой значимости деятельности.

Индивидуальные особенности деятельности стали предметом изучения и получили название индиви­дуального стиля деятельности (это касается и лич­ности руководителя, и личности в любой другой профессии). Под стилем деятельности имеются в виду устойчивые, обобщенные особенности осущест­вления деятельности данной личностью. Стиль проявляется в том, как человек действует всегда. Кроме того, есть особенности регуляции и саморе­гуляции деятельности, которые не охватываются понятием «стиль». К ним относятся индивидуаль­ные особенности организации деятельности субъек­том.

Психика каждого человека, как отмечалось, име­ет индивидуальные временные особенности (скорос­ти психических процессов, смена их последователь­ности во времени, периоды активности-пассивности и т.д.). Общая характеристика стиля проявляется, например, в том, что один человек всегда опаздыва­ет, другой - делает все заранее. Организация лич­ностью своей деятельности состоит в том, чтобы, опираясь на временные параметры своей психики, оптимально сочетать во времени свою активность и деятельность. Речь идет уже о своевременности мо­тивации, об оптимальном использовании своих спо­собностей, об оптимальности и своевременности волевого напряжения и т.д.

Личности как субъекту деятельности свойствен­ны и такие особые индивидуальные способности, как способность к организации времени (и способ­ность к своевременной активности), способность про­граммировать будущую деятельность, предвидеть ее события, устанавливать оптимальные для себя ре­жимы активности и пассивности, определять ритмы деятельности.

Субъект прогнозирует свою деятельность, сопод­чиняя и устанавливая последовательность трудовых операций. Программирование позволяет личности, во-первых, типичным и удобным с точки зрения ее психологических возможностей образом связывать последовательность задач именно по характеру активности, требуемой в начале, в кульминацион­ный момент и в конце деятельности. Во-вторых, позволяет определять точно момент и форму максимального напряжения активности, уплотнять, пере­распределять субъективное время, что приводит к его экономии. Слабая организация деятельности проявляется в том, что возрастает ее психологиче­ская «цена», т.е. деятельность, которая не соответ­ствует индивидуальным особенностям личности, ее мотивам и ценностям, превышает уровень ее воз­можностей. Деятельность, выполняемая по принуж­дению, приводит к отказам, срывам личности, кото­рые могут оборачиваться психологическими трав­мами, издержками, являются своеобразной высокой психологической «ценой» за непосильную деятель­ность.

Даже несложная деятельность, если она не орга­низована самим субъектом, становится причиной перенапряжения человека, которое, накапливаясь, переходит в усталость и раздражение. Организация деятельности помогает субъекту придерживаться ее основной линии (направления) даже при возникно­вении трудностей. Французские психологи, исследо­вавшие программу действий медсестры на день, об­наружили, что ее постоянно отвлекали от дела боль­ные различными просьбами, поэтому она быстро утомлялась 2 .

Одной из труднейших задач является обеспече­ние непрерывности творческой деятельности. В про­цессе музыкально-исполнительской деятельности, например, опасен перерыв, остановка, кратковремен­ный «сбой», ведущие к потере качества исполнения, а профессиональный провал может порой привести к отказу от выбранной профессии 3 . Исследование творчества писателей и художников финскими пси­хологами показало, что для постоянного самообнов­ления и вдохновения им необходимы довольно дли­тельные творческие перерывы, снимающие утомле­ние, дающие возможность накопить впечатления и с новыми силами начать работу 4 .

Именно в творчестве возникает слитность худож­ника с его произведением, возможная лишь при ус­ловии полного вовлечения человека в творческий процесс, в котором он постоянно находит все новый и новый смысл. Интерес к творческой задаче не позволяет человеку ни на минуту оторваться или выключиться из процесса 5 .

Непрерывность деятельности поддерживается по­стоянно происходящим в ней обновлением и разно­образием (размышлений и планов, наблюдений и впечатлений, поисков и проб, проверок и самокрити­ки). Личность и деятельность, как бы «переливаясь» последовательно друг в друга в процессе активности, взаимно обновляются и побуждаются к дальней­шему движению.

С. Л. Рубинштейн раскрыл многостороннюю связь сознания и деятельности человека. Он показал, что на основе сознания возникает принципиально иной тип регуляции деятельности, поскольку сознание отражает то, что отделено от индивида во времени и пространстве 6 . В сознании возникает возможность моделировать обобщенный и идеальный образ дей­ствия и отражать реальный способ действия. Созна­ние осуществляет функции контроля и оценки, строит стратегию и тактику деятельности, выделяет принципы действия все более высокого уровня (с точки зрения ее иерархии). Эти принципы возни­кают на основе и жизненного, и профессионального опыта личности, на основе ее отношения к другим людям.

Сознание в отличие от познания, дающего объек­тивную картину мира, абстрагирующегося от пози­ций и пристрастности субъекта, отражает мир от­носительно к субъекту. В психологии может быть разработана своеобразная теория относительности: человек воспринимает не только то, что есть в мире в целом, но, прежде всего, то, что для него самого значимо, актуально. В этом смысле сознание - это отражающая способность действующего, деятель­ного субъекта. Субъект, по-видимому, отражает при­чинную связь своих действий с изменением действи­тельности (что позволяет ему осмыслить способ, характер, причины своих действий). Способность к отражению связана с изменением позиции субъек­та в ходе деятельности. То, что было существенно на одном этапе деятельности, уже не является зна­чимым на другом. Именно поэтому надо говорить об условиях, которые в деятельности постоянно изменяются, обновляются.

Таким образом, в сознании субъекта отражается способ его действия, но он отражается особым образом, на основе динамики деятельности, изменения ее задач, событий. Для понимания сущности дея­тельности мы предложили в качестве единиц ее анализа понятие «задачи деятельности» 7 . Оно, на наш взгляд, более адекватно выражает тот факт, что не всякая деятельность и не на каждом этапе имеет результат в виде предмета или продукта. Резуль­татом может быть решение разного рода задач, ко­торые ставятся самим субъектом (или перед ним) в профессиональной деятельности. При решении задачи и проявляется способность субъекта к цело­стной организации деятельности, к оптимальной комбинации ее условий и требований.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Человек - организатор своего времени

На сайте сайт читайте: глава iii. человек - организатор своего времени..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Содержание:

Понятие “личности” в психологии - фундаментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер.

Индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность

В психологии применительно к человеку используются понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность». Зачастую эти понятия подменяют друг друга. Так, говоря о личности, исследователи могут подчеркивать индивидные характеристики человека либо характеризовать его индивидуальность.

Для начала, определимся с этими понятиями:

Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек - это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совершенно очевидно, что личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку) при тяжёлых психических заболеваниях.

Являясь по своей природе социальным образованием, личность, тем не менее, несёт на себе отпечаток биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека .

Индивидуальность - совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик. Она складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т. д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т. д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.

Субъект деятельности - это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

Большинство отечественных психологов включает в понятие «личности» комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.

«Личность» есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной «группы», как социальный тип, как продукт общественных отношений. Но психология учитывает, что в то же время личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние.

Личность является специфическим человеческим образованием, которое “производится” общественными отношениями, в которое индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности. Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного, естественно текущего изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Также это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», т. е. уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний. Личность рассматривается как система черт относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем. Личность описывается и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов. Личность рассматривается и как субъект персонализации, т. е. потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.

Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

Какие понятия личности существуют?

Существует множество понятий личности. Наиболее ясными и точными из них являются следующие:

1) Б. Г. Ананьев: личность - субъект труда, познания и общения.

2) И. С. Кон: личность - это специфическая интеграция социальных ролей.

3) А. Г. Ковалев: личность - это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Человек в процессе любой деятельности, даже работая на конвейере, когда он является функциональной единицей и определенными способностями претендует на уникальность, на качественную специфичность и индивидуальный подход к процессу управления. Как же он приходит к этому, и что является собственно личностным потенциалом в его деятельности?

Прежде всего, нужно отметить, что личность является целостным образованием. Целостным, но не бесструктурным. Многие психологи предлагали достаточно убедительное описание структуры личности (3. Фрейд, Э. Берн, К. Юнг, В. А. Ядов и другие).

Что значит быть личностью?

  • Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе.
  • Быть ею – это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом, в котором живешь.
  • Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть своим собственным поведением, подчинить его своей власти.
  • Быть ею — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя.

Никакой личный опыт человека не может привести к тому, что у него самостоятельно сформируется логическое мышление, самостоятельно сложатся системы понятий. Для этого потребовалась бы не одна, а тысяча жизней. Люди каждого последующего поколения начинают свою жизнь в мире предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями. Участвуя в труде и различных формах общественной деятельности, они развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» - как биологический организм, носитель общих генотипических на следственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность»как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Таким образом, если понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, то понятие «личности» в психологии - на связь человека с обществом, социальной средой.

Знакомство с подходами

При описании личности представителями различных научных школ и направлений ис­пользуются следующие теоретические подходы:

1) Биологический - личность изучается, прежде всего с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного развития, их влияния на поведенческие, социальные аспекты развития индивида, благодаря чему отдельные черты, свойства личности передаются человеку по наследству, т.е. отдельные элементы, составляющие содержание личности, имеют врожденный, наследственно обусловленный характер.

2) Экспериментальный - изучение личности идет от исследования персептивных, познавательных процессов, высшей нервной деятельности человека, их роли в его поведении в различных ситуациях.

3) Социальный - изучается социальная среда, социальные роли, общественно-исторические, культурные условия, воздействующие на формирование личности человека, который рассматривается и описывается как составная часть общества, как продукт общественного развития, общественных отношений.

4) Гуманистический - в основе данного подхода лежит стремление в каждом человеке видеть личность, а в самой личности - ее духовное начало; с этих позиций исследуются ведущие признаки, отражающие ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопос­тавляются с поведенческими, социальными характе­ристиками индивида.

В частности, в психологии имеется множество попыток выявления ядра личности. Имеющиеся подходы можно систематизировать следующим образом:

1. Существенное разделение понятий “человек”, “индивид”, “субъект деятельности”, “индивидуальность” и “личность. Следовательно, нельзя сводить понятие “личности” к понятиям “человек”, “индивид”, “субъект”, “индивидуальность”. Хотя, с другой стороны, личность — это все эти понятия, но лишь с той стороны, которая характеризует все эти понятия с точки зрения включенности человека в общественные отношения.

2. Следует различать “расширительное” понимание личности, когда личность отождествляется с понятием человек, и “вершинное” понимание, когда личность рассматривается как особый уровень социального развития человека.

3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального развития в личности. Одни включают биологическую организацию человека, другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления.

4. Личностью не рождаются — личностью становятся. Она формируется в онтогенезе относительно поздно.

5. Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.

Таким образом, личность - это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, индивидуальность, единство социально-психологических качеств, проявляющихся в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Критерии оценки личности

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в чувстве «Я», которое включает в себя представления о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции.

Наблюдая за развитием человека, используются определенные критерии, которые позволяют оценивать уровень сформированности его личности.

1) Ощущение своего «Я»

Лежит в основе представления ребенка о самом себе. Постепенно человек начинает ощущать себя субъектом своих восприятий, эмоциональных состояний, действий, наконец, чувствовать свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это система возникших представлений о самом себе, или, как говорят психологи, концепция собственного «Я», образа самого себя. Он, по мере накопления жизненного, социального опыта эволюционирует и, по мнению американского психолога К. Роджерса, становится «реальным Я» человека или его «Я-образом» с сопутствующим ему чувством самоуважения у ребенка, возникающим под влиянием того, что он уже может делать что-то самостоятельно.

Наряду с реальным «Я» в сознании человека может присутствовать и его идеальное «Я», т.е. тот образ, в котором он склонен видеть себя, кем бы ему хотелось стать в результате реализации своих возможностей. К этому идеальному «Я» и стремится приблизиться «Я» реальное. Между этими двумя образами имеет место динамическое взаимодействие. Человек стремится сблизить представления о самом себе, о своем реальном «Я» со своим идеальным «Я-образом», с тем, каким бы ему хотелось быть. Поэтому «личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между реальным «Я» человека и его чувствами, мыслями и поведением, что позволяет ему приблизиться к своему идеальному «Я» .

2) Сформированность самооценки

Самооценка - это оценка человеком самого себя, своих качеств, способностей, своего места среди других людей. Это своего рода проекция его реального «Я» на идеальное. Она свидетельствует об удовлетворенности либо неудовлетворенности субъекта самим собой. Поэтому самооценка также влияет на поведение человека, его взаимоотношения с окружающими, на проявление им своей личности.

Заниженная самооценка также оказывает негатив­ное влияние на формирование личности, только в ином направлении, способствуя формированию у субъекта устойчивой неуверенности в себе, необоснованно повышенной тревожности, беспочвенным самообвинениям, пассивному поведению, в конечном итоге - появлению комплекса неполноценности .

3) Уровень притязаний

Этот критерий тесно связан с самооценкой. В психологии под уровнем притязаний понимается, с одной стороны, уровень трудностей, преодоление которых является целью для субъекта, а с другой - желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я-образа»). Стремление повысить самооценку, когда у человека есть возможность свободного выбора степени трудности принимаемых решений, порождает внутренний конфликт двух противоположных тенденций: либо повысить свои притязания ради достижения максимального успеха, либо снизить их до такого уровня, который абсолютно гарантирует от неудачи. Часто уровень притязаний устанавливается где-то между чересчур трудными и легко достижимыми целями с тем, чтобы самооценка личности не пострадала.

Заключение

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Лекция 6. Личность в системе социальных связей

1. Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений

2. Структура личности

3. Социологические теории личности

4. Социальный статус и социальная роль личности

5. Процесс социализации

Человек - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения homo sapiens .

Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ - неделимый, конечный).

Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых равных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др .

Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (надприродной, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале .

В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2) как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетически заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.

Факторы, влияющие на формирование личности :

1. биологическая наследственность – человек имеет врожденные потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Кроме того, этот фактор создает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность.

2. физическое окружение – социологи отмечают, что влияние физического окружения (климата, географических особенностей, природных ресурсов) на формирование отдельной личности незначительно и опосредовано той общностью или народом, к которому человек принадлежит.

3. культура – ценности и нормы, которые человек усваивает в процессе социализации.

4. групповой опыт – опыт социальных групп и общностей, к которым человек принадлежит, в которых он превращается в личность.

5. уникальный индивидуальный опыт – судьба каждого конкретного человека.

При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на точность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.

Личность Врожденные особенности мышления, ощущений и поведения, определяющие уникальность индивида, его образ жизни и характер адаптации и являющиеся результатом конституционных факторов развития и социального положения.

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Личность

2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида , формирующееся в совместной деятельности и общении . В «гормической психологии» (В. Мак-Дугалл), в психоанализе (З. Фрейд , А. Адлер ) Л. трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений . фактически снимал проблему Л., которой не оставалось места в механистической схеме «С - Р» (« - »). Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина , А. Маслоу , Г. Олпорта , К. Роджерса обнаруживают определенную ограниченность, которая проявляется в физикализме, переносе законов механики на анализ проявлений Л. (К. Левин), в индетерминизме в «гуманистической психологии » и экзистенциализме. Заметны успехи западной эмпирической психологии в области психотерапии Л., тренинга общения и т. д. В российской психологии человека как Л. характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом к-рых он является. В процессе взаимодействия с миром активно действующая Л. выступает как целое, в котором познание окружающего осуществляется в единстве с переживанием . Л. рассматривается в единстве (но не тождестве) чувственной сущности ее носителя - индивида и условий социальной среды (Б. Г. Ананьев , А. Н. Леонтьев ). Природные свойства и особенности индивида выступают в Л. как социально обусловленные ее элементы. Так, например, мозговая патология обусловлена биологически, но порождаемые ею черты характера становятся особенностями Л. в силу социальной детерминации. Л. является опосредующим звеном, через к-рое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида (С. Л. Рубинштейн ). Возникновение Л. как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь Л. (А. Н. Леонтьев ). Л. характеризуется активностью , т. е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы (см. ), расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (, риск и т. п.). Л. характеризуется направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов , убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в к-рых проявляют себя человека; глубинными смысловыми структурами («динамическими смысловыми системами», по Л. С. Выготскому ), обусловливающими ее и , относительно устойчивыми к вербальным воздействиям и преобразующимися в совместной деятельности групп (принцип деятельностного опосредствования ), степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения (по В. Н. Мясищеву ), установки (по Д. Н. Узнадзе , А. С. Прангишвили, Ш. А. Надирашвили), диспозиции (по В. Я. Ядову) и т. п. Развитая Л. обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности Л. Субъективно для индивида Л. выступает как его «» (-«Я», «Я»-концепция ), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его Л. и обнаруживающая себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и т. д. Образ «Я» представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел и т. д. Соотнесение образа «Я» с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет Л. изменять свое поведение и осуществлять цели самовоспитания . Апелляция к самооценке и самоуважению Л. является важным фактором направленного воздействия на Л. в процессе воспитания. Л. как субъект межличностных отношений обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство (В. А. Петровский).

1) Л. как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее , мотивы, направленности Л. (Л. И. Божович ); структура характера Л., особенности темперамента , (работы Б. М. Теплова , В. Д. Небылицына , В. С. Мерлина и т. д.);

2) Л. как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители Л. их участников. Тем самым преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании межличностных взаимоотношений либо как феноменов группы , либо как феноменов Л. - личностное выступает как групповое, групповое - как личностное (А. В. Петровский);

3) Л. как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе и за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер Л. других людей (В. А. Петровский).

Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную «потребность быть Л.», т. е. полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает «способность быть Л.», реализуемой в социально значимой деятельности. Наличие и особенности «способности быть Л.» могут выявляться с помощью метода отраженной субъективности (см. ). Развитие Л. осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания (см. ).


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Личность

Феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле - личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма - вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле - определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность - качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми - в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой - в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление - столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности. Критерии сформировавшейся личности таковы:

1 ) наличие в мотивах иерархии в определенном смысле - как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого - способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом» однако действовать вполне нравственно);

2 ) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов - сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих - сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:

1 ) система регуляции;

2 ) система стимуляции;

3 ) система стабилизации;

4 ) система индикации.

В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная психология рассматривает личность как «целиком психическое существо». В психологии хормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и прочего успехи западной эмпирической психологии весьма заметны. В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя - индивида и условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность - опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности «аде системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность характеризуется:

1 ) активностью - стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;

2 ) направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;

3 ) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и ; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);

4 ) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр.

Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоих важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности - важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании. Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

1 ) личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности;

2 ) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое – как личностное;

3 ) личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно реализуемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью - полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Личность Этимология.

Происходит от русск. личина (личина соответствует термину persona - исходно маска, или , исполнявшаяся актером древнегреческого театра).

Категория.

Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст.

Специфика.

Уже 1734 г. Х.Вольф дал дефиницию личности (Personlichkeit) следующим образом: "То, что сохраняет воспоминания о самом себе и воспринимает себя, как одного и того же и раньше, и теперь". Эту традицию понимания личности продолжил У.Джемс, который трактовал личность, как сумму всего, что человек может назвать своим. В этих определениях понятие личности становится тождественным понятию самосознания, поэтому более обосновано определение личности через социальные взаимоотношения. При таком подходе личность предстает как система социального поведения индивида.

Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности. Исследования.

Модель личности, развиваемая в глубинной психологии, прежде всего в психоанализе (А.Адлер, Г.Салливен, Э.Фромм, К.Хорни), ориентирована на объяснение внутрипсихологических процессов при обращении по преимуществу к понятиям структуры и динамики "внутреннего конфликта".

Наоборот, модель личности, разработанная в бихевиоризме, основана на внешне наблюдаемом поведении, на действиях и взаимодействиях с другими людьми в актуальной ситуации ( , ). В современном бихевиоризме личность понимается как система генеризованных форм поведения, которые образуются на основе ситуационно-специфического поведения (теория социального научения Роттера). В рамках гуманистической психологии личность рассматривается прежде всего как принимающая ответственные решения ( , теория самоактуализирующейся личности). В марксистской психологии личность определяется как продукт исторического развития индивида, прежде всего в рамках совместной трудовой деятельности (А.Валлон, И.Мейерсон, Ж.Политцер, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). В частности, у Леонтьева личность рассматривается как создаваемая общественными отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей деятельности. При этом отдельные деятельности субъекта, представленные прежде всего своими мотивами, вступают между собой в иерархию отношений, образуя так называемую иерархию мотивов. В концепции А.В.Петровского тип развития личности определяется через тип группы, в которую она включена и в которой она интегрирована; собственно личностная активность представляет собой стремление выйти за пределы привычного и действовать за границами требований ситуации или ролей. Структура.

Рубинштейн (1946) выделял следующие составляющие личности: 1. Направленность (установки, интересы, ). 2. Способности. 3. Темперамент.

В классификации свойств личности В.С.Мерлина (1967), основанной на определении доминирования или природного, или социального начала, представлены следующие уровни: 1. Свойства индивида ( и индивидуальные особенности психических процессов). 2. Свойства индивидуальности (мотивы, отношения, ). В современных исследованиях структуры личности - наряду с проверкой экспериментальных гипотез, в которых определяется роль конкретных факторов, влияющих на личностные переменные, - большая роль отводится факторно-аналитическим стратегиям ( , модель большой пятерки). Диагностика. Литература.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968;

Сэв Л. Марксизм и теория личности. М., 1972; Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1972 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Л.М., 1977; Психология личности. Тексты. М., 1982; Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982; Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983; Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984; Хьюелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЛИЧНОСТЬ

(англ. personality ; от лат. persona - маска актера; роль, положение; лицо, личность). В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения . В гуманистических философских и психологических концепциях Л. - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества (см. И . Кант ). При всем многообразии подходов к пониманию Л. традиционно выделяются след. аспекты этой проблемы: 1) многогранность феноменологии Л., отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни; 2) междисциплинарный статус проблемы Л., находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук; 3) зависимость понимания Л. от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития; 4) несовпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности , исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического , социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания ; 5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития Л. в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию Л. в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей , приобретения социальных установок (см. ) и ценностных ориентаций , формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются г. о. в социологии и социальной психологии, этнопсихологии , истории психологии. (См. также Базисная структура личности , , .)

В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества Л., формирования человеческого Я, борьбы мотивов , воспитания индивидуального характера и способностей , самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Изучением всех этих проявлений Л. занимается Л.; разные аспекты этих проблем освещаются в психоанализе , индивидуальной психологии , аналитической и гуманистической психологии .

В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется метафизическая схема детерминации развития Л. под влиянием 2 факторов: среды и наследственности (см. ). В рамках культурно-исторического системно-деятельностного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Л. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития Л., которые в процессе жизненного пути могут получить личностное развитие.

Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие Л., а не «фактор», непосредственно определяющий . Будучи условием осуществления деятельности человека, она несет те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков , с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития Л. выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение Л. в мире людей, приобщение ее к культуре . Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза , личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, м. б. передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

В рамках системно-деятельностного подхода Л. рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть Л. и обнаруживает способность стать Л., реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как Л.

Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в Л. исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими (в соответствии с их представлениями о должном воспитании и педагогическими умениями). Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения (см. ).

Развитие Л. осуществляется в деятельности (см. ), управляемой системой мотивов. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития (см. ).

В общем виде развитие Л. м. б. представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит 3 фазы своего становления в ней как Л. 1-я фаза - - предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида др. членам этой общности. 2-я фаза - - порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением Л. к максимальной персонализации. 3-я фаза - - определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как Л. В случае если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляции Л., либо ее вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.

Когда индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него возникают качества конформности , зависимости, робости, неуверенности. Если на 2-й фазе развития индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма , агрессивности, подозрительности, лживости . При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой группе у индивида формируются гуманность, , справедливость, требовательность к себе, и др. и т. п. В связи с тем, что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится, соответствующие личностные новообразования закрепляются, складывается устойчивая структура Л.

Особо значимый период в возрастном развитии Л. - () и ранняя , когда развивающаяся Л. начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания . Первоначально оценивая окружающих, Л. использует опыт подобных оценок, вырабатывая самооценку , которая становится основой самовоспитания. Но потребность в самопознании (прежде всего в осознании своих морально-психологических качеств) не м. б. отождествлена с уходом в мир внутренних переживаний. Рост самосознания , связанный с формированием таких качеств Л., как и моральные , способствует возникновению стойких убеждений и идеалов. Необходимость в самосознании и самовоспитании порождается, прежде всего, тем, что человек должен осознать свои возможности и потребности перед лицом грядущих изменений в его жизни, в его социальном статусе. В случае если между уровнем потребностей Л. и ее возможностями наблюдается существенное расхождение, возникают острые аффективные переживания (см. Аффекты ).

В развитии самосознания в юношеском возрасте значительную роль играют суждения др. людей, и прежде всего, оценка родителями, педагогами и сверстниками. Это предъявляет серьезные требования к педагогическому такту родителей и учителей, требует индивидуального подхода к каждой развивающейся Л.

Проводимая в РФ с середины 1980-х гг. работа по обновлению системы образования предполагает развитие Л. ребенка, подростка, юноши, демократизацию и гуманизацию учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведений. Т. о., происходит изменение цели воспитания и обучения , в качестве которой выступает не совокупность знаний , умений и навыков , а свободное развитие Л. человека. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели. В этих условиях на первый план выступает задача формирования базовой культуры Л., которая позволила бы устранить в структуре Л. противоречия между технической и гуманитарной культурой, преодолеть отчуждение человека от политики и обеспечить его деятельное включение в новые социально-экономические условия жизни общества. Осуществление этих задач предполагает формирование культуры самоопределения Л., понимание самоценности человеческой жизни, ее индивидуальности и неповторимости. (А. Г. Асмолов, А. В. Петровский.)

Добавление ред.: Почти общепринятый перевод слова Л. как personality (и наоборот) не вполне адекватен. Personality - это, скорее, . В петровские времена персоной называли куклу. Л. - это selfhood , selfness или self , что близко к рус. слову «самость». Более точного эквивалента слову «Л.» в англ. яз. не существует. Неточность перевода далеко не безобидна, ибо у читателей создается впечатление или убеждение, что Л. подлежит тестированию, манипулированию , формированию и пр. Извне сформированная Л. становится наличностью того, кто ее сформировал. Л. - не продукт коллектива, адаптации к нему или интеграции в него, а основа коллектива, любой человеческой общности, не являющейся толпой, стадом, стаей или сворой. Общность сильна разнообразием Л., конституирующих ее. Синонимом Л. является ее свобода вместе с чувством вины и ответственности. В этом смысле Л. выше государства, нации, она не склонна к конформизму , хотя не чужда компромисса.

В рос. философской традиции Л. есть чудо и миф (А. Ф. Лосев); «Л. же, разумеемая в смысле чистой Л ., есть для каждого Я лишь идеал - предел стремлений и самопостроения... Дать же понятие Л. невозможно... она непонятна, выходит за пределы всякого понятия, трансцендентна всякому понятию. Можно лишь создать символ коренной характеристики Л... Что же касается до содержания, то оно не м. б. рассудочным, но - лишь непосредственно переживаемым в опыте само-творчества, в деятельном само-построении Л., в тождестве духовного само-познания» (Флоренский П . А .). М . М . Бахтин продолжает мысль Флоренского: когда мы имеем дело с познанием Л. мы должны вообще выйти за пределы субъект-объектных отношений, какими субъект и объект рассматриваются в гносеологии. Это нужно учитывать психологам, использующим странные словосочетания: «субъектность Л.», «психологический субъект». По поводу последнего откровенно язвил Г . Г . Шпет : «Психологический субъект без вида на жительство и без физиологического организма есть просто выходец из неизвестного нам света... стоит его принять за всамделишного, он непременно втянет еще большее диво - психологическое сказуемое! Сегодня философски и психологически подозрительные субъекты и их тени все чаще блуждают по страницам психологической литературы. Бессовестный субъект, бездушный субъект - это, скорее всего, не вполне нормально, но привычно. А душевный, совестливый, одухотворенный субъект - смешно и грустно. Субъекты могут репрезентировать, в т. ч. всякие мерзости, а Л. - олицетворяют. Не случайно Лосев связывал происхождение слова Л. с ликом, а не с личиной, персоной, маской. Л., как чудо, как миф, как единственность не нуждается в экстенсивном раскрытии. Бахтин резонно заметил, Л. может выявить себя в жесте, в слове, в поступке (а может и утонуть). А . А . Ухтомский был, несомненно, прав, говоря, что Л. - это индивидуальности, ее состояние. Следует добавить - состояние души и духа, а не почетное пожизненное звание. Она ведь может потерять лицо, исказить свой лик, уронить свое человеческое достоинство, которое усилием берется. Ухтомскому вторил Н . А . Бернштейн , говоря, что Л. - это верховный синтез поведения. Верховный! В Л. достигается интеграция, слияние, гармония внешнего и внутреннего. А там, где есть гармония, наука, в т. ч. и психология, умолкает.

Итак, Л. - это таинственный избыток индивидуальности, ее свобода, которая не поддается исчислению, предсказанию. Л. видна сразу и целиком и тем отличается от индивида, свойства которого подлежат раскрытию, испытанию, изучению и оценкам. Л. есть предмет удивления, преклонения, зависти , ненависти; предмет непредвзятого, бескорыстного, понимающего проникновения и художественного изображения. Но не предмет практической заинтересованности, формирования, манипулирования. Сказанное не означает, что психологам противопоказано размышлять о Л. Но размышлять, а не определять или редуцировать ее к иерархии мотивов , совокупности ее потребностей , творчеству , перекрестью деятельностей , аффектам , смыслам , субъекту, индивиду и т. д. и т. п.

Приведем примеры полезных размышлений о Л. А. С. Арсеньев: Л. - это человек надежный, слова и дела которого не расходятся друг с другом, который сам свободно решает, что ему делать, и отвечает за результаты своих действий. Л. - это, конечно, бесконечное существо, дышащее телесно и духовно. Для Л. характерно осознание конфликта между моралью и нравственностью и первенство последней. Автор настаивает на ценностном, а не монетарно-рыночном измерении Л. Т. М. Буякас выделяет др. черты: Л. - это человек, вставший на путь самоопределения, преодолевающий потребность искать опору во внешней поддержке. У Л. появляется способность полностью опираться на себя, делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытой и готовой к любым новым поворотам своего жизненного пути. Л. перестает зависеть от внешних оценок, доверяет себе, находит внутреннюю поддержку в самой себе. Она свободна. Никакое описание Л. не м. б. исчерпывающим. (В. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Личность

   ЛИЧНОСТЬ (с. 363)

Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и дискуссионных в психологии. Можно сказать, сколько существует теорий личности (а их крупнейшими психологами созданы десятки), столько насчитывается ее определений. В то же время существуют некоторые основные представления о личности, которые разделяют большинство специалистов.

Практически все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся, и для этого человек должен предпринять немалые усилия - вначале овладеть речью, а затем с ее помощью многими двигательными, интеллектуальными и культурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, который усваивает («присваивает») традиции и ценностные ориентации, выработанные человеческим обществом за тысячелетия его становления. Чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собою представляет.

А может ли человек не быть личностью? Например, является ли личностью младенец, психически неполноценный человек или закоренелый преступник? Эти вопросы постоянно дискутируются не только психологами, но и философами, медиками, юристами. На них трудно ответить однозначно, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения. Тем не менее большинство ученых склонны признавать за всеми людьми право называться личностью, хотя в ряде случаев - с известными оговорками. Ребенка, подростка, юношу правильнее называть формирующейся личностью, так как на этих возрастных этапах имеются только задатки зрелой личности, которые еще должны развиться и оформиться в целостную систему свойств. Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной - от небольших отклонений от нормы при так называемых пограничных состояниях до значительных разрушений личности при тяжелых психических заболеваниях, например шизофрении. В случаях психической патологии мироощущение, мотивация поведения, особенности мышления человека качественно отличаются от аналогичных характеристик здоровых людей, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием «патологическая» или «аномальная» личность. Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку накопленные ими знания, умения и навыки обращены против общества, которое их сформировало. Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни или глубокой старости, что проявляется в утрате самосознания, способности ориентироваться не только во времени и пространстве, но и в человеческих отношениях и т.п.

Многие психологи сходятся во мнении, что основным способом существования личности является постоянное развитие, направленное на реализацию своих возможностей в деятельности и общении. Как только человек прекращает усилия по развитию своих психических функций, социальных и профессиональных навыков и умений, сразу начинается регресс личности.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Личность

Личность феномен общественного развития, живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Термин обозначает стабильные характеристики или черты человека, определяющие его мыитение и поведеиие в разных ситуациях. Подразумевается также, что разные люди ведут себя поразному в сходных ситуациях, и различие поведения является продуктом несходства их личностей. Личность отделяется от других, более кратковременных состояний (таких, как настроение) из-за своей стабильности во времени. С учетом этих предпосылок можно прийти к выводу, что человек должен вести себя последовательным образом в разных ситуациях. К примеру, экстраверт будет проявлять признаки экстравертного поведения, где бы он ни находился. Противники этой точки зрения утверждают, что поведение не остается постоянным во времени, а зависит от особенностей данной ситуации.

История слов - (лат. persona). Понятие «личность» принадлежит к числу тех понятий, которые на всем протяжении истории человеческой мысли вызывали величайший разнобой в определениях. И объем и содержание этого понятия в трактовке каждого философа,… … Большая медицинская энциклопедия


  • Человек - биосоциальное существо, высшая ступень животного типа.

    Индивид - отдельно взятый человек.

    Социология рассматривает человека не как биологический организм, а как социальное явление - социальную сущность.
    «Человек» - понятие, обозначающее определенный вид живой природы. «Человеческий индивид» - обозначает отдельного представителя человеческого вида, определенную часть человеческого сообщества.
    Вместе с тем, каждый человек обладает своими особенными индивидуальными чертами, выделяющими его из человеческого сообщества.

    Индивидуальность - особое сочетание в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду, отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно говоря, имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”

    в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид.

    Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. При этом следует отметить, что чем примитивнее общество, тем больше сходства между составляющими его индивидами. И наоборот, чем оно более развито и демократично, тем больше возможностей у его членов к развитию своей индивидуальности. Следовательно, личность - продукт социальной жизни, который активно формирует свое сознание и отношение к окружающему миру. И этот процесс осуществляется личностью на протяжении всей ее жизни. На разных этапах своей жизни личность испытывает влияние различных социализирующих (формирующих личность) факторов.
    На начальных этапах своей жизни главными социализирующими факторами для человека и его личности является родители, семья, детские дошкольные учреждения, соседи и др.
    Затем - коллективы учебных заведений, где обучается человек, друзья, группы сверстников, знакомые. Далее - трудовой коллектив, профессиональные группы, взаимосвязи с разного рода общностями.
    Очевидно, что человек на протяжении всей жизни формирует и изменяет свое сознание, социализируется, приобретая все новые социальные качества, развиваясь и совершенствуясь. Выделяют следующие этапы социализации личности: социальную адаптацию и интериоризации.
    Социальная адаптация представляет собой приспособление индивида к социальной среде, а интериоризации - процесс вхождения во внутренний мир человека ценностей, социальных правил, законов, норм.
    Люди на протяжении всей жизни включены в бесчисленное количество групп и, взаимодействуя, испытывают их социализирующее влияние и социализирующее влияние общества в целом. Вместе с тем, личность активно влияет на социальную и природную среды своего существования, активно преобразуя их соответственно своим потребностям.
    Поэтому можно утверждать, что личность является не только продуктом общественной жизни, но и активным ее субъектом.
    Следовательно, социализация - процесс усвоения личностью социальных норм, правил, законов, образцов поведения, ценностей (в широком понимании - культуры) общества, в котором личность осуществляет свою жизнедеятельность.
    Процесс социализации предоставляет возможность людям, осваивая культуру общества, свободно общаться через освоение ролей. В процессе функционирования в различных общностях личность приобретает множество специфических свойств и качеств, обусловленных особенностями этих общностей.


    Таким образом, система «личность как объект» предстает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их членам.

    Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т.е. не просто сознания, мышления, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

    Социальный тип личности - это отражение совокупности повторяющихся существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность

    По К. Марксу, личность - это не только субъект, но и объект общественного развития. Ее жизнедеятельность определяется обществом в виде социальных условий существования, наследием прошлого, объективными законами истории. Личность влияет на ход исторического развития через практику, освоение в процессе труда объективного мира, его преобразование.