Что такое внешняя речь. Внутренняя и внешняя речь. Виды и функции речи
Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. Внутренняя речь - речь «про себя», речь, в форме которой . Оба вида речи взаимно связаны.
Внешняя речь в свою очередь делится на два вида: на устную и письменную. Каждый из этих видов внешней речи имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать с тем, чтобы правильно использовать их в процессе общения.
Устная речь
Устная речь - речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь - самая древняя по происхождению. Дети обучаются речи также сначала устной, позже - письменной. Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.
Диалогическая речь означает разговор между двумя или несколькими лицами, которые то слушают, когда другие говорят, то сами говорят, когда их слушают. Тот, кто говорит в данный момент, выступает лицом активным, а тот, кто слушает, - пассивным по отношению к говорящему.
Однако пассивность в диалоге относительна, так как и восприятие речи - процесс активный, требующий от слушателя иногда далеко не легкой мыслительной деятельности. В процессе речевого общения собеседники меняются ролями, поддерживают друг друга в разговоре, отчего диалогическую речь иногда называют речью поддержанной. Обмен ролями дает возможность собеседникам лучше понимать друг друга.
Характерной особенностью диалогической речи является непосредственное общение: собеседники слышат и чаще всего видят друг друга. Это обстоятельство позволяет говорящим использовать выразительные средства языка: интонацию голоса, мимику, жесты.
Вместе с тем говорящий может наблюдать (в условиях взаимного видения) реакции слушателей на свою речь, внимание или невнимание к ней, степень понимания, согласие или несогласие и пр. Эти наблюдения позволяют говорящему корректировать свою речь, повторять некоторые мысли, развертывать или, наоборот, свертывать рассуждения, усиливать или ослаблять выразительные средства речи.
Так, учитель, ведущий беседу с учащимися на уроке, не только своими вопросами направляет ход мыслей и высказываний детей, но постоянно меняет и характер своей речи в зависимости от реакции на нее учащихся.
Диалогическая речь
Диалогическая речь происходит в конкретных условиях, и предмет разговора знаком собеседникам. Это позволяет им в некоторых случаях понимать друг друга с полуслова. Поэтому в свободном диалоге (в обычном разговоре двух или нескольких людей) собеседники не всегда придерживаются языковых правил, сокращают предложения, дополняют сказанное мимикой, жестами, своеобразием интонаций.
Монологическая речь
Монологическая речь - это . Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог - речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями.
В этом смысле она труднее диалога. Говорящий до выступления должен продумать содержание речи, план изложения мыслей, форму изложения, принимая во внимание аудиторию, ее подготовку, опыт и знания. Он заранее предполагает, что может оказаться сложным и малопонятным, какие вопросы могут возникнуть у слушателей, как будут реагировать они на его выступление.
Все это вызывает у автора чувство высокой ответственности за содержание, форму и композицию выступления. Монологическая речь требует соблюдения законов логики и правил грамматики. Сила ее воздействия достигается убедительностью доказательств (научная и деловая речь), образностью и выразительностью, влиянием на чувства слушателей (речь оратора, артиста).
Речь учителя должна содержать все эти средства. Монологическая речь требует не только обязательной предварительной подготовки, но также непрерывного внимания к собственной речи (к ее содержательности, убедительности, языковой безупречности и пр.) и к реакциям слушателей. Другими словами, монологическая речь требует от говорящего высокой культуры мышления, речи и психологической наблюдательности.
Монолог труден не только для говорящего, но и для слушателей, внимание которых должно быть устойчивым и сосредоточенным в течение длительного времени. Восприятие монологической речи особенно затрудняет детей, и чем они младше, тем в большей степени. Причина этого не только в недостаточной устойчивости внимания детей, но и в своеобразии объекта внимания: внимание к словам, к содержанию речи и тем более к последовательности рассуждений говорящего всегда труднее, чем внимание к реальным вещам и явлениям.
Монологическая речь по своей структуре ближе стоит к письменной речи, чем речь диалогическая.
Письменная речь
Письменная речь выражается графическими знаками и воспринимается зрением. Она представляет собой вид речи, с помощью которой возможно общение людей, разъединенных большими расстояниями и временем. , что она труднее устной речи как для тех, кто передает с ее помощью мысли, так и для тех, кто эти мысли воспринимает.
Пишущий передает содержание речи без использования таких вспомогательных средств языка, как интонация, мимика, жесты, которые облегчают понимание мыслей. Пишущий не всегда может учесть реакцию читателей на свою речь, потому что не видит, не слышит и часто не знает их.
Круг читателей книг, газет, журналов весьма широк и разнообразен. Читатели тоже лишены возможности непосредственно выразить свое мнение о содержании и форме написанного. Чтобы стать доступной широкому кругу читателей, письменная речь должна строиться как развернутая, полностью соответствующая правилам логики и грамматики.
Письменная речь предъявляет большие требования к человеку, который ею пользуется. Письменная речь может быть диалогической и монологической.
Внутренняя речь - это речь „про себя», с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений. Непосредственно с ней человек не обращается к другим людям, но посредством ее формируется и существует мысль.
Внутренняя речь трудна для изучения, поэтому по разному понимали и понимают ее сущность. И. Мюллер называл ее «речью минус звук», а бихевиористы--скрытым речевым навыком. Л. С. Выготский считал внутреннюю речь центральным звеном на пути перехода мысли в слово и слова в мысль, особым внутренним планом речевого мышления. А. Н. Соколов определяет ее как речевой механизм умственной деятельности ().
Советский психолог Б. Ф. Баев в своем исследовании природы внутренней речи ‘ указывает на существенный ее признак - зависимость от потребностей, которым она служит. Внутренняя речь не только формирует мысль, она входит обязательным компонентом во все познавательные процессы человека.
По мере упражнений в решении определенного типа задач умственная напряженность снижается, падает и мышечная активность речевого аппарата. Внутренняя речь при этом становится менее развернутой.
Сокращенность речи выражается в том, что выпадает много слов, в которых нет нужды, так как предмет мысли и ситуация, в которой протекает мышление, для самого субъекта ясны и потому не требуют полной словесной выраженности. Например, экспериментатор (физик, химик) или просто ученик, который долго раздумывал над более оптимальным вариантом решения задачи, в конце концов приблизился к цели.
Это выразилось во внутренней речи одним громко произнесенным словом «Нашел!» Одно слово на этой стадии формирования мысли может выполнять роль сложного предложения или сложного суждения. Таким образом, внутренняя речь формирует мысль.
Следует всегда иметь в виду, что внутренняя речь и мышление не одно и то же. Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение действительности, это содержательная, познавательная сторона речи. Но мысль не может быть сформирована без участия внутренней речи. Указывая на единство внутренней речи и мышления, имеют в виду прежде всего процесс формирования мысли.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Виды речи |
Рубрика (тематическая категория) | Психология |
1. Внешняя речь - нацелена на других людей при помощи разговора или различных технических устройств.
Устная речь - общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.
Она подразделяется:
· Монологическую речь – развёрнутая речь человека, обращённая к другим людям. Это речь оратора, лектора, докладчика или любого другого человека, передающего какую-либо информацию. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления.
Монологическая речь – связная, контекстная, строится по плану, должна быть последовательна и доказательна, предложения построены грамматически безукоризненно. Её выразительность создаётся за счёт голосовых средств (интонация, паузы, ударения, повторы, замедление или ускорение речи, громкости и др.). Монолог предполагает скупость и сдержанность жестов. Человек, произносящий монолог, должен учитывать все возникающие реакции слушателей и рефлексировать, ᴛ.ᴇ. осознавать то, как его речь воспринимается и при крайне важно сти корректировать её (вводить или опускать подробности, вносить образные сопоставления, усиливать доказательность и др.).
· Диалогическая речь - самый древний вид речи.
Диалог - это непосредственное общение 2-х или нескольких человек, это обмен репликами (ответ, возражение, замечание одного собеседника на слова другого. Может выражаться возгласом, возражением, замечанием по содержанию речи говорящего, а также действием, жестом, даже молчанием) или развёрнутыми прениями. Это свёрнутая речь, в ней много подразумевается, благодаря знанию и пониманию ситуации собеседником. Невербальные средства (жесты, мимика) нередко подменяют высказывание.
Тематически направленный диалог называют беседой (должна быть цель и выясняется определенный вопрос). В диалоге цель отсутствует.
Иногда диалогическая речь приобретает форму диспута͵ спора, в процессе которого может узнать ся какой-либо вопрос.
Ситуативная диалогическая речь – связана с ситуацией, в которой возникло общение. Может быть понятна только двум общющимся.
Контекстуальный диалог – все предшествующие высказывания обусловливают последующие. Это более сложное общение, т.к. должно быть развёрнутое построение мыслей для обмена идеями. По существу - ϶ᴛᴏ короткие монологи. Это и открытые дискуссии по поводу решения творческих задач, а также в философских и научных произведениях.
· Письменная речь - разновидность монологической речи, которая строится при помощи письменных знаков. Важно заметить, что для смыслового выделения, выражения отношения используются не интонации, а лексика (выбор сочетания слов), грамматика, знаки препинания, типичные синтаксические конструкции и стили, особая композиционная структура. Письменная речь допускает разрыв во времени и пространстве между моментом её создания и восприятия другими (письма, литературные произведения и др.).
2. Внутренняя речь -особый вид беззвучной речевой деятельности (ʼʼпро себяʼʼ и ʼʼна себяʼʼ). Характеризуется предельной свернутостью грамматической структуры и содержания.
· Собственно внутренняя речь – свёрнута͵ в ней опускается большинство второстепенных членов предложения, нередко остаётся только подлежащее, являющееся для человека центром мысли, вокруг которого объединяются образы. Могут быть изменения и в самом слове, к примеру, в русском языке в слове выпадают гласные, не несущие смысловых нагрузок. Слова понятны только субъекту. Может также строиться по типу конспекта͵ оглавления: о чём идёт речь, что должно быть сказано, опуская известное.
· Внутренне проговаривание – совпадает по структуре с внешней речью.
Внутренняя речь выполняет планирующую и контролирующую функции. Так, она является начальным моментом речевого высказывания, его программированием перед реализацией; средством рефлексивных действий, позволяющих строить самоустановки при общении с другими людьми и при осуществлении самоанализа, самооценки.
3. Эгоцентрическая речь - промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней. Около 3-х лет ребёнок начинает говорить вслух с самим собой, планировать в речи свои действия.
Виды речи - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды речи" 2017, 2018.
Существуют различные виды речи: звуковая речь и речь жестов, письменная и устная, внешняя речь, внутренняя и эгоцентрическая, грамотная и неграмотная, быстрая и медленная, интересная и скучная, выразительная и невыразительная, монологическая и диалогическая, официальная... .
В настоящее время существует большое количество разнообразных теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи. Суть данной проблемы состоит в том, что сегодня достаточно трудно дать однозначный ответ в отношении того, является ли человеческая речь врожденной... .
Одним из основных отличий человека от животного мира, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь чаще всего определяется как процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык... .
N центр Брока, который находится в задней части третьей лобной извилины левого полушария. Это двигательный центр речи. Человек теряет способность произносить слова N К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим -...
Внутренняя речь, прежде всего, связана с обеспечением процесса мышления. Это очень сложное с психологической точки зрения явление, которое обеспечивает взаимосвязь речи и мышления.
Внутренняя речь не направлена на общение. Это разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь. Внутренняя речь отличается по структуре от внешней тем, что она свернута, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Внутренняя речь, как и внешняя, существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ. В отличие от собственно внутренней речи внутреннее проговаривание совпадает по структуре с внешней речью Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1.: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. -- М.: Педагогика, 2001.. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Внутренняя речь -- это речь про себя, с нею мы не обращаемся к другим людям. Внутренняя речь имеет весьма существенное значение в жизни человека, будучи связана с его мышлением. Она органически участвует во всех мыслительных процессах, направленных на решение каких-нибудь задач, например, когда мы стремимся понять сложную математическую формулу, разобраться в каком-нибудь теоретическом вопросе, наметить план действий и т. д.
Для этой речи характерно отсутствие полной звуковой выраженности, которая заменяется зачаточными речевыми движениями. Иногда эти зачаточные артикуляционные движения приобретают очень заметную форму и даже приводят к произнесению отдельных слов по ходу мыслительного процесса. «Когда ребенок думает,-- говорит Сеченов,-- он непременно в то же время говорит. У детей лет пяти дума выражается словами или разговором шепотом, или по крайней мере движениями языка и губ. Это чрезвычайно часто случается и со взрослыми людьми. Я по крайней мере знаю по себе, что моя мысль очень часто сопровождается при закрытом и неподвижном рте немым разговором, т. е. движениями мышц языка в полости рта. Во всех же случаях, когда я хочу фиксировать какую-нибудь мысль преимущественно перед другими, то непременно вышептываю ее. Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями, сопровождающими мою мысль в форме разговора». В некоторых случаях внутренняя речь приводит к замедлению мыслительного процесса.
Несмотря на отсутствие полной словесной выраженности, внутренняя речь подчиняется всем правилам грамматики, свойственным языку данного человека, но только протекает не в столь развернутой форме, как внешняя: в ней отмечается ряд пропусков, отсутствует выраженное синтаксическое членение, сложные предложения заменяются отдельными словами. Объясняется это тем, что в процессе практического пользования речью сокращенные формы стали замещать более развернутые. Внутренняя речь возможна лишь как преобразование внешней. Без предварительного полного выражения мысли во внешней речи она не может быть сокращенно выражена и во внутренней речи.
Речевое общение -- это сложный и многосторонний процесс. Речь - представляет собой процесс словесного общения людей друг с другом. При этом речь - многофункциональна. Существует множество классификаций функций речи, основными из которых являются коммуникативная и сигнификативная. Основными видами речи являются внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь, в свою очередь делится на отдельные подвиды: монологическую, диалогическую, устную, письменную и кинестетическую. Внутренняя речь неразрывно связана с внешней речью и представляет собой особую форму мыслительного процесса.
Образовательный журнал для школьников, воспитателей и учителей
2024 © chalt-1school.ru