Российский народный художественный промысел. Народный промысел Центральной России. Русские народные промыслы. Народные промыслы и ремесла России

от прошлого к настоящему

Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества, производство художественных изделий, неотъемлемая часть культуры, отражающая традиции народа, его миропонимание и мировосприятие. Это сложное и многогранное явление, поскольку уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство.

Русские народные художественные промыслы, ставшие визитной карточкой страны, зародились в глубокой древности. Некоторые из них берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, т.д. стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы получили развитие от деревенских ремесел, например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях и другое. С искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий появилась, к примеру, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро. Народные промыслы возникали вблизи природных источников сырья: гончарные промыслы у залежей глины; изделия из металла в местах разработок различных руд; резьбой по кости занимались на севере, где добывали "рыбий зуб" - моржовый клык, издавна служивший основным материалом русским косторезам. Производство изделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) - одно из традиционных занятий жителей горных районов, а художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах. Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную, и полупустынную зоны. Почти повсеместно развиты такие виды народного творчества, которые отражают своеобразие соответствующей местности. Поэтому центры народных помыслов расположены как в сельскохозяйственных, так и в промышленных районах, а во второй половине XX века изделия народных промыслов становятся торговой маркой того или иного района...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народные художественные промыслы России:

от прошлого к настоящему

Народные художественные промыслы - одна из форм народного творчества, производство художественных изделий, неотъемлемая часть культуры, отражающая традиции народа, его миропонимание и мировосприятие. Это сложное и многогранное явление, поскольку уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство.

Русские народные художественные промыслы, ставшие визитной карточкой страны, зародились в глубокой древности. Некоторые из них берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, т.д. стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы получили развитие от деревенских ремесел, например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях и другое. С искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий появилась, к примеру, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро. Народные промыслы возникали вблизи природных источников сырья: гончарные промыслы у залежей глины; изделия из металла в местах разработок различных руд; резьбой по кости занимались на севере, где добывали "рыбий зуб" - моржовый клык, издавна служивший основным материалом русским косторезам. Производство изделий из камня (в т. ч. из драгоценных и полудрагоценных) - одно из традиционных занятий жителей горных районов, а художественная обработка дерева могла возникнуть только в лесных районах. Изготовление кожаных изделий получило развитие среди народов, заселивших лесостепную, степную, и полупустынную зоны. Почти повсеместно развиты такие виды народного творчества, которые отражают своеобразие соответствующей местности. Поэтому центры народных помыслов расположены как в сельскохозяйственных, так и в промышленных районах, а во второй половине XX века изделия народных промыслов становятся торговой маркой того или иного района.

Произведения художественных промыслов шли, главным образом, на продажу и славились не только в России, но и за рубежом. На них все больше сказывались веяния времени, капризы моды, вкусы заказчиков. Крестьянское же искусство развивалось в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным укладом народной жизни, который во многом определил и специфический художественный строй народного промысла, особенности его формы и содержания. Оно веками вбирало в себя особенности национальной жизни, культуры каждого народа.

Носителями и хранителями народного творчества являются мастера – художники, мастера-ремесленники, передающие из поколения в поколение свои знания, умения, опыт, сохраняя при этом лучшее. Со временем все это приобретает характер традиции. В своих работах мастера используют разнообразные материалы: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, кожи, кости, камня. Они обрабатываются в соответствии с их собственными природными свойствами. И это умение использовать естественные качества материала воплотилось в создание неповторимых (в других местностях) и в своем роде уникальных народных шедевров,

В отличии от подмастерьев или учеников, которые работают по шаблону и создавая копии, мастер каждый раз создает именно оригинальное произведение, при этом воспринимая себя как часть коллективного опыта. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки. Художественные промыслы в России формировались под сильным влиянием народного искусства с одной стороны, а с другой стороны часто как вполне профессиональное декоративное искусство. К развитии ряда промыслов участвовали профессиональные художники, например, модели для каслинского литья делали известные скульпторы.

В народном творчестве, как и в других видах художественной деятельности, существуют два направления: произведения «истинного искусства» - это оригинальные произведения мастеров, и предметы широкого потребления – это копии, изготовленные в ремесленных мастерских или на фабриках народных промыслов. Поэтому в настоящее время дошедшие до нас из прошлых веков изделия широкого потребления и копии произведения искусства с учетом их давности также представляют большой интерес и имеют значение памятников этнической или исторической ценности. Народное искусство, преображающее действительность, рассматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отличительными признаки которого являются коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, общечеловечность духовных ценностей. Все эти особенности искусства определяют целостным восприятием мира.

Важной особенностью народных промыслов было не только необходимых в быту предметов, но и их декоративность. Например, глазурование улучшает внешний вид гончарной посуды, делая ее более привлекательной. Одновременно керамическая посуда становится влагонепроницаемой и гигиеничной.

Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были рождение, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве - сев, косьба, жатва - праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.

На свадьбе, например, на столах стояли огромные долбленые расписные ковши в виде плывущей птицы или ладьи, в них гостям подавали пиво, брагу, квас. Красный угол избы украшали полотенца с длинными вышитыми или ткаными концами. Самый нарядный костюм женщина из народа надевала один раз в жизни - на свадьбу, а хранила и берегла весь свой век, иногда завещая дочери и внучке.

Данная презентация состоит из двух частей и позволяет осуществить виртуальное путешествие по просторам России.

  • ознакомить учащихся с народными промысламикак формой народного художественного творчества;
  • ознакомить с производством художественных изделий, восходящих к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу;
  • развивать любознательность;
  • воспитывать любовь к Родине, уважение к труду.

В 1-й части рассказано о разных народных промыслах и художественных ремёслах. Во 2-й части учащиеся "побывают" в славном русском городе Городце и узнают, какой город называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства».

Материал можно использовать на уроках окружающего мира, изобразительного искусства и во внеклассной работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Народные промыслы России

Народные промыслы – это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий, которые восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские.

Ремесла русских мастеров, по технологиям которые передавались из поколения в поколения. Это уникальные, качественные изделия, которые затрагивают разные группы народных промыслов: Гжель, Хохлома, Жостово, Павлово-Посадские платки, Оренбургский пуховый платок, шкатулки, самовары, матрёшки. «Народные промыслы России»

Народные художественные промыслы. Изделья из глины. Роспись по дереву. Изделия из металла. Изделье из папье-маше. Кружево. Резьба по кости.

Изделие из глины. Дымковская игрушка. Высота игрушки 20-25 см. Традиционными дымковскими игрушками считаются петухи, барыни, няньки. Дымковская игрушка.

Русский художественный промысел, сформировавшийся в Тульской области. Основную массу изделий мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи. Филимоновская игрушка

Гжель. Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики.

Роспись по дереву. Хохломская роспись возникла в 17 веке (Нижегородской области). Выполняется черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом по золотистому фону.

Этапы хохломской росписи. Заготовка изделия. Грунтовка полуфабриката. Роспись. Покрытие лаком. Закалка в печи.

Береста Береста - неотъемлемая часть нашего культурного наследия, это часть нашей истории. Береста - это внешний пласт березовой коры золотистого цвета. Это удивительно пластичный и экологически чистый природный материал, из которого можно изготовить самые различные предметы.

В селах Полохов-майдан Нижегородской области делают яркие расписные игрушки-тарарушки – это матрешки, кони-тройки, шкатулки, грибы, вазочки, солонки. Полохов-майданская роспись.

Ложкарный промысел. Этим промыслом (дополнительный источник заработка) занимались крестьяне, жившие на малоплодородных землях (Архангельской, Новгородской, Владимирской).

Русские матрёшки Игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Изобретение русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин.

художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Абра́мцево-ку́дринская резьба́

богородская игрушка - русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). пос. Богородское Московской области с XVI-XVIII веков. Богородская резьба

Городец - один из малых исторических городов России, древнейший город Нижегородского края. Он стоит на высоком левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода. На рубеже XIX-XX веков Городец - крупный центр сбыта изделий народных промыслов. В окрестных деревнях изготовляли глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки. Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках - знаменитая "городецкая роспись" Городец

Образцы работ

Городецкий узор.

Роспись по металлу. - народный промысел художественной росписи металлических подносов. С XIX века подносы стали изготавливать в деревне Московской губернии - Жостово. Жостовская роспись

Жостовские подносы Село Жостово знаменито тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы.

Особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль в сочетании с металлом. Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зелёный. Родина финифти – Ростов. Финифть

Изделье из папье-маше. В Федоскино, Палехе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки.

Народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы. Палехская миниатюра

Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) артель мастеров. Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: "тройки", "чаепития", сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Федоскинская роспись

Если говорить о кружевах, то нельзя обойти вниманием город Вологду - древнейший центр кружевного ремесла. Вологодское кружево напоминает драгоценную паутину. Искусство кружевоплетения никогда не придет в забвение, это хрупкое очарование не перестает трогать сердца людей, пленяя своей красотой. Вологодское кружево

Русская кукла Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Народные промыслы Центральной России

– это одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий, которые восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские. Народные промыслы

Деревянные изделия. Глиняные изделия. Народные художественные промыслы Народные промыслы России

Деревянные изделия Хохломская роспись Семёновская игрушка. Загорская матрешка. Полохов-майданская роспись Городецкая роспись Богородская игрушка

Народно-художественные промыслы основаны на коллективном творчестве и торговых отношениях, развивающих местную культурную традицию. Промыслы существовали в России со времён Киевской Руси. Основой для них послужили домашнее производство, рукотворность изделий. Культурная традиция по преемственности переходила от отца к сыну, от мастера к мастеру.

Городец Городец - один из малых исторических городов России, древнейший город Нижегородского края. Он стоит на высоком левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода.

Городец В древности Городец на Волге назывался малым Китежем. Славился мастерами - «Домовиками», главным делом которых было строительство домов. Дома покрывали резьбой от самого конька до завалинки. Здесь же создавались пряничные доски для печатания пряников – свадебных, поминальных, именинных.

Городец Образ коня – древний, связанный с культом солнца. Древний человек думал и верил в то, что если нарисовать солнце в виде животного, или красного круга, или цветка, или сделать в виде коня и иметь всегда рядом, то они охранят его от бед и несчастий. Принесут достаток и радость в дом. Не случайно в быту стали изображать коней на полотенцах, на детских люльках, сделали коня главной игрушкой.

Мотив « конь » «конь» является символом солнца, пожеланиями счастья.

В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

С помощью простых инструментов - ножа и топора, вырезались "запряжки" - кони с повозкой и с гордым изгибом шеи, каталки-вертушки, куклы из расколотого пополам полена, плоские с лицевой стороны и объемные сзади. Игрушки ярко раскрашивались в стиле городецкой росписи. В XIX веке в деревнях вокруг Городца мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, делали и деревянную расписную игрушку.

Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках - знаменитая "городецкая роспись" Городецкий узор.

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское.

На рубеже XIX-XX веков Городец - крупный центр сбыта изделий народных промыслов. В окрестных деревнях изготовляли глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки.

Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры-розаны и пионы), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

КОМПОЗИЦИЯ цветочная роспись; мотив «конь» или «птица»; сюжетная роспись.

Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.

Цветочная роспись «РОМБ» «ГИРЛЯНДА» «ПОЛОСА» «ВЕНОК»

Мотив « птица » Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

Сюжетная роспись. Любимые фоны - ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита.

В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Элементы Городецкой росписи

Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства». Во многих окрестных сёлах делали игрушки. Богородская игрушка

Недалеко от Сергиева Посада раскинулось село Богородское. С давних времен повелась здесь резьба игрушки. В умелых руках резчиков осиновые, липовые или березовые чурки превращаются в чудесные фигурки. Огюст Роден - выдающийся скульптор Франции - при встрече с русскими художниками в 1910 году, взяв игрушку «Кузнецы», сказал: «Народ, который создал эту игрушку,- великий народ». Богородские изделия бывают некрашеные, сохраняющие природный цвет дерева, и реже - расписные.

Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе.

Легенда о том, как зародился промысел Богородской игрушки, рассказывает, что первую деревянную игрушку сделал сам Преподобный Сергий. Будто бы он в свободное от молитв и трудов время вырезал из липы птичек, коньков и дарил "на благословенье" детям.

По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку « ауку ». Дети порадовались, поиграли и забросили « ауку » на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: « Возьму-ка я „ ауку “ да и покажу на базаре торгашам». « Ауку » купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться б огородской.


Появление ремесла приходится на начало производственных занятий человека. Еще с древних времен известны зачатки

Понятие о ремеслах

Ремесло - это производственная деятельность, основанная на изготовлении промышленных предметов с помощью мелкого ручного труда, преобладающая до развития машинного производства и сохранившаяся при нем.

Человека, который занимается профессиональным изготовлением предметов, называют ремесленником.

Что такое народное ремесло

Народным ремеслом называют предметы, которые изготовлены при помощи обычных подручных материалов и простых конструкций. Народные ремесла разнообразны своей творческой деятельностью, изделия изготавливаются своими руками и чаще всего из природных материалов или близких к ним (дерево, ткани, металл и пр.). Этот вид деятельности сформировался из домашнего ремесла, когда изготовлялись необходимые бытовые вещи. Как и искусство, народные ремесла развивались в зависимости от культуры, религии и иногда - политических взглядов.

История ремесла

Ремесло имеет долгую историю возникновения. Первобытные общины чаще всего занимались домашним ремеслом, изготовляя предметы из камня, кости, глины, дерева и т.д. Домашнее ремесло - это производство изделий, необходимых для ведения хозяйства. В некоторых местах и в наши дни это занятие имеет большое значение.

Позже люди начали вести появились ремесленники. Многие ремесленники работали на хозяйственных угодьях царей, храмов, монастырей и рабовладельцев (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и странах Междуречья). Изначально ремесленник работал один, но так как это давало маленький доход, мастера начали объединяться в группы. Эти группы назывались артелями и принимали заказы от населения. Некоторые из мастеров ходили по городам и селам, а другие жили и работали в одном месте. Промыслы и ремесла на заказ дали начало появлению и развитию городов как центров ремесленных работ и торговли. До наших дней во многих населенных пунктах сохранились названия улиц, указывающих на место работы того или иного мастера. Например, Гончарная - на ней было организовано производство Кожевенная - обработка кожи, производство кожаных изделий, ремонт обуви, Кирпичная - производство кирпичей.

В появилась форма профессионального ремесла. В городах появился новый социальный слой - это городские ремесленники. Главными отраслями городского ремесла были: изготовление предметов из металла, сукноделие, производство изделий из стекла и пр. Городские мастера располагали такими привилегиями, как городское право, ремесленные цеха, собственная свобода.

С приходом многие виды ремесел утратили свое первенство в производстве, на фабриках и заводах стали использовать машины. Сегодня ремесленники сохранились в отраслях, которые обслуживают личные нужды клиентов, и в изготовлении дорогостоящих художественных изделий (сапожники, портные, ювелиры, художники и др.).

История развития ремесел в России

Население русских городов в основном состояло из ремесленников. Большая часть из них занималась кузнечным производством. Позже из кузнечного дела образовалось слесарное. Его продукция пользовалась большим спросом в Европе. Производство оружия выделило мастеров по изготовлению луков, ружей, колчанов и т.д. Доспехи русских ремесленников считались на порядок выше турецких, сирийских и итальянских.

По сведениям из летописи, в 1382 г. на Руси уже имелись пушки. В 14 веке сформировалось литейное дело (литье колоколов). С нашествием монголов производство пришло в упадок.

Ювелирное мастерство обслуживало потребности аристократии. Сохранившиеся изделия (иконы, золотые пояса, посуда, переплеты книг) свидетельствуют о высоком профессионализме ювелирных мастеров в области гравировки, художественного литья, ковки, черни и чеканки. В 14 веке началась в нескольких русских княжествах, что образовало денежное ремесло. На рынок и широкий круг заказчиков было рассчитано кожевенное, сапожное и гончарное ремесла. Из глины делали разнообразную посуду, игрушки и строительные материалы. Кроме того, в Москве и других городах строились каменные церкви (преимущественно из белого камня) и устанавливались башенные часы с боем.

Труды мастеров внесли большой вклад в восстановление разрушений после татаро-монгольских завоеваний. Русские ремесла повлияли на подготовку экономических предпосылок в создании русского централизованного государства.

С 1917 года число ремесленников в России резко снизилось, они объединились в промысловую кооперацию. Однако и сейчас русские ремесла включают несколько всемирно известных народно-художественных промыслов.

Различные типы и виды ремесел

Виды ремесел образуются от материала, из которого изготовлен предмет. С давних пор люди знают такие ремесла, как:


Кузнечное дело

Это одно из первых занятий, появившихся на Руси. Люди всегда удивлялись, наблюдая за работой кузнеца. Они не могли понять, как из серого металла мастер делал такие изумительные предметы. У многих народов кузнецы считались чуть ли не волшебниками.

Ранее кузнечное ремесло требовало особых знаний и специально оборудованной мастерской с множеством инструментов. Металл выплавляли из которые добывались весной и осенью. Древнерусские кузнецы изготавливали для земледельцев серпы, сошники, косы, а для воинов - копья, мечи, топора, стрелы. Кроме того, в хозяйстве всегда нужны были ножи, ключи и замки, иглы и т.д.

В наши дни технический прогресс несколько изменил и усовершенствовал кузнечное ремесло, но оно все еще востребовано. Художественной ковкой украшают офисы, квартиры, загородные дома, парки, скверы, особенно она востребована в ландшафтном дизайне.

Ювелирное ремесло

Ювелирное ремесло - одно из самых древних в истории человечества. Изделия из золота, серебра и драгоценных камней с давних времен считались признаком власти и богатства аристократического класса. Еще в 10 - 11 веках ювелирные мастера славились своим талантом по всей Европе. Люди с давних времен являлись страстными поклонниками украшений. Изготовлялись бусы из драгоценных металлов или цветного стекла, подвески с различными рисунками (обычно зверей), серебряные височные кольца, которые подвешивали к головному убору или вплетали в прическу, кольца, колты и т.д.

В 18 веке в России был расцвет ювелирного мастерства. Как раз в это время профессия «золотых и серебряных дел мастер» стала называться "ювелир". В 19 веке у русских мастеров появился собственный стиль, благодаря чему сейчас русские ювелирные изделия остаются уникальными. Начали свою работу прославившиеся фирмы братьев Грачевых, Овчинникова и Фаберже.

В наши дни население в связи с ростом благосостояния все больше и больше нуждается в высокохудожественных ювелирных изделиях.

Гончарное ремесло

Известно, что с 10 века на Руси производили глиняную посуду. Делалось это вручную, и в большинстве женскими руками. Для увеличения прочности и долговечности изделия к глине подмешивали мелкие раковины, песок, кварц, гранит, а иногда растения и осколки керамики.

Немного позже появились что облегчило работу гончарам. Круг приводили в движение рукой, а потом ногами. В это же время гончарным делом стали заниматься мужчины.

Промышленных масштабов гончарное дело достигло в 18 веке. В Петербурге, а немного позже и в Москве появились керамические фабрики.

Предметы, изготовленные современными гончарами, все так же восхищают. Сегодня гончарное ремесло - это популярное занятие во многих областях России, а спрос на керамические изделия ручной работы постоянно возрастает.

Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства.

Художественная роспись в России

Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга. Далее подробно о самых известных видах росписи.

Городецкая роспись

Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись.

Полховско-Майданская роспись

Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный.


Палехская роспись

Палехская роспись появилась совсем недавно – уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность. Благодаря уникальному ремеслу, село Палех Ивановской области стало известно во всей России. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями.


Роспись Жостово

Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов.


Гжель

Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в четырнадцатый век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины.


Русские ремесла, ставшие промыслами

Порой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее.

Дымковская игрушка

Рядом с городом Вятка была слобода Дымково, сейчас - это один из районов города. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.


Филимоновская игрушка

Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.


Абрамцево-Кудринская резьба

Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название – Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.


Вятские кружева

О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.

Новые народные промыслы

Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее.

Роспись ёлочных игрушек

Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками.

Фабрика «Ариель»

Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариель». Она находится в Нижнем Новгороде. Несмотря на меняющуюся с годами моду, на фабрике не изменяют традиции изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей ёлочных игрушек и магазин.


Самый узнаваемый народный промысел в России

Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является золотая хохломская роспись. Она зародилась в конце семнадцатого века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали деревянные изделия, расписанные местными из окрестных деревень.


Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона, либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях. На сайте сайт есть о самых больших музеях в мире.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Знакомство с народными художественными промыслами (НХП) России поможет лучше понять дух и культуру народов нашей страны.

Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. А можно ли связать народное искусство с таким словом, как благополучие? А если можно, то о каком благополучии можно говорить? Мастер вкладывает частицу своей души в изделие, которое он создает. Не есть ли это благо?

Работа хороша, если в ней польза и душа.

Не то дорого, что красно золото, А то дорого, что мастера доброго.

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям русского народа.

Народные промыслы и ремесла России

1 группа- резьба и роспись по дереву

1. Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного во всем мире искусства - хох-ломской росписи. В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владения Троице-Сергиева монастыря. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство золоченой деревянной посуды. Деревянная посуда с самых древних времен употреблялась русским человеком. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется.

Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. Работа очень трудоемка. Белая неокрашенная посуда сначала просушивается, а затем покрывается жидким слоем глины, которая закрывает поры дерева. Предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли 3-4 раза. Тонко растертым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической. По проолифленной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливать в печь, под влиянием высокой температуры лак темнел, и серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск. В росписях Хохломы преобладают изображения растительных форм или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Несмотря на то, что в последнее время появились и новые центры хохломской росписи, ведущими по-прежнему остаются «коренные»: фабрика в селе Семино Ковернинского района и объединение в городе Семенове Нижегородской области.

2. Родившаяся в 30 километрах от Хохломы Городецкая роспись сразу выбрала свое русло. Городецкие краски пылали всей палитрой. Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись - холодная. Ягоды, листья, цветы - у Хохломы; сюжетные картинки «мещанского быта» - у Городецкой росписи.

3 . Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковный промысел резьбы по дереву находится в селе Богородском. Здесь на рубеже XVI-XVII вв. стали вырезать из дерева игрушку. В XIX веке в игрушке появились многофигурные композиции, а сами изображения фигур стали более динамичными. Для изготовления игрушки издавна применяется древесина липы, ольхи или осины.

С начала возникновения богородского промысла местные кустари изготовляли для посадских игрушечников лишь отдельные части, из которых сергиевцы собирали уже целые игрушки. Потом богородцы стали изготовлять игрушки «в белье», т.е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева Посада, которые раскрашивали игрушки и пускали их в продажу. Богородский промысел имеет активную тенденцию к развитию. Кадры мастеров готовятся в местной профтехшколе и художественном училище, расположенном в Загорском районе.

4. В середине 90-х гг. XIX столетия жена русского мецената И. Мамонтова привезла из Японии деревянную токарную разъемную куклу, которая представляла собой фигурку восточного мудреца. Привезенная кукла заинтересовала членов абрамцевского кружка, и было решено создать свою, русскую Матрену по образцу японской игрушки. Считают, что первые образцы матрешек были расписаны художником С. Малютиным и выточены токарем В. Звездочкиным. Русская Матрена была отмечена на Всемирной выставке в Париже. В Сергиевом Посаде матрешка появилась в 1902 г. Малютинский вариант росписи матрешки стал образцом для массового повтора.

Группа 2- художественная керамика

1. К юго-востоку от Москвы находится бывший волостной центр - Гжель. Происхождение этого названия связываю со словом «жечь», которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.

Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. В середине XVII века в этих местах были обнаружены беложгущиеся глины. Эти глины как нельзя лучше подходили для аптекарской посуды. Во второй половине XVIII века здесь наладилось производство гжельской майолики - покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку - так называется сформированное глиняное изделие, покрытое белой эмалью.

В начале XIX века гжельцы решили добавить в свои глины известь, так получили полуфаянс. С этого момента и начинают расти знаменитые синие цветы. Листья и бутоны на белом фоне - исключительная гжельская традиция, которой не найдешь больше нигде в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом - синей краской - становится классическим. Тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появились лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным. Научившись в 1820 году делать тонкий фаянс, гжельские мастера стали постигать тайны фарфора. Фарфор Гжели из-за массовости производства стал доступен многим. Было время, когда гжельский промысел пришел в упадок, сократилось и заводское производство. Виной этому - война начала XX века, разруха после революции, отсутствие сырья и топлива. К началу 80-х годов фарфор Гжели получает признание у нас в стране и за рубежом.

2 . Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые игрушки, конечно, дымковские. Их изготовляют в слободе Дымково под Вяткой. Еще в XIX веке многие путешественники с восторгом описывали забавный вятский праздник «Свистунья». Во время этого праздника жители Вятки гуляли, плясали, пели и свистели в расписные свистульки из глины.

Дымковские игрушки большие, сложные, с множеством деталей. Глину специально готовят, замешивают «тесто», из которого лепят фигурки, потом обжигают их в специальной печи, чтобы были прочнее, деревянной палочкой прокалывают отверстие для свистка. Коричневую глину покрывают белой краской из молока и мела, расписывают яркими цветами и украшают тоненькими квадратами настоящего золота. Традиционными для дымковской игрушки считаются всадники, петухи, индюки, барыни, няньки.

3. Знаменита своими игрушками и деревня Филимоново под Тулой. Глина здесь не коричневая, а белая, она легко тянется, как пластилин. Поэтому филимоновские игрушки такие вытянутые: это коровы, олени, козы с длинными полосатыми шеями и большими цветными рогами. А сколько разных узоров из точек, звездочек, полос и кружочков придумывают филимоновские мастера!

4. На севере России, недалеко от Архангельска, в городе Каргополь, делают совсем другие игрушки. Каргопольские мастера любят лепить крестьянок в платках и барынь в шляпках, идущих с базара с покупками, мужичков-гармонистов в лаптях и кафтанах.

Группа 3 - художественная обработка металла

1. Изделия из металла составляют важную и непременную часть повседневной жизни людей. Многообразие художественно-технических приемов позволяет делать из него вещи самого разного назначения.

В середине XVIII века развивается в Великом Устюге искусство северной черни. На металлической поверхности предмета специальными инструментами - штихелями - выполняют гравировку. Гравированный рисунок заполняют порошком черни, то есть сплавом сернистых окислов серебра, меди и свинца. После этого изделие подвергают обжигу, при этом от высокой температуры чернь расплавляется и прочно заполняет углубления. Затем поверхность шлифуют. В Вологодской области и сейчас выпускают высокохудожественные предметы: шкатулки с изображением исторических событий и сказочных сюжетов, кубки, стопки, ювелирные украшения (броши, запонки, браслеты, серьги и кулоны).

2. Эмаль, древнегреческое название финифть, - техника, применяемая в ювелирном искусстве: легкоплавкое стекло, которое образует после обжига на поверхности украшаемого предмета тонкую прозрачную или непрозрачную, цветную или бесцветную однотонную пленку. Художественная эмаль - средство цветного обогащения металлического изделия. Эмаль возникла, по-видимому, в I тысячелетии до н. э. в Восточном Средиземноморье. На Руси оригинальная перегородчатая эмаль возникает в начале X века. В XVI-XVII веках в России получила развитие многоцветная прозрачная эмаль, живописная уральская эмаль. Изготовлялись чаши, блюда, тарелки, венцы, оклады Евангелия для подарков. В Ростове в XVII-XIX веках изготавливались иконы и другие изделия в технике расписных эмалей.

3. Мстерский промысел Владимирской области развивался в XIX веке, где обработка металла начиналась с изготовления чеканных окладов к иконам, выполняемым местными живописцами. Для украшения подносов, подстаканников использовали гравированный орнамент в виде скромных букетиков, веточек, розеток. Участки гравированного рисунка, как правило, золотили и полировали. Остальная поверхность металла оставалась матовой. Работа с филигранью расширила декоративные возможности изделий. Ажурный орнамент стал использоваться как накладной декор в вазочках и стопках из металла.

Группа 4 - декоративная роспись на металле и лаковая живопись

1. Сто с лишним лет назад подмосковные крестьяне братья Вишняковы откупились от кое-

собственную мастерскую. Они решили расписывать металлические подносы. Жостовские подносы

могут быть овальными, округлыми, прямоугольными и фигурными. Металлическую заготовку больше не выколачивают вручную, как раньше, а прессуют на станке. И фон бывает не только черным, но и золотым, зеленым, кремовым. Фон делают со всей тщательностью, соблюдая определенную последовательность: поверхность дважды промазывают маслом с олифой, сушат и шлифуют, кладут три слоя черного грунта, дважды покрывают черным лаком и снова слегка шлифуют. Расписывают подносы только масляными красками и только беличьей кисточкой. Мастер работает сразу на нескольких подносах и использует по очереди каждую краску. При этом он строго придерживается очередности операций, каждая из которых имеет свое назначение.

2. Федоскинская лаковая живопись на протяжении истории своего развития ориентировалась на образцы русской классической живописи. От нее же она восприняла технику многослойного письма масляными красками. На шкатулках, табакерках получили отражение сюжеты русского лубка, старинных гравюр, переложенные на язык миниатюрного письма. Сюжеты летних и зимних поездок в упряжке трех коней закрепились в федоскинской живописи на долгие годы. «Тройки», «чаепития», пейзажи Подмосковья стали своеобразными символами России. Федоскинская миниатюра выполняется всегда в окружении черного фона коробки. В искусстве Федоскина присутствуют и приемы откровенно декоративного орнаментального оформления изделий: цветная клетка - «шотландка», роспись «под черепаху», инкрустация сканью, цировка, напоминающая игру гравированного по металлу рисунка под слоем прозрачной эмали.

3. В наши дни Палех не просто популярен - он знаменит. Славу этому небольшому поселку Ивановской области принесло изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры, уходящее своими корнями в художественную культуру Древней Руси. Изделия палехских художников из папье-маше: шкатулки, коробочки, пудреницы, броши, ларцы, расписанные темперой в ярком декоративном стиле и затейливо орнаментированные золотом, - расходятся по всему миру. Лаковая живопись на папье-маше расцветает в четырех основных центрах народных промыслов России: Федоскине, Мстере, Холуе, Палехе.

Композиция миниатюры смело раскладывается на плоскости в виде фигурной цветной мозаики. Рисунок всегда выразителен по силуэту и лаконичен, внутри проработан золотыми линиями. Эта штриховка придает всему изделию законченность и напоминает насечку золотом, также ювелирные эмали.

Группа 5 - вышивка, кружевоплетение, платки

1. Есть такие промыслы, которые можно встретить в любом уголке России, - это вышивка и кружево.

Вышивка в прошлом была присуща каждому наооду как наиболее доступный способ создания. В северных районах России вышивали узор -изображали животных, птиц, людей; для средней полосы более характерны геометрические фигуры, а для южной России - обилие цветов.

Вышивной крест издавна украшал национальные костюмы всех славянских народов. Полотенца, расшитые крестовым орнаментом или рисунком, изображающим бытовые сценки (рушники), были обязательны в каждом жилище и являлись необходимым обрядовым предметом. Сложность вышивки крестом заключается в том, что нужны специально разработанные по клеткам рисунки.

Гладью называется вышивание прямыми или косыми стежками, заполняющими плоскость узора. Многоцветная художественная гладь необходима при вышивании по рисункам, приближенным по форме и цвету к натуральным предметам, с передачей тональных переходов, и применяется в отделке платья, скатертей, подушек, ею создаются панно, картины, портреты, пейзажи.

Много веков назад родилось в Торжке удивительное золотошвейное искусство. Традиции новоторж-ского золотого шитья складывались на протяжении столетий. Основной узор здесь составляли из веток с розами, бутонами, листьями дуба, колосьями злаков. В растительные мотивы включались изображения птиц. Золотошвеи выполняли различные заказы военных ведомств, вышивали знамена, пояса...

2. В России кружевоплетение распространилось ближе к XVII веку, то есть гораздо позже вышивки. Кружевной промысел в России процветал в многочисленных мастерских при барских усадьбах. Крепостные крестьянки обязаны были следовать западноевропейским образцам.

Вологодское кружево - самое известное, оно выплетается там с 1820 года. Особое внимание уделяется штучным изделиям: знаменитым воротникам, пелеринам, шарфам, перчаткам, салфеткам. Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. С рисунка, из линий и точек, мастерица создает кружево, переставляя многочисленные булавки с навитыми нитями. Выплетают кружево с помощью пар гладких деревянных палочек-коклюшек. Коклюшки имеют специальные углуб ления на концах, на которые намотаны нитки. Чем сложнее узор, тем больше коклюшек требуется.

3. В XIX веке в России возникло производство платков и шалей. Мода на них пришла из Франции. Она жива и поныне. В Павловском Посаде, что под Москвой, мастера изготавливают прекрасные шали и платки, которые пользуются спросом как в России, так и за рубежом.

Не менее знамениты в России и в мире оренбургские платки. Уральские казачки, знавшие кружева и вышивание, стали использовать в вязке растительный орнамент - живые мотивы природы. Длинными зимними вечерами вязали они нежные шаг1и и тонкие, как паутинки, белоснежные ажурные платки.