Характеристика ведущих приемов обучения рассказыванию. Выступление "обучение детей рассказыванию". Характерные особенности занятий

Средством обучения связной речи является рассказыва­ние детей. В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Ушаковой и других показана роль рассказывания в развитии связности детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. Выделены и апроби­рованы в многолетней практике следующие приемы.

Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в ин­дивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспи­татель выполняет самую сложную функцию - планирует высказывание, задает его схему, называя начало предло­жения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она... А навстречу ей...»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией раз­ных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа - это краткое живое описание пред­мета или изложение какого-либо события, доступное де­тям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на пер­воначальных этапах обучения и предназначен для подра­жания и заимствования детьми. Образец подсказывает ре­бенку примерное содержание, последовательность и струк­туру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грам­матических форм, способов внутритекстовой связи. Обра­зец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, дос­тупным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в уме­ренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.

Образец относится к прямым приемам обучения и ис­пользуется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Воспитатель при этом поощряет эле­менты самостоятельности детей, однако допускает на пер­вых порах, особенно в младшей и средней группах, бук­вальное подражание образцу. Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержа­ние картины или какой-либо темы. Такой образец слу­жит опорой для рассказывания о других эпизодах. В про­тивном случае он будет сковывать детскую мысль, про­воцировать детей на дублирование услышанного от вос­питателя.

Некоторые методисты не рекомендуют предлагать обра­зец рассказа в конце занятия, поскольку дети не смогут уже ему подражать. Однако, например в старших группах, в этом случае он может быть предложен для сравнения с детскими монологами и их оценки.

Как разновидность образца рассказа используется час­тичный образец - начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рас­сказывать или для демонстрации детям вариантов творчес­кого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспи­татель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем го­ворится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план буду­щих рассказов.

План рассказа - это 2 - 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяет­ся вместе с образцом, а затем становится ведущим при­емом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он по­могает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании - от­бору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в оп­ределенном порядке.

В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направ­ляет мысль ребенка. Так, в творческом рассказывании на тему «Как мальчик нашел щенка» Л. А. Пеньевская предло­жила следующий план: где мальчик нашел щенка? (направ­лен на выявление обстоятельства места и времени действия); какой был щенок? (предполагает описание внешнего вида щенка); что мальчик стал с ним делать? (помогает разви­тию сюжетной линии). Пункты плана можно давать и в повествовательной форме.

В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определен­ной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготови­тельной к школе группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать сле­дование ему рассказчиками. Здесь используется также со­вместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рас­сказов.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в твор­ческом рассказывании, он помогает разнообразить и обо­гащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее инте­ресные высказывания и объединяют их в целостный рас­сказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Цен­ность этого приема состоит в том, что он позволяет на­глядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является состав­ление рассказа подгруппами - «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каж­дой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составля­ют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Составление рассказа по частям - по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приве­денном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.

К каждой из них составляются план, а затем 2 - 3 выска­зывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.

Моделирование используется в старшей и подготовитель­ной к школе группах. Модель - это схема явления, отра­жающая его структурные элементы и связи, наиболее су­щественные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свой­ства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритек­стовой связи.

Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные под­вижные части, каждая из которых изображает начало, ос­новную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а за­тем как ориентир для самостоятельного составления рас­сказа (исследование Н. Г. Смольниковой).

Ориентирами для последовательного, логичного описа­ния игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством опреде­ленной символики основные микротемы описания. Инте­ресный опыт применения подобных схем изложен в статье Т. Ткаченко 1 .

Лист картона 45 х 30 см делится на квадраты по количеству призна­ков предметов, о которых нужно рассказать. В каждый квадрат помещают символы, подсказывающие детям последовательность изложения. Для описания игрушек, например, предлагаются 6 квадратов: 1) цвет (цве­товые пятна); 2) форма (несколько геометрических фигур); 3) величина (два мяча разной величины); 4) материал (наклеенные фольга, дерево); 5) части игрушки (пирамидка с разобранными кольцами); 6) действия с игрушкой (рука с разведенными пальцами). Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последова­тельность описания.

Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каж­дой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок - начало рас­сказа, прямоугольник - основная часть, треугольник - концовка; функции заместителей детям объясняются. Сна­чала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуж­дения с опорой на картинки-заместители.

Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи использу­ются схематические изображения персонажей и выполня­емых ими действий. Сначала создается картинно-схемати­ческий план смысловой последовательности частей про­слушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из гото­вых элементов в виде карточек с нарисованными замести­телями персонажей, которые соединены между собой стрел­ками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по пред­ложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обоб­щенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ рас­крытия ребенком темы рассказа, его последовательнос­ти, связности, выразительных средств языка. Оценка но­сит обучающий характер. Прежде всего воспитатель под­черкивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, нео­бычный зачин, диалог героев, образные слова и выраже­ния). В младшей и средней группах оценка носит поощри­тельный характер, а в старших указывает и на недостат­ки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной груп­пах привлекаются дети.

В процессе обучения монологической речи использу­ются и другие приемы: вспомогательные вопросы, указа­ния, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослуши­вание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон. Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рас­сказывания для уточнения или дополнения, чтобы не на­рушать связности и плавности речи. Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку (расска­зывать подробно или кратко, обдумать рассказ, говорить громко, выразительно). Прослушивание магнитофонной записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом.

В обучении рассказыванию особое значение имеет обо­гащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, кото­рый хочет поиграть с ребятами»; «Незнайка просит научить рассказывать сказку про...»). В старших группах это соци­альные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «За­пишем самые интересные сказки и составим книгу»).

Таким образом, приемы обучения дошкольников рас­сказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений де­тей, от их активности, самостоятельности.

Средством обучения связной речи является рассказыва­ние детей. В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Ушаковой и других показана роль рассказывания в развитии связности детской речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи. Выделены и апроби­рованы в многолетней практике следующие приемы.

Совместное рассказывание. Этот прием представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Он применяется в младших группах, преимущественно в ин­дивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспи­татель выполняет самую сложную функцию - планирует высказывание, задает его схему, называя начало предло­жения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она... А навстречу ей...»). Совместное рассказывание сочетается с драматизацией раз­ных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа - это краткое живое описание пред­мета или изложение какого-либо события, доступное де­тям для подражания и заимствования.

Образец рассказа наиболее широко применяется на пер­воначальных этапах обучения и предназначен для подра­жания и заимствования детьми. Образец подсказывает ре­бенку примерное содержание, последовательность и струк­туру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грам­матических форм, способов внутритекстовой связи. Обра­зец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. В связи с этим он должен быть кратким, дос­тупным и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в уме­ренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность.

Образец относится к прямым приемам обучения и ис­пользуется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Воспитатель при этом поощряет эле­менты самостоятельности детей, однако допускает на пер­вых порах, особенно в младшей и средней группах, бук­вальное подражание образцу. Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержа­ние картины или какой-либо темы. Такой образец слу­жит опорой для рассказывания о других эпизодах. В про­тивном случае он будет сковывать детскую мысль, про­воцировать детей на дублирование услышанного от вос­питателя.

Некоторые методисты не рекомендуют предлагать обра­зец рассказа в конце занятия, поскольку дети не смогут уже ему подражать. Однако, например в старших группах, в этом случае он может быть предложен для сравнения с детскими монологами и их оценки.

Как разновидность образца рассказа используется час­тичный образец - начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при закреплении умения рас­сказывать или для демонстрации детям вариантов творчес­кого выполнения задания.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспи­татель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем го­ворится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план буду­щих рассказов.

План рассказа - это 2 - 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяет­ся вместе с образцом, а затем становится ведущим при­емом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он по­могает последовательному вычленению и характеристике их деталей, признаков и качеств, а в повествовании - от­бору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в оп­ределенном порядке.

В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направ­ляет мысль ребенка. Так, в творческом рассказывании на тему «Как мальчик нашел щенка» Л. А. Пеньевская предло­жила следующий план: где мальчик нашел щенка? (направ­лен на выявление обстоятельства места и времени действия); какой был щенок? (предполагает описание внешнего вида щенка); что мальчик стал с ним делать? (помогает разви­тию сюжетной линии). Пункты плана можно давать и в повествовательной форме.

В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определен­ной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготови­тельной к школе группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать сле­дование ему рассказчиками. Здесь используется также со­вместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рас­сказов.

План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в твор­ческом рассказывании, он помогает разнообразить и обо­гащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее инте­ресные высказывания и объединяют их в целостный рас­сказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети. Цен­ность этого приема состоит в том, что он позволяет на­глядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей.

Другой разновидностью этого приема является состав­ление рассказа подгруппами - «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каж­дой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составля­ют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Составление рассказа по частям - по существу также разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста, как в приве­денном выше примере рассказывания по серии сюжетных картинок. Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.

К каждой из них составляются план, а затем 2 - 3 выска­зывания, которые в конце объединяются воспитателем или хорошо рассказывающим ребенком.

Моделирование используется в старшей и подготовитель­ной к школе группах. Модель - это схема явления, отра­жающая его структурные элементы и связи, наиболее су­щественные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свой­ства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутритек­стовой связи.

Используются разные виды моделей. Распространенной моделью является круг, разделенный на три неравные под­вижные части, каждая из которых изображает начало, ос­новную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а за­тем как ориентир для самостоятельного составления рас­сказа (исследование Н. Г. Смольниковой).

Ориентирами для последовательного, логичного описа­ния игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством опреде­ленной символики основные микротемы описания. Инте­ресный опыт применения подобных схем изложен в статье Т. Ткаченко 1 .

Лист картона 45 х 30 см делится на квадраты по количеству призна­ков предметов, о которых нужно рассказать. В каждый квадрат помещают символы, подсказывающие детям последовательность изложения. Для описания игрушек, например, предлагаются 6 квадратов: 1) цвет (цве­товые пятна); 2) форма (несколько геометрических фигур); 3) величина (два мяча разной величины); 4) материал (наклеенные фольга, дерево); 5) части игрушки (пирамидка с разобранными кольцами); 6) действия с игрушкой (рука с разведенными пальцами). Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последова­тельность описания.

Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каж­дой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок - начало рас­сказа, прямоугольник - основная часть, треугольник - концовка; функции заместителей детям объясняются. Сна­чала они обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуж­дения с опорой на картинки-заместители.

Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи использу­ются схематические изображения персонажей и выполня­емых ими действий. Сначала создается картинно-схемати­ческий план смысловой последовательности частей про­слушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из гото­вых элементов в виде карточек с нарисованными замести­телями персонажей, которые соединены между собой стрел­ками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по пред­ложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обоб­щенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ рас­крытия ребенком темы рассказа, его последовательнос­ти, связности, выразительных средств языка. Оценка но­сит обучающий характер. Прежде всего воспитатель под­черкивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, нео­бычный зачин, диалог героев, образные слова и выраже­ния). В младшей и средней группах оценка носит поощри­тельный характер, а в старших указывает и на недостат­ки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной груп­пах привлекаются дети.

В процессе обучения монологической речи использу­ются и другие приемы: вспомогательные вопросы, указа­ния, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослуши­вание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон. Вспомогательные вопросы, как правило, задают после рас­сказывания для уточнения или дополнения, чтобы не на­рушать связности и плавности речи. Указания могут быть обращены ко всем детям или к одному ребенку (расска­зывать подробно или кратко, обдумать рассказ, говорить громко, выразительно). Прослушивание магнитофонной записи своей речи повышает самоконтроль в работе над текстом.

В обучении рассказыванию особое значение имеет обо­гащение мотивов речевой деятельности детей. Мотивационные установки делают процесс обучения интересным, привлекательным, повышают активность детей и качество их рассказов. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, кото­рый хочет поиграть с ребятами»; «Незнайка просит научить рассказывать сказку про...»). В старших группах это соци­альные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «За­пишем самые интересные сказки и составим книгу»).

Таким образом, приемы обучения дошкольников рас­сказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений де­тей, от их активности, самостоятельности.


Похожая информация.


Муниципальное бюджетное учреждение

Управление дошкольного образования

Выступление

по теме: «Обучение детей рассказыванию »

для воспитателей

на педагогическом совете

Составил воспитатель

МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида №38»

Г.Ш.Уразбаева

г.Нижнекамск

Республика Татарстан

2015г.

Учить детей рассказывать – это формировать его связную речь. У детей развитие связной речи осуществляется на занятиях и в повседневной жизни.

Приемы обучения детей рассказыванию :

1.образец речи (рассказа) педагога;

2.план рассказа;

3.коллективное составление рассказа;

4.составление рассказа по частям;

5.вопросы, элементарные указания, упражнения;

6.демонстрация наглядного материала;

7.оценка рассказа детей.

1. Образец рассказа - это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.

Рассказ педагога служит образцом для детей. Он должен иметь следующие качества: связанность, содержательность, последовательность. Это коротенькие рассказы, понятные и интересные детям, изложенные простым языком без лишних украшательств.

Дети 2-3 лет – 5 предложений;

Дети 3-5 лет – 6-7 предложений;

Дети 5-7 лет – 12 предложений.

Нужно отличать познавательный рассказ воспитателя, предназначенный для слушания детьми, для расширения их кругозора, от рассказа-образца - дидактического приема, который предназначен для подражания.

Образец рассказа облегчает процесс обучения, так как ребенку показывают результат, которого он должен достичь. Кроме того, образец определяет примерное содержание будущих рассказов детей, их объем и последовательность изложения, облегчает подбор словаря.

Применяется образец на первых ступенях обучения, а также при выполнении нового задания, чтобы помочь не умеющим рассказывать.

Образец рассказа педагога могут повторить 1-2 ребенка, рассказывающие плохо, при этом прямое подражание играет положительную роль, вызывая речевую активность. Не следует стремиться к дословному повторению образца, наоборот, нужно поощрять элементы самостоятельности.

Прием- образец рассказа используется чаще всего в начале занятия.

Разновидность этого приема - частичный образец. Он употребляется в процессе закрепления умения рассказывать, если детям трудно дается выполнение какого-либо задания, например придумывание начала повествования.

Весь рассказ целиком или часть его, воспитатель может повторить по мере надобности и по ходу занятия, включить в развернутую оценку ответа. Например, в средней группе это можно сделать в игровой форме - от имени описываемой игрушки: «Как Наташа точно рассказала про мои волосы - белые, мягкие, заплетены в толстые косы»).

Как отмечалось выше, детям нужно показать не только результат предстоящей им речевой деятельности, но и средства его достижения. Поэтому, образец употребляется в совокупности с другими приемами, которые его поясняют, не допускают копирования и ведут к самостоятельной творческой работе.

Можно предложить детям второй вариант рассказа - дублер образца , при сопоставлении которого с первым ярче выявятся общие закономерности построения повествования. Например, педагог последовательно описывает две разные игрушки и поясняет обязательные элементы этих описаний.

2. План рассказа - это 2-3 основных вопроса (пункта), определяющих содержание и последовательность изложения.

Образец рассказа - самый легкий прием обучения, план рассказа более трудный . Это важный прием, он используется чаще на занятиях по рассказыванию.

Обычно после одного-двух занятий с образцом рассказа план становится самостоятельным, ведущим приемом обучения.

Воспитатель знакомит детей с планом после сообщения общей темы рассказов, а также их характера (говорить точно, как происходило в жизни, или сочинять «не по правде» - придумывать рассказ или сказку и т. п.).

Чтобы детские рассказы были разнообразными, педагогу надо заранее подготовить дополнительные пункты плана. Например, при описании детьми подготовительной к школе группы своих комнат может быть предложен такой примерный план: 1. На каком этаже комната? 2. Какая она? 3. Что находится в комнате?

Если дети уверенно справляются с данным содержанием, можно предложить новые, дополнительные вопросы на этом же занятии, после двух-трех ответов: 1. Кто поддерживает в комнате чистоту? 2. Как ты помогаешь в уборке?

Надо ли добиваться строгого следования плану? В средней группе на первых занятиях можно не прерывать речь ребенка в случае отступления от плана. Однако постепенно нужно начинать указывать детям на неполноту рассказа, привлекать их к дополнению ответов друг друга.

При этом педагог привлекает детей к контролю за рассказом товарища: О чем нужно сейчас рассказывать? Что лучше рассказать сначала, чтобы всем было понятно?

Примерный план творческого рассказа на тему «Коля вывел на прогулку своего котенка»: «Вначале надо подробно рассказать, какой котенок был у Коли, затем - что интересного было на прогулке, когда мальчик гулял со своим котенком, и в конце рассказать, чем закончилась прогулка Коли».

В подготовительной к школе группе полезен такой дополнительный прием, как воспроизведение плана детьми: педагог, не употребляя термин «план», предлагает всем про себя повторить, о чем и как они сейчас будут рассказывать, и вызывает одного-двух детей для ответа вслух). План следует сообщать четко, отделяя паузами один пункт от другого.

Чтобы облегчить детям составление рассказов по плану используется коллективный разбор плана . Этот прием употребляется большей частью на первых ступенях обучения детей придумыванию рассказов по картине или на заданную тему.

В чем сущность данного приема? До начала выполнения задания воспитатель обсуждает с детьми некоторые вопросы плана, показывая возможное разнообразие содержания их будущих рассказов. На один и тот же пункт плана, например «Какого котенка нашел мальчик?», педагог предлагает нескольким детям ответить, побуждая каждого описать котенка по-своему, вспомнить, какие бывают кошки. Этот прием учит детей сложному процессу самостоятельного создания рассказа.

3. Коллективное составление рассказа - этот прием, используется в основном на самых первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Педагог и дети последовательно разбирают намеченный заранее план рассказа, выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них наиболее удачны, и педагог повторяет их, как начало будущего рассказа. Затем выбирают лучшие ответы на последующие вопросы, а воспитатель соединяет фразы в целое повествование, включая в него и свои предложения. В заключение педагог повторяет весь рассказ, а затем это делает кто-нибудь из детей.

Преимущество этого приема заключается в том, что в работе активно участвуют все дети . В процессе совместной деятельности они получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ, постепенно формируется их воображение. Но у данного приема есть и недостаток : речевая деятельность дошкольников ограничена лишь составлением фраз, подбором слов, они мало упражняются в монологической речи. Поэтому употребление вышеозначенного приема ограничено .

4. На некоторых занятиях можно использовать составление рассказа по частям . Этот прием облегчает задачу рассказчиков, так как уменьшается объем заданий. Благодаря ему занятие становится более разнообразным, интересным, а содержание рассказов полнее и глубже; кроме того, удается спросить большее количество детей.

По частям описываются картины, где легко выделить какие-то объекты и не разрушить при этом общего замысла, например «Куры» (из серии «Домашние животные». Автор С. А. Веретенникова), (из серии «Картины для развития речи и расширения представлений детей второго и третьего года жизни». Авторы Е. И. Радина и В. А. Езикеева) и др.

Целесообразно , опираясь на имеющийся у детей опыт, поделить тему рассказа на подтемы , а затем предложить детям конкретные планы к каждой подтеме. Например, педагог говорит: «Будем рассказывать о нашем еже, но не обо всем сразу, а по порядку, чтобы все-все подробно припомнить. Сначала вспомните, чем покрыт еж, какая у него мордочка, как он передвигается». После того как будет составлено описание внешнего вида животного, описываются его повадки, пища, клетка.

5. Существенное место занимает прием - указания . Указания могут быть адресованы всем детям или одному ребенку.

Указания к рассказыванию должны быть сформулированы кратко, просто, чтобы дети правильно их поняли и запомнили.

Примеры указаний воспитателя детям:

«Расскажите, как вы провели праздник 1 Мая: куда вы ходили, с кем, что вам больше всего понравилось».

«Дети, летом мы с вами часто ходили в лес. Вспомните интересный случай во время таких прогулок и расскажите».

Рассказывание по указаниям практикуется главным образом в старшей и подготовительной группах при рассказывании детей о том, что они видели или делали, а также при отсутствии образца рассказа по картинке или на предложенную, тему.

6. При обучении некоторым видам рассказывания находит место такой прием, как окончание детьми рассказа, начатого воспитателем по предложенному плану, а затем и без него.

7. Развитию у детей фантазии способствует подсказ вариантов сюжета, обстоятельств действия и т. п.. Воспитатель прибегает к этому приему, встречая однообразие, бедность детских ответов.

8. Вопросы в обучении рассказыванию играют второстепенную роль . Их задают в основном после того, как рассказ бывает составлен, для уточнения или дополнения его. В процессе же рассказывания в случае какой-либо ошибки ребенка лучше пользоваться подсказом слова или предложения, исправлением допущенной ошибки, что менее нарушит связность рассказа, чем вопрос.

9.Оценка также обучающий прием . Она применяется для того, чтобы дети подражали тому, что похвалил воспитатель, и избегали того, что он осудил. Оценка должна повлиять не только на ребенка, рассказ которого оценивается, но и на последующие рассказы других детей. Поэтому оценки, даваемые в конце занятия, по существу бесполезны; кроме того, детям трудно удержать в памяти достоинства и недостатки всех прослушанных рассказов; следует также учитывать, что к концу занятия они утомлены и не могут воспринимать указания воспитателя.

Применять в качестве приема обучения развернутую оценку каждого рассказа не обязательно, но все же в некоторых рассказах непременно надо выделить какие-то достоинства. Так, можно отметить что-то новое или особо ценное в содержании, в форме, в манере изложения (словарь, сила голоса, поза и т. д.). Оценка бывает и косвенной - в виде сравнения рассказа ребенка с образцом, с хорошим ответом товарища.

10. Иногда к разбору рассказа товарища привлекают детей . Этот прием используется в подготовительной к школе группе , так как ребенок шести лет уже способен отметить полноту, выразительность и другие качества рассказа.

Итак, приемы обучения рассказыванию достаточно разнообразны. Воспитатель-методист помогает воспитателям выбрать для конкретного занятия комплекс ведущих и дополнительных приемов, руководствуясь уровнем умений детей, новизной и трудностью учебных задач.

При обучении отдельным видам рассказов используются и другие специфичные, дополнительные приемы.

Схема обучения детей рассказыванию.

Описательные рассказы

Рассказ по картине

Пересказ

Рассказывание на темы из личного опыта

Вторая группа раннего возраста(I младшая группа 2-3 года)

Кто? Что? Что делает? Какой?

более сложные: Во что одет?, Что везет?, Кому? Где? Когда? Куда?

По вопросам

II младшая группа

Образец взрослого. Дети рассказывают об игрушке

По вопросам

В форме ответов на вопросы. Совместный пересказ с педагогом.

Средняя группа

Задача взрослого- подготовить детей к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов

У детей формируются навыки самостоятельного описания картины

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказок

Старшая группа

Объединять предметы по группе признаков, употреблять однокоренные слова

Составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Коллективный рассказ. Составление содержательных рассказов. Вслушиваться в речь товарищей и предлагать детям самим задавать вопросы

Могут использовать собственные (удачно подобранные)выражения. Развивать умение придумывать свои концовки к сказкам.

О себе, о дружбе, об интересных прогулках, играх…

Могут использоваться вопросы, указания воспитателем.

Подготовительная к школе группа

подробное описание предметов, дополнять рассказы сверстников, описывать группу предметов (из чего они сделаны)

Точность описания, выразительность речи, поощряется оценочный анализ рассказов сверстников. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

Учатся пересказывать без помощи взрослого

Ребенок сам, без вопросов и указаний взрослого поясняет события, о которых рассказывает. Развивать умение сочинять короткие сказки на заданную тему

Литература: Программа «От рождения до школы» по ФГОС Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева

Э.П.Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию »

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко и словопроизношения. Воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонематическую.
Одним из видов монологической речи являются устные сочинения детей по воображению. Дети с удовольствием придумывают начало и конец к картинкам, т. е. домысливают то, что могло предшествовать событиям, изображенным на картине, или, что могло бы следовать за изображенными событиями.
Детские сочинения можно квалифицировать так:
1. творческое сочинение по картине.
2. контаминация на темы художественных произведений.
3. свободное сочинение:
а) сказок
б) рассказов

Творческое сочинение по картине рекомендуется проводить в старшей и подготовительной к школе группе. Воспитатель ставит картинку, например, «В лес за грибами», изображающую опушку леса, девочек и мальчиков, входящих в него с кузовками, с ними бежит собака. После рассматривания картины воспитатель предлагает детям придумать рассказ о том, что было с мальчиком до того, как он пошел в лес с ребятами. Воспитатель помогает ребенку наводящими вопросами: «Как его зовут?»,
«Когда его ребята позвали в лес, что он сказал своей маме, и что она ему ответила?», «Что мама дала ему на дорогу?». Попытайтесь себе все это представить и рассказать. Можно предложить придумать рассказ о любом из персонажей этой картины, а также о собаке. Рассказ может быть о любом предмете, изображенном на картине: о кузовке (кто, когда, из чего его сделал, как он попал к данному герою), о деревце по дороге (кто, когда, при каких обстоятельствах его посадил). Можно придумать, кто встретится детям в лесу (звери, люди) и как они поведут себя при встрече, чем кончится поход в лес, как их встретят дома.
Контаминация на темы художественных произведений.
Дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают их действия себе, рассказывая, поправляют авторов, творчески переосмысливая приключения, по – своему меняя поведение героя в определенных ситуациях. (А я бы …)
Методика обучения сочинению – контаминации проста – ребенку предлагают пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним. Воспитатель сочувственно следит за течением « сочинения», делает вид, что верит каждому слову, и при этом обязательно следит за речью ребенка, неназойливо поправляет его.
В детском речевом творчестве большое место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх и т.д.
Е.И. Тихеева отмечала, что рассказать о виденном, слышанном и пережитом ребенку приходится почти ежедневно, однако воспитатель часто сталкивается с такой картиной: вызывает одного, другого, третьего, и начинается сбивчивое изложение с повторениями, противоречиями, постоянными: «Нет, не так, я забыл сказать, я не помню, как это было» и т.д. Подобные речевые затруднения возникают потому, что ребенок не знает, о чем нужно рассказывать. Необходимо ребенку давать советы:
«Обдумай хорошенько, что будешь говорить, припомни, что, где, когда было. И если рассказ подготовлен таким образом, он дается легко тем же детям, которые раньше не могли связать двух слов.
Важным вопросом в методике является выбор темы.
В старшей группе могут быть рекомендованы темы:
«Моя любимая игрушка»,
«Наши игры с куклами»,
«На прогулке»,
«Наши зимние забавы»,
«Про котенка» и др.
Одни темы требуют использования коллективного, общегруппового опыта («Наши игры с куклами», «Как мы гуляли на прогулке»), другие позволяют выразить в рассказах индивидуально накопленный опыт («Как я помогаю маме дома»). В начале года может быть предложена тема: «Моя любимая игрушка». Важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти.
В предварительной беседе с детьми педагог просит вспомнить любимые игрушки и назвать их. Затем воспитатель сообщает, что сейчас дети подробно расскажут об игрушках и о том, как интересно с ними можно играть. Воспитатель даст свой образец – рассказ: «Когда я была маленькой, моей любимой игрушкой был заводной цыпленок. Он был желтенький, с круглыми черными глазками, с острым клювом. Цыпленок был маленький – умещался на моей ладошке. Когда его заводили, он начинал быстро – быстро клевать: тук – тук и перебегать с места на месть. Мне было весело». Закончив описание, педагог объясняет, что рассказ состоит из двух частей и раскрывает смысл каждой части: «Вначале я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказала об игре с любимой игрушкой»
Доля лучшего усвоения образца педагог может повторить свой рассказ или предложить кому – то из ребят воспроизвести первую, а затем и вторую части. Задание сопровождается указаниями воспитателя: «Вспомните, что я говорила о своей любимой игрушке - заводном цыпленке. Повторите начало рассказа. Вспомните, как я рассказала об игре с заводным цыпленком. Повторите это».
В заключение беседы педагог также дает конкретные указания детям:
«Когда будете рассказывать, постарайтесь сначала подробно сказать все об игрушке (как она называется и чем интересна), а потом сказать, как вы с ней играете.
Рассказы детей педагог слушает с интересом, выражает свое одобрение улыбкой или кивком головы. В процессе изложения не рекомендуется задавать ребенку уточняющие вопросы, т. к. он может перейти с рассказа на вопросо – ответные формы общения. Выслушав рассказ ребенка, педагог анализирует и оценивает его рассказ, привлекая к этому всю группу.
В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании из личного опыта. Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них содержится значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает. Детям шести – семи лет могут быть предложены следующие темы:
«Как мы отдыхали летом»,
«Наши новые игрушки»,
«Как мы играем с мячом» и др.

Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный эта работы по формированию связной монологической речи.
Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов … Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку, с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует выражение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Сюжет для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений, например:
«Сереже подарили новую игрушку»,
«Галя учится кататься на коньках»,
«Юра и Маша пускают весной кораблики» и др.
Некоторые сюжеты отражают интерес детей к животным:
«Забавные приключения рыжего котенка»,
«Сережа вывел на прогулку своего щенка» и др.

Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события и действия. По сюжетам дети придумывают рассказы не только с одним героем, но и с несколькими действующими лицами.
В самом начале обучения целесообразно применять речевой образец, по аналогии с которым дети смогут увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий – непосредственное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием.
В начальный период обучения рассказыванию используется совместное составление с воспитателем рассказов по выбранному сюжету: педагог начинает раскрывать тему, а дети продолжают и заканчивают.
Приём совместных действий значительно облегчает решение речевой творческой задачи, поэтому он чаще используется в начальный период обучения рассказыванию, а также в тех случаях, когда выдвигаются новые, усложненные задания. Педагог доводит рассказ до завязки действия, дошкольники продолжают и развивают сюжет до завязки. Рассказ педагога служит для них речевым образцом, которого они придерживаются в процессе всей работы.
Прием совместных действий на занятиях по творческому рассказыванию следует сочетать с вопросами, указаниями, объяснениями и др. Так, например, при совместной работе с детьми над сюжетом « Как Надя потеряла и нашла свою варежку» педагог может начать рассказ следующим образом: «Бабушка связала Наде варежки синие с белыми полосками. Примерила их Надя, они ей как раз впору пришлись. Спасибо, бабушка», - сказала Надя. Собралась Надя гулять, надела новые варежки. А что было дальше, вы расскажите сами. Переключая детей на продолжение рассказа, воспитатель сообщает план, которого следует придерживаться: «Чем на прогулке была занята Надя?», «Как случилось, что она потеряла варежку?», «Как она искала её?», «Кто ей помог найти варежку?». Дети придумывают различные варианты дальнейших событий. В процессе обучения большую роль играют вопросы педагога. Они помогают детям живее, конкретнее представить воображаемые события и действия, о которых им предстоит рассказать.
На занятиях по рассказыванию важную роль играют вопросы, предлагаемые в виде плана к рассказу. С планом педагог знакомит детей после того, как им становится известнее сюжет и тема рассказа. Чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, целесообразно предложить кому – либо из детей повторить основные моменты.
В подготовительной к школе группе дети могут также создавать свои рассказы при опоре на образ главного героя. (Вера – заботливая внучка. Она часто навещает бабушку. Вера часто помогает маме…)
Дети нередко затрудняются начать рассказ, подолгу молчат, с трудом подыскивают фразы, порой начинают рассказ однообразно, копируя друг друга. Поэтому воспитателю следует упражнять детей в умении строить начало рассказа. После этого как дети познакомятся с сюжетом и планом рассказа, воспитатель побуждает их к обдумыванию начала повествования. Педагог одобряет лучшие варианты и сам показывает, как достигается содержательное, динамичное начало рассказа.
На занятиях в подготовительной группе дети вместе с воспитателем составляют цикл коротких рассказов, объединенных одним героем. Например, цикл рассказов о встрече новенькой в детском саду может состоять из четырех частей. Первый рассказ – «Лена приходит в детский сад», - Воспитатель начинает, а дети продолжают. «В детский сад Лена шла с мамой быстро. Девочке хотелось поскорее прийти туда, ведь она в первый раз шла в детский сад. Лену приветливо встретила воспитательница. Вместе с ней Лена вошла в групповую комнату, и тогда ребята увидели новенькую.
«Расскажите, что за девочку увидели ребята, как она выглядела. Затем воспитатель предлагает послушать начало второго рассказа: «Ребята поздоровались с новенькой, спросили, как её зовут. Они стали показывать ей игрушки. Какая игрушка больше всего понравилась Лене. Придумайте и расскажите об этом. Третий рассказ: « Дети показали Лене свои рисунки. На них была изображена осень. Что могла увидеть на рисунках Лена. Расскажите об этом».
Задача педагога – учить детей рассказывать выразительно, образно, эмоционально, умело используя доступные художественные приемы.Большая часть занятия отводится детским рассказам, причем педагог одновременно уделяет внимание тем, кто говорит и тем, кто слушает. Приходит на помощь, если ребенок в чем – то затрудняется.
Детские рассказы целесообразно оформлять таким образом, чтобы с ними можно было провести повторную работу, например, записывать их с целью сделать книжку. Тексты этих рассказов можно проиллюстрировать рисунками самих детей.
На занятиях по творческому рассказыванию дети 6 – 7 лет учатся также придумывать сказки. Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что – то свое новое. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума.
Доступным и интересным для дошкольников оказывается придумывание сказок об игрушках – куклах, игрушечных медвежатах, лисятах и т.д.
Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены следующие темы сказочного характера: «Слоненок учится кататься на велосипеде», «Дюймовочка в гостях у куклы» и т.д.
На занятиях педагог знакомит детей с темой – придумать сказку о кукле, которая захотела пойти в лес за грибами. На столе воспитатель ставит деревья (лес). «Вам интересно будет узнать, в какой лес она пошла за грибами, какие грибы собирала, кого встретила в лесу, кто помог ей насобирать много грибов. Потом рядом с грибом появляется белка, и дети догадываются, что именно она поможет кукле. С помощью вопросов педагог побуждает детей подробнее рассказать о деревьях в лесу, о грибах …
В каком лесу кукла будет собирать грибы? Что за деревья в нем растут? Чему обрадуется кукла? Плодотворным является знакомство ребенка с игрушкой как персонажем сказки без инсценирования сюжета. В этом случае дети учатся сочинять с опорой на образ сказочного героя. Педагог, представляя детям игрушку, помогает подметить особенность её внешнего вида, черты характера (проворная, веселая белочка, трусливый заяц). Воспитатель учит детей придумывать и передавать в сказке воображаемые эпизоды, в которых проявляются эти черты.
Занятие начинается вступительным словом воспитателя, подготавливающим детей к предстоящей речевой творческой деятельности:
«Вы знаете много сказок, любите их слушать, сегодня вы сами попробуете придумать сказку о веселых игрушечных зверушках. Педагог выставляет на стол медвежонка и белку, рассказывает о них сказку. «А теперь придумайте веселую сказку о том, какие игры затевали медвежонок и зайчишка».
Занятия с опорой на игрушки сочетаются с занятиями, на которых придумывание сказок идет по сюжетам. «Слоненок учится кататься на велосипеде», «Как ежик нашел дорогу домой». Воспитатель знакомит детей с сюжетом будущей сказки, собирает план её изложения, активизирует словарь. Воспитатель применяет прием совместных действий – педагог начинает сказку, а дети продолжают её.
Творчество успешно развивается в тех условиях, где обеспечена планомерность и систематичность обучения, и дети имеют определенный уровень художественного развития.

В дошкольном возрасте просто необходимо развивать связную речь. Уже ни раз говорилось в моих постах, что к связной речи относится пересказ, рассказывание по наглядному материалу (по картинкам, по игрушкам, по серии картинок и игрушек) и, конечно же, очень важно научить детей рассказывать без опоры на наглядность. К этой задаче и будет относиться обучение детей рассказыванию на тему из личного опыта. Решение этой задачи важно не только для общего развития ребёнка, но и просто необходимо для подготовки детей к школе и к жизни вообще. Ведь согласитесь, гораздо приятнее общаться и слушать человека, который правильно и грамотно излагает свои мысли, а не который «ни бе, ни ме». Кроме того, к обучению ребёнка рассказыванию на тему из личного опыта относится также и обучение ребёнка писать письма. Мы в современной жизни очень редко пишем письма и открытки друг другу, но согласитесь, очень интересно получить какой-нибудь «добрый» конвертик по обычной почте. К тому же это может стать хорошей и полезной традицией писать друг другу письма, хотя бы один раз в год. А вот электронные письма уже давно вошли в наш обиход, но ведь их тоже нужно писать грамотно, соблюдая некоторые формальности и правила написания письма.

Обучение детей рассказыванию на тему из личного опыта имеет огромное значение:

· Во-первых, ребёнок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании;

· Во-вторых, у ребёнка появляется умение понятно, чётко, связно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.

Обучать детей рассказывать по памяти можно уже с того момента, как он начал говорить предложениями. Это примерно происходит от 1,5 до 2 лет, что зависит от индивидуального развития ребёнка. Конечно, рассказ ребёнка 1,5 лет не будет похож на рассказ ребёнка 6 лет, но он ведь только учится. Для развития связной речи малыша и его памяти по — чаще спрашивайте его о тех событиях, которые с ним произошли недавно. Куда он ходил, что видел, что делал на прогулке и т.д. Ведь для ребёнка такого возраста весь мир полон впечатлений и открытий. Побуждайте ребёнка разговаривать с Вами, задавая ему элементарные вопросы, на которые он сможет ответить, обобщайте его ответы связными красивыми предложениями, чтобы у ребёнка был речевой образец для подражания. И не забывайте, что наши дети – это наше с вами отражение.

Существует несколько Видов рассказов по памяти:

1. Описание события из личного опыта;

2. Описание события из коллективного опыта;

3. Дидактические игры на описание без наглядного материала.

Основой для этого вида рассказывания является повседневная жизнь ребёнка. Темы для рассказывания из личного опыта берутся из наблюдений, экскурсий, прогулок, праздников, интересных случаев и т.д. «Как мы провели праздник», «Моё любимое время года», «Осенний букет», «Мой лучший друг», «Моя любимая игрушка», «Наши игры», «Как я ходил в театр» и т.д.

Для успешного обучения рассказыванию по памяти ребёнок должен придерживаться некоторых требований:

ü Тема и содержание рассказа должны быть близкими опыту ребёнка;

ü Чёткость построения предложений;

ü Отсутствие лишних деталей;

ü Динамичность;

ü Ясная концовка;

ü Язык повествования должен быть эмоционально приближенным к разговорному.

Методические приёмы обучения ребёнка рассказыванию по памяти:

Рассказ-образец;

Беседа;

Вопросы;

Подсказки;

Указания;

Составление плана;

Составление рассказа по частям;

Оценка детского рассказа.

Это вид рассказа, который опирается на память и воссоздающее воображение ребёнка.

Одним из самых распространённых и эффективных приёмов обучения детей рассказыванию по памяти является рассказ-образец, который составляет взрослый, и который подчиняется ряду требований:

1. В основу рассказа-образца должен быть положен какой-либо случай, представляющий интерес для ребёнка (близкий жизненному опыту и желательно похожий на случай, произошедший с ребёнком);

2. Рассказ-образец должен отличатся чёткой последовательностью событий.

3. Язык рассказа-образца должен быть приближен к разговорному, должен быть кратким, образным, без длинных фраз.

Обучение рассказыванию из личного опыта детей 3 – 4 лет.

Младший дошкольный возраст (3 – 4 года) – это первоначальная ступень такого вида рассказывания. Речь детей ещё не совершенна, ситуативна, её трудно понять окружающим. Обучение рассказыванию осуществляется как полуразговор, полубеседа на близкую для ребёнка тему (о животных, о игрушках, как провёл выходной, к кому ездил в гости и т.д.). В разговоре желательно присутствие наглядного материала, т.к. ребёнку в этом возрасте ещё трудно вспомнить некоторую информацию. Разговор продолжается до тех пор, пока у ребёнка присутствует интерес.

Обучение рассказыванию на тему из личного опыта детей 4 – 5 лет.

Речь детей среднего дошкольного возраста более развита, они уже грамотно строят предложения и им не обязательно опираться на наглядность. Рассказ с такими детьми начинается с рассказа по вопросам и заканчивается обобщением взрослого или детей. Самостоятельно составленные рассказы отражают индивидуальный или коллективный опыт детей. Можно использовать такое средство обучения рассказыванию как взрослый начинает повествование, а ребёнок заканчивает. Одним из главных приёмов обучения рассказыванию будет рассказ-образец, вопросы и подсказки (напоминания). Не следует ждать от ребёнка того, что он сразу взял и рассказал, что с ним произошло. Рассказы в этом возрасте содержат много пауз и повторений, речь ребёнка ещё не совершенна.

Обучение рассказыванию на тему из личного опыта детей 5 – 6 лет.

Требования к рассказу ребёнка этого возраста значительно возрастают. Рассказ должен быть связный, последовательный, понятный окружающим. Взрослый должен направлять свои усилия на развитие памяти и воссоздающего воображения. Образец-рассказ используется в том случае, если ребёнок затрудняется составить собственный рассказ, или как методический приём на занятии по развитию речи после того как были прослушаны рассказы 2 – 3 детей или в конце занятия. В этом возрасте помимо рассказа-образца используется такой методический приём как рассказ по плану или указания взрослого.

Обучение рассказыванию на тему из личного опыта детей 6 – 7 лет .

В этом возрасте идёт активная подготовка ребёнка к школе. Речь ребёнка более совершенная и уже близка ко взрослой речи. С ребёнком этого возраста можно организовывать рассказы на морально-этические темы (о друге, о маме, о папе, как помогал маме или бабушке и т.д.). Ведущим методическим приёмом обучения составления рассказу будет составление плана рассказа и рассказывание по этому плану. В детском саду активно используется коллективный рассказ, совместное составление и обсуждение плана, а так же составление коллективного письма какому-нибудь сказочному герою.

Как научить ребёнка писать письмо?

Для того чтобы научить ребёнка правильно составлять письмо, нужно научить малыша обдумывать каждую фразу, точно излагать собственные мысли, т.к. письменная речь – это высшая форма связной речи. Можно научить ребёнка составить текст письма заболевшему ребёнку, бабушке, сверстникам в другой детский сад, сказочному персонажу и т.д. Важно, чтобы ребёнок учился отбирать правильные предложения, удачные слова. Составление письма – это наиболее удачный рассказ ребёнка, имеющий свою структуру и вызывающий наибольший интерес у дошкольника. В 6 – 7 лет ребёнок уже может написать письмо самостоятельно, а до этого ему можете помочь Вы, писав письмо под его диктовку, а затем, совместно прочитав то, что получилось. Проявите своё творчество и фантазию и ребёнку будет очень интересно учиться вместе с Вами!