Крымские легенды. Полувоенный уклад жизни в советских пионерских лагерях был введён немецкой коммунисткой

Аю-Даг (медведь гора).

Легенда - 1.

Аллах, разгневавшись на людей, освободил от ледяного полярного плена Большого Медведя и заставил его плыть на юг, чтобы покарать непокорных. Медведь был огромен, как гора. Густая шерсть напоминала непроходимый лес, ребра выпячивались, как скалы. Когда он вышел из воды, вода побежала по телу, как горные ручьи. Долго шел Большой Медведь по берегу Крыма, давя своей огромной тяжестью все, что попадало под лапы, бороздя и разгребая землю страшными когтями, все сокрушая на пути. Так дошел он до Партенитской долины, которая поразила его своей красотой, и захотелось ему остаться тут навсегда. Сполз он к морю, стал на колени, погрузил пасть в воду и начал жадно пить. За непослушание проклял Аллах Большого Медведя, и тот сразу же окаменел. Так и стоит он у моря с незапамятных времен.

Легенда - 2.

В отдаленные времена в горах Крыма обитали лишь дикие звери. Много было среди них огромных кровожадных медведей. Хищники уходили далеко за горы, появлялись на равнинах, нападали на живущих там людей. Набрав побольше добычи, опять скрывались в лесных дебрях. На самом берегу моря поселилось стадо огромных зверей. Управлял им вожак - старый и грозный медведь. Однажды возвратились медведи из набега и обнаружили на берегу обломки корабля. Среди этих предметов лежал сверток. Старый вожак развернул его и увидел маленькую девочку. Только она осталась в живых после гибели корабля.

Маленькая девочка стала жить среди медведей. Шли годы, она росла и превратилась в красивую девушку. Старый вожак и все медведи очень любили ее. Девушка громко пела песни, резвясь среди дикой природы, а медведи готовы были с утра до ночи слушать ее чудесный голос.

Однажды хищники отправились в набег на равнину. В их отсутствие недалеко от медвежьего логова, среди купающихся в воде скал прибило к берегу челн с молодым красивым юношей. Еще подростком он был угнан в рабство воинами одного из разбойничьих племен, обитавших на другом берегу моря. Теперь юноша решился на бегство, надеясь вернуться на родину. Буря долго носила его челн по волнам, пока не выбросила на крымский берег. Обессиленный голодом и жаждой, юноша лежал без движения на дне челна. Девушка перенесла юношу в укромное место, напоила и накормила, а челн спрятала и кустах под прибрежной скалой, чтобы медведи ни о чем не догадались. Много раз приносила девушка юноше еду и питье. Юноша рассказывал ей, как живут люди в его родных краях. С интересом слушала девушка, глядя в ясные синие глаза юноши. Она пела для него свои любимые песни. И в эти дни вошла пылкая любовь в сердца обоих. Юноша сказал девушке: "В моем челне хватит места для двоих. Хочешь поплыть со мной на мою родину?" И девушка ответила: "Хочу. Я готова плыть с тобою куда угодно".

Юноша уже окреп, к нему вернулись силы. Он смастерил мачту, сделал парус из звериных шкур. Влюбленные ждали теперь попутного ветра, чтобы покинуть медвежий берег. И вот подул попутный ветер. Юноша и девушка столкнули челн в воду, сели в него. Вот уже между челном и береговыми скалами легла широкая голубая гладь...

Тут задрожала земля под тяжелыми лапами, заколебался воздух от грозного рева. Это вернулись на берег из далекого похода медведи и не обнаружили девушки. Вожак посмотрел на море и понял все. Любовь к юному пришельцу, тяга к людям победили в душе девушки все прошлые привязанности. Навсегда увозит теперь челн любимицу медвежьего племени. Старый медведь яростно взревел. Вне себя от гнева стадо заметалось по берегу, оглашая окрестности громовым ревом. Вожак опустил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду. Его примеру последовали остальные. Через некоторое время море стало заметно мелеть. Течение увлекало челн обратно к берегу. Девушка видела: ее возлюбленному не избежать страшной участи, его растерзают медведи. И девушка запела. Как только донесся до зверей ее голос, они подняли головы от воды и заслушались. Лишь старый вожак продолжал свое дело. Еще глубже погрузил он передние лапы и морду в холодные волны. Бурлило море у его пасти, вливаясь в нее широкими потоками. Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные стать на защиту ее первой, чистой любви. Умоляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что страшный зверь перестал тянуть в себя воду. Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал челн с существом, к которому он привязался.

И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Старый вожак-медведь стал Медведь-горою.

Адалары - это небольшие скалы в море. Являются достопримечательностью Гурзуфа. Они не высокие около 50 метров. Ранее эти скалы соединялись с горой, но со временем под движением земной коры и разрушением морских волн, они отсоединились и стали самостоятельными двумя объектами. Только под водой видно как они были соединены между собой и скалой. Раньше таких скал было три, одна совсем скрыта под водой сейчас, а осталось на поверхности только две.

Адалары – являются памятниками природы. О них всегда рассказывают экскурсоводы.

Люди конечно и легенды придумали про эти скалы.

Жили два брата красавца, сильные и мудрые правители, досталось им и наследство от верного слуги. Это были два ларца, в них были: костяной жезл а в другом два серебряных крыла. Жизнь у них стала еще интереснее с этими подарками. Решили братья завоевать себе жен двух сестер красавиц, да вместо того, чтобы лаской да любовью их очаровывать, они силой их взяли. Слуга когда подарки дарил наказал строго не использовать их в корыстных целях, а братья не послушались. Решили братья сестрам об этих подарках рассказать, сначала один брат в небо к солнцу полететь решил, привязал коню крылья и взмыли они в небеса, но дрогнула рука брата при услышании голоса старого слуги, повернул коня, испугался.

На другой день второй брат в морскую пучину решил повезти брата и сестер, и не послушал глас старого слуги о предупреждении смерти для всех. Так и погибли они вчетвером в море. Но тела их всплыли на поверхность и превратились в камни и ныне эти скалы зовутся Адаларами…

Самое интересное, что народ то у нас предприимчивый и придумали на одной из скал Адаларов разместить ресторанчик. Как это у них получилось не знаю, но это факт. Я не совсем представляю как это было возможным, ведь диаметр скалы, которая побольше всего 30 метров. Местные жители рассказывают, значит так и было…

Начало 20 века. Ресторан "Венеция" на ближней скале Адалар. Здесь подавались блюда из свежевыловленных морепродуктов. Хозяйка - Прасковья Дмитриевна Тикунова. В то время ближайшая из скал Адалары была более просторной (диаметр 30 м., высота-50). Она вместила в себя и строение самого заведения, и домик хозяйки Прасковьи Дмитриевны Тикуновой (см. фото). Ресторан был уникален. Ведь к скале не было подведено электричество. Не было там и природной пресной воды. Питьевая вода и все продукты доставлялись морем - на лодке. Так же, на лодке, с определённой долей романтики, прибывали сюда и посетители. Говорят, что ресторан был очень популярен. Прасковья Дмитриевна задумала даже подвести к нему подвесную дорогу от Генуэзской скалы, вложив средства в пробивку там тоннеля...

Первая мировая война помешала хозяйке оборудовать подвесную дорогу. Потом революция, события гражданской войны в Крыму. Национализация частной собственности. Словом, к 1927-му году строения на скале уже пустовали. Землетрясение 11-12 сентября 1927 года почти всё разрушило. "Почти" это потому, что и сейчас следы ресторана на скале зримо прослеживаются. Сам ресторанный зал был внутри скалы, в камнях. Развалины его можно и сейчас увидеть. Уже во времена детского лагеря, в середине прошлого века, здесь поработали сейсмологи и археологи, давшие свои заключения и о разрушениях случившегося землетрясения, и о том, что рядом с Адаларами в давние времена терпели крушения торговые корабли (были найдены их фрагменты, остатки керамических сосудов, старинные монеты). Есть мнение также, что тоннель был пробит ещё генуэзцами, а потом, с годами, морские ветра завалили его песком и камнями. Что хозяйка ресторана П. Д. Тикунова не пробивала его, а очищала от завалов камней. Может это и так. По крайней мере, тоннель до сих пор существует. Туда можно попасть из "Кипарисного" лагеря. Вход и обрыв над морем ограждены металлическими решётками (в целях безопасности).

Так же хотели сделать канатную дорогу к скалам, но так эта идея и осталась неосуществленной.

Ученные говорят, что такого рода скалы не долговечны. Не так давно у подножия горы Кошка исчезла одна из небольших скал, так же было замечено исчезновение под водой одной из скал Адаларов. Все связано с оползнями и смещениями горного массива, все таки камни движутся, да еще и люди «помогают», своим строительством домов в неположенных местах и т.д. Так, что нам еще не так долго наблюдать эти две скалы в море, все равно скроются они под водой. Они не так далеко от берега всего то - четверть километра. Так, что к ним свободно подплывают прогулочные катера и лодки полюбоваться этими скалами.

Так же пользуются эти скалы популярностью у дайверов, говорят они не раз находили здесь какие то глиняные изделия, якоря, остатки каких то грузов и другие старинные находки. Наверное здесь были или кораблекрушения или типа небольшого порта, иначе как бы на дне оказались все эти предметы обихода.

Рассказы.

Шаляпинская скала находится в Артеке возле лагеря «Лазурный». Напротив скал-островков Адалар, на берегу возвышается (высота 40 метров) скала Шаляпина. В древности эту скалу знали под названием Футя или еще мыс Ява. Рядом с ней есть еще одна именная скала, которая носит имя Пушкина. Очевидцы свидетельствуют, что великий русский поэт поднимался на эту скалу и оттуда читал стихи. От скалы Шаляпина, а она больше выдается в море, чем скала Пушкина, по обе стороны находятся две превосходные бухточки, где есть дикие пляжи, там поистине отменные места для тех, кто любит подводное плавание. Эту скалу назвали в честь великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина. Он многократно посещал Гурзуф и ему очень понравились здешние места. Скалу стали называть Шаляпинской с 1917 года, это случилось после того, как певец приобрел ее у Ольги Соловьевой, она была владелицей курорта Суук-Су. Как-то раз Шаляпин прогуливался с мадам Соловьевой и дочерью Ириной по этим местам и зашли на эту скалу. Певца сразил наповал открывшийся перед ним пейзаж. От увиденного, он пришел в дикий восторг и ему в душу закралась мысль выстроить тут замок искусств для талантливой молодежи. Однако мадам Соловьева была категорически против этой идеи, Шаляпин чего только не предлагал ей взамен, но она оставалась неприступной. Но, как-то в июле 1916 года теплым крымским вечером, сидя у костра среди своих друзей после ухи и бокала хорошего таврического вина, Ф. И. Шаляпина вдруг понесло, он спел несколько песен, и в конце запел свою «Ноченьку» и … сердечко мадам Соловьевой всколыхнулось. Непреклонная миллионерша, владелица курорта Суук-Су до слез растрогалась пением великого баса и уже на следующее утро просто взяла и подарила скалу певцу. Таким образом, великий певец стал владельцем целой скалы. По строительству замка искусств были уже начаты работы, но в 1917 году началась революция, которая и свела на нет все задумки и работы.

История № 2

Что же касается роскошного курорта «Суук-Су», на котором располагался грот Пушкина и скала… У него и на этот счёт возникли свои грандиозные планы – построить на этой скале «замок искусств для талантливой молодёжи». Курорт принадлежал Ольге Михайловне Соловьёвой, вдове известного русского инженера, строителя мостов и железных дорог, Владимира Ильича Березина. Безуспешно уговаривал Шаляпин продать ему полюбившийся участок. Ольга Михайловна резонно возражала:

«А ты, Фёдор Иванович, хотел бы, чтобы посреди твоего имения кто-нибудь выстроил бы дворец или даже избу?».

Но помог случай, о котором также рассказала дочь певца:

«Однажды… решили огромной компанией поехать к рыбакам жарить на кострах кефаль, печь картошку и, вообще,– повеселиться. Зачинательницей и вдохновительницей всей этой затеи была Ольга Михайловна…

Ясное синее небо. А ещё – синее море, каменистый берег, небольшой залив. Рыбаки встретили нас радушно. Устроили стол под корявым деревом. Появилось вино и закуски, привезённые из Суук-Су, а Ольга Михайловна запаслась ещё и целой батареей наилучшего французского шампанского. Рыбаки разводили костёр, а мы, дети, им помогали…

Отец сидел, крепко задумавшись, потом встал и прислонился к дереву. Лунный блик едва освещал его лицо. Вдруг… он запел. Полились грустные, заунывные русские мелодии, рассказывающие о горе-горюшке людском – такие простые, такие глубокие и в то же время щемящие душу…

Я взглянула на Ольгу Михайловну. Она сидела, напряжённо выпрямившись. Смотрела как-то никуда, а может быть, внутренним взором видела она себя в тот момент молодой, где-то там далеко, и по лицу её ручьём катились слёзы, и она их не замечала. Улетая далеко в ушедшее, неведомое и вечное, прозвучала последняя нота. Наступила тишина, в которой была такая насыщенность, как будто души говорили с душами. И вдруг Ольга Михайловна резко поднялась:

«Фёдор Иванович, твоя скала!»

(У Шаляпина было много детей, дочь Марина, 1912гр., умерла в 98 лет)

У подошвы скалы Шаляпина просто фантастические места для загорания, купания и ныряния с маской и аквалангом. Морская вода здесь чистая как слеза и прозрачная, не сравнить с пляжами Ялты, где всегда находятся толпы отдыхающих. Здесь можно половить рыбу, заняться фотосъемкой под водой или же поохотится на морских обитателей. Тут много и мидий и рапанов. Следует запомнить, что много мидий ловить нельзя, а то вам выпишут штраф. В данное время у подножия горы можно увидеть обломки стены, к сожалению это все, что осталось от мечты великого Шаляпина.

Генуэзская крепость (из интернета)

Крепость, построенная византийцами в Гурзуфе, находилась на скале Дженевез-Кая . Место для крепости было выбрано очень удачно. Со скалы полностью просматривается Гурзуфская долина, главная гряда Крымских гор в районе Гурзуфа, перевал Гурзуфское седло . Крепость контролировала гурзуфскую бухту, куда могли пришвартовываться морские суда. Сама крепость находилась в труднодоступном месте, окруженная с трех сторон отвесными скалами. Сейчас на скале Дженевез-Кая расположено белое каскадное здание артековской гостиницы «Скальная», которая хорошо видна со всей гурзуфской набережной. Как раз на том месте, где сейчас находится гостиница, и была построена византийцами крепость. С трех сторон крепостную скалу окружает море, с севера же она примыкает к склону горы Балготур, застроенному домами. Планировка Гурзуфа в старинной, центральной части повторяет расположение улиц и построек средневекового поселения. В 1965–1967 гг. в связи с началом строительства гостиницы «Скальная», на скале Дженевез-Кая были проведены археологические раскопки. В результате исследований было установлено, что крепость в Гурзуфе просуществовала более девяти веков - с VI по XV вв. В истории крепости можно выделить пять периодов. Первый период (VI–VIII вв.), - византийский. Это время постройки крепости и владения ею Византией. В VIII в., после захвата Таврики хазарами, начинается второй, хазарский период, пожалуй, самый мрачный в истории крепости, поскольку хазары полностью разрушили ее, и крепость пролежала в руинах до X в. - того времени, когда хазары ушли из Крыма. Третий период (X–XIV вв.) можно назвать промежуточным (между хазарским и генуэзским). Как показали раскопки, крепость в X в. была восстановлена и до середины XIV в. в ней была резиденция местных феодалов - топархов, под властью которых находилось население Гурзуфской долины. В XIII в. Гурзуф, как и все Южнобережье, вошел в состав княжества Феодоро. Гурзуфская крепость и другие поселения на ЮБК во второй половине XIV в. были захвачены генуэзцами и образовали так называемое «Капитанство Готия», входившее в состав генуэзских колоний в Крыму. С этого периода начинается четвертый, генуэзский, этап истории крепости в Гурзуфе. Он продлился до конца XV в., точнее - до лета 1475 г., когда Крым был захвачен турками-османами, и Гурзуфская крепость была полностью разрушена. После 1475 г. крепость уже никогда не восстанавливалась.

Основной частью крепости являлась цитадель, обнесенная мощными, толщиной до 4 м, стенами из камня на известковом растворе. Здесь, в цитадели, находился основной узел оборонительного комплекса. От основания цитадели отходили стены внешнего оборонительного пояса крепости. Возле ворот, отделяющих цитадель от внешних оборонительных стен, находился донжон - главная башня крепости с помещениями для жилья, арсеналом и запасами продовольствия. Рядом с донжоном располагалось двухэтажное помещение кордегардии - военного караула. Гурзуфская крепость имела метательную артиллерию. Метательные механизмы представляли собой аркабалисты - крепостные самострелы, имеющие длину до 2-х метров. Это был деревянный станок с направляющей для снаряда, в передней части которого располагался большой лук. Снарядами для баллисты служили каменные ядра, диаметр которых доходил до 12 см. Дальность стрельбы из таких баллист доходила до 300 метров. Кроме ядер, камнеметные крепостные механизмы использовались также для стрельбы керамическими сосудами, наполненными мелкой галькой или горящей смолой. При раскопках Гурзуфской крепости были найдены значительные склады каменных ядер и множество небольшой круглой морской гальки. Эта галька служила снарядами для пращи. С приходом генуэзцев появилось огнестрельное оружие, и в крепостной стене были сооружены большие амбразуры для пушек.

Итак, с середины VI по конец XV в. Гурзуфская крепость на скале Дженевез-Кая была одним из наиболее мощных фортификационных сооружений на Южном берегу Крыма. Крепость сплотила вокруг себя все поселения Гурзуфской долины, контролировала перевал Гурзуфское седло (Гурбет-Дере-Богаз) и служила промежуточным пунктом каботажного плавания между Феодосией и Херсонесом.

Хотя Гурзуфская крепость в 1475 г. была разрушена, но еще довольно длительное время эти руины напоминали местным жителям о ее некогда былом могуществе. В XIX в. остатки крепости хорошо выделялись на фоне скалы Дженевез-Кая. Е. Л. Марков так описывает крепостные развалины в конце XIX в. «На самом пике утеса еще высится полуразрушившийся замок, и от него сбегают по неприступному обрыву обломки стен, башенок и лестниц. Это древняя Горзувита…»

Поселения в Гурзуфской долине

Кроме поселения у скалы Дженевез-Кая, в средневековье на территории Гурзуфской долины существовал еще целый ряд поселений. Прежде всего, довольно крупное поселение (около сотни жилых домов) у юго-западного склона Аю-Дага , недалеко от мыса, выступающего в море. Возникло оно в VIII в., а разрушено в XV в., скорее всего при турецком нашествии. Толщина стен домов Аю-Дагского поселения достигала 1 м, что говорит о наличии в домах второго этажа. Там же обнаружены следы двух кузнечных мастерских, где изготовлялись железные якоря и металлические детали корабельной оснастки. Дома строили из местного бутового камня на глине. Защищала поселение стена толщиной около 3 м, игравшая в трудное время роль оборонительной. В хозяйстве преобладали морские промыслы. Значительные средневековые поселения обнаружены также в урочище Гугуш близ Ай-Даниля, на холме в бывшем имении «Суук-Су» (ныне это артековский лагерь «Лазурный») и на юго-восточном склоне горы Балготур. Найдены следы средневековых сооружений и на пути от Гурзуфа до перевала Гурбет-Дере-Богаз - на горе Кобоплу, где в VIII–IX вв. находилось небольшое дозорное укрепление, и на скале Красный камень в поселке Краснокаменка (укрепление Гелин-Кая). Небольшая крепость на Красном камне возникла примерно в XII в. и просуществовала до 1475 г. Особую роль она сыграла в конце XIV - в первой половине XV в., когда развернулась борьба между княжеством Феодоро и генуэзцами за контроль над Южным берегом Крыма. Тогда сложилась как бы двойная цепочка укреплений. Прибрежными укреплениями владели генуэзцы, а укреплениями, расположенными чуть выше (так называемыми исарами), владели феодориты. Крепость феодоритов Гелин-Кая противостояла генуэзской крепости на скале Дженевез-Кая и не давала возможности генуэзцам продвинуться в глубь территории княжества Феодоро. До наших дней на вершине Красного камня сохранились остатки боевой башни укрепления Гелин-Кая.

Афанасий Никитин в Гурзуфе

На этом можно было бы закончить рассказ об античном и средневековом Гурзуфе, но нельзя не упомянуть одно интересное событие. В 1472 г. Гурзуф посетил знаменитый путешественник - тверской купец Афанасий Никитин, который возвращался из длительного путешествия в Индию. Он пробыл в Гурзуфе пять дней, пережидая бурю на море. Свой трудный и опасный путь он описал в «Хождении за три моря». Сейчас одна из улиц Гурзуфа названа именем Афанасия Никитина.

Призрак Белой Дамы Любой Пионерский Лагерь, это в понимании пионеров обязательно веселье, с элементами шалостей и Артек не был в этом исключением. Очень модными были всевозможные розыгрыши и я попробую рассказать о наиболее безобидных из них. Конечно на самом почетном месте стояли приколы направленные в сторону Вожатых. Должен сразу сказать, что наши Вожатые были прекрасные люди, но в силу своего возраста мы не всегда это учитывали. Наш вожатый Сережа, работал очень напряженно и поэтому уставал и любил спать в тихий час, тем более спал весьма крепко. Ну а пионеры как известно, в Тихий час занимаются всем чем угодно кроме сна и вот... Когда перед концом тихого часа, к Сергею зашли его двое коллег, то они своим хохотом разбудили и его и все палаты в зоне слышимости. И было от чего хохотать. Сергей почивал держа в руках две ракетки от бадминтона, на голове у него была бумажная корона, а на ногах ласты. Естественно, что когда он разбуженный шумом вскочил с постели, то не смог сделать ни шага и величаво рухнул на пол. Но это был очень хороший человек и в добавок с чувством юмора, так что все обошлось. Была еще одна легендарная история, которую во всех пионерских лагерях, рассказывают почему то, про прошлые смены и с небольшими исключениями звучит она так... Некий пионер влюбленный в дочку Директора (Главного врача) лагеря, получает фальшивую записку с приглашением на свидание. Залезает в указанное в записке окно и натыкается на бабушку предмета своей любви. Но это не интересная легенда, а были в Артеке легенды и поинтереснее... Одна из них, это легенда о призраке "Белой дамы". Существовало много версий ее происхождения. Одна гласила что это призрак Миледи из "Трех мушкетеров" охраняющий спрятанные здесь некогда сокровища, другая версия говорила о призраке девушки, погибшей от несчастной любви. Короче все версии имели как противников, так и сторонников, но сам факт существования Призрака. сомнений у широкой общественности не вызывал. В "Кипарисном", имели большой успех ночные посиделки у речушки Черкез, и как то раз на таком мероприятии, в обществе из трех юных пионерок и двух не менее юных пионеров, зашел разговор именно на эту тему. И вот в самый разгар обсуждений по этому животрепещущему поводу, с другого берега раздались странные зловещие завывания и в сторону пионерских голубков и голубиц, двинулась белая тень со зловеще светящимися глазами. Пионеры- герои, героически естественно стали звать своих подружек пойти посмотреть мол, а что это там и стали тянуть их за руки в сторону непонятной флюктуации. Девчонки естественно подняли дикий визг, а призрак шел уже прямо по воде и когда звуковой диапазон визга пионерок приблизился к инфразвуку, призрак внезапно издал непонятное бульканье, потерял равновесие и бесплотность и стремительным домкратом рухнул в воду... На самом деле я мирно шел по лично наведенной мною переправе, в виде пары досок положенных на столбы, оставшиеся в воде от какой то старой конструкции, мирно завывал, светил системой из двух лампочек от карманного фонарика (опять же моя конструкция) и гордился успешным выполнением своего коварного плана и тут случилась та самая случайность, из за которой порой проигрывали битвы даже великие полководцы. Визг пионерок вызвал у меня нездоровый смех, который я пытался сдержать, но в результате потерял равновесие и оказался в воде. Девчонки вырвались и убежали, а мои придурки друзья катались по берегу от смеха, наблюдая как я выпутывался из мокрой простыни. А вы говорите что приведений не бывает.
Операция НОВЫЙ ГУЛЛИВЕР. Кино занимало большое место в Артековском табеле развлечений. Информацией, которая превышала пожалуй по важности тайну фашистской шифровальной машинки Энигма, был жанр, а еще лучше название фильма показываемого в ближайшую субботу. Когда в Артеке показали фильм Новый Гулливер, сразу начались споры на тему, а где же задремал мальчик Петя? На Адаларах или на какой ни будь левой съемочной площадке. В соседнем отряде была девочка Наташа, ее папа был то ли кинокритик то ли киножурналист, у них дома был кинопроектор, что по тем временам было на порядок круче чем два Домашних кинотеатра сейчас. И поэтому она считал свой авторитет в киновопросах непререкаемым. Больше того, она называла членов нашего отряда "Детишками", хотя была всего на год старше. И мы создали план возмездия... Через неделю "рыбаки" и "моряки" организовывали нашим двум отрядам экскурсию на Адалары, так что времени было мало, но надо было успеть. В "Заговор" с радостью вошли члены кружка лепки и работа закипела. Все задействованные пионеры не покладая рук лепили из художественного пластилина фигурки лилипутов, клеили из картона домики и танки. В день экскурсии дружественные рыбаки доставили на остров спецгруппу с инвентарем и вот наступил момент торжества справедливости. В разгар экскурсии, когда Наташа в окружении друзей и поклонников, продвигаясь по официальному маршруту подошла к заранее выбранной нами точке рандеву, гордая девица вдруг услышала в стороне громкие крики радости и изумления. Первая красавица снизошла до того, что бы посмотреть, а что же там нашли эти "детишки". Жалко у меня не было фотоаппарата, что бы запечатлеть выражение ее лица, когда она увидела в тени под скалой элементы боя королевской армии Лилипутии с рабочими отрядами из Подземных заводов. (Рабочих кстати было гораздо больше чем королевских солдат, так как в фильме у них были абсолютно одинаковые лица и их было гораздо легче лепить, чем характерных отрицательных героев), а вход в тоннель и машина начальника полиции, были вообще как в фильме. Короче операция "Новый Гулливер" увенчалась полным успехом, но оказывается мы несколько переборщили. Наташка побежала звонить отцу с известием о сенсации и ейный папаша перезвонил директору с просьбой установить охрану и ждать комиссию из Госкино. Я понял что мы попали, и после совещания с друзьями мы пришли к выводу, что помочь нам может только наш вожатый Сергей. Мы пришли к нему и покаялись, а я отдельно покаялся в авторстве истории с ластами и ракетками для бадминтона. Как уже говорилось выше, Сергей был очень хороший человек и он прикрыл нас и повернул перед начальством дело, как игру пионеров, которую по простоте приняла в серьез глуповато-восторженная девочка Наташа. Все обошлось и до конца смены Наташу все звали "Моя лилипуточка", а мы воспрянули духом и продолжили развлечения и шалости. Мы с Сашкой Балакиным инициировали эпидемию привязывания хвостов, которая моментально охватила чуть ли не весь Артек. С хвостами ходили даже вожатые и часть персонала, а самым распространенным жестом стала проверка рукой своей поясницы сзади, на предмет, не привязали ли чего-нибудь. И вот тут мы огребли по полной, и от вожатого и от директора. Спасибо хоть не выгнали. Артековская клятва Музыка: Юрий Чичков Слова: Константин Ибряев Над морем, морем Чёрным -Артековский салют. Поют задорно горны И барабаны бьют, Чтоб клятву дать, ребята, Мы собрались сюда - Припев/2р./: Артековец сегодня, Артековец сегодня - Артековец всегда! Идём мы дружным строем - Нам с песней по пути. Артековцы-герои Шагают впереди. А клятва их простая - Сурова и горда: Припев. Придёт пора прощанья - Умчат нас поезда, И станут расстоянья Большими, как года. Но клятву не забудем Мы нашу никогда: Припев.

Я совершенно обычная девочка, двенадцати лет. Год назад мы с родителями и двумя котами переехали в Крым (поселок Гурзуф) из одного из городов Донецкой области. Этот волшебный полуостров всегда был для нас палочкой-выручалочкой. Он лечил меня от разных болезней, он показал нам прекрасные пешеходные тропы, он манил всегда сказочными горами и теплым морем, и снился в лучших снах.

А на этот раз он нас просто спас. От обстрелов, школьного бомбоубежища и маминых слез.

Все свободное время мы посвятили пешим походам. Однажды на вершине Аю-Дага (Медведь-горы) я случайно нашла старую банку с запиской двадцатилетней давности от молодых людей, влюбленных друг в друга и в Крым. Моя мама написала об этом статью, которую опубликовал журнал "Родина".

А в конце осени на Гурзуфскую школу имени Пушкина, куда я пошла учиться, выделили 15 новогодних путевок в "Артек". Мы с мамой отправили в отборочную комиссию мои грамоты за олимпиады по английскому языку и, подумав, статью в "Родине". И, о чудо! Прямо в день Святого Николая нам позвонили из школы и сказали, что я прошла отбор.

Я мысленно сделала сальто и обнялась с родителями. Счастье, поверьте, бывает огромным. И оно не влезало в мой чемодан!

Родители снарядили меня толстым блокнотом, тремя ручками и двумя карандашами и сказали: "Пиши обо всем, что видят глаза и отчего поет сердце". Я так и сделала.

Заезд

Получив пропуск на проходной, мы попали в сказку. Яркие плакаты со счастливыми лицами детей провожали нас до нашего корпуса.

Лагерь "Янтарный", 7-й отряд.

Синие глазища его огромных окон смотрят на Гурзуфскую бухту. А еще в них отражается небо. И там, как мне сказали, самые "чумовые" вожатые.


Форма

Вечером всем выдали форму. Наша - оттенки янтарного. Сочетание желтого, оранжевого и белого цветов. В комплект входят: джинсы, футболки с коротким и длинным рукавом, толстовка, зимняя курточка и шапочка с "пупоном", которая потом остается в подарок. Из-за этих разноцветных шапочек местные жители зовут артековцев "пупоны". Если куда-то привезли автобусами "пупонов", то надо руки в ноги, и деру! Иначе снесут.

Вместе со мной здесь полторы тысячи ребят со всей России. В моём отряде - из Нижнего Новгорода, Томска, Сахалина, Мурманска, Астрахани и Подмосковья. А еще мальчики из Дагестана - неугомонные проказники (причина бессонных ночей наших вожатых).


Знакомство

Нашему отряду достались самые заводные вожатые - Рустем, Маша и Катя. Они в меру строгие, но очень внимательные. Ни минуты без дела. Всю нашу энергию, как большой янтарный шар, направляли в нужное русло. Казалось, выключи вдруг свет, мы зажжем все лампочки вокруг.

Я записалась в школу журналистов и первым делом взяла интервью у Маши. Она студентка Златоустовского педагогического колледжа, 3-й курс.

- Маша, очень трудно стать вожатым в "Артеке"?

Пришлось постараться, когда в колледж пришло письмо с просьбой подобрать студентов. Учитывалось много критериев: учеба, творчество... Мы сдавали зачеты по истории "Артека", его легендам, песням. Учились оформлять документацию.

- "Артек" для вас - это...

Особый мир, в котором ты даришь сердце детям. Здесь происходит то, чего никогда не произойдет в обыденной жизни. Здесь все особенное.


Дискотека

Все ждали, конечно, новогодней ночи. В лагере все было кверху дном. А еще, у нас отключили свет (дело привычное для Крыма). В "Артеке" это случилось первый раз, так как из-за сильного мороза даже мощные генераторы не справились с нагрузкой. Поэтому праздничный ужин нам делали на костре! На больших мангалах повара жарили шашлычки из курицы. На полторы тысячи человек!!! Это по-настоящему геройский и мастерский поступок с их стороны. Костры, мороз и шашлычки сделали настроение еще более новогодним.

Еще круче оказалось то, что новогодняя дискотека была на улице. После позднего ужина при свечах нам сказали надеть все самое теплое и собраться на Дворцовой площади, возле елки. Мы слушали речь президента и, затаив дыхание, ждали трех слов: "С Новым Годом!" Когда они наконец прозвучали, по всей площади прокатилась волна восторга и радости. Мы обнимались и вопили, что есть мочи. Было так холодно, что зуб на зуб не попадал. Но вскоре холод отошел на второй план. Прогремел салют, и началась дискотека, с настоящим ди-джеем и кучей конкурсов.

Мы танцевали до полного изнеможения, отдыхая, пили горячий чай с вкусняшками. Спать легли в два часа ночи без задних ног. А я еще и без голоса. Во сне все улыбались.


Родительский день

Конечно, мне было слегка неловко перед друзьями, к которым не приехали родители. А моим эта встреча, я поняла, была нужнее, чем мне. Ведь ни мама, ни папа никогда не были в "Артеке". Они бродили по территории, все рассматривали, то и дело спрашивая: "а что это?", "а это для чего?". Тут дедушка (он с бабушкой, по случайности, тоже приехал) задал мне смешной вопрос: "А что там Миша Галустян в кустах делает?". Это была фанерная фигура рыжебородого низенького мужичка по имени Абсолют, хранителя снов.

Вообще-то Абсолютом зовется в "Артеке" послеобеденный отдых, тихий час. В это время нам не разрешается разговаривать. Должна стоять полная тишина. Абсолютная. По одной из легенд этот коренастый гном, с огненно-рыжими усами и бородой, живущий на вершине Аю-Дага в дупле дерева, охраняет наш отдых. И, спускаясь с горы, тихо крадется по парку, по коридорам, заглядывает в комнаты.

О нем знают все, но никто его не видел. Когда в это время кому-то из ребят звонят родители, все начинают "шикать" и делать круглые глаза. А вдруг Абсолют рассердится?

О нем здесь даже сложили песню:

На горбатом Аю-Даге в вышине,
В абсолютно абсолютной тишине,
В старом дереве нашел себе приют
Бородатый и усатый Абсолют.

Есть в "Артеке" удивительный приказ:
Подчиняться Абсолюту в тихий час
В этот час он опускается с горы,
Но никто его не видел до поры.

Тихо-тихо он проходит у ворот,
И по лагерю на цыпочках идет.
То он смотрит на карманные часы,
То он песенку мурлыкает в усы.

Только песни Абсолюта не слышны,
Если нету абсолютной тишины.
И покуда вы не ляжете в кровать (спать)
Абсолюта абсолютно не видать.


Космособаки

"Скажите 22 и вы уже в Ялте!" - такую загадку на сообразительность задали нам в артековском музее космонавтики им. Ю. А. Гагарина. Оказалось, так можно определить скорость света.

Нам рассказали о приборах, с которыми работают космонавты, о строгом отборе, который они проходят в свой отряд. Особо поразили космособаки, их трагические истории на пути к звездам. И скафандр, в котором 9 марта 1961 года собака Чернушка совершила полет в космос.

Оказалось, уже через пять дней после своего исторического полета Юрий Гагарин приехал в "Артек", он очень его любил. И подарил музею множество бесценных экспонатов, в первую очередь, свой скафандр для тренировок в звездном городке и парашют со спускаемого аппарата космического корабля "Восток".

А еще поразила богатством выбора космоеда. Тюбики как масляные краски у художников.


Киностудия

Ребята из лагеря "Лазурный" создают комиксы и мультфильмы своими руками. Из пластилина. И мы с моей подругой по школе журналистов Ксенией Фирсовой решили расспросить Эльмира Кальмирова из Уфы, как у них это получается.

- Эльмир, о чем твой мультфильм?

О настоящей дружбе животных!

- А ребята про что снимают?

Мультфильм "Украденное солнце".

- Кем бы ты хотел стать в будущем?

Мультипликатором или музыкантом!

Мы долго с любопытством наблюдали за работой мультипликаторов. Теперь понятно, как создавался наш любимый мультик "Пластилиновая ворона".


Школа

Это не школа, а чудо! Красные точеные башенки, праздничные кремовые стены, кружевные ограды и калитки совершенно не настраивают на учебу (если честно!). Классные руководители долго водили нас по зданию, но в запутанной системе коридоров и лестниц не разобрался, кажется, никто. Ведь по центральной лестнице можно только подниматься, а спускаться категорически запрещено. Все как в Хогвардсе из "Гарри Поттера". А после определенных уроков (например, химии - "зельеварения") разрешается спускаться лишь по левым лестницам. Мы настолько запутались от всего этого, что постоянно опаздывали на уроки. Но нам все прощали.

Классы светлые, просторные. Большинство окон выходит на горы и "Артек". Те, кто учится во вторую смену (а сюда на постоянной основе ходят дети из Гурзуфа), рассказывают о восхитительных закатах, которые видны из окон. Учителя даже специально свет выключают, чтобы можно было наблюдать природное искусство. Учителя здесь тоже светлые. Не замороченные, что ли. Может воздух на них так влияет. Хотя тот же воздух в моей Гурзуфской школе. И если честно, я по ней уже немного скучаю.


Отрядный круг

Я никогда раньше не была в лагере. А сейчас чувствую, что не смогу ни в какой другой поехать. "Артек головного мозга" - не лечится! С этим диагнозом в чемодане мне приходится возвращаться домой. За три недели изменилось абсолютно все. Весь мир. Люди, родители, а главное - я. Началась новая жизнь, в которой поставлены определенные цели. Моя мама сказала, что год, начавшийся с "Артека", уже не может стать обычным. И это так и есть. Теперь я каждый день другими глазами смотрю на ТУ сторону горы Аю-Даг.

Знаете что такое, встать в отрядный круг? Каждый вечер, перед сном, под шум волн или пение ветра, все отряды становятся в загадочные ровные круги, кладя друг другу на плечи руки и тихо, вполголоса разговаривают с вожатыми, разбирая прожитый день. От этих обнимашек становится так тепло на душе.

Мне будет не хватать моих друзей. Настя, Кирилл, Ксюша - я по-прежнему слышу их голоса. Их футболки сливаются в одно яркое пятно, которое уже не сотрешь резинкой из памяти. На нас отметина. Тот, кто был в "Артеке", никогда не станет прежним.

Знаменитый международный детский лагерь «Артек», расположенный на южном берегу Крыма в поселке Гурзуф, был создан более 90 лет назад. Особенно популярным являлся он в советские времена. Разумеется, за многие десятилетия это место обросло множеством легенд, среди которых есть мистические и жутковатые…

История «Артека»

Первоначально «Артек» представлял собой лагерь-санаторий для детей, больных туберкулезом. Он был основан по инициативе председателя Российского общества Красного Креста Зиновия Петровича Соловьева. Название свое лагерь получил в честь урочища с одноименным названием по месту расположения. Открытие состоялось 16 июня 1925 года.

Постепенно из санатория для туберкулезников «Артек» превратился в элитный лагерный комплекс, куда детей направляли за различные заслуги, например, успехи в учебе и общественной работе. Также туда часто приезжали иностранные дети.

Артековские репрессии

В начале лета 1937 года в лагерь прибыл сотрудник НКВД Николай Иванов, которому поручили выявить здесь «вражеские элементы». В докладной записке Иванова говорилось: «В подсобном хозяйстве “Артека” орудуют враги: заражены бруцеллезом коровы, погибли 34 пчелиные семьи, 19 подсвинок. В пище пионеров обнаружены стекла, гвозди, пуговицы, в хлебе - спички. Имело место отравление восьми рабочих, срывы работы радиоузла, предпринята попытка поджога здания, где жили испанские дети… Вожатый Малютин избил 8-летнюю Элю Щукину, а пионерку Тамару Кастрадзе изнасиловал. Были случаи, когда детей под видом похода уводили группами на всю ночь на Аю-Даг и возвращали их простуженными»…

В результате 17 сотрудников лагеря исключили из партии и комсомола, 22 человека отдали под суд. На их счастье, через полгода все они были оправданы благодаря жене Молотова Полине Жемчужиной, которая обратилась к мужу и уговорила его помешать дать ход этому бредовому делу.

Загадочное захоронение

В 1966 году на пустыре между лагерями «Кипарисный» и «Лазурный» было обнаружено странное погребение. В каменном ящике под крышкой лежали сразу шесть скелетов. Все они принадлежали сильным рослым мужчинам и все были лишены голов и кистей рук. Внизу находился слой морского песка. Когда его убрали, под ним обнаружился еще один, меньший по размеру ящик, где лежали недостающие части тел. Под ними тоже оказался толстый слой песка. Когда расчистили и его, то обнаружили останки грудного младенца.

Почему тела мужчин с отрубленными головами и руками были захоронены поверх детской могилки, так и осталось загадкой.

Мертвые дети

В наши дни две девушки, Лена и Аня, устроились медсестрами в «Артек». В начале октября лагерь почти опустел. Лена с Аней жили в одном из небольших домиков-корпусов, вдвоем в одной комнате. Больше в домике никто не жил. И вот по ночам девушки стали слышать странные звуки: шаги в коридоре, журчание воды, и наконец, посреди ночи кто-то дергает ручку двери их спальни… Иногда, проснувшись, Лена и Аня обнаруживали дверь открытой, а ведь на ночь запирались! Или же с тумбочек кто-то невидимый скидывал книги.

Как-то Аня отправилась с детьми в поход, и Лена осталась одна. Ночью ей привиделся сон: дверь в комнату открывается и туда медленно входят дети. Были они разного возраста, и мальчики и девочки. Дети обступили кровать девушки и, с грустью глядя на нее, стали молча тянуть к ней руки… Проснувшись, Лена увидела, что дверь опять открыта. За завтраком она поделилась этой историей с другой медсестрой, давно работавшей в лагере. Та рассказала ей, что когда в «Артеке» лечились туберкулезные дети, самых тяжелых клали в тот самый корпус. И многие из них прямо там умирали…

Призрачная графиня

До сих пор бытует в «Артеке» легенда о французской графине Жанне де Ламотт, якобы ставшей прототипом Миледи из «Трех мушкетеров» Дюма. В реальности эта авантюристка жила во времена Людовика XVI и похитила у королевы Марии-Антуанетты бриллиантовое колье стоимостью в полтора миллиона ливров. Ее поместили в темницу, откуда она таинственным образом исчезла. По неофициальной версии, графиня перебралась в Крым. Однажды она получила сильную травму, упав с лошади. Успев спрятать свои драгоценности, дама попросила слуг после смерти ни в коем случае не снимать с нее одежду. Но те ослушались ее. Когда покойницу переодевали, то увидели на ее плече клеймо в виде королевской лилии…

С тех пор неупокоенный дух Жанны де Ламотт не находит себе покоя, по ночам прохаживаясь по территории «Артека» и пугая тех, кто не ложится вовремя спать. По крайней мере, такую страшилку рассказывают своим воспитанникам здешние вожатые.

Вернуться в «Артек» я мечтала с 1996 года. Для меня, двенадцатилетней школьницы, смена в лагере «Янтарный» стала чем-то невероятным! И прежде всего, потому что я была из тех «белых ворон», о которых еще предстоит услышать.

Я спешно покупаю билет до Симферополя, сажусь в аэроэкспресс и мчу в «Домодедово».

— Алло, Даша? Это Лариса. Как дела?
— Привет, Лариса. Лечу в Крым.
— Тогда есть предложение. А не хочешь ли ты рассказать читателям своих «Тактик и практик» про современный «Артек»?
— Это сейчас шутка такая была? Ты не поверишь, но я только что об этом еду-думаю… как бы так сделать.
— Там колоссальные изменения: реконструкция, подходы к образованию, даже форма… Аккредитоваться очень просто.
— Ради «Артека» хоть в рабство, Ларис.

Через неделю у меня была пресс-аккредитация. Нам с коллегами предстояло встать в 05:30, чтобы к 15:00 быть в «Артеке» на интервью с Юрием Владимировичем Ээльмаа, заместителем директора по образованию МДЦ «Артек». Встречал нас сотрудник пресс-службы Юрий Малышев.

Вопросов было много и все, что хотелось, обсудить не удалось, но основные проблемы мы все-таки прояснили.

Даша Богачкина: Была у вас в 1996 году. Могу сказать, что с той поры часто думала о том, как бы сюда вернуться. Понятно, что за это время многое изменилось, поэтому спрошу: что сейчас происходит в «Артеке»?
Юрий Ээльмаа: Если вы пройдетесь по лагерю, то увидите глобальные и реальные перемены. В первую очередь надо понимать, что «Артек» до 1990 года был отражением советской истории: пионерское движение, Советский Союз – это был очень интересный проект со своими задачами, но эта история закончилась. Сейчас рождается новый «Артек»: он ни в коем случае не отказывается от своей истории, но время прошло, сейчас перед нами стоят совершенно новые образовательные задачи, и поэтому изменения неизбежны. Если говорить про инфраструктурную сторону вопроса, то в прошлом году были реконструированы шесть лагерей. В 2016-м два лагеря были снесены до котлована из-за полной ветхости – это лагеря «Полевой» и «Лесной». Новые корпуса возведены на тех же местах, но изменены в соответствии с современными требования их конструкции. Сейчас они работают уже вторую смену. Этим же летом вводится в строй лагерь «Кипарисный». Всего по факту к сентябрю детей будут принимать девять лагерей, а всего их в «Артеке» будет 11.

Если вы были тут в 1996 году, то, конечно же, увидели разительные изменения. Но и артековцев, которые тут были в 2010-2013 гг., поражают нынешние изменения, они помнят совсем другой «Артек».

Д.Б.: Какие задачи стоят перед Вами на сегодня? Для меня «Артек» был и есть такой своеобразной «историей духа». Чем-то таким, после чего «как раньше» не получается. Мы как будто начинали себя по-другому осознавать…
Ю.Э.: Здесь надо говорить о целеполагании детского лагеря как института. Возникает вопрос: а зачем сегодня нужен лагерь вообще и «Артек», в частности? Сегодня в стране 42 000 лагерей - пришкольных, муниципальных, частных четыре федерального центра - «Артек», «Орленок», «Смена», «Океан». Интересно, что самыми «честными» оказываются коммерческие лагеря: они должны продать свою путевку, внятно донести до родителя, чему научится ребенок в их лагере… Для них качество услуги - это вопрос выживания.

Д.Б.: В чем (на Ваш взгляд) сегодня основная проблема лагерей, если мы не берем во внимание финансовый аспект?
Ю.Э.: Проблема в том, что сегодня лагерь в массовом сознании ассоциируется с решением двух задач: либо это оздоровление детей, либо отдых в своеобразном «Диснейленде». Мы же хотим создать систему, чтобы лагерь стал элементом системы образования. Банальные развлечения во внешкольный период ничем не отличаются от Турции или Египта, и сегодня ни родители, ни дети не хотят просто лежать на солнце и довольствоваться примитивными развлечениями – это не ответ на запросы современных родителей, и, к счастью, в этом они полностью правы. В ситуации множественных дефицитов школы, летний период рассматривается родителями как время получения другого, нешкольного образования. Еще один важный аспект: сегодня один из самых сложных вопросов нашего общества – это субкультура детства, которая после распада СССР была полностью разрушена.
По сравнению с советским временем сегодня практически нет детского кино, детского телевидения, детских движений, каким в свое время была пионерия. Анонсированное «Российское движение школьников» пока только еще создается. Да и слову «Артек» в сознании современных детей еще предстоит дорасти до уровня мечты. Миф о «великом Артеке» остался для людей старше 40, и если раньше ребенок приезжал в «Артек» и видел море впервые, то сегодня это часто не так. Нужны новые основания для величия и новые легенды.

Д.Б.: Например? В «наше» время была легенда про Суук-Су, Аю-Даг и, конечно же, мы все ждали, когда же наступит 2000 год, и откроют ракету с письмами детей 1960 года…
Ю.Э.: Например, сегодня это образ Абсолюта. Любой артековец знает песню:

На горбатом Аю-Даге в вышине,
В абсолютно абсолютной тишине
В старом дереве нашел себе приют
Бородатый и усатый Абсолют.

В прошлом году к 90-летию у нас появился визуальный образ Абсолюта –маленького гномика с рыжей бородой. Он приходит к детям в тихий час и проверяет как они спят. Можно этот образ легендировать, например, описать его приключения, истории жизни. По стилю это такая «успенская» детская литература или помните, были такие популярные детские книжки «Муфта, Полботинка и Моховая Борода»? Вообще насыщенное смыслами место всегда порождает мифологию.

Д.Б.: В Артеке «сносило башню» уже от одной атмосферы… Море, горы, легенды. Какое-то другое общение. Прежде всего, то, что мы все были из разных городов и даже стран. А в чем, на Ваш взгляд, образовательный потенциал «Артека»? Ведь для Международного Детского Центра это один из самых важных вопросов?
Ю.Э.: Для меня на сегодня единственный путь развития системы лагерей – это встраивание ее в систему образования. Важно, чтобы школа понимала, что есть определенные дефициты в плане образования, и что лагерь или детский центр в направлении личностного образования может решить гораздо больше задач. Другой вопрос, что результаты образования в лагере сложно формализуются, и если исчисляются, то, как правило, путем саморефлексии через несколько лет. У детского центра как института есть свое место в системе образования. Это правильно – отправлять ежегодно на три недели ребенка в лагерь, прежде всего для решения его личностных задач.

Что еще важно. У нас в стране всегда были перекосы: сначала был повальный коллективизм, который всем претил, потом мы бросились выращивать лидеров и индивидуалистов, уткнувшихся в гаджет и не видящих никого вокруг. Но мир сегодня слишком сложный, чтобы с его проблемами и задачами справится в одиночку, и сегодня, прежде всего, нужна способность к объединению, коллаборативной деятельности.

Д.Б.: А как быть с современными родителями? Насколько они понимают значение «самостоятельной» жизни ребенка в лагере и вообще значение лагеря как элемента дополнительного образования?
Ю.Э.: Следует объяснять родителям, что не надо ребенка в Турцию, где «все включено», везти, это взрослый отдых. Ехать надо туда, где есть возможность приобрести другие навыки. Такие вещи должны рассматриваться тремя сторонами: государством, социумом и профессиональным образовательным сообществом. И в этом смысле школа должна понимать, что в лагерь ребенок едет за другой компетенцией и, возможно, по возвращении сможет научить своих одноклассников чему-то новому.

Д.Б.: Каким именно направлениям в «Артеке» уделяется большее внимание?
Ю.Э.: В «Артеке» есть два периода: летний, когда школа не работает, и учебный год в классическом понимании. Когда школа работает, наша задача состоит в том, чтобы ребенк за 21 день обучения в рамках смены получил другой образовательный опыт, чтобы состоялось переформатирование его понимания обучения и мира вокруг. Мы начали работать с переформатированием учебного процесса, новый формат мы назвали сетевыми образовательными модулями (СОМ). Это способ организации учебного процесса, в котором объединяются усилия лагеря, в котором ребенок живет, школы, дополнительного образования и тематических партнеров. Например, когда от «Роскосмоса» приезжает настоящий космонавт, проводит урок астрономии, рассказывая при этом историю освоения космоса, да еще эксперименты с ребятами проводит, отвечает на вопросы детей о своем космическом полете, он не просто преподает – он влияет на личность детей. Но нам в этом смысле не хотелось бы жесткой профориентации, мы не навязываем конкретные направления, у нас ребенок сам выбирает то, что ему по душе – от футбола до авиамоделирования.

Д.Б.: Другими словами, сегодня ребенок хочет стать космонавтом, а завтра идет осваивать балетные «па» и ничего не должно мешать?
Ю.Э.: «Артек» – это не летняя школа, не погружение, это история мягкой профилизации, то есть, если к нам приехала группа каратистов, то они поселятся вместе со скрипачами и танцорами, и физиками. В «Артеке» происходит встреча тех, кто часто в обычной жизни даже не имеет представления о существовании друг друга. В этом принципиальное отличие «Артека»: приезжают крутые, но разные. У нас каждый из них переживает успеха и становится звездой – для себя лично и для своего окружения. Один из самых ценных моментов, которые я запомнил – зарисовка с костровой площадки «Морского»: передо мной сидели мальчик и девочка, смотрели выступление юной артистки из их отряда. И тут девочка говорит товарищу с восторгом: «Ты знаешь, а девочка, которая сейчас выступает перед всем лагерем, живет со мной в одной комнате». Она искренне считает выступающую коллегу звездой! Понимаете, «звезды» и «классики» - это не люди в телевизоре или портреты на стене, они живые, тут, рядом, добившиеся успеха сами. В этом возвращение правильного понимания слова «элитарность». Наша задача – обеспечить эту коммуникацию разных.

И еще аспект. Есть дети, которым что-то надо. Книжки читать, физику учить, танцевать, спортом заниматься. Можно их назвать «дети с распахнутыми глазами». В своей среде они часто бывают одиноки на фоне «обыкновенного» большинства. И видят себя белыми воронами. И тут - поездка в «Артек»! Ребенок видит других таких же «не таких». Разных, непонятных. И понимает, что быть «белой вороной» – это нормально! Хорошо петь – нормально, танцевать – нормально, заниматься спортом – это нормально, физику учить – нормально! Что-то хотеть в жизни – это тоже нормально! И они уезжают другими. Этот опыт имеет характер откровения. И в этом смысле «Артек» – это территория «высокой планки как нормы». Нормально, когда дети плачут на разъезде, и если не плачут – значит мы тут плохо поработали. Но обычно плачут.

Д.Б.: А были какие-то истории с «выпускниками»?
Ю.Э.: В прошлом году мы отмечали 90-летие «Артека», у нас случилась уникальная история. В «Артек» приехала вожатая лагеря «Хрустальный» и отряд, который здесь был в 1969 г. Представляете как повлиял на этих людей «Артек», раз они - взрослые люди - спустя столько времени собрались и приехали из разных городов и стран. Через 50 лет!

Д.Б.: Как сегодня в «Артек» попадают дети?
Ю.Э.: Важно понимать, что 95% путевок в «Артек» распределяются бесплатно – за заслуги детей в учебе, творчестве, спорте и общественной жизни. Мы сейчас работаем над новой автоматизированной системой распределения путевок. Пока сильно зависим от управления в регионах: сегодня мы выделяем регионам квоты в соответствии с количеством проживающих там детей, а на местах представители региональной власти эти путевки распределяют. Но из субъектов нам приходит много жалоб от детей и их родителей. Поэтому мы разработали прототип автоматизированной системы, которая будет проводить конкурс на получение путевки максимально объективно, без участия заинтересованных лиц. Теперь ребенок или родитель сможет самостоятельно подать заявку на получение путевки в «Артек», загрузив свое портфолио с достижениями. Потом ИТ-система каждому достижению присвоит определенный вес (в зависимости от уровня соревнования и достигнутого результата) и сформирует список детей, в котором лидерами станут те, у кого максимальный балл. Будет устанавливаться проходной балл, почти как при поступлении в вуз, и лучшие получат путевки. Кстати те, кому не повезло, могут добиваться новых достижений и снова пробовать участвовать в конкурсе на получение путевки. Эта система начнет в штатном режиме действовать в 2017 году.

Также существует система тематических партнеров «Артека», которые имеют квоты на путевки. Внутри своей деятельности они могут этими путевками поощрять талантливых детей, победивших в конкурсах. Мы предоставляем путевки, при этом партнер участвует в развитии лагеря. Например, «Почта России» построила домик, где работает студия соответствующей тематики, Русское Географическое Общество установило арктическую полярную палатку, МЧС помогла нам в создании фермы, а Самарская Аэрокосмическая Академия им. Королева на постоянной основе организовала лабораторию робототехники. Это все программы дополнительного образования.

Лишь 5% путевок распределяются на коммерческой основе – за 10 дней до смены в открытую продажу на сайте поступают невостребованные путевки, если такие, конечно, остаются. Улетают в первые же минуты.

Д.Б.: А были случаи, когда ребенка отправляли в «Артек» против его желания?
Ю.Э.: У нас случались разные истории. Как-то к нам отправили ребенка в наказание. В 2014 году, один богатый папа не взял ребенка в Ниццу, отправил к нам. Как же он был удивлен, когда через полтора месяца ребенок не хотел ехать домой. И такое бывает.

В этот момент заходит сотрудник пресс-службы «Артека» Юрий Малышев:
— Ребята, пора, нас с вами ждет транспорт.

Нам провели экскурсию по «Артеку», мне удалось посмотреть свой отреставрированный «Янтарный». Юрий Малышев рассказал, что сегодня у детей совершенно другие условия проживания, они уже живут не по 12 человек, как раньше, а по шесть.

Душевая и санузел прямо в номерах. Я смотрела и думала, что, конечно, это круто, но кубрики были как-то романтичнее, что ли. Или просто тогда это было «наше» время. Мы сбегали вечером на Аю-Даг смотреть закаты, занимались спортом, писали друг другу письма, а потом месяцами ждали на них ответы… Думали: а что же там, в ракете?

И как мне рассказал Юрий Малышев, в ракете были письма сегодняшним космонавтам, летчикам и про новые технологии, а на 90-летие «Артека» написали новые письма, и они тоже были про космос, новые технологии и покорение неба. Так, может быть, все не так сильно изменилось?