Обмануты навек. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. Дикий камень и камень тесаный

И кто-то камень положил / В его протянутую руку
Из стихотворения «Нищий» (1830) М. Ю. Лермонтова (1814-1841), которое поэт написал во время своего пребывания в Сергиевом Посаде.
Об обстоятельствах создания этого стихотворения рассказывает в своих «Записках» современница и знакомая поэта Е. А. Сушкова. Однажды Лермонтов с группой молодежи отправился пешком из Москвы в Троице-Сергиеву лавру (в Сергиевом Посаде, в 70 км от Москвы. - Сост.). «На четвертый день мы пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире мы переменили запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили мы слепого нише-го. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам бог счастья, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!»
Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтобы пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья,
Бессильный, бледный и худой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою,
Так чувства лучшие мои
Навек обмануты тобою!»

В современной редакции третья строка этого стихотворения изменена - обычно печатается: «Бедняк иссохший, чуть живой». Иносказательно об обманутых надеждах, ожиданиях.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "И кто-то камень положил / В его протянутую руку" в других словарях:

    Из Библии. Новый Завет, Евангелие от Матфея (гл. 7, ст. 9) и Евангелие от Луки (гл. 11, ст. 11). Иносказательно: самым жестоким образом обмануть чьи либо надежды. см. также И кто то камень положил в его протянутую руку. Энциклопедический словарь… … Словарь крылатых слов и выражений

    Ср. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто то камень положил В его протянутую руку. М.Ю. Лермонтов. Нищий. Ср. Ferre lapidem altera manu, altera panem ostendere. Держать камень в одной руке, хлеб показывать в другой. Plaut.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Слава шахтёрскому труду. Памятник «Слава Шахтёрскому труду» … Википедия

    СЮЖЕТ в лирике Лермонтова. Лит ведением С. в лирике часто рассматривают как отражение процесса развития чувства и называют его лирич. сюжетом; в этом смысле можно говорить и о лирич. сюжете лермонт. стихов, не заключающих в себе фабульного… … Лермонтовская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Костин. Владимир Макарович Костин Дата рождения: 1917 год(1917) Место рождения: Донецк … Википедия

    В. М. Костин советский скульптор, автор ряда памятников в Донецкой области, Киеве. По совету скульптора В. М. Костина скульптор Константин Ефимович Ракитянский сделал изменения в памятнике «Слава шахтёрскому труду» в… … Википедия

    Константин Ефимович Ракитянский … Википедия

    Главным признаком гремучников служат глубокие впадины с обеих сторон морды между ноздрями и глазами*, не имеющие соединения ни с носом, ни с глазами. Кроме этого, названные змеи отличаются от гадюк более тонким телом и большей частью… … Жизнь животных

И кто-то камень положил / В его протянутую руку
Из стихотворения «Нищий» (1830) М. Ю. Лермонтова (1814-1841), которое поэт написал во время своего пребывания в Сергиевом Посаде.
Об обстоятельствах создания этого стихотворения рассказывает в своих «Записках» современница и знакомая поэта Е. А. Сушкова. Однажды Лермонтов с группой молодежи отправился пешком из Москвы в Троице-Сергиеву лавру (в Сергиевом Посаде, в 70 км от Москвы. - Сост.). «На четвертый день мы пришли в Лавру изнуренные и голодные. В трактире мы переменили запыленные платья, умылись и поспешили в монастырь отслужить молебен. На паперти встретили мы слепого нише-го. Он дряхлою дрожащею рукою поднес нам свою деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услыша звук монет, бедняк крестился, стал нас благодарить, приговаривая: «Пошли вам бог счастья, добрые господа; а вот намедни приходили сюда тоже господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!»
Помолясь святым угодникам, мы поспешно возвратились домой, чтобы пообедать и отдохнуть. Все мы суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в наших хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас, не слышал, как мы шумели, усаживаясь за обед и принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против меня и передал мне нововышедшие из-под его карандаша стихи:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья,
Бессильный, бледный и худой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою,
Так чувства лучшие мои
Навек обмануты тобою!»

В современной редакции третья строка этого стихотворения изменена - обычно печатается: «Бедняк иссохший, чуть живой». Иносказательно об обманутых надеждах, ожиданиях.

  • - См. РОЗНОЕ -...
  • - Видел мордвин во сне кисель, так не было ложки; положил за пазуху ложку - не видал киселя...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ЗАПАС Как заведенные часы. См. НАДЗОР -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Ел мужик щи с кашей долго; положил ложку, распоясался, перевел дух, да и начал снова...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. БЫЛОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОРОВСТВО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ОПЛОШНОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. НАДЗОР -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ТОЛК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Народн. О полном разрушении чего-л. ДП, 144...
  • - Народн. Шутл.-ирон. Никогда. ДП, 293...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Волг. Неодобр. Бездельничать, бездействовать. Глухов 1988, 106...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Кар. Шутл. О маленьком яйце. СРГК 4, 493...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Кар. Шутл. О маленьком курином яйце. СРГК 5, 58...

    Большой словарь русских поговорок

  • - что. Пск. Разрушить что-л. до основания. СПП 2001, 43; ПОС 13, 439...

    Большой словарь русских поговорок

  • - См....

    Словарь синонимов

"И кто-то камень положил / В его протянутую руку" в книгах

автора

Когда и кто положил начало кардиохирургии?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Когда и кто положил начало кардиохирургии? Первая в истории медицины операция с наложением швов на сердце состоялась 9 сентября 1986 года в городской клинике Франкфурта. Провел ее немецкий хирург Луис Рен. Пациентом был 22-летний помощник садовника Вильям Юстус, который во

«ПРОТЯНУТУЮ РУКУ НАДО ПОЖАТЬ!»

Из книги Антишахматы. Записки злодея. Возвращение невозвращенца автора Корчной Виктор

«ПРОТЯНУТУЮ РУКУ НАДО ПОЖАТЬ!» Восьмая партия. Я пришел на игру - Карпов не поднялся. Я сел, протянул руку. Карпов ответил, что с этого момента не будет обмениваться со мной рукопожатием. Я обратился к главному судье: «Вы понимаете, что происходит?» (по достигнутому перед

«Я камень. Я безвольно-тяжкий камень…»

Из книги Легкое бремя автора Киссин Самуил Викторович

«Я камень. Я безвольно-тяжкий камень…» Я камень. Я безвольно-тяжкий камень, Что в гору катит, как Сизиф, судьба. И я качусь с покорностью раба. Я камень, я безвольно-тяжкий камень. Но я срываюсь, упадая вниз, Меня Сизиф с проклятьем подымает И снова катит в гору, и

Камень покоящийся и камень падающий

Из книги Адулруна. Готическая каббала автора Карлссон Томас

Камень покоящийся и камень падающий Писание и сын божий - одно: Христос является нам как камень, передающий человечеству послание спасения и просвещения. Хильдебранд так объясняет представления Буреуса о посреднике: Таким образом, он приравнивает посредника не только к

48. Черный камень и камень кубический

автора Генон Рене

48. Черный камень и камень кубический Нам уже случалось мимоходом разоблачать различные лингвистические фантазии, для которых дало повод имя Кибелы. Мы не будем здесь возвращаться к тем из них, которые слишком явно лишены всякого обоснования и которые вызваны на свет

49. Дикий камень и камень тесаный

Из книги Символы священной науки автора Генон Рене

49. Дикий камень и камень тесаный В одной статье, где речь шла об алтарях, которые у древних евреев должны были строиться исключительно из дикого камня, мы прочли вот эту, прямо скажем, поразительную фразу: "Символика дикого камня была изменена франкмасонством, которое

И кто-то камень положил / В его протянутую руку

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

И кто-то камень положил / В его протянутую руку Из стихотворения «Нищий» (1830) М. Ю. Лермонтова (1814-1841), которое поэт написал во время своего пребывания в Сергиевом Посаде.Об обстоятельствах создания этого стихотворения рассказывает в своих «Записках» современница и

60. и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился.

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

60. и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. (Мк. 15:46; Лк. 23:53; Ин. 19:41, 12). Лука и Иоанн добавляют, что в этот гроб никто еще не был положен; Матфей и Иоанн называют гроб новым. В этом гробе Иосиф хотел

18. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его

автора Лопухин Александр

18. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его Под впечатлением видения, Иаков, во-первых, ставит камень, служивший ему возглавием, памятником (mazzebah) и возливает на него елей. Обычай ставить

20. И положил Иаков обет, сказав: если (Господь) Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, 21. и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - 22. то этот камень, который я поставил памятником, будет (у меня) домом Бож

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

20. И положил Иаков обет, сказав: если (Господь) Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, 21. и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - 22. то этот камень, который я поставил памятником, будет (у

3. Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

3. Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя Колодезь был собственностью нескольких владельцев, и потому для открытия камня ожидали прибытия стад всех собственников; Лаван,

47. Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти. 48. И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были (плодородны) в земле Египетской, и положил хлеб в городах; в каждом городе положил хлеб полей, окружающих его. 49. И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

47. Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти. 48. И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были (плодородны) в земле Египетской, и положил хлеб в городах; в каждом городе положил хлеб полей, окружающих его. 49. И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку

13. И взял Иосиф обоих (сыновей своих), Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. 14. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки св

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

13. И взял Иосиф обоих (сыновей своих), Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. 14. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением

17. И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, 18. и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это - первенец; положи на его голову правую руку твою

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

17. И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, 18. и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это - первенец; положи на его голову

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова

Стихотворение «Нищий» Лермонтов написал в 1830 г. после посещения Троице-Сергиевой лавры в компании молодежи. Он посвятил его Е. Сушковой, в которую был страстно влюблен в то время.

Многие исследователи считают, что произведение основано на реальном жестоком поведении легкомысленной возлюбленной поэта. У стен монастыря Сушкова в шутку подала нищему камень. Лермонтов был настолько возмущен этим поступком, что женщина сразу же утратила в его глазах всю привлекательность. Современники утверждали, что все так и было. Сама Сушкова категорически отрицала этот неприглядный факт в своей биографии. Как бы то ни было, но именно после этого посещения монастыря Лермонтов значительно охладел к своей возлюбленной, а через несколько лет даже смог ей отомстить. Сушкова сама влюбилась в поэта, но он встретил ее признание с холодным презрением.

Стихотворение относится к лучшим образцам любовной лирики. Лермонтов использует очень яркое сравнение. Бедняк, который просит милостыню около святого места, считался в России наделенным особой благодатью. Это означало, что он уже успел побывать во многих местах и в поисках спасения и защиты прибегнул к последнему средству. Отказать такому человеку в подаянии было просто невозможно, так как его душа уже приобщилась к Богу. Описанный Лермонтовым обман был совершенно немыслим в религиозной стране. В сознании людей протянувший камень совершил бы преступление против самого Бога и понес бы немедленное наказание.

Сравнивая свою безнадежную любовь с положением нищего, Лермонтов подчеркивает ее силу. Он выстраивает параллели между голодом и мольбами, жаждой и слезами, страданиями и тоской. Отказ возлюбленной он воспринимает как предательское подношение камня в протянутую руку. Такой поступок не может быть прощен. Лермонтов боготворил свою избранницу, поэтому обман его «лучших чувств» он сравнивает с духовным преступлением.

Лермонтов не так уж и часто обращался в своем творчестве к религиозным символам. Он не был набожным христианином, но при этом считал, что не стоит злоупотреблять священной темой и использовать ее в описании бытовых ситуаций. Только невероятно сильное чувство подтолкнуло его пойти на это в стихотворении «Нищий».

Послеюбилейные раздумья об одной букве Михаила Лермонтова

В лермонтовский год как не сказать о Лермонтове!.. Но чем пристальнее вглядываешься в торопкий карандашик Лермонтова, тем осознаннее затягиваешь паузу. Молчишь пред именем поэта, неловко оправдываясь то «скопкой материала», то осенней простудной хандрой. И все это до тех пор, пока не приходишь к одному вполне закономерному вопросу: а знаешь ли ты вообще хоть что-то о Лермонтове?

И не о выделенном специальным параграфом «творческом пути» речь. Нет, задумываешься волей-неволей всего лишь о букве Лермонтова. О букве — в буквальном смысле. И задумываясь хоть чуть, разводишь в стороны руки. «В небесах торжественно и чудно». Какие могучие умы в Лермонтовской, примером, энциклопедии склонялись над одною этой строкою, целые жизни отдавались его гению! А он, доживший на свете до светлых окошек пятигорского домика («Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками»), снова и снова подходит в нашем воображении с улыбкой к подножию Машука. И мы — в который уж раз! — стучимся сердцем в голограмму былого, в надежде стать ближе к поэту, узнать от него что-то новое, еще незнаемое — о нем самом, о нас и о мире.

С таким вот решительным незнанием Лермонтова, с неумолчной мыслью о том, куда же все-таки канул надгробный камень с именем «Михаил», я и решаюсь приблизиться к одному лермонтовскому слову, что сложено из одной буквы. В стихотворении «Нищий», начертанном карандашом на клочке серой бумаги в Троице-Сергиевой Лавре, поставлен самый, быть может, значимый во всей русской поэзии союз:

Всего лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Известно, что Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта по материнской линии, летом 1830 года совершила пешее паломничество к Троице, дабы отслужить молебен по трагически погибшему брату. С ней отправился в семидесятикилометровый путь и Лермонтов. И услыхал слова нищего, произнесенные с паперти храма. «Пошли вам Бог счастья, добрые господа; а вот намедни… насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними!». Даже младшие школьники знают, что знаменитая лермонтовская строка про камень, вложенный в ожидающую вспоможения ладонь, обозначает в переносном смысле обман надежды, разочарованность.

Но вот вопрос: почему поэт выбирает сочинительный союз «и» вместо противительного «но»? Нищий ждет подаяния, надеется на помощь людскую, но злой чьей-то волей получает насмешку в виде камня. Он ждал, но не дождался. Он надеялся и верил, но был жестоко обманут. Выдающийся художник захватил бы в речестроительный оборот, скорее всего, противление, а не соединение. Да только не гениальный Лермонтов!

Отказываясь, по-видимому интуитивно, от очевидной словесной выборки, шестнадцатилетний юноша отказывается и от очевидного исхода мысли. В святых пределах Троице-Сергиевой Лавры он полагается на небесное провидение в языке, доверяясь неведомому порыву. Вырван грешный человеческий язык, и пророк начинает взывать к людям на языке нечеловеческом, высшем, горнем. Лермонтов вкладывает в одну только служащую частичку речи колоссальный опыт свободного духовного прозрения. Может быть, мгновенного, рожденного вспышкой невидимых слез, а вполне может статься, и годы — или века! — прораставшего, подобно зерну, в его душе и сердце. Еще до рождения.

«И кто-то камень положил…» Мы видим никогда не улыбающегося глазами Печорина за этим неземным по силе воздействия «и»; мы узнаем «пустую и глупую шутку» и — до мурашек на коже — ощущаем «холодное вниманье» авторского взгляда; мы через боль и стыд слышим лермонтовское прощание с «немытой Россией». Решение спора — писал или не писал великий поэт убийственно правдивых строк в последний год своей жизни, просвечивающих, все равно как лучами рентгена, российскую действительность насквозь,— кроется не здесь ли тоже, в единственно возможном для Лермонтова «и»? Произошло привычное. Камень вместо души — обычен, обман вместо правды — обыденен, жестокость вместо жалости — обиходна. Стилистическое да и космическое звучание созданного в Троице-Сергиевой Лавре шедевра в одном абсолютно ряду с восьмистишием-приговором-прощанием. И не пристало нам открещиваться от печали неустроенного нашего русского лада. Не пристало подправлять Лермонтова, отказывая ему в праве на горестный постскриптум. Ведь за эту самую бесприютную печаль, как признался один философ, было бы не жаль отдать ему все благополучное счастье запада…

Не ставя кафедру проповедника, а смиренно становясь коленями перед стулом и едва поспевая бисерным почерком за гласом свыше («Нищий» был написан именно так, бегло), Лермонтов как будто бы из Нагорной проповеди забирает неисчерпаемо многомерный образ. Но не все одна грусть и разочарованность сосредоточены в пророческой лермонтовской букве. Как порою в осенние ночи угадывается за пеленой туч звездное небо, так и за поэтической скрепой приоткрываются будущные смыслы.

В стихотворении «Нищий» есть, кажется мне, то, чего нет там. До поры нет. Что каждый из нас, читателей, не хочет или не может, не умеет до времени замечать. Не заявленное напрямую авторское устремление, возможно, не ясное и самому автору. Крепче камня, дороже золота. В нем есть вера. Пускай тяжко ложится в чашу судеб наших обман, пускай самое беззащитное чувство в мире — любовь — подвергается насмешкам и обряживается в шутовские блестки, а просящий-то все одно протягивает свой избитый сосуд, веря в помощь — человеческую и Божескую. И настает правда, и сильнее всего оказывается любящее сердце. Облик самого Лермонтова, что «светлей лазури», сказывается здесь совершенно. И уже не «с холодным вниманьем» смотрит поэт из своего отстраненно-романтического далёка, а с жаром сочувствия и соучастия: «Я, Матерь Божия,//Ныне с молитвою//Пред Твоим образом,//Ярким сиянием…»

Два века прошло со дня рождения Михаила Лермонтова. А деревянная растрескавшаяся чашечка и по теперь цела, становясь все больше похожей на чашу вселенских весов. Что победит? Что перевесит?

…Вчера только пересказал студентам историю «Нищего», упомянул и Сушкову, назвав ее случайно Александрой. И вот одна девушка меня поправляет: Екатерина, ее звали Екатерина Сушкова. Оказывается, моя отличница-первокурсница успела побывать в Тарханах. То было мое самое счастливое в жизни незнание. И я вдруг подумал: а в чашечку-то и чистое — без цены — злато, случается, упадает…

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 22 (522)

Читать стих «Нищий» Лермонтова Михаила Юрьевича стоит каждому. В нем поднята не только любовная тема, как кажется, на первый взгляд. В этом произведении поэт также хотел показать то, как жестоки стали люди по отношению друг к другу. Он пишет о том, что им ничто стало ни чуждо. Так, подшутить над старым и нищим человеком, посмеяться над чувствами другого, использовать эти самые чувства, как средство для самоутверждения - считается теперь нормальным явлением. Лермонтова все это очень угнетало.

Текст стихотворения Лермонтова «Нищий» был создан им в 16 лет. В ту пору он был влюблен в кокетку Екатерину Сушкову, которая не только не отвечала ему взаимностью, но и открыто высмеивала его чувства к ней. Считается, что именно этой девушке и было посвящено произведение. При анализе стихотворения будет нелишним обратиться к истории его написания. Так, исходя из различных источников можно узнать о том, что оно биографично. Михаил Юрьевич, действительно, однажды встретил нищего иссохшего старика, просящего подаяния возле монастыря. Описание того, что происходило дальше несколько разнится в работах литературоведов. Одни пишут о том, что именно Сушкова кинула старику вместо денег камушки. Лермонтов видел данную выходку красавицы, и этот ее ужасный поступок несколько «отрезвил» его чувство к ней. Он стал понимать, что она обманывает его, что она дает ему лишь пустые надежды, что она ничего не чувствует по отношению к нему. Другие же пишут, что камушки нищему кинула не возлюбленная поэта, а какие-то ребятишки. Сам Михаил Юрьевич этого не видел. Об этом он узнал из рассказа старика.

Стихотворение «Нищий» проходится в школе на уроке литературы в 9 классе. На дом преподаватели задают учить его детям полностью. На нашем сайте можно читать его онлайн или бесплатно скачать на ноутбук или компьютер, планшет или телефон.