Памятник пушкину на пушкинской площади. История памятника пушкину

Поэту появилась сразу же после трагической его гибели в 1837 году, но осуществить это не представлялось возможным. Во-первых, в то время было принято устанавливать памятники исключительно государственным деятелям, а во-вторых - отношение власти к Пушкину было весьма прохладное.

В 1860 году бывшие выпускники Царскосельского лицея, где в свое время учился Пушкин, выступили с инициативой о создании памятника. Предложение поддержал родственник императора принц Петр Ольденбургский, бывший в то время попечителем лицея. Он получил согласие Александра II на установку памятника. Был объявлен сбор средств на монумент, который предполагалось поставить в Царском Селе, "в бывшем лицейском саду".

Однако собрать удалось всего 13 тысяч рублей — это была лишь малая часть необходимых средств.

В 1870 году бывший лицеист Яков Грот вновь поднял вопрос о строительстве памятника. Его поддержали другие лицеисты. Из них в феврале 1871 года был создан комитет, главой которого стал принц Петр Ольденбургский. В этот раз местом установки памятника избрали Москву, где родился поэт.

Средства на памятник собирали всем миром. Крестьяне давали последние копейки, чиновники, генералы — от одного рубля до 100, члены царской семьи — 100-150 рублей. Самое большое пожертвование(1000 рублей) сделал сын знаменитого историка Владимир Карамзин. Всего было собрано 83 992 рубля 61 копейка, а вместе с накопившимися процентами от предыдущего сбора средств в распоряжении создателей памятника оказалось 106 575 рублей 10 копеек.

Их хватило не только на монумент, но и для учреждения Пушкинской премии Академии наук за сочинения по изящной словесности и изыскания по русскому языку и литературе (первое присуждение премии состоялось в день лицейской годовщины - 31 октября (19 октября по старому стилю) 1882 года).

В 1872 году комитет объявил конкурс на лучший проект монумента, но ни одну из представленных 15 работ не признали удовлетворяющей требованиям. Был объявлен новый конкурс, по итогам которого в 1875 году лучшей была признана работа Александра Опекушина, изображавшая фигуру размышляющего Пушкина на прогулке и лишенная каких-либо аллегорических украшений.

В ходе создания эскиза памятника Опекушин испробовал множество вариантов. Десять больших альбомов были заполнены набросками Пушкина в разных позах, было выполнено тридцать моделей из глины и пластилина. В осуществлении проекта также принимал участие архитектор Иван Богомолов. Работы по изготовлению модели статуи, сооружение пьедестала, отливка бронзовой одиннадцатиметровой скульптуры заняли пять лет. Отливали фигуру Пушкина на петербургском бронзолитейном заводе. Пьедестал и постамент были изготовлены из темно-серого и темно-красного сердобольского гранита.

Открытие памятника планировалось на 31 октября (19 октября по старому стилю) 1879 года - к годовщине открытия Царскоселького лицея. Но при монтаже были повреждены части скульптуры, а восстановительные работы продлились до весны следующего года.

Следующей запланированной датой открытия монумента стало 7 июня (26 мая по старому стилю) 1880 года, но из-за траура по императрице Марии Александровне оно вновь не состоялось.

Наконец, 18 июня (6 июня по старому стилю) 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, при большом количестве народа памятник Пушкину был торжественно открыт на Страстной площади, в начале Тверского бульвара.

На монументе поэт изображен стоя, на нем надет длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Поза отличается непринужденностью и естественностью: левая нога выдвинута немного вперед, правая рука заложена за жилет, в левой руке, заведенной за спину, Пушкин держит шляпу, голова слегка наклонена, взгляд выражает задумчивость и погружение в себя. Вокруг памятника расположены 18 гранитных тумб с бронзовыми венками, а между ними протянуты цепи-гирлянды лавровых листьев из литья. Постамент представляет собой цоколь со ступенями. На фасаде постамента, на передней его части изображены перо и венок - символы поэзии и искусства. На гранях пьедестала вырезаны строки из стихотворения "Я памятник воздвиг себе нерукотворный…", но с подмененной уже при первом, посмертном, 1841 года, издании строчкой: вместо "Что в мой жестокий век восславил я свободу" тогда написали "Что прелестью живой стихов я был полезен". Рядом с памятником установлены четыре чугунных фонаря, в каждом из которых — четыре светильника.

В день открытия памятника вокруг него на шестах были поставлены белые щиты, на которых золотом вытеснены названия произведений великого поэта. Тверской бульвар был украшен гирляндами живой зелени, перекинутой над дорожками. Народ покупал у торговцев массу ландышей и фиалок и закидывал ими пьедестал памятника.

На открытии памятника присутствовали дети и внуки Пушкина, видные литераторы, ученые, музыканты, артисты, общественные деятели, в их числе были Иван Тургенев, Яков Полонский, Апполон Майков, Алексей Плещеев, Федор Достоевский.

Когда в 1936 году готовились к 100-летию со дня смерти Пушкина, было решено заменить на памятнике исправленный текст стихотворения на оригинальный (впервые опубликованный Петром Бартеневым в 1881 году). При этом исходный шрифт был сохранен, но орфография заменена на современную, а двустишия были заменены на полные четверостишия. Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесенный высоким рельефом в старой орфографии "Сооруженъ въ 1880 году".

В 1950 году при реконструкции Страстной площади был уничтожен Страстной монастырь, перед которым стоял памятник Пушкину. Монумент перенесли с Тверского бульвара на другую сторону реконструированной Страстной площади (ныне Пушкинская площадь), развернули на 180 градусов и расположили прямо на том месте, где раньше стояла колокольня Страстного монастыря. Прежней его высоты в новом архитектурном окружении оказалось недостаточно, поэтому был сооружен бетонный фундамент, поднявший уровень основания монумента памятника.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Памятник Пушкину в Москве, с задумчиво наклонённой головой, без сомнения, известен всем. Он прочно вошёл в список достопримечательностей российской столицы.

Между тем, памятник поэту мог быть совершенно другим.

XVI веке на месте нынешней Пушкинской площади стояли Тверские ворота Белого города, через которые проходила дорога на Тверь, а с ХVIII века – на Петербург. В 1641 году рядом с ними была поставлена церковь в честь Страстной иконы Божьей матери, а с 1654 – эаложен Страстной женский монастырь. Сами ворота были снесены в 1720 году, на их месте образовалась небольшая площадь, уже в следующем году на ней была построена триумфальная арка для торжественного въезда в Москву Петра I в честь победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира. С тех пор, начиная с XVIII века, на месте снесённых ворот к каждой коронации регулярно ставили новые триумфальные арки.

1770-е годы была разобрана стена Белого города, а в 1791 году была снесена старая церковь Дмитрия Солунского, за исключением колокольни и на её месте построена новая, в стиле барокко; которая ещё раз перестраивалась в 1832 году. В 1796 году на месте снесённой стены появился Тверской бульвар, первый в Москве и тотчас ставший излюбленным местом прогулок.
Слева: церковь Дмитрия Солунского, вдали - триумфальная арка Павла I на площади Тверских ворот.
Справа: Страстная площадь с видом на монастырь.

Памятник – это инициатива выпускников Царскосельского лицея, однокашников поэта. В 1860 году была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге, было собрано около 13 тысяч рублей. В 1870 году проводится новая подписка по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота и к 1880 году удаётся собрать около 106 тысяч рублей.

Первый конкурс на памятник Пушкину, 1873 год.

Второй конкурс на памятник Пушкину, 1874 год.

Отобраны трое победителей, крайняя скульптура справа — работа Опекушина. Найдена поза и жест руки, рисунок постамента далек от нынешнего оригинала, скульптуры Пушкинских персонажей у подножья памятника исчезнут.
Третий конкурс на памятник Пушкину, 1875 год.

Проект скульптора Марка Антокольского, 1875 год.

В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса, состоявшего из трёх этапов, первая премия была присуждена Александру Михайловичу Опекушину, для его размещения и ведения монтажа был приглашён архитектор Иван Семёнович Богомолов.

Пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник открыли не сразу. Первое открытие 19 октября 1879 года, назначенное на годовщину открытия Лицея, сорвалось из-за повреждения одного из угловых монолитов основания, располагавшегося под ступенями лестницы, его пришлось заменить двумя новыми. Повторной датой открытия было назначено 26 мая 1880 года, день рождения Пушкина, однако его опять перенесли, теперь из-за траура по императрице Марии Александровне, супруги российского императора Александра II и матери правившего Александра III.

Оно наконец состоялось 6 июня 1880 года: несмотря на ненастную погоду, несколько тысяч москвичей собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили его открытие. В тот же день в Московском университете имело место торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский. В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали И. С. Тургенев и И. С. Аксаков, знаменитая речь Ф. М. Достоевского была произнесена именно там.

Сначала незавидная судьба постигла Страстной монастырь: 1929 года он был превращен в Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников, а в 1937 году в ходе реконструкции бывшей Тверской, переименованной в улицу Горького (ныне снова Тверская улица), все постройки Страстного монастыря, кроме колокольни, были снесены. Сейчас на фундаментах церквей и построек стоит кинотеатр «Россия», плещут фонтаны и располагается сквер с переставленным памятником.

Слева: Начинается демонтаж Страстного монастыря,1937(?) год.
Справа: Монастырь исчез, идет расчистка площади.

Колокольня Страстного монастыря в начале ХХ века и в 1937 году. В столетие со дня смерти поэта площадь «Площадь декабрьского восстания» (названа так в 1918 году) была переименована в Пушкинскую.

Страстной монастырь: сначала балаган (1932 год), потом — цирк. На фотографии слева — постамент памятника Пушкину пуст.

Первоначальное место скульптуры – в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю. Это его размещение было совершенно логично: поэт, прогуливаясь по любимому маршруту, выходит на Страстную площадь и склоняет голову перед Страстным монастырем, снимая шляпу – это и была главная суть замысла, вложенная скульптором в памятник поэту.

Переезд памятника на карте Москвы 1897 года (издание Снегирёва) и GoogleMap.
В 1950 году идею Опекушина похоронили окончательно – монумент был перемещен на другую сторону улицы Горького, на место снесенной колокольни Страстного монастыря и развернут на 180 градусов. Это полностью поменяло его восприятие – любая грамотно сделанная уличная скульптура делается с учётом освещения, связанного с перемещением солнца в течение дня.

Как работает дневное освещение: тогда (1880 год) и сейчас – видно, что памятник выглядит плоским.

Вместо эпилога.
«Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак».

Валентин Катаев, «Алмазный мой венец», 1978 год.

6 июня 1880 года. В этот день множество людей спешило на Страстную площадь. Они заполнили соседние улицы, бульвары, теснились у окон, на балконах. К специально сооруженным трибунам шли и шли делегации. Так Москва торжественно открывала памятник Пушкину.

Среди находящихся на площади более всех, вероятно, был взволнован высокий темно-русый человек. Это был автор монумента - Александр Михайлович Опекушин.

Мысль создать Пушкину "вековечный" памятник высказал еще в 1846 году В. Г. Белинский - идея для того времени смелая, даже дерзкая: в России XIX века памятники ставили царям. сановникам, генералам.

Через несколько лет к императору Александру II с ходатайством воздвигнуть памятник великому поэту обратились лицеисты пушкинского и последующего выпусков. Высочайшее соизволение было получено, но от каких-либо затрат правительство царской России отказывалось. Начался сбор добровольных пожертвований. Удалось собрать лишь 13,5 тысячи рублей - сумму. явно недостаточную для сооружения монумента.

Прошло еще 10 лет. И бывшие лицеисты добиваются учреждения комитета по созданию памятника поэту. Комитет, в который вошли соученики Пушкина М. А. Корф и Ф. Ф. Матюшкин, предложил установить памятник в Москве.

В газетах появилось сообщение о всенародной подписке на сооружение памятника. В подписных листах рядом с крупными суммами соседствовали взносы и по нескольку копеек - пожертвования от простого люда.

Состоялось три конкурса на проект памятника. Модели представляли под девизами. В конкурсе приняли участие почти все известные скульпторы того времени, и среди них М. М. Антокольский, П. П. Забелло, И, Н. Шредер, И. С. Пименов. Проекты памятника отличались большим разнообразием. Лучшими жюри признало модели Александра Михайловича Опекушина. Его победа удивила многих. Одна из газет писала: "Чему же учат в Академии художеств, когда на пушкинском конкурсе всех академиков "заткнул за пояс" какой-то крестьянин Опекушин".

Александр Михайлович Опекушин родился в семье крепостного крестьянина, в ярославской деревне Свечино, славившейся искусными мастерами лепки. Талантливым лепщиком был и его отец. Заметив способности сына, он увез его в Петербург, и вскоре тот попал в мастерскую известного в то время скульптора Д. И. Иенсена, где пять лет осваивал ремесло.

Однажды Александр Опекушин делал фигурку "Мальчик, пускающий пузыри", которая очень понравилась Иенсену, и тот помог ученику устроиться "вольноприходящим" в Академию художеств. Только в 1859 году, за два года до отмены крепогного права, Опекушин был выкуплен у помещика на волю.

Вскоре скульптор получает свою первую награду - малую серебряную медаль за барельеф на библейскую тему, затем - звание классного художника 1 -й степени, потом, за статую Петра I. и звание академика.

Опекушин много и тщательно работал над проектом памятника великому русскому поэту. Прижизненных портретов Пушкина было мало, а фотография в те годы еще не существовала. Точно сохранила черты лица только посмертная маска поэта работы Гальберга.

Опекушин заполнил изображениями Пушкина 10 альбомов, сделал из глины и пластилина более 30 проектов памятника. И вот - победа на конкурсе. По его модели, "соединившей в себе с простотой, непринужденностью и спокойствием позы тип наиболее подходящий к характеру и наружности поэта" (таково заключен жюри), был отлит памятник.

Наступил торжественный день - 6 июня. На трибунах-члены комите та по созданию памятника, представители городских властей, художники писатели, родственники Пушкина.

"... Упала скрывавшая памятник поэта холстина,- писал Глеб Успенский,- и перед всеми собравшимися на площади зрителями явился простой, умный, с внимательным умным взором образ Пушкина".

День закончился концертом: оркестр под управлением Н.Г. Рубинштейна исполнил увертюры из опер "Руслан и Людмила" М. И. Глинки и "Русалка" А. С. Даргомыжского.

"Вышло неожиданно хорошо,- писал И. С. Аксаков - переросло всякие чаяния и стало истинным событием историческом развитии русского общества, великим актом нашего народного самосознания, новою эрою, поворотным пунктом для наших молодых поколений..."

В одной из брошюр, увидевших свет сто лет назад, говорилось: "Мы уже видим начатки отрадных действий первого народного памятника. Со дня его открытия каждый день разнородные группы толпятся вокруг него и о чем-то толкуют. Женщины и мужчины, старые и молодые несут ежедневно к подножию поэта свою скромную благоговейную дань: то венками, то букетами цветов... Пробуждаются народные чувства, с ними воскресают вера, и надежда, и любовь, которые вызовут стремление к правде. Вот культурная сила пушкинского памятника, возвышающегося над Москвой, но для всей России..."

Пушкинские празднества длились четыре дня. Выступали известные писатели и поэты. Особенно сильное впечатление произвели на слушателей речи Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского и И. С. Тургенева. Они подчеркивали непреходящее значение творчества Пушкина для русской и мировой литературы.

"Мы будем надеяться,-говорил И. С. Тургенев, - что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком!.. Будем же надеяться, что в недальнем времени даже сыновьям нашего простого народа... станет понятно, что значит это имя: Пушкина"

На выставке, открытой в Дворянском собрании, впервые были представлены личные вещи Пушкина, его прижизненные портреты, рукописи, портреты его современников. Впоследствии эта первая пушкинская выставка заложила основу музея поэта.

Вот уже почти полтора столетия стоит в центре Москвы бронзовый Пушкин.

По материалам статьи Г. Асланова и А. Руднева

"Первая задача истории - воздержаться от лжи, вторая - не утаивать правды, третья - не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности" "Не знать истории - значит всегда быть ребенком" Цицерон Марк Туллий

Александр Михайлович Опекушин (1841-1923) - сын крестьянина-каменотеса Ярославской губернии. В 60-х годах он занимался в Академии художеств, но академии не окончил, хотя в 1873 году получил звание академика за статую «Петр I». В начале своей деятельности он участвовал в создании микешинского памятника «Тысячелетие России» и приобрел опыт монументалиста. Позднее им были выполнены девять статуй деятелей XVIII века для памятника Екатерине II в Петербурге, сооруженного по проекту Микешина. Две из этих статуй - Орлова-Чесменского и Чичагова - были созданы Опекушиным по собственным эскизам. Имя свое скульптор увековечил памятником А. С. Пушкину, сооруженным в 1880 году в Москве и поныне остающимся лучшим монументом поэту.

В 1889 году Опекушин воздвиг в Пятигорске памятник другому великому русскому поэту - М. Ю. Лермонтову. И эта его монументальная работа отличается серьезностью замысла и высоким качеством исполнения. Лермонтов изображен сидящим на скале в задумчивой позе, у ног его - книга, возле постамента внизу - лира и венок. Его лицо обращено к панораме гор, столь любимых поэтом.

В 1886 году Опекушин соорудил памятник знаменитому русскому естествоиспытателю Карлу Бэру на родине ученого, в городе Тарту. Проект этого памятника был удостоен первой премии на всемирном конкурсе. Более поздние произведения Опекушина - памятники Александру II и Александру III в Москве - не удались автору, в 1918 году они были сняты. Из других работ известны небольшие памятники Пушкину, Вяземскому и Жуковскому, сооруженные в 1913 году в парке имения Вяземских - Остафьеве.

Памятник Пушкину. Памятник поэту, одно имя которого вызывает в нас чувство гордости и благоговения. Он стоит, этот памятник, в центре Москвы, где родился великий поэт. У его подножия никогда не вянут живые цветы, к нему не зарастает народная тропа, поколение за поколением приходят сюда люди, чтобы поклониться Пушкину.

В 1860 году шла подготовка к пятидесятилетию Царскосельского лицея. Бывшие лицеисты, товарищи Пушкина предложили установить памятник в саду лицея. Но дело тогда не сдвинулось, и только через десять лет был образован специальный комитет по сооружению памятника. Комитет решил, что монумент нужно установить в столице - Петербурге.

Но царское правительство осталось верным себе по отношению к Пушкину - память опального поэта Александр II запретил увековечивать в Петербурге. Только после долгих переговоров комитет получил «высочайшее» разрешение на установку памятника в Москве.

Однако правительство демонстративно отказалось оплатить расходы, и пушкинский комитет был вынужден обратиться за помощью к народу. Подписной лист пошел из города в город, из губернии в губернию, по всем уголкам России, которая с энтузиазмом встретила весть о сборе средств на памятник любимому поэту. Деньги вносили люди разных сословий, разного достатка и положения в обществе - имя Пушкина было свято для всех русских людей.

«Делом общественной совести» назвал один из журналов того времени создание памятника Пушкину. Комитет по сооружению памятника объявил конкурс, и многие известные ваятели приняли в нем участие.

Скульптору Александру Михайловичу Опекушину было тридцать лет, когда газеты сообщили о конкурсе. Молодой мастер решил попробовать свои силы в такой ответственной работе, как памятник Пушкину. Он перечитывает произведения поэта, воспоминания о нем, изучает картины и рисунки, сделанные при жизни Пушкина. Несколько месяцев Опекушин напряженно работает над памятником - делает рисунки, лепит модели.

Наконец настал день открытия выставки конкурсных проектов. Большинство моделей, показанных в зале Петербургского опекунского совета, были отвергнуты. Проекты же, предложенные Александром Опекушиным, получили высокую оценку петербургских критиков. И все-таки первую премию не присудили ни одному из скульпторов. Решено было конкурс продлить. Через год, когда вновь открылась выставка конкурсных проектов на памятник Пушкину, жюри так и не назвало победителей. Предпочтение было отдано трем скульпторам - А. Опекушину, П. Забелло и А. Боку, чьи работы жюри отметило премиями.

Однако надо было решать, кому же все-таки поручить окончательное исполнение памятника. Специально созданная комиссия назвала имена Опекушина и Забелло.

Прошел еще год. Опекушин выставил на суд жюри шесть моделей, Забелло - четыре. Оба скульптора решали памятник в строгой, лаконичной манере. Однако при равных достоинствах модели Опекушина выигрывали в мастерстве исполнения. Трудный многолетний конкурс закончился блестящей победой Александра Опекушина.

Уже в глубокой старости Александр Михайлович Опекушин вспоминал о счастливых днях своей молодости, когда он работал над лучшим своим памятником: «Около десятка альбомов пришлось заполнить изображениями Пушкина во всех его возрастах и видах, сделать больше тридцати проектов памятника из глины и пластилина. В течение ряда лет почти не спалось как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха!.. Каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, «вековечного памятника» человеку, который впитал в себя огромное количество красок и музыки жизни. Газеты кричали наперебой. Одна из них предлагала кончить конкурировать и отложить дело на двадцать-тридцать лет, вернее - ждать свежих художественных сил… В третьем конкурсе мой проект получил первую премию. Радость, конечно, для меня необычайная».

Сообщение о победе Опекушина было с одобрением встречено передовой частью русского общества. Но Академия художеств отнеслась к итогам конкурса без всякого энтузиазма. Когда Опекушин обратился в академию с просьбой предоставить мастерскую для работы, академическое начальство отказалось помочь молодому скульптору, ссылаясь на то, что памятник сооружается не по правительственному заказу, а по частной подписке.

Реакционная пресса, увидевшая в модели Опекушина покушение на каноны академического искусства, возмущенно обрушилась на победителя: «Чему же учат в Академии художеств, когда на Пушкинском конкурсе всех академиков «заткнул за пояс» какой-то крестьянин Опекушин!» Так писали респектабельные критики, но злобные их слова канули в Лету.

В трудной обстановке приходилось Опекушину завершать работу над памятником Пушкину. Но скульптор знал, что высшим судьей ему будет не Академия художеств, не император, не злопыхатели из различных «новостей» и «ведомостей», а народ - он один может принять или не принять труд ваятеля. И хотя предложенный им проект был доброжелательно принят жюри, Опекушин продолжал вносить поправки в памятник, понимая, какая ответственность перед будущим лежит на ваятеле «вековечного памятника».

Вскоре скульптура была отлита в петербургских бронзолитейных мастерских и привезена в Москву. Опекушин хотел установить памятник на Страстной (ныне Пушкинской) площади, но настоятель монастыря не пожелал перед входом в святую обитель видеть памятник вольнодумцу. Вероятно, отцы города сочли доводы монастырского духовенства основательными и отвели место для памятника у входа на Тверской бульвар.

Опекушина это решение очень расстроило, потому что статуя теперь будет стоять спиной к солнцу. Однако делать было нечего - пришлось согласиться.

Шестого июня 1880 года, в день открытия памятника, в Москве было пасмурно, шел дождь. Но тысячи людей, депутации со всех концов России, с цветами и венками двигались по московским улицам к Страстной площади. В городе царило праздничное оживление, каждый хотел быть свидетелем исторического события.

У трибун рядом с памятником - людское море. Кажется, что сюда пришла вся Москва, вся Россия. Здесь крупнейшие писатели и поэты - Достоевский, Тургенев, Островский, Аксаков, Писемский, Плещеев, Майков, Полонский…

Покрывало медленно сползает, падает к подножию пьедестала. Свершилось! Памятник Пушкину, о котором столько лет мечтали лучшие люди страны, предстал перед народом.

Задумчиво, чуть склонив голову, стоит поэт. Правая рука его заложена за борт сюртука, левая, откинутая назад, держит шляпу. На плечах широкий плащ с пелериной. Взор поэта обращен в землю, он словно ушел в себя, прислушивается к певучему ритму поэтических строк. Таким «преданным своим мечтам» посреди шумной улицы предстал июньским днем 1880 года Пушкин.

10 февраля 1937 года, в 100-летнюю годовщину гибели поэта, на Пушкинской площади собрались тысячи людей. В этот день состоялось второе открытие памятника Пушкину. В 1880 году при установке памятника на пьедестале были высечены строфы из пушкинского стихотворения в искаженном виде:

И долго буду тем народу я любезен,

Что прелестью живых стихов я был полезен
И милость к падшим призывал.

Царское правительство запретило тогда воспроизвести строчку «Что в мой жестокий век восславил я свободу». И только в столетие со дня трагической гибели поэта, в феврале 1937 года, на пьедестале появились подлинные стихи Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

А через тринадцать лет в истории памятника Пушкину произошло еще одно событие – памятник «переехал» с Тверского бульвара на Пушкинскую площадь. Ночью, когда вся Москва спала, мощные домкраты подняли монумент. На тележках его перевезли по рельсам к скверу в центре площади. Огромный поворотный круг развернул статую. Утром москвичи увидели памятник на новом месте – там, где мечтал его поставить Александр Михайлович Опекушин. Лицо поэта впервые было обращено к солнцу.




Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

Памятник выполнен из бронзы, первоначально он был установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади (ныне Пушкинская). В 1950 году памятник переместили на противоположную сторону площади, где и находится до сих пор.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Памятник А.С. Пушкину

    ✪ Москва. Пушкинская площадь - Большая Бронная

Субтитры

Описание

Скульптор изобразил поэта в полный рост, одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Голова в задумчивости наклонена, словно он размышляет над новым произведением. Правая рука привычным жестом заложена за борт сюртука; в левой, откинутой назад, - шляпа. По углам монумента установлены четыре чугунных фонаря по четыре светильника в каждом, а по периметру - 20 небольших тумб, увитых бронзовыми венками и соединенных бронзовой цепью.

История создания

В 1860 году по инициативе выпускников Царскосельского лицея , в котором учился Пушкин, была объявлена подписка по сбору средств на сооружение памятника в Санкт-Петербурге . Было собрано около 30 тыс. рублей. В 1870 году проводится новая подписка по инициативе лицеиста Якова Карловича Грота , и удаётся собрать около 160 575 рублей.

В 1875 году по итогам проведения открытого конкурса первая премия за проект памятника Пушкину была присуждена А. М. Опекушину . При этом в окончательном варианте памятника форма пьедестала, предложенная А. М. Опекушиным (совмещение двух усечённых конусов), была заменена на форму, близкую к предложенной И. Н. Шредером (усечённая трапеция на прямоугольной призме). Для ведения строительно-монтажных работ Александр Михайлович Опекушин пригласил архитектора Ивана Семёновича Богомолова . Специальную комиссию по сооружению памятника возглавил принц П. Г. Ольденбургский . Последующие пять лет ушли на изготовление модели статуи, отливку на бронзолитейном заводе в Петербурге, изготовление пьедестала из тёмно-красного сердобольского гранита и окончательный монтаж. Памятник первоначально предполагалось открыть 19 октября 1879 года (годовщина открытия Лицея), но из-за повреждения одного из угловых монолитов (под лестницами) его пришлось заменить двумя новыми, соединёнными вместе, что привело к задержке . К весне 1880 года все работы по сооружению памятника были закончены. Новым днём открытия было назначено 26 мая 1880 года (день рождения поэта); эта дата была отсрочена из-за траура по императрице Марии Александровне . 6 июня 1880 года, несмотря на пасмурную погоду, москвичи во множестве собрались на Страстной площади, в начале Тверского бульвара, где ликованием встретили открытие памятника. В тот же день в Московском университете состоялось торжественное собрание, на котором с речами о творчестве Пушкина и его месте в русской культуре выступили Н. С. Тихонравов и В. О. Ключевский . В течение трёх дней в зале Дворянского собрания проходили различные праздничные мероприятия, на которых перед собравшимися выступали Тургенев , Ф. М. Достоевский , И. С. Аксаков и другие деятели культуры .

Первоначально памятник был установлен в начале Тверского бульвара, лицом к Страстному монастырю . В 1950 г. монумент был перемещен на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернут на 180 градусов .

Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Оба одинаковых Пушкина стоят друг против друга, разделенные шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный. Он стоит на своем старом, законном месте, но его видят только старые москвичи. Для других он незрим. В незаполнимой пустоте начала Тверского бульвара они видят подлинного Пушкина, окруженного фонарями и бронзовой цепью. А Пушкин сегодняшний для меня лишь призрак.

Надписи на пьедестале

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений поэта, Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст (заменив опасные слова «Что в мой жестокий век восславил я Свободу» на безобидные «Что прелестью живой стихов я был полезен» в 15-й строке и проведя косметическую правку в 13-й строке для сохранения рифмы) . Одно из этих изменений (в 13-й строке) было вырезано на пьедестале с правой стороны:

И долго буду тем народу я любезен,

вместо написанного Пушкиным

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал

На левую сторону памятника попали неизменённые строки:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык

Двустишия были вырезаны на камне рельефом высотой 20 мм.

В 1936 году, при подготовке к 100-летию со дня смерти поэта было решено заменить текст стихотворения на пушкинский оригинал. При этом:

  • старые рельефные надписи были срублены, поверхность заново отполирована, контуры букв нанесены мастерами Макаровым и Бунегиным, а материал вокруг букв удалён на глубину 3 мм, образуя полуотшлифованный фон светло-серого цвета, изменивший вид памятника,
  • исходный шрифт был сохранён, но орфография заменена на современную ,
  • двустишия были заменены на полные четверостишия.

Текст на обратной стороне пьедестала сохранился без изменений, нанесённый высоким рельефом в