Где проходил екатерининский тракт. Вятско-пермская ветка тракта. Калужское шоссе и окрестности старой дороги

March 19th, 2011

Сегодня предлагаю совершить небольшую прогулку к западу от Вятки по старому Московскому тракту, он же - северная часть Великого Сибирского тракта.
Под Сибирским трактом нужно понимать название дороги, появившейся еще в XV веке протяженностью около 6000 км, проходящей почти по всей территории России от Санкт-Петербурга и Москвы на западе и до г.Чита на востоке, а далее через степи Монголии и прямиком до Великой Китайской стены.

Мы далеко ходить не будем, а лишь заглянем в некоторые старинные села, появившиеся в окрестностях Вятки примерно в те же стародавние времена, когда и был проложен сам Московский тракт.
Первая наша остановка запланирована в селе Бахта, далее заглянем в село Русское, а затем переправимся через речку Быстрицу и закончим наш поход в одноименном селе.

Бахта - старинная набивная хлопчатобумажная ткань, еще это гагачий пух, от татарского названия хлопка, хлопчатой бумаги. Так же есть река Бахта в Сибири правый приток Енисея.
Если взаимосвязь названия села с Сибирью хоть как-то прослеживается, то какое отношение село имеет к хлопчатобумажной ткани, мне выяснить не удалось.

3.

Село стоит на реке Чахловица и ее притоке речке Бахтинке.
Главная Бахтинская гордость и достопримечательность - Церковь Троицы Живоначальной.
Троицкая церковь была построена в 1776 году.

Сто лет назад в селе было две школы: церковно-приходская женская, и земская мужская, а ее приход состоял из 38 селений и почти 5000 прихожан.
С приходом советской власти храм был частично разрушен и использовался для хозяйственных нужд.
В здании располагалось сельхозпредприятие - тракторы, мастерские, комбайны, станки и грязь. За 60 лет храм почти полностью утратил свой настоящий облик.
5.

В 99-том, когда настоятелем храма стал священник Виктор Пересторонин в храме начали проводиться службы и восстановительные работы.
6.

Еще три года назад Троицкая церковь выглядела так.
7.

На сегодняшний день силами сельчан полностью восстановлена колокольня, вставлены окна и отремонтирована крыша.
9.

Церковь просто огромная, восстановить удалось только малую ее часть, а все остальное пространство пока пустует.
Некогда расписные своды покрывает почерневшая от времени и сырости штукатурка. Под ее чернотой трудно разглядеть даже те жалкие остатки фресок которые каким-то чудом все же уцелели.
10.

На сводчатых потолках то ли копоть, то ли грязь.
Кое-где все же проступают святые лики. Здесь, в 99-м случилось первое чудо, над входом во второй предел проявился лик Богородицы.
В полумраке было трудно, что либо разглядеть, тем более шла служба, поэтому лик Богородицы я не увидел.
11.

Время поджимало, но я успел сделать несколько снимков внутри храма. Это остатки росписи, которая когда-то покрывала все стены и потолки.
12.

Когда мои глаза немного привыкли к полумраку, я смог разглядеть еще несколько святых образов.
Все потускнело и обкрошилось, у многих образов вандалами выбиты глаза.
13.

В селе сохранилось немало старинных домов и домиков, которые растянулись вдоль тракта на порядочное расстояние.
14.

В общем-то здесь преобладает типичная для 19-го века архитектура, в основном это довольно крепкие одно-двухэтажные кирпичные дома с высоким цоколем.
Домики без особых изысков, но довольно уютные.
15.

Нам вслед задумчиво глядит хозяйский Бобик, скучающий на привязи. Ему невдомек, что когда-то мимо его хозяйства проходили длинные вереницы каторжан, закованных в такие же цепи, как и он сам.
Именно благодаря этим несчастным наш тракт имеет и третье название - Екатерининский тракт.
16.

Мы отправляемся по Московскому (Екатерининскому) тракту дальше на запад, следующее село на нашем маршруте - Русское.
Нам было легче, кандалами мы не бряцали, а шли очень даже налегке, любуясь утренними картинами просыпающейся природы.
17.

Екатерининским тракт стал называться с 1 июня 1783 года, когда вышел указ Екатерины II о трактовом сообщении Санкт-Петербурга с Вяткой. По распоряжению Екатерины II вдоль тракта были высажены берёзы на расстоянии четырех аршин (2м 84 см) друг от друга, чтобы по ним в непогду путники могли ориентироваться.
(По моему относительно 4-х аршин источник ошибается, скорее всего речь идет о сороках аршинах).
Тех старинных берез я почему-то не заметил, да и мало их осталось. С тех пор много воды утекло.

18.

Село Русское в этих краях появилось сравнительно недавно, вместе с постройкой здесь в 1901 году Михайло-Архангельской церкви.
Церковь объединила 15 деревень с двумя тысячами местного населения.

19.

Кружевные очертания храма с головой выдают его гениального создателя - вятского архитектора И.А.Чарушина.
Надо сказать, что храм этот не оригинален, десятью годами ранее в Удмурдском селе Красногорское по проекту того же Чарушина была построена Покровская церковь. Идея оказалась настолько удачной, что архитектор с небольшими изменениями воплотил ее в жизнь еще, как минимум два раза, сначала здесь в Русском и еще через несколько лет (1915 г.) была построена Космо-Дамиановская церковь в селе Трехречье.

Свой поход в Трехречье я описывал в прошлогоднем обзоре

Трехреченская Космо-Дамиановская церковь - младшая сестра-близняшка Русскосельской Михайло-Архангельской церкви.
Сравните!

21.

Село Русское возникло на бедных и непригодных для земледелия территориях, но как ни странно голодающее крестьянство выручил все тот же старый Московский тракт - единственная связь России с Сибирью и Уралом. В селе стали появляться придорожные гостиницы, постоялые дворы и питейные заведения, а следом за ними появилось и кое-какое производство.

Во времена коллективизации зарождающиеся местные фабрики и другие производства были национализированы.
Известен факт хитроумного противостояния крестьянства, когда двух уполномоченных комбеда умертвили путем спаивания самогонкой на меду.
Кто же от такой халявы откажется? Пили дармовое пойло до тех пор пока не померли.
22.

С приходом советской власти все изменилось, в первую очередь утратилось значение Екатерининского тракта, село начало хиреть.
Михайло-Архангельскую церковь не разрушили, но как и многие подобные храмы приспособили под другие нужды.
7 января 1940 года Кировским райисполкомом было принято решение о закрытии церкви. Долгие годы здание храма использовалось под столовую, зернохранилище, потом под мастерскую, затем машинно-тракторную станцию.
23.

В 1970-х годах по инициативе председателя колхоза «Русский» Литвинова Алексея Ивановича в здании храма было решено создать краеведческий музей. Благодаря этому была проведена реставрация на средства хозяйства, каким-то чудом было разрешено потратить на восстановление и ремонт 175 тысяч полнокровных советских рублей.
По тем временам - это огромнейшие деньги, сомневаюсь, что хоть кто-нибудь из местных жителей сожалеет о потраченных средствах.
Сегодня храм является главной ценностью и достопримечательностью всего села.
24.

На Вятке середина марта, в городе уже слякоть и грязь, а здесь первозданная чистота и утренний иней.
25.

Напротив церкви есть красивый старинный особняк, который кто-то нагло уродует на глазах у всего народа.
26.

Русское так же, как и Бахта, растянулось вдоль тракта на несколько верст.
27.

Симпатичных домишек здесь, пожалуй, даже больше, чем в Бахте.
28.

Перед многими дворами высажены шикарные кедры.
29.

Старинных Екатерининских берез я так и не заметил, зато сразу за последними дворами начинаются прекрасные сосновые леса.
33.

По мере нашего продвижения через село я постоянно ловил себя на мысли, что за нами очень внимательно наблюдают.
34.

На этом месте сделаем небольшую остановку. Нам осталось переправиться через реку Быстрицу, где на ее высоком берегу раскинулось село с таким же названием.
Про село Быстрица мы узнаем более подробно в следующей части моего рассказа.
35.

Историческая справка о маршруте

Екатерининским трактом называют знаменитую дорогу из Москвы в Сибирь, проходящую через Владимир, Урал и далее. По ней уводили ссыльных в Сибирь, доставляли товары (даже из Китая), по ней шло войско Ивана Грозного брать Казань.
Однако общеизвестно, что Екатерина Великая повелела привести и другие дороги в надлежащее состояние. Там где дорог не было, повелела построить, там, где были – реконструировать. Так вот один из кусков такой дороги, соединяющий напрямую Александровскую слободу (г. Александров) и Переславль-Залесский, сохранился и по сей день практически в первозданном виде. На протяжении всего пути сохранились большая насыпь с водоотводными канавами по бокам, идущая напрямик через поля и леса Ярославской и Владимирской областей.
Маршрут начинается от Переславля-Залесского из поселка Ям.

Дальше наш путь пройдет через места, где некогда было село Самарово, в котором до наших дней сохранились лишь остатки кирпичной церкви.
Село куплено у Ивана Овцы великим князем Московским Симеоном Гордым и упоминается в завещании последнего 1353 года как дворцовое село. Таковым оно было при царе Иване Грозном. До 1558 года село Самарово Никитского стана было во владении Ивана Ивановича Брюхова. В этом году Иван Грозный отдал село в вотчину Данилову монастырю, во владении которого состояло до секуляризации 1764 года. В Смутное время при нашествии поляков часть самаровских крестьян была привлечена ими к осаде Троице-Сергиева монастыря, причём некоторые были убиты, а оставшиеся дома погибли от тех же поляков. «То село, - говорится в дозорной книге 1609 года, - воры литовские люди выжгли, а крестьян высекли 74 человека». От пожара осталась деревянная церковь да 5 дворов бобыльских, после убитых крестьян хлеб в гумнах и с поля увезли весь русские ратные люди, а жёны и дети убитых крестьян по миру разошлись без вести. Одного крестьянина силой захватил помещик Михайло Федосеев и посадил в своём поместье. Остальные оставшиеся в живых крестьяне разошлись. К 1627-28 годам село восстановилось. В 1558 году в Самарове уже значится церковь святых праведных Иоакима и Анны. В 1773 году церковь сгорела и вместо неё построена в том же году новая деревянная церковь также во имя святых праведных Иоакима и Анны. В 1814 году вместо деревянной церкви построен существующий ныне каменный храм. Престолов в этом храме два: в холодном во имя святых праведных Иоакима и Анны, в приделе тёплом во имя святого Николая Чудотворца
Источник:
www.wikipedia.ru
После урочища Самарово мы окажемся во Владимирской области. Село Рюменское (мы обогнем по обводной дороге) – одно из древних в районе. В центре села находится православная Тихвинская церковь Иконы Божией Матери.
Известно, что великий князь Василий Васильевич в 1468 году завещал село княгине Марии Ярославне. С того времени и до конца XVII века село Рюменское было в числе дворцовых сел. В 1688 году село пожаловано боярину Ф.П. Салтыкову и переходило по женской линии сначала к князю кесарю И.Ф. Ромадановскому и затем графу Головкину. В 1742 году отобрано в казну и вскоре пожаловано императрицей Елизаветой Петровной генерал-майору Алексею Шубину. О селе Рюменском к тому же известно, что к 1870-м годам в нем «число жителей 410, 63 двора, церковь, к селу примыкает 6 деревень. Кроме хлебопашества жители занимаются деланием деревянной посуды». Кирпичная Тихвинская церковь построена на средства местного помещика Шубина в 1806 – 1808 годах на месте деревянной церкви Козьмы и Дамиана.

Чтобы рассказать про этот тракт следует сделать историческую ссылку, и начать со старого Сибирского тракта! Так, для связи с Пермью Великой проложили « государеву дорогу» Москва - Великий Устюг - Кай - Соликамск - Чердынь. В 1587 году отряды под командованием атамана Ермака Тимофеевича вышли на реку Иртыш и основали город Тобольск.

С покорением Казанского ханства стали пользоваться более коротким путем. Эти дороги начинались от Москвы, шли через Нижний Новгород на Казань - Кунгур - Тюмень. Часть пути проходила по восточной части Вятской губернии - нынешней Удмуртии.

Но в Москве же начиналась вторая дорога в Сибирь через Н. Новгород - Яранск - Котельнич- Вятку - Слободской. Дальше путь шел по правому берегу Чепцы в сторону Чепецкого и Усть - Святицкого монастырей, расположенных на территории нынешнего Фаленского района.

Таким образом, рассматриваемый Вятский тракт, связывал Н.Новгород и Вятку, проходя через Марийский край! Опорным пунктом в ней был город Козьмодемьянск , где Тракт пересекал Волгу.


Город Козьмодемьянск был большой перекладной почтовой станцией. Почтовые дороги из него выходили на Московско-Казанский тракт и к Чебоксарам через Большой Сундырь (Сундырь-Торжок). К Чебоксарам вел еще один путь по левобережному трак-ту через Коротни, Арды и Кильдярово (Юксары).
От Козьмодемьянска через Волгу по левому берегу расходились еще три торгово-почтовых тракта. Один из них шел на Царевококшайск, второй — на Царевосанчурск (Екатирининский), который раньше назывался Вятским почтовым трактом. По Коротням, Малой Рутке (Опаево) и Еникееву пролегла дорога на Ветлугу.
Шесть почтово-товарных направлений, официально предусмотренных и контролируемых властями, предполагали и многочисленную обслугу. К началу XVIII века (1709 г.) в Ямской слободе Козьмодемьянска насчитывалось 260 дворов, в них проживало свыше 600 человек только мужского пола. За гоньбу им выдавалось денежное и хлебное жалованье, кроме того, они наделялись пахотной и сенокосной землей.

Ямщики возили на своих пролетных упряжках высокопоставленных чиновников и опальных ссыльных, ярых крепостников, купцов и российских вольнодумцев. В пути через Виловатово и Емангаши они встречали и обгоняли ссыльных, следующих в Сибирь. Мы не знаем, кто из Козьмодемьянских ямщиков провозил по здешним дорогам А. И. Герцена, А. С. Пушкина, Тараса Шевченко и многих других представителей передовой мысли того времени. Но все же эти события не остались бесследными.


Ехал через Козьмодемьянск из ссылки А. И. Герцен. Его путь пролегал по Царевосанчурскому тракту (Вятскому) через Яранск, Килемары и прочие ямские станции. В Козьмодемьянске он ночевал с 30 на 31 декабря 1837 года. В книге «Былое и думы» он так описывает свое пребывание в городе:

«...Когда я вышел садиться в повозку в Козьмодемьянске, сани были заложены по-русски: тройка в ряд, одна в корню, две на пристяжке, коренная в дуге весело звонила колокольчиком.
...Так сердце и стукнуло от радости, когда я увидел нашу упряжь.
- Ну-тка, ну-тка, покажи нам свою прыть! - сказал я молодому парню, лихо сидевшему на облучке в нагольном тулупе и несгибаемых рукавицах, которые едва ему дозволяли настолько сблизить пальцы, чтоб взять пятиалтынный из моих рук.
- Уважим-с, уважим-с. Эй, вы, голубчики! Ну, барин, - сказал он, обращаясь вдруг ко мне, - ты только держись: туда гора, так я коней-то пущу.
Это был крутой съезд к Волге, по которой шел зимний тракт.
Действительно, коней он пустил. Сани не ехали, а как-то целиком прыгали справа налево и слева направо, лошади мчали под гору, ямщик был смертельно доволен да, грешный человек, и я сам - русская натура.
Так въезжал я на почтовых в 1838 год, - в лучший, в самый светлый год моей жизни...»
В фондах музея Козьмодемьянска сохранились списки населенных мест Казанской губернии. В них дана характеристика состояния, почтово-пассажирских трактов по сведениям 1859 года. О Вятском тракте, по которому ехал Герцен, говорится, в частности, так: «Дорогу из г. Козьмодемьянска на города Царевосанчурск и Вятку несколько лет тому назад считали даже почтовою; ныне почтовая гоньба здесь прекращена по крайней затруднительности езды и по незначительности разгона».

(переправа через Волгу на Коротни - вдали Козьмодемьянск )

После переправы через Волгу Тракт выходил в село Коротни.

В старинных документах это селение было известно как "деревня Коротни", "приселок Ахмылов", "село Предтеченское Коротни тож". Происхождение названия "Коротни" связано с названием "речка Коротенка"; второе название "Ахмылово" - с одноименным названием озера; церковное название "Предтеченское" - с именем святого Иоанна Предтечи, в честь которого и был возведен церковный храм. Марийское название "Коротняк" представляет измененный вариант русского.

Это селение было основано при большом Вятском тракте ("Сибирском") пришлыми русскими крестьянами и бобылями на вотчинной земле Спасо-Юнгинского монастыря, закрепившего за собой в 1648 г. в Левобережье Волги "земли вокруг Ахмылова озера, лес и сенные покосы" и по р. Рутка, исконно принадлежавшие ясачным марийцам Токсубаевой сотни и Тохпаевой пятидесятни.

Вятский (Екатерининский) тракт

Далее Тракт уходил на почтовую станцию БУРЛАЦКОЕ, что располагалась при лесной дороге в 20 км от с. Коротни и в нескольких км от поселка Три Рутки. Селение возникло как ямская почтовая станция на Вятской (Сибирской) дороге между с. Коротни и г. Царевосанчурском.

Далее, уходя в марийскую тайгу, тракт проходил Казенный дом АРБУЧИНСКИЙ. Находился он в 12 км к югу от села Кумья, центра сельсовета, на Вятском тракте при речке Арбуч на расстоянии 30 верст от города Козьмодемьянска.

(храм Покрова Богородицы в селе Кумья)

Потом Тракт проходил через Музывален и пересекал реку Рутку у села Кумья.

Среди жителей существует предание, что царица Екатерина II проезжала по Вятско-Яранскому тракту, на котором находилось и село Кумья, и якобы даже меняла лошадей на этой станции - по этой причине в народе этот тракт и называют Екатерининским.

По другим данным - указом Екатерины была открыта эта боковая ветвь, которая связывала Старый и Новый Сибирский тракты, поэтому её имя запечатлелось в названии дороги.

(село Большие Памьялы - Вятский тракт)

В селе Кумья имелась церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская). Была построена в 1866 году на средства прихожан и частично на средства казны. Здание деревянное с одной колокольней, имелся трехъярусный иконостас с резьбой и позолоченными резными царскими вратами. К церкви были приписаны 2 часовни: в деревне Тойдаково во имя Покрова Пресвятой Богородицы и в деревне Тогашево во имя Воздвижения животворящего креста Господня.

Самым крупным селом между Козьмодемьянском и Царевосанчурском были Килемары. Там были несколько постоялых дворов, сторожка для ссыльных, большая кузница.

Основан в 18 веке переселенцами из Санчурского района Яранского уезда Вятской губернии. Входил в Пибаевскую волость Вятской губернии. Первоначально был известен как деревня Русские Килемары. Расположено село на реке Большой Кундыш.

Есть Килемарское озеро .

В названии прослеживается связь с наименованием деревни Мари-Килемары, расположенной в 3 км к северу и возникшей значительно ранее Русских Килемар.

Возникновение деревни Русские Килемары тесно связано с обустройством тракта Козьмодемьянск — Санчурск. По нему ездили почтовые тройки: из Вятской губернии на ярмарку в Нижний Новгород двигались обозы с хлебом, льноволокном, а обратно везли промышленные товары и продукты из Козьмодемьянска. Основным видом транспорта был гужевой, лошадей приходилось кормить через 20 верст пути, на таком примерно расстоянии открывались и обустраивались постоялые дворы. Так образовалась и деревня Русские Килемары. Постоялый двор находился на месте нынешней улицы Юбилейной. Позднее, с возникновением деревни, ее жители стали заниматься не только извозом, но и сплавом, земледелием.

Деревня Килемары находилась в окружении лесов, землю для пашни приходилось раскорчевывать вручную. Посевные площади были небольшими, урожая хватало в лучшем случае до середины зимы, приходилось зарабатывать на лесозаготовках, сплаве леса по рекам Большой Кундыш и Рутка.


После Килемар Тракт уходил к деревне Большое Кибеево, а потом покидал Марийский край и дальше держал путь по Вятской земле, связывая Санчурск (на Большой Кокшаге ), Яранск, Котельнич и Вятку (нынешний Киров).

Ниже легенда про Екатериненский тракт:

КАК БЕДНЫЙ С БОГАТЫМ ПОМЕНЯЛИСЬ

В Старых Краях вы, верно, видели Екатеринский тракт — ехать довелось по этой дороге самой Екатерине Второй. Вперед себя она послала наместника-марийца. А на строительство дороги было согнано много крепостных. Деревья рубили, болота мостили. Сошлись тут бедный и богатый и возник у них спор - богатый-то ругался, что, отвлекают крестьян с работы деревья рубить да мостить, богатства-то ему меньше будет, а бедный на защиту Екатерины встал — как же, государыня мол! Нужно уж хорошенько подготовить и встретить. А наместник-то мариец их разговор понял. И поменялись жизнями богач и бедняк. Лишился богатый и крова, и своего богатства, а бедного-то государыня по-царски одарила, в хоромах стал жить.

Николай Чуксин,

Елена Чеснокова (храм Кумья).

Выдержки из книги Стародубцева «Земля Свечинская».

Старые жители деревни Пронино вспоминали как в 1889 году по Сибирскому тракту в кибитке, запряженной не одной тройкой лошадей, проезжал царь Александр третий.

Старожил деревни Бороздино рассказывал сельчанам, что по Екатерининскому тракту прошло в Сибирь немало партий каторжан. Местные старожилы знали безымянную могилу близ деревни Скурихины, где захоронены 12 каторжан.

Перевозка по тракту проводилась в ту далекую пору не только на быстроногих, но и выносливых лошадях. Через каждые 25 верст были остановочные станции (этап). Таким местом, например, была деревня Пронино Круглыжской волости Котельнического уезда Вятской губернии, где имелась изба и двор для этапа. Как правило, во главе каждой такой станции стоял «Станционный смотритель».

До основания станции Свеча и постройки железной дороги центром экономической и общественной жизни продолжала быть северная часть нашего района, по которой проходила царская дорога- тракт из Петербурга в Сибирь. Так называемый Екатерининский тракт, построенный во времена императрицы Екатерины второй, имеет до сих пор старые следы в лице кое — где сохранившихся и давно переживших свой век ветхих берез и других деревьев, которые в обязательном порядке высаживались по его обочинам местным населением в 18 столетии и в последующем времени.

Из воспоминаний Суворова Алексея Ефимовича:

Мое детство прошло в 2-2,5 км от Деревни Бороздино. Этот тракт проходил через село Черновское, деревни Содом, Бачериковщина, Дувалово, Пустой Посад, Старицу, Мосино, Королево, Бороздино и далее… В селе Черновское было построено двухэтажное кирпичное здание для почтовой станции, где проходила смена лошадей (позднее здание было отдано под больницу). Главная улица села была вымощена камнем, который участками сохранился до сих пор.

Люди, живущие на Шабалинской земле, из поколения в поколение бережно хранят и передают «по наследству» воспоминания от свидания с коронованной особой. Российская императрица Екатерина вторая в 1787 году проезжала по территории Черновского округа, где в то время проходил тракт. Стой поры стал он именоваться Екатерининским. Начинался тракт от Вологды, а затем шел на Никольск- Устюг — Ключи — Черновское — Старицу — Котельнич — Пермь и далее в Сибирь.

Более двух столетий назад проезд царицы по вятской земле считался чудом сравнимым по своей значимости разве что со вторым пришествием Христа.

Весь честной народ готовился к этому событию. На церкви (над алтарем) вмонтировали потрет августейшей. по обе стороны дороги высадили молодые березки.

Каждый раз я приезжаю сюда с необъяснимым трепетом в душе. Сама природа здесь завораживает. Места тут заповедные: с голубоватым мхом и сосновым лесом, со струящейся чистой водой Ветлуги, с ее неповторимыми излучинами.

Все в мире тленно. Бессмертна лишь память…

Золоченую карету, запряженную восемью лошадьми сопровождала вооруженная охрана. Ехала обслуга: врачи, фрейлины, повара. Шли многочисленные повозки с багажом — продуктами, кухонной посудой, одеждой. В селе Ключи гостья немного задержалась испить чайку. Крестясь, на почтительном расстоянии ожидал ее народ. При приближении кареты люди падали ниц. Мужчины снимали головные уборы. Звонили торжественно колокола. В местном храме отслужили молебен за здравие императрицы.

Екатерининский прослужил народу 111 лет. Вдоль него высились верстовые столбы, а через каждые 15 — 20 км располагались постоялые дворы (Вохомская, Полысаевская, Старицкая, Черновская станции), где командированные чиновники меняли лошадей.

Да, многое помнит на своем веку Екатерининский тракт. Идут политические заключенные. Бряцанье кандалов и цепей.

В деревне Пустой Посад — недалеко от Старицы — была построена ночлежка, где осужденные спали на соломе. Зной и духота, холод и болезни подстерегали их на каждом шагу. Поэтому не случайно многим арестантам не удавалось дойти до Сибири. У деревни Бороздино Свечинского района было специальное кладбище для умерших каторжников…

Деревня Бороздино расположена в 100 метрах от реки Ветлуга и была в 50-е годы местом сбора молодежи. Молодежь собиралась с деревень Левино, Касьяновщина, Суворовы, Кузино, Королево, Скурихины и т.д. Там красивая Ветлуга, красивые леса, но все деревни в округе ликвидированы. Я прошагал по этому по этому тракту от села Черновское до Берездино и больно было смотреть на брошенные деревни и дома. Только в селе Старица еще доживают старики (из воспоминаний Суворова А.Е.)

Статья из газеты «Свеча», 1999 года.

«Мчались тройки по тракту».

Строительство вятских трактов — Петербургского, Сибирского. Московского, Казанского — началось по Указу Екатерины второй 1782 году.

Эти тракты, протяженностью в сотни километров, всегда поддерживались в проезжем состоянии, и связывали губернии друг с другом и столицей России. Наша вятская губерния была соединена такими дорогами с Вологодской, Костромской, Нижегородской, Пермской, Казанской губерниями, Москвой и Петербургом. По ним перевозили различные товары, доставляли почту.

По северной части нашего района — через Сретенскую — Старицу — Королево — Бороздино — проходил Петербуржский тракт. Он начинался из Петербурга, шел на Вологду и Никольск, далее на Вохму и Черновское, через Пронино и Макарье, на Курино (на Моломе), Орлов и Быстринское в Вятку. Протяженность тракта была 1459 верст. Через каждые 2025 верст на нем находились станции с постоялым двором, где проезжающие путники могли сменить лошадей, отдохнуть и переночевать. На этом тракте известны такие станции, как Вохомская, Черновская, Пронинская, Макарьевская.

По обе стороны трактовой дороги были посажены в несколько рядов березы. Местное население деревень и сел, расположенных на тракте и вблизи него, вело уход за этими насаждениями. Уже в 1784 году по Петербуржскому тракту началось движение ездовых упряжек лошадей. Они перевозили людей в Вятку, Котельнич, Никольск и обратно, купцы и селяне везли товары на ярмарки — Алексеевскую в Котельнич, Михайловскую в Курино, Никольскую в Никольске, Макарьевскую в Нижнем Новгороде и в Вятку на торги. В 1789 году по Петербуржскому тракту начали доставлять почту. Для этого на каждой станции держали специально лошадей.

На территории Вятской губернии перевозка людей, почты и товаров велась на лошадях местной вятской породы. Они славились даже за пределами губернии своей выносливостью и неприхотливостью: могли кормиться соломой и спать прямо на снегу, переносить любой мороз и бежать по дороге трусцой на большие расстояния без особой передышки в пути.

Многое видел и знал за свои 200 лет. По нему проезжали важные столичные и губернские чиновники, местные уездные и волостные управленцы, купцы и жители деревень. По нему шли по этапу в Сибирь политические ссыльные и декабристы. В сентябре 1790 года пересек границу Вятской губернии у деревни Бороздино А.Н. Радищев, автор произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Недовольная этой книгой Екатерина вторая сослала его в ссылку в Сибирь.

В 1855 году по нашему северному тракту добирался до вятки генерал Ланской с женой Натальей Николаевной (Пушкиной). Старожилы деревни Пронино вспоминали, ка в 1889 году по тракту проезжал царь Александр третий. Он даже соизволил открыть окно кареты, чтобы посмотреть на деревню. Местные жители рассказывали и о безымянной могиле в близи тракта, где были захоронены политкаторжане. Однажды в середине 19-го века в наших местах побывал один из представителей богатого петербуржского семейства Куракина. На остановке в Пронино ему сообщили: «Поезжай ка в Круглыжи. Это совсем не далеко. Там тебе скажут, где живет шибко хороша девка».Приехав в село, он узнал адрес девушки, нанял лошадей прибыл в указанную деревню. Увидев девушку, он был поражен ее красотой. Куракину удалось получить согласие родителей, и он вернулся с девушкой в Петербург.

Эта история имела продолжение в наши дни. В 1993 году в районный архив зашел мужчина средних лет и представился: «Я потомок семейства Куракиных из Петербурга. Мой прадедушка женился на красавице- крестьянке из ваших мест. Можете ли вы назвать ту деревню, из которой она была? Мне хочется там побывать.». К сожалению, в то время в нашем архиве этих сведений не оказалось, и Куракин уехал в Петербург ни с чем.

В последствии будучи в Кирове в областном гос архиве, мне удалось выяснить, что Куракин взял в жены крестьянскую девушку из деревни Медведевской, которая позднее стала называться Куракинской. Лишь в 20-м веке деревня была переименована в Медведевы, сейчас там находиться учебная хозяйство ПУ-37.

Старожилы Черновской волости утверждали, что в 1787 году по Петербуржскому трату на Урал проезжала Екатерина вторая. Она останавливалась испить чайку в деревне Ключи и Королево. К сожалению это не подтверждается историческими данными. В тот год императрица совершила поездку в Крым. Из семи больших путешествий ее поездка на Урал и в Вятку не значится.

Некоторые участки Петербуржского тракта до сих пор используются для передвижения: от Черновского до Старицы и Королево. В Шабалинском районе, Костромской и Вологодской областях они даже заасфальтирована.

Не надо ездить далеко, что бы увидеть интересные места. Прямо у нас подо носом полно прекрасных исторических и краеведческих памятников. Начнём с так называемого Екатерининского тракта, который ещё называют Сибирским. Поиски в Интернете вразумительной информации практически ничего не дали, лишь крохи обрывочной информации. Даже о том, что около г. Елабуги сохранился довольно большой участок тракта, я нашёл чисто случайно на сайте Национального Парка "Нижняя Кама".

Вчера, накрутив за 3 часа 64 километра, я всё же проехал полностью по сохранившемуся участку тракту, поискал немых свидетелей прошлого, попил воды на роднике св. Пантелеймона и покормил комаров.

Для начала я выложу карту (400 кб), с нанесённым на неё треком моего пути, что было понятно где проходит тракт. От г. Набережные Челны всего 15 километров по Казанской трассе.
Дорога берёт начало от окраины Елабуги и прямой линией, пересекая Малый Бор, уходит в сторону с. Поспелово, обрываясь в никуда на границе с трассой Челны - Казань. Протяжённость сохранившегося тракта - 7 километров. Дорога выложена брусками известняка, которые плотно пригнаны друг к другу. Очень чётко видна граница дороги, она поражает своей прямотой и сохранностью. Сама дорога находится на возвышении, очень хорошо сохранился ров по краям, но вот старых деревьев я не нашёл.


Снимок дороги со спутника.

Вообще, давайте вернёмся к истории Екатерининского тракта, вот что пишет Wikipedia:

Сиби́рский тракт (иначе: Московский тракт, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Великий тракт, Большой тракт) - сухопутный транспортный путь между европейской частью России, Сибирью и Китаем.
12 (22) ноября 1689 вышел царский указ об учреждении пути, соединяющего Центральную Россию с Сибирью, однако обустройство тракта началось только в 1730 и было закончено в середине XIX века, до этого из-за отсутствия дорог в основном использовались речные пути.
Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Тару, Каинск, Колывань, Томск, Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск, Нерчинск до Кяхты (на границе с Китаем). Далее чаеторговцы пересекали степи Внутренней Монголии и прибывали в Калган - крупную заставу на Великой Китайской стене, считавшуюся воротами в Китай.

Сама Екатерина II никогда она здесь не была, но именно при ней Сибирский тракт начал принимать современные очертания, приобрел регулярную дорожную функцию.

Нарисовав на карте линию, соединяющую указанные в энциклопедии города, видно, что Елабуга остаётся в стороне. Пока мне не понятно, что за дорога проходит в Малом Бору - ответвление ли в сторону Оренбурга или же вообще это другая, более поздняя трасса, которая соединяла прикамские города. Для того, что бы сравнить и увидеть своими глазами, в выходные я планирую проехать по Сибирскому тракту на участке д. Карадуван - г. Малмыж и посетить музей тракта. Кроме этого хотелось бы попасть в архивы Елабуги и покопаться там.