«Было две славы Есенина – поэтическая и темная слава. «Вздорная баба с пустыми глазами». Что Есенин нашёл в Айседоре Дункан

February 7th, 2015

Сразу было интересно
Потом страшно.
Потом грустно.

Учителя литературы в школе заставляют детей анализировать и понимать стихи алкоголиков, покончивших жизнь самоубийством. (с)
Выглядело полушуткой. Оказалось, зря.

Стало мне интересно, кто они, эти русские писатели и поэты, и кто их пороки.

Страшно, что их проходят в школе - в подростковом возрасте, когда так хочется подрожать кумиру.
Грустно оттого, что создается впечатление об алкоголизме, наркотиках, самоубийствах как о неизменных спутниках творчества, своего рода платы за него.

Про Есенина , конечно все знают, что он алкоголик. Его стихи проходят в школе.
Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесившись. Ее проходят в школе
У Булгакова есть цикл повестей "Записки юного врача", основанный на событиях его жизни. Совершенно потрясающие произведения, без иронии. Я их перечитывала не один раз. Среди них "Морфий". небольшие выдержки оттуда. Про Булгакова как раз и приходят мысли о "плате" за творчество.
Да, Булгаков наркоман. Его тоже проходят в школе.

Я вот призадумалась. Правильно ли анализировать произведения писателей и поэтов, без учета факта, что они были психически нездоровы? Иногда об этом сообщают, мельком, чаще умалчивают.
А ведь это влияет на их творчество . Иногда это и есть причина их творчества в том виде, в каком мы его знаем.

С одной стороны, странно сказать школьникам: "Это X, алкоголик, великий русский писатель, самоубийца"
С другой стороны, зачем вообще детям слышать в школе сочетания о достойных писателях и алкоголизме, наркотиках, самоубийствах и прочих пороках? Мы же пытаемся научить их тому, что это плохо, зло, никогда не пробуй. А тут - писатель, поэт, с экранов телевизоров - актер, певец и т.п. Слава и популярность. Какая-то двойная мораль.

Большинство взрослых способны понять, что у медали есть две стороны, и отделить семена от плевел. Потому что система жизненных ценностей уже сформирована. Но в ранней юности этому еще только учатся и именно в подростковом возрасте пробуют алкоголь, сигареты, наркотики, начинают задумываться о ценности жизни и значении смерти. Хочется проверить всё на личном опыте.
Зачем в этом возрасте позитивные примеры пороков?
Или если ребенок не открыл томик Есенина в 16 лет, то в 25 он его уже не оценит?
И также верно, что если убрать всех, кто дружил с пороками - то слишком много убирать придется.
Может тогда правильно изучать произведения вне контекста биографии его автора? Без " "="что хотел сказать алкоголик/наркоман и т.п.", а как-то только с точки зрения личных впечатлений детей о произведении?

У меня нет ответов на эти вопросы.
Единственное, в чем я уверена - в том возрасте, когда проходят эти произведения, ввиду отсутствия жизненного багажа и опыта, дети еще не способны понимать настоящую связь жизни автора с его творчеством. Иногда осознать и полное отсутствие этой связи по причине психических отклонений в момент написания произведения.
Отстраненно отнестись к порокам писателей. В этом возрасте жизнь еще в процессе разделения на черное и белое, хорошее и плохое.
В школе я не понимала "Мастера и Маргариту" Булгакова. Оно мне казалось странным. Помню, когда я увлеклась Булгаковым от нечего читать и узнала про его зависимость (это было гораздо позже школы), мое отношение к его произведениям не изменилось. Скорее этот факт дополнил в моей голове пазл о "Мастере и Маргарите", объяснив его странность, и пазл о Записках врача, когда я поняла, каким образом он так правдоподобно всё описывает.
Возможно сам факт того, что Булгаков был врачом и стремился приносить пользу людям, сильно смазал негатив от наркотиков.
Когда я узнала про Есенина - я поняла, почему у меня к нему отторжение: все эти картинки в его стихах - они были итак неприятны, и оказались не вымыслом, а реальностью, которая мне неприятна вдвойне. Кое-как закончив в школе, я к нему никогда не возвращалась.

САМОУБИЙЦЫ. Список огромен. Вот некоторые фамилии на слуху

Есенин, Сергей Александрович (1895—1925) — русский поэт. Перерезав себе вены, повесился.
Купала, Янка (1882—1942) — белорусский поэт. По официальной версии покончил с собой в гостинице «Москва». [его фамилия в этом списке удивила, я не знала об этом]
Лондон, Джек(1876—1916) — американский писатель, принял сверх дозу снотворного. Рядом с телом нашли блокнот, в котором были цифры: перед смертью писатель вычислял необходимую дозу яда.
Маяковский, Владимир Владимирович (1893—1930) — русский поэт. Застрелился.
Радищев , Александр Николаевич (1749—1802) — автор «Путешествие из Петербурга в Москву» и других произведений. Сначала принял яд, а потом еще и пытался зарезаться бритвой. Умер после долгих мучений.
Сенека Луций Аней (сын) (4 г. до н.э.- 65 после н.э.) — римский поэт, философ. Вскрыл себе вены в ванной, предварительно выпив яду. Вокруг сидели друзья и записывали его последние откровения.
Соболь Андрей Михайлович (1888—1926) — советский писатель, отец поэта Марка Соболя, застрелился среди бела дня, сидя на скамейке в московском сквере.
Стахура , Эдвард (1937—1979) — польский поэт, повесился в собственном доме, до этого бросался под поезд, который отрезал ему руку.
Табидзе , Галактион Васильевич (1891—1959) — великий грузинский поэт. Выбросился из окна лечебницы.
Успенский , Николай Васильевич (1837—1888) — русский писатель. Зарезал себя в переулке.
Фадеев , Александр Александрович (1901—1956) — русский советский писатель. Застрелился на даче, не выдержав разоблачений культа личности и погрязнув в алкоголизме.
Цветаева , Марина Ивановна (1892—1941) — русская поэтесса, прозаик, переводчица. Повесилась.
и др.

НАРКОМАНЫ .

Кэрролл Льюис - английский писатель, автор "Алисы в стране чудес", употреблявший опиум.
Кинг Стивен - американский писатель, общепризнанный «король ужасов». В период с 1974 по 1987 имел большие проблемы с алкоголем и наркотиками. Как это ни парадоксально, именно в этот период он создаёт свои наиболее яркие и жёсткие произведения, среди которых романы «Сияющий», «Мёртвая зона», «Воспламеняющая взглядом», «Куджо», «Бегущий человек», «Кладбище домашних животных», «Кристина», «Талисман», «Худеющий», «Оно», «Томминокеры» и «Тёмная Башня», а также повести «Тело», «Способный ученик», «Рита Хейворт и побег из Шоушенка». По его личному признанию, некоторые романы он даже не помнит как писал .
Берроуз Уильям - американский писатель, автор романа «Голый завтрак» (Naked Lunch) и других книг, основанных на его опыте полученного во время пристрастия к героину и многим другим наркотическим веществам.
Бодлер Шарль - французский писатель, свои впечатления от гашиша и опиума описывал в книге «Искусственный рай».
Булгаков Михаил - русский писатель, автор частично автобиографичного романа «Морфий». И вообще, все его произведения невероятно интересные.
Высоцкий Владимир - русский советский поэт, музыкант, актёр, бард, автор сотен песен на собственные стихи, употреблял морфий внутривенно. Об этом стало широко известно только после его смерти.
Владимир Маяковский , по воспоминаниям современников, пристрастия к алкоголю не имел, но зато употреблял кокаин и страдал от всевозможных маний, граничащих с помешательством.
Гайдук Дмитрий - писатель, известный своими растаманскими народными сказками - небольшими юмористическими рассказами о жизни растаманов.
Кастанеда Карлос - написал множество книг, из которых две посвящены описанию опыта употребления галлюциногенных растений, используемых мексиканскими индейцами. В данных впоследствии интервью выступал против употребления наркотиков.
Томас де Квинси - английский писатель XIX века, автор знаменитой книги «Исповедь курильщика опиума»
Кен Кизи - по крайней мере в 1960х годах активно потребителял ЛСД и марихуану. Автор романа «Пролетая над гнездом кукушки», являющимся одним из центральных литературных произведений движений битников и хиппи, в основу которого лёг опыт участия Кизи в экспериментах с ЛСД, мескалином, и другими психоделиками.
Кроули Алистер - британский писатель, автор «Дневника наркомана» (The Diary of a Drug Fiend) и других книг, имеющих дело с гашишем, кокаином и героином.
Пелевин Виктор - герои его книг употребляют наркотики. В романе «Generation П» подробно описаны ощущения от приёма наркотиков, в том числе яркие трипы под ЛСД и мухоморы. Автор эссе «Мой Мескалитовый Трип (о Карлосе Кастанеде)».
Хантер Томсон - американский журналист, автор книги «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» (Fear and Loathing in Las Vegas), создатель гонзо-журналистики.
Роберт Антон Уилсон - американский писатель, философ, анархист, на протяжении жизни эсперементировал с наркотиками, преимущественно с психоделиками, получал медицинскую марихуану, был ярым противником войны с наркотиками.
Ирвин Уэлш - британский писатель, автор романа Trainspotting и других книг, описывающих жизнь английских наркоманов.
Олдос Хаксли - автор The Doors of Perception, книги, описывающей его опыт с мескалином.
Баян Ширянов - русский писатель, автор цикла романов Пилотажи, описывающих жизнь московских «винтовых» наркоманов, принимающих внутривенно эфедрин и первитин.


АЛКОГОЛИКИ

Шолохов Михаил Александрович. Выросший среди донских казаков, он с ранних лет пил, как воду, местное вино, водку и самогон. К концу жизни увлечение алкоголем стало сказываться на здоровьеШолохова. Он пил по-тихому вплоть до своего восьмидесятилетия и умер от рака горла.
По Эдгар Аллан. Его не раз отвозили в больницу с приступом белой горячки, в котором он ругался с привидениями и неистово отбивался от них. Однажды его пьяным нашли в канаве, привезли в больницу, где он и скончался.
Уильям Фолкнер . Безумный пьяница. Родился и вырос в семье алкашей. К 18 годам будущий писатель пил, как заправский алкоголик. Его алкоголизм длился на протяжении 30 лет практически не прерываясь. Но именно в этот период он написал многие свои лучшие произведения.
Ремарк Эрих Мария. Писатель стал знаменитым после одного-единственного произведения «На Западном фронте без перемен» (1930). Ему, как человеку прошедшему две мировых войны, алкоголь стал анестезией. Сам же он, после прекращения запоев винил себя за пусто потраченное время.
Хемингуэй Эрнест. Лауреат Нобелевской премии 1954 года по литературе, полученной за известнейшую повесть «Старик и море», журналист. Один из самых известнейших алкоголиков. В последний год перед смертью он лежал в больнице с диагнозом депрессия, умственное расстройство и...цирроз печени. В июне 1961 года он приставил к голове охотничье ружье и покончил с собой, сидя на своем ранчо.
Есенин Сергей. О пристрастии Сергея Есенина к алкоголю известно пожалуй всем. Но быть может именно благодаря этой пагубной привычке Есенину удавалось с такой поразительной точностью изложить в своих стихах мотивы русской действительности и загадочной русской души и грусти.
Лондон Джек. Он работал по 17 часов в сутки, и за 15 лет писательства сочинил на 40 томов. При этом страдал депрессией и алкоголизмом. В ночь на 22 ноября 1916 года Джек Лондон покончил с собой. Рядом с телом нашли блокнот, в котором были цифры: перед смертью писатель вычислял необходимую дозу яда.
Стейнбек Джон. В 1947 году он приехал в Советский Союз, чтобы написать серию репортажей. Утомившись от официоза, Стейнбек решил посмотреть настоящую жизнь русских. Он вышел из московского отеля один и догулялся до того, что напился в компании алкашей (!) и заснул на скамейке.
Стайрон Уильям. Пил 40 лет подряд. В возрасте 60 лет Стайрон заработал непереносимость алкоголя. Один глоток - и у него начинались тошнота и кошмары. Стайрон перестал пить, однако без привычных вливаний ему было еще хуже. Он впал в депрессию и попал в психиатрическую больницу. Оклемался и написал - по следам своего пребывания в дурдоме - книгу "Зримая тьма". Прожил после этого Стайрон еще 15 лет, умер в возрасте 86 лет. Не пил. Страдал ли от вынужденной трезвости, мы не знаем.
Твардовский Александр Трифонович
Берггольц Ольга Федоровна
Олеша Юрий Карлович
Успенский Николай
Блок Александр Александрович
Фадеев Александр Александрович

и многие другие писатели

К сожалению, их очень много. Многие и умирали от алкоголизма опустившимися людьми или совершали на его фоне самоубийства.
Более подробно о влиянии порока на их жизнь и творчество.

Эдуард ХЛЫСТАЛОВ

НЕИЗВЕСТНОЕ УГОЛОВНОЕ ДЕЛО СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Ленинград, Гостиница "Англетер"

Много лет назад мне, старшему следователю когда-то знаменитой Петровки, 38, неизвестное лицо прислало две посмертные фотографии великого русского поэта Сергея Есенина . Поэта, видимо, только что вытащили из петли и положили на кушетку, где и сфотографировал его криминалист. Читая литературу о жизни и творчестве поэта, я сформировал образ Есенина: пьяница, хулиган, бабник, кулацкий поэт, революции попутчик, антисемит и самоубийца. После трагической гибели поэта в печально известной ленинградской гостинице «Интернационал» (бывшей «Англетер») ко всем другим чертам характера ему навесили и сумасшествие...
Осмотрев фотографии, к своему удивлению, я не увидел на трупе признаков, которые обязательно бывают в случае смерти человека от повешения. Зато на лице мёртвого поэта имелись следы причинения живому поэту многочисленных травм... Причём на этих фотографиях не видны были следы (странгуляционная борозда), которые остаются на трупе от верёвки. Я был потрясён! Что касается прижизненных травм, то их происхождение можно было объяснить тем, что пьяница Есенин с кем-то подрался перед самоубийством... Но меня потрясло другое: правая рука мёртвого поэта согнута в локте, так и закоченела. (Заранее прошу читателей простить меня за подобные подробности, но без них нельзя понять динамику смерти повешенного.) После наступления смерти руки повешенного вытягиваются «по швам». В данном случае правая рука была поднята вверх! Следовательно, трупное окоченение наступило не в подвешенном состоянии. Невольно приходит версия: поэта сначала убили, а потом инсценировали самоповешение...

Власти сделали всё, чтобы представить Есенина самоубийцей. В частности, они перед фотографированием труп поэта тщательно привели в порядок, положили на кушетку, застегнули брюки, заправили рубашку, но пуговицы гульфика остались незастёгнутыми, что у живого поэта быть не могло. Он всегда тщательно следил за своим костюмом.
Прибежавший в гостиничный номер большой русский художник Владимир Сваорог сделал моментальный рисунок тела поэта, ещё лежавшего на полу. На трупе расстёгнуты брюки, вывернута рубашка, вся одежда находится в состоянии смертельной борьбы с неизвестным лицом (лицами). Значит, перед фотографированием трупа поэта кто-то тщательно скрывал признаки насилия над ним.
Я решил начать частное расследование трагической гибели Сергея Есенина. Несмотря на откровенное сопротивление властей, закрытость необходимых архивов, недоброжелательность «есениноведов», скрывающих документы, попавшие к ним различными путями, мне удалось найти тринадцать уголовных дел, возбуждённых «органами» против свободолюбивого поэта. До революции было одно дело, остальные при советской власти, когда во главе этих «органов» стоял кровожадный Феликс Дзержинский, с санкций которого и преследовался молодой поэт. И должен отметить, что во всех случаях Есенин не совершил никакого преступления, все дела были инспирированы «органами» с единственной целью - запугать поэта, заставить его восхвалять кремлёвских инородцев, расправиться с ним «законным» путём. И если бы не его женитьба на танцовщице Айседоре Дункан, жизнь поэта оборвалась бы намного раньше!..
Современники отмечали, что Есенин никого не боялся, за исключением милиции (ещё бы не бояться, одни стихи чего стоят: «Хулиган», «Исповедь хулигана», «Письмо матери» - «...будто кто-то мне в кабацкой пьяной драке саданул под сердце финский нож...»). Действительно, поэта постоянно преследовали лица в форме работников милиции, только арестовывали его не в Таганскую или Матросскую Тишину, где содержались хулиганы, а в чекистскую Лубянку и политическую тюрьму Бутырки.
У властей всегда находилась бумага и типографские возможности, чтобы напечатать «саморазоблачения» Есенина:

Я из Москвы надолго убежал.
С милицией я ладить
не в сноровке,
За каждый мой пивной скандал
Они меня держали в тигулёвке.

Сергей Есенин. Москва. 1925 г.

Мне попадается письмо 25-летнего поэта в Петроград, литературному критику и историку литературы Иванову-Разумнику, с которым у него были доверительные отношения и творческие контакты:
«Декабря 4. 1920. Дорогой Разумник Васильевич! Простите, ради Бога, за то, что не смог Вам ответить на Ваше письмо и открытку. Так всё неожиданно и глупо вышло. Я уже собрался к 25 окт. выехать, и вдруг пришлось вместо Петербурга очутиться в тюрьме ВЧК. Это меня как-то огорошило, оскорбило, и мне долго пришлось выветриваться...»
Мне удалось найти документы по поводу ареста Есенина на квартире его друга Александра Кусикова 18 октября 1920 года. Обоих поэтов сначала заключили в тюрьму на Лубянке, а потом перевели в Бутырки. Арест был незаконным, никакого преступления Есенин не совершил. Как тут быть не оскорблённым и не огорошенным!..
20 ноября 1923 года в Союзе Поэтов намечалось проведение торжественного заседания, посвящённого 5-летию образования этой общественной организации. В этот день поэты Есенин, Ганин, Клычков и Орешин (трое последних будут расстреляны, но потом реабилитированы) ходили в Госиздат, где вели переговоры об издании своих стихов. Ближе к вечеру поэты зашли в столовую (теперь на этом месте станция метро «Тургеневская») перекусить. Здесь играли баянисты и продавалось пиво. Поэты тихо между собой разговаривали. За соседним столом сидел незнакомец, жадно вслушивающийся в разговор поэтов. А они, возмущённые отказами издательств публиковать их стихи, обсуждали проблему захвата лицами еврейской национальности всех издательств, редакций газет и журналов.
Сидевший недалеко незнакомец слышал только отдельные слова, но тем не менее вышел на улицу и привёл двух милиционеров, которые решили арестовать только Есенина. Тогда друзья поэта Клычков, Орешин и Ганин последовали добровольно в отдел милиции.
Поэтов арестовали всех, дело на них передали в следственный отдел ГПУ, товарищу Славатинскому... Однако вскоре всех поэтов выпустили. Они немедленно обратились через газету «Правда» с коллективным заявлением и возмущением против провокации, которую в отношении их провели недобросовестные люди.
Тем временем газеты начали против этих поэтов, и особенно против Есенина, настоящую травлю. Лев Сосновский и Борис Волин, занимавшие в партии большевиков видное положение и прибравшие к своим рукам ряд московских газет и журналов, ежедневно публиковали в них оскорбительные материалы. Вместо столовой в статьях появилась «пивная», якобы поэты «лезли друг на друга», как отъявленные хулиганы. Под шумок газеты прошлись и по великим русским писателям. «...Если Успенский Н.В. валялся под заборами и скандалил по московским притонам... Если Некрасов был далеко не безупречен в своей личной жизни... А вот с лёгкой руки Куприна у нас пошло «это самое». От имени рабочих газеты требовали самого сурового наказания «антисемитам».
Необходимо отметить, что любая критика против евреев, и особенно вождей-евреев, квалифицировалась как «антисемитизм», и виновных ждало самое суровое наказание. Кому-то из большевистских вождей пришла идея осудить поэтов (за что?) товарищеским судом писателей.
Трудно сказать, чем бы закончилось дело «четырёх поэтов», если бы на защиту Есенина и его друзей не встали литераторы-евреи. 2 декабря 1923 года в Союзе писателей (сейчас Литературный институт) слушалось дело «четырёх». Только к утру было вынесено решение: поведение поэтов осудить и на этом поставить точку. Обвинителю поэтов Л.Сосновскому за разжигание межнациональной розни объявить порицание. Товарищеский суд начисто отверг обвинение поэтов в антисемитизме. Но травля продолжалась...
Только что вернувшийся из длительного путешествия по Европе и США Есенин, которого встречали в любой аудитории бурными аплодисментами, а его стихи переписывали миллионы молодых людей, не выдержал травли и лёг 17 декабря в профилакторий имени Шумской (Полянка, 52). Родина, без которой поэт себя не мыслил, оказалась страшной мачехой. Власти пытались ему закрыть рот, но его обличения кремлёвских вождей неслись по всему миру:

Пустая забава, одни разговоры.
Ну что же,
ну что же вы взяли взамен?
Пришли те же жулики,
те же воры
И законом революции
всех взяли в плен.

Ни одна страна мира не издевалась с такой иезуитской кровожадностью над своими гениями, как Россия, ни одна страна не уничтожала такого огромного числа своих лучших людей. Сколько страданий пришлось перенести Сергею Есенину, сколько унижений! Сколько нужно было потратить сил и здоровья, чтобы отсидеть в самых страшных тюрьмах мира - на Лубянке и в Бутырках, когда за стенами по ночам чекисты расстреливали ни в чём не повинных людей!
Оказывается, что это не всё. Недавно было опубликовано ранее скрываемое от исследователей письмо Сергея Есенина своему отцу.
«Дорогой отец, привет тебе и пожелания. Прости, пожалуйста, за то, что долго не отвечал. Так вышло... За эти дни я успел по недоразумению посидеть в тюрьме, и дела мои были расстроены...»
На самом письме даты нет. Есть конверт с почтовыми штемпелями: отправка письма «24.9.20. Москва» и получение «27.9.20. Кузьминское».
Значит, Есенин «по недоразумению» посидел в тюрьме до 24 сентября 1920 года. Поэт возвращался в Москву после поездки на Кавказ. Не ранее 19 сентября он появился в столице и сразу мог быть арестован. Но за что его посадили в тюрьму и в какую?
Это уже 14-е уголовное дело против великого поэта Сергея Есенина.
Разобраться в такой ситуации просто. Взять книги регистрации арестованных на Лубянке и в Бутырках и отыскать фамилию поэта. Но нет, церберы из «органов» не подпускали к архивам ни в советское, ни в перестроечное время. Кажется, сегодняшние руководители России пылают страшной ненавистью к коммунистам. Им и карты в руки. Покажите всему миру, какие были коварные кремлёвские вожди, как измывались над Есениным, над Блоком, над священнослужителем П.Флоренским, над миллионами рабочих и крестьян...
Не выдают архивные документы только потому, что все тогда узнают имена подлинных палачей. Эти палачи являются родственниками сегодняшних перестроечников. А как известно, яблоко от яблони далеко не падает!
Читаешь сегодня стихи Есенина, и кажется, они написаны вчера.

Ваше равенство - обман и ложь.
Старая гнусавая шарманка
Этот мир идейных дел и слов.
Для глупцов -
хорошая приманка,
Подлецам - порядочный улов.

Глупцов и дураков в России всегда хватало. «...Глупцы вокруг «ура» орали, чекисты с русских скальпы драли...» (П.Карпов). А что касается «улова», то вожди большевиков вывезли из России за границу царский золотой запас, собиравшийся царями тысячу лет, картинные галереи, уникальные библиотеки, фамильные драгоценности. Устроив искусственный голод, ограбили миллионы россиян, обменивая фунт муки на бриллианты.
Сергей Есенин погиб в неравной схватке за свою Родину, за свой народ. Да святится имя его!

Перепечатывается из "Литературной России" - http://www.litrossia.ru/litrossia/viewitem?item_id=18723

Поэт-скандалист. Поэт-хулиган. Это все о нем, о Сергее Есенине. Он навсегда остался человеком-загадкой с трагической судьбой.


Многие режиссеры и документалисты пытались раскрыть его образ, приоткрыть завесу тайны его раннего ухода из жизни. Но никто не пытался рассказать нам, а кто же такой Сергей Есенин? Спектакль-мистерия «Хулиган», премьера которого ожидается 22 января в Государственном театре киноактера, нацелена на то, чтобы дать ответ на этот вопрос.

Главную роль в постановке исполняет Сергей Безруков . Новую веху своего творчества актер прокомментировал так: «Жанр спектакля – музыкально-поэтическая мистерия. Это спектакль-исповедь одного великого хулигана, который когда-то жил на великой русской земле. Это Есенин без цензуры, без купюр. Есенин – чувственный, Есенин – лирик, Есенин - бунтарь и скандалист. И самое главное, что сценаристом спектакля является сам Есенин, это его живые стихи и песни».

«Аргументы и Факты»: - Невозможно так красиво и близко сыграть хулигана не будучи таковым самому! Признайтесь, Сергей, вы – хулиган?

Сергей Безруков: - Озорства во мне хватает, и профессионального озорства, потому что ролей самых разных было достаточное количество. Есть хулиганство, когда ищу роли, совершенно не похожие друг на друга. В этом есть мое творческое хулиганство. Люди не предполагают, что я сыграю в следующий раз. Удивить, поразить, скорее удивить - люди не ожидают той или иной роли, а я пускаюсь во все тяжкие.

Само понятие хулиганство – в словаре Ушакова это крайнее бесчинство или поведение, сопряженное с противопоставлением себя обществу, неуважение к обществу и к достоинству человека, в нашем восприятии хулиганство – что-то озорное и веселое. Сравнивая Пушкина, Моцарта, Есенина, для нас их хулиганство - что-то задорное, эпиграммное, озорное, веселое, любвеобильное. То есть со знаком «плюс», а не «минус». В этом есть что-то и сродни моему поведению.

«АиФ»: - Как создавался «Хулиган»? Ведь у вашего спектакля даже жанр необычный, «мистерия».

С.Б.: - Все это родилось после того, как возникла идея создания диска, состоящего из стихов Есенина и песен. Я написал 9 песен на его стихи, была мечта выпустить их. Мы решили сделать презентацию. Не как обычно делают презентацию, где-нибудь в музыкальном магазине, когда садится автор музыки, приходят поклонники, разное количество народа бывает, идет автограф-сессия на дисках и на книгах. Мы посчитали, что этого будет мало для Есенина. И в Театре имени Комиссаржевской в Санкт-Петербурге решили сделать музыкально-поэтическую композицию. Были привлечены артисты балета, были сделаны хореографические номера, живой ансамбль «Римолино», 5 инструментов, аранжировка этих песен специально для них.

После чего я взялся и доделал композицию режиссерскими решениями. Был экран, на котором историческая хроника показывается, передается атмосфера того времени. Очень интересная хореография. В конце есть гибель Есенина в хореографическом исполнении. Замечательный артист балета Максим Еремеев, очень интересный взгляд, сам танец очень необычный. Замечательный бэк-вокал у меня. Это приобретает масштаб законченного произведения – спектакля. Хотя каждый раз я говорю публике, что это совершенно необычное произведение, потому что это и не совсем концерт, и не творческая встреча, не спектакль и не моноспекталь, это спектакль-мистерия, спектакль-исповедь, как мы это называем.

«АиФ»: - А как насчет импровизации? У вас были удачные импровизации, которые потом стали неотъемлемой частью спектакля «Хулиган»?

С.Б.: - В спектакле есть песня «Дон Жуан», в конце этой песни на сцену выходит живой Дон Жуан , артист, загримированный под Дон Жуана, и идет бой на шпагах с Дон Жуаном. Я пытался фехтовать, не надевая перчатку, и стер руку. И тогда я попросил, чтобы мне дали перчатку. Причем я сказал, что не надо две, достаточно одной. Мне дали черную перчатку, я ее надел, идет бой, а дальше после боя идет стихотворение «Мне осталась одна забава». И перчатку я не снял, времени не было ее снимать. И получилась одна рука в черной перчатке. Я читаю «Розу белую с черной жабой»… И у меня одна рука в черной перчатке, а другая – светлая. У меня пошла интересная импровизация с двумя руками. И дальше я читаю поэму «Черный человек», а изначально поэма называлась «Человек в черной перчатке», и было произведение намного страшнее, как утверждал Есенин, которое он сжег. Потом возникла версия «Черный человек», которую мы знаем. И дальше я играл с этой черной перчаткой. И получилось раздвоение личности – человек в черной перчатке и простая рука, которую согреваешь, которой холодно. Это была импровизация, которая родилась именно в этот момент, и теперь я ее закрепил.

«АиФ»: - Довольны ли вы этой ролью? Может быть,после показа фильма увидели изъяны? Ведь творческих людей всегда мучают сомнения.

С.Б.: - Было две славы Есенина – поэтическая и темная слава, которая порой опережала первую. То, что сериал задачей взял расследование гибели, жанр – детектив, и поэтмоу лирических отступлений было меньше. То, что главным героем является там там Хлыстов, за основу были взяты 13 уголовнызх дел Есенина, которые отыскал полковник Хлысталов, с которым я был знаком лично. Это те самые страшные фрагменты из жизни поэта. Вот что стало основным в сериале. Мне этого очень не хватало. Я больше доволен эпизодами, где есть лирические отступления, где есть душа. Хотя отметать темную сторону – без темного не было бы белого. Если показать только белое, люди не поверят в образ. Для многих Есенин – хулиган, скандалист, нужно было показать и то и то. В сериале произошел перекос в сторону сканадала. Не показали даже бунтаря, противопоставления его советскому режиму. Этого никто никогда не читал, в сериале мы затронули эту линию, что Есенин не просто был лириком, он был образованный, умный человек, боль за Россию, что делали с Россией большевики он прекрасно видел. То, что душа болела, что он дрался и не принимал советскую власть, как приняли многие поэты в то рвемя, это факт. Вот что мы сказали. То, что не хватило лирики – возникло желание создать спектакль, где только стихи. Отдушина. Что было недосказанного, есть воплощение в спектакле.

Общепринятая версия о самоубийстве Есенина 28 декабря 1925 года не подлежала сомнению на протяжении многих десятилетий. Дескать, жил талантливый поэт, писал о любви и березках, крепко пил, менял женщин, бросал детей, ленился прочесть «Капитал» и принять революцию… В итоге – горемычному ничего не оставалось, как повеситься.

С годами Есенину приписали разврат, хулиганство, алкоголизм и наркоманию. Биографию заменили строчками стихов, превращенных в улики против самого поэта. Даже пустили слух, что Есенин – английский шпион и полез в петлю из боязни разоблачения. Врагов у Сергея хватало… Сложностей во взаимоотношениях с советской властью тоже.

Сергей Есенин. 1920 год

Тринадцать уголовных дел

Айседора Дункан и Сергей Есенин. Париж, 1922 год

…11 ноября 1924 года чекисты арестовали четырнадцать литераторов, художников и врачей за создание подпольной антиправительственной организации «Орден русских фашистов». Почти все задержанные были друзьями Есенина. Поэту удалось избежать ареста – на тот момент его не оказалось в Москве.

Задержанных обвинили в том, что с августа 1924 года они «сорганизовались и ставили своей целью путем террора и диверсий свергнуть советскую власть». Арестованные действительно состояли в дружеских отношениях, нередко собирались вместе, возмущались действиями вождей большевиков, но никаких конкретных действий не совершили. Обыкновенная товарищеская компания творческих людей была представлена ГПУ как политическая организация.

Нет ни малейшего сомнения, что «Орден русских фашистов» – плод болезненной фантазии чекистов, инспирированный по сценарию Дзержинского, Менжинского, Лациса, Петерса, Агранова, Ягоды и других руководителей ГПУ.

С осени 1925 года Есенин находился под судом. В сентябре, когда он возвращался из Баку в Москву, в поезде у него случился конфликт с одним столичным партийным чиновником и дипкурьером. В Белокаменной на вокзале поэт был задержан, допрошен, а вскоре против Есенина возбудили судебное дело – уже тринадцатое (!) по счету.

Необходимо заметить, что во всех случаях молодой поэт не совершил никакого преступления. Все дела были сфабрикованы «органами» с единственной целью – запугать Есенина, заставить его восхвалять кремлевских вождей, расправиться с ним «законным» путем.

Чтобы избежать суда поэт ложится в психиатрическую клинику Московского университета (душевнобольных не судят) под опеку своего земляка профессора Петра Ганнушкина. Именно там «психически больной» Есенин написал свой шедевр «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…» и другие прекрасные лирические стихи.

За поэта тогда заступился нарком просвещения Анатолий Луначарский, который не хотел шумихи в зарубежной прессе. Однако кто-то более могущественный отверг ходатайство наркома. Наиболее очевидной фигурой здесь мог быть сам Лев Троцкий. И тогда Есенин решает бежать…

Сергей Есенин. Москва, 1925 год

«Моя поэзия здесь больше не нужна…»

Мысль покинуть СССР навсегда зародилась у Есенина еще во время поездки (1922 – 1923 гг.) по Западной Европе и США. Находясь за границей, поэт прозрел. Он понял обман народа коммунистической идеей и истинные намерения вождей большевиков. В Америке он начал писать пьесу в стихах «Страна негодяев», в которой с сарказмом высмеивал дела лидеров революции.

Еще 7 февраля 1923 года по пути из Европы в Америку Есенин пишет письмо в Берлин своему приятелю, поэту Александру Кусикову, в котором прямо заявляет о своем неприятии советской власти, Февраля и Октября, добавляя, что «сбежал бы хоть в Африку».

За месяц до смерти, 27 ноября 1925 г., Есенин пишет из психиатрической клиники своему другу Петру Чагину: «...Избавлюсь (от скандалов - прим. авт.), улажу, пошлю всех... и, вероятно, махну за границу. Там и мертвые львы красивей, чем наши живые медицинские собаки». Страной бегства могла быть Великобритания, по другим предположениям – Прибалтика.

Приезд Есенина в Ленинград 24 декабря 1925 года власти могли расценивать как шаг, предпринятый для оформления документов на эмиграцию.

Постоялец гостиницы «Англетер»


Гостиница «Англетер». Санкт-Петербург. Наши дни

В Северной Пальмире Есенин остановился в гостинице «Англетер», переименованной к тому времени в «Интернационал». Найти угол в центре города помог журналист Георгий Устинов, снимавший с женой Елизаветой комнату в том же отеле.

Есенина разместили в номере 5 на втором этаже. Комната была обставлена дорогой мебелью и относилась к высокому разряду. К слову, эта гостиница предназначалась для ответственных лиц – чекистов, военных и партийных работников.

27 декабря в гостях у поэта собрались друзья. Дворник дядя Вася, по просьбе Есенина, принес на всю кампанию пять бутылок пива – у Сергея на большее не было денег, у приятелей – и подавно. К тому же, по советским обычаям, крепкие напитки в Рождественские дни не продавались.

Есенин был радостным и возбужденным, читал новые стихи, рассказывал о своих планах. Около десяти часов вечера, проводив гостей, Есенин спустился к портье и попросил никого к нему не пускать: поэт кого-то опасался из Москвы…

Мертвый поэт. 28 декабря 1925 года

Расправа

Тускло забрезжило питерское утро 28 декабря. В половине одиннадцатого утра супруга Устинова постучала в дверь с номером 5…Тишина. Повторный стук тоже остался безответным. Странно, ведь Есенин утром никуда уходить не собирался…

Почувствовав неладное, женщина побежала за управляющим. Василий Назаров, по совместительству – сотрудник ЧК, долго возился с замком. Вошедшие в номер увидели страшную картину: мертвый Есенин лежал на полу в сгустках крови…

Следует отметить, что в те годы в милиции служили сыщики по уголовным делам еще царских времен. Они имели университетское образование и отличную практику, раскрывали самые запутанные преступления. В те декабрьские дни проходил XIV съезд партии. В милиции и прокуратуре была повышенная готовность.

Рукопись стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья…»

Казалось бы, для выяснения причин гибели известного всему миру поэта, должны были направить опытную следственную бригаду. Но в гостиницу явился только рядовой милиционер Николай Горбов, имевший 6-месячный стаж работы. Расследование Горбов провел в одиночку. В частности, составил акт, послуживший впоследствии основанием для утверждения, что Есенин покончил жизнь самоубийством.

Приводим текст этого акта с сохранением стиля и орфографии.

«АКТ
28 декабря 1925 года составлен настоящий акт мною уч. надзирателем 2-го от. Л. Г. М. Н. Горбовым в присутствии управляющего гостиницей Интернационал тов. Назарова и понятых.

Согласно телефонного сообщения управляющего гостиницей граж. Назарова В. Мих. о повесящемся гражданине в номере гостиницы. Прибыв на место мною был обнаружен висевший на трубе центрального отопления, мужчина в следующем виде, шея затянута была не мертвой петлей, а только правой стороны шеи, лицо обращено к трубе, и кистью правой руки захватила за трубу, труп висел под самым потолком и ноги были около 1 1/2 метров, около места где был обнаружен повесившейся лежала опрокинутая тумба, и канделябр стоящий на ней лежал на полу. При снятии трупа с веревки и при осмотре было обнаружено на правой руке выше локтя с ладонной стороны порез на левой руке, на кисти царапины, под левым глазом синяк, одет в серые брюки, ночную рубашку, черные носки и черные лакированные туфли. По предъявленным документам, повесившимся оказался Есенин Сергей Александрович, писатель, приехавший из Москвы 24 декабря 1925 года».

Прощание с поэтом. Москва. Дом Печати. Январь 1926 года

Можно ли из указанного акта сделать заключение о самоубийстве поэта? Конечно же, нет! Документ составлен на крайне низком профессиональном уровне. Участковый надзиратель фактически не осмотрел место происшествия, не зафиксировал наличие крови на полу, письменном столе, стенах, не выяснил, чем была разрезана у трупа правая рука, откуда была взята веревка для повешения, не описал состояние замков в двери, запоров на окнах…

Самым серьезным нарушением Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в этом деле явилось то, что при осмотре трупа не участвовал судмедэксперт, хотя этого требовала сама обстановка в гостиничном номере. Лицо мертвого Есенина было изуродовано, обожжено, под левым глазом имелся синяк. Под правой бровью примерно с копеечную монету - повреждение, похожее на проникающее ранение в мозг. Не случайно поползли слухи, что Есенина убили…

Сегодня можно с полной уверенностью утверждать, что уголовное дело по факту трагической гибели поэта не возбуждалось. «Расследование», проведенное участковым Горбовым, продолжалось всего два-три часа, потому что уже в 16 часов того же дня труп Есенина был доставлен в морг Обуховской больницы.

Дом-музей поэта в Константиново Рязанской области

…Свет на эту трагедию пролили воспоминания близкого друга Есенина художника Владимира Сварога, которому удалось сделать набросок лежавшего на полу тела погибшего поэта: «…Я думаю, этот Эрлих (один из присутствовавших в номере поэта 27 декабря - прим. авт. ) что-то подсыпал Есенину… пусть не яд, но сильное снотворное… Сергея торопились убрать. Сначала использовав удавку - правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так и закоченел в судороге. Его голова была на подлокотнике дивана, когда последовал удар в лицо. Антабка - место крепления ремешка под рукояткой нагана - оставила рану выше переносицы. Потом Сережу закатали в ковер (я, когда рисовал, заметил массу ковровых ворсинок на брюках и волосах) и хотели спустить с балкона - за углом ожидала машина. Но сверток не пролез в балконную дверь… Вешали второпях, уже глубокой ночью. Когда разбежались, остался Эрлих - сымитировать самоубийство…»

Памятная плита на фасаде гостиницы «Англетер»

Что же касается непосредственного исполнителя убийства, то наиболее подходящей фигурой здесь мог быть известный террорист Яков Блюмкин, верный оруженосец Троцкого, его личный порученец в течение многих лет. По воспоминаниям тифлисского приятеля Есенина, писателя и журналиста Николая Вержбицкого, у Блюмкина могли быть и личные счеты с Есениным: тот однажды в Баку в 1924 году угрожал поэту и даже пистолет на него направлял. Некоторые видели в те декабрьские дни Блюмкина в «Англетере». Но со стопроцентной уверенностью указать именно на него, как на убийцу Есенина, мы сегодня не можем - не хватает материала. Прояснить истину могли бы протоколы допросов Блюмкина перед его расстрелом в 1929 году. К сожалению, эти документы пока недоступны.

После убийства поэта нужно было замести следы преступления. Об участниках этого действа удалось узнать побольше.

Свидетели и понятые – сексоты ГПУ

«Поэт, приятель Есенина в последние два года его жизни». Так справочные разделы есенинских собраний сочинений рекомендуют Вольфа Эрлиха, одну из заглавных фигур трагедии. Это ему Есенин адресовал телеграмму от 7 декабря 1925 года: «Немедленно найди две-три комнаты. 20 числах переезжаю жить Ленинград. Телеграфируй». Насколько была важна роль Эрлиха в судьбе поэта?

Выяснилось, что с 1920 года (с восемнадцати лет!) он являлся секретным сотрудником ЧК-ГПУ-НКВД и по этому роду своей деятельности находился в непосредственном подчинении известного чекиста Ивана Леонова, в 1925 году - заместителя начальника Ленинградского ГПУ. К слову, по некоторым данным, именно Леонов выступил в роли исполнителя воли Троцкого и стал главным организатором убийства Есенина, распределив кровавые обязанности между своими подчиненными.

Вызывает подозрение и то обстоятельство, что практически вся компания свидетелей и понятых, поставивших свои подписи под документами о смерти Есенина, состояла из знакомых и друзей Вольфа Эрлиха. Больше того, литературный критик Павел Медведев, поэты Илья Садофьев, Всеволод Рождественский, Иван Приблудный также являлись сексотами ГПУ. Литература служила очень удобной ширмой для осведомительской деятельности людей этого сорта. Причем, понятые видели труп поэта уже на полу, хотя, визируя акт, составленный участковым Горбовым, подтверждали повешение…

Вызывает вопросы и вояж Эрлиха из Москвы в Ленинград 16 января 1926 года, когда в течение одного дня он сварганил сомнительное свидетельство о смерти Есенина. Причем взял он его в загсе не Центрального района, на территории которого расположен «Англетер», а Московско-Нарвского района. Мелочь? Но не случайная: именно в этом районе все ключевые административные посты тогда находились в руках троцкистов, с помощью которых было проще оформить нужный документ.

С именем Эрлиха связано и обнародование, якобы, последнего стихотворения Сергея Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья...». По его словам, вечером 27 декабря, прощаясь, поэт засунул листок со стихами в карман пиджака Эрлиха с просьбой прочесть их как-нибудь потом, когда он останется один. А Эрлих «забыл» об этих стихах. Вспомнил лишь на следующий день, когда Есенина уже не было в живых.

29 декабря стихотворение публикуется в ленинградской «Красной газете». Датируется 27 декабря. Но в оригинале нет даты его написания. И еще вопрос: почему оригинал этого стихотворения впервые появился на свет только в феврале 1930 года? Его принес в Пушкинский Дом крупный политвоенчин, впоследствии - литературный критик Георгий Горбачев. В журнале осталась запись: «От Эрлиха». Но Эрлих в 1930 году - мелкая сошка, сотрудник пограничной охраны ГПУ Закавказья. А «курьер» Горбачев - видный политкомиссар, хороший знакомый Троцкого. Не странно ли? Что-то тут не сходится...

Могила Есенина на Ваганьковском кладбище в Москве

Руки Лубянки

(вместо эпилога)

Похоронили Есенина в Москве на Ваганьковском кладбище. У гроба поэта прошли десятки тысяч людей, все видели изуродованное лицо мертвого Есенина, но никто не потребовал проведения честного расследования дела. Побоялись защитить имя выдающегося поэта даже друзья, прошедшие империалистическую и гражданскую войны, даже родные. Болтуну и паникеру, распространяющему клевету на власти, чекисты могли вырвать не только язык. Промолчала и белая эмиграция – руки Лубянки доставали любого в любом уголке земного шара.

21 ноября 1923 года Сергея Есенина допросили в милиции по поводу инцидента в пивной. За время жизни Есенина в Москве на него было заведено 13 уголовных дел, причем помимо дебошей и драк, в этих делах фигурировали даже обвинения в антисемитизме. Мы расскажем о пяти самых скандальных выходках Есенина.

Инцидент в пивной

21 ноября 1923 года Сергей Есенин выпивал с поэтами Клычковым, Орешиным и Ганиным в пивной. В пивную вошел с девушкой молодой человек в черной кожаной куртке. По некоторым данным, это был чекист. Они заняли столик неподалеку от четырех поэтов. Поэты неодобрительно отнеслись к молодому человеку, и Есенин начал с ним активную перепалку, назвав его «жидовской мордой». При этом остальные поэты вскочили с места и, не заплатив по счету, бросились к выходу. Официанты и швейцар преградили им путь. Через десять минут приехала машина, и четырех поэтов увезли.

В декабре 1923 года над ними состоялся «товарищеский суд». Дело разрешилось общественным порицанием. При этом Есенин отрицал свой антисемитизм.

Антисемитизм в Америке

Есенин устроил антисемитский скандал даже в Америке. В начале 1923 года на вечере, устроенном Мани Лейбом, Есенин читал «Страну Негодяев» и прочел вместо еврей «жид», чем возмутил публику. Несмотря на попытки Айседоры Дункан замять скандал, дело кончилось потасовкой и уже привычным обвинением Есенина в антисемитизме. После инцидента Есенин не раз извинялся.

Дебош в театре

Богемная жизнь, в которую был вовлечен Есенин, так или иначе крутилась вокруг театра. 6 апреля 1924 года, во время одной из постановок Малого театра поэт проник за сцену и в одной из гримёрок принялся распивать вино с Всеволодом Ивановым. Когда в гримерку вернулась актриса, то выпроводить поэтов самостоятельно у нее не получилось, пришлось вызывать милицию. Увидев милиционера, Есенин побежал. По дороге дважды подрался, но был скручен и приведен в кабинет администрации, где начали составлять протокол. Составив протокол, милиционер вывел поэта из театра.

Драка с Пастернаком

Взаимоотношения Есенина с другими поэтами нельзя было назвать простыми. В частности, он не принимал стихи Бориса Пастернака. Эта неприязнь стихов часто перерастала в открытую конфронтацию. В воспоминаниях Катаева упоминается даже о драке — Катаев называет Есенина королевичем, а Пастернака мулатом: «Королевич совсем по-деревенски одной рукой держал интеллигентного мулата за грудки, а другой пытался дать ему в ухо, в то время как мулат — по ходячему выражению тех лет, похожий одновременно и на араба и на его лошадь с пылающим лицом, в развевающемся пиджаке с оторванными пуговицами с интеллигентной неумелостью ловчился ткнуть королевича кулаком в скулу, что ему никак не удавалось».