«От сотрудничества – к успеху» Программа взаимодействия семьи и школы по формированию уклада школьной жизни, способствующего духовному становлению и социальному. Методические рекомендации на тему "вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы"

Одна из серьезных проблем современного Российского общества – снижение воспитательной функции семьи. Даже не подвергая современную систему семейного воспитания глубокому научному анализу, располагая только фактами, можно говорить о нарастании разрушения семьи в ее традиционном понимании, о ее кризисе: непрочность семьи, подтверждаемая высоким уровнем разводов; конфликтность отношений между членами семьи; малодетность (1-2 ребенка); падение авторитета родителей; расширение безнадзорности как социального явления; подростковая преступность; детская и подростковая наркомания.














Задачи: –Консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей. –Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с постепенным, системным, поэтапным формированием у учащихся традиционных для российской семьи ценностей. –Формирование уклада школьной жизни, основанного на принципах соборности*, со=бытийности**. –Повышение педагогической, психологической, юридической, медицинской компетентности родителей. –Разработка методики работы с различными категориями и типами семей. –Разработка и внедрение методик работы с социально-неблагополучными семьями и семьями, воспитывающими одаренного ребенка, ребенка инвалида. –Организация непрерывного педагогического воздействия по формированию мировосприятия, миропонимания, мировоззрения ребенка с раннего детства до завершения образования и вступления в самостоятельную жизнь. –Анализ эффективности создаваемой воспитательной модели.


Современный русский человек унаследовал от своих предков любовь к соборности, только чаще сейчас вместо слова «соборность» употребляются более нейтральные слова, как солидарность, единение, сотрудничество и другие. Основные компоненты соборности: любовь, сострадание и уважение к ближнему, стремление к решению проблем сообща, взаимопомощь, следование морально-нравственным традициям. *Соборность в обучении и воспитании означает единение вокруг общего дела, направленного на помощь нуждающемуся или на благо общего дела»


**«Со–бытие» означает то, что произошло, факт общественной или личной жизни.2 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., Производные от этого понятия «со– бытийный» и «со–бытийность» означают насыщенность событиями, особую событийность жизни детей. Событийная общность – это взаимодействие детей и взрослых, возникающее как со-бытие. Событие-это момент педагогической реальности, в котором происходит развивающая целе- и ценностно ориентированная встреча Взрослого и ребенка. «Наше дело вместе с детьми придумывать такие дела, чтобы нам было каждый день интересно вместе» такова первая формула «краткосрочных замыслов». CINEMA – технология в своей основе заключает проживания и переживания. Это одна из перспективных технологий метода событийности в воспитательной системе.


Гипотеза программы Гипотеза программы заключается в предположении, что школа может стать духовно- нравственным и культурным центром, направленным на возрождение традиций российской семьи, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов и обеспечит гармоничное воспитательное воздействие педагогов и родителей на личность ребенка.


Основополагающая концептуальная идея воспитательной деятельности: Школьный уклад должен составлять живое полноценное внутреннее органическое единство школы, чтобы воспитать полноценного, цельного, творческого, не ущербного человека, который был бы здоров и телесно, и душевно, и духовно. Усилия школы устремлены к реализации этой идеи.


Концепция желаемого будущего состояния школы Школа ­­– духовно-нравственный центр микрорайона, в котором: созданы условия для обучения, воспитания и развития каждого ученика в соответствии с его природными задатками, способностями, состоянием здоровья; организовано разноуровневое, дифференцированное обучение, позволяющее достичь уровня информационности и функциональной грамотности, отвечающей современным требованиям; обеспечивается духовно-нравственное становление и социальное взросление ребенка в совместной детско-взрослой общности, основанной на заботе, любви, доверии и уважении; создана благоприятная психологическая среда, позволяющая предупреждать социальное одиночество и предоставлять возможность для реализации ребенка в различных социально-полезных сферах деятельности; оказывается адресная психолого –педагогическая помощь семьям, направленная - на укрепление ее воспитательных функций.








Формы взаимодействия: Управляющий Совет школы; Попечительский совет; Совет профилактики; - родительские комитеты школы и классов; - родительское собрание; - родительский лекторий; - тематические конференции по обмену опытом воспитания детей; - презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации; - вечера вопросов и ответов; диспуты, дискуссии; семейные гостиные; школа семейной духовной культуры; - индивидуальные тематические консультации; - посещения на дому; родительские рейды; телефонная служба «Учитель-родитель-школа»; встречи родительской общественности с руководством школы.




Ожидаемый результат Базисными чувствами практических отношений должны стать: взаимопонимание, взаимопомощь, взаимозабота, взаимоотдача, отношение доверия и любви. Указанные отношения создают органическое свободное единство между людьми, именуемое созвучием, соцветием, основанное на сочувствии, совести, солидарности.




ШКОЛА Детско-спортивная школа СОЦИУМ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ДЮЦ Калининградский областной институт развития образования КОИРО ООО «Издательство «Академкнига/Учебник» Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Калининградский областной детско-юношеский центр экологии краеведения и туризма» ГАОУ ДОД КОДЮЦЭКТ КРОО «Экозащита!- Женсовет»


КЛАССНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ Сотрудничество наше – Не просто лишь слова. Помочь решить проблему Готовы мы всегда. Мы не навяжем мнение, И не дадим рецепт, Но тот, кто хочет слышать, Всегда найдёт ответ. Мы в формах самых разных – И в шутку, и всерьёз – Доступно разъясним вам Волнующий вопрос.


УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ ПЕДСОВЕТОВ И ОТКРЫТЫХ УРОКАХ Непременно знать родители должны, Что каждый ребёнок личность особая, И чем больше способны в неё мы вложить - Тем отдача будет весомее. И чтобы цель нашу общую реализовать, Родителям в уроке участие предложили принять. Ведь здесь мы едины: родители – первейшие и лучшие соратники учителя.




ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ К Вашим услугам в любую погоду Помощь психолога и соцпедагога. Помогут, подскажут, направят, поймут И выход всегда непременно найдут. Психологические тренинги для родителей и детей. Решение трудных жизненных проблем за круглым столом с социальным педагогом.






Побыть в кругу семьи – счастливый случай, И кто здесь побывал, действительно, везучий. Любой вопрос, любую ситуацию На равных обсуждали не напрасно мы. Так много нового нам довелось узнать, И лучше стали мы друг друга понимать. Ну, а в финале – победителям награда, И радость от того, что мы просто рядом. СЕМЕЙНАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»






ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ Нам хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ваш ребёнок – это ваше будущее, Ваше бессмертие, Ваше продолжение. И Вы, конечно, хотите, чтобы Ваше продолжение было достойным. Мы – школа, учителя – тоже искренне заинтересованы в том, чтобы Ваш ребёнок стал полноценным Человеком, культурной, самостоятельной, творчески активной и социально зрелой личностью.

ПРОГРАММА

проведения единого методического дня

по теме: «Точки изменений – промежуточный итог»

Мероприятие

Ответственный

Встреча участников ЕМД

Администрация МАОУ Вагайская СОШ

Приветствие участников ЕМД

Директор школы

Володин Е.В.

Зам. директора УВР

Новикова М.В.

Работа секционных площадок

1.Трансформация урока

Акбашева Т.П., Володин Е.В.

2. Проектирование среды развития

Абдулаева Т.В., Мирошкина Л.Г., Коротаева И.А.

3. «Scratch». Внеурочная деятельность.

Мороз Н.Г., Новикова М.В.

Кофе — брейк

12.40-13.00

Подведение итогов ЕМД

12 января 2018 года на базе МАОУ Вагайская СОШ состоялся единый методический день по теме: «Точки изменений – промежуточный итог». Все педагоги работали на трёх секциях «Трансформация урока», «Проектирование среды развития», «Scratch» Внеурочная деятельность».

Первая точка изменений – это урок . Исходя из запросов общества и государства, он постоянно меняется, совершенствуется, трансформируется. Современный урок, занятие должны включать в себя образовательное общение с детьми в течение всего дня; развитие детской инициативы; развитие детей через интеграцию предметов, «живые» форматы проведения уроков, занятий в разнотрансформируемом пространстве, в т.ч. на производстве. И на первой секции педагоги трёх школ показали лучшие уроки, которые прошли в течение первых двух четвертей согласно реестра интегрированных уроков.

Вторая точка изменений – это проектирование среды развития. Школьная предметная среда претерпевает изменения. Образовательные акценты предметной среды меняются в соответствии с тематикой текущего периода и событиями, которые происходят в жизни. Весь образовательный процесс должен быть построен на событийном проживании всеми участниками (учащимися, сотрудниками, родителями). В планы воспитательной работы вносим изменения, касающиеся развития культурных практик. Меняем подходы к внеурочной деятельности. На второй и третьей секциях педагоги обменялись мнениями, как среду сделать по-настоящему развивающей и образовательной.

Решение ЕМД:

  1. В свете модернизации современного образовательного процесса активно использовать в своей практике трансформацию урока в разных её интерпретациях с целью повышения качества обучения (постоянно, все педагоги)
  2. Внести изменения в планы воспитательной работы с учётом составленных календарей школьных событий, атласа идей вовлечения родителей в жизнь школы, карт культурных практик, отражающих добровольное волонтёрское движение (3 неделя четверти, кл. руководители)
  3. Шире использовать развивающие программы в урочной и внеурочной деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса постоянно, все педагоги).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Атлас идей вовлечение родителей в школьную жизнь. Здоровье сберегающая среда

Атлас идей вовлечение родителей в школьную жизнь

Атлас идей вовлечения родителей в школьную жизнь 1-3 класс

Атлас идей вовлечение родителей в волонтерскую деятельность (социокультурная среда)

Календарь школьных событий для 5-11 классов (социокультурная среда к Году волонтёра и добровольца)


Предварительный просмотр:

Родители еще не знают, кем будет ребенок, когда станет взрослым, но им хочется развить его творческие способности, воспитать отзывчивость ко всем проявлениям красивого в жизни, привить любовь к искусству. Но прежде чем вы отправитесь с ребенком в музей, надо научить его видеть красивое в окружающей вас среде, в природе. Нужно запастись терпением, чтобы ребенок сам начал замечать красивое. Привлекайте внимание детей ко всему, что вас окружает: бегущие по небу облака, очертания высыхающих после дождя пятен на асфальте, меняющийся рисунок пены на поверхности воды, прожилки камня или трещины на кафеле. В их контурах спрятаны самые причудливые образы – герои сказок, фантастические и реальные животные и птицы, портреты силуэты людей и многое др.

Обращая внимание на красоту окружающего мира, поощряйте самостоятельные открытия, разделяйте радость от увиденного. Спросите ребенка, может ли он привести пример красивого из того, что он видит вокруг себя. Вам помогут вопросы и задания: Что тебе это напоминает? Скажи, на что похоже? Сравни, найди общее, скажи, чем отличается, угадай, объясни, придумай и т.д.

Способность к одухотворению окружающего делает ребенка чувствительным к различным видам искусства и ко всем проявлениям красивого в жизни.

Идеи по вовлечению родителей в совместное сотрудничество

  1. Первые визиты в детский сад. Перед тем, как ребенок начнет посещать детский сад, инициируйте посещение родителей группы для знакомства с педагогами и другими детьми.
  2. Вводные собрания. После того, как ребенок запишется в группу, вводные собрания для родителей помогают им встретиться с другими родителями и узнать о ежедневных мероприятиях, правилах совместной жизни взрослых и детей, другую полезную информацию от специалистов детского сада.
  3. Посещения на дому. Воспитатель может посетить ребенка на дому, чтобы узнать ребенка и его семью в домашней обстановке.
  4. Когда приводить и забирать ребенка. Воспитатель может составить расписание дня так, чтобы время, когда детей приводят и забирают домой, использовалось для общения с семьями.
  5. Телефонные звонки. Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всем родителям, чтобы поддерживать неформальное общение с родителями.
  6. Конференции родителей и воспитателей. Конференции – это формальные собрания, предназначенные для того, чтобы обсуждать успехи детей и дать возможность родителям делиться своими идеями и проблемами. Конференции можно использовать для совместного планирования программ развития и воспитания.

Используйте письменные формы общения

Когда нехватка времени мешают вам встретиться с родителями лично или у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. В некоторых случаях бывает полезно дать информацию родителям в письменном виде:

  1. Брошюры. Брошюры помогают родителям получить подробный ответ на интересующую информацию.
  2. Пособие . Пособия позволяют развивать ребенка (память, речь, руку и т.д.). Семьи пользуются этим пособиям в течение всего года.
  3. Бюллетень. Бюллетень можно распространять раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях в детском саду, потребности в добровольцах и другие новости.
  4. Еженедельные записки . Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о успехах, любимых занятиях ребенка, заданиях на дом.
  5. Неформальные записки . Педагоги могут также посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, или поблагодарить семью за оказанную помощь. Семьи также могут посылать записки, выражающие благодарность или содержание просьбы.
  6. Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный дисплей, который информирует родителей о собраниях и мероприятиях, расписании на день, советы родителям и другую информацию о том, что происходит в детском саду.
  7. Информация для родителей и обучение их . Педагоги предоставляют родителям информацию на интересующие их темы в виде памяток, статей, поведение лекториев в «Маминой школе».
  8. Неформальные встречи родителей и воспитателей. Некоторые мероприятия могут быть организованы с чисто социальной целью – дать возможность родителям и педагогам найти время немного расслабиться и ближе познакомиться друг с другом.
  9. Обмен литературой. Программы могут создать библиотечку интересных книг, статей, буклетов, видео- и аудиокассет, которыми родители могли бы пользоваться.

Советы по активизации работы с родителями.

  1. Создавайте условия и отводите время для дискуссий с семьями, всегда оставляя достаточно времени для вопросов родителей. Научитесь хорошо слушать.
  2. Уважайте роль родителей . Укрепляйте взаимное уважение между педагогами и родителями.
  3. Поощряйте участие родителей . Подсказывайте родителям, как они могут участвовать в работе.
  4. Старайтесь разнообразить виды участия родителей – проявляйте гибкость и творчество. У разных семей разные интересы, ресурсы и образ жизни. Что подходит одной семье, не подходит другой.
  5. Позвольте семьям самим решать, как они могут помогать работе наилучшим образом . Добейтесь того, чтобы семьи понимали, что их воспитание детей ценится, и что любой вклад с их стороны приветствуется.
  6. Говорите с семьями о надеждах воспитателей и родителей. Обсудите, как вы будете поддерживать контакты с самого начала взаимодействия.
  7. Будьте терпеливыми . Участие родителей – возможно, новая область для воспитателей и семьи, а на развитие новых контактов требуется время. Работа, в которой активно участвуют родители, строится на маленьких поэтапных достижениях.
  8. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка и семьи и давайте положительное подкрепление. Родители и воспитатели ждут друг от друга взаимного одобрения того, что они хорошо делают свое дело. Сосредоточьте внимание и подчеркивайте сильные стороны ребенка и семьи. «…даже опытные родители и воспитатели нуждаются в позитивном подкреплении друг друга относительно их уникального вклада в развитие ребенка».
  9. Поддерживайте тесные контакты . Сделайте так, чтобы каждый воспитатель разговаривал с родителями каждого ребенка, по крайней мере раз в неделю.
  10. Выражайте свою признательность . Давайте родителям знать, что вы цените их участие.
  11. Постарайтесь вовлекать всю семью . Отцы часто исключаются из дошкольной жизни. Подумайте о том, как творчески привлекать отцов, братьев и сестер и других членов семьи.
  12. Сохраняйте конфиденциальность. Доверие – неотъемлемая часть контактов, основанных на сотрудничестве. Обеспечивайте полную конфиденциальность информации о каждой семье.
  13. Учитесь навыкам сотрудничества . Проводите совместные обучающие занятия родителей и воспитателей для укрепления их сотрудничества.
  14. Сотрудничайте с другими партнерами в вашем районе . Семьи рассчитывают на разные службы и услуги. Дошкольная программа не может предоставить семьям всего спектра услуг, но может сотрудничать с другими учреждениями, которые обеспечивают детей и родителей необходимыми услугами (например, школой - компьютерный класс, иностранный язык), и службой здравоохранения (Феникс, физкультурный диспансер, спортивные школы), культурными центрами (театр кукол, экскурсионное бюро).
  15. Обеспечивайте посещение родителями собраний. Назначайте время проведения собраний таким образом, чтобы это было в интересах семей.
  16. Создайте консультативную группу из числа родителей. «Чем выше степень вовлечения людей в разработку решений, непосредственно влияющих на них, тем охотнее они будут участвовать в их реализации» (К. Левин). Несмотря на то, что педагоги, занятые в процессе развития детей раннего возраста, могут быть хорошими специалистами в своей области, родители, со своей стороны, имеют собственные требования к развитию своего ребенка и являются в конечном счете «потребителями» достигаемого результата. Опыт показывает, что в тех случаях, когда семья может сказать свое веское слово, результат, может быть значительно улучшен в силу того, что члены семьи вносят свои конструктивные предложения.

Своё выступление я хотела бы начать с таких слов:

“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Я часто размышляю о связи школы и семьи, потому что порой эта связь превращается в тонкую ниточку, которая может порваться, т.к. очень часто школа только информирует родителей о поведении и учёбе детей.

Во-первых , процесс этот сложный, здесь нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга необходим контакт. Педагог должен уметь использовать мудрое слово, т.к. именно оно доставляет радость, а бестактная речь приносит беду. Необходимо следить за своей интонацией. Взгляд, жест, улыбка также поможет вовлечь родителей в разговор.

1 класс, первое собрание. Знакомство состоялось ещё в мае прошлого года. Именно на этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зарождали успех нашим следующим встречам.

Итак, работа пошла. Август. Мамочки моют окна, папы готовят кабинет к началу учебного года, озеленяют класс, оказывают помощь в проведении торжественной линейки.

В начале сентября, без малейших усилий, выбираем родительский комитет. По желанию родители разбиваются на 4 группы. Ими и руководит данный комитет, ну а я, как классный руководитель, только направляю процесс в нужное русло.

Название 1-й группы – “Творчество”. Они оказывают помощь в разработке плана воспитательной работы, сценариев вечеров, в обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.

2-я группа – “Наш дом”. Это и решение бытовых проблем класса и школы, это и приобретение подарков для детей к праздникам.

3-я группа – “Фонд класса”. Их функция – финансовая деятельность, ведение летописи класса.

Ну а 4-я группа – “Услуги”, оказывает помощь по ксерокопированию, фото, видеосъемки.

Между нами рождается взаимное уважение, благодаря тому, что при первой встрече “мы отдали друг другу тепло”.

Во-вторых , придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы. Эта работа вошла в мою практику. Пусть мамочки убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И я уже с лёгкостью нахожу с ними общий язык и вырабатываю единую стратегию.

Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращалась к ним. Понимая это, они помогали и проявляли своё творчество во всём.

Например: Вместе с детьми оформляли стенгазеты, организовали группу ребят для дополнительного изучения английского языка, учили девочек азам балета, стали посещать музыкальный театр “Пьеро” в детско-юношеском центре и добились хороших результатов. В течение учебного года мы провели:

1. Праздник осени. (Активно участвуют 6 мамочек. Это сама Осень, Сентябрина, Октябрина, Ноябрина, Солнышко, Цветочки). С днем рождения мы поздравляли не только детей, но и родителей.

2. Экскурсию в город Архангельск, организованную родителями:

3. Семейный вечер в Детском юношеском центре.

4. Новогодний вечер.

5. “Папа, мама, я – спортивная семья”. В этом мероприятии участвуют дети, родители и учитель.

3-е правило – обе стороны должны быть благодарны за общение. “Спасибо вам, милые родители! Какие вы умницы!” – часто говорю я им. “А что бы мы без вас делали” – слышу в ответ.

Каждый должен помнить: мы живём по закону зеркала. Ведь если человеку ничего не давать, ему нечего и возвращать, поэтому каждая крупица неравнодушия должна быть замечена и со стороны учителя, и со стороны родителя.

Нельзя отметать такие виды работы, как посещение семьи, ведение дневника педагогических наблюдений, индивидуальные и групповые консультации. И это далеко не полный набор правил.

За 7 месяцев учебной деятельности наш коллектив очень сплотился.

К концу 1-го класса мы перешли на другой этап – этап , когда родители становятся готовыми действовать самостоятельно, а я лишь направляю их в нужное русло. А это всего – 1-й класс! Так мамочки из 9 человек организовали ансамбль. С песней “Наши дети” они выступали на областном семинаре и с удовольствием исполнили эту песню для родителей будущих первоклассников на Дне открытых дверей.

Имея таких талантливых и заинтересованных родителей, дети тоже стараются не подвести взрослых. Сейчас я буду говорить только о городских конкурсах.

  • Мы стали лауреатами конкурса “Поющий класс”.
  • Заняли первое место в конкурсе работ по “правильному питанию”. Эти семейные шедевры украшают нашу столовую.
  • Дали открытые уроки для учителей школы, города, области. Жизнь в классе бурлит.

Вы спросите меня, кого я хочу воспитать – певцов? Художников? Артистов? Я не знаю, кем будут мои дети. Дело не в этом. Главная моя цель, чтобы распахнуть у маленького человека сердце и душу.

Итак, подводя итог всему сказанному, хочется еще раз напомнить основные пути привлечения семьи к жизни класса.

1. Налаживание контакта, знакомство с детьми и родителями.
2. Формирование базы данных о ребенке и семье, проведение диагностики, посещение квартир учащихся.
3. Организация работы с родительским активом, постепенное вовлечение всех родителей в дела класса и школы.
4. Активизация интереса, поощрение неравнодушия со стороны классного руководителя и администрации школы.
5. Ведение дневника педагогических наблюдений. Полученные сведения помогают проводить родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации.
6. Связь с учителями-предметниками, психологом и социальным педагогом школы. При совместной работе идет корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся, обращается внимание на трудности, не забываем развивать одаренных детей.
7. Этап, когда родители готовы действовать самостоятельно. Идет взаимодействие с внешкольными учреждениями.
8. Анкетирование и пожелания по организации школьной жизни детей на следующий учебный год.

Какова же результативность этой работы?

– 100 % охват родителей во внеклассной работе.
Позитивное отношение их к школе.
– Аактивная деятельность родительского комитета.

А сейчас обратите внимание на диаграмму, которая отражает оценку родителей о совместно проделанной работе.

– 35% отметили сплочённость коллектива;
– 15% видят положительные результаты в повышении педагогического уровня самих родителей;
– 10% старались оказать помощь классному руководителю;
– 40% оказывали поддержку детям.

Нам предстоит работать вместе ещё 3 года. Во 2-ом классе жизнь коллектива будет ещё интересней. Осенью мы обсудим все предложения. Ну, а дети? Я уверена – они захотят участвовать во всех делах и будут очень огорчаься, когда из-за каких-либо причин занятия в школе будут отменяться. А это для нас самое главное!

Светлана Рудина
Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единственного образовательного пространства

"Эффективные способы вовлечения родителей в жизнь детского сада для создания единственного образовательного пространства " (Нетрадиционные формы работы с родителями )

Свое выступление я хочу начать с фразы : ”Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе – это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”, - так говорил Макаренко.

И нам, как воспитателям, очень хочется, чтобы правильное воспитание ребёнок получил не только в детском саду , но и в семье. Ведь семья – это счастье и любовь в доме.

У себя в группе мы используем такие нетрадиционные формы работы с семьёй, как фото вернисажи, коллажи, проектный метод.

Так, например, проектный метод работы с семьёй у нас начался сразу же после того, как все ребята поступили к нам в среднюю группу, и назывался первый проект ”Моя семья”. (Слайд 2)

В этом проекте ребёнок c помощью родителей рассказал о своих близких : маме, папе, бабушках, дедушках, сёстрах и братьях, о том, чем семья любит заниматься, какие существуют в семье традиции. Как следствие возникла потребность создания генеалогического древа семьи. (Слайд 3) Ребята представили свою родословную по-разному. Очень приятно, что многие семьи знают свои корни аж с 1892 года. За эти два года было сделано много проектов детьми и родителями . Конечно – это больше чем проект, это передача опыта семьи другим семьям. В проекте “Моё любимое домашнее животное” (Слайд 4) – ребята рассказали о своих домашних питомцах : как они появились дома, как придумывали кличку животному, как за ним ухаживают. Ребята рассказали не только о своих питомцах, но и о питомцах родных и близких друзей. После проведённых летних и зимних каникул, ребята поделились своими впечатлениями в проектах ”Как я провёл лето” (Слайд 5, ”Как мы отдыхаем зимой”, “Как я провёл зимние каникулы”(Слайд 6) . Где только не побывали наши малыши! Чем только ребята и родители охотно не увлекаются и не занимаются. Кто–то летом отдыхает на даче, кто-то любит ходить в лес за грибами, а ещё у нас дети любят путешествовать по разным странам. Зимой дети и родители так же проводят время с пользой : горные лыжи, санки, коньки, походы в лес, где вместе с папой можно рассмотреть следы лесного жителя, отдых в южных странах. Очень приятно смотреть фотографии, на которых запечатлены счастливые моменты семейной жизни . В проекте ”Я - путешественник” (Слайд 7) ребятам было предложено написать в какую страну они хотят отправиться путешествовать, каким видам транспорта они воспользуются, что они там хотят увидеть, какие сувениры привезут. Благодаря этому проекту многие родители запланировали следующее своё путешествие в ту страну, куда мечтает попасть их ребёнок и да же разработали маршрут своего путешествия. Последний проект был сделан к неделе психологии ”Познакомьтесь – это я”. (Cлайд 8) Родителям было предложено в проекте отразить следующие моменты. Что означает имя вашего ребёнка, почему его так назвали, чем ребёнок увлекается, что любит делать, кушать и т. д. Было очень приятно, что родители с огромным удовольствием и творчески подошли к работе. Очень многие родители представили свой проект с фотографии маленького малыша, которому 2-3 дня отроду, а некоторые начали знакомство с ребёнком, когда ещё он был в животе у мамы. Одна мама даже написала, что чувствовал малыш в те или иные моменты, когда он был ещё в животе, что он любил слушать, есть. Очень многие родители заканчивали своё знакомство с ребёнком фразой, что их ребёнок самый умный, любимый, желанный. И это очень приятно – ведь наша цель была именно такова, что при создании этого или другого проекта родители , так или иначе акцентируют внимание на ценности незабываемых мгновений детства , а еще, самое главное, происходит укрепление позитивных, внутри семейных отношений.

В группе стали традиционными тематические фото выставки к 23 февраля ”Мой папа”, к 8 марта ”Моя мама”. В средней группе на фотовыставке были представлены фотографии маленьких пап и мам, а уже в старшей группе (Слайд 9) на фотографии каждый ребёнок был представлен со своим родителем , а ещё в качестве сюрприза каждый малыш немного рассказал о маме и папе. Некоторые родители сделали для себя открытие, услышав из уст ребёнка о некоторых моментах семейной жизни . Для нас воспитателей, большую ценность имеет фотогазета ”Семья”, посвящённая недели психологии. (Слайд 10) В этой газете на фотографиях запечатлены самые трепетные отношения семьи : любовь, счастье, забота, нежность, опора. Приятно, что родители откликаются на просьбу принести фотографии , многим пришлось их даже распечатать, т. к. в наше время все архивы хранятся в электронном виде.

Очень любят ребята с родителями мастерить открытки . 9 мая, Новый год, День рождение – как в такой день оказаться без открытки. Так на День рождения детского сада , (Слайд 11) ребята с родителями смастерили открытки , а в этих открытках написали пожелания детскому саду в его юбилей . На Новый год ребятам было предложено в своих открытках написать пожелания Деду Морозу. (Слайд 12) Ребята, вместе с родителями , пожелали Деду Морозу здоровья, счастья, успехов, удачи в новом году. Не забыли попросить и подарки для себя и своих близких. Очень хочется надеется, что во многих семьях станет традицией под Новый год писать всем вместе письмо Деду Морозу. А какой Новый год без ёлки, но мы пошли дальше и предложили каждой семье смастерить свою Новогоднюю ёлочку. Каких только красавиц не было : и из кофейных зёрен, и из нитей, из ткани, бумаги, конфет, мишуры, и даже ёлка в банке с глицерином. С какой любовью дети вспоминали как они по вечерам, сидя в кругу семьи, мастерили свои новогодние поделки. Ни это ли Новогоднее чудо! Как редко теперь семья собирается вместе. Именно в такие моменты взрослые и дети становятся одним единым организмом , одним целым миром. (Слайд 13) , (Слайд 14)

И в завершении я хочу закончить своё выступление ещё одной фразой, сказанной Макаренко : ”Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни , даже тогда, когда вас нет дома”. (Слайд 15)